Как играть пальчиковый театр


Что такое пальчиковый театр, для чего он нужен и какие бывают пальчиковые театры. | Разумей-ка

Что такое пальчиковый театр, для чего он нужен и какие бывают пальчиковые театры.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

В наше время  каждый родитель знает о пользе пальчиковых кукол.
В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений.
К тому же в процессе манипуляций  с фигурками ребенок знакомится и «отрабатывает» понятия «справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий и т.д. (развивается пространственное восприятие).
При импровизациях, а не игре по жесткому сценарию, развивается воображение и фантазия.
По сути театр – это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный  ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.
Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей).
С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи  и тревоги ребенка.
Например, обыграйте сказку-импровизацию: Лисенок не слушался маму и убежал от нее, оказавшись в незнаком месте. Дайте ребенку главную роль лисенка, пусть сюжет развивает ребенок, вы лишь задавайте наводящие вопросы ( Каких зверей встречает лисенок, добрых или злых? Страшно ли лисенку в незнакомом месте или он ничего не боится?  Возвращается ли лисенок домой?). Поведение героя ребенка поможет вам лучше понять своего малыша.
Пальчиковые театры можно купить в магазине игрушек или в Интернете. Вот несколько вариантов таких театров:

Деревянные наперстки без укладки


Деревянные наперстки в укладке, очень удобно, своеобразная коробочка для наперстков, которая к тому же является частью постановки.

 
Самому можно слепить фигурки из специального материала (пластики), консистенция пластилина,  которая потом запекается в духовке, как тесто, и становиться твердой.
 

Из обычной старой детской перчатки можно сделать различных персонажей, например бабочку. Отрежьте от перчатки пальчик- это будет туловище бабочки. Вырежьте крылышки из цветной бумаги и приклейте или пришейте к будущему туловищу. Подберите глаза и усики (это могут быть бусины, пайетки, ниточки, тесемки). Бабочка готова!
         

Для игры в пальчиковый театр можно использовать детали зубных щеток. Это головы разных животных, которые закрывают щетку:
       

Еще один вариант пальчиковых кукол, кукла из картона. Вырежьте из картона фигурку, в нижней части которой проделайте ножницами два  круглых отверстия для пальчиков (указательного и среднего). Пальчики будут ножками куколки. Двигая пальцами, вы создадите ощущение того, что ваша кукла живая. Осталось украсить куколку, приклеить глазки, волосики или разрисовать. Пусть это сделает ребенок на свое усмотрение.

     

Пальчиковую куколку можно сделать из квадрата бумаги.
Вырежьте из бумаги квадрат со сторонами 5 см, перегните его пополам по диагонали (рис.1), поверните квадрат так, чтобы линия сгиба находилась внизу - получился треугольник. Верхний угол треугольника отогните к основанию, согнув пополам сначала левый, а затем правый углы и разогните назад (рис.2,3). Наметьте точки 1 и 2 (пересечения биссектрис нижних углов с боковыми сторонами треугольника. Возьмите левый угол и перегните его к правой стороне треугольника к точке 1 (рис.4). Возьмите правый угол и перегните его к правой стороне треугольника, к точке 2 (рис.5). Наружный слой верхнего уголка полученной фигурки отогните на себя, вставив его между слоями бумаги.(рис.6). Внутренний слой уголка отогните внутрь полученной шапочки (рис.7). Приклейте бусинки вместо глаз, нарисуйте  улыбку, сделайте волосы из ниток. Куколка готова!

       

Для тех, кто любит сам разукрашивать, можно купить деревянные наперстки для росписи и самим нарисовать нужных персонажей:
 

В идеале хорошо иметь набор из 10 и больше стандартных персонажей – семья, животные, чтобы разыгрывать известные русские народные сказки. Такой набор, состоящий из 24х деревянных наперстков можно купить.

Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребенка. Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой. С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий. В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.
Сначала можно просто познакомить малыши с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета. Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.

Как только малыш усвоит как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.
Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т.д.). Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.
От сюжетной игры нужно переходить к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться более образной и выразительной.
Поэтому - если у вас еще нет своего кукольного пальчикового театра, самое время подумать о его приобретении!

Комментарии к статье " Что такое пальчиковый театр, для чего он нужен и какие бывают пальчиковые театры. "

«В чём польза вязанного кукольного пальчикового театра?»

«В чём польза вязанного кукольного пальчикового театра?»

Театрально-игровая деятельность как в детском саду так и дома с родителями – это одна из интересных форм занятий с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность детям выплеснуть свои эмоции и настроение. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей и является эффективным средством для всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном учреждении.
Театрализованные игры, близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе их лежит игра. всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности. Но среди этого игрового многообразия очень редко находится место для крохотных фигурок - это вязаные куклы или - актеры пальчикового театра. А ведь такая игрушка обладает множеством ценных качеств, которые не найдешь ни в каких новомодных шедеврах детской игровой индустрии.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковые куклы созданы специально для детских пальчиков, они почти невесомы.
Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, не обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

И в данном случае пальчиковый театр является палочкой выручалочкой.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Надевая игрушки на палец и разыгрывая сказки, дети чувствуют себя расковано и свободно.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
Пальчиковый театр предназначен для воспитания у детей самостоятельности мышления, развития речи, воображения, логики, творческих способностей. В пальчиковый кукольный театр ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа юный актер проговаривает события и переживания. Он сам придумывает историю, сам озвучивает героев. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, самостоятельность мышления.
При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию мы сможем лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников. Даем тему, например: "Маленький зайчик не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один". Задавайте наводящие вопросы: "Что случилось с зайчонком? ", "Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять? ", "Кого он встретил по пути? ", "Как он нашел дорогу к дому? ". При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей.

По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом.

Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа.
Театр также может стать другом в воспитательном процессе. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Я уже много лет занимаюсь вязанием куколок для пальчикового театра. Повторение двух одинаковых кукол в принципе не возможно. У каждой вязанной куколки получается свой характер и свой образ. Кукольный театр является очень популярной в наше время развивающей игрушкой для детей. Заходите к нам в магазинчик на Ярмарке мастеров здесь вы найдете большой выбор сказок для кукольного театра, порадуйте своих деток такой замечательной игрушкой как кукольный набор. Вот несколько моих работ представленных в нашем магазине.

Развиваем речь с помощью пальчикового театра

Пальчиковый театр и речь ребенка

Самое большое воздействие пальчиковый театр оказывает на развитие речи.

  • обогащается и активизируется словарный запас детей. Ребенок не только запоминает новые слова, но и использует их в речи; 
  • развивается связная речь. Ребенок пересказывает большие отрывки текста, участвует в диалоге; 
  • развивается звуковая культура речи. Пальчиковый театр дает уникальную возможность отрабатывать звуки с помощью ролей: можно порычать как тигр или помычать как корова;
  • происходит усвоение грамматического строя языка. Построение словосочетаний – сложный процесс. Ребенок должен уметь согласовывать слова в роде, числе, падеже, склонении. Пальчиковый театр позволяет закреплять грамматические навыки путем многократных повторений;
  • закрепляется знание художественной литературы; 
  • развивается эмоциональная выразительность речи.

Фигурка на пальце обладает уникальными возможностями — помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать мысли и продумывать поведение.

Как играть в пальчиковый театр

Пальчиковый театр очень разнообразен. Фигурки для него могут быть куплены в наборах по мотивам художественных произведений или в виде отдельных героев, а можно их сделать самостоятельно — они будут уникальными и неповторимыми. Фигурки можно связать из ниток, слепить из пластилина, глины или теста, склеить из бумаги, сделать из папье-маше или пластиковых пузырьков — вариантов очень много. В Интернете можно найти массу мастер-классов по изготовлению актеров пальчикового театра. Куклы, сделанные с душой, часто особенно любимы.

Детям двух-трех лет предлагаются простые сценарии для представления на одной руке с одним или двумя героями. После трех лет можно использовать вторю руку. В четыре-пять лет детям доступно проигрывание сложных действий с несколькими героями.

Прежде всего, ребенка нужно познакомить с фигуркой, затем надеть куклу на пальчик и оживить ее. Первый опыт проведите в диалоге. Например, на вашем пальчике собачка, у ребенка кошечка. Поздоровайтесь, пообщайтесь.

Лучше всего предлагать детям для инсценировки знакомые сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок». Будет лучше, если непосредственно перед игрой вы прочтете детям эти сказки.

При знакомстве с этим видом деятельности взрослый сначала сам показывает детям спектакль. Когда ребенок усвоит смысл игры, вместе выбираем ему конкретную роль. Обязательно нужно делать акцент на интонацию. Фигурка надевается на указательный палец или на два пальчика: средний и указательный. По мере взросления детей инсценировки усложняются: добавляются другие герои и приобщаются другие пальчики.

Дети любят театр, так как он позволяет им отключиться от реальности и перейти в мир сказки, попробовать себя сразу нескольких ролях. А взрослым пальчиковый театр позволяет решать целый ряд образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.

Светлана Садовникова

Фото с сайта u-skazki.com

Детство – чудесная пора. Все ребята верят в существование волшебников, сказочных героев и Деда Мороза. Однако в школе прагматизм и скепсис растут пропорционально возрасту. Сохранилась ли у вашего ребёнка вера в чудо, поможет определить наш тест.

Пройти тест

Методическая разработка на тему: Пальчиковый театр ( игры)

                             

             

               Развивающие упражнения для самых

                                          маленьких.(2-4 года).

                                                           

     

Яблочко.

(Русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду

Сложите руку в кулак и покрутите

кулаком.

И упало прямо в воду –

Бульк!

Уроните руку вниз.

Дождик.

(Русская народная потешка)

Дождик, дождик, посильней,

Машем открытыми ладошками

вверх – вниз.

Будет травка зеленей,

Ставим на стол открытые ладошки

растопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки

На кругленьком лужочке!

Свёрнутые в кулачок пальцы обеих

рук раскрываются, изображая                                   распускающиеся цветы.

Жук, жук.

(Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи!

Изображаем жука с длинными

усиками.

Где ты прячешься, скажи!

Разводим руками в стороны и

пожимаем плечами.

Мой дом под кустом,

Изображаем ладонями крышу.

Под берёзовым листом!

Опять одной рукой изображаем жука,

а второй – листик, под который и

залетает жук.

Муха строит дом.

(Русская народная потешка)

Ох, ох, что за гром?

Ладони к щекам. Качаем головой

из стороны в сторону.

Муха строит новый дом.

Изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук,

Изображаем рукой

движения молотком.

Помогать идёт петух.

Двумя пальцами изображаем

ноги, показываем, как идёт петух –

важно, вразвалочку.

Кораблик

По реке плывёт кораблик,

Он плывет из далека,

Сложили руки лодочкой и делаем

ими волнообразные движения.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

Показываем поднятые вверх

четыре пальца.

У них ушки на макушке,

Поднимаем руки к голове, показываем

ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты.

Приставляем руку к пояснице,

изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки,

Только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове,

изображаем кошачьи когти и шипим.

        

Тетери.

(Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу

Разводим руки в стороны,

изображая простор.

Стоит чашка творогу.

Ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери,

Машем пальчиками обеих рук,

«слетаемся» с разных сторон

в середину.

Наклевались, улетели.

Указательный и средний палец –

клювы – тыкают в сложенную

горстью вторую ладонь.

 

        

Отличные пшеничные.

(Из шведской народной поэзии)

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

Одну ладонь кладём на другую,

потом наоборот – лепим пирожки.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Две ладони рядом, изображаем

поднос с пирожками.

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

По очереди загибаем пальцы,

начиная с большого.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Машем ладонями по направлению

к себе – зазываем в гости.

Тесто замесили мы,

Изображаем руками, как месят

тесто.

Сахар не забыли мы,

Сыпем «сахар» щепоткой.

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Воображаемый пирог обхватили руками

и ставим в печку – движение вперёд.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

Изображаем, как воробей клюёт крошки –

указательным пальцем одной руки

с ладони другой руки.

        Синий чиж.

(Русская народная потешка)

По дубочку постучишь

Стучим кулачком по столу.

Прилетает синий чиж.

Машем «крыльями».

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Поднимаем вверх четыре пальца

и делаем пальцами волнообразные

движения, пёрышки на хохолке

«развеваются».

А на лапке маленькой

Сапожочек аленький.

Указательный палец одной руки

поставить на стол и кончиком пальца

другой руки погладить ноготь пальца,

изображающего лапку.

Чиж под солнышком летал

И головкою кивал.

Машем «крыльями», киваем головой.

        Ах ты, радуга-дуга…

(Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Соедините руки в замок, поднимите их

над головой и покачайте из стороны

в сторону.

Не дай дождичка,

Машем открытыми от себя ладонями

из стороны в сторону, изображая

отказ.

Дай нам вёдрышко.

Ладони горизонтально, как бы

подставляем ладони под дождь.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

В такт стихам качаем головой

из стороны в сторону, как бы

напевая песенку.

Нужно солнышко –

Колоколнышко!

Поднимаем руки вверх,

растопырив пальцы, -

изображаем солнышко.

        Шла собака через мост…

(Русская народная потешка)

Шла собака через мост,

Изображаем всеми пальцами

шагающую собаку – средний

палец оттопырен вперёд (голова),

остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый хвост.

Показываем четыре пальца,

поднятые вверх, большой прижат

к ладони.

На слово «пятый» зажимаем все пальцы,

а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится,

Две ладони оставьте вместе тыльной

стороной вверх, ладони касаются

кончиками пальцев – это будет мост.

Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится.

Разведите руки в стороны и пожмите

плечами, как бы изображая удивление,

недоумение.

ИГРЫ  С  ВОДОЙ

Игры с водой – замечательный способ

развития мелкой моторики и возможность

познакомить малыша со свойствами воды,  

разных материалов и предметов.

Летом игры с водой можно проводить на

свежем воздухе. В другое время года занятия

проводят в ванной комнате.

  • Воду можно наливать в различные ёмкости, естественно только пластмассовые. Можно использовать баночки и бутылочки разного размера, вида объёма.
  • Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков поместится в большой бутылке. А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
  • А что будет, если опустить пустую незакрытую бутылку целиком под воду? Она заполнится или останется пустой?
  • А что будет, если закрыть бутылку и опустить в воду? Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребёнок попробует опустить её ко дну и удержать там. Повторите с заполненной наполовину и полностью заполненной бутылкой.
  • Предложите малышу кидать игрушки в воду и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности.
  • Те игрушки, которые тонут, надо просто собирать руками со дна тазика.
  • Бросьте в воду три разные ложки: металлическую, пластмассовую, деревянную. Какая утонет, какая нет?
  • Бросайте в воду кусочки разных тканей различных размеров: некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет.

ИГРЫ  С  ПЕСКОМ.

Почти все малыши любят играть в песочнице.

Внимание! Прежде чем запустить малыша в

песочницу, осмотрите её и уберите мусор, если

он там обнаружится.

  • Разрешите малышу трогать песок, копаться в нём руками, лопаткой, совочком.
  • Покажите, как можно втыкать в песок палочки, веточки, листики, камушки.
  • Слепите малышу несколько куличиков разной формы, пусть он их ломает их, нажимая ладошкой, лопаткой.
  • Покажите ему, какой песок сухой, какой мокрый. Продемонстрируйте, что кулич получается из мокрого песка и не получается из сухого. Все действия комментируйте словами.
  • Научите малыша насыпать песок в ведёрки и формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной ёмкости в другую, копать ямки и насыпать кучи.
  • Можно лепить руками из мокрого песка заборчики, башенки. Это даже проще, чем лепить куличи. Ручки сдвинул, слегка сжал, убрал – и уже что-то получилось.
  • Когда ребёнок освоит эту науку, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. Как пристраивать к ним башенки из ведёрок, на ведёрки ставить маленькие формочки, делать из палочек мосты и т.д.
  • Сначала делайте это сами. А ребёнок пусть только помогает. Потом он будет играть самостоятельно.

ИГРЫ  С  МЕЛКИМИ  ПРЕДМЕТАМИ.

Если вы увлекаетесь шитьём, то у вас

наверняка есть «волшебная» коробочка,

где лежат пуговицы, бусинки, кусочки

тканей, ленточки и т.д. Дети обычно

любят рассматривать содержимое таких

коробок.

  • Дайте ребёнку горстку пуговиц, среди которых есть одинаковые. Отложите одну из них в сторону и предложите найти остальные такие же пуговицы.
  • Предложите ребёнку разложить пуговицы по цвету - синие к синим, красные к красным и т.д.
  • Предложите ребёнку найти самую маленькую и самую большую пуговички.
  • Можно дать ребёнку рассмотреть тесёмки и ленточки.
  • Разложите куски тесёмок и лент на толе, сравните, какая длиннее всех. Назовите цвета ленточек.
  • Можно показать ребёнку, как скатывать тесёмку в рулончики.
  • Из пуговиц можно выкладывать узоры или забавные рисунки: бабочку, снеговика, человечка.
  • Чем больше мелких предметов пройдёт через руки малыша, тем лучше.

ИГРЫ  СО  ШНУРКАМИ.

Игры-шнуровки сейчас широко представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок-

пуговиц, где надо протолкнуть шнурок в

 отверстие, до целых домов из фанеры, стены

 которых пришнуровываются друг к другу.

Можно каждый день делать новую интересную

игру-шнуровку. Для этого нужно: плотный

 картон, дырокол и шнурок для обуви.

 Единственная  проблема – обычным

 бытовым дыроколом вы сможете проделывать

отверстия только о краю картонки. Проявите

 фантазию и не используйте большие куски картона.

  • Сделайте из картона цветок, ёлочку, ёжика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать. Например, бабочку, которая сядет на цветок и т.д.
  • Можно нанизывать на шнурок для обуви бусины от вышедших из моды пластмассовых «ожерелий». На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макароны.

ВОЛШЕБНЫЙ  МЕШОЧЕК.

Для этой игры вам понадобится небольшой

тряпичный мешочек и несколько мелких

предметов.

  • Покажите ребёнку те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек.
  • Для начала возьмите один предмет и уберите его в мешочек на глазах у ребёнка. Спросите где же кубик? Куда он делся? Достаньте игрушку из мешочка, скажите: «Вот она!»
  • Опять спрячьте её в мешочек, предложите ребёнку найти предмет самостоятельно.
  • Потом положите в мешочек не один, а два предмета или три.
  • Можете назвать ребёнку фигуру, которую нужно достать.
  • Можно играть по-другому – пусть ребёнок достаёт все предметы один за другим, называя каждый, прежде чем вытащить из мешка. 

Варианты игры с пальчиковым театром

В зависимости от возраста ребенка можно выбирать разные схемы игры с кукольным театром.

Полутора- и двухгодовалые крохи могут играть только одной рукой, советуем Вам выбирать при этом самые простые сюжеты, с минимумом героев. Трехлетнему ребенку уже можно попробовать играть двумя руками и несколько усложнить сюжеты постановок. Через год Ваш малыш уже сможет самостоятельно, без подсказок разыграть несколько идущих одна за другой сцен.

Для того, чтобы можно было свободно разыгрывать самые разнообразные сюжеты, неплохо иметь набор хотя бы из 10-15 пальчиковых кукол. Этот комплект обязательно должен включать в себя разных членов семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, малыши), а также фигурки различных лесных животных-героев русских народных сказок (лиса, волк, медведь, заяц и т.п.).

Когда Вы только принесете или сделаете кукол, дайте малышу время для того, чтобы, как следует их рассмотреть и пощупать. Затем по очереди одевайте персонажей себе на палец и знакомьте их с малышом, пускай актеры вступят в несложную беседу с ребенком, поклонятся ему, расспросят его об известных ему сказочных сюжетах с этим героем.

После этого этапа настал момент, когда малышу можно предложить самому надеть понравившуюся фигурку на палец. Теперь наденьте вторую фигурку сами и разыграйте небольшую сценку. Например: «Привет, лисичка, как тебя зовут? А откуда это ты бежишь? а я - сорока-белобока, хочешь, я покажу тебе, как я летаю» и т.п.

После этих небольших репетиций можно браться за постановку сказки. Для начала лучше выбрать произведение, которое ребенок очень хорошо знает и любит читать или слушать. Это могут быть «Теремок» и «Репка», «Курочка Ряба» и «Маша и медведь».

Перечитайте сказку еще раз, обратив внимание на иллюстрации и детали, затем проговорите с малышом, какие характеры у разных персонажей этой сказки и каковы основные повороты сюжета. После этого пришло время первого выхода на сцену. Надеваем на палец фигурку с нужным персонажем, а остальные сжимаем в кулачок. Если в сценке участвует сразу два персонажа, удобнее показывать их взаимодействие двумя руками.

Первые представления будьте готовы показывать сами. Затем можно поручить малышу одного из героев, можно для начала второстепенного.

По мере приобретения опыта сценической игры сказки усложняем, вводим большее количество персонажей, декорации делаем более детализованными и реалистично выглядящими. От русских народных сказок движемся к волшебным сказкам, а также к инсценировке стихотворных произведений, состоящих из нескольких действий.

Если ребенку игры с пальчиковыми актерами приносят радость и удовольствие, попробуйте мыслить шире и инсценировать все литературные произведения, которые вы читаете. Проявите фантазию в изготовлении декораций. Но даже в дорожных условиях, с минимумом реквизита игра не будет терять своего очарования, ведь норкой мышки может запросто стать кулак, а рукав или карман куртки вполне похожи на сказочный теремок.

Не стоит считать, что если Вы собрались устраивать театр, то обязательно нужно следовать заранее написанному сценарию. Импровизация не менее, а, возможно, и более интересная форма. Особенно полезно поиграть в импровизации со старшими дошкольниками, детские идеи, с одной стороны, смогут привнести в сказку новые интересные повороты событий, а с другой – помогут родителям разобраться, как ощущает себя, что думает и чувствует их ребенок. Ибо в порыве свободного творчества он обязательно отразит в своем замысле и свои радости и увлечения, и свои беды и расстройства.

польза и рекомендации для развития детей

Несмотря на горы игрушек в жизни современной детворы, родителям часто приходится слышать фразы: «мне скучно» или «играть не во что». В очередной раз задаваясь вопросом, какой же суперновинкой удивить и надолго увлечь свое чадо, купите для него пальчиковый театр. Изобретение это не новое, даже может, на первый взгляд, невзрачное и неинтересное, если сравнивать с яркими диковинками игровой индустрии 21 века, зато какой огромный потенциал содержит в себе эта игрушка и сколько разноплановых задач она способна решить. Приводя аргументы в пользу такой покупки, стоит напомнить о важности ролевых игр в жизни детишек младшего дошкольного возраста. Да и привить малышу любовь к театральному искусству, пробудить в нем скрытые таланты лишним тоже никогда не будет.

Что такое пальчиковый театр

Ручной театр — это набор «куколок», которые надеваются на отдельный пальчик для инсценировки сказок, поучительных историй, проигрывания различных жизненных ситуаций. Стандартно в нем предложены как общеизвестные персонажи русских народных сказок, так и другие фигурки, объединенные по какому-то тематическому признаку, например, животные – домашние, лесные, африканские; растения – фрукты, овощи, цветы, деревья; декорации для разыгрывания представления и пр.

Воспитатели в детском саду часто задействуют в работе с детворой такой импровизированный театр, пальчиковый спектакль призван не только развлечь ребят, но и воспитать – проецируя разыгрываемый сюжет на реальную жизнь, можно извлечь из него весьма поучительные уроки. В процессе игры дети учатся правильно решать конфликты и переживать стрессовые ситуации, задумываются, «что такое хорошо, а что такое плохо». Кукольный театр становится отличной помощью для малышей, которые только недавно начали посещать дошкольное заведение и еще не успели там «прижиться». Этим его достоинства не ограничиваются:

  1. Развитие мелкой моторики: благодаря действиям с куколками формируются тонкие движения пальцев, их точная и скоординированная работа. Кроме того, подобная пальчиковая гимнастика стимулирует активизацию мышления и речевой активности, постепенно подготавливает руку к письму.
  2. Знакомство с пространственным восприятием. В процессе игры ребенок не просто сталкивается с понятиями влево/вправо, следующий/предыдущий, вперед/назад, вверх/вниз и т. д., но также непринужденно отрабатывает их.
  3. Стимуляция памяти: даже простенький сюжет и короткие реплики необходимо удерживать в голове.
  4. Концентрация внимания (важно ведь не пропустить свой «выход»!).
  5. Пополнение словарного запаса.
  6. Умение работать в группе со всеми вытекающими следствиями – общаться, быть толерантным, сопереживать, оказывать дружескую помощь и поддержку.
  7. Пробуждение артистизма.

Кроме того, в постановках-импровизациях развиваются фантазия и воображение, ребенок справляется с волнением, забывает о своих страхах, меньше стесняется. По мнению воспитателей и психологов, дети, активно участвующие в играх с пальчиковым театром, открываются для новых знаний, у них повышается самооценка, они становятся более раскованными и уверенными в собственных силах и возможностях.

Не стоит сбрасывать со счетов и воспитательный момент. Давно замечено, что мораль, высказанная не прямо, а иносказательно, воспринимается детьми без негатива, обид и отторжения (что является стандартной реакцией на поучения родителей). Поэтому при помощи персонажей кукольного театра можно, и даже нужно, решать разные проблемные ситуации: тревоги и страхи, конфликты с другими ребятами, трудности в общении со сверстниками, непослушание и пр. С помощью игры и мягкого педагогического воздействия можно донести крошкам важность гигиенических процедур, научить здороваться, прощаться, благодарить и прочим формам вежливого общения.

Как играть в пальчиковый театр

Варианты применения кукольного театра для пальчиков будут отталкиваться от возрастных особенностей детишек, так:

  • карапузы, которым еще только 1-2 годика, воспримут лишь простейшие сценарии, разыгрываемые одной рукой;
  • с трех лет можно немного усложнять постановку и привлекать к участию уже вторую руку;
  • для детей дошкольного возраста будут интересны целые сказки, в которых действия и персонажи последовательно сменяют друг друга.

Малыши 1-2 лет еще вряд ли смогут стать полноценными участниками спектакля, на первом этапе им лучше отвести роль зрителей. Познакомьте кроху с театральными фигурками: сначала пусть он их просто потрогает и рассмотрит со всех сторон, затем можно надевать персонажей на пальцы (разумеется, поочередно – по-другому такие маленькие детки их просто не воспримут) и разговаривать с ребенком от их имени. Используйте самые простые фразы, например: «Привет! Я собачка Люся. Смотри, как я умею звонко лаять и быстро бегать (демонстрируем). А как тебя зовут? Я хочу с тобой дружить! Давай поиграем в мячик?».

Для деток немного постарше уже можно разыгрывать самые простые сказки, среди популярных, для которых не составит труда найти кукол для пальчикового театра:

  • «Три поросенка»;
  • «Колобок»;
  • «Теремок»;
  • «Курочка ряба».

Хорошо бы перед этим познакомиться с этими книжками, обсудить с ребенком персонажей и их характеры, объяснить какие-то особенности сюжета.

Сначала все забавы с пальчиковыми куколками имеют вид постановочных представлений взрослого. И хотя ребята являются только зрителями, они все равно запоминают правила и традиции театрального искусства, порядок действий и пр. Поэтому по мере взросления малыша и усвоения им, как играть в эти забавные куклы, можно переходить ко второму этапу, совместным «спектаклям». Родителям нужно:

  • показать ребенку, как играть одной рукой, двигать ею, чтобы пальчиковые персонажи «оживали»;
  • акцентировать внимание на важности интонации;
  • поупражняться в звукоподражательных навыках (мышонок «разговаривает» писклявым голосом, медведь – грубым, птичка – чирикает, кошка – мурлычет и т. д.).

Для первого опыта можно взять сказку «Маша и медведь», в которой по сути лишь два персонажа. Поручите малышу играть одного из них, пусть он сам выберет – какого именно. Надевайте фигурку на указательный палец, остальные, которые не задействованы, зажимайте в кулачок – представление начинается. По окончании не забудьте похвалить кроху, для него это очень важно.

По мере того как ребенок будет приобретать опыт сценической игры, постановки усложняйте, вводите чуть большее количество персонажей. На следующем этапе можно инсценировать сказку «Три медведя», в которой будет уже 4 героя, т. е. дошколенок может попробовать сыграть двумя из них, используя обе руки. С каждым разом расширяйте не только персонажей, но и декорации, делая их более детализованными. Так постепенно от русских народных сказок стоит двигаться к уже самостоятельно придуманным историям, т. е. от сюжетной игры переходить к «режиссерской».

Как придумать сюжет

Чем младше возраст вашего чада, тем короче постановки и проще сюжет. Не мудрствуя лукаво, берите какие-то стандартные бытовые ситуации, рассматривайте природные явления, элементарные правила хорошего тона. На данном этапе вовсе не обязательно, чтобы театр нес сверхобучающую функцию, достаточно, чтобы ребенку было весело, и он в ненавязчивой форме усваивал самые простые истины. Несколько идей:

  1. Наступило утро, выглянуло солнышко, лисичка выбежала на полянку, потянулась, порадовалась новому дню. Мимо нее пробежал ежик. Она окликнула зверька: «Эй, ты почему это не здороваешься?». «Ой, а я забыл. Как же невежливо получилось».
  2. Вот наш огород. Тут растет морковка, вон какая она яркая, с пушистым зеленым «хвостиком», а тут лучок – он добрый, хотя все от него плачут…
  3. Скакал зайка по лесу, а тут ему навстречу волк, да как зарычит. Зайка испугался и давай бежать от него со всех ног.
  4. Внучка пришла в гости к бабушке. Принесла ее пирожки, а бабуля ее вкусным чаем угостила. Пьет девочка, да от восторга аж прихлебывает.

Вне зависимости от того, есть у вас дома пальчиковый театр «Репка» или какие-то другие фигурки, сюжеты можно придумывать на ходу. Когда ребенок станет старше, персонажи этой игрушки придут на помощь при возникновении неприятных ситуаций, конфликтов, тревог, требующих разъяснения взрослых и понимания, как поступить правильно. В форме игры воссоздавая любую неоднозначную с точки зрения педагогики ситуацию, получится лучше понять свое чадо и те мотивы, которыми ребятенок руководствовался. Например, это может выглядеть так: «Мышонок отправился с мамой в магазин за сыром. Пока мама выбирала, что купить, малыш увидел вдалеке красивый шарик и решил без разрешения побежать за ним. Конечно, он потерялся…». Задавайте своему крохе вопросы – как он думает, страшно ли было мышонку, что случилось с ним дальше, нашел он дорогу к маме сам, или ему кто-то помог? С помощью героев выдуманной сказки всегда можно показать, как нужно вести себя в определенной ситуации: слушаться родителей, не обижать младших, быть вежливым, убирать за собой игрушки.

С детьми 5-7 лет можно и вовсе использовать импровизацию, предлагая ребенку самому «задать тон» сюжета. Во-первых, детские неординарные идеи обязательно внесут в историю интересные и неожиданные повороты событий, во-вторых, они помогут взрослым понять, что думает ребенок, какие чувства и эмоции у него преобладают. Ведь, как утверждают психологи, во время «свободного творчества» маленький непоседа непременно упомянет и свои увлечения, и свои страхи.

Виды пальчикового театра

Наборы для театральных «пальчиковых постановок» могут быть самыми разными, при выборе важно отталкиваться от преследуемой цели (например, для одного раза подойдет и бумажный самодельный вариант), возраста и физиологических возможностей детей. Основные виды:

  • Бумажный/картонный. Самый простой, быстро изготавливаемый, но недолговечный.
  • Деревянный. Фигурки чем-то напоминают маленьких матрешек, стандартно они упакованы в тематические коробочки, которые пригодны для применения в качестве декораций.
  • Вязаный. Куклы выглядят «живыми», они очень мягкие и приятные тактильно.
  • Фетровый. Самый популярный на сегодня вариант. Многие мамы делают фигурки своими руками, привлекая к этому и детей (они могут обводить выкройки, рисовать глазки героям и т. п.). Персонажи из фетра получаются яркими, прочными, а сам материал комфортный в работе. Кроме того, считается, что его мягкая поверхность очень полезна для развития сенсорных ощущений.

Часто можно встретить тканевые варианты кукольного театра или свалянные из шерсти фигурки. В домашних условиях можно вместе с детворой слепить персонажей из пластилина, теста, любой другой эластичной массы – совместное с родителями творчество очень сближает. Как вариант – можно и вовсе снять с детских зубных щеток крышечки, которые часто изготовлены в форме голов животных, и сделать их героями своего импровизированного театра. Фантазию никто не отменял!

Заключение

Уникальность такой игрушки бесспорна. Это не только развитие мелкой моторики, но и совокупность разноплановых видов творчества, когда ребенок может проявить себя, наглядно увидеть результат своего труда, с гордостью продемонстрировать свои умения взрослым. Это крайне полезный вид обучения посредством интересной игры.

Консультация на тему: Консультация для родителей "Пальчиковый театр дома"

Консультация для родителей

«Пальчиковый театр дома»

 Пальчиковый театр представляет собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Известно, что благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Пальчиковый театр, пожалуй,  самая распространенная и самая увлекательная разновидность пальчиковых игр.

 

     Упражнения, как для самых маленьких, так и для детей постарше подробно описаны в работах отечественных авторов: Е. Даниловой, Е. Пименовой «Пальчиковые игры», И. Ермаковой «Развиваем мелкую моторику у малышей», Жени Кац; и зарубежных, например, Джеки Силберг «Занимательные игры с малышами от рождения до года», Марты и Уильяма Сёрз «Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет».

Как знакомить ребенка с пальчиковыми играми?

     Пальчиковыми играми можно заниматься как в развивающей группе, так и дома — это не требует материальных затрат или специальных условий. Перед началом игры лучше «разогреть» пальчики ребенка легким массажем или упражнениями. Для начала мама сама должна выучить текст и движения, рассказать малышу о новой игре. Произносить текст нужно не торопясь, с паузами, выразительно, понижая-повышая голос, делая акцент на ключевых словах. Большое значение имеет соответствующая мимика взрослого. При неоднократном повторении уже известных слов малыш начнет подпевать маме.

Как играть в пальчиковые куклы?

Они бывают тряпичные, вязаные, деревянные, бумажные. Можно купить готовые куклы или сделать их самостоятельно. Пальчиковую куклу надеваются на один палец, поэтому в домашних условиях ее можно сделать из старой перчатки, отрезав пальчики, сделав из ниток «волосы», пришив «глазки» из пуговиц или бисера. Сначала мама показывает на собственном пальце, как двигается кукла, потом надевает ее на детский пальчик, и, манипулируя его ручкой, изображает движение игрушки, пока он не научится делать это самостоятельно. 
    Пальчиковые куклы могут легко поместиться в кармане или в сумке, ими легко будет развеселить ребенка в дороге, на прогулке; скрасить время ожидания в очереди к врачу или в общественном транспорте. Дома для игр с пальчиковыми играми можно использовать любую импровизированную ширму – край стола, дверцу шкафа, спинку стула или кресла. С малышами можно разыграть стихи или потешки, дети постарше могут сами исполнить роль какого-нибудь героя в сказке.


Смотрите также