Как играть на вистле


Tin whistle FAQ - Woodwind Instruments

Я хочу купить вистл. Какой мне брать для начала?
Бери одну из недорогих моделей (каких именно читай ниже) в тональности сопрано ре (D).
Тональность ре означает что при всех закрытых дырках вистл дает в качестве своей самой нижней ноты ноту ре, а первые семь нот ре-шного вистла образуют ре-мажорную гамму. Это одна из самых распространенных тональностей в ирландской музыке, и если ты не планируешь в ближайшее время играть в коллективе, этой одной тональности тебе хватит очень надолго. Записи самоучителей и видео-уроков также практически всегда записываются на ре-шных вистлах.
Диапазон сопрано - это небольшие дудочки около 30см в длину, ищи именно такие. Бывают также здоровые дудки в тональности тенор ре, это лоувистл, и если у тебя нет опыта игры на духовых инструментах, покупать его в качестве первого инструмента я не советую, хотя в принципе начинать играть можно и на них, просто это сложнее.
Что касается производителей и моделей - тебе определенно понравятся Tony Dixon Traditional, Carey Parks (модели Ghost и Every) или Susato (Susato серии Kildare V я особенно рекомендую). Если совсем нет денег, можно взять Clarke Sweetone (не перепутай с Clare), это самый хороший вистл из тех, что можно достать за такие малые деньги. Из дешевых есть еще вистлы марок Generation, Feadog, Walton, Clare, Oak, но они тебе скорее всего не понравятся (ты конечно можешь нарваться на хороший вистл этих марок, но есть мнение, что проще выиграть в спортлото). Если ты не знаком с методами изготовления духовых инструментов и держишь флейту в руках в первый раз, исправить характеристики некачественного вистла в лучшую сторону ("твикнуть") ты скорее всего не сможешь.

Я хочу купить вистл / лоувистл. Где можно купить?
Если есть возможность, бери в оффлайне, так можно оценить качество инструмента перед покупкой. Если ты живешь в Москве или Питере - есть небольшой шанс найти высокие вистлы в обычных музыкальных магазинах. В Москве располагается основной офис интернет магазина ta-musica.ru которые торгуют различными этническими инструментами, в том числе вистлами и лоувистлами, в Новосибирске есть похожий интернет магазин dpshop.ru Данилы Панфилова. Если в данных двух магазинах того что тебе нужно нет, советую приобретать вистлы напрямую с официальных сайтов или напрямую у мастеров, избегай различных посредников типа алиэкспрессов и амазонов. Здесь ты найдешь множество ссылок на сайты зарубежных производителей: http://whistle.jeffleff.com/makers.html . В России тоже есть свои мастера. Александр Караваев изготавливает хорошие металлические настраиваемые вистлы и лоувистлы https://vk.com/whistles_workshop , Антон Платонов, помимо прочего, изготавливает хорошие пластиковые, пластико-металлические лоу-вистлы, деревянные высокие вистлы https://vk.com/antplatru .

Как выбрать вистл? На что обратить внимание при выборе?
Читай раздел Выбор вистла

Я хочу купить вистл, но не уверен в своих силах. Сложно ли научиться? Нужно ли иметь музыкальное образование? Где учат играть на вистле?
Сам по себе, вистл - очень простой инструмент, и овладеть им на базовом уровне может любой, даже ребенок. Поэтому играть на вистле легкие, известные мелодии может каждый. Однако не стоит забывать, что чаще всего вистл используют для игры ирландской народной музыки, а это очень глубокий и сложный жанр со множеством своих уникальных особенностей, в котором возможности и потенциал вистла раскрываются наиболее полно. Отсюда вытекает ответ на следующий ваш вопрос - в обычных российских музыкальных школах вы вряд ли сможете встретить преподавателя хорошо разбирающегося в нюансах ирландской народной музыки, не стоит думать, что традиционная игра на вистле ничем не отличается от, например, классической игры на блокфлейте. Конкретно традиционной игре на вистле, на серьезном уровне, обучают очень немногие музыканты-энтузиасты, проводя занятия индивидуально, часто по скайпу. Однако не стоит унывать - ирландскую музыку веками сочиняли и играли люди не имеющие никакого музыкального образования, а традиция её изучения практически целиком основана на восприятии музыки на слух и попытках повторить услышанное. Все что вам нужно - хороший инструмент, доступ к традиционной музыке (в наш цифровой век с этим проблем у вас не возникнет), базовые знания которые можно получить из книг-самоучителей и желание. Вистл - один из тех инструментов, которыми успешно можно овладеть самостоятельно. Подавляющий процент вистлеров научились играть своими силами, и вы тоже научитесь.

Насколько вистл громок?
Разные модели вистлов могут сильно различаться по громкости. Однако в целом, вистл это не столь громкий инструмент, так что проблем с соседями у вас скорее всего не будет, особенно если вы воздержитесь от игры ночью. Волынщикам и саксофонистам в этом плане заметно труднее. Если вы все же опасаетесь за спокойствие окружающих вас людей, присмотритесь к таким моделям как Clarke Sweetone или Tony Dixon Trad, это довольно тихие инструменты. Вистлы Susato напротив имеют репутацию громких (хотя тут есть нюансы, к примеру вистлы серии V звучат тише серии S). Если вы намерены выступать на сцене с коллективом, вам скорее всего придется использовать микрофон, иначе за некоторыми инструментами вас могут не услышать.

Можно ли начинать сразу с лоувистла?
Можно, но осторожно. Не бери сразу огромный лоу D, начни с лоу G. Будь аккуратен, прежде чем заказывать лоувистлы по интернету - узнай сперва расстояние между дырками и прикинь, подойдет ли он тебе. Сразу готовься к тому, что появятся проблемы с записями аудио-приложений к учебникам - они все записываются на ре-шных инструментах, так что если захочешь поиграть вместе с ними, придется менять их тональность в аудио-редакторах.

Я купил вистл, с чего мне начать?
Читай раздел Обучение игре на вистле

Какой рукой закрывать нижние три отверстия а какой верхние три?
На вистлах не имеет значения какой рукой ты будешь закрывать нижние три отверстия - левой или правой, однако если ты планируешь переходить на другие духовые, (ирландскую флейту, поперечную флейту, блокфлейту, волынку …), имей в виду - обычно эти инструменты делают для правшей, для левшей - только по отдельным заказам, поэтому лучше закрывай нижние отверстия правой рукой, а верхние - левой.

Требует ли вистл какого-то особого ухода?
Если ты вдруг откуда-то достал деревянный вистл, то да, нужно вытирать влагу после игры и время от времени пропитывать инструмент маслом, все как и в случае других деревянных духовых - погугли например как ухаживать за деревянной блокфлейтой, все то же самое справедливо и для деревянного вистла. Некоторые вистлы (например Clarke Original) имеют деревянный блок (fipple, фиппл), за состоянием которого лучше бы тоже следить. С другими материалами (металл, пластик) никакого особого, регулярного ухода не требуется, особенно если ты бережно относишься к инструменту - не оставляешь его где попало, моешь руки перед игрой, не играешь после еды / выкуренной сигареты. Вистлы из металла и пластика обычно просто промывают время от времени прохладной водой. Старайся не испытывать судьбу подвергая инструмент резким перепадам температур. Интересный факт - если обильно намочить изнутри свисток и тело вистла, то звучание инструмента улучшится на некоторое время. Не переусердствуй с этим, помни, что вода может размягчить клей удерживающий фиппл / свисток вистла на месте. Не опускай пластиковые вистлы в горячую воду, дешевый пластик может изменить свою форму. Деревянный инструмент вообще держи подальше от воды и насухо протирай скопившуюся влагу после игры.

Я купил вистл нестандартной тональности и не могу найти аппликатур под него.
Все вистлы имеют одинаковую аппликатуру, не важно что у тебя в руках - C-вистл, D-вистл, или E-лоувистл, играй так, будто у тебя в руках сопрано-ре-вистл. Единственная сложность может возникнуть при взятии ноты "натуральное До" для сопрано-ре-вистла и аналогичных в других тональностях. Данные ноты славятся тем, что аппликатуры для них могут сильно меняться от одной модели вистла к другой.

Чем различаются высокие вистлы и лоувистлы?
Размерами и как следствие диапазонами - высокие вистлы это сопрано и меццо-сопрано, они меньше, имеют более высокий, громкий звук, все диапазоны ниже - это лоувистлы, они больше, имеют более низкий, утробный звук. Лоувистлы любят использовать для игры более медленных мелодий, например эйров. Из-за больших расстояний между игровыми отверстиями, лоувистлы держат по-другому, так называемым волыночным хватом (“piper grip”) - при котором большинство дырок закрывают средними фалангами а не подушечками пальцев. Как правило, лоувистл имеет больший расход воздуха и в целом играть на них сложнее.

В каких случаях нужно играть C (натуральное До), а в каких - С# (До-диез)?
Если кратко - натуральное до обычно играют в мелодиях, написанных в тональности соль-мажор (один диез при скрипичном ключе на нотном стане). Более строго: натуральное до играют в мелодиях в ля-дорийском, соль-ионийском, ми-эолийском или ре-миксолидийском натуральных ладах. Мелодии в других натуральных ладах с большой долей вероятности окажутся в си-эолийском, ля-миксолидийском, ми-дорийском или ре-ионийском ладах и будут исполняться через до-диез. Если хочешь подробностей, читай раздел "Базовые сведения" в основной статье о вистле или любую книгу по теории музыки. О натуральных ладах в ирландской традиционной музыке хорошо расписано в книге Грея Ларсена "Основной курс по ирландской флейте и тинвистлу".

Как проверить по тюнеру что вистл настроен правильно?
Если твой тюнер (устройство или специальная программка) не показывает ноты в явном виде, а лишь выдает частоты, то ты можешь воспользоваться таблицами частот, например из статьи википедии "Октавная система"
Нижняя октава вистла сопрано ре соответствует второй октаве, верхняя - третьей октаве. У лоувистлов диапазон смещен в первую-вторую октаву. Не беспокойся о небольших отклонениях (15-20 центов), это допустимо.
Кстати, зная частоты нот одной октавы, можно легко рассчитать частоты этих же нот в других октавах - для этого достаточно знать то, что значения частот удваиваются при переходе на октаву выше.

Я проверил по тюнеру и заметил, что мой вистл не строит, что можно сделать?
Если у тебя цельный вистл, может помочь только твик. Если у вистла подвижный снимаемый свисток, попробуй подвигать его вверх-вниз. Если у тебя вистл с пластиковым свистком, который закреплен и не снимается, но явно является отдельным от тела, можешь попробовать поместить вистл в теплую воду, размягчить клей и сдвинуть свисток. Используй этот способ на свой страх и риск. На строй вистла может оказывать влияние температура окружающей среды, что опять же можно компенсировать изменяя положение свистка.

Где я могу найти ноты для вистла?
Ноты для вистла принципиально ничем не отличаются от нот других духовых, той же блокфлейты, однако есть специальные сборники (вистлбуки, whistlebooks) мелодий (в основном ирландских народных) для вистла которые могут даже содержать аппликатурные схемы закрываемых дырок под каждой нотой для новичков. Советую не привыкать к этим схемам и осваивать чтение нот. Однако не переусердствуй и с этим - нотная запись народной музыки это не совсем тоже самое что нотная запись классических произведений, народные исполнители воспринимают нотную запись мелодии не как единственно верный вариант мелодии, а как некую основу, отправную точку, от которой можно отталкиваться и изменять произведение согласно своим предпочтениям (именно так возникают вариации народных мелодий). В нотной записи народной музыки редко записываются орнаменты, т.к. каждый музыкант играет их как сам захочет и где захочет (более того, нет даже устоявшихся нотных обозначений для катов, страйков, роллов и некоторых других орнаментов из-за их специфичности). Если есть возможность, научись читать abc-нотацию, народную музыку часто записывают и хранят в данном формате.

Вистлбуки:

  • Ireland's Best Tin Whistle Tunes
  • 110 Best Slow Airs
  • O'Neill's Dance Music Of Ireland
  • Slowplay Jig, Reels & Hornpipes

Достать все это можно тут: http://tinwhistle.breqwas.net/books.php (сохраненная копия).

Базы данных различных мелодий:

Мой вистл издает неприятные звуки при игре нот.
Причины может быть три: либо ты неплотно закрываешь дырки, либо ты дуешь слишком сильно / слабо, либо у тебя некачественный инструмент.

Мой вистл в Ре вываливается из рук при игре нот Си, До-диез.
Попробуй придерживать вистл мизинцем нижней руки под нижнем отверстием, либо зажимай пальцем нижнее отверстие.

Как играть на вистле ноты верхней (второй) октавы?
Используй передувание.

Что такое передувание?
Это усиление силы вдуваемой воздушной струи для игры нот верхней октавы.

При непрерывном наращивании силы вдуваемой струи, при переходе от ноты нижней октавы к ноте верхней, в середине перехода я слышу неприятный призвук.
Этим страдают многие бюджетные модели вистлов. Попробуй играть ноту верхней октавы с атакой, пропуская этот неприятный промежуток..

Что такое игра ноты с атакой?
Это артикуляционный прием, который позволяет более чисто играть начало ноты. Это легкое движение языком с которого начинается процесс вдувания воздушной струи в свисток, это движение получается например при произнесении шепотом слова “Ту”.
Аналогичный термин в английском языке - “Tonguing”

Как разучивать мелодии?
Также как и стихи - дели мелодию на небольшие фрагменты, заучивай каждый по отдельности а затем соединяй их в одну мелодию.
Читай также статью: Как разучивать новые мелодии

Можно ли играть хроматику?
Да можно, с помощью полу-прикрытий или вилочных аппликатур, см. также: https://www.youtube.com/watch?v=Ms8esenQXxk

Спустя некоторое время непрерывной игры я начинаю испытывать затруднения при извлечении нот - звук по непонятным причинам срывается, захлебывается, глушится.
Скорее всего это из-за скопившегося конденсата и слюней внутри свистка. Есть два способа (называемых продуванием) избавления от конденсата - либо резко сильно втянуть в себя воздух не вынимая свисток изо рта (более быстрый способ которым при умении можно пользоваться даже во время исполнения мелодии), либо закрыть окошко свистка пальцем и сильно вдуть воздух в свисток (более медленно, предполагает прекращение мелодии). Первый способ (втягивание воздуха) не слишком гигиеничен, так что лучше пользоваться вторым способом.

Почему моя игра на вистле звучит так скучно и бедно по сравнению с профессиональными исполнителями?
Скорее всего ты не используешь орнаментацию.

А что такое орнаментация и где можно ей научиться?
Читай нашу справку, смотри обучающие ролики на youtube, читай книгу Грея Ларсена "Основной курс по ирландской флейте и тинвистлу".

У меня не получается играть мелодии быстро.
Со временем скорость придет, больше тренируйся, играй сперва в медленном темпе, наращивай скорость постепенно. Есть железное правило, работающее с любыми музыкальными инструментами - чем больше времени ты потратил на игру мелодии в медленном темпе, тем чище и быстрее ты сможешь исполнить данную мелодию впоследствии.

У меня не получается играть каты / страйки / роллы / крэнны быстро.
Со временем скорость придет, больше тренируйся. При игре орнаментов держи пальцы расслабленными.

Я играю на вистле как бог. Что делать дальше?
Возьми и запиши хороший видео-гайд по орнаментации для вистла, с последовательным разбором мелодий, их днем с огнем не найти. Ходи на сейшены, играй в парках и пабах за деньги, клей эльфиек на сходочках роливиков. Как насчет попробовать ирландскую поперечную флейту или любой другой инструмент? А своими руками сделать вистл у тебя желания нет?

У меня остались вопросы, где их можно задать или найти дополнительную информацию?
В нашем треде, на форуме http://tinwhistle.breqwas.net/board/index.php . В vk есть несколько групп, посвященных вистлу. Вы так же можете оставлять ваши вопросы прямо тут (редактируя страницу), возможно кто-нибудь допишет ответ.

tinwhistle.ru - Пособие по твикингу вистлов

Оригинал статьи http://web.archive.org/web/20071018040447/http://tinwhistle.ru:80/art_2.php
Сохраненная копия статьи - http://tinwhistle.breqwas.net/art_2.php
Автор оригинальной статьи: Павел Сороколетов.
Другие сохраненные статьи tinwhistle.ru


Взяв в руки вистл впервые, человек всё внимание уделяет тому, как именно он взял этот вистл. То есть он следит за пальцами, руками в целом, дыханием и т.д. Со временем он привыкает, обживается, притирается к вистлу. Постепенно пальцы запоминают свои места на отверстиях, свисток уже не выпадает из рта и не тыкается в зубы, дыхание становиться ровным и сосредоточенным. И тогда человек начинает слушать себя и вистл, как своё дополение в целях создания Музыки. Звуки уже - не просто звуки, а ноты, составляющие мелодию. Мелодию же человек старается играть так, чтобы она ему нравилась, причём не только сама мелодия, но и процесс игры.

Случается так, что вистл подходит человеку, нравится, удобен, приятен. На нём хочется играть, и игра доставляет удовольствие. Это идиллический вариант, и встречается он относительно редко. Думаю, что вряд ли хоть один человек, увлёкшийся вистлом, не хочет попробовать другие вистлы, ещё и ещё. Это нормально, так положено и должно быть :) Но встречаются случаи и обстоятельства, когда попробовать другие нет возможности, или, попробовав, человек не остаётся удовлетворённым попытками, - ему всё равное что-то не так. Я пока не заостряю - что. Испытывая неудобство, раздражение, скорбь и отчаяние человек начинает думать "что же делать?". И постепенно он осознаёт, что нужно что-то менять в связке "я и вистл". Себя менять - уже всё перепробовал, и дул сильнее, и резче, и руки местами менял, и играл голодным - ничего не помогает. Значит - нужно менять вистл. Не менять, а изменять. А почему нет? Это - вовсе не Божьих рук творение, это материальная и понятная вещь, довольно простая на первый взгляд, неказистая дудочка. Ведь сделали же её - люди! :) И как только человек решиться изменить человеческими же руками сделанный вистл, он становится выше. Он из потребителя становится созидателем. Становится на скользкий, но интересный путь твикера :)

Tweak - английское слово, имеющее смысл "щипать". Применительно к вистлу этот глагол означает изменение, доработку, модернизацию, тюнинг и т.п. с целью получения более желаемого в идеале звучания, удобства и др. параметров вистла. Обращаю внимание - твик может и не дать желаемого результата, причём по различным причинам - неправильной технологии, неосторожности, неаккуратности, или вообще конструктивной невозможности достижения конкретной цели в ходе данного вида твика. Как оказалось, слово "tweak" в английском имеет ещё одно значение. В авиации этот глагол носит смысл достижени цели. Думаю, и для вистла, твик, по-возможности, должен давать изменение инструмента к лучшему. Поэтому в дальнейшем условимся не называть твиком надругательства над вистлом, типа "пустить под молоток", "сделать из проклятой дудки ложку", "положить гада на рельсы, как Анну" :)

После такого сумбурного вступления, думаю, смысл твика тебе понятен. Перейдём к делу.

Твик свистка

Свисток (whistlehead) вистла имеет своей целью формирование воздушного столба в теле вистла. Колебания этого столба, в основном, и издают звук вистла, который ми слышим. Роль свистка очень важна! Ну, впрочем, как и тела вистла :)

Посмотри на рисунок. Я показал схематичное изображение свистка и потока воздуха.

Трубка, канал, который ты держишь во рту, получил название "windway", то есть "путь ветра". Я буду звать его просто канал. Тонкий кусочек материала свистка, на который направляется струя воздуха из канала называется "soundblade", то есть "звуковое лезвие". У нас это просто лезвие :)

Избыточное давление, формируемое нашими лёгкими, вызывает одностороннее движение выдыхаемого воздуха по каналу. Обрати внимание - я показал воздух неплотными точками до входа в канал, и при выходе из него. В самом же канале поток воздуха довольно равномерный и плотный, потому и нарисован однородно. Чем дальше находиться рассматриваемая точка от выхода канала, тем более ослабленная и рассеянная струя воздуха в данной точке. Это понятно, ведь выходящий из канала поток встречает на своём пути неподвижный воздух, и, воздействуя на него, заставляет двигаться, теряя при этом свою энергию и направление.

Попадая на лезвие, поток воздуха рассекается им на две части - два потока. Верхний поток уходит из вистла наружу, и исчезает, поглощается внешним воздухом уже буквально через несколько сантиметров. Музыкального звука он не производит, поэтому нам неинтересен, и рассмотрен не будет.

Нижний поток уходит в тело вистла, и воздейтствует на воздух, заключённый там. Этот воздух находится в других условиях, чем воздух вне вистла. Он заключён в трубку, имеющую конечные и определённые размеры. Когда поток воздействует на воздух в трубке, он сжимает этот воздух, причём в направлении, не паралельном трубке. Возникают колебания столба воздуха в теле вистла, вызываемые энергией выходящего потока.

Любые колебания не могут продолжаться сами по себе, ибо всегда есть потеря энергии. В случает со струной гитары затухание медленное, потому струна звучит долго после щипка. Столб же воздуха в вистле полностью зависит от потока из свистка, потому что этот поток не только даёт энергию, но и создаёт саму колебательную систему. Без определённого направления потока воздух в трубке колебаться не начнёт, какую энергию ему не передавай.

Частота колебаний столба определяет высоту издаваемого звука, его уже можно назвать нотой. Сама же частота определяется практически только длиной столба, а значит, и трубки вистла.

Показанная на рисунке выше картина колебаний - условна, я нарисовал её для наглядности. На самом деле частота колебаний воздуха, если изобразить её кривой внутри тела вистла будет такова:

Этот рисунок соответствует первой гармонике вистла. Я не буду вдаваться в теорию и говорить о точках максимального и нулевого давления и прочих вещах. Есть формулы, которые позволяют рассчитать частоту колебания воздуха для данной его плотности и длины столба. Нам же более интересна практика.

Если дуть в свисток сильнее, направление и сила потока внутри тела вистла изменяются, и колебания происходят с удвоенной частотой - вистл передувается. В этом случае мы играем во "второй" (верхней) октаве. Ещё более сильная струя может вывести вистл в третью октаву, но это явление не находит широкого применения.

Рассмотрим, как влияет свисток на физику передувания. Формируемая струя из канала рассеивается на пути к лезвию, становясь слабее и шире. Несосредоточенная струя менее склонна к передуванию, чем тонкая. Поэтому формулируется такое правило:

Чем ближе лезвие расположено с каналу, тем меньшая интенсивность струи в канале вызывает передувание вистла.

Из правила следуют два вывода:

1. Существует такое небесконечное растояние между каналом и лезвием, при котором передуть вистл практически невозможно.

2. Существует такое ненулевое растояние между каналом и лезвием, при котором вистл играет правтически только во второй октаве.

Естественно, что нам, как исполнителям, нужен балланс октав - устойчивая первая, но и без трудностей достижимая вторая. Этот балланс является индивидуальным параметром для каждого человека. Изготовители вистлов попытались сделать его усреднённым - удобным для основной массы людей. Хотя разные вистлы отличаются даже в этом значении.

Cпособы изменения параметров передувания вистла.

Рассмотрим способы изменения параметров передувания вистла.

1. Самый простой и часто довольно эффективный способ - заполнение пустоты под каналом вистла каким-нибудь веществом. При этом не только облегчается передувание, но и снижается громкость вистла, особенно во второй октаве. Веществом может быть пластилин, пластика, парафин и т.д. Для опыта я рекомендую сначала просто затолкать в пустоту кусочек плотно скатанной ваты.

Постарайся, чтобы заполнитель сильно не выступал за выход канала, когда смотришь на свисток сверху. Этот вариант твика довольно безопасен - вещество можно выковырять, если результат не понравится. Как правило, такой твик хорошо работает на вистлах Walton, Feadog, и практически не работает на свистках Sweetone и Meg.

2. Усложнить передувание можно, увеличив расстояние между каналом и лезвием. Реально это осуществимо только укорачиванием лезвия. Только вистл Clarke Original позволяет изменять канал, выдвигая-задвигая деревянный фиппл в свистке.

Если ты решишься укорачивать лезвие - действуй очень осторожно и неспеша. Любая ошибка может заметно ухудшить вистл. Укорачивать лучше всего срезая слой пластмассы скальпелем, или соскабливая этот слой постепенно, располагая лезвие скальпеля перпендикулярно плоскости лезвия. После даже незначительного соскабливания пробуй вистл - играй на нём. Если результат устраивает - остановись. При срезании/соскабливании старайся не менять саму форму лезвия, о которую рассекается воздух - это позволит по-возможности сохранить тембр звучания вистла.

3. Следующий способ - затупление лезвия. Он вызывает изменения тембра и характера звучания вистла. Вистлы типа Feadog и Generation имеют остро заточенный край лезвия. Затупляя (вот же слово!) его, мы вызываем изменение угла и формы потока, входящего в тело вистла. Передувание гарантированно облегчается, но звук становиться более шипящим и мягким. Часто пропадает визг вистла на некоторых нотах. К вистлам Generation применять этот твик не советую, их звук и так довольно мягкий и воздушный.

Осуществлять притупление лезвия можно по-разному. Удобно делать это сглаживание лезвия большой швейной иглой, проводя с небольшим усилием по краю лезвия. Игла должна быть гладко полированной, иначе существует риск абразивного стачивания, а не сглаживания лезвия. Рекомендую смазать иглу маслом (кремом) для лучшего скольжения. Вместо иглы можно пользоваться небольшой отвёрткой с гладкой рабочей поверхностью.

Существует способ, при котором лезвие притупляется и укорачивается сразу. Для этого используется полоска бумаги шириной с лезвие, которую протягивают по краю лезвия.

Свисток для этого необходимо снять с тела вистла. Не следует двигать полоску быстро - это может повлечь нагревание и оплавление лезвия. Делай это медленно, и пробуй время от времени, как менятся вистл в игре.

Легко догадаться, что, заостряя лезвие, получим более трудное передувание, и яркий, резкий, менее шипящий звук. Но этот способ вряд ли стоит применять к штатным лезвиям. Тупой край имеет только Walton, но его параметры передувания соответствуют этой форме. Заострение портит вистл.

4. Способ трудный и не всегда возможный - изменение высоты расположения края лезвия. Чем ниже находится край, о который рассекается воздух, тем легче выполнить передувание вистла. Так происходит потому, что выходящий из канала воздух расходится вверх и вниз, и чем дальше от оси (горизонта) канала, тем угол расхождения больше. Опуская лезвие, мы даём возможность ему отсечь в вистл преимущественно те потоки, которые значительнее изогнулись вниз, выходя из канала. Эти потоки склонны к передуванию, чем прямые потоки. Опустить лезвие можно той же иголкой или отвёрткой, просто сильно нажимая на него.

У вистлов Sweetone и Meg согнуть лезвие просто - оно тонкое и мягкое. Другие вистлы могут противиться этому, и требуется большое усилие для твика. Поднять лезвие можно отвёрткой, но уже изнутри свистка, сняв его с трубки-тела. Работать нужно плоскостью инструмента, чтобы не нанести царапин на лезвии.

5. Опасный и очень сильный способ затруднить передувание - срез нижнего края выхода канала. Опасен он тем, что после такого твика назад пути уже точно нет.

Такой край канала формирует струю, направленную вниз в большей степени, чем ровный край. Передувание затрудняется заметно, причём увеличивается громкость вистла. Будь осторожен с этим твиком! Данное изменение лучше делать, когда после другого вида твика вистл очень (слишком, нежелательно) легко выходит на верхнюю октаву. Практически эта работа осуществляется или скальпелем, сняв трубку и просовывая его внутрь свистка, или полоской бумаги с дополнительной точкой опоры, которой может служить подходящая отвёртка:

Не спеши, стачивая или срезая угол канала, пробуй почаще, как изменился вистл в игре. Обращаю внимание на тот факт, что почти все hi-end вистлы имеют скошенный край канала. Это делает нижнюю октаву более устойчивой на самых низких её нотах. Если решишь сделать вистл сам - учти это.

6. Простой, безопасный, но не очень серьёзный способ. Заключается в наклеивании полоски скотча на свисток сверху, как бы "продлевая" канал.

Этим способом можно заметно изменить характер вистла, однако выглядит вистл при этом немного несолидно :) Променение скотча возможно также в отношении лезвия. Наклеивая различные (выступающие и не выступающие за край) кусочки можно менять звука вистла довольно значительно.

Изменение тембра звука вистла

Вообще же, изменение темба также осуществляется практически только изменением лезвия. Однако, не лишним будет сделать следующее.

Сними свисток и внимательно осмотри его внутри. Там не должно быть мусора, частичек пластмассы. Если они есть - аккуратно удали скальпелем. Все лишние выступы и частички в свистке часто ухудшают, "пачкают" звук. Канал также должен быть чистым и ровным. Торец (край) трубки-тела вистла, входящий в свисток, обычно острый. Если можешь, закругли его мелкой наждачной бумагой и отполируй о доску или что-то подобное. Гладкий закруглённый край не будет делать стружек пластмассы, когда ты одеваешь свисток. Я закругляю и другой конец трубки - чтобы вистл был менее разрушителен для карманов, если он носится в карманах :)

Для звука вистла характерно правило, которое я упоминал выше:

Более острый край лезвия придаёт звуки ясность, звон, визг и пронзительность. Более тупой край смягчает звук, добавляет шипящий характер, особенно на высоких нотах.

Чем дальше лезвие от канала - тем громче вистл. Чем ниже лезвие от оси канала - тем тише вистл.

А в целом, тембр вистла тесно связан с его физикой передувания и находится в большой зависимости от неё. Поэтому способов изменения тембра, которые не влияли бы на балланс вистла, почти нет. Хорошие результаты даёт способ 1 изменения свистка.

Убрать немного визга можно, применив способ 3 с бумагой.

Способ 6 хорош для изучения процесса именения параметров свистка.

Чтобы заметно изменить звучание вистла, следует применять "глубокий твик", заключающийся в замене лезвия. Штатное при этом укорачивается на несколько миллиметров, стачивается по высоте в зависимости от предполагаемой толщины нового лезвия. Горб на лезвии свистка Generation нужно срезать. Новое лезвие - это, как правило, пластинка из пластика или плёнки, стекла и т.д. - наклеивается на старое лезвие, создавая новый край, встречающий воздух. В результате получается полигон для опробывания различных форм и положений лезвия. Выше описанные советы действуют и в отношении нового лезвия, поэтому, если ты решишься на модернизацию таким радикальным образом - будет возможность много чего попробовать.

Твик тела-трубки вистла

Whistlebody - это трубка с игровыми отверстиями. Её задача - формировать колеблющийся столб воздуха, издающий звук. Когда все отверстия закрыты, вистл издаёт самую низкую ноту, от которой он получает своё тональное название. Эта нота является основной нотой мажорного строя вистла, и иногда называется bell note.

Открывая отверстия, мы укорачиваем струю воздуха в теле, и она вынуждена колебаться с более высокой частотой. Отверстия сделаны так, что постепенное их открытие, начиная с конца вистла, даёт звуки мажорного звукоряда. Положения и диаметры отверстий далеко не случайны! Каждое из них обеспечивает точное звучание не одной ноты, а нескольких.

В общем случае, схема и размеры отверстий у всех вистлов относительно схожи. Однако, возможны вариации с учётом следующего правила:

Любое игровое отверстие вистла может быть приближено к свистку вистла, при этом будучи уменьшено в диаметре, и наоборот - отверстие может быть удалено от свистка с увеличением диаметра.

Это правило действует в некоторых пределах, то есть отверстия всё равно не могут быть сдвинуты на большое расстояние без потери равномерности звука и тембра соответствующих нот.

Твик тела подразумевает под собой практически только способ изменения строя вистла. Не тональности, а именно отношения частот различных нот строя между собой.

1. Вистлы копмании Clarke, выпускаемые в настоящее время имеют неплохой строй, но всё-такие не совсем точный. Нота E (Ми) на них звучит немного диезно. Понизить её можно, если дуть в вистл очень слабо именно на этой ноте. Но этот путь - не лучший выход. Удобнее применить всё тот же скотч. С помощью него следует закрыть (заклеить) небольшую часть (примерно 1/4) последнего (от свистка) отвертия. Лучше обернуть вистл скотчем пару раз - так слой на отверстии будет толще и долговечнее. Этот вариант твика - единственный способ, который я знаю для понижения Ми. Впрочем, если ты не замечаешь диезности этой ноты на своём вистле - применять такую операцию нет необходимости.

2. Гораздо хуже в отношении строя обстоит дело с вистлами тональности D производства Walton's. Их нижние две ноты (Ре и Ми) заметно завышены по отношению к остальным. Это создаёт неприятное впечатление при прослушивании мелодий и их исполнении. Почему производитель так и не исправил эту ошибку - я не знаю… Но есть два способа, в некоторой степени помогающие устранить данную проблему.

2.1. Применение того же скотча. Для этого следует использовать скотч дважды. Первым куском делается "продление" тела вистла на 4 миллиметра - дуло вистла просто обматывается несколько раз так, чтобы край скотча выступал из-за трубки. Вторым куском скотча умешьшается второе отверстие, если считать от дула вистла.

Насколько закрыть отверстие - это решать тебе. Лучше всего проверять настройку при помощи программы-тюнера, которую можно скачать на сайте в разделе "Файлы". Я обычно заклеивал около 1/3-1/4 отверстия. Упомяну тот факт, что знаменитый твикер Джерри Фримэн для продления тела вистла надевает на трубку дополнительное латунное кольцо. Это гораздо лучше, чем продление скотчем. Лично я так и не смог найти трубку, подходящую для плотного насаживания на тело вистлов от Walton.

2.2. Способ сложный, но догловечный. Заключается в увеличении отверстий. При этом строй вистла остаётся неидеальным, но "вытягивается" по октаве , и не так режет слух.

Увеличение отверстий - относительно сложный твик. Необходимо затратить довольно много времени для этого. Латунные вистлы я рассверливал дрелью, зажав её в тиски. Вистл при этом опускал отверстием на сверло, и круговыми движениями растачивал отверстие. Внимание: сверло должно быть меньшего диаметра, чем отверстие и свободно входить в него. Для расточки используется не торец сверла (как при сверлении), а боковая поверхность, выполняющая роль вращающегося напильника.

Чтобы не повредить трубку торцом сверла изнутри, лучше подсунуть под сверло кусок плотной бумаги или картона. Следует почаще пробовать вистл на тюнере, занимаясь этим твиком. Ведь уменьшить отверстие уже не получится.

Для алюминиевых вистлов Walton's Little Black и Guinnes увеличение отверстий можно и лучше делать простым вырезанием. В этом случае необходим острый тонкий нож или скальпель. Материал этих вистлов очень тонкий и мягкий, и срезать стружку по краю отверстия не составляет никакого труда. Но спешить не стоит - легко испортить вистл неловким движением.

Чтобы не подбирать размеры отверстий, могу предложить окончательные диаметры, которые я считаю оптимальными. Они указаны на рисунке в миллиметрах.

Внимание: эти диаметры я определил для случая, когда центры отверстий не смещались, то есть отверстия были увеличены равномерно во всех направлениях.

3. Экзотический способ небольшого изменения характера звука вистла. Этот способ изобрёл Yauhen. Данный твик позволяет сделать звук вистла тише и мягче. Собственно вистл при этом не меняется. На трубку-тело снизу наклеивается длинная полоска медицинского лейкопластыря. Полоска может иметь разную длину, и, в результате давать различную степень эффекта. Насколько я понимаю процесс, вязкий лейкопластырь поглощает колебания и некоторые резонансы трубки, приглушая звук. Ещё один плюс - вистл становиться менее скользким в руках. Но знай, что после снятия лейкопластыря, противный клей с вистла удалить не совсем просто, но можно, используя спирт и подобные жидкости. Остерегайся попадания этих жидкостей на свисток.

Описанные способы подстройки вистла годятся для всех моделей. Использование скотча совершенно безвредно, и может применяться без опаски. Увеличение отверстий требует обдумывания. Ведь изменение отверстия влечёт за собой изменение частоты не только одной ноты. Особую осторожность соблюдай с первым (от свистка) отверстием! Даже незначительное его увеличение заметно изменяет высоту "Чистой ДО", и способ "ОХХ ООО" может после этого давать не совсем хороший результат - нота будет завышена.

Расточка отверстий на никелированных вистлах может вызвать повреждение покрытия (слоя никеля), которое впоследствие получает склонность к дальшейшему разрушению. Это одна из причин, по которым я предпочитаю латунные трубки.

Твик вистла Clarke Original

Этот вистл я выделяю отдельно из-за его оригинальной конструкции. Являясь наследником первых тин-вистлов, Clarke Original построен по тем же принципам.

Данный инструмент обладает характерным "дышащим" звуком, немного напоминающим флейту. Он негромок, чист, но не просто чист, а даёт глуховато-шипящий оттенок, что делает его максимально подходящим для исполнения традиционых мелодий.

Всеми признанным недостатком этого вистла является большой расход воздуха во время игры. Я должен сразу отметить то обстоятельство, что именно большая и медленная струя воздуха из канала вистла Кларка является одной из причин его характерного звука. Поэтому твикинг, имеющий целью снижения потребления воздуха, в той или иной степени изменит звук вистла.

Для начала расскажу об "эстетическом" твике.

Обработка деревяннго фиппла и твик свистка

Фиппл изготовлен из дерева, и, как любому изделию из дерева, ему присуще старение и видоизменение. Особенно всилу того, что фиппл находится в контакте с влагой, он быстро теряет свой красивый оранжево-деревянный оттенок, и становиться просто грязным. Чтобы избежать этого, я некомендую следующий способ.

1. Если вистл уже заигран, то есть фиппл уже изменил свой цвет, его необходимо зачистить мелкой наждачной бумагой до чисто-деревяннго цвета. Естественно, я имею в виду только ту плоскость фиппла, что помещается в рот играющего человека.

Когда фиппл зачищен и высушен, в канал следует плотно вставить походящий по толщине переложенный кусок бумаги, так, чтобы эта бумага полностью закрыла доступ в канал. Теперь берём цианкрилат, более известный как "суперклей". Эта жидкость - просто отличная штука. Дерево, пропитанное ею, приобретает огромную прочность и становиться на порядок более защищенным от грязи. Никакой лак не даёт такой прочной и глубокой пропитки, как цианкрилат. Мы применим суперклей для покрытия наружной плоскости фиппла. Бумага не даст возможность попасть этой страшной жидкости в канал. Когда пол канала, образованный фипплом не покрыт ничем, он впитывает выдыхаемую влагу, замедляя засорение ею канала.

Действовать нужно быстро, но аккуратно. Суперклей наносится штатной насадкой из тюбика простым равномерным намазыванием во всей плоскости грани фиппла. Ты заметишь, что цианкрилат быстро впитывается в дерево, и оно как бы "высыхает" на глазах. Можно впитать в фиппл довольно много клея, но я думаю, хватит 2-3 слоёв. Во время и после нанесения клея вистл следует подержать намазанной плоскостью вверх, пока поверхность не затвердеет. Вдыхать эту гадость не рекомендую, и вообще, будь осторожнее с этим веществом!

Если при высыхании поверхность мутнеет - не волнуйся. Цианкрилат затвердевает имеено от влажности воздуха, и помутнение означает, что в твоей мастерской влажность довольно высока (или это ты так волнуешься? ;) ). Когда клей затвердел, его можно полировать о прочную бумагу, войлок и т.д. Слой становится чище, прозрачнее, и напоминает лак для дерева. Но гораздо прочнее и долговечнее.

Описанный твик не затрагивает физические свойства вистла. Если же ты хочешь уменьшить расход воздуха, предлагаю пару способов сделать это.

2. При изготовлении вистлов Clarke Original технологический процесс довольно прост и быстр, поэтому часто могут образовываться щели между фипплом и телом вистла. Эти щели не играют музыкальной роли, а только лишь выпукают лишний воздух, которого и так не хватает :)

Чтобы избавиться от щелей, лучше вынять фиппл из вистла. Обычно, он вклеен не очень хорошо, каплями клея, похожего на эпоксидную смолу. Такой же клей лучше использовать и для вклейки фиппла на место. Купить эпоксидный клей сейчас не проблема. Если смола без примесей, то затвердевая, клей приобретает близкий к дереву, коричневатый цвет - это нам очень кстати.

Важная и решающая особенность эпоксидного клея заключается в том, что, затвердевая, он не уменьшается и не увеличивается в объёме, как почти все другие клея. Поэтому, если с помощью этого клея вклеить фиппл без щелей, то они не возникнут после затвердения. Однако, имеется один важный момент. Только что приготовленный клей, случается, бывает довольно жидким (текучим), и при вклеивании фиппла может стечь вниз, образовав щели. Я рекомендую смазать свежим клеем нужные плоскости фиппла и вистл внутри, но сразу не вставлять фиппл на место. Пусть клей немного загустеет до консистенции, при которой он не течет. Тогда наноси его на фиппл и в вистл ещё раз, уже больше, и вставляй фиппл. Излишки клея выдавяться сами, снаружи их нужно вытереть, а внутри вистла они не страшны - на звук не повлияют. Клади вистл в тепло - так клей затвердеет бытрее. Эпоксидная смола - не витамин, а довольно вредная штука. Поэтому дай ей как следует засохнуть, перед тем, как играть на вистле.

После этого вклеивания можно применить твик номер 1, чтобы заодно очистить наружную грань фиппла от случайно попавшего клея.

3. Если ты чувствуешь, что заделка щелей всё равно не даст тебе желаемого снижения потребления воздуха, есть путь добиться этого, но знай, что звук почти гарантированно изменится. Способ заключается в изменении формы канала.

Канал образовывается телом вистла и фипплом, и имеет вид арки. Эту арку можно приплюснуть, уменьшив поперечное сечение канала. Однако, не всё просто. Глянь на рисунок.

Подписанный цифрой "1" случай - это нетронутый вистл (вид в свисток). Ты видишь, что канал довольно широк и высок. Если сжать его сверху, сделав потолок плоским, то излишки объёма вистла (ведь окружность вистла уменьшить нельзя) выступят по краям. При этом, скорее всего, "родной" клей отколется, и образуются большие щели - рисунок "2".

Конечно, эти щели можно заклеить описанным способом 2. На рисунке "3" показан клей синим цветом - для понимания.

Ещё один вариант после сжатия - изготовить новый фиппл самому, который будет соответствовать новой форме свистка - рисунок "4". Если ты пойдёшь этим путём - для фиппла выбирай твердое дерево типа дуба, а лучше - можжевельник (он классно пахнет).

Изменяя форму свистка, знай, что если твой вистл окрашен, то краска, скорее всего, будет откалываться, и под ней ты увидишь жесть - покрытую оловом сталь. Если процарапаешь олово - в этом месте вистл получит "слабое" место, и может начать ржаветь, особенно если не сушить его и оставлять во влажных местах.

Изменение лезвия

Лезвие вистла Кларка выполняет ту же функцию, что и всегда - рассекает поток воздуха. И нему справедливы те же правила, которые я указывал ранее.

У Clarke Original лезвие имеет интересную форму - как бы буквы "U". Так произошло потому, что вистл изготавливается из цельного листа жести, и опустить край лезвия вниз удобнее всего так - просто надавив на него сверху посередине. Однако, ты можешьсделать его более плоским, используя отвёртку или нож. Для этого приподними середину лезвия вверх, а потом равномерно прижми всё лезвие вниз, чтобы оно по-возможности было прямым. Это даст немного другой и более громкий звук. Учти, что краска в этом случае может также отколоться. Чтобы снизить вероятность этого, лучше пользоваться пластиковой или деревянной палочкой-пластинкой.

Если твой вистл окрашен в черный цвет, есть возможость сделать звук более чистым и ясным. Для этого необходимо сколоть краску с края лезвия. Слой краски довольно толстый, и заметно смягчает звук вистла, при этом облегчая передувание.

Заключение

Я познакомил тебя с основными способами твикинга вистлов и сущностью процесса звукообразования. Надёюсь, эта информация оказалась полезной. Я не возлагаю на себя ответственность за неудачные попытки твика, приведшие к выходу вистлов из строя. Я не гарантирую, что все описанные способы позволяют достигнуть идеального результата. Цель статьи - указать тебе начальный путь и методы, если ты решишься изменить вистл.

Теперь всё зависит от тебя. Happy tweaking! :)

TinWhistle.Breqwas.Net -- Статьи.

Вистлы Shaw производятся в Англии человеком по имени Dave Shaw. Адрес сайта изготовителя http://www.daveshaw.co.uk/.

Краткая "анатомическая" характеристика: металлический конически-скатанный вистл, свисток образуется применением деревянного fipple. Ещё короче и понятнее - конструкция Shaw почти полностью повторяет легендарную конструкцию вистла Роберта Кларка.



Данный вистл построен в тональности Ми-бемоль (Eb), которая была довольно популярной в ирландской музыке. На вистлах Shaw тональность указывается на теле вистла сверху.


Материал вистла - специальный сплав, основой которого служит никель. Этот сплав достаточно твёрд и не поддаётся коррозии. Имеет характерный для никеля желтовато-тёплый блеск. Запаха как у латуни или жести вистлов Clarke не имеет. Породу дерева, из которого изготовлен fipple мне узнать не удалось, однако дерево твёрдое, выраженного запаха также не имеет. Думаю, этот вистл может прослужить довольно долго.

"Прямо из коробки" этот вистл, често сказать, не впечатлил. Говорят, что Shaw сделаны вручную... Если это и так, то сделаны они "вручную на скорую руку" :) Первое, что бросается в глаза - фиппл вставлен со щелями, пропускающими воздух. Это же явление можно наблюдать и в вистлах Clarke Original. Однако, в отличие от Кларков, Shaw не применяет клея для закрепления фиппла в теле вистла. Вместо этого производится перфорация металла вистла в дерево фипла, тремя серьёзными насечками обоим сторонам свистка. Плохо это или хорошо? С одной стороны хорошо, ибо так фиппл закрепляется жёстко и навсегда. С другой - теперь фиппл не вынуть, а значит один из хороших приёмов твика отпадает.

Теперь о звуке. Звук Shaw довольно похож на звук неокрашенного Clarke Original. Однако, различия всё же есть. Во первых, вистл Shaw заметно громче, причём громкость его "сосредоточенная", сильная по всему диапазону. Во вторых, Shaw более хриплый, кашляющий и скрипучий, также почти на всех нотах. "Сладким" его звук назвать нельзя, даже несмотря на малый размер вистла, который я описываю. Это можно обьяснить довольно большим диаметром тела вистла, особенно у свистка. Вот фотография, где показаны вистлы Clarke Original Black D, Generation Brass Eb и наш Shaw Eb.


Заметно, что толщина у Shaw такая же, как у Clarke. "Генерал" на их фоне заметно тоньше. Существует зависимость между окраской звука и толщной трубки вистла. Более тонкая трубка даёт чистый и "сладкий" звук, а более толстая - богатый и хриплый, "спелый" оттенок.

Потребление воздуха у Shaw очень большое. Мне с трудом удавалось играть на нём мелодии, которые без проблем играются на Clarke Original с такой же расстановкой вдохов. Именно большим сечением канала свистка и обусловлен хриплый и грубоватый тембр Shaw.

Строй вистла также нельзя назвать хорошим. Ноты "до" и "ре" первой октавы были заметно занижены более чем на 30 центов. Эта неточность "выпирала" очень сильно, играть было довольно неприятно :)

Конструкция вистла не оставляла широкого выбора методов твика. Деревянный фиппл я решил не выколупывать, перфорация, удерживающая его, достаточно глубокая. Извлечение фиппла могло бы сильно искалечить вистл.

К сожалению, сам процесс твикинга я не смог сфотографировать. Все фото - только твикнутого вистла. Но технологию того, что я делал, покажу в рисунках. Весь комплекс твикинга в данном случае я разделю на четыре этапа.

Этап 1. Уменьшение "windway"

Иными словами, работа заключалась в снижении потребления воздуха вистлом. Возможно, самым важным отличием вистла Shaw от Clarke Original является форма фиппла. На рисунке я показал сечение свистка Clarke (слева) и Shaw (справа).

Фиппл Shaw имеет "бортики", формирующие воздушный поток. Эти же бортики не дают нормально сузить канал (windway), просто прижав его пальцами. На следующем рисунке я показал, что происходит, если пальцем давить на верх свистка, пытаясь сжать windway.

По бокам от фиппла образуются щели, а канал не приорбетает хорошую форму для образования нужной струи воздуха. Бортики фиппла не позволяют металлу согнуться с большим углом.

Я нашёл удобный способ сжать канал. Для этого нужны тиски, листок бумаги, небольшой молоток и ровный кусочек твердого дерева. Вистл в области свистка зажимается в тиски (нарисованы зелёным). Чтобы не оставить следов от губок тисков, вистл я обернул несколькими слоями ткани (фиолетовый цвет).

В канал я загнал плотно свёрнутую полоску бумаги (синий цвет) для того, чтобы сжатие было равномерным в плоскости. Деревянный кусочек приставляется к свистку сверху, и по нему наносятся лёгкие удары молотком. Потом кусочек прикладывается углом и края канала прижимаются таким образом к фипплу.

Этап 2. Корректировка положения "soundblade"

После того, как канал свистка уменьшен до разумного сечения, нужно пробовать играть на вистле. В моём случае пришлось слегка изменить форму и положения лезвия, о которое рассекается воздух. Форма лезвия была немного кривая, если смотреть на него в канал свистка. Отвёрткой я выровнял его, придав, по-возможности, плоскую форму. В исходном положении после сжатия канала оно оказалось слишком высоко для получившейся формы струи. Пришлось аккуратно опустить лезвие, надавив на него сверху пальцем. Когда будешь делать это - не спеши, пробуй играть после каждого небольшого изменения высоты soundblade. Напомню правило - чем выше лезвие по отношению к выходу канала - тем громче звук, и сложнее передувается вистл; в обратном случае звук тише, и переход на верхнюю октаву более лёгкий. Однако, есть конкретные пределы изменения высоты лезвия, за которыми получаемый звук будет весьма неприятным. Ищи наиболее удовлетворяющее тебя положение (как это не двояко звучит;).

Вот фотографии свистка моего вистла, после сужения канала и корректировки лезвия.



Этап 3. Пропитка фиппла

Этот этап - опциональный. Деревянный фиппл неплох и без пропитки, однако щели между стенками свистка и самим фипплом лучше заделать однозначно. Эти щели увеличивают и так большое потребление воздуха вистлом, и придают дополнительного шума при игре. Для заклейки щелей и пропитки фиппла я применил всеми любимый "суперклей" (цианокрилат). Эта жидкость поразительно впитывается в дерево, и делает его очень прочным и долговечным. Перед работой фиппл нужно хорошо высушить. Наносить клей нужно аккуратно, стараясь не налить его в канал свистка. Не забывать про щели! В них загонять побольше, можно также капнуть в дырки, закрепляющие фиппл сбоку. Я пропитывал фиппл в 3 этапа, хотя пропиткой был только первый - потом клей уже не впитывался, а покрывал фиппл, как лак. После каждого нанесения клея я давал ему высохнуть 20-30 минут. Затем внешнюю сторону фиппла, после того, как последний слой цианокрилата хорошо высох, я ополировал о лист бумаги. После этого деревянная поверхность стала очень похожа на лакированную. Долговечность такого покрытия лично у меня не вызывает сомнений.


Этап 4. Коррекция строя

Как я уже упоминал, строй у рассматриваемого вистла был не ахти. После изменения свистка неточность строя стала заметна ещё в большей степени. Очень низкими были ноты "до" и "ре" в первой октаве. Иного способа, как увеличения размеров двух верхних отверстий, я не нашёл. Для сверки использовал программу-тюнер на компьтере. Отверстия расширял острым скальпелем, снимая стружки равномерно по краям отверстий. Действовать нужно не спеша, чтобы не порезать руки, и не перестараться. Рекомендую почаще сверяться с тюнером. Конечно же, я знал, что увеличение этих отверстий сделает ноту "до-доез" с аппликатурой ОХХООО слишком высокой. Так и оказалось, и теперь для того, чтобы играть относительно точную ноту "до-диез", я использую ОХХХХО. Кстати, такая же схема лучше всего и для вистлов типа Sweetone/Meg от Clarke. Я так и не добился прилично-точно строя вистла, боясь, что дальнейшее увеличение отверстий может необратимо поднять "до-диез", и, что ещё хуже всего, завысить и вторую октаву. Вот фотография, на которой видны расширенные мной первые два отверстия вистла.


Итоги и заключение

После проделанной работы я записал мелодию на подопытном вистле :) Никакой обработки звука не применено.

В итоге хочу отметить следующие моменты.

1. Уверен, что извлечение фиппла и установка его в немного другом положении дало бы ощутимый результат (включая коррецию строя). Но этот метод не всем под силу, сопряжён с некоторым риском повредить вистл, и я решил не трогать фиппл, имея всего один данный вистл.

2. Вполне вероятно, что вистлы Shaw могут отличаться друг от друга физическими характеристиками игры, судя по технологии изготовлени. Таким образом, применённые мною методы не стоит считать достаточными и обязательными для тюнинга инструмента.

3. Охотно допускаю, что вистлы Shaw других тональностей могут иметь лучший строй.

4. Если ты пойдёшь по моим стопам, и возьмёшься увеличивать отверстия, то попробуй найти такой момент, когда заниженные ноты "до" и "ре" не так режут слух, но и "до-диез" не приходиться брать, используя схему ОХХХХО.

5. У меня остался ещё один довольно сложный метод твика, не применённый на данном вистле, и не описанный пока нигде, который мог бы заметно улучшить физические параметры игры и строй. Надеюсь, я использую его когда-нибудь, возможно, при работе с другим вистлом, о чём обещаю сообщить :)

На этом всё, всегда Ваш, Slayer :)

Вистл

Что такое вистл?


Народная продольная флейта с шестью отверстиями, распространенная в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии.

Уроки на вистле

На вистле играть очень увлекательно. Вот как играет София:

Получить Свирельку для тин-вистла

Полное название этой дудки тин вистл (tin whistle) означает «свистулька». Дословно жестянная или оловянная трубочка, дудочка. В России прижилось название ирландский вистл.
Ведь, какая разница как дословно переводится название, главное, что звучит тин вистл довольно забавно:

И научиться играть на вистле достаточно просто:

Программа Свирелька поможет вам научиться играть на ирландском тин вистле. Для этого заполните форму и получите Свирельку себе:

Свирелька для Тин вистла

Имя*E-mail*

Проверьте как написан e-mail, чтобы
Свирелька к Вам точно дошла!

Мелодия «Папаши» в исполнении Вадима Брыкова на тин вистле:

Получить Свирельку для тин-вистла

Вот еще оригинальное исполнение тин вистл с аккомпанементом:

вот они какие эти тин вистлы

Получить Свирельку для тин-вистла

Вистл


Смотрите также