Как играть в лапту правила игры
Иллюстрированные правила "Русская лапта"
ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В ЛАПТУ.
Введение
В лапту играют две команды, по восемь- десять игроков. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая - на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды - подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится два тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.
Площадка
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина 25-40 м, длина 40-55 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле.
Штрафная зона
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.
Площадка подающего
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.
Бита для русской лапты должна быть цельнодеревянной (бейсбольная бита 32 дюйма). Её длина может составлять 80 см, а диаметр около 5 см, при этом рукоятка имеет длину не более 30см.
Команды
Каждая команда состоит не более чем из 10 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее восьми участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться не менее восьми игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся в зоне очерёдности.
Капитан
Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.
Тренер команды
Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды.
Судейская бригада
На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь.
Старший судья
Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит пред игровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.
Линейный судья
Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.
Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований.
Игровое время
Игра состоит из двух таймов по 15 минут общего времени. Между таймами перерыв 5 минут. При ничейном результате добавочное время 5 минут, далее до первых набранных очков.
Начало игры
Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая - в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени. Второй период начинает в нападении команда которая первый период начинала в защите.
Удары по мячу
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью. Игрок который последним производит удары по мячу имеет три попытки не зависимо от правильности удара.
Нарушения при ударах
Бьющему игроку запрещается выполнять удар с плеча, с боку, выходить или заступать за линию города и зону подающего, выбрасывать биту в поле, затягивать время, брать биту до разрешения судьи. При нарушении этих правил судья имеет право лишить игрока удара.
Перебежки
Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как совершил удар. Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона, пересекший ее и вернувшийся за линию Города не был осален сам или не был осален кто-то из игроков его команды, совершил полную перебежку и принес своей команде 2 очка. Перебежки в одну из сторон не приносят команде очков. Перебежку начинают обежав метку (конус) который находится слева от бьющего в 7 метрах от боковой линии.
Нарушения при перебежках
Игроку атаки при перебежках запрещается выбегать в поле из зоны подающего, за исключением бьющего игрока, касаться игроков защиты, выбегать в аут, касаться или брать мяч в руку, игрок обязан обегать метку (конус). За эти нарушения судья может дать свободную смену и наказать игрока желтой карточкой.
Участникам, совершающим пробежку, запрещено:
касаться мяча;
выбегать за боковые линии;
возвращаться обратно в город, не побывав в доме;
выбежав из кона на поле, возвращаться снова в кон. Игрок, который вернулся из дома («кона») в город, зарабатывает два очка для своей команды. А, заработав очки для своей команды, получает еще одну попытку.
Правильно выполненным считается удар, при котором:
мяч перелетает штрафную линию и оказывается в пределах поля;
мяч оказывается за линией кона, но в пределах воображаемого продолжения боковых линий;
бьющий наносит удар, находясь в своей зоне и не наступая на линию города;
во время удара по мячу, игроки бьющей команды находятся за границами поля в зоне очерёдности.
Команда водящих
Игрокам, находящимся в поле, необходимо поймать отбитый мяч налету руками, до его падения на землю и переместить обратно в город. Если словить мяч не удалось, как можно скорее нужно подобрать мяч с земли и попасть им в перебегающего.
Игрокам в поле нельзя касаться перебегающих и мешать их движению.
Подающий
По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара даются две попытки. Подающий может выходить в поле на осаливание.
Вынос мяча
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замахи на вынос мяча.
Осаливание
Осаливание - попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока нападения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.
Когда перебегающего осалили мячом завязывается борьба за город. В этом случае команды как бы меняются ролями. Бывшие водящие, находящиеся в поле, стараются быстро занять территорию города, а бьющие выбегают в поле и стараются быстрее подобрать мяч, чтобы попасть в убегающих. Происходит это до тех пор, пока одна из команд не вернется в город в полном составе.
Победит та команда, которая сможет набрать наибольшее количество очков.
Обратное осаливание. После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно
Самоосаливание
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города (нарывка), во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.
Комментарий. Часто при самоосаливании игроки защиты и нападения оказываются в ауте, самоосаленным считается тот, кто последним покинет аут.
Нарушение при игре в защите
Игрокам защиты запрещается выходить за пределы поля до удара. Если игрок защиты вышел за пределы поля до удара, а удар был действительным, то игроку защиты делается предупреждение, а игроки нападения вышедшие после удара в поле совершают перебежку в одну сторону. Игрокам защиты запрещается во время перебежки блокировать игроков атаки, выходить в аут до удара, находиться в штрафной зоне до удара, прятать мяч и делать ложные движения, затягивать время при выносе мяча. При этих на рушениях игрок наказывается замечанием и желтой карточкой.
Желтая карточка
Желтая карточка предъявляется игрокам в следующих случаях: если игрок дважды нарушил одно и тоже правило, за неспортивное поведение, аппеляцию судьям во время игры и другие нарушения. Желтая карточка также может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.
Красная карточка
При предъявлении красной карточки игрок или тренер команды обязан покинуть поле без права замены с последующим рассмотрением на судейской коллегии. Красная карточка предъявляется при получении второй желтой карточки, драки, сквернословии, недисциплинированном поведении, как на поле, так и за пределами его во время игры, до подписания протокола.
Красная карточка может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.
Минутный перерыв
Каждая команда имеет право брать один минутный перерыв в каждом тайме. Старший судья и врач также по каким-либо причинам может объявить технический перерыв. Время технического, медицинского или минутного перерыва не входит в общее время.
Очки, определение победителей и проигравших
Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч после удара с лета, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков. Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее пяти человек. Если команда не явилась на игру, ей засчитывается техническое поражение и команда несет другие наказания, предусмотренные положением о соревнованиях.
При равенстве очков у двух команд преимущество дается команде, победившей в личной встрече. При равенстве очков у двух команд и более места определяются:
· по наибольшему количеству очков, набранных во всех встречах между ними;
· по соотношению очков, набранных во встречах между ними.
В стыковых играх при ничейном результате проводится дополнительный пятиминутный период. При дальнейшем равенстве – аналогично, до победы одной из команд.
Протокол № ____
соревнований по лапте _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
между командами ____________________________ и _______________________________
Дата __________ Место _________________ Начало ____________ Окончание__________
Ст. судья ___________________ Судья на линии ______________ Секретарь ___________
Капитан __________________________________
Команда Б _________________________________
Капитан ____________________________________
Результат первой половины ______ в пользу ___________________________________________
общий счет__________ в пользу _____________________
Замечания игрокам ________________
Представители команды А_____________________ Б _______________________
Ст. судья ___________________________________
Правила игры в лапту
Есть у русского народа игры, история которых исчисляется веками. Одна из таких игр — лапта. Лаптой увлекались наши предки. Наша молодежь играет в нее и поныне.
Но лапте долго «не везло». Наши физкультурные организации считали эту самобытную, увлекательную, исконно русскую игру ребячьей забавой. Официальные соревнования по лапте не проводились. Между тем американцы уже десятки лет назад взяли русскую лапту за основу новой игры — бейзбола. Сейчас по популярности бейзбол в США стоит на первом месте. У него миллионы поклонников.
Настоящие большие состязания по игре в лапту в нашей стране впервые проведены лишь в 1957 году, когда шесть сильнейших сельских команд общества «Урожай» встретились в матч-турнире. Во многих областях и краях Российской Федерации уже созданы команды по лапте. Только в одной Горьковской области в соревнованиях по этой увлекательной игре участвовало в нынешнем году 20 команд.
Чем же привлекла к себе наших спортсменов эта старинная русская игра? Прежде чем ответить на этот вопрос, вкратце напомним правила игры в лапту.
Правила игры в лапту
Игра происходит на поле размером 30X60 метров. Лицевая линия поля называется «городом», противоположная — «домом». Количество играющих не ограничено. Они разбиваются на две равночисленные команды: одна из них — «бьющая», другая — «водящая». Игроки «бьющей» команды, стоя за линией «города», по очереди ударами круглой битой посылают небольшой мяч в поле. После этого они стремятся перебежать в «дом», а затем вернуться обратно. Что же делают игроки «водящей» команды? Они прилагают максимум усилий, чтобы поймать мяч и осалить им пробегающего по полю противника. Осаливание дает игрокам «водящей» команды право стать «бьющей». Полная же успешная перебежка игрока «бьющей» команды приносит ей очко.
Игра состоит из двух таймов, по 30 минут каждый. Победительницей считается команда, игроки которой за 60 минут состязаний совершили наибольшее количество полных перебежек.
При полной перебежке игрок преодолевает расстояние 120 метров. Эти пробежки надо делать максимально быстро, со скоростью спринтера. Только стремительность бега в сочетании с ловкостью помогает избежать осаливания и дает возможность выиграть желаемое очко. Спортсмен, спасаясь от преследования соперника и соприкосновения с мячом, бежит, как правило, не по прямой, а делает обманные движения, прыгает, падает на полной скорости на землю. Все это требует от игрока хорошей физической подготовленности — быстроты, ловкости, расчета. Лапта, как и любая другая игра,— игра коллективная. От действий каждого игрока зависит победа или поражение всей команды.
В. МАРЧЕНКОВ
Воронеж
Положение о первенстве школы по мини-лапте с подробными правилами игры.
Положение
О проведении открытого первенства Шелемишевской ООШ по лапте.
Цели и задачи.
Турнир проводится в честь 76-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Турнир по лапте проводится с целью:
популяризации лапты среди учащихся района и сельской молодёжи;
совершенствование спортивного мастерства игроков и повышение класса игры команд;
приобщение команд к системности соревнований;
Руководство проведением соревнований.
2.1 Организация соревнований осуществляется учителями Шелемишевской ООШ.
2.2 Ответственность за подготовку места проведения соревнований, судейство возлагается на учителей Шелемишевской ООШ.
2.3 Соревнования проводятся по правилам мини-лапты, утвержденным Федерацией Лапты России.
Сроки проведения соревнований.
3.1 Соревнования проводятся по кубковой либо круговой системе в зависимости от числа заявившихся команд. Место проведения – стадион села Шелемишево. Начало соревнований – в 12.00 10 мая 2016 г.
Участвующие в соревнованиях команды.
4.1 К соревнованиям допускаются сборные команды школ, имеющие правильно оформленную заявку с допуском медицинского работника.
4.2. Состав команды 5 человек, из которых не менее 1 девушки. Допускается участие одного учителя в команде. Допускается до трех запасных игроков.
Судейство соревнований.
5.1 Проведение соревнований возлагается на судейскую коллегию в составе:
* главный судья: Коннов С. В.
* главный секретарь: Мартынов В. И.
5.2 Судейская бригада на каждую встречу состоит из следующих лиц:
- первый и второй судьи из числа участников соревнований.
- судья секретарь.
Награждение
По итогам соревнований команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами, и ценными подарками. Команда – победитель награждается кубком.
ОРГКОМИТЕТ
ПРАВИЛА ИГРЫ В ЛАПТУ.
Площадка для игры в мини-лапту представляет собой
прямоугольник, длиной 23-36 метров и шириной 15-20 метров. Во всех случаях, длина
площадки должна быть больше ее ширины. Размеры измеряют по внутреннему краю
линий, ограничивающих площадку. Организаторы соревнований, исходя из местных
условий, положением определяют размеры площадки, но не меньше и не больше
указанных выше размеров. Поверхность площадки должна быть ровной и безопасной для
игроков.
Линии, ограничивающие площадку. Игровая площадка размечается хорошо
видимыми линиями. Ширина линий разметки 5-8 см.
Длинные линии, ограничивающие поле, называются боковыми, короткие – линиями
дома и кона. В 6 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует
штрафную зону.
Вокруг площадки должна быть свободная зона: за линией дома не менее 3 метров, за
боковыми линиями не менее 1 метра, за линией кона не менее 5 метров.
Штрафная зона представляет собой прямоугольную площадку, размером 6 на 15-20
метров, необходимую для определения действительности удара по мячу, т.е. удары
действительны, если мяч при прочих условиях не попал в штрафную зону.
Пригород. Пригород – место, откуда совершаются перебежки игроками,
выполнившими удары по мячу. Игроку, пробившему по мячу, разрешается после удара
располагаться по всей линии дома.
Площадка подающего. Ширина площадки 3 метра. В центре площадки, на
расстоянии 50 сантиметров от линии дома, чертится круг подачи, диаметром 50
сантиметров.
Бита и Мяч. Используется бита для игры в Ярославскую лапту. Игра проводится
теннисным мячом, окружность которого 20 см, вес 60 г.
Зона замены. Зона замены – расположена между контрольной линией и линией
дома. Игроки обязаны выходить на площадку и уходить с нее через эту зону.
1). Секторы для играющих команд. Два сектора для играющих команд расположены
сзади пригорода, площадки подающего и площадки очередности. Размер каждого сектора
(длина – 5 м, ширина – 1,5 м) обозначается разметкой. В каждом секторе должны быть
скамейки или кресла на 10 человек. В секторах размещаются игроки играющих команд,
тренеры и их помощники. Игрокам разрешается иметь с собой спортивную сумку и биты.
Тренеру разрешается руководить командой, не покидая данного сектора, за исключением
моментов, когда он собирается произвести замену или взять минутный перерыв.
Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят со стороны линии
дома на середину контрольной линии и поворачиваются лицом друг к другу для
приветствия.
После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют
капитаны команд.
Игроки команды, начинающей по жребию игру в защите, занимают исходные
позиции на игровой площадке, а первый номер нападающей команды становится с битой
на площадку подающего у круга подачи. Подачу мяча осуществляет игрок нападения (без
права на перебежку). Игрок, подающий мяч, становится у круга подачи.
По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а бьющий – первый удар по
мячу.
Подача и удары по мячу. Подача мяча проводится одним из игроков нападения
открытой ладонью над кругом подачи. В момент подачи мяча нападающий и подающий
игроки располагаются на площадке подающего у круга подачи. Каждый игрок нападения
имеет право на использование одной попытки, для пробития удара по мячу.
Игроки имеют право отказаться от выполнения своего удара и перейти на перебежку, о
чем предварительно предупреждают старшего судью поднятием руки вверх.
Разрешаются следующие виды ударов:
а) для игр на открытых площадках:
- удар способом сверху;
- удар способом снизу;
- удар способом сбоку.
б) для игр в спортивных залах:
- удар способом сверху.
Удар считается действительным, если мяч после удара попадает в игровую
площадку, игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начинать.
Удар способом сверху произведённый при игре в спортивном зале, считается также
действительным в случае выхода мяча по воздуху за линию кона между угловыми
флажками.
Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после удара, получает право на
перебежку с пригорода только при следующем правильном ударе одного из игроков своей
команды.
В случае если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на
площадку, это засчитывается как промах.
В начале каждого тайма, а также после перехода из защиты в нападение, игроки
нападения выходят на удар в любой очерёдности. Право на последующий удар игроки
получают только после полной перебежки.
Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков, имеющих право на
удар, то происходит свободная смена.
В случае промаха четырёх игроков команды нападения или в ситуации, когда в
пригороде находятся 4 игрока, а пятый выполняет удар (подачу ему производит запасной
игрок нападения), при засчитанном ударе защитники обязаны быстро вывести мяч из
игры, если нет необходимости осаливания игроков нападения.
Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за
линию кона и наступать на площадку двумя ногами. В этом случае они также получают
очки и имеют право на удар, возвращаясь в дом.
Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по
воздуху за боковую и лицевую линии, или после касания защитника падает в штрафную
зону.
Возвращение мяча в дом. Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его за
линию дома в площадку подающего, положив в круг подачи, если не возникает ситуация
для осаливания. При возвращении мяча в площадку подающего в штрафной зоне не
должно находиться более одного игрока команды. Мяч возвращается без задержки и
считается вышедшим из игры, если он пересекает линию дома. Обратно из-за линии дома
мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры.
Вывести мяч из игры игрок может, только находясь в пределах игровой площадки.
Перебежки. Каждый игрок нападения, совершивший после правильного удара по
мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из пригорода или площадки подающего
за линию кона и обратно за линию дома и при этом не был осален или самоосален,
приносит своей команде два очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать
перебежку с площадки подающего.
Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать
перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в дом.
Если до пересечения мячом линии дома игроки нападения начали перебежку, то они
обязаны закончить ее в одну сторону.
Игрок, сделавший перебежку из дома за линию кона, может при необходимости
остаться там и возвратиться в дом после одного из последующих ударов своей команды,
что также является полной перебежкой.
Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем
направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек
линию дома или кона. Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой
площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию дома или кона и может
быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной,
если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию дома или кона, а другая нога при этом
не касается игрового поля, или игрок пересек линию кона или дома по воздуху после
финишного прыжка.
Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией кона, то
защитники обязаны доставить мяч в дом без задержки для продолжения игры.
Осаливание. Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его
коснется в пределах игровой площадки мяч, брошенный в него любым игроком защиты. С
целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по
своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.
После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, так как
осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут
продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за
линию кона или дома.
При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном
случае нарушители могут быть наказаны.
Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией дома,
имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам, но их количество не должно
превышать 5 игроков. Если на площадке находится 6 игроков, происходит свободная
смена. Команда, нарушившая правила уходит играть в защиту.
Самоосаливание. Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал
перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения
переходит играть в защиту.
Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил
ногой на боковую линию или при падении задел ее какой-либо частью тела.
Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или
самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся
мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.
Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и
соответствующими жестами судей.
Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели
завершить пробежку в дом, то очков команде они не приносят, а только получают право
на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за линией кона, при возвращении в дом также
очков не приносят.
Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной
команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч оказался в пределах
игровой площадки, и покинуть площадку за линию дома или кона вместе со своими
игроками.
Ловля мяча с лета. Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его,
то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков
нападения, если они выйдут на перебежку.
Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах штрафной зоны, также
приносит своей команде очко (игра продолжается).
Ловля мяча за пределами линии дома, очков защите не приносит, так как удар
засчитывается не действительным.
Очки. Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», 2 очка - игрок,
совершивший полную перебежку и оставшись при этом не осаленным, или до осаливания
другого игрока своей команды.
Результат игры.
Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за
игровое время.
При равном количестве очков фиксируется ничья.
Поражение.
Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше трех
игроков, то игра прекращается; этой команде засчитывается поражение.
Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к
этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имеет
преимущества в счете, то фиксируется счет 40:0 в ее пользу.
Если в команде обнаруживается подставной игрок(ки) или игрок(ки) с фиктивными
документами, то ей засчитывается поражение со счетом 0:40. Команда снимается с
соревнований и может быть оштрафована решением федерации.
Спорный мяч.
При возникновении спорной ситуации судья в поле дает возможность игрокам
доиграть игровой момент, затем останавливает игру и принимает решение в рамках
настоящих Правил.
При розыгрыше спорного мяча игроки возвращаются на места, предшествующие
спорной ситуации, а очки, набранные в ней, аннулируются.
Нарушения при подаче и ударе по мячу.
Нарушениями при подаче является :
- подбрасывания мяча не над кругом подачи;
- задерживание времени при подаче мяча;
- подачи мяча с игровой площадки.
Нарушениями при ударе являются:
- выброс биты на поле;
- выход на площадку подающего очередного игрока с битой, пока мяч находится в
игре;
- затягивание времени для ударов после свистка судьи;
- игрок при выполнении удара заступает за линию дома.
- удары способом сбоку и снизу при играх в спортивных залах.
Если у игрока, выполняющего удар, вылетает из рук бита, то засчитывается промах.
Запрещается производить удары по мячу, держа биту одной рукой.
В случае указанных нарушений судья делает предупреждение, при повторном
нарушений предъявляется желтая карточка.
Нарушения при возвращении мяча в дом.
Нарушениями при возвращении мяча в дом являются:
- возвращение мяча не в площадку подающего;
-возвращение мяча за линию дома броском игрока, стоящего за пределами
площадки;
- выбрасывание мяча в сторону после выноса за линию дома;
- задержка мяча на игровой площадке, когда игроки нападения находятся за линией
кона или дома и не делают попыток на перебежку;
- мяч возвращается в дом, спрятанный игроком;
- обманные движения мячом, спрятанным в руке во время выноса мяча за линию
дома;
При обманных движениях во время переноса мяча за линию дома старший судья
дает свисток о выходе мяча из игры или делает предупреждение. При нахождении в
штрафной зоне двух игроков защиты старший судья делает предупреждение игрокам.
Нарушение при перебежках.
Нарушениями при перебежках являются:
- выбегание с линии дома или кона игроков, имеющих право на перебежку, в том
числе умышленное, до удара;
- выбегание за линию дома игрока, производящего подачу мяча.
При указанных нарушениях старший судья делает предупреждение, в дальнейшем
предъявляет нарушителям желтую карточку.
- умышленное самоосаливание;
- столкновение с игроком защиты находящимся в статическом положении и
ожидающим передачу от своего игрока;
При указанных нарушениях старший судья предъявляет нарушителям желтую
карточку.
Нарушения при игре в защите.
Нарушениями при игре в защите являются:
- выбегание защитников за пределы площадки до удара;
- необоснованные передачи мяча между собой с целью задержки времени;
- выброс мяча за пределы игровой площадки во время самоосаливания игрока,
выполняющего перебежку;
- сокрытие мяча от игроков и судей.
При указанных нарушениях старший судья делает предупреждение либо
предъявляет игрокам-нарушителям желтую карточку.
- задержка (блокировка) игроков при выполнении ими перебежек;
При указанных нарушениях старший судья предъявляет игрокам-нарушителям
желтую карточку.
Если игрок защиты выполнил осаливание игрока нападения, не выпустив мяча из
руки, то засчитывается переосаливание игрока защиты. Переосаливание считается недействительным, если игроки осаленной команды вернут на игровую площадку мяч, вышедший за линию дома. Осаливание из-за пределов и за пределами игровой площадки считается недействительным
Правила
УДК 794 ББК 75.59 Р88Авторы-составители:
Костарев А. Ю., кандидат пед. наук, доцент, председатель научно-методической комиссии Федерации русской лапты России;
Щемелинин В. И., кандидат пед. наук, доцент, председатель коллегии судей Федерации русской лапты России;
Фокин С. О., председатель тренерского совета Федерации русской лапты России.
Под общим руководством судьи всероссийской, всесоюзной и международной категорий, академика МАТ Борисова В. И.
Русская лапта. Правила соревнований / Коллектив авторов. М.: Советский спорт, 2007 .-.: ил.
ISBN
Настоящее издание являются результатом многолетней работы по совершенствованию правил соревнований по русской лапте с учетом изменений, принятых в 1999, 2002, 2006 годах.
В правилах освещаются основные, наиболее важные вопросы организации, подготовки, проведения соревнований, их судейства, работы судейской коллегии до, во время и после соревнований.
Для судей, организаторов, тренеров, учащихся средних и высших физкультурных учебных заведений, широкого круга спортсменов и любителей исконно русского вида спорта.
УДК 794 ББК 75.59
ISBN
© Федерация русской лапты России, 2007
©Оформление. Издательство
«Советский спорт», 2007
Уважаемые коллеги, тренеры, спортсмены, судьи по спорту, организаторы спортивных соревнований, руководители спортивных организаций СДЮШОР, ШВСМ и спортклубов!
Представляю Вам Правила проведения соревнований по русской лапте, которые будут действовать на территории России до 2008 года.
Настоящие правила опробованы на протяжение нескольких лет в разных регионах и являются первым официальным изданием в России по русской лапте, как виду спорта получившему признание благодаря активному развитию в России.
Данное издание подготовлено большой группой специалистов с учетом мнений ведущих судей, тренеров, научных работников, организаторов и любителей этого вида спорта.
Настоящие правила являются ценнейшим методическим пособием для тренеров и спортсменов, а также нормативным документом для организаторов соревнований и руководителей спортивных организаций. Они позволят более качественно и зрелищно проводить соревнования любого ранга и объективно определять победителей.
Вместе с тем я далек от мысли, что настоящие Правила являются пределом совершенства. Поэтому я обращаюсь с просьбой к тренерам, судьям, спортсменам и организаторам - по итогам сезона направляйте в Федерацию России свои предложения по дальнейшему совершенствованию правил. Наиболее ценные из них после глубокого изучения судейской, тренерской, детско-юношеской и научной комиссиями Федерации русской лапты России будут учтены при переиздании правил.
Президент Федерации русской лапты России (ФРЛР),
почетный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР и России,
заслуженный работник физической культуры РФ,
судья всероссийской, всесоюзной и международной категорий,
академик Международной академии творчества
В. И. Борисов