Как играть в чижа правила


Как играть в чижика? Детские игры на открытом воздухе | Физкультура и спорт

И чего в нём такого увлекательного? Ну да, Интернет, компьютерные игры… Но ведь и игры на свежем воздухе, в которые когда-то играли и мы, ничуть не хуже. А уж какими они могли быть азартными! Иногда игра затягивалась до самого позднего вечера и заканчивалась с темнотой. Просто потому, что с её наступлением мало что удавалось разглядеть.

Вот взять хотя бы тот же чижик. Детская игра — до безобразия простая. Для неё только и нужно, чтобы под рукой, в пределах детской досягаемости, была открытая площадка. Типа деревенского выгона или городского пустыря. Можно в чижика играть и на коробке любого из открытых стадионов, что сейчас активно размещают практически в каждом микрорайоне.

' + ' ' + '

Инвентарь для игры тоже незамысловатый и изготовить его можно своими руками. Это собственно «чижик» (или в южно-русском варианте — цурка, а сама игра там, соответственно, называется «цурки») — четырехгранная палочка (длиной 10−15 см и шириной грани 3−4 см), оба конца которой заострены. На каждой грани (которые, кстати, зачастую изготавливались самими играющими на обычном, подходящем по размеру, куске более-менее ровной ветки или палки) чижика вырезаны цифры (легче, а потому и чаще, вырезались римские): 1, 2, 3, 4. Помимо чижика для игры нужна бита — относительно длинная (от полуметра до метра), прямая тяжёлая палка. Всё. Инвентарь весь. Можно играть. Фото: forum.mit.ru

Играть в чижика может сколько угодно народа. Но обычно это 3−5 человек. Пацаны примерно одного возраста (с разбегом в год-другой), живущие в одном дворе или на одном конце сельской (поселковой) улицы.

Первым делом нужно определиться, кто из играющих будет бьющим. Обычно это делалось так. Кто-то берёт биту и в вертикальном положении бросает её другому участнику игры. Тот её должен перехватить где-то по центру биты, чуть выше или ниже. Последнее — не столь важно. Штангенциркуля обычно на улице ни у кого нет. Главное, чтобы перехвативший крепко удерживал биту в вертикальном положении. Остальные участники игры по очереди перехватывают биту вплотную к ладони предыдущего участника и выше. Тот, кто сделает последний перехват, схватится за самый верх биты и удержит её (хотя бы и двумя пальцами), становится бьющим. Остальные — уходят «в поле». Они — ловчие чижика. Каждый под своим номером. Первый — тот, кто был предпоследним на перехвате. Второй — тот, чья ладонь на перехвате была под ладонью первого, третий… Ну, надеюсь, понятно?

В самом начале игры бьющий играет с первым ловчим. Ставит чижика на кон (очерченный на земле квадрат, сторона которого раза в два больше длины чижика) и первым ударом биты должен попасть точно по заостренному кончику чижика, чтобы он взлетел. Как и нынче в большом теннисе, разрешалось сделать два удара, чтобы поднять чижика. Если за эти два удара бьющий не попадал по краю чижика и не поднимал его, всё — бросай биту и иди в поле. Ты уже ловчий. Самый-самый последний. А к кону с чижиком подходит первый ловчий, который становится бьющим. Фото: Источник

Если чижика удалось поднять первым ударом, то тут же, вторым ударом, надо было попасть по нему, чтобы он улетел как можно дальше. Когда после такого удара чижик падал в поле, к нему подбегали все и смотрели, какой гранью он лежит вверх. Если гранью с вырезанной цифрой 1, то бьющему начислялось одно очко, а ловчему в поле разрешалось сделать один шаг по направлению к кону (можно такой шаг с разбега, но разбег — только один, а не на каждый шаг, т. к. если на грани 4, то по направлению к кону можно было сделать 4 шага, а бьющий, соответственно, получал 4 очка).

Сделав положенное (разрешенное чижиком) число шагов, играющий в поле останавливался и бросал чижика. Им нужно было попасть в кон. Это — с учетом того, что кон небольшой и у чижика есть инерция, — сделать тяжело. Кроме того, бьющий имел право на подлете чижика к кону отбить его. За это ему начислялось очко. Но если он в азарте отбивал чижик с земли, когда тот уже упал, ему приходилось уходить в поле, а ловчий становился бьющим.

Если ловчий попадал чижиком в кон (даже хотя бы его частью), игроки менялись местами. Ловчий, которому за попадание в кон начислялось очко, ставит чижика на кон и бьет по нему, а тот, кто бил до этого, уходит в поле ловчим последнего номера.

Если тот, кто в поле, сделав свои шаги не попадает в кон, то бьющий снова ударом поднимает цурку и отправляет её в поле. При этом по чижику он может ударить столько раз, сколько показала его верхняя грань после падения мимо кона. Т. е. если на грани 4, он теоретически 4 раза может поднять чижика и за 4 раза отправить его очень далеко от кона. При этом с ним уже играет ловчий под следующим номером. Соответственно, ему за 4 шага (даже с разбега) к кону добраться становится тяжело. Поэтому надежда только на дальний и точный бросок.

Но для любых бьющих, в т. ч. и хороших «поднимальщиков» чижика, есть противоядие. Тот, кто в поле, может… Поймать чижика! Поэтому он и ловчий!

При таком раскладе ловчий, поймавший чижика, получает 5 баллов и игроки автоматом меняются местами: ранее бивший уходит в поле ловчим последнего номера, а игрок из полей берёт чижика и биту. Пять баллов, конечно, много, но и поймать чижика очень тяжело. Он небольшой, но летит быстро (поэтому ловчему нужна очень хорошая реакция). К тому же пусть масса и незначительная, но помноженная на скорость дает очень приличной силы удар. Не каждый решится принять его на себя, чтобы поймать чижика.

Фото: Источник

Чтобы ловчие последних номеров не скучали в поле и у них тоже был шанс стать бьющим через головы тех, кто впереди, в правилах этой игры есть очень интересный момент. Через определённое число ударов, которыми чижика «поднимали» и о числе которых договариваются в начале игры (например, через пять ударов) бьющий кричит: «Кутерьма!» Соответственно, после того удара, что следует за этим криком, чижика в полёте имеет право ловить любой ловчий, а не только тот, с которым бьющий играет в данный момент. Поймал — тебе 5 очков и перемещение с битой и чижиком к кону. Даже если до этого ты был ловчим последнего номера.

Игра… или скажем так — первая часть игры, идет до того момента, пока кто-то из играющих не наберёт оговорённое число баллов (например, 20, 40, 60). Как только первый человек их набирает, эта часть игры заканчивается. Начинается следующая, в которой бьющим становится победитель предыдущий, а номера ловчих распределяются в обратной пропорции согласно набранных баллов. Чем их больше, тем меньше номер ловчего.

И всё начинается по новой. А как заканчивается и эта часть игры, начинается следующая за ней. А за той — ещё одна. И так… Ну, я же говорил: играли до темна! Фото: Источник

shkolazhizni.ru

Игра в чижик применяется бита и чиж по которому бьют би

Игра в чижик

Очень весёлая и подвижная игра, состоящая из трёх уровней, в которую могут играть как мальчишки так и девочки называется игра в чижик.

Необходимые мероприятия для игры.

Для игры нужен свободный, просторный участок земли, метра 3 и более в ширину, и метров 15 и более в длину, бита (ровная круглая палка), длиной примерно 45-50сантиметров, толщиной 3-4сантиметра, и сам чижик, небольшая палочка 3-4сантиметра в диаметре, и длиной примерно 15сантиметров.

На краю участка выкапывается канавка по длине чижика. Глубиной канавка должна быть такой, чтобы уложенный в неё чижик, выступал наружу, примерно на 5сантиметров, под углом 45градусов.

Затем от канавки отмеряется шагов 5, и чертится на земле линия поперёк площадки, метра 3. Участок с канавкой, называется база, а противоположный канавке участок, поле.

Далее, игроки делятся на команды. Путём жеребьёвки выбирается команда, которая начнёт игру первой. Команда, начинающая игру идёт на базу, а вторая на поле.

После этого, стоящие на базе, определяют среди своих, очерёдность выбрасывания чижа в поле.

Правила игры в чижик.

На первом уровне чижик ложится поперёк канавки. Первый игрок подводит под него биту и с силой кидает чижа в поле.

Игроки на поле распределяются так, чтобы как можно больше площади поля занять и не дать возможности чижу упасть на землю.
Если полевые игроки ловят чижа, то команды меняются местами. Полевые игроки становятся на базу, определяют очередность выбрасывания чижа, и игра продолжается.

Игра переходит на следующий уровень в том случае, если все игроки обоих команд выбросили чижа в поле, и он ни разу не упал на землю, а команды равное количество раз, поменялись местами.

Особые условия игры.

Если чиж упал, полевой игрок должен по нему пнуть в сторону базы, и с того места где он остановится, поднять чижик и кинуть в канавку, если чиж попал в канавку, игроки меняются местами и игра продолжалась. Если не попал, в базе меняется выбрасывающий игрок на следующего по счёту, и игра продолжается.
Если чиж при пинке, пересёк черту, разделяющую базу и поле, базовый игрок, кидавший чижа в поле, имеет право защищать канавку, мотая битой перед ней.

Команда, игроки которой, с первого до последнего игрока, по очереди выбросили чижик в поле, переходит на второй уровень.

Вторая команда играет на первом уровне до тех пор, пока его не закончат. То есть, пока все игроки по очереди выбросят чиж в поле.

Уровни игры и сложность.

Первый уровень, когда чиж ложится поперёк канавки, называется (бутылочка). Второй уровень (пушка), а третий самый сложный (подброс).
Положение выбрасывания чижа, можно разнообразить и уровней станет больше. Хотя для игры трёх уровней уже достаточно.

Во втором уровне (пушке). Чижа кладут в канавку, так чтобы одна сторона немного выступала в сторону поля. Кидающий игрок должен опустить конец биты в канавку под чижа и с силой выкинуть его в поле.

Во всех уровнях, если чиж не долетел до поля, и упал на стороне базы игроки поля и базы меняются местами. Все остальные правила остаются прежними.

Игра в третьем и самом сложном уровне (подброс), отличается тем, что чижик, уложенный как во втором уровне, нужно ударить битой по выступающей сантиметров на пять, части. И в момент, когда чижик подлетит, ударить битой по нему, в сторону поля.

Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок, какой ни будь из команд, выбрасывает чижа в сторону поля, и его не ловят, а, не поймав, не смогли забросить в канавку.

Правила игры во всех уровнях остаются неизменны. Меняется лишь правило выбрасывания чижика.

Не буду утверждать, что все названия и уровни, написаны правильно. Но как мне кажется, игра в чижик, про которую я написал, имеет правила, по которым на сегодняшний день, можно полноценно играть.

7ya-i-ya.ru

Чиж

ЧИЖ, русская забава, основная идея которой заключается в том, чтобы ударами биты по небольшой, заострённой с двух сторон палочке (чижу), поднять такую палочку с земли, по возможности ударить по ней ещё, и таким образом отбить чижа подальше, либо к заданному рубежу, либо отбить определённым образом, набирая при этом баллы. Игроки при этом соперничают, стараясь набрать оговорённое количество баллов быстрее, а последнего, отставшего, мают. 

В прошлом забава была широко распространена в центральных регионах России и имела разные варианты правил, с разными вариантами и конфигурацией чижа. Игра при этом имела разные названия: «клёк», «цурки» (чурки на украинском), «чиж». Чиж имел разные формы, и в игре преследовались разные задачи. Мог быть чиж в виде простой цилиндрической рюхи, без заостренных концов, такой чиж вертикально ставили на вбитый в землю кол и с кола отбивали подальше. Известен чиж в виде вытянутого с двух противоположных вершин октаэдра, на грани которого наносились цифровые обозначения, и такой чиж гоняли ударами биты по вытянутым вершинам, набирая очки. Очки могли набирать количеством ударов по чижу в воздухе, при этом вместо биты использовались плоские палки. Либо чиж нужно было отбить за определённых рубеж, или серию рубежей, или за пределы ограниченной территории. Чиж могли отбивать подбрасывая его в воздух, либо положив накрест на другую палку, либо просто с земли. Были варианты, где чиж нужно выбить на территорию соперника, а тот определённым образом должен доставить его обратно. В России была распространена игра в чижа, в которой в поле делали квадратный кон, а в центре кона рыли лунку-котёл. В котёл ставился под наклоном чиж, ударом по заострённому кончику сверху чиж поднимался в воздух, при этом старались нанести второй удар, чтоб уже в воздухе отбить чиж подальше.

Площадка. Поле, размер которого в принципе не ограничивается, важно, чтоб расстояние от центра во все стороны было достаточным для полёта чижа. В центре площадки обозначается кон в виде квадрата, размером примерно 0,5 Х 0,5 метра (измеряли по длине чижа, где-то 2,5-3 длины чижа). Площадку кона и на 1,5 метра вокруг кона выравнивают, удалив высокую траву, и утаптывают. В центре кона выкапывается котёл – лунка глубиной немного меньше половины чижа. В лунку должен укладываться под наклоном чиж, таким образом, чтобы один его конец был в центре лунки, а второй выступал из лунки на 1/2 длины чижа или чуть меньше этого.

Инвентарь. Чиж - палка, диаметром 3-5 см и длиной около 20-25 см, заострённая с двух сторон. Бита - палка длиной 80-100 см. круглая в сечении.

Количество участников. Играющих может быть сколько угодно, но лучше ограничиться десятком человек. Возможна игра командами, в этом случае команды имеют равное количество игроков, а очки, набранные каждым игроком в команде, суммируются как общие очки команды.

Задача игры. Быстрее других игроков (или быстрее других команд) набрать оговорённое количество очков. Очки определяются расстоянием от кона до места, в которое упал отбитый игроком чиж, даже если чиж отбит не от кона, всё равно очки считаются от кона (так справедливее и проще отсчитывать). Расстояние отмерялось самой битой, сколько бит – столько и очков. Впрочем, для простоты далеко выбитый чиж отмеряли шагами, порой делали специально «шагомер» (инструмент из палок, чем-то похожий на циркуль). Отмерять расстояние – задача отбившего чиж игрока, а остальные за ним следят, чтоб не хитрил, если начинал мельчить шагами, заставляли перемерять битой, раз хитрит – пусть с битой по полю ползает. Индивидуальная игра обычно продолжается до 200-300 очков, командная до 1 000, но можно играть, например, и до 50 очков, или до 10 000.

Правила игры. Игроки по установленной в результате конания очерёдности один за другим отбивают чижа, набирая очки. Когда очередь доходит до последнего, за ним вновь следует первый игрок, и так далее по кругу.

Игрок, набравший нужное количество очков побеждает и выходит из игры. Последнего оставшегося игрока, проигравшего, все остальные игроки мают.

Бьющий игрок укладывает чиж в котёл, ударом по кончику чижа поднимает его в воздух и старается вторым ударом отбить чиж подальше от кона. Бьющий вправе нанести и третий, и четвёртый удары, пока чиж летит, но это сложно, хотя иногда удаётся. При этом никто бьющему не указ, он имеет право бить всегда, а кто подвернётся под биту – может получить удар по голове, или по какой другой части тела.

После того, как чиж упал на землю, отмеряется расстояние от кона до чижа, и полученное таким образом количество очков плюсуется к первоначальному количеству очков бьющего игрока. Игроки следят за количеством очков друг друга и периодически перепроверяют у кого сколько очков. Обычно следующий за бьющим игрок точно знает, сколько очков у бьющего, следит и за его очками и за своими.

Следующий по очереди игрок после того, как будет отмерено расстояние от кона до чижа, должен встать на то место, где лежит чиж, берёт чиж в руки и бросает его, стараясь попасть в кон. При этом, если чиж упал так, что касается черты кона, считается, что он попал в кон. А если удалось кинуть так, что чиж попал прямо в котёл и остался в нём, все очки бьющего игрока сгорают.

Если чиж не попал в кон, то бьющий получает право на следующий удар, чиж при этом остаётся там, где лежит, а бьющий ударом по заострённому кончику прямо с земли поднимает чиж в воздух и старается вторым ударом отбить его подальше от кона, после чего от кона снова отмеряются и считаются набранные очки.

Для игрока, который кидает чиж в кон, есть специальное правило. Игроки нередко хитрят и бросают чиж специально с существенным недолётом, или перелётом, так, чтобы он попал в высокую траву. Когда чиж лег в результате такой хитрости в высокую траву далеко от кона бьющий имеет право не поднимать чиж в воздух, а отбить его битой как клюшкой подальше и снова отмерить очки. Это заставляет кидать чиж всё таки в кон, или по крайней мере на утоптанную площадку вокруг кона, чтобы не дать бьющему набирать очки таким образом.

Если при ударе по чижу, находящемуся в котле, чиж подскочил и упал обратно в котёл – все очки игрока сгорают. То же самое, если при ударе или случайно игрок коснулся битой чижа, а чиж при этом только чуток двинулся, но остался в котле, либо не двинулся вообще. Вообще в любом случае любое касание чижа битой, даже случайное, считается ударом.

Если после удара чиж упал внутри кона – бьющий ничего не набрал, а игра переходит к следующему по очереди игроку.

Если был сделан только один удар по чижу, чиж вылетел за пределы кона, но второй и последующие удары в воздухе по чижу не удались, бьющий промазал, очки всё равно отсчитывают, при этом расстояние менее одной длины биты считается нулевым – нет очков. И вообще, во всех случаях, расстояние менее одной биты всегда равно нулю.

Небольшое расстояние от кона очень невыгодно, так как в этом случае следующий за бьющим игрок может сделать так, что все очки бьющего сгорят. Он просто кладёт чиж прямо в котёл, так как расстояние небольшое, и дотянуться до котла легко.

Если кто-либо из игроков поймает чиж пока тот летит, то все очки бьющего переходят к такому ловкачу. Однако, это рискованно, так как бьющий вправе бить в любом случае и может пытаться сделать несколько ударов по чижу. По этой причине при ловле чижа рекомендуется сразу падать на бок и перекатываться в сторону, чтоб не попасть под биту. Преимущественное право словить чижа имеет следующий после бьющего игрок. Реализуется это право тем, что следующий игрок вправе занять любую позицию на поле, которую считает выгодной, а остальные должны отступить, не мешая ему, занять иные выгодные позиции. Не отступивший рискует тем, что в процессе ловли его оттолкнут всем телом.

Бьющие хитрят, чтобы их чижа не словили: Показывают ложные удары, поворачивают чиж туда-сюда внутри котла прежде, чем ударить по нему, необычно делают второй удар по чижу, с левой руки, или с подворотом.

Ход игры. До начала игры конаются следующим образом: Один игрок берёт биту, держит её вертикально и кидает её другому игроку так, чтоб в полёте она сохраняла вертикальное положение, а другой игрок ловит эту биту, захватывая рукой как можно ниже (расстояние для броска небольшое и это сделать легко). Над захватившей рукой хватает следующий игрок, потому следующий, следующий и так далее до самого верха. Каждый при этом держит биту только одной рукой, «второй не хватать». Самый верхний захвативший биту будет первым, ниже – второй, за ним – третий и так до самого низа. Когда очередь распределена таким образом начинают играть.

Первым бьёт первый игрок, потом второй, потом третий и так далее по кругу. В соответствии с правилами.

Игрок, набравший обусловленное количество очков выходит из игры и ждёт остальных, подтрунивая над ними. Так постепенно выходят из игры все игроки, и остаётся последний, который считается проигравшим. (Чем меньше игроков остаётся, тем больше игра обостряется, игроки стараются сжечь очки друг друга, поймать чижа и так далее).

Последнего игрока остальные игроки по очереди (по порядку выхода из игры) мают. Первый игрок ставит чижа как обычно в кон и отбивает его как обычно, но расстояние уже не отмеряет, а сторожит кон с битой. Мающийся бежит за чижом и от места его падения кидает чиж в кон. Если попадёт в кон, то повезло, от этого игрока отмаялся. Бьющий старается тут же не дать чижу упасть и прям в воздухе отбить его снова. Если же чиж упал, то бьющий поднимает его с земли в воздух и снова отбивает. И так гоняет мающегося до тех пор, пока тот не попадёт чижом в кон. Если мающийся хитрит и кидает чиж специально с недолётом или перелётом, бьющий имеет право отбить чиж не поднимая его в воздух, как клюшкой. Если мающемуся всё же везёт и он оказывается близко к кону бьющий может встать прям над коном, расставив ноги над ним, биту свешивает вниз между ногами и быстро начинает двигать ей, не давая чижу попасть в кон.

Когда первый отмает проигравшего, его начинает гонять следующий игрок, потом следующий, и так до конца по очереди.

Желающих уйти из игры досрочно раньше наказывали, катали на палке, держали биту с двух концов, сажали на неё как на коня, остальные игроки не давали слезть, а те, кто держал концы биты, усиленно трясли её, так, чтоб сидящий подпрыгивал.

Автор статьи: Владислав Климушкин

xn--80aqafcdp9bzb.xn--p1ai

Чижики - необычная подвижная игра

Как играть в Чиж?

Это известная народная игра, в которую наверняка играли ваши дедушки и папы. Прежде чем играть, надо сделать биту (палку в виде лопаточки) и сам чиж (маленькую четырехгранную палочку с заостренными, как у карандаша, концами).
Играть можно вдвоем можно и командами. Цель игры — набрать 1000 очков. Очки считаются за количество шагов от места куда упал чиж до базы.

Для игры нужно прямоугольное поле, размер выбирается игроками. Нужна грунтовая площадка, обычно подходила площадка для игры в мини-футбол. Также нужна бита и "чиж". Бита — палка длиной 80-100 см. (все зависит от удобства для игроков). "Чиж" — маленькая палка, диаметром 2-3 см и длиной около 25 см.

С одного края игрового поля посередине выкапывается лунка, чтобы на её краях спокойно помещался "чиж" (диаметр получается порядка 20 см.). Глубина лунки небольшая, чтобы можно было битой подцепить чижа и отправить в игровое поле. Или же ставились два кирпича на ширину чуть уже чижа, сверху устанавливался чиж. Лунка находится в центре "базы". База — начерченный на земле квадрат вокруг лунки, со стороной равной длине биты.

Команды по очереди "рулят" на базе. Та команда, которая не "рулит", выходит на поле и занимает произвольные места. Игроки команды на "базе" чередуются между собой при каждом новом розыгрыше.

1-й этап. Игрок с битой кладет "чиж" на лунку. Далее он должен битой из лунки отправить его в любое место игрового поля. Игроки противоположной команды должны постараться поймать запущенный из базы чиж. Если ловят — то они получают право выбить команду из дальнейших этапов и сразу перейти к игре на базе. Для этого нужно с места, где поймали чижа постараться его кинуть обратно так, чтобы он попал в "базу". Если чиж оказался в базе даже на линии — команды меняются местами.

Если команда не смогла поймать чижа (он просто упал на поле), чиж после броска не оказался в границах базы — переходим ко второму этапу.

2-й этап. Игрок старается так ударить по выступающему концу чижика, чтобы успеть при отскакивании его от земли нанести второй удар и отбросить чижик по возможности дальше от базы. Если при отскоке игрок не попал по чижу, этот игрок прекращает игру и второй игрок этой команды начинает игру с 1-го этапа.
Если при отскоке игрок смог подбить чиж несколько раз, то результат за этот розыгрыш умножается на эту же цифру.

3-й этап. От места, где приземлился чиж, считаются шаги до базы и умножаются на 10. Если на 2-м этапе чиж несколько раз подбивался, то результат еще умножают на это же число.

4-й этап. В игру вступает следущий игрок команды. Если вся команда сыграла, розыгрыш окончен. Команды меняются местами.

Выигрывает команда, которая первой наберет 1000 очков.

Игра учит сноровки и ловкости, развивает глазомер.

 

 

 

 

 

 

pro-derbent.ru

Чижики - необычная подвижная игра

Как играть в Чиж?

Это известная народная игра, в которую наверняка играли ваши дедушки и папы. Прежде чем играть, надо сделать биту (палку в виде лопаточки) и сам чиж (маленькую четырехгранную палочку с заостренными, как у карандаша, концами).
Играть можно вдвоем можно и командами. Цель игры — набрать 1000 очков. Очки считаются за количество шагов от места куда упал чиж до базы.

Для игры нужно прямоугольное поле, размер выбирается игроками. Нужна грунтовая площадка, обычно подходила площадка для игры в мини-футбол. Также нужна бита и "чиж". Бита — палка длиной 80-100 см. (все зависит от удобства для игроков). "Чиж" — маленькая палка, диаметром 2-3 см и длиной около 25 см.

С одного края игрового поля посередине выкапывается лунка, чтобы на её краях спокойно помещался "чиж" (диаметр получается порядка 20 см.). Глубина лунки небольшая, чтобы можно было битой подцепить чижа и отправить в игровое поле. Или же ставились два кирпича на ширину чуть уже чижа, сверху устанавливался чиж. Лунка находится в центре "базы". База — начерченный на земле квадрат вокруг лунки, со стороной равной длине биты.

Команды по очереди "рулят" на базе. Та команда, которая не "рулит", выходит на поле и занимает произвольные места. Игроки команды на "базе" чередуются между собой при каждом новом розыгрыше.

1-й этап. Игрок с битой кладет "чиж" на лунку. Далее он должен битой из лунки отправить его в любое место игрового поля. Игроки противоположной команды должны постараться поймать запущенный из базы чиж. Если ловят — то они получают право выбить команду из дальнейших этапов и сразу перейти к игре на базе. Для этого нужно с места, где поймали чижа постараться его кинуть обратно так, чтобы он попал в "базу". Если чиж оказался в базе даже на линии — команды меняются местами.

Если команда не смогла поймать чижа (он просто упал на поле), чиж после броска не оказался в границах базы — переходим ко второму этапу.

2-й этап. Игрок старается так ударить по выступающему концу чижика, чтобы успеть при отскакивании его от земли нанести второй удар и отбросить чижик по возможности дальше от базы. Если при отскоке игрок не попал по чижу, этот игрок прекращает игру и второй игрок этой команды начинает игру с 1-го этапа.
Если при отскоке игрок смог подбить чиж несколько раз, то результат за этот розыгрыш умножается на эту же цифру.

3-й этап. От места, где приземлился чиж, считаются шаги до базы и умножаются на 10. Если на 2-м этапе чиж несколько раз подбивался, то результат еще умножают на это же число.

4-й этап. В игру вступает следущий игрок команды. Если вся команда сыграла, розыгрыш окончен. Команды меняются местами.

Выигрывает команда, которая первой наберет 1000 очков.

Игра учит сноровки и ловкости, развивает глазомер.

 

 

 

 

 

 

pro-derbent.ru

Правила игры в Чижа - Вслед за солнцем — LiveJournal

Лето, может пригодиться тем, чьи дети переросли подгузники и коляски, но еще не доросли до ЕГЭ.

Чиж
Для игры нужно прямоугольное поле (желательно грунтовое), размер выбирается игроками. Также нужна бита и "чиж". Бита – палка длиной 80-100 см. (все зависит от удобства для игроков). "Чиж" - маленькая палка, диаметром 2-3 см и длиной около 25 см.
С одного края игрового поля посередине выкапывается лунка, чтобы на её краях спокойно помещался "чиж" (диаметр получается порядка 20 см.). Глубина лунки небольшая, чтобы можно было битой подцепить чижа и отправить в игровое поле. Лунка находится в центре "базы". База - начерченный на земле квадрат вокруг лунки, со стороной равной длине биты.
Игроки делятся на две команды по 3-4 человека в каждой. Цель игры - набрать 1000 очков.
Команды по очереди "рулят" на базе. Та команда, которая не "рулит", выходит на поле и занимает произвольные места. Игрок на базе берет биту и "чижа". Игроки команды на "базе" чередуются между собой при каждом новом розыгрыше.
Один розыгрыш проходит в 3 этапа.
1-й этап – «чиж». Игрок с битой кладет "чиж" на лунку. Далее он должен битой подцепить чиж из лунки и отправить его в любое место игрового поля. Нельзя выкидывать чижа за пределы поля - это ошибка. 3 ошибки у одного игрока - команды меняются местами. Ошибки считаются суммарно за все этапы одного розыгрыша. Если чиж после удара не вылетел за пределы базы - розыгрыш заканчивается и команды меняются местами. Это справедливо для всех трёх этапов.
Игроки противоположной команды должны постараться поймать запущенный из базы чиж. Если ловят с лету - то команды меняются местами и поймавшая команда получает 50 очков. Если игрок в поле ловит чижа не руками, а локтем, ногами, зубами - за это даются дополнительные очки (сколько - можно придумать) в зависимости от степени сложности.
Если чиж упал на землю, команда в поле получает право выбить игрока из дальнейших этапов. Для этого нужно с места, где поймали чижа постараться его кинуть обратно так, чтобы он попал в "базу". Игрок на "базе" с битой имеет право попытаться выбить "чижа". При этом он должен стоять в пределах "базы". Если не получилось отбить и чиж оказался в базе (включая пересечение с границей базы) – игрок нападающей команды выбывает до конца розыгрыша и игру начинает следующий игрок команды нападения. Если чиж при этом оказался в лунке - команда в поле дополнительно получает 50 очков.
Если чиж не оказался в базе (не попали или отбил), нападающий считает количество набранных очков. Для этого он битой отмеривает расстояние до чижа от границы базы. За одну длину биты - получает 10 очков. Неполное расстояние биты не учитывается. После этого игрок переходит ко второму этапу.
2-й этап – «бочка». Игрок с битой должен взять чижа в одну руку, подкинуть вверх и ударом биты отправить в поле. Удар должен быть сделан в воздухе, чиж не должен упасть на землю до удара битой. Могут быть такие ситуации: игрок не попал по чижу и он упал в базе, то игрок выбывает до конца розыгрыша. Если не попал по чижу и он упал за пределами базы - это ошибка. Если после удара упал в базу - конец розыгрыша.
Игроки в поле пытаются поймать «чиж», если поймают с лету – получают 100 очков. Все остальное – аналогично первому этапу.
3-й этап ¬– «немец». Игрок должен взять чижа в руку и сделать два удара: первым ударом биты подбить его вверх из руки, а вторым отправить в поле. Второй удар производится по чижу в полете.
Так как этот удар самый сложный - то от него зависит количество очков, которое получает команда за розыгрыш. После удачного удара, когда чиж оказался на земле в пределах игрового поля, игрок с битой сразу подсчитывает, сколько очков он принес команде. Такой чиж противоположная команда может только поймать с лету (это будет стоить 150 очков), выбивать игрока после такого удара нельзя.
При удачном завершении игроком всех трех этапов, он имеет право сразу же начать новый розыгрыш заново.
Команды меняются местами, когда выбиты все игроки нападающей команды.

Выигрывает команда, которая первой наберет 1000 очков.

Правила любезно предоставили студенты Воронежского государственного университета. Игры по этим правилам опробированы студентами ВГУ со школьниками г. Воронеж в рамках проекта: "Катя, Выходи!".

PS На фото, реально Катя!

vatasi.livejournal.com

Чиж (игра для детей) - правила, как научиться правильно играть, что нужно для игры

Необходимые мероприятия для игры.

Для игры нужен свободный, просторный участок земли, метра 3 и более в ширину, и метров 15 и более в длину, бита (ровная круглая палка), длиной примерно 45-50сантиметров, толщиной 3-4сантиметра, и сам чижик, небольшая палочка 3-4сантиметра в диаметре, и длиной примерно 15сантиметров.

На краю участка выкапывается канавка по длине чижика. Глубиной канавка должна быть такой, чтобы уложенный в неё чижик, выступал наружу, примерно на 5сантиметров, под углом 45градусов.

Затем от канавки отмеряется шагов 5, и чертится на земле линия поперёк площадки, метра 3. Участок с канавкой, называется база, а противоположный канавке участок, поле.

После этого, стоящие на базе, определяют среди своих, очерёдность выбрасывания чижа в поле.

Правила игры в чижик.

На первом уровне чижик ложится поперёк канавки. Первый игрок подводит под него биту и с силой кидает чижа в поле.

Игроки на поле распределяются так, чтобы как можно больше площади поля занять и не дать возможности чижу упасть на землю.Если полевые игроки ловят чижа, то команды меняются местами. Полевые игроки становятся на базу, определяют очередность выбрасывания чижа, и игра продолжается.

Игра переходит на следующий уровень в том случае, если все игроки обоих команд выбросили чижа в поле, и он ни разу не упал на землю, а команды равное количество раз, поменялись местами.

Шаг 1.

В начале кто-то один объясняет правила игры. Смысл в том, что каждому игроку следует как можно дальше забросить «чижа». Кидать можно разными способами:
Десятки – «чиж» кладут поперек базы, бита подводится под банку и ударом вверх-вперёд «чиж» нужно выбросить;
Сотки – «чиж» кладется на базу, битой подбрасывается вверх, а в воздухе еще раз необходимо отбить чиж битой;
Пятисотки – строго одной рукой следует держать и биту, и «чижа», «чиж» необходимо подбросить и отбить в воздухе битой.

Шаг 2.

Если игрок не попадает по «чижу» — то он не получает ни одного очка.
Расстояние, куда отлетел чиж, каждый раз следует измерять. Делать это следует большой битой. Количество того сколько больших бит уместится в расстоянии необходимо умножить на 10, 100 или 500 в зависимости от варианта броска.
Кто больше очков получает в конце игры, тот и является победителем.

Особые условия игры.

Если чиж упал, полевой игрок должен по нему пнуть в сторону базы, и с того места где он остановится, поднять чижик и кинуть в канавку, если чиж попал в канавку, игроки меняются местами и игра продолжалась. Если не попал, в базе меняется выбрасывающий игрок на следующего по счёту, и игра продолжается.

Команда, игроки которой, с первого до последнего игрока, по очереди выбросили чижик в поле, переходит на второй уровень.

Вторая команда играет на первом уровне до тех пор, пока его не закончат. То есть, пока все игроки по очереди выбросят чиж в поле.

Уровни игры и сложность.

Первый уровень, когда чиж ложится поперёк канавки, называется (бутылочка). Второй уровень (пушка), а третий самый сложный (подброс).Положение выбрасывания чижа, можно разнообразить и уровней станет больше. Хотя для игры трёх уровней уже достаточно.

Во втором уровне (пушке). Чижа кладут в канавку, так чтобы одна сторона немного выступала в сторону поля. Кидающий игрок должен опустить конец биты в канавку под чижа и с силой выкинуть его в поле.

Во всех уровнях, если чиж не долетел до поля, и упал на стороне базы игроки поля и базы меняются местами. Все остальные правила остаются прежними.

Игра в третьем и самом сложном уровне (подброс), отличается тем, что чижик, уложенный как во втором уровне, нужно ударить битой по выступающей сантиметров на пять, части. И в момент, когда чижик подлетит, ударить битой по нему, в сторону поля.

Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок, какой ни будь из команд, выбрасывает чижа в сторону поля, и его не ловят, а, не поймав, не смогли забросить в канавку.

Правила игры во всех уровнях остаются неизменны. Меняется лишь правило выбрасывания чижика.

Не буду утверждать, что все названия и уровни, написаны правильно. Но как мне кажется, игра в чижик, про которую я написал, имеет правила, по которым на сегодняшний день, можно полноценно играть.

Лето, может пригодиться тем, чьи дети переросли подгузники и коляски, но еще не доросли до ЕГЭ.

ЧижДля игры нужно прямоугольное поле (желательно грунтовое), размер выбирается игроками. Также нужна бита и «чиж». Бита – палка длиной 80-100 см. (все зависит от удобства для игроков). «Чиж» — маленькая палка, диаметром 2-3 см и длиной около 25 см.С одного края игрового поля посередине выкапывается лунка, чтобы на её краях спокойно помещался «чиж» (диаметр получается порядка 20 см.).

Глубина лунки небольшая, чтобы можно было битой подцепить чижа и отправить в игровое поле. Лунка находится в центре «базы». База — начерченный на земле квадрат вокруг лунки, со стороной равной длине биты.Игроки делятся на две команды по 3-4 человека в каждой. Цель игры — набрать 1000 очков.Команды по очереди «рулят» на базе.

Та команда, которая не «рулит», выходит на поле и занимает произвольные места. Игрок на базе берет биту и «чижа». Игроки команды на «базе» чередуются между собой при каждом новом розыгрыше.Один розыгрыш проходит в 3 этапа.1-й этап – «чиж». Игрок с битой кладет «чиж» на лунку. Далее он должен битой подцепить чиж из лунки и отправить его в любое место игрового поля.

Нельзя выкидывать чижа за пределы поля — это ошибка. 3 ошибки у одного игрока — команды меняются местами. Ошибки считаются суммарно за все этапы одного розыгрыша. Если чиж после удара не вылетел за пределы базы — розыгрыш заканчивается и команды меняются местами. Это справедливо для всех трёх этапов.

Игроки противоположной команды должны постараться поймать запущенный из базы чиж. Если ловят с лету — то команды меняются местами и поймавшая команда получает 50 очков. Если игрок в поле ловит чижа не руками, а локтем, ногами, зубами — за это даются дополнительные очки (сколько — можно придумать) в зависимости от степени сложности.

Если чиж упал на землю, команда в поле получает право выбить игрока из дальнейших этапов. Для этого нужно с места, где поймали чижа постараться его кинуть обратно так, чтобы он попал в «базу». Игрок на «базе» с битой имеет право попытаться выбить «чижа». При этом он должен стоять в пределах «базы».

Если не получилось отбить и чиж оказался в базе (включая пересечение с границей базы) – игрок нападающей команды выбывает до конца розыгрыша и игру начинает следующий игрок команды нападения. Если чиж при этом оказался в лунке — команда в поле дополнительно получает 50 очков.Если чиж не оказался в базе (не попали или отбил), нападающий считает количество набранных очков.

Для этого он битой отмеривает расстояние до чижа от границы базы. За одну длину биты — получает 10 очков. Неполное расстояние биты не учитывается. После этого игрок переходит ко второму этапу.2-й этап – «бочка». Игрок с битой должен взять чижа в одну руку, подкинуть вверх и ударом биты отправить в поле.

Удар должен быть сделан в воздухе, чиж не должен упасть на землю до удара битой. Могут быть такие ситуации: игрок не попал по чижу и он упал в базе, то игрок выбывает до конца розыгрыша. Если не попал по чижу и он упал за пределами базы — это ошибка. Если после удара упал в базу — конец розыгрыша.Игроки в поле пытаются поймать «чиж», если поймают с лету – получают 100 очков.

Все остальное – аналогично первому этапу.3-й этап ¬– «немец». Игрок должен взять чижа в руку и сделать два удара: первым ударом биты подбить его вверх из руки, а вторым отправить в поле. Второй удар производится по чижу в полете.Так как этот удар самый сложный — то от него зависит количество очков, которое получает команда за розыгрыш.

После удачного удара, когда чиж оказался на земле в пределах игрового поля, игрок с битой сразу подсчитывает, сколько очков он принес команде. Такой чиж противоположная команда может только поймать с лету (это будет стоить 150 очков), выбивать игрока после такого удара нельзя.При удачном завершении игроком всех трех этапов, он имеет право сразу же начать новый розыгрыш заново.Команды меняются местами, когда выбиты все игроки нападающей команды.

Выигрывает команда, которая первой наберет 1000 очков.

Играть можно вдвоем. Сначала бросают жребий или с помощью считалки выбирают, кому бить по чижу (быть метальщиком), а кому водить.

Цель игры: водящий стремится стать метальщиком.

Затем рисуют на земле круг диаметром примерно в два шага ребенка (60-80 см) — это город (или база). В 4-6 шагах от круга проводят линию кона. Водящий становится за линию кона.

Метальщик кладет чижик в центр круга заостренным концом в сторону линии кона. После этого метальщик берет биту и ударяет по острому концу чижа с таким расчетом, чтобы он подпрыгнул. Пока чиж находится в воздухе, метальщик должен успеть ударить по нему битой так, чтобы он полетел как можно дальше за линию кона.

Задача водящего, который стоит за линией кона, — поймать чиж руками. В этом случае он становится метальщиком, и игра начинается заново. Если водящий не поймает чижа, то он идет к тому месту, где упал чиж и берет его в руки. Прежде чем поднять чиж, нужно запомнить число на его верхней грани — это столько попыток для броска в город.

Затем он бросает чиж, стараясь попасть в город. Бросок со 2-й попытки водящий делает с того места, где упадет чиж, брошенный с 1-й попытки и т. д. В свою очередь, метальщик старается выбрать такое место, чтобы отбить летящий чиж. Если ему это удается, то водящий снова идет туда, где упал чиж, и игра продолжается.

Если водящий, использовав все попытки, не попадает в город, то метальщик снова бьет по чижу и т. д. Если чиж попадает в город, то водящий становится метальщиком.

Такая бита и маленький деревянный чиж, похожий на карандашик, понадобятся вашим детям для игры в русскую народную игру Чиж. Если вы еще не знакомы с этой игрой, то обязательно ознакомьтесь с правилами и расскажите своему ребенку об этой увлекательной игре, в которую нужно играть на улице.

Вам понадобится

  • — деревянная доска
  • — деревянный брусок
  • — нож или пила
  • — наждачка
  • — карандаш или фломастер

Инструкция

Подберите доску подходящего размера, длина 70-90 см и ширина 12 см. Затем выпиливаем пилой или вырезаем ножом ручку, наметив карандашом контур. Ручка должна получиться длиной 10 см. Скругляем ножом углы и сглаживаем их наждачной бумагой, чтобы дети не поранились, когда будут играть. Можно вырезать биту совсем простой формы.

Для чижа возьмите маленький брусок длиной 8-12 см и шириной 2-3 см. Аккуратно ножом подточите оба конца наподобие очиненного карандаша, но не очень остро. Для того, чтобы при ударе по чижу палкой, острые концы не отламывались, а при его ловле ребята не повредили руку. Нарисуйте карандашом или фломастером на каждой грани цифры от единицы до четырех (арабские или римские).

nashidetki.net.ru

Правила и описание русской игры "Чижик"

Доброго времени суток, дорогие читатели! 

 Думаю, всем знакома ситуация, когда детям надоедает играть в привычные игры: все эти догонялки, прятки и тому подобные развлечения перестают радовать, хочется чего-то нового. Положение усугубляется, когда игроков всего двое-трое. В этот момент можно предложить поиграть в «Чижика». Единственное, лучше заранее подготовить необходимые предметы для игры: сам «чижик» и палку для лапты. 

Правила игры «Чижик»

«Чижик» — это маленькая круглая палочка, заостренная с обоих концов. Делают его из сухого дерева твёрдой породы. Длина чижика 9-10 см, а толщина 2-2,5 см. 

Для игры в чижик нужна лапта длиной 75-80 см; она может быть плоская — из узкой дощечки — или круглая. 

Играют двое. По жребию или уговору один становится метальщиком, а другой водит. 

На земле очерчивают круг поперечником в 1 шаг. В 2-3 шагах проводят линию кона. Водящий становится за коном, где захочет, а метальщик — возле круга. Примерно в центре он кладет на землю чижик, повернув его в сторону кона заостренным концом, по которому затем слегка ударяет лаптой. Когда чижик подскочит, метальщик отбивает его на лету как можно дальше за линию кона. 

С того места, где чижик ляжет на землю, водящий бросает его с таким расчетом, чтобы он упал в круг и остался там. 

В это время метальщик, стоя между кругом и коном, может отбить лаптой чижик раньше, чем он коснется земли. 

Если чижик, брошенный водящим, ляжет на землю вне круга, то метальщик бьёт снова, став возле чижика. 

Водящий и метальщик меняются ролями в следующих случаях: 

  1. После удара чижик не вылетит из круга или ляжет между кругом и коном. 
  2. Водящий поймает чижик «с воздуха».
  3. Чижик, брошенный водящим, ляжет в кругу. 
  4. Метальщик промахнётся три раза подряд, ударяя по чижику, когда он лежит на земле. ( Опытные игроки обычно договариваются, что метальщик уступает своё место водящему даже при одном промахе).

Если в игре захотят участвовать трое или четверо, то при смене метальщика роль водящего должен брать на себя очередной игрок, который до этого времени был в положении зрителя. 

В чижик нельзя играть вблизи домов и в таких местах, где всё время ходят люди. Идеальным местом будет, например, огороженная дворовая футбольная площадка. 

 

nashydety.com

Чижики - необычная подвижная игра

Как играть в Чиж?

Это известная народная игра, в которую наверняка играли ваши дедушки и папы. Прежде чем играть, надо сделать биту (палку в виде лопаточки) и сам чиж (маленькую четырехгранную палочку с заостренными, как у карандаша, концами).
Играть можно вдвоем можно и командами. Цель игры — набрать 1000 очков. Очки считаются за количество шагов от места куда упал чиж до базы.

Для игры нужно прямоугольное поле, размер выбирается игроками. Нужна грунтовая площадка, обычно подходила площадка для игры в мини-футбол. Также нужна бита и "чиж". Бита — палка длиной 80-100 см. (все зависит от удобства для игроков). "Чиж" — маленькая палка, диаметром 2-3 см и длиной около 25 см.

С одного края игрового поля посередине выкапывается лунка, чтобы на её краях спокойно помещался "чиж" (диаметр получается порядка 20 см.). Глубина лунки небольшая, чтобы можно было битой подцепить чижа и отправить в игровое поле. Или же ставились два кирпича на ширину чуть уже чижа, сверху устанавливался чиж. Лунка находится в центре "базы". База — начерченный на земле квадрат вокруг лунки, со стороной равной длине биты.

Команды по очереди "рулят" на базе. Та команда, которая не "рулит", выходит на поле и занимает произвольные места. Игроки команды на "базе" чередуются между собой при каждом новом розыгрыше.

1-й этап. Игрок с битой кладет "чиж" на лунку. Далее он должен битой из лунки отправить его в любое место игрового поля. Игроки противоположной команды должны постараться поймать запущенный из базы чиж. Если ловят — то они получают право выбить команду из дальнейших этапов и сразу перейти к игре на базе. Для этого нужно с места, где поймали чижа постараться его кинуть обратно так, чтобы он попал в "базу". Если чиж оказался в базе даже на линии — команды меняются местами.

Если команда не смогла поймать чижа (он просто упал на поле), чиж после броска не оказался в границах базы — переходим ко второму этапу.

2-й этап. Игрок старается так ударить по выступающему концу чижика, чтобы успеть при отскакивании его от земли нанести второй удар и отбросить чижик по возможности дальше от базы. Если при отскоке игрок не попал по чижу, этот игрок прекращает игру и второй игрок этой команды начинает игру с 1-го этапа.
Если при отскоке игрок смог подбить чиж несколько раз, то результат за этот розыгрыш умножается на эту же цифру.

3-й этап. От места, где приземлился чиж, считаются шаги до базы и умножаются на 10. Если на 2-м этапе чиж несколько раз подбивался, то результат еще умножают на это же число.

4-й этап. В игру вступает следущий игрок команды. Если вся команда сыграла, розыгрыш окончен. Команды меняются местами.

Выигрывает команда, которая первой наберет 1000 очков.

Игра учит сноровки и ловкости, развивает глазомер.

 

 

 

 

 

 

pro-derbent.ru

Чиж (игра для детей) - правила, как научиться правильно играть, что нужно для игры

Спортивные игры

Игра достаточно старая. Сейчас в основном она популярна в деревнях и селах. Просто потому, что там есть где развернуться.

Что развивает?

Игра учит сноровки и ловкости.

Для игры понадобятся:

  1. Бита 70 см
  2. Два кирпича
  3. Чиж – палка от 15-20 см

Как играть (правила)

Шаг 1.

В начале кто-то один объясняет правила игры. Смысл в том, что каждому игроку следует как можно дальше забросить «чижа». Кидать можно разными способами: Десятки – «чиж» кладут поперек базы, бита подводится под банку и ударом вверх-вперёд «чиж» нужно выбросить; Сотки – «чиж» кладется на базу, битой подбрасывается вверх, а в воздухе еще раз необходимо отбить чиж битой; Пятисотки – строго одной рукой следует держать и биту, и «чижа», «чиж» необходимо подбросить и отбить в воздухе битой.

Шаг 2.

Если игрок не попадает по «чижу» — то он не получает ни одного очка. Расстояние, куда отлетел чиж, каждый раз следует измерять. Делать это следует большой битой. Количество того сколько больших бит уместится в расстоянии необходимо умножить на 10, 100 или 500 в зависимости от варианта броска. Кто больше очков получает в конце игры, тот и является победителем.

Важно помнить!

Обратите внимание, что бита должна быть легкой. Это палка, хорошо обструганная, 70 см. Чиж палка длиной до 20 см. А база – это два кирпича.

Оцените игру

Играли в эту иргу? Оцените ее пожалуйста.

Сохранить для себя, поделиться с друзьями:

Мамы играют Загрузите фото, как вы играли с ребенком

Загрузить фото

Похожие игры

0

Для игры понадобится:

Площадка для игры, мел.

Подмигни

0

Для игры понадобится:

Друзья и хорошее настроение.

Жучок

Больше интересных игр

Наши дети познают этот мир и проходят важные этапы развития – через игру. Так формируются мыслительные процессы, память, логика, воображение. А еще мальчики и девочки, играя, учатся существовать в команде, взаимодействовать, быть терпимей и мудрей.

Здорово, когда и родители включены в этот процесс, помогают малышам и детям постарше в том, как научиться правильно играть. И, конечно, совместные часы активностей – это отличное времяпрепровождение для всей семьи, когда разные поколения всё лучше «узнают» особенности друг друга, учатся понимать и слушать.

Из всех вариаций игр – подвижных, уличных, для маленьких и больших компаний, для взрослых и малышей – выбирайте ту, которая по душе. Например, игра "Чиж" станет отличным поводом провести время с пользой. Узнайте, что нужно для игры "Чиж", каковы правила игры и какие качества она развивает.

Играйте вместе, учите детей и узнайте правила новых полезный активностей!

detstrana.ru

ЧИЖ

ЧИЖ, русская забава, основная идея которой заключается в том, чтобы ударами биты по небольшой, заострённой с двух сторон палочке (чижу), поднять такую палочку с земли, по возможности ударить по ней ещё, и таким образом отбить чижа подальше, либо к заданному рубежу, либо отбить определённым образом, набирая при этом баллы. Игроки при этом соперничают, стараясь набрать оговорённое количество баллов быстрее, а последнего, отставшего, мают.

В прошлом забава была широко распространена в центральных регионах России и имела разные варианты правил, с разными вариантами и конфигурацией чижа. Игра при этом имела разные названия: «клёк», «цурки» (чурки на украинском), «чиж». Чиж имел разные формы, и в игре преследовались разные задачи. Мог быть чиж в виде простой цилиндрической рюхи, без заостренных концов, такой чиж вертикально ставили на вбитый в землю кол и с кола отбивали подальше. Известен чиж в виде вытянутого с двух противоположных вершин октаэдра, на грани которого наносились цифровые обозначения, и  такой чиж гоняли ударами биты по вытянутым вершинам, набирая очки. Очки могли набирать количеством ударов по чижу в воздухе, при этом вместо биты использовались плоские палки. Либо чиж нужно было отбить за определённых рубеж, или серию рубежей, или за пределы ограниченной территории. Чиж могли отбивать подбрасывая его в воздух, либо положив накрест на другую палку, либо просто с земли. Были варианты, где чиж нужно выбить на территорию соперника, а тот определённым образом должен доставить его обратно. В России была распространена игра в чижа, в которой в поле делали квадратный кон, а в центре кона рыли лунку-котёл. В котёл ставился под наклоном чиж, ударом по заострённому кончику сверху чиж поднимался в воздух, при этом старались нанести второй удар, чтоб уже в воздухе отбить чиж подальше. 

Площадка. Поле, размер которого в принципе не ограничивается, важно, чтоб расстояние от центра во все стороны было достаточным для полёта чижа. В центре площадки обозначается  кон в виде квадрата, размером примерно 0,5 Х 0,5 метра (измеряли по длине чижа, где-то 2,5-3 длины чижа). Площадку кона и на 1,5 метра вокруг кона выравнивают, удалив  высокую траву, и утаптывают. В центре кона выкапывается котёл – лунка глубиной немного меньше половины чижа. В лунку должен укладываться под наклоном чиж, таким образом, чтобы один его конец был в центре лунки, а второй выступал из лунки на 1/2 длины чижа или чуть меньше этого.

Инвентарь. Чиж - палка, диаметром 3-5 см и длиной около 20-25 см, заострённая с двух сторон. Бита - палка длиной 80-100 см. круглая в сечении.

Количество участников. Играющих может быть сколько угодно, но лучше ограничиться десятком человек. Возможна игра командами, в этом случае команды имеют равное количество игроков, а очки, набранные каждым игроком в команде, суммируются как общие очки команды. 

Задача игры. Быстрее других игроков (или быстрее других команд) набрать оговорённое количество очков. Очки определяются расстоянием от кона до места, в которое упал отбитый игроком чиж, даже если чиж отбит не от кона, всё равно очки считаются от кона (так справедливее и проще отсчитывать). Расстояние отмерялось самой битой, сколько бит – столько и очков. Впрочем, для простоты далеко выбитый чиж отмеряли шагами, порой делали специально «шагомер» (инструмент из палок, чем-то похожий на циркуль). Отмерять расстояние – задача отбившего чиж игрока, а остальные за ним следят, чтоб не хитрил, если начинал мельчить шагами, заставляли перемерять битой, раз хитрит – пусть с битой по полю ползает. Индивидуальная игра обычно продолжается до 200-300 очков, командная до 1 000,  но можно играть, например, и до 50 очков, или до 10 000.

Правила игры. Игроки по установленной в результате конания очерёдности один за другим отбивают чижа, набирая очки. Когда очередь доходит до последнего, за ним вновь следует первый игрок, и так далее по кругу.

Игрок, набравший нужное количество очков побеждает и выходит из игры. Последнего оставшегося игрока, проигравшего, все остальные игроки мают.

Бьющий игрок укладывает чиж в котёл, ударом по кончику чижа поднимает его в воздух и старается вторым ударом отбить чиж подальше от кона. Бьющий вправе нанести и третий, и четвёртый удары, пока чиж летит, но это сложно, хотя  иногда удаётся. При этом никто бьющему не указ, он имеет право бить всегда, а кто подвернётся под биту – может получить удар по голове, или по какой другой части тела.

После того, как чиж упал на землю, отмеряется расстояние от кона до чижа, и полученное таким образом количество очков плюсуется к первоначальному количеству очков бьющего игрока. Игроки следят за количеством очков друг друга и периодически перепроверяют у кого сколько очков. Обычно следующий за бьющим игрок точно знает, сколько очков у бьющего, следит и за его очками и за своими. 

Следующий по очереди игрок после того, как будет отмерено расстояние от кона до чижа, должен встать на то место, где лежит чиж, берёт чиж в руки и бросает его, стараясь попасть в кон. При этом, если чиж упал так, что касается черты кона, считается, что он попал в кон. А если удалось кинуть так, что чиж попал прямо в котёл и остался в нём, все очки бьющего игрока сгорают. 

Если чиж не попал в кон, то бьющий получает право на следующий удар, чиж при этом остаётся там, где лежит, а бьющий ударом по заострённому кончику прямо с земли поднимает чиж в воздух и старается вторым ударом отбить его подальше от кона, после чего от кона снова отмеряются и считаются набранные очки.

Для игрока, который кидает чиж в кон, есть специальное правило. Игроки нередко хитрят и бросают чиж специально с существенным недолётом, или перелётом, так, чтобы он попал в высокую траву. Когда чиж лег в результате такой хитрости в высокую траву далеко от кона бьющий имеет право не поднимать чиж в воздух, а отбить его битой как клюшкой подальше и снова отмерить очки. Это заставляет кидать чиж всё таки в кон, или по крайней мере на утоптанную площадку вокруг кона, чтобы не дать бьющему набирать очки таким образом.

Если при ударе по чижу, находящемуся в котле, чиж подскочил и упал обратно в котёл – все очки игрока сгорают. То же самое, если при ударе или случайно игрок коснулся битой чижа, а чиж при этом только чуток двинулся, но остался в котле, либо не двинулся вообще. Вообще в любом случае любое касание чижа битой, даже случайное, считается ударом.

Если после удара чиж упал внутри кона – бьющий ничего не набрал, а игра переходит к следующему по очереди игроку.

Если был сделан только один удар по чижу, чиж вылетел за пределы кона, но второй и последующие удары в воздухе по чижу не удались, бьющий промазал, очки всё равно отсчитывают, при этом расстояние менее одной длины биты считается нулевым – нет очков. И вообще, во всех случаях, расстояние менее одной биты всегда равно нулю.

Небольшое расстояние от кона очень невыгодно, так как в этом случае следующий за бьющим игрок может сделать так, что все очки бьющего сгорят. Он просто кладёт чиж прямо в котёл, так как расстояние небольшое, и дотянуться до котла легко.

Если кто-либо из игроков поймает чиж пока тот летит, то все очки бьющего переходят к такому ловкачу. Однако, это рискованно, так как бьющий вправе бить в любом случае и может пытаться сделать несколько ударов по чижу. По этой причине при ловле чижа рекомендуется сразу падать на бок и перекатываться в сторону, чтоб не попасть под биту.  Преимущественное право словить чижа имеет следующий после бьющего игрок. Реализуется это право тем, что следующий игрок вправе занять любую позицию на поле, которую считает выгодной, а остальные должны отступить, не мешая ему, занять иные выгодные позиции. Не отступивший рискует тем, что в процессе ловли его оттолкнут всем телом.

Бьющие хитрят, чтобы их чижа не словили: Показывают ложные удары, поворачивают чиж туда-сюда внутри котла прежде, чем ударить по нему, необычно делают второй удар по чижу, с левой руки, или с подворотом.

Ход игры. До начала игры конаются следующим образом: Один игрок берёт биту, держит её вертикально и кидает её другому игроку так, чтоб в полёте она сохраняла вертикальное положение, а другой игрок ловит эту биту, захватывая рукой как можно ниже (расстояние для броска небольшое и это сделать легко). Над захватившей рукой хватает следующий игрок, потому следующий, следующий и так далее до самого верха. Каждый при этом держит биту только одной рукой, «второй не хватать». Самый верхний захвативший биту будет первым, ниже – второй, за ним – третий и так до самого низа. Когда очередь распределена таким образом начинают играть.

Первым бьёт первый игрок, потом второй, потом третий и так далее по кругу. В соответствии с правилами. 

Игрок, набравший обусловленное количество очков выходит из игры и ждёт остальных, подтрунивая над ними. Так постепенно выходят из игры все игроки, и остаётся последний, который считается проигравшим. (Чем меньше игроков остаётся, тем больше игра обостряется, игроки стараются сжечь очки друг друга, поймать чижа и так далее).

Последнего игрока остальные игроки по очереди (по порядку выхода из игры) мают. Первый игрок ставит чижа как обычно в кон и отбивает его как обычно, но расстояние уже не отмеряет, а сторожит кон с битой. Мающийся бежит за чижом и от места его падения кидает чиж в кон. Если попадёт в кон, то повезло, от этого игрока отмаялся. Бьющий старается тут же не дать чижу упасть и прям в воздухе отбить его снова. Если же чиж упал, то бьющий поднимает его с земли в воздух и снова отбивает. И так гоняет мающегося до тех пор, пока тот не попадёт  чижом в кон. Если мающийся хитрит и кидает чиж специально с недолётом или перелётом, бьющий имеет право отбить чиж не поднимая его в воздух, как клюшкой. Если мающемуся всё же везёт и он оказывается близко к кону бьющий может встать прям над коном, расставив ноги над ним, биту свешивает вниз между ногами и быстро начинает двигать ей, не давая чижу попасть в кон.

Когда первый отмает проигравшего, его начинает гонять следующий игрок, потом следующий, и так до конца по очереди.

Желающих уйти из игры досрочно раньше наказывали, катали на палке, держали биту с двух концов, сажали на неё как на коня, остальные игроки не давали слезть, а те, кто держал концы биты, усиленно трясли её, так, чтоб сидящий подпрыгивал. 

 

Материал подготовлен А.С. Климушкиным.

atmanovskiekulachki.ru


Смотрите также