Как играть на скрипке по нотам


Как играть на скрипке: основные техники игры

Новый пост о том, как играть на скрипке. Ранее вы уже познакомились с устройством скрипки и её акустическими особенностями, а сегодня в центре внимания – техника игры на скрипке.

Скрипка по праву считают королевой музыки. Инструмент имеет красивую утончённую форму и нежный бархатный тембр. В восточных странах, человек, который умеет хорошо играть на скрипке, приравнивается к богу. Хороший скрипач, не просто играет на скрипке, он заставляет инструмент петь.

Основным моментом игры на музыкальном инструменте является постановка. Руки музыканта должны быть мягкими, нежными, но в тоже время сильными, а пальцы упругими, цепкими: расслабленность без расхлябанности и зажатость без судорожности.

Правильный подбор инструмента

Нужно учитывать возраст и физиологические особенности начинающего музыканта. Существуют такие размеры скрипок: 1/16, 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4. Маленьким скрипачам лучше начинать с 1/16 или с 1/8, а взрослым можно подобрать удобную скрипку под себя. Инструмент для детей не должен быть большой, это вызывает трудности при постановке и игре. Все силы уходят на поддержку инструмента и как результат, – зажатые руки. При игре на скрипке в I позиции, левая рука должна быть согнута в локте под углом 45 градусов. При подборе мостика учитывают размер скрипки и физиологию ученика. Струны нужно покупать аккордами, их структура должна быть мягкая.

Техника игры на скрипке для левой руки

Постановка:

  1. кисть находится на уровне глаз, рука немного повернута влево;
  2. 1-я фаланга большого и 2-я фаланга среднего пальцев удерживают шейку скрипки, образуя «кольцо»;
  3. разворот локтевого сустава 45 градусов;
  4. прямая линия от локтя до костяшек пальцев: кисть не проваливается и не выпирает;
  5. в игре участвуют четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец (1, 2. 3, 4), они должны быть закруглены и «смотреть» подушечками на струны;
  6. палец ставится на подушечку четким ударом, прижимая струну к грифу.

Как играть на скрипке – приёмы для левой руки

Беглость зависит от быстроты постановки и снятия пальцев на струну.

Вибрация – придание красивого звучания длинным нотам.

  • локтевая – долгое ритмичное покачивание левой руки от плеча до подушечки пальца;
  • кистевая – короткое покачивание кисти руки;
  • пальцевая – быстрое покачивание фаланга пальца.

Переходы в позиции выполняются путём плавного скольжения большого пальца по шейке скрипки.

Трель и форшлаг – быстрое обыгрывание главной ноты.

Флажолет – лёгкое прижатие струны мизинцем.

Техника игры на скрипке для правой руки

Постановка:

  1. смычок держится у колодочки подушечкой большого и 2-й фалангой среднего пальца, образующих «кольцо»; 2-ми фалангами указательного и безымянного пальцев, и подушечкой мизинца;
  2. движение смычка идет перпендикулярно струнам, между подставкой и грифом. Нужно добиваться певучего звучания без скрипа и свиста;
  3. игра всем смычком. Движение вниз от колодочки (НЧ) – рука согнута в локте и кисти, небольшой толчок указательным пальцем и рука постепенно распрямляется. Движение вверх от кончика (ВЧ) – рука от плеча до костяшек пальцев образуют почти прямую линию, небольшой толчок безымянным пальцем и рука постепенно сгибается:
  4. игра кистью – волнообразное движение кисти с помощью указательного и безымянного пальца.

Как играть на скрипке – основные штрихи

  • Деташе – одна нота на смычок, плавное движение.
  • Легато – связное, плавное звучание двух и больше нот.
  • Спиккато – короткий прерывистый штрих, выполняется кистью в НЧ смычка.
  • Сотийе – дублированное спиккато.
  • Тремоло – выполняется кистью. Короткое длительное повторение одной ноты в ВЧ смычка.
  • Стаккато – острый штрих, подпрыгивание смычка в НЧ на одном месте.
  • Мартле – быстрое акцентированное проведение смычка.
  • Маркато – короткое мартле.

Технические приёмы для левой и правой руки

  • Пиццикато – щипок  струны. Чаще выполняется правой, но иногда и левой рукой.
  • Двойные ноты и аккорды – несколько пальцев левой руки одновременно ставится на гриф, смычок проводится по двум струнам.

Знаменитая Кампанелла из скрипичного концерта Паганини

Автор – Lara Stapleton (Лариса Степлтон)



music-education.ru

Как играть на скрипке без ладов МузШок

Скрипка - инструмент, для игры на котором необходим развитый музыкальный слух. В детских музыкальных школах, прежде чем взять ребенка в класс скрипки, педагоги проводят прослушивание и среди ребят с музыкальным слухом выбирают лучших. Строгий подход к набору учеников связан со строением инструмента. У скрипки нет ладов, а это означает, что звук определенной высоты музыкант извлекает на слух.

Как играть на скрипке без ладов

Отсутствием ладов скрипка отличается от гитары или фортепиано. Начинающий гитарист знает, что, зажав первую струну на первом ладу, он услышит ноту Фа; а для извлечения ноты соль необходимо зажать третий лад первой струны. Фортепиано устроено так, что определенная клавиша соответствует определенной ноте. В струнных смычковых инструментах ладов нет, и клавиш тоже - только четыре струны, которые нужно зажимать и получать звуки разной высоты.

Музыкант, играющий на скрипке, слышит ноты, и положение пальцев корректирует, полагаясь на музыкальный слух. Человеку с неразвитой способностью запоминать и воспроизводить высоту звука будет тяжело сыграть произведение чисто, т.к. он не услышит «промахов» и не сможет себя корректировать.

Некоторые педагоги помогают ученикам и делают наклейки вместо ладов, чтобы маленькому музыканту было проще играть. И снимают их, когда слух достаточно развит.

Ладов нет не только в скрипке - альт, виолончель, контрабас тоже без ладов. Совместно со скрипкой они составляют группу струнных смычковых инструментов. Обходятся без четкого соотношения положения рук и звука на цимбалах и арфе. Для музыкантов-профессионалов выпускают безладовые акустические и бас-гитары, их звучание популярно и экспериментальной музыки, а характеристики звука существенно отличаются от привычных нам инструментов.

Звучание скрипки завораживает людей с 16 века (именно тогда она приобрела современный вид), а полный курс скрипки в музыкальной школе длится 7 лет. Скрипка - сложный инструмент, но это не означает, что взрослому человеку не научиться играть на скрипке. Потребуется упорство, регулярные (ежедневные) тренировки дома и еженедельные уроки скрипки и изучение теории, чтобы сыграть что-то интересное на инструменте. Не возраст, а желание и готовность упорно работать - решающий фактор в этом вопросе.

muzshok.by

Как устроена скрипка? Сколько на ней струн? И другие интересные факты о скрипке…

Безусловно, все знают скрипку. Самая изысканная и утонченная среди струнных инструментов скрипка являет собой способ передачи эмоций умелого исполнителя слушателю. Являясь где-то мрачной, несдержанной и даже грубой, она остается нежной и ранимой, прекрасной и чувственной.

Мы приготовили вам несколько увлекательных фактов об этом волшебном музыкальном инструменте. Вы узнаете, как устроена скрипка, сколько на ней струн, и какие произведения сочиняются композиторами для скрипки.

Как устроена скрипка?

Её строение просто: корпус, гриф и струны. Аксессуары для инструмента весьма различны по своему предназначению и степени важности. К примеру, нельзя упустить из внимания смычок, благодаря которому из струн извлекается звук, или же подбородник и мостик, позволяющие исполнителю наиболее комфортно устроить инструмент на левом плече.

А ещё встречаются аксессуары наподобие машинки, которая позволяет скрипачу без потери времени поправить изменившийся по какой-либо причине строй, в отличие от использования держателей струн – колков, работать с которыми намного сложнее.

Самих струн всего четыре, настроенных всегда на одни и те же ноты – Ми, Ля, Ре и Соль. Из чего изготавливаются струны скрипки? Из разных материалов – они могут быть и жильными, и шёлковыми и металлическими.

Первая струна справа настраивается на «Ми» второй октавы и является наиболее тонкой из всех представленных струн. Вторая струна вместе с третьей «олицетворяют» ноты «Ля» и «Ре» соответственно. У них средняя, почти одинаковая толщина. Обе ноты находятся в первой октаве. Последней, самой толстой и басовитой является четвёртая струна, настраиваемая на ноту «Соль» малой октавы.

Каждая струна имеет свой тембр – от пронзительного («Ми») до густого («Соль»). Это и позволяет скрипачу так умело передавать эмоции. Также звук зависит и от смычка – самой трости и натянутого на неё волоса.

Какие бывают скрипки?

Ответ на этот вопрос может быть запутанным и разнообразным, но мы ответим достаточно просто: есть наиболее привычные для нас деревянные скрипки – так называемые акустические, а есть и электроскрипки. Последние работают от электричества, а звук их слышен благодаря так называемой «колонке» с усилителем – комбику. Несомненно, что устроены эти инструменты по-разному, хотя могут внешне выглядеть одинаково. Техника игры на акустической и электронной скрипке существенно не отличается, но к аналоговому электронному инструменту по-своему приходится привыкать.

Какие произведения пишут для скрипки?

Произведения – отдельная тематика для размышлений, ведь скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в ансамблевой игре. Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей.

Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Вы можете услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента и только подтверждает, что скрипка никогда не исчезнет.

Известные скрипичные мастера

Также не стоит забывать о мастерах скрипок. Наверное, наиболее известным можно назвать Антонио Страдивари. Все его инструменты являются весьма дорогостоящими, ценились они в прошлом. Скрипки Страдивари являются самыми знаменитыми. При жизни он изготовил более 1000 скрипок, но на данный момент сохранилось от 150 до 600 инструментов – информация в различных источниках порой поражает своим разнообразием.

Среди других фамилий, связанных с мастерством изготовления скрипок, можно назвать семейство Амати. Разные поколения этой большой итальянской семьи совершенствовали смычковые музыкальные инструменты, в том числе они улучшили строение скрипки, добиваясь от неё сильного и выразительного звучания.

Знаменитые скрипачи: кто они?

Некогда скрипка была народным инструментом, но со временем техника игры на ней стала сложной и из народной среды стали выделяться отдельные умельцы-виртуозы, которые приводили своим искусством публику в восторг. Со времён музыкального Ренессанса славится своими скрипачами Италия. Достаточно назвать лишь некоторые имена – Вивальди, Корелли, Тартини. Из Италии происходил родом и Никколо Паганини, чьё имя окутано легендами и тайнами.

Среди скрипачей, выходцев из России, такие великие имена, как Я. Хейфец, Д. Ойстрах, Л. Коган. Современному слушателю известны имена и нынешних звёзд в этой области исполнительского искусства – это, например, В. Спиваков и Ванесса-Мэй.

Считается, для того чтобы приступить к учебе игры на данном инструменте, надо иметь как минимум хороший музыкальный слух, крепкие нервы и терпение, которые помогут преодолеть вам от пяти до семи лет обучения. Конечно, такое дело не может обойтись без срывов и провалов, однако, как правило, даже они идут только на пользу. Время учёбы будет тяжелым, но результат стоит этих мук.

Материал, посвящённый скрипке, никак нельзя оставить без музыки. Послушайте известнейшую музыку Сен-Санса. Вы её, наверняка, слышали раньше, но знаете ли вы, что это за произвдеение?

К. Сен-Санс Интродукция и рондо-каприччиозо

Коллектив авторов



music-education.ru

Ноты для скрипки может выучить каждый


      Слушать статью.

Violin Notes Finder предлагает вам один из самых простых способов научиться играть на скрипке. Всего за несколько минут в день вы научитесь читать ноты, используя режим знакомства с нотами «Note Explorer». Для более продвинутого обучения скрипке попробуйте режим обучениям нотам «Note Trainer».

Это приложение содержит полный диапазон нот для скрипки с ее настоящим звучанием (вы даже можете настроить свою скрипку, используя эти звуки!). В приложении доступен режим скрипичного ключа, включающие запись тональностей диезами и бемолями, буквами (A, B, C) и сольфеджио (до, ре, ми), с регулировкой уровня звука. Удобный для пользователя интерфейс поддерживает дисплеи Retina.

Режим знакомства с нотами «Note Explorer» покажет ноты скрипки и будет полезен как для начинающих, так и продвинутых музыкантов. Нажмите на кнопку поиска нот «Find Note» и изучайте ноты на виртуальном нотном листе, перемещая курсор вверх или вниз. В то же время синие точки на виртуальном грифе скрипки покажут расположение этих нот на самой скрипке. Или вы можете сделать всё с точностью до наоборот: просто зажимайте различные места на грифе скрипки, пока не найдёте нужную ноту. Она также отобразится на нотном листе. Слушайте и пробуйте разные ноты и пытайтесь запомнить их расположение на грифе скрипки.

Если вы уже выучили несколько нот, то попробуйте режим обучения нотам «Note Trainer». Начните обучение, нажав «Training», затем «Start». Далее смотрим на гриф скрипки. Синяя точка на грифе является нотой, которую вы должны угадать. Данное упражнение имеет не только ограничение по времени, но и требует довольно высокой скорости. Но чем больше вы тренируетесь, тем лучше результат! Функция «Violin Notes Trainer» отметит и оценит результаты после каждой тренировочной сессии и покажет ваши сильные и слабые стороны. Вы сможете сравнить свои текущие результаты с предыдущими, оценить прогресс в чтении и узнавании нот скрипки, а также бросить вызов самому себе и побить свой последний личный рекорд!

Скачать текст как PDF файл.

neonway.ru

Как учат музыке у нас (не ища лёгких путей) и у них (а там уже всё нашли)

Мне всё интересно. Иногда тем, что меня заинтересовало, я делаюсь здесь. Сегодня хочу рассказать о различиях российской и зарубежной музыкальных школ – не как образовательных учреждений вообще, а о преподавании. Нет, глубокого исследования, конечно, не будет. Но будет интересное – на мой, опять же, взгляд, – наблюдение.
Видите ли, моя дочь учится играть на скрипке. Я же, среди прочих своих интересов, обожаю шариться по интернет-барахолкам и находить там разное. Некоторое из этого разного и показывает различие между тем, как учат у нас, и как учат у них.
У нас в течение первого года обучения ребёнка учат правильно держать кисти, инструмент, смычок, плечи. Для удобства используется такое приспособление, мостик – подпорка, которая устанавливается между плечом и скрипкой.

Сейчас мостик есть у всех, а раньше, насколько я знаю, он вовсе не считался необходимым. Скрипку клали просто на плечо (а это довольно неприятно, чувствительная ключица оказывалась как раз под краем жёсткого инструмента), либо на платочек. Если уж совсем невмоготу, делали поролоновую подушечку. К скрипке её крепили с помощью резинки. Получалось некрасиво.
Далее необходимо правильно "поставить" руку. Это значит, что левая рука должна привыкнуть к определённому положению, оптимальному для игры. Кисть ни в коем случае не должна провисать или болтаться. Она должна цепко, как на турнике, на краешках пальцев висеть на грифе. У нас добиваться этого приходится постоянными напоминаниями, окриками. А там для этого есть специальное приспособление, легко и надёжно фиксирующее кисть:

После того как ребёнок освоится, его научат ставить пальцы, куда надо, чтобы извлекать чистый звук. У нас приспособлений для этого не предусмотрено. Ладов, как на гитаре, на грифе скрипки нет. И сразу попасть в нужную ноту может не каждый и не сразу. Именно в первый год все – маленький ученик, его родственники и учителя – страдают от резких фальшивых звуков. Это надо просто пережить. Тогда как, например, в США для облегчения процесса делают вот что:

Это наклеечки с буквенными обозначениями нот и полутонов. Налепил на гриф – и подсматривай на здоровье.

Удобно? А то! И слух привыкает. Правда, должно быть, слух не тренируется и ребёнок может так и не научиться чувствовать фальшь. Но есть, есть метод! Юным скрипачам предлагается использовать тюнер. Этот маленький приборчик начнёт пищать, зафиксировав нужную частоту звука во время настройки.

У нас скрипки детям настраивает преподаватель перед занятием. Дома предлагается терзать расстоенные струны. Редко какой родитель сможет настроить такой чуткий и тонкий инструмент. Я могу настроить скрипку по фортепиано: ми-ля-ре-соль на фоно – и подбираешь такую же ми-ля-ре-соль на струнах. Хотя с тюнером, думаю, было бы проще.
Ни у одного из наших преподавателей я не видела таких штук. Можно ли их использовать или нельзя, я не знаю. Возможно, преподаватель старой закалки не разрешит пользоваться такими "костылями", веруя в выражение "тяжело в учении, легко в бою".
А может, именно эти сложности – которые, как видим теперь, достаточно просто решаются, – и отвращают детей от занятий музыкой? Когда же у нас начнут учить и учиться с удовольствием, не загоняя учителей и детей в твёрдые рамки выдуманных когда-то и кем-то норм...

katzenkampf.livejournal.com

Н. Бычкова. Весёлые нотки. Песенки-раскраски для начинающих скрипачей

Перед преподавателями ДМШ часто встаёт целый ряд вопросов. Как привлечь детей в музыкальные школы, как заинтересовать своим инструментом, как вовлечь ребёнка в процесс обучения и, главное, как продлить эту заинтересованность на все школьные годы и даже на всю жизнь? Это предмет раздумий, многолетних экспериментов, творческих поисков и находок любого неравнодушного педагога.

В последнее время, с открытием в музыкальных школах отделений раннего эстетического развития, обучаться музыке приходят совсем маленькие дети. Буквально с 4-х лет малыши имеют возможность заниматься на музыкальном инструменте. Нужно учесть, что не у всех детей изначально хорошие музыкальные данные, хотя общеизвестно, что со временем при систематических занятиях слух, чувство ритма и память развиваются. Занятия с маленькими учениками имеют свою специфику и в силу особенностей возраста. Малыши, несмотря на свою энергию, быстро устают от однообразной деятельности, порой не могут сконцентрировать внимание на деталях, то есть не могут сделать того, чего бы мы потребовали от более старших учеников. Кроме того, обращаться с малышами нужно ласково, доброжелательно, вести урок в игровой форме, стараться установить доверительные отношения.

Меня, как преподавателя, процесс обучения малышей тоже не обошёл стороной. Первая моя ученица, начавшая обучение с 4,5 лет, поступила в подготовительный класс музыкально школы. Она имела неплохие музыкальные данные, хорошо училась в школе. У девочки был очень хороший слух, голос, она чисто интонировала, это существенно облегчало нам работу на уроках. Так как приходилось работать с совсем маленьким ребенком, мне хотелось внести в уроки игровые моменты, развлечь и позабавить ученицу. Приходилось фантазировать на ходу, придумывать разные игровые элементы в обучении.

Набор нотной литературы для начинающих скрипачей традиционен: Хрестоматия 1–2 класс, «Начальный курс игры на скрипке» В. Якубовской, «Я буду скрипачом» С. Шальмана, «Начальная школа игры на скрипке» А. Григоряна, «Школа игры на скрипке» К. Родионова и другие издания. Это очень хорошие пособия, и я часто ими пользуюсь, но время не стоит на месте, новые стандарты требуют от нас, преподавателей, инновационных подходов к обучению. Последние годы преподавателей выручает интернет. Мы находим там нотный материал, а также знакомимся с интересными разработками педагогов-новаторов. Так в нашем репертуаре появился сборник пьес для начинающих скрипачей с картинками для раскрашивания «Разноцветные песенки» С. Ю. Сосина и Т. И. Шевченко, а также «Скрипичный букварь» Е. Рыбкина и другие подобные интересные издания.

Пользуясь этими нотами, я обратила внимание на то, с каким интересом дети рассматривают каждую картинку к песенке, фантазируют и с удовольствием включаются в работу. Стараясь сделать процесс обучения более занимательным, я решила попробовать внести свою лепту в общую копилку нотной литературы для малышей. Зная интерес детей к рисованию и учитывая фактор сохранения зрения, сочла важным «укрупнить» рисунок и нотные строчки с нотами, прибавить к каждой песенке стишок и разместить всё это в альбомном формате. Изначально ксерокопировалась картинка, сочинялась мелодия и коротенький стишок, подходящий к этой картинке, и от руки писались линеечки и ноты. В таком виде песенки преподносились на уроке ученикам. Все были счастливы. Дети от того, что им предстоит интересный, увлекательный и совсем не скучный урок, а я радовалась, что мне удалось заинтересовать ребёнка и подружиться с ним, и следующий урок он будет ждать с нетерпением. Материал накапливался в течение трёх лет и опробован в работе уже не одним ребёнком. И сейчас, продолжая им пользоваться, могу сказать, что он очень выручает.

Понятно, что первые уроки посвящены знакомству с инструментом и постановке. Одними из первых с музыкальной грамотой знакомят ребёнка преподаватели по специальности. Ставя на пюпитр первый нотный сборник, мы объясняем ребёнку, где пишутся ноты, как выглядит скрипичный ключ, и, конечно же, проходим основные длительности нот — целая, половинная четвертная, восьмая. С первоклассниками обычно проблем нет, они, как правило, знают счёт, и объяснить им всё традиционно, по схеме, не составит труда, но для младшего дошкольника это архисложно, поэтому 4–5-летним детям я объясняю, что четверть — это один шаг. Вместе за ручку мы идём по классу не спеша, ровным шагом. Также не спеша, «ровным шагом» играем ноты в песенках. Если ребёнок начинает торопить или замедлять темп, я подсказываю ему: «Ты побежал или отстаёшь». Далее объясняю, что ноты (длительности) бывают короткие и длинные .В «нашем случае» четверти — короткие, а половинные — длинные. При этом я отмечаю, что половинная нота в два раза длиннее четвертной, и длится она два удара. Мы «сидим на нотке и ждём», считаем два удара.

Хочется отметить один момент, касающийся проставления размера при ключе и деления пьес на такты. В рукописном варианте не было ни размера, ни тактовых черт, так как занятия проходили с совсем маленькими учениками, и на тот момент я считала нецелесообразным отвлекаться на что-либо, кроме нот. Кроме того, их отсутствие помогало работать с более продвинутыми и подготовленными учениками. У всех детей был свой экземпляр сборника, и мы, продвигаясь в изучении понятий длительность и размер, могли вместе с ребёнком проставлять и размер, и тактовые черты. По той же причине, чтобы не загружать малышей лишней и сложной для них информацией, при ключе не проставлены и знаки тональности. Но мелодия звучит «правильно», потому что при нотах всё-таки знаки альтерации стоят. Таким образом, я знакомлю ребёнка с диезом, бемолем и бекаром, объясняю их назначение и разбираю положение пальцев на грифе.

Условно, все песенки можно разделить на три раздела по уровню сложности.

Самые лёгкие — это песенки на открытых струнах. Для их исполнения достаточно знать названия струн и хорошо в них ориентироваться. Сначала обязательно читаем стихотворение, рассматриваем картинку, обсуждаем характер песенки (весёлая или грустная), давая понятия мажор и минор. Стихи, которые используются, запоминаются очень легко, достаточно повторить их 2–3 раза. Следующий этап — хлопаем в ладошки со словами. Один хлопок на один слог. Очень хорошо, если ребёнок умеет читать, и ещё лучше, если читает он по слогам, в этом случае дело пойдёт ещё быстрее. Слоги в словах бывают короткие и длинные (имеются в виду стихи), так получается, что на длинные слоги приходятся длинные половинные ноты. При хлопках мы на них задерживаемся, как бы удерживаем их в ладошках.

Изучить открытые струны на скрипке довольно легко, и дети быстро с этим справляются. Следующий этап — пропевание мелодии нотами с одновременной игрой щипком.

Понятно, что на каждом уроке идёт работа над постановкой, продолжается контроль за свободой рук, мышц спины, шеи, корректируется правильная игровая зона (ноги и руки смотрят в одну сторону). Делаем необходимые и всем известные упражнения (падение всех пальцев левой руки на гриф, затем на каждую струну; падение пальцев по очереди; скольжение по грифу и т.д; кроме того, и всевозможные упражнения для подготовки правой руки к игре смычком.)

Постепенно нотный материал усложняется, появляются песенки с 1-ым пальцем. Очень важно следить за тем, чтобы палец падал правильно и в одно и то же место. Необходимо изначально наглядно определить место его падения. Преподаватель должен объяснить, что палец падает легко и чётко, и также быстро и чётко поднимается (как бы обжигаясь), при этом не разгибаясь до конца. Разумеется, этому предшествуют упражнения на корпусе скрипки (верхней деке).

Далее в нотах используются 2-ой, 3-ий пальцы, расширяется звуковой, нотный запас маленького скрипача. Кроме того появляются знаки альтерации, как отмечалось ранее, при нотах они стоят с определённой целью: познакомить ученика с тоном и полутоном. Так как все песенки мы поём, то естественно ни один урок не обходится без фортепиано. Каждая мелодия сопровождается аккомпанементом. Ребёнок развивается гармонично, учится слышать свой голос и голос своей скрипочки в окружении гармонии. На уроках дети очень тянутся к клавишам фортепиано, и я стараюсь, чтобы они постепенно запоминали расположение нот в пределах одной октавы. Использование инструмента облегчает объяснение расстояний между двумя соседними нотами, имеется в виду тон-полутон, а это очень важно для чистой интонации на скрипке. Объясняю так: «Если клавиши находятся рядом, значит так же ставь и пальцы, если между клавишами расстояние — пальчики тоже ставь на расстоянии друг от друга. Всё очень просто». Я радуюсь, когда ученик делает это осознанно, а не по наитию.

Если ученик освоил игру смычком, эти же песенки можно играть arco, более того преподаватель может сам по желанию выбирать штрихи. Возможно, это будет деташе, легато или комбинированные штрихи. Важно учитывать характер пьесы и возможности ребёнка.

Таким образом, сборник решает, в основном, художественные задачи и служит лишь дополнительным пособием. Совокупность художественного и нотного материала развлекает ребёнка, делает образовательный процесс более интересным, развивает творческие способности, даёт образное представление об исполняемой песенке.

Хочется надеется, что мой скромный творческий опыт заинтересует молодых педагогов, и пособие «Весёлые нотки» станет им хорошим подспорьем в работе, внося в уроки по специальности атмосферу игры и развлечения.

www.musnotes.com

Музыкальные возможности скрипки

Содержание

Скрипка, нередко называемая «царицей музыки», занимает сорок первое место в списке тембров стандарта General MIDI. Не каждая звуковая карта сможет достойно воспроизвести ее хорошо запоминающееся, певучее звучание. Существует мнение, что в принципе невозможно правильно сымитировать тембр скрипки путем циклического воспроизведения формы из волновой таблицы, как это осуществляется в MIDI-формате.
Чтобы добиться нужного звучания, придется прибегнуть к методу физического моделирования, что приведет к довольно большой загруженности процессора. Каковы же доводы в пользу этого мнения?

 

Устройство скрипки

Звукоизвлечение

Звукоизвлечение при игре на скрипке имеет определенные особенности, не характерные для других классов струнных инструментов. Перед началом выступления или репетиции музыкант подготавливает смычок, натирая его канифолью, т. е. сосновой смолой. Натянутый волос из конского хвоста превращает канифоль в липкий мелкий порошок. Таким образом, когда смычок касается струны, он прилипает к ней. При дальнейшем движении смычка струна начнет слегка натягиваться, следуя за ним. Однако наступает момент, когда она проскальзывает, отцепляется и двигается в обратную сторону. Затем струна вновь притягивается к смычку, и все повторяется сначала. Таким образом, движение струны можно описать как равномерное в одну сторону и синусоидальное – в обратную.

Однако это не единственная сложность воспроизведения скрипичного тембра при синтезе звука. Звучание скрипки, конечно же, не ограничивается основным тоном – есть еще целый ряд обертонов, т.
к. призвуков, расположенных выше главного тона. Кроме того, смычок не просто натягивает струну, но и немного перекручивает ее, в результате чего она колеблется в разных плоскостях. Следует учитывать и другие факторы, позволяющие скрипичной струне свободно колебаться и передавать колебания другим струнам. Например, искажения, возникающие вследствие трения о канифоль, отсутствие жестких креплений (в скрипке струны крепятся при помощи деревянного или пластмассового подгрифка). А резкие обертоны скрипач приглушает подушечками своих пальцев, делая звук теплее. Благодаря таким особенностям звукоизвлечения, скрипке и присущ неповторимый сложный тембр.

В подобной звуковой волне практически невозможно найти несколько похожих по фазе и спектру участков. Осуществить это можно только двумя способами: либо значительно сократить количество обертонов, либо отказаться от их фазовращения. Однако при таких методах теряется сходство со звучанием настоящей скрипки – это одна из причин того, почему использование волновой таблицы при синтезе звука не может передать тембр «царицы музыки».

Немаловажную роль играет и невозможность имитировать при синтезе звука скрипки все движения смычка. Музыканты используют несколько приемов игры на скрипке. Например, смычок можно вести так, чтобы пучок натянутого волоса всей шириной прилегал к струне, или же наклонить его, ограничив площадь его соприкосновения со струной.

Кроме того, сильно прижимая смычок, музыканты добиваются насыщенного, объемного звука, а едва касаясь струн – легкого и беззаботного звучания. Использование скрипачами различных штрихов при исполнении музыкальных произведение дает такое богатство палитры звуков, которое вряд ли под силу воспроизвести какому-либо MIDI-стандарту. Таким образом, даже очень мощный компьютер вряд ли сумел бы полностью заменить этот сложный и уникальный музыкальный инструмент.

Музыкальные возможности скрипки

Каковы же музыкальные возможности скрипки? Прежде всего, стоит отметить, что ей подвластно огромное множество интонаций. Еще несколько веков назад именно скрипка считалась инструментом, звучание которого наиболее схоже с человеческим голосом. Недаром многие композиторы писали главные свои мелодии для скрипичной партии. Возможно, причина кроется в том, что этот струнный инструмент очень чутко отзывается на малейшие движения кистей рук. Скрипичные струны послушно передают эмоции музыканта, будь то нежность или ярость.

В зависимости от движений смычка скрипка может издавать как нежный шепот, исполненный любви, так и громкий крик, полный боли и страдания, способный заставить содрогнуться слушателей. В руках талантливого музыканта скрипка ведет себя как живой организм, то засыпая, то вновь пробуждаясь.

В музыке существует понятие «атака звука», характеризующее начало звучания. Например, сравните, как человек управляет голосом, готовясь отдать команду или обращаясь с нежными словами к любимой девушке. В первом случае связки заранее напрягаются, а затем на них подается сильная струя воздуха, делая звук резким и четким.

Во втором случае звучание человеческого голоса предваряет медленный выдох, придающий плавность и мягкость речи. Скрипка отлично умеет передавать подобные оттенки. Чтобы добиться уверенного и резкого звука, музыкант прижимает смычок к струне и двигает его, не ослабляя нажима. Если же нужно добиться обратного эффекта, т. е. мягкого звучания, напоминающего полушепот, движение смычка следует начать еще в воздухе, а затем плавно опустить его на струну, избегая чрезмерного нажима. Вряд ли такие тончайшие оттенки звука возможно воспроизвести при помощи MIDI-стандартов.

Технические возможности скрипки поистине потрясают: ей подвластен практически любой темп и ритм. При использовании приема легато, т. е. связного исполнения соседних звуков, достигается практически непрерывное звучание. Смычок плавно передвигается по струнам, в то время как пальцы левой руки попеременно прижимают их. Прибегая к синтезу звука, невозможно достичь такой плавности и непрерывности.

При игре стаккато смычок сбрасывается на струны с небольшой высоты, а затем благодаря упругости конского волоса сразу же отскакивает, извлекая отрывистые звуки. Близок к этому приему и штрих «спикатто», когда движения кистей и предплечий рук дополняются движениями плеча. При игре «спикатто» звук становится еще более отрывистым и отчетливым, при этом темп может быть очень быстрым. Играя на скрипке, можно воспроизвести и флажолеты, т. е. выделить обертон из состава тембра струны. Скрипичные флажолеты отличаются легкостью и невесомостью.

Однако, возможности скрипки не безграничны: она имеет и свои ограничения. Во-первых, изначально этот инструмент создавался как имитация человеческого голоса, поэтому можно сделать вывод, что ей неподвластны многоголосые мелодии. В отличие от гитары, скрипичные струны опираются на подставку, имеющую дугообразную форму. Благодаря этому, музыкант может касаться смычком одной струны, не задевая соседних. При определенных углах наклона смычка можно одновременно касаться двух струн, но это – максимум, на который способна скрипка. Такой прием игры используется, когда необходимо добиться двухголосия, например, исполнения мелодии параллельными октавами или терциями.

Игра «двойными нотами» довольно трудна, поэтому прибегают к ней не так часто. Крайне редко партиях, предназначенных для скрипки, встречается запись четырехголосых аккордов, но исполняются они, можно сказать условно: сперва зажимаются две нижние струны, а затем смычок быстро переносят на верхние струны, чтобы успеть извлечь их звук, пока по инерции звучит нижняя пара. Второе важное ограничение возможностей скрипки обусловлено ее строением: ее нижняя струна настроена таким образом, что самый низкий звук, который можно извлечь при помощи этого музыкального инструмента, — это «соль» малой октавы.

Лучшая музыка на скрипке

Несколько красивых произведений:

Н. Паганини. Каприс №24

БЕТХОВЕН Соната для скрипки и фортепиано № 7 – Дмитрий Ситковецкий (скрипка), Юрий Розум (ф-но)

Viotti, Violin Concerto No 23 in G Major – Jennifer Jeon

Mazas etude No. 23, Op. 36

David Garrett – Vivaldi: Four Seasons: Summer: Presto – ‘Storm’

Vanessa Mae – Tango De Los Exilados

 

Родственники скрипки

Следующие места в списке тембров стандарта General MIDI занимают ближайшие родственники скрипки:

  • альт;
  • виолончель;
  • контрабас.

Как выглядит скрипка и альт

Виолончель

Контрабас

 

Попробуйте определить у кого какой инструмент

Все они относятся к струнной группе инструментов и составляют своего рода квартет. Если проводить аналогию с человеческим голосом, то им будут соответствовать сопрано, альт, тенор и бас. Альт внешне очень похож на скрипку, разве что чуть более массивный. Однако звучание его заметно глуше и направлено как будто внутрь инструмента. Альт, или по-старинному «виола», считается старшим братом скрипки, ведь появился он несколько ранее. В современном струнном квартете или оркестре альт помогает заполнить средний регистр, добавляет звуку объем. Его гриф имеет большую площадь, чем скрипка, поэтому «шагать» по струнам, играя на альте, несколько сложнее. Струны этого инструмента настраиваются на квинту ниже, чем скрипичные, поэтому нижняя граница альта – «до» малой октавы.

Отличается выразительностью и виолончель.

Она имеет более внушительные размеры, поэтому при игре на ней используются несколько иные приемы: в движении задействованы уже не только кисти, но и вся рука. Интенсивный звук виолончели полон обертонов, поэтому ей нередко достается исполнение любовных тем. Самый массивный инструмент струнной группы – это, бесспорно, контрабас. Играть на нем приходится стоя. Зачастую партия контрабаса включает в себя лишь отдельные ноты, исполняемые короткими щипками, на джазовый манер. Можно играть на нем и при помощи смычка, который более короткий и толстый, чем другие типы. Если контрабасист использует смычок, звучание этого струнного инструмента придает мелодии опору и глубину, а оркестру – солидность.

3akkorda.net

50 полезных сайтов для музыкантов

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Душа поет, и надо с этим что-то делать. Например, научиться играть на фортепиано, гитаре, укулеле и губной гармошке, а потом записать весь этот оркестр и сбацать хит. Ну или освоить электрогитару и запилить "тяжелый металл". Кому что нравится. 

AdMe.ru собрал сайты, на которых рассказывают, как учиться музыке, предлагают полезные приложения для музыкантов и просто ворох нот, среди которых даже нотная запись клубной музыки. Оказывается, и такое существует. 

Нотные библиотеки

  • Nephelemusic.ru - форум, где делятся нотами для фортепиано. 
  • Muzland.ru - библиотека аккордов и нот к известным песням, а также немного информации для тех, кто хочет научиться исполнять их на гитаре.
  • Notes.tarakanov.net - нотный архив Бориса Тараканова. Организован не очень удобно, зато большой объем партитур, произведений для фортепиано, гитары, органа; романсы и дуэты.
  • Nlib.org.ua - на сайте выкладывают ноты академических произведений в оригинале и переложения: партитуры, камерно-инструментальная, вокальная музыка, хоры, педагогический репертуар, а также аудиофайлы академической музыки.
  • Bigjazzbook.ru - ноты, тексты, минуса и аудиопримеры джазовых стандартов.
  • Akkords.ru - на сайте собираются аккорды, табулатуры и тексты песен для гитары.
  • Notly.ru - очень большая и разнообразная коллекция нот - от классики до современной клубной музыки. 
  • Notomania.ru - ресурс с нотами песен, классической музыки, джаза и блюза. 
  • Musicnotes.com - ноты популярных песен для фортепиано, гитары, духовых инструментов. 
  • Violamusic.me - ноты для альта, скрипки и виолончели. 
  • Classon.ru - библиотека нот для самых разных музыкальных инструментов: фортепиано, контрабаса, саксофона, клавесина, флейты. Основа библиотеки - произведения, включенные в школьную программу музыкального обучения. 
  • Altkord.ru - аккорды для гитары, табулатуры и тексты песен российских и зарубежных групп, исполняющих альтернативную и рок-музыку. 
  • Songsterr.com - англоязычный ресурс, где для рок-музыкантов собраны аппликатуры популярных песен, которые можно тут же прослушать в удобном интерфейсе. 

Самоучители

  • Notomania.ru - сборник самоучителей игры на классической гитаре, фортепиано, скрипке, баяне, балалайке и других инструментах.
  • Pesni.ru - уроки игры на гитаре для тех, кто просто хочет петь песни. 
  • Gitaristu.ru - статьи и мастер-классы по игре на электрогитаре. 
  • Rockvocalist.ru - на сайте размещаются статьи о технике рок-вокала.
  • Skripach.ru - сайт о скрипке и скрипачах: где учиться, что учить, как продавать свою музыку. 
  • Guitarprofy.ru - самоучитель игры на классической гитаре. Кроме собственно учебника есть ноты для начинающих и статьи. 
  • Propianino.ru - сайт посвящен обучению игре на фортепиано. 
  • Garmoshka-samouchitel.ru - самоучитель игры на губной гармошке. 
  • Svirel.org - самоучитель игры на блок-флейте. 
  • Vargshop.ru - самоучитель игры на варгане.
  • Guitaruser.ru - самоучитель игры на укулеле. 
  • Сomp4music.ru - самоучитель игры на клавишных. 

Программы и приложения для музыкантов

  • Dontcrack.com - большая коллекция программ для музыкантов: аудиоредакторы, виртуальные инструменты и прочее.
  • Notly.ru/programmi - музыкальные программы, которые интересно и полезно установить каждому музыканту: нотные редакторы, распознавание нот и аккордов из mp3, симуляторы фортепиано и нотные шрифты.
  • Audacity - программа используется как основной аудиоредактор на музыкальных факультетах университетов, в образовательных мультимедийных центрах, разного рода центрах электронной музыки, на многих небольших радиостанциях и даже студиях звукозаписи.
  • MuseScore - нотный редактор. 
  • Wa

www.adme.ru

Скрипка — Википедия

Скри́пка (от ст.‑слав. скрыпати — «скрипеть», итал. violino[1]) — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e2 («соль» малой октавы, «ре», «ля» первой октавы, «ми» второй октавы), диапазон от g («соль» малой октавы) до a4 («ля» четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Бывают также и пятиструнные скрипки, с добавлением нижней альтовой струны c («до» малой октавы).

Принадлежит музыкальный инструмент многим народам, в том числе и русским[2].

Предшественниками скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу. Отсюда итальянское название скрипки violino, а также славянский[источник не указан 829 дней] четырёхструнный инструмент квинтового строя жига (отсюда немецкое название скрипки — geige).

Продолжавшаяся в течение нескольких веков борьба между аристократической виолой и народной скрипкой окончилась победой последней. В качестве народного инструмента скрипка особенно широкое распространение получила в Белоруссии, Польше, Украине, Румынии, Истрии и Далмации. Со второй половины XIX века получает распространение среди татар[3]. С XX века встречается в музыкальном быту башкир[4].

В середине XVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Право считаться изобретателем «аристократической» скрипки современного типа оспаривают Гаспаро да Сало (ум. 1609) из города Бреши и Андреа Амати[en] (ум. 1577) — основатель кремонской школы[5].

«Генеалогическое древо» происхождения современной скрипки.

Производством скрипок занимаются скрипичные мастера. Прекрасной формой и превосходным материалом отличаются кремонские скрипки Амати, сохранившиеся с XVII века. Ломбардия славилась производством скрипок и в XVIII веке; чрезвычайно высоко ценятся скрипки производства Страдивари (1644—1737), Андреа (1626—1698) и Джузеппе (1698—1744) Гварнери[6].

Скрипка является сольным инструментом с XVII века. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Бьяджо Марини (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Карло Фарины. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли; затем следуют Торелли и Тартини, а также Локателли (ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры), его ученица Магдалена Лаура Сирмен (Ломбардини), Никола Маттейс, создавший скрипичную школу в Великобритании, Джованни Антонио Пьяни.

Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны. Размер полной скрипки составляет 60 см, вес ― 300‒400 граммов, хотя бывают и скрипки меньших размеров.

Идеальная реакция скрипки, как и других смычковых, на щипок — громкий и короткий звук, иначе звук от изменчивых движений смычка будет усреднен во времени. Это реализуется непростой, но физически правильной, геометрией корпуса: выпуклые деки, эфы и другое.

Корпус[править | править код]

Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму. В отличие от классической формы корпуса форма из трапециевидного параллелограмма является математически оптимальной с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки — через верхнюю деку — нижней деке. Без неё тембр скрипки теряет живость и полноту.

На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака (так, известен эксперимент с полным химическим удалением лака со скрипки Страдивари, после которого её звук не изменился). Лак предохраняет скрипку от изменения качества дерева под влиянием окружающей среды и окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.

Нижняя дека делается из цельной древесины клёна (и других твёрдых пород дерева), или из двух симметричных половинок.

Верхняя дека делается из резонансной ели. Имеет два резонаторных отверстия — эфы (от названия строчной латинской буквы F, на которую они похожи). На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке). Под ножкой подставки со стороны струны Соль к верхней деке прикреплена единственная пружина — продольно расположенная деревянная планка, во многом обеспечивающая прочность верхней деки и её резонансные свойства.

Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.

Уголки на обечайках служат для позиционирования смычка при игре. Когда смычок направлен на один из уголков, звук извлекается на соответствующей струне. Если смычок находится между двумя уголками, звук извлекается на двух струнах одновременно. Встречаются исполнители умеющие извлекать звук сразу на трёх струнах, но для этого приходится отступать от правила позиционирования смычка по уголкам и изменять конфигурацию подставки.

Строение скрипки

Душка — круглая распорка из еловой древесины, механически объединяющая деки и передающая усилие натяжения струн и высокочастотные колебания на нижнюю деку. Идеальное её расположение находится экспериментально, как правило, конец душки расположен под ножкой подставки со стороны струны Ми, или рядом с ней. Душка переставляется только мастером, так как её малейшее передвижение значительно влияет на звучание инструмента.

Подгрифок, или струнодержатель, служит для крепления струн. Ранее изготавливался из твёрдых пород чёрного или красного дерева (обычно из эбенового дерева или палисандра соответственно). В настоящее время часто делается из пластмасс или лёгких сплавов. С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой — четыре отверстия шлицами для крепления струн. Конец струны с пуговкой (ми и ля) продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц. Струны Ре и Соль чаще закрепляются в подгрифке петлёй, проходящей в отверстие. В настоящее время в отверстия подгрифка часто устанавливаются рычажно-винтовые машинки, значительно облегчающие настройку. Серийно выпускаются подгрифки из лёгких сплавов с конструктивно интегрированными машинками.

Петля из толстой струны или стальной проволоки. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклинить клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2 мм, иначе точечное давление синтетической струны может повредить деревянный подгрифок.

Пуговка — шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клоца и обечайки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.

Подставка является опорой для струн со стороны корпуса и передаёт колебания от них на деки, на верхнюю — непосредственно, на нижнюю — через душку. Поэтому позиция подставки влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению строя инструмента за счёт изменения мензуры и к некоторому изменению тембра — при сдвиге к подгрифку — звук глуше, от него — ярче. Подставка приподнимает струны над верхней декой на разную высоту для возможности игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии одну от другой на дуге большего радиуса, чем верхний порожек, так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние.

Гриф[править | править код]

Гриф скрипки — длинная дощечка из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра), изогнутая в сечении так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние струны. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.

Порожек — пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Прорези в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга и обеспечивают зазор между струнами и грифом.

Шейка — полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры, конструктивно объединяет корпус скрипки, гриф и головку. Гриф с порожком крепится к шейке сверху.

Колковая коробка — часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют собой конусные стержни. Стержень вставляется в конусное отверстие в колковой коробке и подгоняется к нему — невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или вытягиваются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочной пастой (или мелом и мылом, или грифелем карандаша). Колки не должны сильно выступать из колковой коробки. Колки обычно делаются из чёрного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.

Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма — свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Изначально завиток скорее напоминал женскую ступню в туфельке, со временем схожесть становилась всё меньше — узнаваема только «пятка», «носок» изменился до неузнаваемости. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой, как у виол — резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580—1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное «свидетельство о рождении».

Струны, строй, настройка[править | править код]

Струны проходят от подгрифка через подставку, над поверхностью грифа и через верхний порожек к колкам, на которые наматываются в головке. Состав струн:

  • 1-я — Ми второй октавы. Однородная по составу струна, звонкий блестящий тембр.
  • 2-я — Ля первой октавы. Струна с сердечником и оплёткой, иногда однородная по составу («Thomastik»), мягкий матовый тембр.
  • 3-я — Ре первой октавы. Струна с сердечником и оплёткой, мягкий матовый тембр.
  • 4-я — Соль малой октавы. Струна с сердечником и оплёткой, суровый и густой тембр.
Настройка

Струна Ля настраивается по камертону Ля или фортепиано. Остальные струны настраиваются на слух по чистым квинтам: струны Ми и Ре от струны Ля, струна Соль от струны Ре.

Одна из старейших скрипок современного типа. Изготовлена Андреа Амати, предположительно для церемонии бракосочетания испанского короля Филиппа II в 1559 году.

Играют на скрипке смычком, основу которого составляет деревянная трость, переходящая с одной стороны в головку, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос из конского хвоста. Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании импрегнируется (пропитывается) канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.

Есть и другие, менее обязательные, аксессуары:

  • Подбородник предназначен для удобства прижатия скрипки подбородком. Боковое, серединное и промежуточное положение выбирается из эргономических предпочтений скрипача.
  • Мостик предназначен для удобства укладки скрипки на ключице. Крепится со стороны нижней деки. Представляет собой пластину, прямую или выгнутую, твёрдую или покрытую мягким материалом, деревянную, металлическую или пластиковую, с креплениями с двух сторон.
  • Звукоснимательные устройства требуются для преобразования механических колебаний скрипки в электрические (для записи, для усиления или преобразования звука скрипки с помощью специальных устройств). Если звук скрипки формируется за счёт акустических свойств элементов её корпуса, скрипка является акустической, если звук формируется электронными и электромеханическими компонентами, это электроскрипка, если же звук формируют оба компонента в соотносимой степени, скрипка классифицируется как полуакустическая.
  • Сурдина представляет собой небольшой деревянный или резиновый «гребешок» с двумя-тремя зубцами с продольной прорезью. Надевается сверху на подставку и уменьшает её вибрацию, благодаря чему звук становится приглушённым, «носким». Чаще сурдина применяется в оркестровой и ансамблевой музыке.
  • «Глушилка» — тяжёлая резиновая или металлическая сурдина, применяемая для домашних занятий, а также для занятий в местах, не терпящих шума. При использовании глушилки инструмент практически перестает звучать и издаёт еле различимые звуковысотные тона, достаточные для восприятия и контроля исполнителем.
  • Машинка — металлическое устройство, состоящее из винта, вставляемого в отверстие подгрифка, и рычага с крючком, служащим для крепления струны, располагающегося с другой стороны. Машинка позволяет произвести более тонкую подстройку, что наиболее критично для монометаллических струн, имеющих малое растяжение. Для каждого размера скрипки предназначен определённый размер машинки, существуют также универсальные. Обычно бывают с чёрным, позолоченным, никелированным покрытием или хромированные, а также с комбинацией покрытий. Имеются модели специально для жильных струн, для струны «ми». Инструмент может не иметь машинок вообще: в таком случае струны вставляются в отверстия подгрифка. Возможна установка машинок не на все струны. Обычно в таком случае машинка ставится на первую струну.
  • Ещё одним аксессуаром для скрипки является футляр или кофр, в котором инструмент, смычок и дополнительные аксессуары хранятся и переносятся.
  • Аксессуары и принадлежности
  • Смычок со стороны колодки

  • Скрипка в футляре

  • Металлическая сурдина («глушилка»)

  • Одиночная машинка

Нотация[править | править код]

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе. Стандартный диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны для исполнения и применяются, как правило, только в сольной виртуозной литературе, но не в оркестровых партиях.

Постановка рук[править | править код]

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счёт чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулём.

От касания струны почти без нажима в точках кратного деления получаются флажолеты. Многие флажолеты по высоте далеко выходят из стандартного диапазона скрипки.

Расположение пальцев левой руки на грифе называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть. На каждой струне, исключая квинту (первую струну), идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — вплоть до двенадцатой.

«Франко-бельгийский» способ держания смычка.

Существует как минимум три способа держания смычка[7]:

  • Старый («немецкий») способ, при котором указательный палец касается трости смычка своей нижней поверхностью, приблизительно против сгиба между ногтевой фалангой и средней; пальцы тесно сомкнуты; большой палец находится напротив среднего; волос смычка натянут умеренно.
  • Новый («франко-бельгийский») способ, при котором указательный палец касается трости под углом концом своей средней фаланги; между указательным и средним пальцами большой промежуток; большой палец находится напротив среднего; сильно натянутый волос смычка; наклонное положение трости.
  • Новейший («русский») способ, при котором указательный палец касается трости сбоку сгибом между средней фалангой и пястной; глубоко охватывая серединой ногтевой фаланги трость и образуя с ней острый угол, он как бы направляет ведение смычка; между указательным и средним пальцами большой промежуток; большой палец находится напротив среднего; слабо натянутый волос смычка; прямое (не наклонное) положение трости. Такой способ держания смычка является наиболее целесообразным для достижения наилучших звуковых результатов при наименьшей затрате энергии.

Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные ноты), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять на открытых струнах, и используются как правило в сольных произведениях.

Позиция левой руки[править | править код]
  • «Открытые струны» — пальцы левой руки не зажимают струны, то есть скрипка извлекает четыре ноты разделённые квинтами: g, d1,a1,e2 (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы).
  • Первая позиция — пальцы левой руки, кроме большого, могут зажимать струну в четырёх местах, отделённые между собой и от открытой струны диатоническим тоном. В совокупности с открытыми струнами образуют 20-тонный ряд звуков от ноты Соль малой октавы до Си второй октавы.
Первая позиция

Большой палец направлен на играющего, образуя «полочку», на которой лежит гриф скрипки — выполняет только поддерживающую функцию. Другие пальцы левой руки располагаются сверху, нажимая на струны, не удерживая гриф. Левая рука имеет всего семь «основных» позиций, которые основываются на следующем:

  • Пальцы расположены на позиции соответствующей белым клавишам фортепиано;
  • Пальцы не передвигаются вдоль грифа;
  • Расстояние между соседними пальцами на одной струне — тон или полутон;
  • Расстояние между четвёртым пальцем на большей струне и первым пальцем (крайними рабочими) на меньшей струне один тон.

Конкретизировано первая позиция выглядит так:

IV — Четвёртая струна III — Третья струна II — Вторая струна I — Первая струна
Строй g — Соль малой октавы d1 — Ре первой октавы a1 — Ля первой октавы e2 — Ми второй октавы
0 — Пустая струна g — Соль малой октавы d1 — Ре первой октавы a1 — Ля первой октавы e2 — Ми второй октавы
1 — Указательный палец a — Ля малой октавы e1 — Ми первой октавы h1 — Си первой октавы f2 — Фа второй октавы
2 — Средний палец h — Си малой октавы f1 — Фа первой октавы c2 — До второй октавы g2 — Соль второй октавы
3 — Безымянный палец c1 — До первой октавы g1 — Соль первой октавы d2 — Ре второй октавы a2 — Ля второй октавы
4 — Мизинец d1 — Ре первой октавы a1 — Ля первой октавы e2 — Ми второй октавы h2 — Си второй октавы

Штрихи[править | править код]

Основные приёмы:

  • Détaché — каждая нота извлекается отдельным движением смычка, путём изменения его направления;
  • Martelé — штрих, выполняемый толчком смычка, при котором протяженность самого звучания значительно короче периода затухания звучности;
  • Staccato вниз и вверх смычком — движение смычка с остановкой;
  • Staccato volant — разновидность стаккато. При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн;
  • Spiccato — отрывистый и отскакивающий штрих, утяжелённое staccato с добавочным движением плеча;
  • Sautillé — отскакивающий штрих, облегчённое и ускоренное Spiccato;
  • Ricochet-saltato — штрих, выполняемый ударами волоса поднятого смычка по струне, как правило исполняется непрерывной группой;
  • Tremolo — многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух несоседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.
  • Legato — связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует.
  • Col legno — удар древком смычка по струне. Вызывает стучащий, мертвенный звук, который также с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (пиццикато). Также имеет место и пиццикато левой рукой, которое применяется в основном в сольной литературе.

Также существует специальный способ выделения обертона из состава тембра звучащей струны — флажолет. Натуральные флажолеты исполняются путём прикосновения к струне в точках кратного деления её длины — на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 3, на 4 (две октавы) и т. п. Искусственные точно так же делят прижатую ниже первым пальцем обычным способом струну. В зависимости от постановки 1 и 4 пальцев левой руки флажолеты могут быть квартовыми, квинтовыми.

Скрипка различается на классическую и народную (в зависимости от народа и их культурно-музыкальных традиций и предпочтений). Классическая и народная скрипки мало чем различаются между собой и не являются чужими друг другу музыкальными инструментами. Отличия классической скрипки от народной пожалуй имеются лишь в области применения (академическое и фольклорное) и в своих культурных предпочтениях и традициях.

См. также: Народная скрипка.

Функции скрипки как солирующего инструмента в составе музыкальных коллективов[править | править код]

Период барокко — период расцвета скрипки как профессионального инструмента. По причине близости звучания к человеческому голосу и способности производить сильное эмоциональное воздействие на слушателей, скрипка стала ведущим инструментом. Звучание скрипки устанавливалось выше других инструментов, что делало её более подходящим инструментом для игры мелодической линии. Играя на скрипке, музыкант-виртуоз способен исполнять быстрые и трудные фрагменты произведений (пассажи).

Скрипки составляют также значительную часть оркестра, в котором музыканты поделены на две группы, известные как первые и вторые скрипки. Чаще всего мелодическая линия посвящена первым скрипкам, в то время как группа вторых исполняют аккомпанирующую функцию или имитирующую.

Иногда мелодия поручается не всей группе скрипок, а скрипке-соло. Тогда мелодию играет первый скрипач — концертмейстер. Чаще всего это необходимо для придания мелодии особого колорита, нежного и хрупкого. Скрипка-соло наиболее часто ассоциируется с лирическим образом.

Струнный квартет в его изначальном виде состоит из двух скрипок (музыкантов, исполняющих партии первой и второй скрипки), альта и виолончели. Аналогично оркестру, чаще всего ведущую роль играет первая скрипка, но в целом солирующие моменты могут быть у каждого инструмента.

  • Скрипка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Флеш К. Искусство скрипичной игры. Том 1. — М.: Музыка, 1964.
  • Флеш К. Искусство скрипичной игры. Том 2. — М.: Классика-XXI, 2007.
  • Ауэр Л. Violin Playing as I Teach It (1920) (в рус. пер. — Моя школа игры на скрипке) — Л., 1933;
  • Мазель В. Скрипач и его руки (правая). — СПб.: Композитор, 2006.
  • Мазель В. Скрипач и его руки (левая). — СПб.: Композитор, 2008.
  • Цицикян А. Армянское смычковое искусство. — Ереван, 2004.
  • Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М., 1997.
  • Ноты для скрипки в нотной библиотеке проекта «Детское образование в сфере искусства» — classON.ru

ru.wikipedia.org


Смотрите также