Как играть сонату лунную


Как слушать Лунную сонату • Arzamas

Что следует знать о Бетховене, о страданиях Христа, об опере Моцарта и о романтизме, чтобы правильно понять одно из самых известных в мире произведений, объясняет кандидат искусствоведения Ольга Хвоина

В обширном репертуаре мировой музыкальной классики трудно, пожалуй, найти более известное сочинение, чем Лунная соната Бетховена. Не надо быть музыкантом и даже большим любителем классической музыки, чтобы, услышав ее первые звуки, мгновенно узнать и с легкостью назвать и произведение, и автора  Опыт показывает, что в случае, например, с Пятой симфонией того же композитора или Сороковой симфонией Моцарта, музыка которых всем не менее хорошо знакома, составление правильной комбинации из фамилии автора, названия «симфония» и ее порядкового номера уже представляет сложность. И так с большинством сочинений популярной классики.. Одно уточнение, впрочем, требуется: для неискушенного слушателя узнаваемой музыкой Лунная соната исчерпы­вается. В действительности это не все произведение, а лишь его первая часть. Как и положено классической сонате  Соната — жанр инструментальной музыки (sonare с итал. — «звучать», «издавать звук при помощи инструмента»). К эпохе классицизма (вторая половина XVIII — начало XIX века) соната сложилась как произведение для фортепиано или для двух инструментов, один из которых — фортепиано (сонаты для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, флейты и фортепиано и т. п.). Состоит из трех или четырех частей, контрастных по темпу и характеру музыки., оно имеет еще и вторую, и третью. Так что, наслаждаясь Лунной сонатой в записи, стоит прослушать не один, а три трека — лишь тогда мы узнаем «конец истории» и сможем оценить все сочинение целиком.

Для начала поставим перед собой скромную задачу. Сосредоточившись на хорошо знакомой первой части, попробуем понять, что таит в себе эта волнующая, заставляющая к себе возвращаться музыка.

Людвиг ван Бетховен, соната № 14 (до-диез минор, оp. 27, № 2, или Лунная), первая часть Исполнение: Клаудио Аррау

Лунная соната написана и издана в 1801 году и находится в ряду произведений, открывающих в музыкальном искусстве XIX век. Став популярным сразу после своего появления, это сочинение уже при жизни композитора породило немало трактовок. Зафиксированное на титульном листе посвящение сонаты Джульетте Гвиччарди — юной аристократке, ученице Бетховена, о браке с которой влюбленный музыкант тщетно мечтал как раз в этот период, — побуждало аудиторию искать в произведении выражение любовных переживаний. Спустя примерно четверть века, когда европейское искусство оказалось объято романтическим томлением, современник композитора, писатель Людвиг Рельштаб, сравнил сонату с картиной лунной ночи на Фирвальдштет­ском озере, описав этот ночной пейзаж в новелле «Теодор» (1823)  «Гладь озера освещена мерцающим сиянием луны; волна глухо ударяет о темный берег; покрытые лесом мрачные горы отделяют от мира это священное место; лебеди, подобно духам, проплывают с шелестящим плеском, и со стороны руин раздаются таинственные звуки эоловой арфы, жалобно поющей о страстной и неразделеннной любви». Цит. по Л. В. Кириллина. Бетховен. Жизнь и творчество. В 2 т. Т. 1. М., 2009.. Именно благодаря Рельштабу за произведением, известным профессиональным музыкантам как соната № 14, а еще точнее — соната до‑диез минор, оpus 27, № 2, закрепилось поэтическое определение «Лунная» (Бетховен своему произведению такого названия не давал). В тексте Рельштаба, сконцентрировавшем, кажется, все атрибуты романтического пейзажа (ночь, луна, озеро, лебеди, горы, руины), вновь звучит мотив «страстной неразделенной любви»: колеблемые ветром, о ней жалобно поют струны эоловой арфы, заполняя своими таинственными звуками все пространство мистической ночи  В такой трактовке и со своим новым названием первая часть сонаты становится одним из первых образцов фортепианного ноктюрна, предваряя расцвет этого жанра в творчестве композиторов-пианистов романтической эпохи, прежде всего Фредерика Шопена. Ноктюрн (nocturne с фр. — «ночной») — в музыке XIX века небольшая фортепианная пьеса лирического характера, «ночная песня», обычно основанная на сочетании напевной лирической мелодии с сопровождением, передающим атмосферу ночного пейзажа..

Портрет неизвестной. На миниатюре, принадлежавшей Бетховену, предположительно, изображена Джульетта Гвиччарди. Около 1810 года © Beethoven-Haus Bonn

Упомянув о двух весьма известных вариантах трактовки содержания сонаты, на которые наталкивают словесные источники (авторское посвящение Джульетте Гвиччарди, рельштабовское определение «Лунная»), обратимся теперь к выразительным элементам, содержащимся в самой музыке, попытаемся прочитать и интерпретировать музыкальный текст.

Задумывались ли вы о том, что звуки, по которым весь мир узнает Лунную сонату, являются не мелодией, а аккомпанементом  Читая лекции о музыке в непрофессиональ­ной аудитории, иногда забавляю присутствующих несложным экспериментом: прошу узнать произведение, сыграв не аккомпанемент, а мелодию Лунной сонаты. Из 25–30 человек без аккомпане­мента сонату узнают иногда двое-трое, иногда — никто. И — удивление, смех, радость узнавания, когда соединяешь мелодию с сопровождением.? Мелодия — казалось бы, главный элемент музыкальной речи, по крайней мере в классико-романтической традиции (авангардные течения музыки XX века не в счет) — возникает в Лунной сонате не сразу: так бывает в романсах и песнях, когда звучание инструмента предваряет вступление певца. Зато, когда мелодия, подготовленная таким образом, наконец появляется, наше внимание оказывается полностью сосредоточено на ней. А теперь попробуем вспомнить (может быть, даже напеть) эту мелодию. Удивительно, но мы не обнаружим в ней собственно мелодической красоты (разнообразных поворотов, скачков на широкие интервалы или плавного поступенного движения). Мелодия Лунной сонаты скованна, зажата в рамки узкого диапазона, с трудом прокладывает себе путь, вообще не поется и лишь иногда вздыхает чуть более свободно. Особенно показательно ее начало. Некоторое время мелодия не может оторваться от исходного звука: прежде чем хоть чуть-чуть сдвинуться с места, он повторяется шесть раз. Но именно это шестикратное повторение выявляет значение еще одного выразительного элемента — ритма. Шесть первых звуков мелодии дважды воспроизводят узнаваемую ритмическую формулу — это ритм траурного марша.

На протяжении сонаты начальная ритмоформула будет возвращаться неоднократно, с настойчивостью мысли, завладевшей всем существом героя. В коде  Кода (сoda с итал. — «хвост») — завершающий раздел произведения. первой части исходный мотив окончательно утвердится в качестве главной музыкальной идеи, снова и снова повторяясь в мрачном низком регистре: справедливость ассоциаций с мыслью о смерти не оставляет сомнений.

Титульный лист издания сонаты для фортепиано Людвига ван Бетховена «В духе фантазии» № 14 (до-диез минор, оp. 27, № 2) с посвящением Джульетте Гвиччарди. 1802 год © Beethoven-Haus Bonn

Вернувшись к началу мелодии и проследив за ее постепенным развитием, обнаруживаем еще один существенный элемент. Это мотив из четырех тесно сопряженных, словно перекрещенных звуков, произнесенных дважды как напряженное восклицание и подчеркнутых диссонансом в сопровождении. Слушателям XIX века, а тем более сегодняшнего дня данный мелодический оборот не так знаком, как ритм траурного марша. Однако в церковной музыке эпохи барокко (в немецкой культуре представленной прежде всего гением Баха, произведения которого Бетховен знал с детства) он был важнейшим музыкальным символом. Это один из вариантов мотива Креста — символа предсмертных страданий Иисуса.

Тем, кто знаком с теорией музыки, будет небезынтересно узнать еще об одном обстоятельстве, подтверждающем, что наши догадки о содержании первой части Лунной сонаты верны. Для своей 14-й сонаты Бетховен выбрал тональность до-диез минор, используемую в музыке нечасто. В этой тональности — четыре диеза. По-немецки «диез» (знак повышения звука на полтона) и «крест» обозначаются одним словом — Kreuz, да и в начертании диеза есть сходство с крестом — ♯. То, что диезов здесь четыре, еще усиливает страстну́ю символику.

Вновь оговоримся: работа с подобными смыслами была присуща церковной музыке эпохи барокко, а соната Бетховена — произведение светское и написано в иное время. Впрочем, и в период классицизма тональности сохраняли привязку к определенному кругу содержания, о чем свидетельствуют современные Бетховену музыкальные трактаты. Как правило, характеристики, даваемые тональностям в подобных трактатах, фиксировали настроения, свойственные искусству Нового времени, но не порывали связей и с ассоциациями, зафиксированными в предыдущую эпоху. Так, один из старших современников Бетховена, композитор и теоретик Юстин Генрих Кнехт, считал, что до-диез минор звучит «с выражением отчаяния». Однако Бетховен, сочиняя первую часть сонаты, как видим, не удовлетворился обобщенным представлением о характере тональности. Композитор ощутил необходимость обратиться непосредственно к атрибутам давней музыкальной традиции (мотив Креста), что свидетельствует о его сосредоточенности на чрезвычайно серьезной тематике — Крест (как предначертание судьбы), страдание, смерть.

Автограф сонаты для фортепиано Людвига ван Бетховена «В духе фантазии» № 14 (до-диез минор, оp. 27, № 2). 1801 год © Beethoven-Haus Bonn

Теперь обратимся к началу Лунной сонаты — к тем самым, знакомым всем звукам, что приковывают наше внимание еще до появления мелодии. Линия аккомпанемента складывается из непрерывно повторяющихся трехзвучных фигур, резонирующих с глубокими органными басами. Первоначальный прообраз такого звучания — перебор струн (лиры, арфы, лютни, гитары), рождение музыки, вслушивание в нее. Легко ощутить, как безостановочно ровное движение (от начала до конца первой части сонаты оно не прерывается ни на мгновение) создает медитативное, почти гипнотическое состояние отрешения от всего внешнего, а медленно, поступенно спускающийся бас усиливает эффект ухода в себя. Возвращаясь к картине, нарисованной в новелле Рельштаба, вспомним еще раз об образе эоловой арфы: в звуках, издаваемых струнами только благодаря дуновениям ветра, мистически настроенные слушатели часто пытались уловить тайный, пророческий, судьбоносный смысл.

Исследователям театральной музыки XVIII века тип аккомпанемента, напоминающий начало Лунной сонаты, известен также под названием ombra (с итальянского — «тень»). На протяжении многих десятилетий в оперных спектаклях подобные звуки сопровождали появление духов, призраков, таинственных посланцев загробного мира, шире — размышления о смерти. Достоверно известно, что при создании сонаты Бетховен вдохновлялся совершенно конкретной оперной сценой. В эскизную тетрадь, где зафиксированы первые наброски будущего шедевра, композитор выписал фрагмент из оперы Моцарта «Дон Жуан». Это краткий, но очень важный эпизод — смерть Командора, раненного во время поединка с Дон Жуаном. Кроме упомянутых персонажей, в сцене участвует слуга Дон Жуана Лепорелло, так что образуется терцет. Герои поют одновременно, но каждый о своем: Командор прощается с жизнью, Дон Жуан полон раскаяния, потрясенный Лепорелло отрывисто комментирует происходящее. У каждого из персонажей не только свой текст, но и своя мелодия. В единое целое их реплики объединяет звучание оркестра, который не просто аккомпанирует певцам, но, останавливая внешнее действие, фиксирует внимание зрителя на моменте, когда жизнь балансирует на грани небытия: мерные, «капающие» звуки отсчитывают последние мгновения, отделяющие Командора от смерти. Завершение эпизода сопровождается ремарками «[Командор] умирает» и «Месяц совсем скрывается за облаками». Звучание оркестра из этой моцартовской сцены Бетховен повторит в начале Лунной сонаты почти буквально.

Первая страница письма Людвига ван Бетховена братьям Карлу и Иоганну. 6 октября 1802 года © Wikimedia Commons

Аналогий более чем достаточно. Но можно ли понять, почему композитора, в 1801 году едва переступившего порог 30-летия, так глубоко, так по-настоящему волновала тема смерти? Ответ на этот вопрос содержится в документе, текст которого не менее пронзителен, чем музыка Лунной сонаты. Речь идет о так называемом «Гейлигенштадтском завещании». Оно было найдено после кончины Бетховена, случившейся в 1827 году, но писалось в октябре 1802 года, спустя примерно год после создания Лунной сонаты.
Фактически «Гейлигенштадтское завещание» представляет собой развернутое предсмертное письмо. Бетховен адресовал его двум своим братьям, действительно уделив несколько строк распоряжениям о наследовании имущества. Все остальное — обращенный ко всем современникам, а возможно, и потомкам предельно искренний рассказ о переживаемых страданиях, исповедь, в которой композитор несколько раз упоминает о желании уйти из жизни, выражая в то же время решимость преодолеть эти настроения.

В период создания завещания Бетховен пребывал в пригороде Вены Гейлигенштадте, проходя лечение от мучившего его уже около шести лет недуга. Не каждому известно, что первые признаки потери слуха появились у Бетховена не в зрелые годы, а в расцвете молодости, в возрасте 27 лет. К тому моменту музыкальный гений композитора уже был оценен, его принимали в лучших домах Вены, ему покровительствовали меценаты, он покорял сердца дам. Болезнь была воспринята Бетховеном как крушение всех надежд. Едва ли не более болезненно переживался страх открыться перед людьми, такой естественный для человека молодого, самолюбивого, гордого. Опасение обнаружить профессиональную несостоятельность, боязнь насмешек или, наоборот, проявлений жалости заставляли Бетховена ограничивать общение и вести одинокую жизнь. Но и упреки в нелюдимости больно ранили его своей несправедливостью.

Вся эта сложная гамма переживаний нашла отражение в «Гейлигенштадтском завещании», зафиксировавшем переломный момент в настроениях композитора. После нескольких лет борьбы с болезнью Бетховен понимает, что надежды на излечение тщетны, и мечется между отчаянием и стоическим принятием своей судьбы. Однако в страданиях он рано обретает мудрость. Размышляя о провидении, божестве, искусстве («лишь оно… оно меня удержало»), композитор приходит к выводу о невозможности уйти из жизни, не реализовав полностью свой талант. В зрелые годы Бетховен придет к мысли о том, что лучшие из людей через страдание обретают радость. Лунная соната писалась в период, когда этот рубеж еще не был пройден. Но в истории искусства она стала одним из лучших примеров того, как из страдания может родиться прекрасное:

Людвиг ван Бетховен, соната № 14 (до-диез минор, оp. 27, № 2, или Лунная), первая часть Исполнение: Клаудио Аррау  

arzamas.academy

Бетховен Людвиг ван - Лунная соната, аккорды для гитары

E|------------------------|------------------------| B|-----1-----1-----1-----1|-----1-----1-----1-----1| G|---2-----2-----2-----2--|---2-----2-----2-----2--| D|-2-----2-----2-----2----|-2-----2-----2-----2----| A|-0----------------------|------------------------| E|------------------------|-3----------------------| E|------------------------|------------------------| B|-----1-----1-----3-----3|-----3-----1-----0-----0| G|---2-----2-----3-----3--|---1-----2-----2-----1--| D|-3-----3-----3-----3----|-2-----2-----2-----0----| A|-------------5----------|------------------------| E|-1----------------------|-0-----------0----------| E|-------------------0----0|--0-----------------0----0| B|-----------1-----1-----1-|------3-----3-----3-----3-| G|-2---2---2-----2-----2---|----4-----4-----4-----4---| D|-2-2---2-----2-----2-----|--------2-----2-----2-----| A|-0-----------------------|--------------------------| E|-------------------------|--0-----------------------| E|-0-----------1----------|-0-----------------3----| B|-----1-----1-----3-----3|-----1-----1-3---0-----0| G|---2-----2-----2-----2--|---0-----0-----0-----0--| D|-2-----2-----0-----3----|-2-----2-----3-----3----| A|-0----------------------|------------------------| E|------------------------|-3-----------3----------| E|------------------------|--------------------------| B|-1---1-----1-----1-----1|--------------------------| G|---0-----0-----0-----0--|-----5-----5-----5-8---5Н8| D|-2-----2-----2-----2----|---5-----5-----5-----5----| A|-3----------------------|-6-----6-----6-----6------| E|------------------------|-8------------------------| E|-------------------------|------------------------| B|-4-----------------4----4|-4---------------1-3---1| G|-----6-----6-----6-----6-|-----5-----5---2-----2--| D|---5-----5-----5-----5---|---6-----6---1-----0----| A|-------6-----6-----6-----|-6-----6----------------| E|-6-----------------------|-4-----3-----2----------| E|------------------------|------------------------| B|-3-----------4-----1----|-3-----------3----------| G|-----3-----3---0-2---0-2|-----3-----3-----2-----2| D|---5-----5---1-----1----|---5-----5-----4-----4--| A|-5-----5-----3----------|-5-----5-----5-----5----| E|-3----------------------|------------------------| E|-------------------3----|s4-----------------2----| B|-----3-----3-----3-----3|-----4-----4-----4-----4| G|---3-----3-----4-----4--|---5-----5-----5-----5--| D|-5-----5-----5-----5----|-5-----5-----5----------| A|------------------------|-------3-----------3----| E|-3=============================------------------| E|-3-----------------3----|s4-----------------2----| B|-----3-----3-----3-----3|-----4-----4-----4-----4| G|---4-----4-----4-----4--|---5-----5-----5-----5--| D|-5-----5-----5-----5----|-5-----5-----5----------| A|------------------------|-------3-----------3----| E|-3=============================------------------| E|-3-----------3----------|-3---0-----0-1----------| B|-----3-----3------------|-----------------3-----3| G|---4-----4-----3-6---3-6|---2-----2-----2-----2--| D|-5-----5-----5-----5----|-------5-----0-----3----| A|------------------------|-4----------------------| E|-3-----------0----------|------------------------| E|------------------------|------------------------| B|-4-----------3----------|------------------------| G|-----3-----3-----4-----4|-------------2-----2----| D|---5-----5-----3-----3--|-7---3-----3-----2-----2| A|-------6-----5-----5----|---5-----5-----5-----4--| E|-3-----------4----------|-5-----5-----5-----5----| E|-------------------5----5|-5-------0-----0---5----5| B|-----------------6-----6-|---5-8-----8-----8---5-8-| G|-----------7---7-----7---|-------------------------| D|-----7---7---7-----7-----|-7-----7-----7-----7-----| A|---8---8-----------------|-0-----------------------| E|10-----------------------|-------------------------| E|-5-----------------5----|-7---0-----0-----0-7---0| B|-----6-----6-9---------6|------------------------| G|---7-----7-----7-9---7--|---7-----7-----7-----7--| D|-7-----7-----------7----|-6-----6-----6-----6----| A|-5----------------------|------------------------| E|-------------7-----5----|-4-----------------4----| E|-8-----------7-----5----|-4----------------------| B|----10----10-0---9-----7|-------5-----6---0-----0| G|---9-----9-----7-----5--|-----4-----4-------7----| D|10----10-----0-----7----|---6-----6-----6-----6--| A|-0-----------------6----|------------------------| E|------------------------|-0----------------------| E|------------------------|-------5-----8-----5----| B|-----0-----0-----0-----0|-----5-----5-----5-----5| G|------------------------|-5-5-----5-----5-----5--| D|---6-----6-----6-----6--|------------------------| A|-------7-----8-----5----|------------------------| E|-0----------------------|-0----------------------| E|------------------------|-------------------1---4| B|-------------1----------|-----------0---3-0---3--| G|-------2-----------2----|-------1-----1----------| D|-----2-----2-----2-----2|---3-0---3--------------| A|-3-3-----3-----3-----3--|-2----------------------| E|-0----------------------|-0----------------------| E|-----------0--s5---8-5--|-----------------------2| B|-------1-----1s--5-----5|---------------1---4-1--| G|---2-----2--------------|-----------2-----2------| D|-----2------------------|---1---4-1---4----------| A|-3----------------------|-0---3------------------| E|-0----------------------|-0----------------------| E|-------------------4---7|s4---1------------------| B|-------0-----0-6-----6--|---3---0-3---0----------| G|---1-------7-----7------|-----------1-----1------| D|-0---3--s6--------------|---------------3---0-3--| A|------------------------|-----------------------2| E|-0======================|=======================-| E|------------------------|------------------------| B|------------------------|------------------------| G|------------------------|------------------------| D|-0---------0-3---0---0-3|-----2-3-2-----0-3---0-3| A|-----2---------2---0----|---5-------5-2-----0----| E|---4---1-4--------------|-4----------------------| E|------------------------|------------------------| B|------------------------|------------------------| G|------------------------|-----------------2-----2| D|-----2-3-2-----0-3---0-3|-----2-3-2--------------| A|---5-------5-1-----0----|---5-------5-0Н3---0Н3--| E|-4----------------------|-4-----------1----------| E|------------------------|-------------------0----0| B|------------------------|-----------1-----1-----1-| G|-----2-----2-----1-----1|-2---2---2-----2-----2---| D|-0Н3-----3-----2-----2--|---2---2-----2-----2-----| A|-2-----2-----2-----2----|-0-----------------------| E|-------------0----------|-------------------------| E|-0-----------------0----0|-0-----------1----------| B|-----3-----3-----3-----3-|-----1-----1-----3-----3| G|---4-----4-----4-----4---|---2-----2-----2-----2--| D|-------2-----2-----2-----|-2-----2-----0-----3----| A|-------------------------|-0----------------------| E|-0-----------------------|------------------------| E|-0-----------------3----|-------------------3----3| B|-----1-----1-3---0-----0|-----------5-----5-----5-| G|---0-----0-----0-----0--|-5---5---5-----5-----5---| D|-2-----2-----3-----3----|---5---5-----5-----5-----| A|------------------------|-3-----------------------| E|-3-----------3----------|-------------------------| E|-3---1-----1-----1-3---1Н3|-3---0-----0-4---0-5----| B|---3-----3-----3-----3----|---1-----1-----3-------5| G|-0-----0-----0-----0------|-0-----0-------------5--| D|--------------------------|-------------------7----| A|-2------------------------|-3-----------2-----0----| E|--------------------------|------------------------| E|-7---0-----0-8----------|-6-----------4---0-----0| B|-0-----0--------10----10|---3-6---3-6---3-----3--| G|---7-----7-----9-----9--|-3-----3-----1-----1----| D|------------10----10----|-0----------------------| A|-------------0----------|------------------------| E|-4----------------------|-------------0----------| E|-5-----------------5----|-6-----------------4---1| B|-----5-----5-----5-----5|-----6-----6-----6---3--| G|---5-----5-----6-----6--|---7-----7-----7---2----| D|-7-----7-----7-----7----|-7-----7-----7-----0----| A|-0======================|======-5-----3----------| E|------------------------|------------------------| E|-5-----------------5----|-6-----------------4---1| B|-----5-----5-----5-----5|-----6-----6-----6---3--| G|---6-----6-----6-----6--|---7-----7-----7---2----| D|-7-----7-----7-----7----|-7-----7-----7-----0----| A|-0======================|======-5-----3----------| E|------------------------|------------------------| E|-5-----------5----------|-3---1-----1-----1-3---0| B|-----5-----5-----6-----6|---3-----3-----3-----1--| G|---6-----6-----7-----7--|-0-----0-----0----------| D|-7-----7-----7-----7----|------------------------| A|-------------5----------|-2-----------------3----| E|-5----------------------|------------------------| E|-1---0-1-----------0----|-------------0-----1----| B|---1-----0-3-5---------1|-3---0-----0-----0-----0| G|---------------4-7---2--|---2-----2-----2-----2--| D|-3-----3-----6-----2----|-0-----0-----2-----0----| A|-0-----2-----------0----|------------------------| E|-------------4----------|-1-----------0----------| E|-0-----------0----------|-------------------------| B|-----1-----1-----0-----0|-1---------1-----1-----1-| G|---2-----2-----1-----1--|-----2---2-----2-----2---| D|-2-----2-----0-----0----|-2-2---2-----2-----2-----| A|------------------------|-0-----------------------| E|-0-----------0----------|-------------------0----0| E|--------------------------|-----------5---8-5-12-8---| B|------3-----3-----3-----3-|-------5-----5---------10-| G|----4-----4-----4-----4---|---5-----5----------------| D|--2-----2-----2-----2-----|-----7--------------------| A|--------------------------|-7------------------------| E|--4-----------------0----0|-5------------------0----0| E|---7----------------------|-----------5---8-5-12-8---| B|-9-----9------------------|-------5-----5---------10-| G|----10---7-10---7---------|---5-----5----------------| D|--------------9----s6---0-|-7---7--------------------| A|------------------8---7---|-7------------------------| E|-0------------------0----0|-5------------------0----0| E|---7----------------------|------------------------| B|-9-----9------------------|------------------------| G|----10---7-10---7---------|-------5-----------2----| D|--------------9----s6---0-|-7---7---7-------2---2--| A|------------------8---7---|-7-7-------7---3-------3| E|-0------------------0----0|-5-----------5----------| E|-------0----------------|-------------5==========| B|-----1---1--------------|-------------5==========| G|---2-------2---2--------|-------------5==========| D|-2-----------2---2---2--|-------------7==========| A|-0-----------------3---3|p0==========-0==========| E|------------------------|------------------------| E|------------------------| B|------------------------| G|------------------------| D|-7======================= A|-0======================= E|------------------------|

amdm.ru

«Лунная соната Бетховена» разбор на гитаре [Видео урок] | Гитарист ТВ

«Лунная соната Бетховена» разбор на гитаре [Видео урок]

Чарующая, завораживающая музыка «Лунная соната» на гитаре Людвига Ван Бетховена. Композиция играется на фортепиано, но на гитаре звучит довольно таки прикольно и необычно. Те, кто хочет пополнить свой репертуар классической мелодией — вперед! Урок для вас.

Людвиг Ван Бетховен — великий немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы»

Смотрим разбор как играть на гитаре Лунную сонату.

 

Разбор Nirvana — Smells like teen spirit (fingerstyle)

Разбор Metallica — Nothing else matters

Разбор Sting — Shape of my heart

Разбор классической мелодии Этюд Ми Минор

 

Аккорды в Лунной сонате:

Если у вас возникают вопросы как поставить и сыграть те или иные аккорды, то можете ознакомиться с их аппликатурами ниже.

Am

Am/G

F

Gm7

E7

Dm

C

C

Рубрики: Видео уроки

     Понравилась статья? Поделитесь ей в соц. сетях!

gitaristtv.ru

как играть лунную сонату на пианино



Лунная соната обучение на пианино

Автор Alex None задал вопрос в разделе Музыка

Лунная соната Бетховена. Где в интернете можно обучиться играть ее на пианино? и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Швецова[гуру]
Сколько ищу музыку в инете, такого не встречала. Проще снять на видео, как это делает пианист, а потом учиться по записи. Хотя и это проблематично.
А вдруг потом захочется выучить что-то из Моцарта? Или Хачатуряна? Может, не такая она страшная, эта нотная грамота?

Ответ от Ђатьяна Калаева[новичек]
по пробуй на клаве

Ответ от чмывпмы[мастер]
Тебе поможет хорошая программа "Гитар Про". Там такое возможно.

Ответ от .........[гуру]
Ну блин, народ, вы даёте! Лунная соната очень сложное произведение для неподготовленного человека. Нужно:
1. Хорошая растяжка руки, потому что нужно брать октаву
2. Усидчивость и терпение (играть 6 минут придётся)
3. Музыкальный слух и память (сложная структура произведения)
Лунную сонату играют в музыкальном колледже люди, которые 7 лет проучились в музыкальной школе, то есть с подготовленными руками.
Не хочу вас обижать (пожалуйста, не обижайтесь) но выше головы не прыгнешь. Это вам не под силу, поверьте. Вы сыграете первый аккорд и у вас жутко заноет рука, и вам сразу расхочется. Серьёзно, Бетховен для ПОДГОТОВЛЕННЫХ людей, а так, с бухты-барахты не стоит... Даже если вы поиграете, оно у вас будет звучать просто коряво. Не стоит, уверяю вас.

Ответ от Александр Крэхан[активный]
Уот, пожалуйста)

Ответ от Диана Швецова[активный]
Нужно много лет этому учиться, чувствовать музыку, уметь передать настроение, оттенки... Заучивание не приносит никакой радости... Но если заняться этим всерьез, другое дело) Иногда это приходит со временем, знаю тех, кто учился в музыкальной школе, горевал, а потом, закончив ее и проваляв дурака, жалел, что столько потерял, и не играл долгие годы. И через много лет, вдруг! удивительно в человеке открылось будто бы "второе дыхание", он не мог оторваться от инструмента. Попробуйте! Многое зависит от вдохновения, лежит ли у вас душа к этому. Конечно, лучше знать ноты и не искать легких путей) всегда нужно в жизни ставить себе трудные задачи, барьеры. Чтобы почувствовать радость от процесса!
Главное - для чего вам это нужно? Многим людям это просто приносит счастье, очищение, легкость! Это может творить чудеса, а может превратиться в скучную зубрежку для некоторых, кому это нужно на один раз.


Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Лунная соната Бетховена. Где в интернете можно обучиться играть ее на пианино?

3otveta.ru

💣как играть лунную сонату ✔️



Главная

Loading...


ТЭГИ


приколы видео орел и решка черногория русские молодые политика спорт музыка события факты звёзды Дота 2 женщины альтернатива КВН драки война мультики актёры кино онлайн масяня приколы наруто видеоклипы видеобитва машины видеореклама вконтакте однокласники видеоролик дня видеоролики 2018 видеоролики без смс казино АТО ДНР ополчение смешное видео youtube приколы дом2 драки стоп хам драки я приколы видео дом2 серии дорогой ты где был русские детективные сериалы бэк ту скул пранки над друзьями новые видеоклипы, Поздравления

РЕКЛАМА



ПАРТНЁРЫ


Сообщество


как играть лунную сонату .

Лунная соната (Л.В.Бетховен) Уроки фортепиано

Нажми для просмотра
Лунная соната на пианино. Соната номер 14.мой сайт: ...
 
 
 
Тэги:
 
Beethoven Moonlight Sonata. Л.В.Бетховен "Лунная соната". Урок 1.

Нажми для просмотра
Видеоурок игры на фортепиано . Выучим за 4 урока "Лунную сонату" Л.В.Бетхове на. Ноты ...
 
 
 
Тэги:
 
ЛУННАЯ СОНАТА НА ПИАНИНО урок №1 Как сыграть на фортепиано Бетховен Moonlight sonata красивая музыка

Нажми для просмотра
Второй урок по Лунной сонате Бетховена смотрите здесь — Третий урок по Лунной сонате
 
 
 
Тэги:
 
Бетховен - Лунная соната. 14.

Нажми для просмотра
Ludwig van #Beethoven - #MoonlightSonata. # Music. #Piano tutorial. Обучение игре на пианино.
 
 
 
Тэги:
 
Микс – Лунная соната (Л.В.Бетховен) Уроки фортепиано

Нажми для просмотра
Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, op. 27 № 2 («Лунная»).
 
 
 
Тэги:
 
Бетховен Лунная соната / Beethoven Moonlight (piano cover + tutorial + ноты)

Нажми для просмотра
Смотрите также Георгий Свиридов Вальс Метель Лунная соната для синтезатор а Casio ...
 
 
 
Тэги:
 
CASIO LK 280 Лунная соната Бетховен оригинальная версия

Нажми для просмотра
Бессмертно е произведен ие Бетховена Соната № 14 "Лунная&q uot; - Когда играют Лунную сонату Кометы замедляют.. .
 
 
 
Тэги:
 
Л.Бетховен "Лунная соната" - Ludwig Van Beethoven - Moonlight Sonata

Нажми для просмотра
Learn Piano Easy: More Piano Tutorials:  ...
 
 
 
Тэги:
 
Beethoven - Moonlight Sonata - Piano Tutorial Easy SLOW - How To Play (synthesia)

Нажми для просмотра
Лунная соната на пианино. Соната номер 14.мой сайт: ...
 
 
 
Тэги:
 
Лунная соната - Часть 2 (Л.В.Бетховен) Уроки фортепиано

Нажми для просмотра
Piano lessons ludwig van beethoven Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, оп. 27, № 2 («Лунная») дополнител ьно: ...
 
 
 
Тэги:
 
Ноты для фортепиано. Лунная соната. Людвиг ван Бетховен. Уровень простой.

Нажми для просмотра
НАУЧИСЬ ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ ВСЕГО ЗА 3 МЕСЯЦА СЭКОНОМИВ ВРЕМЯ И СРЕДСТВА С ПОМОЩЬЮ ПОШАГОВОЙ  ...
 
 
 
Тэги:
 
Лунная соната (moonlignt sonata) простая красивая мелодия на гитаре

Нажми для просмотра
Видеоурок игры на фортепиано . Выучим за 4 урока "Лунную сонату" Л.В.Бетхове на (разучивае репризу). Записа...
 
 
 
Тэги:
 
Beethoven Moonlight Sonata. Л.В.Бетховен "Лунная соната". Урок 4.

Нажми для просмотра
Изучаем Аккорды на Пианино за 5 коротких занятий. Регистриру йся на сайте и получи полный сборник уроков...
 
 
 
Тэги:
 
Урок 1. Курс фортепиано для начинающих

Нажми для просмотра
Разучиваем пьесу на фортепиано из кинофильма "Шербург ские зонтики" . Записаться на онлайн консультац ию...
 
 
 
Тэги:
 
Л. Бетховен "К Элизе". Урок для фортепиано Часть 1.

Нажми для просмотра
Посмотрев этот урок, вы познакомит есь с азами нотной грамоты, с клавиатуро й синтезатор а, получите первонач...
 
 
 
Тэги:
 
Аккорды на пианино (1/5) - Основные интервалы (its-easy.biz)

Нажми для просмотра
Видео урок игры на фортепиано . Разучиваем пьесу Бетховена "К Элизе" за 4 занятия. Записаться на онлайн консу...
 
 
 
Тэги:
 
М. Легран "Жди меня" из к/ф "Шербургские зонтики". Видеоурок для фортепиано.

Нажми для просмотра
Разучиваем на фортепиано песню Ш.Азнавура "Вечная любовь" из к/ф "Тегеран -43". Soundtrack from "Teheran-43&quo t;.
 
 
 
Тэги:
 
Самоучитель игры на синтезаторе. Урок 1. Нотная грамота - высота звука. Играем по нотам.

Нажми для просмотра
Видеоурок для начинающих . Разбираем композицию Ирума "В тебе течет река".
 
 
 
Тэги:
 
Л. Бетховен "К Элизе". Урок для фортепиано Часть 2.

Нажми для просмотра
Part 2: This is a free Hybrid Piano Lesson by Elementary Piano. Feel free to ...
 
 
 
Тэги:
 
"Вечная любовь" Ш.Азнавур (Vechnay lubov) Часть1.

Нажми для просмотра
ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ КРАСИВАЯ МЕЛОДИЯ на пианино Очень Легкая мелодия Very Simple Piano Melody Beautiful Piano Music Amazing Simple ...
 
 
 
Тэги:
 
Yruma. River flows in you (В тебе течет река). Видеоурок для фортепиано.

Нажми для просмотра
Как играть на гитаре Лунную Сонату, подробный разбор для начинающих Гитаристов . Поддержать канал:...
 
 
 
Тэги:
 
How to Play "Moonlight Sonata" on the piano! (Easy) Part 1

Нажми для просмотра
День Щёлковског о района и города Щёлково. Открытие реконструи рованной улицы Парковой. Народный артист...
 
 
 
Тэги:
 
ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ КРАСИВАЯ МЕЛОДИЯ на пианино Очень Легкая мелодия Very Simple Piano Melody Beautiful

Нажми для просмотра
Владислав Третьяк 9 лет.
 
 
 
Тэги:
 
Лунная Соната на Гитаре + РАЗБОР

Нажми для просмотра
Лунная соната - Часть 3 (Л.В.Бетхов н) Уроки фортепиано Дополнител ьный урок от такта 11 : ...
 
 
 
Тэги:
 
Юрий Розум играет в Щёлкове. Лунная Соната. Финал (100916)

Нажми для просмотра
Sonata quasi una fantasia, in C# Minor, "Moonlight&quot ; 00:00 - I. Adagio sostenuto 06:04 - II. Allegretto 08:01 - III.
 
 
 
Тэги:
 
Игра на синтезаторе - Лунная соната

Нажми для просмотра
Видеоурок игры на фортепиано . Выучим за 4 урока "Лунную сонату" Л.В.Бетхове на (разучивае тт. 23-42 ) Записат...
 
 
 
Тэги:
 
Лунная соната - Часть 3 (Л.В.Бетховен) Уроки фортепиано" rel="spf-prefetch

Нажми для просмотра
Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
БЕТХОВЕН "Лунная" соната - Юрий Розум, фортепиано / Beethoven, Piano Sonata No.14 "Moonlight", full" rel="spf-prefetch

Нажми для просмотра
Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Учимся играть на синтезаторе «Лунная Соната»" rel="spf-prefetch

Нажми для просмотра
Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Beethoven Moonlight Sonata. Л.В.Бетховен "Лунная соната". Урок 3." rel="spf-prefetch

Нажми для просмотра
Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Beethoven Moonlight Sonata. Л.В.Бетховен "Лунная соната". Урок 3." rel="spf-prefetch

Нажми для просмотра
Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Beethoven Moonlight Sonata. Л.В.Бетховен "Лунная соната". Урок 3." rel="spf-prefetch

Нажми для просмотра
Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Beethoven Moonlight Sonata. Л.В.Бетховен "Лунная соната". Урок 3." rel="spf-prefetch

Нажми для просмотра
Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 

funer.ru

💣как сыграть лунную сонату ✔️

как сыграть лунную сонату .


Нажми для просмотра
Видеоурок игры на фортепиано . Выучим за 4 урока "Лунную сонату" Л.В.Бетхове на. Ноты ...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Второй урок по Лунной сонате Бетховена смотрите здесь — Третий урок по Лунной сонате
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, op. 27 № 2 («Лунная»).
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Piano lessons ludwig van beethoven Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, оп. 27, № 2 («Лунная») дополнител ьно: ...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
НАУЧИСЬ ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ ВСЕГО ЗА 3 МЕСЯЦА СЭКОНОМИВ ВРЕМЯ И СРЕДСТВА С ПОМОЩЬЮ ПОШАГОВОЙ  ...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Видеоурок игры на фортепиано . Выучим за 4 урока "Лунную сонату" Л.В.Бетхове на (разучивае тт. 23-42 ) Записат...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Как играть на гитаре Лунную Сонату, подробный разбор для начинающих Гитаристов . Поддержать канал:...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Изучаем Аккорды на Пианино за 5 коротких занятий. Регистриру йся на сайте и получи полный сборник уроков...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Видео урок игры на фортепиано . Разучиваем пьесу Бетховена "К Элизе" за 4 занятия. Записаться на онлайн консу...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Разучиваем пьесу на фортепиано из кинофильма "Шербург ские зонтики" . Записаться на онлайн консультац ию...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Посмотрев этот урок, вы познакомит есь с азами нотной грамоты, с клавиатуро й синтезатор а, получите первонач...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Бесплатны курс обучения игре на фортепиано для начинающих (1 ступень обучения). Полная ...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Разучиваем на фортепиано песню Ш.Азнавура "Вечная любовь" из к/ф "Тегеран -43". Soundtrack from "Teheran-43&quo t;.
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Из этого видео вы узнаете, как читать ноты басового ключа и играть их "с листа". Обычно на запоминани е нот...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Смотрите также Георгий Свиридов Вальс Метель Лунная соната для синтезатор а Casio ...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Видеоурок игры на фортепиано . Выучим за 4 урока "Лунную сонату" Л.В.Бетхове на. Записаться на онлайн консу...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Лунная соната - Часть 3 (Л.В.Бетхов н) Уроки фортепиано Дополнител ьный урок от такта 11 : ...
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Всем привет я хочу научить вас играть на фортепиано произведен ие Л.в.Бетхове на(К Элизе)
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Sonata quasi una fantasia, in C# Minor, "Moonlight&quot ; 00:00 - I. Adagio sostenuto 06:04 - II. Allegretto 08:01 - III.
 
 
 
Тэги:
 

funer.ru


Смотрите также