Как играть портаменто на фортепиано


Портаменто — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 августа 2015; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 августа 2015; проверки требуют 12 правок.


Портаме́нто (итал. portamento — перенос) — способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берётся точно (в звуко-высотном отношении), а используется плавный переход к нужной высоте от предыдущей ноты. Например, на скрипке это выглядит так: исполнитель играет ноту, затем от неё лёгким движением скользит пальцем к следующей. То же самое происходит и у вокалиста, когда он использует данный приём.

Умелое и нечастое использование приёма portamento может очень хорошо украсить музыкальную фразу. Если скольжение затянуто и слишком подчёркнуто, тогда речь идёт уже о приёме глиссандо.

«В современной исполнительской практике и справочной литературе под portamento нередко понимают подчёркнутое, раздельное артикулирование звуков — несвязную игру, для обозначения которой существует термин portato»[1]. Термин в этом значении прижился в первую очередь в среде пианистов, но перешёл и в практику других инструменталистов (в том числе исполнителей на струнных смычковых), что зафиксировано в современном «Словаре иностранных музыкальных терминов» (авторы Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А.):

Portamento (ит. портамэнто), portando (портандо) — портаменто:
1) в пении и при игре на духовом инструменте — скользящий переход одного звука к др.;
2) в игре на фортепиано — указание играть протяжно, но не связно;
3) штрих у смычковых инструментов — звуки берутся несколько протянутыми на одном направлении движения смычка и с цезурами[2].

На аккордеоне и баяне портаменто, как и другие штрихи, исполняется движением меха:

Штрих портаменто представляет собою соединение легато с деташе, сфорцандо или маркато. Если нужно исполнить штрихом портаменто несколько одноимённых звуков, течение звучания не прекращается. Но, чтобы они не слились в один, необходимо перед окончанием каждого звука (или созвучия) резко уменьшить его силу, а начало нового звука (созвучия) подчеркнуть возобновлением прежней силы звучания. В этом случае между звуками перерыва не будет, однако начало каждого из них будет легко различаться. При этом каждый новый звук можно исполнять деташе, маркато и сфорцандо, но, в отличие от обычных штрихов, где между звуками существуют минимальные цезуры, здесь вместо цезуры будет звучание предыдущего звука (созвучия) на пианиссимо[3].

ru.wikipedia.org

Портаменто - это... Что такое Портаменто?

Основное значение термина

Портаме́нто (итал. portamento — перенос) — способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берётся точно (в звуко-высотном отношении), а используется короткий и плавный подъезд к нужной высоте от предыдущей ноты. Например, на скрипке это выглядит так: исполнитель играет ноту, затем от неё лёгким движением скользит пальцем к следующей. То же самое происходит и у вокалиста, когда он использует данный приём.

Умелое и нечастое использование приёма portamento может очень хорошо украсить музыкальную фразу. Если скольжение затянуто и слишком подчёркнуто, тогда речь идёт уже о приёме глиссандо.

Другое значение термина

«В современной исполнительской практике и справочной литературе под portamento нередко понимают подчеркнутое, раздельное артикулирование звуков — несвязную игру, для обозначения которой существует термин portato».[1] Термин в этом значении прижился в первую очередь в среде пианистов, но перешел и в практику других инструменталистов (в том числе исполнителей на струнных смычковых), что зафиксировано в современном «Словаре иностранных музыкальных терминов» (авторы Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А.):

Portamento (ит. портамэнто), Portando (портандо) — портаменто: 1) в пении и при игре на духовом инструменте скользящий переход одного звука к др.; 2) в игре на фортепиано указание играть протяжно, но не связно; 3) штрих у смычковых инструментов — звуки берутся несколько протянутыми на одном направлении движения смычка и с цезурами.[2]

На аккордеоне и баяне портаменто, как и другие штрихи, исполняется движением меха:

Штрих портаменто представляет собою соединение легато с деташе, сфорцандо или маркато. Если нужно исполнить штрихом портаменто несколько одноименных звуков, течение звучания не прекращается. Но, чтобы они не слились в один, необходимо перед окончанием каждого звука (или созвучия) резко уменьшить его силу, а начало нового звука (созвучия) подчеркнуть возобновлением прежней силы звучания. В этом случае между звуками перерыва не будет, однако начало каждого из них будет легко различаться. При этом каждый новый звук можно исполнять деташе, маркато и сфорцандо, но, в отличие от обычных штрихов, где между звуками существуют минимальные цезуры, здесь вместо цезуры будет звучание предыдущего звука (созвучия) на пианиссимо.[3]

Ссылки

Примечания

  Современная музыкальная нотация
Нотный стан
Нотные знаки

Ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) • Случайные знаки альтерации (диезы, дубль-диезы, бемоли, дубль-бемоли, бекары) • Добавочные линейки • Длительность (ноты, ноты с точками, паузы) • Аббревиатура

Штрихи
Лиги
Музыка • Теория музыки • Музыкальная нотация

dic.academic.ru

Portamento, портаменто | Belcanto.ru

Категории словаря

итал., от portare la voce — переносить голос; франц. port de voix

В игре на смычковых инструментах способ исполнения мелодии при помощи замедленного скольжения пальца по струне от одного положения к другому. Близко к глиссандо; однако если указание на глиссандо даётся самим композитором в нотном тексте, то использование Р., как правило, предоставляется на усмотрение исполнителя. Применение Р. определялось в первую очередь развитием на скрипке позиционной игры и обусловленной этим необходимостью достижения при переходе из позиции в позицию плавного соединения звуков в кантилене. Поэтому использование Р. неразрывно связано с аппликатурой, аппликатурным мышлением исполнителя. Во 2-й пол. 19 в., с развитием виртуозной техники игры, возрастающим значением в инстр. музыке тембра, Р. в сочетании с вибрато начинает играть всё более важную роль, давая возможность исполнителю разнообразить и варьировать окраску звуков. Распространённым приёмом выразит. игры Р. становится лишь в 20 в., приобретя новый смысл в исполнит. практике Э. Изаи и особенно Ф. Крейслера. Последний применил в сочетании с интенсивным вибрато, разл. рода акцентами смычка и приёмом portato широкую и разнообразную гамму оттенков Р. В отличие от классич. Р., значение к-рого сводилось лишь к плавному соединению звуков, в современном исполнительстве Р. стало одним из важнейших средств художественной интерпретации.

Практически возможны след. виды Р.:

В первом случае скольжение производится пальцем, берущим начальный звук, а последующий, более высокий, берётся другим пальцем; во втором - скольжение производится в основном пальцем, берущим высокий звук; в третьем - скольжение и извлечение начального и последующего звуков осуществляется одним и тем же пальцем. В художеств. отношении возможность применения разл. способов исполнения Р. целиком определяется интерпретацией данного муз. отрывка, муз. фразы и индивидуальным вкусом исполнителя, т.к. каждый из приведённых способов исполнения Р. сообщает звучанию особую окраску. Поэтому, используя тот или иной способ, исполнитель может придать разл. оттенок звучания одной и той же муз. фразе. Неоправданное употребление вок. и инстр. Р. приводит к манерности исполнения.

Литература: Ямпольский И., Основы скрипичной аппликатуры, М., 1955, с. 172-78.

И. М. Ямпольский

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

реклама

вам может быть интересно

www.belcanto.ru

Список музыкальных обозначений — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2019; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2019; проверки требуют 5 правок.

В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка.

  • a, à (фр. [а]) — на, у, к, с, при, в, до, в роде, в характере, в стиле.
  • ab (нем. [ап]) — прочь, снять.
  • abaisser (фр. [абэсэ́]) — понижать.
  • a cappella [а каппэ́лля] — а капелла, пение без инструментального сопровождения[1].
  • a capriccio [а капри́ччо] — «по желанию» или «произвольно» — музыкальный термин, означающий возможность произвольности в темпе.
  • accelerando [аччелера́ндо] (accel.) — постепенно ускоряя[1][2].
  • accentato [аччента́то] — с выделением, ударением[1].
  • acciaccatura [аччаккату́ра] — форшлаг, очень быстро исполняемый и сливающийся с основной нотой.
  • accompagnato [аккомпаньа́то] — «с аккомпанементом» — аккомпанемент должен следовать любым изменениям в темпе пения.
  • adagietto [ададже́тто] — довольно медленно[1].
  • adagio [ада́джо] — медленно, спокойно[1][3].
  • adagissimo [ададжи́ссимо] — очень медленно.
  • ad libitum (лат. [ад ли́битум]) (ad lib.) — по желанию исполнителя[4].
  • affettuoso [аффэттуо́зо] — очень нежно, мягко, томно, страстно, порывисто[4].
  • affrettando [аффрэтта́ндо] — с поспешностью, торопясь и ускоряясь[4].
  • agile [а́джиле] — бегло, легко, ловко, проворно[4].
  • agitato [аджита́то] — взволнованно, возбуждённо и тревожно[4].
  • al, alla [аль, а́лля] — в духе, в роде[5].
  • alla breve [а́лля брэ́вэ] — разбивать такт не на 4 четверти при счёте, а на 2 половинных ноты[5].
  • alla marcia [а́лля ма́рча] — в духе марша.
  • alla mazurka [а́лля мацу́рка] — в духе мазурки.
  • alla mesura [а́лля мезу́ра] — в темпе, см. a tempo[6].
  • alla minuetto [а́лля минюэ́тто] — в духе менуэта.
  • alla polacca [а́лля поля́кка] — в духе полонеза[7].
  • allargando [аллярга́ндо] (allarg.) — замедляя, расширяя[5].
  • allargando un poco [аллярга́ндо ун по́ко] — немного расширяя.
  • alla valzer [а́лля ва́льцэр] — в духе вальса.
  • alla zoppa [а́лля цо́ппа] — спотыкаясь, хромая[8].
  • allegretto [аллегрэ́тто] — средне, между allegro и andante[5], умеренно скоро, оживлённо[3].
  • allegro [алле́гро] — скоро[9].
  • allentando [аллента́ндо] — замедляя[10].
  • altissimo [альти́ссимо] — очень высоко.
  • amabile [ама́биле] — любезно, приятно[11].
  • amoroso [аморо́зо] — нежно[12].
  • ancora [анко́ра] — ещё, ещё раз.
  • andante [анда́нтэ] — спокойно, не спеша[3].
  • anime, anima [анимэ, анима] — с душой, душевно, эмоционально.
  • andantino [анданти́но] — немного скорее, чем andante[11][3].
  • animando [анима́ндо] — воодушевляя, оживляя[13].
  • animato [анима́то] — одушевлённо, оживлённо[14].
  • a piacere [а пьяче́рэ] — указание исполнителю не придерживаться ритма строго, то есть по желанию и усмотрению[14].
  • appassionato [аппассьёна́то] — страстно[14].
  • appoggiatura [апподджату́ра] — форшлаг[14], занимающий некоторую часть звучания основной ноты.
  • a prima vista [а при́ма ви́ста] — с листа (без предварительного знакомства или подготовки).
  • arco [а́рко] — играть смычком (в противоположность pizzicato)[15].
  • ardente [ардэ́нтэ] — с жаром.
  • arpeggio [арпе́дджо] (букв. — «как арфа»[15]) — обозначает, что аккорд должен быть сыгран по одной ноте, а не взят весь сразу[16].
  • assai [асса́и] — очень, весьма[17].
  • a tempo [а тэ́мпо] — в прежнем темпе, восстановление прежнего темпа[17].
  • attacca [атта́кка] — (в конце части) начинать следующую часть сразу, без перерыва в звучании[17].
  • barbaro [ба́рбаро] — дико[18].
  • basso continuo [ба́ссо конти́нуо] — см. генерал-бас[19].
  • bellicoso [бэллико́зо] — воинственно[20].
  • ben [бэн] — как следует, очень или хорошо[20].
  • bis [бис] — повторное (дважды) исполнение определённого отрывка[21].
  • bisbigliando [бизбилльа́ндо] — «шёпотом» — приём игры на арфе, когда быстро и тихо многократно берётся одна нота.
  • bocca chiusa [бо́кка кью́за] — с закрытым ртом.
  • brillante [брилля́нтэ] — блестяще, искромётно.
  • bruscamente [брускамэ́нтэ] — грубо[22].
  • buffo [бу́ффо] — смешно.
  • calando [каля́ндо] — «понижаясь»; затихать, иногда одновременно замедляясь и снижая громкость[22].
  • cantabile [канта́биле] — певуче, стараясь при игре подражать певчему[22].
  • capo [ка́по] — глава, начало[23]. См. da capo al Fine.
  • capriccioso [каприччо́зо] — капризно, прихотливо, своенравно[23].
  • cesura [чезу́ра] или caesura — цезура, перерыв в звучании[24].
  • chiuso [кью́зо] — «закрыто»; приглушая звук духового инструмента рукой.
  • coda [ко́да] — кода, заключительная часть произведения[25][26].
  • col legno [коль ле́ньо] — «древком»; указание играть древком смычка с целью получения слабого и отрывистого звука суховатого тембра с оттенками шума[25].
  • coloratura [колёрату́ра] — колоратура, затейливое украшение вокальной партии.
  • col pugno [коль пу́ньо] — «кулаком»; ударять по клавишам кулаком.
  • come prima [ко́мэ при́ма] — как ранее.
  • come sopra [ко́мэ со́пра] — в первоначальном темпе.
  • comodo [ко́модо] — «удобно»[25]; на средней скорости.
  • con [кон] — при, вместе, с[25].
  • con abbandono [кон аббандо́но] — непринуждённо[27].
  • con anima [кон а́нима] — с душой, с чувством[14].
  • con amore [кон амо́р] — с любовью.
  • con brio [кон бри́о] — оживлённо.
  • con collera [кон ко́ллера] — с гневом.
  • con dolore [кон дольо́рэ] — с печалью, со скорбью.
  • con fuoco [кон фуо́ко] — с огнём.
  • con moto [кон мо́то] — с движением, подвижно.
  • con slancio [кон зля́нчо] — с энтузиазмом.
  • con sordino [кон сорди́но] — с сурдиной.
  • con spirito [кон спи́рито] — воодушевлённо[28].
  • coperti [копэ́рти] — указание приглушить ударный инструмент тканью[29].
  • crescendo [крэще́ндо] (cresc.) — постепенно увеличивая громкость[30].
  • da capo[31] [да ка́по] — с начала[32].
  • da capo al Fine или D. C. al Fine [да ка́по аль фи́нэ] — с начала до слова Fine (конец).
  • deciso [дэчи́зо] — решительно, смело[32].
  • decrescendo [дэкрэще́ндо] (decresc.) или diminuendo [диминуэ́ндо] (dim.) — с постепенно уменьшающейся громкостью[32].
  • delicatamente [дэликатамэ́нтэ] — деликатно, нежно, осторожно, чутко[32].
  • devoto, divoto [дэво́то] — преданно, благочестиво, набожно[33][34].
  • dissonanza [диссона́нца] — диссонанс, неблагозвучность[35].
  • divisi [диви́зи] (div.) — дивизи, раздельно; указание струнному ансамблю разделить исполнение одной партии между инструментами[36]. Обратное указание — unisono.
  • dolce [до́льче] — нежно[35].
  • dolcissimo [дольчи́ссимо] — предельно нежно[35].
  • dolente [доле́нтэ] — жалобно, печально, скорбно, с болью[35].
  • doloroso [дольоро́зо] — горестно, грустно, скорбно, с болью[35].
  • D. S. al coda (dal segno[37] al coda) [даль сэ́ньо аль ко́да] — c места, обозначенного знаком S, до коды.
  • D. S. al fine (dal segno[37] al fine) [даль сэ́ньо аль фи́нэ] — с места, обозначенного знаком S, до конца.
  • elegante [элега́нтэ] — изящно, красиво.
  • energico [энэ́рджико] — решительно, сильно, энергично.
  • enfatico [эмфа́тико] — с ударением.
  • eroico [эро́ико] — героически[38].
  • espirando [эспира́ндо] — затухая, замирая[38].
  • espressivo [эспрэсси́во] — выразительно, экспрессивно, ярко[39].
  • estinto [эсти́нто] — ослаблённо, приглушённо, угасающе[39].
  • facile [фа́чиле] — доступный, лёгкий, нетрудный; легко[39].
  • feroce [фэро́че] — дико, неистово, необузданно, свирепо[40].
  • festivo [фэсти́во] — празднично.
  • fieramente [фьерамэ́нтэ] — бурно, гордо, дико, живо, надменно, отважно[41].
  • fine [фи́нэ] — конец[41].
  • flebile [фле́биле] — жалобно, плачевно, траурно[41].
  • focoso [фоко́зо] — бойкий, вспыльчивый, горячий, оживлённый, пылкий, страстный[41].
  • forte [фо́ртэ] (f[42]) — громко, сильно[43]. Повторениями (ff, fff) обозначаются ещё бо́льшие громкости[43].
  • fortissimo [форти́ссимо] (ff) — очень громко, очень сильно[43].
  • forzando [форца́ндо] (fz) — см. sforzando.
  • fresco [фрэ́ско] — прохладно, свежо[43].
  • funebre [фу́нэбрэ] — похоронно, траурно.
  • furioso [фурьйо́зо] — бешено, бурно, дико, неистово, свирепо, страстно, яростно[44].
  • gaudioso [гаудьйо́зо] — радостно.
  • gentile [дженти́ле] — мягко.
  • giocoso [джоко́зо] — весело, игриво, шутливо[45].
  • gioioso [джойо́зо] — радостно, весело[46].
  • giusto [джу́сто] — строго, точно[45].
  • glissando [глисса́ндо] — глиссандо[47].
  • grandiose [грандио́зо] — великолепно, величественно, возвышенно, пышно[45].
  • grave [гра́вэ] — важно, тяжеловесно[45][3].
  • grazioso [грацио́зо] — грациозно, изящно, привлекательно[48].
  • gruppetto [группэ́тто] — мелодическое украшение, состоящее из нескольких звуков[49].
  • guerriero [гуэррьэ́ро] — воинственно.
  • imperioso [импэрьйо́зо] — властно, настоятельно, повелительно[50].
  • impetuoso [импэтуо́зо] — бурно, горячо, порывисто, страстно, стремительно, с натиском[50].
  • imponente [импонэ́нтэ] — решительно, выразительно.
  • impotente [импотэ́нтэ] — бессильно, изнурённо.
  • improvisando [импровиза́ндо] — импровизируя.
  • in altissimo [ин альти́ссимо] — на октаву выше.
  • incalzando [инкальца́ндо] — ускоряя и увеличивая громкость[50].
  • incrociando [инкроча́ндо] — указание исполнять пассаж через руку (скрестив) на арфе или фортепиано[50].
  • indeciso [индэчи́зо] — нерешительно, неопределённо[50].
  • in disparte [ин диспа́ртэ] — отдельно, независимо от остальных (при совместном исполнении).
  • in distanza [ин диста́нца] — на расстоянии.
  • infurianto [инфурья́нто] — гневно.
  • in lontananza [ин лёнтана́нца] — в отдалении.
  • in modo di [им мо́до ди] — в стиле.
  • innocente [инночэ́нтэ] — невинно, просто.
  • insensibile [инсэнси́биле] — незаметно, неощутимо, нечувствительно, указание изменять громкость или темп еле заметно[51].
  • intimo [и́нтимо] — близкий, внутренний, глубинный, задушевный, интимный[51].
  • iocoso [ёко́зо] — шутливо.
  • irato [ира́то] — гневно, разгневано, раздражённо, рассерженно[51].
  • lacrimoso [лакримо́зо] (букв. — «слёзно») — жалостно, плачевно, печально, скорбно[52].
  • lamentando [ламэнта́ндо] — жалуясь.
  • lamentoso [ламэнто́зо] — жалобный, горестный[51].
  • largamente [ларгамэ́нтэ] — широко, протяжно[53].
  • larghetto [ларгэ́тто] — довольно широко; немного скорее, чем largo[52][3].
  • largo [ла́рго] — очень медленно; широко[54][3].
  • legato [лега́то] — «гладко»; связно; соединяя один звук с другим[54].
  • leggiero [ледджье́ро] — легко, нежно, подвижно[55].
  • lento [ле́нто] — медленно, протяжно[55][3].
  • libero [ли́бэро] — вольно, независимо, непринуждённо, распущенно, свободно, смело[55].
  • l’istesso tempo [листэ́ссо тэ́мпо] — в прежнем темпе[56].
  • loco [льо́ко] — играть как написано (обычно используется при снятии указания 8va), не перенося октаву[57].
  • lontano [лонта́но] — издалека, с расстояния, отдалённо.
  • lugubre [лю́губрэ] — жалобно, заунывно, зловеще, мрачно, печально, скорбно, траурно[57].
  • luminoso [люмино́зо] — светло.
  • lusingando [люзинга́ндо] — вкрадчиво, игриво, ласково, льстиво[57].
  • ma [ма] — но[58].
  • ma non troppo [ма нон тро́ппо] — но не слишком.
  • maestoso [маэсто́зо] — величественно, торжественно.
  • magico [ма́джико] — волшебно.
  • magnifico [маньи́фико] — блестящий, великолепный, величавый, пышный, роскошный, славный[58].
  • malinconico [малинко́нико] — грустный, печальный, меланхоличный[58].
  • mano destra [ма́но дэ́стра] — правой рукой (сокращение — MD)[59].
  • mano sinistra [ма́но сини́стра] — левой рукой (сокращение — MS)[59].
  • marcato [марка́то] — чётко, делать ударение на каждой ноте[59].
  • martellato [мартэлля́то] (букв. — «ударяя молотом») — отрывистая игра с извлечением звуков резко и сильно[59].
  • marziale [марцья́ле] — воинственно[59].
  • melancolico [меланко́лико] — меланхолично.
  • meno [мэ́но] — менее, меньше[60].
  • mesto [мэ́сто] — грустно, печально[60].
  • mezza voce [мэ́цца во́че] — вполголоса[60].
  • mezzo [мэ́ццо] (m[61]) — половина, середина[60].
  • mezzo forte [мэ́ццо-фо́ртэ] (mf) — не очень громко[60].
  • mezzo piano [мэ́ццо-пья́но] (mp) — не очень тихо[60].
  • misterioso [мистэрио́зо] — таинственно, мистически[62].
  • mobile [мо́биле] — изгибчиво, подвижно[63].
  • moderato [модэра́то] — умеренно[63].
  • modesto [модэ́сто] — скромно.
  • molto [мо́льто] — много, достаточно, очень[63].
  • morendo [морэ́ндо] — замирая, затихая, то есть постепенно замедляя темп и ослабляя звучность[63].
  • mosso [мо́ссо] — одушевлённое, живое исполнение. Будучи прибавлено к другому слову, увеличивает его скорость.
  • naturale [натура́ле] (nat.) — естественно, натурально, непринуждённо, без каких-либо особых приёмов[64]; вернуться к первоначальному способу игры (используется для отмены пометок о способе игры).
  • nobile [но́биле] — благородно[64].
  • non — не, нет.
  • non tanto — не столь[65].
  • non troppo [нон тро́ппо] — не слишком[64].
  • ossia [осси́а] — допустимый вариант исполнения некоторой части произведения, облегчение основного текста[66].
  • ostinato [остина́то] — настойчивый, неотступный, упорный, упрямый[67]; короткий музыкальный рисунок, проходящий через всё произведение.
  • passionato [пассьёна́то] — страстно[68].
  • pastorale [пастора́ле] — пастушески, пасторально.
  • patetico [патэ́тико] — взволнованно, страстно, воодушевлённо, патетично[68].
  • perdendosi [пэрдэ́ндоси] — замирая, исчезая[68].
  • pesante [пэза́нтэ] — грузно, тяжеловесно, увесисто[68].
  • pianissimo [пьяни́ссимо] (pp) — очень тихо[69].
  • piano [пиано] (p[70]) — слабо, тихо[71].
  • piano, pianissimo [пиано, пиани́ссимо] (ppp) — как можно тихо.
  • piacevole [пьяче́воле] — привлекательно, приятно[69].
  • piangevole [пьяндже́воле] — жалобно.
  • più [пью] — больше[72].
  • più mosso [пью мо́ссо] — более подвижно.
  • pizzicato [пиццика́то] — пиццикато, приём игры на струнных инструментах, когда звук извлекается щипками струн[73]. Противоположная пометка — arco.
  • pochettino [покэтти́но] (poch) — довольно мало.
  • poco [по́ко] — мало, немного[72].
  • poco a poco [по́ко аппо́ко] — мало-помалу (чуть-чуть), понемногу, постепенно[72].
  • poi [пой] — тогда, затем.
  • pomposo [помпо́зо] — великолепно, с блеском, помпезно[74].
  • portamento [портамэ́нто] — 1-е: аналог glissando в вокальной музыке; 2-е: при игре на фортепиано — отрывистее, чем legato, но не так коротко, как staccato. Переносить руку с ноты на ноту[75].
  • precipitando [прэчипита́ндо] — спеша, стремительно[76].
  • prestissimo [прэсти́ссимо] — скорейший, очень быстро[77].
  • presto [прэ́сто] — быстро[78].
  • prima volta [при́ма во́льта] — «в первый раз»; указание играть соответствующим образом в первом из двух повторений. См. вольта.
  • primo [при́мо] — первый[77].
  • quasi [ква́зи] — вроде, как бы, почти[77].
  • quieto [квиэ́то] — спокойно, мирно.
  • rallentando [раллента́ндо] (rall.) — расширяя[79].
  • rapido [ра́пидо] — быстро[79].
  • recitando [рэчита́ндо] — декламируя, рассказывая[80].
  • recitativo [рэчитати́во] — речитатив[81].
  • religioso [рэлиджо́зо] — благоговейно, набожно, религиозно[82].
  • repente [рэпэ́нтэ] — внезапно.
  • resto [рэ́сто] — остаток, остальная часть (оркестр, ансамбль).
  • ridendo [ридэ́ндо] — весело, радостно.
  • rigoroso [ригоро́зо] — точно, строго.
  • rinforzando [ринфорца́ндо] — усиленно[83].
  • risoluto [ризолю́то] — мужественно, определённо, решительно, твёрдо[84].
  • ritardando [ритарда́ндо] (ritard.) — замедляя, расширяя[80].
  • ritenuto [ритэну́то] (rit.) — замедляясь (обычно быстрее, чем при ritardando; может относиться только к одному звуку)[80].
  • ritmico [ри́тмико] — ритмично.
  • rubato [руба́то] — ритмически свободно, указание вольно обращаться с темпом для выразительности[80].
  • rustico [ру́стико] — деревенски; alla rustico означает «в сельском духе».
  • scherzando [скерца́ндо] — весело, игриво, шутя, шутливо, с юмором[85].
  • scherzo [скерцо] — шутка; см. скерцо[86].
  • secco [сэ́кко] — жёстко, коротко, отрывисто, резко, сухо[87].
  • segue, seguendo [сэ́гуэ, сэгуэ́ндо] — продолжая как раньше[88].
  • semplice [сэ́мпличе] — естественно, искренне, просто[89].
  • sempre [сэ́мпрэ] — всегда, всё время; и далее[89].
  • sensibile [сэнси́билэ] — чувствительно.
  • senza [сэ́нца] — без[89].
  • senza sordino [сэ́нца сорди́но] — без сурдины[89].
  • serioso [сэрьёзо] — серьёзно[89].
  • sforzando [сфорца́ндо] (sfz) — внезапное ударение на ноте[89].
  • silenzio [силе́нцьё] — безмолвие, молчание, тишина[90].
  • simile [си́миле] — так же[90].
  • slargando [злярга́ндо] — расширяя, замедляя[91].
  • smorzando [зморца́ндо] (smorz.) — замирая, приглушая, замедляя темп и ослабляя звучность, угасающе[92].
  • soave [соа́вэ] — приветливо, гладко, нежно, приятно, сладко, тихо[92].
  • solo [со́лё] — «один»; см. соло[92].
  • sonore [соно́рэ] — громкий, гулкий, звонкий, звучный[92].
  • sostenuto [состэну́то] — сдержанно[93].
  • sotto voce [со́тто во́че] — вполголоса[93].
  • spianato [спьяна́то] — естественно, просто.
  • spiritoso [спирито́зо] — одухотворённо, одушевлённо.
  • staccato [стакка́то] — кратко, отрывисто. Обозначается также точкой над нотой[94].
  • stanza [ста́нца] — куплет.
  • strepitoso [стрэпито́зо] — громко, шумно, бурно[95].
  • stretto [стрэ́тто] — ускоряя[96].
  • stringendo [стринджэ́ндо] (string.) — напористее, ускоряясь, сжимая, тесня[95].
  • subito [су́бито] (s[97]) — без плавного перехода, вдруг, внезапно, сразу[98].
  • sul ponticello [суль понтиче́ллё] — у подставки (приём игры на струнных инструментах).
  • sul tasto [суль та́сто] — у грифа[98].
  • tanto — столь[99].
  • tempo [тэ́мпо] — темп[100].
  • tempo primo [тэ́мпо при́мо] — первый темп.
  • teneramente [тэнэрамэ́нтэ] — ласково, мягко, нежно[101].
  • tenuto [тэну́то] — выдержанно; ровно по силе и точно по длительности; протягивая; обозначается чёрточкой под или над нотой[101].
  • tranquillo [транкви́ллё] — безмятежно, спокойно[101].
  • tremendo [трэмэ́ндо] — пугающе.
  • tremolo [трэ́моло] — тремоло, приём, когда один и тот же звук или два не соседних звука быстро многократно повторяется[102].
  • tre corde [трэ ко́рдэ] — букв. — «три струны»; указание отпустить левую педаль фортепиано[103].
  • trillo [три́лло] (tr[104]) — трель.
  • troppo [тро́ппо] — слишком[105].
  • tutti [ту́тти] — тутти, все вместе[105].
  • una corda [у́на ко́рда] (букв. — «одна струна») — указание нажать левую педаль фортепиано[106].
  • un poco [ун по́ко], [ум по́ко] — чуть-чуть.
  • unisono [уни́соно] или unis — в унисон[107]. Противоположная пометка — divisi.
  • vibrato [вибра́то] — вибрато, частое небольшое изменение высоты звука[108].
  • vigoroso [вигоро́зо] — бодро, крепко, мощно, сильно, смело, энергично[108].
  • vittorioso [витторьёзо] — победоносно.
  • vivace [вива́че] (букв. — «оживлённо») — несколько быстрее, чем vivo[109].
  • vivacissimo [вивачи́ссимо] — в высшей степени живо[109].
  • vivo [ви́во] — живо[109].
  • volando(te) [воля́нтэ] — летающий[109].
  • V. S. (volti subito) [во́льти су́бито] — «быстро перевернуть страницу». Встречается в партитурах[110].
  • zart (нем. [царт]) — нежный, слабый, тонкий, хрупкий[112].
  • 8va (ottava alta[113]) [отта́ва а́льта] — исполнять на октаву выше.
  • 8vb (ottava bassa[114]) [отта́ва ба́сса] — исполнять на октаву ниже.
  • 15va (quindicesimo alta) [квинтедецимо а́льта] — исполнять на квинтдециму (на 2 октавы) выше.
  • 15vb (quindicesimo bassa) [квинтедецимо ба́сса] — исполнять на квинтдециму ниже.
  • 22va (tre ottave alta) [тре отта́вэ а́льта] — исполнять на 3 октавы выше.
  • 22vb (tre ottave bassa) [тре отта́вэ ба́сса] — испонять на 3 октавы ниже.
  1. 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 368.
  2. ↑ Аччелерандо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 Островский, 1988.
  4. 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 369.
  5. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 370.
  6. ↑ А-ля-мезура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. ↑ alla polacca (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  8. ↑ Алла-цоппа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. ↑ Должанский, 2000, с. 11, 370.
  10. ↑ allentando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  11. 1 2 Должанский, 2000, с. 371.
  12. ↑ amoroso (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  13. ↑ animando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  14. 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 372.
  15. 1 2 Должанский, 2000, с. 373.
  16. ↑ Должанский, 2000, с. 18—19, 373.
  17. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 374.
  18. ↑ Должанский, 2000, с. 375.
  19. ↑ Должанский, 2000, с. 52, 376.
  20. 1 2 Должанский, 2000, с. 376.
  21. ↑ Должанский, 2000, с. 377.
  22. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 378.
  23. 1 2 Должанский, 2000, с. 380.
  24. ↑ Способин, 1984, с. 10.
  25. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 382.
  26. ↑ Способин, 1984, с. 94.
  27. ↑ con abbandono (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  28. ↑ alla polacca (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  29. ↑ Должанский, 2000, с. 383.
  30. ↑ Должанский, 2000, с. 139, 384.
  31. ↑ Юникод — U+1D10A 𝄊 musical symbol da capo (HTML 𝄊).
  32. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 385.
  33. ↑ Должанский, 2000, с. 386—387.
  34. ↑ divoto (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  35. 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 387.
  36. ↑ Должанский, 2000, с. 73, 387.
  37. 1 2 Юникод — U+1D109 𝄉 musical symbol dal segno (HTML 𝄉).
  38. 1 2 Должанский, 2000, с. 390.
  39. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 391.
  40. ↑ Должанский, 2000, с. 392.
  41. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 393.
  42. ↑ Юникод — U+1D191 𝆑 musical symbol forte (HTML 𝆑).
  43. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 394.
  44. ↑ Должанский, 2000, с. 395.
  45. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 397.
  46. ↑ gioioso (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  47. ↑ Должанский, 2000, с. 56, 397.
  48. ↑ Должанский, 2000, с. 398.
  49. ↑ Должанский, 2000, с. 59—60, 398.
  50. 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 400.
  51. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 401.
  52. 1 2 Должанский, 2000, с. 403.
  53. ↑ largamente (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  54. 1 2 Должанский, 2000, с. 145, 403.
  55. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 404.
  56. ↑ l'istesso tempo (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  57. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 405.
  58. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 406.
  59. 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 407.
  60. 1 2 3 4 5 6 Должанский, 2000, с. 408.
  61. ↑ Юникод — U+1D190 𝆐 musical symbol mezzo (HTML 𝆐).
  62. ↑ misterioso (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  63. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 409.
  64. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 411.
  65. ↑ non tanto (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  66. ↑ Должанский, 2000, с. 413.
  67. ↑ Должанский, 2000, с. 204, 413.
  68. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 414.
  69. 1 2 Должанский, 2000, с. 415.
  70. ↑ Юникод — U+1D18F 𝆏 musical symbol piano (HTML 𝆏).
  71. ↑ Должанский, 2000, с. 218, 415.
  72. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 416.
  73. ↑ Должанский, 2000, с. 218, 416.
  74. ↑ pomposo (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  75. ↑ Должанский, 2000, с. 226, 417.
  76. ↑ Должанский, 2000, с. 417.
  77. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 418.
  78. ↑ Должанский, 2000, с. 227, 418.
  79. 1 2 Должанский, 2000, с. 419.
  80. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 422.
  81. ↑ Должанский, 2000, с. 239, 422.
  82. ↑ Должанский, 2000, с. 420.
  83. ↑ rinforzando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  84. ↑ Должанский, 2000, с. 421.
  85. ↑ Должанский, 2000, с. 423.
  86. ↑ Должанский, 2000, с. 262, 423.
  87. ↑ Должанский, 2000, с. 424.
  88. ↑ segue (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  89. 1 2 3 4 5 6 Должанский, 2000, с. 425.
  90. 1 2 Должанский, 2000, с. 426.
  91. ↑ slargando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  92. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 427.
  93. 1 2 Должанский, 2000, с. 428.
  94. ↑ Должанский, 2000, с. 276—277, 428.
  95. 1 2 Должанский, 2000, с. 429.
  96. ↑ Должанский, 2000, с. 278, 429.
  97. ↑ Юникод — U+1D18D 𝆍 musical symbol subito (HTML 𝆍).
  98. 1 2 Должанский, 2000, с. 430.
  99. ↑ tanto (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  100. ↑ Должанский, 2000, с. 431.
  101. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 432.
  102. ↑ Должанский, 2000, с. 302—303, 433.
  103. ↑ Должанский, 2000, с. 433.
  104. ↑ Юникод — U+1D196 𝆖 musical symbol tr (HTML 𝆖).
  105. 1 2 Должанский, 2000, с. 434.
  106. ↑ Должанский, 2000, с. 435.
  107. ↑ Должанский, 2000, с. 321, 435.
  108. 1 2 Должанский, 2000, с. 436.
  109. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 437.
  110. ↑ Должанский, 2000, с. 438.
  111. ↑ Ноты пьесы «Слон» из «Карнавала животных» Сен-Санса.
  112. ↑ Должанский, 2000, с. 439.
  113. ↑ Юникод — U+1D136 𝄶 musical symbol ottava alta (HTML 𝄶).
  114. ↑ Юникод — U+1D137 𝄷 musical symbol ottava bassa (HTML 𝄷).

ru.wikipedia.org

Портаменто — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Портаме́нто (итал. portamento — перенос) — способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берётся точно (в звуко-высотном отношении), а используется плавный переход к нужной высоте от предыдущей ноты. Например, на скрипке это выглядит так: исполнитель играет ноту, затем от неё лёгким движением скользит пальцем к следующей. То же самое происходит и у вокалиста, когда он использует данный приём.

Умелое и нечастое использование приёма portamento может очень хорошо украсить музыкальную фразу. Если скольжение затянуто и слишком подчёркнуто, тогда речь идёт уже о приёме глиссандо.

Другое значение термина

«В современной исполнительской практике и справочной литературе под portamento нередко понимают подчеркнутое, раздельное артикулирование звуков — несвязную игру, для обозначения которой существует термин portato»[1]. Термин в этом значении прижился в первую очередь в среде пианистов, но перешёл и в практику других инструменталистов (в том числе исполнителей на струнных смычковых), что зафиксировано в современном «Словаре иностранных музыкальных терминов» (авторы Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А.):

Portamento (ит. портамэнто), portando (портандо) — портаменто:
1) в пении и при игре на духовом инструменте — скользящий переход одного звука к др.;
2) в игре на фортепиано — указание играть протяжно, но не связно;
3) штрих у смычковых инструментов — звуки берутся несколько протянутыми на одном направлении движения смычка и с цезурами[2].

На аккордеоне и баяне портаменто, как и другие штрихи, исполняется движением меха:

Штрих портаменто представляет собою соединение легато с деташе, сфорцандо или маркато. Если нужно исполнить штрихом портаменто несколько одноименных звуков, течение звучания не прекращается. Но, чтобы они не слились в один, необходимо перед окончанием каждого звука (или созвучия) резко уменьшить его силу, а начало нового звука (созвучия) подчеркнуть возобновлением прежней силы звучания. В этом случае между звуками перерыва не будет, однако начало каждого из них будет легко различаться. При этом каждый новый звук можно исполнять деташе, маркато и сфорцандо, но, в отличие от обычных штрихов, где между звуками существуют минимальные цезуры, здесь вместо цезуры будет звучание предыдущего звука (созвучия) на пианиссимо[3].

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Портаменто — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Портаме́нто (итал. portamento — перенос) — способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берётся точно (в звуко-высотном отношении), а используется плавный переход к нужной высоте от предыдущей ноты. Например, на скрипке это выглядит так: исполнитель играет ноту, затем от неё лёгким движением скользит пальцем к следующей. То же самое происходит и у вокалиста, когда он использует данный приём.

Умелое и нечастое использование приёма portamento может очень хорошо украсить музыкальную фразу. Если скольжение затянуто и слишком подчёркнуто, тогда речь идёт уже о приёме глиссандо.

Другое значение термина

«В современной исполнительской практике и справочной литературе под portamento нередко понимают подчёркнутое, раздельное артикулирование звуков — несвязную игру, для обозначения которой существует термин portato»[1]. Термин в этом значении прижился в первую очередь в среде пианистов, но перешёл и в практику других инструменталистов (в том числе исполнителей на струнных смычковых), что зафиксировано в современном «Словаре иностранных музыкальных терминов» (авторы Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А.):

Portamento (ит. портамэнто), portando (портандо) — портаменто:
1) в пении и при игре на духовом инструменте — скользящий переход одного звука к др.;
2) в игре на фортепиано — указание играть протяжно, но не связно;
3) штрих у смычковых инструментов — звуки берутся несколько протянутыми на одном направлении движения смычка и с цезурами[2].

На аккордеоне и баяне портаменто, как и другие штрихи, исполняется движением меха:

Штрих портаменто представляет собою соединение легато с деташе, сфорцандо или маркато. Если нужно исполнить штрихом портаменто несколько одноимённых звуков, течение звучания не прекращается. Но, чтобы они не слились в один, необходимо перед окончанием каждого звука (или созвучия) резко уменьшить его силу, а начало нового звука (созвучия) подчеркнуть возобновлением прежней силы звучания. В этом случае между звуками перерыва не будет, однако начало каждого из них будет легко различаться. При этом каждый новый звук можно исполнять деташе, маркато и сфорцандо, но, в отличие от обычных штрихов, где между звуками существуют минимальные цезуры, здесь вместо цезуры будет звучание предыдущего звука (созвучия) на пианиссимо[3].

Примечания

Ссылки

wikipedia.bio

Портаменто — Википедия. Что такое Портаменто


Портаме́нто (итал. portamento — перенос) — способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берётся точно (в звуко-высотном отношении), а используется плавный переход к нужной высоте от предыдущей ноты. Например, на скрипке это выглядит так: исполнитель играет ноту, затем от неё лёгким движением скользит пальцем к следующей. То же самое происходит и у вокалиста, когда он использует данный приём.

Умелое и нечастое использование приёма portamento может очень хорошо украсить музыкальную фразу. Если скольжение затянуто и слишком подчёркнуто, тогда речь идёт уже о приёме глиссандо.

Другое значение термина

«В современной исполнительской практике и справочной литературе под portamento нередко понимают подчеркнутое, раздельное артикулирование звуков — несвязную игру, для обозначения которой существует термин portato»[1]. Термин в этом значении прижился в первую очередь в среде пианистов, но перешёл и в практику других инструменталистов (в том числе исполнителей на струнных смычковых), что зафиксировано в современном «Словаре иностранных музыкальных терминов» (авторы Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А.):

Portamento (ит. портамэнто), portando (портандо) — портаменто:
1) в пении и при игре на духовом инструменте — скользящий переход одного звука к др.;
2) в игре на фортепиано — указание играть протяжно, но не связно;
3) штрих у смычковых инструментов — звуки берутся несколько протянутыми на одном направлении движения смычка и с цезурами[2].

На аккордеоне и баяне портаменто, как и другие штрихи, исполняется движением меха:

Штрих портаменто представляет собою соединение легато с деташе, сфорцандо или маркато. Если нужно исполнить штрихом портаменто несколько одноименных звуков, течение звучания не прекращается. Но, чтобы они не слились в один, необходимо перед окончанием каждого звука (или созвучия) резко уменьшить его силу, а начало нового звука (созвучия) подчеркнуть возобновлением прежней силы звучания. В этом случае между звуками перерыва не будет, однако начало каждого из них будет легко различаться. При этом каждый новый звук можно исполнять деташе, маркато и сфорцандо, но, в отличие от обычных штрихов, где между звуками существуют минимальные цезуры, здесь вместо цезуры будет звучание предыдущего звука (созвучия) на пианиссимо[3].

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Наиболее важное правило в технике игры на фортепиано.

Приведу перевод одного поста из блога Альберта Франтца, о котором писал на днях.

В технике игры есть одно правило, которое несомненно продвинет вас дальше в возможностях вашей игры, чем какое-то другое правило. Все пианисты-любители, которых мне довелось наблюдать, нарушают это правило каждый раз, когда они играют, и это стоит им задержки в развитии, создает недовольство и сомнение в своих возможностях.

Сколько раз мы все слышали во время своего воспитания: «Думай, прежде чем говорить!»? Это же правило относится одинаковым образом и к игре на фортепиано: Думайте, прежде чем сыграть. Продумывание перед игрой подразумевает достижение ясности. Оно означает создание мысленной уверенности еще до того, как палец пришел в движение. Он включает предварительное слушание будущих очередных нот в своей голове. Только после этого, в момент их звучания в голове, вы нажимаете на клавиши, предварительно придавая правильную форму руке.

Один из существенных моментов тренировки слуха заключается в том, что вы играете, потому что слышите, а не слышите,  потому что играете. Это означает, что сначала вы слышите  внутренним мысленным ухом, и только потом играете. Наше осознание правильных и ошибочных нот не должно появляться после того, как мы уже сделали ошибку, мы должны принимать абсолютно точное решение перед нажатием на клавиши.

Почти все ученики по фортепиано делают противоположное: Они сначала играют, не удосуживаясь подумать перед очередными нотами. Они понимают, что они нажали на неверную ноту, только когда это уже произошло. Из-за этого возникает мгновенная паника, во время которой они пытаются нащупать верные ноты на клавиатуре, хаотически нажимая другие клавиши и только отягощая проблему. Это, вероятно, самое худшее, что вы можете сделать, находясь за фортепиано! Мы все время учимся; мы обучаем себя в каждый момент времени, которое проводим за инструментом. Мы обучаем себя делать ошибки.

Единственным решением оказывается медленная, с высокой степенью сосредоточенности работа. Ценность медленной отработки  в том, что она дает время подумать о каждой ноте до ее извлечения в звуке. Я обнаруживаю, что даже когда я говорю ученикам играть медленно, они все равно играют почти в исполнительском темпе. Мне приходится многократно настаивать на замедлении, но почти никогда они не замедляют игру в достаточной степени. Только когда они играют с метрономом, они начинают осознавать, насколько быстро они играли.

Подспудной причиной этого является нетерпеливость. В то время как каждый ученик понимает, что обучение музыке по своей природе долговременная задача, громадное большинство только удлиняет время, которое им требуется, чтобы разучить произведение, в своих попытках снизить его.

В сердце каждого обучения лежит концентрация. Большинство учеников пытаются избежать умственного напряжения любой ценой, но именно оно-то и требуется больше всего! Я смотрю, как ученики по фортепиано передвигают свои пальцы без предварительного обдумывания каждой ноты, каждой соответствующей клавиши и каждого движения руки. В правильной игре на фортепиано нет произвольных движений. Каждое движение – выверенный результат сознательных решений, сориентированных на музыкальную цель. Движения должны быть продуманы как у совершенного хореографического танца, и медленно отработаны, как будто при просмотре замедленной съемки. Никакое движение не должны оказаться произвольным. Если вы тянетесь к ошибочной ноте и сомневаетесь, исправьте это состояние снятием рук с клавиатуры и начав  пассаж заново с  правильными движениями. Полностью концентрируйтесь на каждой ноте, каждой клавише и каждом движении руки, каждое из которых является результатом осознанного решения. Вот что значит думать, прежде чем играть!

Чем больше мы абстрагируемся от самих движений пальцев – мускульной памяти – и концентрируемся чисто на музыке, тем лучше мы обучаемся исполнению музыки на фортепиано. Конечно, каждое произведение все равно требует значительное количество повторений во время занятий, но это только призвано закрепить составляющие ноты, которые мы уже выучили в нашей голове.

soltem.livejournal.com

Разные виды аккомпанемента Archives - Уроки игры на пианино – видео курсы пианино и фортепиано онлайн - MuzVideo2.ru

20.12.2019 Автор статьи - Сергей филимонов

Ну что ж, финишная прямая! До старта курса "Мастер Аранжировки" остаётся всего 2 дня. За эту неделю было выложено четыре урока из курса и Вы сами убедились в том, насколько качественным может быть обучение. Всё обучение аранжировке разбито на множество мелких навыков, которые в сумме дадут Вам возможность сделать фортепианную аранжировку приличного уровня самостоятельно. Сегодня выкладываю как раз четвёртый урок с простым аккомпанементом, которым должен владеть каждый. С помощью этого аккомпанемента можно за 5 минут оформить любую песню и сыграть её практически без подготовки. Кроме того, в этом видео все варианты обучения и скидки в первую неделю продаж курса "Мастер Аранжировки". https://www.youtube.com/watch?v=qd4wQd36E_w ...

Читать далее

Всем привет! Иной раз хочется сделать бас похожим на партию басиста. А как это сделать на фортепиано? Смотрим в этом видео: https://youtu.be/sJepwmKtQgE Появились вопросы? Задавайте в комментариях ниже. Буду рад ответить. А вот предыдущие уроки, которые Вы могли пропустить: Демо 14 вариантов аранжировки песни Yesterday: https://youtu.be/CsQ9MK-6xvY Первый урок из курса "Мастер Аранжировки" https://youtu.be/qtqZ0ee_NbU Второй урок из курса "Мастер Аранжировки" https://youtu.be/24Di7oczLVU

Читать далее

Всем привет! В этом видео ответы на вопросы, которые вы успели задать за два дня после публикации первого урока и рассказа об этапах аранжировки на фортепиано: https://youtu.be/24Di7oczLVU В среду 18 декабря я опубликую ещё один урок и покажу обучающую площадку, на которой мы будем с вами заниматься. Если вдруг появились вопросы, то можете их задать в комментариях ниже, либо написать мне письмо на [email protected]

Читать далее

Я решил продолжить делать небольшие видеоуроки, в которых можно научиться чему-нибудь классному буквально за 5 минут. В этом видеоуроке Вы научитесь играть классные джазовые арпеджио. Всё как всегда просто, но требует определенного времени на отработку. Буду рад любым комментариям на этой странице! https://youtu.be/dGccKCxcLiY Уже вышедшие уроки серии "Фортепиано за 5 минут": Рок на пианино за 5 минут Современное фортепиано за 5 минут Более новые видео этой серии будут выкладываться здесь.

Читать далее

Начните изучать балладный стиль сегодня и уже скоро Вы сможете сыграть любимые песни в балладном стиле.

Читать далее

Многим кажется, что сыграть РОК на пианино очень сложно! Да, сложно, если не знать КАК! А если взять несколько аккордов и разложить их в простой ритмический рисунок, но сыграть его быстро, то получается очень круто, причём практически без усилий! Вот и я, взял несколько аккордов из одной из песен группы MUSE (кстати, забыл из какой, если кто помнит - напомните!) и сыграл быстро и эффектно. После небольшой тренировки и у Вас это получится, я уверен! А теперь смотрим видеоурок: https://youtu.be/BqMg1sRedhw Уже вышедшие уроки серии "Фортепиано за 5 минут": Современное фортепиано за 5 минут Красивые арпеджио за 5 минут Более новые видео этой серии будут выкладываться здесь.

Читать далее

Здравствуйте, уважаемые друзья!

В серии будут видеоуроки начального уровня по разным очень важным темам:

1. Построение аккордов
2. Аккомпанемент
3. Импровизация

УРОК №1 – Построение простых аккордов, буквенное обозначение: Читать далее

Видео уроки игры на пианино - красивый аккомпанемент за 20 минут! В первом уроке показан конечный результат, которого Вы добьётесь при освоении всех уроков серии.

Читать далее

Здесь Вы сможете пошагово разобрать один из популярных видов аккомпанемента, который позволит Вам играть на пианино множество песен и одновременно петь. Каждый урок очень короткий - "на один укус", изучайте и отрабатывайте их последовательно. И уже завтра, или даже сегодня Вы сможете показать, чему Вы научились, своим друзьям и родственникам. ШАГ-1   ШАГ-2   ШАГ-3   ШАГ-4   ШАГ-5   ШАГ-6 Если Вам понравились наши видеоуроки, ПОДЕЛИТЕСЬ, НЕ ЛЕНИТЕСЬ в социальных сетях. // Ещё видеоуроки и курсы от Сергея Филимонова: Обучающие курсы по игре на фортепиано: 1. "10 шагов к музыкальной свободе" - курс по свободной игре на пианино, изучив который Вы сможете подбирать и ...

Читать далее

muzvideo2.ru


Смотрите также