Как играть с 9 месячным ребенком чему учить


чему я могу научить своего ребенка к 9 месяцам! - чему можно научить ребенка в 9 месяцев - запись пользователя Дарья(LOVEWOOL) создаю,творю,мечтаю (darrrr) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Методики развития

период с 6 до 9 месяцев.

познавательная активность, социальные эмоции, речь, навыки в быту и физическая активность - вот основные моменты для нашего развития.

ставим цель, вернее много целей :), например, научиться стоять на обоих ножках без опоры и т.д.

пишу все в столбик с некоторыми вариантами занятий (что вспомню, буду корректировать и дополнять). всегда на холодильнике висит план занятий, чтобы не забыть))), дополняю,корректирую, все в процессе меняю.

познавательная активность - учим:

1. брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать, трясти чередуем детские ручки (по очереди давать сначала в правую, потом в левую нужно.Обе руки должны работать одинаково.

важно, чтобы игрушка была легкая с тонким основанием-ручкой,чтобы удобно вкладывалась в руку.пищалку, погремушку, игрушка-кольцо, шуршащие, с наполнителем и т.д. резиновые маленькие шарики-ежики, просто сшитые мешочки внутри с гречкой и др крупой... у нас было штук 6-7 мешочков с разными наполнителями, разной формы и из разной ткани.

учим своё дитя действовать обеими руками одновременно, например стукает деревянными маленькими ложками друг об друга, или крышками от кастрюлек, снимаем крышку и ставим на место)

вообще, наверное, стоит сказать, что у нас в квартире висит очень много плакатов,которые висят на уровне детского роста.(овощи,фрукты, животные) можно присесть в любом месте, перед любым плакатом и изучать.,сейчас для Лизы уже висит огромный атлас мира(куплен в ашане) с животными, птицами, достопримечательностями, кораблями, рыбами, известными личностями, пиратами и т.д. очень крутая вещь, просто потрясающая. очень рекомендую. понравится всем любознательным, яркая, красивая, сами зависаем над ней) очень интересно викторины в будущем с подросшими детьми проводить, развивать память, а какие замечательные рассказы можно потом по ней рассказывать)))) была бы фантазия)))

в процессе обучения все время говорю)))) все что вижу))) рассказываю про игрушку, медленно и четко проговариваю: посмотри, Лиза. это погремушка. как она шумит?(шуршит,звенит и т.д.) вот какая она зеленая, легкая, красивая, кто там нарисован. посмотри как мама поднимает игрушку. возьми ее, погреми и т.д.

в принципе к концу 9 месяцев ребенок должен понимать слова-команды "дай, принеси, посмотри, возьми, иди" и др. и должен совершать эти действия- брать и отдавать обратно игрушку взрослому и др.

2. играем в мелкие предметы. на детский стульчик для кормления (столик с бортиками) высыпаю манку. в нее прячу мелкие 1,5-2,5 см декоративные камушки (прозрачные яркие очень красивые, можно фигурки из под киндер-сюрприза, разноцветные макароны и др) рядом кладу мисочку, находим камушек и кладем в миску, сначала помогаем ребенку, а потом он сам будет быстро находить. убираю игрушки, остается манка, пусть ребенок поиграет с ней, порисует,сжимает ее в ладошках, покажите, как она может сыпаться тоненькой струйкой, потихоньку научите сдувать ее в сторону сначала просто ротиком, потом трубочкой (можно также использовать свечку, но очень осторожно!)

собираю штук 5-6 различных маленьких баночек из под кремая для век)) из под того же киндера, кладу в оранжевый монетку, в розовый горох, в желтый бисер. эти баночки очень удобно держать в ручке. рассматриваем, рассказываю про цвет, форму, послушай как звенит, шумит. перекладываем горох из кучки в одну из баночек- развиваем мелкую моторику. ничего страшного,если попробует на вкус (у меня ни один ребенок ни разу ничего не проглотил и не совал в рот; и с младенчества даю мелкие детали.

но все дети разные. так что тут глаз да глаз.

передвигаю стульчик к холодильнику, там много магнитиков, отлипаем-прилипаем их, крутим-вертим, и опять же много говорю и объясняю))

это занимает 5-10 минут максимум по началу, постепенно увеличивая время.

учим отличать любимый предмет(игрушку) среди 2-4 игрушек. ребенок должен уверенно тянуться к нужной игрушке, брать ее в руки, находить ее(можно прикрыть часть игрушки платком),

игра прятки или "ку-ку"- прячем игрушку или прячемся сами, закрываем глаза руками. спрашиваем: "где мама?" нет нигде.... открываем руки: ку-ку, вот мама (дети легко произносят эти звуки, запоминают и потом уже просят поиграть в ку-ку)

вообще я против различных автономных слов, считаю,что не надо ломать и загрязнять детскую речь,а с самого рождения учить говорить правильно. не поедем на бибике, пойдем на кухню ням-ням и т.д.

но в изучении,например, животного мира без этого не обойтись. как мычит корова, как лает собака.... но опять же тут главное не переусердствавать. говорю: посмотри, это собака (не ававка), она большая и лохматая, какая шерстка,ушки,хвостик..нос как дышит (показываю), покажи как носиком дышит собачка(опять показываю), а какой язычок, показываю как высунув язык дышит... собачка громко лает ГАВ-ГАВ, как собачка лает... ко-ко, мяу...

очень нравились нам вот такие курочки

ну вот так приблизительно учили сначала одно животное, через 2-3 денька еще другое... причем показываю и маленькую фигурку животного, даю потрогать, вожу детским пальчиком по головке, хвостику и т.д. после сна показываю ту же собачку, но в книге, на отдельной карточке, лото (очень любим лото и книги.) в этот период он уже должен проявлять интерес к игровому пособию, нажимать, крутить тянуть, вытаскивать, рассматривать, вкладывать.

можно давать играть лабиринты, особенно тем,кто боится,что ребенок проглотит мелкие вещи, опять же для развития мелкой моторики

у нас много деревянных игрушек, вот пример какими мы играли тогда:

очень интересны были ведрышки

подбираю много стишков, коротеньких. читаю с выражением с интонацией, разбивая на слоги слова. как чечетка, слуховая память у деток очень восприимчивая, поэтому много песен, стихов (думаю как-нибудь соберу и все наши прибаутки с движениями, а вообще очень много книг с пальчиковыми рассказами и песнями) тут и первый кукольный спектакль уже можно играть. в икее продаются пальчиковые животные, одеваем на каждый пальчик по животному, шевелим им, здороваемся, пробуем малышу надеть, отдаем его "распробовать")))

начинаем использовать музыкальные игрушки, можно, конечно, и "китайские" с одной мелодией на большинстве игрушек, но все же лучше начинать с настоящих звуков)))

юлу

играем в мячик- откатываем от себя, отталкиваем.катаем рукой машинку взад-вперед по столу

смотрим на свое отражение в зеркале

пирамидки - учим надевать на стержень несколько колечек. у нас вот такие пирамидки (покупала сразу на будущее, учить геометрические фигуры и цвета),но снимала с 2 пирамидок детали и сначала играли только 1 стержнем.

и еще нравилась игра ниже. я ее даже не распаковывала. все было на одной дощечке. водили пальчиком по полю и искали животных, транспорт,фрукты-овощи. всё с рассказами, и вот только год назад распаковали ее и играем как в лото.

социальные эмоции

1. улыбаться, выражая заинтересованность при занятиях игрушками

2. улыбаться при получении результата (обязательно эмоционально показать, что у ребенка получилось, похвалить его) научился стучать палочкой по клавишам ксилофона говорю: АХ, какой ты молодец, как ты красиво играешь!!! глажу по голове(кстати читала какие-то труды доктора и психолога, поглаживание по голове как поощрение оооочень положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка, так что делайте это почаще:) и потом ребенок очень быстро начинает повторять, подражать мимике и одному(двум) действиям взрослого в совместной игре)))стучать, улыбаться, радоваться, хлопать в ладоши при удаче :)

3. улыбкой (иногда лепетом)привлекать к себе внимание, если нет развивающего общения, будет хныкать и проситься на руки. будет раловаться играм со взрослым, протягивать ручки?радоваться плясовым движениям, можно танцевать вместе на руках у взрослого, можно катать на коленях (игра "ехали-ехали в лес за орехами").

4. правильно реагировать на эмоциональную мимику взрослого(положительную - улыбаться, отрицательную- сомневаться, плакать, хмуриться).

помню стою над кроваткой Лизы, что-то рассказываю ей и вдруг резко замолчала и нахмурила брови. бедный ребенок через 5 секунд расплакался ((((( больше я таких экспериментов не проводила!

речь

учим 1. слыша свое имя, поворачиваться, подползать

2. на вопрос "где то-то" поворачиваться к нужному предмету, брать его в руки или показывать, отдавать взрослому(можно учить уже взглядом или жестом нахъодить из трех одну нужную). кто это? отвечать муууу, ма-ма ..

3. активно употребляем слова-команды дай, брось, положи,посмотри и др.

4. учим знать значение нескольких предметов, кружка,бутылочка- пить, расческа -прикладывать к голове, подушка-ложиться спать, платочек-вытирать носик и т.д.

повторять за взрослым слоги. ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба, па-па-па-па, Лиииииии-зааааа, Сёёёёёё-маааааа, произношу немного протяжно. ребенок должен смотреть на рот, поэтому произносить все нужно громко, артикуляция должна быть четко ритмичной.

например, пою "далеко-далеко на лугу пасутся КОООО" В такт музыке покачиваю головой или хлопаю в ладоши или постукиваю по барабану - это развивает музыкальный слух, ребенок начинает слышать и различать такт в музыке. сын и сейчас в такт поет и покачивает вперед головой. все правильно:)

хорошо использовать музыкальные игрушки с кнопками.

5. разговаривать со своим отражением в зеркале или лепетать с игрушками, показывать и знать на фотографиях родственников и близких.

Физическая активность и быт

всё помимо массажа, танцев, ползания и попыток стоять самостоятельно и первых шагов,

например в ванной, мы уже в ней сидим, с мамой-папой или в специальном стульчике, должны уметь переливать воду из емкости в ванную, из лейки в стаканчик. хлопаем по воде, берем пену и складываем ее в стаканчик. набираем грушей воду (учим сжимать ее и когда наполнить опять же выживать воду.) наклеивать на стену прилипалки. мы меняли "животные", через неделю-две клеили "транспорт". учим-рассказываем, говорим про цвета, заполняем "пустоту" словами. и не надо стесняться говорить.. не знаете о чем, говорите о том, что видите, слышите, чувствуете. какая теплая водичка, как она льется, какие красивые игрушки, какие вы мокрые, а папа сухой. уже можно сравнивать предметы, вот у Семена какая маленькая ручка и пальчик, а у мамы большая, а у папы еще больше, приложите его ручку сначала на свою, потом на папину, голова, ножка, ротик, носик и т.д.

на кухне - держать чашку двумя руками и страться пись самостоятельно, используем ложку, конечно еда будет всюду, но это только начало :) держать печеньку и подносить в ротик

складываем кастрюльки, крышки на кастрюльки, стаканчик в стаканчик

учим быстро ползать, огибать большие предметы, залезать на подушку,вставать около опоры. когда учила залазать на дивать, то снимала верхнюю подушку-сидушку с него. получала ступенька. очень быстро научились шагать на нее и ловко забираться на диван. сразу же учила слазать. попой назад:)

учим садиться из положения лежа, ставать из положения сидя, подпрыгивать держась за мамины руки или барьер

стоять,держась за одну руку

шагать в сторону приставными шагами

повторять движения взрослого- поднимать руки высоко, хлопать в ладоши, гладить пальчиком ладошку (сорока-сорока кашку варила)

катать каталку или тянуть за веревочку машинку

мы в 8 месяцев попробовали пальчиковые краски. дочь была в восторге, а сыну больше нравилось кисточками рисовать. но первые шедевры висят в рамках :) еще нравилось им рисовать манкой, но не на столе, а на цветной бумаге. рисую клеем фигуры животных и учу посыпать их манкой. высыпает, вместе сдуваем неприлипшую манку и получаются картины. рассказываю про животных опять же.

наверное еще стоит сказать о количестве игрушек во время занятий, я стараюсь вообще оставлять 1-3, и то перед глазами всегда одна, и быстро заменяю их и убираю с глаз. чтобы ничего не отвлекало внимание.

я всегда и сейчас практикую смену коробок с игрушками. у нас их 4. играем одной месяц-полтора, потом достаю с балкона следующую, через месяц третью - во-первых избавлены от завалов игрушек и пока ребенок маленький он успевает забыть свои старые игрушки и мы достаем как новые каждый раз.

и немного о режиме дня.

приблизительный,конечно.

8-8.30 подъем

водные процедуры, массаж, закаливания, зарядка, завтрак, игры на развитие, какие-нибудь бытовые дела, идем на прогулку (2 часа), 5-минутная игра, обед- сон,проснулись, опять занятия, физические, игры, музыкальные

полдник, поем, учимся, идем на улицу на час.

ужин, готовим ванную, игрушки, постельку, пижаму. купаемся и перед сном чтение книги- это святое!

я делила занятия по дням недели. например, понедельник,четверг - рисование, вторник-пятница манка,рисование или лепка,среда-суббота- музыка. это обязательные, хотя чаще бывало, что чуть ли не каждый день и лепим и рисуем и поем и танцуем.

думаю дня через два добавлю сюда инфу.

целую всех. удачи вам и вашим деткам.

декоративные подушки на диван своими руками

Уроки для крохи: развивающие занятия с ребенком 9 месяцев - Статьи - 7 месяцев - 12 месяцев

Фото: Legion Media.Ru

Игре время, развитию час

Одной из наиболее характерных особенностей ребенка от 9 месяцев до 1 года является его подвижность. Он переворачивается с живота на спину и на бок, чтобы рассмотреть заинтересовавший его предмет. Малыш способен садиться, ползать, некоторые дети даже начинают ходить в этом возрасте. Ребенок активно интересуется окружающим миром, и именно родители становятся основным источником знаний. В качестве первых развивающих уроков можно рассказать малышу о форме, цвете, соответствии размеров и т.д.

Для того, чтобы ребенок развивался интенсивнее, ему нужно помогать. С помощью развивающих игр можно подготовить почву для плодотворного познания, стимулировать работу мозга, запустить механизм развития логического мышления, воображения, фантазии, памяти.

В 9 месяцев малыш, как правило, уже лепечет первые слова. Чтобы речевые функции формировались активнее, нужно предлагать ребенку игры для развития моторики: рисование с помощью пальчиковых красок, игры «в ладушки» с использованием речевок и песенок.

Методики раннего развития детей

Некоторые мамы, едва малышу исполнится 9 месяцев, спешат отдать его в детский развивающий центр. Вопрос целесообразности раннего развития – довольно дискуссионный. В этом возрасте важно дать не максимальный охват энциклопедических сведений, а привить интерес к познанию, развить любознательность.

Эксперты считают, что с этой задачей вполне может справиться мама и папа. Более того, пожалуй, никто лучше них этого не сделает, так как только родители в глазах малышей имеют авторитет. А посещение развивающего центра в столь юном возрасте сопряжено с массой негативных последствий. Многие родители и вовсе ставят под сомнение сам факт необходимости раннего развития. «Школа с пеленок» лишает ребенка беззаботного детства, уверены они.

Пожалуй, лучше всех рассеять подобные сомнения сможет автор японской методики раннего развития Масару Ибука. Его книга «После трех уже поздно» стала настоящим бестселлером в мировой педагогической практике. 

Расскажите, какие книги вы читаете по психологии и воспитанию деток от года? Прочитала Масару Ибука «После трех уже поздно». Очень понравилась книга!

Как ни странно, методика, снискавшая такую популярность во всех странах мира, написана не педагогом, и даже не детским психологом. Масару Ибука – один из основателей и главный инженер инновационной компании «Sony». Его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Именно они в свое время заметили тягу внука к техническими наукам и поддержали его увлеченность конструированием. Многие новинки электроники, которыми пользуются современные люди, изобретены Масару Ибука.

Так случилось, что его сыну диагностировали аутизм. Заботливый и любящий отец не захотел опускать руки. Привыкший всегда добиваться результата, он принялся изучать существующие методики детского развития и в каждой из них находил изъяны. В конечном счете, из его заметок и размышлений «родилась» авторская методика Масару Ибука, которая заключается в многогранном комплексном подходе к развитию ребенка. Масару Ибука убежден, что с детьми следует заниматься едва ли не с самого рождения. К трехлетнему возрасту клетки головного мозга сформированы на 80%, значит, основной массив информации ребенок должен получить до этого возраста.

Ибука много общался с детьми и обнаружил, что среда, в которой проходит детство ребенка, первична перед природными дарованиями и способностями. Задача родителей – создать наиболее комфортный микроклимат в семье, способствующий познанию. Занятия на музыкальных инструментах, рисование, освоение иностранного языка, физические упражнения, плавание, чтение книг и сюжетно-ролевые игры – малыш должен «хватать» знания из мира науки и искусства.

Но, самое главное, считает Масару Ибука, это контакт родителей с ребенком, который должен быть доверительным, полным искренности.

Другой автор собственной методики развития, Мария Монтессори, также считает первые три года жизни ребенка наиболее важным периодом в процессе формирования личности. Этому возрастному отрезку она дала название – «Психический эмбрион». Монтессори считала, что в это время развивается душа ребенка. Если взрослый способен отсеивать свое восприятие, то ребенок «зеркалит» увиденное в окружающей среде, оно так или иначе становится частью его личности.

В процессе развития малыш переживает так называемые «чувствительные» и «сенситивные» периоды. Когда в ходе фазы чувствительности ребенок находит интересное занятие, его способности резко возрастают. В сенситивный период малыш поглощен полностью: интеллектуально и личностно. Мария Монтессори называет этот процесс «нормализацией».

Одним из важнейших факторов развития ребенка автор методики считает совершенствование чувств. Ни один ребенок не устоит перед соблазном понюхать, потрогать, попробовать на вкус новый предмет. Значит, умственное развитие протекает через абстрактное чувственное познание.

В Монтессори с ребятками занимаются музыкой, языком, творчеством и самое интересное - работа с материалами. Материалы - это сенсорика, то есть работа с крупами, (например, отделить с помощью сита фасоль от манки), построение башни, застегивание пуговиц и ремешков, рисунки пальчиками на песке и многое другое.

Мария Монтессори настаивала, что обучение ребенка необходимо вести легко и непринужденно. Пусть малыш учится сам того не замечая. Он познает окружающий мир через собственные действия и поступки. Скажем, чтобы выучить слово «дом», ему нужно построить его из кубиков. Так он не только поймет значение слова, но и запомнит его раз и навсегда. При желании развивающие занятия можно найти прямо под рукой. Причем для эффективного развития ребенка необязательно покупать очень дорогие игрушки.

Урок 1:
Вы наверняка замечали, что малыши любят играть со взрослыми предметами обихода гораздо больше, чем с детскими игрушками? Эту особенность можно использовать в своих интересах. Во время приготовления обеда насыпьте в один контейнер для хранения продуктов фасоль, в другой – горох, в третий – скажем, гречку. Поставьте перед ребенком все три емкости и предложите с ними поиграть. Смотрите, с каким удовольствием и восторгом он отнесся к вашей затее! После того, как ребенок вволю пощупал разные виды крупы, высыпьте перед малышом содержимое одного из контейнеров и попросите помочь собрать крупу назад. Это занятие развивает пальчики рук, учит малыша играть, соблюдая правила.

Урок 2:
Сортер очень быстро наскучил малышу? Не беда, доставайте свой набор кастрюль и предлагайте ему сложить из них пирамидку. Можно также «сложить» одежду на полку. В этой игре ребенок получит первые сведения о форме и размерах.

Урок 3:
Возьмите коробку и сделайте в ее крышке отверстие. На нитку привяжите разные по цвету и текстуре ткани. После этого нитку поместите внутрь коробки, оставив ее «хвостик» в отверстии. Предлагайте малышу тянуть за нить, пока не появится первый лоскутик. Неожиданное, почти волшебное появление материи вызовет бурю радостных эмоций у малыша. Расскажите, какого цвета ткань, дайте пощупать. Очень скоро ребенок будет реагировать на цвет и проговаривать его вместе с мамой.

Применительно к данном возрасту уместнее говорить не о развитии, как таковом, а о заложении основ для полноценного обучения в будущем. Развивающие занятия с 9 месяцев до 1 года формируют у ребенка любознательность, тягу к новым знаниям. Если эта основа будет заложена правильно, то учеба в школе будет даваться намного легче.

Развитие ребенка в 9 месяцев, чему можно научить

Девятимесячный ребенок — это активное любознательное чадо, которое невозможно ограничить манежем. В попытках достать понравившийся предмет малыш проявляет чудеса смекалки и сообразительности. Слово «нет» он еще не воспринимает и обижается, если родители не дают ему какую-то вещь. Поэтому самое время провести ревизию в квартире и убрать все травмоопасные предметы.

Рост и вес

Первые полгода дети растут буквально по часам, добавляя каждый месяц по 2–3 см в росте и по 700–900 г в весе. После девятого месяца темпы начинают замедляться до 1,5 см и 500 г в месяц, а общие физические характеристики ребенка находятся в таких пределах:

  Статистика ВОЗ Статистика по СНГ
девочки мальчики девочки мальчики
Рост (см) 67,5 – 76,5 65,3 – 75 68,2 – 75,1 67,5 – 74,1
Вес (кг) 7,1 – 11 6,5 – 10,5 7,9 – 10,5 7,5 – 9,7
Окружность груди (см) 44 – 51,3 44 – 50,5 44,4 – 50,8 44,5 – 49,3
Окружность головы (см) 42,5 – 47,5 41,2 – 46,5 44 – 47,4 42,9 – 46,4

Режим дня

СОН. Повышенная двигательная активность в течение дня «выжимает» из младенца все силы, поэтому он еще нуждается в хорошем продолжительном сне. Это 10 часов ночью и по 2 часа днем: после завтрака и после обеда. Однако, некоторые активные дети уже в 9 месяцев переходят на один дневной сон, компенсируя второй более длинным ночным — до 12 часов. Нужно приучать малыша ложиться спать в одно время, иначе ему будет трудно засыпать.

ПИТАНИЕ. Хотя меню ребенка стало весьма разнообразным за счет прикорма, от грудного молока отказываться рано, ведь на него приходится три из пяти кормлений: утром, в обед и перед сном. Малышу на искусственном вскармливании можно понемногу сокращать объем молочной смеси, давая вместо нее каши (гречка, овсянка, рис) и овощные пюре. Рекомендуется разминать овощи и отварное мясо на небольшие кусочки, чтобы стимулировать жевательный рефлекс у грудничка. Разнообразить рацион можно фруктами (яблоки, груши, бананы), сыром и детским кефиром. Давая новый продукт, нужно следить за реакцией малыша, занося любые изменения его состояния в дневник прикорма.

Нарушение пищеварения характеризуется изменением стула. При запорах рекомендуется давать грудничку тыкву, персики и сливы, естественно, без кожуры. Нормой является однократный ежедневный стул, а количество мочеиспусканий может варьироваться от 7 до 10 раз в сутки, в зависимости от питьевого и температурного режима. Замечено, что в жаркие дни частота мочеиспускания снижается.

КУПАНИЕ. Водные процедуры становятся одним из методов развития ребенка в 9 месяцев, поскольку он воспринимает купание, как игру, повторяя движения взрослых, пытаясь потереть себя мочалкой и эмоционально реагируя на брызги. Детская пена в ванночке и мыльные пузыри вызывают у крохи колоссальный восторг. Врачи рекомендуют хотя бы раз в неделю посещать с малышом бассейн, поскольку такие занятия стимулируют развитие мышц, формируют правильное дыхание и благотворно воздействуют на психическое состояние ребенка.

Врачи не рекомендуют брить наголо младенца, т.к. можно повредить волосяные луковицы.

Достижения девятого месяца

К девятому месяцу все дети стараются активно двигаться, независимо от их массы тела. Конечно, играет роль индивидуальность, и может наблюдаться небольшая задержка развития отдельных навыков. Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

Физические навыки Психическое развитие
  • самостоятельно может сменить положение: сесть, лечь, привстать и стоять, держась за опору;
  • активно ползает (даже по ступенькам) и дотягивается до разных предметов;
  • легко удерживает игрушки и пробует новые вещи на вкус;
  • поворачивается корпусом в любую сторону;
  • хлопает в ладоши;
  • в ходунках может приседать и подпрыгивать;
  • долго следит за движущимися предметами;
  • развивается мелкая моторика: держит вещи несколькими пальцами, сжимает в руках предметы, рвет бумагу, пробует засунуть пальцы в разные дырочки, вытаскивает вещи из банок и коробок, кушает пальцами, снимает с себя чепчик или шапку;
  • просовывает руки в рукава, когда родители его одевают;
  • ищет упавший предмет и находит его
  • активно лепечет и тянет гласные;
  • повторяет одинаковые слоги: «ма-ма», «ба-ба», «би-би», «па-па», «дэ-дэ» и т.д.;
  • отличает в зеркале себя от других;
  • показывает на куклах части тела: нос, глазки, ротик;
  • повторяет интонацию взрослых, имитирует голоса;
  • знает свое имя и откликается на него;
  • проявляет разные эмоции: веселье, радость, страх, уныние, гнев;
  • часто смеется и улыбается;
  • беспокоится, видя «чужих» и успокаивается при виде «своих»;
  • с удовольствием играет в игры и легко их запоминает;
  • требует к себе внимания и плачет, если взрослые не реагируют;
  • сердится, если у него забирают игрушку;
  • понимает, когда его ругают, и плачет;
  • осваивает жесты взрослых;
  • пытается самостоятельно кушать;
  • знает расположение комнат в квартире и их функциональность: сон, купание, еда

Главным отличием девятого месяца становится умение малыша контролировать свои действия, осознанно управлять телом, быстро и энергично двигаться.

Опасными патологическими признаками является вялость, слабость и апатия. Однако бывают и сверхвозбудимые дети, которых практически невозможно успокоить, что также становится поводом для похода к врачу. Родителей должно насторожить, если ребенок:

  1. не различает чужих и родных;
  2. не реагирует на свое имя и не проявляет эмоций к окружающим;
  3. агрессивно отталкивает руки родителей и отворачивает лицо;
  4. мало двигается и не интересуется новыми игрушками;
  5. плохо держит равновесие при сидении;
  6. не может переворачиваться на животик и не пытается ползать.

Осторожно! Активный ребенок!

В 9 месяцев детки еще не умеют ходить, но уже заставляют дом «встряхнуться». Способность ползать позволяет малышу не только покорять новые вершины, взбираясь на стульчики и подушки, но также открывать шкафчики и доставать разные предметы. Мелкая моторика развита достаточно хорошо, но силы в руках может не хватить, а потому взятая красивая ваза легко разобьется. Учитывая это, родителям надо принять меры предосторожности.

  1. Нужно убрать из поля досягаемости любые мелкие предметы: пуговицы, бусинки, монеты, конфеты и др. Малыш может взять их в рот и подавиться.
  2. Закрыть все нижние шкафчики или убрать оттуда острые, хрупкие и травмоопасные вещи: посуда, инструменты, спицы, набор для шитья и др. Вместо них можно положить полотенца, одежду или мягкие игрушки, ведь младенцу нравится копошиться в новых вещах.
  3. На кухонный стол лучше постелить клеенку, а не скатерть, поскольку малыш может очень легко за нее потянуть.
  4. Розетки надо закрыть специальными заглушками.
  5. Нужно спрятать все документы и деньги, ведь грудничок уже хорошо умеет рвать бумагу.

Чтобы максимально обезопасить пространство вокруг ребенка, надо представить себя на его месте: куда бы захотелось залезть, что достать и что посмотреть? Предугадав действия активного малыша, можно легко убрать из виду все интересные, но запрещенные предметы. В целом, в течение дня ребенок с удовольствием играется кучей своих игрушек и следит за взрослыми. Поэтому можно увеличить время дневных прогулок и начинать развивать ребенка с помощью игровых методик.

Любимые игры и игрушки

Главная забава девятого месяца — это бросать игрушки и бить их друг о друга, особенно если это погремушки, издающие разные звуки. Интерес вызывают шкатулки, баночки и коробки, из которых можно доставать более мелкие предметы. Поэтому, выбирая игрушки, лучше отдать предпочтение крупным пирамидкам, матрешкам, погремушкам, мячикам, фигурам с прорезанными отверстиями, предметам с веревочками, липучкам и «говорящим» куклам. А наибольший восторг вызовет домик с тоннелем. Его можно купить или смастерить из картонных коробок.

Что касается игр, то на первом месте остается «Ку-ку» и «Ладушки». Также малышу нравится смотреть, как что-то рассыпается, поэтому, если ему соорудить башню из кубиков, он радостно ее сломает. Можно прятать от ребенка какую-то игрушку, положив ее за спину или накрыв платком, ведь такое действие вызовет активные поиски. Если во время бодрствования с ребенком будет кто-то играть: мама, папа, бабушка, старшая сестра, то он будет быстрее познавать мир. Ведь внимание со стороны взрослых стимулирует активное развитие 9 месячного ребенка.

Развитие ребенка в 9 месяцев: что должен уметь, первый лепет, навыки и умения, рост и вес

На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки.

Физическое развитие

Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.

Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.

Показатели ребенка от 9 до 10 месяцев

Рост

70.69-72.84 см

Окружность головы

45-46 см

Обхват грудной клетки

44-45 см

В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.


Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку. 

Ребенок сам начинает подражать действиям взрослых — пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол.

Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей: одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па», «ма—ма-ма», «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом — переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки.

Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.

Какие еще умения и навыки появляются? 

На вопрос «Где?» малыш отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения. Карапуз знает свое имя и оборачивается на зов. С предметами ребенок обращается сообразно их свойствам: шар — катает, резиновую игрушку — сжимает и разжимает, емкости (коробки, корзинки, формочки) — вынимает один предмет из другого. Сейчас малыш уже хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: 

  • центры активности, 
  • шкатулки с сюрпризами, 
  • игрушки с веревочками, за которые можно тянуть, 
  • музыкальные игрушки с кнопками, 
  • погремушки, 
  • маракасы, 
  • молоточки с пищалками, 
  • прозрачные пластиковые бутылки с крупами, 
  • камешками, 
  • разноцветными бусинками, 
  • мягкие игрушки с наполнителями, 
  • мягкие игрушки с деталями на липучке, 
  • мячи, 
  • пирамидки, 
  • игрушки с прорезями, 
  • мягкие книжки и книжки с толстыми картонными страницами.

Вас также может заинтересовать


Что должен уметь ребенок 👶 в 9 месяцев: критерии развития мальчика, девочки

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас – так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 – 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким – возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками

– В 9 месяцев я уже очень многое могу!
Сфера развитияЧто происходит?
Двигательная активностьДвигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому – смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметамиПодолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
НавыкиПьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
ЭмоцииВсему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речиМожет выполнять поручения взрослых: “Покажи, как летает птица”, “Помаши ручкой”, “Покажи привет/пока” и др. Понимает запреты и указания типа “сядь”, “подойди сюда”, “встань”, “обними маму”. Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речьГоворит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые слова и ходить?). Это автономная речь – т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
ИнтеллектУмеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: особенности развития малыша в 8 месяцев). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы – все они “крутятся” относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу – для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.

Сенсорные коробки с крупами или бобами – отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой. Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей. Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей – отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.

Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя – с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность: за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: что должен уметь 10-ти месячный ребенок?)

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.

Максимальные знания о навыках и умениях детей можно получить, ознакомившись с видео-лекциями доктора Комаровского или других профильных специалистов. Зная, как развивать ребенка в 9 месяцев, родители будут растить здорового малыша (см. также: видео о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев).

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Поделитесь с друьями!

Обучение через игру (10-12 месяцев). Как играть с ребенком в 10-12 месяцев

Содержание:

В этом возрасте у ребенка резко расширяются возможности знакомиться с окружающим миром - он уже хорошо ползает и начинает ходить. Передвигаясь, он узнает о расположении предметов в пространстве, "отрабатывает маршруты". Ему приходится решать непростые задачи: оценивать расстояния между предметами и выбирать оптимальную последовательность действий - куда и как передвинуть руку, куда шагнуть. Понятно, что это требует сосредоточенности и внимания. Ребенок занимается этим с замечательным упорством!

В этом же возрасте он начинает применять к разным игрушкам разные, именно для них подходящие действия. Эти знания приобретаются от взрослого. Ребенок имитирует те действия, которые показывает ему взрослый.

Ребенок уже достаточно хорошо понимает, что ему говорит взрослый. Правда, он основывается при этом не только на том, что он услышал, но и на мимике и жестах взрослого.

Ребенок также неплохо сообщает о своих желаниях или требованиях. Он использует для этого жесты, мимику, звуки: ведь число употребляемых им слов еще очень мало - всего два-три.

Характерной особенностью лепета в этом возрасте является то, что он становится похожим по интонации и ритмике на речь окружающих. Используются также сочетания из разных слогов. Очевидно, что ребенок приобретает эти умения благодаря подражанию взрослым.

Развивающие игры для детей. Как помочь ребенку расти веселым и счастливым

Малыш испытывает особенное удовольствие от перемещения в пространстве - ползанья или ходьбы. Ему нравится сам процесс, хотя дело не обходится без определенных трудностей и неприятностей, ребенок может уставать, падать и ушибаться.

Поэтому малыш с особым удовольствием воспринимает такие развивающие игры, при которых ползание, или ходьба, или некоторые важные элементы этих действий воспроизводятся в облегченном и безопасном, но ускоренном или усиленном виде.

  1. Подсуньте под живот лежащего на ковре ребенка полотенце или сложенное одеяльце. Приподнимите его так, чтобы он принял позу, нужную для того, чтобы ползти, и покачайте его немного вперед и назад. Держите его так, чтобы ему было легко ползти, и время от времени поднимайте его в воздух и переносите вперед на небольшое расстояние.
  2. Главная способность, которую ребенок должен развить, учась ходить, - это способность удерживать равновесие. Вы можете ему в этом помочь. Посадите малыша себе на колени, разведите его ручки в стороны и держите их. Поочередно поднимайте то одно, то другое колено, так, чтобы ребенок наклонялся то вправо, то влево. Помогайте ребенку сохранять равновесие, держа его за руки. Поднимайте и опускайте колени в такт музыке. Можете поставить пластинку, или включить магнитофон, или пойте сами, главное, чтобы музыка была веселая.
  3. Поставьте ребенка перед собой лицом к вам и возьмите его за руки. Начинайте слегка наклонять его то вправо, то влево, перемещая его центр тяжести с одной ноги на другую. Пойте при этом песенку так, чтобы ребенок покачивался в ритме песни. Держите руки ребенка на уровне плеч или даже ниже. Постепенно уменьшайте вашу поддержку, так чтобы малыш продолжал качаться самостоятельно. Пусть он потом держится только за ваши указательные пальцы своими ручками. Сделайте так, что его ручки опустятся и будут располагаться почти вертикально по его бокам. Попробуйте и сами качаться в ритме песенки. Это будет стимулировать ребенка - он попробует подражать вам.
  4. Поставьте малыша ножками на ваши ноги спиной к вам. Держите его за плечи. Скажите: "Давай, пойдем" и пройдите короткое расстояние.

    Посмотрите, как он реагирует на эту игру. Если она ему понравится, повторяйте ее в разные дни. Пусть вместо вас это делают другие члены семьи, включая старших детей. Такая игра способствует укреплению контакта между ребенком и взрослым и полезна с этой точки зрения. Если малыш не выражает удовольствия от игры, отложите ее и через какое-то время попробуйте снова.

  5. Приучите ребенка "петь" под музыку. Включайте магнитофон, или проигрыватель, или радио. Пойте сами, используя те слоги ("мамама" или "папапа"), которые ребенок без труда произносит. Предлагайте ему присоединиться к вам. Повторяйте такую игру многократно, пока он не станет самостоятельно петь под музыку.
  6. Продолжайте играть с ребенком в "Ку-ку, где я?". Сначала сами закрывайте ручками ребенка его глаза и восклицайте: "Где же Миша, куда он ушел?". Убрав его ручки, радуйтесь: "Миша тут!" Потом приучите ребенка самого закрывать глазки руками и ждать ваших возгласов: "Куда Миша исчез?". Выражайте восторг, когда он уберет ручки от лица. Можете также научить его самого закрывать себе лицо салфеткой или пеленкой, а потом ее сдергивать. Ваша радость, когда салфетка сдергивается или ручки убираются от глаз, будет способствовать эмоциональному развитию ребенка.
  7. В этом возрасте ребенок начинает понимать, как привлечь или поддерживать внимание взрослого - и начинает повторять действия, которые вызывали смех окружающих. Вы можете поддерживать и развивать у него такое поведение, участвуя вместе с ним в самых разных играх. Например, поиграйте с ребенком в "Идет коза рогатая за малыми ребятами, забодает, забодает, забодает, забодает", где сначала вы изображаете эту козу, а потом - он. Испугайтесь, когда ребенок протянет руку в вашу сторону, а потом начинайте смеяться.

Как учить ребенка обращаться с игрушками

Вначале малыш одинаково обращается со всеми игрушками: он их хватает, рассматривает, трясет, ударяет ими по столу или по полу, тянет их в рот. Применяя такие стандартные исследовательские действия, ребенок самостоятельно кое-что узнает о свойствах некоторых игрушек и о том, как с ними надо обращаться.

Например, он обнаруживает: погремушка издает звук, когда он ее трясет. И соответственно с ней и обращается. Однако большей части игрушек соответствуют специфические действия, которые должен показать взрослый. Знание этих специфических действий и предметов (игрушек), с которыми они совершаются, важно для интеллектуального развития ребенка. На базе этих знаний строятся затем новые, приобретаемые в более позднем возрасте.

  1. Начинайте показывать ребенку разные действия при игре в мяч. Используйте для этого не один, а два-три мячика. Очень хорошо, если ребенок полюбит играть с мячом. Показывая ему мяч, а затем пряча его в разные места, вы сможете развивать у ребенка навыки поиска. Катая мяч в определенном направлении, вы задаете ребенку маршрут, по которому он должен научиться передвигаться.
  2. Научите ребенка звонить в колокольчик - отличную развивающую игрушку для детей 10 месяцев. Придумайте игру, при которой вы делаете что-то для него приятное, например, начинаете его щекотать, если он позвонит в колокольчик. Таким образом, вы сделаете колокольчик любимой игрушкой и сможете использовать его при обучении ребенка новым умениям.
  3. Обязательно подарите ребенку машинку и покажите, как катать ее вперед и назад. Сопровождайте катание какими-то звуками, типа "дрр" или "би-би", которые он сможет дальше употреблять для обозначения машины. Если же он не начнет сразу же подражать вашим действиям, поместите его руки на машину и покатайте ее его руками. Катайте затем машину по очереди или используйте в игре две машины, одну будете катать вы, другую - ребенок.
  4. После того, как вы научите ребенка катать машину руками, привяжите к ней веревку и покажите, как ее можно катать за веревку. После этого попробуйте предложить ему взять эту веревку - и когда он ползет, и когда стоит, и когда пытается ходить. Возможно, он воспользуется вашим предложением.
  5. Когда малыш уже научился катать свою машину (руками и за веревку), предложите ему машину другого цвета, величины и формы и посмотрите, станет ли он ее катать. Если он этого не сделает, объясните ему, что это машина (назовите ее "дрр" или "би-би") и что ее тоже катают. Но не показывайте катания руками! Проверьте, поймет ли он вас. Если не поймет, привяжите к этой новой машине веревку и дайте ему в руки. Если и это не поможет, покажите, как вы катаете новую машину. После того, как он тоже начнет ее катать, постарайтесь проверить с помощью еще нескольких игрушек, с каким набором (классом) предметов связывает ребенок действие катания и не является ли при этом определяющим факт, что у машины есть колеса. Вам будет легче находить лучшие методы развития ребенка, если вы будете не только видеть, что он делает, но и понимать, почему он это делает.
  6. Машина интересна потому, что в ней можно возить разные предметы. Покажите, как это делается. Если среди игрушек есть грузовик, дайте ребенку небольшие предметы, которые он не может проглотить, и покажите ему, как их можно складывать в машину и потом везти в какое-то место, где их можно высыпать.

Как помочь ребенку овладеть новыми действиями и программами действий

Мама обучает малыша новым действиям, используя два подхода: она показывает, что и как нужно делать, совершая эти действия сама; если же ребенку что-то не удается, она берет его ручки в свои и помогает ему совершить требуемые действия.

Обучая ребенка действиям, мать использует соответствующие этим действиям предметы домашнего обихода или игрушки. Кроме того, она сопровождает свое поведение речью, называя и действия и предметы.

В результате таких "сеансов обучения" ребенок приобретает разного рода сведения:

  • он совершенствует свою способность подражать видимому им поведению другого человека;
  • он усваивает набор действий, из которых может в дальнейшем строить более сложные действия;
  • он узнает, каким предметам соответствуют какие действия; это способствует формированию понятий;
  • он узнает названия действий и названия предметов.
  1. Дайте малышу попрактиковаться, надевая себе на шею через голову бусы из крупных легких бусин. Покажите ему, как надеть эти бусы вам и кукле. Смотрите только, чтобы он не порвал нитку и чтобы бусины не попали ему в рот.
  2. Держите вертикально вашу руку, и пусть ребенок наденет вам браслет на руку. Сделайте это игрой и по очереди надевайте браслет на руку друг другу.
  3. Купите ребенку пирамидку и покажите ему, как надевать на стержень кольца.
  4. Давайте ему такие игрушки, с которыми можно играть в разные игры. Например, используйте банки из пластмассы, в которые можно класть разные вещи, такие как кубики, пустые катушки, деревянные бусины, пластмассовые крышки от бутылок и т.д. Положив несколько таких предметов в банку, закройте ее крышкой и потрясите. Дайте ребенку послушать, потом высыпьте предметы из банки и предложите ребенку собрать их в нее. Дайте ребенку поиграть со стаканчиками из пластмассы, которые вкладывают друг в друга. Покажите, как это делается, и предложите ему так поиграть.
  5. Когда ребенок купается в ванне, дайте ему игрушки, которые плавают, например, пластмассовую чашку, и игрушки, которые тонут, например, металлическую ложку. Просите ребенка, чтобы он достал из ванны и дал вам ту и другую игрушку.
  6. Покажите ему, как ронять или бросать предмет в пустое ведро. Лучше, чтобы это было металлическое ведро. В качестве "материала для бросания" можно использовать, например, металлическую ложку, деревянный кубик или пустую катушку от ниток, пластмассовую крышечку от бутылки или банки и т.п. Обратите внимание ребенка на звук при ударе предмета о дно ведра. Помогите ребенку потрясти ведро, чтобы снова услышать звук. Эта игра особенно хороша для детей, у которых есть склонность бросать предметы на пол. Опыт показывает, что имея возможность играть в такую игру, дети избавляются от этой своей весьма неудобной для домашних склонности.
  7. Сядьте на пол рядом с ребенком и, показав ему любимую игрушку, спрячьте ее за своей ногой с другой стороны от него. Пусть он попытается перебраться через ваши ноги, чтобы достать игрушку. Поступая аналогичным образом, научите ребенка преодолевать другие препятствия, например, диванную подушку.
  8. Используя такой же подход, как в п.7, научите малыша доставать игрушку, обходя ящик с игрушками, зайдя за угол шкафа или выйдя за дверь. Показывайте ему, куда вы кладете игрушку и обращайте на нее его внимание.
  9. На глазах у приближающегося к вам ребенка спрячьте интересную игрушку, закрыв ее любым предметом, который ребенок может снять или сдвинуть (пеленкой, детским одеялом, ящиком, бумагой). Используйте привлекательную игрушку и неинтересный закрывающий предмет, чтобы ребенок не отвлекался его на его разглядывание и исследование. Например, возьмите яркую игрушку и закройте ее сначала небольшой миской. Затем закройте это сверху ящиком или коробкой от обуви. Наконец, накройте все это полотенцем. Если ребенок потеряет интерес, скажите ему "Давай искать вместе" и помогите ему снять все эти предметы. Изобразите восторг и удивление, когда вы найдете вместе игрушку.
  10. Возьмите в кулак маленькую игрушку, заведите руку за экран (миску, ящик, пеленку, бумагу) и оставьте игрушку там. Затем покажите ребенку вашу пустую ладонь и спросите: "Где же она?" Помогите ему самому достать игрушку.
  11. Играя на полу, положите на пол несколько диванных подушек, чтобы вы могли за ними спрятаться. Спрячьтесь и позовите ребенка: "Ку-ку, ищи меня". Когда он вас найдет, изобразите восторг.
  12. Ребенок учится разным способам достать нужный ему предмет. Вот простейший пример ситуации, когда ему надо совершить некоторые предварительные действия прежде чем взять в руку нужный предмет. Перед ребенком на столе находится тарелка, на которой лежит кусочек апельсина, но она отодвинута на такое расстояние, что можно дотянуться до края тарелки, а не до апельсина. Ребенку нужно передвинуть тарелку к себе. Сделает ли он это? Если нет, встаньте рядом с ним и покажите, как это делается. Потом снова отодвиньте тарелку и посмотрите, усвоил ли он ваш урок.
  13. Положите перед малышом шнурок, другой конец которого привязан к игрушке, находящейся на таком расстоянии, что ребенку ее не схватить. Потяните за конец шнурка, показывая ребенку, что игрушка при этом двигается. Предложите ему потянуть за шнурок.
  14. Привяжите веревки к разным игрушкам (машине, грузовику, тележке, паровозу и т.д.) и оставьте их на полу. Пусть ребенок таскает игрушки за собой, когда он ползает или ходит по комнате.
  15. Когда вы играете с ребенком, покажите ему, как достать интересную игрушку или, например, ваши ключи, потянув за салфетку, покрывало или пеленку, на которой лежит эта вещь.
  16. Постепенно придумывайте и ставьте перед ребенком более сложные задачи и показывайте ему, как их нужно решать. Например, положите игрушку на полотенце, накинутое на гору из подушек на кровати или на диване. Кончик полотенца, за который нужно потянуть, должен находиться вне досягаемости ребенка. Следовательно, ему надо будет сначала добраться до полотенца, а потом уже, потянув за него, достать игрушку.
  17. Начинайте учить малыша складывать игрушки в ящик. Каждый раз перед тем, как он ложится спать, скажите ему: "Помоги мне собрать игрушки". Показывайте ему пальцем на игрушку, говорите: "Возьми". Потом говорите "Отнеси в ящик" и показывайте на ящик.

Как помочь благоприятному социальному развитию ребенка

В этом возрасте ребенок приобрел уже значительную самостоятельность, он сам передвигается в пространстве, он сам действует с предметами, он начинает проявлять элементы самообслуживания - ест частично сам, участвует в процессе одевания. Развитие ребенка и обеспечение его личной безопасности требует, чтобы он усвоил определенные правила поведения - прежде всего, приучился быстро и безоговорочно подчиняться запретам, выражаемым словами "нет" и "нельзя". При этом существенно, чтобы запреты, исходящие от матери, не вызывали у ребенка отрицательных эмоций по отношению к ней, не уменьшали бы его любви к маме. Приучая ребенка подчиняться запретам, надо постараться обойтись без наказаний и угроз.

Ребенок в дальнейшем усвоит целый набор правил, касающихся социального поведения, и приобретет значительное количество сведений на эту тему. Первые приобретаемые им сведения относятся к принадлежности предметов. Он должен узнать, какие вещи (игрушки) принадлежат ему и он может сам ими распоряжаться, а какие - другим людям, и он их или вообще не должен трогать, или же должен каждый раз просить на это разрешение.

Очень важно рано приучить ребенка хорошо относиться к другим людям, уметь делиться с ними своими вещами (игрушками) и жалеть и утешать их, если они попали в беду. Доброжелательное отношение к другим людям откроет ребенку путь в компанию сверстников, к участию в коллективных играх. А именно коллективные игры определяют развитие ребенка в возрасте старше полутора-двух лет.

  1. Твердо и решительно говорите "нельзя", когда ребенок делает что-то непозволительное или когда он может оказаться в опасности. Качайте при этом головой и выражайте свое неодобрение мимикой и жестами. Если он не слушается, остановите его или вообще заберите его из опасной обстановки, но избегайте употреблять "нельзя" слишком часто. Говорите "нельзя", только когда это безусловно необходимо, по возможности избегайте опасных ситуаций, убрав бьющиеся или опасные вещи подальше от ребенка. Будьте настойчивы, если вы уже сказали "нельзя"! Если ребенок послушался или вы сами физически его остановили, переключите его внимание на какое-то другое интересное для него занятие.
  2. Используйте куклу-петрушку (надевающуюся на руку) для того, чтобы обучить ребенка прекращать действия, когда ему говорят "нельзя" или "перестань". Разыграйте сцену, когда кукла делает что-то плохое и вы говорите ей "нельзя". Пусть кукла прекратит это делать немедленно! Обратите внимание ребенка на поведение детской куклы.
  3. Если ребенок обращается с игрушкой так, что ее портит (например, бьет машинкой об пол), скажите сначала: "Не надо, перестань", а затем возьмите у него из рук игрушку и покажите, как надо с ней обращаться (например, начните катать машинку). Сделайте эту игру привлекательной и приятной для малыша!
  4. Говорите "нельзя" и в тех случаях, когда ребенок неправильно ведет себя за едой (например, бросает пищу на пол, разливает молоко, стучит посудой и т.д.).
  5. Возьмите несколько ваших вещей и вещей ребенка. Наденьте на себя шапочку ребенка, скажите: "Мама надела Мишину шапку" и начните смеяться. Рассмешите и ребенка тоже. Потом положите вашу шапку около себя, а шапку ребенка - около него. Возьмите новый предмет, например, ваши перчатки, протяните их ребенку и спросите: "Это мамины? Положи к маме". Помогите ему положить их рядом с вами. Потом проделайте аналогичную процедуру с его ботиночками и т.д. Играйте в такую игру много раз, включая в игру и других членов семьи с их характерными вещами.
  6. Путешествуя с ребенком по квартире, показывайте ему разные вещи и говорите: "Это папины туфли", "Это мамины духи", "Это папин приемник" и т.д.
  7. В этом возрасте ребенок протягивает игрушку взрослому, чтобы ее показать - но еще не намерен ее отдать. Это первый шаг к тому, чтобы делиться собственностью с другими. Моделируйте сами такое поведение, протягивая игрушку, чтобы показать ребенку. Просите его: "Покажи мне куклу", "Покажи папе книгу" и т.д. Пусть он держит игрушку в своих руках, когда вы говорите о ней, например, показываете, где у куклы носик, где глазки, где ручки; пусть он держит книжку в своих руках, когда вы показываете ему в этой книжке картинки. Таким образом он усвоит, что можно делиться предметами, не утрачивая их при этом.
  8. Поделитесь пирожком с ребенком: дайте ему откусить, потом откусите сами. После этого отдайте ему пирожок, скажите: "Дай маме откусить" и откройте рот. Если надо, подвиньте ручку ребенка своей рукой; но постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам кормил вас.
  9. Предложите каждому члену семьи избрать свою особую игру с малышом. Нужно, чтобы в ней были такие действия ребенка, которые служили бы сигналами привлечения этого члена семьи к их игре.
  10. Широко используйте одевающуюся на руку куклу-петрушку. Она не обязательно должна изображать человека: может быть и собачкой, и кошкой, и лисичкой. Хорошо, если она сможет открывать рот и менять выражение лица. Разыгрывайте сцены, когда эта кукла что-то очень хочет и ребенок может ей помочь. Пусть, например, кукла будет голодна, и вы дадите ребенку ложку, чтобы он ее покормил. После еды кукла будет радоваться, благодарить "кормильца" и может его, например, пощекотать. Комментируйте поведение куклы, говорите, что она хорошая, что вы ее жалеете, гладьте ее. Дайте ребенку возможность увидеть, как надо помогать другому существу.

Как учить ребенка говорить и понимать речь

В этом возрасте ребенок понимает уже очень много из того, что вы ему говорите. Но его понимание основывается не только на тех словах, которые вы произносите. Оно очень сильно зависит от ситуации (что он в это время видит вокруг себя, чем он в это время занят), от ваших жестов, выражения вашего лица, тона вашего голоса.

Ребенок также приобретает склонность повторять услышанные им слоги или простые слова. Правда, это касается только таких коротких слов, гласные и согласные которых ребенок уже умеет произносить.

Уча его говорить, создавайте такие игровые ситуации, когда повторение сказанного вами слова приводило бы к желанному эффекту для малыша.

  1. Когда вы вытираете его после купания, называйте при этом части тела. "Вот ножка, вытяни ножку, хорошая ножка", "Где ручка, вот ручка...", "А вот животик", "А это спинка". Поглаживайте, щекочите, целуйте... При одевании просите его вам помогать: "Вытяни ножку", "Протяни ручку", "Подними головку" и т.д.
  2. Держа ребенка на руках, спросите у него: "А где у Миши носик?". Возьмите в свою руку его пальчик, потрогайте им его нос и скажите: "Вот носик". Потом спросите: "А где у мамы носик?" и потрогайте его пальцем свой нос, говоря: "Вот мамин носик". Проделайте то же самое относительно рта, глаз, лба. Повторяйте это много раз - до тех пор, пока ребенок не начнет самостоятельно показывать пальцем свой и ваш нос, рот и т.д. Когда он уже выучит эту игру, проведите ее перед зеркалом.
  3. Играя с ребенком, просите его выполнить простые уже известные ему действия, например: возьми, положи, дай, покажи, брось, иди сюда, покатай, надень. Если он не реагирует на просьбу, сопровождайте слова поясняющим жестом. Если и это не помогает, покажите ребенку, какое действие вы хотите, чтобы он выполнял, или помогите ребенку его осуществить.
  4. Употребляйте слова "дай", "покажи", "возьми" по отношению к разным предметам домашнего обихода и игрушкам. Во время еды положите перед ребенком несколько разных кусочков пищи, например, печенье, булку, хлеб, яблоко и др. Скажите: "Возьми хлеб". Если ребенок возьмет не то, что вы попросили, поправьте его. Аналогичным образом разложите перед ним несколько игрушек и по очереди просите у него разные предметы. Чтобы ему было интересно, составьте определенный сценарий игры с использованием тех предметов, которые вы получили от ребенка. Например, сначала попросите машину, потом попросите куклу, которую вы будете катать в машине. Потом попросите мишку, чтобы он убегал от машины, которая будет пытаться на него наехать.
  5. Если малыш еще не выполняет действий типа "дай", "возьми", попробуйте другим способом выяснить, понимает ли он названия предметов и игрушек. Спрашивайте его, где данный предмет, и следите за тем, куда он направит свой взгляд. Если он посмотрит на тот предмет, который вы назвали, хвалите его.
  6. Рассматривайте с малышом книжки с изображением игрушек, кошек, собак и обычных предметов. Просите его показать пальчиком тот или иной объект. Хвалите его, если он это сделает. Сами показывайте пальцем на называемые вами предметы или существа. Указывая на собаку или кошку, изображайте, как они "говорят" ("Это киса, она говорит мяу").
  7. Если в комнате находится еще кто-то из членов семьи, попросите ребенка его показать: "Где папа? Покажи папу". Если ребенок уже ходит и находится в данный момент на полу, скажите ему: "Иди к папе (бабе, деде, тете и т.д.)". Пусть тот, к кому ребенок пошел, радостно его встретит!
  8. Научите малыша качать головой, выражая таким способом "Нет", "Не хочу", "Не надо". Попросите кого-то из членов семьи предложить ему и вам ту пищу, которую он наверняка не захочет есть. Говорите "Нет, нет, не хочу" и качайте головой.
  9. Используйте аналогичный описанному в п. 8 подход для обучения ребенка кивать головой в смысле "Да". Пусть кто-то спросит вас и ребенка: "Хотите пирожок?" (или что-то другое, что малыш любит). Кивайте головой и говорите "Да, да, конечно".
  10. Играйте с ребенком в "разговор" путем повторения друг за другом одного и того же слога или слова. Произнося слова, делайте это с вопросительной интонацией, приглашающей его "на разговор". Постарайтесь научить малыша произношению следующих слов (или слогов) с разными согласными:

    м - мама (ма)
    б - баба, бай-бай, бах
    п - папа, пай
    н - няня
    д - дай, дядя, деда
    т - тетя
    к - ки (кошка)
    г - гага
    л - ляля (кукла)

  11. Постарайтесь придумать ситуации, которые позволили бы малышу начать понимать произносимое (повторяемое) им слово, связывать его с определенным объектом или событием. Например, скажите ребенку: "Давай звать папу". Пусть отец повернется на ваш призыв, улыбнется вам и ребенку и снова отвернется. В ответ на сказанное ребенком "папа", попросите отца реагировать значительно активнее: подойти к ребенку, поговорить с ним, поласкать его. То же можно предпринять и с участием других родственников.

Бросайте на пол мячик после того, как скажите "бах". Делайте то же при произнесении "бах" ребенком.

Легко придумать ситуацию с надевающейся на руку куклой, которая реагировала бы на слово "ляля" и которую можно было бы утешить (заставить перестать плакать), произнесением "пай!".


Смотрите также