Как играть в лапту правильно


Лапта - правила игры

Теплое время года - время походов, пикников и просто совместного времяпрепровождения на природе. А чтобы такие встречи были веселыми и запоминающимися, необходимо проводить их активно и интересно.

Лапта игра - описание

Ещё в далекие времена наши предки любили русскую народную игру лапту. Популярные сегодня за границей бейсбол и крикет - тоже игры «лаптового» типа. Это занятие не требует дорогих специально оборудованных площадок и особого инвентаря. Главное-наличие небольшого прямоугольного участка длиной 40-55 м и шириной 25-40м с покрытием, удобным для бега (трава, земля, щебенка и т.п.). Также потребуется бита и теннисный мячик.

Бита для русской лапты должна быть цельнодеревянной, без различных дополнительных держаков и обмоток. Её длина может составлять от 60 до 110 см, а диаметр-около 5 см, при этом рукоятка имеет длину не более 30см. Ребята помладше могут использовать плоскую биту длиной 80 см и толщиной 2 см.

Площадка для лапты делится на 2 зоны, как указано на рисунке. С одной стороны находится, так называемая «линия города», откуда происходит подача, а с другой - линия «дома» («кона»), между ними расположено поле.

Правила русской лапты

Итак, как играть в лапту? Создаются 2 команды по 5-12 человек (обычно 6). По жребию одна из команд становится бьющей и занимает территорию «города», а их соперники-водящие расходятся по всему полю.

Команда бьющих

Один бьющий становится в зону подачи (2) и отбивает как можно дальше мяч, подкинутый его партнером. После чего, бросая биту, стремительно перебегает поле до зоны города и обратно, избегая «осаливания» (попадания мячом, который поймали противники). Бьющий может остаться в зоне дома, чтобы избежать попадания, но для обратного возращения в город необходимо будет ждать удар следующего игрока.

Участникам, совершающим пробежку, запрещено:

  • касаться мяча;
  • выбегать за боковые линии;
  • возвращаться обратно в город, не побывав в доме;
  • выбежав из кона на поле, возвращаться снова в кон.

Игрок, который вернулся из дома («кона») в город, зарабатывает очко для своей команды. Каждый участник имеет право только одного удара. А, заработав очко для своей команды, получает еще одну попытку.

Правильно выполненным считается удар, при котором:

  • мяч перелетает штрафную линию и оказывается в пределах поля;
  • мяч оказывается за линией кона, но в пределах воображаемого продолжения боковых линий;
  • бьющий наносит удар, находясь в своей зоне и не наступая на линию города;
  • во время удара по мячу, игроки бьющей команды находятся за границами поля в своей зоне.

Команда водящих

Игрокам, находящимся в поле, необходимо поймать отбитый мяч налету руками, до его падения на землю и переместить обратно в город. Если словить мяч не удалось, как можно скорее нужно подобрать мяч с земли и попасть им в перебегающего. Причем, перемещаться с мячом в руках, строго запрещено, только передавать друг другу бросками. Также игрокам в поле нельзя касаться перебегающих и мешать их движению.

Когда перебегающего осалили мячом завязывается борьба за город. В этом случае команды как бы меняются ролями. Бывшие водящие, находящиеся в поле, стараются быстро занять территорию города, а бьющие выбегают в поле и стараются быстрее подобрать мяч, чтобы попасть в убегающих. Происходит это до тех пор, пока одна из команд не вернется в город в полном составе.

Победит та команда, которая сможет набрать наибольшее количество очков.

Данные правила являются универсальными для спортивной лапты. Но в тоже время существуют разные виды лапты, правила которых могут меняться в зависимости от количества игроков и формы поля.

 

womanadvice.ru

Правила игры "Лапта"

Приветствую посетителей портала Инфоурок. Хочу поделиться правилами игры в "Лапту", адаптированными для учащихся 4-5-6 классов.

Л А П Т А

правила игры

Ещё в далекие времена наши предки любили русскую народную игру лапту. Главное-наличие небольшого прямоугольного участка длиной 40-55 м и шириной 25-40м с покрытием, удобным для бега (трава, земля, щебенка и т.п.). Также потребуется бита и теннисный мячик.

. Используется плоская бита длиной 80 см и толщиной 2 см.

Площадка для лапты делится на 2 зоны, как указано на рисунке. С одной стороны находится, так называемая «линия города», откуда происходит подача, а с другой - линия «дома» («кона»), между ними расположено поле.

Правила русской лапты

Итак, как играть в лапту? Создаются 2 команды по 5-12 человек (обычно 6). По жребию одна из команд становится бьющей и занимает территорию «города», а их соперники-водящие расходятся по всему полю. Один человек из команды водящих назначается подавальщмком.

Команда бьющих

Капитан команды распределяет игроков и устанавливает очередность, кому за кем бить по мячу

Один бьющий становится в зону подачи (2) и отбивает как можно дальше мяч, подкинутый подавальщиком. После чего, бросая биту, стремительно перебегает поле до зоны города и обратно, избегая «осаливания» (попадания мячом, который поймали противники). Бьющий может остаться в зонекона, чтобы избежать попадания, но для обратного возращения в город необходимо будет ждать удар следующего игрока.

Участникам, совершающим пробежку, запрещено:

касаться мяча;

выбегать за боковые линии;

возвращаться обратно в город, не побывав за линией кона;

выбежав из кона на поле, возвращаться снова в кон.

Игрок, который вернулся из «кона» в город, зарабатывает очко для своей команды. Каждый участник имеет право только одного удара. А, заработав очко для своей команды, получает еще одну попытку, учитывая очередность. Также игрок, заработавший очко, может делать перебежки с другими бьющими, чтобы заработать очки для своей команды.

Правильно выполненным считается удар, при котором:

мяч перелетает штрафную линию и оказывается в пределах поля;

мяч оказывается за линией кона, но в пределах воображаемого продолжения боковых линий;

бьющий наносит удар, находясь в своей зоне и не наступая на линию города;

во время удара по мячу, игроки бьющей команды находятся за границами поля в своей зоне.

Команда водящих

Игрокам, находящимся в поле, необходимо поймать отбитый мяч налету руками, до его падения на землю.В этом случае команда получает очко и занимает место в городе без «боя». Если словить мяч не удалось, как можно скорее нужно подобрать мяч с земли и попасть им в перебегающего. Можно передвигаться по полю, а также передавать мяч друг другу бросками. Также игрокам в поле нельзя касаться перебегающих и мешать их движению.

Когда перебегающего осалили мячом завязывается борьба за город. В этом случае команды как бы меняются ролями. Бывшие водящие, находящиеся в поле, стараются быстро занять территорию города, а бьющие выбегают в поле и стараются быстрее подобрать мяч, чтобы попасть в убегающих. Происходит это до тех пор, пока одна из команд не вернется в город в полном составе.

Команды меняются местами, если

  • водящие поймали мяч с лету
  • мяч улетел в аут за боковую линию
  • Водящие смогли занять город после осаливания перебегающего

Победит та команда, которая сможет набрать наибольшее количество очков.

Данные правила являются универсальными для спортивной лапты. Но в тоже время существуют разные виды лапты, правила которых могут меняться в зависимости от количества игроков и формы поля.

ся 4-5-6 классов

infourok.ru

Лапта. Правила и как играть. Снаряжение и особенности. Плюсы

Русская лапта – национальная славянская игра с мячом и битой между двумя командами. Хотя точных данных о дате ее появления пока еще не найдено, можно с уверенностью говорить, что она существует не одно тысячелетие. Это очень динамичная игра, не уступающая по увлекательности американскому бейсболу. От игроков требуется умение работать в команде, находчивость, внимательность, ловкость, меткость, хорошая физическая форма и, несомненно, неограниченная воля к победе.

Историческая справка

Согласно одной из точек зрения, лапта существовала уже в 10 в. н.э. Первые официальные сведения о ней встречаются в древнеславянских рукописях. А мячи и биты, попавшиеся ученым при раскопках в Новгороде, датируются 14 в.

Поскольку игра зародилась в народе, у нее сформировалось множество разновидностей, отличающихся правилами и названиями: «шибка», «хлопка», «битка». Без лапты на Руси не обходилось ни одно массовое празднование.

В игры, схожие с русской лаптой, состязаются и другие народы. Так, в Англии это крикет, в США — вышеупомянутый бейсбол, в Германии — шлагбал, а на Кубе — пелота. Даже в Норвегии археологи обнаружили биты для лапты.

Петр I своим распоряжением сделал лапту обязательной составляющей программы физподготовки солдат Семеновского и Преображенского полков. Этому примеру последовали и в СССР — в лапту в обязательном порядке упражнялись красноармейцы. Можно сказать, что в нашей стране игра была известна всем, от мала до велика.

Первый турнир по лапте состоялся на исходе 50-х гг. 19 в., но затем развитие игры приостановилось. Проведение соревнований возобновилось в 1986 г. во исполнение постановления Госкомспорта. В 1990 г. в Ростове был проведен чемпионат России среди мужчин. В 1994 г. лапта вошла в Единую Всероссийскую спортивную классификацию, а еще через год были введены унифицированные правила состязаний по ней. С тех пор чемпионаты России по лапте проходили каждый год.

В 1997 г. начала свою работу Федерация русской лапты. А в 2003 г. на ее базе сформировалась Межрегиональная федерация, насчитывающая внутри себя более 46 территориальных отделений.

Как играть в лапту
Сперва требуется разметить травяное поле, земляную или асфальтовую площадку согласно схеме, изображенной на рисунке:

В качестве снаряжения используются:

Каждой команде необходимо 10 участников. Чтобы их легко можно идентифицировать по принадлежности к команде, они носят на матче футболки, отличающиеся расцветкой.

Лапта подразумевает определение сторонами своей роли в игре посредством жребия. Нападающие (или «бьющие») занимают линию города, а их противники («водящие») рассредотачиваются по игровой площадке.

Один из нападающих выходит в область подачи, другие располагаются вдоль боковой линии города. Из водящих тоже выделяется один участник, подающий мяч. Он идет в область подачи, а прочих участников капитан расставляет по полю.

Подающий бросает мяч, а нападающему с битой необходимо отбить его так, чтобы он вылетел за контрольную линию. Если удар выполнен без ошибок, нападающий устремляется к линии кона через поле и ему необходимо успеть промчаться туда и обратно, пока защищающиеся не завладели снарядом.

Задача защищающихся — перехватить (поднять) мяч и коснуться им бегущего игрока. Если последний успел пробежать до кона и назад, его команда зарабатывает 2 очка. Если вернуться у него не получилось, то он остается на линии кона в ожидании удара другого бьющего. Потом он старается попасть в город не осаленным, при удачной попытке увеличивает счет на 1 балл. Игрок, результативно пробежавший по полю, бьет еще два раза, а затем занимает место последним на площадке очередности.

Главная цель водящих — схватить мяч на лету. Тогда они получают 1 балл и становятся бьющими. Иной вариант — подобрать упавший мяч и коснуться им бегущего (осалить). Игрок, поднявший мяч, вправе сделать это самостоятельно или передать снаряд другому члену своей команды. Затем снаряд нужно вернуть в город, после чего игра останавливается.

Для движущегося в это время по полю игрока, возможны два варианта:
  1. Если он добрался до центра площадки — продолжает движение.
  2. Не добрался — возвращается на исходную.

Если бьющие игроки допускают следующие ошибки: Посылают мяч за территорию поля или получают замечание судьи, то их команда получает штрафные баллы.

Водящие побеждают в том случае, если осаливают бегущего, а затем все до одного убегают в город не осаленными. Возможны ситуации, когда победа сразу присуждается водящим, если кто-либо из нападающих:
  • Допустил грубейшее нарушение правил.
  • Удерживает мяч руками или по-другому ограничивает доступ к снаряду.
  • Бита улетела из рук бьющего за территорию города.

Лапта включает в себя 2 партии продолжительностью по 20 мин. Об окончании матча судья оповещает длинным свистком. Сторона, на счету которой оказывается больше очков, провозглашается победителем.

В игре есть и еще некоторые нюансы:
  • Игрок, заступивший одной ногой за линию города или кона, может возвратиться назад. Если же заступ совершен двумя ногами, придется остаться на месте, иначе судья поменяет команды местами.
  • Если на линии кона ожидает не добежавший игрок, а удар следующего бьющего не удался, то ожидающий переходит в пригород.
  • При пересаливании игроки бьющей стороны опять получают возможность сделать удар.
  • При вылете снаряда за боковую линию (ауте) участникам бьющей команды нужно оставаться на занятых позициях. После трех таких неудачных ударов начинают начисляться штрафные баллы — 1 за каждый последующий аут.
Русская лапта запрещает:
  • Всем, кроме подающего, приближаться к игроку с битой более, чем на 2 м.
  • Бросать мяч для осаливания в голову, пах и солнечное сплетение.
  • Использовать биту, все размеры которой намного превышают установленные.
  • Задерживать бегущего игрока.
  • Пользоваться «лапами» для бейсбола.
  • Проявлять грубость по отношению к другим игрокам, судьям или зрителям.
Чем хороша лапта

Прежде всего, демократичностью. В ней отсутствуют жесткие требования к инвентарю или к оформлению игровой площадки. Оптимальный вариант — травяное поле или площадка с ровной поверхностью. Но если таковых нет, подойдут и небольшие территории. Используются и крытые залы. При этом правила несколько видоизменяются, ведь мяч может рикошетить от стен, но в результате этого игра не становится менее захватывающей.

В лапту можно играть в любое время года, даже зимой: снег утаптывают и краской делают разметку. А все необходимое снаряжение — бита и теннисный мяч, причем биту можно даже сделать своими руками.

Лапта тренирует все главные спортивные качества: быстроту реакции, точность, умение концентрироваться, стратегическое мышление и навыки командной работы. Необходимо уметь прицельно ударять по мячу, развивать хорошую скорость, уклоняться от снаряда, брошенного противником, пасовать другому члену своей команды или осаливать оппонента. И при этом на продумывание своих действий порой отводится всего несколько секунд.

Как уже говорилось, лапта и бейсбол похожи между собой. Об этом даже существует легенда:

Как-то, приехавший в Штаты одессит поведал американцам о русской лапте. Последние заинтересовались игрой, но недопоняли правила — язык был им плохо знаком. В итоге появился бейсбол, похожий на лапту, но с переиначенными правилами.

Так это на самом деле или нет, но в настоящее время на Земном шаре существует 70 разновидностей игры с мячом и битой. И все они по-своему напоминают лапту.

Похожие темы:

dlia-sporta.ru

Как играть в лапту. Правила игры в лапту и видео

Лапта – интереснейшая но, к сожалению, почти забытая русская игра, когда-то все знали о том, как играть в лапту, но сейчас время ушло, мало где играют сейчас дети в эту игру. Это были старые и добрые времена, проводились состязания в школе на первенство классов, в селах и деревнях проводились соревнования на первенство улиц и дворов.

Сейчас соревнования по русской лапте проводится довольно редко, и то там где на широкую ногу поставлен вопрос развития спорта и физкультуры среди школьников и населения.

Как играть в лапту. Условия игры

Основным условием этой игры, большая численность участвующих в игре. Следовательно, она позволяет задействовать занятием спорта большое число людей.
Игра не требует больших материальных вложений, для ее организации. Нужна только ровная площадка, 50 на 50 метров, она может быть и других размеров, это решает судейская коллегия, столб или что-то другое для отметки участника и штрафное отбывание, если их засалили в период пробежки до столба и обратно.

Площадка  для игры в лапту

Площадка делится на 2 равные части, с указанием контрольных полос, граница для подающих мяч, и граница для ловящих мяч. И те и другие не должны переступать свои границы.
Кроме этого у играющих должна быть, лапта, деревянная полка с утолщением на конце и небольшого размера мяч, по размерам равен теннисному мячу.

Правила игры

Играющие одеваются в спортивную форму одежды. Количество их должно быть одинаковым в обеих командах.
Капитаны команд разыгрывают, кто первым начинает подавать мяч, кто будет его ловить. Разыграв свои места, команды расходятся по площадкам.
Первая команда выходит за пределы верхней границы и начинает подавать мяч. Очередность подачи мяча не имеет значения, это решение капитана команды. Подающий одной рукой подкидывает вверх мяч, затем пытается попасть по мячу лаптой.

Если игрок не попал по мячу, он уступает место другому. Если попал по мячу, то пока мяч летит, он должен, добежать до столба и вернуться назад.
Противоположная команда должна поймать мяч. Если мяч пойман в воздухе, и он не коснулся земли, команды меняются местами. Если мяч коснулся земли, игроки должны как можно быстрее поймать его и постараться попасть мячом по бегущему игроку, то есть засалить его.

Игрок, в которого попали мячом, получает штрафные очки и идет отбывать штрафное время к столбу, и находится там, пока его не выручит игрок, бьющий по мячу. Пока мяч летит, штрафник должен добежать до своей границы. Игрок, в которого не попали и он добежал до своей границы и пересек ее, приносит команде очки.
Побеждает тот, кто больше всех набирает очков.

 Видео. Как играть в лапту

План конспект урока по баскетболу

План воспитательной работы в 4-7 классе на 2015-2016

obg-fizkultura.ru

Играем в лапту. Правила игры

На кружке мы с ребята изучаем игры народов мира. И как же не поиграть в известную русскую народную командную игру с мячом и битой лапту, которая была популярна со времен Петра I. Лапта бывает разных видов. В начальной школе лучше начать с простой лапты. Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом… За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песаполо в Финляндии, ойна в Румынии и другие.

Итак, изучаем правила игры «Лапта». В лапту играют две команды по 5 человек. Понадобится для игры бита и теннисный мячик.

Одна команда (водящие или «городские») размещается в поле, дру­гая — становится за чертой города. Один из водящих  тоже остается в городе для подачи мяча бьющим (ме­тальщикам). Капитан команды метальщиков устанавли­вает очередность ударов по мячу.

И вот игрок берет лапту (биту) и выходит на пло­щадку подающего. Подавальщик подбрасывает мяч, ме­тальщик стремится отбить его лаптой как можно даль­ше в поле. Каждый игрок, пробежавший до конца и вер­нувшийся обратно в город, приносит своей команде одно очко и получает право на очередной удар. Поэтому, сде­лав удар, метальщик рассчитывает — бежать или не бе­жать?

Предположим, побежал, а водящие, схватив мяч, оса­лили его. В таком случае они все устремляются в го­род и, если их не успевают перепятнать, то становятся бьющей командой, а неудачники идут в поле водить.

Особым шиком у водящих считается поймать «свечу», то есть летящий мяч. Тут уж никаких переосаливаний быть не может — команда, поймавшая «свечу», спокой­но направляется в город, а бывшие «горожане» стано­вятся водящими.

Таким образом, в лапте идет постоянная борьба за город, за возможность стать метальщиками, но и без наращивания очков (перебежек до кона и обратно) то­же не обойтись. Играть можно и на время, и до определенного счета — кому как нравится.

Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

 

www.klass39.ru

Правила проведения игры "Русская лапта"

Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав — русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе. Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим — это время отодвигают ещё на 1000 лет.

Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту. Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат Преображенского и Семёновского полков. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату. Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения. После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают.

Правила игры в русскую лапту

Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Размечается поле так, как показано на рисунке. Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета. В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».

Подготовка к игре в лапту

Игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды. Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.

Начало игры в лапту

Подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности — и вернуться обратно.

Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле. Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности. В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта».

Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан. Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение. В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде: — четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко; — судейское замечание – 1 очко.

Кто выигрывает в лапту

Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными. Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях: — допущено грубое нарушение правил игры; — если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему; — выскользнувшая и рук бита улетела из города. Могут играть смешанные команды — юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

Дополнения к правилам

  • Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.

  • Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии. После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию. Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.

  • Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест. После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).

Что запрещено в русской лапте

  1. Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.

  2. Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.

  3. Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.

  4. Нельзя задерживать перебегающего игрока. Нельзя использовать бейсбольные «лапы».

infourok.ru

Несколько советов игрокам в лапту

Лет 40—45 назад лапта была для нас, ребят, чуть ли не единственной доступной спортивной игрой. Она прельщала простотой неписаных правил и несложностью инвентаря. Мяч, бита... и море удовольствия. Лапту незаслуженно забыли. Теперь, приобретя права гражданства, она вновь быстро прививается, особенно в селах. Проведен уже ряд крупных соревнований (чемпионаты РСФСР, общества «Урожай» и ряда областей).

Для успешных выступлений нужно, чтобы, по меньшей мере, две трети игроков команды умели быстро бегать, а треть — отлично бить по мячу. Команда Московской области, участница чемпионата «Урожая», проиграла пять матчей из шести только потому, что в ее составе было всего два хороших бегуна.

Чувство товарищества — основное в команде. Каждый должен быть готов пожертвовать личным успехом в интересах коллектива. Так и бывает, когда, например, один из игроков, отвлекая на себя «осаливающего», дает возможность партнерам закончить перебежку. Примером такого дружного коллектива могут служить команды Новобурасского района Саратовской области, Рязанской и Псковской областей.

Готовятся команды лаптошников к соревнованиям пока плохо. Зачастую они комплектуются толь ко после получения положения о соревнованиях. Тут даже подумать не успевают, как строить тактику и кто каким номером должен играть.

Комплектуя команды, следует учитывать способности спортсменов, обращая внимание не только на быстроту бега, но и на быстроту реакции. И осаливающие и перебегающие должны уметь быстро разобраться в обстановке, точно передать мяч или изменить направление бега. Очень важно уметь ловить мяч. Часто можно видеть, как игрок, упустивший мяч, продолжает следить за противником, а мяч разыскивает вслепую. Не нащупав его, он вынужден все-таки оторвать взгляд от бегущего, а этой задержки достаточно, чтобы ситуация изменилась в пользу перебегающего. До тех пор, пока мяч не окажется в руках, его нельзя выпускам из поля зрения.

Как и другие спортсмены, игроки в лапту должны правильно и систематически тренироваться. В первую очередь, надо тренироваться в быстроте передвижения, включая в занятия бег на 60-100 метров по прямой и по ломаной линии. Хорошо усложнять бег, вводя в него метание мяча в цель.

Для выработки выносливости полезно включать в тренировку бег на средние и длинные дистанции, бег По пересеченной местности, бег с препятствиями. Зимой следует использовать ходьбу на лыжах и подвижные игры в зале.

Тактика игры пока еще несколько примитивна. Она сводится к удару по мячу с расчетом, что он приземлится в ближнем углу и после отскока уйдет подальше за поле. «Забойщики» не посылают мяч в поле, опасаясь, что противник поймает «свечу», а это лишает команду права подачи. В результате тактика обедняется. Не пора ли отменить этот пункг правил?

М. Штонц. тренер

gorodki-russia.su

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ЛАПТЕ

ЛАПТА

I УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ И СУДЬИ

§ 1. Возраст участников


Участники соревнований делятся на следующие возрастны егруппы:
детская — мальчик» и девочки 12—14 лет,
средняя юношеская — юноши и девушки 15—16 лет
старшая юношеская — юноши и девушки 17—18 лет
взрослая — мужчины и» женщины 19 лет и старше.’

Примечание. В отдельных случаях по разрешению врача, тренера и соответствующего совета Союза спортивных обществ и организаций юноши и девушки старшей юношеской группы допускаются к участию в играх за команды взрослых.

§ 2. Обязанности и права участников


1. Участник обязан знать правила соревнований и точно соблюдать их.
2. Участник имеет право обращаться к судье только через капитана своей команды.
3. Каждый игрок, заявленный в составе команды, должен иметь разрешение врача на участие в соревнованиях.

§ 3. Костюм участников


1. Костюм участников состоит из майки или футболки, трусов и спортивной обуви без шипов и каблуков.
2. Команда должна выступать в одинаковой по цвету форме с установленной эмблемой.
3. Каждый игрок должен иметь на спине и на груди ясно видимый номер, отличающийся по цвету от майки или футболки.
Нумерация должна быть от № 1 в возрастающем порядке, в соответствии с количеством игроков. Номер игрока на спине должен иметь размер 25X12 см, ширина линий цифр — 2 см. Номер на груди имеет размер 10X5 см^ ширина линий цифр — 1 см.
Капитан команды обязан иметь отличительный знак: повязку на рукаве футболки пли нашивку на майке, на левой стороне груди, размером 3X1,5 см.

§ 4. Состав команды и замена участников


1. Команда состоит из 8 человек: б полевых и 2 запасных игроков. В отдельных случаях количество запасных игроков может быть изменено в соответствии с положением о данном соревновании.
2. Начать игру команда обязана с полным составом игроков. Если во время игры в команде останется четыре человека, то игра прекращается, и этой команде засчитывается поражение.
3. В процессе игры команде разрешается заменять запасными не более двух основных игроков. Это можно делать в тот момент, когда мяч находится вне игры. Замененные игроки могут снова вступать в игру. Обратные замены разрешается производить неограниченное число раз. Игроки бьющей команды могут производить замену только в городе, если при этом заменяемый игрок имеет право на удар.
4. Игрок, выходящий из игры или входящий в игру, должен получить на это разрешение судьи.
5. Игрок, покинувший поле без разрешения судьи, удаленный с поля судьей или капитаном своей команды, не может быть снова допущен к игре или заменен запасным игроком.
6. До начала игры фамилии всех игроков каждой команды (основных и запасных) должны быть вписаны в протокол игры. Игрок, не включенный в протокол, к соревнованию не допускается.

§ 5. Состав судейской коллегии и обязанности судей


Для проведения каждой игры назначаются: судья на поле, судья на линии и секретарь.

Судья на поле


1. Судья на поле следит за выполнением игроками правил игры и принимает решения во всех случаях нарушения правил. Его решения являются окончательными.
2. Полномочия судьи на поле начинаются с момента вызова им команд на поле и кончаются после подписания протокола.
3. Судья на поле имеет право прекратить игру во всех случаях, когда сочтет нужным (неблагоприятная погода, непригодность грунта и другие причины). Тогда он обязан составить акт о причинах прекращения игры и выслать его организации, проводящей соревнование.
4. Судья на поле имеет право сделать игроку замечание и предупреждение, удалить его с поля без предварительного предупреждения за грубую игру или неэтичное поведение.
5. Судья на поле перед началом игры обязан проверить состояние и разметку поля, инвентарь' (мяч, биты), костюм, обувь игроков и Т. II.
6. После каждой партии и окончания игры судья на поле должен проверить запись результатов игры, сделанную секретарем.
7. По окончании игры судья на поле и капитаны обеих команд должны подписать протокол соревнования. Судья на поле предоставляет право выбора бить или водить капитану команды гостей. При игре на нейтральном поле бросается жребий.

Судья на линии


Судья на линии является помощником судьи на поле, он располагается у линии кона и передвигается вдоль боковой линии, следя за правильностью выполнения условий игры. О всех нарушениях ясно и отчетливо сигнализирует судье на поле флагом.

Секретарь


1. Секретарь ведет учет времени, очков и следит за очередностью бьющих игроков.
2. Секретарь ведет запись протокола, объявляет счет очков и время, после игры подписывает протокол.
3. Секретарь имеет право останавливать часы только по разрешению судьи на поле. В начале первой и второй половины игры секретарь начинает отсчет времени игры по начальному свистку судьи на поле.

II. ПРАВИЛА ИГРЫ

§ 6. Партии и продолжительность игры


1. В игре одна команда является бьющей, другая — водящей.
2. Игра состоит из 2 партий по 30 мин. каждая. Между партиями дается 10-минутный перерыв. После перерыва между половинами игры право начать игру получает команда, которая в начале игры была водящей.
3. Смена команд (бьющей и водящей) производится в следующих случаях.
Свободная смена команд: а) если у бьющей команды не остается игрока с правом на удар, б) если игрок водящей команды поймал. свечу в поле или за линией кона.
Игровая смена команд: а) если игрок водящей команды осалит игрока бьющей команды, б) если произойдет самоосалива-ние игрока бьющей команды.
4. При осаливании одного из игроков бьющей команды все игроки водящей команды должны постараться занять места в городе или за линией кона. Однако в момент, когда они разбегаются, может быть совершено ответное осаливание, и тогда смена команд не производится, и игра продолжается. Ответное осаливание может происходить неограниченное число раз. После ответного осаливания начисление очков командам не производится. В случае нескольких ответных осаливании, когда игровая смена команд (бьющей и водящей) не состоялась, игроки бьющей команды получают право на перебежку только после вновь совершенного удара.

§ 7. Начало игры


1. Команды выходят на центр ноля по свистку судьи и приветствуют друг друга (по окончании игры производится заключительное приветствие). Первой выходит на поле команда гостей.
2. Каждую партию начинает ударом по мячу игрок бьющей команды. Игроки бьющей команды, ожидающие очереди произвести удар по мячу, размещаются в площади очередности. Игроки, выполнившие удар и ожидающие перебежки, располагаются в пригороде.
Примечание. Запасные игроки и тренеры обеих команд размещаются на скамейке за боковой линией, около стола секретаря.

§ 8. Подбрасывание мяча


1. Подбрасывание (подачу) мяча совершает игрок водящей команды. В момент подбрасывания мяча бьющий и подающий игроки должны обеими ногами находиться в пределах площадки подающего. Подающий игрок может находиться на любом расстоянии от бьющего, но в пределах площадки подающего, выполняя просьбу бьющего и подавая мяч так, как тому удобно.
2. Подбрасывание мяча производится с открытой ладони.
3. За неправильное подбрасывание мяча подающему игроку делается замечание, при повторении нарушения — предупреждение, а при последующих нарушениях команда водящих каждый раз штрафуется очком.
4. Подающий игрок может пользоваться всеми нравами полевых игроков при нахождении в поле.

§ 9. Удар по мячу


1. Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы города, но не пересек боковых линий по воздуху.
2. Удар, после которого мяч коснулся земли в пределах штрафной площади, считается недействительным.
Примечание. Мяч, пересекший линию кона по земле или по воздуху, считается в игре.
3. Удар по мячу должен быть произведен лаптой в момент нахождения мяча в воздухе после подбрасывания.
4. Игрок, производящий удар, имеет право требовать нового подбрасывания (подачи) мяча до трех раз при условии, если он не произвел попытки ударить по мячу. Если подбрасывание было сделано неправильно, игрок имеет право потребовать дополнительного подбрасывания.
5. Если бьющий игрок сделал промах, то он имеет право начать пробежку только после правильного удара по мячу следующим игроком его команды.
6. В начале каждой партии игроки бьющей команды бьют но мячу по очереди, в порядке номеров. После выполнения ударов по мячу всеми игроками бьющей команды право на последующий удар игрок приобретает после полной перебежки.
7. После удара игрок обязан оставить лапту в пределах площадки подающего. В случае если лапта будет оставлена в поле или на линии, удар считается недействительным. Данный пункт правил не применим, если игрок водящей команды поймает свечу.
8. Удар, при котором может быть нанесено физическое повреждение игроку, подающему мяч, считается опасным. Такой удар является недействительным, а игроку делается предупреждение; при повторном предупреждении он удаляется с поля.

§ 10. Перебежка


1. Право на перебежку игрок получает после правильного удара по мячу. Игрок, делающий полную перебежку, должен пробежать по полю за линию кона и вернуться по полю обратно за линию города; правильно выполнивший одну полную перебежку получает право на один удар.
2. Игрок, пробежавший по полю за линию кона, может там оставаться и возвратиться обратно после одного из следующих ударов по мячу, выполненных игроками его команды. Это также является полной перебежкой.
3. Игрок, делающий перебежку непосредственно после своего удара, может бежать из площадки подающего.
4. Игрок имеет право не делать перебежку непосредственно после своего удара, а совершить ее после одного из следующих ударов по мячу, выполненных игроками его команды. Перебежку разрешается начинать только из пригорода, кроме случая, указанного в пункте 3 настоящего параграфа.
5. Игрокам запрещается вести силовую борьбу за мяч.
6. Игроки бьющей команды, не имеющие права на перебежку, могут выходить в поле только после того, как их команду осалят.
7. Игроки, начавшие перебежку за линию кона или города при правильном ударе, обязаны закончить ее. Перебежка считается (Начатой, если игрок заступил одной ногой за линию кона или города.
8. При возвращении мяча из поля в город, после пересечения мячом линии города, начинать перебежку запрещается. Игроки, производящие в данный момент перебежку, обязаны закончить, ее в одну сторону.
Примечание. В случае умышленной задержки мяча игроками водящей команды судья может остановить игру и отправить мяч в город.

§ 11. Осаливание


1. Игроки водящей команды могут находиться в любом ме сте поля и вне его и передвигаться в любом направлении, не пересекая линии города.
2. Игрок, делающий перебежку, считается осаленным, если его в пределах поля, в том числе и в штрафной площадке, коснется мяч.
3. Осаливание могут совершать все игроки водящей команды, в том числе и подающий игрок, если он находится в поле.
4. Осаливать можно только выпущенным из рук мячом (бросая его).
5. Игрокам водящей команды разрешается передавать друг другу мяч в любом направлении и передвигаться с ним.

§ 12. Самоосаливание


1. Игрок бьющей команды считается самоосаленным, если он: а) выбежит за боковую линию поля или наступит на нее, б) начав перебежку, возвратится за линию кона или города.
2. При самоосаливании игрок водящей команды, владеющий мячом, должен отбросить мяч в любую сторону, но в пределах поля; в этот момент происходит игровая смена команд.

§ 13. Результат игры


1. За каждую правильную полную перебежку бьющая команда получает 1 очко.
2. Команда, набравшая после двух партий наибольшее количество очков, является победительницей.
3. Если счет очков у обеих команд окажется одинаковым, игра считается оконченной вничью.

III. МЕСТО ИГРЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ

§ 14. Размеры и разметка поля


1. Поле для игры в лапту представляет собой прямоугольник с ровной травяной или другой поверхностью длиной 60 м, шириной 35 м. Для детей в возрасте 13—14 лет размеры площадки — 40X25 м.
При проведении соревнований в коллективах физической культуры, а также среди детской и средней юношеской возрастных групп, разрешается использовать поле меньших размеров.
2. Поле должно быть размечено ясно видимыми (белыми) линиями шириной 10 см. Размечать поле канавками запрещается. Ширина линий не входит в размеры поля.
3. Длинные линии, ограничивающие поле, называются боковыми, короткие — линией города и линией кона. На расстоянии 15 м (для детей — 10 м) от линии города, параллельно ей, проводится линия, ограничивающая штрафную площадку (эта линия входит в размеры поля).
4. При разметке поля для игры в лапту линия города делится на три неравные части, площадки за которыми называются: пло щадкой очередности, площадкой подающего и пригородом.
5. В местах пересечения боковых линий с линиями города, штрафной площадки и кона устанавливаются полутораметровые флаги.
1. Лапта (бита) должна быть цельнодеревянная, длиной 1—1,2 м и толщиной 4 см в диаметре (ручку лапты разрешается делать тоньше — до 3 см). Допускается обмотка ручки биты.
2. Игрокам разрешается пользоваться своими битами.
3. Игрокам в возрасте 13—14 лет разрешается пользоваться плоской лаптой размером до 80 см в длину, до 8 см в ширину и до 2 см в толщину.

§ 16. Мяч


Игра в лапту проводится теннисным мячом.

gorodki-russia.su

Методическая разработка по физкультуре по теме: Правила игры в "Лапту"

Правила игры в лапту.


        В лапту играют две команды по 6 человек.

 Цель одной команды, находящейся в "городе", совершить как можно больше перебежек за линию "кона" и обратно.

Делать перебежку можно после выполнения правильного удара битой по мячу.

        Каждая такая перебежка приносит команде 2 очка, выполнение ударов производится игроками "города" поочередно из зоны удара.

       Один игрок выполняет удар,  другой игрок этой же команды подбрасывает ему мяч. Подбрасывающим может быть любой из шести игроков команды.

На удар дается две попытки.

         Если одна из двух попыток была правильной, пробивший игрок имеет право на перебежку, а может дождаться ударов следующих игроков в зоне перебежки.

        Игрок, выполнивший неправильный удар, имеет право бежать только после правильного удара одного из последующих игроков.

        Игрок, совершивший перебежку за линию «кона», может там остаться и возвратиться обратно после одного из последующих ударов.

         Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы штрафной зоны, но не пересёк боковых линий по воздуху.

         Мяч, попавший в площадку за штрафной линией и отскочивший за пределы поля, а так же вылетевший за линию «кона» считается правильным.

         

 Вторая команда располагается в «поле».

        Её цель - не дать сопернику выполнить перебежку и как можно скорее занять «город». Сделать это можно при помощи «осаливания» /попадания/ мячом в любую часть тела бегущего, без отскока от земли, при этом мяч должен быть выпущен из руки.

       До удара игроки «поля» могут находиться в любом месте площадки, кроме штрафной зоны.
      После удара имеют право двигаться в любом направлении, а так же передавать мяч друг другу для «осаливания».

      «Осалив» соперника игроки «поля» должны занять «город», «осаленные» могут отыграться.

        Отыграться  можно неограниченное количество раз, пока все игроки одной из команд не окажутся за линией «города» или «кона».

       Игроки «поля» могут набирать очки,  ловя мяч с воздуха («свеча»).

«Свеча»- одно очко.

         

       Игра состоит из двух таймов по 15-30 минут в зависимости от возраста игроков.   Выигрывает команда,  набравшая наибольшее количество очков.

Можно:

     •  Каждый игрок команды «города» получает право на следующий удар каждый раз после того, как сбегает за линию «кона» и вернется в «город».

     •  Совершать перебежки после хорошего удара по мячу могут сразу несколько игроков.

     •  Для обратных перебежек с линии «кона» до «города» игроки могут дожидаться наиболее благоприятного момента при удачном ударе по мячу их товарищем по команде.

     •  Игроки команды «поля» имеют право бегать с мячом по всему полю и перебрасывать мяч один другому.    

  Смена команд без борьбы

Она производится в тех случаях, когда:

1. У бьющей команды не осталось игрока с правом на удар.

2. Бьющий наступает на линию города или какую-то другую (т.е. выходит за пределы зоны бьющего) в момент самого удара или попытки.

3. Кто-либо из игроков города наступает на линии, ограничивающие зоны, или заступает за них в момент удара или попытки.

4. В момент удара кто-либо из игроков находится не в своей зоне:

а) уже бивший игрок в зоне очередности, а не в зоне бегущих;

б) в поле, после смены команд без борьбы или еще не завершив перебежку;

5. Во время удара лапта вылетела в поле из рук бьющего.

6. Игрок бьющих, начав перебежку, оставил лапту (биту) в поле, а не в городе. Если бита касается линии города, то считается, что она оставлена в нем.

7. Игрок бьющих, ожидающий удачного удара своего партнера (в пригороде), выбежал на поле не из пригорода, а из любой другой зоны, или до удара по мячу.

8. Игрок бьющих при перебежке выбежал за боковую линию поля, или наступил на нее.

9. Игрок бьющих, начав перебежку, возвратился обратно за линию города или кона (или наступил на нее).

10. Команда бьющих получила штрафное очко.

11. В команде бьющих во время игры (в игровых зонах) оказалось более шести игроков.

Смена команд должна производиться быстро (бегом).

При этом игроки, занявшие город, сразу, не дожидаясь, пока водящие займут места в поле, начинают выполнять удар.

                                             

Нельзя:

       •  Игрокам команды «поля» запрещается мешать перебегающим.

     •  Перебегающим игрокам запрещается пересекать боковые линии площадки.

Площадка

         Площадка для игры в русскую лапту представляет собой прямоугольник шириной 25-35 м и длиной 40-50 м в зависимости от возраста игроков.

Линии:

         Линия города, штрафная линия, линия кона.

На расстоянии 1,5 м от линии «города», с правой стороны площадки,  чертится линия «пригорода» (штрафная) длиной 3 м.  

По концам линий, отмечающим «город», «кон» и «пригород», ставится по флажку.

Зоны:

Зона очередности, зона удара/ 5 м /, зона перебежки, штрафная зона /10 м /.

Зоны очередности могут быть оборудованы скамейками

         Ширина "города"- 5м.

Бита

        Бита для удара должна быть цельной и деревянной.

Длина 60-110см, диаметр в широкой части не более 5см, в узкой части не менее 3см. Конец рукоятки должен иметь утолщение.

         Конфигурации бит могут быть различными.

         В игре используется мяч для игры в большой теннис, а так же аналогичные резиновые и другие мячи, длина окружности которых 20 см, а вес до 60 г. Площадка для игры

Она состоит из игрового поля и примыкающих к нему города и кона. Город разделен на 3 равные зоны: очередности, бьющего и бегущих (пригород). В поле выделяют штрафную зону, в которой не должно быть игроков в момент удара по мячу.

В случае если в зону бьющего попадают футбольные ворота, которые препятствуют удару, то ее разрешается перенести в сторону зоны бегущих. Поле прямоугольной формы должно быть ровным и может иметь любое покрытие.

1 – зона очередности

2 – зона бьющего

3 – зона бегущих (пригород)

Размеры поля для игроков 14 лет и старше (9-11 классы) — 50-60 х 30-40 м, штрафная линия на расстоянии 12–15 м от линии города.

Для игроков 10–13 лет (5–8 классы) — 30-40 х 15-20 м, штрафная — 6–9 м.

Для игроков 9 лет (3–4 классы) — 18 x 11 м (спортзал), штрафная — дуга радиусом 6 м.

Глубина зон города и кона — 3–5 м. Ширина линий — 4–5 см.

4. Инвентарь и оборудование

Лапта (палка-бита) — выполнена из дерева, ее размеры и форма зависят от возраста участников: для игроков 9–11 лет (3–6 классы) — бита № 1; для игроков 12–13 лет (7–8 классы) — бита № 2.

Для игры в условиях школы и для тренировки игроков 12–13 лет — бита № 3.

Для игроков 14 лет и старше — бита № 4.

Для игр в спортивном зале всех возрастных групп (до 14 лет) — бита № 1.

Игроки 14 лет и старше используют кусок шланга длиной 40 см и  2,5–3 см.

В игре от начала и до конца всеми игроками обеих команд используется одна бита. Замена ее осуществляется только в случае неисправности. До начала игры первый судья проверяет соответствие биты правилам соревнований, а во время игры контролирует ее исправность.

 

nsportal.ru

Основные правила игры в лапту

   Известный русский писатель А. Куприн говорил о лапте так: "Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру, не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка: "своего выручай".

   Удары по мячу, ловля его, бросок, бег с прыжками и увертываниями вырабатывают быстроту, ловкость, глазомер, меткость. Хочешь приобрести эти полезные качества – играй в лапту.
   Для игры в лапту нужна ровная площадка, маленький мяч и удобная для удара по нему круглая палка – лапта.
   На площадке чертятся две линии: "город" и "дом".
   Играющие делятся на две равные команды. Одна из них по жребию становится "водящей", другая – "бьющей". Водящие в свободном порядке располагаются на поле между линиями "города" и "дома". Бьющая команда занимает место в "городе". Там же встает и подающий мяч игрок водящей команды.
   Ударив по мячу, игрок должен перебежать из "города" в "дом" и обратно. Водящие стараются запятнать мячом перебегающих игроков. Когда это им удается, команды меняются местами.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

1. Каждый игрок бьющей команды имеет право на один удар по мячу. Если мяч плохо подброшен, удар можно не производить (делается повторная подача).
2. Право на новый удар игрок приобретает после перебежки из "города" в "дом" и обратно.
3. Если удар слабый и сделать перебежку нельзя, игрок остается в "городе" и ждет удачного удара своего партнера.
4. Если в "городе" остался всего один игрок бьющей команды, ему предоставляется право пробить по мячу три раза.
5. Перебегать можно, когда мяч находится в поле.
6. Запятнать игрока можно только в поле.
7. При попадании в перебегающего игрока бьющая команда может отыграться, если успеет запятнать кого-либо из противников, бегущих в "город" или "дом".
8. Мяч, пойманный с лёта – "свеча" – дает право на переход водящей команды в "город".
9. Победит та команда, которая больше времени окажется бьющей.

journal-shkolniku.ru

Методика игры в лапту "Десять уроков лапты"

Урок № 1

Основной задачей урока является обучение ловле малого мяча.

Подготовительная часть проводится в обычном для уроков спортивных игр режиме, больше внимания уделяется различным передвижениям, упражнениям для рук и плечевого пояса, которые выполняются в движении.

В основной части класс перестраивается в две шеренги на расстоянии 6–8 м лицом друг к другу, интервал в шеренгах – 4 м.

«Ловушка». Учитель показывает, как ловится теннисный мяч: и.п. – стойка ноги врозь, левую (правую) вперед, ноги незначительно согнуты, туловище наклонено вперед. Руки согнуты перед собой, ладони соединены, пальцы разведены, образуя «ловушку». Причем ладони расположены так, что одна снизу, другая накрывает сверху. Как только принимаемый мяч залетает в «ловушку», она быстро закрывается, т.е. пальцы обеих рук соединяются.

Ученики принимают и.п. для ловли, учитель проходит вдоль шеренги и по необходимости исправляет ошибки. Дополним следующим заданием: в стойке готовности по сигналу «один свисток» ученики имитируют ловлю мяча, летящего сверху, пальцы обращены вверх к мячу. «Два свистка» – имитируют ловлю мяча, летящего от партнера, пальцы обращены вперед. «Хлопок» – имитируют ловлю мяча, отскочившего от пола, пальцы обращены вперед-вниз, при этом туловище больше наклоняется вперед. Усвоив простое, но очень важное положение при ловле, можно переходить к следующему упражнению.

Подбрасывание и ловля. Подбрасывание вверх осуществляется одной рукой на высоту 1,5–2 м. Ученики в стойке готовности держат мяч на вытянутой вперед правой ладони, пружинисто приседают и активным разгибанием ног подбрасывают мяч вверх, сопровождая его плавным движением руки. Как только мяч выпущен из рук, мгновенно образуется «ловушка», в которую ловится опускающийся сверху мяч. Следует указать на то, чтобы ученики при ловле быстро закрывали «ловушку», не напрягали пальцы, не отводили взгляд от мяча до тех пор, пока он не будет пойман в «ловушку».
Упражнение усваивается быстро, и можно переходить к более сложным подбрасываниям:

а) подбрасывание на высоту 4–6 м и ловля в «ловушку»;
б) подбрасывание на высоту 2–3 м чуть влево (вправо, вперед, назад). Упражнение помогает ориентироваться в пространстве, учит правильно смещаться под мяч шагом, приставным шагом, бегом;
в) подбрасывание с хлопками, приседаниями и т.д.

Перебрасывание в парах. Стоящие в шеренге с мячом одной рукой снизу перебрасывают мяч по средней траектории партнеру, стоящему напротив без мяча. Партнер, двигаясь под мяч, ловит его «ловушкой» и выполняет обратное перебрасывание. Удобное положение, когда мяч ловится на уровне груди, – для этого надо двигаться вперед, назад, влево, вправо, приседать, делать выпады и т.д.

Перекатывание мяча в приседе. Обе шеренги приседают, у одного из партнеров мяч. Игрок с мячом одной рукой посылает мяч партнеру, чтобы он докатился кратчайшим путем, партнер ловит мяч также «ловушкой», но здесь следует обратить внимание на то, что пальцы одной руки должны касаться площадки. Как только мяч закатывается на ладонь, «ловушка» быстро закрывается.

Передача мяча в парах. Заключительное упражнение основной части урока, требующее большой концентрации внимания. Передача осуществляется одной рукой из-за плеча. В стойке готовности одна нога выставлена больше вперед, передача заканчивается активным разгибанием руки вперед, вес тела при этом переносится на впереди стоящую ногу, партнер ловит мяч и выполняет передачу обратно. Надо обратить внимание на то, что передача должна заканчиваться захлестывающим движением кисти, мяч передавать партнеру практически без траектории, т.е. параллельно площадке.

В этом упражнении скорость полета мяча увеличивается, поэтому часто встречаются следующие ошибки:

– ладони не соединяются при ловле, в результате мяч пролетает между ними;
– пальцы открыты недостаточно, чтобы поместился мяч;
– ладони соединены, но расположены в вертикальной плоскости, а не в горизонтальной.

Дозировку следует давать исходя из усвояемости упражнений. Оставшееся время можно использовать для проведения подвижных игр («Волк во рву», «Пятнашки», «Колдуны»), способствующих развитию физических качеств.

Урок № 2

Основная задача этого урока – закрепить ловлю мяча и передачи в парах.

В беговом разделе подготовительной части повторить «ловушку». По свистку учащиеся останавливаются и имитируют ловлю мяча сверху. По хлопку останавливаются, поворачиваются лицом к центру площадки и имитируют ловлю мяча от партнера. На счет «три» приседают и имитируют ловлю мяча, катящегося по площадке.

В основной части, поделив класс на две шеренги и расставив в пары на расстоянии 3–6 м, повторить подбрасывание мяча одной рукой и ловлю. Перейти к более сложным упражнениям:

а) ученики подбрасывают мяч на высоту 4–5 м, делают поворот кругом и ловят мяч. Следует обратить внимание на точное подбрасывание мяча по вертикали и выполнение поворотов через левое и правое плечо;
б) то же, но поворот выполняется на 360°;
в) подбросив мяч, выполнить приседание, встать и поймать мяч.

После такой серии упражнений ученики готовы к выполнению передач в парах. Провести их в следующей последовательности:

1. Перебрасывание в парах (см. урок № 1) – достаточно сделать в течение 1,5–2 мин., обратив внимание на точный выход под мяч в зависимости от траектории полета и направления.

2. Передача из-за плеча – обратить внимание на захлестывающее движение кисти и на положение «ловушки». Можно ввести элемент соревнования. Побеждает пара, которая выполнила наибольшее количество передач за 1 мин. Напомнить учащимся, чтобы не делали передачи на уровне пояса и в ноги.

3. Перекатывание мяча в приседе –1–1,5 мин.

4. Передача мяча отскоком через площадку – выполнить передачу так, чтобы мяч сделал отскок в 1,5–2 шагах от партнера. При ловле отскочившего мяча ноги сгибаются сильнее и туловище больше наклоняется вперед, «ловушка» направлена на отскок. При этом способе передачи мяч ловить сложнее, так как открытая площадка имеет неровности, и нужно быть готовым к ловле мяча, внезапно меняющего направление. Элемент соревнования в этом упражнении не помешает.

Закончив передачи, перейти к метанию в цель.

На середине площадки положить баскетбольный мяч, играющие с теннисными мячами встают в 10 шагах от него. Каждый по очереди бросает мяч в цель. Выигрывает тот, кто из трех попыток не промахнулся ни разу.

Разделив класс на две (четыре) команды, провести эстафету с бросками в цель. Перед колоннами на расстоянии 15–18 м установлены щиты с нарисованными мишенями (в спортзале мишени нарисованы на стене). По сигналу первые участники команд бегут с мячом к мишени, останавливаются у специальной отметки и выполняют метание в цель, подобрав отскочивший мяч, возвращаются и, передав мяч из рук в руки своему партнеру, встают в конец колонны. Игроки, принявшие эстафету, выполняют те же действия.

В этой эстафете предлагается два способа определения команды-победительницы:

1. Побеждает команда, первой завершившая эстафету без нарушений.

2. По наибольшей сумме очков: команда, финишировавшая первой, получает 5 очков, второй – 4 очка и т.д. Если игрок команды попадает в центр мишени (в определенный круг), то он дополнительно приносит очко.

В заключительной части провести игру «Глазомер» или один из ее вариантов.

Урок № 3

На этом уроке продолжается совершенствование передач в парах.

В подготовительную часть включить задание для развития скоростных качеств: по хлопку учащиеся останавливаются и бегут на месте, по свистку поворачиваются кругом и бегут в обратном направлении, по сигналу свистка приседают и т.д. ОРУ выполнять в движении с набивными мячами.

В основной части на подбрасывание и ловлю мяча достаточно затратить не более трех минут, включая варианты (см. уроки №№ 1, 2).

Перейти к передачам.

1. Передача в парах из-за плеча (1,5–2 мин.). Задача – выполнять упражнение в более быстром темпе, сохраняя стойку готовности. Обратить внимание на полет мяча без траектории: если игрок уронил мяч, то быстро подбирает и, встав на свое место, продолжает упражнение.

2. Передача из-за плеча на время (1,5–2 мин.). Упражнение выполняется 30 сек., подсчет ведет партнер, первым принимающий мяч. Определить пару-победительницу. Упражнение повторить два-три раза, поощряя победителей после каждой попытки.

3. Передача мяча партнеру с отскоком об пол (2,5–3 мин.). Напомнить о более низкой стойке готовности и максимальной концентрации внимания. Раньше времени взгляд от мяча не отводить, передачу заканчивать захлестывающим движением кисти.

4. «Длинные» передачи в парах (4–5 мин.). Если урок проводится в спортзале, то шеренги построить лицом к центру зала на расстоянии 15–18 м. На площадке расстояние между шеренгами увеличить до 18–25 м. Чтобы передачи выполнялись точнее, обратить внимание на замах. Туловище поворачивается и больше отклоняется назад, прямая рука с мячом отводится назад. Движение начинается с поворота туловища и заканчивается захлестывающим движением кисти с переносом веса тела на впередистоящую ногу.

Ловить мяч в этом упражнении нелегко, так как скорость полета мяча увеличивается и уменьшается точность передачи. Очень важно, чтобы учащиеся своевременно перемещались навстречу мячу. Важно обратить их внимание на то, что при ловле мяча учащиеся должны вытянуть «ловушку» вперед и при приближении мяча отводить на себя, сгибая руки, как бы гася скорость полета мяча.

После выполнения передач провести игру «День и ночь», но разнообразить ее дополнительным заданием. У каждого стоящего друг напротив друга в руке теннисный мяч. По команде «День!» игроки этой команды убегают, а игроки команды «Ночь» догоняют и стараются осалить мячом своего партнера с расстояния не более 1 м. Следует указать, что целесообразнее салить в туловище, осаливание в голову запрещается. Подобрав мяч, игроки встают на исходные места. Игра повторяется 4–6 раз. Побеждает команда, осалившая большее количество раз с близкого расстояния.

В заключительной части провести игру «Чувство времени». Один из учеников подбрасывает мяч вверх как можно выше. Учащиеся определяют, сколько прошло секунд от подбрасывания мяча до падения его на площадку.

Урок № 4

Основная задача урока – совершенствование передач и обучение ударам битой сверху.

В подготовительной части повторить бег с заданием (см. урок № 3) и выполнить ОРУ в парах.
В основной части урока провести в следующей последовательности:

1. Передачи в парах из-за плеча (1,5–2 мин.). Расстояние между шеренгами 8–9 м.
2. Передачи отскоком через площадку (1,5–2 мин.).
3. «Длинные» передачи в парах (2–3 мин.). Расстояние между шеренгами 15–25 м.
4. Передачи в четверках (2–3 мин.). Шеренги рассчитываем на первый и второй, вторые номера встают за спины первых (см. рис. 1).

Рис. 1                                                          Рис. 2

На четверку оставить один мяч, игрок с мячом выполняет передачу стоящему напротив партнеру и уходит назад за спину своего напарника. Партнер, поймавший мяч, выполняет передачу обратно, также уходя назад за спину напарника. Передачи выполнять в быстром темпе, обращая внимание на точность передач.

5. То же на время. Определить четверку, которая за одну минуту выполнила большее количество передач.

Для выполнения этого упражнения одна шеренга располагается на лицевой линии в парах. Вторая шеренга встает в поле (см. рис. 2).

У первых номеров в руках плоская бита длинной 80–90 см, шириной 5 см и толщиной 2 см (для учащихся старших классов лучше применять круглую биту с диаметром утолщенной части 5 см и ручки – 3 см).

У вторых номеров по одному (два) мяча. Партнер с битой выставляет левую ногу вперед на ширине плеч, держа биту над головой двумя руками, партнер с мячом подбрасывает мяч перед бьющим на высоту 1,5–2 м и делает шаг назад. Игрок с битой после прогибания назад активно выпрямляет туловище, ударяет концом биты по мячу, посылая его в поле. Задача подающего – подбрасывать мяч строго по вертикали с открытой ладони.

Игроки, стоящие в поле, стараются подобрать мячи и вернуть подающим игрокам. Удобнее, если бьющий выполняет 5–6 ударов подряд, а затем меняется ролями с подающим. Через 3–4 мин. бьющий с подающим меняются с игроками, стоящими в поле.

Следует обратить внимание на то, чтобы бьющие старались попадать мячом в площадку, а стоящие в поле не пропускали мячи, которые летят в их направлении. Если мяч при ударе перелетает площадку, то возвращать его лучше через ближе стоящих игроков.

В оставшееся время основной части учащиеся выполняют челночный бег: 3 серии по 4–10 м в максимальном темпе, с перерывами между сериями 20–30 сек.

В заключительной части урока проводятся упражнения на восстановление дыхания в ходьбе.

Урок № 5

Основная задача урока – совершенствование передач и закрепление ударов сверху.

В подготовительной части урока повторить ОРУ в парах.

В основной части выполнить следующие упражнения:

1. Передачи в парах из-за плеча (1,5–2 мин.).

2. Передачи отскоком через площадку (1,5–2 мин.).

3. Передачи в четверках (см. урок № 4) (2–3 мин.).

4. Передачи в четверках на время (1–2 мин.).

5. Метание в движущуюся цель (2–3 мин.) Учащиеся располагаются в шеренгах лицом друг к другу на расстоянии 15–18 м (см. рис. 3).

Стоящие в первой шеренге получают по теннисному мячу. Преподаватель (помощник), стоя посередине у одного края площадки, энергичным толчком перекатывает (посылает) обруч с таким расчетом, чтобы обруч перекатился к другому краю площадки. В это время ученики бросают мячи так, чтобы мяч пролетел через перекатывающийся обруч. За попадание в цель игрок приносит команде очко. Стоящие без мячей по сигналу подбирают мячи и готовятся к выполнению аналогичного задания. Каждой шеренге даем две-три попытки и подводим итоги. В третьей попытке можно обруч заменить баскетбольным мячом.

Рис. 3                                                       Рис. 4

6. Удары сверху (см. урок № 4) (3–4 мин. на каждую половину класса). Задача бьющих – выполнять удары, активно выбирая на площадке место планируемого попадания мячом. Рекомендуется поощрять стоящих в поле: игрок, поймавший мяч с лета – мяч-«свечу», получает очко. У кого больше «свечей», тот и победитель.

7. Салки в парах (см. рис. 4). Стоящие в первой шеренге держат по мячу. Вторая шеренга по сигналу убегает, первая догоняет и осаливает мячом с расстояния не более 1 м. Убегать можно до указанной линии, салить – только с близкого расстояния. Осаливающие игроки подбирают мяч, передают своим партнерам и меняются с ними. Игра повторяется. За каждое осаливание дается очко, выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

При проведении игры на ограниченной площадке убегающие игроки должны бежать до указанной отметки, не меняя направления бега. На большой площадке игроки могут менять направление («змейкой», по зигзагу и т.д.).

После нагрузки в заключительной части провести игру «Минутка». Учащиеся идут по кругу в колонне медленным шагом и ведут отсчет одной минуты. Если играющие считают, что время истекло, то делают шаг в сторону и останавливаются. Определить учащихся с лучшим чувством времени и повторить игру.

Урок № 6

На этом уроке совершенствуем передачи, удары сверху и метание в цель.

В подготовительной части проводятся передвижения противоходом, «змейкой», «по дуге», «по зигзагу», по точкам площадки, чтобы проверить, как быстро колонна выполняет смену направлений. ОРУ проводятся в движении.

В основной части выполняются передачи в различных построениях:

1. Передачи в тройках (2–3 мин.). Учащихся разделить на 3 шеренги, первая и вторая шеренги располагаются в затылок друг к другу с интервалом в 3–4 шага. Напротив них к ним лицом на расстоянии 10–12 м встает третья шеренга (см. рис. 5).

Рис. 5                                                       Рис. 6

Мячи находятся у стоящих в первой шеренге, по сигналу стоящие с мячом выполняют точную передачу партнеру напротив и перебегают к нему за спину. Партнер, получивший мяч, выполняет передачу обратно и так же перебегает на противоположную сторону за спину игроку. Чтобы передача была точнее, выполнять ее надо с места, а затем уже бежать на противоположную сторону.

2. Передачи в тройках на время (2–3 мин.). Определить количество передач, выполненных за минуту, и повторить еще раз.

3. Передачи в кругах (1–2 мин.). Каждая шеренга образует круг диаметром 9–15 м в верхней, средней и нижней частях площадки (спортивного зала). На каждый круг дается по одному мячу. По сигналу учащиеся в быстром темпе выполняют передачи в своем круге в различных направлениях.

4. Передачи в кругах со сменой мест (2–3 мин.). Учащиеся, выполнив передачу, перебегают на место партнера, которому сделана передача. В данном упражнении часто повторяется следующая ошибка: игрок выполняет передачу после нескольких шагов и перебегает не за мячом. Надо добиваться выполнения передачи с места, что делает ее более точной.

5. Эстафета с метанием в цель (см. урок № 2). При проведении урока в спортзале перед каждой командой на расстоянии 5–6 м положить гимнастический мат. Каждый игрок обязан сделать кувырок вперед, прежде чем выполнит метание. При проведении урока на открытой площадке гимнастический мат заменить легкоатлетическим барьером.

6. Удары сверху (см. урок № 5). Бьющие игроки подсчитывают количество своих попаданий на площадку. Отметить самых результативных.

Урок № 7

Основная задача данного урока – совершенствование ловли, передач и осаливания, обучение двусторонней игре.

При проведении подготовительной части урока использовать подготовительную часть урока № 3.

Основную часть провести в следующей последовательности:

1. Ловля мяча в движении (3–4 мин.). Учащиеся делятся на две колонны (см. рис. 7). По сигналу стоящий первым бежит к середине площадки. Первый во второй колонне выполняет передачу мяча от плеча бегущему. Поймавший мяч в движении передает его обратно отскоком через площадку, после чего игроки становятся в конец своей колонны. Сигнал повторяется для другой пары. Колонны меняются ролями после трех-четырех повторений.

2. «Свечи» (2–3 мин.). Построение прежнее. У одного из партнеров мяч. Задача стоящего с мячом – выполнить передачу до максимально высокой траектории полета мяча. Принимающие мяч, рассчитывая траекторию его полета, выбегают под него и ловят. Поймав мяч, встают на свое место и выполняют «свечу» обратно.

Рис. 7

Рис. 8

3. «Комплексное» упражнение (4–5 мин.) (см. рис. 8).

Вариант А. У стоящих в первой колонне – по мячу. По сигналу первый игрок второй колонны перебегает на другую сторону площадки, в это время игрок первой колонны выполняет передачу игроку третьей колонны. Игрок, поймавший мяч, выбегает наперерез бегущему и осаливает его с близкого расстояния. Выполнивший осаливание быстро подбирает мяч и встает в конец своей колонны. Перебежавший остается на противоположной стороне площадки. Выполнивший передачу становится замыкающим в своей колонне. Сигнал повторяется, упражнения выполняют следующие трое игроков. Как только выполнят последние три игрока, колонны меняются местами по часовой стрелке.

Вариант Б. Упражнение аналогичное, но выполняется по двум сигналам. По первому сигналу игрок второй колонны начинает перебежку, добегает до середины. Подается второй сигнал, по которому игрок первой колонны выполняет передачу. Действия третьих прежние.

В приведенном выше упражнении каждый игрок может проявить лучшие свои способности: умение выполнить точную и быструю передачу, ловкость при ловле мяча и быстроту в беге.

4. Двусторонняя игра. Разделив класс на две команды, разместить игроков на площадке (см. рис. 9).

Рис. 9

Игрок защиты в площадке подающего по сигналу учителя подбрасывает мяч, игрок нападения выбивает его битой в поле. Если мяч падает на площадку, пересекая штрафную зону по воздуху, то бьющий игрок выполняет перебежку за линию «кона» и обратно. Игроки защиты подбирают мяч и, передавая друг другу, догнав, осаливают бегущего. Если бьющий игрок забежал за линию «кона» и вернулся обратно, то он приносит команде очко. В случае промаха при ударе битой бьющий игрок выполняет повторный удар, в противном случае он встает в «пригород», ожидая действительного удара. При действительном ударе второго игрока перебежку выполняют уже двое игроков и т.д. Выполнившие полную перебежку (за линию «кона» и обратно) игроки встают в конец своей колонны в площадке очередности. На первом этапе лучше, если при осаливании защитники остаются в поле, осаливание обязательно фиксировать свистком. Игра продолжается. Через 3–4 мин. команды меняются ролями, и игра повторяется.

Игроки нападения должны усвоить, что перебежку можно выполнять только при действительном ударе. Игроки, ожидающие на площадке очередности, перебежку выполнять не могут. Если мяч попадает в штрафную зону или по воздуху пересекает боковые линии, удар считается недействительным.

Игроки защиты должны быстро подбирать мяч при действительном ударе для осаливания бегущих. Если перебежки закончились или игроки не рискнули их делать, то мяч выводится из игры через подающего игрока.

Урок № 8

Основная задача этого урока – обучение двусторонней игре.

Провести активную подготовительную часть и приступить к основной части урока.

1. Передачи из-за плеча в парах (2–3 мин., в том числе на время).

2. «Свечи» (см. урок № 7) (1–2 мин.).

3. Ловля мяча в движении (см. урок № 7) (2–3 мин.).

4. «Комплексное» упражнение (см. урок № 7) (4–5 мин.), провести его в форме соревнования: команда побеждает, если осалила большее количество перебегающих игроков.

1. Двусторонняя игра (см. урок № 7). Повторив 2–3 мин. игру по правилам предыдущего урока, внести дополнение:

а) игроки нападения при действительном ударе могут отказаться от перебежки и ожидать в «пригороде» до следующих действительных ударов;

б) игроки, выполнившие перебежку за линию «кона», могут остаться там, если считают, что защитники могут их осалить при возвращении. Вернуться домой они могут при действительном ударе своего игрока, принося при этом очко.

Задача игроков защиты – выносить мяч за линию «дома» (если не возникает ситуация для осаливания) через подающего игрока, передав ему мяч на штрафной линии. Мяч считается в игре до тех пор, пока после действительного удара не вернется в «дом» (т.е. не пересечет линию «дома»). На выход мяча из игры подается свисток, запрещающий какие-либо игровые действия.

Играющие должны усвоить, что при игре в нападении выполнять перебежку может только игрок, выполнивший удар, если мяч находится в игре (не пересек линию «дома»). При возвращении мяча в «дом» в штрафной зоне может находиться только один игрок.

При осаливании защитники остаются в поле. Объяснить им, что на следующем занятии их действия изменятся. Через 3–4 мин. команды меняются ролями.

Урок № 9

Продолжить обучение двусторонней игре, повторив упражнения, которые необходимы в самой игре.

В подготовительную часть включить игру «Перестроение на ходу». Учащиеся, рассчитавшись на первый и второй, бегут в обход, по сигналу учителя вторые номера выбегают влево из колонны, поворачиваются кругом и бегут в обход в обратном направлении. Как только вторые номера, сравнявшись с первыми, окажутся напротив своих мест в колонне первых номеров, вторые быстро встают в колонну и продолжают бег с ними, по второму сигналу то же самое выполняют первые номера. Выигрывает команда, которая организованнее выполнила перестроение. Игра повторяется. Выполнить ОРУ в движении.

В основной части провести игру «Салки с мячом» (3–4 мин.). Выбрать водящего, остальные по сигналу разбегаются по площадке, у одного из игроков теннисный мяч. Водящий старается осалить убегающих.

Если водящий догоняет игрока, которому сделана передача, то этого игрока осалить нельзя. Осаленный игрок становится водящим, извещая об этом играющих поднятием руки вверх.

Поделив класс на две команды, провести «перебежку парами» (5–6 мин.). Одна команда встает в поле, выполняя роль защитников. Вторая команда в двух колоннах выстраивается за линией «кона» (см. рис. 10). По сигналу учитель выполняет передачу мяча любому игроку защиты. Первая пара стоящих за линией «кона» в это время начинает перебежку за линию «дома». Задача защитников: передавая мяч друг другу и догнав одного из бегущих, осалить его (см. рис. 10).

Рис. 10

Игроки, выполняющие перебежку, могут быстро менять направление: почувствовав угрозу осаливания, поворачиваются кругом и бегут обратно, но при этом не заступив за линию кона. Этим самым дается возможность одному из игроков благополучно закончить перебежку. В идеале будет очень хорошо, если оба игрока, увернувшись от мяча, успешно закончат перебежку. Сигнал повторяется, и перебежку выполняет следующая пара. После завершения перебежки последней пары команды меняются ролями.

Двусторонняя игра (см. уроки №№ 7, 8) (10–12 мин.). Повторив игру по правилам предыдущего урока (2–3 мин.), дополнить следующим:

1. После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию «дома» или «кона», так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линии «дома» и «кона». В этом случае осаленная команда переходит играть в защиту.

2. Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией «дома» («кона»), имеют право выбегать на площадку (если мяч не вышел из игры), помогая своим игрокам.

3. После переосаливания игрок, находившийся за линией «кона», может вернуться домой при действительном ударе своей команды, но очки он не приносит, а получает право на удар в порядке очередности. Напомним, что очко дается за полную перебежку.

Урок № 10

Завершающий урок, где происходит закрепление навыков игры и знакомство учащихся с основными правилами.

После активной подготовительной части урока провести «комплексное упражнение» (см. урок № 7) в форме соревнования (3,5–4 мин.).

Перебежку парами повторить 4,5–5 мин. (см. урок № 9). На двустороннюю игру отвести 18–20 мин., т.е. два периода по 9–10 мин. После жеребьевки одна из команд встает в нападение, другая – в защиту.

В нападении игроки должны строго следить за очередностью ударов, не меняя ее по ходу игры, и выполнять их только по свистку. Играя в защите, можно принести своей команде очко, если отбитый в поле мяч-«свечу» поймать с лета. Поймав мяч, игрок должен быть готов к осаливанию игроков нападения.

Может возникнуть, например, такая ситуация, что при ударе одного из игроков нападения в площадке очередности остался один или два игрока. Остальные, имевшие право на перебежку, сделали попытку для перебежки, оказались осаленными, но выполнили ответное осаливание и благополучно выбежали за линию «дома». В таком случае команда нападения выстраивается в площадке очередности, продолжает пробивать, сохраняя очередность.

Вторую половину встречи команда, игравшая в защите, начинает игру в нападении. Рекомендуется при обучении игре в непонятных ситуациях возвращать игроков на места, предшествующие таким ситуациям, и учителю самому продемонстрировать, что надо было сделать как игрокам защиты, так и игрокам нападения.

Рифад ВАЛИАХМЕТОВ,
Лев ГУСЕВ,
Александр КОСТАРЕВ,
Виктор ЩЕМЕЛИНИН

infourok.ru


Смотрите также