Как играть с детьми в 6 месяцев


развивающие игры, физические упражнения для ребенка

Позади полгода жизни малыша, а значит, пройден важнейший этап развития. 6 месяцев — это некий рубеж, после которого ребенка можно считать полноценным членом семьи со своим характером, желаниями и интересами. Дети в этом возрасте очень разные. Одни могут по полчаса играть в одиночестве, разглядывая затейливую игрушку. Другие — настоящие непоседы, и усидеть на месте для них — задача непосильная. Некоторые дети к этому возрасту уже уверенно сидят и стоят на четвереньках. Другие любят переворачиваться со спины на живот и обратно и ползать по-пластунски. Но игры со взрослыми необходимы для тех и других, так как являются залогом физического и психического здоровья.

Что необходимо ребенку в 6 месяцев

Игры должны стимулировать развитие и закрепление навыков, а также удовлетворять познавательный интерес крохи. Малыш в это время активно тянет в рот все предметы, которые попадают ему в руки, тянется к новым вещам, все трогает и щупает. В этом сказывается его подсознательное стремление получить осязательные впечатления, которые способствуют росту и развитию мозга. Поэтому занятия с малышом в 6 месяцев должны включать в себя знакомство с предметами разных фактур, форм, объемов и тяжести.

Важно также развивать моторику рук и пальцев. Заметьте, что дети обожают мелкие игрушки и маленькие детали, а особенно примечателен их интерес к проводам, пультам и телефонам. На подсознательном уровне они выбирают развлечения, которые стимулируют развитие мелкой моторики.

Этот прекрасный возраст — период двигательной активности, и без подвижных игр не обойтись. Также занятия должны способствовать закреплению речевых навыков, так как в это время дети старательно лепечут, подражая взрослым, и пытаются контактировать с миром не только с помощью улыбки или плача, но и произносимыми звуками и слогами.

Игры для физического развития

Все занятия стоит проводить только тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении, не нуждается в отдыхе, не голоден, но и, конечно, не сразу после еды. Стоит выбрать определенное время для физических игр и соблюдать режим, если это возможно.

Выбирайте для упражнений веселую ритмичную музыку или сопровождайте их стишками и потешками.

Немногие дети к шестимесячному возрасту умеют хорошо ползать, поэтому задача родителей — помочь освоить им этот полезный навык.

Учимся ползать

Самый простой способ мотивировать ребенка к ползанию — положить перед ним интересную ему, а лучше новую игрушку или другой предмет, которым он заинтересовался. Кладите вещь не очень далеко, чтобы расстояние до нее не пугало малыша. Когда он будет приближаться к ней, незаметно отодвигайте вещь на маленькое расстояние.

Можно выложить цепочку из игрушек, чтобы достигая одной, кроха полз к другой. Но в этом случае есть вероятность, что другая игрушка не окажется такой желанной, и он позабудет о ней, как только возьмет в руки первую.

Другая игра для тренировки навыка ползания заключается в следующем. Спрячьте звучащую игрушку под пеленку или платок, а затем погремите ею, провоцируя малыша подползти поближе. Продолжайте греметь погремушкой, пока кроха не найдет ее сам. Для этого занятия можно использовать пищалки, колокольчики и другие предметы, издающие звуки.

Занятия с фитболом

К этому времени родителям стоит обзавестись фитболом. С его помощью вы сможете провести время со своим чадом не только увлекательно и весело, но и с пользой. В шестимесячном возрасте можно выполнять следующие упражнения с фитболом:

  1. Малыша положите животиком на фитбол, на пол перед ним положите игрушку. Наклоняйте фитбол вниз, придерживая ребенка за тело, и приближайте его к игрушке, которую он попытается схватить. Если у него это получается — обязательно хвалите свое чадо, радуйтесь вместе с ним его успехам.
  2. Посадите младенца на фитбол, придерживая его за руки. Медленно и несильно раскачивайте его вверх-вниз, а затем взад-вперед. Игра должна вызывать только положительные эмоции.
  3. Поставьте малыша на фитбол, держа подмышками. Сделайте несколько пружинистых движений.

Развитие координации

Учите ребенка хлопать в ладоши — в этом помогут потешки и стишки, в которых хлопку в ладоши соответствуют определенные слова. Например, после сказки о птицах произнесите фразу «Полетели-полетели», поднимите ручки крохи над его головой и хлопните в ладоши. Главное, не меняйте схему, дождитесь, пока ребенок запомнит ее. Это легко понять по опережающей реакции: малыш начинает смеяться заранее, ожидая следующего веселого шага.

Поможет развитию координации следующее упражнение. Родитель ложится на пол на спину, а младенца располагает на своих ступнях лицом к себе. Держа его за руки, приподнимайте свои ноги и двигайте ими в различных направлениях. Такие качели не только приведут в восторг кроху, но и станут хорошей зарядкой для самого родителя. К тому же это развлечение учит малютку доверять взрослому и развивает не только координацию, но и вестибулярный аппарат.

Игры для психоэмоционального развития

Шестимесячный возраст — самое время постигать причинно-следственные связи. Полезна в этом смысле игра в прятки. Прятать можно игрушку или прятаться самому, а потом выглядывать, например, из-за платка, со словами «Ку-ку!». Только не совершайте резких движений, чтобы не напугать свое чадо.

В этом возрасте можно сажать кроху себе на плечи, придерживая его за ноги. Он увидит окружающее с нового ракурса и будет учиться контролировать свои движения.

Обогащать знание о мире стоит изучением новых запахов, звуков и ощущений.

Различаем звуки, запахи, ощущения

Учите малыша различать звуки. Наполните пластмассовые бутылочки водой в разных количествах, закройте их плотно крышкой. Ложкой ударяйте по ним, чтобы разница в звуках, издаваемых бутылками, была заметна ребенку. С этой же целью можно использовать ксилофон. Также весело гремят жестяные банки, наполненные крупами, вермишелью или другими мелкими деталями. Встряхивайте банкой, чтобы познакомить свое чадо с новым звуком, а потом предложите ему повторить ваши действия, дав банку в руки.

Изучайте запахи вместе. Для этого можно скатать несколько шариков из ваты и промокнуть их различными ароматами. Давайте нюхать цветы или различные продукты: мандарин, лук, гвоздику, шоколад, зелень.

Обогащайте тактильное знание о мире. Для этого нужно чаще давать младенцу в руки предметы с разными поверхностями: твердые, мягкие, шероховатые, гладкие, теплые и холодные. Используйте разнообразные ткани: шелк, бархат, вельвет, шерсть, текстиль с мягким ворсом, жесткие мочалки.

Выбирайте игрушки, которые способны менять форму, звенеть, греметь и обладают необычными свойствами.

Другие предметы, с которыми малыш может интересно и разнообразно провести время:

  • воздушный шарик, который к тому же можно наполнить водой;
  • старый пульт или кнопочный телефон:
  • мешочки с крупой или мелкими камушками;
  • веревочки с узелками;
  • простой полиэтиленовый пакет;
  • пластмассовая посуда, крышки от банок и прочая кухонная утварь.

Конечно, все эти предметы из домашнего обихода не должны представлять опасности для малыша, но все равно не стоит оставлять свое чадо с ними наедине!

Игры в ванной

Отдельной забавой могут стать игры в ванной. Если малыш еще не умеет сидеть, можно приобрести специальный стульчик для купания — нагрузка на позвоночник в нем будет допустимая, так как в воде вес ощущается меньше.

Во время купания можно предложить малютке поймать струю из-под крана. Если ванна находится далеко от крана, выжмите струю воды из губки перед ладошкой ребенка.

Используйте резиновые игрушки и специальные книжки для купания. Покажите ребенку, как они выныривают из-под воды, провоцируя его ловить их и бить ими по поверхности воды.

Игра с мыльными пузырями может стать одной из самых любимых для вашего чада. Покажите малышу все возможности пены, которая способна дать ему множество тактильных впечатлений.

Развитие речи и мышления

Для того чтобы стимулировать речь ребенка, стоит в первую очередь повторять за ним его лепет, меняя при этом интонацию и добавляя свои слоги и звуки.

Обязательно соотносите произносимые слова с физическими действиями. Например, жест «пока-пока» должен сопровождаться соответствующими словами. Сначала надо махать на прощание рукой вместе с ребенком, а потом лишь произносить слова «пока-пока», чтобы ребенок махал ручкой сам.

Больше пойте детских песенок и читайте стишки и потешки, опять же подключая жесты и движения. Пальчиковые игры, например, «Сорока-белобока» очень полезны не только для развития речевых навыков, но и для мелкой моторики.

Показывайте крохе, где у вас нос, рот, глаза. Эти же части лица показывайте на игрушках, а затем и на личике самого малыша.

В шестимесячном возрасте уже можно включать короткие аудиосказки. Обсуждайте услышанное, пусть кроха видит, как вы реагируете на чужой голос из динамика.

Как можно больше разговаривайте с ребенком на самые разные темы. Меняйте интонации, говорите с ним не только «детским языком», но и как со взрослым человеком. Раскройте перед младенцем разнообразный мир языка, представив его широкие возможности. Тем самым вы сделаете большой вклад в будущее развитие ребенка, ведь пассивный запас лексики формируется даже в таком раннем возрасте.

Общие рекомендации

Развивающие занятия с ребенком 6 месяцев должны приносить не только пользу, но и удовольствие и вам, и малышу. Стоит соблюдать несколько простых правил, чтобы обеспечить максимально комфортное времяпровождение.

  1. Не играйте с уставшим или заболевшим малышом.
  2. Активные игры подходят для первой половины дня, а более спокойные можно оставить на вечер.
  3. Соблюдайте меру в развлечениях. Оптимальная продолжительность одной игры — 3−5 минут.
  4. Если вы устали или просто в плохом настроении, лучше отложить все занятия до лучших времен.
  5. Не забывайте подбадривать свое чадо и хвалить его за достижения.
  6. Следите за всеми реакциями своего ребенка и выбирайте те игры, которые доставляют ему наибольшее удовольствие.

Забавы и игры для малышей 6-9 месяцев | Материнство

Занятия с малышом в этот период нужно строить так, чтобы они помогли удерживать его внимание и лучше освоить основные навыки этого этапа развития - ползание и умение брать предметы большим и указательным пальцами.

Играем в мяч! В ряду самых любимых малышами игрушек мяч стоит следом за кубиками. Конечно, не стоит надеяться, что ребенок сразу начнет отбивать мяч или возвращать вам ваши удары, но брать мяч и держать его он уже сможет. Мяч должен быть достаточно большим, чтобы его можно было взять двумя руками. Хорошо сделать его из поролона или какой-нибудь ткани - такой мяч удобнее удерживать.

Сядьте на пол, вытянув ноги и повернувшись лицом к ребенку. Малыш усядется в такой же позе. Катайте мяч к нему. Пока это все, что малыш может проделать с мячом (а до настоящей игры осталось несколько месяцев).

Перед зеркалом. Посадите малыша так, чтобы он мог дотрагиваться до зеркала (лучше, если это будет большое зеркало - от пола до потолка). Посмотрите, как ребенок старается прижаться лицом к изображению и "схватить" его руками. Подойдите к зеркалу сами, чтобы отразиться в нем. Ваше "появление" в зеркале заворожит малыша ничуть не меньше, чем собственное.

Перекатывание. Игры с поролоновыми валиками, начавшиеся раньше, во втором полугодии, становятся еще более забавными. Теперь малыш охотно и ловко переползает через препятствие взад - вперед и развлекается таким образом. Положите ребенка на надувную круглую подушку или на мяч, а невдалеке - игрушку. В погоне за ней он будет отталкиваться от пола, передвигаясь вперед на этом приспособлении.

Отточенные движения рук

Вспомним, как раньше малыш, дотянувшись до поставленной перед ним игрушки, старался сначала сгрести ее и подтянуть, затем пытался захватить кончиками пальцев, и наконец научился брать ее большим и указательным пальцами, осваивая так называемый "пинцетный" захват. Теперь, если вы положите перед ребенком даже небольшой хлебный катышек, он точно и безошибочно захватит его большим и указательным пальцами. Ему уже не надо придвигать предмет к себе, как бы сгребая его, он не будет сначала класть руки на стол, чтобы примериться к хватательному движению. Теперь малыш применяет "пинцетный" захват: он кладет на предложенный шарик кончик указательного пальца, подвигает, подкатывая шарик к большому пальцу, и аккуратно берет его этими двумя пальцами.

Чтобы удобнее было взять

Положите незаточенный карандаш на стол и посмотрите, каким образом малыш возьмет его. Теперь поверните карандаш под другим углом и обратите внимание, как изменит малыш положение руки - он наклонит ее под таким же углом, под каким лежит карандаш, причем сделает это в ходе самого движения. Еще совсем недавно ребенок импульсивно хватал предмет всей рукой, не примериваясь, как это сделать удобнее. Теперь же пока его рука тянется к какому-нибудь предмету, он прикидывает, каким образом лучше взять его.

Чем занять ребенка в 6-9 месяцев

С наибольшим интересом во втором полугодии жизни дети выясняют взаимоотношения предметов друг с другом: как большие игрушки соотносятся с маленькими и как маленькие предметы можно положить в большие. Совершенствование навыков рук и пальцев позволяет ребенку выдумывать различные комбинационные игры с 1 игрушками - стучать одной по другой, нагромождать игрушки в кучу и (самое любимое занятие) наполнять и опустошать те или иные емкости. Умение манипулировать одновременно двумя игрушками открывает для малыша практически бесконечные игровые возможности.
Дайте ребенку большое пластиковое ведерко или обувную коробку и посмотрите, как он постарается наполнить эти контейнеры всем, что попадается. Теперь посмотрите, как малыш совместит кубик и контейнер. Его разум и руки работают вместе, придумывая, как положить кубик в коробку и, конечно же, как оттуда его вынуть. Поиграв в "кладу и вынимаю", он начнет потряхивать кубик в контейнере, получая огромное удовольствие от раздающегося при этом звука. Посмотрите, каким внимательным и сосредоточенным стало выражение лица ребенка, занятого этими игровыми комбинациями.


  • Принесите с кухни кастрюльки и сковородки (советуем предварительно заложить уши ватой!). Малыш придет в восторг от возможности положить маленькую кастрюльку в большую и, конечно же, погреметь ими.
  • Игры с краном и раковиной в ванной комнате (только под вашим присмотром!) дают возможность поупражняться в наливании и выливании. Зачерпывать воду чашкой, а потом выливать ее - одна из любимых забав малышей.
  • Посадите малыша в большую бельевую корзину, наполовину наполнив ее носками и разной детской одежкой. Он долго и с большим удовольствием будет опустошать ее, выбрасывая одну вещь за другой. Когда все белье окажется на полу, выньте из корзины и самого маленького "помощника" и покажите ему, как все обратно "складывать". Поднимите носок и демонстративно положите в корзинку. "Помощничек" с таким же упоением, как разгружал, начнет вновь заполнять корзину.

Как проникнуть в сознание собственного ребенка

Ах, если бы удалось проникнуть в эту маленькую головку и узнать, о чем думает малыш! Ну что же, кое-что можно сделать. Научиться понимать, о чем думает малыш, можно, наблюдая за его игрой. Предлагая ребенку какие-то решения и видя его реакцию, можно восстановить ход его рассуждений. Такой способ мы называем "раскрытием скобок". И эти догадки - единственный путь, пока ребенок не научился говорить. Рассказать вам о своих мыслях он может с помощью доступного ему на данном этапе развития языка мимики и жестов.

Признаки развивающейся памяти

Ментальные картинки. Однажды я читал детскую книжку 9-месячному Мэтью и, показав на картину с кошкой, сказал: "Киса". Лицо сына оживилось, словно он что-то вспомнил. Мэтью посмотрел в сторону двери и сделал это потому, что именно оттуда появилась наша домашняя кошка. А затем он принялся гладить кошку на картинке. Изображение кошки как бы возродило в его памяти известный образ и ассоциацию: кошку обычно гладят. Необычайно интересной показалась мне и его способность распознавать схожесть нарисованной на картинке и настоящей кошки.

Знакомая мелодия. На этой стадии развития дети запоминают недавно происшедшие события. Однажды мы взяли 9-месячного Мэтью на выставку в Диснейлэнде, которая называлась "Этот маленький мир". Мелодия, сопровождавшая изображения, произвела на него сильное впечатление. На следующий день, когда мы напели ему эту мелодию, глаза Мэтью радостно засверкали и улыбкой он дал нам понять, что помнит все, связанное с ней.

Из дневника Марты: "Мэтью все чаще дает нам понять, что он хотел бы делать и где быть. Кроме того, он вспоминает, чем занимался, пока его что-то не отвлекло. Кажется, он начинает узнавать и места. Так, если он ждал, что его понесут в одну сторону, а мы идем в другом направлении, он протестует, и сила протеста зависит от того, насколько сильно его желание".

Ключевые слова. Мы считаем, что дети хранят в памяти фрагменты информации и когда слышат какое-то ключевое слово, оно срабатывает, как пусковая кнопка, оживляя в их памяти целую страницу. Например, мы с Мэтью любили ходить к океану. Когда ему было 9 месяцев, я говорил просто: "Пойдем", и Мэтью полз к двери. Это слово включало у него в памяти образ игры вне дома - поездку на машине, прогулку и т.д. Большей детализации в его реакции в то время еще не было: неважно, что я добавлял к первому слову ("пойдем"). Однако к году он обладал уже гораздо большим объемом памяти. Теперь, когда я говорил: "Пойдем к океану", он знал, что его не только вынесут из дома, но и что гулять мы пойдем именно к океану. Если я шел в противоположную сторону, он начинал протестовать. Таким образом, он уже мог ассоциировать определенные слова и действия с событиями, которые должны были последовать за ними, и нарушение правил игры вызывало пронзительный протестующий вопль. Думаю, этот пример убедил вас в том, что, беседуя с малышом и шаг за шагом объясняя ему значение тех или иных ваших действии, вы поможете ему избежать разочарования (он настроился на другое) и бурного протеста, который не доставит удовольствия ни ему, ни вам.

Что за дверью? Живая память ребенка позволяет ему вспоминать, что находится за закрытой дверью. В 11 месяцев Мэтью сидел перед раскрытой на кухню дверью и видел восхитительные кастрюльки и сковородки, которые родители иногда снимают с полок и дают ему погреметь ими. (К счастью для человеческого уха, детские игры не столь уж продолжительны.) По завершении шумового спектакля мы забираем кастрюльки и закрываем дверь на кухню. Мэтью же, запомнив восхитительные громкие игрушки, находящиеся за дверью, постоянно ползет по направлению к кухне, карабкается по двери, старается открыть ее.

Игры для этого возраста

Найти потерянную игрушку. Интереснейшей особенностью этого возраста является представление о постоянстве предмета: малыш вспоминает игрушку, которую вы в данный момент спрятали. До этого предмет, который убирали с глаз ребенка, как бы переставал для него существовать. Как формируется эта способность? Если вы просто спрятали игрушку под пеленкой, малыш не пытается искать ее. Попробуйте такой эксперимент. Дайте ему посмотреть, как вы кладете игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка. Сосредоточенное выражение его лица показывает, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и необычайно обрадуется, что не ошибся. Повторите этот опыт несколько раз, причем всегда кладите игрушку под одну и ту же пеленку, а потом на глазах у малыша спрячьте игрушку под другой. И, хотя он все прекрасно видел, все же какое-то время малыш будет искать игрушку на прежнем месте. Происходит так потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, между 12 и 16 месяцами, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.

Прятки. Способность ребенка запоминать место, где он только что видел вашу скрывшуюся от него голову, превращает игру в прятки в одну из самых любимых. Дайте ребенку возможность загнать вас за диван. Немного погодя, выгляните из-за дивана и позовите его. Малыш радостно поползет к тому месту, откуда вы выглядывали. Иногда он начинает подражать вашим движениям, тоже прячась и выглядывая из-за дивана.
Усложните игру. Спрячьтесь и, не выглядывая, позовите малыша. Посмотрите, как он начнет разыскивать место, откуда раздается голос, вызывающий в его памяти ваш образ. Почаще напоминайте о себе, чтобы сохранить интерес ребенка к поиску.

Умственная защита

На этом этапе развития дети начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы. Но пока эта способность очень своеобразна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на "сознательное" его поведение не стоит.

Страх высоты. Обычно к году у детей развивается страх высоты, что прекрасно демонстрирует классический визуальный эксперимент с обрывом. Закройте поверхность стола стеклом. Под него на половину стола положите ткань в клетку. Еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Малыша кладут на ту часть стола, где лежит ткань, и он ползет вперед. Когда ребенок достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза говорят, что впереди пропасть, поэтому малыш останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент показывает, что в таком возрасте дети могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя. Тем не менее никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных малышей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, за край пропасти (их так и зовут "барьеристами").

Доверяя маме. Интересным вариантом визуального эксперимента с обрывом является ситуация, когда малыши смело ползут вперед через "видимую" пропасть, если на другом конце стола их дожидается мама со спокойным лицом, не выражающим опасения по отношению к этой ситуации. Если же на лице матери страх, то малыш замирает на месте. Вывод: матери являются для детей эмоциональными регуляторами. Малыш получает информацию о том, как вести себя, "считывая" ее с лица матери или схватывая ее отношение к своим сигналам.

Малыши читают на наших лицах абсолютно все и особенно, конечно, то, что относится непосредственно к ним. Если вы постоянно пребываете в подавленном, раздраженном состоянии, то выражение, какое малыш увидит на вашем лице, он, возможно, перенесет на всю свою последующую жизнь. Лицо, озаренное улыбкой, которое видит ваш малыш, запомнится ему на всю жизнь.

Глава из книги "Ваш малыш от рождения до двух лет».

Дата публикации 18.01.2011
Автор статьи: Уильям и Марта Серз

2 научных эксперимента и сюжеты для развивающих игр. Развивающие игры 6 месяцев

Содержание:

В любом возрасте — даже в 4-5 месяцев от роду — ваш малыш умнее, чем вы думаете. Способности младенцев с помощью различных экспериментов подтверждают ученые, но вы и ваш малыш можете к ним присоединиться. Демонстрируем два опыта, которые можно провести с ребенком 6-9 месяцев, и рассказываем, как они могут расширить ассортимент ваших игр с малышом.

Кто говорит (4–7 месяцев)

Эксперимент. Вам понадобятся два помощника: ребенок 9–10 лет и взрослый одного с ним пола. Они должны отработать чтение какого-нибудь незатейливого детского стишка так, чтобы темп, ритм и интонация их речи примерно совпадали, а затем продекламировать четверостишие отдельно друг от друга.

Сделайте аудиозапись. Затем попросите ваших помощников встать рядом перед малышом: он должен хорошо видеть лица обоих. Включите запись детского чтения. Пусть женщина или мужчина и девочка или мальчик синхронно шевелят губами. Заметьте, как долго ваш малыш будет смотреть на каждого (каждую) из них.

Повторите эксперимент, включив запись взрослого голоса.

Гипотеза. Во время звучания детского чтения младенец будет дольше смотреть на ребенка, а слушая стишок в исполнении взрослого человека — на взрослого.

Результаты исследований. В 1998 г. подобный эксперимент был проведен с участием четырех- и семимесячных малышей. Им показывали совмещенное видео, на котором взрослый и ребенок, каждый на своей половине экрана, декламировали стихотворение. Синхронно с движениями их губ проигрывалась аудиозапись одного из двух голосов. Когда звучал женский или мужской голос, младенцы дольше смотрели на взрослого человека, а когда включался детский — на ребенка. Следовательно, малыши способны улавливать связь между звуками речи и лицами говорящих, если последние различаются по возрасту. Этот эксперимент проводился по модели более раннего научного проекта, в рамках которого было установлено, что младенцы соотносят самих людей и их голоса по половому признаку.

Результаты, показанные четырех- и семимесячными испытуемыми, заметно различались в нескольких аспектах. На протяжении всех экспериментальных сессий малыши постарше сразу же определяли, чей голос звучит, между тем как самым юным участникам потребовалось для этого некоторое время: их первые попытки были менее успешными, чем последующие. В возрасте семи месяцев наилучшие результаты демонстрировали те младенцы, которые регулярно общались с другими детьми (например, со своими братьями и сестрами), однако для четырехмесячных малышей этот фактор не оказался значимым.

Более ранние исследования позволили установить, что малыши в возрасте до года лучше реагируют на незнакомых девочек и мальчиков, нежели на незнакомых женщин и мужчин.

Вывод. Младенец понимает: между взрослыми и детьми существует какая-то разница, и последние его почему-то особенно привлекают. Вы это и раньше замечали, правда? Теперь, прося старших сыновей, дочерей и племянников побольше общаться с малышом, вы можете опираться на научно доказанную закономерность. Если хотите, повторите описанный эксперимент несколько раз: таким образом вы проследите, как ребенок совершенствуется в соотнесении голосов с лицами говорящих, и, возможно, он даже запомнит пару детских стишков.

Свет мой, зеркальце (6–9 месяцев)

Эксперимент. Посадите малыша перед зеркалом на пол или на высокий стул. Наблюдайте за ребенком на протяжении двух минут с того момента, когда он в первый раз поднимет глаза. Заинтересовался ли он? Показывает ли пальчиком на свое отражение, трогает ли его или как-то иначе пытается вступить с ним в контакт? Малыш ведет себя дружелюбно? Ему весело, или же он испуган, смущен, рассержен? Пошевелив ручкой или ножкой, замечает ли он, что карапуз в зеркале повторяет его движения?

Усовершенствуем процедуру. Предложите друзьям, у которых есть малыш противоположного пола, тоже провести этот эксперимент. Сравните результаты с теми, которые показал ваш ребенок.

Гипотеза. Если вашему сыну или дочке уже исполнилось полгода, он или она будет смотреть в зеркало на протяжении большей части двухминутного отрезка времени. При этом восьми-девятимесячный малыш, вероятно, заулыбается, рассмеется и попытается установить контакт со своим изображением, потрогав или лизнув его.

Результаты исследований. В 2007 г. ученые предложили «пообщаться» с зеркалом младенцам трех возрастных групп (шести, восьми и девяти месяцев). Все малыши провели большую часть времени (от 85 до 90% двухминутного периода), глядя в зеркало. Самые маленькие участники эксперимента внимательно разглядывали свое отражение, но редко пытались войти с ним в контакт, в отличие от детей постарше. Более 40% восьмимесячных малышей и более 50% девятимесячных продемонстрировали радостную и дружелюбную реакцию: улыбались, смеялись, издавали воркующие звуки, дотрагивались до зеркала, лизали его или пытались как-то иначе с ним контактировать.

К удивлению исследователей, восьми- и девятимесячные мальчики предприняли почти вдвое больше попыток «подружиться» со своим отражением, чем девочки того же возраста.

Аналогичные эксперименты, проводившиеся ранее, показали, что ребенок реагирует на зеркало уже на четвертом месяце жизни. Например, маленькие участники исследования 1972 г., глядя на свое изображение, улыбались, «ворковали» и тянули к нему ручки. Как бы то ни было, доказано, что способность узнавать в зеркале себя приходит к ребенку уже после первого дня рождения, в возрасте от 14 до 22 месяцев.

Отталкиваясь от знаний, полученных в предшествующие десятилетия, авторы исследования 2007 г. доказали, что младенцы в возрасте 6-9 месяцев пытаются наладить социальное взаимодействие с теми, кого видят в зеркале, и, очевидно, замечают, что «зазеркальные» малыши двигаются так же, как они сами.

Вывод. «Общение» маленького ребенка с самим собой при помощи зеркала может быть источником большого веселья, а заодно и причиной появления множества пятен на последнем. Чтобы ускорить развитие своего чада, развлекайтесь вместе с ним. Например, посмотрите на ребенка, а потом на его отражение и определите, смотрит ли он на вас или на «тетю / дядю в зеркале».

Игры с детьми от 3 до 6 месяцев. часть 1., отдых с ребенком 6месяцев

Сегодня мы продолжаем разговор, начатый в прошлом номере, о том, как играть с младенцем.
Не правда ли, ваша кроха сильно изменилась? Каждый день малыш радует вас новым движением, звуком, интонацией. В три-четыре месяца он научился подолгу певуче гулить, в четыре-пять – переворачиваться со спины на животик, а когда ему исполнится около шести-семи месяцев, он, вероятно, сядет или поползет (а может быть, то и другое одновременно). Поэтому, продолжая игры на развитие внимания, слуха, осязания, о которых мы говорили в предыдущем номере, теперь можно дополнить их новыми.

Хватай-ка, или мечта сороки
В этом возрасте у малыша все больше развивается зрительно-осязательная активность, поэтому ваша задача – обеспечить его подходящим разнообразным «подручным» (в прямом смысле этого слова) материалом. Отныне ребенку необходимы не просто разнообразные тактильные ощущения, а тренировка в хватании различных предметов. Следовательно, предметы должны быть удобными для захвата, – это могут быть палочки, погремушки с тонкой ручкой, деревянные ложки, специально сшитые небольшие плотные валики из самых разных тканей – ситца, бархата, рогожки, джинсы, шелка и пр. Валики можно наполнить различными материалами – рисом, гречкой, фасолью, горохом, мелкими металлическими деталями, пластмассовыми пульками и т.д. – а потом зашить прочной ниткой. Сверху их можно украсить какими-нибудь яркими, блестящими бусинами, пуговицами – словом, это игрушки, условно называемые «мечта сороки».

Подойдут для хватания и небольшие баночки, коробочки, футляры от фотопленки. Внутрь можно положить какой-нибудь звеняще-шуршащий наполнитель. Обратите внимание, если коробочка легко открывается, ни в коем случае не кладите в нее мелких деталей, которые малыш может проглотить! Большой популярностью обычно пользуются и запечатанные шуршащие пакеты с макаронами или крупой. Под прозрачной пленкой, словно живые, движутся макаронинки или крупинки. Когда малыш подрастет, можно будет нанизывать макаронины на прочную нить или леску – и у вас получатся самые настоящие бусы.
Кстати, о бусах. Их очень полезно перебирать пальчиками, как четки. Бусы могут быть сделаны из разных материалов, даже из самых неожиданных. Например, на бельевую резинку наденем разноцветные трубочки для коктейля, крупные деревянные шарики или хотя бы стаканчики из-под йогурта или детского творожка, в которых проткнуты небольшие дырочки. Малыш учится не только хватать предметы, но и перемещать их в разные стороны. Такие бусы можно просто дать малышу в руки, а можно повесить их над кроваткой или детским креслом-шезлонгом.
Еще один хит – прозрачная пластиковая бутылка (из-под воды или шампуня), в которую брошено несколько мелких игрушек (например, от киндер-сюрпризов) или налито немного воды. Малыш надолго заинтересуется этим удивительным предметом.

Обратите внимание на то, как ребенок хватает предметы. Сначала это будет «захват обезьянки» – всей кистью. Постепенно большой палец противопоставляется остальным – это и есть правильный захват. Старайтесь, чтобы именно так малыш держал все, что попадается ему в руки.

Полина, мама пятимесячной Лизы:
Я привязала к небольшой деревянной свистульке атласную ленточку длиной около полуметра. Теперь играю с дочкой, как с котенком. Сначала даю ей коснуться свистульки, а потом осторожно отодвигаю. Она тянется к нему снова и, наконец, ура, схватила! Добыча, конечно, ее...
Потом берем следующую игрушку, и все повторяется снова. Удивительно, но эта нехитрая, в общем, игра нам никогда не надоедает.

Дайте малышу возможность схватить предмет из разных положений – лежа на спине, на животе, сидя у вас на руках. Обычно ребенок действует так: схватит, попробует на вкус, рассмотрит и тут же отпускает, чтобы потом схватить снова. Не запрещайте малышу облизывать все, что попадает ему в руки, лучше проследите за тем, чтобы ему не попадало ничего опасного – с острыми гранями, с мелкими деталями, которые можно отломить и проглотить, и пр. Ведь облизывание, как и ощупывание – очень важный способ познания мира, необходимый для развития мозга.
Для развития мелкой моторики полезно мять и рвать бумагу. Только заниматься этим все-таки лучше под маминым присмотром и не давать на растерзание газеты – в них содержится вредный свинец. Если малыш пока не может разорвать бумажку, помогите ему – придержите конец бумаги. Замечательной игрушкой оказался рулон туалетной бумаги. Его можно было долго разматывать и рвать на мелкие кусочки.

Младенец четырех-пяти месяцев – неутомимый и педантичный исследователь. Он по-настоящему будет изучать свойства различных предметов: какие из них гремят, какие – пищат, какие – жесткие, а какие – мягкие. Он учится сравнивать и анализировать эти свойства. Обязательно комментируйте вслух его и свои действия, рассказывайте ему о том, что вас окружает. Дети в этом возрасте обычно очень любят экскурсии по дому у мамы на руках, когда вы, словно настоящий гид, показываете ему такие, казалось бы, привычные вещи, как холодильник, настенный календарь, цветок на окне, телефон и пр.
Ирина, мама четырехмесячной Ани
Против даже самого безутешного плача у нас есть надежное, патентованное средство – «Портрет кота на зимнем фоне», который висит на стене в коридоре. Дочка нежно любит эту небольшую картину, купленную на каком-то вернисаже, гладит пушистую шерстку «кисы» и в благоговении замирает перед ее внимательным, изучающим взглядом.

Мое Зазеркалье
После трех месяцев малыш в состоянии оценить такую замечательную игрушку, как зеркало. Средних размеров (желательно небьющееся) можно установить в углу кроватки или на игровом коврике. Попробуйте еще подвесить небольшое зеркальце над грудкой лежащего младенца. Кстати, это тоже может успокоить горький плач. Малыш с удовольствием будет рассматривать свое отражение, наблюдать за мимикой и движениями своих рук, ловить взгляд собственного «двойника» и улыбаться ему. Для вас же это может означать, что ваш сын или дочка развивается благополучно, и его самоощущение положительно. 


Смотрите также