Как играть в математическое домино
Интеллектуальная игра «Математическое домино»
Рябова Л.Д. учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 им академика В.И.Кудинова г Воткинска УР
Пояснительная записка
Математическое домино – это командное соревнование по решению задач. В неё можно играть и одному человеку, решая разнообразные задачи на логику. Формирование прочных вычислительных навыков – это серьёзный труд для ученика. С помощью доминошных задач можно сделать этот труд интересным и занимательным
Карточки игры домино – уникальный счётный материал. В непринужденной игровой форме ученики легко и радостно решают интересные задачи, и вместе с тем попутно отрабатывает навыки сложения, вычитания, повторяют таблицу умножения, развивают логическое мышление. При этом существует элемент соревновательности.
Цели и задачи: развитие познавательной деятельности и интеллектуальных способностей учащихся, развитие внимания, кругозора, находчивости, мышления, наблюдательности, сообразительности, умение работать в команде.
Аудитория: команды учащихся 2 классов
Предмет: математика
Задачи напечатаны на карточках-домино. Изначально все карточки лежат на столе жюри задачами вниз, то есть участники могут видеть только изображения костей домино, но не текст задач. Зачётным показателем в математическом домино является общее количество набранных очков.
Для удобства карточки с задачами могут быть напечатаны на цветных листах.
Организация и проведение
интеллектуальной игры «Математическое домино»
Правила игры «Математическое домино»
1.В игре может участвовать от 3 до 16 команд. Игра идёт в течение 3-4 часов (время может быть изменено), о чём сообщается заранее.
2.Протокол игры ведётся жюри с выводом на экран текущих результатов через мультимедийный проектор.
3.Каждая из 28 задач имеет свою стоимость согласно распределению баллов на доминошках (0-0, 0-1, 0-2, …, 4-6, 5-5, 5-6, 6-6).
4.Каждая команда берёт себе одну задачу на свой выбор из банка задач, который находится у жюри (каждая задача - в одном экземпляре).
5.На каждую задачу (кроме 0-0) команда может дать ответ только два раза.
6.Если сразу дан верный ответ или решение, то команда получает полное суммарное количество баллов соответствующей доминошки. 7.Если же с первого раза даны неверный ответ или решение, то в протокол ставится 0 баллов, и со второй попытки за верное решение команда сможет получить только большую часть баллов доминошки.
8.После двух неудачных попыток задача больше не принимается, а команда наказывается штрафом, равным меньшей части баллов доминошки.
9.Доминошка 0-0 при верном решении с первой попытки даёт 10 баллов, если же решение неверное, то задача больше не принимается и по ней команда получает 0 баллов.
10.Если команда не может решить задачу и не хочет давать по ней ответ, то она может её «сбросить», т.е. сдать в жюри с получением штрафа как за нерешённую задачу.
11.Если команда ошибочно взяла задачу, которую решала ранее, то она наказывается одним штрафным баллом. Сдаёт эту задачу в жюри и берёт себе новую.
12.Игра для команды прекращается либо по окончании отведённого на неё времени, либо после того, как командой разобраны все 28 задач.
13.Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Регламент проведения игры «Домино».
1.Ответ или решение (жюри сообщает заранее) принимается в чётко
записанном виде на отдельном листке, в котором команда указывает также своё название и цену задачи. При этом в жюри сдаётся и условие задачи.
2.У стола жюри всегда находится только один игрок. Остальные команды ждут своей очереди.
3..В случае шумного поведения команда наказывается штрафным баллом, который учитывается в окончательном итоге.
4..Если кто-то из игроков и после двух командных наказаний ведёт себя шумно, мешая в проведении игры, жюри имеет право удалить его с игры, после чего он полностью лишается возможности в ней участвовать.
5..Выйти из аудитории по необходимости игрок может только с разрешения жюри, но не позднее, чем за полчаса до окончания игры.
6.За 30 минут до конца времени игры жюри предупреждает об этом.
7.В протокол вносятся названия команд, баллы за рассмотренные задачи и штрафные баллы.
8.По окончании игры все бланки ответов сохраняются на случай возникновения спорных ситуаций.
9.Претензии по игре принимаются от капитанов команд сразу по окончании игры до объявления окончательных итогов.
Таблица результатов игры
Задачи на игру: Математическое домино для учащихся 2 класса
0-0 На груше росло 50 груш, а на иве — на 12 меньше. Сколько груш росло на иве?
0-1 Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа?
0-2 Курица на двух ногах весит 2 кг. Сколько весит курица на одной ноге?
0-3 Вася с Сашей играли в шашки 4 часа подряд. Сколько часов играл каждый из них?
0-4 На дереве сидело 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве?
0-5 Сколько концов у двух с половиной палок?
0-6 Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось?
1-1 Бабушка купила на базаре две пары туфель, три яблока и пять груш. Одну пару туфель бабушка подарила своей внучке. Сколько всего фруктов купила бабушка?
1-2 Наташа, Ира и Лена задумали 3 числа. Число Иры состоит из одного десятка и 8 единиц. Лена задумала следующее за ним число, а Наташа – число, стоящее перед числом, задуманным Ирой. Какие числа задумали девочки? Запиши.
1-3 На столе лежат красные и зелёные кубики, всего 3 кубика. Есть ли среди них 2 кубика одного цвета?
1-4 Вася сделал 5 фонариков, а Маша ещё несколько фонариков. Вместе они сделали 12 фонариков. Сколько фонариков сделала Маша?
1-5 В 3 года Саше и Свете подарили по трёхколёсному велосипеду. Сейчас Саше 5 лет, Свете – 7. Кто из детей получил велосипед позднее?
1-6 В одной строке ученик поставил 6 точек на расстоянии 2 см. друг от друга, а в другой – 11 точек на расстоянии 1 см. Друг от друга. Какой ряд точек длиннее? 2-2 Дима старше Вани, а Ваня старше Кости. Кто старше – Дима или Костя?
2-3 Катя вылепила из пластилина слона, зайца и верблюда. Какую фигуру Катя вылепила раньше, если слон появился позднее всех, верблюд не раньше зайца?
2-4 У Саши 3 ореха, у Вовы 4 ореха, а у Лены – 8. Девочки сложили свои орехи и поделили их поровну. Сколько орехов у каждой?
2-5 У белки и медведя на двоих 4 ореха. Известно, что у медведя орехов больше чем у белки. Сколько орехов у белки?
2-6 В коллекции 9 копеек пятью монетами. Какие это могут быть монеты?
3-3 Девочки Катя, Галя и Оля спрятали медвежонка, зайчика и слоника. Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Кто какую игрушку спрятал?
3-4 На весах, которые находятся в равновесии, на одной чашке лежит 1 морковка и 2 одинаковые редиски. На другой чашке – 2 такие же морковки и 1 такая же редиска. Что легче: морковка или редиска ?
3-5 У продавца были гири :
1 кг, 2 кг и 4 кг и чашечные весы.
Какой вес он может взвесить с помощью этих гирь, если гири он кладет только на одну чашку весов?
3-6 В библиотеке на двух полках было 19 книг.
Купили новые книги и на каждую полку поставили еще столько книг, сколько было на ней.Сколько теперь книг стоит на двух полках ?
4-4 Костя задумал число, прибавил к нему 1, отнял 2,
умножил результат на 3 и разделил на 4.
Получилось 6.
Какое число задумал Костя ?
4-5 При рождении в скелете ребенка насчитывается 270 костей. Затем некоторые кости срастаются и у взрослого человека всего 206. На сколько костей у взрослого человека меньше, чем у новорожденного?
4-6 Итальянец при разговоре делает 80 жестов в час. Француз на 40 жестов больше, чем итальянец, а мексиканец – на 60 жестов больше, чем француз. Сколько жестов делает каждый из них при 2х часовом разговоре?
5-5 Шахматы – одна из древнейших известных нам игр. Ученые утверждают, что шахматам около 5000 лет. Первые же письменные упоминания о них относятся к 570 году. Сколько лет прошло с тех пор?
5-6 На календаре 2007 год. Сумма цифр этого числа равна 9. Через сколько лет повторится такая же сумма цифр? (9лет)
(А) 1 год (В) 2 года (С) 7 лет (D) 9 лет (Е) 12 лет
6-6 Квадратный лист бумаги сложили пополам, затем еще раз пополам и от полученного квадратика отрезали маленький уголок. Затем лист бумаги развернули. Что не могло получиться? (все могут )
| Когда «послезавтра» станет «вчера», то «сегодня» будет также далеко от воскресенья, как тот день, который был «сегодня», когда «вчера» было «завтра». Какой сегодня день недели? | среда |
| Какое из чисел 127, 567или 321делится на 9 ? | 567 |
| Какой наибольший общий делитель чисел 36, 27, 54? | 9 |
| Найдите расстояние между точками A(-6,8) и В(2,3). | 9,1 |
| ||
| У мальчика столько же сестёр, сколько братьев, а у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сколько сестёр? | 4 брата и 3 сестры |
| Найдите расстояние между точками E(-8,75) и F на координатной прямой. | 5 |
| 3,78 | |
| На спортивные соревнования прибыло 120 участников, среди которых 36 мастеров спорта и 60 кандидатов в мастера спорта. Какую часть от общего числа участников составляют кандидаты в мастера спорта? | |
| Расстояние между двумя сёлами на карте равно 8,5 см. Найдите расстояние между сёлами на местности, если масштаб карты 1: 600 000. | 510 000см=5100м= =5км100м |
| Прогноз: слой плодородной почвы толщиной в 10 миллиметров образуется за 400 лет. Сколько лет должно пройти, чтобы его толщина достигла 20 см? | 8000 лет |
| Диаметр колеса 15см. Какой путь пройдет колесо за 10 оборотов? Число округлите до сотых. | 471 см |
| Из 9,6 кг помидоров получают 4 л томатного соуса. Сколько литров соуса можно получить из 84 кг помидоров? | 35 л |
| Бригада из 24 человек за 5 дней отремонтировала квартиру. За сколько дней выполнят эту же работу 15 человек, если будут работать с той же производительностью? | 8 дней |
| Найти само число, если его равны 20 | 50 |
| Упростите выражение | |
| ||
| Сколько бабушек было у Ваших прабабушек и прадедушек? | 16 бабушек |
| Найдите три дроби, каждая из которых больш и меньш | |
| Найдите наибольший общий делитель чисел 21 и 18 | 1 |
| Найдите наименьшее общее кратное чисел 21 и 18 | 126 |
| Для числа 1147 найдите ближайшее к нему натуральное число, которое кратно 9. | 1148 |
| Укажите наименьшее трехзначное натуральное число, которое состоит из нечетных цифр и делится на 9. | 108 |
| Сегодняшняя дата записывается 08.04 2014. Укажите ближайшую в будущем дату, в которой цифры стоят слева направо в неубывающем порядке. | 01.11.2222 |
| -6; 6 | |
| Сколько целых решений имеет неравенство | 25+157+1=183 |
| 18 | |
| Перемножим числа от 1 до 50. Сколькими нулями заканчивается произведение? | 12 |
Математическая игра Домино, для 5 классов
Трое играли в шашки. Всего сыграно 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? | Если в 12 ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? |
Из автобуса на остановке вышло 6 пассажиров, а вошло 11. На следующей остановке вышло 8, вошло 9. Сколько пассажиров стало в автобусе, если вначале в автобусе было 24 пассажира? | Площадь квадрата равна 144 см2. Чему равна площадь квадрата, у которого сторона на 3 см меньше? |
Гриша, Зина, Люда, Петя родились 12 января, 6 апреля, 12 июня, 27 июня. Петя и Люда родились в одном месяце, а Зина и Петя родились в один и тот же день разных месяцев. Когда родился Гриша? | В каком из написанных чисел 192, 741, 389, 138, 231 цифра десятков, умноженная на себя, равна сумме цифр сотен и единиц? |
В выражении 4 + 32 : 8 + 4 · 3 расставьте скобки так, чтобы в результате получилось как можно большее число | Длина лестницы между соседними этажами равна 10 м. Сколько метров придется пройти, чтобы подняться с первого этажа на седьмой? |
Найдите значение выражения: 245+35∙18. | Сколько можно составить трехзначных чисел, для записи которых употребляются только цифры 5 и 6? |
Найдите сумму всех трехзначных чисел, которые можно составить из цифр 1 и 2 (каждую цифру в написании числа использовать можно один раз). | Запишите выражение и найдите его значение: |
Запишите число: 87 миллиардов 94 миллиона 1 тысяча 18. | Найдите площадь треугольника: B C 2 см A 5 см D |
Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если a=6 см, b=10 см, c=5 дм. | Какая цифра в числе 3975143 стоит в разряде сотен тысяч? |
Какое число записано в виде суммы разрядных слагаемых 300000+2000+50+8? | Запишите число, в котором 6 десятков тысяч, 8 сотен и 3 десятка. |
Найдите разность наименьшего пятизначного числа и наибольшего трехзначного. | Сколько всего отрезков изображено на рисунке? |
Найдите значение выражения: 15м 3см 6мм-7м 6дм 76 мм. Результат запишите в миллиметрах. | Выразите в метрах и сантиметрах 5382 см. |
Определите координату точки P. | Какие координаты имеют точки К и М? |
Определите координату середины отрезка AB с концами в точках A(3) и B(13). | Решите уравнение: x+48=192. |
Вычислите сумму: 68157+3024. | Периметр треугольника ABC равен 166 см. Сторона АB равна 62 см, сторона AC меньше стороны AB на 14 см. Найдите длину стороны BC. |
Коле Гераскину – 12 лет, а профессору Селезнёву – 42. Через сколько лет Коля будет вдвое младше профессора? |
Ответы к игре Математическое домино, 5 класс, 1-я игра
Трое играли в шашки. Всего сыграно 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (Две партии)
Если в 12 ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (нет, так как будет 12 ночи)
Из автобуса на остановке вышло 6 пассажиров, а вошло 11. На следующей остановке вышло 8, вошло 9. Сколько пассажиров стало в автобусе, если вначале в автобусе было 24 пассажира? (30 пассажиров)
Площадь квадрата равна 25 см2. Чему равна площадь квадрата, у которого сторона на 3 см меньше? (4 см2)
Гриша, Зина, Люда, Петя родились 12 января, 6 апреля, 12 июня, 27 июня. Петя и Люда родились в одном месяце, а Зина и Петя родились в один и тот же день разных месяцев. Когда родился Гриша? (Петя – 12.06; Люда – 27.06; Зина – 12.01; Гриша – 6.04)
В каком из написанных чисел 192, 741, 389, 138, 231 цифра десятков, умноженная на себя, равна сумме цифр сотен и единиц. (138)
В выражении 4 + 32 : 8 + 4 * 3 расставьте скобки так, чтобы в результате получилось как можно большее число. ((4 + 32 : 8 + 4) * 3 = 36)
Найдите значение выражения: 245+35∙18 (875)
Сколько можно составить трехзначных чисел, для записи которых употребляются только цифры 5 и 6? (8: 555; 556; 565; 566; 655; 656; 665; 666)
Найдите сумму всех трехзначных чисел, которые можно составить из цифр 1 и 2 (каждую цифру в написании числа использовать можно один раз). (33)
Запишите выражение и найдите его значение: «произведение 25 и 3 прибавили к 18» (93)
Запишите число: 87 миллиардов 94 миллиона 1 тысяча 18 (87 094 001 018)
Найдите площадь треугольника: (2·5:2=5см2)
Какая цифра в числе 3975143 стоит в разряде сотен тысяч? (9)
Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если a=6 см, b=10 см, c=5 дм. (300 см3)
Какое число записано в виде суммы разрядных слагаемых 300000+2000+50+8? (302 058)
Запишите число, в котором 6 десятков тысяч, 8 сотен и 3 десятка (60 830)
Найдите разность наименьшего пятизначного числа и наибольшего трехзначного (11111-999=10112)
Сколько всего отрезков изображено на рисунке? (6 отрезков)
Найдите значение выражения: 15м 3см 6мм-7м 6дм 76 мм. Результат запишите в миллиметрах (7360 мм)
Выразите в метрах и сантиметрах 5382 см. (53м 82 см)
Определите координату точки P (P(49))
Какие координаты имеют точки К и М? (М(4) и К(9))
Определите координату середины отрезка AB с концами в точках A(3) и B(13). (середина отрезка в точке с координатой 8)
Решите уравнение: x+48=192. (144)
Вычислите сумму: 68157+3024. (71181)
Периметр треугольника ABC равен 166 см. Сторона АB равна 62 см, сторона AC меньше стороны AB на 14 см. Найдите длину стороны BC. (56 см)
Коле Гераскину – 12 лет, а профессору Селезнёву – 42. Через сколько лет Коля будет вдвое младше профессора? (через 18 лет)
Распределить доминошки по уровню сложности самостоятельно организатору игры
В игре могут участвовать до 10 команд (по 5 человек в каждой команде) на один комплект задач. Игра идёт в течение 3-4 часов, о чём сообщается заранее.
Протокол игры ведётся жюри с выводом на экран текущих результатов через мультимедийный проектор.
Каждая из 28 задач имеет свою стоимость согласно распределению баллов на доминошках (0-0, 0-1, 0-2, …, 4-6, 5-5, 5-6, 6-6).
Каждая команда получает изначально две задачи с суммарной стоимостью не более 8 баллов случайным образом из банка задач, который находится у жюри (каждая задача каждого комплекта - в одном экземпляре). После этого при сдаче ответа вместе с условием задачи команда самостоятельно берёт себе новую задачу. При этом у команды на руках всегда две задачи.
На каждую задачу (кроме 0-0) команда может дать ответ только два раза.
Если сразу даны верный ответ или решение, то команда получает полное суммарное количество баллов соответствующей доминошки. Если же с первого раза даны неверный ответ или решение, то в протокол ставится 0 баллов, и со второй попытки (после взятия этой задачи в будущем) за верное решение команда сможет получить только большую часть баллов доминошки. После двух неудачных попыток задача больше не принимается, а команда наказывается штрафом, равным меньшей части баллов доминошки. Невозможность в будущем решать командой задачу со штрафом в 0 баллов отмечается в протоколе жёлтым цветом (карточкой).
Задача 0-0 при верном решении с первой попытки даёт 10 баллов, если же решение неверное, то задача больше не принимается, по ней команда получает 0 баллов и жёлтую карточку.
Если команда не может решить задачу или не хочет давать по ней ответ, то она может её «сбросить», т.е. сдать в жюри без получения полагающегося штрафа (в этом случае команда должна сдать листочек, на котором ответ не указывается, записывается слово «сброс» или ставится прочерк). При этом команда может взять себе эту задачу в будущем, если по ней у команды пока ещё 0 баллов и нет жёлтой карточки. В случае первой попытки при сбросе команда получает 0 баллов, в случае второй попытки команде оставляются 0 баллов и даётся желтая карточка.
Если команда ошибочно взяла задачу, которую решала ранее и уже получила по ней соответствующий ненулевой балл или жёлтую карточку, то она наказывается одним штрафным баллом, который выставляется в графу «штраф». Сдаёт эту задачу в жюри и берёт себе новую.
Ответ на задачу команда указывает на специальном бланке. В случае неверного оформления листка ответа (отсутствие названия команды, цены задачи, эмблемы-логотипа на задней стороне) команда наказывается штрафным баллом.
Если во время или по окончании игры в ответах жюри обнаружится ошибка, то команда, сдавшая правильный ответ, получает удвоенное количество баллов, полагавшихся ей за правильный ответ в момент его сдачи. Баллы за подобную задачу у команд, которым был засчитан неверный ответ, обнуляются.
Игра для команды прекращается либо по окончании отведённого на неё времени, либо после того, как командой разобраны все 28 задач.
Команды по итогам игры занимают места по убыванию количества набранных ими баллов.
Порядок проведения игры «Домино»
Ответ или решение принимается в чётко записанном виде на отдельном листке, в котором на той же стороне листка команда указывает также своё название (в правом верхнем углу) и цену задачи (в левом верхнем углу). На стол жюри листок с ответом кладётся подписанной стороной вниз, а сверху на него кладётся карточка с условием задачи. Оборотная сторона командного листка должна содержать эмблему-логотип команды.
Подойти к столу жюри для сдачи ответа и выбора новой задачи может только один игрок команды.
На выбор следующей задачи у стола жюри представитель команды получает не более 10 секунд. В случае затягивания выбора жюри выдаёт команде любую первую попавшуюся задачу, которую команда ещё может решать, в том числе и нерешённую с первой попытки.
В случае шумного поведения команда наказывается штрафным баллом, который учитывается в окончательном итоге.
Если кто-то из игроков и после двух командных наказаний ведёт себя шумно, мешая в проведении игры, жюри имеет право удалить его с игры, после чего он полностью лишается возможности в ней участвовать.
Выйти из аудитории по необходимости игрок может только с разрешения жюри.
В протокол вносятся названия команд, баллы за рассмотренные задачи и штрафные баллы.
Во время игры все бланки ответов сохраняются на случай возникновения спорных ситуаций.
По окончании игры командам выдаются тексты всех задач с ответами и основными идеями решений.
Претензии по игре принимаются от капитанов команд сразу по окончании игры до объявления окончательных итогов.
Протокол игры Домино в электронной таблице Exel
Арифметикум. Математическое домино - запись пользователя Анна (id1954799) в сообществе Настольные игры в категории обучающие игры
Эта игра оказалась нам сложной - она для детей, которые начали изучать деление. Она оказалась сложной и для мамы, которая деление проходила …лет назад. Но как игра хорошо продумана!
В игре есть три уровня сложности - они определяются по количеству точек в центре карточек. Правила игры заявляют, что третий уровень сложности все равно не выходит за цифру 100.
Мы попробовали с сыном играть на первом уровне. Хоть таблицу умножения в школе еще не учили, но он у меня самостоятельно разобрался в главном: ему понятен принцип умножения - что 5*3 это три раза сложить 5. Соответственно умножить простые цифры в уме он может. Но в игре есть деление - тут пришлось мне объяснять.
Играли очень медленно - он потому что постоянно считал в уме, я потому что постоянно считала в уме. Оказалось, что я не могу запомнить какие цифры есть у меня в 6 карточках. Кошмар!))) На каждый ход я заново пересчитывала все карточки в поисках подходящей цифры.
Для детей есть замечательная поблажка - проверка правильности: если посчитал верно, то кружочки по краям карточек совпадут по цвету. Но подобрать так карточку, не сосчитав, нереально. )))
Правила напрямую предлагают игрокам придумывать свои правила. Пробуйте раздавать разное количество карточек, пропускать ход, скидывать лишние карточки. Предусмотрена возможность к одной карточке делать до трех ходов (с каждой стороны) - везде есть проверочные кружочки. На фото наша первая игра с сыном.
Никогда не думала, что ребенок будет сам осваивать счет. Несколько игр со сложением/вычитанием мы освоили и мой первоклашка меня уже побеждает. А я довольна этим и мы идем дальше. И я очень рада, что игры делают так, что и взрослым поиграть интересно.
Лабиринт
![]()
![]()
![]()
Флавио Фогароло: Арифметикум. Математическое домино
Лабиринт
Весело и полезно!
Математическая игра "Математическое домино"
ИГРА «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОМИНО»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
- развивать умение оценивать и прогнозировать;
- развивать познавательную деятельность;
- создать условия для саморегуляции и регуляции;
- развитие стрессоустойчивости.
Участники: Данная игра предназначена как для индивидуальной работы, так и для
групповой.
Жюри: старшеклассники.
Слайд 1.
Сегодня вы собрались на игру «Математическое домино». Все вопросы и задания,
которые будут заданы, связаны с математикой. Вам необходимо, как можно быстрее
решить все задачи и поднять сигнальную карточку готовности.
Представляю вам игроков команд:
Команда А, Команда Б.
Поприветствуем их!
Давайте познакомимся с историей и правилами игры традиционного домино.
Слайд 2. Что такое домино?
Домино - небольшие пластинки, по традиции, изготавливавшиеся из слоновой кости или просто кости с небольшими, круглыми вставками черного дерева. Эти пластинки использовались, чтобы играть во многие игры.
Время происхождения домино - приблизительно от 1120 до н.э. Домино, хотя и достаточно распространено на Западе, на самом деле является Китайским изобретением. Оно произошло от игральных костей, которые были ввезены в Китай из Индии в далеком прошлом. Каждая косточка домино первоначально представляла собой результат бросания двух игральных костей. Одна половинка домино представляет результат бросания одной кости, вторая - другой.
Примерно в 18-м столетии домино прибыло в Европу, когда оно появилось в Италии.
Интересно, что американские эскимосы также играют игру, использовавшую фишки, очень напоминающие Домино. Это очень странно, если не предположить о некоей связи, существовавшей в древности между Китаем и Америкой. Многие игры, которые мы относим к домино, являются современными. Блочные игры датируются началом 20-е столетия. Предположительно, некоторые игры, как например, пасьянсы Reiner Miller'а, созданы в последние несколько десятилетий.
Слайд 3 Правила игры в традиционное домино
Играют от двух до четырёх человек. Для двух сдают по 7 камней, для 3 или 4 по 5 костей. Остальные находятся в стороне, чистой стороной вверх (на базаре). Начинает тот игрок, у которого есть дубль 6-6, он выставляет кость. Следующие игроки выставляют соответственно 6-1, 6-2 и т.д. Если таких камней нет, то надо добирать из базара. Если же ни у кого из игроков нет дубля 6-6, то можно ходить другими, например 5-5, 4-4 и т.д. от большего к меньшему. А если ни у кого нет дубля, то ходят большими значениями камня, например 6-5. Игра кончается тогда, когда один из игроков выложит свой последний камень. Победителю записывается сумма очков всех камней у проигравших. Игра может закончиться когда камни на руках будут, но нечего будет докладывать. В этой ситуации выигрыш принадлежит тому, у кого меньше всего очков. В выигрыш ему записывается разность очков. Игра продолжается до заранее оговорённой суммы, например 100 очков.
Слайд 4 Правила игры.
Каждая команда получает одинаковые задания. Выкладывает на столе все «кости» заданиями вверх.( В команде от 2-4 человек).
Взяв любую «кость», команда начинает решать поставленные задачи. Среди оставшихся «костей» находит верный ответ. Рядом с условием задачи прикладывается верный ответ. (Например: сначала по горизонтали выкладывается 3 «кости», затем делается поворот вниз, выкладываются по вертикали 2 «кости», затем снова 3 «кости» по горизонтали влево и 2 «кости» по вертикали вверх.)
Решив 10 задач, у участников должна получиться геометрическая фигура – прямоугольник.
Победителями считается первая, справившаяся с заданиями команда, показавшая сигнальную карточку готовности.
Победителям вручаются сертификаты и выставляются в журнал пятёрки.
Игра "Математическое домино" (6 класс)
Конспект игры «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОМИНО» для 6 классов
Автор: Антропова Вероника Юрьевна – учитель математики МБОУ СОШ №1, г.Воткинска УР.
Участники: 5 команд по 4-6 человек, 6 класс, УМК любой.
Жюри: 2 человека (счётная комиссия, проверяют задания и выставляют баллы) + 1 человек выдаёт карточки с заданиями.
Реквизит: Часы, протокол заданий для жюри (приложение-3), 5 протоколов для команд (приложение-4), ручки для жюри и команд, черновики, призы и грамоты для участников.
Ход игры: На учительском столе раскладываются карточки как в домино (см. фото 1). Сами карточки с заданиями в приложении-1, а ответы к заданиям для жюри в приложении-2. Команды за определённое время (например, урок в 45мин.) должны ответить на как можно большее количество заданий на карточках. Все задания распределены по 6 категориям сложности. Сверху на карточке написан номер задания и максимальный балл, например 1-2б, означает, что это первое задание на 2 балла, 5-6б, означает, что это 5 задание на 6 баллов. Перевернув карточку, участники читают и выполняют задание. Команды выбирают капитана, он подходит к жюри за карточкой-заданием, отмечает у себя в протоколе какое задание взял, чтобы потом не брать его снова и идёт решать к команде или сразу даёт ответ. Жюри в своём протоколе ставит баллы команде за эту карточку. Решив одно задание, команда тут же берёт другое (в порядке очереди). Капитан сам решает, с какой карточки начать – сложной или простой. Тут тоже нужна стратегия. Например, в моей школе победил не самый умный 6 класс, т.к. они решили лёгкие задания, но много, а ребята из математического класса брали задания на 6 баллов, но не всё решили верно, поэтому проиграли.
Оценивание: Если задание выполнено верно, то команда получает то количество баллов, которое указано на карточке. Если есть небольшие недочёты, то жюри вправе снять 1-2 балла, если же задание выполнено неверно, то в протоколе ставится 0 баллов. Когда 45 минут пройдут жюри перестаёт выдавать карточки с заданиями, ждёт пока все команды ответят на те задания, которые ещё у них, затем подсчитывает баллы у каждой команды и определяет победителей.
Фото 1
Используемые источники:
2. Сайт igraza.ru – Учимся играя. Игры, ребусы, загадки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.igraza.ru/crossword.html
Приложение 1
Сосчитай:
1) 1,27 + 2,3 =
2) 0,65 – 0,5 =
3) 17 + 0,3 =
4) 2,7 · 100 =
5) 6 : 0,3 =
6) 0,7 – 0,06 =
7) 5,3 : 0,1 =
8) 0,6 · 5 =
9) 3,2 – 1,7 =
10) 2,6 : 0,13 =
Сколько прямоугольников
на картинке?
Сколько на рисунке квадратов?
Расставьте дроби в порядке возрастания.
0,3
2,06
5,4
1,48
0,08
0,29
5,39
2,1
1,5
Сократи дробь
1) 5)
2) 6)
3) 7)
4) 8)
Назовите
5 известных
математиков
Спойте три песни, в которых есть числа
«Винни-Пух купил себе на день рождение 12 банок варенья и пригласил в гости Пяточка. Известно, что Пяточек ест варенье в 2 раза медленнее, чем Винни-Пух. Через 2 часа все варенье было съедено.
Сколько банок варенья съел Пяточек за это время?»
«Цифры от 1 до 9 разместите в кольце так, чтобы одна цифра была в центре, а сумма трёх цифр каждого диаметра составляла 15».
Сколько лет спал Илья Муромец?
Чему равно 3 в кубе?
Чему равен периметр квадрата?
Как называется результат сложения?
Сколько секунд в одном часе?
Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
Чему равна площадь прямоугольника?
Сформулируйте признак делимости на 9.
Чему равно 2 в
четвёртой степени?
Чему равен периметр прямоугольника?
Как называется результат вычитания?
Чему равна
площадь круга?
Чему равна площадь квадрата?
Как найти объём прямоугольного параллелепипеда?
Как найти длину окружности?
Что больше или ?
Бублик разрезали на 3 равных части. Сколько сделали разрезов?
Батон разрезали на 3
равных части. Сколько сделали разрезов?
Дана дробь .
Сколько нужно вычесть из числителя и прибавить к знаменателю, чтобы получилась дробь ?
Как называется одна сотая часть числа?
В семье 5 сыновей, у каждого есть сестра.
Сколько всего
детей в семье?
Назовите наименьшее натуральное число.
У меня было 3 целых яблока, 4 половинки и
8 четвертинок.
Сколько всего было яблок?
Чему равно произведение всех целых чисел, находящихся между
– 8,5 и + 9,7
Во сколько раз путь
на 16-й этаж дома длиннее пути на 4-й этаж?
За книгу заплатили 1 рубль и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга?
Продолжи ряд: 1, 1, 4, 8, 9, 27...
Какая мера длины изображена на рисунке?
Превратите луч в шар:
Вычислите:
Решите уравнение:
Решите уравнение:
Решите уравнение:
Велосипедист проехал путь
от вокзала до дома за 5,5ч
со скоростью 12км/ч.
С какой скоростью он должен был ехать, чтобы приехать на полчаса раньше?
В шестых классах занимаются 130 учащихся.
Среди них 52 мальчика.
Сколько процентов девочек учатся в шестых классах?
Вычислите:
1) 45 + (–100) =
2) – 3,8 + (– 6,2) =
3) – 2,9 + 6,05 =
4) – 3,4 + (– 0,04) =
5) – 8,4 + 3,2 =
Разделите число 1888 пополам так, чтобы получилось
два раза по 1000.
Разгадай ребусы:
Разгадай ребусы:
Решите уравнение:
Цена чая понизилась с 57,5р до 48,3р. На сколько процентов произошло снижение цены?
Расстояние между двумя городами на карте равно 8,2см. Определите реальное расстояние между городами на местности, если масштаб карты: 1 : 1000000
60% от 40% числа х равны 8,4. Найдите само число х.
Найдите значение выражения:
Найдите радиус окружности,
если её длина равна 25,12см
(π ≈ 3,14).
"Ломаные числа".
В древности так называли -...
Назовите одним словом "соразмерность" или "равенство двух отношений"
4 птицы съели 4 гусеницы
за 4 минуты.
За сколько минут 10 птиц съедят 10 гусениц?
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Составьте из букв слова ДИСКРИМИНАНТ
5 других слов
Запишите все натуральные числа, делящиеся на 3, лежащие на координатной прямой между числами 1991 и 2008
Приложение 2
Сосчитай:
1) 1,27 + 2,3 =3,57
2) 0,65 – 0,5 =0,15
3) 17 + 0,3 = 17,3
4) 2,7 · 100 = 270
5) 6 : 0,3 = 20
6) 0,7–0,06 = 0,64
7) 5,3 : 0,1 = 53
8) 0,6 · 5 = 3
9) 3,2 – 1,7 = 1,5
10) 2,6 : 0,13 = 20
Сколько прямоугольников
на картинке? Ответ: 18
Сколько на рисунке квадратов? Ответ: 11
Расставьте дроби в порядке возрастания.
0,3
2,06
5,4
1,48
0,08
0,29
5,39
2,1
1,5
Ответ: 0,08; 0,29; 0,3; 1,48; 1,5;
2,06; 2,1; 5,39; 5,4.
Сократи дробь
1) 5)
2) 6)
3) 7)
4) 8)
Назовите
5 известных
математиков
Ответ: Пифагор, Ньютон, Евклид, Декарт, Софья Ковалевская, Лейбниц, Гаусс и т.д.
Спойте три песни, в которых есть числа
«Винни-Пух купил себе на день рождение 12 банок варенья и пригласил в гости Пяточка. Известно, что Пяточек ест варенье в 2 раза медленнее, чем Винни-Пух. Через 2 часа все варенье было съедено.
Сколько банок варенья съел Пяточек за это время?»
Ответ: 4 банки
«Цифры от 1 до 9 разместите в кольце так, чтобы одна цифра была в центре, а сумма трёх цифр каждого диаметра составляла 15».
Сколько лет спал Илья Муромец?
Ответ: 33
Чему равно 3 в кубе?
Ответ: 27
Чему равен периметр квадрата?
Ответ: Р = 4а
Как называется результат сложения?
Ответ: Сумма
Сколько секунд в одном часе?
Ответ: 3600
Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
Ответ: Неправильная
Чему равна площадь прямоугольника?
Ответ: S = а· в
Сформулируйте признак делимости на 9.
Ответ: Число делится на 9, когда сумма его цифр делится на 9.
Чему равно 2 в
четвёртой степени?
Ответ: 16
Чему равен периметр прямоугольника?
Ответ: Р = (а + в) · 2
Как называется результат вычитания?
Ответ: Разность
Чему равна
площадь круга?
Ответ: S = π· R2
Чему равна площадь квадрата?
Ответ: S = а2
Как найти объём прямоугольного параллелепипеда?
Ответ: V = a·b·c
Как найти длину окружности?
Ответ: С = 2π·R или С = π·D
Что больше или ?
Ответ: .
Бублик разрезали на 3 равных части. Сколько сделали разрезов?
Ответ: 3
Батон разрезали на 3
равных части. Сколько сделали разрезов?
Ответ: 2
Дана дробь .
Сколько нужно вычесть из числителя и прибавить к знаменателю, чтобы получилась дробь ?
Ответ: 7
Как называется одна сотая часть числа?
Ответ: Процент
В семье 5 сыновей, у каждого есть сестра.
Сколько всего
детей в семье?
Ответ: 6
Назовите наименьшее натуральное число.
Ответ: 1
У меня было 3 целых яблока, 4 половинки и
8 четвертинок.
Сколько всего было яблок?
Ответ: 7
Чему равно произведение всех целых чисел, находящихся между
– 8,5 и + 9,7
Ответ: 0
Во сколько раз путь
на 16-й этаж дома длиннее пути на 4-й этаж?
Ответ: в 5 раз
За книгу заплатили 1 рубль и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга?
(2 руб)
Продолжи ряд: 1, 1, 4, 8, 9, 27...
Ответ: 16, 64, 25
(12,13,22,23,32,33…)
Какая мера длины изображена на рисунке?
Ответ: Прямая и косая сажень
Превратите луч в шар:
Л
Б
А
Р
Б
А
К
Б
У
К
У
К
Вычисли:
Ответ: 35
Решите уравнение:
Ответ: х = 4
Решите уравнение:
Ответ: х = 7,5
Решите уравнение:
Ответ: y = 72
Велосипедист проехал путь
от вокзала до дома за 5,5ч
со скоростью 12км/ч.
С какой скоростью он должен был ехать, чтобы приехать на полчаса раньше?
Ответ: 13,2км/ч
В шестых классах занимаются 130 учащихся.
Среди них 52 мальчика.
Сколько процентов девочек учатся в шестых классах?
Ответ: 60%
Вычислите:
1) 45 + (–100) = – 55
2) – 3,8 + (– 6,2) = – 10
3) – 2,9 + 6,05 = +3,15
4) – 3,4 + (– 0,04) = – 3,44
5) – 8,4 + 3,2 = – 5,2
Разделите число 1888 пополам так, чтобы получилось
два раза по 1000.
Ответ: 1888
Разгадай ребусы:
Ответ: два, глобус
Разгадай ребусы:
Ответ: ромб, перемена
Решите уравнение:
Ответ: х = 12
Цена чая понизилась с 57,5р до 48,3р. На сколько процентов произошло снижение цены?
Ответ: на 16%
Расстояние между двумя городами на карте равно 8,2см. Определите реальное расстояние между городами на местности, если масштаб карты: 1 : 1000000
Ответ: 82км
60% от 40% числа х равны 8,4. Найдите само число х.
Ответ: 35
Найдите значение выражения:
Ответ: 0,28
Найдите радиус окружности,
если её длина равна 25,12см
(π ≈ 3,14).
Ответ: R = 4см
"Ломаные числа" В древности так называли -...
Ответ: обыкновенные дроби
Назовите одним словом "соразмерность" или "равенство двух отношений"
Ответ: пропорция
4 птицы съели 4 гусеницы
за 4 минуты.
За сколько минут 10 птиц съедят 10 гусениц?
Ответ: 4 мин.
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Ответ: 50
Составьте из букв слова ДИСКРИМИНАНТ
5 других слов
Ответ: диск, мина, тир, кит, наст, тина, мир, мат, риск, кран и т.д.
Запишите все натуральные числа, делящиеся на 3, лежащие на координатной прямой между числами 1991 и 2008
Ответ: 1992, 1995, 1998, 2001, 2004, 2007
Приложение-3. Протокол для жюри.
Класс
6а
6б
6в
6г
6д
Задания
на 1 балл
1-1б
2-1б
3-1б
4-1б
5-1б
6-1б
7-1б
8-1б
9-1б
10-1б
Задания
на 2 балла
1-2б
2-2б
3-2б
4-2б
5-2б
6-2б
7-2б
8-2б
9-2б
10-2б
Задания
на 3 балла
1-3б
2-3б
3-3б
4-3б
5-3б
6-3б
7-3б
8-3б
9-3б
10-3б
Задания
на 4 балла
1-4б
2-4б
3-4б
4-4б
5-4б
6-4б
7-4б
8-4б
9-4б
10-4б
Задания
на 5 баллов
1-5б
2-5б
3-5б
4-5б
5-5б
6-5б
7-5б
8-5б
9-5б
10-5б
Задания
на 6 баллов
1-6б
2-6б
3-6б
4-6б
5-6б
6-6б
7-6б
8-6б
9-6б
10-6б
ИТОГО:
МЕСТО:
Приложение-4. Протокол игры «Домино» для команд.
Класс
Задания
на 1 балл
1-1б
2-1б
3-1б
4-1б
5-1б
6-1б
7-1б
8-1б
9-1б
10-1б
Задания
на 2 балла
1-2б
2-2б
3-2б
4-2б
5-2б
6-2б
7-2б
8-2б
9-2б
10-2б
Задания
на 3 балла
1-3б
2-3б
3-3б
4-3б
5-3б
6-3б
7-3б
8-3б
9-3б
10-3б
Задания
на 4 балла
1-4б
2-4б
3-4б
4-4б
5-4б
6-4б
7-4б
8-4б
9-4б
10-4б
Задания
на 5 баллов
1-5б
2-5б
3-5б
4-5б
5-5б
6-5б
7-5б
8-5б
9-5б
10-5б
Задания
на 6 баллов
1-6б
2-6б
3-6б
4-6б
5-6б
6-6б
7-6б
8-6б
9-6б
10-6б
ИТОГО:
Класс
Задания
на 1 балл
1-1б
2-1б
3-1б
4-1б
5-1б
6-1б
7-1б
8-1б
9-1б
10-1б
Задания
на 2 балла
1-2б
2-2б
3-2б
4-2б
5-2б
6-2б
7-2б
8-2б
9-2б
10-2б
Задания
на 3 балла
1-3б
2-3б
3-3б
4-3б
5-3б
6-3б
7-3б
8-3б
9-3б
10-3б
Задания
на 4 балла
1-4б
2-4б
3-4б
4-4б
5-4б
6-4б
7-4б
8-4б
9-4б
10-4б
Задания
на 5 баллов
1-5б
2-5б
3-5б
4-5б
5-5б
6-5б
7-5б
8-5б
9-5б
10-5б
Задания
на 6 баллов
1-6б
2-6б
3-6б
4-6б
5-6б
6-6б
7-6б
8-6б
9-6б
10-6б
ИТОГО:
Ссылки на картинки:
Исследовательская работа по математике "Играем в домино на уроках математики"
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Дугинская средняя общеобразовательная школа
Исследовательский проект
«Играем в домино на уроках математики»
Номинация: «Математика вокруг нас»
Выполнила: Рютикова Валентина Олеговна
Класс: 11
Руководитель: Гусева Елена Борисовна,
учитель математики
2014 год
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Основная часть……………………………………………………………..6
2.1. Из истории возникновения домино…………………………………….6
2.2. Сложение на домино…………………………………………………….7
Умножение на домино…………………………………………………..7
Домино и дроби………………………………………………………….8
Пирамиды из домино……………………………………………………9
Арифметическая прогрессия и домино………………………………..10
Квадраты из домино……………………………………………………11
Другие головоломки с домино………………………………………...12
3. Заключение…………………………………………………………………13
4. Список используемых источников……………………………………….14
5. Приложения………………………………………………………………..15
Введение
В одном из выпусков математической газеты, которая выпускается в нашей школе, была помещена следующая задача:
Можно ли выложить в цепь, следуя правилам игры, все 28 костяшек домино так, чтобы на одном конце была пятерка, а на другом шестерка?
Решала я ее следующим образом: выкладывала цепи из домино и каждый раз получался один и тот же результат: цепь из 28 костей, выложенная по правилам игры, заканчивается тем же числом, каким она и начинается.
Кроме того, мною был сделан еще один вывод: набор костей домино можно выложить с соблюдением правил игры не только в цепь со свободными концами, но и также в замкнутое кольцо. Значит, выложить цепь с разными концами нельзя.
Все эти выводы были сделаны экспериментальным путем, поэтому возникает вопрос, нельзя ли эту задачу объяснить с математической точки зрения.
Мною была выдвинута следующая гипотеза: домино обладает математическими особенностями.
Изучив набор домино, я выделила следующие его особенности:
Каждое число очков повторяется 8 раз (четное число раз).
5 – 0, 5 – 1, 5 – 2, 5 – 3, 5 – 4, 5 – 5, 5 – 6.
2. 28 костей домино можно выложить с соблюдением правил в одну непрерывную цепь.
3. Цепь из 28 костей кончается тем же числом очков, каким она и начинается.
4. Полный набор домино может быть выложен с соблюдением правил в замкнутое кольцо.
5. Сумма всех очков домино равна 168.
Решение предложенной задачи объясняется первой особенностью: каждое число очков повторяется четное число раз.
Если бы цепь начиналась одним числом (5), а заканчивалась другим числом (6), то тогда число очков, оказавшихся на концах цепи, повторялось бы нечетное число раз. Следовательно, сделанное допущение неправильное: число очков на концах должно быть одинаковым.
Я решила еще найти доминошные задачи. Работая в Интернете в поисках нужного материала, нашла литературу, где можно найти интересующий меня вопрос. Так, в книге Я. И. Перельмана «Живая математика» имеется глава "Математика в играх", которая открывается серией головоломок с домино. Работая с научно-популярной литературой, журналами, была собрана коллекция доминошных головоломок, и задач. Оказалась, что при помощи домино можно складывать многозначные числа, умножать натуральные числа, складывать и вычитать обыкновенные дроби, выкладывать пирамиды и арифметические прогрессии, строить математические квадраты и решать другие головоломки.
У Я. И. Перельмана есть такое высказывание, что «фокусы, подвижные игры (крокет), настольные игры (домино) и другие развлечения поддерживают у учащихся интерес к наукам".
Передо мной возникла задача: систематизировать собранный материал, чтобы на уроках математики показать возможности домино в целях повышения интереса к предмету.
Так и появился проект «Играем в домино на уроках математики»
Отсюда вытекают цели моей работы:
Цели:
показать, что многие головоломки, задачи с домино можно объяснить математически;
доказать, что домино – уникальный счетный материал, поэтому его можно применять на уроках математики в тех или иных разделах.
Задачи:
Узнать историю появления домино
Изучить домино
Выявить, какими особенностями оно обладает
Как на уроках математики и во внеклассной работе по математике можно использовать домино.
Основная часть
Из истории возникновения домино
Домино – небольшие пластинки, по традиции, изготавливавшиеся из слоновой кости или просто кости с небольшими, круглыми вставками черного дерева. Эти пластинки использовались, чтобы играть во многие игры.
Название «домино» произошло от этого сочетания белого и черного цветов. «Домино» - французское слово. Так называли священники-христиане зимнее одеяние, которое было черным снаружи и белым внутри. «Домино» - это также тип маски, представляющей черный и белый мотив.
Время происхождения домино – приблизительно от 1120 до н.э. Домино, хотя и достаточно распространено на Западе, на самом деле является китайским изобретением. Оно произошло от игральных костей, которые были ввезены в Китай из Индии в далеком прошлом. Каждая косточка домино первоначально представляла собой результат бросания двух игральных костей. Одна половинка домино представляет результат бросания одной кости, вторая - другой.
Первые свидетельства о появлении домино в Европе относятся к началу XVIII века. Родиной этой игры была Италия, в домино охотно играли в аристократических домах Венеции и Неаполя. Есть предание, что изобрели домино католические монахи. Кстати, эта легенда отразилась на названии игры: domino по-итальянски – «монашеский плащ с капюшоном».
Постепенно игра распространилась с юга на север по всей Европе, попала сначала во Францию, Англию, Германию, а затем и в Россию.
В начале ХХ века в домино в основном играли в европейских кофейнях. А сейчас особой популярностью эта игра пользуется в Латинской Америке, где возникли многие её разновидности.
Игры, похожие на классическое домино, известны многим народам. В них играют даже североамериканские эскимосы, у которых существует набор из 148 костей.
В разных странах есть множество вариантов игры в домино, и в каждом из этих вариантов действуют свои правила.
Домино – единственная игра, в которой фишки представляют собой отличный строительный материал – готовые кирпичики. Из них можно возводить самые настоящие башни. Башню из рекордного количества камней, которая держалась всего на одной кости, стоящей вертикально, построил в 1991 году минчанин Игорь Белов. Она состояла из 415 костяшек! Для этого достижения его автору пришлось купить 30 комплектов домино.
Сложение на домино
В Интернете на одном из сайтов мне встретилась следующая задача:
Из костяшек домино сложили прямоугольник, которому соответствует пример на сложение. Получите прямоугольник такого же размера, в котором сумма была бы наименьшей из возможных. Костяшки можно взять другие, но не должно быть двух одинаковых.
Варианты решения этой задачи приведены в Приложении № 1
Вывод: домино можно использовать при изучении темы «Сложение многозначных чисел»
Умножение на домино
При помощи домино легко изображать некоторые случаи умножения многозначных чисел на однозначное.
Например:
Умножение двузначного числа на однозначное.
Было составлено 6 примеров. При этом было использовано 18 костей домино. (Приложение № 2)
При умножении четырёхзначных чисел на однозначное получилось составить 4 примера, при этом было использовано 20 костей домино. (Приложение № 3)
При умножении трёх, – четырёх, – пяти, – шестизначных чисел на однозначное число было использовано 25 костей (Приложение № 4)
Возникает вопрос: Можно ли использовать все 28 костей домино для составления примеров на умножение? Было замечено, что при умножении трехзначного числа на однозначное используются 4 костяшки. Значит, можно составить семь умножений трехзначного числа на однозначное. Составить семь примеров на умножение оказалось непростой задачей, однако мне это удалось. (Приложение № 5)
Умножать на домино можно и два многозначных числа. Например: 504 463. Оказалось, что составлять такие примеры сложно.
Вывод: Домино можно применять при прохождении темы «Умножение натуральных чисел».
2.4. Домино и дроби
Некоторые косточки домино можно рассматривать как дроби, либо правильные либо неправильные. При помощи домино можно выкладывать примеры на сложение и вычитание обыкновенных дробей. (Приложение № 6)
+ =
_ =
Вывод: Домино можно использовать, изучая тему «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».
2.5. Пирамиды из домино
В книге Мочалова Л. П. «Головоломки» мне встретились следующие задачи:
28 косточек домино (полный комплект) расположите так, как это показано на рисунке. При этом добейтесь такого расположения косточек, чтобы в каждом вертикальном и в каждом горизонтальном ряду сумма очков равнялась какому-нибудь простому числу. Как это сделать?
Вывод: домино можно использовать в теме «Простые числа»
2. Расположите комплект домино в виде пирамиды, соблюдая следующие условия:
1) В каждой строке сумма очков на косточках должна быть точным квадратом;
2) В строках косточки укладываются согласно правилам игры в домино.
Вывод: домино можно использовать в теме «Квадрат числа»
Решение данных задач приведено в Приложении № 7
Арифметическая прогрессия и домино
Эта задача мне встретилась в книге Я. И. Перельмана «Живая математика»
Вы видите шесть косточек домино, выложенных по правилам игры и отличающихся тем, что число очков на косточках (на двух половинах каждой косточки) возрастает на 1: ряд состоит из следующих чисел очков: 4; 5; 6; 7; 8; 9.
Эти числа образуют арифметическую прогрессию со знаменателем, равным 1. Возникает задача составить еще несколько 6-косточковых прогрессий.
Вывод: домино можно применять при изучении темы «Арифметическая прогрессия»
Решение задачи приведено в Приложении № 8
Квадраты из домино.
Для пересекающихся рядов чисел с одинаковыми суммами отечественный математик и популяризатор науки Б. А. Кардемский ввел определение кросс-суммы по аналогии с кроссвордами. Кросс-суммы – это пересекающиеся ряды чисел с одинаковыми суммами. Кросс-суммы можно составлять и из косточек домино.
Четыре косточки домино можно выбрать так, чтобы из них составился квадрат с равной суммой очков на каждой стороне и с пустой клеткой внутри. Такой квадрат правильнее назвать рамкой, ведь он имеет пустоту внутри. Есть много задач для домино на составление таких рамок с равными суммами по четырем сторонам. Например:
Имеются четыре косточки домино. Сложите их по периметру квадрата так, чтобы суммы очков вдоль каждой стороны были одинаковыми и равны 11.
Выкладывая квадраты, можно заметить, что сумма очков всех сторон квадрата отличается от суммы очков данных костяшек домино на число очков в четырех углах квадрата.
11 · 4 – 28 = 16 – сумма очков в четырех углах в квадрате.
Поэтому при составлении квадратов нужно пользоваться следующим правилом: сумма очков в четырех углах находится по формуле 4a – b где, а – сумма очков вдоль каждой стороны, b – сумма очков на выбранных четырех костях.
Правило подсчета числа очков в четырех углах квадрата можно использовать для построения квадратов с любым количеством костяшек. Например:
Из восьми костяшек домино составить такой квадрат, чтобы число очков вдоль каждой стороны квадрата в сумме давала 13.
Другие задачи на составление квадратов приведены в Приложении № 9
2.8. Другие головоломки с домино.
В процессе работы с литературой, посвящённой занимательной математике, было найдено множество головоломок, которые можно решать с помощью доминошек. В качестве примера приведу некоторые из них.
Спираль. По правилам домино сложите «спираль», заполняющую многоугольник 7*8,так, чтобы по одной из его диагоналей расположились пары чисел: от 0:0 до 6:6.
Олимпийская эмблема. Расположите комплект домино, соблюдая основное правило, в виде 5 рамок, напоминающих олимпийскую эмблему. Добейтесь при этом такого расположения косточек, чтобы сумма очков в каждой квадратной рамке была постоянной и равнялась 34.
Вывод: данные головоломки можно применять во внеклассной работе при проведении олимпиад, конкурсов и т.д.
Другие головоломки с домино приведены в Приложении № 10
Заключение.
Результаты:
В ходе работы над проектом
доказано, что домино не только коллективная игра. В нее можно играть и самому, решая разнообразные доминошные головоломки;
комплект домино – уникальный счетный материал. В непринужденной игровой форме вы не только решаете интересную головоломку, но вместе с тем попутно отрабатываете навыки сложения и вычитания натуральных чисел и дробей, умножения натуральных чисел, повторяете таблицу умножения;
выявились темы в школьной математике, где можно применять представленные задачи и головоломки:
«Сложение многозначных чисел»;
«Умножение натуральных чисел»
«Сложение и вычитание обыкновенных дробей»;
«Арифметическая прогрессия»;
«Квадрат числа»;
«Простые числа»;
Во внеклассной работе для проведения олимпиад, конкурсов и т. д.
Выводы:
На основании полученных результатов доказана возможность применения домино на уроках математики. Решая доминошные головоломки, ученики воспитывают в себе силу воли, трудолюбие, навыки математического мышления.
Значимость моей работы заключается в том, что серьезный труд для ученика – формирование вычислительных навыков становится интересным и занимательным.
Список используемых источников
Я.И.Перельман. Живая математика. М. «Наука», 1967
Л. П. Мочалов. Головоломки. М. «Наука», 1980
М. Гарднер. Лучшие математические игры и головоломки, или самый настоящий математический цирк. М. «АСТ», 2009
http://possward.blogspot.ru/2010/05/domino.html
http://ru.wikipedia.org/wiki
Приложения
Приложение № 1
Варианты решения задачи на сложение
[0][0|5][6] 56+46=102
[0][0|4][6]
[0|1][0|2]
[0][0|4][1] 41+61=102
[0][0|6][1]
[0|1][0|2]
[0][0|3][6] 36+66=102
[0][0|6][6]
[0|1][0|2]
Приложение № 2
36 х 4 = 144 43 х 5 = 215 32 х 5 = 160
25 х 6 = 150 45 х 3 = 135 56 х 2 = 112
Приложение № 3
2234 х 6 = 13404 2425 х 6 = 14550
5026 х 6 = 20156 2336 х 1 = 2336
Приложение № 4
364 х 4 = 1456 662 х 1456 = 1324
1505 х 4 = 6020 54033 х 4 = 216132
11155 х 3 = 33465
Приложение № 5
Умножение трехзначного числа на однозначное
664 х 4 = 2656 415 х 4 = 1660
554 х 6 = 3324 633 х 4 = 2532
223 х 5 = 1115 401 х 3 = 1203
200 х 5 = 1000
Приложение № 6
Сложение и вычитание дробей
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Приложение № 7
Решение задач «Пирамиды из домино»
Задача № 1
Задача № 2
Приложение № 8
Решение задачи «Арифметическая прогрессия и домино»
Прогрессии с разностью 1
1) 0-1, 1-1, 1-2, 2-2, 2-3, 3-3
2) 0-1, 1-1, 1-2, 2-2, 2-3, 2-4
3) 0-1, 1-1, 1-2, 2-2, 2-3, 1-5
4) 0-1, 1-1, 1-2, 2-2, 2-3, 0-6
5) 0-1, 0-2, 0-3, 1-3, 2-3, 2-4
6) 0-1, 0-2, 0-3, 1-3, 2-3, 3-3
7) 0-1, 0-2, 0-3, 1-3, 2-3, 1-5
8) 0-1, 0-2, 0-3, 1-3, 2-3, 0-6
9) 0-1, 0-2, 0-3, 0-4, 2-3, 2-4
10) 0-1, 0-2, 0-3, 0-4, 2-3, 1-5
11) 0-1, 0-2, 0-3, 0-4, 2-3, 0-6
12) 0-1, 0-2, 0-3, 0-4, 1-4, 2-4
13) 0-1, 0-2, 0-3, 0-4, 1-4, 1-5
14) 0-1, 0-2, 0-3, 0-4, 1-4, 0-6
и т. д.
2. Прогрессии с разностью 2
1) 0-1, 0-3, 0-5, 1-6, 3-6, 5-6
2) 0-1, 0-3, 0-5, 2-5, 4-5, 5-6
3) 0-1, 0-3, 0-5, 3-4, 3-6, 5-6
4) 0-1, 1-2, 1-4, 1-6, 3-6, 5-6
5) 0-1, 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6
и т. д.
Приложение № 9
Задачи на составление квадратов из домино
Можно ли из полного набора домино составить семь квадратов (каждый из 4 костяшек) так, чтобы сумма очков на каждой стороне квадрата была одинаковой?
Решение:
К
вадратная рамка выложена из костей домино с соблюдением правил игры. Стороны рамки равны по длине, но неодинаковы по сумме очков: верхний и левый ряды заключают по 44 очка, остальные же два ряда – 59 и 32 очка. Выложите такую квадратную рамку, все стороны которой содержали бы одинаковую сумму очков – 44.
Решение:
44
44 44
44
Из полного комплекта домино уберите дубль 3, дубль 4, дубль 5 и дубль 6, они не потребуются. Теперь сложите из оставшихся 24 костяшек 3 квадратные рамки так, чтобы суммы очков по каждой стороне равнялось не 15, как на этом рисунке, а 12. Доминошный принцип прикладывания костяшек соблюдать не требуется.
Решение:
Сумма всех оставшихся очков равна 168 – 36 = 132. Разделим сначала все костяшки на 3 кучки по 44 очка в каждой. Если мы хотим, чтобы сумма очков по каждой стороне равнялась 12, необходимо добиться, чтобы сумма очков равнялась 4, потому что 12 · 4 – 44 = 4. Остальное решение получается методом проб и ошибок. Причем можно перекладывать отдельные кости из одной кучки в другую, если на них равное число очков.
Приложение № 10
Головоломки с домино
Домино "Игра"
Используя все 28 косточек домино, сложите слово ИГРА, соблюдая при этом следующие условия:
1. Суммы очков косточек домино во всех четырех буквах должны быть одинаковы.
2. Косточки в каждой букве должны быть сложены одна к другой так, как это предусмотрено правилами игры в домино. (Косая перекладина в букве И также подчиняется этому правилу.)
Решение:
Узор из домино
Уложите 28 косточек домино в виде узора, изображенного на рисунке, так, чтобы суммы очков вдоль всех прямых были равны. Косточки прикладываются друг к другу одинаковыми значениями очков.
Ответ:
Звезда из домино
Расположите все 28 косточек домино в виде семиконечной звезды (по четыре косточки на луче) так, чтобы:
1) в центр выходили кости с 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 очками;
2) на концах лучей также были все очки от 0 до 6;
3) в каждом луче косточки укладывались согласно правилам игры в домино: 0 к 0, 1 к 1 и т.д.;
4) суммы очков на косточках домино во всех лучах были равными
Ответ:
Коврик из домино
Уложите все 28 косточек домино в виде коврика так, чтобы сумма очков вдоль каждой прямой (без разрывов) была равна 25. Косточки не обязательно прикладывать друг к другу одинаковыми значениями очков.
Ответ:
Домино-орнамент
Из 28 костей домино, приставляя их одну к другой по правилам игры в домино, сложите фигуру, изображенную на рисунке так, чтобы сумма в каждом из пяти квадратов была постоянной.
Ответ:
"Мельница" из домино
Из полного комплекта домино, прикладывая косточки друг к другу одинаковыми значениями очков, выложите фигуру "мельница" так, как это показано на рисунке.
Ответ:
Разработка математической игры "домино"
Математическая игра « Домино»
По теме «Решение линейных уравнений»
Для учащихся 7 класса.
Составил учитель
математики
МАОУ «СОШ сУИОП№3»
г. Березники
Шумкова Ж. Г.
Желая содействовать организации досуга детей и при этом сформировать позитивное отношение к процессу получения знаний, я повожу для учащихся серию математических соревнований.
Математические игры требуют от участников широкого кругозора, научной интуиции, что стимулирует развитие познавательных навыков. Участие в рамках данного проекта развивает в детях самостоятельность, коммуникативную культуру, креативное мышление, настойчивость в достижении цели в условиях интеллектуального «боя».
Наработка социальной практики через соревнования умов – важное условие нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Соревнования проводятся для учащихся 5-8 классов, проявляющие интерес к математике, предметам естественнонаучного цикла, к творчеству, проектной деятельности.
Математических игры: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕГАТА», «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОМИНО», «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ДРАКА»,
« МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ»
Все предложенные игры являются командными соревнованиями, что позволяет а) охватить большое количество участников;
б) каждому ученику реализовать свои способности;
в) сформировать в классах группы по- интересам;
г) выявить команды для участия в последующих соревнований.
Основной целью ФГОС является научить ученика учиться и научить преодолевать проблемы.
При проведении математических игр формируются УУД:
Личностные- самоопределение , смыслообразование.
Познавательные- общеучебные, логические.
Коммуникативные- планирование, разрешение конфликтов, управление поведением партнеров.
Далее предложены правила и разработка игры «Домино» для учеников 7 класса, эту игру можно провести на последних уроках, при изучении темы линейные уравнения. По результатам игры учитель может оценить работу команд или отдельных учащихся. Ниже предложены стандартные правила игры. При необходимости учитель может их упростить. Количество команд для участия может быть 8-12, в каждой команде должно быть не более 4 человек. Из опыта своей работы я считаю, что лучшее число участников в команде- 2 человека.
Правила проведения игры «ДОМИНО»
В игре участвуют команды по 4 участника.
Для игры всем командам предлагается один набор задач. Каждая задача оценивается определенным количеством баллов, как на костяшках домино( 0-0, 0-1, 0-2 и т.д.)баллы указаны на лицевой стороне ( команда видит их количество), текст задачи крепится на другой стороне и скрыт от команды.
Команды по очереди берут по одной( или две) задаче. На специально оформленном бланке, на котором указано название команды и номер задания. Команда, давшая правильный ответ получает баллы равные сумме цифр стоящих на карточке. Если команда дает не правильный ответ, то она получает вторую попытку и при правильном ответе получает баллы равные большей цифре из стоящих на карточке . если и второй ответ не верный, то команда получает штрафные баллы равные меньшей из цифр стоящих на карточке. Команда может отказаться (сбросить) от решения задачи, до того как был дан второй ответ. Повторно выбрать сброшенную задачу нельзя. Второй раз брать уже решенные задачи нельзя. Задача отмеченная 0-0 оценивается 10 баллами и ответ на нее можно дать только один раз, штрафные баллы за эту задачу не начисляются.
Игра для команды оканчивается если
а) кончилось время
б) разыграны все задачи.
Результаты игры отражаются в специально оформленной таблице.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов,
Время для проведения игры 40-50 минут
Задания для игры «домино
2х-1,8(х-3)=-3,2
Х=-4,3
0-3
Решить уравнение:
2(х-4)-1,2(х+7)=-0,4
Х=20
0-4
Упростить выражение:
1,4а-(2,5-а)+3(1,3-2,3а)
-4,5а+1,4
0-5
Решить уравнение: |2x+3|-7=1
x=2.5;-5.5
0-6
Решить уравнение:
X=3
1-1
Решить уравнение:
5х+0,9=3(х-1,5)
Х=-2,7
1-2
Решить уравнение:
Х=1/3
1-3
Решить уравнение:
2(0,6х-3)=3(-0,1х+3)
Х=10
1-4
Решить уравнение:
Х=-38
1-5
Решить уравнение:
Х=29
1-6
Решить уравнение:
Х=-17
2-2
Решить уравнение:
5(х-2)-3(х-2)=х-1
Х=3
2-3
Решить уравнение:
2(х-3)+3(3-2х)-4(3х-2)=5(4-5х)
Х=1
2-4
Решить уравнение:
3(2х-1)-3(4-3х)=2-4(2х+3)
Х=5/23
2-5
Решить уравнение:
0,4(3-2х)-0,3(2х-1)=3-2(3х+1)
Х=5/46
2-6
Решить уравнение:
Х=3,5
3-3
Решить уравнение:
5х-(3х-(6х-2))=-10
Х=-1
3-4
При каких х х/3 больше
на 1.
Х=-15
3-5
Найти корни уравнения:
|2|х-1|-3|=4
Х=4,5; х=-2,5; корней нет
3-6
Найти корни уравнения:
11-3|2|x|+1|=5
Х=+-0,5; корней нет
4-5
Найти корни уравнения:
Х=23
4-6
Найти корни уравнения:
Х=4
5-5
При каких х сумма дробей равна разности и
Х=7\4
5-6
Найти число а, если отношение 5\16 от а и 30% от числа (а+14) ровно 2\3.
а=84/19
6-6
При каких а уравнение не имеет корней:
(а+1)(а+3)х=а+а
А=-3
Занимательные факты по математике (2 класс) на тему: Дидактическая игра "Математическое домино"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Тисульская средняя общеобразовательная школа №1
Учитель: Корякова Ирина Петровна
Методические рекомендации
Дидактическая игра "Математическое домино"
Дидактический материал по математике позволяет закреплять знание табличных случаев умножения и деления в игровой форме. В игру "Математическое домино" можно играть как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Игра способствует развитию УУД: предметных, метапредметных и личностных. Игру можно проводить на разных этапах урока: перед изучением приёмов внетабличного умножения и деления, на этапе закрепления или повторения изученного материала, а также при проведении физминутки.
Правила игры. В игре могут принять участие от 9 до 11 человек. У ведущего одна карточка, а у игроков по две карточки. Задания для играющих на карточках "Домино" записано слева, ответы - справа. Начинает игру участник, у которого на карточке записана цифра 1 (ведущий). Он диктует свой пример. Участник, у которого есть ответ отзывается и диктует другой пример. Игра продолжается до тех пор, пока не назовёт ответ первый участник(ведущий).
Также в игре могут участвовать и большее количество учеников, если раздать по одной карточке каждому, т.е. сколько игровых карточек, столько и играющих (от 17 до 21). Карточки для игры увеличиваются до нужных размеров, ламинируются, разрезаются и можно использовать их для тренировочных упражнений. Игру "Математическое домино"можно размножить по количеству микрогрупп в классе и применять в групповой работе на уроке.
Наборы карточек "Математическое домино"
Игровые карточки, применяемые после изучения всей таблицы умножения и деления
(21 шт.).
1.12:3 | 64 | 18:2 | 4 | 36:6 | 9 |
27:9 | 6 | 5*6 | 3 | 15:3 | 30 |
7*8 | 5 | 14:7 | 56 | 4*6 | 2 |
42:6 | 24 | 9*4 | 7 | 4*8 | 36 |
5*5 | 32 | 9*5 | 25 | 16:2 | 45 |
3*7 | 8 | 8:8 | 21 | 20:2 | 1 |
4*4 | 10 | 7*7 | 16 | 8*8 | 49 |
Игровые карточки, применяемые после изучения таблицы умножения и деления
на 2 и на 3 (17 шт.) .
1.2*2 | 15 | 6:2 | 4 | 4*2 | 3 |
3*4 | 8 | 15:3 | 12 | 18:3 | 5 |
3*7 | 6 | 8*3 | 21 | 3*3 | 24 |
8:4 | 9 | 20:2 | 2 | 3:3 | 10 |
7*2 | 1 | 2*8 | 14 | 9*2 | 16 |
3*9 | 18 | 3*5 | 27 |
Игровые карточки, применяемые после изучения таблицы умножения и деления
на 4 и на 5 (17 шт.).
1.50:10 | 1 | 5*2 | 5 | 15:5 | 10 |
20:5 | 3 | 5*5 | 4 | 30:5 | 25 |
5*7 | 6 | 8*5 | 35 | 36:4 | 40 |
4*3 | 9 | 4*4 | 12 | 4*5 | 16 |
6*4 | 20 | 28:4 | 24 | 32:4 | 7 |
9*4 | 8 | 4:4 | 36 |
Игровые карточки, применяемые после изучения таблицы умножения и деления
на 6 и на 7 (17 шт.).
1.36:6 | 2 | 30:6 | 6 | 6*4 | 5 |
18:6 | 24 | 12:12 | 3 | 6*8 | 1 |
8*7 | 48 | 6*10 | 56 | 70:7 | 60 |
63:7 | 10 | 56:7 | 9 | 7*7 | 8 |
6*7 | 49 | 35:5 | 42 | 28:7 | 7 |
7*3 | 4 | 14:7 | 21 |
Игровые карточки, применяемые после изучения таблицы умножения и деления на 8 и на 9 (17 шт.).
1.81:9 | 1 | 72:9 | 9 | 9*7 | 8 |
6*9 | 63 | 45:9 | 54 | 9*4 | 5 |
9*3 | 36 | 18:9 | 27 | 2*8 | 2 |
8*3 | 16 | 32:8 | 24 | 8*5 | 4 |
48:8 | 40 | 56:8 | 6 | 8*8 | 7 |
8*9 | 64 | 9:9 | 72 |
0–0 Сегодняшняя дата записывается 21.04.2011. Укажите ближайшую в будущем дату, в которой цифры стоят слева направо в неубывающем порядке. | 1–1 Принесли 5 чемоданов и 5 ключей от этих чемоданов, но неизвестно, какой ключ от какого чемодана. Сколько проб придётся сделать в самом худшем случае, чтобы подобрать к каждому чемодану свой ключ? | ||
0–1 Класс шёл парами. Один из учеников посмотрел вперёд и насчитал 9 пар, затем обернулся и насчитал 5 пар. Сколько всего учеников шло в колонне? | 1–2 Известно, что комплект обычного домино, в котором количество очков меняется от 0 до 6, содержит 28 костей. Сколько костей в комплекте с количеством очков от 0 до 3? | ||
0–2 Расставьте скобки в записи 7 · 9 + 12 : 3 – 2 так, чтобы значение полученного выражения было равно 75. | 1–3 Сумма двух чисел равна 495. Одно из чисел оканчивается нулём. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найдите эти числа. | ||
0–3 Задумано трёхзначное число, у которого с любым из чисел 543, 142 и 562 совпадает один из разрядов, а два других не совпадают. Какое число задумано? | 1–4 К числу справа приписали 36, и оно увеличилось в 103 раза. Какое это число? | ||
0–4 Напишите наименьшее десятизначное число, у которого все цифры различны. | 1–5 К числу 43 справа и слева припишите по одной цифре так, чтобы число делилось на 45. | ||
0-5 Сколькими способами можно представить число 50 в виде суммы двух чётных положительных целых чисел? (Представления, различающиеся порядком слагаемых, считать совпадающими) | 1-6 В семье четверо детей, им 5, 8, 13, 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребёнку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на 3? | ||
0–6 Улитка каждый день вползает по стене на 7 м вверх и ночью спускается вниз на 4 м. На какой день она, начав от земли, достигнет крыши дома, высота которого 19 м? | 2–2 Выписаны подряд все числа от 1 до 99. Сколько раз написана цифра 5? |
Методическая разработка "Математическая игра "Домино"
Математическая игра, как педагогическая технология, сочетая в органическом единстве образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения, является эффективным средством для активизации мыслительной деятельности учащихся.
У каждого учителя в методической копилке есть набор математических игр. Их можно придумывать самой, а можно воспользоваться опытом коллег.
Игра "ДОМИНО", придумана Дмитрием Юрьевичем Кузнецовым - организатором олимпиадного движения в России, создателем Турнира Новых математических Игр, который проводится с 2007 года на базе Белорецкой компьютерной школы в республике Башкортостан.
В работе представлены материалы интеллектуальной Игры "Домино Полиглот" для учеников и учителей, которая по традиции проводится в нашей гимназии в рамках предметной Недели математики, Игра "Домино - ЕГЭ 2010" и Игра "Домино - Производная" обобщающая по теме "Техника дифференцирования. Физический и геометрический смысл производной".Условия задач и ответы для ЕГЭ 2010, Игра "Полиглот", "Производная 11 класс", правила игры, домино "рубашка", таблица результатов.
Все предлагаемые темы в этом и прошлом году говорят о том, что Игра универсальная - наполняя содержание Игры разными задачами, её можно проводить для школьников любого возраста в учебной деятельности и во внеклассной работе с целью разбудить интерес к математике в младших классах, с целью подготовки к математическим олимпиадам и турнирам, обобщающие уроки- игры перед проведением зачётных мероприятий в старших классах, совместные с учителям интеллектуально-познавательные игры и др.
В апреле 2009 года я провела мастер класс для учителей города Екатеринбурга и Свердловской области. Приятно и радостно слышать слова благодарности от коллег (и не только математиков) при встречах о том, что Игра "ДОМИНО" проводится в школах и очень нравится учащимся. А директор нашей гимназии Ирина Викторовна Иконникова сказала, что "лет двадцать не испытывала такого азарта и интереса".