Как играть на табле
Риффы для электрогитары для начинающих: лёгкие табы новичкам
Гитарный рифф – это мелодическая фраза, или последовательность нот, аккордов, которая может повторяться в песне снова и снова (во вступлении, после куплетов и припевов) или прозвучать только один раз, например, между частями музыкального произведения. Эти фразы особые – яркие, запоминающиеся. По ним можно узнать тему на слух – фишка, изюминка в структуре музыкального произведения.
Рифф может быть лишь только дополнением в аранжировке песни или являться её основой. Многие стилевые направления рока являются риффовой музыкой (хард-рок, трэш-метал, дэт-метал и др.).
Прообраз риффа – остинато (многократное повторение мелодической фразы, ритмической фигуры) – используется в классической музыке со времён средневековья. С 30-х гг. XX века риффная техника используется джазменами в оркестровых аранжировках и джаз-бандах.
Ну а началом эволюции рок-риффов можно считать блюзовые темы 1950-х гг. Например, в песнях «Hoochie Coochie Man» Muddy Waters и «Smokestack Lightnin’ » Howlin’ Wolf’s можно услышать во вступлении риффы, щедро вздобренные блюзовыми интонациями.
Эти и другие блюзовые композиции 50-х гг. как зёрна музыкальной идеи дадут буйные всходы на почве рока в последующие психоделические, громыхающие, кричащие 60-е и 70-е, 80-е и 90-е гг. И не блёкнут, не теряют своей эмоциональности, оригинальности и в наши времена – в XXI веке – в эру сумасшедших музыкальных изысков альтернативного рока и тяжёлой гитарной музыки.
В этой статье мы разберём риффы для электрогитары для начинающих. Список составлен не по степени популярности песен. Но есть в нём определённая концепция от простого к сложному: то есть первые темы сравнительно лёгкие для исполнения и далее уже посложней… придётся позаниматься больше, чтобы научиться играть. В подборке музыкальный материал различных периодов рок-музыки прошлого века: начиная The Rolling Stones, The Beatles и заканчивая Nirvana, Metallica (времён «Чёрного альбома»). Риффы для электрогитары новичкам представлены в виде нот и табов с фрагментами из оригинальных аудиозаписей исполнителей (можно послушать онлайн и скачать). Так что всё необходимое для занятий у вас будет.
Ну что ж берите гитару в руки! Мы начинаем!
1. In My Life – The Beatles
Простейшая, но красивая, задушевная мелодия на первых двух струнах в пределах первых пяти ладов грифа. Отличный вариант попрактиковаться для начинающих обучение на гитаре с нуля.
2. The Man Who Sold The World – David Bowie
Эту песню вы могли слышать и в исполнении Курта Кобэйна. Простейшая, но интересная фраза из трёх нот. Также вам придётся сделать бенд на третьей струне (подтянуть её на полтона – как играть указано в табах).
3. Satisfaction (I Can’t Get No) –The Rolling Stones
Тема не нуждается в особенном представлении. Классика есть классика. Но для новичков – то, что нужно. Рифф играется на пятой струне в трёхпальцевой аппликатуре. Не забудьте про глиссандо (скольжение по струне) и залигованные ноты (пул). Что ещё примечательного, вторая нота риффа при повторе за вторым и третьим разом по длительности меньше (не четвертная, а восьмая), то есть снимайте её раньше, чтобы прозвучала более отрывисто.
4. Politician – Cream
Очень и очень интересная гамма в риффе. По крайней мере, для блюз-рока. Звучит немного необычно. Но ходы лёгкие, освоите быстро.
5. Day Tripper – The Beatles
И да здравствует рок-н-ролл! Всё в лучших традициях этого стиля. Не без присутствия блюзовой магии. Фраза играется на электрогитаре во второй позиции с использованием открытых струн.
6. Hey Bulldog – The Beatles
И снова Битлз! Акцент на пониженной квинте (с Си на Фа) придаёт немного агрессивное звучание. Что, впрочем, Джоном Ленноном, автором песни, наверняка и задумывалось.
7. Oh, Pretty Woman – Roy Orbison
Познакомьтесь с историей! Рифф от пионера рок-н-ролла. Его первая часть повторяется несколько раз, и потом играется полностью. Что создаёт развитие. Имеет определённую схожесть с фразой из Day Tripper (The Beatles). И кстати, песни были написаны практически в одно и то же время.
8. Dazed And Confused – Led Zeppelin
Мрачная, тянущаяся по хроматике (движение по полутонам) мелодия в блюзовом ритме 12/8. Наверное, это один из секретов гитарного мастерства Джимми Пейджа – получать вот такой экзотический сплав блюза и рока. Полутоновые бенды чередуются с «чистыми» нотами сначала на четвёртой струне, а потом и на пятой, что и создаёт хроматизм. Но на самом деле это лёгкие риффы для электрогитары. Нотной записи не пугайтесь. Главное –научиться точно делать бенды.
9. Californication – Red Hot Chili Peppers
Если вы только начинаете штудировать баррэ на гитаре под названием F, Californication отличная тема попрактиковаться. В теме играется в I позиции фа мажор с мелодическими добавками в неполной аппликатуре (только на басовых струнах). А точнее – в гармонической связке Am – F. Да и вообще, это классный рифф для электрогитары 🙂
10. Come As You Are – Nirvana
Как захотите сыграть этот гранжевый психоделизм, первым делом перестройте все струны гитары на тон ниже. Иначе с оригиналом сыграть не получиться: если строй стандартный – будет жуткое нестроение с разницей в тон; выдаст вашим ушам не ту психоделику, которая требуется. А в остальном просто – табы для новичков. И всё-таки музыкальный минимализм Курта Кобейна гениален!
11. Hells Bells – AC/DC
Мрачная баллада «Колокола ада», написанная группой спустя некоторое время после смерти первого вокалиста Бона Скотта. Перебор с овердрайвом. Ноты при игре арпеджио не приглушаются, а сливаются. В конце каждого четырёхтактового квадрата мелодический ход пауэр-аккордами: квинта от C, и секста от B (мизинец остаётся на том же ладу, а указательный перемещается на II лад).
12. Black Sabbath – Black Sabbath
Протяжные, мистические звуки. Какие могут быть сомнения в том, что это чёрная суббота? Штрихи, указанные в завершении фраз приближены к оригинальной записи. Но если вам совсем будет сложно совладать со всеми этими скольжениями по струне вверх и вниз, просто выдерживайте длительность ноты или трели и потом делайте восходящее глиссандо, где это необходимо. В помощь видео песни с концертных выступлений Black Sabbath. И кстати, о трелях (в этом риффе они точно дьявольские!): смотрите в табы – где над нотой C# (до-диез) есть надпись «tr» нужно быстро посредством техники «хаммер он + пул оф» чередовать её с нотой D (ре).
13. Crazy Train – Ozzy Osbourne
Сумасшедший поезд вот-вот отправится в путь! Классный ход в фа-диез миноре. Что-то наподобие педального тона: постоянно повторяющийся тонический звук (F#). За четвёртым разом фраза заканчивается пауэр-аккордами. И играются они с отрытыми струнами на первых ладах. В E5 третья струна приглушается, не звучит (схемы аккордов изображены в табулатуре).
14. Into The Fire – Deep Purple
Рекомендуется для начинающих, осваивающих хроматические ходы, и просто для поклонников классического хард-рока. Да-да, вы ничего не перепутали. Как пошли во втором такте с первого лада шестой струны – и аж до шестого (до ля-диез значит). И в заключительном такте ещё одна «хроматическая прогулка» – до 11 лада.
15. Heathens from the North – Yngwie Malmsteen
Преоригинальные «длинные» риффы от великого неоклассического маэстро. Строй гитары опустите на полтона. В третьем такте трель (7 и 8 лад на четвёртой струне). Не пропустите это мелодическое украшение!
16. Stargazer – Rainbow
Не песня, а целая рок-поэма. Рифф определённо эпический. Ричи Блэкмор умело использовал «проходящие» полутона в мелодии. Кульминация разворачивается аж на пять четвертей.
17. July morning – Uriah Heep
Любите красивые мелодии? Тогда бросьте всё и сыграйте этот фрагмент песни «Июльское утро». Впечатление гарантируется. Тут есть и мистицизм (в какой-то момент кажется, что присутствуют интонации из произведения «В пещере горного короля» Эдварда Грига), и лирика, какую может дать только рок. Добавляйте к звукам глиссандо, где указано в табах.
18. Breaking the Law – Judas Priest
Быстро, мощно. Ну что ещё сказать. Judas Priest – и этим всё сказано. По технике исполнения довольно всё просто – а-ля табы для начинающих. Ход с открытой пятой струной. Но сначала, конечно, играйте в медленном темпе. Желательно поупражняться.
19. Bohemian Rhapsody – Queen
Фрагмент легендарного произведения Queen. В табах выписан вариант фразировки с P.M. (Palm muting – глушение струн ладонью).
20. Black Night – Deep Purple
Тема играется в триольном ритме шаффл. Две восьмые в нотной записи приравниваются к триоли (четвертная + восьмая в ребре «3»).
21. Susie Q – Creedence Clearwater Revival
Утончённого музыкального вкуса гитаристам из Creedence Clearwater Revival не занимать. Шикарные в мелодическом и ритмическом разумении фигуры в боксе ми минорной пентатоники на первых трёх ладах с открытыми струнами. Ноты, над которыми стоят «точки», играйте отрывисто. Соль на шестой струне чуть-чуть оттягивайте вниз. Не перестарайтесь – требуется всего примерно четверть тона. Поиграйте вместе с аудиозаписью – и быстро научитесь.
22. One For The Road – Judas Priest
Очень даже оригинальный рифф для электрогитары на пять четвертей (заметьте!). Где указан «x», струну нужно полностью заглушить (пальцами левой руки) и сделать удар медиатором.
23. Outside Woman Blues – Cream
Тут есть заковыристый аккорд – E7 #9. Если ещё не знакомы с ним – знакомьтесь обязательно. Попадётся в роковых темах вам ещё не раз и не два. Вот, например – Gary Moore «Power of the Blues». Там тоже он есть только в другой аппликатуре.
24. Up Around The Bend – Creedence Clearwater Revival
Ну очень красиво и мелодично – рифф на аккорды D – D – A – D в виде ломанных арпеджио. Отдельно поработайте над форшлагами (маленькие нотки возле основных) – быстрые глиссандо по 3-ей струне.
25. Heartbreaker – Led Zeppelin
Не пугайтесь большого количества нот. Фактически ход повторяется: сначала по ля минорной потом по си минорной блюзовой гамме + бенды на полтона и тон на шестой струне.
26. Manic Depression – Jimi Hendrix
Рифф на ¾ да и ещё в триольной пульсации. Где в нотах по две восьмых на самом деле нужно играть фигуру – четвертная + восьмая в триоли. Но чтобы сильно не заморачиваться, попытайтесь словить ритмические рисунки на слух (слушая аудиозапись). Почувствуйте пульсацию. Но риффы для электрогитары от Джимми Хендрикса – это определённо уровень, источник вдохновения. Так что наберитесь терпения и освойте тему. Окупится сторицей.
27. Moby Dick – Led Zeppelin
Гитарный строй нужно немного изменить. Шестая с E (ми) в D (ре). То есть на тон ниже. Рифф имеет структуру похожую на блюзовый квадрат. Ноты, обозначенные точками, играйте отрывисто. Также выдерживайте шестнадцатые паузы («не растягивайте» звуки).
28. Purple Haze – Jimi Hendrix
Во фразах есть довольно много заморочек со звукоизвлечением (отрывистый штрих, мелизмы, глиссандо, бэнды на четверть тона). Но как уже выше и говорилось о творчестве Хендрикса – не жалейте времени и хорошо изучите рифф. Повысите свой исполнительский уровень. Почерпнёте много интересного.
29. Smoke on the water – Deep Purple
Классика рока. Играется в соль миноре квартами. Делайте удары по приглушенным струнам, где в табах указан символ «x».
30. Rocka Rolla – Judas Priest
Этот рифф тоже с квартами. Имеет интересное развитие. К первой фразе при каждом повторе добавляются ещё ноты.
31. Working Man – Rush
К ритмическом рисунку на аккорде E5 добавляются различные мелодические ходы. Переход к следующей части через открытую шестую струну.
32. Bird of prey – Uriah Heep
Вот они такие были «первые ласточки» хеви-метала. Готовьтесь поупражняться на переменный штрих. В последнем такте красивая мелодичная фраза. С ней определённо можно поэкспериментировать на досуге. В смысле того, что это отличный материал для создания импровизационных линий и для написания собственных тем.
33. I Was Made For Lovin’ You – KISS
Даже те, кто не увлекается рок-музыкой, хотя бы раз, но слышали эту песню. А именно рифф с неё может и больше. Он стал жертвой всяких-разных электронных ремиксов. Но мы, конечно, представляем вам его в формате оригинальной записи от группы KISS. В последнем такте небольшая заморочка с аккордом: удерживайте на Em дополнительно указательный палец как на баррэ, чтобы сделать пул к седьмому ладу (четвёртая струна не звучит).
34. Ain’t Talking’ ‘Bout Love – Van Halen
Несмотря на гармоническую простоту Ain’t Talking’ ‘Bout Love – Am, F, G и т.д. – она звучит шикарно. Хочется играть снова и снова. Гитарист-виртуоз Ван Хален знает толк в концепции «всё гениальное просто». Однако! Над звукоизвлечением арпеджио с приёмом P.M. всё-таки нужно будет поработать. Добивайтесь чёткого звучания каждой ноты.
35. Message In A Bottle – The Police
Рифф в аккордах. Да и ещё в каких. Квинта с 9-ой ступенью. Мизинец нужно будет раскорячить как следует. Аппликатуры аж на пять ладов. Но только ля будет попроще, так как там с открытой струной. Так что прежде чем рваться в бой – осваивать эту тему – хорошенько разогрейте левую руку и, особенно, мизинец. Упражнениями, конечно, а не камином, отопительной батареей или паяльной лампой 🙂
36. Antonin Artaud – Bauhaus
Множество музыкальных критиков считают группу Bauhaus основателями готик-рока. И рифф из этой песни – прямое доказательство состоятельности этой версии. Повторяющиеся арпеджио, интервалы в аккордовой последовательности F – B создают мистическое и даже в каком-то смысле зловещее настроение.
37. Iron Man – Black Sabbath
Не знаете, как играть квинты на гитаре? Спросите Тони Айомми. У гитариста группы, оказавшей влияние на развитие хеви-метала, создавшей фундамент для дум-метала, определённо можно почерпнуть множество полезного, и по квинт-аккордам в том числе.
38. Man On The Silver Mountain – Rainbow
Первая песня из первого альбома Rainbow – ещё один шедевр Блэкмора. Перегруз на гитаре накручивайте в меру. Обязательно играйте отрывисто (без «хвостов») указанные отдельные ноты и интервалы.
39. Sunshine Of Your Love – Cream
Средний темп, без каких-то технических наворотов – но попотеть придётся, чтобы сыграть. Двухтактовая фраза повторяется с различными вариациями. За третьим и четвёртым разом добавляются аккорды – D и С. Это немного видоизменённые аппликатуры септаккордов на баррэ. Указательный палец приподымайте, чтобы нота на шестой струне звучала, а остальные струны были приглушены (то есть палец лежит на остальных струнах, но не прижимает их).
40. T.N.T – AC/DC
Горячий рок-н-ролльный ритм. Простые аккорды, но нужно чётко выдерживать длительности и добавлять удары по приглушенным струнам (в табах «x»). Соль на шестой струне (3 лад) слегка оттягивается.
41. Since You Been Gone – Rainbow
Рифф полностью на квинтах, кроме G. К нему подход особый. Аппликатура немного замудрённая, но зато классно звучит. Если совсем застопоритесь на этом соль мажоре, то сыграйте его в стандартном варианте с открытыми струнами, но с приглушенной пятой струной. Примерно так, как Brian May (найдите эту тему на Ютубе в его исполнении).
42. Enter Sandman – Metallica
Тяжёлые риффы от Metallica. Пусть и не такие тяжёлые, как в первых альбомах группы. Но метальная энергетика в них присутствует. Стиль и мелодика музыкантов тоже узнаваемы.
43. Back In Black – AC/DC
Смесь мощных пауэр-аккордов в позиции с отрытыми струнами (на первых двух ладах) за первым разом завершаются фразой по блюзовому ми минору, а за вторым – хроматическим ходом через ноту B.
44. Whole Lotta Love – Led Zeppelin
Стремительный темп, акцентированные ритмические фигуры на аккорде E5. Ещё одна примечательная особенность – хитрый бенд на пятой струне. Подтяжка всего на четверть тона (от унисона с четвёртой открытой струной) создаёт эффект слегка расстроенной струны или, если хотите, порядком накрученного хоруса. Звучит оригинально.
45. Fire – Jimi Hendrix
Огонь Хендрикса никогда не угаснет. С фуззом – врывающиеся как языки пламени октавы сменяются пентатоническими ликами.
46. Walk This Way – Aerosmith
Можно предположить, что заглавный рифф и сделал песню успешным синглом группы в 70-х. Добивайтесь предельной чёткости звучания – P.M., отрывистые штрихи. Начинайте разучивание с медленного темпа, разберитесь во всех нюансах звукоизвлечения.
47. Song 2 – Blur
Гранжевая забойная альтернатива. Рифф построенный на квинтах служит раскачкой для предстоящего взрывного проигрыша. В стандартном строе (1 струна – E) играется от F5.
48. Smells Like Teen Spirit – Nirvana
Как бы в продолжение музыкальной волны предыдущего риффа. Колоссальный выброс электрогитарной энергии. Одним словом – гранж. Педальку с дисторшн держите под ступнёй наготове. И помните, что её нужно включить из-за такта на последнем аккорде квадрата (это место указано в табах). Ноты в скобках – удары по открытым струнам при переходе с одного аккорда на другой.
49. Sweet Child O’ Mine – Guns N’ Roses
Мелодичный ход с межструнными скачками в ми минорном боксе в XII позиции. Гитара настроена на полтона ниже. Не смотрите на объём табов. На самом деле разучивать много не придётся. Так как одна и та же фраза повторяется, только начинается с другой ноты. Сначала два раза от D, потом от E и от G. В кульминации (последних двух тактах) ход меняется.
50. The Sails Of Charon – Uli Jon Roth
Эпический рифф от Ульриха Рота, непревзойдённого мастера классического хард-рока. Причём на одной струне – пятой (в последних тактах аккорды – это переход к следующей части песни). Ми минор гармонический, или фригийский мажор от B (си). Глиссандо от 2 к 14 ладу можно играть так: указательный палец левой руки перемещается практически к 12 ладу, а на 14 ладу ставится мизинец (без удара медиатора), ноту нужно сыграть отрывисто.
В дополнение к табам посмотрите это видео (Uli Jon Roth лично показывает, как играть рифф в оригинальном и замедленном темпе).
Всё! Статья на этом заканчивается, а риффы для электрогитары – нет! Это к тому, что можно ещё 50 раз по 50 создать подобных подборок всяких-разных роковых риффов. Исследуйте пласты музыки – играйте разнообразный музыкальный материал! Интересных и плодотворных занятий на гитаре! Не забудьте поделиться своими впечатлениями в комментариях. С удовольствием ответим на все ваши вопросы.
Как играть по табам
Меня часто просят делать видеоразборы к своим аранжировкам. Честно сказать, я не сторонник видеоразборов, потому что считаю, что есть путь намного проще – это табулатуры (табы). Табы ещё называют “нотами для ленивых”. Но есть альтернатива – “персональный видео разбор”⇒
Люди часто путают табы и ноты и ставят их примерно на один уровень, и поэтому, считая табы также как и ноты чем то сложным, даже не хотят разобраться как по ним играть. А на самом деле это намного намного проще чем ноты. Чтобы знать ноты, нужна определённая подготовка. Чтобы разобрать произведение на гитаре по табам, не нужно никакой подготовки. Вообще никакой! Разобраться и понять как играть по табулатурам можно за 5 минут!
Чтобы разобраться в видеоразборах нужны часы, и даже дни присматривания, прислушивания к видеозаписи, потом попыток повторить услышанное и т.д. Это по-настоящему сложный и трудный путь. Потратьте 5 минут своего времени, чтобы понять, что такое табы, и вы забудете что такое долгие мучительные разборы гитарных аранжировок!
Итак, что из себя представляют табы?
Всего два элемента: 1. Обозначение струн (1,2,3,4,5,6), напоминаю, что цифрой 1 обозначается самая тонкая струна, а цифрой 6 – самая толстая)
2. Обозначение ладов
На приведённом изображении мы видим что нужно зажать 2-ю струну на 1-м ладу, 4-ю струну на 2-м ладу, причем зажать эти струны и сыграть их нужно одновременно, так как циферки находятся одна под другой, что означает одновременное звучание этих двух струн. Далее две открытых струны: 2-я, 3-я (обозначаются открытые струны ноликами) и снова 4-я струна зажатая на 2-м ладу, сыграть их нужно последовательно, т.к. цифры, как мы видим, расположены по порядку, и идут одна за другой, и т.д…
Вот таким образом разбираются табы. Вы смотрите видео исполнения аранжировки, хотя достаточно даже просто слушать аудио, смотрите в табулатуры и повторяете. Разбирать нужно короткими фрагментами. Т.е. включаете аранжировку на видео или аудио, слушаете несколько секунд начала, примерно запоминаете как звучит, останавливаете запись, затем берете табы и разбираете как это сыграть, какие струны на каком ладу. Потом, когда поняли как играть и запомнили этот кусок, переходите к следующему фрагменту.
Я вас уверяю, что как только вы разберетесь что такое табы, и как легко по ним разбирать гитарные произведения, вы забудете что такое видеоразборы. Плюс, для вашего удобства, ко всем моим переложениям теперь добавлена аппликатура. Вы сможете воспользоваться ей, даже если играете только по табулатуре, не зная нот. Как это сделать, читайте здесь.
С табами разучивание пойдёт намного быстрее и вы сэкономите массу своего времени, и сможете сосредоточить своё внимание на качестве и технике исполнения, и тогда то, что вы играете зазвучит по-настоящему хорошо!
Также рекомендую почитать более подробную статью о том, как читать табулатуры, и в частности как работать с ними в программе Guitar Pro здесь
19.03.2014 .
![]() Живи в ритме! | Как играть на Дарбуке. Положение и основные удары: Дун, Тек, Ка.
Дарбука — старинный ближневосточный барабан кубкообразной формы. Средняя высота инструмента — 430 мм, диаметр мембраны — около 220 мм, хотя встречаются, конечно, разные. В зависимости от размера и, соответственно, звучания, дарбуки могут носить разные названия. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и сумбати — нечто среднее между таблой и дохоллой. К семейству кубкообразных барабанов принадлежат также африканский джембе, иранский тонбак и многие другие барабаны. Барабан на Востоке — не просто музыкальный инструмент, это хранитель исторических традиций и постоянный спутник человека. Бой на дарбуке можно услышать на базаре и во время церемоний. Существуют азиатские и африканские ритмы, которые, не меняясь, веками звучат на свадьбах и похоронах, поднимают бойцовский дух воинов и кулачных бойцов, отмечают рождение детей, религиозные действия, смену календаря и другие традиционные торжества. Во время игры на дарбуке очень важным моментом является правильное положение рук и ног играющего. Неправильное положение приводит к преждевременному утомлению и трудностям при исполнении. Постановка инструмента может быть довольна разнообразной, но во всех случаях корпус дарбуки, опираясь на левое бедро, располагается в горизонтальном положении так, что мембрана находится ближе к правой руке (для левшей наоборот). Такая асимметричность связана с разной ролью, которую выполняют правая и левая рука. Правая рука в основном играет базовый ритм, левая — украшения и заполнения. Для предотвращения падения дарбуки во время сильных ударов приподнимайте слегка левую пятку, чтобы дарбука ложилась удобнее. В дальнейшем для обозначения ритмов мы будем использоваться язык звуков Дун-Те-Ка. Ваша задача — четко проговорить, запомнить и воспроизвести эти ритмы. Для занятий в домашних условиях во избежание шума бывает необходимо вкладывать внутрь корпуса ткань. Это не только снижает шум, но и делает удары сухими и четкими, что способствует отработке техники. D (Дун) — звук сердца дарбуки, извлекается из средней и центральной части мембраны сложенными пальцами и частью ладони. Для чистоты звука между пальцами не должно быть никаких зазоров. При тихой игре звук можно извлекать подушечкой среднего пальца, согнутого в форме клюва. Для быстрого переключения к высоким ударам руку не следует помещать слишком близко к центру. Рука при ударе выполняет легкое волнообразное движение, при этом локоть не следует оттопыривать, а ладонь отскакивает от мембраны в результате расслабления запястья и колебания мембраны. Для проверки расслабления достаточно зафиксировать запястье на 90°, а пальцы при движении рук должны издавать хлопок. Если рука недостаточно расслаблена или входит под неправильным углом, то звук будет сухой и неглубокий. Басовый удар левой рукой называется Гун (G). Запястье расслаблено, локоть левой можно слегка поднять, но не сильно высоко. Некрасиво, когда локти торчат во время игры. T (Тэк) — голос дарбуки, его тембр индивидуален для каждого инструмента, а высота регулируется натяжением мембраны. С древних времен и по сей день дарбуки с кожаными мембранами настраивали, нагревая их под солнечными лучами или у костра. В турецкие глиняные дарбуки для натяжения встраивают лампочку накаливания, а египетские дарбуки с пластиковыми мембранами настраиваются при помощи винтов. Звук «Тек» извлекается верхними фалангами пальцев в месте соединения корпуса и мембраны. Пальцы прямые и растопыренные, а запястье находится слегка за плоскостью мембраны. Несмотря на то, что пальцы расслаблены, не следует их изгибать. Удар должен быть достаточно громкий и внятный. Во избежание повреждения пальцев, слишком сильно бить тоже не стоит. Со временем кожа пальцев становится тверже и устойчивее к сильным ударам, при этом мозолей возникать не должно в отличие от других видов барабанов. Для более быстрой игры используются удары отдельными пальцами. Иногда для разнообразия звука удар наносится чуть ближе к центру, но вначале нужно научиться контролировать, чтобы место и сила удара оставались постоянными. K (Ka) — изюминка дарбуки. Удар выполняется сложенными безымянным и средним пальцами. Локоть должен покоиться на корпусе, сохраняя инструмент в стабильном положении. В случае быстрой игры в турецкой манере его можно слегка поднять до уровня запястья. Рука с запястьем образуют прямую линию, а пальцы согнуты в форме буквы Г. При ударе запястье выполняет вращательное движение, пальцы падают на край мембраны за счет расслабления, а не нажатия, подобного игре на фортепьяно. Звук должен получаться четкий и не раздвоенный. При игре на египетской дарбуке звук по звонкости напоминает звон колокольчика. Если мембрану в верхней части прижать, то можно получить самые разнообразные по тону звуки. Такие удары напоминают резкие сухие щелчки и называются Слэпом (S). По чистоте слэпа можно проверить качество удара Ка и степень расслабления пальцев. У большинства левая рука находится в спящем состоянии, а мышцы находятся в постоянном тонусе, но игра на дарбуке приводит к ее освобождению, так как требуется высокая беглость и расслабленность. Это, в свою очередь, активизирует правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление. B (Бэк) — очень важный и вместе с тем один из самых сложных ударов. В некотором смысле он является противоположностью удара Дун, так как он наносится в том же самом месте, но рука при ударе не отскакивает, а плотно прижимается к мембране, гася ее колебания. Бэк напоминает хлопок без малейшей примеси баса. Рука максимально расслаблена, а пальцы сложены в виде лодочки. На Египетских дарбуках Бэк звучит особенно хлестко и громко. Существует множество разновидностей Бэка, как открытые, так и закрытые. При выполнении открытого удара рука отскакивает от мембраны, при этом звук получается очень высокий и хлесткий. Для достижения этого результата следует тренироваться в выполнении бэка отдельными пальцами. Особенно интересно звучит Бэк, выполненный указательным пальцем. Еще одна разновидность Бэка — удар Пэк, выполняемый левой рукой. Орнаментация ритмов при помощи роллов (~, r) является изюминкой игры на дарбуке. Как правило, роллы являются форшлагами — украшением перед сильной долей. Иногда встречаются роллы от сильного удара (нахшлаг). В дальнейшем под «~» в качестве обозначения имеются ввиду одиночные форшлаги, а под обозначением «r» имеются ввиду комбинации из 32-х долей, растянутые на несколько 16-х. В разделе ритмов роллы не прописаны, их надо использовать по своему усмотрению. Важно помнить, что не стоит переусердствовать с роллами, оставляя для ритма воздушное пространство. Каждый ролл должен играться четко и выразительно. Помимо базовых ударов существуют самые разнообразные типы ударов, например щелчки пальцами, щелчки ногтями и щетки. Список обозначений основных видов ударов
В записи ритмов везде, где указан акцентированный T, можно использовать Bak, Slap или щелчок в зависимости от желания придать звуку ту или иную окраску. Звук рождается на границе инcтрумента и человека, его чистота зависит от глубины взаимодействия и эмоционального состояния. Добивайтесь глубокого низкого Дуна, без отзвука, и четкого звонкого Тека. В нашей школе этнических барабанов мы этому несомненно научим вас. См. также популярные восточные ритмы и основные музыкальные термины. Отдельно коснемся турецкой разновидности дарбуки с острыми краями (мы будем называть ее турецкой дарбукой). В отличие от традиционной арабской дарбуки, здесь кистевой удар для исполнения tek левой рукой заменен на щелчок — соскальзывание безымянного пальца с большого (или со среднего). Технические возможности турецкой дарбуки довольно ограничены (прежде всего, для левой руки), и она постепенно теряет популярность. Одно из немаловажных достоинств турецкой дарбуки — легкость ее конструкции, позволяющая использовать ее в качестве походного инструмента. В самой Турции часто используют «гибридные» инструменты — дарбуки с узким, но все же закругленным краем, на котором можно применять как кистевую, так и щелчковую технику. Дарбука — инструмент древний, но при этом динамично развивающийся. Эволюция техники продолжается и в наше время. Наибольший вклад в ее усовершенствование внесли современные турецкие исполнители. Для турецкой манеры игры на дарбуке характерна изощренная пальцевая техника, с очень разнообразной аппликатурой, позволяющая к тому же за счет поперечных колебательных движений кисти значительно увеличить скорость игры.
Как играть на Дарбуке: ритмы Мальфуф и Халиджи
Уроки по дарбуке: ритмы Аюб и Баюн
Уроки по дарбуке: ритмы Максум, Фаллахи, Саиди и Белледи
| ![]()
|
Как быстро и без нервов выучить таблицу умножения
1. Подготовьтесь
Для начала нужно сделать две вещи: распечатать саму таблицу умножения и объяснить принцип умножения.
Для работы нам понадобится таблица Пифагора. Раньше её публиковали на обороте тетрадей. Выглядит она так:
Также вы можете увидеть таблицу умножения в таком формате:
Так вот, это не таблица. Это просто столбики из примеров, в которых невозможно найти логические связи и закономерности, поэтому ребёнку приходится учить всё наизусть. Чтобы облегчить ему работу, найдите или распечатайте настоящую таблицу.
2. Объясните принцип работы

Когда ребёнок самостоятельно находит закономерность (например, видит симметрию в таблице умножения), он запоминает её навсегда, в отличие от того, что он вызубрил или что ему сказал кто-то другой. Поэтому постарайтесь превратить изучение таблицы в интересную игру.
Приступая к изучению умножения, дети уже знакомы с простыми математическими действиями: сложением и умножением. Вы сможете объяснить ребёнку принцип умножения на простом примере: 2 × 3 — то же самое, что 2 + 2 + 2, то есть 3 раза по 2.
Объясните, что умножение — это короткий и быстрый путь провести вычисления.
Дальше нужно разобраться с устройством самой таблицы. Покажите, что числа из левого столбика умножаются на числа из верхней строки, а правильный ответ — на месте их пересечения. Найти результат очень просто: нужно только провести рукой по таблице.
3. Учите небольшими порциями

Не нужно пытаться за один присест выучить всё. Начните с колонок 1, 2 и 3. Так вы постепенно подготовите ребёнка к усвоению более сложной информации.
Хорошая методика: взять пустую распечатанную или нарисованную таблицу и самостоятельно её заполнить. На этом этапе ребёнок будет не запоминать, а считать.
Когда он разобрался и достаточно хорошо усвоил самые простые столбцы, переходите к числам посложнее: сначала к умножению на 4–7, а затем на 8–10.
4. Объясните свойство коммутативности

То самое известное правило: от перестановки множителей произведение не меняется.
Ребёнку станет понятно, что на деле ему нужно выучить не всю, а только половину таблицы, и некоторые примеры он уже знает. Например, 4 × 7 — то же самое, что 7 × 4.
5. Находите закономерности в таблице

Как мы уже говорили ранее, в таблице умножения можно обнаружить множество закономерностей, которые упростят её запоминание. Вот некоторые из них:
- При умножении на 1 любое число остаётся тем же.
- Все примеры на 5 оканчиваются на 5 или 0: если число чётное, приписываем 0 к половине числа, если нечётное — 5.
- Все примеры на 10 оканчиваются на 0, а начинаются с числа, на которое мы умножаем.
- Примеры на 5 вполовину меньше, чем примеры на 10 (10 × 5 = 50, а 5 × 5 = 25).
- Чтобы умножать на 4, можно просто дважды удваивать число. Например, чтобы умножить 6 × 4, нужно удвоить 6 два раза: 6 + 6 = 12, 12 + 12 = 24.
- Чтобы запомнить умножение на 9, запишите ряд ответов в столбик: 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Запомнить нужно первое и последнее число. Все остальные можно воспроизвести по правилу: первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1.
6. Повторяйте

Чаще занимайтесь повторением. Сначала спрашивайте по порядку. Когда заметите, что ответы стали уверенными, начинайте спрашивать вразброс. Следите и за темпом: сначала давайте побольше времени на размышление, но постепенно увеличивайте темп.
7. Играйте

Пользуйтесь не только стандартными методами запоминания. Обучение должно увлекать, интересовать ребёнка. Поэтому используйте наглядные средства, играйте, применяйте разные методики.
Карточки
Игра проста: подготовьте карточки с примерами умножения без ответов. Перемешайте их, а ребёнок должен вытягивать по одной. Если он даёт правильный ответ, откладываем карточку в сторону, неправильный — возвращаем в стопку.
Игру можно разнообразить. Например, давать ответы на время. И каждый день подсчитывать количество правильных ответов, чтобы у ребёнка появилось желание побить свой вчерашний рекорд.
Играть можно не только на время, но и до тех пор, пока не кончится вся стопка примеров. Тогда за каждый неправильный ответ можно поручать ребёнку задание: рассказать стихотворение или прибрать вещи на столе. Когда же все карточки разгаданы, вручить небольшой подарок.
От обратного
Игра похожа на предыдущую, только вместо карточек с примерами вы готовите карточки с ответами. Например, на карточке написано число 30. Ребёнок должен назвать несколько примеров, которые в результате дадут 30 (например, 3 × 10 и 6 × 5).
Примеры из жизни
Обучение становится интереснее, если обсуждать с ребёнком вещи, которые ему нравятся. Так, у мальчика можно спрашивать, сколько колёс нужно четырём машинам.
Также можно использовать наглядные средства: палочки для счёта, карандаши, кубики. Например, возьмите два стакана, в каждом из которых по четыре карандаша. И наглядно покажите, что количество карандашей равно количеству карандашей в одном стакане, помноженному на количество стаканов.
Стихи
Рифма поможет запомнить даже сложные примеры, которые никак не даются ребёнку. Самостоятельно придумывайте незамысловатые стихи. Подбирайте самые простые слова, ведь ваша цель — упростить процесс запоминания. Например: «Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять — семьдесят два».
8. Не нервничайте
Обычно в процессе некоторые родители забываются и совершают одни и те же ошибки. Вот список вещей, которые нельзя делать ни в коем случае:
- Заставлять ребёнка заниматься, если он не хочет. Вместо этого пытайтесь его мотивировать.
- Ругать за ошибки и пугать плохими оценками.
- Ставить в пример одноклассников. Когда тебя с кем-то сравнивают, это неприятно. К тому же нужно помнить, что все дети разные, поэтому к каждому нужно найти правильный подход.
- Учить сразу всё. Ребёнка легко напугать и утомить большим объёмом материала. Учитесь постепенно.
- Игнорировать успехи. Хвалите ребёнка, когда он справляется с заданиями. В такие моменты у него появляется желание учиться дальше.
Читайте также 🧐
Игры Таблица Умножения - играть онлайн бесплатно
Онлайн игры «Таблица умножения» - серия развивалок, которые бесплатно знакомят малышей с основой основ арифметики. С ними просто выучиться считать, умножать, вычитать и складывать. По сути, это адаптированные для компьютеров и смартфонов тренажеры математики. Чем дольше играть, тем больше чисел и примеров можно выучить.
Таблица умножения, она же - таблица Пифагора, появилась 4000 лет назад. И вот уже пятое тысячелетие подряд дети всего мира запоминают ее одним и тем же способом – учат на память. Только в зазубренном до автоматизма виде этот материал имеет смысл.
И тут малышей подстерегает сложность. Кто учился в школе, хорошо помнит, насколько зубрить – нудное занятие. Как с первых секунд начинает хотеться спать, трудно сосредоточиться, все вокруг бесит, а окружающих ненавидишь (особенно, учительницу математики).
Родители (а таблицу умножения большинство учит в начальных классах под присмотром родителей) видя, что ребенок отвлекся, начинают сердиться, дети в ответ капризничают и разорвать этот порочный круг бывает непросто. Онлайн игры «Таблица умножения» сделают это за вас. Многочисленные исследования показали, что игровая форма обучения – самый эффективный способ усвоить новый материал. Причем, не только для детей, но и для взрослых. Для малышей же, чей мозг не способен сосредотачиваться на чем-то дольше 30-40 минут, они - просто находка. Веселые сюжеты, герои, яркая графика – ни одного шанса заскучать.
Хотя по факту, онлайн игры про таблицу умножения – та же зубрежка, но приведенная в единственно удобоваримую для восприятия форму.
Как играть
Начинать советуем с игрушек, посвященных умножению одного или двух чисел. Самые простые примеры с двойками и тройками. Их, если вдруг ребенок не знает ответ, может быстро решить в уме. Процесс запоминания состоит из двух этапов:
- повторения таблички в учебнике или тетрадке,
- закрепления знаний в игре.
Во время зубрежки важно не дать малышу заскучать. Не стоит повторять примеры больше 5-10 минут. Достаточно один раз разобрать табличку, скажем, умножения на 3, повторить раз-другой, и поскорее переходить к играм. И тут взрослых, помогающих ребенку с арифметикой, ждет удивительный феномен.
Почему-то, когда ответа на 3*2 требует мама или учительница в школе, ничего решать не хочется. А когда мультяшный зайка трижды сходил в такой же мультяшный магазин и каждый раз покупал там по две морковки, невозможно удержаться, что бы не помочь ему их пересчитать. Чудеса, правда?
Как начать играть в Tabletop Simulator - Настольные игры: Nастольный Blog
Компьютерная программа Tabletop Simulator (далее – игровой стол или просто стол) быстро стала самой востребованной у тех, кто серьёзно увлекается настольными играми, поскольку позволяет попробовать "в деле" популярные игры: энтузиасты сканируют настоящие игры или берут официальные пнп-версии, и изготавливают из них так называемые модули игр. На игровом столе вашего монитора модуль с игрой выглядит так, как если бы перед вами располагалась настоящая игра. Можно посмотреть игру самостоятельно, подвигав все её компоненты и делая ходы за всех игроков, а можно поиграть в неё по сети с друзьями. О том, как приобщиться к этому увлечению – ниже рассказывает тов. Pard.
Сначала нужно поставить на свой компьютер бесплатную систему Steam, которая предназначена для запуска самых разных игр, платных и бесплатных, и зарегистрироваться в системе. Пароль следует выбирать сложный – с цифрами, и с прописными-заглавными буквами.
После этого придётся один раз потратиться – на саму программу. Купить её можно здесь. Оплата возможна самыми разными способами, в том числе и смской со своего телефона.
Игры, для которых уже созданы модули для стола, можно найти в официальном списке. Чтобы иметь возможность сразу добавлять себе нужные игры, войдите в систему (на странице, справа вверху), указав свою учётную запись и пароль:
В меню «сортировка» удобнее всего выбирать пункт «новые», чтобы узнать, какие игры добавились за последнее время. А можно воспользоваться поиском по названию интересующей вас игры. Вот, например, какой результат даст поиск по буквам RUS, которыми пользователи часто помечают игры на русском языке:
Найдя нужную игру, открываем её страницу и нажимаем на кнопку «Подписаться» – игра будет автоматически загружена и добавлена в вашу программу при очередном её запуске, а также будет автоматически обновляться, если автор модуля сделал новую версию:
Для запуска игрового стола сначала запускаем сам Steam. В нижней части экрана появится его значок, и, выбрав пункт «настройки», сразу же снимаем галочку для загрузки Steam при каждом запуске системы. Затем в меню выбираем Tabletop Simulator:
При первом запуске стола вам будет предложено пройти обучение – вас научат перемещать все игровые элементы, а также изменять угол обзора самого игрового стола. Это можно сделать и позже, выбрав в меню Tutorial, а для начала личной игры (не по сети) нужно выбрать Singleplayer:
Откроется меню выбора вшитых в программу классических игр – шашки, шахматы, нарды, маджонг и прочее. А чтобы запустить модуль игры, который вы отметили на официальном сайте, нажмите на кнопку Workshop:
Откроется список всех игр, отмеченных вами. Если он очень большой, можно воспользоваться сортировкой или окошком поиска, чтобы найти нужную игру:
Выбираем игру и она запускается – самая свежая версия, созданная автором модуля. Кнопки управления в игровом столе несложны и, если подзабыли их, их всегда можно проверить, нажав на Esc и выбрав в меню их схему:
Полная схема управления выглядит следующим образом:
При всей кажущейся её сложности, на практике большинство действий с компонентами игры можно выполнять, используя мышку (обе кнопки и колёсико), и лишь иногда используя клавиатуру (чаще всего Alt для близкого просмотра карт, и знаменитые клавиши A-W-S-D для перемещения камеры).
Игры, для которых в столе имеются модули, я заношу в регулярно обновляемое оглавление своего списка игр. Сейчас в нём отмечено 585 игр, у которых есть TTS-модуль – у таких игр между количеством игроков и их жанром написано слово стол:
12 Days (2011) 12 праздничных дней 3-5 стол для вечеринок 15 мин
А в самом списке на BGG у подобной игры есть соответствующий значок и ссылка на её модуль:
Правообладатели иногда удаляют модули на официальном сайте, и после этого их через ссылки скачать невозможно, но в сети есть самодельные сборники всех модулей игр, которые выкладывались на сайте. Комплект по состоянию на 23.09.2015 можно взять здесь (а это – список находящихся в нём игр). Скачанный модуль необходимо скопировать в папку с другими модулями – …\Мои документы\My Games\Tabletop Simulator\Mods\Workshop – расположение файлов настраивается в программе. В этом случае игра будет доступна из обычного меню, но модуль обновляться не будет.
С загружённой на стол игрой вы можете делать что угодно, как и с обычной игрой – программа не следит за исполнением каких-либо правил. Таким образом, вы можете настраивать её на свой вкус, изменяя любые её элементы (например, делая русскую версию или вариант с домашними правилами, которые подразумевают специальную раскладку компонентов игры) и сохраняя результат либо в файле сохранения (он будет доступен только вам), либо отправляя его на публикацию на официальный сайт (пункт Workshop Upload в меню), чтобы ваш вариант игры стал доступен для скачивания всем любителям настольных игр. Но это – тема для отдельной статьи.
≡ Чарт стартовых рук в покере – стартовые руки в покере
Чарты – это своего рода покерные таблицы, отображающие спектр рук, с которыми стоит играть и показывающие как следует себя вести в той или иной ситуации с этими картами.
Каждый из них сложен из диапазонов.
На префлопе чарт стартовых рук подсказывает с какими картами и как заходить в игру.
Для каждой дисциплины правильно использовать отдельный чарт, ведь то, что хорошо для кэш-игр не всегда подойдёт для турниров, и то, что хорошо в игре один на один, совсем иначе смотрится за 6 макс или 9 макс столами...
Но давайте разберёмся во всём по порядку.
Стартовые руки в покере
Стартовые руки – это карманные карты с которыми вы заходите в игру. Выбор правильных стартовых рук очень важен в холдеме, ведь от того с какими картами вы играете часто зависит результат. Грубо говоря, нужно уметь отделять хорошие карты от плохих, сбрасывать мусорные руки и играть с более сильными. В долгосрочной перспективе такая стратегия будет плюсовой.
Основы выбора стартовых рук и базовые чарты
Одни из самых популярных вопросов: «с какими картами играть в покер начинающим игрокам?» или «с какими картами играть в покер и выигрывать?». К сожалению 100% правильного ответа на эти вопросы нет. Вы можете как выиграть раздачу с разномастными 2-7, так и проиграть с карманкой тузов. На исход игры влияет намного больше факторов чем просто качество стартовых рук. И всё же при правильном подходе, на дистанции эффективней будет заходить в игру с более сильными картами: карманными парами, одномастными коннекторами, высокими картами одной масти и тому подобное.
Существуем много различных чартов стартовых рук в зависимости от типа игры, выбранной стратегии, вашей позиции и ситуации за столом. Но есть некоторые основные принципы их выбора, прислушиваясь к которым можно составить базовые чарты.
Премиальные стартовые руки:
- Топ-уровень (2% лучших стартовых рук): тузы, короли, дамы и одномастные туз-король.
- Второй уровень: туз-король разномастные, одномастные туз-дама, туз-валет и король-дама, а также карманные валеты и десятки.
Топ-10 стартовых рук:
Тузы, короли, дамы, валеты, десятки, одномастные туз-король, туз-дама, король-дама, туз-валет и разномастные туз-король.
Топ-20 стартовых рук:
Первые топ-10 + одномастные туз-десять, король-валет, дама-валет, король-десять, дама-десять, туз-девять, разномастные туз-дама, туз-валет, карманные девятки и восьмерки.
Визуально базовые чарты выглядят так:
Чарт премиальных стартовых рук
Чарт топ-10 стартовых рук
Чарт топ-20 стартовых рук
Как читать чарты?
Чтобы читать покерные чарты – экспертом быть не нужно. В таблице собраны все вероятные пары карт, которые могут быть у вас на руках в техасском холдеме (всего 169 возможных комбинаций). Здесь не берётся во внимание масть карт, только учитывается тот факт одномастные они или разномастные.
Как правило в чарте используется несколько цветов, к которым далее идут пояснения автора. Например, если у вас на руках карты, ячейка с которыми в чарте закрашена в синий цвет, а автор пишет, что синим обозначены карты, с которыми следует рейзить – то максимально эффективным решением по его убеждению в данном случае будет сделать рейз.
Обратите внимание: Для того чтобы в дальнейшем вам были понятны наши чарты и префлоп таблицы, напоминаем, что в тексте "s" – значит одномастные карты (от "suited" – одной масти), а "o" – разномастные ("offsuited" - не одной масти). Это следует в очередной раз напомнить, так как новички могут посчитать "o", как "одномастные" или принять "s" как обозначение пиковой масти ("h" – hearts (черви), "s" – spades (пики), "d" – diamonds (бубны), "c" – clubs (трефы)).
Если буква не указана, скорее всего имеются в виду разномастные карты. В отдельных случаях – масть не имеет значения.
Пример: AKs это: A♥K♥; A♦K♦; A♣K♣; A♠K♠ (четыре возможных комбинации).
AKo это: A♥K♦; A♥K♣; A♥K♠; A♦K♥; A♦K♣; A♦K♠; A♣K♥; A♣K♦; A♣K♠; A♠K♥; A♠K♦; A♠K♣. (12 возможных комбинаций).
В некоторых таблицах и текстах вместо карты указано "X", это значит, что на этом месте может быть любая карта (как правило – меньшего достоинства чем первая указанная карта). "Xs" – любая карта той же масти.
Какой чарт выбрать?
Каждый игрок подбирает индивидуальный чарт под себя и сам определяет какой процент рук он собирается играть. Выбор чарта напрямую зависит от стратегии игрока. Если он следует тайтовой игре – его диапазон будет достаточно узким, а если играет лузово – более широким.
Новичок может использовать чарты из интернета, постепенно адаптируя их под свою игру. Немаловажно ориентироваться не только на свой диапазон, но и на оппонентов. В определённых ситуациях даже самый тайтовый игрок может войти в игру с «эни ту». Например, если видит, что существует большая вероятность того, что противник скинет на его рейз в префлопе.
Как и где получить нужные чарты
В сети вы найдёте массу покерных чартов и таблиц стартовых рук. Их полно в покерных книгах, на форумах и в статьях профессиональных игроков. Многие школы покера раздают бесплатные чарты для игры на микролимитах или предоставляют специально разработанные таблицы для своих учеников за отдельную плату.
Главное разобраться какие из них вам больше всего подходят. Создать чарт вы можете самостоятельно, однако это достаточно кропотливая работа.
В этой статье мы собрали для вас самые популярные и востребованные чарты для кэш и турнирных игроков.
Чарт стартовых рук 9 мах bss:
Для удобства пользования мы использовали в таблице несколько цветов. Вы можете распечатать её (скачать чарт BSS 9 мах в хорошем качестве + цветная версия) и использовать как «шпаргалку».
Чарты стартовых рук за короткими столами (6 мах bss) в зависимости от позиции за столом:
В красный закрашены ячейки с сильными руками. Их стоит разыгрывать, если вы первым заходите в игру или оппонент зашел лимпом. В случае если игрок перед вами зашел с рейза, с этими руками вам следует сделать ре-рейз размером примерно в 3,5 раз превышающим сделанную ставку. Если рейзили после вас – повышаете в 3 раза или идёте в олл-ин.
Желтые ячейки (только для ББ) – руки хорошие для стила у игроков со стеками 50 ББ и выше. Их стоит разыгрывать на большом блайнде, если было повышение не больше чем на 4 ББ от CO, BU или SB. Если же повышение было от MP2, MP3 или более одного оппонента повысили – лучше карты сбросить.
В синих ячейках находятся руки средней силы. Их нужно разыгрывать если до вас никто не вошел в игру, или вошли с лимпа. Если до или после вас повысили – карты лучше сбросить. Исключение будет только на ББ.
Зелёным обозначены слабые руки, с которыми чаще всего вам удастся своровать блайнды и разыгрывать их нужно в том случае, если до вас никто не зашел в игру.
Игра на высоки и низких лимитах во многом отличается, но чарты определяются диапазоном рук и больше зависят от выбранной вами стратегии, поэтому не делятся на микролимитные чарты или для хайстейкс-игроков.
Чарты для турнирных игроков
В турнирах с течением времени растут блайнды, и отношение стеков игроков к блайндам постоянно уменьшается. Кроме того, игра ведётся «на выбивание», поэтому стоит применять разные тактике в ранней, средней и поздней стадиях турнира, а соответственно и использовать разные чарты стартовых рук.
MTT-чарт: ранняя стадия турнира
Более упрощенный чарт для МТТ на ранней стадии:
MTT-чарт для средней стадии турнира:
На поздней стадия турнира (финальный стол) большую роль играют не карманные карты, а размер стека. Лучше избегайте игру с оппонентами, у которых большие стеки, если не уверенны в силе своей руки. Чарт на поздней стадии МТТ выбирать нужно в зависимости от количества фишек.
Упомянутые выше чарты могут подойти как для дорогих турниров, так и для фрироллов. В любом случае они только направляют вас в ситуациях, когда трудно подстроиться под конкретного оппонента. В реальных условиях играть исключительно на карту в многостоловых турнирах сложно.
Для начала вы можете проверить чарт на фрироллах, поле в них отличается от обычных МТТ на деньги, но в то же время так вы определите комфортность диапазона бесплатно.
Чарты Spin&Go
Для новичков Spin&Go чарт стартовых рук будет очень полезен. С помощью него игрокам легче понять с какими руками и на какой позиции стоит делать колл, рейз, запушить или сбросить карты. Лучше всего предложенные ниже чарты подходят для 3-макс Спин-энд-Гоу со стартовым стеком 25 ББ.
Чарты стартовых рук Spin&Go на баттоне
На баттоне при стеке 10-25 ББ заходить в игру рекомендуется с мин-рейза 2ББ, так как позиция самая выгодная за столом и имеет свои преимущества. В первой таблице цветами выделены ячейки с руками, которые можно рейзить на баттоне.
При стеке 10 и меньше ББ – в спинах начинается стадия «пуш-фолда», при этом чем меньше фишек – тем шире диапазон должен быть (фиолетовые ячейки – 10-8 ББ, красные – 7-6 ББ и желтые – меньше 5 ББ).
Со спекулятивными руками не стоит коллировать ставки оппонентов размером больше 10% вашего стека.
Чарты стартовых рук Spin&Go на малом блайнде
На малом блайнде уменьшайте количество коллов. Как и на баттоне, в чартах для МБ цветами обозначены руки, с которыми следует заходить с мин-рейза (2,5ББ) при стеке выше 10ББ, а также руки для пуша при стеке ниже 10 ББ (фиолетовые ячейки – 10-8 ББ, красные – 7-6 ББ и желтые – меньше 5 ББ).
Чарт SNG (пуш-фолд по Нэшу)
На принятие решений в СНГ-играх влияет много факторов: стартовая рука, позиция, количество игроков в банке и т.п. Если до вас в игру никто не зашел или сделал это с лимпа, то по большому счёту решение принимается в зависимости от вашей позиции за столом и карманных карт. В таком случае самый простой и удобный чарт для SNG-турниров низких лимитов можно выразить в таблице:
В покерной таблице указано при каком максимальном количестве ББ в стеке с теми или иными картами стоит идти в олл-ин. Руки, которых нет в таблице – для пуша не подходят.
Хедз-ап чарт по Нэшу
С помощью чартов равновесия Нэша вы можете преобразовать вашу игру в такую, где вы всегда принимаете правильное математическое решение. В диаграммах указано, следует ли выставляться в олл-ин или же фолдить руку в зависимости от текущего размера вашего стека:
Как использовать чарты равновесия Нэша
Найдите свою руку в приведенной выше таблице (центральная синяя диагональ – пары, зеленные ячейки под диагональю – не одномастные карты, оранжевые ячейки над диагональю – одномастные карты). Если игрок поставил против вас олл-ин, используйте второй график. Если нет, используйте первый график. Если у вас количество блайндов равно или меньше тому, что написано в чарте, то вам стоит вложить все свои фишки в банк. Если у вас больше блайндов, чем указано на графике, вы должны сбросить руку.
Ваше выигрышное преимущество может быть не очень большим, но вы получите профит после того, как сыграете сотни или даже тысячи покерных хедз-ап матчей, используя чарты равновесия по Нэшу (пуш-фолд чарты).
Чарт по Склански
У каждого покериста есть свой уникальный подход к игре, но большинство придерживаются схожих идей касательно диапазона розыгрыша стартовых рук. Впервые их классификацию произвёл известный покерист и автор книг по покеру Дэвид Склански. Он выделил 8 групп стартовых рук и объяснил с какими из них и когда стоит заходить в игру на префлопе.
Стартовые руки в покере (таблица Дэвида Склански):
Склански пишет, что:
- с ранней позиции разыгрываются руки групп 1-3.
- с средней – групп 1-5.
- с поздней – 1-7.
- на блайндах – 1-8 (все группы).
Для удобства мы перевели таблицу Склански в чарт.
Чарт стартовых рук Дэвида Склански:
Здесь синим закрашены руки из группы 1, голубым – группа 2, зелёным – группа 3, светло-зелёным – группа 4, желтым – группа 5, оранжевым – группа 6, розовым – группа 7 и фиолетовым – группа 8. Серые ячейки – мусорные карты, которые в большинстве случаев лучше сбросить.
Чарт стартовых рук 6-max zoom
Слева направо позиции EP/vsEp и MP/vsMP:
Слева направо позиции CO/vsCO, BU/vsBU и SB/vsSB:
Специальный софт
Существует специальный софт, который автоматически рассчитывает диапазон рук по заданным параметрам. Большинство программ предлагают бесплатные демо-версии в которых вы можете выстроить чарт стартовых рук (чаще всего префлоп чарт).
Самые популярные программы построения чартов: Equilab и Poker chart. Можно использовать и другие покерные калькуляторы с чартами, которые могут работать как приложение или как онлайн-сервис (к примеру, как этот покер калькулятор).
С помощью специальных программ вы также можете определить диапазоны конкретных оппонентов и подстроить свой чарт под них.
Обратите внимание: в некоторых покер-румах использование подобных программ одновременно с открытым клиентом – запрещено. Более того, некоторые покерные комнаты могут заблокировать аккаунт даже за открытый эксель, в котором используются разноцветные ячейки. К примеру, PokerStars, если видит открытую программу для чартов или документ эксель – присылает предупреждение на почту, а затем вовсе может заблокировать аккаунт.
Но, так как чарт желательно иметь под рукой – выход из ситуации прост: открывайте его на другом устройстве (ноутбуке, телефоне) или распечатывайте, если это возможно.
Советы по применению чартов для новичков
Стандартные чарты и диапазоны хороши для начинающих, но для более эффективной игры вы должны научиться адаптироваться под оппонентов и в зависимости от их показателей оптимизировать свою игру. Например, если оппоненты часто скидывают на рейз, вам стоит расширить спектр рук, а если против вас играют более лузовые игроки, возможно, имеет смысл играть только с самыми сильными картами.
Для того чтобы оптимизировать чарт стартовых рук внимательно наблюдайте за игрой оппонентов, записывайте нотсы, смотрите ВОДы по своей дисциплине, изучайте современную литературу.
В идеале ваш чарт должен быть максимально гибким, чтобы подстраиваться под оппонентов.
Не забывайте, что все чарты носят рекомендательный характер и даже если вы будете следовать им беспрекословно – это не гарантирует вам 100% прибыли.
Чтобы настроить чарт под себя – нужно проверить его на играемых лимитах, однако для начала вы можете испытать чарт на фрироллах или кэш-игре на фишки.
Если вы только-только начинаете свой путь в покере, вы так же можете взять на вооружение указанные в этой статье чарты и таблицы. Они подходят не только для дорогих игр. Вы можете использовать их как чарты для микролимитов и чарты для фрироллов.
Рекомендуем прочесть схожие темы:
Натс, блеф, покер фейс, ХАД, тильт, одномастные коннекторы, олл-ин.