Как играть на поперечной флейте


Как играть на флейте | TA-MUSICA

Мы не будем здесь писать самоучителя игры на флейте.
Бывает, люди совсем не знакомые с духовыми музыкальными инструментами берут в руки флейту и спрашивают, как на ней играть.
Мы остановимся на самых основных принципах, как извлечь звук и на что обратить внимание.

На что надо обратить внимание:
зажим свистка губами
постоянный поток воздуха
контроль силы дыхания
брюшное дыхание
фигура
пальцы
Научитесь правильно держать флейту. Сверху должна находиться левая рука, указательный, средний и безымянный пальцы расположите над отверстиями. Большим пальцем левой руки вы будете открывать или закрывать отверстие с обратной стороны флейты, если на вашей флейте оно есть. Над остальными отверстиями расположите пальцы правой руки, мизинец при этом должен оказаться над самым последним, которое повёрнуто чуть в сторону от остальных так, чтобы пальцу было удобно.

Помогает играть перед зеркалом. Медленно, следите чтобы не было напряжения в пальцах. Было максимально удобно и расслабленно. Держать инструмент максимально удобно. Постепенно набирая скорость.
Кисть зажимать нельзя - подвижность пальцев уменьшается.

В постановке рук на флейте важен правильный баланс: есть три точки опоры, на которых инструмент собственно и держится - основание второго пальца левой руки, ваш подбородок и первый палец правой руки. Правая рука вообще-то несколько спорный вопрос - выполняет ли мизинец правой руки несущую / опорную функцию или он полностью должен оставаться свободным для игры. Мне кажется, что как можно больше несущей функции должен выполнять всё-таки первый палец правой руки, так как им никаких нот нажимать не нужно. Классическая французская постановка предполагает, что Вы можете удерживать флейту без какой-либо помощи мизинца правой руки - при такой постановке первый палец правой руки находится довольно высоко и не только поддерживает флейту, но и участвует в давлении на подбородок. Попробуйте подержать флейту только подбородком, основанием второго пальца и первым пальцем правой руки - вы должны смочь поднять все остальные пальцы в воздух и свободно ими делать что угодно. Это классический правильный вариант.

Возьмите блок-флейту в руки как показано на рисунке. Левая рука должна находиться ближе к свистку. Закройте одно отверстие сверху грифа и отверстие на нижней стороне (!). Наберите воздуха и дуньте в свисток, произнося слог «ту». Это нота «си». Добейтесь, чтоб звук получался ровный.

Теперь закройте еще одно отверстие. Это «ля». И так до конца, пока отверстия не закончатся. Если закрывать отверстия не подряд, то Вы получите звуки промежуточных тонов. То же самое касается второй октавы, где звук получается за счет обертонов (черт раздери волновую физику). Тем, кто не собирается быть супер-профи музыкантом, достаточно разобрать только то, как берутся звуки самых распространенных тональностей. Нужные звуки я отметила цветом в таблице аппликатуры . В первую очередь следует изучить ноты, отмеченные красным цветом. Если Вам интересно, какая именно это нота, считайте красные ноты для soprano от первой ноты, исключая ноты с закорючками, до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до и т.д., для sopranino и alto — от первой ноты фа-соль-ля -(си-бемоль)-до-ре и т.д. Синим цветом отмечены ноты, которые Вам пригодятся реже. Ноты, которые я не отметила, Вам почти не придется использовать, или же их извлечение достаточно сложно. Закрашенные кружочки на рисунке аппликатуры означают закрытую дырку. Дырка с нижней стороны грифа может быть открыта, закрыта или открыта на половину или четверть. Успехов!..

Ну вот, с тем, как переставлять пальчики вы разобрались. Но это половина дела. Второй ключевой момент — это звукоизвлечение. Чтоб правильно издать звук, напрягите мышцы вокруг рта (так называемый амбюшюр) в легкой полуулыбке и скажите шепотом в свисток дудки заветный звук «тууууууу». Протяните звук на сколько сможете. Рекомендую вам начать это упражнение с ноты си первой октавы и по одной ноте опускаться ниже и ниже. Чем ниже нота, тем слабее вы дуете, тем мягче акцент на букве «Т».

Теперь повторите это упражнение, двигаясь от ноты си вверх — на сторую октаву, также по одной ноте. Здесь будет происходить наоборот — чем выше нота, тем акцент на звуке «Т» будет сильнее. Активно работайте языком и держите щеки и губы в тонусе.

Если упражнение выполнено правильно, вы сначала будете чувствовать утомление мышц в щеках, губах, языке. Ну ничего, зато звук станет ярче.

плотность и чёткость закрытия отверстий

Поперечная флейта.

Причём не тяните звук, а играйте четвертями - та-та-та и т.д. И так несколько минут (сколько вытерпишь - звук поначалу противный). Да, и для начала отработайте всего несколько нот в первой октаве, а уже потом переходите на более высокие звуки.

Если поставить себе цель именно звука, а уж потом играть то, что вам хочется - то совет следующий : играйте только на голове флейты до тех пор, пока у вас не выработается устойчивого, автоматического навыка правильно держать ее (голову) у своих губ, чтобы у вас звучала голова и не приходилось проверять у зеркала правильно ли вы ее держите. Затем научитесь только на голове извлекать звуки -чистые, не шипеть, далее - опять же только на голове - научитесь уверенно извлекать звуки разной высоты - здесь разница в направлении дыхания и работа амбушюром (губами). Поиграйте с головой: можно ее позатыкать, можно, играя, помещать внутрь головы указательный палец (или какой вам удобнее) и добиваться разных звуков. А затем можете собрать флейту, но не всю - без третьего колена. И задача такая же - научитесь извлекать чистый звук, учитесь удерживать флейту в правильном положении, и только после всего этого - можете попробовать собрать ее всю. И не стесняйтесь первое время начинать свои занятия с разыгрывания именно на голове, не собирая флейты.

Флейтист всегда должен около себя слышать определённое кол-во шипа - это нормально. На расстоянии он быстро исчезает. Не занимайтесь чистотой звука как самоцель особенно в первые лет 5 -7 занятий на инструменте, да и потом тоже. Цель должна быть: звук открывать и укрупнять. В погоне только за чистотой, можно быстро сделать звук маленьким.

Когда дышите - следите за осанкой, спина должна оставаться прямой, плечи ни в коем случае не должны подниматься, стенка брюшного пресса всегда твёрдая, занимайтесь стоя, т.к. когда вы сидите, на начальном этапе может выработаться неправильная постановка..

вдох должен быть бесшумным и наиболее глубоким.... попробуйте засечь время - сколько секунд у вас получится тянуть звук... в начале нормальная длина, по-моему, 8-13 секунд.... высота на протяжении звука не должна меняться.

Стоя легче играть. Особенно вверху и особенно новичку. Учиться надо только стоя - дыхание разрабатывать, над звуком работать.

есть ли какое-либо конкретное положение губ
ошибка флейтистов это слишком много думать о губах и амбушюре. Мы не губами играем! Правда. Звук создаётся на 95% диафрагмой, открытым горлом и положением отверстия головки по отношению к губам. Сами же губы в процессе извлечении звука очень маленькую долю занимают.

Важно: опора + довольно открытое отверстие головки (то есть отвернуть от себя чтобы оно где-то на большую его часть было открыто) + довольно низкое положение головки по отношению к губам + очень открытое горло (это такое похожее ощущение как будто терапевт вам горло смотрит) = хороший звук. Губы при этом лишь "отвечают" на то, что делает диафрагма и должны просто оставаться гибкими.

Диафрагма, на которую вы "опираетесь". Именно диафрагма отвечает за скорость подачи воздуха, за количество и т.д. Если сравнить со скрипачами - это наш "смычок" ! Я в детстве с шарфом туго повязаным вокруг живота занималась, чтобы это почувствовать. Можно тоже облокачивать живот на угол рояля или чего-то ещё, когда берёте дыхание / играете, тогда сразу почувствуете как там много всего происходит.
По поводу постановки амбушюра - ни в коем случае нельзя играть на откровенной улыбке, звук становится зажатым и маленьким. Ничего специально с губами вообще делать не надо. По мере того как вы воспитываете свою опору, губы подстраиваются. Они должны быть достаточно расслабленными, чтобы реагировать на изменение давления и количества воздуха который подают вам мышцы снизу.
По поводу положения головки на губе: когда играешь, то обычно через несколько минут можно в зеркале увидеть отметку на губе - там где находится внутренняя часть отверстия головки. Это такой маленький резкий полумесяц обычно. Вот он должен как минимум находится на границе нижней губы и кожи, никак не на самой губе. У меня он даже ниже на миллиметра 3. На губе должна находится только пикколо, большая флейта - на границе (или чуть ниже), альтовая, басовая и т.д. - почти под губой.

Для кены - для начала заклейте нижнюю дырку бумажным скотчем, первую неделю-полторы она вам не понадобиться. Растягиваем губы и дуем на острую кромку.
Для бансури - растягиваем губы и прислонив флейту к нижней губе тонкой струйкой дуем на дальнюю кромку амбушюра.

Далее закрываем ближайшую к вам дырку указательным пальцем левой руки и пробуем извлечь звук на тон ниже первого. Если звук не извлекается - скорее всего дырка закрыта не полностью. Закрывать надо первой или второй фалангой пальца (не подушкой!) и стараться не напрягать руку при этом.
Далее закрываем две ближайшие к вам дырки одновременно и получаем звук еще ниже на тон.
Далее три дырки, четыре, пять и все шесть.
Аппликатура большинства бамбуковых флейт - просто мажорная диатоника.
Таким макаром надо будет некоторое время потренироваться, играя звуки первой октавы туда-сюда, пока это не начнет получаться (день-два-три для человека который не делал этого вообще никогда).

Это в принципе уже полдела. Осталось освоить вторую октаву и кое-что по мелочи.
Проще всего сделать так: сначала закрываем все дырки (самая нижняя нота первой октавы), а потом открываем ближайшую к вам (для кены - нижнюю!). Опа - получается первая нота второй.
Далее попробуем извлечь ту же ноту передувом - закрываем все дырки и играем нижнюю ноту, потом дуем сильнее и получаем первую ноту второй октавы (может быть не сразу :)). Надо будет некоторое время потренироваться чтобы переход на вторую октаву был плавным и не бил по ушам окружающих :).

И последнее - полутона. Полутона играются неполным закрытием отверстий. Чтобы понять как это делается закройте ближайшую к вам дырку, а потом постепенно приоткрывайте. Звук будет плавно повышаться. Таким образом можно играть полутона (а также микротона ежели будет желание).

Если у вас есть предложения по содержанию этой статьи, напишите нам [email protected]

Есть вопросы? Спрашивайте!

www.ta-musica.ru

Современная флейта — Википедия

Современная фле́йта[2][3], флейта Бёма[1] — поперечная флейта, музыкальный духовой инструмент симфонического оркестра. Основной вид современной флейты — большая флейта сопранового регистра. Другие виды: малая (пикколо), альтовая и басовая флейта.

Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания отверстий клапанами. Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов.

Диапазон флейты — более трёх октав: от h или c1 (си малой октавы или до первой) до #f4 (фа-диез четвёртой)[4]. Играть выше «до» четвёртой октавы представляется затруднительным, но встречаются произведения, в которых задействованы ноты «ре» и «ми». Ноты пишутся в скрипичном ключе соответственно действительному звучанию. Тембр ясный и прозрачный в среднем регистре, глухой в нижнем и несколько резкий — в верхнем. Флейте доступна самая разнообразная техника, ей часто поручается оркестровое соло. Применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом, чаще других деревянных духовых, — в камерных ансамблях. В симфоническом оркестре применяются от одной до пяти флейт, чаще всего две-три, причём одна из них (обычно последняя по номеру) может меняться во время исполнения на малую или альтовую флейту.

Средневековое изображение флейтистов, держащих инструменты в левую сторону (манускрипт Кантиг святой Марии)

Древность[править | править код]

Древнейшие известные на сегодня поперечные флейты были обнаружены в Гробнице маркиза И в Китае и датируются V в. до н. э.[5][6].

В Индии самые древние изображения поперечных флейт относятся к I в. до н. э. (рельеф восточных ворот Большой ступы в Санчи).

В Европе предположительно самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этрусском рельефе кон. II — нач. I в. до н. э. Однако в настоящее время интерпретация этого изображения подвергается сомнениям[7].

Средние века[править | править код]

За исключением вышеупомянутого этрусского рельефа, все прочие свидетельства говорят о том, что поперечная флейта проникла из Азии в Византийскую империю, а оттуда Западную Европу, в период Средних веков. Одни из самых ранних европейских изображений поперечных флейт того времени содержатся в энциклопедии Hortus Deliciarum (англ.)русск.(кон. XII в.)[8], манускриптах Кантиг святой Марии (кон. XIII — 1-я пол. XIV в.) и Манесском кодексе (XIV в.).

В Средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух — у «басовых» флейт в строе соль (сейчас — альтовая флейта). Инструмент имел цилиндрическую форму и шесть отверстий одинакового диаметра.

Кроме миниатюры в Манесском кодексе, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону.

Ренессанс[править | править код]

«Пять ландскнехтов», Daniel Hopfer, XVI век, второй слева с поперечной флейтой

В эпоху ренессанса конструкция поперечной флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы и более, что превосходило диапазон большинства блок-флейт того времени на октаву. Инструмент позволял брать все ноты хроматического звукоряда при условии хорошего владения аппликатурой, которая была довольно сложной. Средний регистр звучал лучше всего. Известные оригинальные поперечные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее Castel Vecchio в Вероне.

Эпоха барокко[править | править код]

Первые серьёзные изменения в конструкцию поперечной флейты внесла семья Оттетеров. Жак Мартин Оттетер разделил инструмент на три части: головку, тело (с отверстиями, которые закрывались непосредственно пальцами) и колено (на котором как правило располагался один клапан, иногда больше). Впоследствии большинство поперечных флейт XVIII века состояли из четырёх частей — тело инструмента было поделено пополам. Оттетер также изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами.

В последних декадах XVIII века к поперечной флейте прибавляют всё больше клапанов — как правило от 4 до 6, и более. На некоторых инструментах становится возможным брать c1 (до первой октавы) с помощью удлинённого колена и двух дополнительных клапанов. Важные нововведения в конструкцию поперечной флейты того времени внесли Иоганн Иоахим Кванц и Иоганн Георг Тромлиц.

Классический и романтический период[править | править код]

Во времена Моцарта поперечная флейта с одним клапаном всё ещё являлась наиболее распространённой конструкцией этого инструмента. В начале XIX века к конструкции поперечной флейты прибавляли всё больше клапанов, так как музыка для инструмента становилась всё виртуознее и дополнительные клапаны облегчали исполнение трудных пассажей. Существовало большое количество вариантов клапанов. Во Франции наиболее популярна была поперечная флейта с 5 клапанами, в Англии — с 7 или 8 клапанами, в Германии, Австрии и Италии существовало наибольшее количество различных систем одновременно, где число клапанов могло доходить до 14 штук и более, а системы назывались именами их изобретателей: «Мейер», «флейта Шведлера», «система Циглера» и другие. Существовали даже системы клапанов, специально сделанные для того, чтобы облегчить определённый пассаж. В первой половине XIX века существовали флейты т. н. венского типа, до звука соль малой октавы. В опере «Травиата», написанной Джузеппе Верди в 1853 г., в заключительной сцене 2-й флейте поручена фраза, состоящая из звуков нижнего регистра от до вниз — си, си-бемоль, ля, ля-бемоль и соль малой октавы. Такая флейта теперь заменяется альтовой флейтой[9].

Флейтист Теобальд Бём придал поперечной флейте современный вид. Его нововведения отличались от многочисленных других тем, что он поставил во главу угла акустические исследования и объективные параметры звука, а не удобство исполнителя. Флейта системы Бёма не сразу нашла отклик среди исполнителей — для того чтобы перейти на новую систему нужно было полностью переучивать аппликатуру и не все были готовы на такую жертву. Многие критиковали и звук инструмента. Во Франции инструмент приобрёл популярность быстрее других стран, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории. В Германии и Австрии система Бёма не приживалась очень долго. Флейтисты горячо отстаивали свои пристрастия к той или иной системе, возникали многочисленные дискуссии и споры о недостатках и преимуществах.

XX век[править | править код]

В начале XX века большинство флейтистов перешли на систему Бёма, хотя другие системы иногда встречались вплоть до 1930-х годов. Большинство флейт всё ещё производились из дерева, но металлические инструменты начали приобретать всё большую популярность.

Во второй половине XX века снова возник интерес к поперечным флейтам барочной конструкции, многие исполнители начали специализироваться на аутентичном исполнении барочной музыки на оригинальных инструментах.

Были предприняты попытки усовершенствовать систему Бёма, чтобы создать возможность исполнения чистого четвертитонового звукоряда и тем самым расширить возможности инструмента при исполнении современной музыки. К стандартной флейте Бёма были прибавлены 6 дополнительных клапанов, и такая система была названа по имени создателя «система Кингма». Флейтисты Роберт Дик и Матиас Циглер, специализирующиеся на исполнении современной музыки, используют такие инструменты.

Флейта, не в линию, с закрытыми клапанами, без ми-механики, колено «До». Флейта с резонаторами Флейта в разобранном виде

Поперечная флейта представляет собой продолговатую цилиндрическую трубку в нижнем и среднем колене с системой клапанов и коническо-параболическое головное колено, закрытое с одного конца, около которого находится специальное боковое отверстие для вдувания воздуха. Современная флейта делится на три части: головку, среднее и нижнее колено.

Головка[править | править код]

Губки на головке флейты Колено флейты (до)

У большой флейты головка прямая, но существуют и загнутые головки — на детских инструментах, а также на альтовых и басовых флейтах, чтобы инструмент было удобнее держать. Головка может быть сделана из различных материалов и их комбинаций — никеля, дерева, серебра, золота, платины. Головка современной флейты, в отличие от тела инструмента, имеет не цилиндрическую, а коническо-параболическую форму. В левом конце внутри головки находится пробка, положение которой влияет на общий строй инструмента и должно регулярно проверяться (обычно с помощью обратного конца палочки для протирки инструмента — шомпола). Форма отверстия головки, форма и загиб губок имеют большое влияние на звук всего инструмента. Часто исполнители используют головки другого производителя, нежели основной производитель инструмента. Некоторые флейтовые производители — как Lafin или Faulisi — специализируются исключительно на изготовлении головок.

Корпус флейты[править | править код]

Конструкция клапанного механизма флейты может быть двух типов: «inline» («в линию») — когда все клапаны образуют одну линию, и «offset» — когда клапан соль выступает. Также существует два типа клапанов — закрытые (без резонаторов) и открытые (с резонаторами). Открытые клапаны получили наибольшее распространение, так как имеют несколько преимуществ по сравнению с закрытыми: флейтист может почувствовать скорость струи воздуха и резонанс звука под пальцами, с помощью открытых клапанов можно корректировать интонацию, а при исполнении современной музыки без них практически не обойтись. Для детских или маленьких рук существуют пластиковые пробки, которыми в случае необходимости можно временно закрыть все или некоторые клапаны на инструменте.

Колено[править | править код]

На большой флейте может применяться колено двух типов: колено до или колено си. На флейте с коленом до нижним звуком является до первой октавы, на флейтах с коленом си — си малой октавы соответственно. Колено си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене си существует рычажок «гизмо», который должен дополнительно употребляться в аппликатуре до четвёртой октавы.

Ми-механика[править | править код]

Многие флейты обладают так называемой ми-механикой. Ми-механика была изобретена в начале XX века одновременно, независимо друг от друга, немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузеном и французским мастером Джалма Жюлио для того чтобы облегчить звукоизвлечение и улучшить интонацию ноты ми третьей октавы. Многие профессиональные флейтисты не используют ми-механику, так как хорошее владение инструментом позволяет легко извлекать этот звук и без её помощи. Существуют также альтернативы ми-механики — пластинка, закрывающая половину внутреннего отверстия (второго парного) клапана соль, разработанная фирмой Powell, а также парный клапан соль уменьшенного размера, разработанный фирмой Sankyo (не получивший большого распространения в основном из-за эстетических соображений). На флейтах немецкой системы ми-механика не требуется функционально (парные клапаны соль разделены изначально).

Современная флейта системы Бёма с закрытыми клапанами не в линию, с ми-механикой и до-коленом

Флейта — один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из группы духовых. В её исполнении типичны гаммообразные пассажи в быстром темпе, арпеджио, скачки на широкие интервалы. Реже флейте поручаются продолжительные кантиленные эпизоды, поскольку дыхание на ней расходуется быстрее, чем на других деревянных духовых. Хорошо звучат трели на протяжении всего диапазона (за исключением нескольких трелей на самых низких звуках)[10].

Слабым местом инструмента является его сравнительно небольшой диапазон в динамике — разница между piano и forte в первой и второй октавах составляет около 25 dB, в верхнем регистре не более 10 dB.[11] Этот недостаток флейтисты компенсируют меняя окраски тембра, а также другими средствами музыкальной выразительности.

Диапазон инструмента делится на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижнем регистре сравнительно легко играть piano и legato, но forte и staccato требует зрелого мастерства. Средний регистр наименее богат обертонами, часто звучит тускло, поэтому мало применяется для мелодий кантиленного характера. В верхнем регистре легко играть на forte, владение piano в третьей октаве требует нескольких лет обучения на инструменте. Начиная с до-диез четвёртой октавы тихое извлечение звуков становится невозможным.

Окраска тембра и красота звука на флейте зависит от многих факторов в постановке и мастерстве исполнителя — важную роль играет открытое горло, достаточно открытое отверстие головки инструмента (обычно на 2/3), правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха с помощью «опоры» (совокупность мышц брюшного пресса, части межрёберных мышц и части мышц спины, влияющих на работу диафрагмы).

Флейте доступен широкий спектр приёмов игры. Повсеместно используется двойное (слоги ту-ку) и тройное (слоги ту-ку-ту ту-ку-ту) staccato. Начиная с конца XIX — начала XX веков для особых эффектов используется приём frullato — игра на инструменте одновременно с произношением звука, вроде «трр» с помощью кончика языка или горла. Впервые техника frullato была использована Рихардом Штраусом в симфонической поэме «Дон Кихот» (1896—1897).[12] В XX веке было изобретено множество дополнительных техник и приёмов:

  • Мультифоники — извлечение двух и более звуков одновременно с помощью специальной аппликатуры. Существуют специальные таблицы мультифоников в помощь композиторам и исполнителям, например в книгах Пьер Ива Арто или Роберта Дика.
  • Whistle tones — напоминает тихий свист. Извлекается при полностью расслабленном амбушюре и направлении струи поверх того места, где обычно находится желаемый звук.
  • «Танграм» — короткий звук, напоминающий хлопок. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами с помощью быстрого движения языка. Звучит на большую септиму ниже аппликатуры, которую применяет исполнитель.
  • «Jet whistle» — звучащая струя воздуха (без звука), быстро меняющая высоту сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от указания композитора. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами, при сильном выдохе и произношении слога похожего на «фюить».

Существуют и другие приёмы современных техник — стук клапанами, игра одним шипом без звука, пение одновременно с извлечением звука и другие.

Октобасовая флейта Контрабасовая флейта

Флейта существует в четырёх основных разновидностях, образующих семейство: собственно флейта (или большая флейта), малая флейта (флейта-пикколо), альтовая флейта и басовая флейта. Также существуют, но гораздо реже используются — большая флейта ми-бемоль (кубинская музыка, латиноамериканский джаз), октобасовая флейта (современная музыка и оркестр флейт) и гипербасовая флейта. В качестве прототипов существуют и флейты более низкого диапазона.

По способу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам. Флейтист выдувает струю воздуха на переднюю кромку амбушюрного отверстия. Поток воздуха из губ музыканта пересекает открытое амбушюрное отверстие и ударяется о внешнюю его кромку. Таким образом струя воздуха разделяется примерно пополам: внутрь инструмента и наружу. Часть воздуха, попавшая внутрь инструмента, создаёт звуковую волну (волну сжатия) внутри флейты, распространяется до открытого клапана и частично возвращается назад, вызывая резонанс трубки. Часть воздуха, попавшая наружу инструмента, вызывает лёгкие призвуки типа шума ветра, которые при правильной постановке слышны лишь самому исполнителю, но становятся неразличимы на расстоянии нескольких метров. Высота звука меняется с помощью изменения скорости и направления подачи воздуха опорой (мышцами брюшного пресса) и губами, а также аппликатурой.

В силу акустических особенностей флейта имеет тенденцию понижать строй при игре на piano (особенно в нижнем регистре) и повышать строй при игре на forte (особенно в верхнем регистре). На интонацию имеет влияние и температура помещения — более низкая температура понижает строй инструмента, более высокая, соответственно, повышает.

Настраивают инструмент с помощью выдвижения головки из тела инструмента (чем сильнее выдвинуть головку, тем длиннее и, соответственно, ниже становится строй инструмента). Этот способ настройки имеет свои недостатки по сравнению со струнными или клавишными инструментами — при выдвижении головки расстраиваются отношения между отверстиями инструмента и октавы перестают строить между собой. При выдвижении головки больше чем на сантиметр (что понижает строй инструмент почти на полутон) звук флейты меняет тембр и становится похожим на звук деревянных барочных инструментов.

Классическая музыка[править | править код]

Ренессанс[править | править код]

Поперечная флейта использовалась в основном в ансамблевой игре — квартетах флейт, трио для голоса, флейты и лютни, в консортах, ричеркарах и другой музыке композиторов Аурелио Вирджилиано, Клаудио Монтеверди, Иеронима Преториуса и других.

Эпоха барокко[править | править код]
Бах, Партита Ля-минор BWV 1013, часть 1 — Allemande Бах, Партита Ля-минор BWV 1013, часть 2 — Courante Бах, Партита Ля-минор BWV 1013, часть 3 — Sarabande Бах, Партита Ля-минор BWV 1013, часть 4 — Bouree

В начале XVIII века поперечная флейта была всё ещё достаточно новым и не таким распространённым инструментом, как например блокфлейта. Поперечную флейту начали использовать при французском дворе в конце XVII века, в основном в составе оперного оркестра (первое употребление в опере Люлли «Исида» 1667), и прошло определённое время, пока поперечная флейта приобрела бóльшую популярность. В начале XVIII века в Германии, Англии, Италии появлялось всё больше исполнителей на духовых инструментах, вначале в основном гобоистов, затем и флейтистов, но репертуара, написанного композиторами этих стран специально для поперечной флейты, было чрезвычайно мало. С 1700 года во Франции печатались сборники сюит и пьес для флейты соло и с аккомпанементом басо континуо композиторов Жака Отеттера, Мишеля де ля Барра, Мишель де Монтеклера и других. Начиная с 1725 года появились сонаты и трио-сонаты, и другие произведения для флейты французских композиторов Жозефа Буамортье, Мишеля Блаве, Жан-Мари Леклера и других. Представители итальянского барочного стиля этого периода, такие как Арканжелло Корелли, Франческо Верачини, Пьетро Локателли, Джованни Платти, писали сонаты, где поперечная флейта могла быть заменена скрипкой или блок-флейтой. В 1728 году Антонио Вивальди стал первым композитором, опубликовавшим концерты для поперечной флейты (соч. 10), за ним последовали и другие композиторы — Г. Ф. Телеман, Д. Тартини, а позже Пьер-Габриэль Бюффардэн, Мишель Блаве, Андре Гретри, К. Ф. Э. Бах.

Важным центром развития флейтовой школы того времени стал Берлин, где при дворе Фридриха II, который сам был флейтистом и незаурядным композитором, поперечная флейта приобрела особенное значение. Благодаря неугасающему интересу монарха к его любимому инструменту, появились на свет многие произведения для поперечной флейты Иоахима Кванца (придворного композитора и педагога Фридриха), К. Ф. Э. Баха (придворного клавесиниста), Франца и его сына Фридриха Бенды, Карла Фридриха Фаша и другие.

Среди шедевров репертуара эпохи барокко — Партита ля минор для флейты соло и 6 сонат для флейты и баса И. С. Баха (3 из которых, возможно, принадлежат перу его сына К. Ф. Э. Баха), 12 фантазий для флейты соло Г. Ф. Телемана, Соната для флейты соло ля минор К. Ф. Э. Баха.

Классический и романтический период[править | править код]

Во второй половине XVIII века в стиле пост-барокко и раннего классицизма для флейты писали Иоганн Христиан Бах, Игнац Плейель, Франсуа Девьен, Иоганн Стамиц, Леопольд Хофман, Франц Хофмайстер. К шедеврам этого периода относятся произведения В. А.Моцарта, который написал для флейты Концерты соль и ре мажор, концерт для флейты и арфы до мажор, 4 квартета и несколько ранних сонат, а также Серенада для флейты, скрипки и альта Людвига Бетховена. В начале XIX века репертуар поперечной флейты пополнился произведениями Карла Черни, Иоганна Гуммеля, Игнаца Мошелеса. Особое место в репертуаре этого времени принадлежит многочисленным произведениям Фридриха Кулау, которого называли флейтовым Бетховеном.

В романтическом стиле для флейты написано немного. К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся Вариации на тему «Засохшие цветы» Франца Шуберта, Соната «Ундина» Карла Райнеке, а также его концерт для флейты с оркестром (написанный композитором в начале XX столетия). Известны также ранние произведения для флейты Фредерика Шопена и Рихарда Штрауса (в обоих случаях имеющие форму вариаций), которые относятся по сути больше к галантному салонному стилю, нежели к романтическому. Признанным переложением, сделанным для флейты при жизни, а возможно и самим автором, являются 6 сонат для скрипки и клавира Карла Мария фон Вебера.

Во флейтовом репертуаре XIX века доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов — Жан-Луи Тюлу, Джулио Бриччальди, Вильгельма Поппа, Жюля Демерссмана, Франца Доплера, Чезаре Чиарди, Антона Фюрстенау, Теобальда Бёма, Иоахима Андерсена, Эрнесто Кёлера и других — написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляется всё больше виртуозных концертов для флейты с оркестром — Вилема Блодека, Саверио Меркаданте, Бернарда Ромберга, Франца Данци, Бернарда Молика и других.

XX век[править | править код]

В XX веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель, Филипп Гобер, Марсель Моиз, а позже Жан-Пьер Рампаль, делает Францию флейтовым центром и кузницей шедевров флейтового репертуара. В первой половине XX столетия произведения для флейты пишут композиторы, представители французского импрессионизма в музыке и их последователи — Эдгар Варез, Клод Дебюсси, Габриэль Форе, Анри Дютийё, Альбер Руссель, Франсис Пуленк, Дариус Мийо, Жак Ибер, Артур Онеггер, Сесиль Шаминад, Лили Буланже, Жорж Ю, Эжен Бозза, Жюль Муке, Джордже Энеску и другие. К наиболее популярным и часто исполняемым произведениям этого периода относятся:

  • Франсис Пуленк. Соната для флейты и фортепиано
  • Анри Дютийё. Сонатина для флейты и фортепиано
  • Клод Дебюсси. Сиринкс для флейты соло
  • Габриэль Форе. Фантазия для флейты и фортепиано
  • Сесиль Шаминад. Концертино

Флейта занимает важное место в творчестве Андре Жоливе, который написал для этого инструмента множество произведений, прочно вошедших в основной репертуар флейтистов: Концерт для флейты с оркестром, Концертная сюита для флейты и ударных, «Песнь Линоса» для флейты и фортепиано, «5 причитаний» для флейты соло и другие. Интересны и многочисленные произведения для флейты Зигфрида Карг-Элерта. К середине XX века флейта окончательно завоёвывает сердца крупных композиторов разных стран и стилей, один за другим появляются шедевры флейтового репертуара: сонаты для флейты и фортепиано Сергея Прокофьева и Пауля Хиндемита, концерты для флейты с оркестром Карла Нильсена и Жака Ибера, а также другие произведения композиторов Богуслава Мартину, Франка Мартэна, Оливье Мессиана. Несколько произведений для флейты написали отечественные композиторы Эдисон Денисов и Софья Губайдулина.

Во второй половине XX века многие композиторы пишут произведения для флейты соло без аккомпанемента, часто с применением современных техник игры на инструменте. Особенно часто исполняется Секвенция Лучано Берио, также популярны Этюды Исан Юна, «Голос» Тору Такэмицу, «Дебла» K.Халфтер, и другие произведения для флейты соло композиторов Хайнца Холлигера, Роберта Эйткена, Эллиота Картера, Жильбера Ами, Кадзуо Фукисима, Брайана Фернейхоу, Франко Донатони и других. Большое количество произведений для флейты соло с использованием расширенной трактовки инструмента написал Сальваторе Шаррино.

Джаз и другие стили[править | править код]

По причине негромкого звука, флейта далеко не сразу прижилась в джазовой музыке. Развитие сольной роли флейты в джазе связано с именами таких музыкантов как Херби Манн, Джереми Стиг, Хьюберт Лоуз. Одним из новаторов в джазовом флейтовом исполнительстве стал саксофонист и флейтист Роланд Кёрк, активно использующий приёмы передувания и игры с голосом. Также играли на флейте саксофонисты Эрик Долфи и Юзеф Латиф.

К числу точек соприкосновения джазовой и классической музыки относятся джазовые сюиты для флейты французского джазового пианиста Клода Боллинга, которые исполняются как академическими (Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй), так и джазовыми музыкантами.

В популярной музыке[править | править код]

Одним из известных флейтистов в жанре рок- и поп-музыки является Йен Андерсон из группы Джетро Талл.

Ранний период[править | править код]

Первыми профессиональными флейтистами в России были в основном приглашенные музыканты иностранного происхождения, многие из которых оставались в России до конца жизни. Так при дворе Екатерины II с 1792 по 1798 год служил известный слепой флейтист и композитор Фридрих Дюлон. Впоследствии солистами Императорского театра в Санкт-Петербурге были знаменитые немецкие и итальянские флейтисты — Генрих Зусман (с 1822 по 1838 гг.), Эрнст Вильгельм Хайнемайер (с 1847 по 1859 гг.), Чезаре Чиарди (с 1855 г.). С 1831 года в Санкт-Петербурге обосновался профессор Парижской консерватории Жозеф Гийу. Есть и ранние упоминания о русских флейтистах — так с 1827 г. по 1850 г. солистом Большого театра в Москве был Дмитрий Папков — крепостной, получивший вольную.

Вторая половина XIX века[править | править код]

Первым профессором Санкт-Петербургской консерватории (год основания — 1862) по классу флейты стал знаменитый итальянский флейтист и композитор Чезаре Чиарди, a Московской консерватории (год основания — 1866) — немецкий флейтист и композитор Фердинанд Бюхнер. Оба профессора преподавали на флейтах простых венских систем.

С 1877 года класс Чезаре Чиарди перенял немецкий флейтист и солист Императорских театров Карл Ватерстраат, ученики которого — первые известные русские профессиональные флейтисты Федор Степанов и Александр Семёнов — играли на флейтах системы Бёма. С 1882 года класс Бюхнера в Московской консерватории перешёл к немецкому флейтисту, солисту Большого театра Вильгельму Кречману, который также ввел обучение на флейте системы Бёма. Кречман воспитал первую плеяду крупных российских флейтистов, таких как В. Леонов, В. Цыбин, Н. Бакалейников, Ф. Левин, А. Стучевский, В. И. Глинский-Сафронов, Г. Я. Мадатов и другие.

Особо нужно отметить солистов Императорских театров того времени — известного немецкого флейтиста Карла Венера (с 1867 по 1884 гг.) и известного итальянского флейтиста и композитора Эрнесто Келера (с 1871 по 1907 гг.). С 1878 по 1880 год в оркестре Санкт-Петербургской королевской капеллы работал один из самых известных флейтистов XIX века Карл Иоахим Андерсен.

С гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские флейтисты — в 1880-x годах объездил всю Россию с концертами чешский флейтист-виртуоз Адольф Тершак, в 1887 и 1889 гг. посетил Москву и Санкт-Петербург известнейший французский флейтист Поль Таффанель.

XX век[править | править код]

Первым русским профессором Санкт-Петербургской консерватории стал в 1905 году солист Императорских театров Федор Степанов. В первой половине XX века солистами Императорских театров Санкт-Петербурга одновременно с отечественными исполнителями работали немцы Макс Берг и Карл Шваб, а также чех Юлиус Федерганс. После смерти Степанова в 1914 году его класс перешёл к флейтисту и композитору Владимиру Цыбину, внёсшему огромный вклад в развитие отечественного флейтового исполнительства в России. Владимира Цыбина по праву можно считать основателем русской флейтовой школы.

Педагогическое дело Цыбина продолжили его ученики, профессора Московской консерватории — Николай Платонов и Юлий Ягудин. В Санкт-Петербургской консерватории в начале XX века преподавал П. Я. Федотов и Роберт Ламберт, а позже ученики последнего — Борис Тризно и Иосиф Янус.

В 1950-х годах известные советские флейтисты Александр Корнеев, Валентин Зверев завоевали крупные международные премии.

В 1960-х годах значительный вклад в развитие отечественной школы игры на флейте внесли профессор Ленинградской консерватории, ученик Бориса Тризно, Глеб Никитин и профессор Московской консерватории, ученик Николая Платонова, Юрий Должиков.

Среди солистов крупных оркестров в Москве и Ленинграде в 1960—1970-x годах — Альберт Гофман, Александр Голышев, Альберт Рацбаум, Эдуард Щербачёв, Александра Вавилина и другие, а позже и более молодое поколение — Сергей Бубнов, Марина Ворожцова, Михаил Каширский и другие.

В настоящее время профессорами и доцентами Московской консерватории являются Александр Голышев, Олег Худяков, Ольга Ивушейкова, Леонид Лебедев; Санкт-Петербургской консерватории — Валентин Черенков, Александра Вавилина, Ольга Чернядьева. Более 50 российских молодых флейтистов, среди которых Денис Лупачёв, Николай Попов, Николай Мохов, Василий Большеротов, Ирина Алексеева, Алёна Ломова, Ян Старков, Денис Буряков, Александра Грот, Григорий Мордашов, Зоя Вязовская и другие, также получили или в данный момент продолжают образование за рубежом.

Основная статья: Список флейтистов, Категория:Флейтисты.

Выдающиеся флейтисты[править | править код]

  • Иоганн Иоахим Кванц — немецкий виртуоз и композитор XVIII века, педагог короля Пруссии Фридриха II;
  • Теобальд Бём — немецкий флейтист и композитор XIX века, создатель современной поперечной флейты;
  • Марсель Моиз — французский виртуоз и педагог XX века;
  • Жан-Пьер Рампаль — французский солист-виртуоз XX века;
  • Джеймс Голуэй — ирландский солист-виртуоз XX века;
  • Эммануэль Паю — швейцарский солист-виртуоз, флейта соло Берлинского Филармонического оркестра.
  • Владимир Семин — башкирский солист-виртуоз, флейта соло национального симфонического оркестра.
  1. 1 2 Музыкальный энциклопедический словарь, 1990.
  2. ↑ Большая российская энциклопедия, 2017.
  3. ↑ Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008.
  4. ↑ Инструкция пользователя флейтой Yamaha (недоступная ссылка)
  5. Montagu, J. Origins and Development of Musical Instruments (недоступная ссылка). Scarecrow Press. 2007; p. 48.
  6. Goodman, H. Xun Xu and the politics of precision in third-century AD China. Brill Publishers. 2010. p. 226.
  7. Montagu J. Flute // New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2001.

    One well-known late Etruscan relief of the late 2nd or early 1st century bce, carved on an urn or sarcophagus in the tomb of the Volumnii family near Perugia, has been identified as the first European illustration of a transverse flute (fig.4). There is no other evidence for the transverse flute in Etruria or Rome, whereas there is frequent evidence for the plagiaulos, a reed instrument played transversely; thus, while the Volumni relief does look much like a transverse flute, it should be regarded with some suspicion.

  8. Apel, W. Harvard Dictionary of Music. Harvard University Press, 1969; p. 322.
  9. ↑ Цыбин В. Н. Основы техники игры на флейте ч. 1 — М.: 1940
  10. Чулаки М. И. Инструменты симфонического оркестра — СПб.: Композитор, 2005
  11. ↑ На расстоянии 9 метров звук на fortissimo может достигать 75 dВ в нижнем регистре и около 85 dВ в верхнем. Два pianissimo достигает 50 dВ в нижнем регистре и 75 dВ в верхнем.
  12. ↑ Nancy Toff. The flute book. Oxford University Press US, 1996. ISBN 0-19-510502-8
  • Флейта // Большая российская энциклопедия. Том 33. — М., 2017. — С. 425.
  • Флейта // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 626—627. — 786 с.
  • Флейта // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 577. — 672 с.
  • Чулаки М.И. Флейта // Инструменты симфонического оркестра. — М.: Музыка, 1972. — С. 73—83. — 177 с.
  • Черных А.В. Флейта // Советское духовое инструментальное искусство. Справочник. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 81—84. — 320 с.
  • Тризно Б.В. Флейта. — М.: Музыка, 1964. — 52 с.

ru.wikipedia.org

Для начинающих – Игра на флейте

Ноты простых мелодий для флейты. Идеально подходят для начинающих играть на флейте и на других подобных музыкальных инструментах.
Вернуться на предыдущую страницу:

Популярные мелодия для флейты

Если Вы начали обучение игре на флейте, то на этой странице Вы найдете множество мелодий с простыми нотами для флейты. Сначала вы можете прослушать мелодии прямо на странице и скачать ноты для начинающих. Программа Свирелька также позволяет проигрывать мелодии и это очень удобно при их разучивании, так как позволяет сразу правильно играть по нотам мелодию даже, если вы из числа начинающих флейтистов. Эти мелодии, скорее всего, вам знакомы: вы часто слышали их по телевизору, в кино или по радио.

Скачивайте ноты для начинающих и осваивайте игру на флейте поперечной. Мелодии в таблице расположены по алфавиту, вы очень быстро найдете то, что давно искали.

Скачать ноты можно в формате:

  • .mscz — формат нотного редактора MuseScore, который используется и в программе «Свирелька». Если нужен формат pdf, Свирелька сможет сохранить их в нём;

Для вашего сведения сообщаем, что ноты для флейты на сайте представлены на условиях «как есть» и предназначены для разучивания мелодий при обучении игре. Претензии по поводу ошибок или неточностей в нотах не принимаются. В то же время, ваши уточнения и замечания будут с благодарностью приняты и, по-возможности, учтены. Для ваших выступлений можете использовать другие партитуры и более сложные, и более точные.

ноты для начинающих флейтистов

Оставьте свой комментарий внизу страницы ноты для начинающих, потому что мнение посетителей решающее.

flauta.ru

Как выбрать флейту

 

Флейта (итал. flauto из лат. flatus — «ветер, дуновение»; фр. flûte, англ. flute, нем. Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов.

Поперечная флейта – наименование связано с тем, что в процессе игры музыкант удерживает инструмент не в вертикальном, а в горизонтальном положении; мундштук, соответственно, расположен при этом сбоку. Флейты такой конструкции появились довольно давно, в эпоху поздней античности и в древнем Китае (IX век до н. э.). Современный этап развития поперечной флейты начинается от 1832 года, когда немецкий мастер Т. Бем подверг её усовершенствованию; со временем эта разновидность вытеснила популярную прежде продольную флейту. Для поперечной флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, пронзительны и свистящи, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий.

 

Устройство флейты

 

Современная флейта делится на три части: головку, тело и колено.

 

Головка

В верхней части инструмента находится боковое отверстие для вдувания воздуха (дульце или амбушюрное отверстие). В нижней части отверстие имеет некоторые утолщения в форме губ. Они называются «губками», и, способствуя большей устойчивости во время игры, препятствуют излишней потере воздуха. На конце головки расположена пробка (с ней нужно аккуратно обращаться при чистке инструмента). При помощи насаженного на нее деревянного колпачка, пробка плотно вдвигается внутрь на большую или меньшую глубину с тем, чтобы занять правильное положение, при котором точно звучат все октавы. Поврежденную пробку следует отремонтировать в специальной мастерской. Головку флейты можно менять для улучшения общего звучания инструмента

 

 

Тело

Это средняя часть инструмента, в которой расположены отверстия для извлечения звука и клапаны, которые их закрывают и открывают. Клапанная механика имеет очень точную настройку и требует бережного обращения.

 

Колено

Для клавиш, расположенных на колене, используется мизинец правой руки. Колено бывает двух типов: колено До или колено Си. На флейте с коленом До нижним звуком является До первой октавы, на флейтах с коленом Си – Си малой октавы. Колено Си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене Си существует рычажок «гизмо», который используется в аппликатуре до четвёртой октавы.
Конструкция клапанного механизма флейты может быть двух типов: «inline» («в линию») — когда все клапаны образуют одну линию, и «offset» – когда два клапана соль выступают.

Хотя разница заключается лишь в положении клапана Соль, в зависимости от этого значительно меняется постановка руки исполнителя в целом. Профессионалы, играющие на флейтах обоих типов, утверждают, что конструкция «в линию» позволяет исполнять более быстрые трели, однако на самом деле выбор определяется лишь тем, какой вариант вам удобнее.

inline

offset

 

Детские флейты

 

У детей и учеников с небольшими руками освоение инструмента может вызвать трудности. С учетом этого, некоторые детские модели имеют изогнутую головку, которая позволяет без труда дотягиваться до всех клапанов. Такая флейта подходит для самых маленьких музыкантов и тех, для кого слишком велик полноценный инструмент.

John Packer JP011CH

 

Учебные флейты

 

Клапаны флейты бывают открытые (с резонаторами) и закрытые. Как правило, в учебных моделях клапаны закрытые для облегчения игры. Вопреки распространенной ошибке, во флейте звук не выходит с торцевого конца, поэтому разница в игре с открытыми и закрытыми клапанами кардинально влияет на звучание. Профессиональные музыканты играют на инструментах с открытыми клапанами, т.к. это значительно расширяет возможности применения различных эффектов, например, плавного перехода из одной ноты в другую или повышения / понижения на четверть тона.

Открытые клапаны

Закрытые клапаны

 

И детские, и учебные модели чаще всего изготавливаются из сплава никеля и серебра, более прочного, нежели чистое серебро. Благодаря изысканному блеску, серебро также служит самым популярным видом покрытия, тогда как никелированные флейты стоят дешевле. Тем, кто страдает аллергией на никель или серебро, рекомендуется выбирать флейту из материала, не вызывающего аллергию.

 

Флейты продвинутого и профессионального уровня

 

Переход на флейту более продвинутого уровня с открытыми клапанами может оказаться непростым. Для облегчения этого перехода предусмотрены временные заглушки клапанов (резонаторов), которые можно удалить в любое время без какого бы то ни было ущерба для инструмента. Однако следует учитывать, что заглушки ограничивают способность флейты резонировать в полную силу.

Другим отличием инструментов более продвинутого уровня является конструкция колена. Самым низким звуком флейт с коленом Си является Си малой октавы. Реализуется добавлением дополнительного третьего клапана Си. Кроме того, добавляется рычажок «гизмо», существенно облегчающий извлечения ноты до третьей октавы. Это самая высокая нота, которую можно взять на флейте, не переходя границы верхнего регистра. Без лапки «гизмо» чисто сыграть до третьей октавы очень трудно.

В профессиональных флейтах используются материалы гораздо лучшего качества, клапаны выполнены во французском стиле (с дополнительной напайкой на тех клапанах, на которые палец не нажимает непосредственно), что обеспечивает дополнительную опору, лучшую цепкость и более привлекательный внешний вид. Точная механика обеспечивает быстрый отклик и безупречную плавность функционирования.

 

Разновидности флейты

 

Существует несколько разновидностей флейты: пикколо (малая или сопранино), концертная флейта (сопрано), альтовая флейта, басовая и контрабасовая флейта.

 

Концертные флейты

Флейта сопрано в строе До – главный инструмент в семействе. В отличие от других семейств духовых инструментов, например, саксофона, музыкант не специализируется исключительно на альтовой, басовой или малой флейте. Основной инструмент флейтиста – флейта-сопрано, а всеми остальными видами он овладевает во вторую очередь. Прочие разновидности флейты не используются в оркестре постоянно, а лишь добавляют оттенки в ту или иную композицию. Таким образом, освоение концертной флейты – самый важный этап в обучении.

 

Альтовые флейты

Альтовая флейта часто встречается в составе оркестра. Ее специфический низкий тембр добавляет наполненности звучанию более высоких деревянных духовых. По строению и технике игры альтовая флейта схожа с обычной, но звучит она в строе Соль, то есть, на кварту ниже флейты-сопрано. Опыт игры на альтовой флейте очень важен для профессионального музыканта, поскольку немало сольных оркестровых партий написаны специально для этого инструмента.

 

Басовые флейты

Басовая флейта редко используется в оркестровой музыке и появляется, как правило, в флейтовых ансамблях. Благодаря принадлежности инструментов к одному семейству, флейтовые квартеты, квинтеты и более крупные ансамбли очень популярны среди студентов среднего и продвинутого уровня.
По причине большого размера, добиться чистого звучания басовой флейты довольно трудно – для этого требуется высокий профессиональный уровень и тонкий музыкальный слух. Тем не менее, в семействе флейт есть и другие (хоть и редкие) инструменты, которые обладают еще более низким звуком – это контрабасовая и субконтрабасовая флейты. И та, и другая также используются исключительно в флейтовых ансамблях. Эти флейты ставятся на пол, а исполнитель играет стоя или сидя на высоком табурете.

 

Флейты-пикколо

Флейта-пикколо (или малая флейта), самый маленький инструмент в семействе, звучит на целую октаву выше концертной флейты, но имеет тот же строй До. Может показаться, что пикколо – просто уменьшенная копия флейты-сопрано, однако это не так. На малой флейте играть сложнее, поскольку ее резкий, высокий тембр требует форсированного потока воздуха, создать который начинающему флейтисту не под силу. Кроме того, близкое расположение клапанов также может создать трудности для новичка.

Флейты-пикколо существуют в нескольких вариантах:

1) Металлическое тело + металлическая головка
– идеально подходит для марширующего ансамбля;
– обладает самым ярким звуком с максимальной проекцией;
– влажность воздуха не влияет на звук (недостаток деревянных флейт)

2) Тело и головка из композитных материалов (пластиковые)
– прочность инструмента – важный фактор для начинающих музыкантов;
– погодные условия не влияют на качество звучания

3) Тело из дерева + металлическая головка
– идеальный вариант для новичка, осваивающего флейту-пикколо;
– конструкция губок облегчает формирование воздушного потока;
– металлическая головка обеспечивает меньшее сопротивление воздуха

4) Тело и головка из дерева
– лучше всего обеспечивают мелодичность звучания;
– качество звука зависит от внешних условий;
– частая востребованность в оркестрах и большинстве духовых ансамблей

 

Обзор флейт

Примеры флейт

 

Ознакомиться с ассортиментом современных флейт вы можете в интернет-магазине “Ученик”.

 

Свои вопросы и опыт в выборе флейты пишите в комментариях!

 

uchenikspb.ru


Смотрите также