Как играть в хитрую лису


Учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему: Картотека подвижных игр

Подвижная игра  «Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не  выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

 

Подвижная игра «Передай – встань»

Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.

Описание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.

Правила: Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.

Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.

 

Подвижная игра «Найди мяч»

Цель:  Развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т.п.

 

Подвижная игра «Два мороза»

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям.  Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Описание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.

Правила: Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.

Варианты: Каждый должен занять свое место.Шнур положить на пол, бегая по кругу за ним.

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки

Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.

 

Подвижная игра «Угадай, кого поймали»

Цель: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.

Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.

Правила: Возвращаться по сигналу «Пора домой».

Варианты: Поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами движения и стук колес).

 

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.

 

Подвижная игра «Стадо и волк»

Цель: Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и быстром беге.

Описание: На одной стороне площадки очерчиваются кружки, квадраты. Это постройки: телятник, конюшня. Остальная часть занята «лугом». В одном из углов на противоположной стороне находится «логово волка» (в кружке). Воспитатель назначает одного из играющих «пастухом», другого- «волком», который находится в логове. Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе, в соответствующих помещениях. По знаку воспитателя «пастух» по очереди подходит к «дверям» телятника, конюшни и как бы открывает их. Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка. «Волк»- говорит воспитатель, все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит и отводит в логово. Пастух отводит стадо на скотный двор, где все размещаются по своим местам.

Правила: Волк выбегает из логова только после слова «волк». Одновременно с выбегающим волком все играющие должны бежать к пастуху. Не успевших встать позади пастуха, волк уводит к себе.

Варианты: В игру включить «водопой», нагибаются и как бы пьют воду.                                               

 

Подвижная игра «Гуси – Лебеди»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

Описание: На одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома- «логово волка». Остальное место- «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.

Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.

Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда- ров, который надо перепрыгнуть.

 

Подвижная игра  «Кто скорей снимет ленту»

Цель:  Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Дети упражняются в быстром беге, прыжках.

Описание: На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек. На расстоянии 10-15 шагов, напротив колонн натягивается веревка, высота на 15 см. выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента. По сигналу «беги» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым, считается выигравшим. Ленты снова вешаются, те, кто были в колонне первыми, становятся в конец, а остальные подвигаются к черте. По сигналу бегут следующие дети. И т.д. Подсчитываются выигрыши в каждой колонне.Правила: Бежать можно только после слова «беги». Сдергивать ленту только напротив своей колонны.Варианты: Поставить на пути бега препятствия. Протянуть веревку на расстоянии 40 см., под которую нужно подлезть, не задев ее. Провести две линии на расстоянии 30 см., через которые надо перепрыгнуть.

 

Подвижная игра «Быстрей по местам»

Цель: Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.

Описание: Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, место каждого отмечается предметом. По слову «бегите», дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель убирает один предмет. После слов «по местам», все дети бегут в круг и занимают свободные места. Оставшемуся дети хором говорят « Ваня, Ваня, не зевай, быстро место занимай!»

Правила: Место в кругу можно занимать только после слов «По местам». Нельзя оставаться на месте после слова «бегите».

Варианты:  В начале игры не прятать кубик, чтобы никто не оставался без места. Убрать 2 или 3 кубика. Зимой втыкают в снег флажки.

 

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту»

Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.

Описание: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга- ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.

Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.

Варианты: Выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту. Играющие пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».

 

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Цель:  Совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать ловкость , скорость и ориентирования в пространстве.

Оборудование: мяч.

Разделение ролей: Выбирают одного или двух «охотников», которые становятся с одной стороны площадки, остальные дети — «зайцы».

        Ход игры.

Зайцы сидят в своих «норках», расположенных с противоположной стороны площадки. «Охотники» обходят площадку и делают вид, что ищут «зайцев», потом идут на свои места, прячутся за «деревьями» (стульями, скамья).

На слова воспитателя:

Зайчик прыг-скок. прыг-скок

В зеленый лесок

«Зайцы» выходят на площадку и прыгают. На слово «Охотник!» «зайцы» бегут к своим «норкам», один из «охотников» целится мячом им под ноги и в кого попадет, тот забирает с собой. «Зайцы» вновь выходят в лес и «охотник» еще раз охотится на них, но бросает мяч второй рукой. При повторении игры выбирают новых «охотников».

Указания к игре. Следить, чтобы «охотник» бросал мяч как правой, так и левой рукой. «Охотники» бросают мяч только под ноги «зайцам». Мяч поднимает тот, кто его бросил.

 

Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Цель: Учить детей слезать и влезать на гимнастическую стенку. развивать ловкость, быстроту.

    Улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне — луг. В стороне — медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12—15 человек. Играющие делятся на 2 неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье.  Медведи — в берлоге. По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за медом и жужжат. Как улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только воспитатель подаст сигнал «медведи», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

Указания. После двух повторений дети меняются ролями. Воспитатель следит,  чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывают помощь.

 

Подвижная игра «Свободное место»

Цель: Развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.

Играющие сидят на полу по кругу, скрестив ноги. Воспитатель  вызывает двух рядом сидящих детей. Они встают, становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «раз, два, три — беги» бегут в разные стороны, добегают до своего места и садятся. Играющие отмечают, кто первым занял свободное место. Воспитатель вызывает двух других детей. Игра продолжается.

Указания.  Можно вызвать для бега и детей,  сидящих в разных  местах круга.

 

Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.

Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий -  волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге  через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Oсаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.

 

Подвижная игра «Лягушки и цапли»

Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.

Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг), где живут лягушки, отмечаются кубами (сторона 20 см), между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий) стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает веревку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли — они выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.) Если все лягушки успеют выскочить из болота и цапля никого не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2—3 игры выбирается новая цапля.

Указания. Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если задеть их при прыжке. Упавшую веревку снова кладут на место. Играющие (лягушки) должны равномерно располагаться по всей площади болота. В игре  могут быть и 2 цапли.

 

 

Удмурдская подвижная игра «Водяной»

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Дедушка Водяной,

Что сидишь под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Круг останавливается. Водяной встает  и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то  они меняются ролями и игра продолжается.

 

Подвижная игра «Космонавты»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве.

По краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты           На такую полетим!

Для прогулок по планетам.            Но в игре один секрет:

На какую захотим,                        Опоздавшим места нет.

С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.

 

Подвижная игра «Сокол и голуби»

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети – голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают другого сокола.

 

Подвижная игра «Птички и клетка»

Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.

         Дети распределяются на две группы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа – птички. Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее.  Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 птички. Затем дети меняются ролями.

 

Подвижная игра «Самолеты»

Цели:  учить детей медленному бегу, держать спину и голову прямо во время бега, соблюдать расстояние между друг другом, развивать ориентировку в пространстве.

I вариант: дети бегают по площадке, изображая самолеты (расставив руки в стороны). Самолеты не должны сталкиваться и ломать крылья. Потерпевшие аварию подходят к воспитателю. После ремонта они вновь отправляются  в полет. Игра продолжается 2-3 мин.

II вариант: дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и приседают на корточки. Это – самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя самолеты друг за другом отправляются в полет и летают (медленно) в любых направлениях, стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, летавшие без аварий. Игра повторяется 3-4 раза.

 

Подвижная игра «У кого мяч»

Цели: учить держать спину ровно, укреплять мышцы спины, упражнять передачу мяча.

Дети образуют круг. Выбирают водящего (становится в центр круга), остальные плотно придвигаются друг к другу. Дети передают мяч по кругу за спиной. Водящий старается угадать, у кого мяч, он произносит «Руки!» и тот, к кому обращаются, должен показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг.

 

Подвижная игра «Совушка»

Цели: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

         На площадке обозначается гнездо совы. Остальные – мышки, жучки, бабочки. По сигналу «День!» - все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо.

 

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цели: упражнение кратковременного быстрого бега и  бега с увертыванием, развитие реакции на быстрое принятие решения.

Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети – зайцы располагаются в домиках (начерченных на земле кругах). Бездомный заяц убегает от охотника. Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в кружке, становится бездомным зайцем и должен сейчас же бежать. Через 2-3 мин воспитатель меняет охотника.

 

nsportal.ru

Настольная игра Коварный лис: обзор, правила, видео

Коварный лис – настольная игра для детей, но в нее можно весело играть свей семьей. Креативное развлекательное занятие для детей на развитие логики, образного мышления и умения вычленять главное. Интересная и увлекательная игра с простым сюжетом и развитой детективной линией обеспечит занимательный семейный досуг.

Об игре

Главное действующее лицо игры – Коварный Лис. Он совершил страшное злодеяние – украл вкуснейший пирог и скрылся в направлении норы. Но кто же из множества населяющих лес лисов является преступником? Это большая тайна, которую необходимо немедленно разгадать!

Цель игры

Игроки должны поймать Коварного Лиса и отобрать у него пирог быстрее, чем он доберется до норы. Для этого необходимо вычислить преступника среди шестнадцати подозреваемых, каждый из которых с равным успехом может быть нужной особой. У каждого из подозреваемых есть свои имена – Патрик, Люси, Клер, Элис, Ева, Кевин, Нил, Тед, Ральф, Вера, Анна, Оливер, Мэри, Джулия, Лили, Дэйзи.

Если же Коварный Лис успел добраться до норы быстрее, чем детективы нашли его, то пирог утрачен навеки. Так что команда игроков должна быстро передвигаться по карте, собирать подсказки и исключать из подозреваемых неподходящих особей.

Упаковка, дизайн и локализация

Настольная игра «Коварный лис» на русском языке продается в коробках с высотой 24 см, шириной 24 см и толщиной 6 см. Полная упаковка весит всего 800 грамм. Произведена эта игра издательством «Стиль Жизни», иллюстрировала ее Мелани Гренгирард.

Игра оформлена в простом, немного наивном стиле, который очень нравится дошкольникам и детям младшего школьного возраста. Автор иллюстраций выбрала интересные тематические рисунки, которые перекликаются во всех деталях игры – начиная от упаковки и заканчивая фигурками.

Особое внимание привлекают стилизованные лисьи следы на кубиках. Простое, но красочное оформление повышает интерес к игре и служит достойной рамкой для продуманного функционала.

На передней части коробки нарисован главный герой, Коварный Лис, на фоне леса. За ним на поляне можно увидеть забавных птичек в шапочках Шерлока Холмса, изучающих следы через лупу. Сверху крупными буквами указано название, в углах размещена дополнительная информация (логотипы).

Комплектация

В красочно оформленной коробке собраны все необходимые для увлекательного времяпровождения детали. В комплектацию игры входят:

  • Сама коробка с выемками под каждую деталь для лучшей сохранности.
  • Большое и удобное игровое поле (позволяет принимать участие даже самым маленьким).
  • Карточки подозреваемых в количестве 16 штук.
  • То же количество карт лиса с разным количеством красных и зеленых кружочков, а также именами.
  • Жетоны-подсказки с деталями гардероба лис (12 штук).
  • Фишки игроков в форме шапки Шерлока Холмса (4 штуки).
  • Кубики для игры с забавными изображениями (3 штуки).
  • Фигурка Коварного Лиса.
  • Дешифровщик подсказок.
  • Подробная и простая инструкция.

Благодаря простоте действий даже малыши смогут играть в игру Коварный Лис, большое и удобное поле дает простор для действий и фантазии. Дети быстро разберутся, ведь комплектация очень удобная: три кубика, 1 фигурка Коварного Лиса, 1 дешифратор и игровое поле. Остальные детали служат дополнением к основному игровому набору.

Количество игроков

До 4 игроков могут играть в игру «Коварный Лис», настольная игра отлично подходит также и для одного игрока. Особая прелесть состоит в том, что вся команда преследует одну цель, игроки не делятся на проигравших и выигравших. Рекомендуется для использования в семейном кругу или игры с друзьями, чтобы сплотить компанию.

Категории

Настольная игра «Коварный Лис» не делится на категории, так как подходит для любого человека от пятилетнего возраста. Сюжет простой и незамысловатый, но требует каждый раз применения дедукции и аналитики, поэтому в нее можно играть бесчисленное количество раз.

Одна партия в среднем занимает от 20 до 40 минут, но в некоторых случаях дети помладше могут долго раздумывать над выбором. Это одна интересная игра для всей семьи.

Правила и механика

Правила игры на русском доступно и подробно освещены в приложенной инструкции. Для начала игры необходимо последовательно провести следующие действия:

  1. Разместить игровое поле на середине стола, чтобы всем было удобно дотягиваться и со всех сторон оставалось свободное место.
  2. Фигурку лиса необходимо разместить на специальной клетке на краю игрового поля (отмечена нарисованной фигуркой лиса в фраке и цилиндре).
  3. Поставить фишки сыщиков в форме шапочек Шерлока Холмса в специально очерченный желтым квадрат из четырех клеток в центре поля.
  4. Разложить карты Подозреваемых вокруг игрового поля по четыре с каждой стороны тыльной стороной вверх.
  5. Повернуть любые две из карт Подозреваемых лицевой стороной вверх (открыть находящихся там лис).
  6. Взять из колоды Лис любую карту (не смотреть на нее) и вставить в дешифратор. Остальные карты из этой колоды можно спрятать обратно в коробку, они больше не понадобятся.
  7. Дешифратор необходимо закрыть задвижкой, перевернуть окошком вверх и пока отложить в сторону.
  8. Разложить жетоны улик на крупных символах следов, разбросанных по игровому полю (тыльной стороной вверх).

Теперь игровое поле полностью готово и можно приступать непосредственно к игре, но для этого необходимо знать правила. Перед началом партии стоит внимательно изучить инструкцию.

Как играть

Играть в настольную игру «Коварный Лис» очень просто, в правилах разберется в первого раза даже дошкольник. Главное, запомнить ряд основных правил, так как схема игры интуитивно понятна. Игроки должны выполнять несколько действий:

  • Бросать кубик.
  • Знакомиться с подозреваемыми или искать улики.
  • Сопоставлять информацию и исключать невиновных.

Последовательно действия должны выглядеть так:

Согласно своей очереди, игрок берет в руки кубики и перед тем, как их бросить, называет цель хода (что он будет делать – искать улики или знакомиться с подозреваемыми).

  1. Бросаем кубики, для поиска улик должны выпасть три следа, для знакомства с подозреваемыми – три глаза.
  2. Если с первого раза выбросить не получилось, это не страшно. Игрок может отставить нужные ему выпавшие кубики и перекинуть остальные еще два раза. Всего за ход игрок может сделать три броска.
  3. Если за три броска нужные три знака не собрались, то ход делает Коварный Лис – его необходимо передвинуть на три клетки вперед. Лис становится ближе к норе, а ход переходит к следующему игроку.

Если же игроку удалось собрать нужные ему следы на трех кубиках, то он может идти искать улики. Для этого следует посчитать выпавшее количество следов и продвинуться в нужном направлении на столько же клеток.

Нюансы игры

Символ игрока (шапочка Шерлока Холмса) может двигаться по любым клеткам на поле, включая лисью тропу. Разрешено движение по горизонтали или вертикали, но не по диагонали. Цель игрока – добраться до улики. Количества клеток может не хватить, тогда игроку следует дождаться следующего хода для продолжения погони.

Если же игрок смог добраться до улики, то ее следует рассмотреть. Жетон (улика) может содержать изображение одного из 12 предметов: шарф, цветочек, пенсне, плащ, бусы, сумочка, очки, часы, перчатки, трость, зонт, шляпа.

Пластмассовый овал вставляют в специальное отверстие в дешифраторе и открывают задвижку. Дешифратор показывает кружок определенного цвета. Если кружок зеленого цвета, то на Коварном Лисе этого предмета нет, красный кружок означает наличие предмета на изображении преступника.

В соответствии с новыми данными отсеивают невиновных из открытых карт Подозреваемых, 16 карт Лис лежат отдельно и участия в игре не принимают. Задвижку задвигают, вынимают жетон и возвращают на его место на игровом поле лицевой стороной вверх.

Знакомство с подозреваемым происходит проще. Если выпали три глаза, то игрок имеет право перевернуть две карты Подозреваемых лицевой стороной вверх. На основании имеющихся данных принимаем решение – отсеять их, как невиновных, или оставить в подозреваемых.

Игра продолжается, пока не будет вычислен Коварный Лис. Проверяется правильность предположения сверкой с картой Лиса в дешифраторе. Если ответ не совпал или Лис успел дойти до норы, то команда игроков проиграла. Игрок может назвать имя преступника раньше, не дожидаясь отсеивания всех невиновных.

Кому стоит купить

Настольная игра «Коварный лис» отлично подходит для семейного досуга, так как она предназначена для использования детьми от пятилетнего возраста. Родители особенно отмечают отсутствие соревновательного элемента, так как дети часто слишком эмоционально относятся к факту проигрыша родным или друзьям.

Командная игра бережет нервы детей, чтоо особенно отмечают родители, оставляя отзывы:

  • Анна: «Правила предельно просты и легко усваиваются. Все детали сделаны ярко и качественно. Ребенок в восторге.»
  • Екатерина: «Игра в отличном исполнении. Есть место для хранения каждого элемента по отдельности. Поле из толстого картона, карточки из качественного материала. Приятно брать в руки. Особый интерес вызвал дешифровщик, это нестандартный прибор.»
  • Александр: «Один раз сыграл с детьми, они быстро поняли принцип и теперь играют сами. До сих пор ничего не порвали и не сломали, что удивительно. И не теряют интерес к ней. Я могу спокойно отдыхать или заниматься домашними делами. Сын уже демонстрирует повышенную внимательность и в жизни, значит, чему-то учится.»
  • Татьяна: «Играли всей семьей. Дети 5, 7 и 11 лет остались довольны. Никто не проиграл, без обид и слез. Очень хорошо для командного духа.»
  • Игорь: «Искал что-то для занятий с детьми, пока жена на работе. Дочек мне немного тяжело успокаивать, поэтому Коварный Лис подошел идеально. Я могу проконтролировать процесс и девочки только радуются вечеру с папой.»

Игра развивает в ребенке лучшие качества, которые ему потом не раз пригодятся в взрослой жизни: обращать внимание на детали, складывать целую картинку события из элементов, сопоставлять факты и работать в команде.

В игровой форме дети научатся полезным навыкам и одновременно занимательно проведут время сами или с родителями. Такие развлечения сплачивают семью и развивают дополнительно навыки общения между собой.

Видеообзор

Еще игры

Кроме игры «Коварный Лис», существует еще много увлекательных настольных игр. Выбирать можно среди таких интересных и популярных идей:

  • «Колонизаторы. Города и рыцари» – мирный остров Катан манит пиратов неисчислимыми сокровищами и запасами полезных ископаемых. Игрокам необходимо строить города и защитные стены, чтобы отбить атаку нападающих.
  • «Манчкин» – ролевая игра, где героям придется бороться со страшными чудищами, проходить темные подземелья и сталкиваться с невероятными опасностями. Юмористическая игра, выпущенная уже больше чем в 8 разновидностях.
  • «Каркассон» – предлагает погрузиться в первобытный мир, где каждый должен выживать самостоятельно, собирая ягоды, охотясь и строя себе жилище. Имеет несколько версий разной сложности, отлично подходит для семьи.
  • «Монополия» – экономическая игра, где игроки должны побороться за свое финансовое превосходство. Детям необходимо проявить недюжинную фантазию, чтобы купить как можно больше предприятий, провести выгодные сделки и не попасть в долговое рабство к банку.
  • «Активити» – придумана для вечеринок или просто больших компаний, где игроки разделяются на команды и выполняют забавные задания, стараясь по очкам опередить соперников.
  • «Сундучок знаний» – немного похожа на «Эрудит», но гораздо проще и увлекательнее, а еще в нее можно играть даже одному. В сундучке есть карты с информацией о животном и вопросами на обратной стороне. Ирок должен заполнить как можно больше данных за 10 секунд и потом отвечать на вопросы.

Выбирайте интересные настольные игры и с удовольствием проводите время в кругу семьи или друзей!

 

Поделитесь своим мнением в комментариях к статье и в соцсетях (Вконтакте,Одноклассники)

 

 

 

nastolkoff.ru

Анализ подвижной игры "Хитрая лиса"

Анализ подвижной игры

Сведения о группе (количество детей, их возраст, состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности).

Количество детей: 23 детей, средняя группа 3-4, I – II группа здоровье Состояние здоровья у детей различное, есть дети с основной группой здоровья, есть частоболеющие, уровень физического развития большинства детей нормальный, но есть дети с низким уровнем физического развития, если и с высоким уровнем. Уровень физической подготовки у большинства детей средний, есть в группе с низким и с высоким уровнем физической подготовки.

2.Условия проведения игры: музыкально - физкультурный зал.

3.Подготовка воспитателя: У воспитателя есть план-конспект проводимой игры.

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Ход игры:

Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, воспитатель обозначает дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой.

Воспитатель: Дети, а теперь я вам предлагаю открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, выяснить, кто из вас хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь?

Дети: (хором три раза с небольшими промежутками спрашивает) «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?»

При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит ….

Играющий (Ваня): «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2—3 детей…

Воспитатель: «В круг!»

Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-нибудь из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.

4.Подготовленность места и физкультурного инвентаря: воспитатель обозначает дом лисы.

5.Одежда и обувь детей и воспитателя: спортивная форма (белая футболка и черные шорты, кеды.)

6.Организация подвижной игры: своевременность начала и окончания игры; длительность игры в целом 5-6 минут, время на каждое повторение и на выполнение отдельных упражнений 1-2минуты; способы организации воспитанников с ходьбой и бегом

, размещение детей по кругу, воспитатель в кругу, использование игроками всей площадке.

7.Эффективное решение образовательных задач: Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису, качество выполнения движений; представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств.

8.Степень реализации оздоровительных задач: продолжительность игры в целом 5 – 6 минут; дозировка и темп выполнения физических упражнений игра средней и высокой подвижности ; оценка моторной плотности игры. Моторная плотность игры составила 55%, нормальный результат, но можно его повысить, увеличив время игры.

9.Степень реализации воспитательных задач: Доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопережевание.

10.Уровень педагогического мастерства воспитателя: умение видеть всех детей и осуществлять контроль за качеством выполнения упражнений, умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят во время игры, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях, анализирует соотношение «цель- средства - результат» применительно к ситуации; быстро ориентируется и переключает внимание; оценивает ситуацию с различных сторон; пользуется разнородными приемами воздействия; точно передавает своё настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями.

11.Общая оценка проведения подвижной игры.

Игра была проведена согласно правилам, все поставленные задачи выполнены. Воспитатель предлагает перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

12.Предложения к совершенствованию.

Проводить игру одновременно со всеми детьми или с небольшой груп­пой.

  1. Написать конспект проведения новой игры по плану

«Волк во рву»

Ребята, отгадайте загадку:

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Конечно, это волк. Давайте поиграем в игру, которая называется «Волк во рву».

Сюжет игры

Волк – хищное животное. Он хитрый, быстро бегает и нападает на домашних животных. Так мы с вами и поиграем: волк будет ловить коз во рву.

Организация игровых условий

Вот здесь загон для коз, а там – логово волка. Это – луг. А посередине ров – глубокая канава. Его надо обязательно перепрыгнуть.

Показ движений

Слава, покажи, как козы будут перепрыгивать через ров.

Распределение ролей

Назначим волка считалкой (расписывается содержание считалки)

Размещение играющих

Волком будет (имя ребенка).

Волк идет в логово, козы – в загон.

Объяснение правил игры

На сигнал «Козы, гулять» козы бегут на полянку, перепрыгивая ров.

По сигналу «Волк во рву!» бегут домой, перепрыгивая ров. Волк начинает ловить коз во рву.

Пойманным считается тот, кого поймает волк или тот, кто не перепрыгнет ров.

Закрепление правил

На какой сигнал козы бегут на полянку?

По какому сигналу козы бегут домой а волк их ловит?

Где волк ловит коз?

Кто считается пойманным?

Ход игры

Каждое утро хозяин выгонял коз на лужок «Козы, гулять».

Подведение итогов

Молодец, (имя ребенка), поймал сразу четырех коз. Хорошо козы прыгали, никто в ров не упал.

  1. Подобрать к вашей игре художественное слово (расписать), варианты выбора водящего (расписать). Выбор водящего по считалке, по желанию, по голосованию детей, если есть в день проведения именинник, то он водящий, по команде например принять упор сидя кто первый присел (отреагировал на команду)тот и водит и тд.

  2. Разработать варианты усложнения вашей игры (см. Карманова Л.Пути повышения эффективности проведения подвижных игр // Дошкольное воспитание 1986. № 11).

«Волк во рву»

Волк – хищное животное. Он хитрый, быстро бегает и нападает на домашних животных. Можно назначить 2-х Волков (чем и усложнить игру) ловить коз во рву.

Загон для коз, Логово волка. Луг. А посередине ров – глубокая канава (ров можно время от времени делать шири в зависимости от физической подготовке детей) . Его надо обязательно перепрыгнуть.

Волк идет в логово, козы – в загон.

На сигнал «Козы, гулять» козы бегут на полянку, перепрыгивая ров.

По сигналу «Волк во рву!» бегут домой, перепрыгивая ров. Волки начинает ловить коз во рву.

Пойманным считается тот, кого поймает волк или тот, кто не перепрыгнет ров.

  1. Содержание карточки-схемы игры «Волк во рву» для самостоятельной деятельности детей.

infourok.ru

Хитрая лиса (игра для детей)

Спортивные игры

Игра для детей от 3 лет.

Что развивает?

ловкость, внимание. физическое развитие

Для игры понадобятся:

  1. дополнительное оборудование не требуется

Как играть (правила)

Шаг 1. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы.

По сигналу дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой. (сначала тихо, а потом все громче): «Хитрая лиса,

Шаг 2. Воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга,

Дети пытаются выяснить, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором 3 раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом все громче): «Хитрая лиса, где ты?» При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются

Важно помнить!

После того как лиса поймает 2—3 детей, воспитатель произносит громко: «В круг!» Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 5—6 раз. Указания. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-то из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.

5

оценка игры на основе 1 оценки

Оцените игру

Играли в эту иргу? Оцените ее пожалуйста.

Сохранить для себя, поделиться с друзьями:

Мамы играют Загрузите фото, как вы играли с ребенком

Загрузить фото

Похожие игры

0

Для игры понадобится:

Площадка для игры, Мел (нарисовать круг)

Третий лишний

0

Для игры понадобится:

Гусеница

Больше интересных игр

Наши дети познают этот мир и проходят важные этапы развития – через игру. Так формируются мыслительные процессы, память, логика, воображение. А еще мальчики и девочки, играя, учатся существовать в команде, взаимодействовать, быть терпимей и мудрей.

Здорово, когда и родители включены в этот процесс, помогают малышам и детям постарше в том, как научиться правильно играть. И, конечно, совместные часы активностей – это отличное времяпрепровождение для всей семьи, когда разные поколения всё лучше «узнают» особенности друг друга, учатся понимать и слушать.

Из всех вариаций игр – подвижных, уличных, для маленьких и больших компаний, для взрослых и малышей – выбирайте ту, которая по душе. Например, игра "Хитрая лиса" станет отличным поводом провести время с пользой. Узнайте, что нужно для игры "Хитрая лиса", каковы правила игры и какие качества она развивает.

Играйте вместе, учите детей и узнайте правила новых полезный активностей!

detstrana.ru

Хитрая лиса — Posmotre.li

TV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cunning Like a Fox. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

« Сели играть в карты Медведь, Волк, Лиса и Заяц. «Так, — говорит Медведь, — только не мухлевать! А кто будет мухлевать, тот получит по наглой рыжей морде!» »
— Анекдот

Лисья хитрость занимает уникальное место среди классических стереотипов о животных. Почти в каждой стране мира существует хотя бы одна сказка или легенда, в которой главным персонажем выступает лиса. Либо как антагонист, либо нейтрал. Но обязательно всегда обладающая острым умом и, конечно же, хитростью. Нередко лисица — символический образ вора или мошенника. Так что, в культуре образ рыжей хищницы фактически архетип классического трикстера.

Данный стереотип, в некоторой степени, не лишён истины: лисицы нередко проявляют в природе невероятную сообразительность. В случае опасности или погони они запутывают следы и перепрятываются в других местах, чтобы ввести преследователя в заблуждение. Даже знающий охотник с собаками на 100 % не может разгадать запутанные следы лисички. Не говоря уже об её способах охоты, например, на ежей.

А ещё лисички очень милые и забавные!

Родственным тропом является Кицунэ и девятихвостая лиса — но там речь идёт не просто о лисах, а о магических лисах-оборотнях.

Псевдонимы[править]

  • Актёр и мастер боевых искусств Хван Чжон Ри по прозвищу Серебряный Лис. Но это прозвище не столько про хитрость, сколько про крутизну.
    • Нет, это прозвище про одну из первых популярных ролей Хвана (кстати, он там играл двух братьев, Золотого Лиса и Серебряного Лиса. Ровно так же, как у него есть прозвище Громовая Нога по персонажу «Пьяного мастера» (которое может быть применено и к актёру-тхэквондисту).
  • Произведения о Зорро — псевдоним главного героя в переводе с испанского означает «лис». Впрочем, имеется в виду не наша рыжая плутовка, а латиноамериканская серая лисица, так что хитрость, скорее всего, тоже побоку. Подразумеваются, по всей видимости, качества серой лисицы — быстрота, вёрткость, решительность и агрессия.
  • Assassin’s Creed — главарь всех воров во Флоренции и в Риме носит фамилию La Volpe (лис). Естественно, хитрость — основа воровства.
  • Серый Лис с его знаменитой маской Анонимуса в ту же яму.
  • Отблески Этерны — казар Адгемар Кагетский, он же Белый Лис, недвусмысленный оммаж Эдуарду Шеварнадзе.

Мифология и фольклор[править]

  • Кицунэ и девятихвостая лиса — прекрасный народ оборотней-лис в странах рисовой культуры, умеющие превращаться в красивых женщин и соблазняющие человеческих мужчин. Могут даже рожать от человеческих мужчин детей, и такие «гибриды» обычно наделены особыми талантами и особой судьбой.
  • Лиса Патрикеевна (в честь литовского князя Патрикея) из русских народных сказок уважительно называется по отчеству. Кроме неё, подобного уважительного отношения удостаиваются только Михайло Потапыч и Василий Тимофеевич (да недавно влился в компанию хозяин уссурийской тайги Тихон Григорьевич), а вот волки, кабаны и зайцы либо бегают безымянными, либо получают имена в духе североамериканских индейцев. Хотя волк иногда зовется Левоном Ивановичем (так в русской сказке запечатлелась фамилия польских князей Волк-Леоновичей).
  • Интернет-байка о кельтской богине-лисе, якобы домогавшейся святого Патрика, но изгнанной им на восток за море.
  • Народная сказка индейцев Южной Америки о Хитром лисе и Глупом койоте.
  • В большинстве сказок народов мира, в которых волку или волчице приходится иметь дело с лисой или с лисом, рыжие остаются сытыми и довольными, а серые, в лучшем случае, просто голодными или голодными и побитыми (а бывает, что и без хвоста).
    • В африканских сказках лиса обманывает гиену, которая вообще-то к псовым по новой таксономии не относится, но занимает примерно ту же нишу.
  • В центрально- и южноамериканских народных сказках рыжий лис обычно положительный и мудрый, хоть и хитрый, а серый лис — отрицательный: например, подлый, злой, агрессивный, ненадёжный…
    • Но в некоторых образцах фольклора серый лис, хоть и явный антигерой, наказывает сильных мира сего за то, что они обижают слабых. На этом и основывался протагонист мексиканско-американской франшизы о народном мстителе, когда взял себе псевдоним Zorro, то есть Серый Лис.

Литература[править]

  • Средневековый эпос «Роман о Лисе» — лис Ренар, классический трикстер. Кодификатор для французского языка: после этого слово renard во французском стало обозначать лиса, а старое слово — goupil, родственное другим романским обозначениям лисы (прежде всего латинскому vulpes) — вышло из употребления.
  • «Рейнеке-лис» Гёте. Основано на предыдущем пункте.
  • Макиавелли в своей знаменитой книге называл лису одним из двух животных, которым должен уподобиться Государь, — как раз из-за её хитрости. Правда, когда дело доходит до открытого противостояния хищникам, лучше включить льва.
  • Барон Мюнхгаузен, используя вместо пули сапожную иглу, пригвоздил лисицу за хвост к дереву, избил её плёткой, и она выскользнула из шкуры.
  • Басня А. И. Крылова «Ворона и Лисица». И множество его же менее известных. Например, «Лиса-строитель» — про то, как лиса построила крепкий курятник, в который никто не смог бы пробраться, «да только для себя оставила лазейку».
  • Т. Майн Рид, «южноафриканская трилогия» — фенек, ворующий страусовые яйца. Штатный умник и тот не сразу сообразил, как эта находчивая фитюлька справляется с твёрдой скорлупой!
  • Иван Франко, «Лис Никита» и «Крашеный лис».
  • Сельма Лагерлёф, «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» — лис Смирре, который на протяжении большей части повествования является, пожалуй, самым опасным врагом для стаи серых гусей и их маленького товарища. Акцент, впрочем, сделан не на хитрость (хотя глупым его не назовёшь), а на железный характер: мстительный, упрямый и агрессивный.
    • Автор правки уже во взрослом возрасте призадумался над тем фактом, что Смирре, который фактически сыграл роль местного Шер-Хана, практически не встречает в родных лесах не только превосходящего, но хотя бы даже равного по силе противника (угрозу для него представляет только деревенский пёс, но это не лесной житель): надо полагать, во времена, когда писалась сказка, и волки, и медведи, и росомахи в Швеции уже практически исчезли, истреблённые охотой и прочими факторами цивилизации…
  • Э. Сетон-Томпсон, «Домино — история чёрно-бурого лиса».
  • А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (и экранизации) — Алиса.
  • Ее прообраз из «Пиноккио» не отстает.
  • Серия романов «Рэдволл» Брайана Джейкса — таковых там много в качестве отрицательных персонажей. Даже там, где они не выведены главными злодеями, обычно показаны колдунами, советниками или шпионами при них. Но и среди них выделился работорговец Слэгар Беспощадный из «Похода Матиаса». А в одной из книг, который так и называется «Белые лисы» — там вообще гнусный клан Белолисов.
  • Ч. Робертс, «Рыжий Лис».
  • Колесо Времени — хитрый и непредсказуемый Мэт часто ассоциируется с лисой, она же изображена его кольце-печатке и медальоне.
  • «Великолепный мистер Фокс» Роальда Даля — лисье семейство обдуривает злых фермеров.
  • Р. Л. Стайн, «Возвращение в лагерь призраков» — Похититель, дьявольская лисица, умеющая принимать человеческий облик, чтобы заманивать свои жертвы на погибель. Вероятно, американский родственник кицунэ и кумихо.
  • Фьель Ингемар, «Иохим-Лис — детектив с дипломом».
  • «Книга скорбящей коровы»: лорд Рассел.
  • Лисёнок Лиско из книг Бориса Априлова — хитрец, трикстер и… настоящий самоотверженный герой, без всяких «анти-». Невероятно харизматичен и артистичен. При этом не мартистю, ну вот ни на капельку.
  • Хосе Мурильо, Анна-Мария Рамб, «Последние олени Анд» — здесь фигурируют аж два лиса разных пород и с противоположными характерами. Рыжий лис Анай — благожелательный и мудрый советник. Серый лис Койле — подлый Предатель и отщепенец. Лисья хитрость, впрочем, присуща обоим, но в остальном более разных личностей трудно найти. (См. также выше Фольклор.)
  • Ян Улоф Экхольм, повесть «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.», и её советская экранизация «Рыжий, честный, влюблённый» — всё большое семейство Ларсонов, кроме собственно Людвига.
    • Вообще Людвиг в чём-то даже похитрее старшего Лабана, считающегося самым хитрым в семье (но на самом деле Лабан просто самый подлый, а это немного другое). Просто Людвиг не хочет использовать хитрость в корыстных целях и против друзей.
  • Иштван Фекете, «Лисёнок Вук» — пожалуй, мультфильм по этой книге более известен.
  • Чжан Тяньи, «Линь Большой и Линь Маленький» — в клюквенной стране, где происходит действие, все чиновники поголовно являются антропоморфными лисами. И, само собой, они поголовно воры, жулики и взяточники.
  • Fox’s Frolics — книга британского писателя и художника-анималиста Гарри Б. Нильсона (Harry B. Neilson). Она повествует о традиционном развлечении английских аристократов — охоте на лис, только с точностью наоборот — здесь лисы охотятся на людей.
  • И. Баллод, И. Румянцева, цикл детских сказок «Про маленького поросёнка Плюха» — лиса Цапа, хитрая, но недальновидная — поэтому всегда остаётся в дураках.

Мультфильмы[править]

  • «Робин Гуд» (США, 1973) — сам благородный разбойник. И его подруга Марион.
  • «Зверополис»: лис Ник Уайлд и его соучастник — лис-фенек по прозвищу (или кельтскому имени?) Финник.
  • «Великолепный мистер Фокс» по книге Роальда Даля.
  • «Пиноккио» — Честный Джон.
  • Венгерский мультфильм о лисёнке Вуке по книге Иштвана Фекете. В книге, кстати, Карек — самка.
  • Советский мультфильм «Крашеный лис» по сказке Ивана Франко.
  • Экранизации сказок про волка и лису.
  • Цикл экранизаций сказок Г. Остера о зайчике Ушастике, который «погулять вышел». Лисичка — в меру хитрюга и подкольщица, но при этом добрая, культурная девочка. Она и не думает (в том числе когда вырастет) атаковать Ушастика. Так же настроен и их общий друг волчонок. Родители лисички и волчонка тоже не проявляют склонности к поеданию разумных существ.
  • В одной из выпусков цикла Текса Эйвери о Droopy есть целая стая таких лисиц (ещё и пародия на «типичных британцев» с их флегмой, учтивостью, иронией и тягой к питью чая). Очень хитрые, но очень голодные… Так что всё закончилось хорошо и для Друпи, и для лисиц.

Кино[править]

  • «Лисичка Хелен» (Япония, 2006). Здесь нет взрослой хитрой лисы, здесь есть беспомощный лисёнок-инвалид. И вообще история очень тяжёлая. Но душевная.
  • «Девочка и лисёнок»/Le renard et l'enfant (Франция, 2007). О приключениях девочки, которая подружилась с лисой и теперь учится понимать мир дикой природы.

Мультсериалы[править]

Веб-комиксы[править]

  • Oglaf: говорящий лис. То ли хитрый трикстер, то ли Житель Страны Эльфов, а скорее всего — и то, и другое. Например, он убедил говорящих медведей заниматься грабежом и отдавать ему долю награбленного. А ещё почему-то сказал им, что те, кто грабит, называются проститутками, и теперь медведи именно так представляются своим жертвам.
  • Wood Justice: Лиса не просто подвела Волчицу под жестокую порку, но еще и сделала это так, что серая даже не поняла, за что ее наказали.
  • Pepper and Carrot — среди фамильяров ведьм есть лисы. Причем двоехвостые.

Видеоигры[править]

Настольные игры[править]

  • Во вселенной Dungeons and Dragons существует такое заклинание как «Лисья хитрость», оно временно повышает интеллект.

Реальная жизнь[править]

  • Князь Патрикей Наримунтович (современник Дмитрия Донского) — удельный литовский князь и основатель города Кингисепп. Именно в честь него лису прозвали Патрикеевной.
  • «Лисом пустыни» уважительно прозвали Эрвина Роммеля, командующего немецкими экспедиционными силами в северной Африке. Абсолютно оправданно: в его арсенале были и ложные макеты танков, и закопанные в песке орудия, и атаки «из ниоткуда», все по лучшим заветам Сунь-Цзы. Ну и внешнее сходство со зверем имелось.
  • Байка не то солдат-гарнизонщиков, не то учёных, торговавшихся с охотниками Крайнего Севера за шкурки: «Лиса хитрый, песец глупый. Поэтому песец полторы, лиса две!»
  • Настоящим именем Ивана Фрязина, итальянского посла при Иване III, сопровождавшего Софью Палеолог в Москву, было Джанбаттиста делла Вольпе (см. Assasin Creed).
  • Одним из псевдонимов лидера УПА Степана Бандеры был «Лис».
  • Американская серая лиса моногамна — пары создаются на всю жизнь. Зато каждый половой акт у них необычайно бурный, откуда, видимо, и пошло латиноамериканское zorra в значении «потаскушка» (женщину, которая не промискуитична, но очень пылко сношается со своим единственным, тоже так называют).
  • Тевмесская лисица из греческой мифологии, насланная на Фивы разгневанным Дионисом. Этой чудовищной лиске особо хитрить было не нужно, фиванцев она затерроризировала настолько, что они сами приносили ей жертвы, пока не появился герой, сумевший её уничтожить.
  • Русская народная сказка «Лиса и кувшин» — пример несовместимой с жизнью тупости со стороны лисы.
  • «Сказки дядюшки Ремуса» Джоэля Харриса — Братец Лис, в противовес хитрюге Братцу Кролику, тот ещё дуралей, слепо верящий любой ерунде.
    • В диснеевской экранизации — аналогично. «Хитрым» он там иногда выглядит только на фоне ещё худшего идиота — своего приспешника, слабоумного Братца Медведя.
  • А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц». Лис — романтичный философ и в некотором роде ментор заглавного героя.
  • Цикл мультфильмов The Fox and the Crow (Ворона и лис) от Коламбия Пикчерс. Лис — не хитрый. Просто иногда провозглашает себя таким, «потому что лис же». На самом деле он наивный, тупой и упёртый. Тогда как ворона (самец) — трикстер, хитрый провокатор, любитель поглумиться.
  • Фильм «Рыжий, честный, влюблённый» — добрый лисёнок Людвиг Четырнадцатый, влюблённый в девочку-цыплёнка.
    • Причем Людвиг не то чтобы не умеет хитрить. Скорее ему это просто не нравится. Когда надо - он очень даже плутует.
    • И первоисточник — повесть шведского писателя Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»
  • Серия советских мультфильмов о Маленьком Лисёнке — главный герой здесь немного наивный малыш с добрым сердцем.
  • Серия игр про ежа Соника — добрый и честный лисёнок Тейлз.
  • Мультфильм «Две сказки», новелла «Палка-выручалка» — Лиса тут не столько хитрая, сколько елейная, монструозная и садистичная. Получает удовольствие от запугивания: «Сейча-ас… я… ТЕБЯ…». И ей плевать, что существо (заяц), которое она собралась жрать — разумно. Хорошо, что вооружённый ёжик был начеку (на наличие у него оружия высокомерная лиска не обратила внимания).
  • Фокс Макклауд из игр серии «Star Fox». Тактическими умениями не обделен, но иногда бывает крайне безрассуден. Там же — Кристал, пилот поддержки и возлюбленная Фокса.
  • «Ми-ми-мишки» — Лисичка, подруга главных героев. Милая и добрая девочка.
  • Мультсериал «Энчантималс» — Фелисити Лис и ее питомец Флик.
  • Макс Фрай - чиффы, крайне любопытные шимарские горные лисицы.
  • Домашние лисы.
    • Карликовые пустынные лисички фе́неки — педаль в пол: невероятно добрые, ласковые, нисколько не лукавые и не агрессивные. Подсвечено в романе А. Труайя «Семья Эглетьер».

posmotre.li

Действительно ли лиса хитрая, как в сказках?

Хитрый, как лиса! У этой фразы глубокие корни: с древних времен остромордый хищник играет в баснях и рассказах роль хитрого негодяя. Но правда ли рыжая лиса так хитра или эту черту ей лишь приписывают в сказках?

Интеллект - один из секретов успешности лис: в этой маленькой головке скрыт острый ум и умение прекрасно приспосабливаться к любой обстановке.

"Хитрость в поведении при решении проблем – действительно характерная черта лисиц. Лисы быстро учатся схватывать взаимосвязи, а затем могут реализовать свои знания в сложных стратегиях, которые обеспечивают их выживание во многих ситуациях".
Свен Херцог (Sven Herzog), эксперт по экологии дикой природы и охотничьего хозяйства в Техническом университете Дрездена

Рыжая лисица (Vulpes vulpes) среди млекопитающих выделяется хитростью. Она хорошо распознает охотничьи уловки не только животных, но и людей. Коварство и ум лисиц дают любопытные результаты, о чем свидетельствуют многочисленные рассказы очевидцев.

Чтобы поймать птицу, лисе ничего не стоит притвориться мертвой

"Есть, например, лисы, которые притворяются мертвыми, чтобы приманить ворон, а тех они потом, выбрав момент, хватают. Даже если лиса лишь наблюдает, когда другой попадает в ловушку, она может научиться их избегать".
Свен Херцог

Заканчивается такая охота для рыжей красавицы вполне успешно

Лисицы смогли завоевать целый ряд самых разных мест обитания - от ледяной Аляски до жаркой Северной Африки. У них самый большой из всех хищников географический ареал распространения  - в этом плутовка обхитрила не только зверей - ей не смог нанести вреда даже человек, в расширяющихся владениях которого многие виды диких животных исчезают, а умная лиса занимает новые жизненные пространства. Рыжие кумушки давно уже не только заселили лесные массивы - они смело бродят по дорогам, паркам и садам, превратившись городских лис.

Успешность концепции такого триумфа заключается в огромной адаптивности этого мастера выживания."Лиса Парикеевна" сумела перехитрить в Сибири тундровых леммингов, в Северной Африке научилась красть у людей кур, а в Европе без опаски пересекать улицы.

"Лисица - универсал: она не специализируется на конкретном образе жизни или питании, а может гибко приспосабливаться ко многим обстоятельствам. Ключевой особенностью этого является интеллект. Умным поведением лиса открыла для себя широкий спектр источников питания: от мыши до мусорного мешка".
Свен Херцог

Итак, репутация лис как умных и проницательных животных подтверждается: это настоящий рекордсмен выживания, с успехом применяющий свою хитрость.

Источник: wissenschaft.de

 

Вам будет интересно:

vse-umnici.ru


Смотрите также