Как играть на губной гармошке тремоло


Урок 2 — Губные Гармошки ТРЕМОЛО и ОКТАВА

На этом уроке мы научимся:

  • Правильно держать Губную Гармошку
  • Правильно дышать
  • Правильно извлекать звуки из Губной Гармошки

Вам потребуется :

  • губная гармошка (желательно ТРЕМОЛО)
  • удобный стул или кресло

 Теория

Держим губную гармошку правильно.

Положение рук:

  1. Определяем «право» и «лево» у нашей гармошки. Поднесите ее к губам и подышите в нее по все длине (там где дырочки). Тот конец гармошки на котором звуки будут низкие — это «лево» губной гармошки и его мы берем в нашу левую руки. А там где звуки высокие — «право» и он ложится в правую руку.
  2.  Так как тремоло ГГ в полтора-два раза длиннее блюзовой, то ее удобно держать обеими руками за разные концы (см. п.1).

Положение губ:

  1. Располагаем ГГ во рту так, чтобы верхняя губа была над гармошкой, нижняя — под гармошкой.
  2. Наскоько ГЛУБОКО надо заводить корпус ГГ в рот? Желательно настолько,  чтобы во рту оказались 6 вертикальный рядов (или 12 дырочек: 6 в верхнем ряду и 6 в нижнем ряду).

Положение ГГ:

Корпус ГГ должен быть перпендикулярен фронтальной части лица (зубам). Допускается незначительное задирание задней части ГГ (с противоположной стороны от дырок) вверх. Такое положение иногда помогаем легче выдувать одиночную ноту, благодаря тому, что «играющая» дырка попадает в центральную ямочку нижней губы.

Положение языка:

Язык держим свободно.

 

 

 

 

4) Практика. Состоит из:

  • Инструкции как надо ПРАВИЛЬНО выполнять упражнения.
  • Аудио-запись УПРАЖНЕНИЯ в исполнении УЧИТЕЛЯ в трех темпах (очень медленно, медленно, нормально). Под них ученик занимается, ускоряя темп до нормального.

5) Тестирование. По завершению ознакомления с уроком предлагается пройти тест, который покажет как хорошо была усвоена теоретическая часть урока. В тесте есть режим подсказок, который показывает правильный ответ.

6) Домашняя работа. Направлена на закрепление практической части урока. Ученик делает аудио-запись своих упражнений и пересылает их учителю для контроля КАЧЕСТВА его игры.

 

7) Вопросы и ответы. Если по донному уроку и ученика возникли вопросы, то он может их задать учителю через Личный Кабинет на сайте УРОКОВ.

 

8) В каждом уроке есть ссылка на АРХИВ с аудио и/или видео записями мелодий в исполнении «гармонистов» с опытом. Данный раздел постоянно пополняется и рекомендуется для просмотра и прослушивания. Манеры хорошей игры и артистического исполнения являются важнейшими факторами успешного обучения игре на губной гармошке ТРЕМОЛО и ОКТАВА.

 

 

Данная структура хороша тем, что ученик заранее знает как устроен каждый урок и не бегает по материалу взад-вперед, а целенаправленно двигается вперед.

 

В сочетании с ранее предложенной структуры всех уроков такой подход должен дать хороший результат.

 

tremoloharmonica.ru

Тремоло гармоника - Tremolo harmonica

Тремоло гармонике.

Тремоло гармоника представляют собой тип гармоника , отличается наличием двух язычков одной ноты. В тремоло гармонике два камыши слегка настроены от опорного поля, один слегка острым , а другой немного плоским. Это дает уникальную колеблющееся или трель , созданной два камыша будучи не совсем в гармонии друг с другом и разницей в их последующих сигналах , действующих друг против друга. Степень взбивания может изменяться в зависимости от желаемого эффекта. Инструменты , где биение быстрее из - за камышами быть дальше друг от друга от опорного поля называется «мокрый», в то время как те , где биение происходит медленнее и менее заметно из - за камыши более тесно в гармонии быть названы «сухим».

Tremolo различие

« Тремоло » чаще всего определяется как периодическое изменение объема (иногда неправильно определяется как изменение высоты тона, строго вибрато ). Большинство оркестровых инструментов достижения этого эффекта путем повторного воспроизведения одной ноты. Тремоло гармоника достигает эффекта за счет использования физического явления , называемые биения . Каждая нота играется одновременно два камышом, дробно фальшиво друг с другом. В результате звук имеет постоянный шаг , но объем колеблется между громким и тихим. Этот эффект является довольно распространенным среди западных инструментов свободного тростника и находится в аккордеонах, фисгармонии и органах камыша под разными названиями (Celeste, Вокс jubilante и т.д.), но она также используется, например, на пианино, где каждый из три струна настроена очень немного четче или льстить, что дает более богатый звук к инструменту.

система Wiener

Большинство тремоло гармоника построены на том, что называется «система Винера», названный в честь города Вена (Вена в Австрии) , где они впервые появились. В этой конструкции два бьющие камыши распределены по одному на каждой пластине тростника (сверху и снизу) , и эти доли общей камеры. На практике, однако, он является общим для каждого человека тростника , чтобы иметь свою собственную воздушную камеру. В отличии от стандартных десяти лунок гармошек (построено на «систему Рихтера», например Hohner Судовой Band) ударе и рисовать камыш не разделяет общую камеру, но отделяет друг от друга. Это позволяет игроку изолировать каждую трость. В то время как обычно игрок просто играет как тремоло язычков сразу, можно добиться разнообразных изгибов и других эффектов путем выбора определенного камыша и камер , а не другие. Точно так же можно играть без эффекта тремоло лишь выбирая верхние или нижние камеры и перекрытие других с губами. На практике, однако, они в основном используются для эффектов и в основном инструмент играет , как будто оба бьются камыши делили одну камеру.

настройка

Есть три часто встречающиеся строев или макеты примечания , используемые для тремоло гармошек. Старшее макет очень похож на используемый в стандартной диатонической гармонике , а также в диатонических аккордеонов и концертино. Эта настройка имеет большую диатоническую шкалу в средних и верхних октавах гармоники с двумя аккордами в самом низкой октаве : тоники в ударе и доминирующим или пятым аккордом в розыгрыше. Это очень эффективно для CHORDAL играет за относительно простых народных мелодий в любой тонике или пятой части ключа гармоники. В Азии, кварта и шестые добавляются обратно, для того , чтобы играть мелодию; Однако, это все еще в отличие от шкалы настройки , указанной ниже, так как октав не повторяется в течение макета.

Общие настройки в Европе и Северной Америке
Hohner в
маркировке
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
стандартная
маркировка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
дуть С Е г С Е г С Е г С
рисовать F A В D F A В D F
Общие настройки в Восточной Азии
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
дуть г С Е г С Е г С Е г С Е
рисовать D F A В D F A В D F A В

Более недавно разработанная настройка обычно находится на тремоло , изготовленные или предназначенную для Азии. Такое расположение является производным от «соло» настроек найденных в хроматических гармониках и иногда называется «масштаб» настройка. Здесь ноты мажорной гаммы встречается по всему диапазону гармошки без отдельного раздела аккорда в басовой октаве. Это помогает облегчить общую практику в Азии играть как на C и C ♯ гармошки сложена в целях достижения полной цветности, имея по существу одни и те же ноты , имеющиеся в каждой октаве гармоники. Эта настройка также применяется к Томбо S-50.

Шкала настройки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
дуть С Е г С С Е г С С Е г С
рисовать D F A В D F A В D F A В

Примечание: Некоторые производители заменить повторяющуюся тонику (7 и 15) с прокладкой (см S-50), или просто полностью покончить с ним (например: Hohner).

Недавно Hohner выпустила масштабную настроенную тремоло, то «21 Tremolo De Luxe», который имеет три полные масштабные настроенные октавы.

использование

Тремоло гармоника, пожалуй, наиболее распространенная форма гармоники в мире, будучи очень популярными в народной музыке, а также в большинстве стран Восточной Азии . На Западе, тремоло гармоника обычно встречаются в традиционной народной музыке, была найдена по всей Европе и Южной Америке , в этой роли. В Китае , Японии , Корея , Тайвань и в других частях Азии, однако, тремоло гармошка находится в почти каждую области музыки от фолка до классического - на самом деле, есть специально изготовлены тремоло губные гармошки для ансамблевой игры. Игроки часто используют несколько различных губные гармошек в то время, держа их один на другом, для того , чтобы играть ноты и аккорды не доступны только на одном инструменте.

Другой

Интересное недавнее развитие было что хроматической тремоло гармоники. Это сочетает в себе дизайн слайдера хроматической гармоники с двойным тростником бьющегося звуком тремоло гармоники. Гармоника техник Джон Infande производит свой собственный дизайн в ограниченном количестве в течение нескольких лет [1] в то время как японская гармоника компания Suzuki Musical Instrument Corporation , недавно выпустила свой дизайн [2] .

внешняя ссылка

ru.qwe.wiki

Губная гармошка тремоло - Авторская методика обучения Виктора Сколозубова

Здравствуйте!

Вы находитесь на сайте Виктора Сколозубова, разработавшего универсальную методику обучение игры на гуюной тремоло гармонике. Она позволяет быстро научиться ииграть на слух, по табулатуре и с тренажерами, а также по нотам

Я делюсь своим 50-летним опытом работы. Мой самоучитель включает в себя книгу с шестью уроками виртуозной игры, шесть видео уроков, аудиодиск с примерами мелодий и различной техникой исполнения.

Школа содержит массу полезной информации по освоению и игре на Тремоло и много другой полезной информации.

Вступление к обучению

О книге

Прослушав как звучит губная гармоника ТРЕМОЛО Вы могли решить, что играют с наложением разные гармоники, это не так. Играет один исполнитель на одной гармонике.

Как добиться такого объемного звучания? Внимательно ознакомьтесь с уроками «Школы».

Есть мнение, что «Язычковый Духовой Музыкальный инструмент» изобретен в КИТАЕ для дыхательной гимнастики. Губная гармоника ТРЕМОЛО карманный музыкальный инструмент с красивым и задушевным звучанием . Для того, чтобы начать учиться играть на губной гармонке Тремоло совершенно не обязательно знать музыкальную теорию. Можно научиться исполнять любимые мелодии не зная нот. В этом Вам поможет «Школа»!!!

Предлагаемая методика и школа обучения игре на губной гармонике тремоло основана на активном блокировании языком не играющих окошечек каналов гармоники.

Это позволяет, не меняя позиции гармоники при игре, исполнять одновременно мелодию в один или два голоса с аккордами в октаву и производить ритмическое сопровождение.

«Школа игры на губной гармошке Тремоло и Октава» -(7-я расширенная редакция 2012 года). Школа -самоучитель предназначен для широкого круга любителей Г. Г. Тремоло, она содержит -6-ть взаимосвязанных уроков обучение: на слух по видео урокам; по табулатуре и по нотам нотного стана, которые взаимно дополняют друг друга.

В самоучителе:

КНИГА: (63 стр. 6 уроков)
ДИСК (6-ть видео уроков)
ДИСК CD озвученные мелодии

КНИГА, кроме уроков, содержит 10 таблиц перевода табулатуры блюзовой десятки тональности (С) на табулатуру для 36 моделей Г. Г. Тремоло и Октава производства фирмы HOHNER тональности (С) и на оборот, а также перевода табов между собой. Для начинающих составлены 36 тренажеров по освоению звукорядов 36 моделей Тремоло Октавы. Тренажеры применимы для обучения, как по табам, так и по нотам.

КНИГА содержит табулатуру с текстовкой и ноты мелодий с табулатурой и текстовкой.

Стоимость «Школы игры на губной гармошке Тремоло»

Где можно купить самоучитель?

garmonica2009.narod.ru

Техника игры на губной гармонике системы Рихтера — Викиучебник

Структура занятий[править]

Важна регулярность. Занятия рекомендуется начинать с медленной игры аккордами. Потом постепенно переходите к игре мелодий. Придерживайтесь диафрагмального дыхания.

Лучше всего снимать лики и мелодии по слуху с записей профессионалов. Но всё же для начала рекомендуется выучить не меньше 10-ти риффов/мелодий по нотам; это даст вам уверенность в игре и позволит быстрее подбирать по слуху. Кроме того, полезно играть под так называемые минусы, записывать собственную игру в виде звуковых файлов. Это поможет вам почувствовать, как вас будет слышать зритель (губной гармонист по-другому воспринимает звук, издаваемый его инструментом, так как вибрации передаются через руки и мышцы рта), а также позволит относиться к своей игре с большей критикой.

Бенды[править]

Бенд (англ. bend — сгибать, искривлять, подчинять) позволяет извлекать из язычков инструмента звуки, на воспроизведение которых они не рассчитаны.

Бенд может использоваться в трех случаях:

  • Создание постепенного изменение высоты ноты, по принципу, сходному с тромбоном, например, как в «Lily Was Here» делает Дэйв Стюарт.
  • Создания звукового эффекта, напоминающего плач или вой животного;
  • Для извлечения музыкальных нот, отсутствующих в диапазоне гармоники.

Бенд используется не только в губной гармонике — это также широко распространённый приём игры на гитаре. Гитарист пальцем подтягивает струну и она звучит выше. Прием Бенд считается одним из самых сложных не зависимо от инструмента, на котором он проводится. Совершенное звукоизвлечение при использовании данного приема вырабатывается в течение многих лет.

Бенд включает в себя две составляющие:

  • Техника дыхания;
  • Угол атаки воздушной струи.

Бенд позволяет как понизить, так и повысить высоту ноты. Более того, из некоторых язычков можно извлечь более одного звука.

Существуют четыре типа бенда:

  • Бенд на вдохе — высота звука понижается, наиболее распространён;
  • Бенд на выдохе — высота звука понижается;
  • Оверблоу — высота звука повышается, один из овербендов;
  • Овердро — высота звука повышается, один из овербендов.

Освоение техники бенда — одно из главных препятствий для начинающих осваивать губную гармонику. Зачастую новичкам приходится потратить немало времени и усилий, чтобы извлечь из инструмента звук, на воспроизведение которого он не рассчитан.

Бывает, что бенд получается через определенные отверстия, а через другие нет. Это объясняется тем, что на разных отверстиях нужно выбирать разные углы атаки и разную технику дыхания.

Важность и сложность бендов можно расставить в таком порядке: бенд на вдохе, бенд на выдохе, оверблоу, овердро. Прежде всего следует освоить бенды на вдохе, как самые простые и используемые. Когда они начнут получаться, уже будет более понятна техника исполнения бендов вообще. Затем можно перейти к бендам на выдохе. Оверблоу и овердро гораздо более сложные в исполнении и многие музыканты вообще обходятся без них.

Бенд на вдохе[править]

Бенд на вдохе позволяет извлечь из 1-6 отверстий гармоники ноты на один или несколько полутонов ниже, чем предусмотрено в стандартной настройке инструмента.

Обычно бенд на вдохе извлекается из 1-6 отверстий, однако большинство исполнителей делают это через 2-е, 3-е и 4-е отверстия. Бенд на вдохе через 5-е и на выдохе через 7-е отверстия технически возможен, однако его избегают, так как это приводит к быстрому износу язычков и не даёт новой ноты.

На разных отверстиях бенд на вдохе позволяет извлечь разное количество звуков:

  • через 1-е, 4-е и 6-е отверстия понижает звук на полутон, то есть можно извлечь один дополнительный звук;
  • через 2-е отверстие позволяет понизить звук на целый тон (2 полутона), то есть можно извлечь два дополнительных звука;
  • через 3-е отверстие позволяет понизить звук на малую терцию (3 полутона), то есть можно извлечь целых три дополнительных звука.
Бенд на выдохе[править]

Бенд на выдохе позволяет на отверстиях с 8-10 понизить высоту ноты на один или несколько полутонов, и извлечь ноты, недоступные в стандартной настройке инструмента.

Бенд на выдохе исполнить сложнее, чем бенд на вдохе. Начинать его осваивать лучше с 8-го отверстия, где он берётся наиболее легко. На 8-9 отверстиях бенд на выдохе понижает звук на полтона. На 10-м отверстии с помощью него возможно понизить звук на целый тон, то есть извлечь два дополнительных звука. Однако бенд на 10-м отверстии самый сложный, иногда даже профессионалам трудно контролировать его.

Оверблоу[править]

Овербло́у, или просто передувáние (англ. over — пере, blow — выдох) — усиленный выдох, дающий повышение ноты (и добавляющий инструменту ноты, не- или труднее доступные при обычных приёмах игры).

Оверблоу (перевыдох), как и овердро (перевдох), является одним из овербендов, изобретённых в конце 60-х годов Ховардом Леви. Этот термин он заимствовал у духовиков.

Оверблоу является одним из видов бенда.

Обычная диатоническая гармошка имеет два язычка в каждом отверстии — один из них звучит на вдох, а другой — на выдох. Суть оверблоу в том, что при игре на выдох язычок, который должен звучать на выдохе, блокируется, вместо него вибрирует язычок на вдох этого же отверстия. При этом появляется возможность извлекать ноты, недоступные диатонической гармошке, что увеличивает её диапазон до уровня хроматической.

Оверблоу исполняется через 1-6 отверстия, но наиболее часто используются 1-е, 4-е, 5-е, 6-е. Наиболее простым считается оверблоу через 6-е отверстие. К недостаткам оверблоу можно отнести быстрый износ язычков, даже по сравнению с бендами.

Оверблоу крайне сложен для исполнения. Во-первых, не каждая гармошка приспособлена к исполнению оверблоу (хотя её можно для этого подготовить). Во-вторых, техническая сторона этого приёма также очень непроста. Не научившись исполнять бенды на вдохе и на выдохе, не стоит пытаться осваивать оверблоу.

Овердро[править]

Овердро́ (англ. over — пере, draw — вдох) позволяет извлечь ноты, недоступные при обычных приёмах игры. Овердро является одним из видов бенда, играется на вдохе и приводит к повышению высоты звука.

Овердро, как и оверблоу, является одним из овербендов, изобретёнными в конце 60-х годов Ховардом Леви. Этот термин Ховард Леви заимствовал у духовиков, которые так называли извлечение искусственных нот, не предусмотренных строем инструмента.

Обычная диатоническая гармошка имеет два язычка в каждом отверстии — один из них звучит на вдох, а другой — на выдох. Суть овердро в том, что при игре на вдох язычок, который должен звучать на вдохе, блокируется, вместо него вибрирует язычок на выдох этого же отверстия. При этом появляется возможность извлекать ноты, недоступные диатонической гармошке, что увеличивает ее диапазон до уровня хроматической.

Овердро выполняется через 7-10 отверстия, наиболее часто из них используются 7-е, 9-е и 10-е. К недостаткам овердро можно отнести быстрый износ язычков, даже по сравнению с бендами.

Овердро крайне сложен для исполнения. Во-первых, не каждая гармошка приспособлена в исполнению овердро (хотя её можно для этого подготовить). Во-вторых, техническая сторона этого приёма также очень непроста. Не научившись исполнять бенды на вдохе и на выдохе, не стоит пытаться осваивать овердро.

Вибрато[править]

Вибрато позволяет достичь периодического изменения высоты ноты или аккорда.

В отличие от тремоло, где вибрирует громкость звука, в вибрато изменяется высота звука — возникают быстрые микробенды. Чаще всего исполняется на вдохе на 1-6 отверстиях, как и бенды на выдохе.

Вибрато делится на:

  • Вибрато языком
  • Вибрато горлом
  • Вибрато диафрагмой

Вибрато языком исполнить проще, достаточно при игре произносить звуки «йой-йой-йой». Но профессионально исполненное горловое вибрато дает более полное и богатое звучаение, чем языковое.

Горловое вибрато помогает придать вашему исполнению «профессиональное звучание» — Один из признаков того, что музыкант потратил много лет на изучение гармоники и имеет большую практику в своем ремесле.

  • Не тратьте впустую время ваших занятий — если Вы все еще не справились с исполнением отдельных нот, эффектов и бендов, то горловое вибрато не станет полезным использованием вашего времени. Как бы великолепно ни звучал этот эффект, он не важнее изучения вышеупомянутых ключевых приемов.
  • Будьте терпеливы, это потребует времени — при исполнении данного вида вибрато используются маленькие мускулы и области в горле (глоттис и эпиглоттис), которые до этого мало использовались. Для достижения совершенства может потребоваться от одного года до пяти лет. Некоторые из нас начинают развивать эти мускулы «с нуля». Звучит жестоко, но это не так. Просто для развития этих мускулов требуется время и некоторая практика в управлении этим приемом.
  • Высота звука будет изменяться — при вибрато горлом возникают быстрые микробенды, в отличие от эффекта «тремоло», при котором меняется громкость звука.
  • Обычно этот прием исполняется на вдохе — поскольку бенды делают чаще всего на вдохе, горловое вибрато обычно исполняется на тех же нотах (вдох на 1-6 отв.).
  • Вибрато языком отличается от вибрато горлом — вы можете создать эффект, похожий на горловое вибрато, произнося языком звуки «йой-йой-йой-йой». Это не так сложно, но и не дает такого полного и богатого звучания, как профессионально исполненное горловое вибрато.
  • Послушайте музыкантов, которые используют горловое вибрато — и вы будете точно знать, как оно должно звучать и где его можно применить в вашей музыке. Вот некоторые музыканты, которых стоит послушать: Paul Butterfield, Mickey Raphael (Willie Nelson Band), Lee Oskar, James Cotton, и т. д. Большинство известных блюзовых музыкантов в той или иной степени используют этот прием. Кстати говоря, харперы, которые играют быстро и используют много нот, имеют тенденцию использовать горловое вибрато меньше чем музыканты, которые играют медленно и используют меньше нот. Всех вышеназванных харперов можно найти на сайте HarmonicaLinks.com.
Технические советы[править]
  • Пробуйте начать с мягкого покашливания — создание медленного, мягкого кашляющего звука в вашем горле — первый шаг к правильному ощущению горлового вибрато. Как только у вас получится, попробуйте постепенно ускорить это движение до быстрого повторения.
  • Кашель на вдохе. — Нормальный человек кашляет на выдохе :) Однако наилучший звук можно получить на низких нотах именно на вдохе (отверстия 1-6). Поэтому, мы должны учиться делать кашляющее движение, в то время как мы вдыхаем. Сначала это может показаться странным и трудным. Поработайте над этим, и у вас все получится!
  • Эффект «пулемёта» — Если вышеупомянутая кашляющая концепция не работает для Вас, попробуйте «подражать пулемету». Сделайте первый выдох, отрывисто повторяя звук «а-а-а-а-а». Теперь попробуйте сделать то же самое на вдохе. Да, это намного труднее, и, скорее всего, у вас получатся гораздо более медленные повторения. Но постоянные занятия разовьют соответствующие мускулы и позволят увеличить скорость повторений.
Как заниматься[править]
  • Сначала занимайтесь без гармошки — в ваших интересах сначала отработать правильные движения языка и горловых мышц без гармошки от нескольких дней до нескольких недель. Если вы вдыхаете и делаете это правильно без гармошки, то вполне нормально, если вы почувствуете сухость в горле. Остановитесь, сглотните несколько раз, и затем поработайте над приемом еще некоторое время.
  • С гармошкой — попробуйте сделать вибрато на гармошке через любое из первых четырех отверстий на вдох. Прислушайтесь к миниатюрным бендам, которые создают небольшое изменение высоты ноты. Теперь пробуйте сделать бенд через отверстие 3 вниз на целый тон и удержать его. Теперь попробуйте добавить горловое вибрато, удерживая бенд. Снова прислушайтесь к миниатюрным бендам, которые немного изменяют высоту звука.
  • Пробуйте все гласные звуки — Чтобы действительно завершить развитие мускулов, которые вовлечены в исполнение горлового вибрато, занимайтесь отработкой эффекта «пулемета» со всеми гласными звуками. Начните с «а», затем попробуйте «е», «о», «у», «ай», «эй». Вы можете начать отрабатывать эти звуки на выдохе, и затем, когда почувствуете себя достаточно комфортно, перейти к отработке вдоха.

Дроп-офф[править]

Дроп-офф (англ. drop-off — падать) представляет собой быстрое скольжения по отверстиям гармоники вверх или вниз без фиксации какой-либо ноты в конце. Обычно используется в конце музыкальной фразы или риффа. Дроп-офф является прямой противоположенностью слайда.

Слайд[править]

Слайд (англ. slide — скольжение) — быстрое скольжение по отверстиям губной гармоники вверх или вниз с фиксацией последней ноты, с которой обычно начинается мелодия или рифф.

Начальная нота слайда не всегда легко различима, акцентируется лишь последняя нота слайда, с которой может начинаться новая мелодическая фигура.

Трель[править]

Трель — быстрое чередование нот двух соседних отверстий в губной гармонике. Чаще всего это 4-е и 5-е, либо 3-е и 4-е отверстия.

При выполнении этого приёма стоит обратить особое внимание на то, что двигаться должна не гармошка и руки, а голова. Хотя это противоречит всем другим приёмам звукоизвлечения на этом инструменте, это даёт преимущество при игре через микрофон — вместе с постоянным положением рук постоянным остается и уровень звука.

При медленной трели голова в буквальном смысле перемещается вправо-влево между двумя соседними отверстиями, разделяющая их перемычка должна находиться посередине рта. В случае быстрой трели голова не перемещается, а вибрирует в области перемычки.

Тремоло[править]

Тре́моло (итал. tremolo, букв. — дрожащий) — изменение громкости (высота звука не меняется) звучания ноты или аккорда путём смыкания и размыкания ладоней, образующих камеру вокруг гармоники.

Для успешного исполнения тремоло ладони рук должны образовать вокруг гармоники максимально большую и непроницаемую для воздуха камеру, примыкающую к задней стороне инструмента. Когда ладони сомкнуты, звук более тихий и приглушённый, при размыкании ладоней громкость звука увеличивается. Образно говоря, мы загоняем звук в ловушку, а затем выпускаем его на свободу. Чтобы эффект тремоло был чётко ощутим на слух, необходимо извлекать ноту или аккорд достаточно громко, чтобы была заметна разница в громкости звучания.

  1. Ivanov E. Anthology of harmonica tunings. — 2011. — С. 3. — 68 с.

ru.wikibooks.org

Губная гармоника — Википедия

Губная гармо́ника — музыкальный инструмент семейства гармоник. Представляет собой небольшой брусок со множеством отверстий сбоку. Выбор извлекаемых звуков осуществляется положением губ и языка на отверстиях, а также направлением движения воздуха на вдох или выдох.

Существуют и клавиатурные разновидности губных гармоник[1], например мелодика, на которой воздух только выдувают в канал мундштука, а звуками управляют нажатием клавиш.

Сконструирована в 1821 году берлинским мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом (1805—1864) на основе губного камертона. Имела 15 язычков. Первоначально называлась «аурой»[2][3][4] или «губной эолиной» (нем. Mundäoline)[5]. По другим источникам изобретена в 1806 году мастером Эшенбахом из Гамбурга[5].

Хроматическая губная гармоника с заслонкой изобретена немецкой фирмой Hohner[5] в начале XX века и представлена в 1912 году.

Голосовые планки гармоники Рихтера

Составные части:

  • Основание корпуса — состоит из множества продолговатых камер, располагающихся в ряд на одном или двух уровнях. Входы в камеры являются игровыми отверстиями. Основание изготавливают из пластмассы, дерева или металла.
  • Голосовые планки — две металлические пластинки с язычками, устанавливающиеся сверху и снизу основания таким образом, что в каждой её камере оказываются один или два язычка.
  • Крышки — закрывают голосовые планки и составляют внешний корпус инструмента.

Сольные губные гармоники, за исключением хроматической, являются диатоническими инструментами, то есть набор производимых ими звуков составляют ноты чаще всего мажорной гаммы в какой-либо тональности (в основном это «До мажор»). Диапазон звучания от 1 до 4 октав.

Звукоряд гармоник в тональностях от «Соль» до «Си» начинается с соответствующей ноты малой октавы, в остальных тональностях с ноты первой октавы[6]. Слово «Low» (с англ. — низкий) в названии тональности гармоники означает, что у неё пониженный на октаву звукоряд: например, звукоряд гармоники «C» начинается с ноты «до» первой октавы, а гармоники «Low C» с «до» малой октавы.

Строй[править | править код]

Распределение нот по отверстиям и направлению воздуха устанавливается каким-либо строем, из которых общепризнанными являются строй Рихтера, «Азиатский»[7] и «Соло». Их основу составляют две повторяющиеся последовательности нот (на примере гармоник в тональности «До мажор»):

Схема Описание особенности
Азиатский
Выдох Gм C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4 E4
Вдох D1 F1 A1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3 H3
Полностью соответствует общему описанию.
Рихтер
Выдох C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4 E4 G4
Вдох D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3 H3 D4
В нижней октаве на вдохе вместо нот «фа» и «ля» располагается нота «соль», которая с соседними нотами образует трезвучие V ступени (доминантовое): Соль-мажорное трезвучие G1H1D2 или его обращение D1G1H1.
Соло
Выдох C1 E1 G1 C2 C2 E2 G2 C3 C3 E3 G3 C4
Вдох D1 F1 A1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3 H3
Расположение последовательностей относительно друг друга остаётся постоянным, так как количество нот в них одинаковое. Это достигнуто повтором тоники (ноты «до») в последовательности на выдох.

В отличие от гармоник в строе «Рихтер», у гармоник с «Азиатским» и «Соло» строем в нижней октаве присутствует тоника параллельной минорной тональности (для гармоники «До мажор» это будет нота «ля»), что в определённых случаях может быть более подходящим или даже необходимым условием для исполнения мелодий в натуральном миноре. Существуют и специально настроенные в минорную тональность гармоники.

Виды[править | править код]

Гармоника Рихтера[править | править код]
Основная статья: Губная гармоника системы Рихтера

Обычно имеет 10 отверстий, в каждом из которых находится по два язычка: нижний язычок звучит на вдох, верхний на выдох. Виды строя: «Рихтер» и его разновидности. Применяя технику бендов, на некоторых язычках можно понижать ноту, на которую они настроены, от 1 до 3 полутонов.

Тремоло[править | править код]

В тремоло-гармонике (венской системы[4]) каждую ноту одновременно издают два язычка (верхний и нижний), настроенные с очень небольшой разницей в частоте колебаний, вследствие чего появляется волнообразный эффект звучания (биение, разлив[4]), как у некоторых ручных гармоник. Внешне она отличается удлинённым корпусом и большим количеством отверстий, расположенных в два ряда. Количество язычков достигает от 28 до 48 штук, на каждый из которых приходится отдельное отверстие. Виды строя[7]: «Рихтер», «Азиатский», «Соло».

«Азиатский»[7], 48 отв., схема[6]
пара отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Выдох Gм C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4 E4
Вдох D1 F1 A1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3 H3
раскладка[7]
отверстие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
выдох (+) + + + + + + + + + + + +
Верхний ряд Gм D1 C1 F1 E1 A1 G1 H1 C2 D2 E2 F2 G2 A2 C3 H2 E3 D3 G3 F3 C4 A3 E4 H3
Нижний ряд Gм D1 C1 F1 E1 A1 G1 H1 C2 D2 E2 F2 G2 A2 C3 H2 E3 D3 G3 F3 C4 A3 E4 H3
Октавная[править | править код]

В октавной гармонике венской системы все язычки находятся в отдельных камерах. Каждый звук образуют два язычка (верхний и нижний), настроенных с разницей в октаву[4].

В гармонике книтлингеновской системы язычки располагаются в камерах попарно (на вдох и выдох). Гармоника звучит интервалами в одну или две октавы[4].

Внешне отличается двумя рядами отверстий и во многих случаях дугообразной формой мундштучной стороны. Строй по Рихтеру.

«Рихтер», венской системы, 48 отв., схема[6]
пара отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Выдох C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4 E4 G4
Вдох D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3 H3 D4
раскладка
отверстие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
выдох (+) + + + + + + + + + + + +
Верхний ряд C1 D1 E1 G1 G1 H1 C2 D2 E2 F2 G2 A2 C3 H2 E3 D3 G3 F3 C4 A3 E4 H3 G4 D4
Нижний ряд Cм Dм Eм Gм Gм Hм C1 D1 E1 F1 G1 A1 C2 H1 E2 D2 G2 F2 C3 A2 E3 H2 G3 D3
Хроматическая[править | править код]

Здесь также имеется два ряда отверстий, половина которых закрыта заслонкой. Открытые отверстия образуют диатонический мажорный строй «Соло»[8] в тональности «до» или любой другой (есть и другие виды настройки). При нажатии на заслонку она сдвигается и закрывает эти отверстия, а другую их половину открывает. Открывшиеся отверстия звучат на полутон выше соответствующих закрытых, то есть если без нажатия на заслонку звуки составляют гамму «До мажор», то с нажатой заслонкой это будет гамма «До-диез мажор»[9]. При отпускании заслонки она возвращается в исходное положение. Так образуются все 12 нот в октаве хроматического звукоряда.

Хроматические гармоники бывают с клапанами (установленными на проёмы голосовых планок для предотвращения тока воздуха через неработающий язычок) и без клапанов. В гармониках с клапанами два язычка на вдох и выдох находятся в одной камере. За каждым отверстием в мундштуке располагаются две камеры (верхняя и нижняя) с четырьмя язычками. Количество отверстий в мундштуке может быть от 8 до 16, камер от 16 до 32, а количество язычков от 32 до 64 соответственно. Диапазон гармоники (в тональности «до») с 16 отверстиями начинается от ноты «до» малой октавы, а гармоники с 12 отверстиями от «до» первой октавы.

В бесклапанных гармониках каждый язычок размещается в отдельной камере. За каждым отверстием в мундштуке есть две или четыре камеры с двумя или четырьмя язычками.

Существуют хроматические гармоники без заслонки с другим порядком расположения отверстий[9].

Оркестровые гармоники используются в составе ансамбля губных гармоник для ведения басового и аккордового аккомпанемента[10].

Басовая

Состоит из одной или двух гармоник. Бывает одноголосной и двухголосной (играющей октавными интервалами). Звучит только на выдохе. Звукоряд хроматический. Варианты диапазонов[10]: Cб—Cм♯{\displaystyle \sharp }, Eк—C1.

Аккордовая

Состоит из пары двухрядных одноголосных или двухголосных (октавных) гармоник. Верхний ряд отверстий звучит на выдохе, нижний на вдохе. Отверстия сгруппированы по четыре, каждая группа составляет какой-либо аккорд. На верхней гармонике в верхнем ряду играются мажорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем ряду доминантсептаккорды. На нижней гармонике в верхнем ряду играются минорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем большие септаккорды с увеличенной квинтой (увеличенные) и уменьшённые септаккорды. Аккорды строятся на 12 нотах хроматического звукоряда от C1 до H1 (всего 48 аккордов)[11].

В медицинской системе Мичиганского университета (США) существует класс реабилитации, в котором студенты с хронической обструктивной болезнью лёгких играют на губной гармонике для улучшения своего дыхания[12].

  • Чистильщики обуви
    Витковский К.Д. 1889 г.

  • Игрок на губной гармонике
    Леветцов Д. 1963 г.
    (Эммерих-ам-Райн, Германия)

  • Отец и сын
    Хенниг Х.Д.
    (г. Франкфурт-на-Одере, Германия)

  • Горельеф на здании жилого дома в г. Вена (Австрия)
    Пикснер Ф.

  1. ↑ Мирек А. Справочник по гармоникам, 1968, с. 29—33.
  2. Мирек А.М. Справочник : Научно-исторические пояснения к схеме возникновения и классификации основных видов гармоник. — М.: Альфред Мирек, 1992. — С. 7. — 60 с.
  3. ↑ Мирек А. Из истории аккордеона и баяна, 1967, с. 20—22.
  4. 1 2 3 4 5 Мирек А. Справочник по гармоникам, 1968, с. 19—22.
  5. 1 2 3 Модр, 1959.
  6. 1 2 3 Harmonicas Tuning Charts (pdf) // Hohner
  7. 1 2 3 4 Vergleich von Tremolo Mundharmonika Stimmungen (нем.) // Seydel
  8. 1 2 3 Ivanov E. Anthology of harmonica tunings. — 2011. — С. 3, 10—11. — 68 с.
  9. 1 2 Мирек А. Справочник по гармоникам, 1968, с. 23—25.
  10. 1 2 Мирек А. Справочник по гармоникам, 1968, с. 25—26.
  11. ↑ Мирек А. Справочник по гармоникам, 1968, с. 28.
  12. ↑ When Breathing Needs a Tune-Up, Harmonica Class Hits All the Right Notes, 28-Sep-2005, University of Michigan Health System // newswise.com, 28 сент. 2005
  • Гармоника губная // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. II. — Стб. 172—173 — 567 с.
  • Мирек А.М. Губные гармоники без клавиатур и с клавиатурами // Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — С. 19—29, 29—33. — 131 с.
  • Мирек А.М. Первые губные и ручные гармоники. Губная гармоника // Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — С. 19—22, 23—26. — 195 с.
  • Модр А. Губная гармоника // Музыкальные инструменты = Modr A. Hudební nástroje / Перевод с чешского Л.А. Александровой с третьего издания 1954 года. — М.: МузГИз, 1959. — С. 169—170. — 267 с.

Энциклопедические статьи

  • Губная гармоника // Большая российская энциклопедия. Том 8. — М., 2007. — С. 124.
  • Губная гармоника // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 96—97. — 960 с.
  • Губная гармоника // Большая советская энциклопедия. 2-е изд. — М., 1952. — Т. 13. — С. 172. — 672 с. (с незначительными изменениями эта статья опубликована в Энциклопедическом музыкальном словаре 1959 года на стр. 63)

ru.wikipedia.org


Смотрите также