Как играть на саксофоне


Как научиться играть на саксофоне с нуля МузШок

Игра на саксофоне завораживает - тёплый обволакивающий звук, харизма музыканта и атмосфера таинственности делают своё дело.

Сложно ли научиться играть на саксофоне? И да, и нет. Уроки игры на саксофоне - затратная штука. Вы не начнёте обучение, пока не приобретете инструмент. Поддержанный саксофон стоит от 150 долл., но не стоит покупать первый же инструмент, устроивший вас по цене.

Для новичка саксофон нужен в идеальном техническом состоянии, поэтому подойдите к выбору ответственно. После покупки б\у саксофона, покажите его мастеру, чтобы довести инструмент «до ума». Если профессионал сыграет сносно на саксе с техническими неполадками, то новичку это не под силу. Новый саксофон бюджетного уровня обойдётся от 250 долл.

Видео как научиться играть на саксофоне самостоятельно

Выбор инструмента

Подготовка саксофона к игре

Постановка губ

Не покупайте саксофон самостоятельно, найдите педагога и советуйтесь с ним.

Второй пункт затрат - уроки игры на саксофоне. Не занимайтесь саксофоном самостоятельно! Первые три-четыре месяца педагог обязателен! Не готовьтесь к первому уроку, ничего не читайте и не тренируйте: исправлять проблемы, возникшие из-за самообразования, приходится годами. Первый урок - самый важный, это фундамент, на котором построятся музыкальные успехи.

Где научиться играть на саксофоне

Учатся игре на саксе с 9-10 лет (раньше для позвоночника вредно). Дети учатся в музыкальных школах или у частных педагогов. А вот взрослым обучение в ДМШ недоступно - люди ищут репетиторов или приходят в частные музыкальные школы. Выбирайте преподавателя так, чтобы было комфортно заниматься, и помните, что играть на саксофоне и обучать игре - разные профессии. Поэтому обращайте внимание не только на игру педагога, а на успехи его учеников.

Как научиться играть на саксофоне с нуля

Не бойтесь играть! В стереотипы о том, что музыка для «талантливых» уже никто не верит. Прогресс и музыкальный рост приходит к тем, кто регулярно занимается музыкой. Первые 2-3 месяца делайте по 3-4 тренировки в день продолжительностью по 15-20 минут. Заниматься с педагогом достаточно два раза в неделю, но упражняться дома, выполнять домашние задания придется ежедневно.

Учат ли саксофонисты нотную грамоту?

Да. Нотная грамота для игры на саксофоне обязательна, желательны дополнительные занятия сольфеджио. Сольфеджио улучшает музыкальный слух, а регулярные занятия на саксофоне и прослушивание музыки дают предслух, формируют эталон звука. Он находится в подсознании, и мозг постоянно сравнивает звучание вашей игры с эталоном. На звучание саксофона влияют не только уровень саксофониста и качество саксофона, но и внешние и внутренние факторы: шумный зал, темнота, акустика, неудобный костюм, повышенное слюноотделение, сухость во рту… Имея эталон звука в голове, саксофонист должен уметь подстраиваться под факторы окружающей среды и приводить звучание к эталону в конкретный условиях. Это требует мастерства.

Идите к своей мечте, и если решили заниматься саксофоном, пусть вас не пугают трудности. Саксофон как хобби приносит удовольствие, а еще возможность выступить на вечеринке среди друзей, восхитив игрой на инструменте.

muzshok.by

Звукоизвлечение на саксофоне для новичков. Положение губ саксофониста. Как тренировать амбушюр на саксофоне. Обучение на саксофоне в СПб. Уроки саксофона в СПб. Онлайн-уроки саксофона. Обучение на саксофоне через скайп. Ошибки начинающих саксофонистов. Бесплатный онлайн урок на саксофоне.

И вот наступил момент истины. Наступило время вспомнить всё то, о чём я писал и показывал в видеоуроках. Теперь вы имеете представление о саксофоне как о непростом инструменте. И, тем не менее, отступать поздно. Прочитав этот раздел, вы начнёте заниматься и издавать с помощью мундштука и трости какие-то звуки. Следовательно, возникнет интерес к занятиям. Но перед этим вспомним, что мы уже можем, так как сегодня надо соединить все знания и умения в одну цель — ЗВУК.

Мы умеем собирать мундштук для саксофона. А о критериях подбора мундштука вы можете посмотреть здесь. Вы подобрали к своему мундштуку соответствующую трость. Как это сделать вы узнаете здесь. Амбушюр(периодически тренированный!!!) находится в хорошем состоянии. Дыхание постепенно формируется и укрепляется. Скоро вы поймёте, что дыхание для альт — и тенор — саксофона — является основой, без которого не видать хорошего, полноценного и достойного саксофонового звука.

 

 

Первые звуки я настоятельно советую пробовать извлечь без саксофона. А именно – использовать мундштук ( в собранном виде) и эску (эта та связующая деталь, которая находится между мундштуком и саксофоном). Первый раз заниматься над звукоизвлечением без самого саксофона намного легче и проще. Но дальнейшее обучение на саксофоне пойдёт намного быстрее, если вы на начальном этапе сконцентрируетесь именно на технике звукоизвлечения. Объясню почему.

  1. В музыке есть правило, которого я придерживаюсь и хочу, чтобы оно дошло до вас. Правило простое: «ОТ ПРОСТОГО – К СЛОЖНОМУ».
  2.  Саксофон надо взять в руки определенным образом ( я посвящу этому отдельный пост).
  3.  Взяв его в руки, вы начнёте отвлекаться на пальцы и т.д.
  4.  Сам саксофон имеет большой объём ( в сравнении с эской). Следовательно больше нужно воздуха.
  5.  Извлечь звук из саксофона может не получиться просто оттого, что вы что-то не то нажмёте.
  6.  Обращаться с одной эской намного удобнее, чем с саксофоном (регулировать влево, вправо, вверх, вниз).

Итак. Всё о чём я пишу, дальше делаем спокойно и уверенно. Конечно, всё делаем перед зеркалом.

  1. Вставляем мундштук в эску.
  2.  Ноги на ширине плеч, одна рука на животе. Другой рукой держим эску.
  3.  Делаем не очень глубокий вдох в «живот» и задерживаем дыхание.
  4.  При задерженном дыхании вставим амбушюр в правильное положение ( ВО-У) и берём мундштук в рот.
  5.  Поджимаем нижнюю губу зубами к трости и произносим магический слог ТА. При этом одновременно пошёл выдох.

Теперь я попробую предположить, что у вас получилось, а что нет в обучении игре на саксофоне.

Если при произношении ТА получился звук, похожий на утиное кряканье, то всё сделано правильно, даже если оно было кратковременно. Можете себе поставить твёрдое «4». При таком варианте в следующей попытке постарайтесь протянуть звук подольше. Делается это за счёт дыхания и нижней губы. Дело в том, что выдыхаемый вами воздух в мундштук проходит между тростью и мундштуком. Расстояние между тростью и мундштуком регулируется одновременно и дыханием (усилить или ослабить) и нижней губой (прижать или отпустить). Вообще звук появляется именно от вибрации вот этой самой деревяшечки (трости), похожей на палочку от мороженого. Без неё саксофон – не саксофон, а блестящая «железяка» для записи видеоклипов. Поэтому, главная задача состоит в том, чтобы выдох был с определённым напором, и нижняя губа удержала трость в нужном положении (не пережать – как говорят саксофонисты «трость заткнулась» и не держать губу слишком в расслабленном состоянии — воздух пойдёт не в мунштук, а куда ему вздумается).

Рассмотрим другой вариант. Вы делаете по пунктам с 1-5 всё верно, а звука нет. Значит, вы либо сильно прижали трость и она «заткнулась», либо не прижали трость и воздух уходит в никуда. Не торопитесь. Забудьте на время про диафрагмальное дыхание и просто попробуйте дуть, но обязательно со слогом ТА. Именно ТА, а не ФА, ФУ, ФЫ, ТЫР, МЫР, ПЫР, КАР.

 

Почему нельзя забывать про ТА при учебе саксофону?

В момент, когда вы произносите ТА, язык ударяет о край мундштука и возвращается в исходное положение (см. видео). Язык при игре на саксофоне играет роль нипеля, который регулирует поток воздуха при выдохе. Также он является началом звука при звукоизвлечении в момент удара о край мундштука.

 

При последующих попытках добавляйте полноценное дыхание.

Первый признак того, что выдох делается правильно при звукоизвлечении – вы немного вспотели и нижняя губа начала болеть. Губы надо расслабить (см. видео). На пот можно не обращать внимания.. Его ещё будет пролито немало, потому что игра на саксофоне требует немало физических усилий. Вообще грамотные педагоги говорят: « если музыкант не вспотел после 5 минут игры на инструменте, то это не музыкант» и это касается не только духовых музыкальных инструментов.

У каждого начинающего саксофониста всё индивидуально. У всех разный прикус зубов, разные губы и главное разные мозги. Поэтому, после каждой неудачной попытки, надо пробовать что-то поменять (эску — чуть поднять или опустить, не забывать чтобы трость была во влажном состоянии, может быть при сборке мундштука трость не затянута или стоит неровно). Если же попытка

удалась, то такие моменты надо запоминать и тут же повторить снова ничего не меняя, взяв только новую порцию воздуха. Грубая ошибка – постоянно вынимать мундштук изо рта. Мундштук вынимаем только тогда, когда надо расслабить губы.

Как же нам делать вдох, если мундштук всё время зажат во рту? Вдох делаем через краешки губ. При этом для начала надо не стесняться приподнять верхнюю губу. Будут даже видны верхние зубы. При обучении на саксофоне это нормально. Главное при вдохе не допускать грубую ошибку – опускать нижнюю челюсть и пытаться сделать вдох. Или ещё хуже перед каждым вдохом вынимать мундштук из рота. Есть ещё особо одарённые и хитрые ученики, которые делают вдох носом. Привычка нехорошая и от неё сразу надо избавляться. За этим естественно должен следить педагог.

И вот вы перед зеркалом. Всё сделали верно. Попробовали какое-то количество раз и всё-таки звук пошёл. Куда он денется? Над чем работаем дальше? Максимально удлиняем сам звук. Естественно на саксофоне это делается за счёт дыхания. А оно ведь у вас поставлено. Вы же этим занимались не щадя живота своего. Подули на эске длинные ноты и переходим ко второй стадии. Пробуем извлечь 2 звука. Дуем 1 длинный звук и добавляем второе ТА. Для начала второе ТА можно сделать коротким, чтобы понять принцип работы языка. После этого пробуем делать первый звук короткий (ТА) и тут же следующий длинный (ТА) и выдыхаем воздух до конца. При этом амбушюр не меняется. Губы и зубы плотно зажимают мундштук. И дальше (не забывая про принцип «от простого к сложному») делаем 3 ТА. Сочетаем короткие и длинные звуки и т.д. Важно вовремя расслабить губы.

Следующий этап. Пробуем при длинном звуке делать вибрацию губами. То есть при выдохе поджимаем или отпускаем зубами трость. Звук примерно будет такой У-А, У-А. Что это даёт? Вы начинаете чувствовать работу трости. Можно пробовать перемещать нижнюю челюсть вперёд и назад вдоль трости.

После этого регулируем звук по громкости. Делаем это дыханием. При этом вы заметите, что делать звук более тихим тяжелее, чем громкий. Мундштук всегда должен быть жёстко зажат во рту.

Всё, что я описал выше, я показываю в своих видеоуроках по саксофону. Это поможет вам быстрее освоить и укротить звук.

Занятия на эске имеют свои преимущества в том, что звук не очень громкий (в отличии от саксофона). Заниматься на ней можно без особых приготовлений. Чем чаще вы будете заниматься на эске, тем быстрее освоите звук на саксофоне.

 

ОБУЧЕНИЕ НА МОИХ УРОКАХ ДОСТУПНО, ИНТЕРЕСНО И ПРИВОДИТ К РЕЗУЛЬТАТУ

spbsaksofon.ru

Саксофон самоучитель

Саксофон самоучитель от проекта «Свирелька»
С пожеланиями огромных успехов в обучении!

Содержание

Раздел 1. Основы игры на саксофоне.
Строение саксофона. Подготовка саксофона к игре. Дыхание, постановка и амбушюр саксофониста. Первый звук на саксофоне. Выбор и покупка саксофон. Строй саксофона.

1.1 Подготовка саксофона к игре

1.2 Дыхание при игре на саксофоне

1.3 Как держать саксофон во время игры

1.4 Амбушюр саксофона. Как работают губы, лицевые мышцы и язык.

1.5 Извлекаем первый звук на саксофоне.

1.6 Саксофон для детей. Когда начинать. Выбор и покупка инструмента

1.7 Строй саксофона. Транспонирование. Что это и зачем.


Раздел 2. Аппликатура саксофона. Разучиваем ноты.
Начиная с Урока 2.1 играйте на инструменте ежедневно.
Выполняйте упражнения из школы саксофона к урокам.

2.1 Аппликатура саксофона Ноты соль, ля, си первой и до второй октавы.

Упражнения из Школы саксофона к уроку 2.1 :

  • Упр. 1 — 4;
  • Упр. 5 — 9;
  • Упр. 10 — 13.

2.2 Ноты ми и фа первой октавы.

Упражнения из Школы саксофона к уроку 2.2:

  • Упр. 14 — 16;
  • Упр. 17 — 20;
  • Упр. 21 — 23

2.3 Ноты до и ре первой октавы (на реконструкции)

Упражнения из Школы саксофона к уроку 2.3:

  • Упр. ***;
  • Упр. ***;

2.4 Ноты ре, ми, фа, соль второй октавы. Первая гамма. (на реконструкции)

Упражнения из Школы саксофона к уроку 2.3:

  • Упр. ***;
  • Упр. ***;
Раздел 3. Приемы и способы игры на саксофоне.

Саксофон самоучитель

clarisax.ru

Уроки саксофона Правильное положение саксофона во время игры

Уроки саксофона. На этом уроке будем учиться правильно держать саксофон во время игры. Уроки вплотную подошли к самому интересному — к игре на саксофоне. Поэтому возьмите саксофон и разучите как принять изготовку для игры.

Урок 1.3 Как держать саксофон во время игры

Тема урока посвящена общей постановке саксофониста и определяет:

  • удобный способ как держать саксофон;
  • положение корпуса, головы, рук, ног и пальцев на клавишах.

Урок от Николая Годыны:

Уроки саксофона. Вешаем саксофон на гайтан

Как только берут саксофон, его следует закрепить за гайтан.

Что такое гайтан? Так называют ремень с карабином или крючком, который помогает держать саксофон во время игры. Гайтан выглядит так:

Рекомендуется использовать гайтан с металлическим карабином. По мнению многих, он понадежней.

Примерно посредине корпуса саксофона есть металлическое кольцо для карабина (крючка) гайтана.


После того как вы закрепите саксофон на гайтан, саксофон никуда не денется и не упадет. Он будет надежно висеть на шее.

Уроки саксофона. Поддерживаем саксофон пальцами

В поддержке саксофона ещё участвуют большие пальцы рук.
Большой палец правой руки вставляется в крючок внизу корпуса саксофона.

Палец не следует помещать под крючок слишком глубоко.
Вполне достаточно расположить крючок на середине второй фаланги большого пальца.

Большой палец левой руки ставится на опору — площадку (полочку) в верхней части корпуса. Рядом с площадкой для большого пальца левой руки находится октавный клапан. Палец на площадку  поставьте так, чтобы было удобно нажимать на октавный клапан.

Таким образом у саксофона образуются три точки опоры:

  • гайтан — основная поддержка саксофона во время игры;
  • большой палец правой руки — поддерживает саксофон снизу;
  • большой палец левой руки — регулирует положение инструмента по отношению к телу саксофониста.

Уроки саксофона. Расположение пальцев рук на саксофоне.

Расположение пальцев на музыкальном инструменте для извлечения музыкальных звуков называется аппликатурой. Со всей аппликатурой саксофона вы познакомитесь на следующих уроках. На этом уроке разберем только исходное положение пальцев. Так сказать, разучим изготовку для игры 🙂

Левая рука:

Указательный, средний и безымянные пальцы располагаются на больших круглых клавишах. Эти клавиши находятся в верхней части корпуса, как раз под пальцами левой руки. Иногда их называют кнопками. Мизинец левой руки пока не задействован.
Маленькая круглая кнопка и кнопки каплевидной формы остаются свободными.

Правая рука:

Указательный, средний, безымянный пальцы располагаются на круглые кнопки внизу корпуса. Мизинец пока не задействован.

Поставленные на саксофон пальцы рук не должны быть прямые.
Пальцы следует немного согнуть в фалангах так как если бы вы взяли в руку небольшое яблоко.

Вот как академические учебники описывают
положение пальцев саксофониста :

Пальцы рук размещаются на основных (перламутровых) клавишах, на расстоянии примерно одного сантиметра от их поверхности.
Пальцы, за исключением больших, держите в округлом состоянии. Не напрягайте их. Положение области сгиба первой и второй фаланг приближаться к вертикальному положению. Клавиши и рычаги касайтесь подушечками пальцев. Касайтесь клавиш без усиленного давления и с некоторым опережением атаки звука. Чтобы обеспечить точность движения пальцев при нажатии указательными пальцами на боковые клапаны подключайте мелкие движения кистей.

Рекомендуется пальцы на саксофоне располагать так, чтобы безымянные пальцы, когда они находятся на своих кнопках, были перпендикулярны к корпусу саксофона. На крючке для большого пальца правой руки имеется регулировочный винт. Винтом можно изменить положение крючка и достичь правильного (перпендикулярного) положения безымянного пальца.

В начальный период обучения отрабатывайте положение рук на саксофоне стоя перед зеркалом. Не допускайте всевозможных прогибов рук в запястьях. Руки в районе предплечья и кисти должны быть прямыми. Кисть руки должна быть на прямой с предплечьем. Во время касания боковых клапанов пальцами левой руки допускается некоторый прогиб левого запястья.

Во время игры саксофон располагается под небольшим углом к телу саксофониста так, чтобы низ инструмента опирался в живот. При невысоком росте (особенно у детей) саксофон может упираться в правую ногу. В то же время, обратите внимание на то, что саксофон не должен провисать мимо тела саксофониста.

Уроки саксофона. Выставление эски.

Удобство охвата губами мундштука с тростью регулируется поворотом эски без изменения положения головы.

Эска (шейка) саксофона выставляется в такое положение, чтобы мундштук располагался точно перед ртом музыканта.

Чтобы правильно установить эску:

  • освободите ее крепежный винт;
  • большими пальцами обеих рук отведите саксофон немного от себя, чтобы инструмент не опирался на ваше тело;
  • поверните эску так, чтобы мундштук пришелся ровно к вашим губам;
  • зажмите эску винтом

После этого обязательно подверните мундштук. Нижняя ровная часть мундштука саксофона, там где расположена трость, должна быть горизонтальной. В этом случае трость саксофона будет расположена точно в соответствии с губами саксофониста.

Выставление эски и мундштука индивидуально для каждого саксофониста. Для них не существует какого-то единого для всех навсегда определенного положения. Запомните главное правило — мундштук располагается точно напротив губ и трость имеет горизонтальное положение.

Высота подвеса саксофона при игре

При регулировке положения саксофона, подберите длину гайтана так, чтобы при игре ваша голова находилась в прямом положении.

Корпус и голову держите прямо. Не отклоняйте голову в сторону и не наклоняйте её вперед или назад. Поза саксофониста во время игры должна быть естественной и не напряженной. Грудь слегка приподнимите. Плечи разверните, чтобы придать дыхательной мускулатуре полную свободу. Саксофонисты часто во время игры правый локоть немного отводят назад, в сторону от туловища.Здесь уместно вспомнить одну из заповедей саксофониста — удобство и комфорт при игре. Выполнение этой заповеди обеспечивает ваша постановка — принимайте такую позу, в которой вам удобно и комфортно.

Если играете стоя, обеспечьте хорошую опору на ноги. Для этого раздвиньте ноги на ширину ступни, носки разверните. Левую ногу немного выдвинуть вперед.

Если играете сидя, держите корпус тела прямо. Сидите на половине стула и не опирайтесь на спинку. Накладывать ногу на ногу во время игры на саксофоне дурной тон и в учебниках прямо указывают, что это запрещается.

Любое отклонение головы от прямого положения, например, голова задрана назад или наклонена вперед, является ошибкой. Неправильное положение головы, как правило, приводит в дальнейшем к появлению болей в шейном отделе позвоночника и не позволит играть на саксофоне.

И ещё, контролируйте правильную общую постановку с самых первых занятий. Становитесь к зеркалу и проверяйте правильно ли стоите и держите саксофон.

Уроки саксофона. Упражнения для тренировки пальцев саксофониста

Советы Эдгара Шамова:

При игре пальцы устают, а если их излишне напрягать, то играть долго вы не сможете.

В то же время есть упражнения, которые помогут вам быстро расслабить пальцы во время игры на саксофоне.

Перед постановкой рук на инструмент потренируйте положение кисти и пальцев. Кисть руки и предплечье должны быть на прямой линии без изгибов. Положение пальцев руки такое, будто вы держите куриное яйцо.

Если выдержать такое положение кисти и пальцев, когда вы возьмете саксофон, пальцы идеально станут на клапана.

Касаться клапанов всегда следует подушечками пальцев. Пальцы никогда не распрямляйте и не заваливайте их на ногти.

При игре не следует высоко отрывать пальцы от клапанов, так как это снизит скорость игры и ухудшить ее технику.

Большой палец левой руки на площадке располагается так, чтобы он мог легко нажимать октавный клапан. Для этого не допускайте сползания пальца с площадки вниз.

Рекомендации Эдгара по тренировке и развитию движения пальцев саксофониста очень полезны. Вы сможете их выполнять, даже когда изучите всю аппликатуру саксофона. Кстати, метроном не обязательно должен быть отдельным гаджетом. Вполне можно использовать метроном в виде, к примеру, программы для смартфона.

Переходим на следующий урок:

Урок 1.4 Про саксофон. Амбушюр

Немного красивой музыки:

уроки саксофона

clarisax.ru

Про саксофон Язык и лицевые мышцы во время игры. Амбушюр учим

Про саксофон. Новое слово — амбушюр. Положение губ, языка и лицевых мышц саксофониста при игре на саксофоне. Губы, охватывая трость, регулируют её вибрацию и воздействуют на звук. Амбушюр меняется при извлечении звуков различной высоты и силы.

Урок 1.4 Амбушюр саксофона

Урок ведет Николай Годына:

Про саксофон. Поговорим об амбушюре саксофона

Слово амбушюр происходит от французского слова bouche (бушь) — рот и определяет способ, каким саксофонист напрягает лицевые мышцы и складывает губы при игре на саксофоне.

Амбушюр, пожалуй, самый спорных элемент обучения игре на саксофоне.

Почему тема амбушюра вызывает столько споров на тематических форумах?

Дело в том, что огромное количество музыкантов используют совершенно разные способы сложения губ. Другими словами, у них разный амбушюр. Это означает, что, в принципе, не так важно как вы складываете губы и какой у вас амбушюр. Важно только то, что у вас получается в результате.
Если у вашей игры хороших звук и вы записываете платиновые альбомы, то кому какое дело как вы ставите губы на мундштуке?

Тем не менее, есть некоторые основополагающие вещи, которые необходимо знать об амбушюре, чтобы добиться того или иного звучания.

Про саксофон. Основополагающие вещи

Самое главное, что необходимо знать, это положение зубов на мундштуке и положение нижней губы.

Возьмите в руки мундштук. Лучше если сверху на мундштуке, в месте где будут располагаться зубы, будет установлена защитная наклейка.

Защитная наклейка на мундштук предназначена для того, чтобы зубы не скользили по мундштуку. Наклейки выпскаются прозрачными или черными. Выбирайте на свой вкус.

Когда вы начнёте нервничать и кусать мундштук, эта копеечная штучка защитит дорогой мундштук 😉

Поставьте верхние зубы на мундштук примерно в сантиметре от его края.

Расстояние от края мундштука подбирается индивидуально. Куда следует поставить зубы зависит от:

  • прикуса;
  • толщины губ;
  • формы мундштука;
  • и других показателей.

Про саксофон. Как глубоко ставить зубы на мундштуке?

1. Зубы поставлены на самый край мундштука. Саксофонисты говорят в этом случае: «взять мало мундштука». При этом, звук саксофона получается мягким, ватным.
Такой звук для игры не подходит. Он является частой ошибкой начинающих саксофонистов.

2. Если поставить зубы далеко от края — «взять много мундштука» — получается резкий, громкий и неконтролируемый звук.

3. Если поставить зубы в какое-то промежуточное положение между этими крайними постановками, получится относительно правильный вариант.

Про саксофон. Самый важный момент амбушюра

После установки верхних зубов на наклейку наступает самый важный момент в амбушюре — постановка нижней губы.

Нижняя губа ставится близко к нижним зубам, но не заворачивается на зубы. (Впрочем есть амбушюры, особенно в академической школе, где нижняя губа заворачивается на зубы).

Нижняя губа должна стоять чуть выше зубов, как бы опираясь на зубы своей внутренней частью.

Иногда в старых учебниках по саксофону можно встретить рекомендации играть на «полуулыбке». Это старая кларнетовая школа. Она в настоящее время не используется даже в игре на кларнете. Большинство кларнетистов перешли на «французскую» постановку как у саксофонистов. Такая постановка напоминает положение губ при насвистывании. То есть, губы образуют не две плоские полоски, которые зажимают мундштук сверху и снизу. А губы образуют что-то наподобие резинового кольца, которое охватывает мундштук со всех сторон.

Попробуйте потренироваться в выполнении амбушюра перед зеркалом.
Если подбородок уходит вверх, значит, вы делает это не правильно.

Подбородок должен образовывать подобие лопаточки и быть достаточно растянут.

Про саксофон. Как определить правильное расположение мундштука

Одним из способов выяснить правильное положение какого-то конкретного мундштука, является способ «визитной карточки».
Просуньте визитку между тростью и корпусом мундштука. Там где визитка остановится должна располагаться нижняя губа.

При таком расположении нижней губы трость во рту находится в положении самом лучшем для игры. То есть, край трости находится в свободном состоянии и может вибрировать. При этом, нижней губой будет возможно поджимать трость и, тем самым, регулировать звук саксофона.

Про саксофон. Еще про амбушюр.

Петр Риттер рассказывает о постановке лицевых мышц во время игры на саксофоне.


От работы лицевых мышц зависит звук саксофона.

Главная деталь в звучании саксофона — трость. Цель  работы лицевых мышц саксофониста сделать так, чтобы трость свободно вибрировала и ей ничего не мешало.

Основную проблему для трости может составить нижняя губа. Только она имеет контакт с тростью.

Чтобы трость свободно вибрировала необходимо открыть рот, расслабить мышцы нижней челюсти и немного напрячь мышцы подбородка. В этом случае нижняя губа ляжет на зубы и станет упругой как пружина. Это даже можно проверить если до неё дотронуться пальцем.

Если все сделать правильно, трость будет находиться на мягкой упругой пружине и будет свободно вибрировать.

Существуют две поставновки лицевых мышц при игре на саксофоне. Единственное отличие между ними это положение нижней губы.
1. В постановке, которую рекомендует известный педагог Ларри Тилл — нижняя губа ставится на нижние зубы. И она не подворачивается!

Многие саксофонисты играют с подвернутой губой. Из-за этого саксофон у них звучит ущербно.

2. Педагог Джо Аллард рекомендует вовсе не опирать нижнюю губу на зубы.

По мнению Петра Риттера нет никакой разницы на какой постановке играть. В то же время, на первой постановке научиться играть намного легче. Поэтому такая постановка является предпочтительной для начинающих саксофонистов.

Еще важные дополнения:

  • во время игры гортань следует держать максимально открытой, как при зевке;
  • язык касается кончика трости только при атаке или снятии ноты.

Задавайте вопросы в комментариях и переходите к пятому уроку:

Урок 1.5 Как играть на саксофоне. Извлекаем первый звук

Чтобы передохнуть послушайте приятную мелодию:

про саксофон

clarisax.ru

Обучение саксофон. Правильное дыхание на саксофоне. Иначе игры

Обучение саксофон. Как известно, для того чтобы извлечь музыкальные звуки из саксофона надо дуть в мундштук. Скорее всего, вы об этом уже знали… Ещё вы, конечно, знаете и то, что перед тем как дуть придется сделать вдох. Никаких откровений тут нет. Зато мы подошли к теме второго занятия обучения на саксофоне.

Урок 1.2 Дыхание при игре на саксофоне.

Чувствуется ваше нетерпение начать игру на саксофоне. Только без этой темы, без правильного дыхания никакой игры не получится. Так что, как говорится, просим отнестись с пониманием и вниманием.

Урок проводит Николай Годына.

У человека различают два типа дыхания:

  • грудное;
  • диафрагмальное (брюшное).

При игре на духовых музыкальных инструментах используется только брюшное дыхание. Поэтому, игра на саксофоне потребует от вас навыка брюшного дыхания.

Чтобы понять что такое брюшное дыхание (дыхание «животом») положите одну руку на грудь, другую руку на живот. Сделайте вдох так, чтобы рука на животе пошла вперед. а рука на груди осталась на месте.

Если плечи поднимаются, вы дышите не правильно. Это признаки грудного дыхания. Дыхание в грудь более глубокое. При грудном дыхании расширяется вся грудная клетка. Объем легких значительно увеличивается. Требуется больше времени на вдох. Вдох получается долгим.

При игре на саксофоне используется брюшное дыхание

Дыхание в живот проводится за счет опускания диафрагмы в брюшную полость. Места там немного, объем легких увеличивается незначительно. Поэтому вдох получается достаточно короткий. Кроме того, на вдохе и выдохе при брюшном дыхании подключаются мышцы пресса. Это помогает вдох сделать резким и коротким, а выдох полностью регулируемым.

Обучение саксофон. Зачем вам зеркало при дыхании?

Для развития брюшного дыхания рекомендуется ежедневно выполнять довольно простое упражнение.

Разделите дыхание на три этапа:

  1. Вдохните в живот.
  2. Напрягите пресс.
  3. Выдохните с атакой воздуха.

Вначале упражнение выполняйте перед зеркалом. Наблюдайте, чтобы при вдохе рука на груди не двигалась вперед и плечи не поднимались вверх. Грудь и плечи должны оставаться на месте без движения.

Вдох делайте только до тех пор, пока рука на животе двигается вперед. Если вы продолжите вдыхать, когда рука остановилась, воздух пойдет в грудную часть легких. Это ошибка.

Выдох следует делать полностью. Если оставлять в легких воздух на выдохе, ухудшится циркуляция воздуха и через какое-то время дыхание собьется.

Чтобы понять правильно ли вы дышите, во-первых, проверяйте себя перед зеркалом как описано выше. Во-вторых, проверьте себя при помощи небольшой палки.

Обучение саксофон. Чем поможет небольшая палка?

Возьмите небольшую палку как на видео. С легким нажимом надо упереть палку в стену и в живот. Не усердствуйте с нажимом! Достаточно упереть так, чтобы палка не падала. Начните дышать. Палка не должна падать. Это упражнение позволит контролировать постоянное напряжение пресса при брюшном дыхании.

Можно лечь на пол и положить на живот несколько книг. Этот прием также помогает контролировать дышите ли вы животом — книги при дыхании должны подниматься и опускаться.

Тренировка брюшного дыхания лежа

Посмотрите как проводить тренировку брюшного дыхания при помощи книг в положении лежа.
Видео-урок ведет Мария Иванова от проекта Детская вокально-хореографическая школа народного искусства «Фолкдети»:

Обратите внимание, диафрагмальное (брюшное) дыхание это не эксклюзив саксофона. Такой тип дыхания используют все, кто играет на музыкальных духовых инструментах или занимается пением.

Тренировать брюшное дыхание следует до тех пор, пока оно не станет автоматическим.

Если вам кажется, что обучение саксофон можно начинать без тренировок дыхания, вам не продвинуться в игре. Ни за какие коврижки. Поэтому приступайте к тренировке дыхания немедленно.
Для лучшей мотивации послушайте, что говорит Петр Риттер — руководитель проекта «Уроки игры на саксофоне»:

Петр Риттер — руководитель проекта «Уроки игры на саксофоне»:
Все новички задают один вопрос: «Хватит ли у меня объема легких, чтобы играть на саксофоне?»У многих начинающих сложилось мнение, что у саксофониста должна быть мощная «дыхалка». На самом деле это не так. Давайте вместе разберемся почему. Действительно техника дыхания это ключевая техника на саксофоне.
Именно с помощью дыхания саксофонист управляет звуком.

Физические усилия при игре на саксофоне небольшие. Эти усилия вполне сопоставимы с обыкновенным пением или с разговором. Значит, если вы можете петь или говорить, то вы вполне можете играть на саксофоне.

На самом деле саксофонисту требуется не сильно дуть (выдыхать), а ровно. Поэтому так называемая «сила легких» не важна.

Если при игре на саксофоне вы испытываете физические трудности, то возможны три варианта:

  • у вас неправильная техника работы лицевых мышц (амбушюр) при дыхании. На амбушюр следует обратить внимание и поработать на этим. Амбушюру посвящен четвертый урок самоучителя;
  • вы используете слишком тяжелый мундштук и трости. Выбор мундштука и трости тоже подробно разобраны на уроках самоучителя. Так что вы всему научитесь в свое время;
  • у вас неисправен саксофон. Тут, скорее всего понадобится помощь мастера по ремонту или помощь опытного саксофониста. Надо выяснить причину неисправности.

Итак, любой, абсолютно любой человек, с любым размером легких и любой «дыхалкой» вполне может играть на саксофоне.

В заключение занятия 2 еще одно видео о правильном дыхании саксофониста при игре. Видео всего две с половиной минуты. Посмотрите как делать выдох при тренировке диафрагмального дыхания.

Урок ведет саксофонист из Санкт-Петербурга Эдгар Шамов.

У Эдгара имеется статья о дыхании при игре на саксофоне и секретный прием для его развития:


Кто не готов проделать упражнение с эской, скоро у вас все получится. Через пару уроков дойдем и до неё.

Развитие исполнительского дыхания это работа на годы! Не рассчитывайте, что прочитав страницу текста на тему дыхания, вы уже все поняли и всему научились. Обучение на саксофоне так не дается.

Сейчас ваша задача другая — начать вырабатывать навык дыхания в живот — короткий быстрый вдох в живот и прессом выдавливаем ровную струю воздуха с атакой на выдохе.

Идем на третий урок:

Урок 1.3 Уроки саксофона. Как держать саксофон

Намного расслабиться позволит музыкальная пауза:


Обучение саксофон

clarisax.ru

Саксофон для детей. Когда и как лучше всего начинать обучение.

Саксофон для детей. Хотелось сделать урок для детей веселым и легким. Но читать-то его будут вовсе не дети, а их родители. Поэтому на уроке в первой части рассказывается о том, с какого возраста и на каком саксофоне лучше начинать обучение ребенка. И о том, какие рекомендации для детского обучения имеются. Вторая часть урока посвящена, пожалуй, самой обсуждаемой теме — покупка саксофона.

Урок 1.6 Саксофон для детей.

Обучение музыке и игре на музыкальных инструментах можно начинать в любом возрасте. При этом следует учитывать, что игра на инструменте это в большей степени практический навык, чем теоретические знания. Невозможно, прочитав даже самый лучший учебник по инструменту, взять и сыграть как мастер. Потому что выработка навыка требует упражнений и времени на них. Так что, когда вы видите и слышите виртуозную игру всякого музыканта, знайте, за этим стоят годы ежедневного труда — репетиций, упражнений, тысячи повторов и снова репетиций и упражнений.

Поэтому чем раньше начать обучение, тем больше у вас  будет времени и лучших результатов можно достичь.

Когда начать? Саксофон для детей.

Приступать к занятиям на саксофоне следует окрепшим детям. Примерно лет с десяти. В зависимости от развития ребенка возраст начала занятий может немного корректироваться — это индивидуально для каждого ребенка.

Саксофон довольно тяжелый и громоздкий инструмент. И если ребенку будет физически трудно играть, никакого желания заниматься не возникнет. Это с большой вероятностью значит, что любые ваши старания пойдут прахом.

Какой инструмент выбрать?Саксофон для детей.

Начинают обучение, как правило, с альт саксофона. Он достаточно компактен и подойдет для ребенка.
На картинке представлены разные виды саксофонов, для сравнения их относительных размеров:

Будет правильно прийти вместе с ребенком в музыкальный магазин и примерить инструмент. Пусть ребенок попробует как инструмент ложится ему в руки, насколько он тяжёл.

Если ребенок не окреп или не достиг рекомендуемого возраста, а играть ему охота, можно попробовать изогнутый сопрано саксофон. В то же время, следует учесть, что сопрано-саксофон имеет свои особенности в освоении. Поэтому, если альт не будет велик по размеру, лучше всё-таки взять его, а не изогнутый сопрано.

Пока вы с ребенком выбираете саксофон, сделайте вот что:

Чем заняться до саксофона?

До занятий саксофоном крайне полезно начать обучение игре на других духовых инструментах. Маленьким детям прекрасно подойдут блокфлейта, флейта, народные духовые — свирель, сопилка.

Если ребенок до саксофона пару лет поиграет, например, на блокфлейте, переход на саксофон пройдет легко и естественно. Впрочем, «сидеть» на блокфлейте до 10 лет немного расточительно. Обратите внимание на прекрасный инструмент фортепиано. Тут и с возрастом полегче — играют самые маленькие дети и для музыкального развития на ура!

В общем, занятия на любом музыкальном инструменте будут полезными. Хотя бы, для:

  • изучения нотного письма;
  • знакомства с элементарной теорией музыки;
  • развития чувства ритма;
  • обучения музыкальному счету.
Когда не рекомендуется саксофон для детей?

Вы же любите своего ребенка, поэтому сначала посоветуйтесь … с врачом. Расскажите врачу о желании ребенка начать обучение игре на саксофоне. Все-таки, есть заболевания, которые запрещают определенные физические нагрузки на организм.

И с преподавателем из музыкалки посоветуйтесь. В музыкальных школах перед приемом обязательно проводят просмотры-прослушивания-отбор. Можно не ждать начала набора в школу. Идите туда в любое время и поговорите о желании ребенка. Если не примут в класс, возможно предложат подготовку или репетиторство. Так вы сэкономите драгоценное время.

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому специалистам для выводов и рекомендаций надо видеть и знать состояние конкретного ребенка. Много времени консультации не займут, а пользы будет намного больше чем советы из интернета.

Выбор и покупка саксофона.

Перейти на следующий урок:

Урок 1.7 Строй саксофона

Для релаксации музыкальная пауза.
Тюрина Софья 8 лет Чардаш В. Монти саксофон

Саксофон для детей

clarisax.ru

Строй саксофона – Саксофон

Строй саксофона. Без знания нотной грамоты этот урок возможно покажется сложным. Тем, кто ходит в музыкальную школу будет полегче. В любом случае пройдите этот урок! Даже если сразу не все поймете, в дальнейшем информацией этого урока будете пользоваться постоянно.

Урок 1.7 Строй саксофона.

Поэтому соберитесь и читайте!

Строй саксофона.

Нет, начнем пожалуй не с этого. Начнем с объяснения, что такое строй любого музыкального инструмента и откуда он берется.

Строй духового музыкального инструмента.

Как известно, любой звук, и музыкальный звук в частности, это колебания воздуха, которые воспринимает наш слуховой аппарат. Источником звука в духовых музыкальных инструментах являются две составляющих:

  1. Музыкант — его губы, язык, лицевые мышцы (то, что мы называем амбушюром) и выдыхаемая струя воздуха. Все это на срой инструмента не влияет и рассматриваться на уроке не будет.
  2. Инструмент
    • — свисток, дульце, язычок, трость, мундштук — элемент образующий звук. В каждом духовом инструменте он свой. Предназначен он для того, чтобы заставить воздушную струю начать колебания;
    • — воздух, который находится в корпусе инструмента — именно его колебания мы слышим. Корпус духовых инструментов представляет собой трубу и воздух в нем похож на столб. Этот воздух будем так и называть — «воздушный столб».

Колебания воздушного столба внутри инструмента определяют какие звуки извлекаются из инструмента.

Физические законы определяют — чем больше по размеру воздушный столб, тем ниже частота его колебаний и ниже звук. У более длинных инструментов воздушный столб длиннее и, значит, длинные инструменты звучать ниже чем короткие.

Принцип конструкции духовых инструментов
Посвистев в трубку, услышите какой-то звук. Просверлите в трубке отверстие и снова посвистите в неё. Воздух начнет вылетать в просверленное отверстие и звук станет выше.
Если на трубке просверлить несколько отверстий подряд и закрывать/открывать их пальцами, можно управлять звуками.
На этом принципе созданы все духовые музыкальные инструменты.

Строй духовых инструментов.

По этому принципу устроена, например, блокфлейта.

Блокфлейта сопрано имеет длину примерно 33 сантиметра. Если на ней закрыть все нотные отверстия и подудеть, зазвучит нота «до» второй октавы.

Это самая низкая нота, которую можно взять на блокфлейте сопрано. По названию этой самой нижней ноты говорят, что блокфлейта сопрано играет в строе до.

Чтобы взять на блокфлейте ноту пониже придется удлинить корпус блокфлейты. Применим немного волшебства и удлиним блокфлейту примерно до 47 сантиметров. Не волшебники обойдутся без волшебства — просто возьмут блокфлейту альт. Она как раз подходящей длины:

Раз блокфлейта альт длиннее сопрано, её самая низкая нота ниже. Это нота фа первой октавы. Про блокфлейту альт говорят, что она играет в строе фа.

Возьмем инструмент ещё длиннее, чем блокфлейта альт, к примеру, поперечную флейту. Её длина приблизительно 66 сантиметров:

Самая длинная нота у поперечной флейты — до первой октавы.
Значит, это флейта строя до.

Если длину поперечной флейты увеличить, изменится и ее строй. Это будет уже флейта альт и звучать она будет в строе соль или даже в строе фа — зависит от длины инструмента.

Сделаем вывод:
строй духового инструмента определяется по самой низкой ноте, которую на нем можно играть.

Теперь посмотрим как записываются ноты на бумаге.

Как записываются ноты?

Ноты записываются на нотном стане из пяти линий (линеек). Каждой линейке и полю между ними соответствует определенный музыкальный звук (нота). Чтобы знать какая нота будет находиться на какой линейке применяют специальные знаки — ключи. Такая запись очень удобна. Музыканты используют её на протяжении сотен лет.

Скрипичный ключ определяет, что на второй линейке снизу будет находиться нота соль первой октавы:

Музыкальный диапазон уже знакомой нам блокфлейты сопрано: от ноты до второй октавы до ноты ре четвертой октавы. На нотном стане это записывается так:

Как видите, пяти линеек оказалось мало для всех нот блокфлейты сопрано. Пришлось добавлять дополнительные линейки, чтобы записать все её ноты.

При такой записи во время игры будет трудно высчитывать номера дополнительных линеек. Легко можно ошибиться и сыграть не ту ноту. Конечно, можно громко сказать: «Ой! Простите, я сейчас переиграю правильно!» Но кто после этого будет вас слушать?

Можно ли избавиться от счета этих дополнительных линеек? Да, можно!

Убираем дополнительные линейки.

Музыканты нашли выход. Они записывают ноты для блокфлейты сопрано на октаву ниже, чем они звучат на самом деле. То есть ноты для блокфлейты сопрано записывают так, как на первом рисунке.

Получилось очень удобно. Читать их во время игры легко — не ошибешься. Звучат же те ноты, которые и должны звучать.

Но, если подойти формально, на бумаге в нотах записана «до первой октавы», а звучать у блокфлейты сопрано будет «до второй октавы».

Ноты будто переносятся из одной октавы в другую. Этот эффект в музыке называют переносом или транспонированием нот. Иногда говорят «транспорт нот» или «транспорт инструмента».

Транспонирующие музыкальные инструменты те, у которых реальная высота звуков не совпадает с записанной в нотах (нотированной), отличаясь от неё вверх или вниз на определённый интервал.

У блокфлейты сопрано транспорт простой — на октаву. Написано до и звучит до, только на октаву выше. Такой транспорт называют условным.

А как быть с саксофоном?

Строй саксофонов.

Изобретатель Сакс изготовил два семейства саксофонов. Одни саксофоны предназначались для симфонического оркестра и были настроены в строе до и строе фа. На таких саксофонах лучше звучала симфоническая музыка.

Саксофоны для духового оркестра были изготовлены в строе ми-бемоль и строе си-бемоль. На таких инструментах лучше звучала музыка, под которую можно было маршировать или танцевать.

Со временем (в первой половине двадцатого века) саксофоны семейства ми-бемоль и си-бемоль вытеснили из употребления саксофоны до и фа. Сегодня саксофоны в строе ми-бемоль и строе си-бемоль постоянные участники духовых, симфонических, джазово-эстрадных оркестров и камерных ансамблей.

Мнение профессионала:
«Изначально транспонирование было придумано для облегчения чтения и записи нот. Транспонирование делалось так, чтобы середина звучащего диапазона инструмента попадало на середину нотной строчки, на ноту си. В результате при записи нот приходилось писать минимум добавочных линеек.
Например, почти все народные флейты записываются на октаву ниже, чем звучат, иначе пришлось бы не играть, а только считать добавочные линейки над нотным станом. А саксофон-тенор напротив — звучит значительно ниже, чем записывается. И считать бы пришлось добавочные линейки под нотным станом — а так, благодаря транспонированию, все удобно, большинство нот пишется на пяти основных линейках, музыкант легко читает с листа и думает о музыке, а не ругает неудобную запись.» Павел Сопилкарь

Записывают ноты для саксофона по тому же принципу, какой мы рассмотрели для блокфлейты сопрано. Записывают одни ноты (как удобно для записи и чтения), а звучат другие ноты (как требует мелодия).

Поэтому все саксофоны, это транспонирующие духовые инструменты.

Саксофоны сопранино, альт и баритон звучат в строе ми-бемоль.

Саксофоны сопрано, тенор и бас звучат в строе си-бемоль.

Пожалуй этой информации о строе саксофона достаточно на начальном этапе обучения и можно переходить к седьмому уроку:

Урок 2.1 Аппликатура саксофона. Часть I.


Урок «Строй саксофона» почти завершен. Желающие могут посмотреть ещё два видео ролика о строе саксофонов от саксофониста-профессионала.

Первый видео ролик о строе саксофонов. Очень понятно о этом рассказывает Николай Годына:

Саксофоны относятся к транспонирующему типу музыкальных инструментов.

Это означает, что нота, которая записана в мелодии звучит не так как мы ее называем.

Допустим, мы называем ноту «ля», нажимаем на альт саксофоне » ля», а звучит нота «до». Если вы в первый раз встретились с транспонирующими инструментами, то у вас возможен легкий шок.

Потерпите 🙂
Да, именно так, мы называем и играем ноту «ре», а звучит нота «фа».
И все слышат «фа», а вовсе не «ре», которую мы нажимали на саксофоне.

Как известно, изначально в игре на саксофоне задействованы семь пальцев рук: три сверху (левая рука) и четыре снизу (правая рука). Это соответствует семи нотам октавы (начинаем снизу):

  • мизинец правой руки — до;
  • безымянный — ре;
  • средний — ми;
  • указательный — фа;
  • безымянный левой руки — соль;
  • средний — ля;
  • указательный — си.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си: до-мажорная гамма — под пальцами находятся все белые клавиши фортепиано.
Но, на самом деле, будут звучать совсем другие ноты:
Ми-бемоль, фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре.
Это гамма ми-бемоль мажор, с тремя бемолями. Под пальцами находятся вперемешку и белые и черные клавиши фортепиано.

Это не очень удобно для запоминания нот. И для музыкального мышления не удобно, когда под пальцами находятся черные клавиши.

Поэтому реальные ноты под пальцами саксофониста переназвали как удобно: до, ре, ми, фа, соль, ля , си. Но звучание осталось. И получилось, что альт саксофонист видит и играет одни ноты (до), а звучат другие (ми-бемоль), саксофон как бы переносит — транспонирует одну ноту в другую.

Отсюда и название таких музыкальных инструментов — транспонирующие. Тенор саксофон тоже транспонирует ноты. У него строй уже другой: вместо играемой ноты «до», на тенор саксофоне звучит нота «си-бемоль».

К транспонирующим инструментам относятся:

  • кларнет;
  • труба;
  • английский рожок и другие гобои;
  • валторна;
  • все виды саксофонов.

Первые саксофоны изготавливались в том числе и в строе до. Размером такие саксофоны были чуть больше альта и меньше тенора. Однако распространения эти саксофоны не получили, возможно, из-за своего достаточно камерного звучания.

Сейчас распространены саксофоны ми-бемольного (альт и баритон) и си-бемольного (сопрано, тенор, бас) строя. Кстати, тенор саксофонисты часто выбирают вторым инструментом сопрано, а не альт, чтобы играть в том же строе.

Как несколько музыкальных инструментов могут играть вместе?

Чтобы несколько музыкальных инструментов могли играть вместе и звучала бы гармоничная мелодия, для транспонирующих инструментов ноты переписываются в их строй.

Например, если в мелодии должна прозвучать нота «до», то для альт саксофона записывают и играют ноту «ля» и оркестр звучит в соответствии с композиторским замыслом.

Саксофонисту, во время игры не надо думать, какие ноты звучат, он видит (знает) ноты своей партии и играет в соответствии с ними: написано «до», он и играет «до». Но для этого ноты должны быть предварительно подготовлены для саксофона.

Поэтому, когда саксофонист впервые берет какие-то ноты, он смотрит для какого инструмента эти ноты записаны. Если у него альт саксофон и ноты для альт саксофона, то их можно играть. Если ноты для гитары, флейты или фортепиано, то их следует транспонировать в свой строй.

Так же следует поступать если ноты окажутся для саксофона другого строя — у вас альт, а ноты для тенора. Музыкальный интервал для транспонирования нот разберем и изучим на следующих занятиях.

Если вы побаиваетесь транспорта нот, можете успокоиться — пока транспонировать ноты не придется. Транспонирование нот для саксофона обязательно понадобится. Только позже, когда вы уже будете опытным саксофонистом и переносить ноты будете легко. Но знать о нем надо уже сейчас.

Перейти на:

Урок 2.1 Аппликатура саксофона.

В связи со сложностью для начинающих темы «Строй саксофона» Николай Годына сделал ещё одну запись на эту тему:

Саксофон, как и большинство духовых инструментов, относится к транспонирующим инструментам. Это означает, что их реальное звучание, отличается от нотируемого. Всех любопытствующих отсылаю к статье Википедии «Транспонирующие инструменты». Там подробно, с историческими ссылками, дается разъяснение транспонирования музыкальных инструментов.

Поговорим о транспорте саксофона. Будем говорить о транспорте альт саксофона и тенор саксофона, как наиболее популярных инструментов.

Транспорт альт саксофона это ми-бемольный транспорт.
Это означает, что записывая для альта ноту «до» в реальности будет звучать нота «ми-бемоль«.
И когда записана нота «ля«, будет звучать нота «до«.

Альт саксофон транспонирует на большую сексту вниз — нажимая на инструменту до второй октавы — прозвучит ми-бемоль первой октавы.

Тенор саксофон транспонирует на другой музыкальный интервал: на большую нону вниз.

Вас не должны волновать проблемы строя, потому что большинство нот записаны уже в транспорте. Когда вы пользуетесь учебником для саксофона, обязательно посмотрите для какого саксофона издан этот учебник. Если учебник для сопрано, то он подойдет и для тенор саксофона. Если учебник для альта, то он подойдет и для баритон саксофона. Но теноровый учебник не подойдет для альта и наоборот!

Если вы хотите поиграть музыку по нотам, записанным не для саксофона или записанную для саксофона другого строя чем у вас, вам потребуется карандаш и нотная бумага. Надо будет переписать ноты в строе для своего инструмента.

Поначалу это вызывает сложности. Рекомендуется попрактиковаться и через неделю-другую вы сможете без проблем транспонировать ноты из любого строя в ваш строй.

При переносе нот натурального строя (фортепиано, флейта и т.п.) в строй альт саксофона, ноты переносятся на малую терцию (на полтора тона) . При транспонировании нот меняйте тональность.

Для тенор саксофона ноты переписывайте на тон выше. К примеру в натуральном строе ноты записаны в ре-мажоре, вы пишите ми-мажор и все ноты переносите не большую секунду вверх (на один тон выше).

Если необходимо перенести ноты из строя альт саксофона в строй тенор саксофона, то тональность переносится на кварту вверх и ноты переносят на чистую кварту вверх.

Если необходимо перенести ноты из строя тенор саксофона в строй альт саксофона, то тональность переносится на кварту вниз и ноты переносят на чистую кварту вниз.

Урок «Строй саксофона» получился объемный.

Пока не надо запоминать секунды, терции и кварты для транспонирования нот. На начальном этапе обучения вам не придется никакие ноты никуда переносить. Все ноты для упражнения вы получите готовыми. Когда же потребуется их транспонировать, вы будете подготовленными музыкантами.

Перейти на:

Урок 2.1 Аппликатура саксофона.

clarisax.ru

С чего начать | Уроки игры на саксофоне

Саксофон –это так романтично…

Но с чего же начать?

    …всё начинается с маленькой пластинки камыша, стачиваемой почти на нет с одного конца. Она называется трость. Изготавливается трость вручную, это целое искусство, -правильно обточить камыш.

Хотя, уже лет тридцать, как некоторые фирмы предлагают трости, покрытые специальным пластиком:

А то и вовсе изготавливают трости целиком из пластмассы:

     Если трость плохая, то даже если саксофон будет из чистого золота, он звучать не будет. Трость является тем источником звука, который создаётся при вдувании воздуха в саксофон. Воздух колеблет трость, и таким образом образовывается звук. Вроде бы, всё ясно. Кроме одного. Почему, с одной и той же тростью, на одном и том же саксофоне, у двух одинаково подготовленных исполнителей, звук будет совершенно разным? Вот – гамлетовский вопрос…
Итак, понадобится пачка тростей. Для начала обычных, из камыша.

     И поскольку трости – вещь чрезвычайно хрупкая и ценная, из десятка купленных, как правило, лишь несколько подходят, то для их хранения нужно купить специальный чехол, или коробочку. Очень хороша вот такая:


Потому что мокрая после игры трость, при высыхании имеет свойство коробиться. А в этом футлярчике есть стёклышки, на которые кладутся трости и прижимаются. И это позволяет им оставаться ровными и не коробиться. Целая наука! Почти так же всё наворочено как в косметичке!

       Также, тембр звука очень зависит от мундштука. Мундштуки бывают эбонитовые:

и металлические:

     Считается, что эбонитовые больше предназначены для классики, а металлические больше подходят для джаза и рока. Но, опять же, у тех же двоих исполнителей, у одного из них металлический мундштук будет звучать мягко и объёмно, а у второго и на эбонитовом звук будет резкий и звонкий. Сплошные тайны…
Начинать играть лучше всего всё-таки на эбонитовом.
А ещё ведь эти трости и мундштуки различаются по номерам! Эти номера обозначают: у трости степень заточки, её тяжесть, как мы говорим. Потому что, чем толще трость на кончике, тем труднее на ней издать звук; а у мундштука номер обозначает величину пасти.
Ничего кровожадного, эта пасть всего-то два – три миллиметра шириной – это зазор между кончиком трости и концом мундштука, в этот зазор и вдувается воздух, чтобы создать колебание трости.

     Чем больше пасть, тем сильнее надо дуть, чтобы хоть что-то получилось. Зато, если получится, то звук будет более широкий и мощный. Но есть ещё обратная и пропорциональная зависимости между тяжестью трости и величиной пасти мундштука. И можно, к примеру, взять лёгкую трость и поставить её на мундштук с большой пастью. А можно и наоборот, взять тяжёлую трость и поставить её на мундштук с маленькой пастью. И эффект будет совсем другой. А можно… Вы ещё не заснули? Короче, тема эта бесконечная. И нужно сначала этой болезнью заболеть, тогда станет интересно.
А для начала, нужно всё равно иметь лёгкие трости и мундштук с небольшой пастью. А инструменты для занятий у меня -я поначалу предоставляю. Если продержитесь в саксофонистах хотя бы полгодика, можно будет подумать о расширении арсенала.
Забегая вперёд, могу утешить – одного эбонитового мундштука для классики, и одного металлического для джаза и рока, будет вполне достаточно. Хотя, мне известны некоторые мои коллеги, у которых мундштуками забиты несколько ящиков в письменном столе. Надеюсь, что чаша сия вас минует… Потому что, по великому секрету, могу вам сообщить одну тайну. Только, дайте слово, что вы не проговоритесь тем самым коллегам, которые скупают мундштуки по всему свету. Звук, на любом инструменте, в том числе и на саксофоне, даётся от Бога! И если эта Благодать вам уготована, то звучать будет бесподобно на любом мундштуке. А если нет… то лучше заняться, например, фотографией, или разведением рыбок. Ну, или покупайте стол с вместительными полками!

     Трость к мундштуку прикрепляется машинкой. Лигатурой, по-научному:

       Сейчас пошла волна мнений, что и от неё зависит звучание саксофона. Типа, более плотное прижимание трости к мундштуку обеспечивает лучшее звучание и пр. Спору нет, трость должна прилегать плотно. А вот при помощи чего это будет сделано – абсолютно всё равно. Мой папа на кларнете прикручивал трость обыкновенной бечёвкой, чёрненькой такой, как сейчас помню… И ничего, как–никак и в оркестре Большого театра  на кларнете играл, и в оркестре Кинематографии на саксофоне солировал. Кстати, моего папу можно увидеть на основной заставке сайта, второй слева в первом ряду, первый альт саксофон оркестра Кинематографии, новогодний «Голубой огонёк» 1962/63гг.
А недавно увидел, фирма Вандорен опять бечёвочку предлагает!


Венчает всю эту конструкцию из мундштука, трости и машинки – колпачок:

     Служит он для предохранения очень хрупкого кончика трости на то время, что вы не играете. Хорошо, что пока никто не додумался, что и от колпачка зависит, как звучит инструмент. Мир ещё в ожидании этого гения маркетинга, который и под этот предмет подведёт “научную” базу.

     Из того что вам совершенно будет необходимо с самого начала – это удобный гайтан. Это такой ремешок в виде хомута, который одевается на шею или на плечи и к нему пристёгивается саксофон. Его по-простому называют хомуток, или ошейник. Гайтаны бывают обыкновенные, одевающиеся на шею:

А бывают в виде сбруи, одевающейся на плечи:

     Подобная конструкция позволяет не нагружать шейные позвонки, и абсолютно необходима для детей, занимающихся на саксофоне!

     Все эти приспособления нужны для того, чтобы не держать эту бандуру в руках. У каждого саксофона на корпусе специально для этого есть кольцо, с его помощью можно повесить инструмент на гайтан и свободно перебирать пальцами, улыбаясь восторженной публике. Так что, хомуток – вещь совершенно необходимая. Если вы конечно в принципе готовы повесить себе этот хомут на шею…
Ещё, вам не помешает пюпитр – это такая подставка для нот:

     Понимаю, что ноты эти – хуже, чем китайская грамота, но без них – никуда. Зато потом, когда вы станете настоящим «китайцем», перед вами откроется целый мир… А ещё потом, когда все произведения будут выучены наизусть, когда вы научитесь “видеть” у себя в голове ноты той мелодии, которую вы хотите сыграть, тогда, необходимость в нотах в целом отпадёт. А на пюпитр можно будет ставить книжку, и читать её во время ежедневных обязательных двухчасовых упражнений на инструменте. (Одно и то же, изо дня в день, и так всю жизнь…) Или планшет на него с фильмом положить и смотреть кино, пока дуешь упражнения. Красота!

     А в перерывах, саксофону хорошо было бы находиться на специальной стойке:

     Это очень удобно. При лежачем положении, может нарушится механика некоторых клапанов. Кроме того, при игре, внутри саксофона образуется конденсат. Металлический корпус инструмента нагревается, а потом в перерыве, начинает охлаждаться и образуется конденсат. Струйки воды заливают подушечки, и они от этого быстро приходят в негодность. Саксофон перестаёт “крыть”, то есть, клапанные подушечки перестают плотно прилегать к чашкам отверстий и между ними образуется люфт, сквозь который проходит воздух, что существенно затрудняет звукоизвлечение. Играть на таком инструменте сущее мучение!

     Вот как выглядят подушечки:

Они изготавливаются из тончайшей лайки и вставляются во внутреннюю часть клапанов.

     Внутри механики есть ещё очень много чего интересного, но пусть это пока для вас останется тайной. Потом сюрприз будет!

    После игры, саксофон необходимо разобрать и тщательно протереть внутри корпус, эску и мундштук, чтобы избавиться от влаги, пагубно влияющей на состояние инструмента. Для этого существуют различные приспособления:

     Если после начала ваших занятий, с вами перестанут здороваться соседи, то имеет смысл приобрести вот такую штуку:


Это демпфер, он вставляется в раструб саксофона и здорово приглушает его звук.

       Ну вот, это всё, что вам поначалу может понадобиться.
Хотя, некоторым может понадобиться очень многое. Им я предлагаю почитать очень занимательную статью с одного американского сайта для профессиональных саксофонистов, в моём переводе.
Для тех, кто уже не первый год мучается с этой S-образной загогулиной, я предлагаю ознакомиться со статьёй о тростях, мундштуках, марках саксофонов, set ups великих (и не очень) и прочих вечных темах в статье «Мундштуки, трости, машинки марки саксофонов и их сочетание».

       А теперь, об орудии главного калибра.

  Саксофон

Вот схема саксофона,сделанная моими умелыми руками:

     А вот как выглядит саксофон в разобранном виде

       Для того, чтобы вы не задевали прохожих эской (этим верхним изгибом), когда несёте саксофон по улице, она отвинчивается и кладётся в футляр отдельно:     Кстати, кофры, или футляры, продаются, как правило, вместе с саксофоном. Но если понадобится, то можно купить самые разные футляры или чехлы. В городе очень удобны те, что можно носить как рюкзак:

А для дальних поездок больше подойдёт жёсткий футляр:

Но вернёмся собственно к саксофону.

     Та часть саксофона, что мы положили в футляр отдельно, называется эска. Потому что имеет форму латинской буквы “S”. На её конце наклеена пробка, на которую насаживается мундштук:

     Корпус саксофона усеивают клапаны, которые закрывают соответствующие отверстия, и это позволяет издавать на саксофоне различные ноты.

     Иногда -довольно удачно. Иногда – не очень…

     Чтобы издавать удачные ноты почаще, инструмент надо правильно выбрать. Каким же образом?

     Кстати, если вы заметили, то саксофоны бывают разных размеров и форм. Для того, чтобы выбрать для себя ту разновидность саксофона, которая вам понравится, и на которой вы захотите играть, предлагаю вам ознакомиться со статьёй “Виды и разновидности саксофонов“.

Итак, выбираем саксофон.

     В современной классификации музыкальных инструментов, предлагаемых магазинами, встречаются такие понятия как “студенческая модель”, “профессиональная модель” и “полупрофессиональная модель”. Если с первыми двумя мне всё понятно, то про третью – не понятно совсем. Полупрофессиональный шофёр – это кто? А полупрофессиональный повар, портной? Тем, кто считает, что инструмент может быть “полупрофессиональным”, я желаю питаться в ресторане с полупрофессиональным поваром и одеваться у полупрофессионального портного. Это как с осетриной второй свежести, помните? То же самое и с профессионализмом, и с профессиональными инструментами. Или этот инструмент профессиональный, или он студенческий. Или вам пытаются под видом “полупрофессионального” инструмента впихнуть обычную студенческую модель, но в два раза дороже.

     Так что же покупать? Если не брать во внимание материальную сторону вопроса, возможности у всех разные. Понимаю, что хороший инструмент стоит хороших денег, но хочется всё-таки посоветовать купить профессиональную модель. Потому что те технологические несовершенства, которые существуют у всех студенческих моделей, будут восприниматься вами как ваше техническое неумение. А поскольку оно поначалу и так будет очень близко к нулю, то разочарование может наступить очень быстро. И очень необоснованно! Конечно, профессиональные модели у раскрученных фирм стоят довольно больших денег. Но есть целый ряд компаний, выпускающих очень приличные инструменты по вполне умеренным деньгам. И есть старые инструменты, то есть те, что были выпущены давно, и тоже не раскрученными фирмами, но находятся в хорошем состоянии. Технические показатели механики таких инструментов и их звучание вполне сопоставимы с профессиональными моделями известных фирм, а цена зачастую меньше в разы. Кроме того, никто не знает, как у вас сложится с саксофоном, дело это не простое. Не стоит воспринимать всерьёз заявления некоторых новомодных преподавателей, привнесших в процесс преподавания музыки элементы рекламы акций на бирже. Их заявления, что вы чуть ли не на первом занятии заиграете на саксофоне, ничего кроме умиления у меня не вызывают. Тут бы хорошо, чтобы вы хотя бы через полгода некие удобоваримые звуки начали издавать… Дело это, повторяю, очень не простое. И если оно вам придётся не по душе, то дешёвый инструмент вам продать вряд ли удастся. А вот удачно купленный хороший профессиональный инструмент, вы продадите за один день. И за те же деньги, что купили. Просто, такой инструмент нужно поискать, и желательно с помощью компетентного в этом деле человека. Но дело стоит того, ведь при любом раскладе вы не проиграете. Или будете играть на хорошем инструменте и радоваться, или вернёте свои деньги обратно.
Ну вот, в целом всё, всем начинающим желаю успеха.

     Бедные ваши соседи!

 

Фото моста через реку Маас в Динане, Бельгия, городе,
где родился изобретатель саксофона Адольф Сакс:

gariksaxlessons.ru

Упражнения 17 - 20 – Саксофон

Как обычно в начале каждого занятия выполняйте упражнения на длинные ноты. Сколько секунд можете тянуть одну ноту? Время игры ноты следует увеличивать до максимального.

Упражнение № 017
звучит упражнение 017

Обратите внимание на ритм мелодии. Дыхание берите во время пауз.

В четвертом такте играются подряд ноты соль и ми. Отработайте аппликатуру этого перехода. На ноте ми включаются сразу два пальца правой руки.

В пятом такте подряд играются ноты фа и ля. Здесь тоже внимательно отработайте аппликатуру перехода. Одновременно с «отключением» из игры правой руки , «отключается» и безымянный палец левой руки.

Работу пальцев обеих рук доводите до автоматизма. Пальцы, как бы, сами собой нажимают нужные клавиши на саксофоне и не заставляют вас контролировать что там нажато. Нажато должно быть правильно и сразу.

Для этого используйте тренировочные упражнения «без игры». Берите корпус саксофона и отрабатывайте нажатие клавиш для каждой разученной ноты. Только пальцами, без извлечения звука.

Во время таких упражнений контролируйте положение пальцев и их состояние. Уберите всякое напряжение. Не передавливайте клавиши — берегите инструмент. Достигайте синхронного движения задействованных пальцев, чтобы нужные клавиши нажимались и отпускались одновременно.

Упражнение № 018
упражнение 018 школа саксофона

В этом упражнении все ноты вам знакомы. Сыграть его будет довольно просто. В то же время, потренируйтесь в игре нот под лигой и без неё. Правильно берите дыхание. Попробуйте сыграть все упражнение взяв дыхание только один раз после четвертого такта? Получилось? Напишите в комментариях.

Сверьте свою игру с тем как звучит упражнение на сайте.

Упражнение № 019
Саксофон школа. упражнение 019

Отработайте переход между нотами соль — фа — ми, ми — соль.

Используйте обучающую программу Свирелька для разучивания упражнений:

упражнение 019 школа саксофона

Скорость проигрывания мелодий установите под себя. Так легче будет по-началу разучивать ноты. Главное держать ритм и научиться правильно наживать клавиши на саксофоне для каждой ноте. Чтобы пальцы не дрожали, а сразу становились в правильное положение. То есть сначала вовсе не скорость, а только ритм и автоматизм в движениях пальцев. И, конечно, амбушюр и дыхание.

Запишите на диктофон/телефон/смартфон свою игру и послушайте как вы звучите. Звук делайте свободным. Зажатость мышц амбушюра, неуверенность и столбняк в пальцах сразу скажутся на звуке саксофона. Вы это легко услышите. Исправляйте недостатки. Спокойно. Терпеливо. И каждый день. Кто при обучении играет пару раз в неделю может сразу бросать занятия. Никому не нужны такие ученики. Совсем.

Упражнение № 020
саксофон упражнение 020

Во втором и четвертом тактах паузы половинные. Они считаются на раз, два. Выдерживайте ритм. На аудио темп мелодии 120 ударов в минуту. Это нормальный темп, но при обучении играйте медленнее.

После того, как пройдете упражнения на странице, переходите к следующим упражнениям школы игры на саксофоне:

Упражнения 21 — 23

Спрашивайте , что не понятно в комментариях внизу страницы.
Программу Свирелька можете получить здесь:

clarisax.ru

Упражнения 1 - 4 – Саксофон

К Уроку 2.1 Самоучителя Аппликатура саксофона.

По учебнику  «Школа саксофона» Александра Ривчуна.

Упражнение № 001

Пояснения к нотам: в начале нотного стана находится:

  • скрипичный ключ — определяет, что на второй линейке стана стоит нота соль первой октавы;
  • знак в виде буквы С — обозначение тактового размера эквивалентного размеру 4/4:
  • две одинаковых ноты объединены дугообразной линией — лигой — обозначающих, что эти ноты звучат слитно. Здесь ноты под лигой звучат как одна длинная нота.

На Свирельке упражнение 001 выглядит так:

упражнение 1 на Свирельке

Чтобы получить обучающую программу Свирелька, заполните форму:

Упражнение № 002

Каждую ноту следует играть с атакой. Достигайте ровного звучания ноты на всем ее продолжении.

На странице «школа саксофона» можно загрузить ноты упражнений в двух форматах:

  • формат .mscz для программы Свирелька;
  • формат .pdf для игры с листа.
Упражнение № 003

Обратите внимание на «галочки» над каждой второй тактовой чертой. Так обозначаются в нотах для духовых инструментов места в мелодии, где можно сделать вдох. Музыканты говорят «взять дыхание».

В упражнение включена нота до второй октавы. Если идти по нотам вверх, то это последняя нота на саксофоне, в которой не используется октавный клапан.

Упражнение № 003 на «Свирельке»

На сайте самоучителя игры на саксофоне представлены ноты некоторых упражнений из "Школа саксофона" Александра Ривчуна в ознакомительных целях.
Приобрести книгу "Школа саксофона" со всеми упражнениями и этюдами можете в магазине Озон.

 

"Школа игры на саксофоне"
Автор Александр Ривчун.
Год издания 2014

Упражнение № 004

Дыхание берите только там, где стоит отметка.
Вдох в других точках может сбивать ритм мелодии.
В дальнейшем вы научитесь самостоятельно определять места в мелодии, где можно взять дыхание, а также скорость и глубину вдоха.

Побольше читайте о музыке. Узнайте, например, что такое звук в музыке.

После того, как начнете  уверенно играть первые четыре упражнения можно двигаться дальше.

Переход к упражнению 005:

Упражнения 5 — 9. Школа саксофона.

Спрашивайте в комментариях ниже, что не ясно в упражнениях и самоучителе игры на саксофоне.

clarisax.ru


Смотрите также