Как играть на глиняной свистульке с 2 дырками
Создаем традиционную свистульку из глины. Часть 2
Продолжим делать традиционную глиняную свистульку Птичку! Начало здесь >>
На прошлом мастер-классе мы сделали форму Птички. Теперь оживим ее, научив свистеть!
Для начала подготовим интрумент — необходимо заточить нашу деревянную палочку с обеих сторон, при этом широкая сторона должна остаться неизменной.
Острым концом втыкаем палочку в Птичку, как показано на фото:
Затем наклоняем палочку в сторону хвоста, выгибая один из краев:
Вынимаем палочку и срезаем выгнутый край:
Должно получится вот так. В итоге мы сделали край острым. Можно повторить эту операцию, чтобы получше заострить край:
Острый край должен разрезать поток воздуха на две половины. А воздуховод, для этого потока делается вот так:
Протыкая палочкой, мы делаем туннель для потока воздуха, который должен точно попасть на острый край для разделения:
Свистулька готова! Пробуем свистеть: если не свистит, значит поток воздуха не попадает на острый край. Хорошая свистулька приятно звучит и в сыром виде. Наша свистулька звучала прекрасно, но ради Знаний, принесем ее в жертву и посмотрим, что там внутри :)
Немного помялась, когда резал, но все же виден принцип свистка. Надеюсь, у Вас тоже получится посвистеть :) Всем Мир!
МКтехнология изготовления свистульки | Страна Мастеров
Поделиться:
инструменты для изготовления свистульки: 1-игла; 2-отрезание; 3- срезание с наружной; 4-подрезание с внутренней стороны; 5-зачистка полости; 6-пичужка; 7-штампы (слева направо: профилированная палочка, деталь корпуса шариковой ручки, крышка от тюбика зубной пасты, тонкостенная трубочка, гильза патрона строительного пистолета, зубчатое колёсико).

Муфельная печь.

Возьмём кусок приготовленного глиняного теста и придадим ему форму шара Ø 40-50мм.

Удерживая заготовку в ладони левой руки, большим пальцем правой сделаем углубление и расширим его до образования полости с толщиной стенки около 10мм.

Продолжая удерживать заготовку левой рукой, сгаживающими движениями большого пальца правой руки от себя, вытягиваем глину, одновременно поворачивая заготовку по всему периметру полости.

С помощью пичужки протыкаем в мундштуке отверстие таким образом, чтобы её конец вышел на поверхность под некоторым углом на расстоя нии 20-30мм от устья.

Осторожго вытащим пичужку, и трубкой Ø 8-10мм проткнём оверстие в полость свистка в том месте, где конец пичужки вышел на поверхность. Теперь вынимаем трубку вместе с образовавшеёся в ней глиняной пробкой, которую выталкиваем тупой деревянной палочкой.

Теперь приступим к настройке свистка. С помощью иглы срезаем слой глины с наружной и внутренней части края отверстия, образованного трубкой, таким образом, чтобы получился острый клин. При этом нужно тщательно очистить полость свистка от комочков глины с помощью иглы (см. 1). В правильно изготовленном свистке канал, образованный пичужкой, должен еаходиться напротив острия клина. Проверим звучание свистка. Для изменения тональности звука, проколим трубкой Ø 3-3 мм отверстия в полость свистка. Закрывая и открывая эти отверстия пальцами, вы услышите переливчатый свист.

Изготовив свисток, приступим к лепке символической птички. Сделаем заготовки для головы и ножек, придадим свистку форму туловища. Смазав кисточкой сопрягаемые поверхности шликером (раствором глины в воде до сметанообразного состояния), соединим детали и пальцами руки сгладим места примыканий.

Декорируем наше изделие (предварительно дав ему немножно подсохнуть) методом вдавливания в влажную глину штампиков.

До и после обжига.

Процесс изготовления игрушки-свистульки
индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии.
Предлагаю использовать сравнительно простую технологию, опробованную автором на
кружковых занятиях в условиях школы. Такие занятия приобщают детей к мировой
культуре, вырабатывают усидчивость, настойчивость, художественный вкус, развивают
моторику рук.
Нам понадобится материал,
инструменты и печь для обжига. Материал у всех под рукой (вернее под ногами),
инструмент можно легко сделать, а, если нет печи – тоже не беда: я расскажу, как без нее
обойтись. Главное иметь очень большое желание и немножко таланта.
Материал
Как и всю керамику, свистульки
делают из керамической массы (или глиняного теста). Основной состав
керамической массы – это глина. В природе она встречается очень часто различных
цветов, но, как правило, при обжиге ее цвет меняется на красный или белый.
Отсюда и название – красножгущаяся и беложгущаяся. Наибольшее распространение
имеет красножгущаяся. Это, пожалуй, самый распространенный материал на Земле.
Пласты глины часто выходят на поверхность по берегам рек, озер и склонов
оврагов. Ее можно встретить даже в городе при рытье котлованов под
строительство дома или при ремонте водопроводов. Но природную (или живую глину)
не всегда можно использовать для изготовления керамических изделий, т.к. она
часто содержит примеси: песок, мелкие камни и др. Глина, содержащая до 5%
песка, называется жирной, а до 30% - тощей. Для изготовления свистулек пригодна
глина средней жирности включающая 10-15% песка. Глина, прошедшая определенный
технологический процесс подготовки для изготовления гончарных изделий,
называется керамической массой или глиняным тестом. На промышленных предприятиях
для этих целей применяются сложные машины: шаровые мельницы, грохоты, прессы и
др. Но для приготовления ее в небольших количествах можно воспользоваться
упрощенной технологией. Вот ее основные этапы:
1.
Накопать глину в карьере заступом.
Предварительно небольшой ком этой глины нужно обжечь и убедиться, таким образом,
в пригодности месторождения.
2.
Разложить комки на чистой поверхности и
высушить.
3.
Измельчить молотком и удалить механические
примеси (камешки, щепки, былинки и др.).
4.
Растворить измельченную массу в ведре с водой
(одна часть глины и три части воды). Тщательно размешать раствор мутовкой.
5.
Дать отстояться до тех пор, пока в нижней части
осядут более тяжелые частички (песок и камешки), а в верхней – осветленная
вода. Осторожно слейте воду.
6.
Вычерпать глину (средний слой) и поместить ее в
гипсовую ванну (можно и в ведро, но процесс замедлится).
7.
Высушить до консистенции густого теста
(перестанет прилипать к рукам).
8.
Произвести перемин глины для удаления пузырьков
воздуха.
9.
Проверить качество: скатать валик Ø 15-20 мм и
медленно его согнуть пополам. Если в месте перегиба не будет трещин или их
мало, из такой массы можно делать свистульки.
10.
Готовый материал поместить в полиэтиленовый
пакет и надежно его закрыть. В таком состоянии он может сохраняться несколько
месяцев. В подсохнувшую массу добавляют немного воды и переминают.
Мои советы: если Вы хотите сделать
всего лишь несколько свистулек, попытайтесь из доступной Вам глины, не
подвергая ее вышеописанной обработке. Бывают такие месторождения, в которых
сама природа это сделала. А если не
получится, тогда уж попытайтесь подготовить сами. Есть и другие способы приобретения материала:
можно достать в предприятиях, изготавливающих керамические изделия, на кирпичном
заводе, в кооперативе, у народных мастеров - гончаров и т.д. На Западе есть магазины, в которых можно приобрести
керамическую массу для любых изделий.
Наверное, можно ее покупать и в интернет - магазинах.
Инструменты и
приспособления.
Основные
инструменты при лепке – это руки мастера. Но потребуются и специальные. К ним
относится игла, пичужка, трубочки и штампики.
Игла
служит для подрезания и отрезания материала, а так же для извлечения из полости
свистка лишних кусочков глины. Рабочей частью служит не только острие, но и
стержень. Ее можно сделать из стальной проволоки Ø1,5-2 мм. Опытные мастера
используют для этих целей иглу от медицинского шприца.
Пичужка
– это палочка из твердой породы древесины. Служит для протыкания канала в
мундштуке.
Трубки
служат для протыкания отверстий в полость свистка. Нам понадобится одна тонкая
Ø 3-4 мм (можно использовать стержни от шариковых ручек) и другая, более
толстая, Ø 8-10 мм (делают из вышедших из строя зонтиков, телескопических
антенн телевизоров и радиоприемников и
других бросовых предметов ,имеющих тонкостенные трубочки).
Штампики
служат для декорирования методом вдавливания в сырую глину. В качестве них
используют крышки тюбиков от зубной пасты, гильзы патронов строительного
пистолета, детали корпусов шариковых ручек, деревянные палочки с концами
различной геометрической формы и другие предметы.
Еще
понадобятся подкладные доски, на которых располагают материал, инструменты и
выполняют работы по лепке. Их можно изготовить из пластмассы или древесины,
пропитанной горячей олифой.
Печь для обжига.
Обжигать свистульки можно в муфельной печи, которой обычно
оснащаются школьные мастерские. Хорошо, если она снабжена прибором контроля
температуры нагрева. Есть и специальные печи для обжига керамических изделий,
управляемых компьютером. В этих печах задается программа этапов обжига и далее
она автоматически ее выполняет. Стоят такие печи очень дорого. Их можно
приобрести через интернет- магазины. Но, если у Вас нет даже муфельной печи, а
свистульку сделать очень хочется, можно поэкспериментировать: попытаться обжечь
в костре, духовке или газовой плите. Качество, конечно, не то, но вполне
прилично. И, в крайнем случае, свистульку можно только высушить. Она становится
довольно прочной, хорошо свистит, но разрушится от попадания воды.
Внимание! Электрическая печь для обжига должна иметь защитное заземление. Нужно
соблюдать осторожность при обжиге, т.к. корпус печи, особенно в области дверцы,
нагревается до высокой температуры. Разгрузку печи делать только после полного
ее остывания.
Лепка и декорирование
свистульки «Птичка»
См. изображения и пояснения 3
– 10
Сушка.
Перед обжигом изделие нужно хорошо высушить. Недостаточно
или неправильно высушенное изделие может лопнуть или треснуть. Для сушки его
ставят на полку таким образом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Процесс
длится 3-5 суток (в зависимости от температуры окружающей среды и массы
изделия). Высушенная свистулька приобретает характерный серый цвет и
определенную прочность.
Обжиг.
Обжиг – это последняя и самая ответственная операция. Ошибки
при обжиге приводят к неисправимому браку: трещинам, сколам, обугливанию и др.
Существует много способов обжига, но для школьных условий наиболее подходящим
является в муфельной печи.
Необходимо учитывать, что даже после длительной сушки в
изделии содержится небольшое количество влаги. При интенсивном нагревании
образуются газы, которые могут разорвать его. Поэтому, процесс обжига состоит
из нескольких этапов: предварительный нагрев (до температуры около 200
градусов), выдержка, последующий нагрев до 900 градусов и остывание вместе с печью.
После обжига свистулька приобретет цвет кирпича.
Свистулька – славянский сувенир и оберег
Примитивно вылепленная, раскрашенная словно неумелой детской рукой, обожжённая в русской печи глиняная фигурка могла, по убеждению древних славян, совершать чудо - вызывать дождь и управлять ветром. В засушливую пору, когда земля изнемогала от жары и отсутствия влаги, наши прапрадеды обращались за помощью к этому нехитрому артефакту.
Свистульки на Руси изготавливали повсеместно. Археологи утверждают, что первые обрядовые образцы, представлявшие с собой простые глиняные катышки с дырочками, относятся еще к 8 веку до нашей эры. Позднее свистульки приобрели форму птицы – более приспособленную для прохождения воздуха и, соответственно, свиста.
Этот древний талисман изготавливали и в форме забавных округлых барашков, невероятных лошадей с тремя ногами, бычков и оленей с развесистыми рогами и даже в виде фантастических персонажей, соединяющих в себе черты человека, животного или птицы. Традиционными у гончаров-ремесленников считались свистульки, изображавшие мифологических птицу Сирин (женщину в кокошнике с телом птицы) и Полкана (бородатого мужчины в кафтане с телом коня).
Сегодня мы воспринимаем свистульку как старинную детскую забаву, а в старые времена наши предки свято верили в чудодейственное значение свистульки как талисмана, способного вызывать дождь во времена засухи. Весной даже проводился специальный ритуальный праздник, под названием «свистопляска», в котором свистулька играла центральную роль. Люди приветствовали пробуждение молодого светила мелодичным звуком свистулек и народными гуляньями. Они верили, что свист, который рождался внутри фигурки, вылепленной руками мастера по всем канонам, обладает магическими свойствами – он действует в таком же звуковом диапазоне, что и звуки ветра, вот почему ветер и прилетает на зов свистульки.
Кроме того, такого тонкого свиста боятся темные силы, представляющие опасность для жилища. Не зря в старые времена детишкам давали для развлечения свистеть в петушков да барашков: чем чаще кто-то дует в свистульку, тем крепче защита дома.
И, кстати, именно благодаря этому весеннему славянскому обряду развилась в широко известный народный промысел знаменитая дымковская игрушка. Изначально ее целью было поставлять главный атрибут для «свистопляски».
Если Вам понравилась статья, оцените ее, поделитесь со знакомыми посредством социальных сетей нажав кнопку ниже, а обсудить все интересные моменты как всегда можно на нашем форуме Долина удачи или соц сетях Добро пожаловать!
Распространение приветствуется, со ссылкой на страницу с оригинальной статьей.
Лепка из глины свистульки "Конь"

1. Делаем заготовку для свистка. Берем глиняный шарик, делаем в нем углубление пальцем. Обминаем глину вокруг пальца, получая что-то вроде большого наперстка. Вытягиваем мундштук свистка. Оставляем подсушить на 30 минут.

2. Намечаем будущее отверстие. Берем немного подсохшую заготовку для свистка и надеваем на палец, чтобы представить где заканчивается внутренний объем. Стекой намечаем размеры будущего отверстия свистка, это должен быть прямоугольник примерно 5х10мм (в зависимости от размеров всей свистульки, это отверстие может быть больше или меньше).

3. Прокалываем отверстие в свистке. Для этого нужно приготовить палочку от мороженного, одна сторона её должна быть заточена на конус и заострена. Вначале прокалываем прямоугольное отверстие, а затем под особым углом (угол наклона показан на фото) нужно проколоть отверстие, в которое нужно будет дуть. Делаем это аккуратно, подчищая глиняные заусенцы и разглаживая поверхность глины.

4. Заостряем виндвей. Чтобы образовался свист, поток воздуха должен попадать на острую кромку - виндвей. Стекой нужно срезать глину так, чтобы придать форму острого клина, той части свисткового устройства, куда будет попадать воздушный поток.

5. Настраиваем свисток. Аккуратно подчищаем глиняные заусенцы, разглаживая поверхность глины как снаружи, так и внутри свисткового устройства. Нужно добиться, чтобы воздушный поток точно попадал на виндвей, иначе свиста не будет! Для этого возможно придется подвигать виндвей, чтобы найти его нужное положение (стекой аккуратно нужно приподнять или опустить виндвей).
6. Проверяем будет ли звучать свисток. Если посмотреть в отверстие, в которое дуют играя на свистульке, то прямо напротив должна находится острая кромка виндвея, рассекающая воздушный поток. Она будет видна как горизонтальная полоса (на фото указанно красной стрелкой). Если виндвей не виден, значит нужно продолжить настраивать свисток, вернувшись к этапу №5. Чтобы услышать звук на данном этапе выполнения свистульки, нужно плотно закрыть рукой отверстие, которое будет присоединяться к туловищу фигурки-свистульки (но не закрывайте отверстие винвея), и сильно дунуть в отверстие, которое направляет поток воздуха (на фото оно указанно красной стрелкой).

7. Раскатываем пласт для туловища свистульки. Глина раскатывается скалкой на целлофане или ткани, чтобы она не прилипла к столу. Толщина пласта 5-8 мм. в зависимости от размеров свистульки. Вырезаем из пласта овал - заготовку для туловища.

8. Делаем туловище. Пласт сворачивается наподобие "вареника" и тщательно склеивается шов. Внутри остается полая камера - резонатор. В зависимости от размеров резонатора свистулька будет звучать по разному. Маленькая свистулька звучит "звонче" (высокий звук), а большая звучит "басом" (низкий звук). Придаем нужные очертания туловищу, поправляя форму "вареника" стекой. Приклеиваем ноги, шею и голову из других кусочков глины и по месту выправляем, добиваясь гармоничности пропорций.

9. Присоединяем свисток. Выбираем место расположения свистка на туловище игрушки, обычно это хвост. Намечаем и вырезаем отверстие в туловище игрушки по размеру свистка. Тщательно приклеиваем свисток и проверяем звучание. Если свисток деформировался во время приклеивания, исправьте его как указывалось на этапе №5. Теперь можно проколоть отверстия в туловище игрушики-свистульки для изменения тона звучания, обычно 2-4 шт. Во время игры на свистульке, их зажимают пальцами, а затем периодически открывают получая звуковые "трели". В завершении добавляем мелкие детали и украшаем орнаментами игрушку-свистульку.

10. Обжиг и роспись. Изделие должно медленно высохнуть, положите его в прохладное место, накройте целлофаном (это может занять времени около недели). Когда изделие высохнет, его можно обжечь в муфельной печи при температуре 900 градусов. Но свистулька будет играть и без обжига, только будет менее прочной. Дальше можно выполнить роспись. В домашних условиях для этого подойдут акриловые краски, темпера, гуашь (в гуашь добавьте немного клея ПВА). Перед росписью изделие можно немного отшлифовать наждачной бумагой.
Следующий мастер-класс >
Свистулька. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам
Народные свистульки используются по всему миру — в Латинской Америке, Китае, Африке, восточной Европе и других местах. Во многих культурах свистулька считается детской игрушкой, в Европе она распространилась в этом качестве в середине XIX века.
Название «окарина» применяется как ко всему семейству свистковых флейт, так и к конкретной разновидности, изобретённой Джузеппе Донати в 1853 году и используемой в классической музыке; её также называют «классическая окарина».
К окаринам относят древнейшие инструменты — свистульки, которые имели разнообразную окраску и специальное свистковое устройство и три-четыре игровых отверстия, дающее различные звуковые комбинации. В глубокой древности эти примитивные инструменты сопровождали разнообразные обряды и праздники.
Свистулька «Утица». Карачунская игрушка. Мастер: Людмила Дедова Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0В России свистульки изготовлялись повсеместно как народный инструмент — знаменитые абашевские, карачунские, дымковские, жбанниковские, хлудневские и филимоновские свистульки, но выполняли больше сувенирно-декоративные функции, обладали достаточно ограниченным диапазоном.
Основную массу изделий мастеров составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи.
Форма и техника игры
Большинство окарин имеют околосферическую форму, классическая окарина — яйцеобразную, однако известны окарины самых разных форм и с разным количеством отверстий для пальцев.
У окарин часто встречается мундштукообразный выступ, завершающийся отверстием для вдувания воздуха. При игре на окарине поток воздуха направляют на относительно острый край отверстия, благодаря чему воздух начинает вибрировать и издаёт звук.
Свистулька. Хлудневская игрушка. Мастер: Полубинская Татьяна Путеводитель по русским ремеслам, CC BY-SA 4.0Особенностью окарины является зависимость высоты звука исключительно от площади отверстий: ввиду конструкции инструмента при игре не важен порядок их открывания, если они одинакового диаметра. Два отверстия равного размера могут производить три ноты (оба закрыты, одно открыто, оба открыты), если они имеют разный размер, то количество нот увеличивается до четырёх.
Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий и издают сразу несколько звуков. Обычно окарина не может играть один и тот же звук через несколько октав на той же комбинации пальцев, как другие музыкальные инструменты.
Свистулька «Всадник». Карачунская игрушка. Мастер: Дедова Людмила Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0Окарины без отверстий или с одним отверстием, использующиеся только в утилитарных целях (охота, сигнализирование) обычно называют свистками. Благодаря небольшому размеру свистульки часто подвешивают на шнурках как медальоны.
История
Простейшие свистковые флейты изготавливали из крупных семян, орехов, раковин моллюсков, костей и овощей, например, тыкв. Самая древняя разновидность окарины — китайский керамический инструмент сюнь, самые ранние известные сюни относятся к IV тысячелетию до нашей эры (однако очень вероятно, что более ранние экземпляры просто не сохранились), к XVIII веку нашей эры количество отверстий в ней достигло шести.
В Африке распространены деревянные, тыквенные и другие растительные ромбообразные окарины с 2—3 отверстиями, на них, в частности, играют пастухи; в Новой Гвинее их обычно изготавливают из глины, в доколумбовой Центральной Америке количество отверстий в окаринах сильнее варьировалось, от 1 до 4 и более. В густой тропической сельве с помощью окарины, которую подвязывают на верёвку и раскручивают рядом с собой, путешественники дают знать о себе окружающим.
Свистулька «Гармонист на поросенке». Карачунская игрушка. Автор: Галина Котельникова Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0Современную окарину изобрёл итальянский мастер, изготавливавший музыкальные инструменты, Джузеппе Донати. Его керамическая окарина с 10 отверстиями настраивалась под европейскую нотную шкалу. Инструмент Донати назвал «гусёнком» по сходству формы с гусиным клювом. Донати гастролировал по Италии с ансамблем из родного Будрио, игравшим на окаринах. Некоторые исполнители впоследствии вернулись в Будрио и заложили существующую и в XXI веке традицию изготовления там окарин.
Позднее в Германии появились фарфоровые свистковые флейты, также для производства окарин в Европе употреблялся металл. С появлением пластмассы её тоже начали использовать при изготовлении этого инструмента. Окарина Донати имела два ряда
Глиняная свистулька
В статье - фотографии с одной из выставок глиняной свистульки, которые регулярно проводятся в разных уголках в нашей стране и в других странах тоже. С какой именно выставки - уже точно сказать не могу, фото у меня в архиве уже давно находятся.
История глиняных игрушек-свистулек насчитывает уже тысячелетия. В самой глубокой древности звучащие глиняные изделия служили средством общения и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Позже свистульки утеряли сакральный смысл и превратились в детскую игрушку, в своеобразный музыкальный инструмент. Когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям.
Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок"). Ее глиняный, фаянсовый или фарфоровый корпус яйцевидной или сигарообразной формы имеет до десяти отверстий для изменения высоты звуков в регистрах от сопрано до контрабаса. К окаревидным инструментам относятся всякого рода керамические свистульки в виде птичек, рыбок, раковин и т.д. Так в Английском языке свистулька это – Penny Whistle, во Французском – Sifflet.
Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом. На потеху ребятишкам делали игрушку-свистульку, в которой варьировались традиционные мотивы русской народной игрушки: всадники, птицы, барышни.
Благодаря различному акустическому строению существует три основных группы свистулек: сосудообразные (распространены на всех континентах), фигуры со свистком, который находится не в самом сосуде, а в его подставке (Португалия, Испания, Майорка, Мексика), водяные свистульки-«соловьи», конструкция которых остается неизменной при всем разнообразии форм по всему миру (Болгария, Румыния, Чехия, Финляндия, Латвия и т.д.), и глиняный музыкальный инструмент - окарина (Россия, Белоруссия, Болгария).
Очень необычны китайские и японские свистульки. До сих пор глиняные фигурки используются в Китае в культовых практиках - ставятся возле дверей или у домашних и храмовых алтарей.
Свистульки часто лепили в виде вещей птицы счастья Сирин, которую в рукописных книгах или же в росписях бытовых предметов всегда изображали с женской головой. Так родовые и племенные знаки, древние языческие верования о магической охраняющей силе свиста, символический образ птицы счастья слились воедино.
Почему свистит свистулька?![]()
В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха.
В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки (см. рисунок). Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.
Фото глиняных свистулек
Конспект занятия по лепке из глины "Свистулька"
Тема: Лепка птички - свистульки.
Тип занятия: введение нового материала
Цель: продолжать знакомить детей с лепкой традиционных игрушек русского народа – птичка - свистулька.
Задачи:
предметные:
- познакомить с понятием « камера» в лепке;
- учить лепить птичку с натуры способом «груша» из цельного куска глины, передавать ее формы, пропорции и характерные детали;
- учить видеть выразительность формы игрушки;
личностные:
- продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек;
метапредметные:
- развивать эстетический вкус; развивать мелкую моторику;
- воспитывать интерес к быту и обычаям России.
Используемые методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (показ приёмов и способов лепки, демонстрация иллюстраций на экране), практический (практическая работа).
Используемые технологии: здоровьесберегающая (пальчиковая гимнастика, физкультминутка), информационно- коммуникативная (презентация).
Материалы и оборудование: глина, влажные губки, салфетки, ёмкости со шликером, кисточки или палочки для шликера, доски для лепки; ноутбук.
Дата:12.10.2016г.
Ход занятия
II.Организационная часть
Игра с цветными лентами. У каждого ребенка цветная лента (всего три цвета – красный, желтый и зеленый). По первому сигналу (один свисток) дети идут по кругу с высоко поднятыми руками. По второму сигналу (два свистка) дети идут гусиным шагом. По третьему сигналу (три свистка) дети с желтой лентой встают первыми. За ними дети с красной лентой, последними - дети с красной лентой.Получаются «паровозики» состоящие из трех человек с разными лентами.
II.Основная часть
Рассказ педагога (сопровождается презентацией)
Свистульки - утушки на Каргополье были самыми распространенными и любимыми детворой игрушками. Лепили их к шумным ярмаркам, где взрослые и дети играли в веселые игры, как мы с вами сегодня. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой немудреный товар каргопольские гончары.
Глиняные свистульки в наше время - это большая редкость, даже не детская игрушка, а реликвия из глубины веков. Мастера - свистуличника встретишь сегодня едва ли не реже, чем мастера-гончара, которых тоже единицы. А когда-то в каждом городе и поселке обязательно была гончарная мастерская, которая обеспечивала жителей посудой всех возможных форм. В дни обжига, когда мастерам нужно было следить за печами-горнами и не отвлекаться надолго, они лепили из остатков глины забавные фигурки - игрушки и свистульки для своих детей. Много веков назад у наших предков свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А суеверие "не свисти - денег не будет" - это всего лишь миф, который выдумали во времена борьбы с язычеством, пытаясь отучить народ от языческих привычек.
Рассматривание птички – свистульки.
Сейчас мы рассмотрим самые известные свистульки - дымковские, каргопольские, филимоновские. Чем же они отличаются друг от друга? Филимоновская игрушка - это свистулька, у которой есть самостоятельный образ в виде птицы или какого-нибудь зверька. Петушок и курочка самые популярные персонажи лепки свистулек. Свисток расположен у курочки, с помощью двух дырочек можно исполнять даже небольшую мелодию, или издавать приятные трели. Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.
Белые фигурки филимоновской игрушки горят основными цветами росписи: желтым, красным, зеленым. Старинная филимоновская игрушка расписывалась только красным и зеленым, а желтоватый цвет имела сама глина после обжига. Дымковская глиняная игрушка. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Раскрашивают игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшают игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц обычно самодельные, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи глаз. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знают мастерицы, в каких только комбинациях не дают! И завершающий штрих – мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам – на гребешки (слайды).
Игра «Определи игрушку на карточке»
Раздаются карточки с изображением игрушек разных ремесленных центров. Задание: объединится по группам происхождения игрушки.
Введение понятия «камера». Камера – это полое пространство внутри фигурки.
Поэтапный показ лепки свистульки
Простейшие свистульки лепят совсем так, как хозяйки делают пельмени. Катают глиняный шарик, раскатывают лепешку, складывают пополам, и птичья основа свистульки готова. Корпус – основу свистульки снизу дополняют двумя маленькими шариками, примазывают их – это коротенькие ножки. Остается вылепить головку. Сверху оттягиваем глину и сгибаем. Вытянуть плоский клюв, можно слепить утку, завернув хохолок и приделав гребень – петуха или курочку. На боках свистульки можно сделать дополнительные отверстия – и тогда на ней можно сыграть нехитрую мелодию. Лепим сам свисток в хвосте птички: прорезаем снизу небольшую прямоугольную канавку, вставляем палочку, со срезанным концом, налепляем небольшую пластинку, заглаживаем, убираем палочку, делаем скос в 45% с двух сторон канавки, можно свистеть. (слайды)
Самостоятельная работа учащихся
Индивидуальная помощь педагога
Пальчиковая гимнастика
«Птенчики в гнезде»
Улетела птица-мать
Малышам жуков искать. (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Ждут малютки-птенцы
Мамины гостинцы. (Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде)
«Птичек стайка»
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка. (При назывании птицы — загибать пальчики на руке)
Эта птичка - соловей, эта птичка - воробей.
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Эта - зяблик, это - стриж, это - развеселый чиж.
Ну, а это - злой орлан.
Птички, птички, по домам! (Сжать пальчики в кулачки)
III. Заключительная часть
Анализ работ.
Обсуждение (что нового узнали, чему научились)
Рефлексия (что получилось, что понравилось)
Уборка рабочего места.
ОТЗЫВ
на занятие в детском объединении «Мастеровые»
педагога дополнительного образования
муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования «Детско- юношеский центр» станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Солодовниковой Елены Николаевны
Дата: 12.10.2016
Тема: «Лепка птички - свистульки»
На занятии проводилась работа по обучению лепке фигурки птички способом «груша» из цельного куска глины. Учащиеся учились передавать ее формы, пропорции и характерные детали и видеть выразительность формы игрушки.
Кабинет, в котором проводятся занятия детского объединения, соответствует санитарно-гигиеническим нормам: просторное, хорошее освещение и звукоизоляция, что сохраняет зрительные и слуховые органы. В своей работе педагог широко применяет здоровьесберегающие технологии обучения, которые предполагают правильную посадку за столом. Во время занятия применялись упражнения, направленные на здоровьесбережение учащихся, такие как: пальчиковая гимнастика, физминутка.
Обстановка во время занятия комфортная, доброжелательная. Ребята настроены на восприятие материала и активно работают. Учебную цель занятия педагог выражает конкретно, четко и лаконично. Тема занятия соответствует программе и календарно-тематическому плану. Задачи, поставленные педагогом соизмеримы с индивидуальными возможностями каждого учащегося, его физиологическим развитием и способностями.
Солодовникова Е.Н. владеет методикой обучения лепке, грамотно использует теоретические знания, умело применяет их на практике. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы.
Учитель начальных классов НОШ №40 ____________ Ветрова Т.В.
ОТЗЫВ
на занятие в детском объединении «Мастеровые»
педагога дополнительного образования
муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования «Детско- юношеский центр» станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Солодовниковой Елены Николаевны
Дата: 12.10.2016
Тема: «Лепка птички - свистульки»
Занятие проведено методически правильно. Педагог представила образцы птичек - свистулек, учила правильно формировать камеру для свистка, в доступной форме познакомила с технологией изготовления птички. На всех этапах занятия учащиеся были вовлечены в активную мыслительную, творческую деятельность. На занятии педагогом оказывалась индивидуальная помощь учащимся, у которых не все получалось.
Комфортная обстановка, созданная педагогом, помогла творческой работе учащихся. Наглядные и практические методы помогли эффективно провести занятие. Использовались игры: малой подвижности «Игра с цветными лентами», дидактическая «Определи игрушку на карточке». Мотивация и индивидуальный подход создали ситуацию успеха.
Занятие оставляет благоприятное впечатление своей профессиональной грамотностью, доброжелательным тоном в общении с учащимися. В структуре занятия чувствуется грамотный подход. В соответствии с уровнем сложности заданий меняется темп занятия, он соответствует возрастным и индивидуальным возможностям учащихся. В практической части занятия учащиеся показали хороший уровень теоретических знаний и практических умений. Большое внимание уделено технике безопасности работы на занятии. Пальчиковые игры «Птичек стайка», «Птенчики в гнезде», физкультминутка позволили учащимся оптимально использовать свои силы и не перегружаться. Задания хорошо продуманы, доступны; учащиеся осознанно воспринимают указания педагога, правильно выполняют учебные задания.
Тема занятия раскрыта. Цель и задачи занятия достигнуты.
Методист МБОДО ДЮЦ ________________________ М.А. Авакян
Технология изготовления свистульки | Страна Мастеров
Запись в Стране мастеров
1. Инструменты для изготовления свистульки: 1-игла; 2-отрезание; 3- срезание с наружной; 4-подрезание с внутренней стороны; 5-зачистка полости; 6-пичужка; 7-штампы (слева направо: профилированная палочка, деталь корпуса шариковой ручки, крышка от тюбика зубной пасты, тонкостенная трубочка, гильза патрона строительного пистолета, зубчатое колёсико).











Процесс изготовления игрушки-свистульки
индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии.
Предлагаю использовать сравнительно простую технологию, опробованную автором на
кружковых занятиях в условиях школы. Такие занятия приобщают детей к мировой
культуре, вырабатывают усидчивость, настойчивость, художественный вкус, развивают
моторику рук.
Нам понадобится материал,
инструменты и печь для обжига. Материал у всех под рукой (вернее под ногами),
инструмент можно легко сделать, а, если нет печи – тоже не беда: я расскажу, как без нее
обойтись. Главное иметь очень большое желание и немножко таланта.
Материал
Как и всю керамику, свистульки
делают из керамической массы (или глиняного теста). Основной состав
керамической массы – это глина. В природе она встречается очень часто различных
цветов, но, как правило, при обжиге ее цвет меняется на красный или белый.
Отсюда и название – красножгущаяся и беложгущаяся. Наибольшее распространение
имеет красножгущаяся. Это, пожалуй, самый распространенный материал на Земле.
Пласты глины часто выходят на поверхность по берегам рек, озер и склонов
оврагов. Ее можно встретить даже в городе при рытье котлованов под
строительство дома или при ремонте водопроводов. Но природную (или живую глину)
не всегда можно использовать для изготовления керамических изделий, т.к. она
часто содержит примеси: песок, мелкие камни и др. Глина, содержащая до 5%
песка, называется жирной, а до 30% - тощей. Для изготовления свистулек пригодна
глина средней жирности включающая 10-15% песка. Глина, прошедшая определенный
технологический процесс подготовки для изготовления гончарных изделий,
называется керамической массой или глиняным тестом. На промышленных предприятиях
для этих целей применяются сложные машины: шаровые мельницы, грохоты, прессы и
др. Но для приготовления ее в небольших количествах можно воспользоваться
упрощенной технологией. Вот ее основные этапы:
1.
Накопать глину в карьере заступом.
Предварительно небольшой ком этой глины нужно обжечь и убедиться, таким образом,
в пригодности месторождения.
2.
Разложить комки на чистой поверхности и
высушить.
3.
Измельчить молотком и удалить механические
примеси (камешки, щепки, былинки и др.).
4.
Растворить измельченную массу в ведре с водой
(одна часть глины и три части воды). Тщательно размешать раствор мутовкой.
5.
Дать отстояться до тех пор, пока в нижней части
осядут более тяжелые частички (песок и камешки), а в верхней – осветленная
вода. Осторожно слейте воду.
6.
Вычерпать глину (средний слой) и поместить ее в
гипсовую ванну (можно и в ведро, но процесс замедлится).
7.
Высушить до консистенции густого теста
(перестанет прилипать к рукам).
8.
Произвести перемин глины для удаления пузырьков
воздуха.
9.
Проверить качество: скатать валик Ø 15-20 мм и
медленно его согнуть пополам. Если в месте перегиба не будет трещин или их
мало, из такой массы можно делать свистульки.
10.
Готовый материал поместить в полиэтиленовый
пакет и надежно его закрыть. В таком состоянии он может сохраняться несколько
месяцев. В подсохнувшую массу добавляют немного воды и переминают.
Мои советы: если Вы хотите сделать
всего лишь несколько свистулек, попытайтесь из доступной Вам глины, не
подвергая ее вышеописанной обработке. Бывают такие месторождения, в которых
сама природа это сделала. А если не
получится, тогда уж попытайтесь подготовить сами. Есть и другие способы приобретения материала:
можно достать в предприятиях, изготавливающих керамические изделия, на кирпичном
заводе, в кооперативе, у народных мастеров - гончаров и т.д. На Западе есть магазины, в которых можно приобрести
керамическую массу для любых изделий.
Наверное, можно ее покупать и в интернет - магазинах.
Инструменты и
приспособления.
Основные
инструменты при лепке – это руки мастера. Но потребуются и специальные. К ним
относится игла, пичужка, трубочки и штампики.
Игла
служит для подрезания и отрезания материала, а так же для извлечения из полости
свистка лишних кусочков глины. Рабочей частью служит не только острие, но и
стержень. Ее можно сделать из стальной проволоки Ø1,5-2 мм. Опытные мастера
используют для этих целей иглу от медицинского шприца.
Пичужка
– это палочка из твердой породы древесины. Служит для протыкания канала в
мундштуке.
Трубки
служат для протыкания отверстий в полость свистка. Нам понадобится одна тонкая
Ø 3-4 мм (можно использовать стержни от шариковых ручек) и другая, более
толстая, Ø 8-10 мм (делают из вышедших из строя зонтиков, телескопических
антенн телевизоров и радиоприемников и
других бросовых предметов ,имеющих тонкостенные трубочки).
Штампики
служат для декорирования методом вдавливания в сырую глину. В качестве них
используют крышки тюбиков от зубной пасты, гильзы патронов строительного
пистолета, детали корпусов шариковых ручек, деревянные палочки с концами
различной геометрической формы и другие предметы.
Еще
понадобятся подкладные доски, на которых располагают материал, инструменты и
выполняют работы по лепке. Их можно изготовить из пластмассы или древесины,
пропитанной горячей олифой.
Печь для обжига.
Обжигать свистульки можно в муфельной печи, которой обычно
оснащаются школьные мастерские. Хорошо, если она снабжена прибором контроля
температуры нагрева. Есть и специальные печи для обжига керамических изделий,
управляемых компьютером. В этих печах задается программа этапов обжига и далее
она автоматически ее выполняет. Стоят такие печи очень дорого. Их можно
приобрести через интернет- магазины. Но, если у Вас нет даже муфельной печи, а
свистульку сделать очень хочется, можно поэкспериментировать: попытаться обжечь
в костре, духовке или газовой плите. Качество, конечно, не то, но вполне
прилично. И, в крайнем случае, свистульку можно только высушить. Она становится
довольно прочной, хорошо свистит, но разрушится от попадания воды.
Внимание! Электрическая печь для обжига должна иметь защитное заземление. Нужно
соблюдать осторожность при обжиге, т.к. корпус печи, особенно в области дверцы,
нагревается до высокой температуры. Разгрузку печи делать только после полного
ее остывания.
Лепка и декорирование
свистульки «Птичка»
См. изображения и пояснения 3
– 10
Сушка.
Перед обжигом изделие нужно хорошо высушить. Недостаточно
или неправильно высушенное изделие может лопнуть или треснуть. Для сушки его
ставят на полку таким образом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Процесс
длится 3-5 суток (в зависимости от температуры окружающей среды и массы
изделия). Высушенная свистулька приобретает характерный серый цвет и
определенную прочность.
Обжиг.
Обжиг – это последняя и самая ответственная операция. Ошибки
при обжиге приводят к неисправимому браку: трещинам, сколам, обугливанию и др.
Существует много способов обжига, но для школьных условий наиболее подходящим
является в муфельной печи.
Необходимо учитывать, что даже после длительной сушки в
изделии содержится небольшое количество влаги. При интенсивном нагревании
образуются газы, которые могут разорвать его. Поэтому, процесс обжига состоит
из нескольких этапов: предварительный нагрев (до температуры около 200
градусов), выдержка, последующий нагрев до 900 градусов и остывание вместе с печью.
После обжига свистулька приобретет цвет кирпича.
Мастерим простой свисток-окарину из глины
МАСТЕРИМ СВИСТОК-ОКАРИНУ СВОИМИ РУКАМИ
Материалы:
- Две деревянные палочки от мороженого
- Нож-макетник
- Наждачная бумага
- Глина (полимерная или обычная, с последующим обжигом)
Мундштук-воздуховод может быть легко вылеплен на конце корпуса или как часть окарины. Вам нужно скосить кончик деревянной палочки от эскимо, чтобы сделать ее эффективным режущим инструментом (рисунок 1). Используйте заточные инструменты или обработайте его наждачной бумагой на плоской поверхности.
Рис. 1 Заточите кончик палочки ножом или наждачной бумагой.
Рис.2 Форма мундштука имеет прямоугольную форму с небольшим конусом от задней стенки к передней. Стенки должны быть достаточно толстыми, чтобы вставить палочку для устройства воздуховода.
После того, как вы сделали корпус, нужно вылепить мундштук приблизительно 2,5 см в ширину и 2 см толщиной и 3 см в длину. Он должен иметь подквадратные стороны и слегка сужаться от задней стенки к передней (рисунок 2).
Рис.3 Осторожно вставьте палочку с легким давлением, чтобы создать воздуховод. Будьте осторожны, следите, чтоб палочка проходила через мундштук параллельно верхней и нижней поверхностям мундштука.
Используйте медленное равномерное давление.
Рис.4 В то время, пока первая палочка находится на месте, используйте другую скошенную палочку, чтобы вырезать отверстие.
Отверстие вырезается на нижней стороне окарины, и оно должно быть расположено как раз внутри внутренней части стенки корпуса. Сделайте отверстие квадратным и удалите небольшой кусочек глины. Сделайте чистые, квадратные надрезы на всех четырех сторонах. Далее, развернув скошенный край палочки вниз, сделайте квадратный надрез под углом 45 °, двигаясь в направлении мундштука. Нажимайте на палочку, пока она не достигнет другой палочки. Ваша цель состоит в том, чтобы создать острую скошенную кромку на стороне, самой дальней от отверстия мундштука. Эта острая кромка разделяет воздух из воздуховода и создает звук.
Рис.5 Приложите мундштук к губам и проведите тестовый свист. Если окарина свистит, вы можете завершить свой инструмент путем размещения отверстий для пальцев на корпусе окарины или не вовсе не делать отверстий.
Тщательно проверьте свисток на звук (рисунок 5). Если нет свиста, снова вставьте палочку в воздуховод и проверьте остроту скоса. Посмотрите в воздуховод на просвет. Вы должны увидеть скошенный край прямо в середине воздуховода. Если вы его не видите, снова вставьте палочку в воздуховод окарины на столе с плоской стороной вниз. Нажмите вниз на корпус и мундштук, чтобы гарантировать выравнивание. Удалите палочку и перепроверьте звук.
Создаем традиционную свистульку из глины. Часть 1
Сделаем традиционную глиняную свистульку Птичку!
Форма Птички, которую будем лепить, наверное, самая древняя и является основой для разных свистулек. Так же и метод лепки уходит в глубь веков. Нам понадобятся: глина, палочка от мороженого и емкость с водой:
Глины берем столько, сколько приятно держать в закрытой руке. Далее кусочку глины предаем форму шарика, нажимая пальцами и заглаживая все щели на поверхности:
Теперь ребром ладони, начиная с середины, легко постукивая, расплющиваем наш шарик в лепешку. При этом лепешку периодически поворачиваем с одной стороны на другую, не меняя направления:
Не меняйте направление ладони, чтобы получился овал:
Теперь нам понадобится вода. Мокрыми пальцами мочим нашу лепешку только с одной стороны!
Теперь сгибаем лепешку по короткой стороне, мокрой поверхностью внутрь, и соединяем внахлест один из уголков. Вот так:
Продолжаем дальше соединять края, теперь внахлест в другую сторону:
Соединяем оставшиеся края, снова внахлест, чтобы получился такой вот пельмень:
Теперь берем нашу палочку от мороженого и, намочив ее, затираем трещенки, которые появились на поверхности после сгибания:
Чтобы придать нашей птичке гладкую форму, берем ее, как показано на рисунке, и, слегка нажимая, раскатываем места соединений, делая их плавными. Внутри птички воздух, который создает упругость и давлением разглаживет стенки:
В итоге должно получиться как-то так:
Теперь выбираем какая сторона будет перед, а какая зад. Там, где зад, отрезаем немного, для будущего свистка:
А где перед — сжимаем пальцами — и получается клювик!
Вот так, готова наша будущая свистулька. Ура! Пусть постоит минут 15, и продолжим делать свисток. Про то, как заставить птичку свистеть, я расскажу в следующем мастер-классе. Если вы решите сделать перерыв более, чем на 15 минут, то заверните птичку в полиэтиленовый пакет, чтобы она не засохла.