Как играть на гуслях 10 струн


Гусли семиструнные. С чего начать.

Гусли 7 струн. С чего начать.

  1. Настройка.

Для настройки понадобится хроматический тюнер (гитарные по большей части не годятся, будучи жестко заточены под гитарный строй). Под Андроид очень удобен Carltune. Для ПК под Windows - Ap Tuner (просит купить, но работает и так). Ниже приведён наиболее часто используемый строй инструмента. Высоту звучания струн можно безболезненно изменять на плюс - минус полтона, настраивая гусли в различных тональностях.

К настройке инструмента с фрикционными колками придётся приноровиться. Стальные струны почти не растяжимы, поэтому поворот ключа на несколько градусов ощутимо влияет на высоту тона.

  1. Аккорды.

Поскольку малострунные инструменты, чаще всего, используются для аккомпанемента песням и танцам, то основной техникой игры на них является игра аккордами. Часто упоминаемая простейшая техника игры, при которой пальцы размещаются между струнами, не слишком подходит для семиструнных гуслей. Дело в том, что на таких инструментах, основная форма доступна только для аккордов от нот До, Рэ, Ми. Для остальных нот аккорды берутся в первом, или втором обращении, и, тут простого чередования открытых и заглушенных струн оказывается недостаточно. Да и на инструментах с большим числом струн такая техника заметно обедняет исполнение. Поэтому стоит начинать учиться играть, ставя пальцы не между, а поверх струн.

Таблица аккордов для семиструнных гуслей для строя C D E F G A B (B -. Си бемоль) Кружками обозначены заглушенные пальцами струны.

Гусли — инструмент диатонический, поэтому для каждой ступени доступен только один вид аккорда — либо мажор, либо минор. В случае, когда доступная форма аккорда совершенно не звучит в исполняемой песне, возможно использовать нейтральное созвучие с пропущенной третьей ступенью. В таблице приведён пример такого аккорда G57. Даёт характерное народное звучание.

  1. Начинаем играть.

На семиструнных гуслях удобно положение левой руки, когда большой палец опирается на седьмую (самую тонкую струну). Конечно, для ряда аккордов, его придётся переносить, но для C, Dm, F, Am он остаётся на месте и фиксирует положение руки в пространстве.

Самым первым упражнением может быть тренировка перехода между аккордами Dm и C. При этом, если играть только на верхних струнах, доступны созвучия F (в положении руки для Dm) и Em (положение для С). Меняя ритмический рисунок, с этим скромным набором уже можно исполнять плясовые наигрыши.

Например:

Dm C

Та та та та Та та таа

C Dm

Та та та та Та та таа

На каждое та по удару по струнам. Когда начнёт получаться, на каждое та удар вниз и вверх.

Большой палец всё время опирается на седьмую струну. Мизинец не используется. Тут главное уверенно опираться на большой палец и стараться, чтобы указательный, средний и безымянный пальцы перемещались синхронно, с сохранением расстояния между ними.

Усложняем. Быстрый переход между аккордами:

Dm C Dm C

Та та та та Та та таа

C Dm C Dm

Та та та та Та та таа

Порушка — Параня.

Эту весёлую песенку вполне узнаваемо можно сыграть на двух аккордах.

Dm C Dm

Ой, ты, Порушка-Параня,

Dm C Dm

Ты за что любишь Ивана?

C Dm

Я за то люблю Ивана

C Dm

Что головушка кудрява.

Dm C Dm

Та та Та та Та та Та та

Dm C Dm

Та та Та та Та та Та та

C Dm

Та та Та та Та та Та та

C Dm

Та та Та та Та та Та та

Усложнённый вариант с быстрой сменой позиции:

Dm C Dm

Ой, ты, Порушка-Параня,

Dm C Dm

Ты за что любишь Ивана?

C Dm CDm

Я за то люблю Ивана

C Dm CDm

Что головушка кудрява.

Dm C Dm

Та та Та та Та та Та та

Dm C Dm

Та та Та та Та та Та та

C Dm С Dm

Та та Та та Та та Та та

C Dm С Dm

Та та Та та Та та Та та

3 аккорда.
Частушки в миноре (напоминает Цыганочку).

Dm Am

Мы с милёнком целовались,

C Am

Целовались горячо.

Dm Am

Я ему ребро сломала,

C Am

Он мне вывихнул плечо.

Dm Am

Та та та та Та та та та

C Am

Та та та та Та та таа

При переходе Dm → Am, опираясь на большой и указательный палец, переставляете вверх средний и указательный. Am → C переставляется вверх один указательный. Dm → C три пальца переставляются вниз.

Подгорная (частушки в мажоре).

F C

Под окошком два цветочка,

G57 C

Голубой, да синенький.

F C

Про любовь никто не знает,

G57 C

Только я, да миленький.

Счет такой же.

F C

Та та та та Та та та та

G57 C

Та та та та Та та таа

Продолжение следует.

Уроки | Гусли для начинающих

Итак, гусли настроены. Мы ставим их на колени вертикально длинной струной внизу. Пальцы левой руки ставим между струн в таком порядке: 4 (безымянный) палец между 1 и 2 струнами, 3 (Средний) палец между 3 и 4 струнами 2 (указательный) палец между 5 и 6 струнами 1 (большой) палец между 7 и 8 струнами.

Пальцы, не затрагивая деки, касаются струн 2, 4, 6, 8 - рука в верхнем положении.

Ногтем указательного пальца правой руки проводим по струнам сверху вниз. В зависимости от строя инструмента прозвучит аккорд соль септаккорд, ля септаккорд, до септаккорд и т.д.

Для того, чтобы в дальнейшем не было путаницы этот аккорд мы будем называть Соль Септаккорд или G7 независимо от строя инструмента. Еще раз: Если написано G7, то заглушаем 2-4-6-8 струны, а звучат, соответственно 1-3-5-7-9.

Далее, оставляем 4 палец на месте, а 2, 3, 4 опускаем вниз, касаемся нижней струны. Таким образом, мы глушим струны 2-3-5-7, а звучат 1-4-6-8. Этот аккорд мы будем называть До мажор или С.

Пальцы, не затрагивая деки, касаются струн 2, 4, 6, 8 - рука в верхнем положении.

Это два аккорда, которые нам понадобятся для исполнения первых песен. Один написанный аккорд подразумевает проведение ногтем указательного пальца правой руки сверху вниз по всем струнам. Играем первую песню.

Как под горкой.

CCG7G7CCG7-
CCG7G7CCC-
C-G7-CCG7-
CCG7G7CCC-

прочерк рядом с нотой обозначает, что нота тянется, удара нет.

Петушок, петушок.

G7G7C-
G7G7C-
G7G7C-
G7G7C-

Ах, вы, сени, мои сени.

Загружаем табулатуру...

Если в аккорде G7 опустить большой палец на нижнюю струну, то получится аккорд Соль мажор. Мы будем называть его G. Еще раз, в аккорде G пальцы глушат 2, 4, 6 и 7 струны. Соответственно звучат 1, 3, 5 и 8 струны.

Если в аккорде G7 опустить все пальцы вниз, то получится ля минор септаккорд. Мы будем называть его Am. В септаккорде Am пальцы глушат струны 1, 3, 5, 7, соответственно звучат 2, 4, 6, и 8 струны.

А теперь, практический материал.

На зеленом лугу.

CG7CC
G7CG7G7
GGCC

Напоминаю, что на каждый аккорд приходится один удар ногтем указательного пальца сверху вниз. С аккорда G7 переходим на аккорд G, опуская большой палец. С аккорда G на аккорд C опускаем вниз второй и третий пальцы.

Барыня.

G7 G7 G7 G7 G7 G7 Am Am

С аккорда G7 переходим на Am, опуская все пальцы на струну вниз. Следим за тем, чтобы правая и левая руки работали синхронно. Продолжая настаивать на том, чтобы вы глушили струны мягким касанием, а не давили на них со все возрастающим усилием. В конце концов, это просто больно. А игра на гуслях должна приносить нам только положительные эмоции.

Как у наших у ворот.

CCCCG7G7CC
CCCCG7G7CC
GAmGAmGGCC
GAmGAmGGC-

Во время перехода с аккорда G на аккорд Am большой палец лежит на 7-ой струне.

Я на горку шла.

GG7CCG7G7C-
GG7CCG7G7C-
GGAmAmGGCC
GGAmAmC-C-

По-прежнему, прочерк обозначает то, что аккорд держится еще одну долю.

На этом будем считать, что с аккордами мы знакомы. Все аккорды можно посмотреть на соотвествующей странице

Мир гуслей. Гусли вам!: Настройка гуслей

Как настроить гусли для того, чтобы они играли красиво и их было приятно слушать? Имейте ввиду, если на Ваших гуслях натянуты новые струны, то при игре они могут «плыть», т.к. упругость металла позволяет им постепенно ослабляться. В результате звук на инструменте начинает понижаться, фальшивить. Такой же эффект бывает при перепаде или резкой смене температуры окружающей среды: например Вы играли на улице, а затем перешли в помещение, подошли к костру и т.д. Также струны могут фальшивить от того, что на них что-то попало или вы какое-то время не играли на инструменте.
Чтобы менять высоту звучания струны можно воспользоваться специальным ключом, который изготавливается к инструменту. При настройке он надевается на колок и поворачивается. За счет поворота ключа повышается или понижается звучание струны.

Настройка по тюнеру.

Самый простой способ настройки гуслей – это настройка по тюнеру. Тюнер – представляет собой специальное устройство, программу для компьютера или приложение для мобильного устройства с системой Андроид или iOs, которые предназначены для настройки инструментов.

Далее мы подробнее расскажем о порядке применения тюнера-приложения на мобильных устройствах, т.к. сегодня это наиболее актуально. Таких приложений сейчас достаточно много, можно выбрать наиболее удобное для Вас.

Устанавливаем приложение-тюнер, запускаем его. На экране появляется стрелка. Дергаем струну, стрелка показывает наиболее близкую ноту для данного звука. Также мы видим, насколько и в какую сторону (выше - ниже) отличается наш звук от этой ноты. Если стрелка стоит в середине шкалы, то струна настроена точно под какую-то определенную ноту, именно так мы и будем настраивать гусли.

Рис.3 Окно тюнера

Далее нужно понять, под какую ноту настраивать каждую струну наших гуслей.

Гусли можно настраивать по-разному, в зависимости от того какую музыку мы хотим играть. Рассмотрим наиболее распространенный и типичный для русских гуслей строй: самую нижнюю струну (и по звуку, и по расположению на инструменте) мы настроим в качестве бурдона.

Бурдон (или басок) – это низкий постоянно звучащий тон, своего рода фон, на котором играется вся остальная мелодия.

На русских крыловидных гуслях нижняя струна обычно отстраивалась в бурдон (при общем количестве струн от 7 и выше). Можно играть и без бурдона, но с бурдоном гусли звучат более красиво.

Алгоритм настройки по тюнеру

Пример для 9-ти струнных гуслей

1. Настраиваем по тюнеру струну номер 1 - С 1- «до 1-й октавы»  (261Гц)

2. Смотрим в нашу таблицу. Находим в строке 1 (выделена серым цветом) ту ноту, которую показал тюнер. В нашем случае это «до».

 

3. Теперь настраиваем струны со второй по восьмую в соответствии со значениями столбца (для 9-ти струнных гуслей).

4. Последним настраиваем бурдон. (самая нижняя струна)

5. прослушиваем результат настройки, при необходимости корректируем.

Обозначение нот:

С 1- «до»

D- «ре»

E- «ми»

F- «фа»

G- «соль»

A- «ля»

Вb- «си-бемоль»

С 2- «до 2й октавы»

 

Примечания:

  1. # - диез (повышение на полутон), ♭ - бемоль (понижение на полутон)

  2. ля# и си♭- это одно и то же название звука.


 
 

Переложение гитарных аккордов на гусли (9 струн) часть 2.

Приветствую дорогой читатель в этой статье продолжим тему аккордов для гуслей.

Предыдущая статья:

В первой части была рассмотрена Мажорная постановка, сейчас разберём минорную.

Основная задача выучить аккорды, переходы между аккордами, а далее открываете сборники песен для гитар и много можно будет сыграть.

Минорная постановка.

Здесь задействованы все пять пальцев. Счет ведется от нижнего пальца.

1. d-moll

Основное положение: пальцы лежат на 1,3,5,7,8 струнах –Ре-минор (d-moll)

Ре-минор (d-moll)

2. a-moll

Два нижних пальца (мизинец и безымянный) одновременно передвигаем на струну вверх – получаем Ля-минор (a-moll).

Ля-минор (a-moll)

3. g-moll

От основного положения третий и четвертый палец (средний и указательный) одновременно опускаем вниз на струну – получается Соль-минор (g-moll).

Соль-минор (g-moll)

Так же мы можем сыграть два септаккорда.

4. Септаккорд D7

От основного положения убираем большой палец со струны.

Септаккорд D7

5.Септаккорд C7

От основного положения одновременно передвигаем все пальцы вверх на 1 струну.

Септаккорд C7

Упражение:

Начинаем в медленном темпе проигрывать цепочку аккордов от основного положения.

Ре-минор – ля-минор – ре-минор

Ре-минор – соль-минор – ре-минор

Ре-минор – до-мажор – ре-минор

Ре-минор – C7 – ре-минор

Ре-минор – D7 – ре-минор

Гусли, диск с видеоуроками, самоучитель или  комплектующие для гуслей  можно  приобрести в магазине

P.S. Если вы не можете найти необходимые материалы или контакты, напишите или позвоните постараемся вам помочь

8 (926) 232-43-98 Алексей

Обучиться игре на гуслях  можно в нашей студии


Переложение гитарных аккордов на гусли (9 струн) часть 1.

Аккордовая игра по Качалову Александру.
Качалов А. – музыкант, мастер, наш друг и просто замечательный человек предложил простое и гениальное переложение гитарных аккордов для гуслей.
Принцип заключается в мажорной и минорной постановке пальцев.

Примечание: Нужно отметить, что для удобства при этой игре вам обязательно нужно держать кисть левой руки так, как будто в ней находится яблоко. Пальцы не лежат на струнах, а мягко упираются сверху, как на рисунке.
Примечание: Басовая струна не используется.

Мажорная постановка.
В ней задействовано 4-е пальца без мизинца. Счет ведем от нижнего пальца вверх.

1. d-moll
Заглушаем 1,3,5,7 струну. На открытых у нас получается Ре – минор (d-moll). Это исходное положение, от которого строятся аккорды.


                                                 Рис.1  Ре – минор (d-moll)

2. F-dur
От основного положения перемещаем безымянный палец вверх с 1-й струны на 2-ю. Аккорд Фа-мажор (F-dur).


                                               Рис.2 Фа-мажор (F-dur)

3. С-dur
От основного положения перемещаем три пальца (безымянный, средний, указательный) одновременно вверх –  
До-мажор (С-dur).


                                                  Рис.3  До-мажор (С-dur)

4. B-dur
От основного положения опускаем большой палец на одну струну вниз. Получаем аккорд Си-бемоль мажор (B-dur)


                                             Рис.4 Си-бемоль мажор (B-dur)

Продолжение смотрите по ссылке  


Смотрите также