Как играть на гитаре пальцем


Как играть на гитаре боем правой рукой

Те, кто только учится играть на гитаре часто спрашивают, как играть боем правой рукой? Каким боем играть ту или иную песню? Они хотят быстро и самостоятельно освоить аккомпанемент – и это по сути хорошо. Это первый шаг в освоении гитары, но когда-нибудь будет и второй, и третий. А пока... Вот наш неофициальный совет по любительскому исполнению песен.

Предисловие. Читать обязательно!

Данная статья не является ни уроком Академии Гитары, ни даже рекомендацией к обучению. В учебном курсе Академии Гитары аккомпанирование приемом разгеадо (а именно так называется то, что в любительской среде получило название "бой") изучается во втором семестре, только после изучения важных подготовительных аспектов музыкальной теории и приобретения навыков практической игры на гитаре.

Однако мы видим, что на всех гитарных форумах вопросы про "бой" появляются с регулярной частотой. И это хорошо! Значит, люди хотят научиться играть на гитаре. Все начинают с песен, просто некоторые идут дальше и учатся играть по-настоящему. Но это бывает позже.

Плохо лишь, с нашей точки зрения, то, что в ответ на свой вопрос человек слышит, что играть на гитаре проще простого, вот есть "гитарный бой", зажимаешь так аккорды, вот так бьешь по струнам – и все. Это либо объяснение такого же гитариста-любителя, недалеко ушедшего от примитивных аккордов, либо сознательная попытка не слишком затруднять себя обучением настоящей игре на гитаре.

Однако мы понимаем, что все равно будут находиться те, кто хочет освоить игру аккордами "с нуля", и все равно будут те, кто скажет: "Это очень просто. Бери гитару и бей по струнам так..."

Поэтому мы и решили: если уж человек и захочет осваивать гитару сам, и сразу с игры "боем" на гитаре, пусть у него будет хотя бы толковое описание того, как можно научиться играть быстро, здесь и сейчас.

Что ж, отвлечемся от высокого искусства и вернемся к истокам – научимся играть на гитаре боем. Урок-факультатив по дворовому исполнению ваших любимых хитов начинается...

* * *

 

Содержание:

  1. Виды боя и их обозначения
  2. Удар по струнам сверху-вниз
  3. Удар по струнам сверху-вниз с глушением
  4. Удар по струнам снизу-вверх
  5. Пример игры боем и его запись

 

Виды боя и их обозначения

Техника игры ударами по струнам была выработана испанскими гитаристами; правильное название этого приема – "разгеадо". Существует более 100 видов разгеадо, в развитии этого приема игры особо преуспела гитара фламенко. Техника игры разгеадо в классическом ее понимании используется так или иначе почти во всех стилях гитарной музыки.

Например, посмотрите, как использованы удары по струнам приемом разгеадо в превосходном переложении Вячеслава Шувалова музыки из фильма Пираты Карибского моря для фингер-стайл гитары!

Играет Вячеслав Шувалов:

Вы можете так же красиво, эффектно и виртуозно научиться играть на гитаре, если пройдете курс обучения в Национальной Академии Гитары!

Но если Вы пока хотите лишь прикоснуться к азам гитарного искусства и научиться гитарному аккомпанементу аккордовым боем, мы расскажем о том, что это такое и как он играется на гитаре.

Именно в любительской среде возник термин "игра боем", или "гитарный бой". Такое название получило исполнение, при котором правая рука ударяет сверху вниз или снизу вверх по всем или почти всем струнам одновременно. Удары по струнам делаются в определенном ритме. Левая рука при этом "ставит аккорды" на грифе, то есть прижимает струны так, чтобы, когда они звучат все вместе, получался какой-либо аккорд. Потом левая рука ставит следующий аккорд, а правая повторяет тот же "бой", то есть тот же ритмический рисунок из ударов по струнам. Научиться этому не сложно даже тому, кто впервые взял гитару в руки.

Мы разберем только принцип игры правой рукой, и только один вид гитарного "боя", один ритмический рисунок, которым можно сыграть аккомпанемент почти ко всем популярным песням.

Пример ритма в формате mp3: здесь (142 кБ)

Для этого нам нужно будет освоить три отдельных движения правой рукой:

- удар сверху вниз по струнам
- удар сверху вниз с глушением
- удар снизу вверх по струнам

 

Почему удар сверху вниз обозначили стрелкой вверх? Струны гитары принято изображать в "перевернутом" виде, верхняя струна (шестая, самая толстая) снизу, а нижняя (первая) – сверху. Гитарист, когда держит гитару в руках, или если положит ее на колени, видит ее именно таким образом. Поэтому на рисунках нарисованы шесть "перевернутых" струн гитары, и направление удара по ним. Кстати, аналогично расположены ноты на нотном стане: низкие – внизу, высокие – вверху.

 к содержанию ↑

 

Удар по струнам сверху-вниз

Удар сверху вниз по струнам может исполняться и одним, и несколькими пальцами правой руки. Кисть начинает движение над шестой струной. Старайтесь извлекать звук в основном за счет поворота кисти: в момент соприкосновения с шестой струной кисть слегка отклонена вверх, а после "удара" по струнам направлена вертикально вниз. Рука (предплечье) также движется вниз, помогая извлекать звук, локоть неподвижен.

 

 к содержанию ↑

 

Удар по струнам сверху-вниз с глушением

Удар сверху вниз по струнам с глушением делается аналогично, только сразу после удара по струнам нужно прижать их ладонью. Движение кистью такое же, как в прошлый раз, в начале звукоизвлечения кисть слегка отклоняется вверх, потом пальцы скользят вниз по струнам, кисть разворачивается вниз и одновременно вы опускаете кисть на струны, практически не давая им звучать. Обратите внимание на положение кисти после удара:

 

 к содержанию ↑

 

Удар по струнам сниз-вверх

Удар снизу вверх – это даже не удар. Вы возвращаете кисть на место, одновременно проводя подушечками пальцев снизу вверх по струнам. Палец как бы "гладит" струны, двигаясь вверх. При этом все же постарайтесь, чтобы фаланга пальца при скольжении стояла перпендикулярно струнам (или как можно ближе к этому положению), тогда звук будет более акцентированным. При движении вверх не пытайтесь скользить по всем шести струнам, 3-4 нижних струны будет достаточно.

 

 к содержанию ↑

 

Пример игры боем и его запись

Теперь переходим собственно к "игре боем". Давайте рассмотрим как пример одну схему боя.

Сам ритмический рисунок можно услышать в звуковом файле MP3 (это та же ссылка, что и выше), или вот в этом midi. Не обращайте внимания на конкретные аккорды и ноты, важно уловить сам ритм.

А вот как его играть:

На нашей схеме темно-красные точки снизу грифа – это т.н. "тики", четвертые ноты. Если вы будете отбивать темп ногой, или используете метроном, то каждая точка – это удар метронома или ноги.

Получается такой ритм: вниз – (пауза) – вниз c глушением – вверх – (пауза) – вверх – вниз c глушением – вверх.

Дальше повторяем тот же ритм.

* * *

Как я уже писал, с помощью такого нехитрого приема можно сыграть аккомпанемент для большинства песен. Варьируйте ритмический рисунок для разных произведений, попробуйте не глушить струны – получится еще один вариант боя. Попробуйте делать удар вниз большим пальцем, а вверх не "бить" по струнам, а извлекать звук классическим способом, цепляя струны пальцами. Вариантов много. Но все схемы боя построены, в принципе, всего на трех движениях: удар вниз, удар вверх и глушение.

Предвосхищая вопрос о том, каким "боем" играется такая-то песня, отвечаю.

Профессиональные гитаристы и музыканты на концертах и в альбомах не играют "боем"; по крайней мере не играют так, как играют аккомпанемент любители, то есть ударяя по струнам гитары от начала композиции и до ее конца.

Да, многие любят изображать игру на гитаре на сцене, размашисто пролетая по струнам правой рукой, но в большинстве случаев это игра на публику. Звук от такого "аккомпанемента" вообще может быть вырезан или очень сильно ослаблен. Послушайте внимательно записи, и в большинстве случаев вы не услышите гитарного "боя". А если и услышите, то скорее всего это будет ритмический рисунок, который играется на электроаккустической (реже электро-) гитаре с сильным глушением; в результате от гитары слышен лишь "хрустящий", отрывистый металлический звук ударяемых струн, но не звук самой гитары.

Поэтому на вопрос, каким вариантом гитарного "боя" играть ту или иную песню, ответ простой: слушайте ритм песни, придумывайте "бой" с похожим ритмическим рисунком. Это если хотите сыграть хоть как-то. А если хотите играть хорошо – учитесь музыке, научитесь настоящему гитарному искусству!

Успехов, и любите гитару!

De Niss

www.aguitar.ru

Как играть правой рукой

При игре на гитаре правая рука защипывает струны или ударяет по ним.

Для того, чтобы получить наиболее хороший звук, нужно дёргать струны перпендикулярно, а не под углом.

Cуществует основное правило: никакого сильного напряжения в правой руке.

Если при игре вы почувствуете тяжесть или боль в правой руке, то необходимо устранить ошибки и изменить положение руки на такое, при котором напряжение не накапливается.

Локоть руки кладется на кромку выпуклой части корпуса гитары таким образом, чтобы он полностью распологался за кромкой, а кисть и запястье повисали около струн на расстоянии 5 сантиметров. Кисть должна находиться в положении, как если бы вы держали яблоко, а пальцы лежали на струнах.


Игра перебором:

При игре перебором обычно большой палец извлекает звук на 6, 5 и 4 струне.
3 струну играет указательный палец,
2 — средний,
1 — безымянный.
Мизинец правой руки не используется.


Подготовительное упражнение для Перебора 1

Цель упражнения подготовить мышцы пальцев к игре перебором.

Первый шаг:
Большим пальцем играем 6, 3, 2, 1, 2, 3, 6 струны - эту последовательность играем 4 раза, запоминаем в какой последовательности дергать струны первого перебора.

Второй шаг:
Теперь басовую 6 струну играет большой палец, остальные струны перебора 1 играем указательным пальцем. 6 струна - большой палец, 3, 2, 1, 2, 3 - указательный, 6 струна большой палец. Повторяем эту последовательность - четыре раза, также запоминаем последовательность струн первого перебора.

Третий шаг:
Басовую 6 струну играет большой палец, остальные струны перебора 1 играем средним пальцем руки. 6 струна - большой палец, 3, 2, 1, 2, 3 - средний, 6 струна большой палец. Повторяем эту последовательность - четыре раза, также запоминаем последовательность струн первого перебора.

Четвертый шаг:
Басовую 6 струну играет большой палец, остальные струны перебора 1 играем безымянным пальцем. 6 струна - большой палец, 3, 2, 1, 2, 3 - безымянный, 6 струна большой палец. Повторяем эту последовательность - четыре раза, также запоминаем последовательность струн первого перебора.


Перебор 1 «Шестёрка»

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

МЕНЮ РАЗДЕЛА


www.guitarmusic.ru

тренировка "щипка" и большого пальца, на гитаре

Упражнение на гитаре для пальцев обеих рук!

Приветствую всех тех, кто недавно начал учиться играть на гитаре! Предлагаю вам очень полезное упражнение для пальцев  обеих рук. Я уже выкладывал ранее упражнения  для левой руки. А тут сразу два в одном — двойная польза!  А выглядит оно так:

Правой рукой нужно все время играть щипком струн:

бас-(3+2+1)->бас-(3+2+1)— и так повторять…

Только  басовые струны, как правило,  должны каждый раз чередоваться. То есть, меняем либо ноту струны либо дергаем другую. Это отличная практика для большого пальца.  Особенно, если еще при этом на него не смотреть.   Басовые струны будем извлекать в зависимости от аккорда и положения пальцев левой руки.
Основной упор конечно пойдет на левую руку, так как кроме зажатия  аккордов мы будем учиться активно работать мизинцем и безымянным пальцами. А теперь перейдем к делу!

Последовательность аккордов и извлечение басовых и нижних струн:

1.

На аккорде Am извлекаем:

— 5-ю открытую струну -> затем 3 нижних

— 5-ю на 2-м ладу (средним п.) -> 3 нижних

— 5-ю на 3-м ладу (мизинцем) -> 3 нижних

— 4-ю на 2-м ладу (средним) -> 3 нижних

— 4-ю на 3-м ладу (мизинцем) -> 3 нижних

И движемся в обратном порядке… Так 2 раза…

__

_

2.

Без паузы переходим на Dm (зажимаем его так, чтобы безымянный палец был свободным) и извлекаем:

— Пустую 4-ю -> 3 нижних

— 5-ю на 3-м ладу (безымянным)-> 3 нижних

_____

_____

_____

___

___3.

 Также без паузы переставляем пальцы на аккорд Hm7-5 и извлекаем:

— 5-ю на 2-м ладу-> 3 нижних

— 4-ю на 3-м ладу-> 3 нижних

Повторяем все начиная с аккорда Dm…

__

___

4.

Не останавливаясь переходим на заключительный аккорд E и играем:

— 4-ю струну на 2-м ладу (безымянный в аккорде)-> 3 нижних

— открытую 4-ю -> 3 нижних

— 5-ю на 3-м ладу (безымянным)-> 3 нижних

— 5-ю на 2-м ладу (средний)-> 3 нижних

И повторяем эти 4 пункта еще раз.

_

__Таким образом получиться довольно ритмичная мелодия!

Для начала важно просто сыграть это все без ошибок, а значит медленно. Потом можно ускориться, чтобы улучшить свой навык!

Для наглядного примера записал видео данного упражнения, с пояснением:

Успешных  занятий!

ЛУЧШИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ГИТАРЕ!

nagitaru.ru

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГИТАРЫ! Упражнение -1

Упражнение -1

Напутствия:

— Обыгрывайте упражнение тщательно и чисто! Не ленитесь!
— Играйте под метроном! Эффективность в итоге вас приятно удивит. Для начала, можно играть под 40 bpm (ударов/мин.).
— После стабильного и уверенного проигрывания увеличивайте темп на 10-20 bpm.
— Если вы действительно хотите развить пальцы левой руки, то обязательно соблюдайте все вышеописанное!

Перейдем от слов к делу:

Упражнение играется четырьмя пальцами левой руки, поэтому и называется «1-2-3-4».
Начинать нужно с верхней — шестой струны.
Зажимаем ее указательным пальцем на первом ладу и извлекаем звук, затем не убирая его, кладем на второй лад той же струны средний палец — извлекаем звук, оставляем также его на месте, далее зажимаем струну на третьем ладу безымянным пальцем— извлекаем звук, и замыкает цепочку мизинец — на 4 ладу.

После этого снимаем все пальцы и повторяем действия, но уже со второго лада (все той же шестой струны), и так каждый раз сдвигаясь на один лад поднимаясь вверх по грифу до 12 лада:

Почему пальцы должны быть прижатыми, а не отрываться после извлечения звука?

В будущем это поспособствует эффективной игре на высоком темпе.

Дойдя до 12 лада, движемся в обратном направлении до первого лада. Первым будет уже мизинец, а замыкать — указательный. Оставлять прижатыми пальцы теперь не нужно. Не сложно догадаться почему…

Думаю, что общая картина упражнения вам уже ясна.

В итоге: проиграв на шестой струне снизу-вверх и сверху-вниз, вернувшись на первый лад, опускаем указательный палец на пятую струну и проделываем все тоже самое, потом на четвертой — третьей-второй и первой струнах.  Это и будет финишем данного упражнения.

Что касается правой руки:

во время всего упражнения действуют попеременно два пальца: указательный-средний-указательный-средний- и т.д.  Если вам удобнее использовать безымянный вместо среднего, то действуйте им. Лично мне удобнее первым вариантом.
А медиатором играть следует переменным штрихом: сверху-вниз и снизу-вверх- и так далее…

Особенности при игре медиатором:

работать нужно только запястьем, но не всей рукой. Эта ошибка возникает после усталости кисти. Поэтому периодически делайте паузы и встряхивайте хорошенько обе руки. Со временем при постоянных тренировках выносливость пальцев рук заметно вырастит, тем самым вдохновит вас продолжать развитие своей техники игры!

Усердных тренировок!

  УПРАЖНЕНИЕ — 2 >>>

МЕТРОНОМ — ОНЛАЙН

nagitaru.ru!

nagitaru.ru


Смотрите также