Как играть на флейте пана


Флейта Пана Урок 1 – Уроки музыки

Флейта пана. Урок 1. Учимся держать пан флейту. Урок ведет Тудор.

Держать флейту Пана следует так, чтобы было удобно играть на ней и, одновременно, так чтобы инструмент не выпал из рук во время игры.Пан флейту держат двумя руками:

Пальцы правой руки поддерживают пан флейту снизу и сбоку:

Мизинец и безымянный пальцы поддерживают пан флейту снизу по башмачок. Башмачок — нижняя окантовка трубок пан флейты. На некоторых моделях башмачок может отсутствовать, но положение пальцев от этого не зависит. Мизинец и безымянный пальцы не обхватывают башмачок, а только поддерживают пан флейту:

Будет ошибкой сделать пальцы крючком и обхватить низ пан флейты:

Средний палец располагается спереди пан флейты на башмачке.

Указательный палец располагается на трубках инструмента рядом со средним пальцем.

Ошибка в расположении среднего и указательных пальцев на пан флейте — чрезмерная их растопырка. Пальцы располагаются в своем естественном положении довольно близко друг к другу:

Большой палец ставится на первую трубку немного наклоняя палец к себе так, чтобы инструмент упирался в среднюю часть большого пальца.

Место, куда опирается тело флейты Пана:

Тело флейты опирается не только на часть большого пальца, но и на ладонь правой руки:

Типичными ошибками при удержании флейты Пана правой рукой являются:

обхват флейты большим пальцем как рукояти пистолета — это помешает быстрому передвижению пан флейты во время игры:

Чрезмерное выпрямление большого пальца — такое удержание ненадежно:

При правильном удержании флейты Пана правой рукой уже можно играть на пан флейте:

Левая рука. Пан флейту на ладонь левой руки не ставим.

Располагаем инструмент между указательным и большим пальцем.

Большой палец держим прямо и смещаем немного внутрь пан флейты (не упираем в торец) так чтобы прижимать инструмент верхней фалангой.

Правильное положение большого пальца левой руки на пан флейте:

Ошибка! Большой палец левой руки вдвинут вперед по трубке — это ненадежное удержание пан-флейты:

Остальные пальцы левой руки располагаются на трубках пан флейты близко друг к другу. Допускается держать мизинец левой руки на башмаке, но лучше держать их вместе на трубках.

Кисть держим прямо как продолжение руки без чрезмерных изгибов. Не сгибаем кисть ни от себя ни на себя. Типичные ошибки в положении левой кисти при удерживании флейты Пана следующие:

Левая кисть на панфлейте завалена вперед

Левая кисть на флейте пана завалена назад.

 

Во время игры пан флейту необходимо двигать правой рукой вправо-влево и к себе — от себя. Движением левой руки получаем вибрирующий звук. Поэтому кисти обеих рук держим свободно без напряжения и сковывания.

Для извлечения звука трубку пан флейты прижимают на край нижней губы. Не на саму губу и не на бороду, а на край нижней губы.

Губы немного растягиваем как бы в улыбке. Щель между губами закрываем кончиком языка. Убираем кончик языка, освобождая щель и выдуваем струю воздуха.

Можно произносить (без звука) «Туууу». Такой прием у флейтистов называется атака языка. Попробуйте несколько раз без пан флуйты сделать выдох с тууу — тууу — тууу — тууу.

Теперь пробуйте с панфлейтой.

Домашнее задание: научиться правильно держать пан флейту и извлекать из неё короткие звуки с атакой языка.

Если этот урок был полезен, поделитесь им в своей соц. сети:

На сайте публикуется серия уроков как научиться играть на флейте Пана. Чтобы быстрее и легче научиться играть на панфлейте воспользуйтесь обучающей программой Свирелька:

перейти к уроку 2 как играть на пан флейте

флейта пана

Флейта Пана Урок 2 – Уроки музыки

Флейта пана. Урок 2. Разучиваем свою первую мелодию на флейте Пана и узнаём два секрета в игре на пан флейте.

В первом уроке вы научились правильно держать пан флейту и извлекать из нее первые звуки. В том уроке было много картинок и вы могли пропустить вот эту — как правильно прижимать пан флейту к краю нижней губы:

Проверьте перед зеркалом положение флейты. Если все правильно и у вас получается извлекать звук, двигаемся дальше.

Уроки 2 ведет Тудор:

Ноты мелодии к уроку 2 на пан флейте:

Мы рекомендовали при обучении игре на пан флейте воспользоваться обучающей программой Свирелька. Вот как эта мелодия выглядит на ней:

Сначала разучиваем мелодию в ключе соль мажор (с ноты ре). На пан флейте в строе соль нота фа диез берется без наклона инструмента. После разучивание мелодии с ноты ре, разучиваем эту же мелодию с ноты до. В этом варианте мелодии играется чистая нота фа (без диеза) и на флейте в строе соль для извлечения этой ноты надо наклонить пан флейту и сменить трубку!

Ноты первой мелодии на пан флейте с ноты до:

На Свирельке эта мелодия звучит так:


Подсказки для лучшей игры на панфлейте:

Чтобы быстрее отыскивать нужную трубки для извлечения той или иной ноты рекомендуется нанести маркеры- отметки на внутреннюю часть трубки. Так отметку слушателю не будет видно, а вы легче будете ориентироваться в трубках-нотах на флейте Пана.

Мастер Тудор рекомендует на флейте Пана в строе соль ставить отметки на трубках нот си и ми. Возможен вариант с отметками на нотах до и фа. Или выберите сами какие трубки помечать.

Второй секрет игры на пан флейте заключается в развитии навыка управления левой рукой. Такой навык потребуется при игре вибрато (в пан флейте это вибрация инструментом). Мастер Тудор рекомендует развивать такой навык при помощи ежедневной чистки зубов держа щетку в левой руке. Все гениальное просто 🙂 Берите и делайте!

На сайте публикуется серия уроков как научиться играть на флейте Пана.

Чтобы быстрее и легче научиться играть на панфлейте воспользуйтесь обучающей программой Свирелька:
]]>

Свирелька для пан флейты

многоствольная флейта Пана

Имя*

E-mail*

Проверьте как написан e-mail, чтобы
Свирелька к Вам точно дошла!

перейти к уроку 3 на пан флейте Разучиваем мелодию Аллилуйя из мультфильма Шрек.

флейта пана

Флейта Пана музыкальный инструмент (панфлейта) : что это такое, описание

В мире музыки всегда высоко ценилась группа деревянных духовых инструментов, которые по праву считаются одними из самых древних музыкальных орудий. Старинные этнические «флейты» можно найти практически во всех уголках земного шара. Отдельные особенности их конструкции немного варьируются, основа же остается неизменной – пустая цилиндрическая деревянная трубка (может быть ровной или расширяться к низу), с открытым нижним отверстием, небольшими боковыми, служащими для изменения высоты звука, и верхним — мундштуком.

К разновидностям таких флейт можно отнести авлос, бансури, ди, диджериду, дудук, камыль, кена и много других. Особое же место в данной группе занимает флейта Пана – старинный духовой деревянный инструмент, обладающий утонченным пасторальным тембром и эффектным внешним видом.

Происхождение флейты Пана

Данная флейта названа в честь одного из богов древнегреческого пантеона – Пана, которого обычно изображали с подобным инструментом, называемым «сиринксом».

Возникновение такой флейты датируется приблизительно 5-2 тыс. до н. э. – эпоха неолита. Когда люди начали находить взаимосвязь между длинной трубки и высотой звука: чем длиннее ствол — тем ниже звук и наоборот, они начали соединять по несколько цилиндрических трубок разной длины – предположительно так и возник один из самых древнейших инструментов – флейта Пана.

Также о панфлейте упоминается в произведении Вергилия (1 в. до н. э.), в котором описывается духовой инструмент, состоящий из 7 трубок , изготовленных из тростника. Его название связано с мифическими героями – Паном и нимфой Сиринкс.

Разновидности флейты Пана

На сегодняшний день известно много видов многоствольных флейт, среди них: «сампоньа» — инструмент древних индейцев, «най» – румынско- молдавский вариант, грузинский «соинари», «кугиклы» – старинная русская флейта, «скудучай» – литовская разновидность и др.

Конструкция инструмента

Флейта данного вида состоит из нескольких (минимум 3 -х) пустых трубок с закрытыми нижними торцами, различной величины, длина которых варьируется от 10 до 120 см. Они расположены в ступенчатом порядке, что позволяет воспроизводить звуки разной высоты. Панфлейта может быть сделанной из тростника, бамбука, металлических или костяных стволов, а порой даже из пластмассы. От материала, из которого изготовлен инструмент, напрямую зависит качество его звучания. Настройка флейты в нынешнее время осуществляется с помощью специального поршневого устройства. Ранее же, для этого в ствол опускали кусок воска и сдавливали, пока не находили нужный тон. Данная настройка была очень «неустойчивой» при температурных изменениях.

Как изготавливают

Процесс создания инструмента достаточно трудоемкий и требует высокого уровня мастерства: подбираются трубки определенного диаметра, четко вымеривается их длина (для того чтобы инструмент имел правильную темперацию — настроенность). Затем производят наружную и внутреннюю шлифовку, склеивают и закрепляют на специальном кронштейне, который может быть ровным или дугообразным (румынский «най»), последний шаг в изготовлении – покрытие лаком.

Если изменить угол наклона отверстия во время исполнения, можно повышать или понижать звуки на интервалы меньше полутона, что придает инструменту дополнительные хроматические возможности, особый колорит, и является незаменимым при исполнении различной восточной народной музыки. Так же данный инструмент позволяет исполнять многие музыкальные приемы и штрихи, такие как глиссандо, арпеджио, стаккато, легато и т. д.

К флейте Пана обращались и великие мировые классики. «Первооткрывателем» которой стал Моцарт, использовавший инструмент в своей опере «Волшебная флейта». Ее звучание можно услышать в опере-балете Римского-Корсакова «Млада».

Панфлейта, благодаря своему неповторимо мягкому, бархатному и необычному «песочному» звуку, уже многие столетия является одним из популярнейших инструментов во всем мире, звучание которого любят и узнают даже те, кто не особо интересуется музыкальным искусством.

Многоствольная флейта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2019; проверки требует 1 правка.

Многоствольная флейта — флейтовый музыкальный инструмент, состоящий из нескольких соединённых или отдельных трубок как правило без пальцевых отверстий. Нижние концы трубок могут быть открытыми или закрытыми[1].

На верхние срезы трубок направляют струю воздуха. Каждая трубка издаёт один основной тон, высота которого зависит от длины, диаметра трубки и от того, закрыта трубка снизу или нет. Изменением угла подачи струи воздуха на срез трубки возможно понижение основного тона на полутон. Настройка инструмента осуществляется передвиганием пробок или регулированием количества пчелиного воска в трубках.

Некоторые исторические (редкие) виды подобных флейт вместо открытого верхнего среза имеют свистковые устройства на каждой трубке. Кроме того, известна многоствольная флейта с общим вдувным отверстием (одним мундштуком) на четыре трубки с пальцевыми отверстиями[2].

Многоствольную флейту необходимо отличать от двойной флейты со свистковыми устройствами на трубках.

  • Европейский образец начала XXI века

  • Двухрядная южноамериканская сампонья

Сиринга — древнегреческое общее название одноствольных и многоствольных флейт, трубки которых скреплялись воском[3].

Флейта Пана — европейское[3] общее название многоствольных флейт со скреплёнными трубками[1][4]. Произошло от имени древнегреческого бога Пана.

Най — молдавская и румынская многоствольная флейта[5].

Сампонья — испанское название многоствольной флейты Центральных Анд. Аймарские названия — сику (для инструментов малого и среднего размеров) и айяричи (для больших флейт). Состоит из двух рядов трубок. В каждом ряду в среднем 6—8 трубок. Трубки одного ряда как правило в два раза короче трубок другого ряда и соответственно звучат на октаву выше. Нижние концы трубок могут быть открытыми или закрытыми[6].

Ла́рчеми (с груз. лерцами «тростник») — мегрельская (западно-грузинская) пастушья флейта. Состоит из 6 трубок: две длинных посередине и по две с обеих сторон, постепенно укорачивающихся[7]. Со́инари (возможно от солинари «трубка») — гурийская (западногрузинская) пастушья флейта, схожая с ларчеми[8].

Кугиклы — русский инструмент из 2—5 нескрепленных трубок[9].

Скудучяй — литовская флейта[10].

Куи́ма чи́псан (с языка коми «трёхствольный свисток»[11])[12] и Пэлянъяс (пэляннэз[9]) — флейты коми-зырян и коми-пермяков[13].

  1. 1 2 Большая российская энциклопедия, 2017.
  2. ↑ Муз. инстр., 2008, Флейта многоствольная.
  3. 1 2 Муз. инстр., 2008, Сиринкс, с. 512.
  4. ↑ Муз. инстр., 2008, Флейта Пана, с. 629.
  5. ↑ Най // Большая российская энциклопедия. Том 21. — М., 2012. — С. 700.
  6. ↑ Муз. инстр., 2008, Флейта Пана, с. 631.
  7. ↑ Муз. инстр., 2008, Ларчеми, с. 331—332.
  8. ↑ Муз. инстр., 2008, Соинари, с. 531.
  9. 1 2 Кугиклы // Большая российская энциклопедия. Том 16. — М., 2010. — С. 247.
  10. ↑ Скудучай // Большая российская энциклопедия. Том 30. — М., 2015. — С. 380.
  11. ↑ Муз. инстр., 2008, Куима чипсан, с. 315.
  12. Чисталев П.И. Аэрофоны // Коми народные музыкальные инструменты. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984. — 104 с.
  13. ↑ Муз. инстр., 2008, Пэлян, с. 462—463.


Смотрите также