Как играть в карамболь


Карамболь: как играть?

Люди стали катать шары по столу уже очень давно, поэтому никто не знает даже приблизительной даты появления бильярда на свет. С течением времени игра развивалась и разделилась на несколько подвидов: русские любят играть в пирамиду, англичане — в снукер, а французы — в карамболь. О последней игре мы сегодня с вами и поговорим.


История возникновения

Большинство исследователей бильярда считает, что карамболь обязан своей популярности Людовику XI, королю Франции, заказавшему себе специальный стол во второй половине XV века. Первые же упоминания об игре тремя шарами датируются уже XVIII веком. В первое время для игры в карамболь использовались привычные для нас бильярдные столы, однако через несколько десятилетий был создан и первый стол без луз.

Любопытно, что первой бильярдной игрой в Российской империи был как раз карамболь. Петр I привез стол для этой игры из Нидерландов. Только спустя некоторое время «русская пирамида» смогла обогнать безлузовый бильярд по популярности.

Инвентарь

Удивительно, но самый необычный факт касательно бильярдных столов для карамболя заключается не в отсутствии луз. А в том, что их изготавливают с подогревом плит. Шары в этой игре сильно крутятся и перемещаются по удивительным траекториям. Теплая поверхность стола позволяет увеличить скорость раската в несколько раз. Столы для безлузового бильярда ничем не отличаются от обычных: их длина составляет 9 или 10 футов, а высота — чуть больше 2 футов.  

Масса шаров начинается от 198 грамм и заканчивается 220. Их диаметр — 60-62 мм. Можно использовать и цельный, и составной кий из любого материала. Главное, чтобы его вес был не меньше 480 и не больше 520 г, а длина составляла от 135 до 150 сантиметров.

Основные разновидности и правила

У карамболя есть несколько подвидов, и этим он не отличается от других бильярдных игр. В каждой из этих разновидностей одна и та же цель — набрать наибольшее количество очков.

  • В однобортном карамболе бильярдисты играют белым, жёлтым и красным шарами. Игра заканчивается, когда один из соперников по партии наберет 30 или 60 очков. Спортсмены наносят удары по битку, который сталкивается с прицельным шаром. Удар засчитывается, если биток перед столкновением попадает в борт. После столкновения биток может сначала попасть в борт, а после этого задеть оставшийся прицельный шар.
  • При игре в трехбортный карамболь партия продолжается до 30 или 60 очков. За успешный удар спортсмен получает 1 очко. Удар засчитывается, если биток попал в прицельный шар и отскочил от 3 или большего количества бортов, а затем коснулся второго прицельного шара. Кроме того, разрешено сначала попасть в борта, а уже после этого в прицельный шар. Также эти 2 вида ударов можно смешивать, и тогда биток будет попадать в прицельные шары между касаниями бортов.
  • В открытой партии игра заканчивается, когда кто-то набирает 400 или 500 очков. В отличие от двух предыдущих разновидностей здесь на столе расчерчены зоны по углам. В них разрешено делать лишь один карамболь. Впоследствии красный шар или биток должны оказаться вне угловой зоны.
  • В названии «Кадре 47/1» и «Кадре 74/2» уже указаны габариты зон и число карамболей. Для победы в партии вы должны набрать 15 очков. Игра длится до 3 побед по партиям.
  • В средиземноморских странах пользуется популярностью карамболь с фишками. Благодаря дополнительному инвентарю игра может показаться очень необычной. Помимо правильных ударов, здесь игроки могут получить очки, если собьют фишки.
  • Артистический карамболь считается большинством игроков наиболее зрелищным подвидом. Для него есть 76 позиций, в которых регламентировано количество попаданий битка в прицельные шары и борта. Чем сложнее удар, тем больше очков вы за него получите. Максимум за успешное попадание можно набрать 11 очков, минимум — 4. Некоторые виды ударов, используемые здесь, в других видах бильярда не применяются.

Естественно, ни в одном из видов бильярда ничего не получится без должных тренировок. Обучение бильярду поможет вам вывести свои умения в карамболе на высокий уровень. С практикой придут и победы!

Общие правила игры в Карамболь

Шары
Комплект бильрдных шаров для проведения игры по карамболю содержит:
•    шар белого цвета – биток 1;
•    шар белого цвета с маркерами красного или черного цвета (возможно применение желтого шара) – биток 2;
•    шар красного цвета – прицельный.
  Кии
Порода дерева и размер бильярдного кия не имеют значения в этой игре, даже применение более одного кия допускается правилами проведения карамбольных матчей. Традиционно большинство игроков применяют составные кии, но для некоторых ударов, цельный кий может оказаться более эффективным, чем разборный.
Существует несколько вариантов карамболя, но традиционно придерживаются стандартных правил:
 

Расстановка шаров для игры
Красный шар ставится на заднюю отметку.
Место битка соперника – передняя отметка.
Место битка игрока – передняя линия с допуском 15 см от передней отметки.

 

Начальный удар
Задача мастера, начинающего партию, произвести такой удар, чтобы свой шар получил соприкосновение только с красным шаром, минуя биток противника. Позже свой биток может совершать любые касания с шарами, находящимися на бильярдном столе, в свободном порядке.
 

Проведение отыгрыша
Если играющий не заинтересован проводить атакующих действий и решает исполнить отыгрыш, ему придется рассчитать удар так, чтобы любой из шаров после соприкосновения, задел борт. Отыгрыш более двух раз подряд правилами не допускается.
 

Выставление шаров
Нередко при проведении удара свой биток вылетает с игрового поля, потерянный шар ставят на переднюю отметку, при невозможности занять это положение – на заднюю, или на центральную.
Когда выскакивает прицельный шар белого цвета, он кладется на переднюю точку, или заднюю, или центральную, если остальные заняты.
Красный шар устанавливается таким же образом, как биток и прицельный шар.
Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то по общим нормам первым ставят биток, а последующим прицельный шар.
Если выскакивают два прицельных шара, то их ставят по заявленным выше правилам, но когда биток установлен на точке прицельного шара, то первым устанавливают шар, местоположение которого не закрыто, а в дальнейшем, на свободное поле – второй прицельный шар.
Если все 3 шара сразу покидают поле стола, то их ставят по схеме начала партии.
 

Биток вплотную к прицельному шару
В партии бывают ситуации, когда после действия биток останавливается, прижавшись к прицельному шару, в этой ситуации мастер может выполнить два действия:
1.    Установить красный шар на заднюю отметку, а свой шар на переднюю, биток противника устанавливается на центральную точку. Если она закрыта, то на место закрывающего шара.
2.    Мастер может выполнить удар с таким расчетом, чтобы биток задел борт (возможно касание прицельного шара) и затем вернулся и вновь ударился в шар, с которым располагался рядом.
 

Биток у борта
Если биток находится вплотную к борту играть в этой ситуации разрешается, но первоначальное касание не засчитывается. Атакующий обязан провести удар по правилам так, чтобы свой шар коснулся других бортов, вторичное касание считается.

 

Виды карамболя

Однобортный
Выигрыш в этом виде карамболя определяется по набранным очкам, за каждое удачное действие (удар) игрок получает очко.
Удары, приносящие очки:
- после удара свой шар задевает хотя бы один борт и после каждый из прицельных шаров;
- после удара свой шар задевает прицельный шар, борт и второй прицельный шар.
Ошибка – списание очка, удачный удар – ход остается за играющим.
 

Трёхбортный
Результат (очко) достигается при следующих действиях:
•    свой биток задел три борта и впоследствии оба прицельных шара;
•    свой биток первым настигает прицельный шар, затем три борта, далее второй прицельный шар;
•    свой биток задевает борт, прицельный шар, два борта, второй шар;
•    свой биток касается двух бортов, ударяет прицельный шар, затем опять борт, и второй прицельный шар.

 

При выскакивании шара с поля, игроку, допустившему оплошность, засчитывается фол.
После удачного хода мастер делает новый удар.
При допущении ошибки ход переходит к сопернику, очки не теряются.
Отыгрыш при полном касании прицельного шара с бортом допускается, если биток, коснувшись прицельного шара, задевает любой борт, или прицельный шар, после удара, достиг другого борта.
 

Открытая партия
На игровом поле расчерчиваются треугольные зоны в углах поля. В их пределах необходимо совершить всего один карамболь, следующим ударом необходимо увести из этой зоны красный шар или биток другого играющего.
При ударе шаров биток не обязан задевать борт.
 

Кадре 47/1 или зональный
На поле отмечают по три квадратные зоны у каждого короткого борта (квадратами 47х47см) и три прямоугольника посередине. Карамболь возможен только в одной зоне, после прицельный шар или биток соперника должен выкатиться из зоны для следующего хода игры. После выката шара его можно снова возвращать в зону, выполняя карамболь.
Нанесение разметки явление редкое, обычно его используют на крупных турнирах, а в обычных тренировочных спаррингах ориентируются по бриллиантам, расположенным на бортах.
 

Кадре 74/2
Поле размеряется на 6 зон – по три равных квадрата вдоль каждой половины стола по длине. Выполнять разрешается два карамболя подряд не выходя из зоны.
 

Карамболь с фишками
Основой этого варианта выступают правила однобортного карамболя, но дополнительно применяют фишки, которые необходимо сбивать, выполняя результативный удар.
Расставляют фишки посреди стола в виде перекрестия, на пересечении линий располагают главную фишку – короля. Расстояние между фишками всего немного больше размера шара. Получить наибольшее количество очков, можно выполнив карамболь и сбив короля, не задев при этом ни одной другой фишки.
Этот вид карамболя распространен в южных странах Европы и в середине прошлого века вместо фишек игроки использовали патроны от пистолета или сигаретные фильтры. В настоящее время размер фишек стандартизирован – высота от 25 до 30 мм при ширине от 7 до 9 мм.
 

Артистический карамболь
В этой версии игры заранее объявляется необходимая последовательность прохождения битком карамболя. Позиция для каждого удара выкладывается отдельно и помимо шаров могут применяться фишки, разграничивающие линию движения шаров после удара, всего в игре 76 позиций, которые определяются в процессе случайного выбора.
Каждый удар, возможно, выполнять с трех попыток. Очки начисляются исходя из уровня сложности выполняемого действия, и могут варьироваться от 4 до 11 очков. Результат не считается, если при выполнении всех условий со стола вылетел шар.

Выполнить результативный удар в этом виде карамболя очень трудно и для этого требуется высокая квалификация мастеров кия, именно поэтому в названии присутствует слово артистический.

 

Карамболь — Википедия

Карамбо́ль — разновидность бильярда, а также определение удара, при котором биток (шар, по которому нанесён удар) совершает последовательное соударение с двумя прицельными шарами.

Игра в карамболь

Стол[править | править код]

Для игры используются столы без луз, длиной 2,84 м, шириной 1,42 м (±5 мм). Основой стола является грифельная плита, толщиной не менее 45 мм. Игровая поверхность ограничена резиновыми бортами, высотой 37 мм (±1 мм) в точке наибольшего выступания. Максимальная ширина борта — 12,5 см (±1 см), цвет — матовый, гармонирующий с цветом сукна.

Сукно[править | править код]

Сукно используется для покрытия бильярдных столов с XV века. Сегодня бо́льшая часть сукна для карамбольных столов делается из грубой ткани, сделанной из стопроцентной камвольной шерсти, выкрашенной в зелёный цвет. Такое сукно является «быстрым», то есть обеспечивает достаточно маленькое сопротивление катящимся шарам. Зелёный цвет сукна используется с XVI века. По одной из версий, такой цвет был выбран для имитации травяного покрытия. Однако он выполняет и более практичную функцию: зелёный цвет — самый «спокойный», не раздражает взгляд человека[источник не указан 3588 дней], что позволяет проводить более долгие матчи.

Шары[править | править код]

Набор шаров для карамболя

Бильярдные шары за время своего существования делались из множества материалов: обожжённой глины, дерева, слоновой кости, различных пластиков и даже стали. Доминирующим материалом с 1627 года была слоновая кость. Необходимость замены этого сырья более современным стала очевидной в начале-середине XX века, и обуславливалась экономической эффективностью производства, а также угрозой истребления слонов.

Современные шары делаются из фенолоальдегидных полимеров или других упругих пластмасс. Диаметр шаров для карамболя колеблется от 61 до 61,5 мм, масса — от 205 до 220 гр. Разница в весе между самым лёгким и самым тяжёлым шаром в комплекте не должна превышать 2 грамма. В комплект входит три шара: однотонный белый биток, белый биток с красными или чёрными точками (также допускается однотонный жёлтый шар) и прицельный шар красного цвета.

Кии[править | править код]

Для игры в карамболь разрешается использовать кии из любых материалов и любых размеров. Они могут быть как цельными, так и составными. Игрок имеет право использовать несколько киёв в одном матче. Игроки предпочитают использовать в игре составные кии, но цельные кии порой обладают более высокими игровыми качествами.

Для большинства разновидностей карамболя используются следующие правила:

Расстановка шаров[править | править код]

Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника — на переднюю отметку. Биток игрока — на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

Начальный удар[править | править код]

При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного шара в любом порядке.

Отыгрыш[править | править код]

При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром один из них коснулся борта. Запрещается отыгрываться 2 раза подряд.

Выставление шаров[править | править код]

Если биток покинул пределы стола, он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята — на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если пределы стола покидают сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе.

Биток вплотную к прицельному шару[править | править код]

В этом случае игрок имеет право:

  1. Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток — на переднюю отметку и биток соперника — на центральную отметку. Если соответствующая точка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
  2. Произвести удар в сторону от прицельного шара, то есть биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную.

Биток вплотную к борту[править | править код]

Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определённое число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не учитывается. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

Однобортный[править | править код]

Цель игры — набрать определённое количество очков раньше соперника. За результативный удар начисляется одно очко.

Удар считается результативным, если:

  • биток коснулся как минимум одного борта, а затем последовательно двух прицельных шаров;
  • биток коснулся прицельного шара, затем борта, а затем другого прицельного шара.

Основные правила: За каждую ошибку со счёта игрока списывается одно очко. Результативный удар позволяет продолжить подход.

Трёхбортный[править | править код]

Цель игры та же, что при игре в однобортный карамболь.

Удар считается результативным, если:

  • биток коснулся как минимум трёх бортов, а затем последовательно двух прицельных шаров;
  • биток коснулся прицельного шара, затем трёх бортов, а затем другого прицельного шара;
  • биток коснулся борта, затем прицельного шара, затем еще двух бортов, а после этого другого прицельного шара;
  • биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем еще одного борта, а после этого другого прицельного шара.

Основные правила: Если в результате удара один или несколько шаров покидают пределы стола, объявляется фол. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта. Результативный удар позволяет продолжить подход. Если игрок допустил ошибку, право удара переходит к сопернику (очки со счёта не списываются).

Открытая партия[править | править код]

Особенности:

При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. За результативный удар начисляется одно очко. В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к сопернику, но штраф не взимается.

Кадре 47/1[править | править код]

(Другое название — Зонный карамболь) Особенности:

Стол делится на 9 зон: шесть квадратов у коротких бортов со стороной 47 см и три прямоугольных зоны. В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров (красный или биток противника) должен покинуть зону. Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (снова только одного) карамболя. Разметка стола зонами для официальных соревнований может быть сделана нанесением тонких линий непосредственно на сукно, однако на практике это делают редко. Для визуального определения границ зон вполне хватает бриллиантов — специальных контрастных меток в виде точек или ромбиков, нанесенных на деревянную окантовку бортов стола.

Кадре 74/2[править | править код]

Особенности:

Стол делится на 6 зон: одна линия делит стол пополам вдоль длинных бортов, две другие параллельны коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

Карамболь с фишками[править | править код]

Особенности:

Популярная в Италии и в других странах Средиземноморья игра, общие правила которой схожи с правилами однобортного карамболя. Дополнительно используются фишки — пять деревянных кеглей диаметром в 7-9 мм и высотой 25-30 мм, одна из которых (т. н. король) выделена цветом или на 5 мм выше остальных (в середине XX в. было модно использовать в качестве фишек пистолетные патроны, а позднее — фильтры, оторванные от сигарет). Фишки устанавливаются крестом в центре стола («король» — в середине креста), вдоль осевых линий стола, на расстоянии друг от друга, чуть превышающем диаметр шара. Целью игры является набор очков не только за счет совершения соударений шаров по правилам однобортного карамболя, но и за счет сбивания фишек. Наибольший очковый результат удара достигается сбиванием «короля» при сохранении стоящими остальных фишек. После каждого успешного сбивания одной или нескольких фишек они выставляются заново до очередного удара.

Артистический карамболь[править | править код]

Удар массе вокруг фишки

В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определённым для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определённую позицию. В некоторых положениях на стол может выставляться также одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.

Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путём случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.

Для успешного удара в большинстве позиций используются приёмы (экстремальные резки, удары массе), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.

По артистическому карамболю с 1986 года проводятся чемпионаты мира. Самое большое количество очков, когда-либо набранное игроком на этих соревнованиях, — 447 — заработал бельгиец Вальтер Бакс в 2006 году. В финале чемпионата 2008 года в Бельгии турецкий игрок Хаси Арап Яман в упорном пятисетовом матче переиграл титулованного испанца Хавьера Фонеллосу.

Правила карамболя

Сложнейшие правила, требуют специальных навыков, мастерства.
Игра карамболь в России не очень прижилась, но играют. Особое распространение получила в Европе, Южной Америке, Японии.

Общие правила карамболя

1. Столы, шары, оборудование
Все правила игр, приведенные ниже, разработаны для столов, шаров и оборудования, соответствующих стандартам, описанным в спецификации игрового оборудования BCA.

2. Используемые шары
Два белых и один красный шар. У каждого игрока свой белый шар, который служит битком при выполнении удара, в то время как красный шар никогда не используется в качестве битка. Для того чтобы можно было отличить битки, один из них помечен двумя или тремя точками. Примечание: в игре "Карамболь с четыремя шарами" используется четыре шара.

3. Удар по битку
Удар считается правильным, если он нанесен по битку наклейкой кия.

4. Определение игрока, который будет выполнять начальный удар
Для того чтобы определить, кто из игроков будет выполнять начальный удар, используется либо процедура раската, либо жребий (на официальных турнирах применяется только раскат). Игрок, выигравший раскат или жребий, может произвести начальный удар сам, либо уступить это право сопернику.

5. Розыгрыш начального удара (раскат)
Красный шар выставляется на заднюю отметку (исключение: игра "Карамболь с четыремя шарами"). Удар производится с руки из-за передней линии.
- Один игрок становится слева, другой — справа по отношению к передней отметке.
- Удары производятся одновременно в направлении заднего борта и обратно к переднему борту.
- Игрок, биток которого остановится ближе к переднему борту, выигрывает право первого удара в партии.
- Шар должен коснуться заднего борта по крайней мере один раз. Другие бортовые соударения не принимаются во внимание,
за исключением перечисленных ниже.
Раскат считается автоматически проигранным если:
- шар переместился на половину стола противника или;
- шар ни разу не коснулся заднего борта или;
- шар выскочил за пределы стола или:
- шар коснулся красного шара.
Если оба игрока совершили нарушения, описанные выше, или судья не может определить, какой из шаров ближе, то процедура раската повторяется снова.
При раскате игроки должны выполнить удар одновременно, но не обязательно абсолютно синхронно.

6. Выбор битка
Игрок, выигравший раскат, может выбрать биток (сплошной белый или помеченный), которым он будет пользоваться в течение всей игры. Если количество игроков нечетное, то в качестве битка используется шар, который "не был" битком во время предыдущего удара (исключение: игра "Карамболь с четыремя шарами").

7. Расстановка шаров
Красный шар выставляется на заднюю отметку; биток игрока, проигравшего раскат, — на переднюю отметку. Биток игрока, выполняющего начальный удар, должен быть расположен на передней линии на расстоянии не более шести дюймов от передней отметки (относительно центра битка).
Примечание: в игре "Карамболь с четыремя шарами" используется иная схема расстановки шаров.

8. Первый прицельный шар
Игрок, производящий начальный удар, сначала должен коснуться красного шара, а только затем битка оппонента. Если вначале биток все же коснулся битка соперника, то это квалифицируется как ошибка и серия играющего заканчивается, а набранное очко не зачитывается (исключение: игра "Карамболь с четыремя шарами"). При всех последующих ударах последовательность контактов с красным (или розовым в игре "Карамболь с четыремя шарами") и белым шарами не имеет значения. При всех последующих ударах в качестве первого прицельного шара можно выбирать и красный (или розовый в игре "Карамболь с четыремя шарами") шар, и биток оппонента. (Исключение "Красный шар").

9. Нога на полу
Во время удара (в момент контакта наклейки и битка), по крайней мере одна нога игрока должна находиться в контакте с полом,
в противном случае удар признается фолом. Обувь должна быть нормальной с точки зрения размера, формы и способа ношения.

10. Удар во время движения шаров
Удар считается нарушением, если при его выполнении любой из шаров на столе (в том числе биток) находится в движении. Вращающийся на месте шар считается движущимся.

11. Завершение удара
Удар не завершен (как следствие, не засчитан) до тех пор, пока все шары на столе не остановятся (в том числе вращающиеся на месте).

12. Фол при касании шаров
Нарушением считается удар, касание или любой другой вид контакта битка, который находится «в игре», а также любого прицельного шара с чем-либо (телом, одеждой, мелком, машинкой, шафтом кия и т.д.) кроме наклейки кия (пока она прикреплена к кию), которая может коснуться битка единожды при выполнении правильного удара.

13. Фол при двойном ударе
Если наклейка кия касается битка более чем один раз в течение удара, то это считается нарушением. Если, по мнению судьи,
наклейка кия находилась в контакте с битком во время его касания прицельного шара, то это также считается фолом. Если судья решит, исходя из характера звука, позиции шаров или их поведения, что во время удара было два раздельных контакта наклейки кия и битка, то удар квалифицируется как нарушение.

14. Фол при пропихе
Удар считается нарушением, если в его процессе биток пропихивается наклейкой кия таким образом, что контакт кия и битка длится более чем мгновение, соответствующее обычному удару. Если судья решит, что во время удара игрок протолкнул или пропихнул биток наклейкой кия, то этот удар квалифицируется как фол.

15. Выскочивший биток
Если удар привел к тому, что биток выскочил за пределы игровой поверхности стола, то это считается нарушением.

16. Общие правила при фоле
Хотя в разных играх наказания за нарушения могут отличаться, существует ряд общих правил: серия игрока, нарушившего правила, заканчивается; очки, набранные с нарушением, не засчитываются.

17. Неправильный перескок
Если игрок, нанося удар ниже центра битка («подковыривает» или «подбрасывает» биток), отрывает его от поверхности стола с целью обойти мешающий шар, то это расценивается как нарушение. Подобный прыжок может быть вызван случайно и может не считаться фолом, но в некоторых ситуациях, например, когда в процессе удара происходит касание битка наконечником или шафтом, это все же расценивается как фол.

18. Наказание при умышленном фоле
Удары по битку, находящемуся в игре, не могут наноситься ничем кроме наклейки кия (например, наконечником, шафтом и т.д.).
Подобные удары считаются нарушением согласно п.12 настоящих правил, но если судья полагает, что такой удар был нанесен умышленно, он должен предупредить игрока о том, что повторное подобное нарушение в течение партии приведет к проигрышу. Если игрок повторно нарушит данное правило, то за ним признается поражение.

19. Самопроизвольно двигающиеся шары
Если шар сдвигается, катится, поворачивается или двигается каким-либо другим способом самопроизвольно («сам по себе»), то его нужно оставить в сложившейся позиции и продолжить игру.

20. Ответственность игрока при нарушении правил
Игрок несет ответственность за мелок, машинки, приспособления для правки наклейки кия или любые другие предметы, которые он принес или использует рядом со столом. Если игрок, например, роняет кубик мела или сбивает наконечник машинки, то он несет ответственность в случае касания подобным предметом любого шара, находящегося в игре.

21. Выскочившие шары
Шары, которые после выполнения удара оказались за пределами поверхности стола (на борте, на полу и т.д.), считаются выскочившими. Шары могут выскочить на поверхность борта в процессе игры, но при этом они не считаются выскочившими за пределы стола, если они вернулись на игровую поверхность самостоятельно, без касания какого-либо предмета, не являющегося частью стола. Стол должен состоять из обычных своих компонентов. (Шары, которые коснулись чего-либо, не являющегося частью стола, например, крепления светильника, мелка на борте и т.д., считаются выскочившими за пределы стола, даже если они вернулись на поверхность стола в результате подобного контакта). Все выскочившие шары выставляются, после того как шары на столе прекратят свое движение (см. п. «Выставление выскочивших шаров»).

22. Вмешательство, не вызванное игроком
Если перемещение шаров во время матча не вызвано ни одним из игроков (или игрока толкнули так, что это повлияло на положение шаров), то позиция шаров до инцидента должна быть восстановлена с максимальной точностью, после чего игра продолжается без наложения какого-либо штрафа. Если это официальный матч, то положение шаров должен восстановить судья. Это правило также действует в случае любых стихийных воздействий, таких как землетрясения, ураганы, падение осветительных приборов, отключение электричества и т.д.

23. Определение правильного отыгрыша
Отыгрыш считается правильно выполненным, если после контакта битка с прицельным шаром до борта был доведен хотя бы один шар.
Примечание: правила игры «Трехбортный карамболь» по версии Бильярдной Ассоциации Соединенных Штатов (USBA) запрещают преднамеренные отыгрыши.

24. Ограничение на количество отыгрышей
Игрок не имеет права выполнять несколько преднамеренных отыгрышей подряд. Если последняя серия закончилась отыгрышем, то в начале следующего игрового подхода игрок обязан произвести попытку результативного удара. Невыполнение этого правила считается нарушением.
Примечание: требования данного пункта неприменимы к правилам игры «Трехбортный карамболь» по версии Бильярдной Ассоциации Соединенных Штатов (USBA).

25. Удар после отыгрыша
Если игрок совершил нарушение или выполнил преднамеренный отыгрыш, то в начале следующей серии он обязан выполнить "удар после отыгрыша". Это значит, что игрок должен произвести явную попытку результативного удара. Если игрок вновь прибег к отыгрышу (вне зависимости от того соблюдены или нет условия правильного отыгрыша), то ему объявляется фол.
Примечание: требования данного пункта неприменимы к правилам игры «Трехбортный карамболь» по версии Бильярдной Ассоциации Соединенных Штатов (USBA).

26. Выставление выскочивших шаров
Если выскочил биток, то он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то биток выставляется на заднюю отметку, если она также занята, то — на среднюю). Если выскочил белый прицельный шар, то он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то биток выставляется на заднюю отметку, если она также занята, то — на среднюю).
- Если выскочил красный прицельный шар, то он выставляется на заднюю отметку (если она занята, то шар выставляется на переднюю отметку, если она также занята, то — на среднюю).
- Если выскочили и биток, и прицельный шар, то биток выставляется первым, а затем уже прицельный шар, следуя описанным выше правилам.
- Если выскочили оба прицельных шар, то они выставляются, следуя описанным выше правилам.
- Если биток занимает одну из отметок, предназначенную для выставления какого-либо прицельного шара, то в первую очередь выставляется прицельный шар, отметка которого не занята. Следующий прицельный шар выставляется в соответствии с описанными выше правилами.

Карамболь: как играть?

Люди стали катать шары по столу уже очень давно, поэтому никто не знает даже приблизительной даты появления бильярда на свет. С течением времени игра развивалась и разделилась на несколько подвидов: русские любят играть в пирамиду, англичане — в снукер, а французы — в карамболь. О последней игре мы сегодня с вами и поговорим.


История возникновения

Большинство исследователей бильярда считает, что карамболь обязан своей популярности Людовику XI, королю Франции, заказавшему себе специальный стол во второй половине XV века. Первые же упоминания об игре тремя шарами датируются уже XVIII веком. В первое время для игры в карамболь использовались привычные для нас бильярдные столы, однако через несколько десятилетий был создан и первый стол без луз.

Любопытно, что первой бильярдной игрой в Российской империи был как раз карамболь. Петр I привез стол для этой игры из Нидерландов. Только спустя некоторое время «русская пирамида» смогла обогнать безлузовый бильярд по популярности.

Инвентарь

Удивительно, но самый необычный факт касательно бильярдных столов для карамболя заключается не в отсутствии луз. А в том, что их изготавливают с подогревом плит. Шары в этой игре сильно крутятся и перемещаются по удивительным траекториям. Теплая поверхность стола позволяет увеличить скорость раската в несколько раз. Столы для безлузового бильярда ничем не отличаются от обычных: их длина составляет 9 или 10 футов, а высота — чуть больше 2 футов.  

Масса шаров начинается от 198 грамм и заканчивается 220. Их диаметр — 60-62 мм. Можно использовать и цельный, и составной кий из любого материала. Главное, чтобы его вес был не меньше 480 и не больше 520 г, а длина составляла от 135 до 150 сантиметров.

Основные разновидности и правила

У карамболя есть несколько подвидов, и этим он не отличается от других бильярдных игр. В каждой из этих разновидностей одна и та же цель — набрать наибольшее количество очков.

  • В однобортном карамболе бильярдисты играют белым, жёлтым и красным шарами. Игра заканчивается, когда один из соперников по партии наберет 30 или 60 очков. Спортсмены наносят удары по битку, который сталкивается с прицельным шаром. Удар засчитывается, если биток перед столкновением попадает в борт. После столкновения биток может сначала попасть в борт, а после этого задеть оставшийся прицельный шар.
  • При игре в трехбортный карамболь партия продолжается до 30 или 60 очков. За успешный удар спортсмен получает 1 очко. Удар засчитывается, если биток попал в прицельный шар и отскочил от 3 или большего количества бортов, а затем коснулся второго прицельного шара. Кроме того, разрешено сначала попасть в борта, а уже после этого в прицельный шар. Также эти 2 вида ударов можно смешивать, и тогда биток будет попадать в прицельные шары между касаниями бортов.
  • В открытой партии игра заканчивается, когда кто-то набирает 400 или 500 очков. В отличие от двух предыдущих разновидностей здесь на столе расчерчены зоны по углам. В них разрешено делать лишь один карамболь. Впоследствии красный шар или биток должны оказаться вне угловой зоны.
  • В названии «Кадре 47/1» и «Кадре 74/2» уже указаны габариты зон и число карамболей. Для победы в партии вы должны набрать 15 очков. Игра длится до 3 побед по партиям.
  • В средиземноморских странах пользуется популярностью карамболь с фишками. Благодаря дополнительному инвентарю игра может показаться очень необычной. Помимо правильных ударов, здесь игроки могут получить очки, если собьют фишки.
  • Артистический карамболь считается большинством игроков наиболее зрелищным подвидом. Для него есть 76 позиций, в которых регламентировано количество попаданий битка в прицельные шары и борта. Чем сложнее удар, тем больше очков вы за него получите. Максимум за успешное попадание можно набрать 11 очков, минимум — 4. Некоторые виды ударов, используемые здесь, в других видах бильярда не применяются.

Естественно, ни в одном из видов бильярда ничего не получится без должных тренировок. Обучение бильярду поможет вам вывести свои умения в карамболе на высокий уровень. С практикой придут и победы!

Карамболь: как играть?

Люди стали катать шары по столу уже очень давно, поэтому никто не знает даже приблизительной даты появления бильярда на свет. С течением времени игра развивалась и разделилась на несколько подвидов: русские любят играть в пирамиду, англичане — в снукер, а французы — в карамболь. О последней игре мы сегодня с вами и поговорим.


История возникновения

Большинство исследователей бильярда считает, что карамболь обязан своей популярности Людовику XI, королю Франции, заказавшему себе специальный стол во второй половине XV века. Первые же упоминания об игре тремя шарами датируются уже XVIII веком. В первое время для игры в карамболь использовались привычные для нас бильярдные столы, однако через несколько десятилетий был создан и первый стол без луз.

Любопытно, что первой бильярдной игрой в Российской империи был как раз карамболь. Петр I привез стол для этой игры из Нидерландов. Только спустя некоторое время «русская пирамида» смогла обогнать безлузовый бильярд по популярности.

Инвентарь

Удивительно, но самый необычный факт касательно бильярдных столов для карамболя заключается не в отсутствии луз. А в том, что их изготавливают с подогревом плит. Шары в этой игре сильно крутятся и перемещаются по удивительным траекториям. Теплая поверхность стола позволяет увеличить скорость раската в несколько раз. Столы для безлузового бильярда ничем не отличаются от обычных: их длина составляет 9 или 10 футов, а высота — чуть больше 2 футов.  

Масса шаров начинается от 198 грамм и заканчивается 220. Их диаметр — 60-62 мм. Можно использовать и цельный, и составной кий из любого материала. Главное, чтобы его вес был не меньше 480 и не больше 520 г, а длина составляла от 135 до 150 сантиметров.

Основные разновидности и правила

У карамболя есть несколько подвидов, и этим он не отличается от других бильярдных игр. В каждой из этих разновидностей одна и та же цель — набрать наибольшее количество очков.

  • В однобортном карамболе бильярдисты играют белым, жёлтым и красным шарами. Игра заканчивается, когда один из соперников по партии наберет 30 или 60 очков. Спортсмены наносят удары по битку, который сталкивается с прицельным шаром. Удар засчитывается, если биток перед столкновением попадает в борт. После столкновения биток может сначала попасть в борт, а после этого задеть оставшийся прицельный шар.
  • При игре в трехбортный карамболь партия продолжается до 30 или 60 очков. За успешный удар спортсмен получает 1 очко. Удар засчитывается, если биток попал в прицельный шар и отскочил от 3 или большего количества бортов, а затем коснулся второго прицельного шара. Кроме того, разрешено сначала попасть в борта, а уже после этого в прицельный шар. Также эти 2 вида ударов можно смешивать, и тогда биток будет попадать в прицельные шары между касаниями бортов.
  • В открытой партии игра заканчивается, когда кто-то набирает 400 или 500 очков. В отличие от двух предыдущих разновидностей здесь на столе расчерчены зоны по углам. В них разрешено делать лишь один карамболь. Впоследствии красный шар или биток должны оказаться вне угловой зоны.
  • В названии «Кадре 47/1» и «Кадре 74/2» уже указаны габариты зон и число карамболей. Для победы в партии вы должны набрать 15 очков. Игра длится до 3 побед по партиям.
  • В средиземноморских странах пользуется популярностью карамболь с фишками. Благодаря дополнительному инвентарю игра может показаться очень необычной. Помимо правильных ударов, здесь игроки могут получить очки, если собьют фишки.
  • Артистический карамболь считается большинством игроков наиболее зрелищным подвидом. Для него есть 76 позиций, в которых регламентировано количество попаданий битка в прицельные шары и борта. Чем сложнее удар, тем больше очков вы за него получите. Максимум за успешное попадание можно набрать 11 очков, минимум — 4. Некоторые виды ударов, используемые здесь, в других видах бильярда не применяются.

Естественно, ни в одном из видов бильярда ничего не получится без должных тренировок. Обучение бильярду поможет вам вывести свои умения в карамболе на высокий уровень. С практикой придут и победы!

Карамболь: как играть?

Люди стали катать шары по столу уже очень давно, поэтому никто не знает даже приблизительной даты появления бильярда на свет. С течением времени игра развивалась и разделилась на несколько подвидов: русские любят играть в пирамиду, англичане — в снукер, а французы — в карамболь. О последней игре мы сегодня с вами и поговорим.


История возникновения

Большинство исследователей бильярда считает, что карамболь обязан своей популярности Людовику XI, королю Франции, заказавшему себе специальный стол во второй половине XV века. Первые же упоминания об игре тремя шарами датируются уже XVIII веком. В первое время для игры в карамболь использовались привычные для нас бильярдные столы, однако через несколько десятилетий был создан и первый стол без луз.

Любопытно, что первой бильярдной игрой в Российской империи был как раз карамболь. Петр I привез стол для этой игры из Нидерландов. Только спустя некоторое время «русская пирамида» смогла обогнать безлузовый бильярд по популярности.

Инвентарь

Удивительно, но самый необычный факт касательно бильярдных столов для карамболя заключается не в отсутствии луз. А в том, что их изготавливают с подогревом плит. Шары в этой игре сильно крутятся и перемещаются по удивительным траекториям. Теплая поверхность стола позволяет увеличить скорость раската в несколько раз. Столы для безлузового бильярда ничем не отличаются от обычных: их длина составляет 9 или 10 футов, а высота — чуть больше 2 футов.  

Масса шаров начинается от 198 грамм и заканчивается 220. Их диаметр — 60-62 мм. Можно использовать и цельный, и составной кий из любого материала. Главное, чтобы его вес был не меньше 480 и не больше 520 г, а длина составляла от 135 до 150 сантиметров.

Основные разновидности и правила

У карамболя есть несколько подвидов, и этим он не отличается от других бильярдных игр. В каждой из этих разновидностей одна и та же цель — набрать наибольшее количество очков.

  • В однобортном карамболе бильярдисты играют белым, жёлтым и красным шарами. Игра заканчивается, когда один из соперников по партии наберет 30 или 60 очков. Спортсмены наносят удары по битку, который сталкивается с прицельным шаром. Удар засчитывается, если биток перед столкновением попадает в борт. После столкновения биток может сначала попасть в борт, а после этого задеть оставшийся прицельный шар.
  • При игре в трехбортный карамболь партия продолжается до 30 или 60 очков. За успешный удар спортсмен получает 1 очко. Удар засчитывается, если биток попал в прицельный шар и отскочил от 3 или большего количества бортов, а затем коснулся второго прицельного шара. Кроме того, разрешено сначала попасть в борта, а уже после этого в прицельный шар. Также эти 2 вида ударов можно смешивать, и тогда биток будет попадать в прицельные шары между касаниями бортов.
  • В открытой партии игра заканчивается, когда кто-то набирает 400 или 500 очков. В отличие от двух предыдущих разновидностей здесь на столе расчерчены зоны по углам. В них разрешено делать лишь один карамболь. Впоследствии красный шар или биток должны оказаться вне угловой зоны.
  • В названии «Кадре 47/1» и «Кадре 74/2» уже указаны габариты зон и число карамболей. Для победы в партии вы должны набрать 15 очков. Игра длится до 3 побед по партиям.
  • В средиземноморских странах пользуется популярностью карамболь с фишками. Благодаря дополнительному инвентарю игра может показаться очень необычной. Помимо правильных ударов, здесь игроки могут получить очки, если собьют фишки.
  • Артистический карамболь считается большинством игроков наиболее зрелищным подвидом. Для него есть 76 позиций, в которых регламентировано количество попаданий битка в прицельные шары и борта. Чем сложнее удар, тем больше очков вы за него получите. Максимум за успешное попадание можно набрать 11 очков, минимум — 4. Некоторые виды ударов, используемые здесь, в других видах бильярда не применяются.

Естественно, ни в одном из видов бильярда ничего не получится без должных тренировок. Обучение бильярду поможет вам вывести свои умения в карамболе на высокий уровень. С практикой придут и победы!

Карамболь. Пять фишек. Правила игры

29 января 2014