Как играть с куклами


Зачем детям играть в куклы?

Вы читаете выпуск рассылки Cdolls.ru "Всё о куклах".

Кукла – это уменьшенная копия человека. Эти маленькие фигурки – не только для развлечения, они помогают детям адаптироваться в окружающем мире.

Девочки с куклами Maru and Friends.

Слева направо: кукла Таня, кукла Мару, кукла Джейми

 

Каждая кукла несёт в себе информацию об определённом образе жизни. Играя с куклой, ребёнок учится очень многому, осваивает умения и роли, необходимые для выживания.  

С куклой Адора Вверх, вверх и наружу

В последние годы всё больше знаменитых психологов по всему миру отмечают, что игра так же важна для счастья и здоровья человека, как любовь и работа (Schaefer, 1993).

 С куклой Анбэби от Петитколлин

Сейчас существует область психологии – игротерапия, которая использует игру для помощи взрослым и детям. Хотя часто дети подсознательно сами используют терапевтические возможности игры.

Девочки с куклами Шлуммерле от Шильдкрет

 

Специалисты, среди них Доктор Лаура Хатчисон*, выделяют 10 главных умений, которым дети учатся во время игры в куклы

1. Построение взаимоотношений

Игра в куклы помогает детям развить воспитательные функции и научиться заботиться о других. Позволяет ребёнку притворяться разными персонажами и походить в сапогах других людей. Во время игры дети активно экспериментируют с социальными и эмоциональными ролями.

Девочки с куклами Шлуммерле от Schildkrot

 2. Выражение свои эмоции

В игре с помощью кукол дети могут научиться выражать свои чувства подходящими способами. Кукла со спокойным выражением лица не оказывает психологического давление на ребёнка и позволяет ему перенести на неё любые свои эмоции (веселье, страх, грусть, желание).

C куклами от Paola Reina

 

3. Улучшение языковых навыков

Играя в куклы, дети учатся общаться с другими людьми.

Девочки с куклами Мару энд Фрэндз

4. Репетиция жизненных ситуаций

Дети используют кукол в ролевой игре, чтобы «прожить» новую ситуацию, например визит к врачу или в школу. Обыгрывая эти случаи, дети понимают их лучше и успокаиваются.

C куклой Адора Медвежонок Время купаться

 

5. Развитие мелкой моторики

Переодевая куклу, застёгивая её маленькие пуговки, молнии и липучки, а также двигая её, ребёнок развивает руки и улучшает работу рук.

С куклой Muffin от Gotz

6. Обучение заботе о себе

Дети кормят кукол, водят их в туалет, моют и таким образом учатся и практикуются в том, как им надо заботиться о себе, становятся более самостоятельными.

 С куклой Адора Время играть

Только куклы с гармоничными пропорциями, приближенными к человеческим, помогут ребёнку принять своё тело.

С куклами Адора Время играть

7. Развивается воображение

Во время игры в куклы может случиться всё что угодно! Игра с куклами стимулирует в детях активное творческое начало. Играя, ребёнок создаёт свой собственный мир.

С куклами Готц

8. Учатся дружить

Как правило, дети находят свою единственную любимую куклу и привязываются к ней. Эта дружба помогает ребёнку чувствовать себя более безопасно, менее одиноко, более вовлечённо и способствует большему раскрепощению при освоении нового. 

Девочки с куклами Мару и друзья:

слева кукла Валентина, справа кукла Мару

9. Понимание жизненных ситуаций

Во время игры с куклами дети реконструируют произошедшие события их жизни и таким образом глубже их понимают, расширяя свой взгляд.

В окружении кукол Адора

10. Пробуждение органов чувств

Игра в куклы задействует все органы чувств детей. Дети прикасаются к куклам, видят их, слышат (например, поющих кукол), чувствуют их запах. И все эти органы чувств получают приятный отклик.

С куклой Минуш Антонин от Сильвии Наттерер

С куклой Саванна от Maru and Friends

Дети могут идентифицировать себя с куклами. Те становятся своеобразными проводниками, которые формируют эстетический вкус и влияют на психическое состояние ребёнка. 

Девочки с куклами Maru and Friends

Поэтому особенно важно, чтобы кукла питала только положительные чувства: улыбку, счастье, нежность, желание заботиться о других.

С куклой Шлуммерле от Готц

Дорогие родители, перед покупкой куклы взвесьте вред и пользу, которую она может принести ребёнку. Не поддавайтесь рекламе или моде. Ведь многое закладывается в детстве, пусть для ваших детей это будут не комплексы, а позитивные утверждения.

Мама с дочками. Дочка с куклой Адора

 

 

*Докnор Лаура Хатчисон - лицензированный психотерапевт игровой терапии, она защитила докторскую степень в Центре исследований человека (Детройт, США) и дополнительные курсы Института игровой психотерапии (США). С 1999 года д-р Хатчисон является практикующим игровым психотерапевтом. 

По материалам Gotz, Adora, Paola Reina.

В статье используются фото пользователей: @dlw1st, raveandreview

Dear users, if you don't want we to use your photo just write a comment and we will delete it. But before doing it consider the following: leaving your photos here will help other collectors to choose a doll. We all like to share our joy and passion for dolls. Thank you.

Уважаемые пользователи! Если вы не хотите, чтобы мы использовали ваши фотографии в этой статье, напишите нам комментарий с указанием фото, и мы удалим её. Но прежде, чем сделать это, мы просим вас подумать о том, что, находясь здесь, ваши фотографии помогают другим коллекционерам определиться с выбором куклы. Ведь мы все любим делиться своей любовью к куклам. Спасибо.

Чтобы заказать любую куклу

 Позвоните нам: +7 (495) 540-50-27  

Напишите нам:  

 

В рассылке «Всё о куклах»:

скидки и акции, кукольные новинки

и интересные рассказы о куклах и авторах.

В рассылке «Всё о куклах»: скидки и акции, кукольные новинки и интересные рассказы о куклах!

cdolls.ru

Почему детям важно играть в куклы?

Куклы существуют столько, сколько существует человек. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с куклой, ухаживать как за ней как за младенцем, заменять ею товарища для игр. Однако эти игрушки созданы не только для развлечения и игры: кукла несет особые функции в развитии психики ребенка.

Одна из таких функций – воспитание человеческих чувств. Кукла – это образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу. В игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать. Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях.

Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых: они также купают куклу, как купают их самих, также одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, происходящие в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

В этом зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.

Игра с куклой также удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. То, как будет играть с куклой ребёнок, также зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство.

Кукла задаёт образ человека, формирует у ребенка понятие о добре и зле, хорошем и плохом. Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё не проработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать вовсю, так как ребёнок сам, в таком случае, может задать настроение кукле. Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже влияет на психику ребёнка.

Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки или несоответствии её возрасту ребёнка. Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения?

Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком правдивы, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно.

Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия.

Так же очень по-разному кукольный мир преподносит нам образ мужчины. У девочек - это нежный женственный Кен и другие «принцы в голубом», у мальчиков же - брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге. Необходимо учитывать все особенности, чтобы личность ребенка развивалась наиболее гармонично.

Автор: Галина Сенинг, Фото: Наталья Хаванина

www.livemaster.ru

Как можно играть в куклы с ребенком

На вопрос, что больше всего любят делать дети, любой из нас без сомнения ответит — играть. Наблюдая окружающий мир, людей, ребёнок хочет стать участником происходящих вокруг него событий. Но в полной мере, как взрослый, он этого сделать пока не может. А в игре может всё: стать мамой или папой, капитаном, врачом или учительницей. По-настоящему, а не понарошку работают воображение малыша, память, мышление, речь. В процессе игровой деятельности надо строить отношения с партнёрами (даже если их роль  выполняют неодушевлённые предметы), решать возникающие проблемы.

Одна из любимых игрушек и девочек, и мальчиков — это кукла, игрушка в виде фигурки человека.

Для девочек — разряженные принцессы (красавицы из фарфора), резиновые пупсики (голыши), милые самодельные тряпичные куклы. У мальчиков тоже есть свои куклы, хотя им и в голову не приходит, что они так называются. Это солдатики, человечки от конструкторов (воины, пилоты и пр.), другие фигурки, как правило, мужского пола. Сегодня мы поговорим о девичьих куклах.

Малыши, как играли в куклы сотни лет назад, так играют и сейчас.

За многие годы их вид сильно изменился. Сначала это были просто вырезанные из дерева или вылепленные из глины фигурки, которые напоминали человека. Потом их стали делать уже из других материалов, в частности, из ткани. Взрослые часто делали кукол для своих детей, передавали их из поколения в поколение. И только последние два столетия кукол начали делать специально обученные мастера. Такие игрушки пользовались повышенным спросом в богатых семьях. Дети бедняков ещё долго играли с самодельными куклами.

Сейчас в магазине вы найдёте куклы на любой вкус и кошелёк. Сделаны они из разных материалов и одеты во всевозможные наряды.

Однако некоторые родители, попробовав один раз изготовить куклу своими руками, убеждаются, что именно они — простые тряпичные куклы — больше по душе детям, особенно самым маленьким. Такую куклу хочется прижать к себе, положить с собой в постельку. Она кажется гораздо более живой, чем пластмассовая длинноногая красавица.

Дети любят совместные игры в куклы и чутко реагируют на отношение взрослого к игре: они откажутся участвовать, если почувствуют фальшь, равнодушие.

Взрослый должен уметь на время стать ребёнком и играть увлечённо, с интересом. Естественно, для игры надо выбирать не то время, когда на плите готовится обед или вот-вот должен раздаться важный телефонный звонок. Малыш почувствует напряжение, поймёт, что вы делаете ему одолжение.

Когда ребёнку всего два-три года, инициатива в игре обычно принадлежит взрослому. Он придумывает сюжет. Допустим, говорит: «Это будет мама, это — папа, это — их сыночек, тут у них кроватка, тут столик» — и так далее. По ходу игры, имея в руках одного или несколько персонажей, взрослый будет обращаться с вопросами и предложениями к тем, которые находятся в руках у его чада. Он будет как бы направлять игру, не забывая при этом поддерживать инициативу ребёнка, развивать его сюжетную линию. Если в руках играющего «говорят» персонажи, лучше это делать, слегка изменяя голос. Когда взрослый предлагает поменять что-то в ходе игры, он должен говорить своим голосом, не изменяя его. Это будут слова «от автора», но не к зрителям, которых нет, а к соавтору.

Реквизитом для игры могут служить готовые, купленные в магазине игрушки, но лучше, если вы будете использовать предметы-заместители, это развивает фантазию ребёнка. Скажем, кукольной кроваткой может стать любая коробка, посудой — формочки, старые солонки или нижние части от пластиковых лимонадных бутылок (их, конечно, надо отрезать заранее, а не в процессе игры), постельным бельём — кусочки любой материи (желательно стиранной и нарезанной аккуратными лоскутами).

Одеждой могут стать те же самые лоскутки, в которые достаточно будет укутать куклу и перетянуть верёвочкой. Едой для кукол могут служить любые мелкие предметы: бусины, шишки, камушки (весь природный материал, предварительно вымытый и высушенный), детали конструкторов, небольшие кубики, Дошкольник постарше (4—7 лет), как правило, сам выстраивает сюжетную линию. Сам располагает «реквизит», раздаёт роли действующим лицам. Взрослый становится ведомым. Ему только предлагается в нужный момент производить те или иные действия одним из персонажей. Но не стоит занимать пассивную позицию. Старайтесь играть на равных с ребёнком. Выдвигайте свои версии развития сюжета, даже самые неожиданные.

Возможно, сшить хорошую куклу у дошкольницы сразу не получится, поэтому можно использовать готовые куклы или сшитые мамой.

А вот с простой одеждой девочка вполне сможет справиться. Дом для куклы можно изготовить из большой картонной коробки, вырезав окно, раскрасив стены. Шторы получатся, если приклеить над окнами небольшие кусочки тюля. Для мебели можно использовать небольшие коробочки, отрезав лишнее, превратив их в столики, стулья, диваны.

vscolu.ru

Играем в куклы. Игры с детьми

Содержание:

На вопрос, что больше всего любят делать дети, любой из нас, не сомневаясь, ответит — играть.

Наблюдая окружающий мир, людей вокруг себя, ребенок хочет стать участником происходящих вокруг него событий. Но в полной мере, как взрослый, он этого сделать пока не может. А вот в игре он может все. В игре он "вдруг" становится мамой или папой, капитаном корабля или командиром полка, врачом или учительницей. В игре по-настоящему, а не "понарошку" работает воображение малыша, память, мышление, речь, по-настоящему надо строить отношения с партнерами, решать возникшие проблемы (даже если роль партнеров выполняют неодушевленные предметы).

Любой малыш будет с упоением играть камушками, палочками, тряпочками и другими незамысловатыми предметами или будет играть, вообще не имея под рукой никаких атрибутов. Но все-таки одна из любимых игрушек у всех детей (и девочек, и мальчиков) — это кукла.

Кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека (С. И. Ожегов "Словарь русского языка"). Куклы бывают разными. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в "Детский мир" или проникнуть в небольшой детский "мирок" — комнату или игровой уголок любого малыша.

У девочек это и разряженные принцессы — красавицы из фарфора, и резиновые пупсики — голыши, и незамысловатые самодельные тряпочные куколки, такие милые, домашние, которых хочется прижать к себе.

У мальчиков тоже есть свои куклы, хотя ни одному мальчику в голову не приходит, что это тоже куклы. Это солдатики, человечки от конструкторов (водители, пилоты и пр.), другие фигурки, как правило, мужского пола.

Но сегодня мы поговорим о "девчачьих" куклах.

"Кукольная" история

В куклы играют все дети. В них играли малыши сотни лет назад, играют и сейчас. Конечно, за многие годы вид кукол сильно изменился. Сначала это были просто вырезанные из дерева или вылепленные из глины фигурки, напоминающие человека. Затем стали делать кукол из других материалов, в частности, из ткани.

Кукла была буквально членом семьи. Делали куклы своими руками для своих детей, передавая их из поколения в поколение.

И только последние в два столетия кукол начали изготавливать специально обученные этому ремеслу мастера. Причем, такие куклы пользовались спросом только в богатых семьях. Простые люди еще долго продолжали пользоваться самодельными куклами.

В наше время в любом магазине вы найдете куклы на любой вкус и кошелек. Сделаны они из разных материалов и одеты во всевозможные наряды, как простые, так и роскошные.

Но некоторые родители, попробовав один раз сделать куклу своими руками, убеждаются, что именно они — простые тряпочные куклы более по душе детям, особенно самым маленьким. Такую куклу хочется прижать к себе, положить с собой в постельку. Она более живая, чем пластмассовая длинноногая красавица.

Как играть в куклы

Дети чутко реагируют на отношение взрослого человека к игре: они не будут играть с ним, если почувствуют фальшь, равнодушие. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Естественно, для игры с ребенком надо выбирать не то время, когда у вас на плите готовится обед или вот-вот должен прозвучать важный телефонный звонок. Ребенок почувствует ваше напряжение, поймет, что вы делаете ему одолжение, согласившись поиграть.

Когда ребенок маленький (два-три года), инициатива в игре должна принадлежать взрослому. Он начинает сюжет игры. Допустим, говорит: "Это будет мама, это папа, это их сыночек, тут у них кроватка, тут столик и так далее". По ходу игры, имея в руках один или несколько персонажей, взрослый будет обращаться с вопросами и предложениями к другим персонажам, тем, которые в руках у ребенка. Он будет как бы направлять игру. При этом не забывая поддерживать инициативу ребенка, развивать сюжетную линию, предложенную малышом.

Когда в руках играющего "говорят" персонажи, лучше это делать, слегка изменяя голос. Когда взрослый обращается к ребенку, предлагая изменить что-то в ходе игры, он должен говорить своим голосом, не изменяя его. Это будут слова "от автора", но не к зрителям, которых нет, а к соавтору.

Реквизитом для игры могут служить готовые, купленные в магазине игрушки, отображающие "кукольную" действительность. Но лучше, если в качестве атрибутов вы будете использовать предметы заменители, это развивает фантазию ребенка.

Например, кукольной кроваткой может стать любая коробка, постельным бельем — кусочки любой материи (желательно стиранной и нарезанной аккуратными лоскутками), посудой — формочки, старые солонки или нижние части от пластиковых лимонадных бутылок (их, конечно, надо отрезать заранее, а не в процессе игры). Одеждой послужат те же самые лоскутки, в которые достаточно будет укутать куклу и перетянуть веревочкой.

Едой для кукол и других персонажей могут служить любые мелкие предметы: детали конструкторов, небольшие кубики, бусины, шишки, камушки (весь природный материал, который достается ребенку в качестве игрушек, предварительно надо вымыть и высушить, а только после этого отдать в детскую комнату).

Ребенок постарше (4-7 и более лет), как правило, сам выстраивает сюжетную линию. Сам располагает "реквизит", раздает роли действующим лицам. Взрослый становится "ведомым". Ему только предлагается в нужный момент производить те или иные действия одним из персонажей. Но не стоит занимать пассивную позицию. Старайтесь играть на равных с ребенком. Выдвигайте свои версии развития сюжета, пусть даже самые неожиданные.

Детям этого возраста уже недостаточно кукольной кроватки из коробки, а белья из тряпочек. Им надо все "по-настоящему". Но, даже если у вас есть возможность купить куклу с комплектом одежды и роскошный кукольный дом со всеми атрибутами, предложите ребенку сделать это самостоятельно.

Возможно, сшить хорошую куклу у девочки-дошкольницы сразу не получится, поэтому можно использовать готовых кукол или сшитых мамой. А вот с простенькой одеждой она сможет справиться.

Дом для куклы можно изготовить из большой картонной коробки, вырезав окно, раскрасив стены. Шторы получатся, если вы приклеите над окнами небольшие кусочки тюля. Мебель можно сделать из небольших коробочек, отрезав лишнее, превратить их в столики, стулья, диваны.

www.7ya.ru

Почему детям важно играть в куклы? / Статьи / ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ

Почему детям важно играть в куклы?

Автор: Галина Сенинг, фото: https://pixabay.com

Куклы существуют столько, сколько существует человек. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с куклой, ухаживать за ней, как за младенцем, заменять ею товарища для игр. Однако эти игрушки созданы не только для развлечения и игры: кукла имеет особые функции в развитии психики ребенка. ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ подготовил статью о особой роли куклы в развитии ребенка.

Одна из таких функций – воспитание человеческих чувств. Кукла – это образ человека в детской игре. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу. С ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать или осуждать. Часто в игре с куклой ребёнок проецирует на неё какие-то внутренние переживания и проигрывает их в различных ситуациях.

Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых: они также купают куклу, как купают их самих, также одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, происходящие в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

В этом зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок примеряет на себя образ куклы, исполняет её роль.

Игра с куклой также удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. То, как малыш будет играть с куклой, также зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство.

Кукла задаёт образ человека, формирует у ребенка понятие о добре и зле, хорошем и плохом. Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё не проработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать вовсю, так как ребёнок сам может определять настроение кукле. Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже влияет на психику ребёнка.

Внешний вид куклы

Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. Это очень важно для его дальнейшего психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию, играя с такими непропорциональными куклами, как Барби. Потому что девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и, вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала.

Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, тоже имеют значение. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие рождают негативное отношение.

Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы несут в себе определённые человеческие качества, соответственно, определяют способ игры и роль куклы. Так, куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль как спасителей, героев, добрых фей; а игрушки с негативными выражениями – это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей. Ребёнок приписывает хорошей характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных. Такие куклы как бы требуют от ребёнка определённого способа взаимодействия с ними.

Игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений, поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то игрушка будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.

Мальчики играют в куклы?

Большинство взрослых уверены, что игра в куклы подходит только для девочек. Однако и мальчики в 2-3 года охотно играют в куклы: они укладывают их спать, возят в коляске, носят на руках. Взрослых это обычно удивляет и сильно шокирует.

Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Но по решению взрослых у мальчика отбирается простая кукла, а вместо нее даются различные технические игрушки или какой-нибудь монстрик, а в лучшем случае солдатик. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не учится правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.

Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.

Куклы разные важны

Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла со своим набором характеристик. Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много «элементов» для игры. Такая простая игрушка даёт малышу много ощущений - разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твёрдая голова и мягкие ножки, спокойные, но разные оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она лёгкая, мягкая на ощупь. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребёнка: куколки делаются «без лица» - малыш будет каждый раз сам «дорисовывать», «додумывать» нужное настроение для своей игрушки.

Начиная со второго года, общение с куклой становится буквальным подражанием. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.

В возрасте около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это – свидетельство воображения малыша. Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица.

Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно и активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, так как у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека, что является залогом будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом, в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы.

Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру. По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Она теперь не только предмет заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека - девушки или юноши.

К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребёнка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, ему можно давать играть с всевозможными человекоподобными куклами, такими как Барби, различные монстрики и тому подобное.

В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам - ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам.

Неправильный подбор

Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки или несоответствии её возрасту ребёнка. Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения?

Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком правдивы, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно.

Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия.

Так же очень по-разному кукольный мир преподносит нам образ мужчины. У девочек - это нежный женственный Кен и другие «принцы в голубом», у мальчиков же - брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге.

Родителям необходимо учитывать все особенности кукол, приобретаемых для малыша, чтобы личность ребенка развивалась наиболее гармонично.



xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai

Как научить ребёнка играть с куклой (советы психолога)

У каждой девочки, какой бы взрослой она ни казалась, есть любимые куклы. Воспоминания о них сохраняются на всю жизнь. Этих кукол она укладывала спать, кормила обедом и водила на прогулки. А потом они встречались с куклами мальчиками, выходили замуж, заводили детей, готовили обеды.

Так же, если у вашей дочки появится любимая кукла, она не будет просить вас купить новых. Но нужно научить ребёнка с ней играть. Достаточно дать девочке в руки куклу, чтобы понять, умеет ли она с ней играть. Если не умеет, обычно это значит, что её мама не умела и не умеет в них играть.

Как научиться?

Кукла может быть большой или маленькой, но принцип игры один. Для начала поиграйте с куклой сами, а ребёнок пусть просто смотрит. Постепенно вовлекайте ребёнка в игру. Попросите помочь вам уложить куклу спать, накормить или отвести в детский сад.

Главное правило долгосрочной игры в куклу: дайте кукле имя. Она сразу обретёт для ребёнка индивидуальность и ценность.

Второе: у куклы должна быть своя кукольная комната или домик, где она будет жить. Для больших кукол можно сделать домик из больших коробок. С маленькими проще. Для них можно сделать или купить мебель. Жить они могут хоть в коробку, хоть на столе.

Третье – кукла должна проживать настоящую кукольную жизнь.

Хорошо, если в кукде ребёнок будет узнавать самого себя. Будет тогда и куклотерапия на любой случай жизни. Например, можно проиграть процесс утреннего пробуждения.

Пример игры с куклой

— Доченька, вставай!

— Ну мама, не хочу вставать, я ещё немножко посплю.

— Давай, в детский садик опаздываешь… Не включай телевизор. Что ты собираешься смотреть?

— Мультфильмы

— Нет давай утром не будем смотреть мультфильмов. Нужно попить чайку и поесть кашку.

— Кашку? Не хочу! Я лучше конфетку съем

— Нет, конфетку после кашки. Садись!

— Только с мишкой!

— Ну, бери мишку.

— Поела кашку? Дай мишке, он доест.

Потом проиграйте, как вы вечером пришли за куклой в детский сад. Погуляли, вернулись домой поужинали, поиграли, почитали.

Изо дня в день придумывайте новые истории.

Ребёнок переносит на куклу своё восприятие мира и отношение к окружающей среде.

Испокон веков дети играли с куклами, копируя поведение своих матерей. И в дальнейшем навыки, полученные в игре с куклой, переносятся на своих детей.

Куклы беби борн воспитали не одно поколение детей. Компания Zapf Creation уже 80 лет радует малышей потрясающими, реалистичными куклами и аксессуарами к ним. Пупсы беби борн могут кушать и ходить на горшок, плакать, шевелить ножками и ручками. Это чудесный подарок для малыша, который будет радовать его долго.

Вас также может заинтересовать

mishbaby.ru

Как играть в куклы?

Как играть в куклы?

Куклы — одни из самых распространенных на планете игрушек, которые не теряют своей популярности на протяжении веков. Такая их востребованность объясняется тем, что куклы — это игрушечные прототипы людей, а значит вариантов игр с ними очень и очень много. О том, как играть в куклы так, чтобы это было увлекательно и интересно и пойдет речь далее.

Как играть в куклы: основные сюжеты игр

Игра в куклы, прежде всего, требует наличия сюжета. Причем, необязательно продумывать его до мелочей: иногда можно просто придумать основную сюжетную линию — это даст толчок к началу игры, а дальше она обрастет деталями в процессе. Сложность сюжета будет зависеть от возраста, фантазии и интересов играющего. Самыми популярными вариантами сюжетных игр с куклами являются следующие:

  1. "Дочки-матери" . Всем доводилось видеть, как девочки играют в куклы в самом раннем возрасте: они просто нянчат их. В такой игре, обычно, куклы играют роль маленьких детей: их можно покормить, поменять им подгузники, уложить спать, покатать в коляске и так далее. Развивая сюжет, можно создать кукольную семью и воспроизводить то, чем занимается настоящая семья: обедать, гулять, ходить в гости, в детский сад, библиотеку. Кукольную семью можно сделать многодетной, с дедушками-бабушками, дядями-тетями, домашними животными.
  2. Создание ситуаций, в которые могут попадать игрушки — еще один вариант того, как играть в куклы. Например, если придумать куклам какую-нибудь работу: модель, учитель, продавец, путешественник, тогда и ситуации, в которые они попадут, придумать будет легко. Также можно организовать кукольный поход в цирк, свадьбу кукол и т. п.
  3. Кукольный спектакль. Главное,что понадобится в такой игре — это ширма с окошком и текст. В кукольном спектакле можно воспроизвести какую-нибудь известную сказку или создавать сюжет, импровизируя прямо на ходу.

Как играть в куклы барби

Барби — всемирно популярная кукла-девушка, у которой есть собственный дом, автомобиль, множество друзей, и, даже, жених. поэтому, в каждой игре с куклой Барби можно использовать разные темы, например: поход на дискотеку, посещение врача или парикмахерской, фотосъемка, ремонт в квартире, и даже написание детектива. Кроме того, для Барби можно шить костюмы, мастерить для неё украшения. Идеи того, как играть в куклы барби можно почерпнуть в многочисленных книгах и журналах о приключениях Барби её друзей.

Как играть в куклы винкс

Мир кукол Винкс - героинь одноименного мультфильма - весьма разнообразен. В первую очередь потому, что куклы винкс - Стелла, Блум, Муза, Техна и Флор - феи, а значит и ситуации, в которые попадают эти куклы могут быть волшебными. Куклы Винкс в играх могут и, как обычные девочки, ходить на пляж, на танцы, в магазин и парикмахерскую, и как настоящие волшебницы посещать школу полётов, учиться волшебству, отправляться в опасные приключения, чтобы победить зло. Кроме того, феечки Винкс — известные модницы, поэтому можно поиграть с ними в салон красоты, делая им макияж, грим, необычные прически, окрашивая их волосы в любой цвет. Кроме того, о там, как играть в куклы винкс можно узнать в интернете: в сети есть множество видео роликов с интересными сюжетами, снятыми самими игроками.

Как играть в куклы братц

Куклы братц появились совсем недавно, но успели полюбиться множеству детей во всем мире. Дело в том, что в куклах братц девочки часто видят самих себя, ведь братц — это подростки. Именно поэтому у девочек редко возникают вопросы о том, как играть в куклы братц, ведь их интересы совпадают. В играх с этими куклами можно экспериментировать с ярким макияжем, флиртовать с мальчишками, посещать дискотеки. В комплекте с куклами, как правило, продаются наборы одежды, которые можно комбинировать. Хозяйки кукол Братц могут коллекционировать кукольные наряды и меняться ими друг с другом, ведь недаром рекламный слоган кукол братц гласит: «Девчонки без ума от моды». Видео как играть в куклы бартц можно найти в сети, кроме того, есть видеоигры, мультфильмы и даже художественный фильм с этими героинями. Все это может подать много свежих идей для игры с ними.

Теперь вы знаете как играть в куклы. Главное в этой игре — это «отпустить» на волю свою фантазию, ведь именно она поможет придумать самые необычные сюжеты игры, сделав её невероятно увлекательной.

elhow.ru

Как играть в куклы

На вопрос, что больше всего любят делать дети, любой из нас, не сомневаясь, ответит – играть.

Наблюдая окружающий мир, людей вокруг себя, ребенок хочет стать участником происходящих вокруг него событий. Но в полной мере, как взрослый, он этого сделать пока не может. А вот в игре он может все. В игре он «вдруг» становится мамой или папой, капитаном корабля или командиром полка, врачом или учительницей. В игре по-настоящему, а не «понарошку» работает воображение малыша, память, мышление, речь, по-настоящему надо строить отношения с партнерами, решать возникшие проблемы (даже если роль партнеров выполняют неодушевленные предметы).

Любой малыш будет с упоением играться камушками, палочками, тряпочками и другими незамысловатыми предметами или вообще не имея под рукой никаких атрибутов. Но, все-таки, одна из любимых игрушек у всех детей (и девочек, и мальчиков) – это кукла.

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека (С. И. Ожегов «Словарь русского языка»). Куклы бывают очень разными. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в «Детский мир» или проникнуть в небольшой детский «мирок» – комнату или игровой уголок любого малыша.

У девочек это и разряженные принцессы – красавицы из фарфора, и резиновые пупсики – голыши, и незамысловатые самодельные тряпочные куколки, такие милые, домашние, которых хочется прижать к себе.

У мальчиков тоже есть свои куклы, хотя ни одному мальчику в голову не приходит, что это тоже куклы. Это солдатики, человечки от конструкторов (водители, пилоты и пр.), другие фигурки, как правило, мужского пола.

Но сегодня мы поговорим о «девчачьих» куклах.

«Кукольная» история

В куклы играют все дети. В них играли малыши сотни лет назад, играют и сейчас.


Конечно, за многие годы вид кукол сильно изменился.

Сначала это были просто вырезанные из дерева или вылепленные из глины фигурки, напоминающие человека. Затем стали делать кукол из других материалов, в частности, из ткани.

Кукла была буквально членом семьи. Делали куклы своими руками для своих детей, передавая их из поколения в поколение.

И только последние в два столетия кукол начали изготавливать специально обученные этому ремеслу мастера. Причем, такие куклы пользовались спросом только в богатых семьях. Простые люди еще долго продолжали пользоваться самодельными куклами.

В наше время в любом магазине вы найдете куклы на любой вкус и кошелек. Сделаны они из разных материалов и одеты во всевозможные наряды, как простые, так и роскошные.

Но некоторые родители, попробовав один раз сделать куклу своими руками, убеждаются, что именно они – простые тряпочные куклы более по душе детям, особенно самым маленьким. Такую куклу хочется прижать к себе, положить с собой в постельку. Она более живая, чем пластмассовая длинноногая красавица.

Как играть в куклы

Дети чутко реагируют на отношение взрослого человека к игре: они не будут играть с ним, если почувствуют фальшь, равнодушие. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Естественно, для игры с ребенком надо выбирать не то время, когда у вас на плите готовиться обед или вот-вот должен раздастся важный телефонный звонок. Ребенок почувствует ваше напряжение, поймет, что вы делаете ему одолжение, согласившись поиграть.

Когда ребенок маленький (два-три года), инициатива в игре должна принадлежать взрослому. Он начинает сюжет игры. Допустим, говорит: «Это будет мама, это папа, это их сыночек, тут у них кроватка, тут столик и так далее». По ходу игры, имея в руках один или несколько персонажей, взрослый будет обращаться с вопросами и предложениями к другим персонажам, тем, которые в руках у ребенка. Он будет, как бы, направлять игру. При этом, не забывая поддерживать инициативу ребенка, развивать сюжетную линию, предложенную малышом.

Когда в руках играющего «говорят» персонажи, лучше это делать, слегка изменяя голос. Когда взрослый обращается к ребенку, предлагая изменить что-то в ходе игры, он должен говорить своим голосом, не изменяя его. Это будут слова «от автора», но не к зрителям, которых нет, а к соавтору.

Реквизитом для игры могут служить готовые, купленные в магазине игрушки, отображающие «кукольную» действительность.

Но лучше, если в качестве атрибутов вы будете использовать предметы заменители, это развивает фантазию ребенка.

Например, кукольной кроваткой может стать любая коробка, постельным бельем – кусочки любой материи (желательно стиранной и нарезанной аккуратными лоскутками), посудой – формочки, старые солонки или нижние части от пластиковых лимонадных бутылок (их, конечно, надо отрезать заранее, а не в процессе игры). Одеждой послужат те же самые лоскутки, в которые достаточно будет укутать куклу и перетянуть веревочкой.

Едой для кукол и других персонажей могут служить любые мелкие предметы: детали конструкторов, небольшие кубики, бусины, шишки, камушки (весь природный материал, который достается ребенку в качестве игрушек, предварительно надо вымыть и высушить, а только после этого отдать в детскую комнату).

Ребенок постарше (4 – 7 и более лет), как правило, сам выстраивает сюжетную линию. Сам располагает «реквизит», раздает роли действующим лицам. Взрослый становится «ведомым». Ему только предлагается в нужный момент производить те или иные действия одним из персонажей. Но не стоит занимать пассивную позицию. Старайтесь играть на равных с ребенком. Выдвигайте свои версии развития сюжета, можно даже самые неожиданные.

Детям этого возраста уже недостаточно кукольной кроватки из коробки, а белья из тряпочек. Им надо все «по-настоящему». Но, даже если у вас есть возможность купить куклу с комплектом одежды и роскошный кукольный дом со всеми атрибутами, предложите ребенку сделать это самостоятельно.

Возможно, сшить хорошую куклу у девочки дошкольницы сразу не получится, поэтому, можно использовать готовых кукол или сшитых мамой. А вот с простенькой одеждой она сможет справиться.

Дом для куклы можно изготовить из большой картонной коробки, вырезав окно, раскрасив стены. Шторы получатся, если вы приклеите над окнами небольшие кусочки тюля. Мебель можно сделать из небольших коробочек, отрезав лишнее, превратить их в столики, стулья, диваны.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Как девочки играют в куклы 🚩 Игры и развлечения

 

Первоначально еще в древности кукла играла роль идола, божка, позже куклу стали использовать как оберег в зависимости от обстоятельств. Соломенную или вырезанную из дерева куклу клали в кроватку к младенцу, чтобы стерегла его сон, охраняла от злых духов, которые в случае чего должны были принять куклу за младенца и утащить вместо него. Куклу подкладывали в постель к заболевшему человеку, чтобы она приняла на себя болезнь, потом сжигали ее или закапывали. Куклы применялись и в разных обрядах, ритуалах в качестве оберегов на все случаи жизни. В славянской мифологии кукла имела тесную связь с потусторонним миром, с душами предков.

Не сразу кукла стала распространенный игрушкой, долго еще после насаждения христианства на Руси, она служила оберегом, талисманом. Не по сей ли день служит? 

Но все же кукла стала предметом игры для детей. И не могло быть иначе, ведь ребенок, в колыбельке которого лежала кукла-оберег, конечно же играл ею. Эта соломенная или вырезанная из дерева фигурка, завернутая в лоскутки, становилась первой и самой любимой игрушкой. Ведь даже завернутый чурбачок, очень отдаленно напоминавший человеческую фигуру, в воображении девочки был ее ребенком. Девочка качала, баюкала куклу - ляльку, лельку, названную так по имени Лели (Ляли) - дочери славянской богини Лады, олицетворяющей собой ребенка вообще. С куклой девочка не расставалась до самого замужества, затем тайно уносила ее вместе с родительским благословением в дом к мужу.

Игра детей в куклы всегда отражает окружающую действительность, внутренний мир самой девочки. Все, что она видит вокруг себя, что больше всего занимает ее воображение, находит место в ролевых играх с куклами. Имеет значение местность, где проживает ребенок, обстановка в семье, круг общения. Психолог может многое рассказать про ребенка, просто понаблюдав за его игрой.

В игре девочка почти всегда является матерью куклы. Если играют несколько детей, то другие становятся "родственниками" иногда "учителями" или "врачами". Дальше начинается буйство фантазии. С куклами разыгрываются различные бытовые или фантастические сценки. Чем лучше развит ребенок, чем ярче его воображение, тем интересней игра. Кукол одевают, наряжают, красят, причесывают, водят в кино и в рестораны, усаживают за книги, наказывают, кормят, укладывают спать. Дети бывают настолько поглощены игрой, что оторвать их от нее нелегко.

В играх сельских детей обязательно наравне с куклами присутствуют домашние животные, а сами куклы выполняют необходимую деревенскую работу.

В настоящее время кукол в продаже множество, так же как и аксессуаров к ним. Но так было не всегда. До революции в царской России куклы были предметом роскоши, они изготавливались из фарфора и настоящих волос, стоили очень дорого. Детям подержать такую куклу давали только по большим праздникам, что их весьма огорчало. Приходилось мастерить кукол из подручных средств.

Игры с куклами имеют огромное значение в развитии ребенка. Они помогают социальной адаптации, развивают воображение и фантазию.

www.kakprosto.ru

Куклы игры: Игры с куклами

Куклу ребенок отождествляет с живым существом, очень похожим на самого малыша. Благодаря этому сходству, вместе с куклой можно «прожить», примерить на себя многие жизненные ситуации.

«Покорми меня!» Подражая маме, малыш или малышка с удовольствием станут кормить своих кукол.

Кукольная стирка. Все малыши просто обожают возиться с водой. Предложите ребенку постирать кукольную одежду – и он воспримет такую игру на «ура»! Налейте в таз немного воды, поставьте его в ванной. Пусть малыш соберет кукольные вещи, а вы покажете ему, как их стирать (моющие средства добавлять не нужно). Потом продемонстрируйте, как отжать белье и развесить сушить. Такая игра – не просто развлечение. Она обучает ребенка простейшим бытовым навыкам, тренирует моторику, обогащает тактильный опыт.

Моем куклу. Купать куклу – это еще интереснее, чем стирать одежки! Пусть кроха возьмет куклу с собой в ванную и как следует потрет ее мочалкой. Скажите малышу: «Где у тебя пяточка? Потри ее мочалкой. А теперь потри мочалкой пяточку кукле!» Потом помоем локоток, ладошку, животик и т.д. С помощью такой нехитрой игры малыш очень быстро запомнит все части тела и у куклы, и у себя.

Кукольный домик. Было бы здорово устроить в уголке детской комнаты «стационарный» кукольный домик. Кукла будет там жить, у нее будет мебель и другие необходимые вещи, к ней в дом будут приходить гости, а на ночь малыш будет укладывать куколку спать в ее кукольную кроватку. И вовсе не обязательно покупать для пупса дорогую кукольную мебель. Самодельное оборудование домика принесет малышу куда больше пользы, чем реалистичная покупная мебель. Сделаем мебель из коробок, постелем в кроватку лоскуты ткани, приспособим кусочек старого меха в качестве ковра на полу. Можно сочетать игрушки покупные и самодельные. Главное, чтобы малышу было интересно со всем этим возиться.

Если малыш еще не может придумывать сюжеты игр самостоятельно, он с радостью подключится к игре, придуманной мамой. Главное, чтобы эти сюжеты были малышу понятны, чтобы он уже сталкивался с ними в повседневной жизни. Например, вы побывали на дне рождения у кого-то из малышей, и ваш кроха уже знает, что на такой праздник приглашают гостей, накрывают стол, устраивают веселые игры и приносят имениннику подарки. Значит, можно перенести знакомый сюжет в игру.

День рождения куклы. Сообщите малышу, что у куклы сегодня день рождения.

Кукла Катя в день рожденья
Принимает поздравленья.Нарядилась, стол накрыла, Чай душистый заварила.(Ю. Каспарова)

Вместе с крохой сделайте кукле красивую прическу, нарядите ее, накройте кукольный стол. Может, малыш захочет сделать своей кукле подарок? Можно специально пойти в магазин и купить для нее какой-нибудь новый «аксессуар»: посудку, что-то из игрушечной бытовой техники, мебель, платье, сумочку и т.п. А можно смастерить подарок своими руками. Например, сделайте для куклы одежный шкаф из коробки или, скажем, нарисуйте поздравительную открытку. Подумайте, кого кукла захочет пригласить в гости. Соберите приглашенных: других кукол, мягкие и резиновые игрушки. А что они подарят кукле? Подберите подарки из того, что имеется в вашем домашнем игрушечном арсенале. Итак, гости приходят, поздравляют именинницу. Это важный воспитательный момент. Можно очень подробно проиграть разные ситуации этикета: как правильно дарить подарки, как их принимать, как вести себя в гостях и за столом. Потом приглашаем гостей к столу, говорим разные поздравления имениннице. А после праздничного обеда включаем веселую музыку и устраиваем танцы. Потанцуйте вместе с игрушками, ведь вы с малышом тоже в числе приглашенных…

Кукла идет в зоопарк. Если вы с крохой уже побывали в зоопарке, проиграйте этот сюжет. Сначала оборудуйте «зоопарк». Для этого отберите подходящих игрушечных зверей, попутно вспоминая, кого из них вы видели в зоопарке, где они живут, что любят есть и т.д. Из кубиков и разных подручных средств (подушки, коробки, стулья и т.п.) постройте для зверей вольеры. Когда все будут рассажены по своим местам, берем кукол и отправляемся вместе с ними на прогулку по нашему зоопарку. Когда кукла подходит к клетке и рассматривает какого-то зверя, предложите малышу «порычать» за него, показать, как этот зверь ходит (летает, прыгает, ползает). Можно «проиграть» и правила безопасности: кукла захотела покормить животных, кукла попыталась подойти слишком близко к тигру, кукла потерялась и т.п.

Новая кукла. Если у крохи появляется новая кукла (или любая другая игрушка), устраивайте всякий раз некий ритуал: знакомство «новенькой» со старыми игрушками. Соберите все самые любимые игрушки ребенка и представьте им новую куклу. Поиграйте в то, как они знакомятся. Пусть малыш пытается разговаривать от имени игрушек, называет их имена, говорит вежливые слова: здравствуй, привет, мы очень рады знакомству, давай дружить и т.п. Новая кукла должна непременно подружиться со всеми. С ребенком постарше можно поиграть так, будто кто-то из игрушек не захотел дружить с новой куклой, начал настраивать против нее другие игрушки… Но потом обязательно все заканчивается хорошо! Кстати, все ли куклы и звери вашего малыша имеют свои имена? Если нет, нужно срочно исправлять положение и придумывать им прозвища. Так игрушки сразу приобретают свой характер, становятся как бы одушевленными существами для ребенка.

Кукла в театре. А не пришло ли время сводить нашу куклу в театр? Особенно если и сам малыш уже успел там побывать. Сценой театра может выступать обычный журнальный столик, диван или пол. Поиграйте, как куклы собираются в театр, как стараются красиво, аккуратно одеться. Раздайте всем куклам билеты (кусочки картона), рассадите их вокруг сцены. А потом с помощью имеющихся в хозяйстве игрушек разыграйте любую сказку. Кроха по желанию может быть зрителем или помогать маме играть спектакль.

По схожему сценарию могут проходить и другие игры. Куклы могут отправиться в цирк: устраиваем арену на ковре и показываем им дрессированных животных, фокусников, канатоходцев, акробатов… Малыш недавно побывал в бассейне или аквапарке? Перебираемся в ванную и оборудуем там аквапарк… Из подручных средств можно соорудить парк аттракционов, дельфинарий, детскую игровую площадку, поиграть в кафе или детский клуб. Главное, чтобы тема игры была понятна и интересна крохе.

Малыш подрастает, приобретает новые знания и умения. И сюжеты игр становятся более сложными.

Кукла заболела. Однажды спросите у малыша: «Ой, а что это с нашей куколкой Танюшей? Почему она не играет, а лежит такая грустная? Может, она заболела?» Подобная игра может иметь множество возможных развитий событий. Сначала обсудите с малышом, почему куколка заболела. Возможно, она не послушалась маму, ходила по холодным лужам без резиновых сапожек, промочила ноги и простудилась? Или тайно добралась до вазочки с шоколадными конфетами, съела их все, и теперь у нее болит живот? После этого вы можете повезти куколку в больницу или вызвать врача домой. Роль врача будет выполнять другая кукла. Или, может, врачом будет сам малыш? Тогда для игры вам не помешает «докторский набор». Пусть кроха уложит куклу в постель, поухаживает за ней, покормит чем-нибудь вкусненьким, даст лекарства. А, может, воспользуемся советом В. Берестова из стихотворения «Больная кукла»? Предложите ребенку спеть куколке песенку, чтобы она поскорее выздоравливала:

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.Кукла бедная больна, Просит музыки она.Спойте, что ей нравится, И она поправится.

Подобные игры помогают малышу узнать много нового о жизни взрослых, побыть в роли доктора, учат ребенка сочувствию и сопереживанию, являются своего рода воспитательными играми.

Кукла едет в путешествие. Такая сюжетная игра будет особенно кстати, если вы собираетесь с малышом в настоящее путешествие или только вернулись из поездки. Придумайте, куда кукла решила отправиться, отыщите это место на карте, почитайте что-то интерсное в детских энциклопедиях и вместе с куклой рассмотрите картинки, обсудите с малышом, какой вид транспорта она выберет. После этого начинайте собирать куклу в путешествие. А потом поиграйте, как будто она пришла на вокзал, села в поезд или полетела на самолете, придумайте, что она увидела во время путешествия, с кем познакомилась, какие сувениры привезла домой своим друзьям.

Подобные кукольные игры хороши тем, что не имеют жесткого сценария. В любой момент можно повернуть сюжет в любую сторону, обыграть всякую ситуацию или просто повеселиться вместе с любимыми игрушками. Не навязывайте малышу свое видение игры, пусть он проявляет инициативу, придумывает сюжеты и самые невероятные повороты. Легонько направьте его, научите играть, покажите, как это можно сделать, а потом отойдите в сторону, дав возможность крохе придумать собственный мир. Мир самых первых игр. А когда ребенок станет взрослым, он научит играть в куклы уже своих собственных малышей…

www.baby.ru

Как играть с куклами

Среди родителей малышей распространено мнение, что ребёнка уже с рождения необходимо приучать к игрушкам, которые ориентированы на его пол. Счастливые отцы с удовольствием покупают своему наследнику различные машинки, самолётики, солдатики, уверенные в том, что это обязательно заинтересует мальчишек. Однако родители порой забывают, что ребёнка в раннем возрасте, независимо от половой принадлежности, интересуют совершенно другие игрушки – неваляшка, кукла, мишка, зайчик. Нет ничего страшного в том, если маленький мальчик заинтересуется куклой, будет её рассматривать или играть с ней.

Кукла для ребёнка в раннем возрасте не просто игрушка, это его образ, проекция себя. Очень важно предоставить возможность наиграться с куклой в раннем возрасте и мальчикам и девочкам.

Важно отметить, что кукла, сидящая на полке с другими игрушками, просто очередной предмет в окружении ребёнка. Но, если она оживёт в ваших руках и начнёт «ходить», «говорить», «пить чай», дитя будет в восторге. Через некоторое время вы с удивлением заметите, как ваш ребёнок с важным видом укладывает куклу спать, кормит её, при этом копируя все ваши жесты, мимику, а чуть позже вашу интонацию и выражения.  И помните, что интерактивные куклы и даже  очаровательные куколки беби борн не заменят малышу обычных пупсов, поведение которых не зависит от программы, а может додумываться ребенком.

Куклы в 3-6 месяцев

Уже в таком нежном возрасте можно начинать игры с ребёнком. В этот период кроха учится останавливать взгляд на кукле, прослеживать за её движением. Для таких игр лучше использовать неваляшку. Яркая игрушка с утрированным лицом привлечёт к себе внимание ребёнка.

Для игры возьмите неваляшку средних размеров. Удобно сядьте, ноги согните в коленях. Ребёнка положите на колени так, чтобы вы смотрели друг на друга. Покажите крохе игрушку, покачивайте её, привлекая характерным звуком внимание ребёнка. Положите его ручку на игрушку, дайте возможность потрогать, пощупать её. В это время ласково произносите: «Это Ляля. Красивая Ляля». Затем медленно перемещайте куклу в разные стороны. Пусть ребёнок сосредоточит взгляд на кукле, научиться удерживать внимание.

Положите малыша на животик. Сами лягте рядом. Поставьте перед ним неваляшку и легонько покачивая, вызывайте мелодичные звуки. Дайте крохе возможность понаблюдать за куклой, попытаться дотянуться до неё. Во время качания неваляшки произносите: «Ах, какая Ляля! Как танцует! Ля-ля-ля!».

В то время, когда ребёнок бодрствует, лёжа на спине в своей кроватке или коляске, поставьте неваляшку в ногах малыша. Задетая ножками игрушка будет издавать мелодичный звук. Произнесите в этот момент: « Ой, кто это?». После нескольких удачных попаданий по неваляшке, поднимите её над грудью ребёнка и скажите: «Это же наша Ляля! Какой молодец, ты её нашёл!»

Как играть с ребенком 6-9 месяцев

В этом возрасте ребёнок активно развивается, приобретая всё новые навыки. Он уже может из разных положений брать игрушки в руки, подолгу рассматривая их. Малыш активно исследует окружающий его мир. Как раз в это время его можно познакомить с настоящей куклой. Она должна быть самой простой и небольшого размера (20-30 см). Одежда на кукле должна быть тоже простой, чтобы не рассеивать внимание ребёнка. Дайте ей простое запоминающееся имя: Оля, Ляля, Валя и во время игр всё время используйте его. «Это кукла Оля. Вот какая Оля! Посмотри, как она ходит: топ-топ». Вызывайте у ребёнка положительные эмоции.

В этом возрасте очень важно научить малыша находить куклу на её постоянном месте. После того, как ребёнок хорошо запомнит свою первую куклу, он начнёт искать её спрятанную на его глазах в коробку, под платок или пелёнку. Это важный момент в развитии ребёнка считается началом развития понимания речи.

Посадите куклу в определённое место, где ребёнку будет удобно за ней наблюдать. В течении дня подносите ребёнка к кукле, разговаривайте с ней. Дайте ребёнку потрогать её, погладить. Не забывайте всё время комментировать: «Это кукла Оля! У Оли есть глазки, носик, ротик. Вот какая у нас Оля!». Задайте малышу вопрос: «Где наша Оля!» – и поверните его в это время лицом к кукле – «Вот же наша Оля!». Дайте ребёнку куклу в руки, пусть поиграет с ней. В конце игры всё время возвращайте куклу на её постоянное место.

Устройте игру вместе с нашей знакомой неваляшкой. Наша кукла и неваляшка могут вместе прыгать, танцевать, веселится. Во время танцев кукла может упасть. Привлеките внимание ребёнка: «Ой, упала наша кукла! Бах!». Пожалейте её вместе, погладьте, покачайте. Побуждайте ребёнка к подражанию.

Попробуйте на глазах малыша накрыть знакомую ему куклу платком и задайте вопрос: «Где же Оля!». Снимите с куклы платок и радостно произнесите: «Вот же наша Оля!». Повторите то же самое, и дайте ребёнку время проявить инициативу. Пройдёт совсем немного времени, и ребёнок будет с радостью находить куклу сам.

Познакомьте ребёнка со своим отражением в зеркале. Покажите где у него глазки, носик, ротик. Затем посадите перед ним куклу и покажите на кукле её части тела. После того, как ребёнок сможет самостоятельно показать, где у него глазки, носик, попросите показать это не на себе, а на кукле.

Хорошо в игре использовать тематические детские стишки-потешки.

9-12 месяцев – игры в дочки-матери

В этом возрасте активно развивается понимание речи. Ребёнок уже может по просьбе взрослого находить одну игрушку среди двух-трёх. В это время важную роль в развитии ребёнка играют сюжетные действия, которые ежедневно совершают с детьми: кормят, одевают, баюкают, причёсывают и т.д. Расскажите ребёнку, что кукла или пупс хочет спать и покажите как её баюкать, укладывать спать. Очень быстро малыш будет самостоятельно подражать всем вашим действиям.

Задача взрослого, с помощью сюжетных игр развивать у ребёнка не только понимание речи, но и активную речь. Чаще разговаривайте с ребёнком простыми, понятными фразами. Называйте куклу по имени, комментируйте все действия: «Кукла Ляля хочет кушать. Будем её кормить. Ням-ням-ням, как вкусно». Придавайте эмоциональную окраску своей речи. Не стесняйтесь, меняйте интонации, разговаривая на языке куклы, плачьте, смейтесь, причмокивайте, когда пьёте чай. Такие игры очень интересны для ребёнка и чрезвычайно полезны для его психоэмоционального развития.

На данном этапе развития у ребёнка может быть уже не одна кукла, а несколько. Пусть они будут разными, в разной одёжке, с разными характерами, тряпичные, резиновые, целлулоидные. Ребёнок будет учиться сравнивать кукол, развивать фантазию и воображение.

Научите ребёнка соотносить игрушку с плоскостным изображением. Подберите картинку с изображением куклы. Покажите ребёнку куклу. Уберите куклу и покажите малышу картинку. Спросите: «Где кукла на картинке?». Подождите, пока кроха покажет. Если ребёнок не пытается это сделать, возьмите его пальчик и поводите по картинке, повторяя, что на ней изображено. Через время, ребёнок с радостью будет отвечать на ваши вопросы. Усложняйте задачу, подбирайте картинки, на которых кукла спит, кушает, болеет. Просите выбрать картинку с нужным изображением. Демонстрируйте при этом соответствующие действия с куклой.

Чернушенко Ольга

Читайте также:

kinderinfo.ru


Смотрите также