Как играть на колоколах


Во все тяжкие

Алексей Яковлев


Звонарь Храма в честь Рождества Христова, Царевщина

«Рядом с храмом автобусная остановка и мне с колокольни видно, как люди-роботы все время куда-то торопятся и бегут, погруженные в свою в мирскую суету. Они все как будто погружены в транс, и чтобы выйти из этого транса, людям нужен «спецсигнал». Первый звук благовеста, и я вижу оживление. Люди поднимают голову, некоторые останавливаются. Выражаясь современным языком любителей науки и техники, у людей происходит перезагрузка операционной системы».

«У нас, в православии сохранилась уникальная традиция колокольного звона. На христианском западе либо бьют о раскачивающийся колокол, либо играют мелодии на карильонах. Это наборы колоколов, которые специально отливаются по тонам и выстраиваются в несколько октав. Звонарь на карильоне играет по нотам, как на фортепиано. В основе православного звона лежит ритмический рисунок и взаимодействие тембров колоколов. Красота звона, или, благозвучие во многом зависят от мастерства звонаря».

«Колокольный звон - это искусство импровизации. Конечно, есть определенные каноны звонов, но если случается душевный порыв, и я чувствую поддержку, звоню, так, что сам удивляюсь. Поэтому иногда звоню не по программе».

«Перед тем, как подняться на колокольню, звонарь должен провести определенную внутреннюю работу, он должен оставить на земле свои проблемы, обиды и горести. Звонарь должен рассказывать людям о Боге, а не о своем плохом настроении».

«Колокольный звон должен приносить только мир, радость и спокойствие нашему внутреннему миру от страстей, если колокольный звон развивает страсти, он не имеет ничего общего с православным».

«Случается мне участвовать в фестивалях колокольного звона. С одной стороны фестиваль – это здорово, звонари получают возможность общаться, обмениваться опытом. Но звонарь может не справиться с испытанием «медными трубами», может соблазниться похвалой, славой и возгордиться. Поэтому лучше подходить к позиции служения, а не творчества. В первую очередь - это служение Богу».

Храм Рождества Христова в селе Царевщина Самарской губернии

Храм был возведён в 1833 году на средства местной помещицы Е.В. Дашковой. Храм был пятикупольным, покрыт листовым железом, окрашен медянкой. Кресты на главах – деревянные, шестиконечные, обитые белой латунью. Стены оштукатурены, окрашены желтой краской и побелены.

В этой церкви служил священномученик Константин Сухов, причисленный в 2001 году к лику святых. Он отстаивал православие в первые годы советской власти, за что был расстрелян в 1918 году.

В 1931 году храм был закрыт, а его помещение использовалось под клуб, зернохранилище, хранилище химикатов, мастерскую. Затем здание было заброшено и постепенно пришло в запустение.

12 января 1989 года по ходатайству жителей посёлка Волжский, церковь была передана верующим и полностью отреставрирована к 1996 году. 28 июля 1996 года она вновь была освящена Епископом самарским и сызранским Сергием.

12 октября 1999 года храм посетил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Храм находится у подножия знаменитого Царева кургана и является одним из памятников провинциального классицизма. У стен церкви похоронен декабрист Алексей Васильевич Веденяпин (1804—1847).

В наши дни приход ведет активную культурно­-просветительскую деятельность. При Волжской Средней Школе существует духовный хор. Каждые летние каникулы работает детский православный лагерь при школе и храме. Организуются паломнические поездки детей по монастырям Поволжья.

drugoigorod.ru

Колокольный перезвон – музыкальная игра в помещении для детей и подростков

Эта веселая музыкальная игра позволит вам за несколько минут создать свой «хор» или, если угодно, «оркестр». Причем никакой специальной подготовки «музыкантам» не понадобиться. Эта музыкальная игра обычно с большим энтузиазмом принимается подростками, но можно поиграть и с младшими школьниками. Играть в игру можно в любом помещении, а также во время поездки в автобусе, поезде или электрички. Устроить колокольный перезвон можно на пикнике, вечером в летнем лагере или сделать его частью любой развлекательной программы. Но кроме развлекательной функции музыкальная игра «Колокольный перезвон» имеет и дидактический потенциал. Она может оживить урок музыки или мероприятие по истории отечества, если вы собираетесь коснуться темы русского колокольного звона. Ведь для того, чтобы не сбиться с ритма и «орнамента» звона у русских звонарей в ходу были специальные поговорки, с которыми мы и воспользуемся для нашей музыкальной игры.

Ход проведения музыкальной игры в помещении «Колокольный перезвон»

Участников –музыкантов может быть от 7-8 до 30 и более человек. А вот «дирижер» один. И нужно постараться, чтобы его было видно всем. Всех ребят разбивают на группы. Они могут быть не одинаковыми по количеству участников. Каждая группа должна исполнят хором свою «партию» в общем колокольном звоне. Примеры таких партий-поговорок приведены ниже. Их следует произносить речитативом, очень дружно. У каждой партии есть свои особенности.
В русской колокольной традиции все колокола условно делят на три группы. Большие колокола-благовестники степенно гудят низкими басовитыми голосами. Именно так, медленно, размеренно и на низких нотах должны произносить свою поговорку те, кому досталась партия больших колоколов. Для этой группы лучше отбирать мальчишек.
Вторая группа – средние подзвонные колокола. Это, так сказать, тенора и альты. Те, кому досталось произносить партию средних колоколов могут делать это «обычным» голосом. Темп произнесения тоже обычный, разговорный.
Третья группа – малые зазвонные колокола. Это высокие альты и сопрано. Произносить фразы нужно быстро, почти как скороговорку. В группу для партии малых колоколов лучше всего собрать девчонок с высокими (возможно, даже визгливыми и писклявыми) голосами.
Перед тем как петь всем вместе немного потренируйтесь. Покажите сами, как должна звучать каждая партия. Обычно, через три-пять минут ваш «хор» уже готов к исполнению.
Теперь пришло время исполнить песню! Звонарь-дирижер (это, скорее всего, будете вы) поднимает вверх правую рука. Каждой «партии» присваивается свой палец на руке. Если он поднят, то надо петь. Как только дирижер его опускает, то петь надо тише, а если совсем прижимает к ладони – то надо замолчать. Когда дирижер опять поднимет палец – снова нужно петь.
Начинают, обычно, большие колокола, затем к ним присоединяются средние, затем маленькие. А после этого дирижер управляет своим «оркестром» как хочет, заставляя замолкать то одну то другую группу. Это уже процесс творчества!

Варианты партий-поговорок для музыкальной игры в помещении «Колокольный перезвон»

Вариант  для музыкальной игры в помещении «Колокольный перезвон»
№1 «Валдай»

Это, пожалуй, самая «возвышенная» поговорка. Нет в ней озорства или подтрунивание. Все очень сдержано и благообразно.

Партия №1 (больших колоколов): «ДИН-ДОН-ДИН-ДОН»
Партия №2 (средних колоколов): «Валдай зазвонил. Валдай зазвонил.»
Партия №3 (малых колоколов): «Люби Бога, люби брата. Люби Бога, люби брата.»

Вариант  для музыкальной игры в помещении «Колокольный перезвон»
№ 2«А поп Агапон»

А эта, и следующие две поговорка – шуточные. Разбиты они не на три, а на четыре голоса.

Партия №1 (больших колоколов): «Ел блин, ел блин»
Партия №2 (средних колоколов): «Наш поп Агапон»
Партия №3 (средних или малых колоколов): «А попадья Маланья, а попадья Маланья»
Партия №4 (малых колоколов): «Блинчики, блинчики, блинчики, блинчики»

Вариант для музыкальной игры в помещении «Колокольный перезвон»
№ 3 «Блинчики»

Партия №1 (больших колоколов): «Блин. Блин.»
Партия №2 (средних колоколов): «Полблина, полблина, полблина»
Партия №3 (средних колоколов): «Четверть блина, четверть блина, четверть блина»
Партия №4 (малых колоколов): «Блинчики, блинчики, блинчики, блинчики»

Вариант для музыкальной игры в помещении «Колокольный перезвон»
№ 4 «Братец Яков»

Партия №1 (больших колоколов): «Братец Яков, братец Яков»
Партия №2 (средних или больших колоколов): «Спишь ли ты, спишь ли ты»
Партия №3 (средних или малых колоколов): «Попадья Маланья, попадья Маланья»
Партия №4 (малых колоколов): «Сплю, сплю. Сплю, сплю. Сплю, сплю, сплю, сплю.»

Вариант для музыкальной игры в помещении «Колокольный перезвон»
№ 5 «Почем треска»

Эта веселая озорная поговорка в которой колокола спорят о ценах на рыбу взята из «Северных сказок» известного архангельского сказочника, художника, фольклориста Степана Писахова. И передает она «голоса» архангельских колоколов. Обратите внимание, партия №2 у малых, №3 у средних колоколов!

Партия №1 (больших колоколов): «Почем треска. Почем треска.»
Партия №2 (малых колоколов): «Две копейки с половиной, две копейки с половиной»
Партия №3 (средних колоколов): «Врешь, врешь — полторы. Врешь, врешь — полторы.»

www.karakyli.ru

Игра-викторина "Колокольные звоны"

Проверь себя

«Колокольные звоны»

Этот колокольный звон предупреждал людей об опасности

Двузвон

Набат

Перезвон

Церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения

Трезвон

Перебор

Благовест

Как называют музыканта, который умеет звонить в колокола?

Дирижер

Звонарь

Башня с колоколами на здании церкви или у церкви

Музей

Театр

Звонница

Цветок, который по легенде, стал прототипом церковных колоколов

Колокольчик

Ромашка

Город, в котором находится единственный в России Музей колокольчиков, где есть колокола не только из России, но и Азии, Америки.

Валдай

Кемерово

Москва

Как называется самый большой колокол в мире?

Губернаторский колокол

Императорский колокол

Царь-колокол

Слайд http://www.muzykalnyeotkrytki.ru/mf/%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B03/rpvonx7vcxgu-640.jpg

слайд 2

http://fs00.infourok.ru/images/doc/250/254777/img77.jpg

слайд 3

http://fs00.infourok.ru/images/doc/311/310836/img7.jpg

Слайд 4

http://www.photoline.ru/critic/picpart/1153/1153498073.jpg

слайд 5

http://temple_architecture.academic.ru/pictures/temple_architecture/2007-06-16_3286135b.jpg

слайд 6

http://dreempics.com/img/picture/Apr/14/1db892d2a8cae9169fab7d56c142a78c/10.jpg

слайд 7 http://icache2.rutraveller.ru/icache/u_t/a/Tatiana-N/al352197/415922_890x565.jpg

слайд 8 http://static.panoramio.com/photos/large/51167046.jpg

Источники:

videouroki.net

Как освоить колокола как музыкальный инструмент

В древние времена первобытный человек находился один на один с природой. Звуки грома и вспышки молнии вселяли страх, показывая, как велика сила природы. Вероятно, именно в это время человек схватил палку, ударил по камню и извлек таким образом громкий звук. Это и был первый колокол. Так человек пытался самоутвердиться в своей мощи перед силами природы. Такими громкими звуками в дальнейшем сопровождались священные обряды (независимо от религии).

Позже, с открытием металлов, стали появляться прародители современных колоколов. Этот путь был долгим и разнообразным. Форма колокола – закругленного (закрытого) с одной стороны и слегка расширенного (открытого) с другой – утвердилась не сразу. Были испробованы бочкообразные формы, четырехгранные, полусферические и цилиндрические. Пока наконец колокол не приобрел свой современный вид.

Если человек обладает желанием звонить в колокола, пройти обучение – это не составляет особого труда. В России сегодня широко известны около пяти школ, обучающих звонарскому мастерству. Особых первоначальных навыков (таких как знание нотной грамоты и какого-либо начального музыкального образования) от будущего ученика не требуется. Желательно обладать чувством ритма и координацией, ведь звонарю приходится управлять с помощью рук и правой ноги одновременно большим количеством колоколов.

Во время обучения, которое длится два или три месяца, ученик поселяется при школе. Здесь он проходит теоретические материалы (от истории колокола как инструмента до способов и материалов, используемых при отливании инструмента) и практикуется в звонарском мастерстве, изучая различные техники и приемы игры на этом самозвучащем музыкальном ударном инструменте.

Количество звонарей, прошедших обучение, с каждым годом значительно растет. И этот факт очень радует, поскольку в период запрета на отливание колоколов, равно как и на колокольный звон, их количество очень сильно сократилось.

К сожалению, не любой желающий может позволить себе приехать на обучение звонарскому мастерству в другой город. В связи с этим сотрудниками Архангельского центра колокольного искусства было разработано специальное обучающее приложение для компьютера. Любой желающий по электронному запросу в школу может получить в личное пользование эту программу абсолютно бесплатно.

Традиции наших предков живут и передаются во многом, что нас окружает и по сей день. К человеку вместе с тихой радостью в душе приходит осознание, что наше прошлое и наша история не забыты, когда слышатся колокольные перезвоны, исполняемые нашими современниками.

www.kakprosto.ru

Колокол — Википедия

Устройство подвесного европейского колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык, 10. заплечики

Ко́локол — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой. Обычно колокола отливают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.

Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — учение, наука).

Слово звукоподражательное, с удвоением корня (*kol-kol-), в древнерусском языке известно с XI века. Восходит предположительно к той же основе, что и древнеиндийское *kalakalah — «неясный глухой звук», «шум», «крик» (для сравнения в хинди: колахал — «шум»).[1]. Форма «колокол» сформировалась, вероятно, по созвучию с общеславянским *kol — «круг», «дуга», «колесо» (для сравнения — «колесо», «около» (во’круг'), «коловорот» и т. д.) — по соответствию формы.

В других индоевропейских языках встречаются родственные по происхождению слова: лат. calare — «созывать», «восклицать»; др.-греч. κικλήσκω, др.-греч. κάλεω — «звать», «созывать»; нем. Glocke — «колокол», литовское kankalas (от kalkalas) — колокол и др.

В германской ветви индоевропейских языков слово «колокол» восходит к праиндоевропейскому *bhel- — «издавать звук, шум, рёв»: англ. bell, н.-в.-н. hallen, hel, свн hille, holl, и др.

Другое славянское название: «кампан» происходит от лат. campāna, итал. campana. Данное название в честь итальянской провинции Кампания, которая одна из первых в Европе наладила производство колоколов. На Востоке кампаны появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I подарил 12 колоколов императору Василию Македонянину[2].

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында). Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом. Впрочем, «неблагочестивые» имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола «Козёл» и «Баран», названые так за резкий, «блеющий» звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван «Лебедем» за высокий, чистый звук). В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду — «Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango» («Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю»). Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай «крестин колокола» (соответствует православному освящению колокола).

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни[3][4]. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов[5].

Колокола в Русской православной церкви[править | править код]

Церковный колокол

Колокола на Руси появились почти одновременно с принятием христианства в конце X века[6]. Их заимствовали из Западной Европы[6], при этом, они не смогли полностью вытеснить било с теми же функциями, просуществовавший до XIX—XXI веков[7]. Больших размеров колокола начали отливать лишь в XV веке с появлением собственных металлургических заводов[6]. Звон колокола созывал людей на богослужение или вече, для совместного отпора захватчикам, на почёт героев-победителей. На широких просторах России старались отливать большие колокола с низким сильным звуком, который можно слышать на больших расстояниях (например, предшественник «Царя-колокола» 1654 года при Алексее Михайловиче весил около 130 тонн и слышен был на 7 вёрст)[6]. Колокола были единственным используемым музыкальным инструментом в богослужении[6]. Согласно Адаму Олеарию в России начала XVII века на московских колокольнях висело до 5-6 колоколов весом до 2 центнеров, с которыми управлялся один звонарь[6]. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.

В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Великом Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком. Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойдённые в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн). После 1917 г. литьё колоколов продолжалось на частных заводах в 1920 гг. (эпоха НЭПа), но в 1930-е прекратилось полностью. В 1990-е гг. многое приходилось начинать с нуля. Литейное производство освоили такие гиганты как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод. На этих заводах изготовлены нынешние колокола-рекордсмены: Первенец 2002 г. (27 тонн), Благовест 2002 г. (35 тонн) завода ЗИЛ, Царь-колокол 2003 г. (72 тонны) Балтийского завода.

В Русской православной церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвонные) колокола.

Благовестники[править | править код]

Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на богослужение[6]. Их можно подразделить на следующие виды:

  • Праздничные колокола

Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым больши́м по весу в наборе колоколов.

  • Воскресные колокола

Воскресные колокола используются в воскресные дни и в «великие праздники». При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.

  • Постовые колокола

Постовые колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.

  • Полиелейные колокола

Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).

  • Будничные (простодневные) колокола

Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).

Помимо благовестника, большие колокола (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на божественной литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента богослужения.

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые «часовые» колокола, в которые «отбиваются» часы.

Подзвонные колокола[править | править код]

Подзвонные колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику. Отдельно подзвонные колокола используются при так называемом звоне «в двои», который осуществляется на литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост. При отсутствии благовестников звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.

Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

Зазвонные колокола[править | править код]

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Посредством использования зазвонных и подзвонных колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к божественной литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

Размещение колоколов[править | править код]

Церковь Св. Екатерины у Тучкова моста

Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница, выполненная в виде перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.

В церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню — колокольню — устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалась в конструкцию основного здания.

В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. В наиболее поздних постройках, преимущественно в XIX веке, колокольню вводили в конструкцию церковного здания. И тогда колокольня, бывшая первоначально вспомогательным сооружением, становилась доминирующим элементом в его облике. Примером такого вмешательства является пристройка колокольни к православной церкви Св. Екатерины на Васильевском острове Петербурга. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы». До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населённом пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.

Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов специально делалась отличной от церковных, благодаря чему сигнал всегда можно было легко опознать. Сигнальные колокола также называли набатными. На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам. Так же в рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени.

Классический колокол как музыкальный инструмент[править | править код]

Данные в этой статье приведены по состоянию на 1900 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Бронзовый колокольчик

Вид изнутри

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблён колокол весом в 22,9 т. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31 т.), московского (70,5 т) или Царь-Колокола (200 т). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука[8]. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.

Колокола в русской музыке[править | править код]

Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах.

Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор)[9]
Православный храм с навершием в форме колокола

Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин», или «Жизнь за царя», Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», Бородин — в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский — в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими.

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находились также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича. В настоящее время на строй К. обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата, подобного метроному. Гармонически настроенные К. протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Ореанде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см. «Журнал Русского Физико-химического Общества», т. XVI, 1884 г. и стр. 17, «Русского Паломника», 1887 г., № 17). Набор маленьких К., применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.

Часы-куранты башни городской думы в Санкт-Петербурге. Видны циферблат и колокол, снаружи которого установлен специальный боёк

Название — от (фр. carillon). В отличие от курантов, способных исполнять лишь ограниченное количество произведений, предусмотренных при изготовлении подобно тому, как это имеет место музыкальной шкатулке, карильон представляет собой подлинный музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные музыкальные пьесы. Карильон установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге по инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века. Подробная история карильона Петропавловского собора в Петербурге: В Петропавловской крепости находится самое большое количество колоколов в мире. В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон — дар Фландрии Санкт-Петербургу, состоящий из 51 колокола диапазоном 4 октавы. Стоит он около 300 тысяч долларов и был приобретен директором голландской Мехеленской карильонной школы Йо Хаазеном на пожертвования 352 спонсоров из десятков стран. Среди дарителей — фонд Романовых и королевская чета Бельгии, благодаря которым в карильоне появился самый тяжелый колокол весом более трех тонн. На колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс колоколов — голландских и русских. Из 103 колоколов, расположенных на четырех уровнях соборной колокольни, 31 колокол датируется 1757 годом — это сохранившаяся часть второго голландского карильона. История часов Петропавловского собора с боем и курантами началась в 1720 году, когда в Петербург из Голландии был доставлен часовой механизм, комплект из 35 колоколов и клавиатура карильона. В 1725 году на колокольне Петропавловского собора во втором ярусе была устроена русская звонница. Благовест, раздававшийся с Петропавловского собора, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. К началу XX века русские колокола звонницы обветшали, и 27 новых колоколов для звонницы были изготовлены в 1905 году гатчинским заводом А. С. Лаврова. После Октябрьской социалистической революции часы остановили. В 1937 году их неудачно пытались настроить на исполнение «Интернационала». Часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1947 году началась реставрация курантов Петропавловского собора, и через пять лет русские колокола бывшей звонницы начали вызванивать первые такты гимна Советского Союза. Гимн исполнялся четыре раза в сутки вплоть до 1989 года, когда куранты вновь остановили для комплексных реставрационных работ.

В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). В позднем императорском и современном Китае колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (таковы Колокольная башня в Сиане и башни Гулоу и Жоглоу[en] в Пекине), расположенные на которых колокола и барабаны подавали сигнал на заре и при заходе солнца, а также в случае чрезвычайных событий.

Скоба, за которую подвешивается китайский колокол, часто отливается в виде зверька пулао (кит. 蒲牢). По легенде, пулао — один из девяти сыновей китайского дракона, который любит громко кричать. Потому ему и досталось место на колоколе[10].

Колокола доимперской эпохи[править | править код]

Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий XX в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез. Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два чётких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу. О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.

Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная «нога», не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него юнчжун сохранил «ногу» для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри «нога» колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.

Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана. По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покорённых царств.

  1. ↑ Этимологический словарь русского языка (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 декабря 2016. Архивировано 25 декабря 2016 года.
  2. ↑ Полный церковнославянский словарь протоиерей Григорий Дьяченко
  3. ↑ Валенцова М. М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. — М.: Индрик, 1999.
  4. Фрэзер Дж. Дж. Глава V. Золотые колокольчики // Фольклор в Ветхом завете = Folk-Lore in the Old Test Testament. — 2-е изд. — М: Политиздат, 1990. — С. 486—509. — 542 с.
  5. ↑ Опарин А. А. «И камни возопиют…»: Монография. — Харьков: Факт, 2000. ISBN 966-7099-99-7
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Барковская Светлана Петровна. Русская духовная культура: Учебник для студентов среднего профессионального образования по музыкальному и педагогическому направлениям подготовки. — Scientific magazine "Kontsep, 2013-03-11. — 297 с.
  7. Анатолий Степанович Каргин, Анна Владимировна Костина, Государственный республиканский центр русского фольклора (Russia). Фольклор малых социальных групп: традиции и современность : сборник научных статей. — Гос. республиканский центр русского фольклора, 2008. — 308 с.
  8. Рогаль-Левицкий Д. Р. Гл. 4. Ударные инструменты, «Колокольчики» // Современный оркестр. — М.: Государственное Музыкальное издательство, 1953. — Т. 2. — С. 357. — 448 с.
  9. Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор) // Всероссийская науч.–практ. конференция «Фольклор народов России» : Материалы конф.. — Астрахань: Наука, 2003. (недоступная ссылка)
  10. ↑ Welch, Patricia Bjaaland. (Вельч, Патрисия Бьяаланд) . Chinese Art (Китайское искусство). Tuttle, 2008. ISBN 080483864X. Частичный текст на Google Books.

ru.wikipedia.org

Лекарство от коронавируса было найдено еще несколько веков назад

Вечерний звон? Как много дум наводит он

Стран, не охваченный коронавирусной инфекцией, почти не осталось. Даже Африка, которая еще недавно в этом смысле отставала от цивилизованного мира, и та «подтянулась». А вакцину только-только испытывать начали. И лекарства вряд ли появятся в ближайшее время.

Что же делать? Кроме того как заниматься самоизоляцией?

Рецепт, как всегда, нашел мудрый народ из числа пользователи соцсетей. Предлагают звонить в колокола. Во все колокола. И не в переносном, а в прямом смысле. Ссылаются на предков, которые непременно били в набат во время эпидемий. И это вроде бы помогало — зараза отступала. Даже такая, как чума.

Поясняя феномен, энтузиасты рассказывают об исследованиях, которые будто бы проводили советские ученые в конце прошлого века. Конкретно поминают «православного академика» Фотия Шипунова. По слухам, он экспериментировал с возбудителями гриппа и других инфекционных заболеваний — воздействовал на них колокольным звоном. По сути «оглушал» зловредную мелочь звуковыми колебаниями определенной частоты. Дошедшие до нас мифы свидетельствуют: у вирусов сначала повреждались белковые оболочки, а потом они и вовсе гибли.

Фотий Яковлевич, к сожалению, уже ушел из жизни. Ссылок на его научные публикации нет. Остались одни воспоминания. Но весьма многочисленные и, как правило, восторженные. За исключением тех, авторы которых имели хоть какое-то отношение к науке. Знакомясь с воспоминаниям, они выражали, мягко говоря, недоумение. Поэтому остается только гадать, насколько выводы Шипунов можно считать убедительными и достоверными.

Сомнений нет лишь в одном: во время эпидемий прежних времен колокола не умолкали. Исторический факт. Так почему бы и сейчас не «взяться за старое»? Не попробовать хотя бы ради эксперимента? И уж если начать звонить, то во все колокола всех имеющихся колоколен. Вдруг звук, который считают благодатным не только верующие, и в самом деле продезинфицирует окрестности? В любом случае хуже-то не будет.

Вирусы могут и не выдержать акустического давления. А вдруг?

Песни тибетских чаш

А могут ли звуки быть полезными самому человеку — его организму? Вопрос тоже спорный. Ведь известно, что, к примеру, в шуме хорошего мало. Он загрязняет окружающую среду – акустически. Портит сердце и сосуды, бесит. Лучше, когда кругом тихо. Однако некие дозированные и упорядоченные «вливания в уши» — эдакие звуковые вибрации в тишине — вроде бы оказываются полезными. Об этом, к примеру, свидетельствуют результаты, которые получили Тамара Голдсби (Tamara Goldsby) и ее коллеги из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego). В их экспериментах участвовали несколько десятков мужчин и женщин, которые принимали так называемые «звуковые ванны» - по часу лежали на ковриках, слушая как «поют» большие и маленькие тибетские чаши, которые считаются разновидностью колоколов, гудят гонги — древнекитайские ударные инструменты, дудят диджериду — деревянные трубы австралийских аборигенов.

Нет колокола рядом? Слушаем тибетские чаши.

Из последующих опросов испытуемых выяснилось: «звуковые ванны» избавляли от чувства тревоги, а некоторых и от боли, замедляли пульс, снижали кровяное давление. Словом, «успокаивали нервы». А этого, по мнению экспериментаторов, иной раз вполне достаточно для того, чтобы активизировать лечебные процессы в теле. То есть, усилить иммунитет. А с сильным иммунитетом, как нетрудно догадаться, легче противостоять любой инфекции.

Гонги распространены на востоке примерно так же, как и у нас колокола.

Вряд ли получится подудеть в трубы австралийских аборигенов – они большая редкость. Но «поющие» тибетские чаши и прочие гонги вполне доступны - продаются даже в России. Их тоже можно было бы попробовать — хотя бы для профилактики. Вреда опять же никакого. Если, конечно, не греметь слишком громко.

Австралийские аборигены спасались от болезней посредством труб - отгоняли злых духов.

Кстати, в качестве инструмента акустической терапии подойдет и тайская «погремушка» - деревянная лягушка с гребнем на спинке. Редкий турист, побывавший, скажем на Пхукете, не привез такую. Лягушка издает гулкие и мелодичные рулады на частоте, любезной организму. Просто очевидно, что они не менее полезны для здоровья, чем «пение» тибетских чаш. Хотя наука об этом умалчивает.

Стоит и Моцарта послушать

Эффект Моцарта — так называют удивительное гармонизирующее воздействие, которое оказывают произведения этого великого австрийского композитора и виртуозного музыканта. Поверить, что оно — такое воздействие существует — не составляет большого труда. Слушать музыку Моцарта — особенно в исполнении симфонического оркестра — и в самом деле приятно. До мурашек.

Однако, начиная с 90-х годов прошлого века ряд ученых, ссылаясь на собственные эксперименты, стали утверждать, что главное достоинство столь «приятной» музыки отнюдь не доставляемое удовольствие, а то влияние на мозг, которое она оказывает.

У некоторых экспериментаторов даже крысы умнели, слушая Вольфгана Амадея. А уж люди и подавно. Ученые объясняли эффект особенностями построения музыкальных произведений композитора, в которых чередуются темы и ритмы строго выверенной продолжительности, «включаются» и «выключаются» определенные частоты – то высокие, то низкие. Подобные «пассажи» вроде бы накладываются на ритмы мозга, тем самым стимулируя его работу, и в целом положительно влияют на здоровье.

Музыка Моцарта, пожалуй, самое приятное лекарство.

Уже в XXI веке скептики с пристрастием вникли в суть примерно сотни исследований, авторы которых уверяли, что «эффект Моцарта» - реальный феномен. Провели так называемый мета-анализ. И пришли к прямо противоположному выводу. Не убедительно, мол. О том, что никакого эффекта на самом деле нет, объявили немецкие власти. А Венский Университет (Universität Wien) обнародовал статью под характерным заголовком «Музыка Моцарта не сделает вас умнее».

Однако нашлись энтузиасты, которые усомнились в сомнениях. Организовали свои исследования. И до сих пор уверяют, что музыка Моцарта все-таки целебная. Как минимум, она приводит мысли в порядок и улучшает кровообращение. Более всего в этом смысле будто бы пробирает «Соната для двух фортепьяно до-мажор К. 448».

Послушаем? Вдруг полегчает.

КСТАТИ О МУЗЫКЕ

Ну, уж если пришлось самоизолироваться вдвоем…

У любой музыки, приятной слуху, есть, как минимум, еще один положительный побочный эффект. Она действует подобно виагре, помогая достижению эрекции, сообщает газета The Times.

- От любимых мелодий расширяются сосуды и понижается уровень холестерина в крови, - клянется Майкл Миллер, директор Центра превентивной кардиологии в университете штата Мэриленд (США).

Ученый обнаружил: у добровольцев, которые прослушивали приятную им музыку, диаметр сосудов увеличился аж на 26 процентов. Для эрекции - серьезная подмога.

Но главное, музыка усиливает доступ в кровь окиси азота. А именно на этом и основано действие виагры.

Изобретательные люди всегда найдут чем заняться во время самоизоляции.

Исследователи из лондонского университета Брунел дополняют: композиции Мадонны, Red Hot Chili Peppers и Queen повышают еще и выносливость. То есть, продолжительность полового акта.

Так что - вперед, и с песней! Но с какой-нибудь любимой, подчеркивают ученые. Если, конечно, самоизолироваться не в одиночку, а с любимым человеком. Хотя, расширить сосуды в любом, даже самом скучном случае, будет нелишним.

Медитация Тибетские поющие чаши.

www.kp.ru

О колоколах и звонах - Православный журнал "Фома"

Предлагаем читателям журнала "Фома"  материал о колокольном звоне и звонарях. Впервые он был опубликован в 2007 году, и последняя часть интервью немного устарела -  колокола из Гарварда уже вернули в Данилов монастырь в Москве. Но большая часть материала актуальна до сих пор, поскольку рассказывает об одном из самых интересных церковном служении.

Кроме того, мы добавили в материал фоторепортаж Владимира Ештокина о колокольне Ивана Великого в Москве -одного из самых известных символов России. Церковь-колокольня, расположена на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь преподобного Иоанна Лествичника.  После надстройки до высоты 81  колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века.

В колокольне всё должно быть прекрасно: и архитектура, и колокола и… звонарь. Это человек, профессия которого даже не внесена в государственный реестр специальностей. Но, тем не менее, колокольный звон, слава Богу, сегодня можно услышать и в мегаполисе, и в маленьком селе. Есть колокола – есть и звонари. Хотя настоящих профессионалов пока еще мало. 

Председатель Общества церковных звонарей, старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь КОНОВАЛОВ уже давно соединил работу и хобби: все в его квартире напоминает о звонарском деле – большие и маленькие колокола и колокольчики («Часть их – для музея», – признается он), чертежные листы с новыми проектами и даже стенные часы «с музыкой».

Игорь Васильевич, как Вы поняли, что быть звонарем – Ваше призвание?

– В Православии существует понятие «Промысел Божий»… Мне с детства нравилось звонить в какие-нибудь предметы. Трудно сказать, может быть, это генетическая память… Несколько позже, когда я был уже, что называется, в сознательном возрасте, мы с родителями ездили слушать звоны нескольких московских церквей. И мне это не просто нравилось, меня эти звоны завораживали.

Через некоторое время у меня появился собственный магнитофон, с которым я лазил по крышам вокруг Елоховского собора, записывал звоны, а потом слушал. А когда начали выходить пластинки с колокольными звонами, мы всей семьей их собирали.

А на колокольню когда поднялись? Ведь в детстве-то наверняка о других профессиях мечтали...

– Все получилось как-то само собой, вполне естественно, словом – Бог привел. Начинал я как звонарь Свято-Данилова монастыря. А в 1989 году при Издательском отделе Московской Патриархии по благословению Патриарха Пимена и под эгидой тогдашнего председателя Издательского отдела митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима образовалось Общество церковных звонарей. Первоначально у нас было две цели. Во-первых, собирание церковно-звонарского наследия. А во-вторых, об этом тоже важно сказать, в тот момент необходимо было противостоять музейной экспансии: музеи собирали церковные колокола, вешали их на музейные колокольни и устраивали на них свои музейные звоны. И всё это выдавалось за традицию, выпускались пластинки… Вот подобного рода разрушительной деятельности мы и решили противостоять.

Учителей в то время наверняка было мало. Или вообще постигали мастерство по старым записям да по ощущениям?

– В Издательском отделе был достаточно богатый фонд записей колокольных звонов. Эти записи очень помогли на первых порах, дали нам понятие о том, что такое вообще колокольный звон. А начинали звонить, как у нас говорят, «с руки»: ездили в Псково-Печоры, где звон даже в непростые советские годы практически не прекращался, в Троице-Сергиеву Лавру. Кстати, звонари Лавры и Новодевичьего монастыря многому нас научили. А еще очень полезным оказалось послушать колокольные звоны в селах, изучить традиции подвески колоколов, архитектуру, как это правильно называется, «колоколонесущих сооружений» и строение самого колокола.– Вы играете на каких-либо музыкальных инструментах?– Как говорил монах Варлаам в опере «Борис Годунов», «смолоду знал, да разучился». Но вообще-то я закончил музыкальную студию при Дворце пионеров и школьников.– Насколько важно для звонаря умение играть на музыкальных инструментах?– Если подобное умение звонарю не вредит, то не очень-то и помогает. Я вообще думаю, что музыкант на колоколах – несчастье. Именно поэтому сначала из человека нужно «вытрясти» его умение играть, а потом уже учить колокольному звону.– Получается, колокольный звон — не музыка?

– Икона – это живопись или нет? Вот так же и колокольный звон. Это одновременно и музыка, и не музыка. Мы его трактуем как сигнально-музыкальные композиции, созданные на ритмической основе – проще говоря, большой колокол создает ритм, на него накладывается «рисунок» колоколов среднего размера, а всё это покрывает «трель» маленьких.

Известно, что архитектор не может пройти мимо интересного здания. А у Вас бывало так: услышишь колокольный звон и остановишься?

– Как высокое дерево привлекает молнию, так меня завораживает колокольный звон. Я уже давно заметил, что звон меня сопровождает везде: и в Москве, и во время многочисленных поездок.
Любой звон интересен. Каждый раз находишь для себя что-то новое, чего раньше не слышал и не видел.

Живой голос истории

Что для Вас значит колокольный звон, ведь, скорее всего, для верующего человека это не просто некий атрибут церковной жизни, это нечто большее?
– Да, это гораздо больше, чем просто атрибут Православия. Даже трудно в двух словах описать всё значение колокольного звона. Вот представьте, Вы поднимаетесь по древним истертым ступеням колокольни Ивана Великого. По ним до Вас ходили Василий III, Иван IV Грозный… Мы знаем, что туда поднимался Наполеон с маршалами осматривать якобы покоренную Москву… Вы видите там древние колокола отливки шестнадцатого века! Уже давно нет той Москвы, а звук обертон в обертон, нота в ноту доносит до Вас минувшие эпохи. Это звук, витавший над Москвой полтысячелетия назад! Как это можно себе представить?! Рядом со ступенями Вы можете прочесть надписи на разных языках: русском, французском, польском.

Колокол – живой свидетель нашей истории. Он зовет к объединению и молитве, а вечевой даже помогал решать некоторые насущные проблемы. Кстати, московский «вечник» сохранился до сих пор в переливке начала XVIII века и находится сейчас в Оружейной палате.

Каждый колокол может что-то нам рассказать. Скажем, висит в Московском Кремле «Семисотный колокол». И мало кто знает, что Петр I, которого многие считают разрушителем церковных колоколов, отлил его в 1705 году. И что интересно, на колоколе есть имя цесаревича Алексея. А в Киеве мне довелось наблюдать вообще парадоксальную, с исторической точки зрения, вещь. Там есть колокол, на котором поименованы цари Иван и Петр и гетман Мазепа одновременно. Совершенно разные во всех смыслах правители в исторической памяти бронзы запечатлены вместе.

Иными словами, колокол даже больше, чем просто «говорящая икона»?

– Можно и так сказать. Колокол – это говорящая, звучащая история.

Скрип на заказ

Вы молитесь перед тем, как подняться на колокольню?

– У нас есть особая традиция: перед ответственными звонами все звонари Храма Христа Спасителя подходят к иконе Спаса Нерукотворного, читают молитву и только потом поднимаются звонить.

А важно душевное состояние звонаря, когда он звонит?

– Я уверен, что то состояние души, которое владеет человеком, передается с помощью колоколов. Я, например, всегда чувствую, в каком состоянии взялся человек за колокольные веревки.

С вами никогда не бывало такого: вроде бы и набор колоколов хороший, а звук все-таки не тот?

– Если честно, нет. Мне очень приятно и радостно звонить в хорошие колокола, особенно старинные.

Звонарь служит Богу и Церкви, его помыслы должны быть чисты, потому что дело это важное, богоугодное. А насколько важно для звонаря благословение?

– В нашей профессии, как и в любой другой, благословение важно. Скажем, если у учителя, человека образованного, не светится искорка в глазах, то он не сможет увлечь учеников. И даже его высокая квалификация здесь, пожалуй, бессильна. Повторюсь, звонарь – такая же профессия, как и всякая другая.

Когда я начинал работать звонарем в Даниловом монастыре, мне рассказали потрясающую историю. Жил в конце XIX века сапожник дядя Николай. Он шил сапоги со скрипом на заказ…

Сапоги на заказ?

– Нет, скрип на заказ! Драгунские офицеры требовали один скрип, купцы постарше – другой, а молодежь – третий. Вот до каких тонкостей человек довел свое мастерство. Поэтому умения и знания тоже очень важны. В этом смысле одного благословения, конечно, мало. Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву, но при этом дал ему еще двух иноков, «умеющих полки устрояти». То есть человек, ко всему прочему, должен, как говорили раньше, «уметь своему делу».

А верующим человеком звонарь должен быть?

– Безусловно. Мы – церковные звонари, и благословение нам необходимо. Без этого просто нельзя… Это на Западе Вы нажимаете кнопку, и всё само играет. Не знаю, нужна ли для этого вера. А церковный звонарь должен быть верующим, разбираться в музыкальной культуре, знать певческие традиции. Некоторые древние распевы, кстати, созвучны со звонами Ростова Великого.

Ученье – звон

Как Вы считаете, какими качествами должен обладать человек, желающий стать церковным звонарем?

– Знаете, в церкви зарплаты-то небольшие. В первую очередь нужно быть к этому готовым.
Одна моя ученица такая упорная, что при звоне руки в кровь стирает. Хотя этим качеством ей не надо обладать! Я ей всё время говорю: «Ищи то место, где тереть не будет, или перчатку на руку надевай». Естественно, звонарь должен справляться с колоколами. Однако сейчас мы стараемся сделать так, чтобы вся механика легко работала. В Храме Христа Спасителя, например, языки колоколов висят на подшипниках. Конечно, у человека не должна быть нарушена координация движений, то есть он должен одной рукой делать одно, второй – другое, да еще на педаль успевать нажимать. Такое не каждый пианист сумеет сделать. Кроме того, человек должен не бояться высоты и быть психически уравновешенным, он же стоит над толпой! Колокольный звон приучает нас терпеть мороз и ветер. Мы в Каргополе звонили при минус сорока градусах. Но это сама профессия воспитывает.

Вы – директор Школы колокольного мастерства при Храме Христа Спасителя. Наверное, сложно было открыть школу?

– Нам, к счастью или, к сожалению, с этой идеей никуда идти не пришлось. Данилов монастырь зазвонил 5 мая 1985 года. Тогда мы еще точно даже не знали, разрешат ли вообще колокольный звон или нет. Но наш звон понравился священникам и старостам. Разрешений особых не потребовалось: нас благословили два патриарха – Пимен и Алексий II. Конечно, несколько затрудняет дело то, что нашей профессии нет в Государственном реестре. Я, например, когда работал звонарем в Даниловом монастыре, официально числился то разнорабочим, то еще кем-то. Позже к нам стали присылать учеников. И так вокруг Даниловой колокольни возник кружок интересующихся колокольным звоном. Затем он превратился в школу.

Задача нашей школы – не просто научить человека за веревочку дергать, но чтобы он знал, как это правильно делать, когда, с каким чувством.
Сейчас, слава Богу, люди идут учиться, мы даже вынуждены ввести отсеивание. Группы у нас не более 13-15 человек.

Сложно подготовить профессионального звонаря?

– Непросто. Наша задача – найти к любому человеку индивидуальный подход и научить его, в зависимости от его сил и возможностей, производить звон. Главное – пробудить в ученике интерес, показать, что это огромный пласт нашей национальной культуры.

И удается?

– Удается. Доказательство этому то, что нашей школе уже больше двадцати лет. Но, понимаете, профессия у нас экзотическая. Вот повесьте объявление: «Требуются фрезеровщики». Выстроится очередь. Объявление же о том, что нужны звонари, будет выглядеть странно.

А такое объявление сейчас актуально?

– В Церкви, конечно, всегда найдется человек, который сможет хоть как-то звонить, что называется, за веревочки дергать. Ну а профессионалы нужны везде.
Православный звон над Вечным городом

Игорь Васильевич, Вы вместе с епископом Егорьевским Марком и архитектором Оболенским выбирали колокола для Храма Святой Екатерины в Риме.

– Да. Мы отбирали восемь колоколов. Поскольку речь шла об Италии, мы не имели права на ошибку. Слуху представителя западной культуры важно, чтобы звук, который он слышит, был бы узнаваем. Тогда как для древних колоколов Западной Европы, древних и нынешних русских колоколов важно многоголосие. Например, если мы слышим старый большой русский колокол, мы не всегда можем определить ту ноту, которую он выдает. Здесь может быть несколько нот. В этом весь смысл благозвучия русского церковного колокола.

Мы приготовили небольшой сюрприз для наших итальянских друзей. Если Вы смотрите на Храм Святой Екатерины фронтально, то видите трехпролетную звонницу с тремя колоколами. Для жителей Италии это норма: три арки – три колокола. А мы еще пять повесили между колоннами.

Сейчас уже весь набор колоколов настроен и звонит?

– Да. Первое малое освящение прошло удачно. Сейчас храмовый комплекс достраивается. Необходимо будет еще раз поехать в Рим, чтобы окончательно отладить колокольню как музыкальный инструмент. Скорее всего придется провести там и курс обучения звонарей. Когда я первый раз туда приехал, колокола, к сожалению, были уже повешены, но в противоречии со всеми правилами подвески русских колоколов: они были насмерть прижаты к балкам. То есть при звучании либо у них могли оторваться уши, либо из стены могла быть выворочена балка. Пришлось распорядиться, чтобы хомуты были освобождены, чтобы колокола могли слегка покачиваться от удара – это чрезвычайно важно для нашего колокольного звона.

Но самое удивительное, что чуть более 500 лет назад на Русь из Италии приехал знаменитый мастер Аристотель Фиораванти, который по повелению Ивана III основал в Москве Пушечнолитейную «избу», а затем и «двор», и именно он начал лить у нас первые колокола. Кстати, сохранился самый древний подлинный колокол с Пушечнолитейного двора. Он очень небольшой: весит примерно 20 пудов. А на нем подпись: «Лил колокол мастер Федько Пушечник». Так 500 лет назад итальянцы помогли нам наладить свое колокольное производство. К слову, московский Пушечнолитейный двор был одним из самых крупных европейских предприятий. А теперь, через полтысячелетия, мы возвращаем в Италию лучшие произведения нашего колокольнолитейного искусства.

Великое возвращение

Игорь Васильевич, Вы недавно ездили в США. Насколько я знаю, Вы входите в Комиссию по возвращению колоколов Данилова монастыря из Гарварда. Сейчас это возвращение реально?

– Да, вполне. Сейчас мы действительно занимаемся возвращением гигантских великолепнейших колоколов древнейшего московского монастыря. Однако американцы боялись и, наверное, еще боятся их нам отдавать: «Где гарантия, что опять не переплавите»,– говорят они.

Какие колокола, по Вашему мнению, необходимо добавить в сохраненный набор?

– Во-первых, скажу, что «гарвардский» подбор колоколов – это единственный почти полностью сохранившийся подбор одной из московских колоколен. Если нам удастся вернуть эти колокола, это будет очень знаменательно. Замечу, что мы право выбора в этот раз предоставили американцам. Они сами определяют, какие колокола нужно отлить взамен.

Когда планируется возвратить колокола в Данилов монастырь?

– Колокола обязательно вернутся, вопрос лишь в том, когда именно: в этом или в следующем году. Кстати, гарвардцам очень понравилось, как мы звоним. Они даже попросили нас отладить им систему колокольного звона.

Получается, у них колокола есть, а специалистов-звонарей нет?

– Специалистов по колокольному звону у них сейчас действительно нет.
Предприниматель Чарльз Крейн, который привез в Америку колокола Данилова монастыря, вывез из России выдающегося звонаря Константина Константиновича Сараджева. Но к тому времени Сараджев, человек увлеченный, стал… довольно странным. Для того, чтобы добиться определенного звучания, он напильником подпиливал колокола… В итоге получилось, что в США не оказалось человека, способного создать систему колокольного звона и научить американцев звонить по-русски.

Американцы получат равноценный колокольный набор?

– Даже несколько больше. Во-первых, вместо колокола в 722 пуда они получат колокол в 880. Кроме того, из даниловского набора пропал колокол весом в 60 пудов, и его придется восстановить и для Гарварда, и для нашего монастыря.

Фото анонса "Вид на Соборную площадь Кремля с колокольни Ивана Великого", Владимир Ештокин

foma.ru

Витебск колокольный, или Секреты звонарного дела

Некоторые жители города считают, что звуки колоколов могут не только успокаивать, но и лечить.

ВИТЕБСК, 19 апр — Sputnik. Горожане не представляют центр своего города без звука колоколов. Корреспондент Sputnik пообщался с одним из витебских звонарей, который поделился секретами мастерства и рассказал о празднике колокольного звона.

Искусство колокольного звона

Игра на колоколах — это творчество ради Христа, говорят звонари. Каждый старается привнести в уникальное искусство что-то свое. Возможно, поэтому музыка колоколов всегда отличается, ведь повторить один и тот же звук нельзя, утверждают мастера колокольного звона.

"Колоколов семь, как и нот. Они разделяются по массе, каждая нота соответствует своему колоколу. Православный колокольный звон — это как молитва, запечатленная в звуке", — рассказал звонарь Свято-Успенского кафедрального собора Сергей.

© Sputnik / Павел Вур

Звонарь Свято-Успенского кафедрального собора Сергей.

Звонарное дело — непростое. Человек должен иметь чувство такта, ритма и, конечно же, слух. Названий, мелодий и перезвонов много, кроме того, различные службы — и все это звонарь должен знать и уметь хорошо исполнять.

Чтобы стать звонарем, нужно успешно пройти испытания по кампанологии (основам православного звона). А для того чтобы ученики могли практиковаться, в Свято-Успенском кафедральном соборе есть передвижная звонница, которую используют во время крестных ходов.

Праздник света и добра

"Издавна колокольный звон служил выражением и радости, и грусти, и торжества. Человека этот звук заставляет задуматься, остановиться, задать себе главный вопрос: что не так происходит в жизни?" — рассказал Сергей.

© Sputnik / Павел Вур

Звонарям приходится играть в наушниках.

В Витебске завершился праздник колокольного звона. В православных храмах города в этот день была слышна колокольная музыка. Праздничные перезвоны длились на протяжении нескольких часов. Для того чтобы колокола не звучали одновременно, звонники в церквах играли поочередно. Ровно в полдень первой зазвучала главная колокольня Свято-Успенкого кафедрального собора.

Многие горожане приходили на фестиваль задолго до его начала. Семья Натальи и Алексея в этот день крестила своего сына. О том, что в соборе праздник колокольного звона, узнали только во время таинства.

"Для нашей семьи это добрый знак. Значит, не зря был выбран такой день. На фестивале мы впервые, отрадно, что в нашем городе проводят такой чудесный праздник", — отметила семья Николаевых.

© Sputnik / Павел Вур

Звук колоколов умиротворяет.

Некоторые слушатели говорили, что периодически приходят послушать игру звонарей. При этом они утверждали, что эти звуки успокаивают.

"Кроме того, я читала, что колокола лечат и очень полезны для людей, поэтому прихожу не только послушать их, но и укрепить свое здоровье", — сказала слушающая игру звонарей Марта.

Город на ладони

Ясная погода и переливы колокольного звона привлекли десятки горожан. Уютные скамеечки, расположенные прямо напротив входа в  Свято-Успенский собор, были заняты. Не заходя в храм, многие пришли сюда просто насладиться музыкой православных звонарей. А ребята из воскресной школы смогли даже подняться на колокольню. Но оказаться на высоте десятков метров и увидеть город с высоты птичьего полета можно было, только пройдя инструктаж по технике безопасности.

© Sputnik / Павел Вур

На колокольню можно подняться.

"Для ребят из нашей воскресной школы побывать на колокольне — целое приключение. Если подняться наверх по крутой лестнице, открывается потрясающий вид на город. Конечно, многие хотят попробовать свои силы в звонарском искусстве, но сегодня, в день праздника, дети могут только наблюдать, как рождается колокольная музыка", — отметил звонник Свято-Успенского кафедрального собора Сергей.

© Sputnik / Павел Вур

Горожане приходили послушать, как играют звонари во время праздника колокольного звона, группами.

Праздник колокольного звона закончился, но многие горожане так и будут приходить к храму, садиться на скамеечки и слушать перезвон. Ведь сейчас наступает лето — лучшая пора для того, чтобы наслаждаться звоном православных колоколов и под вечерним небом Витебска думать о чем-то своем.

sputnik.by

Решение головоломки с колоколами в Remnant: From the Ashes

При прохождении Remnant: From the Ashes вы столкнетесь с множеством различных головоломок, которые будут преграждать вам путь к неплохому доспеху или следующей сюжетной локации. Некоторые из них сравнительно простые, а другие довольно сложные. К последним можно отнести загадку с колоколами и фавном, играющим на флейте. Дело в том, что для ее решения необходимо найти правильную последовательность ударов по колоколам.

Если у вас возникли сложности с решением этой головоломки, то можете ознакомиться с правильным ответом в нашем руководстве.

Как решить головоломку с колоколами на контрольной точке «Фавн-флейтист»

Первым делом вам необходимо добраться до соответствующей загадки. Хоть уровни в игре генерируются автоматически, однако определенные объекты в них всегда остаются в одних и тех же местах. Для нахождения колоколов отправляйтесь к контрольной точке «Фавн-флейтист» (Pan Flautist), расположенной в локации Джунгли или Йаэша (Yaesha).

Дойдя до этой зоны, пройдите вперед от контрольной точки и войдите в сооружение. Тут вы и увидите забавного флейтиста, который будет играть незатейливую композицию. Вам предстоит повторить эту мелодию с помощью расположенных неподалеку колоколов.

Решение этой головоломки выглядит следующим образом (колокола пронумерованы от 1 до 5 слева направо): 3 > 4 > 5 > 3 > (пауза) 2 > 1. Иногда правильной оказывается эта последовательность: 3 > 4 > 5 > 4 > (пауза) 2 > 1 Когда вы правильно сыграете мелодию, на полу возникнет ваша награда. Возьмите ее и радуйтесь тому, что вас посчитали хорошим музыкантом.

Песнь Стража

Находясь возле контрольной точки «Фавн-флейтист», вы можете попробовать разгадать еще одну загадку. Для этого вам предстоит сыграть Песню Стража, открывающую новый талант под названием «Проворство». Просто ударьте колокола в следующей последовательности: 1-1-3-4-1-1-3-2 (они пронумерованы от 1-го до 5-ти слева направо). Благодаря данному таланту ваш персонаж начнет быстрее бегать.

Решение головоломки с колоколами Красной лани

При исследовании планеты Йаеша можно наткнуться на еще одну головоломку, связанную с колоколами. Вы найдете ее в локации «Вдовий проход». Она связана с Красной ланью. Все, что вам требуется сделать в этом месте, это ударить по колокольчикам в следующей после

landofgames.ru

Как решить загадку с нотами/колокольчиками в Подлунных норах

Секретная локация – Подлунные норы

Подлунные норы находятся слева внизу. Чтобы в них попасть, вам понадобятся рывки под водой и в песке. Первый навык вы получите на Светлых озерах, второй – за Охотничьими угодьями справа вверху.

Побочное задание «Прямиком в норы»

Спуститесь вниз и найдите Токка. Он скажет, что не может разобраться, как работает этот музыкальный инструмент. А также попросит раздобыть артефакт, таящийся в глубинах нор. У вас есть камни трех разных высот. Они соответствуют трем подвешенным цветкам. В соответствии с камнями вам нужно активировать цветки (импульсом через ПКМ) в следующем порядке: средний, левый, средний, правый, правый, левый, средний, левый. Если все правильно, откроется спуск вниз. Трамплин снизу сбрасывает последовательность, то есть цветы нужно активировать, не опускаясь на землю. А чтобы открыть проход справа, вам нужно активировать цветы так: левый, правый, левый, средний, левый, правый, правый, средний, левый. За проходом справа находится Дерево со светом предков, автоматически повышающим урон на 25%.

Спуститесь вниз и активируйте слева колодец духов. Идите вправо и обнаружите, что в этой локации есть много телепортов, попарно связанных между собой. Итак, прыгайте вниз и летите в нижний телепорт. Вы выпрыгните из такого же справа. Ори начнет падать и выпрыгивать из телепортов поочередно. И каждый раз он будет выше и выше. Вы можете ускорить набор высоты, используя двойной (или тройной) прыжок. Справа от правого телепорта подберите первый каменный ключ.

Продолжайте прыгать между двумя телепортами, пока не выпрыгните с правого так, чтобы зацепиться за стенку. Следуйте вправо, обратите внимание на плюющееся существо. Можете при помощи снаряда подлететь вверх, чтобы слева вверху обнаружить каменную дверь на 4 ключа. Их еще нужно найти, но за ней спрятан нужный артефакт. Спуститесь вниз и пройдите вправо. Вы попадете в большую локацию с множеством телепортов.

Прыгайте вниз и летите в левый нижний телепорт. Вы окажетесь справа. Прыгайте в телепорт, ведущий вниз. Вы начнете выпрыгивать их двух идентичных. Нужно из левого телепорта прыгнуть в яму справа, чтобы спуститься в нижнюю локацию. Летите вниз и вправо, используя фонари. Доберитесь до правого нижнего телепорта. Из него вы вылетите через верхний к рычагу. Активируйте рычаг, чтобы поднять вверх бревно с телепортом (вам покажут). Прыгайте вновь в нижний телепорт, но удерживайте Shift, чтобы использовать перо. Вылетев из верхнего, ускорьтесь на выступ слева, чтобы получить второй каменный ключ.

Вернитесь в штольню слева и заберитесь в телепорт на левой стене, чтобы оказаться справа вверху, у другого рычага. Потяните за него. Удерживайте, пока полностью не поднимется дверь. К сожалению, дверь начнет закрываться сразу, как только вы отпустите рычаг, поэтому придется поторопиться. Потянув за него и отпустив, прыгайте в телепорт справа. Вы окажетесь в нижней пещере. При помощи фонаря летите в телепорт на правой стене. Вы выберитесь из дерева вверху. Цепляйтесь за висящие доски и прыгайте вправо, пока не закрылся проход. Если не успели, повторите. Когда окажетесь за дверью, убейте врагов и прыгайте в дальний из двух нижних телепортов. Вы будете подпрыгивать из правого. Когда сможете, прыгайте вправо и заберите третий каменный ключ. Справа от него можно разбить стену, чтобы создать короткий путь к вашему первому Дереву.

Вновь прыгайте по двум ближайшим телепортам, набирая высоту. На этот раз нужно подняться по максимуму из левого телепорта, ухватившись за стену в узком проеме. Поднимитесь вверх. Снизу и сверху будут телепорты. Используйте перо, чтобы лететь между ними, огибая колючие камни. В левом конце вы увидите летучую мышь и четвертый каменный ключ. Забрав его, спускайтесь вниз и летите в телепорт на полу (левый из всех, но не угловой). Вы окажетесь на выступе слева, вернувшись назад. Используя снаряды плюющегося существа, заберитесь наверх, откройте каменную дверь и заберите артефакт. Остается вернуть его Токку.

Но прежде вернитесь в пещеру справа, где были основные рычаги. Внизу на полу есть 3 телепорта. Начните прыгать между средним и правым, набирая высоту. Нужно будет набрать хорошую высоту, выпрыгнуть из левого, сместиться влево и сделать рывок к висящей доске. С нее прыгайте в телепорт слева, чтобы попасть в нишу вверху и забрать осколок духов «Отражение» (атака клинком позволит отражать летящие снаряды).

stopgame.ru


Смотрите также