Как играть на морин хуре


Морин хур — музыкальный инструмент Монголии и Бурятии

Здравствуйте, любознательные читатели.

В этой статье мы расскажем вам о монгольской народной музыке и об одном из уникальных смычковых музыкальных инструментов, при помощи которого она исполняется. Морин хур – музыкальный инструмент, который впервые упоминается в письменных источниках монгольской империи XIII – XIV веков.

Содержание:
Варианты названия
Особенности создания инструмента
Конструкция
Легенды о происхождении
Области использования
Применение в сельском хозяйстве
Заключение

Варианты названия

В Российской Федерации тувинцы, буряты и калмыки тоже играют на похожих инструментах, но они имеют несколько другие названия:

  • Игил (чоор) в Туве.
  • Моринхур в Бурятии.
  • Икэл в Калмыкии.

«Мори́н» в переводе с монгольского значит «конь», «ху́ур» — «музыкальный инструмент».

Особенности создания инструмента

Вначале в стране были древние инструменты, из которых мелодия извлекалась при помощи рта: бамбуковые флейты. Затем люди стали замечать, что звук возникает, если две тетивы луков потереть друг о друга.

Морин хуур является представителем следующего поколения за вышеперечисленными и предком современных струнных смычковых инструментов с нейлоновыми и стальными струнами. Точно неизвестно, когда его создали — по некоторым оценкам это было две – три тысячи лет назад; а в своём классическом дизайне, с головкой грифа в виде вырезанной из дерева головы лошади, он появился около тысячи лет назад.

Одним из свидетельств того, что монгольская скрипка, как называют морин хуур за рубежом, пришла из древности, является то, что две её струны были первоначально сделаны из волоса конского хвоста.

Это было связано с обычным образом жизни кочевников, так как иметь такой инструмент мог позволить себе только тот, у кого была лошадь.

Конструкция

Струны символизировали мужское и женское начало и были изготовлены, соответственно, из ста сорока — ста шестидесяти хвостовых волосков скакуна и ста — ста двадцати кобыльих.

Общее количество волосков должно было равняться триста шестидесяти пяти, что соответствовало длине календарного года. Кроме того, это символизировало, что год от года жизнь монголов, полная песен и плясок, по-прежнему, весёлая и беззаботная.

Скакун должен был быть непременно резвым, чтобы придать хорошее звучание инструменту. Мастера, изготавливающие струнные инструменты, предпочитали конский волос белых жеребцов. Его качество зависело от питания животных, климатических условий и предварительной обработки.

Благодаря всему этому, мелодия звучала так, как будто бы её играли на дюжинах струн. Так как нет никаких отметок, показывающих, где какие ноты брать, исполнение требует от играющего  недюжинного умения и точности.

Несмотря на конструкцию, гармонизирующую «инь» и «янь» начала, считалось, что играть на моринхуре должен мужчина. Однако среди исполнителей нередко встречаются и женщины. 

Первоначально корпус инструмента был обтянут сверху и снизу кожей верблюда, лошади, козы или овцы, а резонаторные отверстия находились по бокам. Считается, что этот вид обработки резонаторного ящика лучше сочетается по звучанию с  горловым пением, исполнением протяжных песен, биэлгээ – алтайского танца, в котором задействованы кисти рук, плечи и ноги, а также эпических поэм и традиционной татлаги – сольного звучания инструмента.

В тридцатых годах прошлого века монгольские скрипачи начали путешествовать в другие страны. Но кожаный корпус ссыхался под воздействием высоких температур и растягивался под влиянием большой влажности.

Так корпус стал деревянным, а отверстия теперь располагаются в верхней деке и имеют f-образную форму, как у европейских собратьев.

Смычок выполняется из дерева в виде дуги. С него свободно ниспадает пучок конских волос. Их можно зажимать пальцами и регулировать силу натяжения, что влияет на тембр звучания. Весь инструмент чуть больше метра в длину.

Из чего бы ни был сделан морин хуур, есть ряд музыкальных произведений, которые исполняются только в его сопровождении. Прежде всего, это мелодии, где передаётся лошадиный аллюр, символически изображаются животные и звуки, которые они издают, их привычки и поступь.

Легенды о происхождении

Так как лошадь считается священным животным  в Монголии, то морин хуур создавался, чтобы воздать хвалу отношениям человека и лошади и подчеркнуть единство их духа. Поэтому звук инструмента сравнивается с лошадиным ржанием (в некоторых музыкальных произведениях оно специально имитируется), а также со степным ветром — он полон тоски и вольнолюбия.

Одно из сказаний о происхождении этого инструмента гласит, что некий пастух по имени Намджил, живший в восточной Монголии, перебрался в западную ее часть в связи с призывом на военную службу. Его голос был таким звонким и так проникал в душу, что местные жители любили слушать его пение и прозвали его Намджил-кукушка.

Он влюбился в красавицу-принцессу и по окончании службы получил от неё в подарок летающего коня, дабы встречаться с ней ночами. Вернувшись к родителям, он три года летал к принцессе, чтобы повидаться с возлюбленной.

В то время по соседству жила одна ревнивая женщина, которая могла разлучать пары и легко заставить людей поссориться. Она заметила необычные свойства коня Намджила и захотела причинить вред юноше.

Ревнивица обрезала скакуну крылья, и он умер. Горюющий пастух смастерил себе скрипку из останков мёртвого друга, чтобы играть трогающие душу и полные боли утраты песни о своём коне.

Другая легенда приписывает изобретение морин хуура  мальчику по имени Сухэ. Его господин подло лишил жизни коня, доставшегося мальчику в качестве приза.

После этого дух лошади навестил хозяина во сне и подробно рассказал, как сделать из тела лошади инструмент. С тех пор эти двое больше никогда не разлучались и не были одиноки.

По преданию, даже у Чингис-хана был собственный золотой хуур, к которому он относился с трепетной любовью и готов был подвергнуть казни всякого, кто посмел бы прервать их совместное пребывание. В эру его правления знаменитый уличный скрипач Аргасан играл на этом инструменте, которому выказывали своё почтение как «Государственной золотой скрипке».

Чтя древнюю традицию, монголы поместили «ханскую скрипку» в 1992 году в правительственный дворец.

Области использования

Применение этого инструмента варьируется в зависимости от цели. Морин хуур нужен:

  • Для декоративной цели
  • Чтобы аккомпанировать
  • При сольном исполнении мелодии
  • В ритуалах
  • Для взаимодействия с животными

Если кто-то, навещая семью, играет на их морин хууре, он тем самым выражает уважение к хозяевам. Поэтому овладеть игрой на этом инструменте считается одной из важнейших целей, которую должен ставить себе человек.

С морин хууром нужно обращаться вдумчиво, так как он обладает великой силой. Если играть на нём ночью вне дома, можно вызвать духов. А класть на кровать его вообще не рекомендуется, так как ребёнок будет плакать по ночам.

В древности на нём играли, прямо скача на лошади перед началом битвы. Считалось, что это мотивировало воинов на победу.

В пустыне Гоби принято читать молитвы под звучание морин хуура.

Применение в сельском хозяйстве

Одним из интересных фактов о хууре является то, что он применяется, когда верблюдица-мать отказывается в силу пережитого стресса или иных причин от своего новорожденного малыша. Ей проигрывается мелодия в низких тонах — хоослох — чтобы привязать их друг к другу. Даже если верблюдица умирает в родах, верблюжонка возможно пристроить к другой матери, используя эту технику.

Про это удивительное явление был снят документальный фильм, под названием «Мелодия верблюдицы», который удостоился первого приза на Московском международном кинофестивале в конце XX столетия. Позже к нему был снят римейк «Слёзы верблюдицы», который выдвинули на Оскара уже в начале нашего века как «лучший полнометражный документальный фильм».

Заключение

Этот инструмент является частью наиболее ценного культурного наследия Монголии.

Под аккомпанемент морин хура исполняются монгольские протяжные песни, которые в две тысячи пятом году были включены в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Монголы настолько любят этот инструмент, что хранят его дома в месте, которое находится напротив наиболее священного уголка помещения. Считается, что иметь его очень желательно, что семьи, обладающие им – «полные», а утратившие его – «овдовевшие».

На этом мы прощаемся с вами.

Друзья, мы будем благодарны, если вы поделитесь статьей в социальных сетях!

o-buddizme.ru

Моринхур — Википедия

Монгольский музыкант Самбуугийн Пурэвжав играет на морин хууре

Мори́н ху́ур, мори́н толгойто́й ху́ур (монг. морь, мори́н — конь, толго́й — голова, ху́ур — музыкальный инструмент, бур. мори́н ху́ур, калм. мөрн хуур) — монгольский смычковый музыкальный инструмент. Распространён в Монголии, в КНР (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район), в России (Бурятия, Калмыкия, Иркутская область, Забайкальский край).

Головка грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи, в некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание.

Первые смычковые инструменты появились в незапамятные времена, когда человек обнаружил возникновение звука при трении двух луков тетивами друг о друга. Затем человек придумал как усилить звук при помощи различных резонаторных корпусов. Сейчас инструмент в основном имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с деревянной или кожаной (в традиционном исполнении) верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. С XX века стали появляться инструменты с цельно-деревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке[1] . Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади. В шейку вставляется два настроечных колка. Длина всего инструмента — 100—110 см.

Инструмент имеет две струны[2]: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста скакового коня и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы- это символ мужского и женского начала. По монгольской традиции волосы «мужской» струны должны быть обязательно именно с хвоста быстрого скакового коня чтобы его резвость передалась инструменту. В последнее время некоторые исполнители предпочитают струны из нейлона. Струны настраиваются в основном в кварту, но иногда и в квинту. В Монголии строй инструмента — Фа, Си-бемоль малой октавы (Ми-бемоль, Си-бемоль), во Внутренней Монголии строй Соль малой октавы, До первой октавы. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса, но также популярны смычки западной конструкции с механизмом натяжения волос. Колки для натяжения струн в Монголии традиционного простого конического типа, во Внутренней Монголии механические, с червячным винтом, обеспечивающим более лёгкую и плавную настройку, без последующего ослабления колка.

Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются внешней стороной ногтей указательного и среднего пальцев левой руки и отрощенными ногтями безымянного пальца и мизинца. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн используется редко. Смычок держат в правой руке- ладонь держит смычок снизу, большой палец кладётся на колодку, указательный и средний пальцы обхватывают трость, а безымянный и мизинец подушками кладутся на волосы смычка изнутри и, при необходимости, натягивают их.

На морин хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под некоторым углом вверх. Традиционно это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении «протяжных песен» и эпических сказаний. В монастырской музыке не использовался.

В Европу морин хуур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.

В Монголии также популярен Их хуур (монг. их - большой) — инструмент контрабасового регистра и хуучир — также смычковый инструмент с двумя или четырьмя шёлковыми или стальными струнами, металлическим или деревянным резонирующим корпусом и натянутой на него кожей питона или других животных. У западных монгольских племён — ойрадов (калмыков) популярен похожий на морин хуур инструмент — икэл. Струны икэла ставятся зеркально противоположно морин хууру и настраиваются в квинту относительно друг друга. В целом икэл имеет более архаичные черты и его корпус обтягивается только кожей. У алтайцев в дополнение к морин хууру также есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль, у саха (якутов) — кылысах, у хакасов — ыых.[3] В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие. В китайской музыке широко применяется ещё один двуструнный смычковый инструмент эрху. См. также китайский цинь.

Также существует бурятская разновидность под названием Хур, который является национальным (струнно-смычковый) инструментом. Представляет собой аналог скрипки. На хур натягиваются четыре струны (строй EADG). Хур держат между колен. Левой рукой зажимают аккорды на грифе, а правой играют смычком.

Мифология[править | править код]

Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур, сделав его целиком из останков любимого коня[4][5].

Применение в скотоводстве[править | править код]

В повседневной жизни монгольских скотоводов инструмент имеет ещё одно важное значение. Когда верблюдица рожает верблюжонка, она иногда отвергает его вследствие различных стрессовых ситуаций, и монголы используют морин хуур для проигрывания низких гармонических типов мелодий, которые называются хоослох, которые успокаивают верблюдиц, и те принимают своих верблюжат назад.

Практика повторного принятия сельскохозяйственными животными своих детёнышей широко используется в различных кочевых цивилизациях мира, но в монгольской Гоби её используют только на верблюдах. В случае, если верблюдица умирает после родов, монголы используют технику хоослох, чтобы верблюжонка приняла другая верблюдица. Об этом рассказывается в известном монгольском документальном фильме 1986 года «Мелодия верблюдицы» (монг. Ингэн эгшиг; сценарист Ж. Бадраа, режиссёр Н. Жанцанноров), победившем на Московском международном кинофестивале 1988 года. Ремейк этого фильма «Слёзы верблюдицы» (монг. Ингэн нулимс), снятый в 2003 году режиссёром Д. Бямбасурэн, был выдвинут в 2005 году на получение премии «Оскар» в номинации «лучший полнометражный документальный фильм».[6][7]

  • Чи Булаг (род. 1944) — композитор и исполнитель из Внутренней Монголии.
  • Шинэцог-Гени (род. 1985) — исполнитель из Монголии.

ru.wikipedia.org

Интегрированное занятие "Морин хуур"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

МАДОУ детский сад №51 комбинированного вида

г. Улан-Удэ.

Интегрированное занятие.

Тема: «Морин хур».

Преподаватель: Хертухеева К. О.

г.Улан-Удэ.

Конспект интегрированного занятия музыкально-познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бурятским народным инструментом «Морин хур»

Мы живем в республике Бурятия г. Улан-Удэ. Знакомить детей с традициями родного края одна из приоритетных задач в нашем МАДОУ №51. Внедрение национально-регионального компонентом на основе реализации содержания бурятской традиционной культуры в системе музыкального воспитания осуществляется в совместной деятельности педагогов с родителями воспитанников детского сада. Ребенок не только соприкасается с нравственными духовными ценностями, бытующими в данной культуре, но и обретает свои собственные ценности в процессе творческого взаимодействия с семьей, и самостоятельного творческого поиска. Вашему вниманию представляем конспект интегрированного занятия для музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ, учителей бурятского языка «Знакомство детей с бурятским народным инструментом «Морин хур». Совместно с родителями было собраны и изучены материалы, адаптировано содержание к условиям педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Родители увидели изнутри, сколько сил, труда, эмоций, творчества вкладывается в разработку и подготовку мероприятия, и тем самым приняли непосредственное участие в образовательном процессе детского сада. В результате совместной работы получилось не просто традиционное занятие, а целый праздник света, тепла и радости.

Цель: Знакомить детей с бурятским народным инструментом «Морин Хур».

Задачи:

Образовательная:

- развивать познавательный интерес к музыке, развивать речь детей;

- систематизировать знания детей о народных традициях Бурятии;

- прививать интерес к народной музыке,

Развивающая: развивать музыкальные способности: чувство ритма, слух, вокальные навыки, умение слушать, понимать и распознавать народную музыку и эмоционально откликаться на нее.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к традициям своего края;

- воспитывать любовь к музыке, обогащать нравственно-эстетические чувства;

- возрождать национально-культурные ценности семьи через совместную деятельность с родителями.

 

Материал и оборудование:

1)                    Техническое оснащение – мультимедийное оборудование, музыкальный центр, компьютер, фортепиано, морин хур.

2)                    Музыкальный материал – запись звучания моринхура, музыка к танцу  «Ехор», бурятская приветственная музыка.

Ход занятия:

(звучит бурятская музыка, дети входят в зал)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мои дорогие, проходите, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся  путешествовать  в мир бурятской музыки.

В далекие прежние времена, жил богатый хан Далай. И была у него красавица дочь Дангир Шара. Хан очень любил свою дочь. И исполнял все ее желания, чтобы она ни пожелала. Однажды, красавица услышала дивные звуки музыкального инструмента, который называется моринхур. И эта музыка  так запала ей в душу, что она пожелала научиться играть на моринхуре. Хан нанял лучшего учителя. Через некоторое время красавица играла на моринхуре, даже лучше своего учителя. Когда она начинала играть – птицы смолкали в окрестных лесах, ветер затихал, даже солнце приостанавливалась, чтобы послушать распевы волосяных струн (входит Дангир Шара).

Дангир Шара: Здравствуйте, ребята! Я умею играть на музыкальном инструменте, который называется моринхур. Хотите, послушать его звучание? (играет на моринхуре)

Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите о своих впечатления? Что вы представляли, когда слушали музыку? Что означает слово «морин» в переводе с бурятского?

Дети: Лошадь.

Музыкальный руководитель: Правильно. А «хур» - это струна, голос, т.е. моринхур в переводе с бурятского означает голос коня. Красавица расскажи нам, почему назвали именно голос коня.

Дангир Шара: Я знаю одну легенду о создании моринхура (играет и рассказывает).

Жил на свете богатырь, у которого был крылатый конь, и никто не мог побить его в бою. Враги и завистники погубили коня. Крылатый конь погиб, и в память о нем его хозяин из черепа сделал корпус, из костей собрал гриф, на конце которого изобразил лошадиную голову, из ребра смычок, натянул конский волос на смычок. И заиграл на инструменте, услышав голос любимого коня.

Музыкальный руководитель: А теперь давайте внимательно рассмотрим этот инструмент. На что он похож?

Дети: (отвечают).

Корпус инструмента обычно делают из березы, клена, иногда обтягивают кожей, струны из  конского волоса или лески. Головка грифа морин хура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Музыкант, который играет на морин хуре называется моринхурист. Звук инструмента в бурятской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи.

Воспитатель: Конь для бурята является священным животным. Это друг, богатство, оружие, радость и гордость. Буряты любят и ценят коней.

        Под веселую музыку заходит Будамшу. Роль Будамшу исполняет родитель.

Будамшу: Сайн байна!(Здравствуйте!)

Дангир Шара: Сайн байна, Будамшу. ( Здравствуйте, Будамшу!)

Будамшу: Я услышал чарующие звуки моринхура и поспешил к вам. И мне не терпеться начать конные скачки.

Дангир Шара: Ребята, а мне пора отец зовет. До свидания.

Будамшу: На праздниках всегда проводят конные скачки – мори урилдаан.  Наши юные Баторы  покажут быстроту своих коней.

Сценка Всадники

1Мальчик: Муноодэр мори урилдан болохо. (Сегодня будут конные скачки.)

2Мальчик: Мини мори тургэн! (Мой конь впереди.)

1Мальчик: Угы,  мини мори тургэн!  (Нет, мой впереди.)

2Мальчик: Хусэ! (Вперед!)

Танец «Наездники»

Будамшу: Какие вы знаете стихи, пословицы и загадки о лошадях?

Дети: Тумэн хулугэй туруундэ ереhэн

          Тугэс хурдан моримнай заан hайхан шэнжэтэй

          Ундэр солоео дуудуулдаг!

(Тысячи жеребцов по степи летят,

Всадники на них ловко сидят,

Победителю хвалебную песню поют)

Дети: hайн мориндо эзэн олон, hайн хундэ нухэр олон.

(У хорошего коня хозяев много, у хорошего человека друзей много.)

Будамшу: Ребята, попробуйте сейчас отгадать загадку?

По лугу ретивый скачет,

Там резвится и лихачит,

Кормим мы его овсом,

Скачем мы на нем верхом

Отвечают: (Конь)

Будамшу: Молодцы! А еще говорят так:

Конь бежит — земля дрожит.

Держи коня за гриву,  за хвост не удержишь

Воспитатель: Бурятский народ очень гостеприимный. Давайте посмотрим, кто к нам пришел в гости.

Песня «Орогты манайда!»

Музыкальный руководитель: Бурятские песни исполнялись не только под игру на моринхуре, но еще и в хороводах. Как называется бурятский хоровод? 

Дети: Ехор (хоровод).

Будамшу: Ерыт наашаа, ерытэ! Ехор наадан хуушаараа,  

Хуушан наадаа шэнэлжэ, шэнэ еhоор хатарая.                 

(Идите, сюда идите! Наш ехор остался, как прежде,

Старинную игру обновим, по новой моде станцуем.)

Танцуют танец «Ехор».

Будамшу: Мне очень понравилось у вас. Я приду еще к вам в гости, а теперь мне пора. Баяртай! (До свиданья!)

Дети: Над Бурятией родной, светлой и прекрасной

          Льются песни до небес всех народов разных.

          В крепкой дружбе вековой здесь живут народы,

          Сохраняя мир, покой, красоту природы!

Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в прекрасный мир бурятской музыки. Вам понравилось, ребята? Что больше всего запомнилось?

Дети: (отвечают).

 

Список литературы:

1.     Дугаров Б. Б. Бурятские народные сказки. Сборник. – М.: Современник, 1990. – 383 с.: ил.

2.     Куницин О. И. Музыка советской Бурятии. – М.: Сов. композитор,  1990. – 216 с.

3.     Магоева Д. Д. Амар сайн, yхибууд! – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2002. – 116 с.: ил.

4.     Паздникова З. И., Карпова Р. И., Ступина С. А, Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2010. – 160 с.

 

infourok.ru

Хуур и морин хуур – в чем разница?

Фото: Евгений Коноплёв

Экскурс в мир народных музыкальных инструментов Бурятии

Что мы знаем о бурятских музыкальных инструментах? То, что их не так много и их звучание впечатляет даже самого искушенного меломана. Самые известные - это хуур, морин хуур, их хуур, лимба, чанза, монгол-шанза, ятага, иочин, эвэр-бурэ, ухэр-бурэ. Они объединяют не только бурят и монголов, но и Азию в целом. Заимствование обогатило музыкальную культуру и привнесло неповторимое звучание современному и единственному в своем роде национальному оркестру Бурятии имени Чингиса Павлова. 

Оркестр национальных инструментов

Небольшой экскурс в историю для читателей infpol.ru провел Жаргал Токтонов – заслуженный деятель искусств Бурятии, главный дирижер Национального оркестра Бурятии при театре песни и танца «Байкал». В течение 15-ти лет он возглавляет уникальный по своему составу коллектив.

- Все хорошо знают о составе симфонического оркестра - флейте, гобое, кларнете, контрабасе, скрипке, виолончели, трубе, тромбоне и т.д. Мы хорошо знакомы с русским народным оркестром, состоящим из баяна, домры, балалаек и т.д. Но плохо знаем инструменты из азиатской кульутры. Наш оркестр уникальный по своему составу, кроме бурятских у нас есть китайские и монгольские инструменты, - поделился Жаргал Токтонов.  

- Работу по созданию бурятской чанзы начали мастера А. Зонхоев, Б. Дугаров, О. Жамбалов. Это четырехструнный плекторный инструмент, похож на русскую домру, но по звучанию многие сравнивают его с мандолиной или банджо. У нее своеобразный дребезжащий тембр, благодаря корпусу обтянутому змеиной кожей. Чанзы бывают следующих видов: чанза-прима, чанза-тенор, чанза-альт, чанза-бас. Их главное отличие между собой – это размеры.

Монгол-шанза похожа на чанзу, но только имеет длинный гриф. Этот инструмент китайско-монгольского происхождения. Также обтянут кожей гремучей змеи. 

Иочин – струнный ударный инструмент, звук которого извлекается из металлических струн с двумя гибкими бамбуковыми палочками. Вносит в общее звучание оркестра яркость, звонкость, создает иллюзию хрустальной россыпи. Распространен и в европейских странах: цимбалы - так называют иочин в Белоруссии, цамбал в Венгрии, Молдове, Румынии, сантур в Армении, чанг в Узбекистане.

Ятага – это один из древнейших щипковых инструментов, появился при дворе китайского императора Фу-Син в шестом веке. По звучанию напоминает арфу. 

Лимба – деревянный духовой инструмент. В Бурятии один из наиболее популярных, особенно в восточных районах республики. Напоминает флейту.

Эвэр-бурэ – деревянный духовой инструмент, имеет красивый бархатный тембр. С широким репертуарным диапазоном.  

Их хуур – это инструмент большого размера, родом из Монголии, выполняет функцию баса, разновидность морин хуура.

Ухэр-бурэ – большой медный духовой инструмент, представляющий собой коническую трубу. Способен издавать звуки исключительной силы. Считается, что он предназначен для подражания реву крупного животного – быка или слона.  

Кроме этого в оркестре звучат различные этнические барабаны, тарелки, бубны. 

Хуур и морин хуур – в чем разница?

Если корни хуура уходят в традиционную культуру бурят, то история морин хуура в монгольскую, но эти два инструмента стали родными для современного бурятского слушателя. И по словам Жаргала Токтонова, именно хуур и морин хуур – основа оркестра.   

Артистка оркестра театра «Байкал» Суржана Халзаруева посвятила игре на хууре 13 лет.

- Хуур - сделан из дерева, по форме похож на скрипку. Еще недавно он был двухструнный. В советское время его адаптировали и он стал четырехструнным. Раньше струны и смычок были из конского волоса. Сейчас же они сделаны из лески. Если сравнить с морин хууром, то хуур уступает по размерам. Такая разница прослеживается за счет грифа, который намного длиннее. Поэтому морин хуур звучит иначе, более насыщенно, - рассказала Суржана Халзаруева.

Хуур - родственник традиционного музыкального инструмента сууха хуур, созданного из мочевого пузыря быка. Изначально у него было две струны, которые также как и смычок были сделаны из конского волоса. На сууха хууре обычно играют улигершины. А современный хуур адаптирован под игру в унисон, с широким диапазоном. Звучание же старинного инструмента похоже на человеческий голос.

Морин хуур – смычковый инструмент монгольского происхождения. Его звучание похоже на ржание лошади, дуновение ветра в степи. Если сравнивать с симфоническими инструментами, больше похож на виолончель. Существует поверье, если морин хуур висит в доме на почетном месте, то он принесет удачу и счастье.

Артист оркестра театра «Байкал» Галсан Ошоров играет на морин хууре 23 года. Сейчас он не только музыкант, но и преподаватель.

- Морин хуур отличается от традиционного тем, что вместо конского волоса струны сделаны из лески. Но звучание от этого не очень меняется, лишь при звукозаписи появился посторонний шипящий звук. Струны делятся на два ряда. В одном содержится 120 струнок, а в другом - 80. Одна сторона считается мужской, другая женской. Количество нитей в смычке зависит от комплекции человека, который играет на инструменте. Лицевая сторона традиционной версии сделана из кожи и носит название игил-хуур. С 70-ых годов морин хуур начали делать из дерева и он приблизился к классическим инструментам, - рассказал Галсан Ошоров.

Историю возникновения морин хуура сопровождают легенды и предания. Интересно и то, что существует множество разновидностей этого инструмента, такие как: луу хуур (гриф украшен головой дракона), хун хуур (гриф с человеческой головой), хун шуубун хуур (гриф с изображением лебеди), яман хуур (гриф украшен головой козы). 

Оркестру бурятских народных инструментов в 2020 году исполнится 80 лет. До 2005 года музыканты использовали смешанный состав, состоящий из инструментов из симфонического оркестра и народных бурятских элементов. После объединения с театром «Байкал» было принято решение играть только на национальных. Сегодня коллективу подвластны любые жанры от этнической музыки до джаза.

www.infpol.ru

Волшебный моринхур - ВОСТОЧНАЯ ОКРАИНА — ЖЖ

       Переделал свою старую статью, может кому будет интересно.



     Если на самом деле бывают волшебные музыкальные инструменты, то в их число, несомненно, входит морин хуур.

 Морин хуур – монгольский традиционный двухструнный смычковый музыкальный инструмент или монгольская скрипка, на бурятском – моринхур, в дальнейшем для удобства буду пользоваться именно бурятским написанием названия инструмента.

 Инструмент очень древний, пришедший в наше время из глубины веков. Одна из множества легенд о возникновении моринхура гласит, что когда-то в незапамятные времена один монгольский табунщик имел прекрасного и быстроногого скакуна, который был быстрее ветра и на всех скачках приходил первым. Коварный завистник убил скакуна. Тогда табунщик, для того, чтобы дух коня был всегда с ним, сделал из его черепа и гривы музыкальный инструмент. А когда табунщик заиграл на созданном им  инструменте, то из-под смычка послышались звуки быстрого бега и голос его любимого коня.

Моринхур пожалуй самый распространенный инструмент у монголов, в прежние времена, трудно было найти жилище монгола, в котором не присутствовал бы моринхур.

Хотел было сравнить моринхур с каким-нибудь русским народным инструментом, однако у нас даже близко нет ничего подобного. Безусловно, мы самые-самые, все у нас самое великое, но вот, своего смычкового нет. Что конечно не говорит о неразвитости народной музыкальной культуры, например в Забайкалье, у казаков народным деревенским инструментом была скрипка, причем кустарного производства.

Не каждый воспринимает на свой взыскательный европейский слух народные мелодии монголов, (что касается меня, то я, можно сказать, вырос на бурят-монгольских мелодиях) поэтому для знакомства с моринхуром предлагаю послушать, хотя монгольскую, но адаптированную мелодию написанную, без всяких преувеличений, по настоящему выдающимся монгольским композитором Нацагийном Жанцанноровым, кстати, он выпускник Киевской консерватории.

  Принято образно говорить о том, как плачет, или рыдает скрипка, а вы послушайте, как плачет моринхур, это просто неизбывная тоска.

  Тоже Жанцанноров, только играет уже ансамбль

         Я назвал моринхур волшебным инструментом, он и на самом деле делает чудеса, например с помощью игры моринхура в Монголии до сих пор приваживают верблюдицу или корову к своему теленку, бывает такое в сельском хозяйстве, когда самка под впечатлением от тяжелых родов отказывается кормить и оберегать своего детеныша. Подобный обряд в прошлом веке практиковался и в Забайкалье.

Однако настоящее волшебство моринхура заключается вовсе не в этом, а в его перевоплощении в скрипку или вилончель. Конечно и на балалайке можно сыграть классику, но балайка в гитару не превратится, и классика будет не совсем классикой. И хотя моринхур имеет всего две струны богатство звучания достигается тем, что натяжение конского волоса на смычке регулируется в ходе игры. Такая вот особенность моринхура, кстати, родина европейского смычка это степи Центральной Азии.

         Для начала «Чардаш» Витторио Монти.

         Теперь "Аве Мария"

       А это просто забавно "Ну погоди!"

Картинка отсюда http://xuxtolbo.miniih.com/index.php/home/post/65

albert-motsar.livejournal.com

В Улан-Удэ открылась школа моринхуристов - Общество - Свежие новости Бурятии и Улан-Удэ - ГТРК

Мы сидим с Дмитрием Баировичем в уютном и светлом классе его школы и ведём беседу. На стене кабинета висят совсем новенькие инструменты и портреты великих морин­хуристов, учителей Дми­трия Баировича. «Мужчине – путь, а женщине – очаг» - сказал в стихотворении, ставшем песней, народный поэт Бурятии Баир Дуга­ров. Этот путь длиною в двадцать с лишним лет вёл мальчика из маленького улуса Убур-Дзокой Селен­гинского района к его мечте. 

Вначале была музыка… 

На мой вопрос: «Откуда у мальчика, окончившего всего 9 классов, вдруг такая тяга к такому необычно­му и нераспространённо­му в Бурятии инструменту, как морин-хур?», Дмитрий Баирович ответил, что он как-то случайно услышал мелодию, доносившуюся из открытого окна в Улан-Удэ, и захотелось ему играть на этом инструменте. Этим ин­струментом, издававшим столь чарующую мелодию, оказался морин-хур. И с тех пор он буквально грезил им.

И в далёком, довольно сложном 1992 году Дмитрий Аюров приехал в Улан-Удэ поступать в музыкальное училище им. Чайков­ского. И как раз в том году по инициативе заведующе­го отделением бурятских народных инструментов, первого дипломированного бурятского дирижёра, вы­пускника Казанской и Ленин­градской консерватории им. Римского-Корсакова Аюши Арсаланова был подписан договор о сотрудничестве музыкального училища им. Чайковского с Улан-Ба­торским музыкально-хоре­ографическим училищем. И были открыты классы морин-хура и лимбы, при­глашены из Монголии пре­подаватели Мурдоржийн Баасанхуу и С. Гандболд. А знаменитый преподаватель по иочину, заслуженный ра­ботник культуры Бурятии, выпускница Ташкентской консерватории Вера Шам­бееваволевым решением записала Дмитрия в класс морин-хура. 

Когда в 1993 году в Улан-Удэ приехал госу­дарственный ансамбль моринхуристов Монголии, Дмитрий Аюров навсегда «заболел» этой музыкой и стал настоящим её фана­том. 

Вот так мальчик из про­стой бурятской семьи, где мама математик и психолог, а папа – физик, становится одним из лучших морин­хуристов Бурятии. Это его Величество случай, в ко­тором сыграли решающие роли Аюша Арсаланов, Вера Шамбеева и Мурдоржийн Баасанхуу, которого Дми­трий Баирович уважительно называет Баасанхуу багша. И ещё родители, которые всецело поддерживали любовь сына к народному искусству, к морин-хуру. Иначе как назвать их такой неординарный поступок, когда отец продаёт свою «Волгу», чтобы купить сыну морин-хур. Так поступают настоящие отцы, и так был приобретён Дмитрием ин­струмент, исполненный высочайшим мастером своего дела Байгалжавом. 

Ода морин-хуру

По словам дирижёра Монгольского государ­ственного ансамбля мо­ринхуристов Тувшинсайха­на, морин-хур – это живой организм, которому нужно относиться бережно, ува­жительно. Нельзя, напри­мер, ставить его на зем­лю, на пол. Несколько лет назад в Монголии вышел указ президента, согласно которому каждая семья должна иметь у себя дома на самом почётном месте морин-хур. 

Морин-хур по решению ЮНЕСКО в 2005 году получил сертификат, утверждающий, что монгольский национальный инструмент признан со­кровищницей культурного наследия человечества. По преданию, у самого Чин­гис-хана был собственный золотой хур, который он любил, как ревнивый муж любит свою жену, и был го­тов казнить любого из своих приближённых, кто посмел бы разлучить хана с его «скрипкой». 

Четыре года учёбы у великого мастера-педаго­га Мурдоржийн Баасанхуу Дмитрий Баирович считает благословением небес. Он был одним из лучших его учеников. Мастера не стало в 1996 году… Он успел толь­ко набрать учеников для следующего выпуска. Но внезапная болезнь унесла его. Когда Дмитрий Аюров посетил учителя в больнице Улан-Батора, тот попросил ученика продолжить его дело. 

«Морин-хур – это игра всей моей жизни, - говорит Дмитрий Баирович, - я бла­годарен судьбе за то, что узнал его. Есть красивая легенда о происхождении морин-хура: в одной бедной семье была старая кобыла, которая родила великолеп­ного жеребёнка, с которым подружился маленький мальчик. Ребёнок и конь стали лучшими друзьями, вместе выросли, вместе побеждали на всех скач­ках. Злобный, завистливый хан хотел купить коня, но мальчик ответил, что друга не продаст. Тогда хан убил коня. И мальчик, взяв на па­мять пучок волос из хвоста своего верного коня, сделал морин-хур… 

В 2016 году Дмитрий Аюров вместе со своими од­ногруппниками в Монголии провёл вечер памяти своего великого Учителя. 

«Моя миссия в том, что­бы донести людям мечту Баасанхуу-багши, чтобы все слышали звуки морин-хура, почувствовали аромат сте­пи, дробь копыт скакунов, свистящий ветер в ушах, тоску по ушедшим великим временам, ощутили глуби­ну и бездонность вечного синего неба. Багша мечтал создать в Бурятии ансамбль моринхуристов…» 

Для воплощения завет­ной мечты нужно было око­ло 20 лет пройти весь этот путь, в котором три года он возглавлял ансамбль мо­ринхуристов «Баяр» Бурят­ской государственной фи­лармонии, гастролировал с концертными номерами по странам Европы и США, сле­дил за развитием исполни­тельного искусства морин­хуристов Монголии, Китая, Кореи, Японии, Внутрен­ней Монголии, давал ма­стер-классы. Но для вопло­щения мечты его учителя – создать класс моринхури­стов в Бурятии, нужна была финансовая поддержка. И неожиданно она нашлась в лице руководства группы компаний «Полином», в их помещении сейчас и откры­лась первая школа морин­хуристов в Улан-Удэ. 

Школа открылась, за­нятия уже идут. Самому юному ученику 7 лет, са­мому старшему – 72 года. Возрастных ограничений нет. Кто хочет играть на мо­рин-хуре, независимо, име­ет ли он музыкальный слух или нет, имеет шанс пройти обучение. А дальше – дело вкуса. 

Время собирать камни… 

В Калмыкии каждый житель умеет играть в шах­маты благодаря инициати­ве президента Федерации шахмат Кирсана Илюмжи­нова. Шахматы в Калмы­кии – не просто красивая фишка для туристов, не мимолётное модное увле­чение, а национальная идея, возведённая в культ. Шах­маты в школах являются обязательным предметом. У нас в Бурятии даже уроки бурятского языка ставятся зачастую под вопрос – нуж­ны ли? Может, пришла пора оглянуться назад, ощутить себя частью великой куль­туры, чтобы понять себя и обрести свою душу в звуча­нии именно морин-хура. 

bgtrk.ru

Уроженка Бурятии сыграла саундтрек из «Игры престолов» на морин хууре

Новый кавер заглавной темы сериала в соцсетях назвали «кайфом для ушей»

Анастасия Бубеева из Бурятии делает кавер-версии популярных композиций, исполняет их на морин хууре, записывает всё на камеру и делится роликами в соцсетях. В её Instagram насчитывается с десяток видео, каждое из которых набирает сотни просмотров. Из самых популярных – каверы на песню «Звезда по имени Солнце» группы «Кино» и «Kill this love» южнокорейского коллектива «Blackpink». 

Есть в её творчестве место и дуэтам. Так, песню «Share of you» Эда Ширана наша талантливая землячка сыграла вместе с Дулмой Лхасаруновой, виртуозно владеющей иочиной. Они обе – выпускницы колледжа искусств имени Чайковского.

У подружек даже есть свой канал на YouTube, который появился по инициативе Дулмы. Сначала девушки хотели снять простой короткий ролик и выложить его в Instagram.

- Но результат меня не удовлетворил и трёхминутное видео переросло в многочасовую работу, – поделилась Анастасия с infpol.ru.

Над клипом пришлось потрудиться. Съёмки, работа над звуком и монтажом заняли немало времени. В итоге подруги решили радовать интернет-пользователей интересными видео каждый месяц, дабы показать, что национальные инструменты могут звучать ничуть не хуже классических.

А недавно Настя сыграла на морин-хуре саундтрек из «Игры престолов». Девушка попросила подписчиков «заценить её аранжировку».

- Как мне понравились трубы и оркестр. Разве морин хуур не может сочетаться с симфоническим оркестром? – поинтересовалась она у фолловеров.

Жители Бурятии остались в восторге от нового кавера заглавной темы сериала. Видео стремительно собирает просмотры в популярном паблике «Весь Улан-Удэ» в Instagram – менее чем за сутки их число уже перевалило за 600. «Молодец», «Очень круто», «Красиво», «Какой талант», «Боже, как талантливо. А когда эту музыку слышу, аж коленки трясутся», «Просто превосходно», «Кайф для ушей», «Спасибо за мурашки по коже», – отмечают в комментариях под постом восторженные участники сообщества.

Известно, что Анастасия Бубеева учится в  Российской академии музыки имени Гнесиных и живёт в Москве. Кстати, уроженка Бурятии охотно принимает в соцсетях «заказы» от земляков. Последние очень хотят услышать саундтреки их сериалов «Бригада», «Шерлок» и «Пираты Карибского моря».

www.infpol.ru

Морин Хуур – слушать онлайн на LightAudio

LightAudio Найти Главная/Морин Хуур Соприкосновение с небом Морин Хуур 4:44 Морин Хуур Алтан ураг 3:32 Соприкосновение с небом Монгольский морин хуур 4:44 Монгол Морин-Хуур 4:10 Төгсгөл (морин хуур Ч. Алтантөгс) Аравт 2:08 Душа монголии Морин хуур 5:16 Буряад-монголэй гайхамшигтэ орон Морин хуур 3:07 三匹枣骝马 морин-хуур 3:28 驼羔之歌 морин-хуур 4:23 传说 морин-хуур 4:37 Хуучир Морин хуур 2:31 Одна из самых любимых мелодий (к сожалению, не знаю название и исполнителей) Морин хуур 5:21 Шарга азарга (Морин хуур) The Moon Ensemble 4:41 "Бурхэг тэнгэри" Лариса Шаралдаева(морин-хуур), Нэлли Раднаева-Малатхаева(ятаг), Ольга Ханхатова(иочин) 4:15 土尔扈特故乡--马头琴版 морин-хуур 3:50 монгольская народная Морин Хуур 4:36 Жалам Хар Морин-Хуур 3:44 Минии Дуран (Монголия) Морин хуур 4:09 Морин-хур KA4KA.RU 3:03 Ход скакуна (Instrumental) Бадма-Ханда 2:17 Mother морин хуур 4:22 Морин хуур - Георгий Бутуханов уншана Лыгденов Александр 38:30 монгольская этническая мелодия Морин Хуур 4:36 Steppe Melody Морин хуур чуулга 7:15 этническая мелодия Морин хуур 4:36 Колыбельная (Морин хуур) Гузель Саттарова 3:37 ''Lullaby'' Неизвестен 4:49 Beautiful Морин Хуур 4:42 Б.Наранбаатар Морин-хуур 4:29 鸿雁 морин-хуур 3:23 морин хуур He Xige 3:54 Монгол Морин-Хуур 4:24 Дэлгэрморон морин хуур 5:07 морин хуур Морин Хуур 5:40 beatbox Морин хуур (монг.муз.инстр) 3:23 Монгольская, Болзоо Морин-Хуур 4:29 "Город золотой", В. Вавилов Тимур Найданов (морин хуур), Марина Цыбенова (ятага), Юлия Жамбалова (лимбэ). Синяя птица 2:07 Музыка Мира Монгольская Морин Хуур 4:36 Mern Khur "Ойраты" 2:11 Морин Хуур Монгольская 2:26 123

© 2020 lightaudio.ru

Почта → [email protected]

lightaudio.ru

Моринхур - это... Что такое Моринхур?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.
Моринхур
морин хуур, матоуцинь

Моринхур в одном из музеев Китая
Классификация

струнно-смычковый

Родственные инструменты

игиль, ыых, цинь, эрху

Монгольский музыкант Самбуугийн Пурэвжав играет на моринхуре

Моринхур (монг. морин хуур, бурятск. моринхур), также кит. матоуци́нь (кит. трад. 馬頭琴, упр. 马头琴, пиньинь: mǎtǒuqín, буквально: «инструмент с лошадиной головой») — струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения, распространён в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район Внутренняя Монголия) и России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае). Головка грифа моринхура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи; в некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание.

Имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. В XX веке стали появляться инструменты и с цельнодеревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке[1] . Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади (монг. морин — ‘лошадиный’), на которой крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента — 100—110 см.

На шейку натягиваются две струны из конского волоса[2]: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста жеребца и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы. Струны настраиваются в кварту, хотя в старину, по-видимому, настраивались в квинту. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.

Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется. Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.

На моринхуре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Как правило, это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении «протяжных песен» и эпических сказаний. В монастырской музыке не использовался.

Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый моринхур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы. Китайские исследователи предполагают происхождение моринхура от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая.

В Европу моринхур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.

Аналоги в других культурах

Игиль

У алтайцев в дополнение к моринхуру есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль (бытует вместе с моринхуром в ансамблевой практике), у саха (якутов) - кылысах (кылыһах), у хакасов — ыых.[3]. В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие. В китайской музыке широко применяется ещё один двуструнный смычковый инструмент эрху. См. также китайский цинь.

Примечания

  1. CD booklet notes, Mongolia: Traditional Music, 1991, Auvidis-UNESCO D 8207
  2. Morin khuur. www.silkroadproject.org. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 11 марта 2011.
  3. Статья об игиле на сайте группы Буготак

Также существует разновидность морин хуру - хур. Хур - бурятский национальный (струнно-смычковый) инструмент. Аналог скрипки. На хур натягиваются четыре струны EADG. Хур держат между колен. Левой рукой зажимают аккорды на грифе, а правой играют смычком.

Ссылки

dic.academic.ru

Незрячий музыкант из Бурятии сыграл «Богемскую рапсодию» на морин хуре

Ролик с Лудубом Очировым, исполняющим хит группы Queen, потряс соцсети

Юный, но уже хорошо известный в родной республике и за её пределами певец и композитор Лудуб Очиров выложил в своём Instagram видео, в котором играет «Богемскую рапсодию» легендарной британской рок-группы Queen. Причём делает он это на бурятском национальном инструменте – морин хуре.

Ролик, который длится меньше минуты, стремительно набирает популярность в соцсетях. На странице самого Лудуба его посмотрели более трёх сотен раз, а в паблике «Весь Улан-Удэ» в Instagram – уже почти три тысячи. Без восторженных комментариев не обошлось. «Очень круто!», «Браво», «Ух ты!», «Молодец», «Лудуб, не перестаю вами восхищаться», «Очень красивая музыка», «Лучший в 21 веке», – отмечают восхищённые интернет-пользователи.

Ранее незрячий музыкант из Бурятии побил мировой рекорд, сыграв «Полёт шмеля» Николая Римского-Корсакова. Эту оркестровую интермедию известный композитор написал для своей оперы «Сказка о царе Салтане», которую сочинил в 1899-1900 годах. Интермедия оканчивает третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу.

«Полёт шмеля» известен благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения – тональности меняются почти непрерывно. А потому основная трудность для исполнителя – не высота или диапазон звука, а чисто физическая возможность (в зависимости оттого, какой инструмент он использует) двигать смычок взад-вперёд с колоссальной скоростью или очень быстро перемещать пальцы по клавишам. Наш талантливый земляк смог сделать это на фортепьяно сначала за минуту с небольшим, а потом уложился всего в 50 секунд. На сегодняшний день это самое быстрое исполнение в мире. Лудуб обставил даже знаменитых скрипачей из Германии и Великобритании.

«Bohemian Rhapsody» написана фронтменом группы Queen Фредди Меркьюри в 1975 году и вошла в альбом «A Night At The Opera». Песня имеет необычную музыкальную форму. Её можно разбить на шесть разных по стилю частей, которые не делятся на куплеты и припевы и представляют отдельные музыкальные направления: оперу и балладу, пение а капелла и хэви-метал. «Bohemian Rhapsody» дала серьёзный толчок карьере группы, благодаря чему музыканты стали всемирно известны. На композицию был снят видеоклип, который является одним из самых известных клипов в истории. «Bohemian Rhapsody» исполнялась практически на всех концертах группы.

www.infpol.ru

Моринхур — Википедия

Монгольский музыкант Самбуугийн Пурэвжав играет на морин хууре

Мори́н ху́ур, мори́н толгойто́й ху́ур (монг. морь, мори́н — конь, толго́й — голова, ху́ур — музыкальный инструмент, бур. мори́н ху́ур, калм. мөрн хуур) — монгольский смычковый музыкальный инструмент. Распространён в Монголии, в КНР (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район), в России (Бурятия, Калмыкия, Иркутская область, Забайкальский край).

Головка грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи, в некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание.

Устройство

Первые смычковые инструменты появились в незапамятные времена, когда человек обнаружил возникновение звука при трении двух луков тетивами друг о друга. Затем человек придумал как усилить звук при помощи различных резонаторных корпусов. Сейчас инструмент в основном имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с деревянной или кожаной (в традиционном исполнении) верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. С XX века стали появляться инструменты с цельно-деревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке[1] . Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади. В шейку вставляется два настроечных колка. Длина всего инструмента — 100—110 см.

Инструмент имеет две струны[2]: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста скакового коня и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы- это символ мужского и женского начала. По монгольской традиции волосы «мужской» струны должны быть обязательно именно с хвоста быстрого скакового коня чтобы его резвость передалась инструменту. В последнее время некоторые исполнители предпочитают струны из нейлона. Струны настраиваются в основном в кварту, но иногда и в квинту. В Монголии строй инструмента — Фа, Си-бемоль малой октавы (Ми-бемоль, Си-бемоль), во Внутренней Монголии строй Соль малой октавы, До первой октавы. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса, но также популярны смычки западной конструкции с механизмом натяжения волос. Колки для натяжения струн в Монголии традиционного простого конического типа, во Внутренней Монголии механические, с червячным винтом, обеспечивающим более лёгкую и плавную настройку, без последующего ослабления колка.

Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются внешней стороной ногтей указательного и среднего пальцев левой руки и отрощенными ногтями безымянного пальца и мизинца. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн используется редко. Смычок держат в правой руке- ладонь держит смычок снизу, большой палец кладётся на колодку, указательный и средний пальцы обхватывают трость, а безымянный и мизинец подушками кладутся на волосы смычка изнутри и, при необходимости, натягивают их.

На морин хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под некоторым углом вверх. Традиционно это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении «протяжных песен» и эпических сказаний. В монастырской музыке не использовался.

В Европу морин хуур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.

Родственные инструменты

В Монголии также популярен Их хуур (монг. их - большой) — инструмент контрабасового регистра и хуучир — также смычковый инструмент с двумя или четырьмя шёлковыми или стальными струнами, металлическим или деревянным резонирующим корпусом и натянутой на него кожей питона или других животных. У западных монгольских племён — ойрадов (калмыков) популярен похожий на морин хуур инструмент — икэл. Струны икэла ставятся зеркально противоположно морин хууру и настраиваются в квинту относительно друг друга. В целом икэл имеет более архаичные черты и его корпус обтягивается только кожей. У алтайцев в дополнение к морин хууру также есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль, у саха (якутов) — кылысах, у хакасов — ыых.[3] В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие. В китайской музыке широко применяется ещё один двуструнный смычковый инструмент эрху. См. также китайский цинь.

Также существует бурятская разновидность под названием Хур, который является национальным (струнно-смычковый) инструментом. Представляет собой аналог скрипки. На хур натягиваются четыре струны (строй EADG). Хур держат между колен. Левой рукой зажимают аккорды на грифе, а правой играют смычком.

Разное

Мифология

Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур, сделав его целиком из останков любимого коня.

Применение в скотоводстве

В повседневной жизни монгольских скотоводов инструмент имеет ещё одно важное значение. Когда верблюдица рожает верблюжонка, она иногда отвергает его вследствие различных стрессовых ситуаций, и монголы используют морин хуур для проигрывания низких гармонических типов мелодий, которые называются хоослох, которые успокаивают верблюдиц, и те принимают своих верблюжат назад.

Практика повторного принятия сельскохозяйственными животными своих детёнышей широко используется в различных кочевых цивилизациях мира, но в монгольской Гоби её используют только на верблюдах. В случае, если верблюдица умирает после родов, монголы используют технику хоослох, чтобы верблюжонка приняла другая верблюдица. Об этом рассказывается в известном монгольском документальном фильме 1986 года «Мелодия верблюдицы» (монг. Ингэн эгшиг; сценарист Ж. Бадраа, режиссёр Н. Жанцанноров), победившем на Московском международном кинофестивале 1988 года. Ремейк этого фильма «Слёзы верблюдицы» (монг. Ингэн нулимс), снятый в 2003 году режиссёром Д. Бямбасурэн, был выдвинут в 2005 году на получение премии «Оскар» в номинации «лучший полнометражный документальный фильм».[4][5]

Известные исполнители

  • Чи Булаг (род. 1944) — композитор и исполнитель из Внутренней Монголии.
  • Шинэцог-Гени (род. 1985) — исполнитель из Монголии.

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green


Смотрите также