Как играть на электрогитаре теппингом
Как правильно играть тэппингом на электрогитаре

Тэппинг (англ. tapping – постукивание) – это особая техника игры на струнном инструменте, которая отличается от обычных техник игры тем, что музыкант извлекает звуки, слегка ударяя по струнам между ладов на грифе, и не использует медиатор во время игры, поскольку тэппинг играется исключительно пальцами. Более распространенным видом тэппинга является одноголосный. Нередко гитаристы используют и полифонический тэппинг, но этот вид техники требует больше умения и усилий. В данной статье мы расскажем вам об истории возникновения техники тэппинга, расскажем, как играть тэппингом на гитаре и как научиться тэппингу, выполняя приведенные упражнения.
Игра одноручным тэппингом
Некоторые нотные интервалы очень сложно сыграть одной рукой. В таком случае, выполняемый правой рукой одноручный тэппинг и одновременная нормальная перестановка пальцев облегчают построение сложных нотных интервалов. При этом преимуществом игры тэппингом является сглаженное звучание пассажей, которые при исполнении обычным переменным штрихом имеют более грубое звучание.
Также использование тэппинга позволяет музыканту сыграть сложные нотные последовательности, для которых необходимо бы было совершать неудобные скачки по струнам при переменном штрихе.
Обычно при игре тэппингом присутствуют искажения звука. В данной ситуации гитаристу необходимо приглушить с помощью ладони постукивающей руки все открытые звучащие струны. Одноручный тэппинг предполагает множество способов игры и последовательностей. Но в своей основе они сводятся к использованию и чередованию таких приемов, как хаммер и пул (hammer-on and pull-off). Более подробно вы сможете изучить их в этой статье на нашем сайте.
Техника двуручного тэппинга
Двуручный тэппинг дает возможность исполнения на гитаре полифонической музыки с помощью 8-9 пальцев, что позволяет сыграть даже партии, написанные для клавишных инструментов. При этом двуручный тэппинг применяется иногда для воспроизведения разных видов музыки на гитаре. В данном способе игры на гитаре обе руки гитариста исполняют разные независимые партии. Поэтому этот прием также называют полифоническим тэппингом. Одновременное исполнение партий вызывает у слушателя ощущения, что на гитаре играют двое. Правда, у такого метода есть и недостатки, главный из которых состоит в том, что тембр нельзя изменить, что вызывает побочный эффект «чистого тона».
Тем не менее, такая техника игры на гитаре как двуручный тэппинг требует внимания, ведь может применяться в исполнении сольных пьес, ансамблевой игре, сложных многоголосных соло. А техника исполнения подходит как для любителей акустической гитары, так и для поклонников электрогитары и бас-гитары.
История тэппинга и великие гитаристы
Некоторые уверены в том, что тэппинг известен людям с давних времен, поскольку сам Никколо Паганини подобную технику использовал при исполнении партий на скрипке, а испанцы пытались понять, как играть тэппингом на гитаре. Аналогичная техника применялась к игре на различных других клавишных инструментах.
Основоположником тэппинга многие считают английского юношу, Джимми Уэбстера, который во время игры на гитаре использовал странную технику. Впоследствии ее назвали тэппингом. Продолжил эстафету уникальной техники Дэйв Банкер, который улучшил мастерство игры тэппингом так, что играл одновременно на двух грифах специально сделанной его отцом гитары. Эммет Чепмен в 70-х годах ХХ века увлекся тэппингом и усовершенствовал двухгрифовую гитару дополнительными струнами. На использование тэппинга других музыкантов вдохновил Эдди Ван (музыкальные темы «Spanisch» и «Fly Eruption»). Стив Хэкетт из группы «Genesis» стал одним из первых рок гитаристов, использовавших данную технику (песни «Dancing with the Moonlight Knight» и «The Return of the Giant Hogweed»). Настоящий переворот в музыке совершил виртуоз Стенли Джордан. На бас-гитаре мастерство тэппинга оттачивали Билли Шихэн, Джон Мен, Алекс Уэбстер, Виктор Вутен, Клифф Бёртон.
Практические упражнения: как научиться тэппингу на гитаре
Многие гитаристы, заинтересовавшись темой тэппинга, начинают исполнять сложные музыкальные композиции в данной технике, еще даже не разобравшись, как играть тэппингом. Поэтому в помощь новаторам хотелось бы привести упражнения на тэппинг, которые помогут настоящим гитаристам-виртуозам. Для начала начнем с упражнений на одной струне.
Упражнение первое. Первый палец левой руки ставим на 5-ый лад первой струны, а третий зависает над 8-ым ладом. Указательным пальцем правой руки необходимо ударить по 12-ому ладу. После сдергиваем палец и слышим звучание ноты ля на 5-ом ладу. Затем ударяем третьим пальцем левой руки по 8-ому ладу, потом снова первым по 12-ому. Повторяем несколько раз.
Упражнение второе. Повторяем все действия из первого упражнения, но только в обратной последовательности.
Упражнение третье. Советуем перейти от триолей к обычным шестнадцатым.
Упражнение четвертое. Похоже на третье, но в обратном порядке.
Упражнение пятое. Начинаем тренировать остальные пальцы. Начнем с четвертого. Основное упражнение составляют первые два такта. Остальное – лишь вариации. Можешь придумать аналогичное упражнение для второго пальца вместо третьего.
Упражнение шестое. Данный пример поможет научиться перемещать руки вдоль грифа электрогитары.
Упражнение седьмое. Небольшой тест – отрывок из соло «Eruption» Эдди Ван Халена, которое необходимо сыграть на второй струне. Все упражнения желательно играть до скорости 100 ударов в минуту.
Желаем удачи и успехов в искусстве музыки!
Советуем также прочитать:
на Ваш сайт.
Тэппинг — Википедия

Тэппинг (с англ. tapping — постукивание) — техника игры на струнном инструменте, при которой звук извлекается при помощи лёгких ударов (а также приёмами (pull-off/hammer-on) по струнам между ладов на грифе. Эта техника похожа на легато (pull-off/hammer-on), но используется в более расширенном варианте: звукоизвлечение выполняют обе руки, создавая две независимые партии. Существует два вида тэппинга — полифонический, ярким представителем которого является гитарист Стенли Джордан, и одноголосный (потенциал данного вида техники раскрыл Эдди Ван Хален). Тэппинг расширил возможности гитары и этот приём подал идеи к созданию новых струнных инструментов. Например, стик Чепмена).
Одноголосный тэппинг. Наиболее распространённый вид тэппинга, который применяют рок-гитаристы для исполнения скоростных пассажей. Для создания импровизационной (одноголосной) линии пальцы левой и правой руки извлекают звук поочерёдно (ударами по струнам между ладов на грифе, а также легатными приёмами). В самом простом варианте игра тэппингом происходит на одной струне, где в правой руке участвует один палец (средний или указательный). Постановка и функция левой руки практически не отличается от традиционной игры. В более сложных видах одноголосного тэппинга в правой руке задействованы все пальцы, которые могут использовать несколько струн. Иногда, при игре на чистом звуке без дисторшна в данном виде тэппинга могут использоваться интервалы как в левой, так и в правой руке. Поэтому первоначальное название «одноголосный» тэппинг подразумевает не количество голосов в фактуре, а принцип игры - поочерёдное извлечение звука левой и правой рукой.
Полифонический тэппинг более сложный вид техники. В отличие от одноголосного, в данном способе обе руки исполняют независимые партии. Например, левая рука играет бас и аккордовый аккомпанемент, а правая играет соло. Все партии играются одновременно. В результате этого у слушателя возникает ощущение, что играют два гитариста. Визуально такая техника напоминает игру на фортепиано. Полифонический тэппинг используется для исполнения сольных пьес. Может применяться и в ансамблевой игре, создавая сложные аккомпанирующие партии и многоголосные соло.
Тэппинг используется не только на электрогитаре, но и на акустической гитаре, бас-гитаре, а также в какой-то степени может быть выполнен на любом другом струнном инструменте.
Приём игры "тэппинг" дал толчок развитию новых музыкальных инструментов.
Стик Чепмена — это инструмент, созданный для тэппинга. Его принцип использования основан на свободном постукивании двух рук. Этот инструмент был изобретён Эмметтом Чепменом в 1969 году. Hamatar, Mobius Megatar, Box Guitar, и Solene — это другие инструменты, созданные для того же метода. Тач-гитара Банкера, изготовленная Дэйвом Банкером в 1958 году, спроектирована для двунекового тэппинга, но с подлокотником, чтобы держать правую руку в обычной позиции на гитаре. NS / Stick и Warr Guitars также изготовлены для тэппинга, хотя и не полностью. Харпеджи — это тэппинговый инструмент, на котором играют, как на синтезаторе, но пальцы параллельны струнам, а не перпендикулярны. Все эти инструменты используют более низкое натяжение струн для повышения их чувствительности к более лёгким нажатиям.
Некоторые гитаристы могут выбрать постукивание, используя отточенный медиатор вместо пальцев для получения более быстрого и жёсткого шквала нот, близких к трелям. Эта техника называется тэппинговый штрих.
Техника тэппинга известна с давних времён. Существуют сведения о том, что Никколо Паганини использовал подобную технику на скрипке. Исследователи утверждают, что попытки играть тэппингом делали испанцы два столетия назад. Схожую технику применяли и в турецкой музыке при игре на народных инструментах.
Принцип, похожий на тэппинг, использовался на старинном клавишном инструменте клавикорде, звук на котором извлекался за счёт ударов металлических штифтов (ладов) по струнам. Однако «фортепианная» техника не получила широкого развития в музыкальной среде.
Первоначально тэппинг (резкое прижатие струны пальцем правой руки, «хаммер») был одним из технических приёмов, подобно флажолету. Со временем этот приём развился в отдельный способ игры на электрогитаре — двуручный тэппинг (под словом «двуручный» подразумевается, что левая и правая рука извлекает звук самостоятельно, играя независимые партии, подобно тому, как это делают пианисты). Тэппинг может быть двух видов — одноголосный, который используется при игре скоростных пассажей, в основном с дисторшном, а также более сложный вид — полифонический, или независимый тэппинг, при котором обе руки играют свои собственные партии.
С середины XX века многие гитаристы стали чаще использовать двуручный тэппинг, что было связано с появлением нового, более чувствительного инструмента — электрогитары.
В начале 1950-х годов в США Джимми Уэбстер (Jimmy Webster), студент из Англии, начал широко использовать странный в то время метод игры. При помощи ударов пальцами обеих рук по струнам между ладами на грифе он добивался неслыханного до сей поры звучания инструмента. Тач-техникой Джимми Уэбстер играл, в основном, переложения джазовых тем. В то время, глядя на «цирковые трюки» Джимми Уэбстера, многие гитаристы скептически полагали, что всё это не имеет далёких перспектив. Этот музыкант обогнал своё время и, по всей видимости, так и остался непонятым современниками. Но всё же он посадил семя, которое через десятилетия дало плоды.
Новый исполнительский приём игры на гитаре натолкнул гитаристов на изменении конструкции гитары. Одним из таких инструментов, вернее самой первой тэппинговой гитарой, была двухгрифовая гитара Duo-Lectar, запатентованная в 1955-м году. Создатель гитары Джо Банкер (Joe Bunker) сделал её для своего сына гитариста Дэйва Банкера, который использовал двуручную технику, играя одновременно на двух грифах.
Позже уже в 1961-м году Дэйв Банкер создал иную двухгрифовую гитару, расширив исполнительские возможности новых гитар.
С 1969 года музыкант Эмметт Чепмен серьёзно начал заниматься техникой двуручного тэппинга на обычной электрогитаре. Причём в этом деле у него были большие успехи, он работал гитаристом, используя новый метод извлечения звука с известными музыкантами того времени. Однако Чепмен понял, что для игры двумя руками на грифе, для ещё большего расширения исполнительских возможностей двуручной игры необходимо несколько изменить конструкцию гитары и увеличить количество струн. В 1974-м году появился серийный стик, разработанный Эмметтом.
Немного позже музыкант Эдди Ван Хален развил популярность тэппинг-техники, донеся её до разных кругов слушателей, а также повлиял на многих музыкантов, вдохновив их на использование данного приёма. Многие его музыкальные темы, такие как «Spanish Fly» и «Eruption» были во многом построены на этой технике. После Ван Халена его начали использовать многие соло-гитаристы, которые с подачи Майка Варни были очень популярны тогда.
«Одним из первых рок-гитаристов использовавших на записях тэппинг-технику был Стив Хэкетт из группы „Genesis“. Два ярких примера использования Хэкеттом тэппинга проявляются в песнях „Dancing with the Moonlit Knight“ 1973 года и „The Return of the Giant Hogweed“ 1971 года. Харви Мандел, известный своей психоделичной игрой на гитаре, также применял двуручный тэппинг в 1960-х годах. Мандел был одним из первых рок-гитаристов, который развил эту технику и активно её использовал ещё до Эдди Ван Халена и Стэнли Джордана (Stanley Jordan).
Подлинный переворот в этом направлении всё же совершил гитарист Стенли Джордан, появление которого на мировой сцене (в 1983 году) напоминало, в гитарных кругах, эффект разорвавшейся бомбы. Многие гитаристы, слушая записи этого виртуоза, просто не верили своим ушам. „Обычная гитара в руках одного человека так звучать не может!“ — в один голос говорили все гитаристы, которые слушали записи этого виртуоза. Но на концертах, а также на видеозаписях гитаристы могли убедиться, что это не какая-то студийная хитрость (ср. записи путём многоканального наложения), а новая форма гитарного исполнительского мастерства, которая вывела гитару на следующий уровень развития. …»
Двуручный тэппинг на бас-гитаре не был так популярен, как на электрогитаре, но в некоторых случаях попытки были приняты ещё до Эдди Ван Халена. Жако Пасториус, Билли Шихэн, Виктор Вутен, Стюарт Хэмм, Джон Мен, Клифф Бёртон, Алекс Уэбстер, Шон Бисли использовали тач-технику на бас-гитаре.
Одноручный тэппинг, выполненный правой рукой в сочетании с нормальной перестановкой пальцев, облегчает построение нотных интервалов, которые было бы невозможно сыграть одной рукой. Он часто используется в качестве специального эффекта во время шред-соло. С электрогитарой, в этой ситуации внешний звуковой фон, как правило, перегружен, — хотя это можно сделать и акустически — с помощью передачи, выступающей в качестве поддержки дальнейшего усиления, не штрихованных (а значит, естественно слабых) нот в легато, которую играет. Из-за обычно присутствующих искажений гитаристу следует также сосредоточить внимание на сокращении лишнего шума во время тэппинга: например, с помощью ладони постукивающей руки, чтобы приглушить все открытые струны, которые могли бы звучать.
Пассажи, в которых можно использовать одноручный тэппинг практически безграничны. Что же касается техники, то существует множество способов выполнения одноручного тэппинга. Наиболее распространённая техника включает в себя быстро повторяющиеся триплеты, играющиеся в размере шестнадцатых нот, используя следующую последовательность: удар — пулл-офф — пулл-офф.
В этом случае указательный палец правой руки или средний палец заставляют зазвучать первую ноту, резко ударяя на неё один раз, то отрываясь (часто лёгким, «стряхивающим» движением в целях усиления ноты) к нижней ноте, удерживая одним из пальцев левой руки, который затем снимается на последней ноте, удерживая другим пальцем той же руки, а потом цикл повторяется. Если одна из нот находится далеко, самую первую часть можно рассматривать как фактическое «постукивающее» движение, тогда как вторая часть с участием левой руки выступает в качестве украшения пассажей с дополнительными нотами. В целом, это можно рассматривать в качестве расширенной трели. Общая цель — это поддержание плавности и синхронизации между всеми нотами, особенно когда играются скоростные. В результате может потребоваться некоторая практика освоения.
Кроме того, могут быть использованы разные последовательности . Одна из вариаций заключается в обратном действии левой руки, а вместо добавленной второй ноты идёт хаммер-он в конце: удар — пулл-офф — хаммер-он.
Данную вариация можно услышать на знаменитом соло к песне Eruption, в котором Эдди Ван Хален использует метод удар — пулл-офф — хаммер-он для создания длительной каскады тэппинговых нот. В дополнение к вышеупомянутым триплетам, тэппинг можно играть с помощью шестнадцатых нот (четыре ноты на один такт вместо трёх), или квинтетов (пять нот на один такт). Этот случай, особенно последний, может привести к ещё более сложным звуковым пассажам. Некоторые гитаристы предпочитают использовать её в качестве формы неоклассической фразировки для дальнейших усложнений музыкальной возможности техники. Опять же, есть несколько способов сделать это, но некоторые примеры шестнадцатых нот нажатием могут быть разбиты следующим образом:
Если рассматривать в гаммовой терминологии, то вышеупомянутые последовательности могут быть представлены в виде минорной и блюзовой формах соответственно. Эта концепция может быть применена практически для любой гаммы, что делает данную технику очень разнообразной.

Двуручный тэппинг может быть использован для воспроизведения полифонической и контрапунктной музыки на гитаре с помощью восьми (и даже девяти) пальцев. Например, правая рука играет высокочастотную мелодию, в то время как левая рука играет аккомпанемент. Таким образом, можно воспроизводить музыку, написанную для клавишных инструментов, такую как полифонии Баха.
Метод увеличивает гибкость инструмента, позволяя играть несколько видов музыки на гитаре. Основным недостатком является отсутствие изменения тембра. Он создаёт эффект «чистого тона», когда с первой ноты обычно самый громкий звук (нежелательно для некоторых стилей, таких как джаз). Колонки — это главная причина проблемы этой техники, хотя Стенли Джордан и многие гитаристы на стике — успешные тэпперы в этом жанре . Главная заслуга в этом принадлежит компрессору, делающему ноты более равномерными по громкости.
В зависимости от направления правой руки гитариста этот метод приводит к разной степени успеха. Ранние экспериментаторы этой идеи, такие как Гарри ДеАрмонд, его ученик Джимми Уэбстер, и Дэйв Бункер, держали правую руку в обычном направлении, при помощью пальцев, находящихся параллельно струнам. Это ограничивает возможности игры правой руки.
Эмметт Чепмен первым осознал, что брать ноты на гитаре надо параллельно ладам, как левой рукой, но от противоположной стороны шейки грифа (см. фото). Его открытие, в августе 1969 года, привело к новым возможностям и инструменту — стику, а также методу под названием «свободные руки».
Эдди Ван Хален популяризировал этот метод на шестиструнной гитаре песней «Eruption» из альбома Van Halen. Он создал тенденции для следующего развития тэппинговой техники среди таких гитаристов, как Джо Сатриани и Стив Вай.
Рэнди Резник опубликовал видео на Youtube, чтобы продемонстрировать двуручный тэппинг.
Тэппинг одноголосный можно играть как средним, так и указательным пальцем. Среди гитаристов, играющий указательным пальцем, это Пол Гилберт, Эдди Ван Хален, Чак Шульдинер, Дэйв Мастейн и многие другие.
- Малолетов Д. Two-handed tapping. Прогрессивная техника игры на электрогитаре. — М.: 1997.
Теппинг
Tapping (в переводе на рус. — постукивание) – эта такая техника игры на гитаре, при исполнении которой нота извлекается с помощью ударов пальцев по струнам. Естественно при игре теппингом не обойтись и без легато, а именно таких приемов как pull — off и hammer — on.
Только в этом стиле игры на струнном инструменте задействованы обе руки, благодаря этому создаются две разные партии.
Но, не смотря на кажущуюся сложность, основами теппинга овладеть довольно просто и если у вас есть небольшой опыт в игре на гитаре, вы можете попытаться развить этот стиль.
Есть два вида этой техники игры на гитаре – полифонический и одноголосный
Полифонический теппинг
Представителем первого стиля теппинга является Стенли Джордан.
Он американский джаз-фьюжен гитарист. Стал очень известен именно благодаря полифоническому теппингу, или проще говоря, он просто феноменально играет на гитарном грифе двумя руками.
Стенли Джордан с шести лет начал плотно развивать игру на фортепиано, а в одиннадцать лет переключился на гитару.
Его кумирами были – Джимми Хендрикс и Карлос Сантане.
Одноголосный теппинг
Мастером этого стиля является – Эдди Ван Хален.
Эдди Ван Хален – американский гитарист-виртуоз, вместе со своим братом он основал группу Van Halen.
Начинал свое обучение с пианино, но быстро потерял интерес к этому инструменту. Он сказал следующее — “ Кто хочет провести свою жизнь, сидя за пианино? Это скучно! ”. И после засел у себя в комнате с электрогитарой.
Его кумирами были - Эрик Клэптон и Джимми Пейдж. Они оказали на него огромное влияние и в особенности благодаря Джимми Пейджу, Эдди смог выработать у себя ту невероятную энергетику при игре на гитаре, которую сейчас может услышать каждый прослушав записи группы Van Halen.
Хороший вопрос! Давайте разберем все более подробно:
Одноголосный теппинг – пожалуй, самый популярный вид тэппинга! Наверняка послушав несколько Ваших любимых рок-композици, Вы сразу заметите этот вид теппинга. Почти каждый гитарист применяет одноголосный теппинг для игры быстрых пассажей.
При игре, звуки извлекаются поочередно. Сначала делает удар палец правой руки (указательный или средний), а за тем пассаж доигрывается левой рукой с помощью pull-off и hammer-on. Самый легкий вариант игры теппингом – это игра на одной струне.
Если играть теппингом на нескольких струнах, то это будет уже гораздо сложнее, но интереснее! Нужно постоянно следить за звукоизвлечением, так как игра на нескольких струнах без наличия должной практики может звучать очень “грязно”, иначе говоря, ее будет абсолютно невозможно слушать. Но если развить этот стиль теппинга, то Вы сможете привнести в свое соло новые краски!
Главная суть игры одноголосного теппинга это – поочередно звукоизвлечение левой и правой руки.
Полифонический теппинг – гораздо сложнее! В данном стиле каждая рука играет совершенно разные и независимые партии. Возможно даже такое что – левая рука играет бас, а правая поливает соло. Все это играется одновременно, и я думаю, Вы представляете, как нужно владеть гитарой, тут и феноменальное чувство ритма, и невероятная техника игры на гитаре.
Таким образом, можно играть на любом струнном инструменте, а не только на электрогитаре!
Обычно полифонический теппинг используют для игры сольных композиции, но можно найти способ применить это все и в полноценной группе. Тут все зависит от фантазии самого гитариста.
Так же есть еще такое понятие как теппинговый штрих. Что это такое? Теппинговый штрих – это прием игры на гитаре когда за место пальцев используется отточенный медиатор. Благодаря этому получается более жесткий и плотный поток нот, похожий на трели.
Как видите вариантов много и каждый по-своему интересен. Если Вы новичок, то Вам лучше начинать знакомство с одноголосного теппинга. Изучив его, Вы освоите фундаментную основу теппинга, а так же сможете уже в ближайшее время играть скоростные пассажи.
В дальнейшем сможете перевести это все на несколько струн и вывести свою технику на совершенно новый уровень! И если появиться желание или необходимость, в изучении полифонического теппинга, Вы уже будите знать довольно много, и Вам будет от чего отталкиваться при игре!
История это техники игры на гитаре началась гораздо раньше, чем ее начал применять Эдди Ван Хален. Есть предположение, что Никколо Паганини использовал что-то похожее на теппинг когда играл на скрипке.
Первоначальный теппинг исполнялся так – сначала было резкое прижатие струны пальцем, а затем был удар Hammer-on по ладу. Но этот прием не сразу развился в отдельный способ игры на струнном инструменте.
Со временем появились и разные виды теппинга, такие как одноголосный (обычно им играют скоростные пассажи) и полифонический (каждая рука играет независимые партии).
По-настоящему теппинг начал развиваться, когда появился новый инструмент – электрогитара. В начале 1950-х годов студент из Англии по имени Джимми Уэбстер начал закладывать первые кирпичики в развитие теппинга. В то время про теппинг еще никто не знал и поэтому Джимми так и остался не понятым, но зато он дал развитие этому замечательному стилю!
Постепенно начали делать гитары, специально заточенные под теппинг, одной из первых таких гитар была двухгрифовая гитара Duo-Lector. Постепенно возможности таких гитар расширялись.
Позже появился Эдди Ван Хален и начал активно продвигать эту технику игры на гитаре. Эдди вдохновил многих музыкантов на использование теппинга, поэтому сейчас каждый уважающий себя гитарист умеет или развивает этот стиль игры.
Двуручный теппинг популяризовал Стенли Джордан, а его выход в свет просто ошеломил всех виртуозов того времени. Они просто отказывались верить в то, что один человек может так звучать, но смотря его видеозаписи или концерты, все сомнения отпадали.
Положение рук – левая рука как обычно играет пулы и хаммеры, а вот с правой рукой здесь все в новинку. Сейчас разберем все детально.
Правая рука так же как и при игре переменным штрихом должна иметь опору, иначе говоря, лежать на гитаре, а не висеть в воздухе. Затем нужно определиться — каким пальцам извлекать ноты, я делаю это средним, но можно и указательным.
Извлечение нот
Дальнейший процесс выглядит примерно так (смотри в табулатуру ниже, так как понять на примере легче) — десятый и седьмой лад играй пальцами левой руки, а ноту на двенадцатом ладу бери при помощи указательного или среднего пальца правой руки. Тебе нужно ударить средним пальцем правой руки по ноте на двенадцатом ладу и после, сдернуть палец, что бы зазвучала нота на десятом ладу, и еще сдернуть палец с ноты на десятом ладу, чтобы зазвучала нота на седьмом ладу. Повторяем процедуру.
1) Многие новички в погоне скоростью забывают про метроном и начинают играть абсолютно не ритмично, не надо повторять их ошибку!
2) Глушение и приглушение струн. Нужно обязательно научиться глушить и приглушать неиспользуемые струны иначе будет много грязи и ненужного лишнего звука при игре.
3) Такая же проблема есть и при игре легато. Когда одни пальцы извлекают ноты громче других, нужно обязательно выравнить ноты по громкости! Ноты должны звучать примерно на одной громкости.
4) Срывы делать сложнее, чем хаммеры и поэтому многие новички на срывах замедляются в темпе, а на хаммерах, резко ускоряются и из-за этого образуется совсем другой ритм у пассажа.
— Играй только под метроном, постепенно наращивай темп, научись чувствовать каждую ноту.
— Занимайся как на чистом звуке, так и на дисторшене. Это поможет тебе анализировать свою игру теппингом, и осознавать насколько чисто ты играешь.
— Если хочешь в плотную заниматься теппингом то подстриги ногти на каждой руке. Так как они могут мешать довольно сильно при быстрой игре.
— Выравнивай ноты по громкости.
— Следи за тем — “как ты играешь”, звук должен быть чистым без лишних шумов и призвуков, иначе твое искусное владение теппингом никто не оценить.
— На этом сайте есть уроки по развитию теппинга! Изучи их, если тебе интересна данная техника игры на гитаре.
Тэппинг. Примеры. Упражнения для тэппинга

Приветствую всех читателей и учеников Гитаршколы. В прошлых уроках мы ни раз с Вами поднимали тему тэппинга. Сегодня хотелось бы расставить все точки на И. Изучить максимальное количество упражнений на тэппинг или просто научиться играть тэппингом.
Если эти упражнения покажутся Вам слишком легкими, Вы можете усложнить себе задачу и совместить тэппинг со свипом, либо поиграть арпеджио при помощи совмещения тэппинга и хаммер-онов.
А если Вы новичок или только начали заниматься тэппингом — этот урок для Вас.
В изучение тэппинга нам поможет знаменитый отличный гитарист — Дженифер Баттен. Что ж, начнём разучивать упражнения для тэппинга.
Упражнения для тэппинга на электрогитаре:
Пример 1
![]() |
В 1-м и 2-м тактах правая рука при движении по пентатонике вверх повторяет аппликатуру левой, только на квинту выше (А-минорная пентатоника в левой руке и Е-минорная в правой). В следующих 2-х тактах демонстрируется техника исполнения форшлагов при помощи тэппинга. Тэппинговые ноты должны извлекаться быстро и легко.
Пример 2
В этом примере обеим рукам приходится менять позицию. В 1-м такте левая рука располагается в 9-й позиции, а правая — в 16-й. Во 2-м такте левая рука перемещается в 7-ю позицию. Не убирайте указательный палец левой руки с ноты Е до тех пор, пока мизинец не окажется на ноте А. Ваша правая рука, отслеживая аппликатуру левой, также переместится из 16-й позиции в 14-ю.
Пример 3
Здесь использована популярная техника исполнения триолей при помощи хаммеров. Сначала делается хаммер пальцем правой руки, затем пул к ноте в левой руке, и, наконец, хамер пальцем левой руки. Этот пример строится на основе двух мажорных трезвучий (G и Db), которые чередуются ,при переходе к каждой следующей струне (т.е. трезвучие G играется на 6-й, 4-й и 2-й струнах, а трезвучие Db — на 5-й, 3-й и 1-й). При помощи такой линии можно создать напряжение в соло, перед разрешением добавив в арпеджио b5-ю или b9-ю ступени.
Пример 4
Этот пример представляет собой движение вверх по С-мажорной гамме с использованием коротких тремоло между правой и левой руками. Чтобы испонить бенд в конце фразы, расположите правую руку параллельно грифу, далее возьмите ноты Е и С на 1-й и 2-й струнах, и немедленно подтяните 2-ю струну левой рукой на целый тон. При исполнении бенда с использованием тэппинга, основную работу выполняет левая рука, правая лишь прижимает струну к ладу и двигается вместе с ней в направлении, определяемом усилием левой руки.
На следующем уроке мы продолжим с Вами изучение примеров тэппинга, так же будет и третья часть этого курса. Для тех кто действительно хочет научиться играть тэппигом, я бы посоветовал следить за уроками, либо подписаться на бесплатную рассылку уроков.
Оставить комментарийФеноменальная Прокачка Теппинга! Готов к Challenge?
Теппинг невероятно ценная и мелодичная техника в руках любого более-менее опытного гитариста, а все потому, что у теппинга есть ряд преимуществ перед переменным штрихом или свипом, Вам интересно знать эти преимущества? Если это так, то продолжайте читать, в ближайшие пару минут я раскрою Вам несколько секретов данной техники и плюсом ко всему еще и помогу прокачать ее Вам!
Для начала я должен убедиться, что Вы успешно достигли планки в 100 УВМ при игре теппингом на одной струне (помните, мы говорили об этом в прошлой статье?). Так же, важно чтобы Вы не просто могли играть в данном темпе, а еще и играли это ритмично ровно и главное без лишних призвуков, или иначе говоря “грязи”.
Все требования соблюдены? Если Ваш ответ железное ДА, то двигаемся дальше к новым достижениям!
На этом занятии Вы будите задействовать не одну струну в теппинге, а несколько. Вполне возможно, что сначала будет много грязи и нежелательных призвуков при игре, но не отчаивайтесь, все это со временем исчезнет, главное работать над этим.
Поэтому перед тем как перейти к упражнениям и всему остальному, сначала я расскажу о преимуществах теппинга перед другими стилями извлечения нот на гитаре, а так же, плюсом ко всему очень важно обсудить “чистку” Вашей игры, чтобы Вы знали, как и что надо делать для получения наиболее чистого и приятного звука.
Преимущества теппинга:
— Данная техника исполнения проще в развитии и совершенствовании чем переменный штрих или свип, как минимум по той причине, что Вам не нужно возиться с синхронизацией рук!
— Звучание у теппинга как и у легато более плавное и мелодичное, а все из-за того, что ноты не прерываются ударом медиатора, а плавно переходят друг к другу, спасибо пулам и хаммерам за это.
— Можно сильно разнообразить звучание Вашего пассажа при помощи сильного разброса нот по грифу, и при этом, в отличие от переменного штриха Вам не придется прикладывать в сотни раз больше усилий, чтобы сыграть полученный рисунок!
— Добиться хороших результатов в теппинге можно существенно раньше и быстрее, чем в других каких-либо гитарных техниках.
На этом закончим говорить о приятном и двинемся по пути прогресса, и начнем с работы над чистотой звукоизвлечения. Сейчас прошу максимум Вашего внимания направить на данную статью!
Первым делом нужно запомнить, что правая рука глушит басовые струны, а второе, это то, что левая рука глушит все остальное, или иначе говоря, она заглушает тонкие струны. Вот пример, допустим, Вы играете пассаж на второй струне, подумайте какая рука что глушить…
Ответ, правую руку Вы должны положить на басовые струны, а именно шестую, пятую, четвертую и третью (хотя она и не басовая, но иначе Вы заглушить ее не сможете), но надо сделать это так, чтобы играть было по-прежнему удобно, и рука не чувствовала дискомфорт!
Далее, левая рука извлекает ноты на второй струне и плюсом ко всему, пальцы левой руки заглушают струну ниже (в нашем случае первую струну), в этом нет ничего сложного, просто слегка положите палец на саму струну, и будет Вам счастье! Полностью заглушенная струна.
На этом в целом все, как видите, сложных хитростей нет, надо только внести эти приемы к себе в арсенал и регулярно их применять пока все не дойдет до уровня неосознанной компетенции, или проще говоря, полного автоматизма.
Теперь можно и к самому интересному переходить, а именно к долгожданной практике! Но, приготовьтесь, специально для этого урока я сильно постарался и достал много чрезвычайно мощных упражнений, уверен, если Вы приложите много усилий, то получите феноменальный результат…
1) Настало время бежать за гитарой, впереди много счастья!
2) Двигаемся дальше, тут я рекомендую сначала хорошо отработать каждую струну по отдельности.
3) Вы же наверняка умеете играть секстоль? Или проще говоря 6 нот за удар метронома?
4) Вот теперь потихоньку начинают попадаться сложные упражнения...
5) Упражнение от Троя Стетины, здесь переход осуществляется с помощью левой руки.
6) Рисунок здесь немного сложнее, чем в предыдущих упражнениях, так что придется постараться.
7) Отличное тэппинг упражнение направленное на развитие, как легато, так и теппинга, играйте его без медиатора.
8) Теппинг с открытыми струнами, как думаете, справитесь с ним?
9) Будет сложно! Главное играйте чисто и ритмично ровно, не надо стремиться сыграть это быстро.
10) Фрагмент одной из композиций Andy James'a, сможете угадать какой?
11) Никаких медиаторов, звуки извлекать только при помощи пальцев левой руки!
12) Спонсор сегодняшнего экзамена: Symphony X — Eve Of Seduction.
Удивительно, но еще один урок завершен! Ваша техника, а в особенности игра теппингом становится все лучше и лучше. Следующий шаг, это довести эти упражнения до темпа в 150 УВМ, но только играйте их без грязи, призвуков и прочих совершенно не нужных звуков.
Если же Вы играете быстро, но с кучей ошибок, регулярно сбиваясь с ритма и попутно задевая все шесть струн, то лучше всего сбавить скорость на метрономе и поиграть медленно и вдумчиво, ведь именно чистая игра доставит гораздо больше удовольствия и Вам, и Вашим слушателям. Плюс, как только все требования будут выполнены, Вы сами будите впечатлены своей игрой!
Поэтому, развивайте Ваш талант, и главное, делайте это качественно и с улыбкой на лице, иначе, добиться невероятных результатов будет довольно сложно. Поставьте себе следующую установку, играть каждое упражнение по пять раз и если Вы пять раз подряд сыграли без лажи, то повышайте темп и двигайтесь дальше, а если был косяк, то пробуйте пока не сыграете идеально упражнение пять раз подряд! Да, будет сложно, но именно так и добиваются феноменальных результатов!
Табулатура Урока
Рекомендую к изучению следующий материал:
1) Развитие Шред Техники
2) Четырехструнный Свип
3) Легато на Новом Уровне
Тэппинг - прием игры на электрогитаре

Для тэппинга (от английского tap — стучать) характерно извлечение звука лёгкими ударами пальцев по струнам гитары в пространстве между ладов на грифе. Собственно, способ этот используется не только для гитары, а и для любых струнных инструментов — существует даже мнение, что сам Паганини экспериментировал с этим приёмом. Долгое время использовался тэппинг и для игры на многих народных струнных инструментах, особенно восточных. Но в полной мере развернуться ему дало лишь появление электрогитары.
История появления тэппинга
Кто же стал первым гитаристом, который ввёл тэппинг в обиход концертных номеров и виртуозных соло? Как и многие другие удивительные вещи, тэппинг можно назвать скорее продуктом коллективного творчества. Ещё в начале ХХ века был распространён приём vibration, пользуясь которым музыкант зажимал аккорд ударом левой руки по струнам. Правая рука при этом исполняла совершенно другую партию. Это было начало для нового способа игры, хотя от классических инструкций vibration не отклонялась — метод даже имел особые обозначения в нотной записи.
До тэппинга было рукой подать. Ведь оставалось лишь привлечь вслед за левой и правую руку, и вот уже выходит современный метод тэппинга на гитаре. Но распространения такая игра не получила. Во-первых, акустическая гитара не предназначена для такой «фортепианной», стучащей техники игры. Звук выходил очень тихим и подчас смешивался даже с дыханием музыканта. Во-вторых, после удара по струне акустической гитары звук получается нечистым — вместо красивой тэппинговой партии слышно колебание части струны от пальца до верхнего порожка.
Решить все эти проблемы смогла лишь электрогитара — на ней призвуки были не слышны, а для всего прочего существовал усилитель с регулируемой громкостью. Первыми экспериментаторами, которые в середине 1950-х ввели тэппинг в обиход, были гитаристы Мерл Трэвис и Джимми Уэбстер. Последний чаще всего использовал его для авторской интерпретации многих джазовых тем, но подобная новая и странная техника «игры ударами» не нашла одобрения у более опытных исполнителей. Известно, что Джимми Уэбстер даже в среде джазовых исполнителей считался чудаком и экспериментатором. К сожалению, аудиозаписей этого периода с демонстрацией возможностей тэппинга не сохранилось.
А что же дальше
Тэппинг вернулся в умы и технику игры молодых гитаристов через несколько лет. В 1955 была запатентована специальная двухгрифовая электрогитара Duo-Lectar, которую называют первым тэппинговы инструментом. Она была создана на заказ для Дэйва Банкера, малоизвестного тогда начинающего гитариста, его отцом. Он играл на двух грифах одновременно и при этом часто использовал технику ударов. Инструмент дорабатывался и в 1961 году вышел образец с расширенными возможностями, больше похожий на современные. Дэйв Банкер занимается производством таких нестандартных гитар до сих пор, а его экспериментальные версии объединяют тэппинговый гриф даже с бас-гитарой. Использование такого инструмента требует определённых навыков, но зато на выходе получается настоящий человек-оркестр.
Дэйв Банкер c Duo-Lectar
Двухгрифовая гитара — отнюдь не единственный нестандартный инструмент, который родился благодаря тэппингу. Эммет Чэпмен, также начинавший как молодой перспективный гитарист, в 1974 году вступил в роли конструктора. Он создал стик-гитару, от слова stick — палка. Эта электрогитара имела, по сути, только гриф, на котором и играл музыкант.
Эммет Чэпмен и его stick

Известные исполнители
Гитарист Эдди Ван Хален был первым музыкантом, который сумел не только донести всю красоту тэппинг-техники до широкой аудитории слушателей, но и убедить исполнителей в том, что тэппинг на гитаре заслуживает внимания. Знамя Ван Халена подхватил Стив Хэккет из «Genesis», запись игры которого впервые появилась на пластинках и на радио.
С появлением на сцене Стенли Джордана произошёл настоящий переворот. Сам по себе виртуозный гитарист, он не боялся использовать новые и нестандартные техники и стили, и тэппинг стал его любимым коньком.
Игра тэппингом Стенли Джордана
Различные разновидности тэппинга до сих пор популярны и используются многими рок-музыкантами.
Тэппинг на бас гитаре
Советуем также прочитать:
на Ваш сайт.
13 Композиций Для Прокачки Вашего Теппинга
Приветствую дружище музыкант! Моя предыдущая статья – “10 композиций, которые улучшат Вашу игру свипом” очень понравилась моим читателям и посетителям сайта, поэтому, я устроил опрос и выяснил, что следующая техника, которой интересуется большинство посетителей моего сайта — это теппинг.
Так что, держите новую подборку, которая носит название – “13 Композиций Для Прокачки Вашего Теппинга”.
Начну, пожалуй, с классики, а именно с композиции Van Halen – Eruption! Эдди запилил настоящий шедевр, поэтому, если Вы еще не брались за изучение этой волшебной песни, то у Вас появился хороший повод разобрать ее от и до!
Самое интересное начинается с 22 такта, и обратите внимание, что сам теппинг имеет секстольный ритмический рисунок, иначе говоря, шесть нот, на одну сильную долю, но это Вы уже и без меня должны знать.
В целом качайте и заучивайте, 100% не пожалеете о своем выборе!
Далее я рекомендую Вам освоить – Paul Gilbert’а с треком Four Seasons, которую написал классик Антонио Вивальди, думаю, не для кого не секрет что именно это классическое произведение является одним самых популярных композиций в классическом репертуаре.
Существует очень много его вариаций (ведь каждый хочет переиграть это великое произведение музыкального искусства), но в данный момент, нам очень интересно как это делает именно Гилберт.
Довольно не большой, но в тоже время невероятно интересный пассаж, играйте и совершенствуйтесь!
Green Tinted Sixties Mind, именно так называется следующая песня этого списка! Честно признаю, самого исполнителя (Mr. Big) я ни когда не слушал, но случайно наткнулся на этот трек и по-моему мнению он идеально вписывается в структуру этой подборки!
Не особо сложные, но довольно необычные пассажи содержит эта композиция, если я Вас заинтриговал, то можете скачать и посмотреть, что хранит в себе эта табулатура.
Идем дальше и постепенно наращиваем сложность, так что, ловите следующий трек Extreme – Get The Funk Out. Здешние пассажи быстрее, задействуют больше струн и соответственно отнимут у Вас больше времени на их развитие и совершенствование, но… ведь именно это нам и надо?
Если Ваш ответ – Да! То тогда Вы нашли трек, который можно погонять ближайшие несколько вечеров. Кстати, праздник начинается с 75 такта.
Возвращаемся к Ван Халенам с еще одной классической темой — Hot For Teacher! Здесь боевые действия идут с самого начала трека (и еще немного в соло в середине песни), так что хватайтесь за гитару и занимайте боевую шред позицию! Настало время показать Эдди что Вы умеете!
Впереди большая порция веселого шреда, вежливо предоставленная группой — Protest the hero со своей композиций Bloodmeat! Если Вы желаете испытать себя, то начинайте изучение с 46 такта и обязательно пролистайте табулатуру до конца, дабы не упустить интересные моменты этого сложного трека.
Главное, помните, что в первую очередь Вы должны играть на качество, а не на скорость!
Symphony X — Eve of Seduction, Ваш следующий парк развлечений! Вас ждет очень много прыжков со струны на струну и все это во время игры теппингом, а ведь плюсом ко всему, это довольно быстрое соло, поэтому, ничем не могу Вам помочь, кроме как пожелать удачи!
Чуть не забыл, на 120 такте Вы найдете именно то, что Вам нужно…
Все приветствуем ведроголового (Buckethead) с его шедевром – Jordan! От этой композиции Ваша правая рука сойдет сума! Ведь в ней Вам очень много придется стучать по грифу гитары именно правой рукой, притом, еще и делать это нужно будет очень быстро…
В целом, настоящий экстрим, если Вы сыграете все это в полном темпе, то уверен, что Вы разблокируете ачивку “Спец по тепу”! И да, Ваш выход на 38 такте этого безумного трека.
Andy James — War March последняя традиционно теповая шред песня, дальше пойдет что-то совсем другое, но сейчас продолжим говорить об Энди. Начинается все довольно просто, но не позволяйте этому чуваку себя обманывать, дальше все будет как в аду!
Даже не буду говорить какие-либо конкретные моменты, просто послушайте или проскрольте табулатуру и сами все поймете!
Если после увиденного Вы решите повторить это, то моя рекомендация – играйте на качество, а не в коем-случае не гонитесь за скоростью, ибо его пассажи довольно туго разгоняются и вполне возможно, что Вы совсем не скоро сможете повторить его игру нота в ноту!
Играйте его композицию как упражнение и учите материал маленькими частями, тогда Энди покажет Вам как нужно шредить на гитаре!
Теперь переходим немного к другому стилю теппинга! Сначала, будет Dragonforce со своим комбинированием свипа и теппинга, а после еще несколько прогрессивных мужиков удивят Вас своей техникой игры на гитаре!
Но сначала, как и обещал, Dragonforce — Valley Of The Damned. С 86 такта они начинают поливать дикой комбинацией свипа и теппинга, обязательно научитесь этому! Играйте медленно, следя за звукоизвлечением и со временем, Вы будите получать неимоверный кайф от подобных соло.
Первым удивят Вас Ван Халлены, со своей композицией – Spanish Fly. Довольно интересное начало, Вы должны попробовать повторить игру Эдди! Рекомендую, полностью разобрать эту композицию она довольно интересная и к тому же играется на акустике, а не на электрогитаре!
Далее, будет Angra — Heroes Of Sand, старайтесь по максимуму задействовать правую руку, ведь это еще разминка перед финалом! Играйте медленно, чисто и вдумчиво, тогда Вы точно увидите результат.
Финал…
Steve Vai — Building The Church, откройте табулатуру этой композиций и если Вы не удивитесь, то наверно Вы Стив Вай. Ведь это действительно очень мощное и необычное произведение, обязательно при его игре используй все пять пальцев, так же Вам нужно расположить левую руку именно так, чтобы она (ладонь левой руки) глушила лишние звуки.
Первое время будет сложно, грязно и непонятно, но если Вам хочется повторить увиденное, то придется приложить немало усилий! В любом случае, решать только Вам, нужен ли Вашей игре этот элемент сейчас или же нет…
Фух… Вот и еще одна адская подборка завершена! Уверен, Вам хватит этого материала на год вперед (если только Вы не играйте целыми днями одним теппингом). Главное, помните, что музыка это в первую очередь красивое мелодичное исполнение, а не грязнющий, отвратительный, но быстро сыгранный запил!
Если Вы знаете еще какие-либо отличные песни на развитие той или иной технике игры на гитаре, то пишите комментарием, вполне возможно, что Вашу подборку люди полюбят больше чем мою…
Табулатура урока
Приятного время препровождения!
— Айдар
Теппинг на гитаре
Приветствую Вас дорогой читатель, на первом уроке теппинга! Надеюсь, у Вас уже есть определенный багаж знаний, например, Вы хорошо играете под метроном и у Вас развитое чувство ритма, да и надеюсь, с технической стороной Вы знакомы, и как минимум переменным штрихом владеете уверенно.
Если это так, то отлично, можно начинать! Правда, так как этот урок по теппингу фундаментальный, можно даже сказать вводный, то для начала совсем немного теории Вам не повредит. Готовы?
Тэппинг — это стиль игры на гитаре, при котором звуки извлекаются с помощью ударов по струнам на грифе, с использованием правой руки. В этом разделе будет много всего связанного с тэппингом, но первым делом нужно освоить азы, поэтому, к ним и перейдем…
Для этого я подготовил несколько простых упражнений. Так что берите гитару, впереди много вкусняшек!
1) Десятый и седьмой лад играйте пальцами левой руки, а ноту на двенадцатом ладу берите при помощи указательного или среднего пальца правой руки. Вам нужно ударить средним пальцем правой руки по ноте на двенадцатом ладу и после, сдернуть палец, что бы зазвучала нота на десятом ладу, и еще сдернуть палец с ноты на десятом ладу, чтобы зазвучала нота на седьмом ладу. Повторяем процедуру.
2) Почти тоже самое, только порядок изменился. Надеюсь что с триолями у Вас все хорошо, ведь если нет, то срочно рекомендую ознакомиться с уроком — триоли и галоп.
3) Теперь поиграем любимые шестнадцатые.
4) И опять обратное предыдущему.
5) Теперь немного экстрима. Ноты, связанные в шесть штук, называются секстоли, играются как две триоли за один удар метронома. Рекомендую начать практиковать эту длительность, а если возникнут проблемы, то возвращайтесь к триолям!
6) Следующее упражнение на теппинг, будет с открытыми струнами. Ноту на пятом ладу берете Hammer-on’ом, все играется без удара медиатора.
7) Финальный теппинг на гитаре… Это соло Эдди Ван Халена. Можете считать это экзаменом — оно играется секстолями, при этом на второй струне, еще и руку нужно постоянно перемещать вдоль грифа. Определенно Challenge! Но я уверен что Вы справитесь, ведь именно к этому я Вас и готовил.
Отлично! Вы справились, и в итоге у Вас следующий результат: Вы разобрались в основах теппенига, проиграли несколько мощных упражнений и огромным плюсом ко всему, заучили сильный пассаж. Можно сказать, что день прошел просто шикарно. Еще рекомендую играть финальное упражнение как можно чаще, ведь в этом рисунке заложена почти вся основа теппинга.
Напоследок хочу сказать, что переходить к следующему уроку я рекомендую только тогда, когда доведете упражнения до 100 УВМ. Все кроме секстольных (это там где цифра 6 над нотами), эта длительность для Вас еще нова, так что лучше освоить ее на отлично, и сыграть в любом комфортном Вам темпе!
На этом все, практикуйтесь, развивайтесь и если есть вопросы, то пишите их в комментариях, желаю удачи и забирайте табулатуру от урока...
Рекомендую к изучению следующий материал:1) Как научиться играть секстоль?
2) Самые Важные Основы Теппинга
3) Практикуем Трехструнный Свип!