Как играть на фортепиано распевки


Упражнения и распевки для вокала

Друзья, привет. Сегодня мы поговорим о том, как же правильно разогреть голосовой аппарат для пения.

Правильный вокальный разогрев

Это первое, и самое важное, что нужно вокалисту для того, чтобы правильно поставить голос и подготовить его к практическим занятиям. Вокальные упражнения играют самую важную роль в постановке голоса. Многие этим правилом пренебрегают, начиная сразу петь песни, и, зачастую, не достают ноты, имеют множество зажимов или вовсе срывают голоса, зарабатывая себе неограниченное количество узелков на связках.

Также важно понимать, на каком языке вы собираетесь спеть песню. Ведь у каждого народа свой язык, соответственно, и артикуляционный аппарат, корень языка работает по-разному. Поэтому, если вы хотите качественный звук, - нужно знать, какие именно упражнения делать.

Смотрите на нашем канале YouTube, как распевается Кристина Агилера.

Песен много, их миллионы, все они разнообразные по жанру, стилю, ритму, каждая со своей манерой исполнения артиста и вокальными приемами. Музыкальный слух и голосовой аппарат не может схватить и воспроизвести все и сразу. Поэтому так важны упражнения, их разнообразие и уровень сложности по нарастающей.

Выучив упражнение, например по дыханию, оно уже автоматически применимо к любой песне! Тем более это касается таких сложных вещей, как вокальные украшения, приемы.

Возьмем на рассмотрение вокальный прием “мелизмы”. Они могут быть слишком быстры и сложны, большинство не воспримет их на слух или даже не услышит всего количества нот, которые там есть! А вот другое дело разложить все по полочкам, разобраться, как их слышать, брать и что при этом задействовать!

Чтобы это узнать, нужны упражнения и распевки для вокала.


Маленький совет: полезно выполнять упражнения перед зеркалом и  записывать себя на видео с целью последующего самоанализа.

Практика

 Итак, приступим к практике: Начинайте с такого разогрева каждое занятие по вокалу или выступление.


Он состоит из трех этапов:

  • дыхательная гимнастика,
  • шумовые упражнения,
  • голосовые упражнения.

Теперь о каждом подробнее:

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика - это может быть комплекс из йоги. А нужен он нам для того, чтобы снять телесные зажимы. Телесные зажимы есть у каждого: посидели в одном положении, поносили сумку на плече, понервничали, - и вот уже появились зажимы! Конечно же, все это отразиться на работе гортани, челюстей и самого звукоизвлечения.

Поэтому заходим на youTube или берем любой любимый комплекс физ-упражнений и выполняем! Уделите этому столько времени, сколько потребуется для расслабления тела.

Шумовые упражнения

Шумовые упражнения - это следующий этап, в котором вы должны тренировать дыхание. Возьмем согласные, например: С, Ш, Р...

Просто сделайте вдох через нос и выдыхайте равномерно на любую из предложенных выше букв. Уделите такому этапу минут 5-7. Вы должны правильно продышаться и прокачать объем легких. Обратите внимание, что только теперь вы можете переходить ко всему, что связано со звуком!

Голосовые упражнения

Голосовые упражнения - приступаем к части, где можно и нужно петь распевки, вокализы или выполнять упражнения с гласными буквами, такими как: А, Э, О, У, И.
Начинать следует с небольших по тесситуре и несложных технически распевок. Они должны быть с простой мелодией и несложным ритмом, легко запоминающиеся. Что касается громкости, следует начинать с разговорной, то есть средней.
Например: 

  • возьмем такой звукоряд и сыграем на фортепиано ноты первой октавы для женщин и малой для мужчин -  до-ре-ми-ре-до.

Кто не знает ноты, заходите на нашу статью под названием “Сольфеджио. Вокал для начинающих.”

 

  • включите себе в интернете “пианино онлайн” и сыграйте на виртуальных клавишах,
  • поднимитесь на пол тона выше и так далее, до удобного предела высоких нот,
  • вернитесь назад, чтобы закончить на тех нотах с которых начали мелодию.
  • петь нужно с самых простых для соединения резонаторов (усилителей звука) слогов или букв, например: РРР (работа языка), ПРР (работа губ) или же МММ.
  • дальше можно усложнять и брать уже с добавлением любой гласной буквы или только ее, например: А, ХА, НЭЙ и т.д...
  • Не забывайте правильно дышать и держать опору!

Тему правильной опоры мы рассматривали в этой статье

Этот этап должен занимать минут 10-15. В целом разминка должна занимать минимум 15 и до 30 минут, не включая 1-й этап гимнастики. После этого, вы почувствуете невероятную легкость, выносливость и силу в голосе! 

Если вы занимаетесь самостоятельно, то будьте аккуратны и учтите наши советы, чтобы не навредить. В идеале, конечно же у Вас должен быть грамотный вокальный тренер, который подберет разминку исходя из Ваших данных и возможностей, для дальнейшего роста и развития голоса. Найти такого педагога вы можете в нашей школе.

Распевка для голоса для начинающих: упражнения, ноты

Распевка для голоса для каждого начинающего певца — такое же необходимое условие, как тренировка для спортсмена. В момент, когда от вас потребуется максимальное напряжение голосовых связок, может произойти досадная травма, которая вполне может привести к полной потери голоса. То же самое грозит и спортсмену, который перед соревнованиями должным образом не разогрел свои мышечные связки и надорвал их. Существуют сразу несколько распевочных упражнений, которые помогут привести вас в тонус, а в дальнейшем помочь справиться с повышенными нагрузками.

Распевка ми мэ ма мо му

Распевка ми мэ ма мо му — один из наиболее популярных вариантов начального «прогрева связок». Она включает несколько этапов:

  • начинаем распеваться с закрытым ртом, применяя звук «хм…»;
  • повышаем на полтона его при каждом последующем извлечении, но при этом очень важно, чтобы зубы были разжаты, а звук последовательно направлялся на губы;
  • можно продолжать упражнение уже с открытым ртом, применяя по очереди звуки «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», а достигая предельных высот, постепенно возвращаться к изначальному тону;
  • далее начинайте воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» сугубо на одном дыхании и не изменяя высоту тона;
  • в завершении порядок гласных изменяется, партия далее исполняется в строгой последовательности «ми-мэ-ма-мо-му».

Важно!

Большая эффективность достигается при помощи подбора нот для распевки голоса на фортепиано, взаимодействуя с квалифицированным специалистом, готовым полноценно взаимодействовать с исполнителем и обращать полноценное внимание на все нюансы его исполнения.

Валеологические распевки

Валеологические распевки — легкие для запоминания и воспроизведения тексты, которые часто используют музыкальные руководители для поднятия настроения, создания позитивного тона, улучшение эмоционального климата на занятии, подготовке голосового аппарата к дальнейшему пению. Они сопровождаются качественным самомассажем всех биологически активных зон лица и шеи, несколькими ритмичными движениями, а также звучащими жестами.

Они направлены на качественную профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки. Распевки для детей выполняют важную роль — укрепляют психическое и физическое здоровье, стимулируют детей на познание окружающего мира, развивают музыкальные и творческие способности.

Важно!

Логопедические распевки в дошкольных учреждениях носят чисто практическую роль — короткие стишки-чистоговорки удобны для пропевания и замечательно корректируют звукопроизношение, темп речи и развивают речевое дыхание. Распевка перед пением имеет своей главной целью улучшению вокальных моментов, а логопедическая заставляет ребенка безболезненно улучшать свою речь, воспроизводить проблемные звуки без напряжения, наслаждаться процессом взаимодействия со взрослыми в увлекательной игровой форме, приносящей несомненную пользу. Интересные варианты распевок — «Конфета», «Ёжик», «Мышка».

Какие бывают распевки для хора

Распевки для хора направлены для того, чтобы поднять общий тонус, привести в порядок голосовые связки и получить отличный результат во время репетиции или проведения концерта, а также настройка дружного коллектива певцов на правильную певческую установку, организацию правильного дыхания и звукообразования, на полноценное звучание вокального аппарата. Упражнения для распевки голосов в хоре имеют несколько важнейших правил и особенностей, которые крайне важно соблюдать:

  • длительность распевания не должна превышать 10-15 минут;
  • в распевании для хора можно ограничиться рабочим диапазоном голоса первой и второй октавы;
  • все упражнения для хора подбираются в порядке их усложнения от простого к сложному;
  • темп и динамика вокала должна постепенно изменяться в ходе исполнения — от умеренного втягивания в пение до быстрого темпа;
  • переходить от пения с закрытым ртом до выдачи полного звука;
  • распевка обязательно должна отображать эмоциональное состояние коллектива.

Важно!

В начале осуществления распевания, учитывая важную необходимость приведения голосового аппарата в полноценное рабочее состояние — так называемой фазы врабатываемости, будет целесообразно применить наиболее привычные и несложные, хорошо спетые до этого упражнения. Так можно быстро достигать необходимого звучания, ведь любое упражнение возможно спеть в различных настроениях — радостно или печально, восторженно, сердито, плаксиво или грозно. Эмоциональность в подобной работе отлично развивает музыкальность и артистизм, а это крайне важно для создания нужного музыкального образа.

Какие упражнения включает в себя распевка хора?

Распевка голоса для начинающих вокалистов, как и хоровые упражнения, имеют 6 различных типов:

  • различный ритмический рисунок — повторяющийся, периодический, либо пунктирный с сочетанием дуолей и триолей;
  • всевозможные способы звуковедения;
  • разные способы голосоведения;
  • интервальная и аккордная последовательность;
  • вокализы или же пение с закрытым ртом для усвоения сложных моментов в произведениях;
  • отрывки из из известных музыкальных произведений.

Важно!

Распевка хора подразумевает многократное повторение музыкальных отрывков — так можно изменить направленность звука, активизировать диафрагму и достигнуть унисонного звучания. Но необходимо понимать, что предварительная деятельность должна иметь четко ограниченные временные рамки, чтобы в дальнейшем перейти к самому исполнению и не стать причиной дополнительной усталости хора.

Распевка — это важная часть исполнения музыкального произведения, а также возможность приобщить детей дошкольного возраста к творчеству и достигнуть прогресса в формировании речевого процесса, повышение качества исполнения самых сложных композиций.

Читайте также:

Методические рекомендации "Распевки для вокалистов"

Распевка для вокалистов

- отличается ли она от распевки для хора? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.

Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.

Распевка для голоса. Распевки не для голоса... не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому "распевка для голоса" - это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!

Распевки - ноты

Сначала размещаю ноты, а ниже - комментарии.
Нумерацию сделала для удобства - если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами. 
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.

1) 

"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На начальном этапе упражнение  помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте. 
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру".

2)

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким. Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите", подставьте её аккуратно.

3)

Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.

4)

Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся "А". Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: "Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!"
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

6)

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

7)

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не стаккато.

8)

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу. 

9)

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно "падала" вниз, на верхних нотах это особенно важно.

10)

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

11)

Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.

12)

Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным - в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.

13)

Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.

14)

Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.

15)

Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.

16)

В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе - будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром - подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю - нижнюю - ноту - в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.

17)

Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых - в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.

18)

Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.

19)

В этом вокальном упражнении удобно ощутить "тяжесть" верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы "р" - каждый раз, в каждом "брраво". В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить "р".

20)

Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на "А" или на "О". Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).

21)

По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.

22)

Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая - стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.

23)

Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении - у учащихся наверняка там будет фальш.

24)

Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего - пожалуй, нереально.

25)

Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, "классические" вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные "а" или "о". Можно использоваться какой-нибудь текст вроде "Розы в саду", "Я пою, хорошо пою", если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и "вокальны" сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с "м": "ма", "ми". И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.

Есть ещё одна интересная особенность - в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь!!!

Вам также может быть интересно:

Эффективная распевка, упражнения для распевки

Несколько приемов распевки для вокалистов.

Распевка

Каждый вокалист должен усвоить одно правило: распевка - это святое! Большинство проблем, связанных с голосом, вызваны непониманием важности разогрева связок. Должен признаться, я и сам раньше этого не понимал, поэтому у меня часто страдали связки.

Прежде чем распеваться, желательно дать крови разбежаться по телу. Сделайте пару-тройку физических упражнений, таких, как наклоны, приседания, отжимания и тд. (главное не перестараться, это всего лишь подготовка). После этого можно приступать к вокальным упражнениям. И только после хорошей распевки можно браться за песни.

Мычим

Сперва найдите наиболее удобную позу. Прислонитесь спиной к стене или примите лежачее положение, хотя это и не обязательно. Главное - быть расслабленным и не зажиматься. Представьте, что через ваше тело пропущена длинная верёвка, которая выходит из головы. Представьте теперь, что верёвка привязяна к потолку и туго натянута. Вот такая вот хорошая поза для начала...теперь вдыхаем и пробуем помычать - то есть издать звук “м-м-м” своим обычным разговорным голосом, как будто вы съели что-то очень вкусное. Теперь раскачаем этот звук между двумя удобными для нас нотами. Будьте полностью расслаблены, не пытайтесь ставить рекордов высоты – помните, это всего лишь разогрев. Помычите так минуты 2-3.

Пылесос

Следующее упражнение называется «пылесос» Звук можно записать как “вф-вф-вф” – нечто среднее между «в» и «ф». Это неплохой массаж для ваших связок, так что наберите воздух и раскачивайте звук между двух удобных для вас нот. Обратите внимание – звук должен быть ровным, медленно спадающим и поднимающимся, а не прыгающим.
Подсказка - чтобы звук не прыгал нужно поддреживать постоянный поток выходящего воздуха, представьте, что из вашего рта, вместо воздуха льётся вода, которая ни на миг не прерывается и не бьёт толчками, а наоборот, льётся ровным, непрерывным потоком. Этот поток поддерживается диафрагмой. Шея должна быть расслаблена, особое внимание уделите мягкому месту под подбородком, оно тоже не должно зажиматься (можете проверять его время от времени рукой). И так продолжайте 2-3 минуты.

Моторная лодка

Теперь то же самое на звук похожий на моторную лодку. Попытайтесь делать это упражнение держа ноту так долго, как сможете. Делать 2-3 мин.

Сирена

В этот раз представьте себе, что вы сирена. Сперва пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос). Напомню девушкам, что их грудной голос находится в самом низу диапазона.

Моторная лодка + Сирена

Теперь делаем 3 упражнение, но совмещаем его с 4 и идём так высоко и так низко, как можем не напрягаясь. Чувствуете хоть какое напряжение – прекращайте и делайте паузу.

Можно использовать следующую систему распевок:

Ми-Мэ-Ма-Мо-Му на одной ноте, постепенно повышая.
Мм-Мм-Мм-Мм / Мо-Ми-Мо-Ми-Ма по тризвуку (два раза)
То же самое только по всем нотам до квинты.
Мо-Ме-Ми-Му-Ма по тризвуку. Резко, отрывчато.

Универсальный вариант для всех голосов: Ми-йо-ми-йо-ми. (обратить внимание, чтобы голос не "заваливался" на "о").

Для настройки резонатора: у-у-у-у-у отрывчасто через очень мальенькое отверстие в губах. Губы напряжены, зубы максимально раскрыты.

Для очистки связок: с квинты плавно по гамме вниз Льо-о-о-о / стакатто: льо - о - о - о - о по тризвуку туда и назад.

Предпоследняя распевка: Ой!-Ой!-Ой!-Ой!-Ой! очень резко и отрывисто по тризвуку. Это должно быть похоже на одноименный крик, только с определенной высотой звука. Следите, чтобы звук ударялся в корни передних зубов.

Последняя распевка - гамма. Сначала плавно, потом на стакатто. Особое внимание обратите на "ре" и "си" - они должны быть "овально-вертикальные". "Си" и "фа" имеют сильную тенденцию к занижению, контролируйте по инструментуСоветы по эффективной распевке

- После того, как вы проснулись, нельзя петь в течение 2 часов.
- Пейте много воды комнатной температуры в течение дня и особенно во время репетиции или распевки.
- Делайте физические упражнения – это разгоняет кровь и ускоряет распевку
- Не напрягайтесь.
- Если нет возможности распеться, то перед пением почитайте вслух 15-30 минут, тщательно артикулируя.

  • < Назад
  • Вперёд >

Распевочные упражнения — SouLibre

Распевочные упражнения

Расскажу основы занятий вокалом, это даже не распевки а предраспевочные упражнения дабы поставить голос на резонаторы и таким образом дать работать ему в полную силу.

Соответственно существует несколько упражнений на «мычание», так как именно оно позволяет направить голос в резонаторы. В свое время именно так начинал учиться Карузо и когда пришел на первый урок вокала, то ему сказали, что у него от природы поставлен голос. А изначальную постановку голоса дало именно мычание.

Вот эти упражнения:

Распевка 1

Мычим

Сперва найдите наиболее удобную позу. Прислонитесь спиной к стене или примите лежачее положение, хотя это и не обязательно. Главное — быть расслабленным и не зажиматься. Представьте, что через ваше тело пропущена длинная верёвка, которая выходит из головы. Представьте теперь, что верёвка привязяна к потолку и туго натянута. Вот такая вот хорошая поза для начала…теперь вдыхаем и пробуем помычать — то есть издать звук «м-м-м» своим обычным разговорным голосом, как будто вы съели что-то очень вкусное. Теперь раскачаем этот звук между двумя удобными для нас нотами. Будьте полностью расслаблены, не пытайтесь ставить рекордов высоты — помните, это всего лишь разогрев. Помычите так минуты 2-3.

Пылесос

Следующее упражнение называется «пылесос». Звук можно записать как «вф-вф-вф» — нечто среднее между «в» и «ф». Это неплохой массаж для ваших связок, так что наберите воздух и раскачивайте звук между двух удобных для вас нот. Обратите внимание — звук должен быть ровным, медленно спадающим и поднимающимся, а не прыгающим. Подсказка — чтобы звук не прыгал нужно поддреживать постоянный поток выходящего воздуха, представьте, что из вашего рта, вместо воздуха льётся вода, которая ни на миг не прерывается и не бьёт толчками, а наоборот, льётся ровным, непрерывным потоком. Этот поток поддерживается диафрагмой. Шея должна быть расслаблена, особое внимание уделите мягкому месту под подбородком, оно тоже не должно зажиматься (можете проверять его время от времени рукой). И так продолжайте 2-3 минуты.

Моторная лодка

Теперь то же самое на звук похожий на моторную лодку. Попытайтесь делать это упражнение держа ноту так долго, как сможете. Делать 2-3 мин.

Сирена

В этот раз представьте себе, что вы сирена. Сперва пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос). Напомню девушкам, что их грудной голос находится в самом низу диапазона.

Моторная лодка + Сирена

Теперь делаем 3 упражнение, но совмещаем его с 4 и идём так высоко и так низко, как можем не напрягаясь. Чувствуете хоть какое напряжение — прекращайте и делайте паузу.

Распевка 2

Можно использовать следующую систему распевок:

Ми-Мэ-Ма-Мо-Му на одной ноте, постепенно повышая. Мм-Мм-Мм-Мм / Мо-Ми-Мо-Ми-Ма по тризвуку (два раза) То же самое только по всем нотам до квинты. Мо-Ме-Ми-Му-Ма по тризвуку. Резко, отрывчато.

Универсальный вариант для всех голосов: Ми-йо-ми-йо-ми. (обратить внимание, чтобы голос не «заваливался» на «о»).

Для настройки резонатора: у-у-у-у-у отрывчасто через очень мальенькое отверстие в губах. Губы напряжены, зубы максимально раскрыты.

Для очистки связок: с квинты плавно по гамме вниз Льо-о-о-о / стакатто: льо — о — о — о — о по тризвуку туда и назад.

Предпоследняя распевка: Ой!-Ой!-Ой!-Ой!-Ой! очень резко и отрывисто по тризвуку. Это должно быть похоже на одноименный крик, только с определенной высотой звука. Следите, чтобы звук ударялся в корни передних зубов.

Последняя распевка — гамма. Сначала плавно, потом на стакатто. Особое внимание обратите на «ре» и «си» — они должны быть «овально-вертикальные». «Си» и «фа» имеют сильную тенденцию к занижению, контролируйте по инструменту.

Советы по эффективной распевке

— После того, как вы проснулись, нельзя петь в течение 2 часов. — Пейте много воды комнатной температуры в течение дня и особенно во время репетиции или распевки. — Делайте физические упражнения — это разгоняет кровь и ускоряет распевку — Не напрягайтесь. — Если нет возможности распеться, то перед пением почитайте вслух 15-30 минут, тщательно артикулируя.

http://www.guitar-school.ru/forum/showthread.php?t=4314&page=1

Распевки для вокалистов: советы и примеры упражнений

От того, насколько чисто и уверенно певец исполняет музыкальные произведения, зависит его успех перед публикой. Профессионалы знают, что распевки для вокалистов важны как перед выступлением на сцене, так и в процессе ежедневных занятий.

Бережное отношение к певческому органу помогает наращивать мастерство, исполнять сложные партии профессионально. Вокальные распевки не только делают голосовые складки эластичными, но и увеличивают приток крови к гортани, легким, губам, языку. Стремление к повышению профессиональных навыков обязывает исполнителя проводить системную работу с хрупким голосовым инструментом.

Ключевые задачи ежедневных тренировок

Спортсмены перед состязаниями тренируют мышцы для их подвижности и эластичности, вокальные распевки выполняют такую же роль. Подготовленные голосовые складки послушны, ими легче управлять, защитить мышцы и связки от травм.

Распевки для голоса необходимы для достижения определенных целей:

  • расширения диапазона;
  • развития музыкального слуха;
  • управления голосом в координации со слуховыми возможностями;
  • формирования певческих навыков.

Многие достигают больших высот в творчестве, исполняя вокальные распевки ежедневно.

Общие правила упражнений для голоса

Неопытным исполнителям трудно овладеть широким диапазоном, поэтому к занятию приступают, используя вокальные распевки на одной ноте. Постепенно увеличивают интервал до квинты, и только в конце разминки переходят на выполнение октавного диапазона и более.

Определенный цикл, длительность занятий определяется задачами, поставленными перед исполнителем, и первое время упражнения отнимают больше времени.

Что нужно знать неопытным вокалистам

Ни один педагог не станет рекомендовать новичкам интенсивно исполнять вокальные распевки, добиваться успеха в решении сложных и подчас невыполнимых задач. Вначале им предлагают упражнения для двух‒трех нот, расположенных рядом. Добиться хорошей техники исполнения можно лишь последовательными, грамотно организованными уроками.

Все вокальные распевки объединяются по одному общему принципу. Выбирается тональность, соответствующая возможностям тембра голоса ученика. Каждый раз поднимают короткую музыкальную фразу на полтона выше до тех пор, пока не наступит предел возможностей, после чего исполняют вокальные распевки по хроматизму в обратном порядке.

Разминки для вокалистов с высоким и низким голосом практически не отличаются. Во всех случаях разогрев начинают со средних нот диапазона исполнителя. Для колоратурного сопрано подбирают вокальные распевки, направленные на тренировку подвижности, легкости звучания. Для низкого диапазона — медленный темп с упором на кантилену.

Как работать с детьми

Бережное отношение к певческому аппарату в детском возрасте — главная задача педагогов. Развивающиеся органы легко травмировать, они требуют особого внимания, а в пересмотре цикла занятий нуждаются подростки во время ломки голоса.

Но вокальные распевки не отличаются от работы взрослых, а чтобы удержать внимание детей, им предлагают шуточные тексты, применяют другие развлекательные приемы.

Научиться правильно дышать

Для новичков вокальные распевки не обходятся без тренировки дыхания. Важная ступень в стремлении к певческому мастерству для некоторых исполнителей поначалу кажется забавным моментом.

Не все понимают вначале, что от правильного дыхания зависит успех исполнителя. Многие делают ошибку, когда тренировку голоса для его постановки базируют на грудном дыхании. Такое исполнение приводит к завершению карьеры певца, едва начавшись.

Существуют не только распевки для начинающих, но и специальные упражнения для дыхания. Одно из них выполняется при ровной осанке, с опущенными плечами.

  • Руки укладывают на живот, медленно вдыхают воздух через нос, не спеша выдыхают.
  • Должно появиться чувство напряжения в прессе.
  • Выполняют 8‒10 повторов, а в течение дня контролируют себя, пока не выработается привычка дышать правильно.

Стандартные упражнения

Нередко задают вопрос, отличается ли распевка для хора от индивидуальной тренировки голоса. Профессионалы используют одинаковые задания для разогрева с единственным различием — при работе с коллективом выполняются шаблонные правила, а частные уроки проводят с учетом конкретных целей.

  1. Занятия начинают с тренировки на средних нотах, которые не провоцируют чрезмерное напряжение связок и мышц. Такие вокальные распевки направлены на укрепление дыхательной опоры. В процессе занятия «разогреваются» мышечные ткани, а педагог следит за правильностью формирования звука.
  2. После разминки голосового аппарата отрабатывают задания по развитию навыков хорошей дикции, расширению диапазона. Предлагают исполнить вокальные распевки в пределах одной октавы, когда звуки проходят плавно между ступенями при внятных речевых оборотах. Постепенно формируется четкая дикция. Каждый репетитор вооружен своей тактикой, но все педагоги учитывают особенности ученика.
  3. Заключительный этап проводится с целью освоения навыков по исполнению скачков, отрывистого звучания, различных украшений. Такие вокальные распевки под силу певцам, освоившим первоначальные упражнения.

Типовое упражнение

Педагоги нередко приступают с разминки, сомкнув губы. Извлекают звук по полутонам, похожий на мычание, но зубы при этом должны быть разжаты. Упражнение продолжают выполнять, проговаривая «ма, мэ, ми, мо, му» до максимальной высоты. После чего повторяют, удерживая дыхание на одной тональности, затем на полтона выше и так до предела, продолжают в обратном порядке. Чередование слогов полезно менять (ми, мэ, ма, мо, му).

Упражнение «Метро»

При плавном скольжении вверх по хроматическому звукоряду и обратно поют «до-о-о, де-е-е, ди-и-и, до-о-о, ду-у-у-у» и «бра, бре, бри, бро, бру». Методический прием помогает расширению диапазона исполнителя.

Прием «стаккато»

Прерывистое пение на слог «лё-о-о-о» выполняют от I ступени звукоряда к V вверх и в обратном порядке, каждый раз повышая тональность на полтона. Упражнение напоминает заразительно смеющегося человека.

Нередко педагоги в процессе занятий применяют вокальные распевки, объединенные с определенными телесными движениями. Такие методы позволяют освободить голосовой аппарат, освоить координацию, необходимую при исполнении вокальных номеров.

Существует много пособий, где подобраны результативные методики прошлых лет, новые интересные разработки для преодоления профессиональных трудностей. Покорение вершин мастерства с использованием многовекового опыта предшественников является главным условием творческого успеха!

Распевки для малышей - Музыкальное развитие - Занятия малышам - Каталог статей

Распевка проводится в несколько этапов. Голос разогревается постепенно, одни и те же упражнения повторяются, постепенно диапазон распевки увеличивается (как у штангиста, несколько подходов с увеличением веса)

  • Со звуком "А" (ла, ма, на, ра, па, ба, да, мра, нра)

до-ре\МИ\ми-фа-ми-ре\ДО

  • Со звуком "О" (но, мо, ло, до, по, го, со)

соль-фа\ми-фа\ми-ре\до

  • Мы перебегали берега, перебегали берега

восьмыми от 1 до 5 ступени гаммы и обратно

  • Итальянская колыбельная (3\4)

НИ-нна,НА-нна, спи, моя крошка,

Пусть заглянут звёзды в окошко.

МИ-до\МИ-до\ре-до-ре\МИ-до\

МИ-до\МИ-до\ре-до-ре\ДО-до\

  • Ой, звоны звонят, злого волка гонят, По болотам, по оврагам, где люди не ходят

Ми-до-до-Ре-До\ми-ми-до-до-Ре-До\ми-ми-до-до-ре-ре-до-до\ми-ми-до-до-Ре-До\

  • Мы по ступенькам вверх бежим, потом обратно поспешим.

гамма вверх и вниз

  • Зи-ма,зи-ма,зи.

по тризвуку легато и стаккато

  • Наконец настали стужи,
    На дворе замёрзли лужи.
    И, чирикая, детей
    Поджидает воробей.

по гамме До мажор сверху вниз (каждую ноту 2 раза) и обратно вверх 

  • Василёк, василёк, мой любимы цветок.

фа-фа -Ми\ре-ре-До

  • Лью-  у - у - у - у.

от 5 до 1 ступени легато и стаккато

  • Барашеньки - крутороженьки

скачать ноты распевки

 

 

Дополнительный материал смотри здесь

Ссылки на сайты:

http://www.duet-music.ru/3.6.html

http://www.ark.ru/ins/pocherk/oa-articles/rockvocalist.html _ это о дыхании

http://www.shkola-ritma.narod.ru/linksRS.html _коллекция распевок

О пользе физических упражнений перед распеванием смотри здесь

http://www.strelnikova.ru/ _дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Смотри на youtube видеоуроки А. Кофанова

http://www.shkola-ritma.narod.ru/

http://guitarize.com/index.php?option=com_content&task=view&id=21&Itemid=31

http://rockaluga.ru/2010/stati/pervyie-shagi-kaluzhskogo-vokalista/ _советы начинающим вокалистам

 


Смотрите также