Как играть триоли на фортепиано


7. Триоль

Вступление

1. Длительности нот и ритмические обозначения

2. Метр и размер такта

3. Ритм и метр

4. Как научиться считать ритм?

5. Счет ритма в многоголосной записи.

6. Метроном

7. Триоль

8. Свинг


Привет!

На этом уроке мы поговорим с вами о такой ритмической группировке,
как триоль.

Выглядит она так:

Здесь показана триоль на примере восьмых,
но под триолью могут быть любые длительности, не только восьмые.

 

Триоль - это группа из трёх нот одинаковой длительности, в сумме по времени звучания равная двум нотам той же длительности.

 

Например, две восьмые по времени равняются одной четверти. Или в одной четверти помещается две ноты восьмой длительности.

А в том случае, если восьмые ноты входят в состав триоли, то вместо двух, в четверть помещается три ноты. Это называется триоль восьмыми. 

То же самое происходит и с другими длительностями. Например, в одной половинной умещается две четвертных ноты. 

Но если четверти под триолью, то их в половинной помещается ровно три. Это триоль четвертями.

Одна восьмая равна двум шестнадцатым.

 Если же шестнадцатые под триолью, их помещается в восьмой три.

 

Аналогично с любыми длительностями. Главное что вам нужно запомнить это:

ТРИ ВМЕСТО ДВУХ

Если вы не знаете сколько по времени звучит триоль, сразу вспоминайте чему равны две обычных длительности из триоли. Эта длительность и будет отражать время триоли.

Чтобы научиться правильно играть триоль, нужно хорошо запомнить как она звучит.
Сейчас я буду показывать различные примеры, ваша задача внимательно слушать, и пытаться повторить ритм любым способом. Хлопками ладоней, ударами по столу, по колену, неважно. Главное чтобы вы повторяли ритм за мной.
Все упражнения, мы будем выполнять под метроном, который будет задавать для нас координатную сетку или, как это правильно называется - музыкальный метр. Для примеров я буду использовать триоль восьмыми.

 


Упражнение 1

Здесь мы будем просто стучать триоль под метроном. Сначала слушаем удары метронома, сейчас на каждый удар назначаем четвертную ноту. В данном примере темп метронома — 60 ударов в минуту. И на каждый удар делаем ровно три хлопка. То что мы хлопаем, и есть триоль. В данном случае это триоль восьмыми. Слушаем:

Нужно научиться отстукивать триоль под метроном в любом темпе, потренируйтесь. Это первый шаг в освоении. 

 

Упражнение 2

После того, как вы научились исполнять триоль в разных темпах, нужно учиться совмещать триоль с другими ритмическими группировками. Начнём с самой простой комбинации, 1-3. То есть четверть — триоль. Запускаем метроном, слушаем его, и начинаем стучать комбинацию две четверти — две триоли — две четверти — две триоли.

Это не должно вызвать особых затруднений, если вы уверенно освоили триоль под метроном из первого упражнения, ведь четвертные длительности совпадают с ударами метронома.

 

Упражнение 3

Теперь задача посложнее. Над этим упражнением придется хорошо поработать. Это комбинация 2-3. Две восьмые и триоль восьмыми. Восьмых на удар получается две, а триольных восьмых три. В этом и сложность, быстро переключаться между делениями на два и три. В упражнении чередуем восьмые и триоли таким образом: четыре восьмых — две триоли. То есть, два четвертных удара метронома делим на восьмые и два на триоли. Слушаем:

Сначала нужно много раз послушать пример. Запомнить это звучание, пропустить через себя. Потом похлопать вместе с примером. А потом тренироваться самостоятельно под метроном.

 

Упражнение 4

И наверно самая сложная комбинация это 4-3. Четыре шестнадцатых и триоль восьмыми. Чередуем точно так же как и в предыдущих примерах. Два удара делим на шестнадцатые, и два на триоли. Слушаем:

Вот такой вот заковыристый ритм получается. Много-много раз слушаем, потом пробуем стучать вместе с примером, а потом самостоятельно под метроном.


Итак, подведём итог.

Для того, чтобы уверенно освоить группировку триоли нам нужно:

  1. Научиться стучать триоли под метроном в разных темпах. По три хлопка на каждый удар.

  2. Научиться стучать комбинации 1-3, 2-3 и 4-3 под метроном в разных темпах так, как показано в примерах.

После того, как вы уверенно освоили указанные комбинации, можно придумывать свои комбинации из разных ритмических группировок. Например, четверть-триоль-восьмые-триоль-четверть-шестнадцатые-триоль итд.

 

 

 

{jcomments on}

4igi.ru


Итак, на этом уроке мы подробно будем изучать (и играть) первую группу нечетных нот, состоящую из самого малочисленного набора звуков, – триоли (три ноты в группе).

Вот примеры триольных групп в тактовом размере 4/4 (в этом размере нам наиболее легко будет рассмотреть все встречающиеся виды длительностей нот в триолях):

Триольные группы разных длительностей нот

Как видим из примера, триольные группы представлены почти полным набором длительностей (не встречаются только целые ноты).

Возможно, рисунок немного сложноватый для восприятия новичком, но мы-то уже не новички!

Самыми сложными для игры под счет являются четвертные и половинные триольные ноты. На приведенном рисунке во втором такте для примера голубой окружностью обведена вторая нота четвертной триольной ноты №3, которая должна звучать, начиная с окончания третьей доли и заканчивая началом четвертой доли такта. Вся группа, состоящая из трех четвертных нот, звучит на две доли (в данном примере на “три-четыре”, и поэтому нужно равномерно распределить три звука на 2 счета). Средняя нота, естественно, будет попадать на междусчетье, что не очень удобно для начинающего музыканта.

Если восьмые ноты в триольной группе №2 (см. рисунок, первый такт, 4-я доля) приходятся на одну долю, то их при игре можно считать одним счетом “четыре”. Не представляет труда за это время ровненько сыграть три ноты. В крайнем случае, один счет можно проговорить как “раз-два-три”, играя на каждое слово одну триольную ноту. Если кто не понял, то в данном случае вместо одного четвертного счета “четыре” произносится короткий (восьмой) триольный счет “раз-два-три”: по одному слову – на каждую триольную ноту.

Все остальные короткие длительности также легко считаются (счет нужно подбирать с учетом вида триольных групп: где-то просто “раз-два…”, где-то – “раз-и, два-и…” и так далее).

А вот четверти и половинные ноты в триолях считать можно только как “раз, два…”, то есть четвертями, стараясь сыграть их ровно. Со временем все будет получаться, ну а пока потренируемся на нотных примерах, чтобы понять, как играть триоли.

Итак, перед тобой – первый триольный пример, который нужно будет выучить наизусть.

Анонс пьесы “Даль” для гитары

Полную версию пьесы “Даль” можно увидеть в авторском сборнике нот для гитары “Музыка души” здесь.  Рекомендую приобрести этот сборник, так как в нем собраны пьесы именно для твоего уровня.

Перед разучиванием пьесы прослушай ее миди файл и обращати внимание на темп и его явное замедление в последнем такте (все это обозначено в нотном тексте.

——————————————————————————————

Гитара, как говорится, всем к лицу, независимо от возраста и пола. Но все же юные девушки, которых, думается, немало среди наших посетителей и учеников, будут ослепительно смотреться с гитарой где-нибудь на школьном концерте или вечере, к тому же замечательно на ней играя. Только не забудьте, юные дамы, приодеться в таком случае по-концертному, наденьте свое любимое украшение – и вы будете неотразимы. А вы знаете, имеются такие места, где можно приобрести детские ювелирные изделия на любой вкус: цепочки. кулоны, браслеты, серьги и даже колье. Чем такой подарок хуже игрушек? Для юных красавиц – это просто мечта!


guitarbloknot.ru

Что такое триольные ноты, и как их играть

Прежде чем приступать к изучению нот для фортепиано, а в частности, триолей, необходимо понять закономерную последовательность соотношений между звуками разных длительностей. По железным правилам нотной грамоты целая нота делится (состоит) из двух половинных нот, то есть, длительность их звучания равное по времени одной целой.  Здесь просматривается некоторая тенденция: любая нота, не важно, четвертная или целая, будет делиться на четное количество более коротких по звучанию нот. Например, целая может также делиться на четыре четвертных или одну половинную и две четверных – это не важно, главное, чтобы в сумме все эти звуки давали ее длительность.

Что такое триоль

Но иногда появляется необходимость поделить их на группу, состоящую из нечётного количества звуков? Как сделать так, чтобы за время звучания двух восьмых сыграть три ноты? Шестнадцатыми сыграть не получится. Для подобных целей и придуманы альтернативные деления, такие как: триоли, септоли, квартоли и т.д. Сегодня рассмотрим самый распространенный вид нестандартного деления – триоли.

Триоли – группа, состоящая из трех звуков. Целью этого соединения, является создания группы из трех нот, равную по звучанию двум нотам той же длительности. Союз трех звуков равных по длительности звучания двух четверных, называются четвертными триолями. Обозначаются триольные ноты квадратной скобкой и цифрой «3».

Как их играть

Группа из восьмых триолей будет занимать одну долю в такте размера 4/4 (четыре четверти), а если таких групп в такте четыре, то каждый удар метронома будет припадать на первый звук каждой триольной группы. Удобней всего считать триоли, напевая ритм вальса.

Если разбить такт на четвертные триоли (то есть два триольных соединения на такт), тогда ритм немного смещается. В этом случае стуки метронома будут приходиться не только на первую ноту, но и между второй и третьей.

Тренировать нестандартные деления лучше всего под метроном, особенно, если вы новичок. Во время игры старайтесь акцентировать первый звук каждого соединения, выделяя его более громким извлечением.

Как мы видим, в случае восьмых триолей удар только на каждый первый звук в группе, а четвертных – на первый и между вторым и третьим.

Возможные виды триольных соединений

С паузами. В этом случае, вместо одной из нот в соединении может встретиться пауза.

С разными длительностями звуков.

Возможны также смешанные виды, когда в одной группе присутствуют сразу, к примеру, четвертная и восьмая или ноты с точкой.

Изучить триоли обязательно каждому музыканту, так как они встречаются довольно часто и играют немалую роль в написании сложных замысловатых композиций.

www.sarbc.ru

Мучаем Шопена. Ритм три-на-два. - Farbys — LiveJournal

Всех учеников, однажды совершающих прорыв и начинающих более или менее играть, я делю на два типа : "баховики" и "шопенисты". Вторых - большинство. Это дети, неплохо играющие лирику, но у которых затык на музыкальной памяти и моторике.


K июньскому концерту с Кларой подготовили Ноктюрн до-диез минор Шопена; это ее первый серьезный Шопен, со всеми прилагающимися к этому шопеновскими средствами выразительности.

В Кларе годам к 10 я опознала "баховика" по всем признакам: отлично по математике в школе, память, моторика, быстрое схватывание, все при ней. Поэтому когда года три назад я дала Кларе ля-минорный Вальс Шопена (тот самый, который на конкурсе недавно хорошо сыграла Эля, чистая "шопенистка"), он у нее не пошел никуда. Ей было скучно, она филонила, ничего в ней не шевелилось. Быстро сменив репертуар, я немедленно дала ей мою любимую Инвенцию ла-минор Баха авансом, и сразу же все зашевелилось, стало ясно и просто для нее.


В 14 лет пройти мимо Шопена никак нельзя, тем более, что в нем имеются типичные технические трудности романтического периода, которых нет в Бахе. Работаем над заключительными пассажами в коде:

А самый главный челлендж, которому Клара здесь учится - сложный шопеновский ритм "три на два", триоль в правой руке на две восьмые в левой.


Главная проблема в триоли. Дети по инерции быстро играют две первые ноты, задерживая третью после второй восьмой в левой. Вместо триоли получается синкопа "16-8-16".

Я требую искусственно задерживать первую ноту, и дальше быстро играть вторую и третью с вклинивающейся левой между ними - это упражнение помогает правильно представлять триоль, постепенно сокращая задержку.

Мартовское видео, только начали разбирать: сначала Клара играет неправильно, сразу быстро две ноты в правой. Второй раз делает упражнение, задерживает первую ноту триоли -

Пока готовились к конкурсам, Ноктюрн слегка подазбыли, сейчас уже доделываем самые ритмически сложные фразы, но правильно не всегда получается пока:


Слышите, как жутко скрипит педаль на видео? С 6 лет Клара играет на этом пианино. Сначала родители не покупали, ибо не знали, будет дочь дальше играть или нет. Когда заиграла, все было не досуг. Сейчас уже я начала настаивать, Клара вполне заслужила новое хорошо настроенное пианино, сколько можно играть на кастрюле!!!

farbys.livejournal.com

Размер такта и триоли | Гитаршкола

Здравствуйте уважаемые читатели и ученики Гитаршколы. В этом уроке поговорим о размерах такта, хотя размера такта мы касались уже в прошлых уроках. Что же, давайте приступим.

Размер такта

Стандартный размер. Обычно музыка подразделяется на двухтактовые фрагменты, при этом каждый такт состоит из 4-х четвертей. Вот как записывается такой размер:

Его обычно называют стандартным размером или размером 4/4. Числитель дроби определяет количество долей в такте, а знаменатель — длительность такой доли. Например, в размере 4/4, такт содержит 4 доли, каждая из которых равняется четверти. Иногда используются и другие размеры, например, 3/4 или 6/8.

Укороченные или удлинённые такты. Иногда в песне, написанной в размере 4/4, встречается такт, в котором не хватает одной доли, или наоборот, одна доля-лишняя. В таком случае мы имеем всего один такт в размере 3/4 или 5/4. Многие группы используют в своих песнях такие странные такты.

Четвертные триоли

Четвертные триоли представляют собой три ноты, равномерно расположенные в 2-х долях такта. Сначала послушайте, а затем проиграйте следующее упражнение:

Пример четвертных триолей можно услышать в инструментальной части, следующей за 2-м припевом песни группы KISS. Попробуйте прочувствовать эти триоли с помощью следующих упражнений:

Восьмые триоли

Восьмые триоли — это три ноты, укладывающиеся в одну долю.

При игре восьмых триолей возникает проблема со штрихом. При использовании чередующихся ударов медиатора, первая группа триолей будет начинаться ударом вниз, а вторая — ударом вверх.

В следующих упражнениях старайтесь играть триоли ровно, используя переменный штрих. Вторая и четвертая группы триолей будут начинаться ударом вверх.

Если вся песня ритмически построена на триолях, то она записывается в размере 6/8. Это значит, что каждый такт содержит 6 долей, каждая из которых является восьмушкой. Однако, в этом случае счет можно вести и четвертями (как раньше).

Оставить комментарий

gitarshkola.ru

Урок №1 (ТЕМА №1.1 Длительности, паузы, размеры.)

Длительности нот и пауз

ЦЕЛИ:
  1. Знать соответствие длительностей и размеров.
  2. Знать, какие длительности существуют, отличие нот и пауз друг от друга в звучании и на письме.
  3. Знать, как имитировать длительности нот и пауз хлопками. Знать, как считать ногой и вслух.
  4. Знать определение Музыкального размера (2/4, 3/4, 4/4) и его обозначение на нотном стане.
  5. Знать соответствие длительностей и музыкальных размеров в такте.
Ноты и их запись

Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:

1 – флажок; 2 – штиль; 3 - головка

В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Длительности нот

Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает "четвертями".

Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами

Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается "И" .

В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).

Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота


Основных длительностей не так уж и много. Это:

Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.


Когда "восьмая" или "шестнадцатая" стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .

Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.

Триоли

До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.

Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами - точнее это восьмые триоли):


Длительность всех нот - восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.

Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.

В этом случае при счёте "И" не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.

Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.

Паузы

Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:

Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):

Тот же пример, но уже без пауз:

Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.

Размер такта

Размер такта (музыкальный размер) - количество долей определенной длительности, образующих такт.

Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.

Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)

Размер такта Произношение
2/4 Две четверти
3/4 Три четверти
4/4 Четыре четверти
6/8 Шесть восьмых
12/8 Двенадцать восьмых

Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.

Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:

Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.

Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.

Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях "и" не считается.

Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.

Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.

Проверь себя.
  1. Чем отличается целая нота от четвертной в письме?
Ответ:

Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.

  • Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?
Ответ:

Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.

  • Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?
Ответ:

По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.

  • Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
  • Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
  • Что означают цифры в размере композиции?
Ответ:

Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя - длительность этих нот.

  • Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?
Ответ:

Можно

  • Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?
Ответ:

В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.

  • Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4
Ответ:

12

viaandrock.ru

Наработка техники - Игра на фортепиано — LiveJournal

"...
Это просто. Самый быстрый способ приобретения техники это выявление наиболее трудных тактов в пьесе и работа с ними в первую очередь. Любой опытный пианист и преподаватель знает (или должен знать) это. Большинство неопытных пианистов / учеников игнорируют это (даже если им было сказано об этом много раз).

Итак, представим на минуту, профессор Черни пытался научить своего молодого и упрямого ученика, 10-летнего Франца Листа играть сонату Бетховена. Францу не терпится. Он хочет начать в начале и играть до конца произведения (он уже может хорошо читать с листа). Он не хочет тратить время, повторяя снова и снова в пределах одного такта арпеджио в левой руке. Более того, профессор Черни никогда не бывает удовлетворен. Он не только хочет, чтобы Франц повторял арпеджио бесконечное число раз, но он теперь еще и хочет, чтобы делать это с разными ритмами, разными акцентами, транспонируя на все лады. И это только один такт, с ума сойти!

Профессор Черни не равнодушен к душевному негодованию молодого Франц. Он вспоминает свои уроки с господином Бетховеном, знаменитым музыкантом. Никаких упражнений. Просто ноты бросаются на колени и приказывается: подготовьте готовы к следующей неделе. Совсем не много обсуждений техники, но ах! Какие идеи толкования! Однако он был благодарен своему предыдущему учителю, который дал ему до этого много маленьких практических советов, которые он теперь и пытается передать своим студентам, и которые позволили ему осваивать сложные пьесы задаваемые господином Бетховеном. Должно ли так происходить? Сухие технические приемы с одной стороны, и красивая интерпретация с другой стороны, без какой-либо общей середины между ними?

Именно тогда он прозрел: Левая рука должна повторять это бесконечное арпеджио, так почему бы не добавить простую мелодию в правой руке, чтобы привнести в процесс немного больше удовольствия? Да, почему бы не написать небольшой этюд, который будет объединять все повторы, все изменения ритма, все изменения акцента и так далее? Да, маленький Лист будет так обрадован, когда я покажу ему это!

Итак, профессор Черни берется за дело. Он считает, что 32 сонаты господина Бетховена для фортепиано - вершина музыки. Поэтому он настраивается на выявление и вычленение всякого отдельного затруднения, которое можно найти в этих сонатах. И вокруг каждой трудности он строит небольшой приятный мотив так, чтобы задача изучения этих монументальных произведений музыки не представляла ничего иного чем удовольствие!

И он начинает сочинять более 50 000 этих веселых этюдов. Чтобы из поколения в поколение ученики получали удовольствие в процессе обучения на фортепиано.

К сожалению, для профессора Черни (и всех музыкальных педагогов, которые пришли к той же идее) существует много проблем с подобным подходом:

1 . Никто не считает, что играть этюды Черни (или технических упражнения) весело. Конечно, они могут быть веселее, чем альтернативный подход (работа над сложными тактами без музыкального контекста ), но все это более или менее похожее на утверждение, что поход к стоматологу будет в радость, потому что там такие замечательные журналы в комнате ожидания.

2 . Исследование Черни полностью нацелено на победу над трудностями в пассажах сонат Бетховена. Просто играть любой этюд - или набор из них - не поможет технике в целом, потому что нет такого понятия как техника в целом. Техника всегда специфична для произведения, над которым вы работаете. Правда, октавы, трели, гаммы и подобное вполне обычные вещи в большинстве произведений, но даже и их, возможно, придется играть по-разному в зависимости от контекста.

3 . Черни не оставил указаний о том, как использовать свои упражнения. Это, конечно, отчасти отвечает традициям секретности среди гильдий музыкантов / учителей в прошлые века. Вы можете купить ноты, но вам все равно нужен учитель, чтобы все заработало. Поэтому, как только вы проиграли все 32 сонаты Бетховена приобрели техническое совершенство, если вы вернетесь к Черни, то будет довольно очевидно какой этюд построен из какой сонаты. Но тогда в любом случае вы не будете в них больше нуждаться! Так что, если вы собираетесь получить пользу от этих этюдов, вам необходимы знающие учителя. Но их почти невозможно найти, поскольку знания передавались от Черни к его ученикам, а так как в начале 20 века упор в преподавании перешел от техники на интерпретацию, традиция была утеряна. Лещетицкий, возможно, был последним, кто действительно знал этот материал, но так как он никогда не брал начинающих, а также редко преподавал технику (хотя для Paderevsky был назначен режим Черни в течение нескольких лет), все это умерло вместе с ним.

4 . Поэтому, скорее всего, ваш учитель будет давать вам упражнения Черни, которые не имеют никакого отношения к любому сложному пассажу конкретных произведений. Идите, спросите вашего учителя: зачем я делаю это изучаю? Если ответом будет: потому что на лето вам задается "Лунная соната", и этот конкретный этюд поможет вам в разучивать такты 1 - 4 из третьей части, тогда учитель знает, что он / она говорит. Если ответ по типу: "Это хорошо для вас, этюд будет развивать вашу технику", то он / она ничего не знает. (Он/она все еще может быть хорошим учителем, но вы потратите массу времени бесцельно). Что если ответ учителя: "Этот этюд хорош для развития вашей игры с двойными триолями". Это лучше, чем предыдущий ответ, но тогда вы должны спросить (прежде всего себя): "Есть ли в моих произведениях двойные триоли?" Если у вас нет в настоящее время в вашем репертуаре пьесы, которая требует исполнения двойной триоли, почему вы должны делать это упражнение? Это может выявить скрытую философию учителя, что надо потратить время на приобретение всех видов неуместных (на данный момент) технических приемов, которые будут (или не будут) использованы на будущем. Но это действительно плохая философия.

5 . Хотя Черни лучше чем Ганон (который, на мой взгляд, не только бесполезен, но и совершенно ошибочен - не заставляйте меня начинать с ним!) Печальная истина состоит в том, что, как музыка, этюды Черни полная ерунда. Захотите ли вы исполнить их для своих друзей и семьи? Захотите поделиться ими с кем-либо? Собственно, есть среди них парочка, которые мне нравится, но я никогда не играл за их в качестве упражнения, а просто потому, что мне понравилась музыка. Сравните с этюдами Шопена. Да, это этюды, но они также являются превосходными музыкальными пьесами сами по себе (и, возможно, вам потребуются более легкие этюды, чтобы приобрести необходимую технику для их исполнения). И если вы хотите более легкие этюды, тогда обратитесь к этюдам Burgmuller , Хеллер и Эггелинг, которые на самом деле музыкально удовлетворительны.

6 . И теперь также вы не только должны изучать предписанные вам пьесы, но вы должны изучать этюды, которые могут иметь или не иметь никакого отношения к технике, необходимой в ваших пьесах (чаще всего они будут абсолютно не уместны ).

Так какова же альтернатива?

1 . Найдите такое произведение, которое вы отчаянно захотите разучить. Это ваша задача. Это не дело вашего учителя. Ваш учитель не может властвовать над  вашим вкусом. Если вам задают произведения, которые вам не нравится, это ваша собственная вина. Обратите внимание, что произведение, которое вы отчаянно хотите разучить может и не оказаться произведением, которое вам нравится. Но хотеть сыграть его вы должны. Просто потому, что без такой убедительной внутренней потребности вы не будет беспокоиться о его разучивании и достижении мастерства.

2 . Определите наиболее трудный пассаж в пьесе: вся техника, которая вам может  понадобится для произведения в целом будет в этом пассаже. Он обычно короток и не слишком часто встречается в пьесе (это справедливо даже для продвинутых произведений). Это задача для вашего учителя. Это то, за что вы платите ему / ей. Он / она должны быть в состоянии указать вам сразу трудные места. Он / она должен уметь показать и научить вас всем видам практических приемов, которые помогут вам в освоении трудный пассажа наиболее быстро и безболезненно.  Он / она должен быть в состоянии предложить вам выбор моделей движения, которые обеспечат результат. Он / она должны быть в состоянии, наблюдая вашу игру, сказать вам точно, что вы же делаете, - правильно ли это или неправильно – и уметь помочь вам в устранении неправильных вещей. При таком подходе технические упражнения могут быть и не нужны. Техническое упражнение на самом деле может состоят в том, что вы разными способами работаете над трудным пассажем. Если все же техническое упражнение назначено (а в некоторых случаях они полезны), оно должно иметь прямое отношение к той сложности, которую вы пытаетесь освоить.

3 . И это ваша работа (никто не может сделать это за вас), чтобы следовать указаниям своего учителя в работе, указанной выше в [ 2 ].

4 . Поэтому вы должны доверять своему учителю полностью. Вы должны восхищаться им / ей. Вы должны поклоняться ему. Я ничего другого не ожидаю от своих учеников (хотя, не то, что я получаю это). И причина этого проста : вы не будете следовать инструкциям того, кого вы не считаете мастером.

Мы говорим, конечно, о новичках или учениках среднего уровня.

Разница между начинающим/средним и продвинутым уровнем состоит не только в сложности исполняемых пьес, но и в способности ученика делать всю вышеуказанную работу без строго контроля учителя.

Если учитель все должен показать вам, где трудные места, и как работать над ними, вы еще новичок и не готовы для продвинутых классов. С другой стороны, есть что-то совсем неправильное с преподавателем, который относится к вам как к продвинутому ученику (путем бросания нот вам на колени и указания вам подготовить произведение к следующему уроку), если вы таковым не являетесь.
..."

Источник:
kantsmusictuition.blogspot.com

 

soltem.livejournal.com

Что такое триоли. Как их играть на гитаре

Прежде чем начать осваивать триоли, необходимо разобрать соотношение длительностей нот. По правилам нотной грамоты, на целую ноту могут приходиться две половинных или, к примеру, четыре четвертных. В тоже время на восьмую ноту приходятся две шестнадцатые и так далее. В соотношение между длительностями нот легко заметить следующую тенденцию: любая нота, будь то четвертная или шестнадцатая, делиться на чётное количество «младших» нот.

Но что если возникнет необходимость разделить их на нечётную группу звуков? Каким образом сыграть три ноты, занимаемые длительность звучания двух четвертных? Восьмыми сыграть не получится. Для записи нечётных групп звуков создана другая система группировок. В данной обучающей статье рассмотрим один из возможных способов группировки нечётных количеств нот.

Триоль – соединение трёх звуков одинаковой длительности в группу. Цель такого соединения – создать отрезок из трёх звуков одинаковой длительности, равный по времени звучания двух нот той же длительности.
Группа из трёх звуков, занимаемая место времени звучания двух восьмых нот – восьмые триоли.

На втором рисунке видно четыре группы нот объединенные в триоли. Обозначаются они сверху над нотной группой, в виде квадратной скобкой и цифры «3».
Да удобного счёта триолей удобно напевать ритм вальса, или предложенный ниже счёт:


Каждая цифра это первый звук тролли (рис.3). Первая нота всех триолей будет припадать на каждую из долей. Желательно, при игре акцентировать каждую первую ноту более сильным щипком (ударом) по струне, это поможет быстрее научиться мыслить триолями. Тренироваться необходимо под метроном.


Если мыслить такт четвертными триолями, то там ритм смещается. Счёт становится немного другим. На рисунке видно, что «та» и некоторые цифры попадают в интервал между нотами. Удары метронома теперь будут приходиться на каждую первую ноту новой триоли и в промежутке между второй и третей (удары показаны красными чёрточками сверху).


Рассмотрим ещё несколько возможных вариантов триолей:
А) Триоль с паузами.


Б) Смешанная триоль. В этом виде триоли могут присутствовать одновременно четвертные и восьмые, или ноты с точкой.

В более редких случаях используют половинные триоли. Существуют также другие виды делений нот на группы: дуоли (Это две ноты вместо трёх. Применяется в вальсе, в размерах на 3/4, 6/8) квартоли, секстоли, квинтоли (деление на 4,5,6 и т.д части).

Нечётные деления длительностей, а  особенно триоли, очень часто используются в музыке. Поэтому любому, кто хочет освоить нотную грамоту и научиться хорошо играть, необходимо хорошо понимать и трактовать триоли.

В моём сборнике нот для гитары есть много переложений с использованием триолей. Но в одном из них триоли используются наиболее часто. Это аранжировка на песню группы город 312 – Обернись.

Обратите внимание на фрагмент этой аранжировки:


Посмотреть, прослушать, а также приобрести полную версию переложения в нотах для гитары и табулатуру, чтобы попрактиковаться играть триоли на примере конкретного произведения, вы можете на моём сайте.

30.08.2015 .

muzachos.com


Смотрите также