Как играть на гитаре ноты до ре ми фа соль ля си
Практическая муз. теория для гитариста Часть I Ноты — УРОКИ ГИТАРЫ
Подобные материалы — это своего рода “методички” для моих видео по музыкальной теории для гитариста.
Начнем мы с атомов и молекул музыкальной вселенной — нот.
Для начала давайте рассмотрим базовые основы на примере пианино.
Вы можете воспользоваться любым приложением-эмулятором пианино для телефона или планшета (таких приложений уже выпущено много).
Или воспользоваться вот такой онлайн программой по ссылке
ЧИСТЫЕ НОТЫ
Как нам всем известно с детства — нот всего 7.
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си
На клавиатуре фортепиано эти ноты находятся на белых клавишах.
Эти белые клавиши располагаются на клавиатуре группировками по 7 нот, которые повторяются.
Расстояние от одной ноты до другой называется “Октава” (об этом мы еще подробно будем говорить далее).
Таким образом, клавиатура пианино представляет из себя 7,5 вот таких групп по 7 нот, расположенных горизонтально по клавиатуре.
Ноты звучат одинаково по своей основе, но по разному по высоте.
Вспомните эффект перематывания аудио-кассеты, когда во время перемотки голос в песне ускорялся и становился пискляво высоким. Или наоборот, когда кассету зажевывало, то голос замедлялся и становился ниже по звучанию.
Также и здесь, возьмите к примеру ноту «До» в разных октавах как показано на рисунке
Вы услышите, что эти ноты звучат как бы одинаково и родственно, но просто одна выше по звучанию, а другая ниже. Если вы пока что эту взаимосвязь не слышите — ничего страшного, этот навык разовьется со временем.
ЛАТИНСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ НОТ
В классической русской музыкальной практике ноты обозночаются и называются именно так, как я написал выше — До,Ре,Ми.Фа,Соль,Ля,Си
Но на Западе принято обозначать ноты не Кириллицей, а латинскими буквами. Что может быть сперва непривычно русскому человеку.
Соответственно, у каждой ноты есть своя латинская буква.
C — До
D — Ре
E — Ми
F — Фа
G — Соль
A — Ля
Относительно ноты “Си” есть 2 разных подхода. В так называемой “Немецкой школе” нота “Си” обозначается как “H”, и в этой же системе “B” значит “си-бемоль”.
А в англоязычном мире “Си” обозначается как “B”, а “Си-бемоль” как “Bb”.
Большая часть современного образовательного музыкального контента основывается на английском языке, поэтому предлагаю отталкиваться от обозначений Английской школы.
Итак, еще разок:
C — До
D — Ре
E — Ми
F — Фа
G — Соль
A — Ля
B — Си
Соответственно, если вы взгляните на клавиатуру из приложения, то увидите, что эти белые клавиши, которые мы привыкли называть До,Ре,Ми.Фа,Соль,Ля,Си обозначаются латинскими буквами.
Цифры рядом с буквами означают номера октав.
В русскоязычном мире современного муз. образования сложилась интересная и слегка забавная система — обозначаем ноты на бумаге мы латинскими буквами, а вслух читаем русскими обозначениями.
Например, если мы запишем ноту “C”, но назовем ее вслух “До”. Хотя некоторые и назовут ее “Цэ”.
Тут кстати есть интересная путаница, что если ноту “С” читать по английски, то это будет звучать как “Си”. В то же время, в русскоязычном мире “Си” — это отдельная нота, которую англичане обозначают как “B” :)) В общем, постарайтесь не запутаться, со временем привыкнете.
ПОЛУТОН
Однако, если посмотреть на нотный стан внимательно, то ноты C,D,E,F,G,A,B занимают лишь белые клавиши.
А как же быть с черными клавишами и что они значат?
Самое время ввести такой термин как полтона.
ПОЛТОНА — это единица измерения расстояния между нотами. Тоесть это обычная мера измерений как килограмм, метр, джоуль итд.
Так вот, минимальное расстояние между нотами на клавиатуре фортепиано — это полтона.
И расстояние это располагается не между нотами “С” и “D”. А между нотой “С” и следующей за ней черной нотой.
Введем еще 2 фундаментальных термина музыки:
# — это повышение ноты на полтона
b — это понижение ноты на полтона.
Итого эта черная клавиша между нотами “C” и “D” одновременно является и С# (читается как “До-диез”) и Db (Ре-бемоль).
Я не буду сейчас объяснять, в каких ситуациях эта нота является диезом, в каких бемолем. Это будет тема отдельного видео и статьи.
Пока что просто давайте возьмем за правило, что мы будем обозначать эти полутона (черные клавиши пианино) как # (диезы).
ЗВУКОРЯД ИЗ 12 НОТ.
Далее, если пройтись по всем клавишам, как белым, так и черным, стартуя от “C” и заканчивая в “C” следующей октавы, то мы получим 12 полутонов.
Есть разные подходы и точки зрения, можно ли называть эти черные клавиши (полутона) нотами и тем самым получается суммарно 12 нот, или нот все-таки только 7 основных (белые клавиши).
Предлагаю называть эти полутона одельными нотами. Не потому что я являюсь сторонником этой теории, а потому что в практическом контексте эти полутона часто называют нотами. Так удобней.
Итого мы получаем звукоряд из 12 нот.
C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B
Круг замыкается, далее снова идет нота “C”.
Обратите внимание, что существуют белые клавиши, между которыми нет черной клавиши.
А именно между нотами “E” и “F”. А также между нотами “В” и “С”.
Соответственно между этими нотами расстояние полтона. Между всеми остальными нотами расстояние — 1 тон (“С” и “D”, “D” и “E” итд)
Тем самым нет E#,а есть сразу нота F (на самом деле E# встречается в классических нотных транскрипциях и там есть вполне логичное объяснение этому. Но сейчас, чтобы не захлебнуться в информации, я эту тему раскрывать не буду). И нет B#, а сразу идет “С”.
Этот звукоряд из 12 нот (7 белых клавиш и 5 черных) образуют 1 октаву и повторяется по всей длине клавиатуры пианино. Эти ноты являются основой музыки.
РАСПОЛОЖЕНИЕ НОТ НА ГИТАРЕ.
Однако давайте перейдем от пианино к гитаре и разберемся как весь этот механизм с нотами работает на этом инструменте.
Гитара инструмент достаточно специфический и не совсем наглядный в плане изучения теории.
Состоит гитара из 6 струн (обычно) и каждая струна настраивается на свою ноту.
Есть так называемый “классический строй” гитары.
1 струна — нота “Е”
2 струна — нота “В”
3 струна — нота “G”
4 струна — нота “D”
5 струна — нота “A”
6 струна — нота “E” снова (на 2 октавы ниже чем “Е” на первой струне)
Ради интереса можете сопоставить звучание открытых струн вашей гитары со звучанием этих же нот на пианино. Одинаковые ноты должны звучать в унисон.
Эти же ноты вы можете увидеть на тюнере например, когда настраиваете свою гитару.
Далее, если идти вверх по ладам грифа, то каждый лад гитары — это повышение ноты на пол тона.
Например, если открытая первая струна на гитаре — это “Е”. То 1 струна на 1 ладу — это “F”, 1 струна на 2 ладу — “F#” итд.
Таким образом можно выстроить ноты на грифе гитары до 5 лада.
Не спешите учить сразу все ноты — захлебнетесь! Начните хотя бы с запоминания нот до 5 лада. Это гораздо проще, да и эти лады на начальном этапе вам будут нужны более всего.
Собственно, если отсчитать на открытых струнах ноты на грифе, то на 12 ладу мы получим октаву. Обычно на грифе этот лад специально обозначается двумя точками.
КАК УЧИТЬ НОТЫ НА ГИТАРЕ
Вот пара рекомендаций и заданий.
- Выучите латинские обозначения нот
- Поиграйтесь немного с клавиатурой пианино (вживую или через онлайн версию). Посмотрите и запомните, что «чистые» ноты располагаются на белых клавишах. А полутона на черных.
- Поиграйте одни и те же ноты в разных октавах на пианино. Прочувствуйте их родственную составляющую
- Выучите назубок звукоряд из 12 нот
- Выучите какие ноты соответствуют открытым струнам на гитаре (всего 6 струн, учить не так много)
- Потихоньку учите ноты хотя бы до 5 лада
- Старайтесь видеть эти ноты в мелодиях, аккордах, которые вы играете — визуализируйте гриф!
- Разбавьте свои гитарные занятия небольшими мини-блоками на выучивание нот. Это могут быть разные креативные задания типа:
8.1 Найти все ноты «Е» на всех 6 струнах до 5 лада
8.2 Выписать из каких нот состоят аккорды из вашей любимой песни
8.3 Подобрать любую мелодию на гитаре (желательно для начала простую) и расписать из каких нот она состоит
8.4 Используйте генератор случайных чисел. http://randstuff.ru/number/
Например забейте интервал от 1 до 12 (или для начала можно брать небольшой интервал 1-3, 1-5 итд) и пусть программа выдает вам цифру, а ваша задача сказать вслух ноты на этом ладу на всех шести струнах.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ БЛОКА#1
Нот не стоит пугаться. Структура и расположение нот — это тема гораздо проще для понимания, чем может показаться. Не лезьте сразу учить ноты на нотном стане, отработайте для начала то, о чем написано в этой статье и это уже будет большой шаг вперед.
© i-guitar.ru 18.02.2017 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.
Расположение нот на грифе гитары
Что нужно знать, приступая к уроку:
Диапазон гитары составляет почти четыре октавы, но не обязательно зубрить расположение всех нот на грифе гитары, куда важнее понять принцип их расположения. Приведенное ниже схематичное изображение грифа гитары поможет Вам в этом.
Схематичное изображение грифа гитары и расположение нот на нем.
В таблице указаны только основные ноты, соответственно в пустых ячейках находятся производные от них. Октавы помечены разными цветами:
- Малая октава - черный
- Первая октава - синий
- Вторая октава - зеленый
- Третья октава - оранжевый
струна / лад | 0 | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | XVII | XVIII | XIX | XX |
1 | Ми E |
Фа F |
Соль G |
Ля A |
Си H |
До C |
Ре D |
Ми E |
Фа F |
Соль G |
Ля A |
Си H |
|||||||||
2 | Си H |
До C |
Ре D |
Ми E |
Фа F |
Соль G |
Ля A |
Си H |
До C |
Ре D |
Ми E |
Фа F |
Соль G |
||||||||
3 | Соль G |
Ля A |
Си H |
До C |
Ре D |
Ми E |
Фа F |
Соль G |
Ля A |
Си H |
До C |
Ре D |
|||||||||
4 | Ре D |
Ми E |
Фа F |
Соль G |
Ля A |
Си H |
До C |
Ре D |
Ми E |
Фа F |
Соль G |
Ля A |
|||||||||
5 | Ля A |
Си H |
До C |
Ре D |
Ми E |
Фа F |
Соль G |
Ля A |
Си H |
До C |
Ре D |
Ми E |
Фа F |
||||||||
6 | Ми E |
Фа F |
Соль G |
Ля A |
Си H |
До C |
Ре D |
Ми E |
Фа F |
Соль G |
Ля A |
Си H |
До C |
Как видите, есть определенная закономерность, а начиная с двенадцатого лада ноты повторяются, только на октаву выше.
Расположение нот на нотном стане и табулатуре
Теперь посмотрим, как это выглядит на нотном стане и табулатуре:
Благодаря приведенным схемам Вы можете определить где на грифе гитары звучит та или иная нота, что поможет Вам в дальнейшем при определении аппликатуры.
Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:
Теория музыки для гитаристов:
Аппликатуры аккордов:
Интересное:
еще!..
Советы:
Gitarre.Ru © 2008 — 2020 гг.
Условия копирования и использования материалов сайта.
Ноты на грифе гитары - таблица для начинающих с нуля с расположением нот на ладах
На самом деле ноты для гитары для начинающих с нуля - это вовсе не обязательная тема к изучению. Но, если вы нацелены заниматься серьезно и долго и нотная грамота будет вам нужна, можно начать изучение этого материала и в самом начале обучения.
Проще всего понять где, что находится, расписав все обозначения на грифе музыкального инструмента в виде таблицы.
Таблица
Таблица расположения нот на грифе гитары приведена ниже для абсолютно всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитару.
Для этой картинки нужно дать ряд пояснений, если вы новичок и еще не до конца разбираетесь в том, как записывается нотная грамота и аккорды. Для начала перечислим что обозначают буквы.
- C - До;
- D - Ре;
- E - Ми;
- F - Фа;
- G - Соль;
- A - Ля;
- B - Си.
Все просто, если вы посмотрите на гриф гитары и ноты на ладах, то раскладка нот на грифе гитары зеркально меняется в соответствие с таблицей приведенной выше на традиционно известные нам нотные обозначения. То есть литера C обозначает ноту До и так далее.
При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется и все повторяется заново, но на октаву выше. Всего гитарист обычно может оперировать 4-мя октавами для создания и воспроизведения музыки. Это справедливо для классического исполнения инструмента (6 струн). На экзотических вариантах диапазон может быть намного шире.
Для пианиста, например, при стандартной раскладке клавиатуры - это больше восьми октав на классическом фортепиано. Бывают уменьшенные пианино, но обычно это либо простые синтезаторы. либо пианино для детей.
Таблица и ноты на грифе гитары на этой картинке представлены для случая когда мы играем на шестиструнной классике или акустике в классическом строе.
Классический строй
По каким нотам настраивается гитара можно прочитать в соответствующем раздела на нашем сайте. Этому посвящена отдельная статья как настроить гитару.
По умолчанию от верха к низу (от самой тонкой до самой толстой струны) - это:
- Ми (E);
- Си (B);
- Соль (G);
- Ре (D);
- Ля (A);
- Ми (E).
Дополнительные знаки
Вы могли заметить на рисунке знаки "бемоль" - b и "диез" - #. Это знаки, указывающие повышение или понижение основного звука на половину тона. (Между нотами обычно 1 тон, кроме Си и До и Ми и Фа). Соответственно эти обозначения нужны для того, чтобы было понятно, что звук повысился или (если мы идем в обратную сторону) понизился в процессе движения по грифу.
Очень важны обозначения диез и бемоль будут в процессе изучения гамм.
Нотный гриф гитары
Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.
Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.
Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.
Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.
Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.
Уроки музыки
Чтобы быстрее освоить основы музыки, приходите к нам в FMusic! Наша музыкальная школа находится на станции метро Таганская. Запишитесь на пробный бесплатный урок!
Наши преподаватели - педагоги с высшим музыкальным образованием. Они легко и доступно объяснят основы музыки и помогут начать играть на инструменте с первого урока.
Если вы уже умеете играть, мы подберем для вас уроки таким образом, чтобы вы смогли легко перейти на следующий уровень игры и освоили техники исполнения, которые ранее были вам недоступны.
Ноты на гитаре – Михаил Логинов
Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.
Оглавление
Схема грифа
В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.
Ноты на открытых струнах
При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:
- 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
- 2-я струна: си малой октавы (B3)
- 3-я струна: соль малой октавы (G3)
- 4-я струна: ре малой октавы (D3)
- 5-я струна: ля большой октавы (A2)
- 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)
Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: «Миссис Соль резала ляжку Минотавра».
Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.
У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.
Принцип полутона
Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.
Зная это, а также помня, что интервалы до — ре, ре — ми, фа — соль, соль — ля, ля — си составляют целый тон, а интервалы ми — фа, си — до равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.
Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.
На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.
Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.
Двенадцатый лад
Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.
Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.
Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.
Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.
Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.
Одинаковые ноты на разных струнах
Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.
Все ноты на грифе
Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.
Упражнения и вопросы для самоконтроля
- Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
- Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
- Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
- Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
- Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
- Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
- Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
- Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
- Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?
Успехов!
Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3
Навигация по записям
Игра на гитаре
Здесь я попытался как можно содержательнее и короче изложить основные принципы игры на акустической гитаре и аккомпанемента. Начну с самого начала.
Строение гитары.
Наведите мышкой на какую-нибудь часть изображения для того, чтобы появилось название.
Строение гитары. Наведите мышкой на рисунок.
- Верхняя и нижняя деки – параллельные пластины из дерева или ламината, образующие корпус гитары.
- Гриф – вытянутая деревянная часть, к которой при игре прижимаются струны, на грифе располагаются лады.
- Розетка – круглое отверстие в верхней деке, из которого „выходит“ звук.
- Подставка – прикрепленная к деке пластина для крепления струн.
- Лады – поперечные металлические полоски на грифе, служащие для изменения тона звучащей струны или, как обычно подразумевают, пространства между двумя соседними полосками.
- Верхний и нижний порóжки – пластинки (обычно пластмассовые), между которыми находится рабочая часть струны, нижний порожек расположен на подставке, верхний – на грифе.
- Колки – механические зажимы для регулировки натяжения струн.
Посадка гитариста.
В классической школе это принято делать так: садимся на край стула, левую ногу ставим на подставку высотой примерно 15 сантиметров, гитару кладем на нее выемкой. Правая нога отводится в сторону и придерживает инструмент. Головка грифа на уровне плеча, верхняя дека в вертикальной плоскости.Соблюдать это все в точности вовсе не обязательно, однако, я посоветовал бы Вам класть гитару на левую ногу – просто так легче играть сольные произведения, которые пойдут дальше.
Расположение нот на грифе.
Каждый звук, извлеченный с помощью открытой (не зажатой) струны гитары или зажатой на каком-нибудь ладу – это нота. Существует семь основных нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си (целая октава). Открытые струны настроенной гитары играют: 1-я струна – ноту Ми, 2-я – Си, 3-я – Соль, 4-я – Ре, 5-я – Ля, 6-я опять Ми (струны считаются снизу вверх).
Расположение нот на грифе гитары. Для удобства гитара
перевернута так, что первая струна оказывается сверху.
Как видно из рисунка между нотами Ми и Фа, а также Си и До расстояние в один лад (в нотном ряде этот интервал называется полутоном). Между всеми остальными – два лада (один тон). Для того, чтобы обозначить ноту находящуюся, например, между Фа и Соль пишут так: Фа ( читается Фа диез) или, что то же самое, Соль (Соль бемоль). Таким образом весь нотный ряд с полутонами можно записать: … – До – До(Ре) – Ре – Ре(Ми) – Ми – Фа – Фа(Соль) – Соль – Соль(Ля) – Ля – Ля(Си) – Си – До – … Обратите внимание, что ноты повторяются, зная какую-нибудь ноту на струне, можем достроить на ней все остальные.
Настройка гитары.
Для настройки делаем следующее: берем камертон за короткий стержень (здесь говорится о вилочном камертоне), вилкой бьем по плотному предмету, например, столу, подносим к уху и слышим эталонное звучание ноты Ля, в это же время левая рука зажимает первую струну на V ладу (лады обозначаются римскими цифрами и считаются от верхнего порожка) и свободным пальцем играет ее. Подтягиваем или ослабляем струну до тех пор, пока не добиваемся ее звучания в унисон с камертоном (должен отсутствовать диссонанс, а звучания полностью совпадать). Теперь зажимаем 2-ю струну на V ладу и настраиваем ее по 1-ой: 2-я, зажатая на V ладу, должна звучать так же, как открытая 1-я. Далее, аналогично, снизу вверх настраиваем все остальные струны: 3-я струна, зажатая на IV ладу, звучит в унисон с открытой 2-й; 4-я, зажатая на V ладу, – в унисон с открытой 3-й; 5-я, зажатая на V ладу, – в унисон с открытой 4-й; и 6-я, зажатая опять же на V ладу, – в унисон с открытой 5-й.Для настройки гитары можно использовать специальные компьютерные программы – тюнеры, например, Tunit v.3.40. Для этого подключаем микрофон к компьютеру, запускаем программу, дергаем струны и на мониторе видим отклонение от эталона (ноты также обозначаются латинскими буквами: Ми – E, Си – B, Соль – G, Ре – D, Ля – A). Хочется сказать, что штука эта довольно вредная и лучше использовать ее только вначале. Научиться настраивать гитару самим просто, но нужно делать это, не будем делать – не научимся.
Для гармоничного звучания не обязательно подводить гитару под камертон, достаточно просто подстроить по произвольно натянутой первой струне все остальные, как описано выше, хотя, я считаю, лучше избегать такой настройки – слух должен привыкать к эталонному звучанию.
Что касается самих струн, то они бывают металлические и нейлоновые, на последних играть сольные произведения проще и они не режут пальцы, как металлические, для игры на них лучше на правой руке иметь ногти длиной в несколько миллиметров.
Гитарные аккорды в нотной записи
Все знают, что аккорды можно играть на клавишных инструментах. Гитарные аккорды могут записываться со своими табулатурами, в которых будут удобные обозначения, позволяющие легко определить какую струну и где именно нужно прижимать. Стандартные буквенные обозначения аккордов универсальны, поэтому могут быть спокойно проиграны и на фортепиано.
Многие гитаристы интересуются: «Нужно ли мне изучать ноты, если мне легко и удобно играть по табулатуре?». Ответ тут простой «Да», особенно если вы хотите расти над собой, как музыкант и совершенствовать свои навыки. Все опытные гитаристы играют по нотам.
Если вы гитарист, но решили обучаться игре ещё и на клавишных инструментах, то вам придётся изучить нотную запись. Сначала можно использовать обычный текст с аккордами к которому будет добавляться нотная строка с записью мелодии. На сайте PrimaNota.ru появился специализированный сервис (https://primanota.ru/blog/notnyj-rezhim-otobrazheniya-akkordov), который поможет перенести ваши любимые песни, записанные аккордами, в нотную запись. Данный сервис не только просто переводит аккорды в ноты, а и пытается соблюдать все правила гармонии: от плавного звучания баса до красивой тонально выверенной цельной композиции. Создатели сервиса постепенно планируют улучшать его, обрамляя ноты ритмом и тактом.
Далее мы изучим простейшие и часто встречающиеся аккорды в количестве четырёх видов: минорный и мажорный, и соответственно, малый минорный и малый мажорный.
Аккорды для клавишных инструментов, как, впрочем, и для гитары, записываются буквами и цифрами. Для семи нот используются следующий латинские буквы: c - до, d - ре, e - ми, f - фа, g - соль, a -ля, b - си.
Для записи аккордов используется латинская буква, а к ней уже и/или цифра и/или дополнительное окончание.
Другая возможность. В нашем случае аккорды будут сопровождаться картинкой, согласно которой исполнитель будет видеть, какие клавиши нужно нажимать для его воспроизведения на пианино.
Таблица аккордов на фортепиано (полная версия тут: https://musicnotes.info/tablica-akkordov-dla-fortepiano-i-risunki-klavis)
Благодаря этой таблице можно заметить, что трёхзвучные аккорды играются в определённом порядке. Так же стоит запомнить один интересный нюанс: минорные и мажорные аккорды между собой отличаются только одной средней нотой. В миноре – она находится ниже, а в мажоре – повыше.
Обобщить всё выше сказанное можно одной фразой: «Не пугайтесь нот, особенно, когда ваши привычные аккорды легко поддаются простой и понятной записи в нотах».
Обучение гитаре с нуля: нотная грамота

В предыдущей статье мы говорили о том, как играть на гитаре без знания нот, однако, если вы хотите стать действительно хорошим гитаристом, то рано или поздно, вам придется постичь хотя бы азы нотной грамоты. Именно поэтому в этой части цикла обучающих статей, речь пойдет именно о нотах и нотной грамоте.
Что такое нота
Нота (с латинского «метка») — это условное изображение музыкального звука, в частности его высоты и длительности. Однако, в сочетание с другими символами, с помощью нот можно указать не только эти параметры, но и очередность исполнения с другими звуками.
Графически нота состоит из: головки, флажков и штиля.
Такой вид ноты приобрели относительно недавно, а их прообраз выглядел примерно так, как показано на рисунке ниже.
Помимо всем знакомых названий нот, таких как: до, ре, ми, фа, соль, ля и си, они имеют так же и буквенные обозначения.
Звукоряд и нотный стан
Звукоряд — это ряд музыкальных звуков, выстроенных по порядку от самых низких до самых высоких и создающих тем самым единую систему.
Ноты звукоряда записываются на нотном стане. Нотный стан — это линейка из пяти параллельных линий, положение нот на котором определяет их высоту и порядок исполнения. Так же, для точного обозначения высоты звука, в самом начале нотного стана стоят ключи, это или всем знакомый скрипичный ключ или басовый.
Звукоряд разделяют на отрезки — октавы, каждая из которых состоит из одинаковых нот (до, ре, ми, фа, соль, ля и си).
На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы:
Схематически же гитарный гриф разделенный на октавы выглядит так:
Знаки альтерации
Нельзя не упомянут и знаки альтерации, при помощи которых обозначается повышение или понижение какой-то ноты, без изменения ее названия.
Всего таких знаков три — это диез повышающий звук на полтона (один гитарный лад), бемоль понижающий звук так же на полтона и бекар отменяет действие диеза и бемоля.
Ноты на грифе гитары
Познакомившись с понятием звукоряда, нотного стана и знаками альтерации, можно начать изучение расположения нот на грифе гитары. Данные знания крайне помогли автору статьи, в своё время, начать нормально импровизировать. Естественно, без наставничества Михаила Русакова и его курса тоже не обошлось. Именно благодаря курсу, автор стал интуитивно понимать, как правильно использовать знания нотной грамоты.
Подробная схема такого расположения приведена на данном рисунке:
Если эта схема покажется вам через чур сложной, ниже мы приводим схему проще, с буквенным обозначением нот:
Длительность нот и пауз
Если до этого момента, в статье мы в основном говорили о высоте нот, то сейчас самое время поговорить о их длительности.
На рисунке ниже, схематически представлены изображения как нот так и пауз, с присущими им названиями:
Длительность нот не измеряется абсолютными величинами времени, такими как секунда, минута и т.п. Представить их длительность можно только в отношении других нот, наглядно это можно посмотреть на следующей схеме:
На нотном стане ноты разной длительности выглядят так:
А паузы соответственно вот так:
Так же следует отметить, что если у головки ноты стоит точка, длительность этой ноты увеличивается на половину продолжительности, то есть в 1.5 раза.
Заключение
В заключении хочется сказать, что не следует бояться нот. В самом начале возможно их освоение вызовет некоторые сложности, в этом случае можно сделать паузу, но не бросать изучение нотной грамоты совсем.
Поверьте со временем все окупится, так как знание нот дает значительное преимущество при игре не только на гитаре, но и на абсолютно любом музыкальном инструменте.
Аккорды для гитары ♬♬♬
Перед вами самые часто используемые аккорды для гитары. Наша таблица поможет любому гитаристу, как начинающему, так и более опытному. Здесь представлены по три основных аккорда от каждой ноты – мажорный, минорный и септаккорд. Такое табличное представление аппликатур наиболее удобно для восприятия. Но если вы не нашли нужную аппликатуру в этой таблице, не расстраивайтесь, просто перейдите по ссылке "Смотреть все" под изображениями. Перейдя по ссылке, вы увидите аппликатуры всех аккордов в картинках для соответствующей ноты: диезы, бемоли, нонаккорды и другие.
Как пользоваться аппликатурами аккордов
- Аппликатура - схематичное изображение аккорда на грифе гитары. На всех изображениях первая струна расположена сверху (самая тонкая), шестая струна - снизу. Аккорды в картинках - это аппликатуры.
- Цифрами над "сеткой" указаны номера ладов на гитарном грифе.
- Красные точки показывают, на каких ладах нужно прижимать струны, чтобы сыграть аккорд.
- Красная линия обозначает прием баррэ. Чтобы взять баррэ нужно указательным пальцем зажать все струны одновременно. Начинающим гитаристам особенно трудно играть аккорды с баррэ, но не переживайте – с частыми тренировками становится проще!
- Для того чтобы аккорды звучали безупречно, не забывайте про своевременную настройку гитары!
Немного из истории или где же аккорды "B"
Очень часто люди не уверены, как правильно обозначается нота Си - H или B. Ответ на этот вопрос лежит в X веке, ведь именно тогда начали применять латинские буквы для обозначения звуков. Каждому названию ноты соответствует буква алфавита. Звукоряд в наше время выглядит так: C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (Си). Но в старину вместо ноты Си использовалась Си-бемоль и обозначалась она буквой "B". А самой низкой из употреблявшихся нот была A (Ля). Звукоряд выглядел так: А (Ля), В (Си-бемоль), С (До), D (Ре), Е (Ми), F (Фа), G (Соль).
Сейчас под аккордом B подразумевают H или Hb - в каждом конкретном случае приходится выбирать, какой аккорд лучше звучит.
Учим ноты на гитаре | Музыкальный класс
Для того, чтобы освоить любой музыкальный инструмент, первое, что нужно сделать это лично прощупать его диапазон, понять, что именно нужно сделать для того, чтобы извлечь ту или иную ноту. Гитара – не есть исключение. Для того, чтобы играть действительно хорошо, нужно познать нотную грамоту, особенно если вы хотите создавать собственные произведения.
Если же ваша цель играть простые дворовые песни, то конечно вам в помощь всего 4-5 аккордов, пару незамысловатых схем игры боем и вуаля – вы уже напеваете любимые мотивы в кругу друзей.
Другой вопрос, когда вы поставили для себя цель изучить инструмент, набить руку и виртуозно извлекать с инструмента завораживающие соло, рифы. Для этого не нужно перелапачивать сотни самоучителей, мучить преподавателя, теории здесь мизер, основной упор на практику.
Итак, палитра звуков у нас расположена, а точнее заточена в шести струнах и самом грифе, порожки которого и задают необходимую частоту той или иной ноты при прижатии струны. На любых гитарах размещено определённое количество ладов, у классических гитар их количество чаще всего достигает 18, у обычной акустике или электро-гитаре около 22.
Диапазон каждой из струн затрагивает 3 октавы, одну полностью и две кусками (иногда одну, если это классика с 18ю ладами). На пианино октавы, а точнее расположение нот обустроено гораздо проще в виде линейной последовательности. На гитаре это выглядит куда сложнее, ноты разумеется идут последовательно, но в общей массе струн, октавы размещены ввиде лестницы и они неоднократно дублируются.
К примеру:
1-я струна: вторая октава– третья октава – четвёртая октава
2-я струна: первая, вторая, третья октавы
3-я струна: первая, вторая, третья октавы
4-я струна: первая, вторая октавы
5-я струна: малая октава, первая, вторая октавы
6-я струна: малая октава, первая, вторая октавы
Как видите наборы нот (октавы) неоднократно повторяются, то есть одна и та же нота может прозвучать на разных струнах при нажатии на разных ладах. Это кажется запутанным, но с другой стороны очень удобным, что сокращает в некоторых случаях лишние скольжения руки по грифу, сосредотачивая рабочую зону в одном месте.Теперь по подробнее, как же определять ноты на грифе гитары. Для этого нужно знать, прежде всего – три простые вещи:
1. Строение звукоряда, октавы, то есть последовательность нот в звукоряде – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ (это знает и ребёнок).
2. Нужно знать ноты на открытых струнах, то есть ноты, которые звучат на струнах без прижатия струны на ладах. В стандартном строе гитары открытым струнам соответствуют ноты (от 1й до 6й) МИ СИ СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ (лично я запомнил эту последовательность, как Миссис Оль Релями).
3. Третье, что нужно знать это размещения тонов и полутонов между нотами, как известно ноты следуют друг за другом, за ДО идет РЕ, за РЕ идёт МИ, но так же существуют и такие ноты как «ДО диез» или «Ре бемоль», диез означает повышение, бемоль – понижение, то есть # – диез, повышает ноту на пол тона, а b – бемоль понижает ноту на пол тона, это легко понять вспомнив пианино, вы ведь наверняка замечали, что у пианино есть белые и черные клавиши, так вот черные клавиши и есть те самые диезы и бемоли. Но такие промежуточные ноты, в звукоряде находятся не везде. Нужно запомнить, что между нотами МИ и ФА а так же СИ и ДО таких промежуточных нот не будет, поэтому принято называть расстояния между ними полутоном, а вот расстояние между ДО и РЕ, Ре и МИ, ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ будут иметь расстояния между собой в целый тон, то есть между ними будет промежуточная нота диез или бемоль. (Для тех кто вообще не знаком с этими нюансами уточню что одна нота может быть и диезом и бемолем одновременно, к примеру: может быть ДО# – то есть повышенная ДО или РЕb – то есть пониженная РЕ, что в целом одно и тоже, всё зависит от направления игры, идёте ли вы вниз по звукоряду или вверх).
Теперь, когда мы взяли во внимания эти три пункта пробуем разобраться где и какие ноты у нас на грифе. Мы помним, что первая открытая струна у нас имеет ноту МИ, так же помним, что между нотой МИ и ФА расстояние в пол тона, поэтому исходя из этого понимаем, что если прижать первую струну на первом ладу мы получим ноту ФА, далее пойдет ФА#, СОЛЬ, СОЛЬ#, ЛЯ, ЛЯ#, До и так далее. Удобнее всего начинать разбираться со второй струны, поскольку на первом ладу второй струны располагается нота ДО (как мы помним, первая нота октавы). Соответственно до ноты РЕ будет расстояние в целый тон (то есть наглядно это один лад, то есть чтобы перейти к ноте РЕ от ноты ДО, нужно пропустить один лад).
Для полного усвоения этой тематики, нужна, конечно же практика. Рекомендую для начала сделать удобный для вас график.
Возьмите лист бумаги, желательно большой (А3 хотя бы), начертите шесть полосок и разделите их на ваше количество ладов (не забудьте клеточки для открытых струн), в эти ячейки впишите ноты соответственно их расположения, такая шпаргалка будет очень полезной в вашем освоении инструмента.
Кстати, могу дать хороший совет. Чтобы изучение нот было не в тягость, лучше когда вы практикуетесь с интересным материалом. В пример такого, могу привести замечательный сайт, где автор делает нотные переложения на современные и популярные песни. У Павла Старкошевского есть ноты для гитары сложные, для более продвинутых и простые, вполне доступные новичкам. Найдите там аранжировку для гитары на песню, которая вам по душе, и запоминайте ноты на грифе разбирая её. Кроме того, к каждой аранжировке прилагаются табы. С помощью них, вам будет легче ориентироваться на каком ладу что зажимать.
Дальнейшим шагом для вас будет развития слуха, вы должны натренировать свою память и пальцы, чтобы вы чётко помнили на слух как звучит та или иная нота, а моторика ваших рук, без промедления находила нужную вам ноту на грифе.
Музыкальных успехов вам!
Расположение нот на грифе гитары
Теги: ЗапомнитьОбратите внимание, что ноты повторяются с открытыми на 12-ом ладу. Первая струна начинается сверху, там где нота Е, F, F# и так далее. Шестая струна соответственно внизу.
Ноты на грифе гитары получаются путем деления октавы на двенадцать полутонов (темперация). Полутон - это расстояние между соседними ладами. Вот как выглядит ступени основного звукоряда с растояниями в тон и полутон: То есть нужно запомнить , что между Ми и Фа и Си и До - расстояние полутон, а между остальными звуками тон. И таким образом получается 12 полутонов и 12 звуков одной октавы
Открытые (незажатые) струны гитары имеет следующий строй:
EADGBE
1 струна (самая тонкая) - ми, 2 - Си, 3 - Соль, 4 - Ре, 5 - Ля, 6 струна (самая толстая)- Ми
Латинское обозначение Нот:
До - С, Ре - D, Ми - E, Фа - F, Соль- G, Ля - A, Си - B (многие обозначают H, что не совсем правильно)
Теперь есть смысл посмотреть на картинку с нотами на грифе
Очень важно!!!
Сами по себе ноты соответствуют циклическому звукоряду - все знают ряд До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, так как он цикличный можно составить его начиная с любой ноты, к примеру от ноты Ми будет - Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, от ноты Соль - Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа и так далее. так вот ноты на грифе располагаются точно так же - берем первую струну ноты идут своей последовательностью с ноты Ми - Ми, Фа, Фа#, Соль, Соль#, Ля, Ля#, Си, До, До#, Ре, Ре#, Ми, Фа, Соль и так далее повторяясь.
Если убрать все ноты с диезами, то получится тот повторяющийся звукоряд. Теперь важно 2!!!!!
Диез не имеет только нота Ми и Си. По суте - Фа - это и есть Ми#, а До - это Си#.
Именно по этой причине на грифе нет Ми и Си со знаком диеза.
Ещё один вариант обозначения нот на гитаре
Здесь цыфры слева обозначают номер стурны (1 -тонка, 6 - толстая) Цифры сверху - номер лада
Другие материалы рубрики
comments powered by HyperComments
несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы.
Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы
Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.
Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?
Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.
В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:
- До
- Ре
- Ми
- Фа
- Соль
- Ля
- Си
Упражнение №1
Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.
Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты - это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.
- C – До
- D – Ре
- E – Ми
- F – Фа
- G – Соль
- A – Ля
- H – Си
Вот как они располагаются на клавиатуре.
Упражнение №2
Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.
Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:
Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:
- Субконтроктава;
- Контроктава;
- Большая;
- Малая;
- 1-ая;
- 2-ая;
- 3-ая;
- 4-ая;
- 5-ая.
К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.
Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.
Основы записи: из чего состоит музыкальный текст
Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.
Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.
Основные ключи
Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.
Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.
Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.
В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:
К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.
Расположение нотных знаков соответственно ключу.
Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:
- До располагается на первой добавочной линейке.
- Ре под первой линейкой.
- Ми на первой линии.
- Фа между 1 и 2.
- Соль на 2.
- Ля между 2 и 3.
- Си на 3.
- До2 между 3 и 4.
Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.
Пример №1.
Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы.
Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:
- До между 2 и 3.
- Ре на 3.
- Ми между 3 и 4.
- Фа на 4
- Соль между 4 и 5
- Ля на 5
- Си над 5.
- До на первой верхней добавочной линии.
Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.
Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.
Пример №2.
При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)
Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.
Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.
Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.
Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.
При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.
Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли - . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.
Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?
На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.
GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.
Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.
К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.
Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.
Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: