Как играть на гитаре октавами
их описание и особенности расположения
Расположение октав на грифе гитары отличается от фортепианного. На клавиатуре пианино находится полных — семь, неполных — две. На гитаре количество октав составляет четыре.
Расположение на грифе гитары
Музыкальным интервалом, охватывающим семь ступеней диатонического звукоряда, называется октава. После последней ступени начинается повтор, но уже на другой высоте звучания, который может быть выше или ниже в два раза. Зависит от того, где берется звук.
На заметку! Обозначается восьмеркой и является основой построений аккордов, гамм и арпеджио. Позволяет обогатить композицию и в сольной партии интересно обыграть тональности.
Часто в музыке стиля рок один из гитаристов начинает исполнять прогрессию октавами. Например, песня Spiders, исполняемая группой System Of A Down — один из наглядных образцов наилучшего использования.
Позиции для различных участков становятся универсальными от их метода нахождения на грифе инструмента. Построение октавы от 5 или 6 струнки основано на зажатии необходимой ноты, и затем через одну, струнку, находящуюся правее на 2 лада от взятого звука — октава от шестого лада 6 струнки считается восьмым ладом 4 струнки и т. д. С 5 строение происходит идентичным образом.
Внимание! Для построения от четвертой и третьей струны, используется схожая структура, но звук находится через три лада — октава 5 лада 4 струны располагается на восьмом ладу 2 струнки.
Также показанные схемы могут использоваться при помощи сдвижения в левую или правую стороны нот, находящихся в одном ладу:
- неполных;
- бемольных;
- диезных.
Виды октав на гитаре
Октавы на грифе могут быть:
- По Гельмогольцу. Обозначения применяются в сборниках по музыке на русском языке: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
- Предложенное акустическим сообществом Америки, где субконтроктава обозначается первой, контроктава — второй, и по такой же схеме идет дальнейшее пронумерованное обозначение.
На грифе инструмента имеются следующие октавы:
- Первая. Располагается в середине звукоряда. Буквенные обозначения пишутся маленькой буквой. С правой стороны в верхней части находится цифровая нумерация 1.
- Вторая. Находится выше первой. Имеет такое же буквенное название. Цифровое обозначение сверху 2.
- Третья. Лежит выше второй. Повторное буквенное изображение и цифра три.
- Малая. Находится ниже первой. Пишется с маленькой буквы. Не имеет цифровой нумерации: c, d и другие или «до», «ре» и т. д.
Малая октава
Самая низко расположенная, которая находится на струнах басового регистра. Целиком не представлена. Нота «Ми» — самый низкий звук, находящийся на шестой струнке. Самая высокая представлена нотой «Си», лежащей в 7 ладу.
Первая октава
Охватывает третью часть грифа инструмента. За исключением первой, включает все струны.
Вторая октава
Захватывает шесть струн гитары. Она берет начало от звука «До» (С) 20 лада и завершается на первой струне нотой «До» (С) восьмого лада.
Третья октава
Считается самой высокой. Состоит из 1, 2, 3 струн. Нота, позиция которой является самой высокой — звук «Соль» (G), расположенный на 20 ладу.
0 | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | XVII | XVIII | XIX | XX | |
1 | E | F | G | A | H | C | D | E | F | G | A | H | |||||||||
2 | H | C | D | E | F | G | A | H | C | D | E | F | G | ||||||||
3 | G | A | H | C | D | E | F | G | A | H | C | D | |||||||||
4 | D | E | F | G | A | H | C | D | E | F | G | A | |||||||||
5 | A | H | C | D | E | F | G | A | H | C | D | E | F | ||||||||
6 | E | F | G | A | H | C | D | E | F | G | A | H | C |
Цифровое обозначение по левой стороне — струны. Римскими обозначениями показаны лады. Ячейки с пустотами — от основных нот производные.
Латинские обозначения нот:
- С — «ля»;
- D — «ре»;
- E — «ми»;
- F — «фа»;
- G — «соль»;
- A — «ля»;
- H — «си».
Цветовое обозначение октав на струнах для легкости восприятия:
- первые — серый цвет;
- вторые — голубой цвет;
- третьи — желтый цвет;
- малые — зеленый цвет.
В схеме наблюдается конкретное закономерное расположение. Октавой выше расположен двенадцатый лад — является повтором нот.
Теперь, зная, как располагаются на грифе гитары октавы, становится легче играть и выучивать музыкальное произведение. Заучивать их нет необходимости, главное — понять принцип строения. Применение октав позволяет расширить границы мелодических композиций, создавая богатое звучание.
Какие октавы на грифе гитары? Шпаргалка для новичков.
Наверное, каждый гитарист задавался этим вопросом в начале своего пути. В отличие от фортепиано ноты на гитарном грифе располагаются немного по-другому, что сказывается и на расположении октав на грифе. Так происходит потому что способы формирования звука у этих инструментов очень отличаются. Так же различается и количество октав, которые может использовать музыкант. Так на клавишах пианино расположены 7 полных октав и 2 неполных, а на грифе гитары всего 4.
Схема расположения нот и октав на грифе гитары
(изображение кликабельно)
На схеме можно заметить одну закономерность, а именно что все ноты повторяются после 12 лада. Однако эти ноты звучат уже на октаву выше.
Немного о самих октавах
Весь диапазон звуковых частот, которые может слышать человек делят на октавы. Октавой называется музыкальный интервал, в котором звуки отличаются по частоте в 2 раза, т.е. частота высокого звука в 2 раза больше частоты низкого. Человеческое ухо воспринимает такие звуки как почти одинаковые.
Так же в мире октавы на гитаре могут называться двумя способами:
- По Гельмгольцу. Этот способ используется в русскоязычной музыкальной литературе. Названия октав: субконтроктава, контроктава, большая малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
- Способ 2, который предложило в 1939г. Американское акустическое общество. В этом случае субконтроктава имеет название нулевой, а контроктава называется первой и так далее по номерам.
что это, как играть, аппликатуры
Квинтаккорд – это аккорд, состоящий из тоники и квинты. Яркий представитель семейства пауэр-аккордов. В силу особенностей своего строения – устойчивый интервал, совершенный консонанс – мощно звучит на электрогитаре с эффектом искажения звука (дисторшн, овердрайв). Используется и на акустической гитаре, но даёт другую окраску звучания, и тоже с немалым зарядом музыкальной энергии.
Квинтаккорды – первооснова тяжёлых стилей: от хард-рока до дэт-метала, блэк-метала. Их можно услышать в блюзе, блюз-роке, фьюжн.
Квинтаккорды для гитары – что это в определении гитарной аранжировки, как играть, строить и находить на грифе, их история – далее подробно в статье. В помощь для занятий – примеры из тем Metallica, Slayer, AC/DC и других рок-групп, упражнения для отработки этой аккордовой техники.
Буквенно-цифровое обозначение
Обозначение квинтаккорда состоит из двух элементов:
- тоника (основной тон) – название ноты большой латинской буквой;
- 5 – цифра «5», указывающая на квинту (пятая ступень).
Например: A5 – квинта от ля, F5 – от фа и т.д., F#5 – фа-диез.
Примечание. В обозначении квинтаккорда не указывается его качество – мажор или минор. Допустим, если Am (ля минор) – A5, Dm – D5 и для A (ля мажор) – A5, D (ре мажор) – D5 и т.д. Так как в состав этих аккордов не входит терцовый тон. Окраску мажорного или минорного звучания квинте с дисторшн может придавать вокальная партия, вторая гитара или клавишные с полными аккордами (включающими 1, 3, 5, 7 ступень + надстройки), солирующий инструмент (в зависимости от используемой гаммы).
Аппликатуры
Квинты на гитаре на 6 и 5 струне в такой аппликатуре: тоника на 6-ой струне (основной звук аккорда) и через лад от тоники на 5 струне квинта.
Для F5: (1) тоника F – 6 стр., I лад первый пальцем (указательным), квинта С – 5 стр., III лад четвёртым пальцем (мизинцем).
Теперь рассмотрим, как правильно зажимать квинты:
- поставьте пальцы на гриф согласно аппликатуре;
- постарайтесь ребром указательного пальца и частично мизинцем приглушить струны (слегка прикоснитесь), которые не участвуют в аккорде; это поможет избавиться от призвуков на открытых струнах при включённом дисторшн.
- удар медиатором только по струнам, на которых звуки аккорда (по 6 и 5 струне).
Есть ещё разновидность квинтаккорда: к тонике и квинте добавляется октава. Получается не два, а три звука: тоника повторяется через октаву.
Аппликатура на примере аккорда F5: тоника (F) – на 1 ладу шестой струны, квинта (С) – на 3 ладу пятой струны (третьим пальцем), октава (F) – на 3 ладу четвёртой струны (четвёртым пальцем).
Такой вариант пауэр-аккорда звучит сочней, насыщенней.
Тоника + квинта:
Тоника + квинта + октава:
Квинты на 5 и 4 струне, на 4 и 3 струне играются в такой же аппликатуре, как и на 6 и 5 струне. Немного отличается вариант аккорда с октавой на 4, 3 и 2 струнах. F5 играется так: тоника (F) – на 3 ладу 4 струны + квинта (С) – на 5 ладу 3 струны + октава (F) – на 6 ладу 2 струны.
Как играть аккорд F (фа мажор) на баррэ читайте в этой статье.
Квинтаккорды для гитары с использованием открытых струн имеют другую аппликатуру. Рассмотрим основные аккорды в открытой позиции:
Примечание. В гитарных сетках и на фото показываются аппликатуры на 3 звука: тоника + квинта + октава. На их основе можно сделать и вариант на два звука: достаточно убрать верхний звук (октаву) в аппликатуре или делать удар медиатора только по двум струнам (тонике и квинте).
E5 (ми): открытая шестая струна, первым пальцем прижать 5 и 4 струну на втором ладу.
Вторая аппликатура E5 (на октаву выше): вторым пальцем – второй лад на четвёртой струне, подушечкой второго пальца приглушить третью струну, 2 и 1 струна – открытые; удар медиатором по первым четырём струнам (3-я не звучит).
A5 (ля): 5-ая струна открытая, 4 и 3 стр. прижаты на втором ладу указательным пальцем; остальные струны не звучат.
G5 (соль): третьим пальцем – третий лад на шестой струне, подушечкой третьего пальца приглушить пятую струну; 4 и 3 стр. – открытые.
D5 (ре): 4-ая струна – открытая, первым пальцем – 3-ю струну на втором ладу, вторым – 2-ю струну на третьем ладу; 6, 5 и 1 струны не звучат.
Упражнения
Чтобы быстрей освоить квинты на гитаре, изучите эти упражнения.
Упр. №1: квинтаккорды от каждой ноты ми минорной гаммы, последовательно в восходящем и нисходящем движении.
Аудиотрек (с гитарой):
Для занятий (бас + барабаны):
Табы и ноты:
Упр. №2: аккорды на 1 и 3 доли такта восьмыми, по стилю имеет определённую схожесть с куплетом темы Revelations группы Iron Maiden.
Добивайтесь отрывистого звучания: 2 и 4 доли паузы. После второго удара по аккорду приглушивайте струны: левая рука – отжать пальцы от струн, но не убирать с аккорда, аппликатура сохраняется; правая рука – ребро ладони на все струны. В аппликатурах с открытыми струнами (E5, A5) для приглушения действия левой руки немного другие: нужно отжать аккорд, положить 2, 3 и 4 пальцы на струны.
С гитарой:
Бас + барабаны:
Табы и ноты:
История
Первые эксперименты с пауэр-аккордами начались ещё в 50-х гг. прошлого века. Основоположники техники power chords – блюзовые гитаристы, принимавшие участие в записи треков на Sun Records:
Willie Johnson в песне Howlin’ Wolf’s «How Many More Years» (запись 1951):
Pat Hare в песне James Cotton’s «Cotton Crop Blues» (запись 1954):
И это, разумеется, было только начало….
В 1957 гитарист Scotty Moore делает оригинальное интро пауэр-аккордами в забойной теме Элвиса Пресли под названием «Jailhouse Rock»:
Табы и ноты вступления Jailhouse Rock:
В 1958 г. Link Wray записывает инструментальную композицию «Rumble» с пауэр-аккордами. Сложно переоценить влияние этой темы на роковый мейнстрим.
Доказательство тому – эмоции Джимми Пейджа (Led Zeppelin), когда он слушает «Rumble»:
В 1964-ом, группа The Kinks записала песню «You Really Got Me» с риффом из квинт аккордов.
Табы и ноты интро «You Really Got Me»:
Позже технику power chords подхватили и развили The Who, King Crimson’s, Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath и другие группы, играющие хард-рок, панк.
Таблица аккордов
В таблице представлены все квинтаккорды для гитары на басовых струнах (тоника на 6, 5 и 4 струне). В гитарных сетках аппликатуры на три звука: тоника + квинта + октава. Но их без особого труда можно переделать на чистую квинту (тоника + квинта): нужно лишь убрать октаву (верхний звук аккорда).
Совет! Список можно использовать как справочник на начальном этапе изучения power chords.
Ещё примеры из тем
После разбора аппликатур, упражнений самое время узнать, как играть квинты на гитаре из известных рок-композиций.
Примечание. В некоторых темах используется пониженный строй. Чтобы сыграть аккорды под аудиозапись необходимо перенастроить гитару, как указано перед табами. Но можно сыграть гитарную партию и в стандартном строе, без аудиотрека, под метроном.
Metallica – Whiplash
Оригинальное интро на одном аккорде E5. Преддверие скоростных трешевых риффов. Заметьте, к аппликатуре добавляется ещё один звук – тоника на октаву ниже (открытая шестая струна).
Amorphis – Warriors Trial
Размеренные, тяжёлые пауэр-аккорды в пониженном строе создают характерную думовскую атмосферу.
Если хотите сыграть вместе с оригинальной аудиозаписью, настройте гитару на два тона ниже. Первая струна – нота до (C).
Примечание. Чтобы аккорды хорошо звучали при таком пониженном строе, нужно использовать струны потолще. Комплект не меньше «десятки» (в дюймах толщина 1-ой струны – .010).
Death – Infernal Death
Зловещее вступление от Чака Шульдинера. Протяжные квинты как предисловие: задают дэт-металовский риффовый мейнстрим.
Строй – на тон ниже:1 струна – D.
Slayer – Spill The Blood
Перебор интро усиливается квинтами. Мрачная, злая последовательность аккордов.
Гитару нужно настроить на полтона ниже: 1 струна – Eb.
Scorpions – Still Loving You
Красивый аккомпанемент квинтами в припеве баллады. Они отлично контрастируют с гитарными переборами в куплете.
Candlemass – Epistle No. 81
От праотцов дума – эпичная баллада с протяжными гитарными партиями на квинтах.
AC/DC – Live Wire
Да, это определённо провод под напряжением. Хотите подключиться к столпу хард-роковой энергии – сыграйте эти аккорды.
Metallica – For Whom The Bell Tolls
Хроматические ходы квинтами. Классно звучит и полезное упражнение для развития техники power chords.
Megadeth – This Was My Life
Мощный акцентированный трэшевый рифф. Проработайте ритмические рисунки сначала медленно. Играйте отрывисто. Обязательно выдерживайте паузы.
Iron Maiden – The Ides of March
Фрагмент из инструментальной композиции от классиков британского хеви-метала. Здесь есть быстрые переходы с аккорда на аккорд. Придётся как следует позаниматься. Начинайте разучивать в медленном темпе.
Хотите ещё поиграть риффы на квинтах — откройте эту статью.
Советы по изучению, применению квинтаккордов
- Осваивая аппликатуру, не просто заучивайте постановку пальцев, а запоминайте и звуки, входящие в состав аккорда, их расположение на грифе. В скором времени вы сможете быстро находить нужную квинту, не заглядывая в гитарные сетки.
- Попробуйте сыграть любимые песни пауэр-аккордами, которые вы играли обычными аккордами. Это отличная практика: отрабатывается техника, приобретается навык построения аппликатур. Подобные переложения несложно делать самостоятельно.
- На первых этапах освоения power chords изучайте несложные риффы в медленном и среднем темпе. Если не получается сыграть в оригинальном темпе, сыграйте медленно, потом постепенно добавляйте «обороты».
- Поэкспериментируйте с мелодиями: играли на одной струне, а теперь сыграйте квинтаккордами. Это тоже интересно.
- В собственных аранжировках продумывайте аппликатуру квинт. Если, к примеру, нужно сыграть E5 на 7 ладу, а потом идут аккорды С5 и B5, их можно взять на 6 и 5 струне, соответственно, на 8 и 7 ладу; то есть рядом с первым аккордом без «перескакиваний» по грифу. Но это, конечно, не строгое правило, а рекомендация. Всё зависит от темы, последующих аккордов, дополнительных мелодических линий и пр.
Успехов! Плодотворных занятий по освоению квинтаккордов на гитаре!
Самоучитель игры на гитаре/Урок 2 — Викиучебник
В этом уроке вы узнаете о аккордах и табулатурах, и их обозначениях. Узнаете немного теории и расположении нот на грифе гитары. И вы узнаете, как запоминать названия аккордов (до мажор, до минор и т. п.) и читать их.
Аккорд[править]
Аккорд – это одновременное звучание нескольких звуков. Говоря простым языком, аккорд — это когда левой рукой на грифе зажато несколько струн. Для простоты аккорды обозначают латинскими буквами, иногда с добавочными символами: D, C, Cb, G#.
Вот пример аккорда:
Это схематичное изображение грифа гитары.
|
Вот другой вариант изображения аккорда:
Это такое же схематичное изображение грифа гитары, как и прошлое, только повёрнутое на 90°.
|
Отображение аккордов с помощью табулатур:
О том что такое табулатура и как ей пользоваться, вы узнаете чуть ниже. Хотя, думаю, здесь всё понятно.
e|----0--------- 1-я стpyна, откpыта
B|----1--------- 2-я стpyна, 1-й лад
G|----O--------- 3-я стpyна, откpыта
D|----2--------- 4-я стpyна, 2-й лад
A|----3--------- 5-я стpyна, 3-й лад
E|----X--------- 6-я стpyна, не игpается
Отображение аккордов в текстах песен:
C Мы вышли из дома, G Когда во всех окнах Am Погасли огни, F Один за одним, C G Мы видели, как уезжает Am F Последний трамвай. | Это песня исполняется «гитарным боем». То есть, левая рука зажимает аккорд C(До мажор), правая играет фигуру боя, потом левая рука зажимает G(Соль мажор), правая повторяет фигуру, и так далее. Аккорды стоят в тексте над теми словами, когда они начинают звучать. Т. е. сначала начинаете петь «Мы...» и на слове «вышли» начинаете играть аккорд C до конца строки. И так далее.... |
Табулатура[править]
Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары. Они нужны в основном для изучения соло партий, и для игры перебором.
- Плюс табулатуры в том, что она наглядно показывает расположение пальцев на грифе;
- недостатком является то, что табулатура показывает только позицию пальца, но не несёт информации о длительности и звучании ноты. Поэтому, чтобы правильно играть мелодии по табулатурам, надо знать, как они звучат.
Вот пример гитарной табулатуры:
e|-12-9---------------------------| |
|
Ещё можно встретить табулатуру скрещённую с нотами. По такой можно определить звучание. Подобные табулатуры можно встретить в специальной программе: табулатурном редакторе Guitar Pro.
Звукоряд[править]
Звуковой ряд идёт от самых низких по частоте звуков (басы) до самых высоких (дисканты). Весь этот диапазон делится на равные отрезки, называемые «октавы».
Обыкновенно в привычной нам музыке используется 9 октав (все сразу их можно увидеть на клавиатуре рояля): субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава, пятая октава — из которых диапазон гитары — 3,5 октавы: от середины большой — до конца второй октавы.
Каждая октава состоит из 7 основных нот, расстояния по высоте между которыми в основном[1] равно тону:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ — …
…и 5 повышенных (повышение называется «диез») или пониженных («бемоль») между ними:
ДО-диез (она же ре-бемоль), РЕ-диез (ми-бемоль), ФА-диез (соль-бемоль), СОЛЬ-диез (ля-бемоль), ЛЯ-диез (си-бемоль).
Таким образом, если брать в ней все ноты подряд, через полтона, октава состоит из следующих 12 нот:
ДО, ДО-диез, РЕ, РЕ-диез, МИ, ФА, ФА-диез, СОЛЬ, СОЛЬ-диез, ЛЯ, ЛЯ-диез, СИ.
- Диез (повышение на полтона) обозначается знаком «♯» (по-простому — «#»):
ДО ↗ ДО♯. - Бемоль (понижение на полтона) обозначается знаком «♭»[2]:
РЕ ↘ РЕ♭.
Буквенное обозначение нот[править]
Основные ноты: | Альтерированные ноты: | ||
---|---|---|---|
ДО | C | ДО (диез) | С# |
РЕ | D | РЕ (бемоль) | Db |
МИ | E | МИ (бемоль) | Eb |
ФА | F | ФА (диез) | F# |
СОЛЬ | G | СОЛЬ (бемоль) | Gb |
ЛЯ | A | СОЛЬ (диез) | G# |
СИ | H | ЛЯ (бемоль) | Ab |
СИ (бемоль) | B (то есть B=Hb или по-другому B#=H) | ЛЯ (диез) | A# |
СИ (бемоль) | Hb или B |
Чтобы развернуть таблицу, нажмите [показать]:
Струна | Обозначение в классической теории музыки | Альтернативное обозначение |
---|---|---|
1-я струна | e | e |
2-я струна | H | B |
3-я струна | G | G |
4-я струна | D | D |
5-я струна | A | A |
6-я струна | E | E |
См. также: Нотация Гельмгольца (англ.)
Ноты на гитарном грифе[править]
Теперь научимся находить на грифе гитары любую ноту.
№ струны | Название ноты | Буквенное обозначение ноты |
---|---|---|
1 | МИ | E |
2 | CИ | H |
3 | СОЛЬ | G |
4 | РЕ | D |
5 | ЛЯ | A |
6 | МИ | E |
Как вы заметили, 1-я и 6-я струны имеют одну и ту же ноту, но это ноты разных октав.
Дальше. Так как один лад — это полтона, вы теперь можете посчитать на грифе гитары любую ноту.
Запомните: не бывает МИ-диез, ФА-бемоль, СИ-диез и ДО-бемоль.
Как запоминать аккорды?[править]
Аккорды бывают:
- Мажорные. Пишутся без добавлений, к примеру G (Соль мажор) или C (ДО мажор).
- Минорные. Пишутся с добавлением буквы строчной латинской «m», к примеру Cm (ДО минор), Gm (СОЛЬ минор).
Аккорды, построенные от альтерированных нот, пишутся с добавлением соответственно знака диез («#») или бемоль («b»).
Ещё есть септаккорды, к примеру A7 (ЛЯ-мажорный септаккорд) или G7 (СОЛЬ-мажорный септаккорд).
Называть аккорды можно по буквам, то есть C — «це» или Dm — «дэ-эм», а можно говорить так: С — «ДО-мажор», Dm — «РЕ-минор».
- ↑ Между некоторыми (МИ и ФА, СИ и ДО) основными нотами — всего полтона:
- ДО →ТОН→ РЕ →ТОН→ МИ →полтона→ ФА →ТОН→ СОЛЬ →ТОН→ ЛЯ →ТОН→ СИ →полтона→ ДО →…
- ↑ Как видите, он похож на латинскую «b» с заострённым низом, поэтому в текстовой компьютерной записи часто на неё и заменяется.
- ↑ Крунтяева Т. С. и др. Словарь иностранных музыкальных терминов — Л.: Музыка, 1985. — 143 с. С. 17
- ↑ Музыкальный энциклопедический словарь/Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с. С. 27