Как играть на детской свирели


Здоровье детей, играющих на свирели

Свирель является русским народным инструментом флейтового типа, который относится к разряду наиболее простых для использования музыкальных инструментом. [1]

Приобщение детей в современном нам социуме к игре на свирели оказывает достаточно благотворное влияние на процесс воспитания общего интереса и любви к музыкальному искусству в общем, на процесс развития художественного вкуса подрастающего поколения, формирование и развитие чувства музыки как основы музыкальной грамотности ребенка. Обучение игре на свирели создает предпосылки для формирования любви к прекрасному.

Процесс обучения игре на указанном музыкальном инструменте может быть осуществлен как в рамках обучения на музыкальных занятиях в процессе обучения (общеобразовательные школы, специализированные музыкальные школы), так и при организации внеурочной деятельности.

При организации обучения игре на свирели имеется возможности формирования развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка, повышение уровня развития воображения, развития общего объема непроизвольного внимание, максимально качественного психологического развития подрастающего поколения, формирования музыкального слуха, умения на более качественном уровне понимать других людей и поддерживать общий интерес к процессу обучения.  [3]

Работа со свирелью способствует сбалансированному развитию вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая уменьшает риск заболевания астмой, а также служит определенным профилактическим средством для уменьшения частоты астматических приступов. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют острыми вирусными инфекциями, бронхитом, тонзилитом, фарингитом, ангиной.

В процессе работы со свирелью у детей в значительной степени стимулируется работа по другим предметам, развивается пространственное воображение, объем непроизвольного и произвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере, что подкрепляется практическими занятиями обучению игре на свирели.

При анализе имеющегося опыта, в ходе осуществляемых занятий по игре на свирели улучшается имеющийся климат в детском коллективе: дети переживают целый спектр различных эмоций, сопереживают за успехи других, радуются от совместного общения с музыкой, обучающихся при этом охватывает общее эмоциональное состояние. [1]

Дети при занятиях обучению игре на свирели становятся более требовательными по отношению к себе и к другим. При организации их деятельности решаются многие задачи при осуществлении формирования коммуникативной культуры, а также основ взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится более дружным, более добрым и интересным.

Процесс изучения нотной грамоты на уроках музыки в рамках обучения по школьной программе в настоящее время в рамках реализации ФГОС нового поколения приобретает практический смысл и становится более доступным. Теоретический материал при обучении детей игре на свирели усваивается постепенно, с помощью различных представленных музыкально-ритмических игр, а также игровых упражнений.  [3]

Здоровье ребенка представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие определенных болезней. Такое определение представлено Всемирной Организацией Здравоохранения.

Осуществление процесса развития и максимально качественного укрепления здоровья детей в любом обществе и при любой социально-экономической и политической ситуации представляет собой актуальную проблему и предмет первоочередной важности.

Представленный уровень развития здоровья детей в Российской Федерации определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, составляет элемент общего мониторирования основных проявлений социально-экономического развития страны.  [1]

Одним из существенно значимых параметров, которые определяют здоровье обучающихся заключается в определении состояния душевного благополучия (психологическое здоровье).

Возможно выделить три основных уровня психологического здоровья.

Высшим уровнем психологического здоровья (креативный, творческий) является возможность ребенка устойчиво адаптироваться к окружающей его среде, иметь резерв сил для процесса преодоления различных стрессовых ситуации, а также активного творческого отношения к окружающей действительности. [2]

Средний уровень психологического здоровья (адаптивный) заключается в возможности адаптации ребенка к социуму, по результатам осуществляемых диагностических проверок позволяет определять различные первичные признаки проявляющейся дезадаптации ребенка, повышенную тревожность и дисгармонию.

Низший уровень психологического здоровья (ассимилятивно — аккомодативный) заключается в том, чтобы активно развивать определенные процессы ассимиляции и аккомодации. Оказанная группа детей показывает клинически высокий уровень признаков дезадаптации, повышенную тревожность и общую лабильность нервной системы.

Современные родители в большей степени уделяют внимание физическому здоровью своего ребенка, уделяя лишь небольшое внимание здоровью психологическому.

Обучение игре на свирели дает возможность в процессе непосредственно игровой деятельности повышать уровень здоровьесбережения ребенка.

Свирель как музыкальный инструмент достаточно доступен для любого ребенка. Он удобен в использовании и легок для восприятия заданий педагога при обучении.

Удобство использования свирелей заключается в следующем:

1)      свирели легко держать в руках;

2)      отверстия-пенечки удобно закрывать пальчиками.

Первые три отверстия от мундштука закрываются пальцами левой руки, а с четвертого по шестое отверстие — пальцами правой руки;

3)      звукоизвлечение производится легким певческим дыханием, близким к слогу «ту». [2]

В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. Игра на данном музыкальном инструменте позволяет контролировать общий процесс правильного или неправильного дыхания: силы выдоха (звук получится очень громким или изменяется его высота (передувание), длины выдоха (длительность извлекаемого звука), или длины самой исполняемой фразы (для более старших детей). [1]

Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка, поскольку осуществление короткого вдоха и длинного выдоха является достаточно распространенным упражнением для снятия нервных перегрузок. Известно, что в большинстве случаев, во время стресса, дыхание ребенка нарушается — человек дышит быстро и поверхностно, часто задерживает дыхание.  [3]

В тот момент, когда человек (ребенок) начинает нервничать, начинает плохо поступать в мозг кислород и начинают угасать все основные функции организма, то есть ухудшается память, внимание, настроение, увеличивается количество ошибок, ухудшается поведение.

Работа с дыханием с применением игры на свирели создает возможность для расслабления напряженных спастичных групп мышц, что необходимо при общем тонизировании нервно — мышечных волокон, которые составляют речевой аппарат.

Процесс осуществления исполнительской практики на свирели может требовать общего удержания активного речевого органа в определенном положении (игра на свирели может потребовать, чтобы язык делал пробочку, которая впоследствии будет закрывать дырочку в мундштуке; когда ребенок открывает эту пробочку, то звук устремляется наружу, получается, что ребенок, играя на свирели как бы разговаривает на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»). [2]

Подобное звукоизвлечение создает возможности для активного развития силы мышечных сокращений, участвует в затормаживании сопутствующих содружественных движений (синкинезии), а также позволяет сбалансированно и системно работать над развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата.

Осуществляемое самостоятельное музицирование ребенка на инструменте создает условия для выражения им свои бессознательных переживаний, создает возможности для того, чтобы сделать эти переживания более доступными для осознания и трансформации. Представленные приемы работы (со стрессом, эмоциями) позволяют назвать свирель одним из средств, которое позволяет осуществлять общую корректировку и сохранность психологического здоровья детей. [3]

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что свирель выполнена из качественной пластмассы и имеет съемный мундштук, который можно мыть, позволяет выполнять все гигиенические требования, предъявляемые к детским развивающим пособиям. Данный музыкальный инструмент соответствует основным требованиям, предъявляемым к здоровьесбережению.

Игра на свирелях создает условия для значимого терапевтического эффекта, что развивает активность мелкой моторики пальцев, расширяет объем дыхания, развивает слуховые анализаторы, контролирующие качество интонирования, объединяет вокальную и инструментальную техники воспроизведения звука. [3]

Также, не маловажным является тот факт, что с помощью игры на свирели имеется возможность для погружения ребенка в интонационный мир устного народного творчества и осваивать потешки, считалки, дразнилки, заклички.

Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.

В заключении, хочется выразить надежду, что детям, овладевающим игрой на данном инструменте, свирель поможет открыть радость творчества, будет способствовать обретению уверенности в собственных возможностях и силах, а педагогам данная технология позволит эффективно оказывать помощь в уменьшении уровня общей тревожности, развитии самоконтроля ребенка, мотивации его на достижение успехов, и формирования психологического здоровья у подрастающего поколения.  [2]

 

Ансамбль «Созвездие» МОУ «СОШ № 31 «г. Вологда (руководитель Смирнова Л. Ю.)

Таким образом, занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию на уроках сольфеджио, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, что особенно актуально в наше время. Происходит дополнительное развитие моторики, логики и мышления, укрепляется психика и физическое здоровье детей.

 

Литература:

 

1.      Бурмистрова О. И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014. — 156 с.

2.      Васильженко А. Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015. — 98 с.

3.      Дубровская В. Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. — 88 с.

Основные термины (генерируются автоматически): свирель, психологическое здоровье, ребенок, игра, подрастающее поколение, музыкальный инструмент, процесс обучения, общий интерес, музыкальный слух, рамка обучения.

moluch.ru

Статья по теме: Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.

Игра на свирели как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.

       Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В Древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается.

      Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Формировать музыкальные способности можно в разных видах музыкальной деятельности. Считаем, что обучение детей игре на свирели является отличным способом развития музыкальных способностей детей.

     Свирель – простой, легкий и, что немаловажно дешевый инструмент для музицирования, а игра на свирели   хорошим фундаментом для  дальнейших занятий детей по обучению игре на фортепиано, баяне, аккордеоне или скрипки.

     Трудно представить себе коллективное обучение детей игре на каком-либо инструменте, а обучение игре на свирели предполагает это.

     Во время игры на свирели связки находятся в рабочем состоянии, и ребенок слышит то, что воспроизводит, что улучшает качество звуковысотного слуха.

     Работу по обучению детей игре на свирели можно разделить  на несколько этапов, а именно:

  1. Развитие мелкой моторики рук.
  2. Развитие ритмического слуха.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Знакомство с историей создания свирели.
  5. Первые уроки игры на свирели.
  6. Работа над качеством звука.

     1.У детей с речевыми нарушениями,  отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. Занятия над мелкой моторикой способствуют не только коррекции речи, но так же и развитию высших, корковых функций (памяти, внимания, пространственного восприятия, воображения, наблюдательности).

      Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук. Игра на свирели помогает справиться с этим недостатком, т.к. сама природа игры на свирели способствует развитию техники пальцев.

     Выполняя пальчиками различные упражнения, играя на свирели, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая, в свою очередь, способствует развитию речи, подготавливает ребенка  к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

  2.При работе с детьми логопедических групп, важно делать особый акцент  на развитие ритмического слуха, ведь в детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольник говорит примитивно, используя короткие  отрывочные высказывания. Упражнения на развитие чувства ритма играют безусловно положительную роль по становлению речи ребенка.

          3.Игра на свирели предполагает хорошее физиологическое дыхание. Работа со свирелью, как и пение способствует вентиляции легких. Это и дыхательная гимнастика, а известно, что в Японии, где большое внимание уделяют тренировке дыхания, реже, чем в других странах встречается инфаркт Миокарда. Под воздействием игры на духовом инструменте облегчается отхождение мокроты, происходят позитивные изменения в структуре дыхания больных, сокращается восстановительный период после пневмонии, облегчается страдания больных астмой.  

      По типу вдоха различают верхнереберное (ключичное), нижнереберно-диафрагмальное (груднобрюшное) и диафрагмальное (брюшное) дыхание.

Дети в основном используют ключичное дыхание. Но при игре на свирели оно неприемлемо, так как ведет к напряжению мышц шеи. Наиболее целесообразным для игры на свирели является грудобрюшное и брюшное дыхание. Задержка дыхания необходима для дальнейшего звукоизвлечения.

Выдох происходит за счет работы мышц брюшного пресса и мышц, опускающих ребра. Выдох должен быть спокойным, без толчков, но достаточно активным для создания ощущения опоры. Детям необходимо объяснить, что для игры на свирели вдох нужно делать более глубоким по сравнению с обычным дыханием. Плечи не должны подниматься, Надо набрать столько воздуха, чтобы хватило на исполнение всей музыкальной фразы.

       При обучении детей правильному дыханию использую дыхательные упражнения без  звука и дыхательные упражнения со звуком. Вот некоторые примеры:

  1. «Вдох и выдох». Дети кладут ладошки на живот.  Педагог поднимает  руку вверх и говорит: «Вдох». Дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «Выдох» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы.
  2. «Мороз». Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них  воздух, как будто стараются согреть руки.
  3. «Цветочек». Дети берут в руку искусственный цветок, делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе произносят: «Ах, как вкусно пахнет».
  4. «Пароход», «Автомобиль». (У-у-у, Би-и-и)
  5. «Пчела». Сжать руки в кулачки, слегка прихлопывать себя по грудной клетке и при выдохе произносить «З-з-з». В это время происходит вибрация звука.
  6. «Снежный человек». Сжать руки в кулачки, отвести за спину и слегка прихлопывая себя по бокам на выдохе произносить «У-у-у».
  7. Детская игра «Пузырь».
  8. «Воздушный шар». Дети произносят стихотворение, выполняя соответствующие движения тексту:

Надуваем шарик быстро, он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел, стал он маленький такой.

В. Цвынтарный.

     9. «Ежик». Делать быстрые, энергичные вдохи и выдохи носом.

    10. «Собачка».Открыть рот, высунуть язык вперед и быстро дышать.

     11. Произнесение на одном дыхании скороговорок.  Например: «Шла    Саша по шоссе и сосала сушку».

      Можно порекомендовать дыхательные упражнения по методике дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

     Путем планомерных тренировок, объем дыхания значительно увеличивается.

4. Чтобы играть на каком-либо инструменте, необходимо знать его историческое происхождение. Знакомство детей со свирелью начинается с прекрасного рассказа , мифа Древней Греции о рождении флейты: «Пан, бог лесов и полей, покровитель пастухов, воспылал любовью к прекрасной нимфе СИРИНКС. Спасаясь от преследования, Сиринкс обратилась о помощи к речному богу, и тот превратил ее в тростник. Не желая расставаться с любимой, Пан срезал несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную флейту».

     Далее можно проиграть задушевную мелодию на свирели. Дети с удовольствием слушают мягкий, теплый, бархатистый тембр свирели, а значит, уже смогут различать ее звук и среди других музыкальных инструментов.

     Детям надо объяснить, что свирель нельзя ронять, бросать, стучать ею. Пластмасса относительно хрупкий материал и ее можно расколоть. Кроме того при ударе теряются звуковые качества.

     При условии соблюдения элементарных правил, свирель может служить не один год. Она может  даже пригодиться в школе, в которых очень популярен этот инструмент.  

     Детям необходимо рассказать, что свирель не любит, когда в нее сильно дуют – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого глубокого дыхания и она ответит вам так же ласково. Ребятам можно сказать: «Давайте попробуем мягко  подуть в свирельку, вот так, как мы греем руки, когда они замерзнут, так погреем и свирельку».

5. Очень ответственны первые уроки игры на свирели. Необходимо объяснить детям, что свирель нужно взять правой рукой как карандаш. Можно попробовать нарисовать солнышко, дерево.

 «Жил был утенок». - Показать указательным и большим пальцами левой руки клювик утенка.  

«Однажды прилетел он на болото и сел там на кочку». -  Большим пальцем придерживать свирель снизу, а указательным закрыть первое отверстие. «Это раз».

Далее необходимо проиграть «на раз» песенки «Андрей-воробей», «Я иду с цветами» и другие, сочиненные на одном звуке.

«Утенок непоседа, он все время прыгает». –Поднимать и опускать палец на отверстие, получается тремоло.

«Утенок жил на болоте не один, а с братцем». - Соединить средний палец и большой.

«Братец тоже прилетел на болото и сел на соседнюю кочку» - Средний палец левой руки положить на второе отверстие. «Это два».

Теперь нужно проиграть песенки, выученные ранее на секунду, например «Уж как шла лиса по травке».

«Третий братец ленивый. Он проснулся, потянулся и тоже полетел и сел на третью кочку. Это «три».

Так постепенно в игру на свирели вводятся пальчики и  правой руки.

6. Звучание инструмента зависит так же от исполнительских навыков ребенка, который должен знать и понимать, что на одном и том же инструменте у разных людей может получиться разный звук. Все будет зависеть от желания и находчивости исполнителя.

Вот некоторые возможные недостатки исполнения:

- звуковые дефекты

- технические промахи

- ритмическая неточность

- Отсутствие умения слышать в коллективе голос своего инструмента

- неумение расчленять элементы музыкальной формы

- бессодержательность исполнения.

Нужно найти у ребенка причину некачественного исполнения и работать над ее устранением.

          Благодаря занятиям на свирели у детей значительно развивается воображение, музыкальная память,  слух,  объем непроизвольного внимания. На уровне слухового анализа развивается первоначальные понятия элементарной музыки, восприятие характера музыки, отдельных средств музыкальной выразительности (лад, размер, ритм), строение мелодии (мотив, фраза, предложение), понятие о мелодии и аккомпанементе/

nsportal.ru

Обучение игре на свирели детей дошкольного возраста

Методическая разработка программы для детей старшего дошкольного возраста

«Заиграй,свирель»

Музыкальный руководитель:

Чижкова Ирина Николаевна

Высшая квалификационная категория

Программа "Заиграй, свирель" направлена на развитие

творческих способностей дошкольников в процессе

музыкальной деятельности.

Основное её предназначение – не только обучение на инструменте, но и знакомство детей с различными музыкальными жанрами, приобщение дошкольников к прекрасному, через доступные виды музыкальной деятельности.

Программа "Заиграй, свирель" направлена на осуществление задач:

1.Расширение общего кругозора ребёнка;

2.Воспитание интереса к музыкальным видам

деятельности;

3.Воспитание эмоционального отношения к музыке;

4.Создание условий для социального, культурного

самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

5.Обучение простейшим навыкам выразительного

исполнения;

6.Формирование музыкально-слуховой координации;

7.Формирование навыков коллективной деятельности.

Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир можно в любом возрасте, начиная с 5-7 лет.

Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.

Основная цель работы по приобщению детей к исполнению музыки – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что “наша цивилизация… украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний”.

Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой. Она выделяет три основных задачи, которые возможно решать, работая с детьми по развитию навыков игры на свирели: оздоровление, общение, познание.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Цель педагога - распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом. Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.

Виды музыкально–практической деятельности:

1. Восприятие музыки (слушание)

2. Упражнения дыхательной гимнастики

3. Пальчиковые игры и упражнения для мелкой моторики рук

4. Инструментальное музицирование на свирели

5. Импровизация

6. Музыкальные игры

Занятия проводятся в форме развлекательной

игры.

Подведение итогов реализации образовательной программы - это участие в развлечениях, праздниках детского сада, отчётных концертах, открытых мероприятий и т.д.

Содержание занятий

Цель занятий:

1. Воспитание интереса и любви к инструментам русского народа.

Задачи:

1. Развитие музыкальных способностей через игру на свирели.

2. Формирование и укрепление дыхательной системы.

3. Воспроизведение простейших ритмических рисунков.

4. Обучение правильной постановке пальцев.

5.Освоение навыков музицирования – чистое интонирование простейших попевок, мягкая атака звука на простых мелодиях.

6. Стимулирование творческой активности ребёнка.

Репертуар занятий на свирели

Тема занятия

Содержание

Репертуар

Оборудование

Кол-во

занятий

1.«Здравствуй, Свирелька!»

(Вводное занятие)

Знакомство. Приветствие.

Беседа о русских «гудочках». Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание инструмента и слушание в исполнении педагога.

Знакомство со свирелью, как с народным инструментом.

Исполнение простейшей мелодии на одном звуке.

«Андрей воробей»

Свирель

Иллюстрации с изображением людей, играющих на свирели

3 занятия

2. «Сказка об уточке»

Приветствие.

«Сказка об уточке» - памятка для правильного держания свирели. Воспроизведение звука «си»

Разучивание новой песенки-прибаутки

Прощание.

«Андрей-Воробей»,

«Сказка об уточке»

Свирель

2 занятия

3. «Правила Октавика»

Приветствие. Знакомство с правилами для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических рисунков с

помощью ладошек.

Разучивание новой песенки-прибаутки

Прощание.

«Андрей-Воробей»,

«Котик»

Свирель. Мяч.

2 занятия

4. «Котик»

Приветствие. Повторение правил для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек.

Повторение знакомых песенок-прибауток.

Прощание.

«Андрей-Воробей»,

«Котик»

Свирель

2 занятия

5. «Барашек»

Приветствие.

Упражнение на дыхание с «Барашком».

Повторение репертуара и разучивание новой мелодии. Простукивание ритма пальчиком.

Освоение нового звука «ля»

Прощание

«Андрей-Воробей»,

«Котик», «Барашеньки-крутороженьки»

Свирель. Пуховый шарик на нитке – «Барашек»

2 занятия

6. «Динь-дон»

Приветствие.

Слушание песенки - прибаутки в исполнении педагога. Проигрывание ритма колокольчиками. Разучивание новой мелодии. Работа с двумя звуками.

Запоминание слов. Работа подгруппами и группой.

Прощание.

«Барашеньки-крутороженьки»

«Динь-дон»

Свирель. Пуховый шарик на нитке – «Барашек»

Колокольчики по количеству детей. Демонстрационный колокольчик.

2 занятия

7. «Играем с аккомпанементом»

Приветствие.

Упражнение на дыхание с «Барашком».

Повторение репертуара с использованием аудио-аккомпанемента.

Прощание.

«Андрей-Воробей»,

«Котик», «Барашеньки-крутороженьки» «Динь-дон»

Свирель. Пуховый шарик на нитке – «Барашек»

Аудиозаписи

2 занятия

8. «Дождик»

Приветствие. Слушание дождя в записи. Как бы дети изобразили звук дождя на свирели? Импровизация детей.

Слушание песенки «Дождь» в исполнении взрослого. Разучивание по записи на общей доске.

Прощание.

«Дождик» р.н.песня

Свирель. Аудиозапись «Дождь». Иллюстрация. Заранее приготовленная запись песенки на доске

2 занятия

9. «Выбирай-ка»

Приветствие. Упражнение «Весёлые вдохи»

Исполнение по выбору детей.

Прощание

Песни из разученного репертуара по выбору детей

Свирель.

1 занятие

10. «Уж как шла лиса»

Приветствие. Слушание песенки в исполнении руководителя. Какой характер похожа мелодия? У кого такой характер? -у лисички! Покажите характер лисички движениями. Исполняем, соблюдая характер героя песенки. Предлагаю исполнять ансамблями – певцов и музыкантов. Каких животных можно изобразить с помощью свирели. Прощание

«Уж как шла лиса» р.н.песня

Свирель

Иллюстрации животных ( медведь, волк, заяц, мышь, птичка)

2 занятия

11. «Пёрышко»

Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика)

Пёрышко уронила сорока! Слушание песенки «Сорока». Разучивание.

Прощание.

«Сорока» русская прибаутка

Пёрышко, иллюстрация с изображением сороки. Свирель.

2 занятие

12. «Волшебная дудочка»

Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика). Пальчиковые упражнения по выбору педагога.

Игра «Волшебная дудочка»

Исполнение на свирели по желанию детей.

Прощание.

Репертуар по выбору детей. «Дует, дует ветерок» Пальчиковые упражнения по выбору педагога

Свирель

1 занятие

13. «Ай, ду-ду»

Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика) Знакомство с нотой «соль». Слушание песенки-потешки. потешке. Прохлопаем ритм потешки. Исполнение на свирели с новой ноткой.

Прощание.

«Ай, ду-ду»

Свирель. Иллюстрация к потешке.

1 занятие

14. «Горелки»

Приветствие. Упражнение на дыхание со свечой. Слушание новой прибаутки на свирели и в исполнении голосом. Проигрывание ритма колокольчиком. Разучивание прибаутки «Горелки»

Прощание

«Ай, ду-ду», «Горелки»

Свирель. Колокольчик

1 занятие

15. «Развесёлые гудочки»

Приветствие. Упражнение на дыхание со свечой. Повторение и закрепление материала в форме игры в «гудошников»

Прощание.

«Ай, ду-ду», «Горелки» Песни из разученного репертуара по выбору детей

Свирель, иллюстрации народных праздников, гуляний

1 занятие

Творческий отчёт кружка

Накопленный материал.

infourok.ru

Статья о том, как игра на свирели укрепляет здоровье детей

Здоровье детей, играющих на свирели.

Л. Ю. Смирнова,
Почетный работник общего образования,
зам. директора по УВР и
учитель музыки высшей категории,
МОУ СОШ № 31 г. Вологды

Свирель является русским народным инструментом флейтового типа, который относится к разряду наиболее простых для использования музыкальных инструментом.1

Приобщение детей в современном нам социуме к игре на свирели оказывает достаточно благотворное влияние на процесс воспитания общего интереса и любви к музыкальному искусству в общем, на процесс развития художественного вкуса подрастающего поколения, формирование и развитие чувства музыки как основы музыкальной грамотности ребенка. Обучение игре на свирели создает предпосылки для формирования любви к прекрасному.

Процесс обучения игре на указанном музыкальном инструменте может быть осуществлен как в рамках обучения на музыкальных занятиях в процессе обучения (общеобразовательные школы, специализированные музыкальные школы), так и при организации внеурочной деятельности.

При организации обучения игре на свирели имеется возможности формирования развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка, повышение уровня развития воображения, развития общего объема непроизвольного внимание, максимально качественного психологического развития подрастающего поколения, формирования музыкального слуха, умения на более качественном уровне понимать других людей и поддерживать общий интерес к процессу обучения. 2

Работа со свирелью способствует сбалансированному развитию вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая уменьшает риск заболевания астмой, а также служит определенным профилактическим средством для уменьшения частоты астматических приступов. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют острыми вирусными инфекциями, бронхитом, тонзилитом, фарингитом, ангиной.

В процессе работы со свирелью у детей в значительной степени стимулируется работа по другим предметам, развивается пространственное воображение, объем непроизвольного и произвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере, что подкрепляется практическими занятиями обучению игре на свирели.

При анализе имеющегося опыта, в ходе осуществляемых занятий по игре на свирели улучшается имеющийся климат в детском коллективе: дети переживают целый спектр различных эмоций, сопереживают за успехи других, радуются от совместного общения с музыкой, обучающихся при этом охватывает общее эмоциональное состояние.3

Дети при занятиях обучению игре на свирели становятся более требовательными по отношению к себе и к другим. При организации их деятельности решаются многие задачи при осуществлении формирования коммуникативной культуры, а также основ взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится более дружным, более добрым и интересным.

Процесс изучения нотной грамоты на уроках музыки в рамках обучения по школьной программе в настоящее время в рамках реализации ФГОС нового поколения приобретает практический смысл и становится более доступным. Теоретический материал при обучении детей игре на свирели усваивается постепенно, с помощью различных представленных музыкально-ритмических игр, а также игровых упражнений. 4

Здоровье ребенка представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие определенных болезней. Такое определение представлено Всемирной Организацией Здравоохранения.

Осуществление процесса развития и максимально качественного укрепления здоровья детей в любом обществе и при любой социально-экономической и политической ситуации представляет собой актуальную проблему и предмет первоочередной важности.

Представленный уровень развития здоровья детей в Российской Федерации определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, составляет элемент общего мониторирования основных проявлений социально-экономического развития страны. 5

Одним из существенно значимых параметров, которые определяют здоровье обучающихся заключается в определении состояния душевного благополучия (психологическое здоровье).

Возможно выделить три основных уровня психологического здоровья.

Высшим уровнем психологического здоровья (креативный, творческий) является возможность ребенка устойчиво адаптироваться к окружающей его среде, иметь резерв сил для процесса преодоления различных стрессовых ситуации, а также активного творческого отношения к окружающей действительности.6

Средний уровень психологического здоровья (адаптивный) заключается в возможности адаптации ребенка к социуму, по результатам осуществляемых диагностических проверок позволяет определять различные первичные признаки проявляющейся дезадаптации ребенка, повышенную тревожность и дизгармонию.

Низший уровень психологического здоровья (ассимилятивно — аккомодативный) заключается в том, чтобы активно развивать определенные процессы ассимиляции и аккомодации. Оказанная группа детей показывает клинически высокий уровень признаков дезадаптации, повышенную тревожность и общую лабильность нервной системы.

Современные родители в большей степени уделяют внимание физическому здоровью своего ребенка, уделяя лишь небольшое внимание здоровью психологическому.

Обучение игре на свирели дает возможность в процессе непосредственно игровой деятельности повышать уровень здоровьесбережения ребенка.

Свирель как музыкальный инструмент достаточно доступен для любого ребенка. Он удобен в использовании и легок для восприятия заданий педагога при обучении.

Удобство использования свирелей заключается в следующем:

1) свирели легко держать в руках;

2) отверстия-пенечки удобно закрывать пальчиками.

Первые три отверстия от мундштука закрываются пальцами левой руки, а с четвертого по шестое отверстие – пальцами правой руки;

3) звукоизвлечение производится легким певческим дыханием, близким к слогу «ту».7

В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. Игра на данном музыкальном инструменте позволяет контролировать общий процесс правильного или неправильного дыхания: силы выдоха (звук получится очень громким или изменяется его высота (передувание), длины выдоха (длительность извлекаемого звука), или длины самой исполняемой фразы (для более старших детей).8

Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка, поскольку осуществление короткого вдоха и длинного выдоха является достаточно распространенным упражнением для снятия нервных перегрузок. Известно, что в большинстве случаев, во время стресса, дыхание ребенка нарушается - человек дышит быстро и поверхностно, часто задерживает дыхание. 9

В тот момент, когда человек (ребенок) начинает нервничать, начинает плохо поступать в мозг кислород и начинают угасать все основные функции организма, то есть ухудшается память, внимание, настроение, увеличивается количество ошибок, ухудшается поведение.

Работа с дыханием с применением игры на свирели создает возможность для расслабления напряженных спастичных групп мышц, что необходимо при общем тонизировании нервно — мышечных волокон, которые составляют речевой аппарат.

Процесс осуществления исполнительской практики на свирели может требовать общего удержания активного речевого органа в определенном положении (игра на свирели может потребовать, чтобы язык делал пробочку, которая впоследствии будет закрывать дырочку в мунштуке; когда ребенок открывает эту пробочку, то звук устремляется наружу, получается, что ребенок, играя на свирели как бы разговаривает на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»).10

Подобное звукоизвлечение создает возможности для активного развития силы мышечных сокращений, участвует в затормаживании сопутствующих содружественных движений (синкинезии), а также позволяет сбалансированно и системно работать над развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата.

Осуществляемое самостоятельное музицирование ребенка на инструменте создает условия для выражения им свои бессознательных переживаний, создает возможности для того, чтобы сделать эти переживания более доступными для осознания и трансформации. Представленные приемы работы (со стрессом, эмоциями) позволяют назвать свирель одним из средств, которое позволяет осуществлять общую корректировку и сохранность психологического здоровья детей.11

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что свирель выполнена из качественной пластмассы и имеет съемный мунштук, который можно мыть, позволяет выполнять все гигиенические требования, предъявляемые к детским развивающим пособиям. Данный музыкальный инструмент соответствует основным требованиям, предъявляемым к здоровьесбережению.

Игра на свирелях создает условия для значимого терапевтического эффекта, что развивает активность мелкой моторики пальцев, расширяет объем дыхания, развивает слуховые анализаторы, контролирующие качество интонирования, объединяет вокальную и инструментальную техники воспроизведения звука.12

Также, не маловажным является тот факт, что с помощью игры на свирели имеется возможность для погружения ребенка в интонационный мир устного народного творчества и осваивать потешки, считалки, дразнилки, заклички.

Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.

В заключении, хочется выразить надежду, что детям, овладевающим игрой на данном инструменте, свирель поможет открыть радость творчества, будет способствовать обретению уверенности в собственных возможностях и силах, а педагогам данная технология позволит эффективно оказывать помощь в уменьшении уровня общей тревожности, развитии самоконтроля ребенка, мотивации его на достижение успехов, и формирования психологического здоровья у подрастающего поколения. 13

Ансамбль «Созвездие» МОУ «СОШ №31 «г. Вологда ( руководитель Смирнова Л.Ю.)

Таким образом, занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию на уроках сольфеджио, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, что особенно актуально в наше время. Происходит дополнительное развитие моторики, логики и мышления, укрепляется психика и физическое здоровье детей.

Список литературы

1.Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . - 156 с.

2.Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . - 98 с.

3. Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. - 88 с.

1Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . - 156 с.

2Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. - 88 с.

3Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . - 156 с.

4Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. - 88 с.

5Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . - 156 с.

6Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . - 98 с.

7Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . - 98 с.

8Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . - 156 с.

9Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. - 88 с.

10Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . - 98 с.

11Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. - 88 с.

12Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. - 88 с.

13Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . - 98 с.

infourok.ru

Мастер - класс "Играй свирель"

«Коллективное инструментальное музицирование»

Автор: Пелагеина Е. В.

учитель музыки

МБОУ гимназии

г. Советский

2018г

В соответствии с положениями ФГОС основная образовательная программа начального общего, основного общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Приоритетными принципами такого партнерства являются :

1. Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Сегодня я познакомлю вас с программой «Коллективное инструментальное музицирование».

«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и, может быть, я запомню. Сделай меня соучастником - и я пойму». Китайская мудрость

Вот уже четвертый год гимназия является участником Федерального эксперимента по апробации учебного предмета «Музыка».

В своей работе стараюсь находить все больше новых методов и форм работы с детьми, направленных на развитие активной, творческой личности.

Федеральный эксперимент по апробации предмета «Музыка»

Модуль 1: «Коллективное инструментальное музицирование» модуль 2: «Коллективное хоровое музицирование»

  • -М ы с ребятами играем на шумовых музыкальных инструментах и свирелях. Программу обучения на свирели придумала московский педагог музыки Эдельвена Смелова 25 лет назад. Смысл её методики заключается в том,
  • «Чтобы миллионы Анечек и Ванечек снова стали Лелями» . – то есть, чтобы дети прониклись народным творчеством, сроднились с интонационным богатством народной музыки и продолжили культурные традиции отцов и дедов.
  • - И наша цель в элементарном музицировании - не воспитание музыкантов-профессионалов, а воспитание творчески развитой личности, проникнутой уважением и любовью к культурным истокам и к Отечеству в целом…
  • Как говорил В.А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание школьников – это не воспитание музыкантов, а, прежде всего, воспитание человека».
  •  

Задача любого педагога – сделать свои занятия яркими, запоминающимися, привлекательными. Сформировать эмоционально-положительное отношение к предмету, изменить роль ученика, из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.

Игра на свирели

  • Игра на свирели - это уникальная система приобщения к музыке, доступная каждому.
  • Игра на свирели дает ребенку счастье быть творцом и исполнителем мелодий
  • Игра на свирели способствует развитию дыхания и голосовых навыков ребенка, развивает его музыкальный слух и музыкальную память
  • Развивает мелкую моторику рук
  • Активизирует работу правого головного полушария.
  • Игра на свирели способствует развитию интереса и любви к национальной музыке своего народа, формированию интереса и любви к пению, к музицированию, к сольному исполнению

Игра на музыкальных инструментах

Выступление на концертах, праздниках, фестивалях, участие в конкурсах

  • Благодаря свирели расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки просто музицирования, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем современности! А психологи говорят, что творческие задатки, развитые в одной сфере человек легко переносит на всю деятельность 

Здоровье сберегающие технологии

1Игра на свирели способствует развитию диафрагматического дыхания, улучшает качественные характеристики дыхания.

2. В процессе игры на свирели у детей происходит интенсивное развитие музыкального слуха что приводит к активизации внимания.

3. Метроритмическая функция, с которой связаны движения при музицировании на свирели, вызывает у детей согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а так же оказывает положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

4. Игра на свирели - это «дыхательная гимнастика» и профилактика простудных заболеваний.

5. Музыкальные занятия на свирели способствуют снятию усталости, утомляемости, смене видов деятельности.

  • 5. Благодаря игре на свирели у детей улучшается музыкальная память. Развивается артикуляционный аппарат (язык, губы, небо-все они должны быть в полной мере задействованы), поэтому игра на свирели способствует профилактике многих речевых нарушений.
  • 6. При игре на свирели особое значение уделяется осанке. Важно крепко стоять на ногах без напряжения. Приводит к координации слуха и голоса.

Результаты:

• формирование единого воспитательного пространства;

• социализация личности;

• формирование духовно-нравственных качеств у школьников;

• развитие творческих способностей обучающихся;

• обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

Концертная деятельность

Окружной дом – интернат «Дарина»

Детская библиотека

Участие в конкурсах

I Всероссийcкий, II региональный,VII городской конкурс юных исполнителей «Играй, Свирель!» г. Мегион

«Свирель - инструмент мира здоровья и радости»

II Всероссийский детско – юношеский творческий конкурс фестиваль г. Курск 2016г

Участие в педагогических конкурсах

Таким образом свирель позволяет развивать

творческий интерес детей и формировать личные

качества, такие как ответственность, самостоятельность, аккуратность, внимательность.

Свирель представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде "клюва", а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

василек

0 0 1 2 2 3

0 0 1 2 2 3

0 0 1 2 2 3

0 0 1 2 2 3

Как под горкой под горой

3 3 2 2 1 1 0

1 1 2 2 3 3 3

3 2 1 1 0

1 1 2 3 3 3

Как у наших у ворот

  • 3 1 1 1 2 0 1 3 1 1 1 2 0 1
  • 2 3 4 5 6 4 3 2 3 4 5 6 4 3
  • 2 партия
  • 3 3 3 3 2 2 3 3 3 3 3 2 2 3
  • 2 2 2 0 1 2 3 2 2 2 0 12 3

Спасибо за внимание!

videouroki.net

Методическая разработка по музыке по теме: План-конспект проведения мастер-класса "Обучение детей младшего возраста игре на свирелях".

Обучение детей младшего школьного возраста игре на свирелях.

План-конспект проведения мастер-класса

Тема:  Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.

Цель:  Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на свирели, как здоровьесберегающей технологии.

Задачи:

  1. Ознакомить слушателей с инструментом.
  2. Определить основные этапы обучения игре.
  3. Ознакомить с основными методическими пособиями и сборниками песен для игры на свирелях.
  4. Рассказать и показать подготовительные к игре упражнения.
  5. Показать практические приемы обучения детей игре на свирелях.

1.  Знакомство со свирелью

Звучит фрагмент музыки В.А. Моцарта.

 Дети входят в класс.

Музыкальное приветствие  «Здравствуйте!».

Ребята, а вы знаете, что мы с вами с самой первой минуты нашего знакомства пожелали друг другу и всем нашим гостям здоровья. Слова и  предложения, произнесенные с определенной интонацией, несут в себе энергетический и целебный заряд. А мажорная интонация нашего пения подтвердила радость нашей встречи и нашего знакомства. Зовут меня Галина Александровна Пешкова, я учитель музыки.

Мир музыки - это мир чудесных звуков. Еще в древности  музыку использовали как средство гармонизации, как средство развития  и формирования  личности человека.  

А музыка Вольфганга Амадея Моцарта не только поднимает нам настроение, она  доставляет людям огромную радость.  Научно доказано, что она помогает усвоению нового учебного материала, более быстрому овладению  новыми знаниями, умениями и навыками, обладает общеукрепляющим действием. Этот музыкальный феномен так и назвали  - «эффект Моцарта».

Моцарт – великий композитор 18 века. Отрывок, который прозвучал, это - фрагмент из знаменитой оперы «Волшебная флейта».

Вход под музыку определенным образом настраивает детей на занятие, показывает особенность этого урока и поднимает настроение.

 Поднимите, пожалуйста,  руки,  кто из вас когда-либо держал в руках, а может быть, играл или просто видел этот музыкальный инструмент.

Дети поднимают руки.

Молодцы! И, конечно, вы все знаете, что это инструмент духовой. От слова «дух»,  «дуть».

Флейта – это общее название для ряда разных инструментов группы духовых. Это всем нам хорошо известная поперечная флейта и флейта – пикколо, пан флейта («флейта Пана»), а также  блокфлейта и вот такой небольшой инструмент свирель,  на котором мы сегодня будем учиться играть.

Свирель – это название, которое существовало испокон веков у русского, украинского и белорусского народов, обозначая музыкальный инструмент типа флейты.

В нашей школе мы используем пластмассовый инструмент с шестью отверстиями и отдельным мундштуком, такой инструмент идентичен продольной флейте по звукообразованию и строю. Свирель – простой, легкий и, что немаловажно,  дешевый инструмент. На уроках музыки в общеобразовательной школе я обучаю детей игре на свирели по методике Э.Я.Смеловой более 15 лет. Дети любят эти занятия, с нетерпением ждут, когда мы будем играть на свирели.

 Всем детям 1 – го класса нашей гимназии без исключения очень хочется поскорее научиться играть на свирели. Ведь играет на ней вся наша школа. Начиная с 1 –го сентября, главный вопрос, который задают мне дети: «Когда вы нам раздадите свирельки?». Ребята с нетерпением ждут этого момента. И, как мне кажется, у нас в гимназии быстрее проходит период адаптации первоклассников.

С первого по 7 класс ребята на уроках музыки проходят обучение игре на свирели, а так же обучаются игре на блокфлейте.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

2. Подготовительные упражнения

Приложил к губам я трубку,
Разнеслась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,

Называется свирель!

Ребята, давайте сразу договоримся, что мы не будем играть в оркестре без жеста дирижера, а так как у нас много свирелей, много музыкантов – я, учитель, буду в роли дирижера, а вы в роли целого оркестра.

Чтобы играть правильно, красиво и выразительно, сделаем несколько подготовительных упражнений.

Сели глубоко, придвинулись  к спинкам своих стульчиков, как будто вы сидите в удобном кресле, а в этом кресле нам тепло и уютно.

Давайте покачаем головой как лошадки, поцокаем. А теперь повертели головой вправо, влево. Я вижу,  все хорошо у вас работает. Ну а теперь превратились в паровозики  и делаем – поем звук б-б-б, теперь вы маленькие паровозики б-б-б. По руке вздохнули, выдохнули, протянули ручку. Дуем на нее, как будто сдуваем перышко. Длинное дыхание отрабатывается не сразу. Давайте посмотрим  видеоматериал и  будем делать вместе с ребятами нашей гимназии эти упражнения.

Представим, что перед нами озеро. Мы сейчас нырнем в чистую прозрачную воду нашего воображаемого озера, захватим  в ладошку немного  песочка,  и пока он не закончится  поем звук с-с-с. Дыхание распределяем экономно, продолжительно, чтобы его хватило надолго, а затем готовимся к новому погружению. Молодцы ребята, у вас все хорошо получается. Над дыханием мы поработали.

 Дыхание – двигательная сила голоса и звукообразования любого духового инструмента. Атака звука при пении и игре зависят главным образом от дыхания. Поэтому большую часть работы, особенно на начальном этапе обучения, следует уделять работе над техникой дыхания. С первых же занятий надо учить детей организовывать свое дыхание, владеть им, регулировать его. Дышать надо, не поднимая плечи. Целесообразно использовать различные игровые и шуточные упражнения типа: «качать пламя свечи», «понюхать цветочек», «комар» и др. Овладение  правильным брюшным дыханием способствует общему развитию его и обладает целебными свойствами.

Артикуляционный аппарат детей, как правило,  развит слабо.  У них вялые и пассивные губы и язык. Поэтому их надо нам  подготовить вот такой гимнастикой.

Аккуратно покусали кончик языка зубками,  а теперь «порубили капустку», продвигая язык вперед-назад. Язычок готов.

Теперь готовим щечки. Вправо-влево маленькие укольчики  языком делаем в щечки,  а теперь  покажите языком, как вы утром и вечером  и каждый раз после еды чистите зубы.  

Ну а теперь положили указательные пальчики на щечки и улыбнулись. Музыка несет радость людям и на улыбке свирель звучит чище. А теперь пальчики побежали по щекам быстро-быстро. Молодцы, очень хорошо. Артикуляционный аппарат мы подготовили и это нам поможет хорошо играть на инструменте.

 Посмотрите, как на фотографии дети на сцене держат свирели: все одинаково, левая рука наверху. В будущем можно научиться играть на продольной флейте и не надо будет переучиваться менять руки.

Выучить левую руку нам помогает песенка-попевка  «Пешеход» и мы споем ее и сделаем движения вместе с видеофрагментом.

Показ учителя. Видеофрагмент.

Вот мы уже твердо знаем и выучили с вами, где левая, а где правая рука.

3. Октавик – наш помощник

На партах у вас лежат книжечки «Вместе с Октавиком». Октавик – это осьминожек. Зовут его так потому, что у него восемь ног. А по-латыни «октава» значит «восьмая». Он поможет нам играть. Открываем книгу на странице 3. Мы почитаем и споем одновременно песню «Котик». Приготовили указательный палец, смотрим в ноты и, как в первом классе, читаем и поем одновременно.

«Октавик» - это один из наиболее удачных сборников песенок и упражнений. Кроме того, в работе я использую пособие Э.Смеловой «Свирель поет», ряд других методических пособий и репертуарные сборники (составители Евтух Е.В., Никитин В.М., Рисова Е.А., Космовская М.Л.).

 Видео «Ах, ты, котенька–коток».  Движения колыбельной делаем все вместе.

А теперь давайте споем всем известную песню «Андрей-воробей».

Кто мне скажет, ноты в этих песнях все одинаковые? Правильно, есть белые (половинные) долгие звуки и черненькие (четвертные). Давайте поиграем ладошками, прохлопаем ритм этой песни.  Четвертные нотки как мячик-попрыгунчик, а половинные (белые) задерживаем, приклеиваем к ладошкам.

Руки готовы, губы, язычок готовы, спинка готова, дышать правильно мы тоже умеем. Ну а теперь хотите играть?

4. Первые звуки

Очень ответственны первые уроки игры на свирели. Необходимо объяснить детям, что свирель нужно взять правой рукой как карандаш или маркер. Можно попробовать нарисовать солнышко, тучку, дерево, человечка.

Ребята, давайте достанем свирели, возьмем в правую руку, как маркер. Рисуем солнышко с лучиками. Вдруг набежала тучка и полил дождь. Снова солнышко. Тут показался человечек. Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая.

Очень хороший прием обучения – сказка «Жил-был утенок».

 «Жил был утенок». - Показать указательным и большим пальцами левой руки клювик утенка.  

«Однажды прилетел он на болото и сел там на кочку». -  Большим пальцем придерживать свирель снизу (креслице), а указательным закрыть первое отверстие. «Это раз».

Далее необходимо проиграть «на раз» песенки «Андрей-воробей», «Я иду с цветами» и другие, сочиненные на одном звуке.

«Утенок - непоседа, он все время прыгает». - Поднимая и опуская палец на отверстие, получаем тремоло.

«Утенок жил на болоте не один, а с братцем». - Соединить средний палец и большой.

«Братец тоже прилетел на болото и сел на соседнюю кочку» - Средний палец левой руки положить на второе отверстие. «Это два».

 «Третий братец ленивый. Он проснулся, потянулся и тоже полетел и сел на третью кочку. Это «три».

 

Так постепенно в игру на свирели вводятся пальчики и  правой руки.

Через 2-3 месяца занятий дети могут сыграть репертуар из 10-15 мелодий. Таким образом, дети приобщаются к активному музицированию, играют и поют народную и композиторскую музыку. В этом нам опять помогает «Октавик».

С утенком мы познакомились. Покажите, какие крылышки у утят.

Можно «маркером» написать свою любимую букву или придумать что-нибудь ешё.

Взяли большой маркер и напишем свою любимую букву. Я пишу свою любимую букву Г, с этой буквы начинается мое имя. А теперь скажите язычком «ту», мы будем играть язычком. Представьте, что вы грызли семечки, богатые витамином  В, и шелуха прилипла к языку. Постарайтесь без слюней постучать языком по мундштуку.  

Детям 1 класса очень нравится показывать «хитрую лисичку». Это один из приемов работы языка с мундштуком.

5. Играем на свирелях

Вы помните, что мы никогда не играем без жеста дирижера-учителя. Начинаем играть: вступаем и снимаем звук все вместе. И с нами играет Октавик.  

Закрыли фалангой левой руки верхнее окошко, дыхание легкое и нежное, а пальчики крепкие, слегка согнутые, как будто держите мячик. Это звучит нота СИ. Потянем и послушаем ее, как красиво она может звучать. Ой, какие молодцы. Давайте поиграем в игру «Эхо».

Кто первый, смелый? Ну давай, (обращаюсь по имени), сыграй нам  ноту СИ, а ребята, как эхо, повторяют.

В работе со свирелью дети должны с первых занятий научиться полностью закрывать отверстия на корпусе свирели. Это удается сделать сразу далеко не всем детям: пальцы не слушаются, отъезжают в стороны, образуя щели. Хороший прием в этом случае – игра «Башня королевства».

 

Ребята, давайте поставим свирель ровно, как будто это башня. Мы видим несколько окошек. Верхнее – окошко принцессы. Закрыли его. Следующее – окошко королевы. далее – короля. Теперь закроем окошко принца указательным пальцем правой руки, а большой палец находит второе креслице сзади.

Очень часто дети пытаются играть мизинцем, но он слабый и его использовать в игре не надо.

Еще ниже находятся окна стражника и министра.

Закрываем окошки и прибавляем их количество на занятиях постепенно. Неполное закрытие отверстий ведет к фальшивому звучанию музыки.

Послушайте, пожалуйста, первый вариант и второй вариант «музыки министра». Определите, какой звук красивый, а какой – нет.

Первый – правильный, а второй – одно из отверстий («окошек») закрыто не полностью, поэтому получается сквозняк в окошке.

Дети хорошо реагируют на слово «сквозняк» и старательно закрывают все «окошки» плотно. Особое удовольствие дети получают, когда я проверяю, слушаю звучание каждого «по змейке» (игра «змейка»). Цвет и звук должны совпадать. Не может змейка быть сначала зеленая, а потом серо-буро-малиновая, пока доползет до конца ряда. Надо следить за этим. Я по очереди подхожу к каждому ребенку, комментирую исполнение, и дети мне с удовольствием помогают.

Итак, сыграйте мне ноту СИ. А если мы приподнимем пальчик, то получится нота ДО. Потянули ее. Эти две ноты помогут нам изобразить пение Соловья. Поет соловушка нежно дышать надо по очереди. Какое долгое красивое пение  соловья, и не одного! Они как будто бы слетелись в наш чудесный лес, значит, в нашем лесу им хорошо.

А кто еще живет в нашем лесу?

Показ учителя. Играю СИ-СОЛЬ.

Конечно, кукушка! Давайте сыграем.

Дети делятся по группам, играют и слушают, у какой кукушки красивей получается. Эти простые упражнения нам пригодятся в более сложных произведениях.

Давайте опять откроем Октавик, пролистаем до страницы 9,  №22 «Колыбельная». Все нашли? Напомните мне,  какие ноты мы тянем долго: белые половинные или черные четвертные? Правильно, половинные белые.

Прошу детей поставить свирель как башню, и мы отрабатываем пальцовочку в беззвучном исполнении. Здесь хорошо подходит игра «Генерал». Генерал командует солдатами-пальцами. Команды должны произноситься четко в ритме мелодии: РАЗ, ДВА, ТРИ (означает, сколько надо закрыть отверстий). Сначала роль генерала выполняет учитель, далее ее можно поручить тому ребенку, чьи солдатики-пальчики правильно выполняют команды. На уроке это может быть до 5-7 генералов, когда нужно отработать какое-нибудь трудное место в произведении. Стимулирую детей словами: «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом».

Наконец-то мы отработали пальчики на башне и сейчас сыграем с фонограммой.

Итак, исполняется впервые. Колыбельную песню исполняет ансамбль свирелей школы №…

А теперь давайте сыграем более сложное произведение - Баркаролу (Ж.Оффенбаха).

6. Рефлексия

Ребята, скажите мне, пожалуйста, вам понравилось играть на свирелях?

Давайте каждый из вас сейчас продолжит предложение:

  1. Было интересно узнать что…
  2. Мне особенно понравилось…
  3. Сегодня я узнал…

А может быть, кто-нибудь похвалил бы себя за что-то? Может, кто-то поделится, с какими трудностями он столкнулся на занятии, а может быть кто-то из вас скажет, что у него появилась мечта научиться хорошо играть на этом или другом  духовом инструменте.

И на этой радостной мажорной интонации я хотела бы с вами попрощаться, а в память о нашей встрече хочу подарить вам небольшие сувениры.

nsportal.ru

Статья (подготовительная группа) на тему: Играем на свирели

Автор: Волокитина Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель.

Место работы: ГБДОУ детский сад №95 Невского района г. Санкт-Петербурга.

Тел.:8-921-770-75-25 e-mail: [email protected]

«Играем на свирели».

Из опыта работы музыкального руководителя

ГБДОУ №95 Невского района г. Санкт-Петербурга

Волокитиной Т.Н. с детьми логопедических групп.

        

О том, сколько удовольствия и пользы получают дети от игры на детских музыкальных инструментах известно всем. Это, прежде всего, расширение сферы самостоятельной музыкальной деятельности ребёнка, развитие его музыкальных способностей, мелодического, ритмического, динамического слуха. Игра на духовом инструменте очень близка к пению и поэтому непосредственно влияет на развитие певческого голоса и слуха. Она позволяет, если можно так выразиться, «попробовать на вкус» точную высоту звука, ощутить его длительность, протяжность наряду с ритмическим рисунком мелодии. Это прекрасное средство не только музыкального развития, но и развития мышления, памяти, творческой активности, слухового внимания и способности контролировать дыхание.

Игра на свирели является упражнением, одновременно развивающим и музыкальные способности, и мелкую моторику, и дыхание, что очень важно именно в работе с детьми речевых групп. Ребёнок в естественной, непринуждённой и привлекательной форме выполняет дыхательную гимнастику, на слух контролирует правильность выполнения и самостоятельно или с помощью взрослого исправляет ошибки. Для правильного звучания свирели необходим ровный, умеренно наполненный выдох. При слабом выдохе звук исчезает, при слишком резком или напряжённом – свирель «пищит». Нельзя забывать о том, что развитие и укрепление дыхательной системы ребёнка – это развитие и укрепление его здоровья.

Со свирелью Э. Смеловой я познакомилась много лет назад, но тогда она меня не заинтересовала, её сложно использовать в детском оркестре, так как она звучит в другой тональности. К тому же, это инструмент индивидуального пользования, а в нашем оркестре дети часто меняются инструментами, хочется поиграть на всех.

Когда в детском саду появились логопедические группы, мы столкнулись с некоторыми трудностями в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах. Игра в ансамбле или в оркестре требует развитого чувства ритма, слухового внимания и согласованности. А у большинства детей этих групп развитие ритмического слуха оказалось на низком уровне, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация движений. Добавляло сложности и то, что в группе были дети двух, иногда трёх, возрастов. Игрой на инструментах оставалось заниматься только в индивидуальном порядке. Тут-то нам на выручку и пришла свирель. С помощью родителей мы приобрели свирели на всех детей и воспитателей логопедических групп. Все инструменты были подписаны и хранились в группах в индивидуальных футлярах  в  зонах музыкальной деятельности.

Прежде чем начать обучение детей игре на свирели, на занятиях знакомим их с такими свойствами музыкального звука, как высота и длительность, используя различные музыкальные произведения, упражнения и музыкально-дидактические игры («Весёлый паровозик», «Коробочка», «Шарики». Особое внимание уделяем упражнениям на развитие дыхания и мелкой моторики.

Начинаем знакомство со свирелью с рассказа об инструменте, знакомим с его звучанием. В роли исполнителя выступает музыкальный руководитель или играет воспитатель под аккомпанемент фортепьяно. Можно загадать музыкальные загадки – исполнить мелодии знакомых песен. На следующем занятии каждый получает в руки свой инструмент и последовательно учится правилам обращения с ним. Все задания выполняются по показу музыкального руководителя, воспитатель помогает детям, у которых возникли затруднения. Рассматриваем строение, составные части, считаем отверстия. Дети пытаются самостоятельно поиграть на свирели и замечают, что «дырочки не работают». Объясняем, что свирель – это дудочка с секретом, и мы постепенно научимся на ней играть.

Дети уже знакомы с музыкально-дидактическими играми «Весёлый паровозик», «Шарики»; на следующих занятиях играем в них на свирелях, исполняем песенки на одном открытом звуке. Плотно закрываем первую дырочку указательным пальцем и играем те же песенки. Учимся закрывать две, три, четыре отверстия. На общих занятиях ограничиваемся этими звуками, закрывая отверстия указательными и средними пальцами.

Очень любят дети упражнение «Птичка»  - это подготовка к игре песенок на двух соседних звуках. Упражнения «Кукушка», «Баю-баю» - два звука через один пропущенный. Постепенно переходим от самых простых мелодий к более сложным. Наши ноты – воздушные шарики. Маленькие круглые шарики – короткие звуки, восьмые; продолговатые побольше – четверти. Цифры на шариках обозначают, сколько надо зажать дырочек, шарики расположены на высоте, соответствующей относительной высоте звука. Пауза – ниточка от шарика (улетел). При необходимости используем знак репризы – повторения. С детьми старшей подгруппы во втором полугодии разучивали 2-хголосные мелодии (р.н.м.«Как у наших у ворот»). Сложные мелодии делили на фразы и исполняли подгруппами, при оркестровке добавляли другие инструменты: гитарайки, металлофоны, цимбалы (р.н.м.«Светит месяц», «Калинка»).

При разучивании новой мелодии обычно придерживаюсь следующих ступеней:

  1. Пение с текстом.
  2. Пение по «шарикам» на звуке «у» - акцентирую внимание на ритме.
  3. Пение по шарикам, называя цифры – мелодический рисунок.
  4. Играем по «шарикам» на свирели.
  5. Поём цифровку по памяти.
  6. Играем по показу взрослого.
  7. Самостоятельно с фортепьянным сопровождением.

В зависимости от этапа разучивания, сложности мелодии и уровня подготовки детей использую на одном занятии часть этих ступеней. Например: начальный этап 1-4; средний 1,3,4; завершающий этап 4-7; 4,6,7; 5,6; 3,7 и др.

Наблюдения показали, что при использовании «нот-шариков» все дети группы научились играть на свирели, быстрее запоминали мелодии, проявляли активный интерес. Выявилась значительная динамика в развитии мелодического и ритмическогослуха.

В самостоятельной музыкальной деятельности дети играют знакомые мелодии по нотам-шарикам и по памяти, пытаются исполнить по «нотам» новые песенки. У них появляется желание придумать и нарисовать свою песенку, но здесь обычно требуется помощь взрослого.

Очень нравятся детям игры «Цепочка» (исполнение одного мотива по очереди) и «Присоединяйся» (играть начинает один, постепенно присоединяются остальные). Допустивший ошибку становится последним.

Все получают от занятий удовольствие, всем хочется играть на свирели, но продолжительность особенно коллективной игры на свирелях надо контролировать и не допускать переутомления слуха и дыхания. Не забывали мы и о правилах гигиены, этот чудесный инструмент не боится мыла и воды.

В результате многие родители приобрели свирели для домашнего пользования и даже сами научились на них играть под руководством своих сыновей и дочерей.


«Шарики-ноты»

«Коробочка»  --  пропеваем простые ритмические рисунки, играем их на свирели  на одном звуке ( надуваем маленькие и большие шарики). Удары молоточка акцентируют ритм.

«Смелый пилот» - песенка на одном звуке из «Музыкального букваря»:

« Вырасту, буду лётчиком смелым.

Нет для мальчишки лучшего дела».

Играем на открытом звуке. Название и иллюстрация на обратной стороне, не отвлекает внимание и может использоваться, как загадка.

«Сорока» русс.нар. п.

«Сорока, сорока, где была?                   –   Далёко».

Цифры на шариках – количество закрытых отверстий.

«Дождик» русская народная песенка.

«Дождик, дождик, пуще,                              

 Станет трава гуще».

Дырочки закрываются указательным и средним пальцами одной руки.

        

«Василёк» русская народная песенка.

       Василёк, василёк,

       Мой любимый цветок,

       Скоро ль, ты мне скажи,

       Засинеешь во ржи.

Третье отверстие закрыть указательным пальцем другой руки.

«У кота-воркота колыбелька хороша»

Русская народная песенка.

Сравнить строчки. Большой зелёный шарик разделился на два маленьких.

«Ходит зайка» русс. нар.мел.

  Ходит зайка по саду, по саду,

 Щиплет травку лебеду, лебеду.

   Мы идём дорожками,

   Мы идём тропинками,

   Мы идём с лукошками,

   Мы идём с корзинками.

Четвёртое отверстие закрываем средним пальцем другой руки.

«Светит месяц» русская народная мел.

Первая половина.

Появился знак репризы – повторить всё от знака до знака.

Исполняется с аккомпанементом, так как в партии свирели не все звуки мелодии.

«Светит месяц».

Продолжение.

Ноль можно не обозначать, но так предложили дети.

«Куры, гуси да индюшки

Наклевалися петрушки,

  Закусили лебедой,

  Побежали за водой». Русс.нар.п.

Играли со старшей подгруппой. Указа-тельный, средний, безымянный пальцы обеих рук закрывают 6 отверстий.

«Калинка» русская народная мел.

Запев, последняя фраза. Начинали запев самые младшие – глиссандо на струнных. Эту фразу исполняли только те, кто мог закрыть все дырочки.

«Калинка».

Припев. Дети младшей подгруппы играют на бубнах, ложках, трещётках. Когда мелодия хорошо усвоена, большое удовольствие доставляет исполнение с ускорением.

«Как у наших у ворот» русс.нар.мел.

Первая партия.

Исполняется старшей подгруппой.

«Как у наших у ворот».

Вторая партия. Младшая подгруппа.

Каждую партию разучиваем подгруппами, затем объединяем.

Песенка «Путаница» из «Музыкального букваря».

Воробушек прибежал и коровой замычал: «Му! Му!».

Прибежал медведь и давай реветь: «Кукареку! Кукареку!»

Карточки-картинки используются для распределения ролей или как отгадка.

Роли исполняются индивидуально или группой детей. Можно предложить одному из детей исполнить любую фразу. Остальным – угадать.        

nsportal.ru

Статья (подготовительная группа): «О пользе игры на свирели»

«О пользе игры на свирели»

Выступление на родительском собрании в МАУ ДО ДДТ м.о. Бронницы 09.09.2019.

Слушать игру на свирели приятно, а играть на ней двойное удовольствие. Но сегодня я буду прагматиком и расскажу  вам о той пользе, которую приносит игра на народном инструменте свирель.

Самое очевидное – это польза, приносимая правильным дыханием. Оказывается, что от того как мы дышим, зависит не только наше здоровье, но и физическое состояние и интеллектуальное развитие. От неправильного дыхания могут возникнуть проблемы. При поверхностном неглубоком дыхании кровь не обогащается кислородом в нужной мере. От этого страдают внутренние органы. В первую очередь нехватка кислорода ведет к проблемам сосудов головного мозга. Конечно, контролировать дыхание весь день невозможно, но вполне возможно выделить для этого немного времени и позаниматься игрой на свирели.

При игре на свирели используется груда - брюшное дыхание. Задействована работа диафрагмы. Диафрагма во время дыхания двигается и тем самым производит массаж брюшной полости и легких, которые работают при этом с полной отдачей. Особенно ценно это для тех, кто имеет предрасположенность к респираторным и бронха легочным заболеваниям. Массаж желудочно-кишечного тракта может нормализовать деятельность брюшной полости и улучшить ее работу. По утверждению многих специалистов люди, страдающие ранее запорами, через пару недель излечиваются от такой болезни. Кроме того у вас улучшится работа других органов, таких как сердце, поджелудочная железа, желчный пузырь, почки и другие.

Иногда этот способ дыхания применяют в специальных упражнениях для похудения и в различных боевых искусствах для скорейшего восстановления дыхания и работы сердца. Исполнительское дыхание помогает омолодить и укрепить свой организм, избавится от многих проблем, продлить жизнь. Этот тип дыхания практикуется в тибетской медицине и при занятиях йогой.

Игра на свирели положительно воздействует на головной мозг и нервную систему. Помогает преодолеть апатию и депрессию. Дыхание напрямую влияет на интенсивность чувство страха.  Медленно-равномерное дыхание служит нервной системе хорошим сигналом. «Все в порядке». «Можно успокоиться и снизить сердечный ритм».

Расслабление мышц тела позволяет снять физический стресс, который человек накапливает в течении жизни. Это происходит естественным путем. Так как, игра на свирели требует расслабления плечевого пояса, рук, кистей и пальцев рук. На пальцах располагаются нервные окончания. Их массаж отвечает за работу разных внутренних органов. При игре на свирели надавливание на кончики пальцев происходит постоянно и при этом без зажатия и напряжения. Кроме того, всем известно, что мелкая моторика помогает развить интеллектуальные способности. Следовательно, можно заявить, что игра на свирели сделает вашего ребенка умнее. Обучение игре отлично развивает память и внимание, соответственно – ваш ребенок будет, более успешным.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что получая удовольствие от игры на свирели, ваш ребенок будет меньше болеть, существенно укрепит свой иммунитет и станет умнее и успешнее в последующей жизни.

nsportal.ru

Свирель Эдельвены Смеловой

"СЛОВНО СКАЗОЧНЫЕ ЛЕЛИ ЗАИГРАЕМ НА СВИРЕЛИ"

Эта игра - для МНОГОМИЛЛИОННОЙ АУДИТОРИИ, не владеюшей навыком чтения нот на пяти линейках.

Любой, умеющий читать и считать может стать музыкантом прямо сейчас.

Руководство игры на свирели без обучения нотной грамоте позволяет исполнять как хорошо знакомые, так и неизвестные мелодии при минимальных навыках.

Игра на Свирели дает удивительные результаты в развитии музыкальных способностей учащихся: улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развиваются музыкальная память и вокальное дыхание.

Книжка - НЕ учебник нотной грамоты, хоть и содержит элементы её, общие для всех инструментов.

Система приобщения к музицированию по методике Э. Смеловой это альтернатива электронной зависимости – это экологически чистая игра.

Она широко используется в учебном процессе на уроках музыки, во внеклассной работе и в досуге вот уже 25 лет.

Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более свободному чтению, улучшению почерка, грамотному письму, лечению дисграфии.

Методика игры на свирели рассчитана на обучение детей в условиях класса – оркестра. При этом соединяются индивидуальная формы обучения с коллективной.

Таким образом, дети приобщаются к активному музыцированию, играют и поют народную и композиторскую музыку, исполняют темы из классических произведений. Дети активно погружаются в огромный мир музыки, приобщаются к музыкальной культуре.

Предлагаемая методика - это простота, доступность и результативность; это положительные эмоции с первых занятий: << Я - музыкант!>>

Это решение многих проблем, с которыми сталкиваются педагоги, воспитывая музыкальный слух.

О чём поёт свирель?

svireli.ru


Смотрите также