Как играть на тромбоне


Техника игры на тромбоне

О тромбоне | История | Строение
Техника игры | Знаменитые тромбонисты | Баритонисты

Принцип звукоизвлечения

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой — выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон — звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. На тромбоне основной тон можно получить только на первых трёх-четырёх позициях. Он называется педальным звуком и звучит негромко.Позиция Соотв. вентили Основной тон тромбона.

Позиция Соотв. вентили Основной тон тромбона
I - B (си-бемоль)
II 2 A (ля)
III 1 As (ля-бемоль)
IV 1+2 или 3 G (соль)
V 2+3 Fis (фа-диез)
VI 1+3 F (фа)
VII 1+2+3 E (ми)

Использование квартвентиля

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, прикрепляемой к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентилем по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон.

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.


Глиссандо

Глиссандо — приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов.

Основной источник информации: Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Тромбон

trombone.su

Тромбон — Википедия

Тромбо́н (итал. trombone, букв. «большая труба», англ.  и фр. trombone, нем. Posaune) — ев­ропейский ду­хо­вой ам­бу­шюр­ный ин­ст­ру­мент. Входит в ор­ке­ст­ро­вую груп­пу медных духовых музыкальных инструментов басово-тенорового регистра. Со­сто­ит из длин­ной тон­кой свёр­ну­той ме­тал­лической труб­ки с вы­движ­ной кро­ной (ку­ли­сой), рас­тру­ба, мунд­шту­ка. За всю ис­то­рию су­ще­ст­во­ва­ния пре­тер­пел ми­ни­маль­ные кон­ст­рук­тив­ные из­ме­не­ния. Поя­вил­ся в XV веке, современный вид при­об­рёл в середине XIX века. Ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в опере и джа­зе[2].

Тромбон известен в Европе с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Тромбон — нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеются добавочные кроны, позволяющие понижать звуки на кварту и на квинту, которые подключаются с помощью квартвентиля и квинтвентиля.

Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства — теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый — почти не используются.

Диапазон тромбона — от G1 (соль контроктавы) до (фа второй октавы) с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H1, то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект — глиссандо — достигается скольжением кулисы. В современном симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Теноровые тромбоны строя «В» (си-бемоль малой октавы) в свою очередь имеют ряд разновидностей, и условно делятся на узко-, средне- и широкомензурные.

Мензура, или bore-калибр — это внутренний цилиндрический диаметр кулисы. Измеряется в тысячных долях дюйма (иногда с переводом в метрическую систему). Если диаметр одинаков почти по всей длине кулисы (обе трубки одинаковы), то такой тромбон называется «однотрубным». Если трубки разные, то это — так называемый dual bore (двойной калибр).

Узкомензурными условно считаются теноровые тромбоны, имеющие калибр 500" тысячных дюйма (12,7 миллиметра) и менее. Среднемензурными — более 500" и менее 547".

И, наконец, широкомензурным считается один единственный калибр — 547".

Басовый тромбон имеет акустически тот же строй, что и теноровый, и отличается от него только большей мензурой (от 562" до 578") и двумя вентилями. Конструкции вентилей бывают зависимыми и независимыми. Зависимые срабатывают только в двух вариантах: либо кварта вниз, либо квинта. Независимые бывают двух вариантов: кварта, большая терция, малая секста или кварта, большая секунда, квинта.

Основная сфера применения тромбона — симфонический, духовой, джазовый (биг бэнд) оркестр, в ансамблях различных составов, квартеты тромбонов применяются в церквях для замены органа и дублирования голосов певчих, а также в сольном концертном исполнительстве.

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд. Такие трубы использовались для удвоения голосов церковного хора, учитывая сходство тембра трубы с человеческим голосом. Нужно только было достичь сходства интонации, для чего и сделали кулису, дающую хроматизм и вибрато[источник не указан 393 дня].

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

Сакбут (гравюра)

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам певческих голосов, которые удваивали и тембру которых подражали: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

К середине XVIII века основной сферой использования тромбонов была церковная музыка: чаще всего этим инструментам поручалось дублирование певческих голосов. Постоянным членом оркестра тромбон становится только на рубеже XVIII―XIX веков. Как правило, в состав оркестра входили три тромбона: альтовый, теноровый и басовый (так как на сопрановом тромбоне с его маленькой кулисой трудно было играть чисто). Тогда же тромбон резко сменил амплуа. Из игры в высоких регистрах, где его торжественный тембр сливался с блестящим тембром церковных певцов он перешёл в мрачный низкий регистр, оставив верхнюю тесситуру трубам и валторнам. Сумрачный тембр тромбона ассоциировался со сверхъестественными силами, потусторонним миром, и использовался в характерных сценах оперных спектаклей. Глюк поручил трио тромбонов сопровождение погребального хора в «Альцесте», хора Фурий в Орфее, а также драматический эпизод в «Ифигении в Тавриде». В. А. Моцарт использовал тромбоны почти исключительно в операх (особенно трагично звучат тромбоны в сцене с Командором в «Дон Жуане») и в церковной музыке, в частности, в Реквиеме, где этому инструменту поручено соло. У Людвига ван Бетховена тромбоны впервые появляются в финале Пятой симфонии, используются в дальнейшем в Шестой и Девятой, в оратории «Христос на Масличной горе» и других сочинениях. Композитору принадлежат также три пьесы (нем. Drei Equale) для квартета тромбонов[3]. У Бетховена тромбон снова сменил амплуа. Теперь главным стал блестящий верхний регистр, а его тембр использовался в светлых героических эпизодах (хотя есть и мрачный образы — сцена в тюрьме из оперы Фиделио). Бетховен сделал три тромбона постоянным членами оркестра. Новое амплуа тромбону придал Рихард Вагнер. Используя и мрачные роковые низы («Золото Рейна», в дальнейшем эта линия продолжена была П. И. Чайковским), и блестящие верхи («Полёт Валькирий»), он, однако, открыл благородную середину и стал использовать тромбоны как важнейший инструмент любовной лирики («Тристан и Изольда»). Дальнейшее развитие тромбона связано уже с музыкой джаза, в которой как это не удивительно продолжилась как раз открытая Р. Вагнером лиричность, ещё усиленная использованием глушащих сурдин — грибка и букета. Хотя в джазе есть и другие амплуа тромбона. В современной музыке тромбон один из самых разнообразных по характеру инструментов. Использование взятого из джаза приема кулисного вибрато обогатил его тембр. («О сегодняшнем дне тромбона сквозь призму веков.»)

Широкому распространению тромбона способствовали многочисленные бродячие ансамбли и оркестры духовых инструментов, выступавшие по всей Европе и Северной Америке.

В эпоху романтизма композиторы обратили внимание на выразительные возможности тромбона. Берлиоз писал, что этот инструмент обладает благородным и величественным звучанием, и поручил ему большое соло во второй части Траурно-триумфальной симфонии. В первой половине XIX века активно развивается сольное исполнительство на тромбоне: среди тромбонистов-солистов этого времени ― немцы Фридрих Бельке, Карл Квайсер и Мориц Набих, француз Антуан Дьепо, итальянец Фелиппе Чиоффи. Репертуар тромбона пополняется сочинениями Фердинанда Давида, Ф. А. Куммера, Ю. Новаковского и других композиторов[4].

В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны» (отрезок звукоряда, недоступный из-за конструктивных особенностей тромбона). Предпринимались попытки приспособить к тромбону систему вентилей наподобие механизма трубы и валторны, однако это нововведение не получило распространения из-за того, что такие инструменты, хотя и выигрывали в технической подвижности, значительно теряли в звучании (их тембр приближался к жесткому и мрачному тембру басовой трубы).

Во второй половине XIX века формируются мощные, по сравнению с прошлым, мануфактуры по производству инструментов — Bach, Holton, Conn, King — в США, Heckel, Zimmerman, Besson, Courtois — в Европе. Выходят из практики некоторые разновидности тромбона, например, альтовый и контрабасовый.

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе и родственных ему жанрах (джаз-рок и др.) Среди ранних солистов тромбона можно отметить Джека Тигардена и Дж. Дж. Джонсона[en][5][6].

С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона. Однако в симфонических оркестрах используется только три новых разновидности: теноровый тромбон (первый может писаться в альтовом ключе, тогда тромбонист использует более мелкий мундштук для высоких нот, такой псевдоальтовый тромбон типичен для первой партии джазовых оркестров). Тенор-басовый тромбон с квартвентилем (заменяет вышедший из употребления басовый тромбон, но не имеет звука си контроктавы). И тенор-контрабасовый тромбон с квартвентилем двойного действия, заменяющий введенный Р. Вагнером, но вышедший из употребления контрабасовый тромбон и имеющий весь его звукоряд от ми-фа контроктавы. Тембры басового и особенно контрабасового тромбонов более суровые, чем у теноровых, однако трио и квартет (тем более квинтет) тромбонов звучит слитно (в отличие от труб, каждый вид которых резко индивидуален, особенно альтовая и басовая трубы). Типично для оркестра трио тромбонов с тубой (2 тенора + 1 бас) и квартет тромбонов с контрабас тромбоном (туба высвобождается для игры басом для валторн и вагнеровских туб).

Составные части:

  1. крона общего строя;
  2. мундштук;
  3. раструб;
  4. клапан слива жидкости;
  5. кулиса;
  6. вторая стойка кулисы;
  7. первая стойка кулисы;
  8. уплотнительное кольцо кулисы;
  9. резиновый амортизатор(не изображён)

Принцип звукоизвлечения[править | править код]

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменения длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью передвижения кулисы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой — выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон — звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. Основной тон, который называется педальным звуком, можно получить на всех 7-ми позициях, это зависит от мастерства исполнителя, также, как и его громкость. Наиболее легко педальные звуки извлекаются на первых трёх — четырёх позициях.

Позиция Соотв. вентили Основной тон тромбона
I - B (си-бемоль)
II 2 A (ля)
III 1 As (ля-бемоль)
IV 1+2 или 3 G (соль)
V 2+3 Fis (фа-диез)
VI 1+3 F (фа)
VII 1+2+3 E (ми)

Использование квартвентиля[править | править код]

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, жилы или рычага, нажимаемым большим пальцем левой руки. Тромбон с квартвентилем, широкой мензурой и большим раструбом по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон.

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.

Глиссандо[править | править код]

Глиссандо — приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов. Используется этот эффект в произведении Арама Хачатуряна «Танец с саблями» в балете «Гаянэ» и «Болеро» Равеля.

Список тромбонистов

  • Морозов, Александр Николаевич
  • Баташов, Виктор Борисович
  • Бельке, Фридрих Август
  • Блажевич, Владислав Михайлович
  • Венгловский, Виктор Фёдорович
  • Назаров, Вячеслав Сергеевич
  • Пиганов, Максим Владимирович
  • Скобелев, Анатолий Тихонович
  • Сумеркин, Виктор Васильевич
  • Херсонский, Григорий Петрович
  • Пачкаев, Вячеслав Павлович
  • Горбунов, Александр Владимирович
  • Ирхин, Иван Игоревич
  • Голиков, Валерий Витальевич
  • Тромбон // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 427. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9.
  • Сумеркин В.В. Тромбон. — М.: Музыка, 1975. — 78 с.
  • Чулаки М.И. Тромбон // Инструменты симфонического оркестра. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Композитор, 2004. — С. 141—147. — 224 с.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Тромбон // Современный оркестр. Том 2 из 4. — М.: МузГИз, 1953. — С. 184—248. — 447 с.
  • Черных А.В. Тромбон // Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 101—103. — 320 с.
  • Тромбон // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 612—614. — 1056 с.

ru.wikipedia.org

Тромбон

  1. Главная
  2. Музыкальные инструменты
  3. Тромбон
Нотация (запись): 1 3
Строй инструмента: "in C"
Не транспонирует
(итал. - Trombone,  франц. - Trombone,
нем. -
Posaune,  англ. - Trombone,)

Тромбон – духовой инструмент, изготовляемый из меди, способный воспроизводить звуки басово-тенорового регистра.
Тромбон был изобретён в XV веке. Прототипом данного музыкального инструмента считаются кулисные трубы, при игре на которых, также как и на тромбоне, звучание варьируется с помощью передвижения трубки.


Диапазон и регистры Тромбона

Оркестровый диапазон – от ми большой октавы до ля первой октавы.


Название «тромбон» дословно переводится с итальянского, как «большая труба». Техника игры на тромбоне принципиально не отличается от техники извлечения звуков из других духовых инструментов. Данный процесс основан на изменении положения губ исполнителя и длины воздушного столба в тромбоне, за счёт движения кулисы.

Натуральный звукоряд с задвинутой кулисой (I ПОЗИЦИЯ):


Семь различных позиций кулисы вкупе с определёнными для каждой из них комбинацией вентилей, позволяют понижать либо повышать строй тромбона на полтона. Следует отметить, что строение тромбона остаётся практически неизменным, начиная с самых первых инструментов данного вида – сакбутов, и заканчивая современными тромбонами. Главное различие между ними заключается в том, что сакбуты были менее габаритными инструментами. Существует и ещё несколько отличий тромбона от сакбута, но они настолько незначительны, что не стоят упоминания, так как уже в 17-м веке были устранены и тромбон стал выглядеть почти также как и в наши дни.
На фото Сакбут
 Как видите он не сильно отличается от тромбона.
 

Предпринимались некоторые попытки усовершенствовать строение тромбона. В 19-м веке предлагалось установить на тромбон дополнительные вентили, но такое нововведение не прижилось, так как значительно ухудшало звучание инструмента. Лишь изобретение Кристана Затлера – кватервентиль – стало частью тромбона. Благодаря кватервентилю стало возможным воспроизводить звуки на кварту ниже, что не удавалось сделать ранее в силу некоторых особенностей конструкции инструмента. Тромбоны, снабжённые кватервентилем, сочетают в себе качества басового и тенорового видов инструмента. Их так и называют «тенор-бас-тромбон».
Сегодня существует несколько видов тромбонов:
Теноровый, Сопрановый, Контрабасовый, Басовый и Альтовый. Наиболее распространённым является теноровый тромбон, в то время как сопрановый и контрабасовый практически нигде не используются. Наиболее часто тромбон входит в состав симфонического или духового оркестра. В первом случае используются сразу три тромбона, два из которых теноровые, а один басовый. Также активно используют в своих композициях данный музыкальный инструмент джаз-банды или исполнители Ска-панка. Довольно широкое распространение тромбон получил в 19-м веке, причём не только как часть оркестра, но и как отдельный инструмент, для которого создавались сольные партии. Многие из подобных произведений стали настоящей классикой музыки.

Прослушайте как звучит тромбон

xn----7sbab5aqcbiddtdj1e1g.xn--p1ai

Разминка молодого тромбониста

Разминка молодого тромбониста Обмен опытом Статьи
Советы от бас - тромбонистки Linda Yeo.

Разыграться на тромбоне - это важная часть музицирования!

Игра на духовом инструменте очень похожа на спорт - не размявшись, не пробежишь милю без разогрева мышц. Необходимо разбудить мышцы, чтобы пробежать милю. Губы состоят из множества мышц, которые помогают вам играть на тромбоне, и их необходимо согревать каждый день. Представляем разминки, которые помогут вам играть на тромбоне. это интересный способ, чтобы начать разминку. Возьмите свой мундштук из футляра, и начните жужжать в середине вашего диапазона. Сделайте несколько glissando вверх и вниз (без помощи языка), убедившись, что вы достигли более высоких нот за счет увеличения подачи воздуха. Вы можете поставить руку перед мундштуком, чтобы почувствовать воздушный поток. обязательно слушайте свой звук в этой части вашей разминки. Сосредоточте внимание на тон, и это то, что вы должны делать. Вдох во время упражнения должен быть большой, расслабленный. (Если Вы не можете добраться до 7-й позиции, просто пропустите). убедитесь, что вы не используете язык; чтобы брать ноты, только губами, собирать или расслаблять их. Не делайте подачу звука, и контролируйте, чтоб поток воздуха был одинаков на всем протяжении упражнения. Начните с раздела #1, и попрактикуйтесь в движении губ, пока не получится. Затем возьмите раздел #2 для согрева, и так играть каждый день. Когда вы сможете играть #2 очень хорошо, необходимо взяться за #3 раздел. Играйте уверенно, не бойтесь зажать Верхние ноты в упражнении #3! Увеличьте поток воздуха на более высоких нотах, почувствуйте, как мундштук гудит. это неотъемлемая часть вашей разминки. Играть необходимо, по крайней мере 2 - 3 раза в день для разминки. Нагрузка являятся фундаментом музыки, и она должны часто пересматриваться. Теперь вы готовы в течение дня играть и тренироваться на тромбоне. Упражняйся!

Бас-Тромбонистка Ео Линда окончила колледж Уитон (штат Иллинойс) в 2001 году со степенью бакалавра по классу бас-тромбон. После окончания Уитон, она зарекомендовала себя как частный преподаватель музыки с более чем 40 студентами в своей студии, которая охватывает четыре школы в Уитон. Линда - бас-тромбонист духового оркестра Prairie в городе Арлингтон-Хайтс, и Симфонического оркестра Нортбрук. В 2003 году она победителем в ежегодном конкурсе соло североамериканской Ассоциации Брасс групп. Состоит в Литл-рок Арканзаса; и в симфоническом оркестре Монтерей (UANL) в Монтерее.

Ежедневные упражнения для тромбона от Линды скачать в pdf формате.

Ссылки

avisitu.com

Начальное обучение игре на тромбоне в музыкальном объединении дополнительного образования детей

Автор: Кулик Александр Олегович

Наиболее важным временем, когда от педагога требуется пристальное внимание к ученику, является начальный период обучения. Необходимо дать учащемуся минимум элементарных практических рекомендаций, касающихся основных моментов обучения, таких как: звукоизвлечение, навык правильного держания инструмента, основы музыкальной грамоты. Необходимо, что бы эти знания как можно быстрее закрепились в памяти ученика. Это касается, прежде всего тех, кто не имеет начальной музыкальной подготовки.

При первой встрече с начинающим мы обычно в общих чертах знакомим его со строением инструмента. Объясняем, как называются части инструмента, показываем, как собирать и разбирать инструмент. Часто ученик, впервые взявший в руки тромбон, пытается быстрее опробовать инструмент, воспроизвести на нём какие-либо звуки. У каждого обучающегося особенно памятным остаётся первое впечатление от звучания тромбона и поэтому с самого начала необходимо ознакомить учащегося с исполнительскими возможностями инструмента, сыграв для него какое-либо известное музыкальное произведение. Это может сделать хорошо играющий ученик или сам педагог. Помните, что первое впечатление может либо увлечь начинающего, или наоборот, принести разочарование.

Иногда обучение на тромбоне следует начать с освоения родственного инструмента – тенора. Это обусловлено в первую очередь физическими данными начинающего: длиной рук, общим физическим развитием. Кроме того, есть ещё несколько важных фактора в пользу начального обучения на теноре. Во первых на теноре занимаются сидя. На тромбоне, как правило, занимаются стоя, и при этом инструмент держится только левой рукой, а это немалая нагрузка для ребёнка 10-11 лет. Во вторых, при занятиях сидя, на теноре, мундштук более устойчиво стоит на губах, что очень важно на начальном этапе обучения.

Период освоения нотной грамоты у всех разный. Хорошо, если учащийся имеет начальную подготовку занимался ранее на блок-флейте или фортепьяно и знает нотную грамоту.
Осваивая тенор или тромбон, обучающийся обязательно должен заниматься сольфеджио. Интонирование звуков по высоте, пропевание знакомых мелодий развивает слух, а так же «предслышание» звука, что способствует подготовке рабочего состояния губ для извлечение звука нужной высоты.

В настоящее время в вопросе , каким образом следует начинать обучение на тромбоне (теноре), существуют две точки зрения. Одни считают, что инструмент необходимо давать ученику сразу же, другие в своей работе начинают обучение с одного мундштука. И действительно, научить начинающего тромбониста правильно формировать свои губы, верно поставить мундштук – задача наиболее сложная и ответственная, от верного решения которой будет зависеть последующая работа.

Мы в своей работе с детьми используем второй способ обучения, как более прогрессивный. Начальные занятия, в течение нескольких месяцев, начинаем с упражнений на одном мундштуке. В этот период педагог приучает своего ученика формировать губы для извлечения звука, устанавливает мундштук и показывает, как следует извлечь первый звук. При этом способе обучающийся наглядно видит и ощущает процесс звукообразования на мундштучных инструментах (вибрация губ или баззинг). Такой способ способствует свободной вибрации губ, что в дальнейшем будет давать открытый чистый тембр на инструменте. И, наконец, сольфеджирование губами способствует развитию внутреннего слуха (предслышания), что способствует чистой интонации при игре на инструменте. Такой способ занятий очень подробно рассматривается в работе известного педагога А. Селянина «Роль «баззинга» в ежедневных занятиях трубача».

Педагогу необходимо так же показать, как правильно держать инструмент, объяснить общие принципы постановки при игре на тромбоне (теноре). Под постановкой принято считать положение корпуса, головы, рук и ног. Правильная постановка оказывает прямое влияние на работу амбушюра, органов дыхания и на согласованную деятельность всех компонентов исполнительского процесса.

В отличие от других медных духовых инструментов, у которых вес инструмента почти равномерно распределяется на обе руки играющего, вся тяжесть тромбона ложиться в основном на левую руку музыканта, а поэтому может показаться очень трудным – и новичку в особенности – держать инструмент таким образом. К тому же происходит постоянное изменение центра тяжести, возникающее в результате движения кулисы. Необходимо очень внимательно следить за тем, что бы ученик не пытался переложить часть веса инструмента на правую руку, а так же за тем, что бы левая рука не была постоянно в зажатом положении.

Кулиса тромбона – это своеобразный «смычок», при помощи которого происходит переход от одного звука к другому. Поэтому мы следим за тем, чтобы правая рука была максимально свободна и расслаблена, могла совершать быстрые движения. Движения правой руки должны быть точными и уверенными, но ни в коем случае не скованными.
Правильная постановка вырабатывается не сразу, если даже о ней подробно рассказывает и показывает педагог. Поэтому, необходимо постоянно следить за ней на протяжении всего периода обучения.

С извлечения кокой же ноты следует начинать обучение на тромбоне? С той, которая получается «сама по себе», или всё-таки, с освоения какой-то конкретной ноты? Думается, что в данном вопросе не может быть единой точки зрения. Ни у кого не вызывает сомнения, что первые звуки тромбониста должны быть извлечены на 1-ой позиции. Это может быть звук фа или си-бемоль малой октавы, а так же звук си-бемоль большой октавы.

Мы в своей работе с учениками используем следующий способ изучения позиций инструмента: сначала мы изучаем натуральные звуки I позиции, а затем последовательно изучаются II, III, VI позиции. Далее можно усвоить и все последующие, для большего разнообразия. После изучения первых четырёх позиций, постепенно переходим к изучению гаммы си-бемоль мажор. При таком способе изучения позиций хорош тем, что осваивая близлежащие позиции (I, II, III), ученик может внимательно следить за правильностью постановки. Постепенно, по мере усвоения этих позиций, можно переходить и к дальним позициям (IV,VI).

Важно на начальном этапе делать перерывы, примерно, через каждые 15-20 минут, для того, что бы ученик мог дать отдых левой руке, походить, расслабиться.

Рекомендуемая литература:

  • Селянин А. «Роль баззинга в ежедневных занятиях трубача», Москва, 1983 г.
  • Венгловский В. «Основы рациональной постановки при игре на тромбоне» Москва, 1983 г.
  • Сумеркин В. «Тромбон» Москва, 1985 г.
Всего комментариев: 0

www.uchportal.ru

Игра на тромбоне продлевает жизнь

Ульяновский тромбонист рассказал, какого «пола» его инструмент и зачем музыкантам грызть семечки.

Ульяновская филармония завершает юбилейный 70-й концертный сезон, и каждый ее творческий коллектив готовит для зрителей свою программу. Уже в это воскресенье «сливками» своего репертуара публику побалует государственный духовой оркестр «Держава» «Губернаторский», при этом солировать в этот вечер будет один из самых выразительных духовых инструментов — тромбон. Инициатор концерта музыкант Андрей Козин поделился с «УП», почему на концерт стоит прийти не только ценителям этого инструмента, но и людям, мало знакомым с музыкой духовых.

— Андрей, чем будете «угощать» публику? Все-таки название концерта — «Магия тромбона» — интригует…

— Мы этот концерт готовили давно — собирали репертуар, чтобы показать возможности своего инструмента. Я и задумал его как пропаганду тромбона, могу честно признаться, что я — патриот своего дела, болею за него. Поэтому и подбирал музыку, способную показать всю его красоту и благородство. Ведь даже многие музыканты воспринимают тромбон как «тяжелую артиллерию» симфонического оркестра, помню, как-то на одном из камерных концертов наши коллеги-струнники удивились, насколько «гибок» тромбон — они считали, что он может быть только суровым и жестким. А мы раскроем для слушателей и другие его стороны. Можно сказать, что в этот вечер мой инструмент предстанет во всей красе, а музыка будет самая разная — от Астора Пьяццоллы до Муслима Магомаева. Кроме меня на концерте выступят иногородние музыканты — мой сын Андрей, который недавно окончил Московскую консерваторию, а сейчас работает в Омске, и тромбонистка из Казани Наталья Морозова. Выступят и наши ребята — Андрей Маленкин и Антон Беляков. В основном солировать буду я, но в общей сложности в концерте примут участие 6 тромбонистов. Вместе с нами на сцену выйдет прекрасный пианист Вера Корчева, она поможет продемонстрировать грани этого инструмента. Будут и вокалисты — Вера Чиркина и Владимир Самарев. Все вместе мы покажем тромбон со всех сторон, исполним и серьезную, и легкую, и шуточную музыку.

— Как давно вы сами занимаетесь музыкой?

— Я играю на тромбоне с 12 лет. Сначала стал музыкальным воспитанником военного оркестра — при оркестрах военных училищ есть такой «институт», когда дети учатся в школе, но при этом живут в казарме, можно сказать, ведут солдатскую жизнь, разве что присягу не принимают. Там мне и привили любовь к тромбону, дальше уже там я и делал свои шаги. Выбрал именно тромбон, потому что сам вырос в семье музыкантов — отец тоже играл на тромбоне, с малых лет он водил меня за ручку в оркестр. Потом и я своего сына так же водил — в итоге и он стал музыкантом. Сейчас уже подрастает моя внучка, ей всего три года, но она уже тянется к инструменту. Не знаю, продолжит ли она нашу династию, но видно, что она интересуется музыкой, у нее даже есть свой альт-тромбон, он меньше, чем теноровый и больше подходит для ребенка. А что касается меня, то в Ульяновском симфоническом оркестре я работаю уже 20 лет, кроме того, с самого момента основания сотрудничаю с оркестром «Держава».

— Какой характер у вашего инструмента?

— Во-первых, сразу скажу: тромбон мужского рода. Отсюда его величественность и мощь.

Хотя нельзя сказать, что на нем играют только мужчины, многие девушки его прекрасно осваивают. Есть даже женские ансамбли тромбонисток, и они, естественно, отличаются своим звучанием. Я слышал выступление такого квартета — это, конечно, было чем-то особенным. Сложно объяснить, что эти девушки делают иначе, но все у них получается как-то мягче, женственнее… Во-вторых, это благородный инструмент, когда на нем играешь, стараешься соответствовать ему, быть достойным. У него большие возможности — на нем многое можно высказать, главное, чтобы музыканту было что сказать. Для меня это довольно своеобразный, но очень мною любимый инструмент.

— Физически сложно играть на тромбоне? Он накладывает на вас какие-то ограничения? Как для вокалистов, например, табу — семечки?

— У нас, наоборот, есть свой секрет с семечками (смеется). Мы говорим, что если надо сыграть штрих стаккато — это когда нота берется коротко и воздух надо резко и быстро выдохнуть, как раз для тренировки можно погрызть семечки. Что качается нагрузок, то все умения закладываются с раннего детства, и поэтому как нагрузка работа не воспринимается. Это же смотря как к этому вопросу подходить. Например, дирижер нашего симфонического оркестра Олег Зверев часто просит от нас драйва — и это не случайно, ведь тогда на этой волне мы не столько отдаем физические силы, сколько получаем эмоции от того, что мы делаем. К тому же у всех, кто играет на духовых инструментах, расширены легкие, благодаря этому можно сказать, что у нас жизненный запас больше. Мы вдыхаем больше кислорода, а если мозг обогащается кислородом, то он работает эффективнее. Поэтому если правильно пользоваться этими особенностями профессии, она даже продлевает жизнь.

— Чтобы сохранить форму, делаете специальные упражнения? Или занимаетесь спортом?

— Наша профессия, как и любая другая, — это сумма навыков, потому форму нужно поддерживать постоянно — заниматься, репетировать. Есть множество систем. Я выбираю самое подходящее для меня из разных методик. Ну, и, естественно, спорт. Не бокс, конечно, но легкая атлетика и плавание — наши верные друзья.

— Кого бы вам хотелось пригласить на свой концерт? Ценителей и знатоков инструмента или все же широкую публику?

— Тромбон задействован во всех видах оркестров и во всех видах музыки — будь то классика, джаз или эстрада. Он хорошо сочетается и со струнными, и с клавишными инструментами. Он универсален — именно поэтому хочется, чтобы его очарованию поддались не только те, кто знает и любит тромбон, но и все, кому интересны эксперименты, кто хочет открывать для себя что-то новое.
Анастасия Гайнутдинова

ulpressa.ru


Смотрите также