Как играть с лупером


Работаем с лупером вживую. Часть 1: Основы лупинга / theory&practice / Jablog.Ru

Зацикливание (looping) для разных музыкантов означает разные вещи. Для одних, лупер – это удобный инструмент для сочинительства, отлично подходящий для придумывания музыкальных фраз, которые хороши звучат друг с другом. Другие же используют лупер-педали для структурного разнообразия в противовес незацикленной композиции. Третьи же, самые амбициозные, создают целые самодостаточные концерты из лупов.

На сегодняшний день, устройства для зацикливания отражают все возможные сферы их применения. Начнем с простого. Существуют простые «однозарядные» луперы, на которые можно записать все лишь одну дорожку. Это, например, TC Electronics Ditto и Hotone Wally. Также, такие простые луперы зачастую встречаются в цифровых мульти-эффектах, таких как, Line 6 DL4 и TC Electronics Flashback 4. На противоположенной (сложной) стороне – сложные продуманные многодорожечные луперы, такие, как, например, Boomerang III, Electro-Harmonix 45000 и Boss RC-300. Между этими двумя крайностями есть устройства типа Pigtronix Infinity Looper и Vox Lil Looper. Оба эти устройства предлагают две дорожки для лупов, что ненамного больше, чем на однодорожечных моделях.


Компания TC Electronic начала представление «однозарядного» лупере Ditto с минимумом настроек и регулировок. Недавно был представлен Ditto X2, где добавлены функции обратного проигрывания, режим половинной скорости воспроизведения, плюс возможность экспорта ваших произведений.
Характеристики устройств сильно меняются в зависимости от модели. Некоторые лупер запоминают то, что вы записывали в прошлый раз до выключения устройства, другие же – не помнят этого. В некоторых есть встроенные эффекты. Другие же, как например, Line 6 JM4 предлагают встроенные ритмовые рисунки, что довольно удобно для джэма и занятий. В общем, определенно стоит сначала сформировать свои требования, а затем выяснить что умеет тот или иной лупер.

(Я пользуюсь термином «однозарядный» в том плане, что лупер может хранить всего лишь одну петлю, поверх которой вы может записывать столько лупов, сколько хотите. Другие же модели позволяют вам записывать и воспроизводить множество петель, но я не называю их «многодорожечными), если только они не позволяют сочетать разные петли между собой и/или переключаться между ними, чтобы выстроить сложную композицию с несколькими частями.

Все же, я надеюсь, что в этом материале вы найдете полезную информацию, даже несмотря на то, что не все тут будет свойственно вашему оборудованию, потребностям и вкусам. Для начала пара слов о том, как эта статья организована:

Основы лупинга
Тут мы говорим о фишках и приемах характерных для всех устройств, умеющих записывать петли, даже простейших однозарядных однодорожечных моделей.
Мультитрековая техника
Тут мы сфокусируемся на работе с продвинутыми многодорожечными луперами. На аранжировке и выступлениях с вставкой или исключением определенных петель.
Цифровые возможности
Тут мы исследуем чего можно натворить, когда вы делаете лупы в цифровых системах, будь то системы на основе компьютера или отдельное оборудование.

Мы будем говорить про спонтанный лупинг в реальном времени, т.е. игра вживую. Мы не будем говорить про то, как интегрировать заранее записанные петли в ваши выступления, синхронизацию петель по времени с другими музыкальными устройствами, или про то, как использовать лупер в своих занятиях.

Часть 1: Основы лупинга
Найдите хорошую опору. У вас постоянные проблемы с созданием тугих, ритмически аккуратных петель? Возможно это просто страх перед неудачей. Многие из нас склонны ускоряться и напрягаться к концу петли. Если мы ускоряемся к концу фразы, то луп ощущается валким и нечетким. Если же мы берем ноту, которая должна следовать сразу за лупом, несколько раньше, то мы получаем накладку – преждевременная атака накладывается на начало петли.

Если у вас есть эта проблема, то постарайтесь расслабиться и глубоко вдохните, и выдохните, перед тем как нажать кнопку записи. Некоторые фотографы, перед тем как нажать на кнопку спуска затвора камеры, рекомендуют выдохнуть, чтобы повысить стабильность камеры. И эта техника часто работает и с лупами. Кажется, мы становимся более собранными, когда мы выдыхаем.

При всей нашей цифровой ловкости, мы гитаристы можем быть ужасно корявыми. Это может звучать глупо, но вы можете постоянно топать ногой в такт, даже тогда, когда ваша партия не играется на сильную долю? Можете вы сделать тоже самое другой ногой? Тут может помочь только практика.

Если ваш лупер живет на педалборде, убедитесь, что он находится у удобном вам месте. Чем меньшее расстояние придется преодолеть вашей ноге, тем больше вероятность получение плотного правильного лупа. Тоже самое относится и к высоте: чем ближе кнопка к земле, тем больше вероятность правильно топнуть, чтобы получить хорошую петлю. Так что, если у вас двухъярусный педалборд и лупер стоит наверху, то попробуйте переместить его вниз в первый ряд, поближе к вашей ноге.

Так же, стоит учесть, что сила нажатия, нужная для вкл/выкл будет меняться от лупера к луперу. На некоторых используются тугие механические кнопки, тогда, как в других, — довольно мягко переключающиеся кнопки. На некоотрых – маленькие кнопки, тогда как на других – большие. Гораздо менее очевидным является тот факт, что на разных луперах используются разные алгоритмы при переходе между точками конца одного лупа и начала следующего, поэтому некоторые устройства могут ощущаться более натуральными, нежели другие. Да-да, только плохие мастера винят во всем свои инструменты, однако же знание инструментов помогает понять, какой из них лучше всего подойдет для вас. Если ничего не получается, то попробуйте другое устройство.

Пространственное мышление. При аранжировке и микшировании композиций представленных ниже требуется техника оркестровки. Важные части аранжировки нужно разнести с другими частями, которые могут конкурировать между собой в звуке. Постарайтесь оставлять ритмические «дыры» в ваших лупах, т.е. место куда можно будет поместить другие части. (Это как «вопрос-ответная» структура фраз в блюзе, например). Перед добавлением нового слоя, остановитесь и определите те места, которые еще можно дополнить. Постарайтесь избежать склонности на автомате что-то играть в сильную долю прямо в начале лупа. Ели вы привыкли солировать в своей небольшой команде, то сначала может показаться странным оставлять столько пропусков. Но как только петля зациклена, вы же больше не солист.


Boss RC-300 — это трехдорожечный лупер с встроенными кнопками управления для каждой из трех дорожек и педалью экспрессии. Дополнительно: встроенный блок эффектов, микрофонный вход XLR, фейдеры.
Тоже самое относится и подбору играемых нот. Хорошо, когда слои занимают разные регистры. Например, если вы только что наложили низкую глухую партию шестиструнного баса, а затем хотите перейти к аккордам, то, возможно, лучшим выбором будет играть их на тонких струнах, вместо того, чтобы брать жирные аккорды с баррэ, которые могут затмить басовую линию. Если вы придумали прикольную партию, которая не вписывается в существующую структуру композиции, то можно подумать на тем, чтобы её транспонировать на октаву вверх или вниз. Также старайтесь оставлять место внутри аккордов. Например, вместо того, чтобы ударить по всем шести струнам, ударьте по нескольким из них.

Ex. 1. В этом примере представление ритмические паузы и разные регистры, которые помогают каждому слою отчетливо звучать.

Высококонтрастные звуки. Мы пытаемся сделать наш гитарный звук жирным и насыщенным насколько это, вообще, но для лупинга это не всегда лучшее решение. Обычно более важно сделать каждый звук более различимым, что может подразумевать использование звуков, которых вы обычно избегаете. Тут дело не столько в том, чтобы мыслить малым, а в том, чтобы мыслить сфокусировано. Даже если вы не любитель крутить ручки тона, попробуйте прибрать высокие для басовой партии. Поначалу она может казаться глухой и тусклой, но она даст звуковое пространство для других партий в других регистрах. Например, пронзительный звук сингла с квакушкой сам по себе звучит довольно противно, но он может отлично подойти для синкопированного акцента в четвертом слое наложений.

Ex. 2. В этом примере показано, как разнородные звуки создают богатую композиционную текстуру.

Ваши примочки могут помочь выделиться каждой отдельной партии. (Это одна из причин, почему луперы обычно ставят в конце цепи эффектов.) Тут неожиданно можно обнаружить новые грани использования примочек, вы будите крутить ручки совершенно не так, как обычно. Экстремальные настройки, которых вы обычно избегаете, могут отлично вписаться в звуковой паззл. С количеством дисторшна нужно быть поаккуратней, он может сделать воду мутной. То же самое относится и к дилею, который может звучать после того, как вы прекратили играть, или фейзеру и флэнжеру с сильной обратной связью, у которых точки свипа не совпадают с зацикленными фразами. Тут могут помочь эффект с тап-темпо.

Удвоение проблем. На самом деле удвоение партий может быть не лучшей идеей, если, конечно, вы не используете панорамирование (это вопрос мы рассмотрим ниже). Т.к. обе партии будут сведены вы одну цифровую дорожку, прямое удвоение парии будет не столько увеличивать вес и значимость самой партии, сколько производить неинтересную размытую и туманную звуковую текстуру. С другой стороны, удвоение партии с переносом на октаву или её гармонизация к другим интервалам может звучать очень интересно.

Ex. 3. На этом примере я сыграл брутальный и рваный риф, но вместо того, чтобы его просто удвоить, пусть и с другим звуком, я сыграл его на октаву выше.

Будьте непредсказуемым. В следующем большом разделе этой статьи мы сфокусируемся на том, чтобы делать петли менее предсказуемыми, используя мультитрековые устройства. Тут же я говорю просто про различные ритмические вариации, которые можно делать даже на самых простых луперах. Сделайте петлю с нечетным количеством тактов, а затем на эту петлю сыграйте фразу с четным количеством тактов.

Ex. 4. В этом примере я сделал фразу с трехтактовым паттерном и с ритмовой вариацией в третьем такте, а затем на эту петлю сыграл фразу на четыре такта. Альтернативный ритм попадает на третий такт первой фразу и на первый такт из четерехтактовой фразы, затем на второй такт этой же фразы, а потом и на третий. Вуаля! Даже в такая статичная петля дает ощущения сдвига.


Boomerang III (который вы видите тут, на моем цифровом педалборде) поддерживает запись четырех независимых дорожек. Опциональное дополнение Side Car (продается отдельно) позволяет вам получить доступ к большинству функций устройства без переназначения кнопок на основном блоке. Это мощный и удобный лупер, однако с энергозависимой памятью – как только вы выключите устройство, все ваши записи исчезнут.
Отклонитесь от нее. Зачастую хорошим решением будет начать петлю, которая не начинается с акцента на сильную долю. Это особенно актуально, если таким способом вы можете запутать слушателя и он не поймет, где же, собственно, сильная доля.

Ex. 5. В этом примере я начинаю играть рифф в стиле регги на слабую долю. Однако, пока не начинается басовый грув, кажется что регги-рифф играется на сильную долю.

Варьируйте атаку. Добавить вариативности и связанности в луп можно используя различную силу удара для снятия нот (атаку). Например, можно попробовать поиграться ручкой громкости на гитаре или использовать отдельную педаль громкости, или, например, EBow, для продолжительных струнных текстур, как на примере Ex. 6 ниже.

Исследуйте пространство. Еще один способ разнообразить ваши партии – это смешивать сухие близкие звуки с отдаленными пространственными. Если говорить в терминах трехмерной звуковой сцены, то некоторые партии будут ближе к слушателю, некоторые дальше, как в примере Ex. 7.

Остановите, этот чертов лупер. Бывает так, что самой эффективным при лупинге будет выключить лупер и немного поиграть вживую в реальном времени, что в итоге может дать так необходимую динамику. Например, придумайте огромную петлю, а затем неожиданно остановите её и поимпровизируйте на чистом звуке, которая создаст постепенный переход к кульминации и возвращении на большую петлю, как в примере Ex. 8.

Или попроще. Просто выключите петлю на четверть такта или пол, или такт, и разбавьте звуковую текстуру прежде, чем включить петлю, как на примере Ex. 9. Отлично получится, если вы заполните паузу неожиданным новым звуком.

Еще забавный трюк. Если ваша петля начинается с мощного риффа, попробуйте отключить петлю, играя соло, а затем неожиданно включите петлю, чтобы на соло наложился стабилизирующий аккор, как в примере Ex. 10. Это особенно неожиданно для слушателя, когда вы делаете акцент не на сильной доле.

Продолжение следует...

Автор: Joe Gore
[premierguitar.com]


Читаем по теме:
Зачем нужен лупер (looper) и как им пользоваться?

jablog.ru

Как использовать луперы в занятиях на гитаре

Для начала давайте определимся что скрывается под названием «лупер», это педаль/устройство, который позволяет воспроизводить ваши записанные петли(лупы, от английского loop) иногда с добавлением различных эффектов или программа, которая позволяет выполнять то же самое.

В этой статье я хочу немного поговорить на тему применимости луперов во время занятий на гитаре или живой работы.

Лупер позволяет записывать ваши фразы и воспроизводить их как непрерывно зацикленную петлю(loop). Вы можете использовать наложение отдельных петель друг на друга или работать с мультитреком, который позволяют управлять воспроизведением каждой петли в отдельности.

Луперы так и напрашиваются для занятий импровизацией, так как позволяют быстро записать петлю с аккордами или гармонией собранной из отдельных фраз.

Луперы бывают моно(Ditto Looper) или стерео (Ditto X2, Electro-Harmonix 2880). Стерео луперы позволяют одновременно записывать сразу пару инструментов, например, бас и гитару или писать стерео сигнал.

Давайте подробнее остановимся на использовании луперов во время занятий.

  1.  Импровизация — запишите небольшую аккордовую последовательность и импровизируйте сколько вашей душе угодно. В некоторые луперы можно так же загружать свои минусовки, так что вы всегда сможете поработать над стандартами или идеями для вариаций ваших соло.На мой взгляд, лупер это самая нужная педель при работе над материалом из книг по импровизации или фразировке. Обычно упражнения/фразы там имеют длительность от 2 до 8 тактов и всегда поверх нотного стана указана гармония. Работая, над упражнениями по книге очень удобно быстро записать аккорды гармонии и тут же заняться самой фразой.
  2. Отработка игры ритм партий — если в вашем лупере есть драм-машинка или метроном, вы можете записать простой аккордовый подклад, а затем поиграть ваши ритм партии. Петля с аккордами и кликом позволит вам почувствовать движение и гармонии, и грува. Во многих песнях ритм строится на взаимодействии сразу нескольких партий друг с другом. Лупер позволяет быстро записать партию первой гитары и тут же поиграть партию второй гитары поверх.
  3. Сочинение музыки — с простыми луперами вы будете ограничены только одной фразой, но с такими комбайнами как Electro-Harmonix 2880 или Boss RC-300 вы можете писать несколько отдельных треков и управлять их воспроизведением. С лупером работа над вашими идеями может выполнятся гораздо быстрее чем с подключением к компьютеру.
  4. Отработка сложных пассажей — вы можете загрузить нужный вам фрагмент в лупер и играть его вместе с петлей. Или записать вашу игру фрагмента в медленном темпе и ускорить воспроизведение, постепенно пытаясь повышать свой темп. Трюк с ускоренным воспроизведением не сработает с Eh3880, так как в нем при изменении скорости меняется высота фрагмента, а вот в Digitech Jamman такой вариант работы возможен. Конечно, в DAW на компьютере будет гораздо удобнее, но кому-то такой вариант может подойти.
  5. Игра под минус — вы так же можете загрузит несколько своих минусовок в лупер и заниматься отработкой песен целиком, без необходимости иметь под рукой компьютер или плеер.

Луперы так же можно использовать во время живой работы, это может быть one man band с каким-нибудь BOSS RC-50, или просто синхронизированный по Midi или со своим кликом лупер, который может добавить в ваш коллектив возможность игры наложений.

Для живой игры, кстати, не обязательно упираться только в педали, можно переключится на использование софта. В этом случае ваша цепочка должна будет включать звуковую карту и компьютер, но и возможностей тут может быть гораздо больше.

После обновления Amplitube 4 получил неплохой встроенный лупер, но если вам жалко 99 евро за плагин, можно использовать бесплатный Mobius 2 или искать бесплатную lite версию Ableton.

В общем, если у вас еще никогда не было в борде лупера, попробуйте начать с покупки самого простого, это тот случай, когда оборудование поможет в развитии вашей музыкальности.

Чтобы помочь вам определится с выбором, почитайте обзоры луперов, постепенно будут добавляться новые, так что оставайтесь на связи

Это интересно:

guitarline.ru

Зачем нужен лупер (looper) и как им пользоваться? / g.a.s. / Jablog.Ru

Всем привет!
Сегодня я бы хотел поговорить и луперах. Нет, не о тех луперах, про которые я писал на guitar.ru, а о луперах-сэмплерах.

Т.е. тех педалях на которые можно записать музыкальную фразу и она будет циклически проигрываться. А потом, сверху можно дописать еще один слой, затем еще, и еще… И так до бесконечности.

Луперов (от Loop – петля) на рынке огромное количество, на любой цвет и вкус. На слуху, как обычно, брэнды – это Boss Loop Station и Digitech JamMan.


Довольно часто простенькие луперы встраивают в навороченные дилеи, например в тот же Digitech DL-8. На некоторых моделях есть доп. входы, чтобы записывать сэмплы с микрофона, СD или mp3-плеера, само собой, что их потом можно смиксовать с гитарой. Повторюсь, выбор на рынке богатый.

Итак, для чего же нужны такие педали?
Ну, вариантов использования может быть масса – все, как обычно, ограничивается вашей фантазией. Я же попробую выделить, те основные задачи, для выполнения которых музыканты покупают луперы.

1. Практикуем соло. Ну, тут довольно ясно, записываем на лупер аккородвую прогрессию, зацикливаем ее, и под нее тренируем соло.

2. Практикуем ритм. Точно так же записываем какой-нибудь синкопированный фанковый ритм. И понимаем, что метрном по нам плачет. =) Кстати, с лупером можно отлично экспериментировать с ритмовыми партиями и риффами — накладывать одно на другое, слушать как все это звучит вместе и т.п.

В общем, для практики вещь зело полезная, т.к. позволяет записывать себя, слушать и отрабатывать то, что не получается. Ну, и конечно, многие пункты статья «Зачем нужно записывать себя?» актуальны и при использовании лупера.

3. Сочиняем музыку. Этот пункт логично вытекает из двух предыдущих. Записываем набросок, слушаем, как звучит. Если понравилось, оставляем. Пытаемся придумать под него соло, подкладочку, добавить пару риффов. Думаю, и сами знаете, чего я вам рассказываю? =)

4. Придумываем и исполняем целые композиции. Ага, лупер может заменить вам все группу. Можно сделать лупер, элементом шоу. Посмотрите, как это делает Victor Wooten.

А вот еще один неплохой пример использования лупера.

Некоторые могут сказать: «А нафига, нам лупер, когда есть комп?». Оно, конечно, да. Только вот лупер дает вам мобильность, что пригодится, если вы соберетесь использовать эту педаль в живой работе.

Что касается меня, то я с лупером только балуюсь, не больше, иногда интересно. Плотно с ним не заморачивался, хотя, может и стоит, но пока не тянет.

jablog.ru

Что такое лупер (looper)? – КОНТРАБАС.RU

Lopper

Лупер (Looper) – это вполне так универсальная музыкальная примочка. Для чего она нужна? Это максимально простой способ добиться экспериментального звучания, на основе сведения нескольких звуковых дорожек, которые накладываются одна на другую прямо во время игры. Примочка работает по принципу педали. Когда вам нужно сделать наложение в реальном времени, не отрываясь от процесса игры на электронном инструменте, или же для комбинации с вокалом, нужно использовать looper. Это универсальное средство для комбинации музыкальных фраз путем их повторения и наложения одной на другую.

Особенность устройства в том, что одновременно можно записать только одну фразу, а затем также наложить только одну поверх. Готовая конструкция музыкального звучания достигается путем последовательного наложения фраз, а никак не одновременного. Так можно отследить каждую, а некоторые модели луперов также позволяют и менять их местами.
Отсюда и расшифровываться название самой педали и его назначение, от английского слова loop – петля. Музыкальная фраза берется в петлю и закольцовывается для дальнейшего повторения и комбинации с такими же последующими.

Где можно применить педаль?
Примочка-педаль подходит для применения как в сцепке с электронными инструментами, такими как электро гитара, бас, синтезатор, электро-пианино, или же – для наложения вокала.
Лупер работает при подключении к усилителю, через который и выводится звуковая дорожка. Его применяют для создания объемного звучания, одновременной комбинации нескольких звуковых дорожек в исполнении одним музыкантом.
Получается, что лупер необходим для того, чтобы только один исполнитель мог одновременно проиграть несколько партий, или спеть их. Например, работу лупера можно услышать на живом выступлении, когда вокалист накладывает, повторяя, свой голос в одном произведении, в режиме реального времени.
Однако, эта примочка нужна не только для живых выступлений. Это идеальное и полезное средство, чтобы свести единолично один трек, или “поиграть” со звучанием одного или нескольких инструментов самостоятельно. Будет полезен как для репетиций, создания музыки, оригинальных треков, замещения нескольких исполнителей одним, для живых выступлений и звукозаписи сведенного трека.

Принцип работы лупера
Принцип работы прост: лупер имеет что-то вроде флеш-накопителя. который позволяет вам записать один фрагмент и повторять его в дальнейшем. Возможности очень широкие, благодаря функции нескольких слоев. Это значит, что можно записать сначала один фрагмент, затем другой и так далее, а потом – проигрывать их одновременно, или с определенным опозданием, для получения “нескольких голосов”, поочередно воспроизводящихся записанных фрагментов, наложенных один поверх другого.
Получается, что действует принцип многослойности. Вы записываете один фрагмент. накладываете на него другой и так поочередности. Продолжать можно до тех пор, пока хватает памяти в самом устройстве.

Чего можно добиться с лупером
Лупер – идеальное приспособление для оттачивания мастерства, музыкального слуха и ритма. Так вы можете записать проигранное и прослушать, выявить ошибки и даже тренироваться над их исправлением в режиме реального времени.
Это несколько вариантов:
Работа с соло: записываем базовые фразы, закольцовываем их и аккомпанируем себе же, отрабатывая сольную партию. Это позволяет одному человеку репетировать самостоятельно, без напарника.
Оттачивание ритма: все наоборот, записывается соло, а дальше – тренировка над ритмом и попаданием в такт. Второй вариант – это оттачивания мастерства и чувства ритма. Записываем на лупер готовый ритм, а после стараемся в него попасть. это идеальная тренировка, если не помогает метроном.
Сочинение музыки: при помощи этой педали можно попробовать самостоятельно сочинить полноценную композицию, с ритмом, соло, а также экспериментировать над оригинальным звучанием.
Исполнение цельной композиции: по-сути, эта примочка способна заменить полноценный бэнд, позволяя вам выполнить роль каждого из участников и соединить все воедино.

Как подключается лупер?
Устанавливается устройство в стандартную “петлю эффектов” между комбо-усилителем и самим инструментом. Педаль имеет два основных внешних выхода: “output” и “input”, через которые подключается к гитаре (микрофону) и усилителю. Более того, современные луперы имеют множество таких входов, для того, чтобы к ним можно было подсоединить и другие примочки, которые вы используете во время игры. Так все они будут участвовать в процессе записи. Чтобы правильно все подсоединить, нужно смотреть инструкцию на каждой конкретной модели лупера, который у вас имеется.

Похожие записи :

kontrabass.ru

Обзор луперов до $200 / g.a.s. / Jablog.Ru

Если вы никогда не использовали педаль лупера, то вы многое упустили. Лупер может быть, как отличным инструментом для практики — улучшения ритма и чувства времени, для расширения ваших творческих границ, так и просто забавы ради.

Более десяти лет назад вышел революционный дилей Line 6 DL4, в который был встроен 14ти секундный лупер, которого было достаточно для коротких музыкальных фраз. С этого момента луперы стали развиваться, предлагая гитаристам большую функциональность, время записи и качество звучания. Многие из этих педалей-луперов были большими, некоторые – достаточно сложными, а большинство совсем недешёвыми. В последние пару лет увеличился спрос на небольшие, доступные и простые в обращении устройства.

Последним большим событием в Луперграде был TC Electronic Ditto – маленькая, очень простая педаль, в которой было 5 минут времени на лупы, неограниченное ничем количество записей поверх и несжатый звук CD-качества. На этой педали была всего одна кнопка, которая управляла запуском и остановкой записи, записью поверх и удалением петель. И все это за $129 (сейчас педаль продается за $99).


Как бы не был хорош оригинальный Ditto, его функциональная ограниченность заставляла пользователей жаждать большего – мы никогда не бываем полностью удовлетворены! В этой статье мы сравним различные педали-луперы представленные на рынке, которые стоят меньше $200. Сравнивая различные функции устройств, мы посмотрим на еще один немаловажный аспект – качество звучания. На первые версии Boss RC-2 и Digitech JamMan были нарекания — некоторые владельцы жаловались, что педали «жрут звук», причем не ясно был ли это результат работы буфера или цифро-аналогового преобразования сигнала. В общем, я хотел узнать – есть с этим проблемы в данный момент? И хочу вас обрадовать, что во всех тестируемых педалей с этим все хорошо, независимо от того, как именно происходит процесс преобразования аналог-цифра и обратно. Я включал гитару напрямую в лупер, а лупер – в усилитель, и не было никакого заметного ухудшения качества звучания. Затем поставил лупер последней педалью в цепи, чтобы посмотреть, как она поведет себя в этом случае – и снова все было в порядке. Я так же использовал измеритель звукового давления (SPL meter), чтобы удостовериться, что громкость у педали выставлена верно.

Сегодня мы рассмотри Boss RC-1, Boss RC-3, Digitech JamMan Express XT, Digitech JamMan Solo XT, Electro-Harmonix 360 Nano и обновлённую версию TC Electronic Ditto X2. В конце статьи приведена сравнительная таблица характеристик всех педалей для вашего удобства.

BOSS
Boss RC-3 — это обновленная версия Boss RC-2 – первой компактной лупер-педали, появившейся на рынке. В модернизированной RC-3 установлен высокопроизводительный чипсет ESC2. Тут так же есть поддержка USB 2.0, для того, чтобы вы могли заменять и управлять .wav лупами с компьютера. В Boss RC-3 больше всего внутреннего пространства для записи лупов – до 3х часов, также только в этой педали и Digitech JamMan XT Solo есть драм-машинка с различными паттернами и тап-тэмпо. Это отличная штука, когда занимаешься в одиночестве. В отличии от JamMan с этой педалью довольно легко разобраться без постоянного заглядывания в инструкцию по эксплуатации. Если в оригинальном RC-3 у некоторых были проблемы с «жором звука», то RC-3 звучит ярко и чисто без слышимых потерь в звуке.

Boss RC-1 – это младшая модель в линейке луперов Boss. В ней вы не найдете большого пространства под лупы, возможности задавать пресете или драм-машинке, но у неё есть уникальная «фича», которая выделяет этот лупер среди всех остальных. Тут есть большой 24х сегментный LED дисплей, который показывает сколько времени осталось до конца петли, таким образом вы можете нагляднее определять время для своих записей поверх, а также точно остановить текущую петлю. Возможно для некоторых эта «фича» покажется бесполезным рекламным трюком, но мне она показалось полезной, особенно для тех, кто только начинает знакомиться с луперами.


Обе боссовские педали RC-1 и RC-3 оборудованы стерео-входом и выходом, а также возможностью подключения дополнительного футсвитча Boss FS-5U (также подходят FS-7 и FS-6), на который вынесена функция стоп/стереть. Без этого футсвитча у боссовских луперов, также, как и в оригинальном Ditto есть одна раздражающая особенность: когда вы хотите стереть петлю, то примерно в течении секунды перед удалением звучит эта петля. Это большой минус при работе вживую, но дополнительный футсвитч решает эту проблему.

Boss RC-1 Video

Boss RC-3 Video

Digitech
У меня была первая версия Digitech JamMan несколько лет назад. В использовании мне он показался несколько более сложным, чем, по идее, должен был быть. Также тогда я думал, что это одна из тех педалей, которая поджирает высокие частоты в звуке, хотя не факт, что была виновата именно педаль, а не что-то другое. Тогда я не придавал этому значения, и всё же педаль была несколько более сложной, чем должны бы быть. Нужно было постоянно заглядывать в инструкцию, особенно, если было нужно запрограммировать различные барабанные трэки и пресеты в памяти. Педаль довольно навороченная, но это отнюдь не типа «включил и играй».
Педаль к тому же была довольно прожорливой – ей было нужно 350 мА, но в комплекте шёл блок питания с кучей адаптеров, для использование в любой стране. Внутренняя память JamMan не рассчитана на большое количество лупов и/или время записи, как, например, Boss RC-3, однако с помощью дополнительной SD-карты память можно расширить для записи внушительных 16 часов аудио материала.

Новый лупер от Digitech – это Express XT. Функционально тут все так же, как в Boss RC-1, в том смысле, что тут тоже нет ничего кроме стерео входа/выхода. Но вот что я скажу, мне эта педаль показалась очень простой в использовании, да и звучала она отлично. Довольно забавно, что в этой примочке характеристики цифро-аналогового преобразования лучше, чем у её старшей сестры.


Ещё мне понравилось в Express XT — это то, как тут реализована функция стирания петель – нужно просто зажать кнопку и петли нет, без какого бы то ни было её воспроизведения, как на Boss. Ещё мне тоже понравился футсвитч – он нажимается мягко, но в то же время ощущается довольно крепким. Если вам нужна простая педаль лупера со стерео входами/выходами дешевле $100, то Express XT – может быть как раз тем, что нужно. Кстати, обе педали от Digitech могут быть синхронизированы между собой при помощь отдельного кабеля, что ещё больше повышает гибкость использования.

DigiTech JamMan Solo XT Demo

JamMan Express XT Demo

Electro-Harmonix
До недавнего времени, из луперов от EHX был доступен разносторонне одарённый 45000 с раздельным футсвитчем, но при этом к тому же довольно громоздкий и дорогой. Всё поменялось после недавнего релиза EHX 360 Nano. Как в Boss RC-1 или Digitech Express XT, в 360м всё довольно просто – одна кнопка для включения, записи петель поверх, выключения и удаления петель.
EHX 360 – это единственный лупер из рассматриваемых нами, который не работает в стерео-режиме, но зато он может предложить нечто другое. Он может сохранять до 11 пресетов с 6 минутами общего времени. Пресеты, к тому же, можно программировать – это делает этот лупер идеальным для небольших выступлений, где вы будете исполнять короткий плей-лист. Чтобы достичь такой же громкости, как у других педалей, мне пришлось немного увеличить громкость, но запаса по максимальной громкости тут предостаточно. Не удивлюсь, если в скором времени EHX представят более навороченные версии 360, с большим количеством функций и большим количеством памяти для записи петель.

EHX Nano Looper 360 Demo

TC Electronic

Хотя Ditto были хитом продаж, функционально он был довольно беден. Многим он нравился за свой маленький размер, мне же было сложно прикрепить его на мой PedalTrain, т.к. там не было достаточно пространства для нормального крепления липучки. Но уже в Ditto X2 многое поправили. Например, размер – теперь Ditto X2 размером с три обычных Ditto, довольно упитанный!

Также X2 теперь работает у стерео режиме, а входные и выходные джеки находятся сверху педали, и, в этом смысле, она одна такая, если брать только те педали, о которых мы сегодня говорим. Еще в X2 есть отдельная кнопка Stop, что довольно полезно, и снова – это уникальная функция среди сегодняшних героев. Тут есть еще пара интересных «фишек». Например, если вам не нужна отдельная кнопка Stop, то вы можете поменять её режим работы специальным переключателем, который делает так, что кнопка включает воспроизведение петли в обратном направлении, либо может проиграть петлю в два раза медленнее оригинала. Мне, как ни странно, понравилось то, как звучат некоторые лупы, проигранные в обратном направлении – довольно прикольный и странный эффект. Режим половинной скорости несколько необычен для меня. Это не та вещь, которой я бы часто пользовался, однако для кого-то это может быть полезно. Так же тут есть возможность импорта и экспорта петель на компьютер. Причем множество примеров можно загрузить из огромной цифровой библиотеки TC Electronics и сохранить их на X2. Очень жаль, что нельзя сохранить больше 5 минут звучания петель, что, как по мне, довольно скупо, учитывая то, сколько предлагают другие педали.

Ditto X2 Looper Demo

В заключении, хочу сказать, что в каждом лупере есть что-то особенное. Сравнительная табличка поможет вам сравнить все эти педали «в лоб» и сфокусироваться на тех функциях, которые нужны именно вам. А теперь давайте делать лупы!

Автор: Ian Garret
Журнал Tone Report

Читаем по теме:

jablog.ru

Работаем с лупером вживую. Часть 3: Цифровые возможности / theory&practice / Jablog.Ru

Что вы говорите? Все игры с зацикливанием в цифре? Сегодня практически так есть, однако сама техника лупинга возникла еще в 1950е, когда музыканты экспериментировали с зацикливанием партий на пленке. Таких музыкантов называли композиторы musique concrète. Эту технику позднее адоптировали под свою нужды рока-авангардисты тех лет: Beatles, Zappa и Brian Eno.

Но тут я буду говорить про лупинг с цифровыми гитарным оборудованием, будь то что-то на основе ноутбука или цифровых усилителей/эффектов. Работа с таким оборудованием даёт еще больше возможностей, включая возможность замены «железного» лупера на цифровой плагин, например, Expert Sleepers Augustus Loop, бесплатный SooperLooper или Loopback, который включен в Apple MainStage.
Есть много крутых программ зацикливания, но у SooperLooper есть одно важное примущество — он бесплатный.
Но тут я буду говорить про лупинг с цифровыми гитарным оборудованием, будь то что-то на основе ноутбука или цифровых усилителей/эффектов. Работа с таким оборудованием даёт еще больше возможностей, включая возможность замены «железного» лупера на цифровой плагин, например, Expert Sleepers Augustus Loop, бесплатный SooperLooper или Loopback, который включен в Apple MainStage.

Быстрое изменение звука. При создании звуков в софте, обычно можно легко переключаться между пресетами, что дает возможность быстро генерировать высококонтрастные, быстроменяющиеся звуки. Можно создавать виртуальные усилители и эффекты и переключать их в один клик, вместо того, чтобы выделывать балетные па на педалборде. В MainStage (это мой выбор софта для выступлений, несмотря на то, что я больше полагаюсь на «железные» луперы), например, можно создать бесконечное количество звуковых моментальных снимков звука и переключаться между ними, используя midi-контроллер.

Это чувство синхронизации. В цифре очень легко задать общий темпа для всех дилеев и прочих эффектов модуляции, вместо настройки множества примочек в каждой песне заново. Также можно подвесить тап-контрол на миди-футсвитч (например, Lodigy UMI3). В таком случае, все эффекты модуляции будут звучать в одном темпе, даже когда вы переключаете пресеты.

Панорама-О-Рама. Если вы записываетесь или выступаете, используя стерео оборудовани или у вас есть стерео-сэмплер, то панорамирование может дать вам дополнительное пространство для звуковых текстур. Я частенько подвешиваю педаль миди-контроллера на панорамирование, таким образом я могу позиционировать партии внутри микса.

Эксклюзивные цифровые программные эффекты. Не так давно, многие крутые эффекты были реализованы только программно. Это, например, импульсные ревербераторы, зернистые дилеи (granular delay), бит-крашеры и бит-слайсеры. Сегодня многие эти эффекты можно найти и в формате педалей, но до сих пор, использование софта дает возможность использование просто крышесносных эффектов. В Ex.16 как раз звучат эффекты, которые, насколько мне известно, можно сделать только с помощью софта.

Сэмплы под ногами. Ох, блин, а сколько всего можно натворить, если использовать на гитаре midi-звукосниматель, например, Fishman TriplePlay. Это дает доступ к сотням, если не тысячам виртуальных инструментов и библиотек сэмплов, включая барабанные.

О барабанах. Игра на барабанах используя миди-гитару, может быть довольно нетривиальна. Ритмическая неаккуратность, которую вы бы никогда не заметили просто играя на гитаре, может очень сильно бросаться в глаза. Используя такую технику мы можете начать волноваться за свое чувство ритма. И после нескольких километров прогулки в этих больших клоунских башмаках, вам уже не захочется опускать все эти шуточки про барабанщиков.

Некоторые советы:

  • Установите минимально возможную задержку (latency) в вашем софте (меньшее значение, прежде чем в звуке будут слышны артефакты). Точное значение зависит от мощности процессора (а так же от драйвером и звуковой карты прим. CraSS). На последних моделях Mac Pro, например, задержку можно выставить в 64 сэмпла. При таком значении вы не сможете услышать задержку между ударом по струне и звуком, но тем не менее, возможно, она будет ощущаться, особенно при быстром темпе. Если захотите делать хороший барабанный грув, то придется попрактиковаться.
  • В большинстве барабанных наборов в MIDI стандартно прописаны определенные ноты для каждого барабана. Например, бас-бочка – это нота C1, рабочий – C3, хэт – F#1/A#1 и так далее. Однако, в стандартно настроенной гитаре самая низкая нота – это E1, поэтому придется транспонировать. В большинстве сэмплеров и виртуальных барабанных установок можно переназначать ноты, но вместо того, что переназначать каждый барабан на другую ноты отдельно, я советую сразу все транспонировать на две октавы вверх. То есть получится, что бас-бочка станет – C3 (вторая струна, первый лад), рабочий – D3 и так далее. В разных DAW это можно сделать по-разному. В Logic и Main Stage, например, просто меняете на входном канале MIDI параметр transpose с 0 на -24, т.е. на две октавы. Таким образом получится, что когда вы играете C3, сэмплер сыграет бас-бочку, которая у него подвешена на С1. Если делать так, то можно играть в почти во всех софтовых барабанных установках используя на грифе одни и те же позиции. Дополнительный бонус: MIDI-звукосниматели быстрее снимают тонкие струны, т.к. в них основной тон более различим, нежели на толстых струнах.
  • На Youtube можно посмотреть на клавишников и гитаристов, которые показывают просто удивительное умение играть на «фальшивых барабанах». Но опасайтесь «зловещей долины» — это гипотеза, по которой робот или ругой объект, выглядящий или действующий примерно, как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. Большинство из нас лучше будут иметь дело с роботом с присущими ему чертами, нежели, с очень реалистичным чем-то, но которое точно робот. В общем, если подражаете барабанной установке, то зачастую лучше упростить партию, либо даже просто намекнуть на барабанную партию, чем пытаться повторить каждый нюанс игры живого барабанщика. Не то, чтобы люди были отвратительно, нет отвратительны не совсем человеческие MIDI-выступления.

В примерах Ex. 17 и Ex. 18 псевдо-барабанные партии не были записаны заранее. Они сыграны вживую, а затем зациклены. Использовался тот самый трюк с транспонированием на две октавы.

Разверни её. Некоторые луперы позволяют создавать обратные петли, прямой/обратный статус обычно задается для всех дорожек. Например, чтобы добавить перевернутое соло в идущую петлю, нужно развернуть все петли, сыграть соло в нормальном направлении, а затем снова развернуть все партии. Возможно, более эффективным будет использования плагина реверс-дилея, например, Tru-Tape Delay в Apple Logic и MainStage или Plsychodelay в Native Instruments Guitar Rig. В примере Ex. 19 обратное соло с использованием Tru-Tape Delay появляется на 45 секунде.

Воруйте у электронной танцевальной музыки. Попробуйте в своих петлях использовать технику, присущую танцевальной музыке, чтобы придать движения в статичность петель. Например, если вставить синтетическое крещендо на такт или два, перед переходом на другую дорожку, то это сделает переход более интересным. Смотри примерEx. 20 на отметке 1.20.

Лупоголики, объединяйтесь! Я надеюсь, что некоторые из этих идей окажутся для вас полезными. Если у вас есть какие-то интересные техники и приемы лупенга, то не стесняйтесь делиться ими в камментах. Happy looping … looping … looping …

Автор: Joe Gore
[premierguitar.com]


Читаем по теме:
Зачем нужен лупер (looper) и как им пользоваться?
Дилей (Delay). Что это и как его использовать?
Midi-звукосниматель для гитары. Получаем Midi-гитару
Уменьшаем задержку звука – latency

jablog.ru

Обзор TC Electronic Ditto Looper

Давно хотел остановится на теме выбора идеального лупера для гитары. У меня опыт не сильно большой, но про некоторые педали, которые мне больше всего понравились я расскажу подробнее.

Первым на очереди будет первый Ditto Looper.

Если вы зайдете в раздел луперов в каком-либо магазине, например тут, вы увидите, что в большинстве своем это луперы встроенные в дилеи или это отдельные устройства, иногда с внешними контроллерами. На этом фоне TC Electronic удалось всех удивить, выпустив в 2013 году первый Ditto Looper.

В отличии от луперов конкурентов, TC сделали педаль, которая не занимает много места в педалборде и не требовательна к питанию, как устройства Electro-Harmonix и других.

У педали есть только одна кнопка и одна ручка громкости, USB порт, но вы не можете через него копировать на Ditto или из него ваши треки, он нужен для обновления прошивок, сникерс-сайз корпус без возможности питания от батарейки (как у Polytune Mini), зато цена на БУ начинается от 4500, если поискать.

Основная идея Ditto Looper — простота. Поэтому инженеры TC поработали над взаимодействием только через одну кнопку.

Одно нажатие и начинается запись, до 5 минут аудио. Повторное нажатие — и записанная петля начинает проигрываться. Чтобы не потеряться во время игры, во время записи индикатор на педали горит красным цветом, во время проигрывания петли — зеленым. Как-только петля начинает играть с начала — индикатор «моргнет» зеленым цветом.

Если вы хотите дописать поверх петли — нажмите еще раз на кнопку и запись начнется, для остановки записи нажмите еще раз.

У Ditto есть возможность Undo/Redo, для этого надо нажать на кнопку и немного подержать и последнее действие будет отменено.

Чтобы очистить петлю, нужно просто остановить воспроизведение(двойное нажатие) и нажать и подержать кнопку. Проблема одной кнопки в этом случае проявляется в полный рост — сначала  петля начнеть играть и через мгновение она будет удалена.

Текст выше, кажется гораздо сложнее, чем настоящая работа с Ditto. Как-только я достал его из коробки и подключил питание, для начала полноценного использования мне хватило пары минут и одного подглядывания на сайт TC, чтобы увидеть картинку и разобраться окончательно.

Больше всего в маленьком Ditto подкупает возможность бесконечного количества наложений в рамках 5-минутной петли. Вам не удобно будет играть с ним полноценные песни, но для занятий эта педаль просто незаменима.

Часто у меня между гитарой и комбиком был только маленький Ditto Looper, вот тут-то и осознается нехватка отсека для батарейки и необходимость питать  педаль от адаптера.

У Ditto Looper нет квантизации, метронома или возможности проигрывать ритм треки, идеология TC не подразумевала использование этой педали в живой работе в группе, только для индивидуального использования.

Для домашних занятий эти функции вам могут и не понадобиться, а вот возможности воспроизвести вашу запись в обратную сторону будет не хватать, так как с этой функцией даже обычные петли вдруг становятся вполне себе интересным аккомпанементом для импровизации.

на видео лупер Electro-Harmonix 2880, но о нем поговорим чуть позже

Не нужно думать, что Ditto может конкурировать с более сложными луперами, такими как Digitech JamMan Delay или Boss RC-300 Loop Station, в нем есть только возможность записи одной петли  в моно режиме и ничего более, но именно за счет этого он и стал так популярен буквально с момента выхода.

У меня Ditto прослужил ровно год, до покупки его обновленной версии Ditto Looper X2, о котором расскажу чуть позже.

Плюсы: Простой и лаконичный дизайн и управление, самый маленький среди своих собратьев, да и не самый дорогой(если не брать в расчёт китайские Joyo и прочих азиатских «котов в мешке»). True Bypass в выключенном состоянии.

Минусы: Нет квантизации и ритм-трека, только одна кнопка управления, что может стать проблемой во время живой работы.

Ditto Looper идеальный вариант, если вы ищите простой и недорогой лупер, но в любом ином случае вам будет не хватать функционала. Хотя Guthrie Govan это не сдерживает.

Ну и подборка статей про луперы и игру с ними:

Это интересно:

guitarline.ru

способы создания лупов ♫ ИМИ.Журнал • Институт музыкальных инициатив (ИМИ)

Луп-станции — приборы, с помощью которых можно в реальном времени записывать и наслаивать друг на друга закольцованные музыкальные фразы. Сегодня эти устройства востребованы у самых разных артистов, от андеграундных шумовиков до Эда Ширана и Radiohead. Современные луп-станции позволяют не только создавать абстрактные звуковые ландшафты, но и дают возможность одному музыканту добиться звучания полноценной группы.

Экспериментировать с лупами академические композиторы начали еще в первой половине XX века, используя для их создания зацикленные фрагменты магнитной ленты.

Сегодня у музыкантов, работающих со звуковыми петлями, есть множество решений — от той же пленки до гитарных педалей, приложений для планшета и синтезаторных модулей.

Музыкант и композитор Кира Вайнштейн (Kira Lao) по просьбе «ИМИ.Журнала» рассказала об истории лупов и подготовила обзор аналоговых и цифровых приборов, которые могут использовать музыканты для создания треков в разных жанрах.

Кира Вайнштейн. Фото из личного архива.

Пленки для шумовой музыки

Французский композитор Пьер Шеффер одним из первых стал использовать записанные звуковые петли. В 1940-е годы он работал звукоинженером-акустиком в корпорации Radiodiffusion-Télévision Française и имел доступ к редкому и дорогостоящему оборудованию. Сначала Шеффер проделывал свои эксперименты на фонографе, а впоследствии стал резать и закольцовывать пленку.

Так звучали эксперименты Пьера Шеффера по зацикливанию пленки

Сегодня происходит ренессанс магнитной ленты, ее активно используют в своих перформансах шумовые музыканты (выглядит это так). Ограниченный функционал устройств для проигрывания закольцованной пленки компенсируется фантазией артистов — например, ленту можно деформировать механическим способом и получить необычные искажения. Посмотрите, как эффектно это может звучать и выглядеть.

Если вы решили поэкспериментировать с пленкой, то для лайва подойдет как магнитофон, так и обычный портативный плеер вроде Walkman, а лучше несколько, их легко можно купить на Avito. Если хочется обогатить саунд — пропустите сигнал с плеера через различные педали эффектов и в реальном времени управляйте настройками.

Для воспроизведения кассет можно использовать не только привычные магнитофоны и плееры, но и специальные девайсы, которые позволяют прокручивать ленту вручную. Например, с помощью HC-TT удобно управлять направлением проигрывания пленки и ее скоростью, достигая эффекта, похожего на скретчи.

В России производством аудиокассет занимается петербургская фабрика Go Tape. В их ассортименте есть закольцованные пленки длиной от 10 секунд до 12 минут.

Педали для гитаристов

Из экспериментов с пленочными лупами родился эффект дилэй. Его специфика заключается в том, что зацикленные звуковые фрагменты со временем затихают. Напоминавший эхо дилэй произвел настоящую «психоделическую» революцию и стал активно применяться разными артистами. В гитарной музыке популяризаторами такого саунда стали Роберт Фрипп и Брайан Ино, создавшие дуэт Frippertronics в начале 1970-х. Во время своих шоу они использовали огромный бобинный магнитофон.

Выступление Frippertronics

Развитие технологий позволило достаточно быстро воссоздать звуковые повторы средствами электроники и упаковать дилэй в компактную коробочку.

Но сделать следующий шаг и создать компактную железку, которая могла бы записывать и воспроизводить звуковые петли в реальном времени, инженеры смогли значительно позже.

Сегодня на рынке есть масса компактных педалей-луперов, которые дают возможность записывать фрагменты длиной до нескольких минут и делать бесконечное количество наложений. Исторически эти приборы заточены под нужды гитаристов, что сказывается на архитектуре устройств: у них ограниченное количество каналов на входе, а управление осуществляется ногами. Функционал таких педалей достаточно похож, рецензии на них можно найти на профильных порталах.

Пример использования педали BOSS RC-3 Loop Station

Компактные луп-станции для битбоксеров и вокалистов

Австралийскому битбоксеру Dub FX луп-станция заменяет полноценную группу

В начале нулевых следующим инструментом, расширившим возможности использования звуковых петель, стали луп-станции: они подходили для вокалистов, битбоксеров и электронных музыкантов.

Во второй половине десятилетия луп-станцию стало можно подключить к компьютеру по USB, а у некоторых моделей появилась опция хранения данных на SD-карте.

На входе у таких приборов есть XLR-разъем, а в функционале — множество встроенных эффектов и возможность синхронизации по midi с другими устройствами.

Одно из главных достоинств луп-станций— ими удобно управлять руками.

Сегодня флагманскими приборами от различных производителей считаются Boss RC-505, TC-Helicon VoiceLive 3, EHX 95000 и Korg Kaoss Pad 3.

Американский артист Reggie Watts демонстрирует возможности вышедшей в 2018 году луп-станции EHX 95000

Но есть у этих приборов и существенные ограничения: да, с таким устройством вы сможете успешно играть в одиночку кавера или делать поп-музыку, состоящую из повторяющихся «квадратов», но, как только вам захочется экспериментов, вы быстро столкнетесь с тем, что эти девайсы не годятся для полиритмичных композиций.

Софт и приложения для полиритмичных композиций

Для создания полиритмичных треков сегодня существует множество вариантов — вы можете работать и с железом, и с софтом, и с их комбинациями.

Например, можно использовать несколько луперов или включить в свой сетап компьютер и DAW.

Рекомендую использовать вокальный процессор TC Helicon VoiceLive Touch со встроенным лупером. Это устройство при подключении к компьютеру может работать как звуковая карта. Если в настройках DAW назначить процессор на вход, сигнал с микрофона можно использовать для записи лупов в реальном времени и при этом параллельно записывать лупы другой длины непосредственно в TC.

С устройства в компьютер будет идти чистый сигнал, и микс петель примешиваться не будет. В результате у вас получится компактный сетап для лайва и репетиций.

Обладательница «Грэмми» новозеландская певица Kimbra использует процессор TC- Helicon VoiceLive

Кроме того, широкие возможности для экспериментаторов открывает использование цифрового лупера. Это может быть приложение для iPad от TC-Helicon или VST-плагин, например новый Enso от Audio Damage или неустаревающая классика вроде Mobius.

Обзор плагина Enso

В популярном Ableton также предусмотрено много способов для работы с лупами. Самый простой из них — использовать встроенный аудиоинструмент Looper.

Инструкция по использованию Looper в Ableton

Есть еще одна возможность для создания лупов в Ableton — записывать так называемые клипы в режиме сессии, используя контроллер Ableton Push (так делают певица Rachel K Collier и битмейкер SK Shlomo). А если вам нужно освободить руки, то вместо «Пуша» может пригодиться ножной контроллер Datalooper, который автоматически синхронизируется с Ableton.

Опытные пользователи могут создать собственный лупер для Ableton во встроенной среде визуального программирования Max/MSP. Именно так поступил артист Binkbeats: посмотрите, как он это делает, зрелище захватывающее.

Если ваша система не справляется с большим количеством процессов или лэптоп на сцене кажется моветоном, попробуйте использовать в качестве полиритмичного лупера семплер Octatrack. Но предупреждаю, что разобраться в мануале этого прибора крайне непросто.

Лупы для любителей модульных синтезаторов

Демонстрация работы модуля Morphagene

Одна из самых современных и продвинутых железок для работы с лупами — модуль Morphagene. Он очень компактен и умеет выполнять как простые операции, с которыми справляется пленочный магнитофон (записать луп, проиграть, замедлить, ускорить, сделать реверс, наслоить), так и решать задачи, для которых необходимы мощности компьютера.

Например, с помощью Morphagene можно в реальном времени заниматься гранулярным синтезом — нарезать записанные петли на очень короткие фрагменты (микрогранулы) и разными способами манипулировать этими частицами: сжимать, растягивать и перемешивать в произвольном порядке.

Если вы находитесь в поисках нового звука, этот инструмент однозначно для вас.


Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях:

Facebook | ВКонтакте | Telegram| Instagram

i-m-i.ru

Обзор гитарной педали лупер Nux Loop Core

Педаль NUX Loop Core позволяет записывать и воспроизводить музыкальные фразы в «закольцованном» виде.

40 встроенных барабанных паттернов и 99 слотов для пользовательских записей.
Сочиняя, репетируя и выступая — черпайте вдохновение в педали Loop Core! Записывайте и накладывайте друг на друга столько слоев, сколько пожелаете.

Описание NUX Loop Core:

До 6 часов записи
Запись моно и стерео (стерео только через разъем aux-in)
40 барабанных паттернов с функцией TAP tempo (установка темпа двумя нажатиями)
Изменение темпа проигрывания записей без изменения тональности
Переключение между фразами без задержек
Импорт резервное копирование на ПК
Схема True-bypass
Работает от батареек и сетевого адаптера

Технические характеристики NUX Loop Core:

Частота дискретизации: 44,1 кГц
А/Ц конвертер 20-бит
Обработка сигнала 16-бит
Частотный диапазон: 20Гц-20кГц
Входное сопротивление: 1MОм
AUX IN сопротивление: 33кОм
Выходное сопротивление: 10кОм
Дисплей: LED
Питание: от батареи (в комплекте) или сетевого адаптера 9В (опционально)
Размеры: 122 x 64 x 48мм
Вес: 265гр.

Обзор №1

Короче, протестил я немного педаль NUX Loop Core. Это первый мой лупер и сравнивать мне не с чем.. Подробности может опишу в обзоре, но скажу так - все работает. Отличия от Boss-rc3, на который Nux похож, и мануал которого я изучил, есть. Добавлена функция и кнопка смены режима окончания лупа.

Т.е., после выключения лупа он может остановится: мгновенно, с 10 секундным затуханием, либо после окончательного проигрывания. Вроде в боссе нет такого. Различается также сам функционал некоторых кнопок. Ну и на Нуксе нет дополнительного стерео входа. Может что и еще упустил, но буду разбираться..

Что я не проверил пока, это совместимость с компьютером и все вытекающие от этого манипуляции с перетаскиванием файлов и проч. На выходных этим займусь. Кроны за 100 р. хватает на полчаса - единственный пока минус, т.к в ванной, куда я уходил играть по ночам через свой Umplug нет розетки

Обзор №2

Мне пришел NUX Loop CoreE позавчера. Все нормально работает, очень удобно с ритмом - квантайзинг получается, целые такты пишет
пока не получилось заставить проигрывать записанные в память wav файлы конвертирую через REAPER мр3'шки в wav - 44100/16 бит - но точка в дисплее не появляется и соответственно, когда включаешь воспроизведение - не играет.

А вот косячок нашел, вроде если с метрономом стартуешь кнопкой запись - сбивается метроном, лучше авто старт делать

Еще один косячок с метрономом стартует всегда на определенной громкости, довольно громко мне такая громкость излишняя и я делаю на минимум при очередном запуске - громкость опять стартовая, а ручка то уже на минимум выкручена! Приходится крутить сначала по часовой, а потом обратно.

Зато большой плюс - точное по тактам переключение дорожек при воспроизведении! Можно целые композиции составлять, записывая один и тот же луп с разными подкладами.

Почитав инструкцию к BOSS RC-3 не нашел особых отличий:
+ у NUX'a есть желтая лампочка "наложение",
+ у NUX'a ассортимент барабанных треков побольше - 20,
- у NUX'a заводских лупов совсем нет, к BOSS прилагается 10

Наловчился я его вовремя включать и с режима ARMED и просто кнопкой, постепенно навык приходит.

Как банк минусовок, NUX LOOP CORE использовать получается, можно отрегулировать ручкой соотношение уровней минуса и гитарной партии, а вот запись наложения гитары на эти минусовки не выходит - наверно громкость импортированных минусовок сравнима или больше сигнала гитары, гитара после OVERDUB практически не слышна.

Обнаружился еще один неприятный момент - иногда, пока не поймал в каких ситуациях, отрубается вход! Потом перезагрузишь, шнуры повынимаешь повставляешь - опять работает!

фон при наложении я не слышу, хотя у меня Fender HSS еще тот фонила был! Сегодня залепил люминевым скотчем всё нутро ему, все стало как на хамбакерах.

Но качество сигнала, надо сказать - хреновенькое, кодеки стоят, видимо, максимально экономные сигнал мутный, TC Electronic Ditto Looper судя по ютубовским роликам, гораздо приятней слушается.

Насчет педалей пока непонятно - у меня есть и нормально замкнутая и нормально разомкнутая педали- эффекта никакого, только надпись РС.

В общем, игрушка есть игрушка.

Польза лупера NUX Loop Core для меня в том, что я уже несколько риффов придумал и записал, и делать это с лупером приятно и удобно!
А то пока комп включишь, REAPER заведешь, лопухи на голову натяняшь, уже и забыл, что придумалось.

 

guitar-news.ru

Работаем с лупером вживую. Часть 2: Мультитрековая техника / theory&practice / Jablog.Ru

Часть 2. Мультитрековая техника
Проблема предсказуемости. Проблема петель в том… В том, что это петли! Как только проиграли петлю несколько раз, слушатели уже знаю чего ожидать. И предсказуемость — это только одна из проблем в зацикленной музыке. Зацикленные перфомансы склонны скатываться в такую монотонную структуру:

1. Играется отличная партия
2. Накладывается еще одна отличная партия. (можно повторить, если угодно)
3. Удивление вашей великолепной звуковой текстурой.
4. Конец.

Собственно, в этом нет ничего такого – это эффектная и привлекательная структура. Но что будет в конце полного сета, с постоянным наращиванием плотности звука, перед постепенным затуханием и резким обрывом? Каждая композиция будет похожа на равнобедренный треугольник, повернутый на его самую длинную сторону? Это вот как раз противоположно эффектности и привлекательности.

Но и эту проблему можно решить, если использовать луперы с двумя, тремя или четырьмя дорожками для записи. Это дает гораздо больше возможностей для обмана зрительских ожиданий. Именно это мы тут и рассмотрим.


Electro-Harmonix 45000 – это многофункциональный 4х дорожечный лупер с фейдерами на каждую дорожку, а также с возможностью сохранять все ваши записи. Его настольный формат любят диджеи и вокалисты, но если вы добавите опциональный фут-контроллер (продается отдельно), то он становится отличным инструментом и для гитаристов.
Про наложения. Если ваш лупер может одновременно проигрывать несколько дорожек, то вы можете добавлять разнообразить композицию, комбинируя взаимосвязанные партии в различных конфигурациях. Например, на своем 4х дорожечном Boomerang III, я используя один канал в качестве основного и комбинирую его с остальными каналами. Другими словами, я могу воспроизводить луп A c лупом B или C, но не все три одновременно и не B плюс C. В общем, тут семь различных комбинаций: только А, только В, только С, только D, A + B, A + C и A + D. На однодорожечном лупере петля с четырьмя слоями может звучать отлично, но она статична. С мультитреком вы, фактически, можете делать аранжировку, просто комбинируя четыре партии в различных конфигурациях. Слушаем пример Ex. 11.

Выпори меня, детка (игра слов — Undo me, baby). В мультитрековых луперах наличие функции отмены (Undo), более вероятно, чем в однодорожечных. С этой функцией можно сделать «две петли в одной», использую переключатель undo/redo (отмена/возврат). Так, например, вы можете сделать петлю с несколькими слоями, а затем переключиться на версию петли с меньшим количеством слоев после соло, как на примере Ex. 12.

Скопировать и вставить. Более забавная вариция undo/redo трюка: во время построения слоеной текстуры петли, где-нибудь в начале этого процесса сделайте паузу и скопируйте это незаконченную петлю на вторую дорожку, а затем закончите текстуру петли на оригинальной дорожке. Так вы сможете переключаться между полной версией и неоконченной.

Разрежь ваш риф на два. Иногда можно попробовать разбить партию между двумя дорожками. Скажем, 2 такта из 8 – на одной дорожке, а остальные шесть – на другой. Первые два такта оставим как есть – это вамп (статическая фраза), поверх него можно наложить соло или брейкдаун перед возвращением к полной восьми-тактовой фразе, как на примере Ex. 13.

Взорви вторую часть. Самая большая проблема возникает, когда вы делаете из лупов композиции похожие на песни, возникает при переходе к новой части. Например, вы сделали великолепную четырехслойную первую часть, а теперь хотите перейти к большому припеву. Как же вы избегните большой потери в энергетике, когда нужно будет начать новую часть? Легко – нужно начать вторую часть с громкого, агрессивного нового звука с такой энергетикой, что слушатель не поймет, что у вас вместо четырех слоев играет один. (Ex. 14)

Стирай, пока играешь рифф. Эта техника требует координации, но она отлично работает. Если вы уже сделали аранжировку уже примерно для половины трека, но вам больше не нужна одна из его частей, попробуйте ее стереть, пока играете другую часть, тем самым освободив дорожку для новой партии.

Исчезающая слава. (игра слов — Faded glory). Если у вашего лупера есть функция фэйда (постепенного уменьшения громкости), то вы можете делать красивые и странные окончания и переходы, приглушая петли, в время игры поверх них. Если одна партия исчезает, в то время как другая играет, то создается интересная вариативность и комплексность, как на примере Ex. 15.

Продолжение следует...

Автор: Joe Gore
[premierguitar.com]


Читаем по теме:
Зачем нужен лупер (looper) и как им пользоваться?

jablog.ru

Педали эффектов CUVAVE (Delay и Looper)

Захотелось мне поиграться с эффектами. Попробовать себя в записи/игре лупов, и (в идеале) устроить нечто, вроде живых мини-выступлений, без претензий на какую-либо оригинальность. Сам играю на варгане, и такое «оживление», в виде эффектов, очень интересно слушается. Выбор пал на классический дилей и лупер.
Эти педали эффектов предназначены для гитар, но я использовал их для микрофона.
(Микрофон — из прошлого моего обзора, самодельный с усилителем)

Вид, размер коробок:

Внешний вид педалей:

Размер педали(они по размерам идентичны):

Вес педалей:

Внутренности и обработка металла с завода:

Вид плат:


К сожалению, за такую цену, педаль лупера оказалась без квантизации, вследствие чего, с каждым последующем наложением, совпадаемость уменьшается чуть ли не в геометрической прогрессии.
Ещё одним минусом является наличие только одной кнопки для всех действий… Например, для начала записи, нажимаем один раз, для удаления — два раза итд.
Необходимо заучивать комбинации.

С педалью дилея оказалось не всё в порядке — кнопка активации дилея(без активации заявлено true bypass) нажимается очень туго и с громким щелчком. Явно брак в самой кнопке.UPD: Мне объяснили что так и должно быть, и это не брак.

К сожалению, все нужные провода ко мне до сих пор не приехали, и испытать полностью не смог, но по отдельности испытал — всё работает как и заявлено.
Лупер позволяет сохранять ваши лупы, и, через программу, закидывать в виде Wav на компьютер для последующей обработки, либо закидывать на лупер любую музыку, или партию, в тот же wav для последующего проигрывания и наложения.
С программой немного помучился — она китайская, и не сразу захотела устанавливаться в W7.

Характеристики:
Дилей:
Вход: 1/4 дюймов (monaural Jack) (импеданс: 2,2 м Ом)
Выход: 1/4 дюймов (monaural Jack) (импеданс: 100 K Ом)
Источник питания: адаптер постоянного тока на 9V (центральный — минус) (не входит в комплект).
3 ручки управления — обратная задержка, уровень звука задержки, время задержки (до 530 мс).
True bypass переключатель для переключения между задержкой и байпасным статусом.
Светодиодная подсветка для индикации состояния байпаса.

Лупер:
48kHz, 24бит lossless.
Безлимитное наложение в течении 5 минут записи.
Одна кнопка контролирует все функции: запись, воспроизведение, остановка, перезапись, шаг назад, вернуть, удалить.
Импорт и экспорт с lossloss wav в Windows/Mac Os через программу LooperSuite

Примеры работы дилея и лупера в виде аудиофайла: Писал на микрофон через компьютер, все шумы переключения режимов(особенно на дилее), это следствие некачественной кнопки педали.(UPD: Мне объяснили что так и должно быть — это не брак. )
Непопадание в такт — это следствие отсутствия квантизации в лупере. Извиняюсь за качество — но для примера работы педалей вполне годится.
Лупер и Дилей

Вывод не однозначный — есть и плюсы и минусы.
Из плюсов, хотелось бы отметить миниатюрность педалей, прочный корпус.
Из минусов — на педали дилея громкая и тугая кнопка, на педали лупера неудобное управление и нет квантизации, платы не отмыты от флюса, присутствуют частички облоя и шлака в корпусе после обработки на заводе, нет в комплекте адаптера на 9 вольт с обратной полярностью, странное расположение входа и выхода (в моём понимании, логично было бы расположить вход слева, а выход справа)

Для гитаристов, возможно, очень неплохой способ разнообразить игру — но для микрофона не самый лучший вариант.
В качестве эксперимента вполне пойдет, но на постоянную основу не стал бы брать, и присмотрелся бы к более дорогим аналогам — особенно касаемо лупера.

Спонсором данного обзора является посредник yoybuy.com, который взял на себя оплату товара.
Стоимость доставки от посредника зависит от разных факторов, например количества, веса, а также, наличия других товаров в заказе. В моем случае вышло:
9.38$ доставка + 1.25$ таможенный сбор + 6.81$ плата за услуги посредничества.

Всем спасибо за прочтение обзора!

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

mysku.ru


Смотрите также