Как играть на японском тигре


Японский тигр — Heavy Tank No. VI | Обзоры и руководства

С выходом обновления 9.9 на полях сражений игры World of Tanks появился первый японский тяжёлый танк — Heavy Tank No. VI, который можно приобрести в Премиум магазине. Под длинным и непривычным названием скрывается младший брат немецкого тяжёлого танка Tiger I. В этой статье мы расскажем об основных характерных чертах и особенностях боевого применения нового тяжёлого танка.

Характерные черты

Огневая мощь. Скорострельное орудие с отличным уроном в 1885 единиц/мин. Точное, с быстрым сведением, оно представляет собой превосходный образец немецкой военной мысли. 

Отличный обзор. Лучший обзор среди одноклассников на своём уровне — 370 метров. Благодаря ему «Тигр» с японским гражданством сможет без особых проблем контролировать обороняемое направление или же «высвечивать» врагов во время атаки. Головная боль от огня невидимого противника — нехарактерный диагноз для японского «тяжа».

Ускоренная прокачка экипажа. Благодаря особенностям премиум техники, у Heavy Tank No. VI. не только повышенный заработок игровых кредитов, но и ускоренная прокачка экипажа. Это особенно актуально накануне ввода в игру полноценной ветки японских тяжёлых танков.

Большое количество очков прочности. Это один из наиболее «толстых» тяжёлых танков 6-го уровня. Благодаря своему запасу очков прочности «номер шестой» будет смертельно опасным соперником в топе. Настоящим «танком», способным продавить направление и сохранить достаточное количество очков прочности для дальнейших действий.

Подвижность. Для тяжёлого танка японский хищник обладает впечатляющей подвижностью. При заявленной максимальной скорости в 40 км/ч Heavy Tank No. VI стандартно держит крейсерские 30–35 км/ч. Этого вполне достаточно для занятия стратегических позиций и перемещения по карте, если того требует обстановка в бою.

Большой боекомплект и недорогие базовые боеприпасы. В боекомплекте тяжёлого танка есть место для 92 снарядов. Если умножить их количество на скорострельность, то итогом станет более 13 минут непрерывной стрельбы. Размер боекомплекта позволяет обстреливать наиболее популярные позиции, не опасаясь, что снаряды закончатся в разгар боя. При этом стоимость снарядов чисто символическая — 240 игровых кредитов за бронебойный, поэтому активное ведение огня никак не скажется на основной задаче премиум японца — «фарме».

Бронирование танка. Доспехи из крупповской стали японскому новичку достались в наследство от старшего брата — тяжёлого танка VII уровня Tiger I. При этом, в отличие от своего немецкого родственника, тяжеловес из Страны восходящего солнца обитает на VI уровне. Поэтому бронирование можно считать удовлетворительным. Находясь в топе списка, японец под номером 6 вполне способен играть от брони — ставьте корпус ромбом, и удача улыбнётся вам во все 30 тигриных зубов. В поединке с машинами VII и VIII уровней играть следует куда аккуратнее, так как 100 миллиметров стали, пускай и производства концерна «Крупп», мало помогут при встрече с врагом лицом к лицу. 

Тактическая роль в бою

Сценарий применения императорского тигра на поле боя напрямую зависит от положения танка в списке команды.

Топ списка. Находясь в топе, японец способен на многое: артиллерийские дуэли на дальних дистанциях, прорыв вражеской обороны и сдерживание превосходящих сил противника. Всё это под силу тяжеловооруженному самураю. Heavy Tank No. VI — доминант среди машин VI уровня. Попадая в верхние строчки списка команд, вы должны понимать: исход боя зависит только от вас. Неважно, кто находится в противоположной команде, цель у нас одна — победа и заработок кредитов.

Бои с участием танков VII уровня. Сражения в боях с танками VII уровня проходят намного интереснее и разнообразнее, чем в топе. Согласитесь, намного лучше испытывать свои силы в бою с опасными противниками, нежели обижать малышей из соседней песочницы. Немецкое наследие, которым может похвастаться японский тяжеловес, предоставляет все необходимые условия для победы: благодаря отличному обзору и знаменитому «ахт-ахт» новый японец будет грозным соперником даже для техники на уровень выше. Практически все машины VII уровня уязвимы для его огня в лобовой проекции. Для победы понадобится чуть больше осторожности и контроля за мини-картой: лобовые атаки придётся исключить из набора тактических решений, так как 100 миллиметров брони в передней проекции и отсутствие угла наклона делает танк, пусть и тяжёлый, уязвимым для вражеского огня.

Бои с участием танков VIII уровня. Практически вся техника VIII уровня крайне опасна для новичка японской ветки. Поэтому стоит вспомнить первую заповедь кодекса бусидо: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть». Не стоит рваться на врага в первых рядах совместно с другими тяжёлыми танками. Наилучшим применением Heavy Tank No. VI. будет поддержка групп союзных средних танков и использование позиций, пригодных для ведения огня по уязвимым местам вражеской техники. Держитесь позади союзников, внимательно следите за развитием боя на мини-карте, и победа будет за вами.

Вывод

Новый японец не отличается оригинальным геймплеем, требующим чего-то сверхъестественного от игрока. Это обычный тяжёлый танк-трудяга. В бою он просто делает своё дело — наносит урон, «танкует» и, что самое главное, зарабатывает кредиты.

Главным отличием Heavy Tank No. VI можно назвать его уровень: при практически идентичных с Tiger I тактико-технических характеристиках новичок находится на VI уровне и чувствует себя там просто прекрасно. Помимо прочего, новая боевая машина способна подготовить хорошо обученный экипаж для новой ветки тяжёлых танков Японии, выход которой анонсирован в списке изменений версии 9.10.

Встречайте! На арену выходит Tiger Императора — Heavy Tank No. VI!

worldoftanks.ru

Японский тигр — Heavy Tank No. VI

image

С выходом обновления 9.9 на полях сражений игры World of Tanks появился первый японский тяжёлый танк — Heavy Tank No. VI, который можно приобрести в Премиум магазине. Под длинным и непривычным названием скрывается младший брат немецкого тяжёлого танка Tiger I. В этой статье мы расскажем об основных характерных чертах и особенностях боевого применения нового тяжёлого танка.

Характерные черты

Огневая мощь. Скорострельное орудие с отличным уроном в 1885 единиц/мин. Точное, с быстрым сведением, оно представляет собой превосходный образец немецкой военной мысли.

Отличный обзор. Лучший обзор среди одноклассников на своём уровне — 370 метров. Благодаря ему «Тигр» с японским гражданством сможет без особых проблем контролировать обороняемое направление или же «высвечивать» врагов во время атаки. Головная боль от огня невидимого противника — нехарактерный диагноз для японского «тяжа».

Ускоренная прокачка экипажа. Благодаря особенностям премиум техники, у Heavy Tank No. VI. не только повышенный заработок игровых кредитов, но и ускоренная прокачка экипажа. Это особенно актуально накануне ввода в игру полноценной ветки японских тяжёлых танков.

Большое количество очков прочности. Это один из наиболее «толстых» тяжёлых танков 6-го уровня. Благодаря своему запасу очков прочности «номер шестой» будет смертельно опасным соперником в топе. Настоящим «танком», способным продавить направление и сохранить достаточное количество очков прочности для дальнейших действий.

Подвижность. Для тяжёлого танка японский хищник обладает впечатляющей подвижностью. При заявленной максимальной скорости в 40 км/ч Heavy Tank No. VI стандартно держит крейсерские 30–35 км/ч. Этого вполне достаточно для занятия стратегических позиций и перемещения по карте, если того требует обстановка в бою.

Большой боекомплект и недорогие базовые боеприпасы. В боекомплекте тяжёлого танка есть место для 92 снарядов. Если умножить их количество на скорострельность, то итогом станет более 13 минут непрерывной стрельбы. Размер боекомплекта позволяет обстреливать наиболее популярные позиции, не опасаясь, что снаряды закончатся в разгар боя. При этом стоимость снарядов чисто символическая — 240 игровых кредитов за бронебойный, поэтому активное ведение огня никак не скажется на основной задаче премиум японца — «фарме».

Бронирование танка. Доспехи из крупповской стали японскому новичку достались в наследство от старшего брата — тяжёлого танка VII уровня Tiger I. При этом, в отличие от своего немецкого родственника, тяжеловес из Страны восходящего солнца обитает на VI уровне. Поэтому бронирование можно считать удовлетворительным. Находясь в топе списка, японец под номером 6 вполне способен играть от брони — ставьте корпус ромбом, и удача улыбнётся вам во все 30 тигриных зубов. В поединке с машинами VII и VIII уровней играть следует куда аккуратнее, так как 100 миллиметров стали, пускай и производства концерна «Крупп», мало помогут при встрече с врагом лицом к лицу.

Тактическая роль в бою

Сценарий применения императорского тигра на поле боя напрямую зависит от положения танка в списке команды.

Топ списка. Находясь в топе, японец способен на многое: артиллерийские дуэли на дальних дистанциях, прорыв вражеской обороны и сдерживание превосходящих сил противника. Всё это под силу тяжеловооруженному самураю. Heavy Tank No. VI — доминант среди машин VI уровня. Попадая в верхние строчки списка команд, вы должны понимать: исход боя зависит только от вас. Неважно, кто находится в противоположной команде, цель у нас одна — победа и заработок кредитов.

Бои с участием танков VII уровня. Сражения в боях с танками VII уровня проходят намного интереснее и разнообразнее, чем в топе. Согласитесь, намного лучше испытывать свои силы в бою с опасными противниками, нежели обижать малышей из соседней песочницы. Немецкое наследие, которым может похвастаться японский тяжеловес, предоставляет все необходимые условия для победы: благодаря отличному обзору и знаменитому «ахт-ахт» новый японец будет грозным соперником даже для техники на уровень выше. Практически все машины VII уровня уязвимы для его огня в лобовой проекции. Для победы понадобится чуть больше осторожности и контроля за мини-картой: лобовые атаки придётся исключить из набора тактических решений, так как 100 миллиметров брони в передней проекции и отсутствие угла наклона делает танк, пусть и тяжёлый, уязвимым для вражеского огня.

Бои с участием танков VIII уровня. Практически вся техника VIII уровня крайне опасна для новичка японской ветки. Поэтому стоит вспомнить первую заповедь кодекса бусидо: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть». Не стоит рваться на врага в первых рядах совместно с другими тяжёлыми танками. Наилучшим применением Heavy Tank No. VI. будет поддержка групп союзных средних танков и использование позиций, пригодных для ведения огня по уязвимым местам вражеской техники. Держитесь позади союзников, внимательно следите за развитием боя на мини-карте, и победа будет за вами.

Вывод

Новый японец не отличается оригинальным геймплеем, требующим чего-то сверхъестественного от игрока. Это обычный тяжёлый танк-трудяга. В бою он просто делает своё дело — наносит урон, «танкует» и, что самое главное, зарабатывает кредиты.

Главным отличием Heavy Tank No. VI можно назвать его уровень: при практически идентичных с Tiger I тактико-технических характеристиках новичок находится на VI уровне и чувствует себя там просто прекрасно. Помимо прочего, новая боевая машина способна подготовить хорошо обученный экипаж для новой ветки тяжёлых танков Японии, выход которой анонсирован в списке изменений версии 9.10.

Встречайте! На арену выходит Tiger Императора — Heavy Tank No. VI!

wot-news.com

Heavy Tank No. VI в World of Tanks

Сценарий применения императорского тигра на поле боя напрямую зависит от положения танка в списке команды.

Топ списка. Находясь в топе, японец способен на многое: артиллерийские дуэли на дальних дистанциях, прорыв вражеской обороны и сдерживание превосходящих сил противника. Всё это под силу тяжеловооруженному самураю.

Heavy Tank No. VI — доминант среди машин VI уровня. Попадая в верхние строчки списка команд, вы должны понимать: исход боя зависит только от вас. Неважно, кто находится в противоположной команде, цель у нас одна — победа и заработок кредитов.

Бои с участием танков VII уровня. Сражения в боях с танками VII уровня проходят намного интереснее и разнообразнее, чем в топе. Согласитесь, намного лучше испытывать свои силы в бою с опасными противниками, нежели обижать малышей из соседней песочницы.

Немецкое наследие, которым может похвастаться японский тяжеловес, предоставляет все необходимые условия для победы: благодаря отличному обзору и знаменитому «ахт-ахт» новый японец будет грозным соперником даже для техники на уровень выше. Практически все машины VII уровня уязвимы для его огня в лобовой проекции.

Для победы понадобится чуть больше осторожности и контроля за мини-картой: лобовые атаки придётся исключить из набора тактических решений, так как 100 миллиметров брони в передней проекции и отсутствие угла наклона делает танк, пусть и тяжёлый, уязвимым для вражеского огня.

Бои с участием танков VIII уровня. Практически вся техника VIII уровня крайне опасна для новичка японской ветки. Поэтому стоит вспомнить первую заповедь кодекса бусидо: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть».

Не стоит рваться на врага в первых рядах совместно с другими тяжёлыми танками. Наилучшим применением Heavy Tank No. VI. будет поддержка групп союзных средних танков и использование позиций, пригодных для ведения огня по уязвимым местам вражеской техники. Держитесь позади союзников, внимательно следите за развитием боя на мини-карте, и победа будет за вами.

tankistador.ru

VI: противоречивый японец

image

В обновлении 9.9 в Премиум-магазин был добавлен новый танк, который при привычном виде имеет непривычное название – Heavy Tank No. VI. Это первый в игре японский тяжелый танк, предваряющий собой скорый выход полноценной ветки ТТ Страны Восходящего солнца. Об этом танке мы слышали давно, но он, откровенно говоря, еще со стадии Супертеста не вызывал восторга. И после выхода машины скептическое отношение к нему не изменилось, а почему – вы сейчас увидите сами.

Перипетии истории в реальности и в игре

История этого танка окружена ореолом легенд и эксперты до сих пор спорят, что здесь правда, а что вымысел. Официальная версия событий гласит, что Япония, являвшаяся союзником Германии во Второй мировой, еще в 1943 году получила комплект документации на немецкий танк «Tiger» фирмы Henschel, и даже была организована доставка одного танка в разобранном виде на подводной лодке. Но то ли подлодка не доплыла до места назначения, то ли все это было просто выдумкой, а ни одного «Тигра» у Японии так и не появилось.

Однако Wargaming славится тем, что умеет реализовывать самые фантастические замыслы и сценарии альтернативной истории, так что этот неудавшийся в реальности танк из подводной лодки был замоделен и введен в игру. Причем для соблюдения историчности танк получил непривычное для нас, но привычное для японской техники название Heavy Tank No. VI, и из-за особенностей ТТХ был переведен на VI уровень.

Общий взгляд на танк

С первого взгляда нетрудно увидеть, что HT No. VI – это обычный Tiger I, укомплектованный предтоповым орудием, и имеющий некоторые отличия во внешности (особенно заметные на корме). Однако японский «Тигр» расположен на VI уровне, и этот факт сразу же порадовал игроков – «Тигр» на шестом уровне при его возможностях должен нещадно карать даже высокоуровневых противников!

Но радоваться рано, потому что все танки в нашей игре балансятся по тому уровню, на котором они находятся (при желании и МС-1 можно поставить на десятый уровень!). А это значит, что раз обычный «Тигр» и перенесен на уровень ниже, то его характеристики подправлены для соответствия новому положению. При тщательном разборе ТТХ и особенностей Heavy Tank No. VI мы видим, что все так и есть.

В целом, из-за балансировки на VI уровень танк получился весьма посредственным, он имеет недостатки и перекосы, которые вряд ли понравятся игрокам.


image

Сильные стороны танка

Прежде, чем обсудить главные особенности HT No. VI, посмотрим на его сильные стороны, которые явно бросаются в глаза. А точнее – только на одну сильную сторону – о его большую для шестого уровня прочность. При имеющихся 950 HP данная машина входит в тройку лидеров по прочности на VI уровне. Такой же прочностью обладает легендарный немец VK 36.01 (H), целых 960 HP у британца Churchill VII, а с 1400 очками TOG II* не могут соперничать даже многие семерки! Так что Heavy Tank No. VI в теории может размениваться своими очками прочности, однако, как обстоят дела на практике, мы посмотрим позже.

О каких-то других сильных сторонах танка говорить не приходится, дальше идут только боль и страдания.

Огневая мощь

Пожалуй, именно орудие является главным разочарованием и бедой первого японского тяжа. На танке устанавливается пушка 8,8 cm Kw.K. 36 L/56 – это орудие хорошо знакомо игрокам, качающим средние и тяжелые танки немецкой ветки развития. Правда, если у VK 36.01 (H) или у VK 30.01 (P) есть альтернативные пушки, а у Tiger I это только предтоповое орудие, то у Heavy Tank No. VI это одна-единственная и безальтернативная пушка.

Чем же это орудие плохо? Двумя характеристиками – пробитием и временем сведения. Базовый бронебойный снаряд имеет пробитие всего 132 мм (при среднем уроне 220 очков), а подкалиберный пробивает 171 мм. Для сравнения: топовые пушки Churchill VII имеют пробитие 148 мм, у КВ-85 – 170 и 175 мм, а у ARL 44 и того больше – 212 мм! Как говорится, ощутите разницу. И постарайтесь сдержать слезы.

Так что HT No. VI на ББ более или менее играбелен только в топе списка, да и то не всегда – советские тяжи V и VI уровней очень часто доставляют проблемы, и даже Т-34 способна коварно рикошетировать японские снаряды. А внизу списка даже подкалиберные снаряды выручают не всегда.

Вторая проблема орудия – невысокая точность в 0,38 м/100 м и время сведения в 2,3 секунды. Для успешного поражения противника приходится останавливаться (потому что разброс при движении становится просто космическим) и стоять целых две секунды. И не факт, что даже в этом случае снаряд полетит в цель. Особенно это доставляет неприятности при игре в топе списка – большинство низкоуровневых соперников обладают высокой мобильностью, они почти всегда находятся в движении, и поймать их на ходу очень и очень сложно.

Так что японец не может похвастаться хорошим орудием – оно у него откровенно плохое и часто вызывает боль пониже спины.

Броневая защита

Казалось бы, в этом отношении танку повезло, ведь он получил броню от Tiger I без изменений, а именно – 100 мм во лбу и 80 мм по бортам (причем все эти миллиметры одинаковы как в корпусе, так и в башне). Этого на VI уровне должно быть вполне достаточно. Но опытные танкисты скажут, что мы глубоко ошибаемся, ведь «Тигр» - это пушка, но не броня, и играть на нем нужно именно от орудия, полностью забыв о броневой защите. Как это ни удивительно, но с переводом на шестой уровень ситуация не особо изменилась. Да, низкоуровневые противники могут и не пробивать танк, но одноуровневые, а тем более высокоуровневые танки броню японца совершенно не замечают.

Так что слегка расслабиться можно только в топе списка, а в остальных случаях следует играть очень, очень осторожно, не подставляя броню под снаряды противников.

Кстати, при вводе танка в игру была допущена грубая ошибка в коллижн-модели – боковые поверхности маски орудия имеют нулевую толщину со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Разработчики о проблеме знают и пообещали ее исправить, однако вряд ли это изменит ситуацию с броней в целом.

Динамика и маневренность

Что интересно и удивительно, так это динамика танка – он оказывается гораздо лучше, чем может показаться на первый взгляд. Японец довольно неплохо разгоняется и держит свою максимальную скорость 40 км/ч, а с горки и вовсе кажется, что танк летит. Повороты на месте у танка тоже хорошо получаются, так что не составляет труда быстро подвернуть борт или просто объехать препятствие.

С другой стороны, у Heavy Tank No. VI очень медленно вращается башня, что доставляет определенный дискомфорт. Ну и это практически сводит на нет возможность отстреляться от закручивающего вас быстрого противника.

Пожалуй, именно динамика не вызывает никаких нареканий – это вполне себе типичный тяжелый танк и ожидать большего от него не стоит.

Несколько неприятных особенностей

Мы уже отметили слабое орудие и недостаточную броню танка, однако есть у него и еще пара неприятных особенностей.

Первая такая особенность – выбивание БК при попадании вражеского снаряда в переднюю часть правого борта. Это стоит учитывать при танковании ромбом – лучше подставлять противнику левый борт, так вероятность повреждения БК будет меньше. И при первом же попадании в БК его следует ремонтировать, в противном случае очень высока вероятность, что при следующем попадании у вашего танка просто сорвет башню.

Вторая особенность – пожары при попадании в корму. Особенно от попаданий ОФ-снарядов, в том числе и от артиллерии. Нельзя сказать, что танк горит часто и много, но огнетушитель ему очень даже не помешает.

И третья особенность – полная незащищенность от снарядов арт-САУ. Каждый осколочно-фугасный снаряд, особенно от САУ с мортирной траекторией снарядов (каковая характерна для британцев), проходит с полным уроном и с самыми печальными последствиями.

Экономика

Давно не секрет, что премиум-танки от WG подчиняются простому правилу: чем хуже машина, тем лучше она фармит (что подтверждают T-34-3, STA-2 и прочие машины). Если следовать этому правилу, то наш японец должен неплохо зарабатывать. Но не тут-то было! Как это ни печально, но танк вывозит за бой не слишком много серебра и опыта. Конечно, он лучший фармер, чем большинство линейных машин VI уровня, но такой же заработок могут приносить более комфортные в игре машины.

Поэтому нельзя смотреть на Heavy Tank No. VI, как на средство пополнения своего кошелька – при 15 – 20 тысячах чистого дохода за бой заработать на новый танк получится нескоро.

Снаряжение и оборудование

Из оборудования на танк обязательны к установке приводы наводки, очень помогает орудийный досылатель и вентилятор. Можно, конечно, потратить слот на просветленную оптику, но его 370 метров обзора на VI уровне в большинстве случаев вполне достаточно. Лучше стрелять точнее, чем видеть дальше. И очень жаль, что на машину нельзя поставить стабилизатор вертикальной наводки, это оборудование было бы очень полезным.

Рекомендации по снаряжению тоже вполне стандартны – аптечка, ремкомплект и огнетушитель. Паек может повлиять на скорость сведения орудия, но это вопрос спорный. Тем более, что при текущей экономике танка он далеко не в каждом бою будет отбивать стоимость пайка.

Зачем нужен этот танк?

Итак, вот мы и подошли к главному вопросу – зачем покупать Heavy Tank No. VI, и стоит ли вообще тратить на него свои кровные? Давайте посмотрим: этот танк некомфортен в игре, он не фармит и не доставляет удовольствия, заставляет часто прибегать к подкалиберам, а потому уходит в минус. Но если все плохо, то зачем вообще нужен этот танк?

Ответ прост – японский «Тигр» нужен исключительно для прокачки экипажа, который можно будет посадить на будущие японские ТТ. Собственно, разработчики изначально и позиционировали Heavy Tank No. VI, именно как машину для подготовки экипажа, а не как технику для фарма или фана. Ведь даже в премиум-магазине четко указано – «Начните подготовку экипажа для японских тяжёлых танков с покупкой танка Heavy Tank No. VI».

Так что не нужно ругать WG – компания оказалась предельно честной перед игроками. Разработчики сказали, что с помощью этого танка можно прокачать экипаж, и они сдержали свое слово. А то, что танк некомфортный и требующий затрат – так это дело десятое. Хотите подготовить экипаж – покупайте японского «Тигра», хотите начать прокачивать танк с безперквым экипажем – не покупайте. Все очень просто.

И здесь же возникает вопрос: неужели все новые японские тяжи будут такими же некомфортными «кактусами»? Остается надеяться, что нет, и что HT No. VI – это лишь досадное недоразумение и исключение из правил.

Автор статьи Антон Малютин

wot-news.com

Японский «Тигр» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2019; проверки требует 1 правка.

В 1943 году[1]Япония приобрела у Третьего Рейха для изучения четыре танка, среди которых был и тяжёлый танк PzKpfw VI Ausf. E «Tiger I». Машины должны были послужить образцами для проектирования перспективных японских танков.[2]

Несмотря на проявлявшийся у руководства японской армии интерес к бронетехнике, выражавшийся в закупке и изучении иностранных образцов и формирование собственной танкостроительной школы[3], наблюдалось заметное отставание Японии от ведущих танкостроительных держав. Виной тому был ряд обстоятельств:

  • Основным противником Японии на протяжении 1930-х годов был Китай и его Национально-Революционная Армия. Несмотря на помощь со стороны СССР, а затем стран Запада, Китай ощущал острую нехватку современных танков и опытных экипажей, поэтому боевой мощи японских танков, наподобие «Чи-Ха» и «Ха-Го», было вполне достаточно.
  • Развитие японского танкостроения тормозилось нехваткой финансирования, вызванной пренебрежением к танковым силам, которые так и остались до конца войны средствами поддержки пехоты и не были выделены в отдельный род войск. Кроме того, сказывалась постоянная нехватка ресурсов — приоритет отдавался флоту и авиации, которые должны были обеспечить господство Японии на Тихом океане.[4]
  • После начала войны со странами Запада, основные боевые действия развернулись на островах. Из-за этого, перевозка тяжёлых по массе машин и соответствующей обслуживающей инфраструктуры была затруднительна, что накладывало свой отпечаток на массу и иные характеристики японских танков. Кроме того, применение танков в условиях джунглей, как на Новой Гвинее и в Бирме, было затруднительно.[5] Одновременно с этим, наиболее серьёзным противником японских танков на начальном этапе Тихоокеанской кампании были американские лёгкие танки М2 «Стюарт», с которыми японские машины сражались на равных.

В декабре 1941 года Япония развернула боевые действия против США и Великобритании. На начальном этапе войны, японцы захватили Филиппины, Голландскую Ост-Индию, частично завоевали Новую Гвинею, вторглись в Бирму. На захваченных островах японцы обустраивали настоящие крепости.

После поражений в битвах за Гуадалканал, Мидуэй и не сумев захватить Новую Гвинею, Япония лишилась стратегической инициативы в войне. Действуя в рамках стратегии «прыжков с острова на остров» (англ.)русск., англо-американские войска обходили хорошо укреплённые опорные пункты японцев и концентрировали силы на захвате стратегически важных островов, которые не были хорошо защищены, но открывали путь к основным островам Японии.[6]

Военное руководство Японии осознавало, что для противостояния возможному вторжению на их острова имевшихся танков, в большинстве своём уже устаревших, было недостаточно. В то же время, Япония уже не имела сил и ресурсов для производства новых машин, способных бороться с современными американскими и британскими боевыми машинами. В этой ситуации, было принято решение обратиться за помощью к Германии с целью получить документацию и образцы современных немецких танков.

Генерал-лейтенант, барон Хироши Осида

7 июня 1943 года японский посол в Германии генерал Ошима наблюдал под Ленинградом боевые действия 502-го тяжёлого танкового батальона, затем посетил фирму Henschel и танковый полигон, где «Тигры» проходили заводские испытания. Вскоре фирма получила указание передать японцам два комплекта документации, переснятой на микроплёнку.

Кроме документации, японцы собирались приобрести и танки: один «Тигр», одну «Пантеру» и два PzKpfw III моделей N и J.[2] Себестоимость полностью комплектного «Тигра» (а именно в таком виде его хотели получить японцы) с 92 артвыстрелами, 4500 патронами к пулемётам, 192 — к пистолету-пулемёту, радиостанцией и оптикой, обходился вермахту в 300 тыс. рейхсмарок.[7] Министерство вооружений и компания «Хеншель» запросили за танк в два раза больше стандартной цены — 645 тысяч (правда, в эту сумму входила и стоимость разборки и упаковки).[7]

Главной сложностью была доставка. Вариант с перевозкой на надводном судне был отвергнут сразу: союзники господствовали на Средиземном море и в Атлантике, кроме того, в Тихом океане активно действовали американские подводные лодки. Решение было найдено в перевозке боевой машины на субмарине, однако ни одна германская подлодка не могла выдержать 30-тонный корпус «Тигра».[5]

Тем не менее, 14 октября 1943 года танк отправили в Бордо. В феврале 1944 года японцы осуществили платёж, и танк официально стал принадлежать Японии, но вопрос о доставке так и не был решён. После высадки союзников в Нормандии, Германия оказалась в тяжёлом положении и 21 сентября 1944 года, решением Главного командования сухопутных войск немцы взяли японский «Тигр» в аренду[8] (по другим источникам — реквизировали[7]) и передали в действующую армию.

  • Барятинский М. Тяжёлый танк «Тигр». Смертельное оружие Рейха.
  • Germany’s Tiger Tanks. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle.

Жертва обстоятельств. Как Япония покупала «Тигр»

ru.wikipedia.org

80. «Тигр» для императора | World of Tanks

— Основная проблема островных держав, — тоном непререкаемого авторитета заявил лейтенант Фюрст, — состоит в том, что при наличии великолепной авиации и блестящего военно-морского флота, обстановка с танкостроением у них была далека от идеала! Что и доказывает картина, которую мы наблюдаем!

Ганс Шмульке послушно уставился на британский экипаж, возившийся на плацу с ПТ-САУ Tortoise А39. У огромной восьмидесятитонной черепахи в очередной раз слетела гусеница, а при наличии по бортам противокумулятивных экранов, поставить машину на ход было делом тягостным и нудным.

— Вполне логично, — согласился с командиром Шмульке. — Возьмем Британию, или, к примеру, Японию. Не смотря на «заморские» территории, входившие в состав обеих Империй, промышленность была сосредоточена в основном в метрополиях, это первое. Второе: таковую метрополию необходимо защищать и здесь требуются флот и авиация.

— Которые развивались в первую очередь, — подхватил Фюрст. — Поэтому-то англичане и японцы основное внимание уделяли ВМФ и ВВС, а танчики... Танчики это нечто второстепенное. Вовсе не обязательно проектировать «идеальный танк». Чтобы гонять папуасов в колониях вполне достаточно уродцев на клёпках. Да и они, в общем-то не особенно нужны, если есть пулемет. Как там у классика британской поэзии Хилэра Белока?

«Whatever happens, we have got

The Maxim gun, and they have not.»

На каждый вопрос есть четкий ответ:

У нас есть «максим», у них его нет.

— А разве это не Киплинг написал? — усомнился Ганс Шмульке.

— Нет. Именно Белок, Киплингу стихотворение «The Modern Traveller» приписывается ошибочно. Но вернемся к танкам. Столь полезный инструмент ведения войны стремительно развивался именно в континентальных державах, то есть в Германии и СССР, Соединенные Штаты подключились значительно позже, а Китай так и вовсе по окончанию Второй мировой, поскольку у китайцев отсутствовала своя промышленность. Островитяне же, — то есть упомянутые Британия и, в значительно большей степени, Япония, — сообразили, что хорошие танки жизненно необходимы, слишком поздно.

— Но сообразили же, — Шмульке указал на строящуюся японскую казарму. — Скоро подданные микадо появятся и на нашей базе. Хотя, конечно, очень хотелось бы взглянуть на их танки девятого-десятого уровней, поскольку я никогда и ничего не слышал о производившихся в Японии тяжелых танках. Вспоминается разве что проект «Чи-Ри» Type-5 с 88-миллиметровой пушкой и массой 37 тонн, но этот аппарат больше напоминает Pz-IV поздних версий. К тому же, был построен всего один экземпляр.

— Вопрос тактики, — сказал герр лейтенант. — Тактики и особенностей применения бронетехники на Тихоокеанском театре военных действий. Если ты не забыл, Японская империя воевала не только в континентальном Китае, чьи немногочисленные танки были строго импортными и, в большинстве, невероятно устаревшими. Были еще Индонезия, Малайя, Филиппины, Гвинея, острова Океании и так далее.

— Представляю, — покивал Шмульке. — Отправить туда танки морем, а с ними ремонтную базу, горючее, экипажи, обслуживание? Очень сложно! Тут тебе не Восточный фронт: погрузил бронетехнику на железнодорожные платформы, доставил как можно ближе к району боевых действий, сгрузил и поехал в бой. Расстояния-то какие!

— Вот! — поднял к небу указательный палец Отто Фюрст. — Отсюда и отсутствие у японцев тяжелых танков в европейском понимании данного термина. Как доставлять? Кроме того, для боевых действий против британских или голландских колониальных гарнизонов, вооруженных в лучшем случае древними «Виккерсами», а то и вовсе Renault FT-17, подобия «Тигров» не нужны. Вполне достаточно легких и средних танков, сражающихся, в соответствии с уставом 1935 года, в тесном взаимодействии с пехотой. Коренное отличие от Европы, где танковые войска были самостоятельной силой и инструментом блицкрига — прорыв, глубокий охват, а остальные подтягиваются вслед за бронетехникой и довершают разгром!

— Хорошо, допустим, — согласился унтер-офицер. — Однако, в войну вступает новый игрок: Соединенные Штаты. Человеческие и материальные ресурсы Америки невообразимо превосходят японские. Появляются и американские танки. Разумеется, в Европе или Северной Африки страшилища наподобие М3 «Ли» или «Грант» вызывали добродушные усмешки, но противостоять японским малюткам они могли в полную силу. А уж когда старые модели начали заменять на «Шерманы», японское командование призадумалось — а что произойдет, если американцы осуществят массовый десант в метрополию? При поддержке бронетехники? Срочно, срочно нужен тяжелый танк! В конце концов, можно использовать наработки союзников, а именно Германии, у которой танки были, чего скрывать, отличные!

— Вот интересно, — задумчиво сказал Ганс Шмульке, — появится ли в японском ангаре всем нам отлично знакомый Pz.VI «Тигр»? У японцев был один собственный «Тигр», это я точно помню.

Лейтенант Фюрст расхохотался в голос:

— Да неужели? Ты хоть помнишь историю этого танка в подробностях?

— Знаю только, что правительство Японии в 1943 году закупило проектную документацию и один готовый танк, а что случилось дальше — не в курсе.

— Ха! — усмехнулся герр лейтенант. — Это одна из самых известных «разводок» в истории Второй мировой! Думаю, японцы в итоге невероятно обиделись на рейхсминистерство вооружений и боеприпасов во главе с Альбертом Шпеером, которое устроило эдакую авантюру! Да, действительно, «Тигр» был куплен, полная комплектация, боезапас. Японский посол в Германии генерал Хироси Осима, понаблюдав за «Тигром» на полигоне в Куммерсдорфе остался от машины в восторге и выложил за нее в два с лишним раза больше себестоимости танка!

— То есть?

— То и есть. По ценам на осень 1943 года «Тигр» стоил 295 тысяч рейхсмарок. Ушлые сотрудники министерства вооружений и фирмы «Хеншель» заломили за него 645 тысяч и японцы, как люди воспитанные, не стали торговаться. Полагаю, в сумму контракта входил еще и микрофильм с чертежами, но история об этом умалчивает. А сразу после сделки встал вопрос чрезвычайной важности.

— Догадываюсь, — вздохнул Ганс Шмульке. — Дорогая покупка, хорошая вещь. Но как доставить приобретеньице в родную Японию?

— Морем, — ответил лейтенант. — Единственный выход. Было решено погрузить «Тигр» на корабль на юге Франции, — танк как раз отправили в город Бордо, — и потом молиться, чтобы судно во время путешествия через океан не перехватили англичане или американцы. Идею с надводным кораблем очень быстро отвергли — союзники к началу 1944 года полностью господствовали в Бискайском заливе, Средиземноморье и Атлантике, а контрабандой через Суэц такой объемный груз не перевезешь. Что остается?

— На подводной лодке, по частям. Хоть какой-то шанс на успех.

— Правильный ответ, — согласился Фюрст. — Однако заметим, что полностью укомплектованный «Тигр» весит 57 тонн и ни в одну существующую подводную лодку он не влезет. Можно снять башню и катки, демонтировать орудие, но остается огромный и тяжеленный корпус!

— Минуточку, — прервал лейтенанта Шмульке. — Такая подводная лодка у Японии была! Проект I-400, подводный авианосец! Построили целых три штуки!

— Да, но первые два корабля I-400 спустили на воду только в январе 1944 года, третий и последний — в апреле. Разобранный «Тигр»
в лодке с трудом, но поместился бы. Одна загвоздочка: суда новые, страдающие всеми «детскими болезнями» новой техники. А плавание предстоит через весь Индийский океан и всю Атлантику вокруг Африки. Потом обратно, с ценным грузом. Таким образом «Тигр» прибыл бы в Японию самое ранее к осени 1944 года. При сопутствующей удаче, конечно — а ведь можно нарваться на англо-американские эсминцы. Короче говоря, до самого сентября 1944 года субмарина так и не объявилась, «Тигр» ржавел в ангаре, а американцы тем временем развивали наступление в Италии и Нормандии. Каждый танк был на счету.

— Неужели забрали обратно? Выкупили?

— Выкупить не выкупили, а подписали «договор аренды». То есть, правительство Японии передает свою собственность в аренду Германии, а та использует машину по прямому назначению. Страховка, конечно — «Тигр» это вам не банальная газонокосилка, с ним может случиться что-нибудь нехорошее. Его могут сломать. Например подкалиберный снаряд или авиабомба, уложенная со штурмовика прямо на башню.

— И что потом?

— Потом следы танка теряются. По одним данным его передали 101 тяжелому танковому батальону СС, по другим — японский «Тигр» был уничтожен в Италии. А поскольку к концу войны с финансами в Третьем Рейхе дела обстояли совсем плохо, Япония не получила ни арендную плату, ни страховые выплаты.

— Чистый убыток, — присвистнул Ганс Шмульке. — уплачена сумма в два раза превосходящая цену «Тигра», сам танк отобрали и не заплатили ни пфеннига! Я бы точно обиделся!

— Другой вопрос, что сталось с микрофильмами и технической документацией, — сказал лейтенант. — Вероятно, до Страны Восходящего Солнца они так же не добрались, поскольку все известные проекты японских тяжелых и сверхтяжелых танков, включая разработки «О-И», «японских Маусов», даже отдаленно не похожи на германскую школу танкостроения. Попыток строительства копий «Тигров» не было, значит чертежи остались в Берлине. В итоге, «”Тигр” для императора» так и остался самой неудачной сделкой японцев с германскими союзниками...

— Стоп-стоп. Ты хочешь сказать, что у японцев вообще не было никаких толковых бронетехнических проектов? — расстроился Шмульке. — Не верю. Хорошо, пускай, имелась специфика применения танков — острова, крайне отдаленные территории, приоритет легких и средних версий. Но, простите, на тех же островах воюют американцы со своими СТ, а значит...

— Правильно не веришь, — многозначительно ответил Отто Фюрст. — Японскими сухопутными войсками командовали вовсе не дураки, аналитика была поставлена на очень высокий уровень. Довольно быстро японцы уяснили, что европейские танковые баталии в стиле Прохоровки им не грозят. Как ты представляешь себе грандиозное танковое сражение в джунглях Индонезии или на крошечном острове, размерами пять на десять километров? Как уже сказано, по уставу танк — средство поддержки и усиления пехоты, которая и несла на себе основную тяжесть сражений на Тихом океане. У американцев, кстати, была совершенно аналогичная тактика, отсюда и множество исторических фотографий со «Стюартами», «Чаффи» и прочей легкотой на островах.

— И как, получалось?

— Иногда очень даже неплохо! 22 декабря 1941 года, при вторжении японцев на Филиппины, произошло неожиданное — настоящая танковая битва между «Ха-Го» 4-го танкового полка и «Стюартами» 192-го отдельного танкового батальона армии США. По сравнению с Европой масштабы совсем иные, но японцы одержали решительную победу. Пускай танки «Ха-Го» и считались устаревшими.

— И это всё? — пожал плечами Ганс Шмульке. — Негусто.

— Я забыл упомянуть о проекте 1943 года «Чи-Ну», или «средний десятый» с 75-ммиллиметровым орудием. Этот танк уже был способен на равных противостоять «Шерману» или советскому Т-34. Причем имел лучшую маневренность и проходимость, чем «Шерман», что было очень важно в условиях войны в джунглях. Или вот допустим «Ка-Ми», он же Type-2 — чисто японское изобретение, «океанский танк», способный вести бой на море при волнении в два балла! Такого точно ни у кого и никогда не было! Исключительно полезная вещь для десантирования на острова!

— «Океанский танк»? — вздохнул Шмульке. — Это, скорее, в World of Warships, а не к нам.

— К нам, к нам. Повторяю, в своем «национальном» сегменте — то есть легкие и средние танки, — японцы добились неплохих
успехов, но только не следует сравнивать несравнимое, а именно Европейский и Тихоокеанский ТВД! Особенно когда в ход пошли «Тигры» или «ИС-2», любой из которых моментально застрял бы в малайском или бирманском болоте, тогда как шустрые и проходимые японцы обошли бы неповоротливых тяжей и отправились дальше... Теперь понял, в чем отличия и преимущества японской ветки? И мы пока не обсуждали послевоенные модели начала 60-х годов, наподобие Type 61!

— Значит, будет на что посмотреть, — заключил Ганс Шмульке. — Что ж, оценим, по каким извилистым дорожкам шла конструкторская мысль японских инженеров. Но увидеть «Тигра» в японском исполнении было бы как минимум забавно. Хотя бы в виде премиума! Иначе за что посол уплатил 645 тысяч марок?...

© А. Мартьянов, 2013

Обсудить на форуме.

worldoftanks.ru


Смотрите также