Как играть с полуторамесячным ребенком


развитие малыша и уход за ним

В этой статье:

К отметке в 1,5 месяца ребенку, развитие которого происходит достаточно активно, удается пока не так много, но уже значительно больше, чем в первые недели после появления на свет.

Это подтверждают пусть немногочисленные, но значимые достижения младенца. К 6 неделям здоровый ребенок умеет:

  1. Провожать движущиеся предметы глазами, фокусируя взгляд на интересующих его вещах.
  2. Реагировать на звук, отыскивая взглядом его источник.
  3. Радоваться общению, демонстрируя оживленность всеми частями тела.
  4. Несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении и лежа на животе.
  5. Произносить отдельные звуки, растягивая гласные.
  6. Переворачиваться на спину из положения лежа на боку.

Пусть это пока немного, но и не мало, особенно если учесть, что на все это крохе понадобилось чуть больше месяца.

Как развивается ребенок физически к 6 неделям?

Естественно, родителей ребенка волнует вопрос о том, насколько их кроха соответствует нормам физического развития детей в 6 недель. Сравните показатели и сделайте выводы.

Средний вес ребенка в этом возрасте можно посчитать самостоятельно, учитывая, что он должен увеличиваться примерно на 30 г в день.

У каждого малыша этот показатель сугубо индивидуален, но на эти средние данные вполне можно ориентироваться. А вот рост малыша к этому времени должен увеличиться не более чем на 1-1,5 см.

Естественно, что в 1,5 месяца малыш меняется не только внешне. Некоторые изменения можно наблюдать в его режиме дня и кормления, в стуле. Кроха продолжает есть ночью один раз, примерно в 3 часа, а спать может до 18 часов в сутки.

Объем питания у ребенка в 1,5 месяца остается прежним и составляет не более 1/5 массы тела. Кроха ест 7 раз в сутки исключительно грудное молоко или же смеси, если грудное вскармливание для мамы невозможно. Каждый день ребенку обязательно нужно давать пить чистую воду.

На 6 неделе развития малыш опорожняется не чаще 4 раз в сутки. В случае запоров нужно будет проанализировать рацион малыша и, возможно, обратиться к врачу, так как это крайне опасно для его здоровья.

Ребенок часто срыгивает: причины и способы борьбы

Главные причины частого срыгивания у крохи в 1,5 месяца — это не до конца развитый сфинктер входа в желудок и легко растягиваемые желудочные стенки. Во время кормления желудок ребенка растягивается, после чего происходит сокращение мышц желудочной стенки, и еда «выходит» наружу.

Решить проблему можно несколькими способами:

  1. Процесс кормления не должен быть непрерывным. Правильнее будет каждые несколько минут отлучать малыша от груди и несколько секунд держать его в вертикальном положении, чтобы вышел заглоченный с молоком воздух.
  2. Во время кормления нужно следить за тем, чтобы кроха полностью захватывал грудь, включая околососковый кружок.
  3. Во время искусственного вскармливания нужно следить, чтобы горлышко бутылочки было заполнено молоком.
  4. После того как малыш поест, нельзя его носить, крутить, подбрасывать. Положите его на бок в кроватку для максимально естественного процесса всасывания молока.

Если вышеприведенные рекомендации не помогают, малыш в 1,5 месяца продолжает часто и много срыгивать, не набирая в весе, обязательно побывайте у доктора для выявления причин такой реакции организма.

Особенности в поведении: как понять кроху?

После преодоления рубежа в 1 месяц родители и ребенок адаптируются друг к другу, между ними устанавливается более тесный контакт. По крику ребенка мама и папа учатся угадывать его желания, определять недовольство или состояние крайнего возбуждения.

Полуторамесячный малыш становится более общительным, проявляет индивидуальные черты характера. Например, одни детки с удовольствием берут пустышку, другие же не хотят ее даже видеть, несмотря на ухищрения родителей.

В 1,5 месяца малыш способен контролировать собственную активность, но ему по-прежнему сложно засыпать самостоятельно. Зато даже минимальные усилия со стороны мамы или папы (колыбельная, поглаживания по животику или спинке) могут существенно ускорить этот процесс.

Для деток в возрасте 1,5 месяца характерны внезапные перемены настроения. Они могут заплакать, не имея на это видимых причин.

Дело в том, что развитие нервной системы еще на самом начальном этапе, поэтому она часто не справляется с избытком поступающей информации.

Если ребенок плачет именно по этой причине, то проще всего его будет успокоить легкими покачиваниями или положив на животик.

Не забывайте о том, что родители для ребенка в этот период самые родные и близкие люди, которые также являются для него источником комфорта и гарантией безопасности.Важно не бросать малыша наедине с проблемами и помочь справиться с кризисами шестинедельного возраста.

Как развивать малыша в 1,5 месяца?

Развитие ребенка даже в столь юном возрасте — это то, чем родители не могут позволить себе пренебрегать. В полтора месяца мало просто кормить малыша, укладывать спать и соблюдать гигиену.

Кроха уже многое умеет к этому возрасту, поэтому вполне способен радоваться модулю над кроваткой или развивающему коврику.

С такими игрушками даже простое лежание в кроватке станет для малыша забавным приключением. Кроха будет отчаянно «бежать» ножками к игрушкам, стучать по ним руками, слушать их звуки. Развлекаясь таким способом, малыш сможет активно развивать органы слуха и зрения, улучшать координацию.

Скрасив досуг крохи модулем, не забывайте время от времени менять его положение. Например, для начала игрушку можно повесить над головой малыша, после чего спустя несколько дней переместить ее на один из бортиков кроватки, чтобы ребенок учился фокусировать взгляд и искать интересные ему вещи глазами.

У шестинедельного ребенка развивать нужно не только органы слуха, зрения и координации. Чтобы малыш гармонично развивался, необходимо уделять время тренировкам мышц плеч, шеи и спины.

По несколько раз в день кладите кроху на животик, называя его по имени и мотивируя посмотреть на вас. Продолжайте делать массаж спинки, ножек и ручек после купания.

Очень помогут небольшие отрезки ткани разных фактур, с помощью которых можно поспособствовать развитию у крохи тактильных ощущений.

Касайтесь лоскутками открытых участков кожи ребенка, сопровождая касания описанием тканей и ощущений, которые они могут вызывать. Следите за реакцией на эту игру у ребенка. Как только ему надоест, прекратите занятие, чтобы не убить у крохи интерес в будущем.

Особенности питания ребенка в 6 недель

Нормально развивающемуся здоровому ребенку в середине второго месяца жизни необходимо будет в сутки получать до 800 мл молока мамы или подходящей по составу смеси.

Молоко для ребенка в этом возрасте — это не просто еда. У груди мамы кроха учится любить, испытывает первые сильные позитивные эмоции. Во время кормления у мамы с ребенком формируется прочная эмоциональная связь.

Каждый ребенок во время кормления ведет себя индивидуально, в соответствии с особенностями характера. Некоторым деткам нравится, чтобы их в этот ответственный и важный момент не отвлекали, другие же с удовольствием сосут грудь или соску, если мама с ними ласково разговаривает и поглаживает по спинке.

Одни малыши едят быстро, не реагируя на отвлекающие факторы, другие же крайне раздражительны и любят есть в полной тишине. Маме важно суметь распознать желания крохи и постараться подстроиться под него, чтобы сделать процесс кормления максимально комфортным.

Есть и еще одна категория малышей, которые во время еды внимательно наблюдают за мамой, часто делая перерывы, чтобы убедиться, что в окружении их не появилось чего-то нового. В таком случае для развития ребенка можно на мамино плечо положить яркое полотенце, чтобы он учился переводить взгляд с предмета на маму и обратно.

Сон у шестинедельного крохи: что нужно знать?

В первые месяцы после рождения, как уже было отмечено выше, малышу нужно спать не менее 18 часов в сутки. Остальное время он проводит за едой, общением и играми с родителями.

Где должен спать ребенок в этом возрасте, чтобы его развитие было гармоничным и правильным?

Есть несколько вариантов. Кто-то принимает решение спать с крохой в одной кроватке.

С одной стороны, во время ночных кормлений это очень удобно и для мамы, и для ребенка. Находясь с родителями в одной постели, малыш чувствует себя защищенными и любимым.

С другой стороны, взрослые во сне могут придавать ребенка. Кроме того, со временем, когда крохе будет пора отучаться спать в одной кровати с родителями, «переселить» его обратно будет очень непросто.

Помните о том, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, и только вам решать, как и где он будет спать в младенческом возрасте и по какой схеме будет происходить его развитие.

Купание и проблемы крохи в 1,5 месяца: полезные рекомендации

В 6 недель кроху нужно будет купать ровно столько раз, сколько позволяет время года. Зимой купания лучше сократить до одного или двух раз в неделю. Летом же кроха может плескаться каждый день – как с мылом, так и без, но точно уже без марганцовки.

В середине второго месяца жизни деток особенно беспокоят кишечные колики. Связано это с недозревшей ферментной системой, в результате чего образуются газы, раздувающие тонкую кишку.
Во время колик ребенок кричит от боли, сильно стучит ножками о кровать, словом, проявляет повышенное беспокойство. Чтобы облегчить состояние крохи, можно сделать следующее:
  • продлить грудное вскармливание;
  • делать паузы для выпуска воздуха, провоцирующего срыгивание;
  • греть животик крохе, прижимая его к себе или используя теплую пеленку;
  • следить за тем, чтобы во время кормления ребенка его шея и тело находились на одной линии;
  • увеличивать продолжительность сосания;
  • следить за питанием мамы, исключив из рациона вызывающие вздутие продукты;
  • включить в рацион малыша чай, улучшающий пищеварение;
  • делать массаж животика по часовой стрелке;
  • использовать газоотводную трубку.

Колики — не единственная проблема малыша на этом этапе его развития. Повышение температуры родителей пугает гораздо больше, так как может скрывать за собой самые разные заболевания.

Для начала отметим, что слегка повышенная температура — 37,2 градуса у младенцев — это норма в большинстве случаев.

Если ребенок болен, температура у него повышается мгновенно, поэтому нужно, не впадая в панику, постараться выявить основную причину. Возможно, что на повышение температуры повлияли:

  • перегрев;
  • вирус или простуда;
  • аллергия;
  • реакция на стресс или прививку;
  • дисбиоз или диатез.

Что делать при повышении температуры у малыша:

  1. Провести осмотр для выявления видимых причин проблемы.
  2. Проанализировать еду мамы за последние сутки.
  3. Проверить, не перегрелся ли ребенок, и в случае подтверждения проветрить комнату.
  4. Сдать анализы и проконсультироваться с врачом.

Старайтесь следить за этапами развития ребенка, следуя рекомендациям наблюдающего врача, чтобы закономерные изменения в дальнейшем не стали неприятным сюрпризом, а лишь помогли крохе подняться на одну ступеньку выше по лестнице взросления.

rebenkoved.ru

Может глупый вопрос, но все таки...Как играть с полуторамесячным ……


16/11/2006 17:58    

да не надо его развлекать, возьмите на ручки и что-нибудь с ним поделайте:)


16/11/2006 18:05    

да никак :-)
гивнастика, купание и хватит :-))) (и с него, и с вас)


16/11/2006 18:28    


16/11/2006 18:09    

успеете еще, наразвлекаетесь.
если совсе делать нечего - Домана осваивайте.


16/11/2006 18:27    


16/11/2006 18:33    

методика Глена Домана, раннее обучение чтению.времени отнимает родительского уйму)))))) требует постоянных занятий, возни с карточками, терпеливого рисования и т.д. говорят, что гении получаются.
сомнение берет, если честно.


16/11/2006 21:37    

Ну рууучках носить по комнате(ам) - мир исследовать :))


16/11/2006 23:31    

я пыталась своему на ручках мир показывать, только теперь 3 месяца, а у меня жутко спина болит :( Доразвлекала :)


18/11/2006 20:38    

да, со спиной - оооохххх как понимаю...


16/11/2006 21:54    

Я тоже в полтора месяца думала, ну чем бы дитя занять?!)
А счас нам три, и я думаю - ну полежи ты спокойно пять минут в кроватке:))))


17/11/2006 01:15    

Сама мучилась и мучаюсь до сих пор (дитю 2 месяца). Где-то прочитала, что им нравятся черно-белые картинки. Распечатала из стандартных картинок Фотошопа штук 15 рисунков листах на четырех. Развесила в кроватке и около пеленального столика. Теперь дитя их рассматривает, когда не спит - дает около 20 минут свободного времени без ручек и рева. Хиты - елка, скрепка и мишень :))) Позже стала расставлять-развешивать яркие открытки. Хит - нарисованные цветы в стиле Гжель и медвежонок. Цветы, близкие к естественным, ребенок почему-то не любит. Видимо, линии недостаточно четкие. О, да, если дитя до них доберется, то будет с воодушевлением обмусоливать эти открытки и закапывать их слюной. Это еще минут 10 самостоятельных занятий ребенка. Вы ему будете не нужны :))).
Своими ручками дитя и так займется без вас (как я их ненавидела, когда они сами себя будили), а вот вложить в них погремушку вы можете. Хватательный рефлекс сработает - дитя будет само ею трясти некоторое время. Ну и рассмотрит заодно. И в рот затащит вместо пальца (и будет еще из-за этого злиться, что палец не влезает вместе с погремушкой).
Еще занятие - развлекать ребенка всякими звуками (в основном гласными). Произносить на разные лады ай, эй, ой, у-у-у, о-о-о и т.д. (хит - хэллоу). А потом повторять их за ним, когда он научится (если сумеете отгадать), ребенок будет вообще в восторге. Ну и стихотворения читать (главное, не смысл, а ритм) или скороговорки вместо них. Можно раз по десять - дитю надоест позже, чем вам.
В возрасте 7 недель моя доченька наконец начала интересоваться мобилем. Так что можно будет развлекать и им. А если кровать-маятник, то дитя поймет, что после резких движений мобильные игрушки шевелятся - это у нас хорошее развлечение по утрам, пока мама продирает глаза.
А еще хорошее занятие - подсовывать ребенка папе и не объяснять, как с ним играть. Папа сам придумает свои игры и будет развлекать ребенка по-иному. Ну, а остальное вам написали: массажик, покупали, походили с ним на ручках. У нас смена памперса после сна со всеми этими развлекухами занимает минут 30-40. А там уже пора кушать и баиньки. Ну, или опять развлечения, если после еды ребенок спать опять не собирается :(((


17/11/2006 15:50    

www.ljpoisk.ru

Как играть с 5-месячным малышом | Материнство

Эти игры будут интересны вашему малышу и помогут в его дальнейшем развитии.

"Хватай и тяни". Любая часть вашего тела превращается в желанную игрушку. Когда мои дети учились разрабатывать пальцы, избрав для этого волосы у меня на груди, я вскрикивал: "Ой!", и их личики освещались восторгом от осознания собственного достижения. В этом возрасте малыши могут дотягиваться до бутылочки или груди матери и держаться за них во время кормления.

Из дневника Марты: "Мэтью теперь хватает меня за нос, подбородок, губы. Он старается, ухватившись за подбородок, подтянуть его вниз, к себе, и присасывается к нему ртом. Ему ужасно нравится все это проделывать".

Игра в кубики. Для этого возраста нет лучшей игрушки, чем кубики. Вот какими должны быть кубики:


  • небольшими - около 1,5 дюйма (4 см), чтобы легче было удерживать их в руке
  • яркими и контрастными: красными, желтыми, голубыми, зелеными и т.д.
  • деревянными

Посадите малыша в детское кресло, обложив с боков подушками, поскольку он еще довольно мал для того, чтобы сидеть прямо без поддержки. Положите кубик на подставку или на стол перед ребенком и понаблюдайте за его очаровательными движениями при игре. Вот он захватывает кубик всей пятерней, ласково поглаживает его, изучает, перекладывает из руки в руку и, наконец, подносит ко рту. Скоро он научится стучать по кубикам, бросать их или складывать. Пока же он снова и снова перекладывает кубик из руки в руку.

Начинать лучше с одного кубика, чтобы дать ребенку время привыкнуть. Потом положите перед ним еще один и посмотрите, как малыш, держа один кубик в руке, будет стараться схватить новый другой рукой. Он смотрит на руки, в каждой из которых по кубику, и как бы раздумывает, что же делать дальше. Возможно, он начнет стучать ими друг о друга. Через месяц он научится откладывать один кубик, чтобы взять другой. Из игры с кубиками малыш может научиться многому. Ему удается проделать с ним все, что он хочет, и это поощряет его к освоению более сложного навыка - он учится брать предметы с помощью только большого и указательного пальцев. Эта способность будет оттачиваться в течение последующих нескольких месяцев.

Забавы за столом. Сядьте к обеденному столу и возьмите на колени малыша. Позвольте ему немного поиграть с салфетками и ложками.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Не позволяйте ребенку дотягиваться до опасных предметов на столе и брать ножи, вилки. Держите также подальше от малыша горячую еду и напитки. Если ребенок все-таки случайно схватил какой-ни- будь острый предмет, не старайтесь отобрать его, вытаскивая из крепко сжатой руки. Это может привести лишь к тому, что ребенок сожмет кулачок еще сильнее и в результате порежет руку. Вместо этого слегка похлопайте его по тыльной стороне кисти руки и по запястью. Это помешает малышу крепче зажать нож в руке или начать им размахивать. Постукивая одной рукой по тыльной стороне кисти, другой осторожно разжимайте пальцы, чтобы нож просто выпал.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ. Кубики и шары должны быть диаметром не менее 1,5 дюйма (4 см), чтобы малыш не мог их проглотить.

Игры с подушкой. Начиная с 5 месяцев, мы обычно рекомендуем игры с различными подушками - цилиндрическими или клинообразными (в форме треугольной призмы).

Можно использовать остатки поролона, придав им соответствующую форму и обшив материалом с контрастным узором, лучше в черно-белую полоску.
Цилиндрические подушки (валики) диаметром 7-10 дюймов (18-25 см) и около 2 футов (60 см) в длину - хорошие приспособления, с помощью которых ребенок может выполнять массу интересных упражнений. Например, можно положить малыша животом на валик и, поддерживая за ножки, покатать на нем (игра в "тачку") или, усадив ребенка на валик верхом, понаблюдать, что он придумает в новом положении. Он может толкать себя вместе с валиком, чтобы дотянуться до игрушки на ковре, или покататься на нем взад - вперед, помогая себе ногами.

Клинообразные подушки (в виде треугольной призмы) могут послужить опорой для груди ребенка, позволяя ему свесить голову за край подушки и поиграть с находящимися рядом игрушками. Для детей этого возраста используйте подушки высотой от 3 до 4 дюймов (8-10 см).

Из дневника Марты: "Мэтью по-прежнему очень расстраивается, когда лежит на животике и понимает, что смог бы двигаться, если бы ему удалось оторвать животик от поверхности. Он размахивает ручонками, дергает ножками, но это ничего не дает. Вот почему, я думаю, он так любит поролоновые подушки и валики - ведь они по крайней мере позволяют приподнять животик над поверхностью, а это дает малышу ощущение движения вперед".

Дата публикации 13.04.2009
Автор статьи: Уильям и Марта Серз

materinstvo.ru

Занятия и игры с ребенком в 5 месяцев

Такой большой, но все же еще такой маленький! Да, так смело можно сказать про пятимесячных деток. Они сейчас такие интересные! С большим интересом наблюдают за мамиными делами, радуются приветливой улыбке, с удовольствием гулят и еще много чего интересного! И, конечно же, чтобы постоянно развивать и совершенствовать умственное и физическое развитие вашего чада, с ним нужно заниматься. Как? В форме игр, ясное дело!

Содержание статьи: 

  1. Массаж и гимнастика 
  1. Обзор игрушек 
  1. Во что играть с ребенком 5 месяцев? 
  1. Советы родителям 

 

На 5-ом месяце жизни малыш обретает новые навыки: он уже умеет самостоятельно переворачиваться на животик и на спинку, встает на четвереньки и уже совсем скоро начнет ползать. 

Чтобы придумать развлечение для крохи, маме нужно быть все более и более изобретательной. Малыш старается в полной мере использовать навыки, приобретенные за 5 месяцев жизни, и теперь все, что попадается в его маленькие ручки, тут же оказывается опробованным на вкус. Занимаясь с ребенком, помните об этом, и мелкие опасные предметы уберите из зоны досягаемости. В противном случае малыш может подавиться. 

Для любого маленького исследователя важно, чтобы объект изучения был новым и интересным, по этой причине лучше не перегружать малыша игрушками. Не стоит выкладывать сразу гору интересных вещей: кроха такого богатства выбора попросту не в состоянии оценить. 

Лучше доставайте несколько игрушек каждый день, периодически меняя их. Разнообразие выбора с постоянным обновлением ассортимента привлечет интерес и поможет сделать игру увлекательной. 

Массаж и гимнастика 

Продолжаем заниматься физическим развитием малыша. Занятия и игры с ребенком 5 месяцев включают в себя упражнения на укрепление вестибулярного аппарата.


  
  • Возьмите малыша на руки лицом вниз. Пусть одна рука поддерживает его под грудь, вторая – под живот, аккуратно «полетайте» по комнате, изображая самолетик. Большинству малышей нравятся такие игры. Следует иметь в виду, что если подобные полеты вы не совершали с ребенком ранее, стоит начинать их плавно и осторожно, иначе противном кроха может испугаться. 
  • Медленно, но верно тело малыша готовится к новому скачку в развитии двигательных навыков – очень скоро ваш крохотный моторчик начнет самостоятельно передвигаться по дому на четвереньках. Помогите малышу быстрее освоить этот навык. В положении лежа на животе подгибайте ножки в коленях под живот и одновременно выставляйте ручки. Ккроху нужно научить стоять на четвереньках. 
  • Следующим этапом в занятиях с ребенком 5 месяцев, когда такое положение будет с успехом освоено, станет раскачивание корпуса вперед-назад. Такие упражнения на координацию движений помогут малышу в скором времени сделать самостоятельные движения.

Не стоит забывать о безопасности дитя: если и в более раннем возрасте оставлять его на кровати или диване без бортов в одиночестве было крайне опасно, то сейчас такие действия могут привести к травмам еще с большей вероятностью. Дети развиваются скачкообразно, и очень часто приобретение новых навыков становится неожиданностью для родителей. Обезопасьте кроху от возможных падений. Очень может быть, что момент, когда ребенок научится ползти, вы проглядите

Обзор игрушек

Сейчас малыш очень интересуется всем, что шуршит, гремит, блестит. В общем, издает всяческие звуки, забавно двигается и ярко выглядит. При этом в качестве игрушек могут служить не только всевозможные погремушки, сортеры и любая другая продукция детских магазинов, но и вполне себе житейские вещи. Кусочки ткани, разноцветные баночки с камушками или крупой (только следите, чтобы ребенок не открыл и не наелся), шуршащие фантики, и так далее и тому подобное. Всего лишь немного маминой фантазии! 

В качестве особого интереса среди игрушек стоят волчок, неваляшка и пирамидка. Малыш сейчас воспринимает не только зрительную информацию, но и наощупь. Ему очень хочется взять интересующий предмет в ручки, ротик, покрутить его, пощупать. Не отказывайте ему в этом удовольствии и обязательно начинайте знакомить его со свойствами предметов (меховой помпон мягкий, пластиковая крышка жесткая, атласная ленточка гладкая и т.д.). Мелкая моторика и тактильное восприятие сейчас активно развиваются, да и как интересно перебирать маленькими пальчиками такие цветные игрушки! 

Во что играть с ребенком 5 месяцев? 

  • Как и ранее, будет актуальна и интересна для крохи игра в прятки. Спрячьтесь за салфеткой или платком сами и задайте крохе вопрос: «Где мама/папа?», выждав секундную паузу, покажите малышу свое лицо и скажите: «Вот тут!». Можно прятать и самого ребенка – накиньте платочек на его лицо. Желательно использовать небольшие кусочки материи, которые кроха без труда сможет убрать, поскольку при возникновении затруднений с освобождением лица, ребенок может попросту испугаться. 
  • Вторая популярная игра, в которую ребенок со временем начнет играть с большим удовольствием - это «Найди предмет». Под ту же самую салфетку можно спрятать любимую игрушку или книжку, можно обозначать вещи, людей, животных в комнате и просить малыша указать на них. Конечно, сейчас он еще не в состоянии этого сделать, но слушать ваши вопросы и ответы, поверьте, будет очень внимательно. В скором времени во время подобных занятий малыш начнет отличать близких, предметы, игрушки и указывать на них сначала взглядом, а после и пальчиком. 
  • Научите ребенка отдавать и принимать предметы в игре. Например, используя забавные потешки и мягкую игрушку, в игровой форме покажите малышу, как ее брать ручками, помогите поместить ее из одной ладошки в другую, отдать маме и вернуть обратно в ручки. 
  • Уже с первых месяцев жизни уделяйте время чтению книг с малышом. Зачитаться, конечно, не выйдет, помните, что карапуз еще не в состоянии долго концентрироваться на одном действии. Достаточно 5-10 минут, но каких! Сейчас можно найти яркие, красочные книжки с крупными рисунками, толстыми страничками (ребенок может сам их переворачивать), даже со звуковыми эффектами. 
  • В игровой форме можно знакомить малыша с музыкой и звуками. Детки с огромным интересом слушают мелодичные звуки, легкую музыку, классические произведения, звуки природы. Расскажите, что так звучит водичка (можно даже показать), так стучит стаканчик, а вот так чирикает воробушек. Сборники детских песен можно использовать как фоновую музыку для упражнений. Ну и кто запрещает танцевать на руках с малышом?! Плавно раскачиваясь на маминых ручках под веселую мелодию – что может быть лучше! 

Кстати, о музыке. Сейчас существуют специальные сборники современной музыки в детской аранжировке. Некоторые давно всем известные популярные композиции адаптированы под детские колыбельные. Малыши с удовольствием слушают приятные мягкие звуки, ну а родители могут узнать знакомые нотки. 

5 месяц жизни ребенка – время введения первого прикорма. Если Ваш малыш до этого времени питался материнским молоком, то вполне вероятно, что именно сейчас Вы предложите ему первые фруктовые или овощные пюре или соки. 

Крайне не рекомендуется совмещать процесс игры с кормлением. Таким образом, ребенок не сможет воспринимать его серьезно. Не зря известная поговорка гласит: «Делу – время, потехе – час». Для 5-месячного малыша, время еды – большое и серьезное дело. 

Как играть с ребенком 5 месяцев? 

Игры с малышом помогают развивать его во всех направлениях – зрение, слух, речевые навыки и физическое развитие невозможны без внимания и усилий со стороны близких любящих людей. Развивающие игрушки с различными свойствами – шуршащие коврики, пищалки и гремелки, книжки-малышки – все это хорошо для малыша в 5-месячном возрасте, но гораздо более познавательно и интересно, если мама и папа покажут, как нужно играть, и какими свойствами обладает тот или иной предмет.
И очень важный момент: комментируйте свои действия, объясняйте ребенку, что вы делаете и зачем, рассказывайте о свойствах предметов. Очень важно говорит с карапузом, даже если он поймет не все и не сможет вам ответить. Речевые навыки закладываются уже сейчас, ребенок уже старается подражать взрослым, копировать интонацию и манеру общения.То, как вы общаетесь с домочадцами и, прежде всего,  с самим ребенком, в последующем отразится на его поведении и речевых навыках. Учите доброте и общению уже с этих пор!
Открывайте с малышом новый мир – учитесь радоваться птичке на дереве во время прогулки, яркому летнему солнышку, мыльным пузырям или легкому теплому дождику. Не только малыши учатся у нас, взрослых людей, - нам тоже есть чему поучиться у них – искренности, неподдельной радости от простых вещей, безмерной любви к окружающему миру. Уделяйте больше внимания своим деткам, а их солнечная улыбка пусть станет вам наградой! 

Советы родителям 

  • Не переусердствуйте с физическим развитием, помните, что все должно быть в меру. Ребенок еще слишком мал для активных и продолжительных игр. Если малыш не хочет играть, капризничает и отказывается, не настаивайте. 
  • Если вы первый раз играете с ребенком, проявите осторожность. Например, любимая всеми детками игра «в самолетики» в первый раз может быть пугающей для пятимесячного младенца. Он может заплакать от резкого движения, подбрасываний, испугаться. Учтите это. 
  • Не желательно играть сразу после кормления, лучше подождать и «переварить» сытный обед, а потом уже приниматься за веселье. 
  • Помните о безопасности. Любые игрушки и интересные вещички, которыми ваше чадо может увлечься, должны быть доступны для него. Например, свисающие игрушки на мобиле должны висеть так, чтобы ребенок смог их потрогать, дотянуться ладошкой. А вот потенциально опасные предметы, мелкие детали и прочее лучше убрать с глаз долой. 
  • Не забывайте про веселые потешки, их очень любят детки всех возрастов! С помощью таких нехитрых и коротких стишков можно превратить обычные повседневные дела в забавные игры. Так и рутинная смена подгузника с веселым стишком и комментариями на каждое действие превращается в повод для смеха и веселья. 

luckymummy.ru

Развивающие игры для детей с 5 месяцев. себе на заметку…

С 5-6 месяцев дети становятся более подвижными. Как только ребенок начнет ползать, его следует перевести в другой манеж без стойки для подвешенных игрушек, так как игрушки для детей этого возраста кладутся на дно манежа.

Главной задачей в данном возрастном периоде является развитие у детей понимания речи и умения повторять слоги за взрослыми.

Пока ребенку не исполнилось полгода, решающую роль в речи взрослого играет интонация, а после 5-6 месяцев большое значение приобретает подбор слов. Мама должна называть окружающие ребенка предметы и производимые ребенком или самой мамой действия. Таким образом она сочетает предметы и действия с их словесным обозначением.

В то время, когда взрослые кормят, укладывают спать или одевают ребенка, они в разговоре с ним называют предметы и действия, связанные с данным процессом. Например: “Вовочка сейчас кушать будет, кашу будет кушать” или: “Вымоем Ирочке ручки. Ирочка, протяни ручку”. Мама знакомит детей с названием некоторых предметов и игрушек, которые должны быть расположены в комнате на видных местах.

Во время показа, например, куклы Ляли, на вопрос мамы “где Ляля?” ребенок должен поворачивать голову в сторону игрушки и находить ее взором. Поскольку у детей к концу этого возрастного периода (с 8-9 месяцев) появляется возможность целенаправленного манипулирования, следует, кроме резиновых игрушек, давать им специальный подбор игрушек для развития целевых действий: шары, мячи, мисочки для вкладывания и вынимания мелких предметов и т.п.

Понимание речи и обогащение ребенка впечатлениями

Где Ляля?

Цель.
Развивать умение по слову находить названный предмет (после 7 месяцев).

Для занятия используются крупные сюжетные игрушки (кукла, кошка, собака, петух, заяц и т.п.), в данном занятии – кукла Ляля, которая должна постоянно находиться на одном и том же месте, чтобы малыш ее все время видел.

Ход занятия.
Ребенок сидит в манеже или стоит у барьера. Мама берет куклу, подносит ее к манежу, заставляет ее ходить по барьеру, кланяться малышу, танцевать, затем подносит ее к ребенку, говоря: “Дай ручку Ляле. Скажем Ляле: “Здравствуй, Ляля”. Погладь ее по головке: “Пай, Ляля, пай”. Внезапно прячет куклу за спину: “Нет Ляли. Где Ляля? Вот Ляля”. Ляля появляется, еще раз кланяется ребенку. Эти действия повторяются несколько раз.

После занятия мама убирает (сажает) куклу на место, спрашивает малыша: “Где Ляля?” Постепенно ребенок на ее вопрос начинает искать куклу глазами.

По этому принципу проводятся показы других сюжетных игрушек и предметов.

Ладушки

Цель.
Развивать понимание названия простых движений и подражание движениям, например “Ладушки”, “До свидания”, “Дай ручку” (с 7 месяцев).

Ход занятия.
Мама, стоя перед ребенком, хлопает в ладоши, приговаривая: “Ладушки, ладушки, ладушки”. Так как ребенок сам эти движения сразу воспроизвести не может, мама берет его руки и прихлопывает ими, продолжая приговаривать: “Ладушки, ладушки, ладушки”. В результате повторения ребенок сначала делает эти движения сам, подражая движениям мамы, а в дальнейшем начинает их выполнять по слову, как только будет сказано “ладушки”.

Когда кто-нибудь из гостей уходит, мама использует этот момент, чтобы научить ребенка при словах взрослого “до свидания” помахать ему рукой.

Кроме того, мама может также научить ребенка протягивать свою руку в ответ на слова “дай ручку”. Она протягивает ребенку свою руку и говорит: “Дай ручку”. Если ребенок не реагирует, сама берет его руку и слегка потряхивает. Повторяет это несколько раз. В результате ребенок будет протягивать свою руку в ответ на просьбу: “Дай ручку”.

Прятки

Цель.
Познакомить ребенка с его именем и именами других детей и взрослых (с 8-9 месяцев).

Ход занятия.
Мама берет большую салфетку или пеленку и набрасывает ее на голову ребенка. “Где Вова? Нет Вовы, – срывает салфетку. – А-а-а-а, вот Вова!” Еще раз покрывает голову ребенка. Он делает попытку стянуть салфетку; мама сначала помогает ему, а потом ребенок сам начинает стягивать и натягивать ее себе на голову. Подобным образом может прятаться и взрослый, чтобы ребенок стягивал с него салфетку. Ребенок может находиться и на руках у мамы. Взрослый прячется за ее спиной и внезапно появляется то с одной, то с другой стороны. Мама спрашивает: “Где тетя Катя?” Тетя показывается, ребенок радуется, а мама восклицает: “Вот тетя Катя!”

Подражание простым звукосочетаниям

Перекличка

Цель. Развитие артикуляционного аппарата и умения подражать (с 7-8 месяцев).

Ход занятия.
Мама обращается к ребенку, который уже повторяет какие-либо слоги, например “ма”: “Танечка, скажи ма-ма-ма...” Ребенок прислушивается и через несколько мгновений повторяет. Затем можно предложить малышу повторить те слоги, которые он еще не произносил.

Развитие общих движений

Ползание

Цель. Дальнейшее развитие зрительного и слухового сосредоточения. Побуждение к ползанию (с 5-6 месяцев).

Ход занятия.
Мама убирает из манежа все игрушки и кладет ребенка на живот лицом к центру. Приносит озвученный волчок и заводит его в центре манежа. Мелодичное звучание волчка и его яркая окраска привлекают внимание малыша. Он делает попытки ползти к центру манежа, чтобы схватить волчок.

Вставание к барьеру

Цель.
Развить умение вставать, придерживаясь за барьер (с 7 месяцев).

Ход занятия.
Когда ребенок пытается встать на ноги, цепляясь за барьер манежа, мама, стоя с яркой игрушкой у манежа, поощряет его стремление встать и дотянуться до игрушки.

Переступание вдоль барьера

Цель.
Научить переступать вдоль барьера (с 8 месяцев).

Ход занятия.
Когда ребенок стоит, держась за барьер манежа, мама подходит с игрушкой в руках на такое расстояние, чтобы ребенок не мог захватить игрушку, и жестами зовет его к себе. Ребенок тянется к игрушке и делает боковой шаг. С каждым занятием игрушка ставится все дальше и дальше. Так ребенок постепенно овладевает умением ходить вдоль барьера и начинает ходить самостоятельно, придерживаясь за него.

Развитие целевых действий с предметами

Вкладывание и вынимание мелких предметов

Цель.
Научить вкладывать мелкие предметы в мисочку и вынимать их оттуда.

Ход занятия.
Мама ставит перед ребенком, находящимся у барьера, мисочку с шариком и рукой ребенка вынимает шарик. Ребенок начинает повторять эти движения самостоятельно: вынимает и вкладывает шарики.

Игры и занятия с детьми в возрасте от 9-10 месяцев до 1 года

К концу первого года жизни происходят большие сдвиги в развитии речи детей. Ребенок теперь воспринимает окружающую действительность не только при помощи непосредственных ощущений, но и через слово, которое является “сигналом сигнала” (И.П. Павлов). Это становится возможным потому, что в работе головного мозга появляются новые функции отвлечения и обобщения. Так, слово “Ляля” начинает обозначать любую куклу, слово “ав-ав” – любую собаку. Для того чтобы развивать понимание ребенком речи взрослого, надо увеличивать количество понимаемых им слов и предложений. Так, например, следует научить ребенка по слову выполнять определенные движения (сядь, встань) и производить ряд различных действий с предметами (ставить один кубик на другой, снимать и надевать кольцо на палочку – “поставь”, “сними”, “надень”).

Для появления активной речи, т.е. первых слов, необходимо продолжать побуждать ребенка к произношению и повторению за взрослыми разнообразных звуков и слогов, формировать из них первые слова (из слогов “ма-ма-ма” – слово “мама” и т.д.).

В этом возрастном периоде следует усложнять задания, связанные с целевыми действиями с предметами, например предлагать ребенку, чтобы он вкладывал мелкие предметы в большой, открывал-закрывал матрешку и др.

К 12 месяцам ребенок зачастую уже может самостоятельно ходить, но и здесь необходимо всячески побуждать его делать шаг за шагом. Для своевременного общего развития малыша надо использовать каждую бытовую ситуацию и, кроме этого, проводить специальные занятия.

Взрослый ставит перед собой следующие задачи: познакомить ребенка с окружающим миром, развить у него понимание речи (от звукоподражания к первым осмысленным словам), развить целевые действия с предметами, научить ребенка самостоятельной ходьбе.

Дальнейшее развитие понимания речи. Знакомство с окружающим миром. Звукоподражание и образование первых слов

Показ игрушки (кошки)

Цель.
Вызвать звукоподражание “кс-кс” и образовать осмысленное слово “киса”.

Для занятия используется игрушечная кошка. На дальнейших занятиях проводятся показы куклы и других игрушек (петушка, собаки, зайца и др.).

Ход занятия.
Мама садится перед малышом на детский стул на расстоянии вытянутой руки. Она показывает ребенку игрушечную кошку, держа ее в руках, и при этом говорит: “Киса, вот какая киса – кс-кс-киса”. Она говорит выразительно, подчеркивая слово “киса”, гладит ее, а затем прячет. “Где киса? Нет кисы. Позови кису – кс-кс-кс, сделай ручками так” (показывает). Малыш подражает. Мама снова показывает кошку: “Вот киса”.

При повторных занятиях надо показывать разных игрушечных кошек. Эти занятия желательно проводить после того, как дети наблюдали живую кошку.

Кто в домике живет?

Цель.
Закрепить у детей произношение слов “киса”, “ав-ав” и “Петя”.

Для занятия используются три сюжетные игрушки: собачка, кошка и петушок, а также строительный материал или игрушечный домик.

Ход занятия.
Ребенок сидит на диване. Перед диваном низкий стол. Мама строит на столе дом из строительного материала или использует готовый домик. Она обращается к малышу: “Смотри, кто в домик пошел? Киса пошла в дом. Мяу, мяу, мяу, киса. Ушла киса, нет кисы. Ав-ав-ав. Прибежала собачка, тоже пошла в дом. Ушла собачка, нет собачки. Ку-ка-ре-ку. Петушок пришел. Петя. Петушок тоже в дом ушел, нет Пети-петушка. Давай позовем всех зверюшек: кису позовем, собачку позовем и Петю-петушка позовем. Будем кису звать: кс-кс-кс, сделай ручкой так” (показывает).

Мама снова показывает кошку. “Смотри, киса пришла, какая хорошая киса (дает малышу погладить). Теперь собачку позовем: “Ав-ав-ав, иди к нам, собачка”. Малыш делает жест рукой. “Пришла собачка”.Таким образом, ребенок зовет всех зверей. Когда малыш усвоит названия животных и начнет звать их не только жестами, но и словами, можно заменять их другими игрушками, изображающими зверюшек.

Занятие с мешочком

Цель.
Закрепить у детей произношение слов “киса”, “ав-ав” и “Петя”.

Для занятия используются игрушки в ярком мешочке (кошка, собачка, петушок).

Ход занятия.
Мама говорит: “Какой красивый мешочек у меня. Посмотрим, что в нем?” Вынимает кошку: “Кто это? Киса. Мяу-мяу. Погладь кису”. Мама прячет кошку, затем показывает ее снова и ставит на стол. Затем вынимает собачку, петушка и таким же образом о них говорит. Наконец, ребенку дается игрушка, чтобы он положил ее в мешочек.

Прятанье и нахождение игрушки

Цель.
Добиться, чтобы ребенок понимал название игрушек и называл их.

Для занятия используются 3 сюжетные игрушки (лошадка, собачка, мишка).

Ход занятия.
Мама показывает малышу игрушки. “Вот лошадка – погладь лошадку, собачка – ав-ав-ав, а это мишка – ррр, вот какой мишка идет: топ-топ-топ”.

На виду у ребенка прячет одну из игрушек (а на следующем занятии все три): “Нет лошадки, где лошадка?” Берет за руку малыша и идет с ним к месту, где спрятана лошадка.

На следующем занятии ребенок сам ползком или придерживаясь за какую-либо опору передвигается и находит спрятанные игрушки. Если ребенок принес не ту игрушку, то мама говорит с соответствующей интонацией: “Нет, это не лошадка, это мишка; положи мишку, принеси мне лошадку”. Если ребенок приносит предложенную игрушку, хвалит его: “Так, молодец, Юрочка, это лошадка”.

Дальнейшее развитие целевых действий с предметами

Катание шариков

Цель.
Научить вкладывать шарики в отверстия дидактического ящика.

Для занятия используется ящик с отверстием, покатым дном и лунками для выкатывания шариков, а также цветные шарики.

Ход занятия.
Мама показывает малышу, как шарик вложить в отверстие. Дает малышу шарик и его рукой опускает в отверстие ящика. Когда шарик выкатывается, еще раз вкладывает его в отверстие рукой ребенка. После этого ребенок сам будет брать шарик и вкладывать его в отверстие.

Нанизывание колец на палочку. Палочка с кольцами

Цель.
Научить ребенка надевать кольца на стержень и снимать их; выполнять эти действия по словам: “Сними кольцо”, “Надень кольцо”.

Для занятия используется палочка с закругленным концом (диаметр – 2 см, длина – 10 см), укрепленная на подставке. Кольца с широким просветом.

Ход занятия.
Мама рукой ребенка надевает колечки на стержень, сопровождая движения словами: “Надень колечко. Так. Еще колечко надень. Так”. Затем снимает его рукой колечко. “Сними колечко. Так. Еще сними. Так”. В результате занятий ребенок сам начинает выполнять эти действия по слову взрослого: “Надень”, “Сними”.

Матрешки

Цель.
Научить открывать и закрывать матрешку и понимать слова “открой”, “закрой”.

Для занятия используются матрешки средних размеров без вкладышей.

Ход занятия.
Ребенок сидит за столом. Мама дает ему матрешку, а другую берет себе. Открывает матрешку, привлекает малыша и помогает ему, если он не может сам открыть и закрыть. Иногда делает это вместе с ребенком, накладывая свои руки поверх его рук. “Это – матрешка, открой матрешку, вот так. Юра, закрой матрешку. Так, хорошо, молодец”. Гладит ребенка по голове.

После матрешек можно дать малышу открывать и закрывать другие предметы, например бочонки, коробочки, кастрюльки с крышками. Тогда малыш усвоит название действий “открой” и “закрой”.

Перекладывание кубиков

Цель.
Научить вынимать кубики (или кирпичики) из ящика или ведерка и складывать их на столе, а затем класть обратно.

Ход занятия.
Мама и ребенок за столом. Каждый получает кубики в коробке или ведерке.

Мама вынимает кубики, медленно кладет их на стол и предлагает малышу сделать так же. “Юрочка, вынь кубики, вот так”. Затем мама показывает, как уложить кубики обратно в коробку. “Положи кубики сюда, вот так, молодец”. Ребенок подражает маме.

Такие игрушки даются для самостоятельной игры, как только ребенок овладеет умением выполнять данные действия.

Развитие движений

Первые шаги

Цель.
Научить ребенка ходить без поддержки (делать первые шаги).

Ход занятия.
Мама подзывает к себе стоящего ребенка, протягивает к нему руки. При попытке ребенка сделать первые шаги она подхватывает его. Поворачивает лицом к другому взрослому, который жестами зовет ребенка к себе.

“Догоню-догоню”

Цель.
Стимуляция ходьбы.

Ход занятия.
Мама делает быстрые мелкие шаги на месте, весело приговаривая: “Догоню-догоню-догоню”. Ребенок обычно смеется и пытается отползти или сделать несколько шагов, отдаляясь от мамы.

Собирание рассыпанных колец

Цель.
Развивать ходьбу и учить выполнять действия по слову взрослого: “Принеси”, “надень”.

Для занятия берутся кольца (10-12 штук) и тонкая палка длиной 1 м.

Ход занятия.
Ребенок стоит около мамы, которая держит руками концы палки с нанизанными кольцами. Мама говорит нараспев знакомое стихотворение. Проговорив последние слова, она выдергивает палку, и все кольца рассыпаются по комнате.

Ребенок, переступая, приближается к кольцам, собирает их, подносит маме и нанизывает на палку.

Текст песенки:

Ты, колечко, покружись, покружись,

Нашей Маше покажись, покажись.

Покружись и так и так.

Не поймать тебя никак.

Аналогично для выполнения действий “принеси”, “дай”, “положи” можно рассыпать по комнате мячики или шарики, сопровождая свои действия песенкой:

Вот я брошу шарики высоко, высоко.

Разлетятся шарики далеко, далеко.

Маша к шарикам подойдет, подойдет,

Маме шарики принесет, принесет.

www.baby.ru


Смотрите также