Как играть в хато


Как гадать на картах ХАТО? Сущность карт и процесса

Хато – очень популярные в Корее карты. Традиционно они используются для азартной игры, но есть у них и другое применение. С помощью карт хато можно получить ответы на интересующие вопросы, предсказать важные события в жизни.

Как гадать на хато?

В колоде хато 48 карт, декорированных яркими изображениями деревьев, цветов и животных. Карты поделены на 12 групп – по количеству месяцев года. В каждой группе по 4 карты.

Гадать на хато нужно в хорошем расположении духа. Колоду, используемую в гадании, нежелательно применять в игре, для этих целей лучше приобрести новую. Ответ на вопрос можно получить только единожды, в одном раскладе.

К гаданию на этих экзотичных картах обязательно нужно подготовиться. В помещении, где будет происходить гадание, необходимо создать комфортную обстановку. Гадающий должен быть сосредоточен на процессе предсказания, необходимо войти в контакт с картами, проникнуться доверием к ним и попросить помощи в получении ответа на вопрос. Затем нужно разложить карты перед собой, перемешать их, закрыть глаза, сконцентрироваться на волнующем вопросе и вытянуть три карты. Символы, изображенные на хато, и будут ответом на вопрос.

Значение карт хато



Рассмотрим значения карт каждой группы:

    • Зимняя группа (Декабрь, Январь, Февраль). Дождь — перемены. Сосна и журавль — гордость и мудрость. Дерево сливы и иволга — расцветание, возрождение.
    • Весенняя группа (Март, Апрель, Май). Вишня: абсолютная красота, торжественность. Жаворонок и плакучая ива — начало нового периода. Цветы ириса — мужество и отвага.
    • Летняя группа (Июнь, Июль, Август). Цветы пиона — женственность, красота и материальное благополучие. Цветы клевера — пробуждение. Луна над горой — одиночество, тяжелые размышления.
    • Осенняя группа (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). Цветок хризантемы — стойкость и терпение. Клен и олень — счастье и долголетие. Дерево павлония — романтика, влюбленность.

При трактовке пророчества нужно помнить о том, что восточной культуре присущи философствование и поиск глубокого смысла. В гадании хато нельзя полагаться на первое впечатление о вытянутой карте. Значения карт нужно объединить и рассмотреть вместе, создавая общую картину, тогда и появится ответ на вопрос.

Следует обратить внимание на карты, отмеченные иероглифом — знаком усиления. Появление таких знаков в раскладе усилит значение предыдущей или последующей карты.

Гадание хато — занятие очень увлекательное и затягивающее, попробовав раз, гадающий обязательно вновь вернется к колоде.

perevernul.ru

Правила игры в Go-Stop (Годори).

ИСТОЧНИКИ
Русская википедия о колоде карт ханафуда (хватху)
Правила игры в Годори на английском (один из вариантов)
Правила игры в Go-Stop от Тома Слопера
Подсчёт очков в Go-Stop по версии Тома Слопера
Описание колоды хватху на корейском языке
Правила игры в Go-Stop с сайта "Card Games and Tile Games from around the World"

НЕБОЛЬШИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Для того, чтобы понять саму механику игры, советую прочитать мою предыдущую запись: Моя предыдущая запись. В данной статье я углубляться в механику не буду, считая, что основы вы уже знаете.

Месяц - масть. В ханафуду (хватху) 12 мастей по 4 карты в каждой масти. Каждая масть соответствует месяцу в году и растению. Далее использую слово "месяц" во избежание непонимания.
(Корейцы, что характерно, зачастую и не в курсе, что за растение нарисовано на карте, и обзывают его как хотят - кактусом, хренью и так далее.)
Ноябрь и декабрь я указываю в корейском стиле (корейский ноябрь - японский декабрь, корейский декабрь - японский ноябрь). На ноябре Феникс, на декабре человек дождя.


Рис. 1. Корейский ноябрь.


Рис. 2. Корейский декабрь.

Тройка - три карты одного месяца.
Четвёрка - четыре карты одного месяца.
"Человек дождя" - дождевая (декабрьская) карта с человеком под зонтом.
Свет (гван) - карта света. Таких карт пять. "Журавль", "Луна", "Человек дождя", "Феникс", "Походный занавес". Иногда на них рисуется иероглиф, обозначающий "свет".


Рис. 3. Карты света.

Лента (тти) - карта с лентой. Таких карт 10. 7 красных лент и 3 синих. Существуют колоды, где на части лент написаны иероглифы, а часть лент пустые. Есть колоды где все ленты пустые. Возможно они просто рассчитаны на игры, в которых разницы между лентами нет. Ленты с иероглифами называются "стихами", и таких лент 6 - 3 красных и 3 синих. Лент без иероглифов 4 штуки.


Рис. 4. Карты лент.

Животное (донмуль) - карта с животным. Таких карт 9, причём "Мост" и "Кубок вина" считаются животными. А вот "Журавль" и "Феникс" животными не считаются.


Рис. 5. Карты животных.

Мелочёвка (пи) - все остальные карты (т.е. не свет, не животное, не лента).


Рис. 6. Карты мелочи.

В переводах карты света обзывают "яркими", "благородными", мелочёвки величают хламом, пустышками. Я решил всё переводить через существительные, чтобы сблизить обозначение карт с европейскими картами.

Если я пишу "возможны следующие варианты", это значит, что правила варьируются в зависимости от компании и должны быть оговорены до начала игры. Как это было принято у советских офицеров при игре в преферанс, спорные моменты в правилах записывались на листе бумаги. На том же листе записывалось время завершения игры. И на том же листе записывались очки. Всё это годится и для Go-Stop.

Часть корейских слов я в оригинале не видел, потому переложил их на русский так, как они были написаны на латинице.

НАЧАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Количество игроков: 2 или 3.
Используется карт: 1 полная колода - 48 карт. (Либо 50 и больше - если с джокерами)
Продолжительность: обычно 12 раундов. По договорённости, можно играть 6 либо 3. Либо поступать как советские офицеры.
Цель: собрать выигрышные комбинации быстрей противника.

РАЗДАЧА

При игре втроём раздаётся по 7 карт каждому игроку и 6 карт выкладывается на стол.
При игре вдвоём каждый игрок получает по 10 карт, на стол кладётся 8 карт. Существуют варианты, когда на стол кладётся 10 карт, а на руки выдаётся 8.

После раздачи каждый игрок проверяет свои карты на предмет нахождения среди них джокеров, 3-ёх либо 4-ёх карт одного месяца. Карты игрового стола тоже проверяются на наличие джокеров, "троек" и "четвёрок".
- Если на столе лежит джокер, сдающий забирает его себе во взятки.
- Если на столе лежит тройка, сдающий собирает её и кладёт одной стопкой. Сыгравший поверх тройки четвёртой картой заберёт все 4 карты себе во взятки. Это называется "пак".
- Если на столе лежит четвёрка, возможны следующие варианты:
- Пересдача (японский вариант).
- Сдающий берёт четвёрку себе во взятки.
Первый вариант выглядит разумней. Особенно когда игра ведётся на деньги.
- Если игрок имеет на руке джокер, он в начале своего хода может положить джокер во взятки, а вместо него вытянуть из колоды новую карту. Это не будет считаться за ход.
- Если игрок при раздаче получил четвёрку (комбинация "Президент"), возможны следующие варианты:
- Он выигрывает раунд и получает 5 очков.
- Он может объявить в начале игры о наличии на руках четвёрки, что даст ему удвоение очков в конце раунда в случае победы.
- Если игрок при раздаче получил тройку, он может объявить в начале игры о наличии на руках тройки, что даст ему удвоение очков в конце раунда в случае победы.

Объявление в начале игры тройки или четвёрки на руках называется "шейк".

ИГРА

Первым ходит сдающий.
Ход состоит из следующих действий:
1. Игрок кладёт выбранную карту из своей руки на стол. Если на столе есть карта того же месяца, игрок кладёт свою карту поверх совпавшей. Назовём это взяткой 1. Если карты того же месяца нет, то карта добавляется к картам стола.
2. Игрок снимает верхнюю карту с колоды и кладёт на стол. Если на столе есть карта того же месяца, что и карта, снятая с колоды, то эта карта кладётся поверх совпавшей. Назовём это взяткой 2. Если карты того же месяца нет, то карта добавляется к картам стола.
3. Если взятка 1 и взятка 2 это одна и та же взятка, то она остаётся на столе, и игрок ничего не получает - это называется "ппок". Во всех иных случаях (если была получена только взятка 1, если была получена только взятка 2, либо если были получены целых две разных взятки) все образованные за ход взятки идут во взятки игроку.
После выполненных действий начинается ход следующего игрока.
Если на столе лежит несколько совпадающих карт, игрок выбирает карту по своему желанию.
Если у игрока на руке тройка, а на столе лежит 4-я карта того же месяца, он может сыграть с руки сразу три эти карты, образовав на столе четвёрку.
Если на столе лежит пара, и игрок кладёт с руки на пару ещё одну карту, образуя тройку, после чего достаёт из колоды четвёртую карту того же месяца, это называется "Ттадак".
Игрок, обладающий четвёркой, в свой ход может сходить ей ("сделать бомбу").
Игрок, обладающий тройкой, имеет право выложить сразу 3 карты поверх четвёртой, если таковая лежит на столе. Это тоже называется "сделать бомбу".

"Президент" - когда игрок собирает 4 карты одного месяца, он "становится президентом". Каждый противник должен дать президенту 1 карту-мелочь из его взяток, если такие имеются. Если такие не имеются - возможны следующие варианты:
- Противник не даёт ничего.
- Противник отдаёт карту-мелочь как только она у него появится.
На мой взгляд, первый вариант предпочтительней.

Из взяток формируются комбинации, за которые начисляются очки. Комбинации смотрим ниже.

ДЖОКЕРЫ

Корейские колоды хватху обычно содержат 5 джокеров и дополнительную дождевую карту-мелочь. Большинство игроков (и электронных версий Go-Stop) используют в игре 2 джокера (плюс 2 мелочи и плюс 3 мелочи). Остальные джокеры и дополнительная карта дождя в игре не используются, если об ином не договорились играющие.
Джокер используется в свой ход. Игрок, использующий джокер, кладёт его себе во взятки, после чего тянет из колоды одну карту.
Если игрок вытягивает джокер из колоды (во время действия 2), возможны следующие варианты:
- Он кладёт его себе во взятки, ещё одна карта из колоды не тянется.
- Карта с джокером добавляется во взятку 1, после чего тянется карта из колоды. После чего может произойти "ппок", если оный не происходит, игрок забирает взятки 1 и 2 себе во взятки.


Рис. 7. Примеры карт джокеров.

На рисунке 7 представлены возможные варианты джокеров. Перечислю их по порядку слева направо:
- Плюс 1 мелочь
- Плюс 2 мелочи
- Плюс 3 мелочи
- Свет проигравшему. Это значит, что если у проигравшего есть этот джокер во взятках, он заменяет карту света, и игроку не придётся платить победителю вдвойне (см. БОНУСЫ И ШТРАФЫ)
- Удвой очки если выиграл
- Каждый даёт тебе по карте мелочи из взяток (если таковые есть)

Существуют и другие, более хитрые джокеры.

GO-STOP

Игра продолжается до тех пор, пока очередной игрок не заработает минимальное оговоренное количество очков. Стандартные варианты - 3 или 7.
Как только игрок зарабатывает оговоренные очки, он должен выбрать - STOP (и тогда он подсчитывает количество выигранных им очков) или GO - продолжить игру.

Кроме того:
- Сказав "GO" 1 раз, вы получаете 1 дополнительное очко.
- Сказав "GO" 2 раза, вы удваиваете свои финальные очки.
- Сказав "GO" больше 2-ух раз, вы увеличиваете ваши финальные очки во столько раз, сколько раз вы сказали "GO".

Сказавший "STOP" побеждает. Очки получает только он. После подсчёта очков, победитель назначается сдающим в следующем раунде.
Если игрок выбрал "GO", игра продолжается. В следующий раз он сможет выбрать "GO" или "STOP" только в том случае, если он собрал новую комбинацию или улучшил имеющуюся.

НИЧЬЯ

Если игроки использовали все свои карты, а "STOP" никто не сказал, игра заканчивается. Подсчитываются очки. Побеждает набравший большее количество очков.

БОНУСЫ И ШТРАФЫ

- Проигравший не имеет карт света - победителю начисляется +2 очка. (Альтернативное правило - проигравший платит победителю вдвойне)
- Проигравший имеет 7 (в случае 3-ёх игроков - 5) или менее карт-мелочей - проигравший платит победителю вдвойне.
- Победитель делал шейк (тройкой или четвёркой - неважно) - очки победителя удваиваются.
- Победитель делал бомбу - очки победителя удваиваются.
- Дополнительные очки могут приносить джокеры.

КОМБИНАЦИИ

Стоимость комбинаций меняется от правила к правилу.
Ниже придставлены 3 варианта.

3 сырых света 2 2 2
3 сухих света 3 3 3
4 сырых света 3 4 4
4 сухих света 4 5 5
5 карт света 15 15 15
5 животных 1 1 1
Каждое животное сверх 5-ти 1 1* 1
Годори (3 птицы) 3 5 5
5 лент 1 1 1
Каждая лента сверх 5-ти 1 1 1
3 ленты одного цвета 3 3 3
10 мелочёвок 1 1 1
Каждая мелочёвка сверх 10-ти 1 1 1

* Если вы собрали 7 или больше животных, удвойте количество очков, полученное за животных.

Кроме того, можно иногда учитывается комбинация кабан-олень-бабочка, которая даёт ещё 5 очков.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

В Go-Stop есть карты, имеющие особые свойства:
- "Кубок вина" (в японской колоде - "кубок саке") - карта-животное из сентябрьских карт. Может использоваться по желанию игрока либо как 1 карта-животное, либо как 2 карты-мелочи. Но не как обе сразу.
- "Ссан-пи" - карта двойной мелочи. При подсчёте каждая из них считается за две мелочёвки. Таких карт три:
- декабрьская карта с грозой
- ноябрьская карта с разукрашенным низом (В случае моей колоды - низ красного цвета, бывает что и жёлтого)
- майская карта с мостом (на одних ресурсах про эту карту ничего не пишут, в корейской википедии пишут - выбирайте сами)

ГЛОССАРИЙ

ППОК - игрок сыграл карту с руки и положил её поверх карты на столе, затем взял карту из колоды и та легла поверх первых двух. Тройка осталась лежать на столе.
ПАК - игрок сыграл карту (с руки либо взял карту из колоды) и положил её поверх 3-ёх карт, лежащих на столе, собрав тем самым четвёрку. Когда игрок совершает ПАК, он "становится президентом".
БОМБА (ПОКТАН) - игрок сыграл с руки тройку и образовал на столе четвёрку. Когда игрок делает бомбу, он "становится президентом".
ТТАДАК - игрок кладёт карту с руки на пару на столе, образовывая тройку, после чего в тот же ход достаёт из колоды 4-ю карту, и образует тем самым четвёрку. Он "становится президентом".
СА-ТТА - тройка на столе, "ожидающая" ПАК-а.
ПРЕЗИДЕНТ - игрок собравший 4 карты одного месяца. Президентом можно стать несколько раз.
ШЕЙК (ХЫНДЫЛЬ) - объявление в начале игры тройки либо четвёрки на руках. Шейкинг удваивает очки в случае победы в раунде.
СЫРОЙ СВЕТ - комбинация карт света с человеком дождя.
СУХОЙ СВЕТ - комбинация карт света без человека дождя.

triprobela.livejournal.com

Ханафуда (Хватху). Общие правила для большинства игр.

Для тех, кто не в теме, что такое ханафуда (хватху):
Википедия о карточной колоде ханафуда (хватху)
Переведено вольным слогом для себя и неанглоговорящих. Источник: Hanafuda general rules

Большинство игр с колодой ханафуда имеют схожие правила и суть. Следующие правила касаются большинства игр ханафуда.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Месяц - масть. В картах ханафуда (хватху) есть 12 мастей по 4 карты в каждой масти. Во избежание путаницы перевожу именно как месяц.


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

Игры с колодой ханафуда обычно длятся 12 раундов, по раунду на каждый месяц в году. В конце 12-го раунда игрок с наибольшим количеством очков объявляется победителем. Также часто встречаются 6-раундовые игры - сокращенный вариант.

СДАЧА КАРТ

В начале игры каждый игрок тянет одну карту. Игрок с самым ранним месяцем становится сдающим в первом раунде. В случае ничьи побеждает карта с наибольшим значением. Игрок с картой второго "самого раннего" месяца садится по правую руку от сдающего. Игрок с картой самого позднего месяца садится по левую руку от сдающего. По результатам игры, победитель раунда становится сдающим в следующем раунде.
В играх на 3-ёх игроков, игрок по левую руку от сдающего тасует колоду, игрок по правую руку снимает колоду. В играх на 2-ух человек сдающий тасует колоду, а его оппонент снимает.

НАПРАВЛЕНИЕ ИГРЫ

Игра идёт против часовой стрелки.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ ИГРОКОВ

Существует 2 способа определения количества играющих в том случае, когда желающих слишком много.

Первый способ - включать в игру вытянувших 2 либо 3 самых ранних карты во время определения сдающего.

Второй способ более азартный, годится только для игр на 3-ёх и более человек (Примечание от меня: в оригинале написано что только для трёх, но возможно автор просто не в курсе, что есть игры с данной колодой для большего числа игроков). Выбирается сдающий, каждому игроку сдаётся рука. Затем, начиная со сдающего, каждый игрок смотрит на руку и решает, остаётся ли он в игре или сбрасывает карты. Сбросившие карты игроки оплачивают заранее установленный штраф (обычно 12 очков). Когда достаточное количество игроков сделало объявление, начинается игра. То есть выбор осуществляют не все игроки. Например, в игре на 3-их, если играть хотят 5-ро, и первые три человека решили остаться в игре, остальные двое уже не имеют права выбора и сбрасывают карты. Также, если первые 2-ое сбросили карты, оставшиеся 3 игрока не имеют права выбора и остаются в игре. Если сдающий сбрасывает карты, первый игрок по его правую руку становится новым сдающим. Сброшенные игроками карты кладутся на верх колоды.

ИГРОВОЙ СТОЛ

Игровым столом называются карты, сданные рубашкой вниз и лежащие на столе.


Рис. 1. Стартовая раздача в игре кои-кои.

На рисунке показано начальное состояние игры кои-кои.
Сверху и снизу лежат карты игроков. Карты снизу показаны картинкой вверх как если бы это были наши карты, а карты сверху - рубашкой вверх, потому что принадлежат нашему противнику и мы их не видим.
В кои-кои игровой стол состоит из 8-ми карт, лежащих рубашкой вниз. Находится стол между игроками. Справа от стола находится колода.
(Примечание от меня: справа от стола значит справа от сдающего. Для второго игрока это будет слева. А вообще - это всё карточный фэн-шуй. Колода в первую очередь должна находиться там, куда удобней всего тянуться всем игрокам.)
Итого, в игре присутствуют следующие объекты: карты игроков, карты игрового стола, колода.

ВЗЯТКИ

Каждый ход игрок кладёт карту из его руки на игровой стол. Если карта игрока совпадает с картой на столе, он кладёт свою карту поверх совпавшей. Две карты совпадают если обе одного месяца. Это называется "взяткой". Если совпавших карт две, игрок выбирает, какую из них он будет брать. Если совпавших карт три, игрок берёт все три. Если совпавших карт нет, игрок добавляет на поле одну из своих карт. Взятки кладутся сбоку от игрока, которому они принадлежат. Обычно они складываются в 4 ряда по стоимости для упрощения подсчёта очков и отслеживания вышедших из игры карт (Примечание от меня: в колоде ханафуда всего 4 номинала карт). Игрок может сыграть с руки ту карту, которую пожелает. Он не может сыграть картой из взятки, если таковые у него имеются.

Пример:


Рис. 2. Пример получения взятки.

Нижний игрок решает сыграть с руки мартовскую карту (вишня). Она совпадает с картой "занавес", так что кладётся поверх неё. Затем игрок забирает эти две карты себе и кладёт их в стороне. "Занавес", как более дорогая карта, кладётся выше обычной карты:


Рис. 3. Полученная взятка.

Если сейчас игрок решит сыграть февральской картой (слива), которая не имеет совпадений на столе, ему придётся положить её рядом с остальными картами на столе:


Рис. 4. Ход без взятки, с выкладыванием карты на стол.

Как только игрок сыграл карту и заработал взятку либо добавил карту на поле, он берёт верхнюю карту из колоды и играет ей по тем же правилам: берёт взятку либо кладёт карту на поле (если заработать взятку не выходит).

КОМБИНАЦИИ

Целью большинства игр на колоде ханафуда является набор рук (комбинаций карт). Есть два типа комбинаций: сданная и взятая. Сданная комбинация это начальные карты игрока. Взятая комбинация состоит из карт, попавших во взятки игрока. Какие комбинации используются и сколько очков они стоят меняется от игры к игре. Если не сказано иное, игрок получает очки за все завершённые комбинации, которые имеет. Некоторые комбинации исключают другие. В таком случае игроку требуется выбрать, какую из комбинаций он хочет засчитать.

ПОДСЧЁТ ОЧКОВ

В играх, где игроки получают очки за собранные комбинации, заработанные очки берутся от других игроков. Так, в игре на 3-их, если собранная комбинация стоит 20 очков, игрок получает 40 очков, а остальные два игрока получают по -20. Для упрощения подсчёта того, кто кому сколько должен, большинство игр использует систему подсчёта с нулевой суммой. То есть сумма очков всех игроков равняется 0.

triprobela.livejournal.com

Ханафуда — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 декабря 2018; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 декабря 2018; проверки требуют 11 правок.

Ханафуда (яп. 花札) — разновидность колоды игральных карт японского происхождения, используемая для нескольких игр, и самой игры с использованием такой колоды.

Колода включает 48 карт — 12 мастей по 4 карты. Название дословно означает «цветочные карты».

Карты Ханафуда появились в эпоху Сэнгоку. Миссионер Франциск Ксаверий высадился в Японии со своей командой, которая завезла с собой колоду из 48 португальских игральных карт. Карточная игра постепенно завоевала в Японии популярность наряду с другими азартными играми на деньги. Когда Япония отгородилась от Запада (1633), игра в карты была запрещена. Несмотря на запрет, карточные игры сохранили популярность. С целью обойти закон, поскольку игры в карты не на деньги были разрешены, рисунки на картах были изменены, а масти в карточной колоде соотнесены с 12 месяцами года.

Колода из 48 карт имеет 12 мастей по 4 карты. Каждой масти соответствует один из месяцев года и определённое растение (отсюда название «цветочные карты»). Также карты разделяются на 4 группы по числу очков (1 — «простые», 5 — «ленты», 10 — «животные», 20 — «яркие», или «благородные»), но не в каждой масти есть карты всех четырёх достоинств. В большинстве месяцев есть две простые карты и два из трёх типов карт старших достоинств. В ноябре простая карта одна (и все три старших достоинства), в декабре — три.

Всего в колоде 24 простых карты (касу), 10 «лент» (тандзаку) — по одной в каждом месяце, кроме августа и декабря, 9 «животных» (танэ) — по одному в каждом месяце, кроме января, марта и декабря, и 5 «ярких» («благородных») карт. Названия достоинств карт содержат некоторую условность, не всегда соответствуя изображению: карты «мост» и «чаша сакэ» относятся к 10-очковым — «животным»; в то же время карты «журавль» и «феникс» относятся к 20-очковым «ярким» и «животными» не считаются.

Во многих играх (например, кой-кой) число очков, соответствующее отдельным картам, не учитывается; вместо этого подсчитываются очки за выигрышные комбинации карт — яку[1].

Месяц Растение Описание карт Изображения
Январь Сосна (松, мацу) 2 простых (1 очко), 1 лента с надписью (5 очков) и 1 «яркая» карта: японский журавль (20 очков)
Февраль Слива (梅, умэ) 2 простых (1 очко), 1 лента с надписью (5 очков) и 1 животное: певчая птица (соловей или камышовка) на ветке (10 очков)
Март Вишня, сакура (桜, сакура) 2 простых (1 очко), 1 лента с надписью (5 очков) и 1 «яркая» карта: походный занавес дзинмаку (англ.) (20 очков)

Апрель Глициния (藤, фудзи) 2 простых (1 очко), 1 красная лента (5 очков) и 1 животное: кукушка (10 очков)
Май Ирис (菖蒲, аямэ) 2 простых (1 очко), 1 красная лента (5 очков) и 1 «животное»: мост над водой (10 очков)
Июнь Пион (牡丹, ботан) 2 простых (1 очко), 1 синяя лента (5 очков) и 1 животное: бабочка (10 очков)
Июль Леспедеца (萩, хаги) 2 простых (1 очко), 1 красная лента (5 очков) и 1 животное : кабан (10 очков)
Август Мискант (薄, сусуки) 2 простых (1 очко), 1 животное: летящие гуси (10 очков) и 1 «яркая» карта: полная Луна в красном небе (20 очков)
Сентябрь Хризантема (菊, кику) 2 простых (1 очко), 1 синяя лента (5 очков) и 1 «животное»: чаша сакэ (10 очков)
Октябрь Клён (紅葉, момидзи) 2 простых (1 очко), 1 синяя лента (5 очков) и 1 животное: олень (10 очков)
Ноябрь[2] Ива (柳, янаги) 1 простая (1 очко) с изображением грозы, в некоторых играх используется как джокер; 1 красная лента (5 очков), 1 животное: ласточка (10 очков) и 1 «яркая» карта: «человек дождя» с зонтом[3] (20 очков)
Декабрь[2] Павловния (桐, кири) 3 простых[4] (1 очко) и 1 «яркая» карта: птица Феникс (20 очков)
  1. ↑ Правила игры в кой-кой
  2. 1 2 В корейском варианте колоды ноябрь и декабрь поменяны местами.
  3. ↑ Считается, что на карте изображён японский поэт и каллиграф эпохи Хэйан Оно-но Митикадзэ (яп. 小野 道風 Оно но Митикадзэ, также читается Оно но То:фу:).
  4. ↑ Иногда на простых картах декабря указывается информация о производителе колоды.

ru.wikipedia.org

Ming-Hwato: sotonishko — LiveJournal

На сосне журавль плачет
Иволга поет на сливе,
А под крышей у дерева вишни
Смеется вовсю барабан.
В апреле плакучая ива

С сомнением ветви склонила,
А в солнечном мае на поле
Обилие ирисов.
В июне пион душистый
Бабочек привлекает
В аромате июльского клевера

Кабан молодой играет.
Одиноко над высокой горой
Застыла большая луна

Сентябрь — пора хризантемы,
Главенствует она.
Пятнистый олень в октябре
Веселится под кленом
А следом за ним
Притаился сказочный феникс

Дождь в декабре.
Господин солнце укрылся под зонтик
И думает не пойти ли в деревню.
И всё меняется и крутится и 240 раз…
И крутится, и крутится, и…

Д. Самсонов

Немного раньше я спрашивала, знает ли кто-нибудь из моих читателей про корейские карты Хато (ударение на О) и правила игры.
Поскольку никто не ответил по теме, решила собрать то, что мне известно об этой игре.

Итак, что же такое Хато?

Слово хватху (в среде русских корейцев эти карты называют "хато") пишется в два иероглифа, означающих соответственно "цветы" и "бой". Таким образом, само название этих карт можно перевести, как "бои цветов".
Единого мнения о происхождении карт нет, хотя большинство исследователей указывает на то, что в Корее карты хватху получили активное распространение в начале ХХ века. Как известно, тогда Корея была колонией Японии. Следовательно, принято считать, что игра в карты пришла в Корею из Японии. Дело в том, что и в Японии есть абсолютно похожая игра с такими же картинками и правилами.

Несмотря на то, что существует обилие региональных разновидностей игры, в целом базовый принцип везде одинаков. Как правило, игра ведется на деньги. Размеры ставок определяются состоятельностью играющих. В самих правилах заложен элемент импровизации, и поэтому игроки до начала игры должны четко определить все правила.
Игра обычно ведется на широком зеленом одеяле. Основная цель почти всех вариантов игры в хватху заключается в том, чтобы набирать очки. Набравший большее число очков считается выигравшим.

Как говорилось выше, название карт означает "бои цветов", и достаточно даже самого беглого взгляда на внешний вид этих карты, дабы понять насколько гармонично подходит это название. Колода состоит из 48 карт с очень яркими и привлекательными картинками, на которых главным образом изображены разные цветы. Картинки не повторяются, и это доказывает, что создатели карт подходили весьма творчески к их составлению. Надо сказать, что они обладали чрезвычайно изысканным вкусом и воображением. Действительно, с определенными оговорками эти карты можно назвать своеобразными выразителями традиционной дальневосточной эстетики. Дело в том, что все 48 карт символизируют 12 месяцев года. На каждый месяц приходится по 4 карты разного достоинства. Из 4-х карт на 2-х изображен только цветок или растение, символизирующие тот или иной месяц, а на других 2-х картах тот же самый цветок или растение в сочетании с животным, луной, человеком, цветной полоской или иероглифом кван (свет, луч), которые и определяют достоинство карты. Появление природной тематики в отдельных элементах карт вряд ли можно назвать случайностью. Широко известно, что тема природы, гармонии с природой и окружающим миром всегда занимала особое место в традиционном дальневосточном искусстве. Присутствие того или иного животного на карте с тем или иным растением также имеет свое объяснение.

Январь (сосна) — Сонго яги

На картах изображена сосна, на которой сидит журавль. Именно в январе журавль обычно предпочитает другим деревьям сосну, в хвое которой он может укрыться от зимних ветров.
С сосной связан комплекс представлений о вечном, неизменном как свойстве мира, так свойстве человека. Сосне обычно противопоставляются цветы и лиственные деревья, которые не выдерживают испытания холодом. Сосна стареет, но не погибает.

Журавль — друг отшельника, живущего в уединении. Журавль — одинокая, но общительная птица. Он также как и сосна связан с представлением о бессмертном бытии и воплощает идею вечности.

20+5 очков

Февраль (слива) — Мядя-яги

На картах изображено дерево сливы, в ветвях которого притаилась иволга. Дело в том, что несмотря на снегопады дерево сливы цветёт в феврале. Именно поэтому слива, цветущая зимой и очень ранней весной, когда кругом снег, является символом стойкости, способности сопротивляться невзгодам. В феврале на сливе можно увидеть иволгу, перескакивающую с ветки на ветку в поисках съестного. Иволга в дальневосточной поэзии связана со временем цветения природы, с ранней весной. Пение иволги и цветение сливы — основные образы, лежащие в основе идеальной картины весны.

10+5 очков

Март (вишня) — Сакура яги

В конце марта начинает цвести сакура — дерево вишни. Это действительно очень красиво: изящно изогнутая ветка вишни над черепичной крышей дома. Вишня — признак весны. Она образует картину идеального состояния природы в пору её цветения.

20+5 очков

Апрель (плакучая ива)

Жаворонок пролетает над плакучей ивой. В апреле жаворонки очень часто прилетают именно к плакучей иве. Многие ошибочно полагают, что как и на всех остальных картинках на апрельской карте рисунок идет вверх, хотя на самом деле он идет вниз, потому что, как известно, ветви ивы, в отличие от ветвей других деревьев, сами по себе клонятся к земле. Как и вишня, ива — символ цветения природы. Ива, вишня и слива образуют картину весны "вообще", идеальное состояние природы в пору её цветения. Жаворонок связан с темой начала полевых работ. Жаворонок всегда соотнесен с весной уже заявившей о себе, с ранним утром.

10+5 очков

Май (ирис) — Чой яги

В мае наступает пора цветения ирисов. Именно поэтому корзина, полная цветов ириса располагается на картах, символизирующих этот месяц.

10+5 очков

Если собираются все 4 карты, выдается бонус — 35 очков

Июнь (пион)

Бабочка летит к цветущему пиону. И действительно, аромат пионов пропитывает июньский воздух.

10+5 очков

Июль (клевер)

В июле обычно наступает пора цветения клевера, и дикие горные кабаны любят кувыркаться на поле красного клевера.

10+5 очков

Август (луна над горой) — Минвори яги

Над безлюдной горой пролетает стая гусей. Давно было замечено, что летом перед заходом солнца гуси всегда перелетают с места на место. Гусь — ночная птица. Поэтому образ гуся связан с представлениями о ночном одиночестве человека, разлуки с родными местами, любимым человеком. И поэтому на вершине горы никого нет. Над ней луна, занимающая особенное место в дальневосточной культуре. Луна светит ночью, в то время суток, когда человек удаляется от суеты дня и остаётся наедине с самим собой. Ночь позволяет ему ощутить себя причастным к вечному мирозданию.

20+10 очков

Сентябрь (хризантема) — Куктя-яги

Прозрачная вода, над которой раскинуло ветви дерево гинкго и зацвела хризантема.

Говорят, что для здоровья очень полезно, если в сентябре, в период цветения хризантемы, выпить водки, настоянной на плодах дерева гинкго и цветах хризантемы, потому что, согласно народному поверью, в плодах дерева гинкго таится секрет долголетия. Кроме того, хризантема — символ стойкости, неподвластности обстоятельствам. Она — цветок, причастный к вечному, несущий идею "вневременного".

10+5 очков

Октябрь (клен) — Пун яги

Под кленом изображен рогатый олень. Клен всегда выступает главным элементом осеннего пейзажа. Говорят, что именно в октябре панты (оленьи рога, используемые как лекарство) обладают наиболее питательными качествами.

10+5 очков
Если собираются все 4 карты, выдается бонус — 35 очков

Ноябрь (павлония или утун) — Тонтой яги

Павлония или утун — образ поздней осени, глубокой ночи. В кустах павлонии притаилась мифическая птица феникс. В одной корейской народной песне есть такие слова "посажу я павлонию и феникса своего дождусь. Прилетит ли он ко мне?" Феникс — благородная птица, приносящая счастье и удачу.

20+10 очков
Если собираются все 4 карты, выдается бонус — 55 очков

Декабрь (дождь) — Пи яги

Дождь льёт как из ведра. Человек идет под зонтом, у его ног протекает река, а в левом нижнем углу лежит лягушка. В корейских сказках лягушка фигурирует в качестве героя, который все меняет, все интерпретирует по своему. Именно поэтому человека, который не слушается родителей обычно сравнивают с лягушкой.

10+5 очков

Карты с иероглифом "кван"

На 5 картах помещен иероглиф кван, указывающий на особый козырной статус этих карт. Значение иероглифа кван - свет, луч света. Символическое значение этого иероглифа заключается в обозначении вдохновения. Этим иероглифом как бы маркируются наиболее выразительные элементы дальневосточной образности. То, что является самым энергичным источником вдохновения. Если обратиться к творчеству поэтов Дальнего Востока, то и в китайской, и в корейской, и в японской традициях мы найдём упоминание о журавле и о цветении вишни, о луне и о мифической птице феникс, и конечно же, о сезоне дождей.

Если собираются все 5 карт с иероглифом "кван", выплачивается бонус 50 очков

Также нужно стараться собрать "ленточки" - карты с красными или синими полосками. Красные полоски, за которые дается бонус, должны быть с иероглифами, синие бывают и с иероглифами и без.

Бонус равен 30 очков

Ниже прилагаю ссылки, по которым есть очень интересные и объемные статья про игру Хато:

Культурное своеобразие игральных карт хватху

Японская игра Hanafuda и Корейская Min Hwa-to

Хато онлайн

Можно также скачать игру Хато тут

sotonishko.livejournal.com

Японская игра Hanafuda и Корейская Min Hwa-to. Основы

Общие сведения

  Корейская игра Хато (GoStop или Godori) происходит, от Японской карточной игры Hanafuda, происходящей от Японского слова Hwa-t'u (или Flower cards). Как полагают, карты были введены в Корею в 19 веке торговцами из Японского острова Тсушима. Колода состоит из 48-ми карт, украшенная пейзажами, цветами, птицами и насекомыми. Она может быть разделена на 12 месяцев состоящих из 4 карт каждый. Эти карты, издавна широко распространены среди народов Дальнего Востока. В настоящее время в Хато постоянно играют на китайских рынках, а также в специально отведенных для этого местах в Китае, Японии, Корее. В эту древнюю игру играют и у нас в домашней обстановке корейцы на Сахалине.

  Вот пример, сделанных в ручную, карт Хато в которые играют на Сахалине:

  Самое главное запомнить карты: распределение по месяцам, ранжирование в месяце и количество очков, которое приносит каждая карта в отдельности и комбинациях. Поэтому, постараемся выучить таблицу снизу. Заранее говорю, что те карты, которые не помечены количеством очков, означают 0 очков.

Месяц

Обозначение

Карты по ранжированию

Очки и Бонусы за 4 карты одного месяца

Русский

Вост/Англ

1

Январь

Сосна

Matsu/ Pine

25

2

Февраль

Слива

Ume/ Plum

15

3

Март

Вишня
(Сакура)

Sakura/ Flowering Cherry

25

4

Апрель

Глициния или черные бобы

Fuji/ Wisteria or Black Beans

15

5

Май

Ирис

Shoubou/ Iris

15+20 бонус=35

6

Июнь

Пион или Роза

Botan/ Peony or Rose

15

7

Июль

Куст Клевера

Hagi/ Bush Clover

15

8

Август

Трава пампасная

Susuki/ Pampass Grass

30

9

Сентябрь

Хризантема

Kiku/ Chrysthanemum

25

10

Октябрь

Клен

Momiji/ Maple

15+20 бонус=35

11

Ноябрь

Ива или Дождь

Yanagi/ Willow or Rain

30

12

Декабрь

Паулауниа

Kiri/ Paulownia

35+20 бонус=55

Комбинации карт и дополнения

  1)Некоторые карты в декабре закрыты обозначением количества очков! Поэтому представлены оригинальные фото: и .
  2)Карты Октября и Декабря месяца могут меняться местами в зависимости от правил игры. Так же меняется количество очков. Так в Ноябре ( здесь Декабрь) в Min Hwa-to расположение очков будет: 20-0-0-0, а Декабре (здесь Ноябрь): 20-10-5-0.
  3) Карты, которые с Синим Баннером (или Лентой), могут быть как с иероглифами так и без, в различных итерпритациях карт Хато. То же относится и к "Световой" группе, с иероглифом в круге.

www.sknc.narod.ru

кой | Японские карточные игры

Правила игры в кой-кой

Число игроков: 2
Колода: ханафуда (используются все 48 карт)
Продолжительность: 3, 6 или 12 раздач
Цель игры: собрать комбинации быстрее противника и набрать как можно больше очков

Правила игры в кой-кой для печати (pdf — 4,6 Mb)

Содержание:

  1. Подготовка к игре
  2. Процесс игры
  3. Цель игры
  4. Удвоения
  5. Комбинации
  6. Видео-лекция по игре в кой-кой

1. Подготовка к игре

Перед началом раздачи карты тщательно тасуют и определяют дилера по старшинству месяца случайно вытянутой карты каждым из игроков. Дилер начинает сдавать взакрытую сверху колоды: 4 карты противнику, 4 себе и 4 карты в открытую на стол. Потом еще раз 4 оппоненту, 4 себе и 4 на стол. Колода остается лежать взакрытую сбоку от карт стола. Закрытые карты игроков образуют их стартовые руки.

2. Процесс игры

Игроки ходят по очереди. Пропуск хода не допускается. По правилам правом первого хода обладает дилер. В последующих раздачах первым ходит выигравший раздачу, или же игроки ходят первыми по очереди – смотря какие правила были оговорены перед игрой.

Ход состоит из двух похожих фаз:

  • В первой фазе игрок находит у себя в руке карту, масть которой совпадает с мастью одной из карт стола, и кроет последнюю своей картой. Если на столе нет совпадений (или не осталось ни одной карты стола) игрок обязан сделать ход, но в этом случае он кладет любую свою карту в открытую, после чего она становится картой стола и может быть взята любым игроком в дальнейшем. Если на столе лежит две карты одинаковой масти, игрок вправе выбрать, какую из них он будет брать. В случае, когда на столе с раздачи три карты одной масти и игрок выкладывает четвертую, он забирает себе всю масть целиком. Обратите внимание: игрок не обязан выкладывать совпадающие карты, даже если он имеет таковые.
  • Вторая фаза хода идентична первой. Отличие в том, что игрок не выбирает карту из руки, а открывает верхнюю карту с колоды.

В конце хода игрок забирает все совпадения себе и кладет их в открытую — это открытая часть руки игрока. Эти карты более не используются в текущей раздаче.

3. Цель игры

Цель игры – собрать в открытой части руки одну или несколько комбинаций с максимальной суммарной стоимостью. Карты в закрытой части руки при этом не учитываются.

Игрок, который собрал комбинацию, вправе решить: закончить ему раздачу, объявив победу (агари), или продолжить раздачу, сказав: «Кой-кой!» В первом случае игрок получает очки за свою комбинацию. Во втором случае раздача продолжается обычным образом, однако теперь игрок, сказавший «Кой-кой!», не вправе остановить раздачу до тех пор, пока он не соберет новую комбинацию, не улучшит имеющуюся или пока его противник не объявит победу. Если карты на руках у обоих игроков закончатся до того, как один из них объявит победу, раздача будет считаться завершенной вничью и никто не получит очков, вне зависимости от комбинаций на руках.

В конце игры суммируются очки, набранные каждым из игроков во всех раздачах — побеждает тот, кто имеет большее количество очков.

4. Удвоения

В кой-кое существует ряд ситуаций, когда очки, набранные в текущей раздаче, удваиваются:

  • игрок получил 7 или более очков,
  • игрок выиграл после объявления кой-коя,
  • игрок выиграл после объявления кой-коя противником.

Обычно играют без удвоений или только с удвоением за 7+ очков. Если же договорились играть со всеми удвоениями, следует помнить, что два удвоения у одного игрока эквивалентны увеличению количества очков за собранные комбинации в 4 раза, три удвоения — в 8 раз, и т.д.

5. Комбинации

Стоимость комбинаций определяется сложностью и риском их сбора. Комбинации основаны на изображенных на картах лентах, животных и т.д. Стоимости комбинаций иногда могут незначительно меняться, в особенности, если используются удвоения. Ниже приведена полная таблица комбинаций в кой-кое, которая чаще всего используется для игры с единственным удвоением за 7 и более очков.

+1 в стоимости означает, что получение каждой новой карты к комбинации обновляет ее и увеличивает стоимость собранной комбинации на одно очко.

Примечание: комбинации «тсукими» и «ханами» являются договорными, их наличие оговаривают в начале игры. Также с этими комбинациями связан ряд других дополнительных договорных правил:

  • Очки за тсукими и ханами «сгорают», если игрок получает в открытую часть руки карту человека под дождем.
  • Тсукими и ханами стоят по 3 очка вместо 5.
  • Тсукими и ханами не сочетается с гоку, шико, аме шико и с санко.

6. Группы карт

Для успешной игры в кой-кой будет полезно запомнить количество и расположение лент, животных и благородных карт в мастях колоды:

Благородные:

Животные:

Ленты:

Все прочие карты считаются простыми. Единственное исключение — карта «саке»:  хоть по умолчанию она и является картой животного, она также одновременно засчитывается и как простая.

7. Видео-лекция по игре в кой-кой

japancards.ru

Хато, Ясухиро — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Хато.

Ясухиро Хато

Общая информация
Родился 4 мая 1976(1976-05-04) (43 года)
Минамиавадзи, Япония
Гражданство Япония
Позиция защитник
  1. ↑ Количество игр и голов за профессиональный клуб считается только для различных лиг национальных чемпионатов.
  2. ↑ Количество игр и голов за национальную сборную в официальных матчах.

Ясухиро Хато (яп. 波戸 康広 Хато Ясухиро, род. 4 мая 1976 года) — японский футболист.

На протяжении своей футбольной карьеры выступал за клубы «Иокогама Флюгелс», «Иокогама Ф. Маринос», «Касива Рейсол», «Омия Ардия».

С 2001 по 2002 год сыграл за национальную сборную Японии 15 матчей. Также участвовал в Кубке конфедераций 2001 года.

ru.wikipedia.org


Смотрите также