Кому-то покажется странной эта статья: что тут такого, берёшь бубен и ударяешь по нему. Бить можно рукой, можно колотушкой, палкой. Скоморохи, развлекая публику, играли коленками, локтями, пятками, головой... Но так же как и везде, у любого дела есть некоторые тонкости, моменты, очевидные опытному игроку, которые могут стать откровением для новичка. В природе человека очень много ритмов и почти всегда хочется постучать или напеть какой-то ритм. Часто для этого мы покупаем бубен или барабан. Общие сведения о бубне Вы найдёте ближе к концу статьи.
Постановка рук при игре на бубне.
Возьмите бубен в одну руку. Зажмите рукоятку крепко, но не сдавливая. бубен надо держать твёрдо. Потрясите слегка бубном, чтобы почувствовать его вес, почувствовать его инерцию, крепление рукоятки. Рука с бубном у нас согнута в локте. В другую руку возьмите колотушку. Не стоит браться за самый конец, так вы её не удержите, и не стоит браться слишком близко к рабочему месту колотушки - меховому или замшевому покрытию. Оптимально - примерно на расстоянии одной трети от конца, чтобы и вес колотушки играл роль при игре и вам не было тяжело. Есть несколько способов держать колотушку, но самое существенное, не стоит сильно зажимать, стискивать рукоятку. Колотушка, как барабанная палочка должна легко лежать в руке, но при этом сама рука должна быть твёрдой и чётко контролировать процесс игры. Эта рука также согнута в локте. Подносим руку с колотушкой близко к мембране, на десяток сантиметров, и наносим удар. Удар должен быть чёткий и резкий: рука с колотушкой должна отпружинить и отскочить от мембраны в исходную позицию, на тот же десяток сантиметров. Можно играть управляя колотушкой только пальцами, это удобно для тихой и тонкой игры, но не подходить с тяжёлыми колотушками. Можно играть управляя ударом кистью, это самый универсальный и распространённый удар, пусть ваш кистевой сустав будет лёгким и подвижным. Можно играть "от локтя", нанося сильные и резкие, редкие удары. Тут размах руки существенно больше. Этот способ подходит для больших бубнов и тяжёлых колотушек.
Постановка корпуса при игре на бубне.
Общее правило: при игре на любом музыкальном инструменте корпус и всё тело играющего должно быть расслаблено и прямое. Неважно сидите вы, стоите, танцуете или лежите: помните, что вы ИГРАЕТЕ НА БУБНЕ!
Зоны игры на бубне.
На мембране бубна есть несколько зон, в которых тембр бубна меняется. Если бубен большой, таких зон может быть множество. Настолько, что при определённом навыке можно сыграть простую мелодию. Около края мембрана звучит наиболее звонко. Постепенно продвигаясь к центру бубна звук становится всё глуше и ниже, и в середине мембраны достигает своего максимума, "бухающего" тембра. Многие музыканты не любят этот тембр именно за его гул, "мясо". Но у каждого свои потребности. Зоны могут меняться в зависимости от натяжения бубна, поэтому они зависят от погоды и от изготовления. У бубнов с резонаторами и овальных бубнов могут появляться дополнительные звуковые зоны, но это необязательно и не всегда бывает. Иногда из-за неравномерности мембраны-шкуры на бубне появляются дополнительные зоны, чем радуют своего счастливого обладателя. Я рекомендую внимательно изучить ваш бубен, простучав его тихо и громко, чтобы узнать все зоны на его мембране.
Влияние разных факторов строения бубна на его звук.
На звук бубна влияет множество условий, это и мастерство изготовления, качество кожи и обода и некоторые внешние свойства.
-влияние рукоятки на звук бубна.
Жёсткая тяжёлая деревянная рукоятка слегка глушит звук бубна, поскольку в бубне строго говоря звучит не только мембрана, но и весь комплекс мембрана-обод-ручка (если она жёстко закреплена). Наоборот, мягкая плетёная ручка-крестовина не глушит бубен и позволяет проявляться большим обертонам. Такое крепление называется индейским.
-влияние колотушки на звук бубна.
Мягкая колотушка притушивает тембр бубна, слегка приглушая его, жёсткая колотушка подчёркивает удар и звонкие обертона, делает звук громким, но не всегда приятным. Часто мастер сам подбирает ту колотушку, с которой его бубен звучит наиболее качественно.
-влияние резонаторов на звук бубна.
Для небольших размеров мембраны и неширокого обода резонаторы-шишечки-рожки практически не влияют на звук, выполняя символическую или сакральную функцию - связь с определёнными тонкими сферами и планами. На качество бубна они также не влияют, но выглядят красиво.
Как держать бубен.
Мы разобрали случай, когда бубен мы держим перед собой на согнутой в локте руке. Но часто на фото традиционных шаманов или на видео танца шамана, вы можете наблюдать, что бубен наклоняют к земле и наносят удары снизу вверх, или наоборот, поднимают вверх и бьют сверху вниз, или играют на вытянутых руках, будто обращаясь к солнцу. В чём разница? В интернете много толкований, я тоже добавлю немного от себя. Обычно шаманский танец (настоящий!) связан с разными духами, прислуживающими шаману и навеян самими духами. И каждое движение в нём имеет не символический, но магический смысл. Так, например, опуская бубен вниз и играя снизу вверх будто бы для земли, шаман часто обращается непосредственно к Земле. Это связано с плодородием, с деторождением, кочевьем и многим другим. Поднимая бубен вверх, шаман может обращаться к солнцу, ветру, и другим стихиям и духам стихий, с которыми мы живём бок о бок. Человек очень чувствителен к ритмам и звукам вовне себя и чувствует их не только ушами, но и телом, кожей. Опуская бубен вниз, мы можем воздействовать на нижнюю часть своего тела, очищать, лечить с помощью бубна, поднимая вверх - воздействовать на верхнюю часть, прижимая к себе - воздействовать на более плотное тело, в глубине. Важны и лицевая и обратная стороны бубна, от них идут разные вибрации. Но помните, что в этом воздействии определяющим будет ваше намерение и радостный, позитивный настрой!
Тренировка музыкальности.
Несмотря на все желания скорее войти в транс, изменённое состояние сознания, несмотря на нетерпение, получив бубен стать сразу шаманом, пожалуйста, помните, что мир вокруг музыкален и гармоничен. Мир последователен и постепенен. Постарайтесь, чтобы каждый ваш ритм, даже каждый удар были красивыми и музыкальными! Не только для вас, но и для ваших соседей, слушателей, родных и близких!
Тренировка скорости.
Если вы желаете играть быстро, научитесь сперва играть медленно, без спешки, потом постепенно увеличивайте темп, скорость игры. Это хорошо получается с игрой под метроном. Только поиграв 15-20 минут в выбранном темпе вы можете говорить, что вы научились играть с такой скоростью.
Позитивное отношение.
Будьте радостными и лёгкими при игре на бубне, это даёт возможность развиваться и легче вводит в транс, в изменённое состояние сознания.
Умение играть тихо - уметь играть громко.
Умейте не только издавать громкие звуки при игре на бубне, лупить, что есть мочи, вдарить в бубен, но и сыграть тихо и проникновенно, прислушиваясь к малейшим обертонам. Мир тонкого - тих и чуток, будьте же и вы тонкими, тихими и чуткими.
Играть чётко.
Миром правят ритмы и эти ритмы естественны. Постарайтесь уловить их естественную пульсацию. Для музыки важно, чтобы ритм был чётким: кому нужен музыкант, не регулярно попадающий в долю? Для транса важен чёткий ритм, иначе не войдёшь в транс. Если с чёткостью ритма у вас проблемы, купите метроном и занимайтесь регулярно. Через некоторое время чёткий ритм будет для вас естественным.
Снятие стресса.
Ударные хорошо подходят для снятия стресса, играйте регулярно на бубне и вы будете чувствовать себя превосходно!
--- Бубен это ударный инструмент, рамочный барабан, относящийся к классу мембранофонов, то есть звук в нём рождается от вибрации мембраны. Бубен распространён практически на всей территории земного шара. Основной составляющей бубна является мембрана, часто натуральной кожи козы, оленя, натянутой на деревянную раму - обод. Изнутри на ободе часто имеется ручка, жёсткая, деревянная, или мягкая, плетёная. К бубну часто прилагается колотушка, от простой палочки до сложно изготовленных с мехом и резьбой.
Как правильно играть на шаманском бубне
Правильнее было бы назвать статью «как правильно работать с бубном». Но представляется, что статья, названная таким образом, будет прочитана большим количество людей. Это очень важная статья для всех, кто хочет войти в транс, научиться работать с бубном, правильно камлать. Если вы этим интересуетесь, то вы уже на правильном пути. В предыдущих статьях мы писали, как выбрать славянский бубен и на что нужно обратить внимание. Сегодня мы поговорим о том, как правильно использовать данный музыкальный инструмент. Именно с музыкальной точки зрения.
Подготовка музыкального инструмента к работе
Музыкальный инструмент нужно подогреть над костром или над другим источником тепла. Если конструкция удержания бубна предусматривает подтяжку мембраны, проверьте необходимость подтяжки бубна. После этих манипуляций звук бубна будет наилучшим.
Как нужно удерживать бубен?
Бубен нужно держать в ведущей руке (в согнутом виде). Правильное удержание бубна очень важно в практике, так как вес бубна крайне велик. Его нужно прочувствовать, понять, удобен ли он для вас.
Использование колотушки
Основным ударным инструментом при работе с бубном является колотушка. Колотушки бывают разными. Перед тем как работать с бубном более профессионально, попробуйте их различные типы. От их типологии зависит и звучание. А оно как раз нам и интересно в данной статье. Колотушки бывают с деревянным навершием, меховым навершием, кожаным навершием, или комбинированными. Деревянная колотушка даёт максимально звонкий звук, но может повредить мембрану, также она вредна для бубнов с рисунком. Меховая колотушка даёт приглушённый звук, она самая безвредная. Самые распространённые - колотушки с кожаной обивкой, это средний вариант. Можно ещё использовать руку, в качестве ударного инструмента.
Как работать с областями мембраны?
Мембрана - это лицевая сторона бубна. Прежде чем начать работать с ней, попробуйте легонько ударить в различные места бубна. Практикующие шаманы утверждают, что звук наиболее интересный ближе к ободу бубна, самый глухой звук в середине мембраны. Бывают множество рабочих мест у бубна. Их нужно найти и понять, какой звук вам более подходит и для каких целей его можно использовать. Извлечение звука из бубна Бубен – живой организм, перед игрой его нужно понять, сродниться с ним, стать единым целым с бубном. Нужно чтоб бубен радовал вас, был вашим другом. Работать с бубном нужно только в позитивном настроении, тогда и звук будет более интересным и живым. Не нужно лупить в бубен, словно вы хотите извлечь самый громкий звук. С бубном нужно обращаться нежно, словно с любимым человеком. Попробуйте найти ритм, для входа в изменённое сознание потребуется время. Наберитесь терпения. Игра на бубне должна радовать и вдохновлять. Поймайте именно свой ритм, свою мелодию.
Советы по работе с бубном
Если долгое время вам не удаётся подружиться с бубном. Возможно, вы сделали неправильный выбор, и стоит задуматься о подборе нового бубна. Поэтому при выборе бубна будьте максимально осмотрительны. Определитесь с целью работы с бубном. Будь то камлание, обрядовая славянская деятельность или вход в изменённое сознание, - мелодия будет разной. Поэтому практика с бубном крайне важна, дабы не делать вещей которые не соизмеряются с целями.
Ухаживайте и любите свой бубен, и он откроет вам новые границы сознания. Но всему своё время, помните это!
Как выбрать бубен и как на нём играть
Эта таблица поможет вам сориентироваться в нашем каталоге и выбрать бубен по цене, внешнему виду и звучанию. Для более подробного ознакомления с бубнами рекомендуем прочесть статью "Как выбрать бубен".
Назначение
Размер
Звук
Особенности
Цена
Сувенирные бубны
До 35 см
Высокий или средний, без глубины и без претензий
Бубны для подарков, без игровых или шаманских особенностей, часто с рисунками, "шишечками" на ободе, обычно с колотушками, красивые и яркие.
От 700 р.
Шаманские бубны
От 35 до 60-70 см. Основные "рабочие" размеры 40-50 см
Глубокий, низкий, громкий, с хорошим резонансом. В зависимости от размера и кожи меняется высота звучания.
Большие рабочие бубны. Сибирские с резонаторами по ободу, колотушками и часто в чехлах. Других мастеров – круглые, могут быть с мехом, обычно без колотушек. Мех делает звук ниже и басовитее при меньшем размере мембраны.
От 5700 р.
Рамочные барабаны
От 30 см
Яркий звук без гула, с обертонами по площади мембраны. Подходят для пальцевой игры и игры ладонью.
Круглые, без крестовины, бубны для танцев и искусной ритмической игры. Мембрана бывает как кожаная, так и пластиковая. Часто с возможностью настройки. Иногда с внутренней стороны располагаются кольца или бубенцы. Без колотушек.
От 4500 р.
Как выбрать бубен Как играть на бубне Уход за бубном Требования к рисунку на бубен Этапы создания бубна Танцы с бубном. Мифы и реальность
Некоторые наши вебинары, посвящённые бубнам и ударным инструментам.
Как играть на джембе, дарбуке, таре
Рамочные барабаны
Антонио Грамши и Рамочные Барабаны занятие№1
Шаманский бубен
Барабанный Юмор. Школа этнических барабанов - Darbakesh Percussion Studio, обучение игре на восточном барабане
Живи в ритме!
Барабаная поэзия.
Самоучитель игры на бубне
ОТ АВТОРА: Настоящий самоучитель призван вырвать обучение игре на бубне из рук кустарей-одиночек, передающих своё умение по наследству, и сделать бубен достоянием масс.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Первое упоминание о бубне мы находим у Плутарха, который отмечает: "Он (вероятно Юлий Цезарь - прим. автора) любил слушать музыку (по-видимому бубен - прим. автора)".
Малое распространение бубна в Европе объясняется жёстоким преследованием инквизиции в эпоху средневекового мракобесия, а также отсутствием подобного самоучителя.
ТЕХНИКА ИГРЫ: Обучающийся берёт бубен в правую руку и начинает встряхивать его, одновременно ударяя по нему кистью другой руки.
НОТЫ: При записи музыки для бубна в начале каждой музыкальной фразы ставится бубновый ключ.
СИСТЕМА НОТНЫХ ЗНАКОВ: Крестик (дзинь) - знак встряхивания; нолик (бум) - знак удара. Например, популярный романс "Однозвучно звенит колокольчик", будучи положен на бубен, выглядит так:
дзинь, бум, бум, бум, бум, бум, бум, бум
Три начальных удара делаются для того, чтобы привлечь внимание публики к исполнителю.
РЕЗЮМЕ: Автор надеется, что, пользуясь самоучителем, владелец бубна через три-четыре года достигнет определённой виртуозности игры на этом инструменте и испытает немало счастливых минут.
см. также статью Шаманский бубен и посвящение в шаманы
Экзамен на кафедре бубна
выступают ученики кафедры бубна
Из жизни кафедры бубна
Однажды у шамана спросили: - вы хотите стать почетным академиком Кафедры Бубна? Шаман подумал и сказал: - Однако, хорошо! По четным буду академиком, а по нечетным - в бубен бить!
Как выбрать шаманский бубен программиста?
В последнее время часто стали появляться вопросы: Как выбрать шаманский бубен программиста? Каким должен быть бубен? Специально для того, чтобы ответить на эти вопросы и развеять ряд накопившихся мифов и заблуждений вокруг данной темы, я пишу эту статью.
В разных источниках можно встретить массу рекомендаций. Например, что радиус бубна должен быть равным радиусу кривизны рук программиста [1] или, что бубен должен быть сделан из кожи «девственного юзера» [2] или, что цвет бубна должен совпадать с цветом обоев на компьютере и т.п. Е-р-у-н-д-а! Глупые суеверия и невежество! Неважно какого цвета, размера и из какого материала изготовлен бубен. Важно лишь то какие рунические письмена нанесены на бубен.
Какие же руны должны быть на бубне?
Ответ прост. Это должны быть фрагменты кода реальных, а главное, работающих программ. Желательно, чтобы фрагменты были взяты из разных программ и написаны на разных языках программирования.
На каких же языках должны быть руны на бубне? А это зависит в первую очередь от того на каком языке написана заклинаемая программа. Если ваша программа написана на C++, то на Вашем бубне обязательно должна быть руна на C++, если программа на Java, то должна быть руна на Java и т.д. Если ваша программа написана на нескольких языках, то ваша задача усложняется, т.к. вам потребуется бубен с рунами каждого из используемых языков. Можно ли использовать несколько бубнов вместо одного? Да, но только если они совместимы между собой [3]. Запомните, что бубен без руны используемого вами языка программирования для вас бесполезен. Однажды я встретил бубен с рунами на Коболе и ассемблере IBM 360. Дествительно редкая вещь! Но для современного программиста совершенно бесполезная.
выбирая бубен, остерегайтесь подделок
Сейчас можно встретить множество бубнов с кричащими именами: 20 в одном, 40 в одном и даже 100 языков в одном бубне. Но если внимательно присмотреться к таким «творениям»;, то видно, что все фрагменты кода приведенные там есть ничто иное, как программа «Hello World!»;, продублированная на разных языках. Такой бубен вам ничем не поможет. Разве только при создании программы уровня «Hello World!».
Предположим вы выбрали бубен и приготовились к танцу. Хорошенько подумайте о том какой именно танец вы собираетесь воспроизвести. Помните, что не любой танец подойдёт для Вашей программы. Танец изгнания духа Меморилика [4] совершенно бесполезен для программы написанной на Java, точно так же бесполезен танец задабривания виртуальной машины Java для программы на С++ [5].
И напоследок я хочу развенчать устоявшийся миф о том, что танцы с бубном способны изгнать баги из программы. Несусветная глупость! Однако очень живучая и кочующая из поколения в поколение. Суть танца с бубном есть обращение к Великому Духу Первопрограммера и его сыну Первопрограмме, а также отречение от Первородного Бага. Правильно исполненный танец с правильным бубном будет услышан Великими Духами и они даруют Вашему детищу своё Благословение и Защиту от багов. Таким образом вы не избавитесь от багов, но они на время перестанут проявляться. А вот на какое время они перестанут проявляться зависит от мастерства танцора.
4 уровня мастерства владения бубном
1-й уровень
Программист умеет заклинать конкретный экземпляр программы на конкретном компьютере на короткий срок.
2-й уровень
Программист умеет создавать собственный бубен.
3-й уровень
Программист умеет заклинать множество экземпляров программы на множестве удалённых компьютеров на длительный срок.
4-й уровень
Программист умеет обходиться без шаманского бубна.
И наконец, мой последний совет. Допустим вы купили бубен и совершили удачный танец - программа во время сдачи работала как надо. Не торопитесь почивать на лаврах. Сядьте и попробуйте разобраться, почему ваш код работал не так как надо. Если же это невозможно, то у вас есть два варианта: пересмотреть свою жизненную позицию и заняться чем-то другим либо валить нафиг из этой шарашки, в которой создание программного продукта без плясок с бубном невозможно.
Искренне Ваш, Гура Кодович Бажев
Примечания 1. Определение радиуса кривизны рук программиста и эмпирическая формула вычисления радиуса хорошо описаны в знаменитой книге Федора Буста «Мифический человеко-бубен». 2. «Девственный юзер» - ныне почти вымерший вид пользователя, не испорченного графическим пользовательским интерфейсом. 3. Совместимость бубнов между собой выходит за рамки данной статьи и будет расмотрена автором в отдельной статье. 4. Меморилик - злое мифическое существо по мнению дотнетчиков проживающее в каждой программе на C++. ( (с) WolfHound) 5. Обучиться танцами с бубном вы можете на нашей кафедре бубна.
Статьи о ритме и барабанах
Звукотерапия, шаманизм, мистика звука, древность
Ритмическая нотация, упражнения
Всвязи с введением выходных и фактического карантина в Москве, занятия в здании школы приостановлены. Для тех кто хочет позаниматься возможны онлайн-уроки через Watsapp, Skype или иные сервисы. В ближайшее время будем тестировать возможности групповой трансляции посредством сервиса Zoom. Для доступа в трансляцию нужно подать заявку на вступление в группу по дарбуке Watsapp, если вы там еще не состоите написав сообщение по телефону 8-910-426-93-48.
1 марта 2020 г. наша студия выступила на сцене театра ШДИ в спектакле 1001 ночь
На сайте студии появилась статья по хронологии этнической перкуссии в России.
17 января 2020 г. вышло седьмое издание по дарбуке для начинающих и пятое издание продвинутого уровня
C 19 января 2020 г. прошел мини-курс для начинающих. vk.com/darbuka2020
12 января 2020 состоялся открытый урок по дарбуке.
На сайте студии появилась статья по истории танца живота и его связи с дарбукой. Статья будет дополняться новыми сведениями.
На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis»
Видео нашего выступленя на 11-летнем юбилее студии смотрите в разделе выступлений: darbakesh.ru/drum_video.shtml
1 декабря состоялся 11-летний юбилей студии. Студия изменила название и логотип: 11 лет ВК, 11 лет FB
29 сентября 2019, состоялся открытый урок по ближневосточному барабану дарбука.
22 сентября 2019 состоялся концерт центра RootRoof в открытом мире.
12 мая 2019, в воскресенье, состоялся открытый урок, приглашаем присоединиться к группе!
28 апреля 2019 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.
C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00.
17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая.
12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок.
18 ноября 2018, мы отметили знаменательное событие - 10-летний юбилей студии. Отметили при свете камина в компании друзей и мастеров-перкуусионистов: 10 лет ВК, 10 лет FB
27 октября 2018 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.
29 сентября 2018 мы выступили на выставке Bohemian fashion show в Джаганате на Таганской.
23 сентября мы приняли участие в годовщине центра Рут Руф.
14-го февраля 2018 г., в помещении этно-центра RooTRooF состоялся открытый урок “Восточная перкуссия как она есть”. Ведущие - Антонио Граши и Сергей Кузнецов.
10 января 2018 г. на нашем сайте появился раздел, посвященный мифам и ритуалам, связанным с барабанами, также обновился раздел про барабаны мира.
С 13 января 2018 г. запускается курс «Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16. Стоимость курса: 7000р по предоплате 2500 до 12 января:, 8500 без предоплаты; 4000 за 5 занятий, если оплата в два этапа. Для записи пишите на почту darbu[email protected] или звоните по тел.: 8-(916)-244-05-48 (Наталья)
16 ноября 2017 г. вышло пятое издание учебника для начинающих на 52 страницах.
2 декабря мы выступили на фестивале этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.
26 ноября 2017 г. наша студия выступила на фестивале оркестров в Бородинской панораме
11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы. Группа мероприятия ВК Группа мероприятия ФБ
На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).
23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.
Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF.
Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы.
C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017.
17 июня 2017 г. наша студия приняла участие в фестивале Турции с участием Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене. http://turkey-fest.ru/shedule/hamdi-akataj-i-chenneling?tag=1
20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице.
16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)
19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах.
4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa.
22 ноября 2016 г. опубликовано интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF).
Кафедра бубна. Школа этнических барабанов - Darbakesh Percussion Studio, обучение игре на восточном барабане
Живи в ритме!
Школа восточных барабанов Channeling открывает кафедру бубна!
Рамочные барабаны, или frame drums – это цилиндрические барабаны с очень узким - по сравнению с диаметром мембраны – корпусом, или обручем. Их зачастую называют просто бубнами, хотя это не совсем правильно. Рамочные барабаны - древнейшие музыкальные инструменты: их изображения можно увидеть, например, на древнеегипетских барельефах, шумерских вазах и древнеримских фресках. Почти все древние изображения рамочных барабанов свидетельствуют об их исключительно важной роли в духовной жизни людей того времени: везде, где они изображены, речь идет о религиозных процессиях или обрядовых танцах-мистериях. Сакральная роль этих инструментов отчасти сохранилась и в наши дни. Камлание под шаманские бубны, трансовое погружение вращающихся дервишей под аккомпанемент дафов, стремительные тарантеллы и пиццикареллы (да, не удивляйтесь: эти итальянские танцы - тоже пережиток древних мистерий) и многое другое – все это, как ни странно, еще можно увидеть и услышать в наш век космических полетов и интернета.
Вслушайтесь в звук больших рамочных барабанов, таких, например, как шаманский бубен, тар, даф или таморра. Первое, что бросается в глаза, точнее в уши – это необычайная насыщенность обертонами, или гармониками, причем гармонический спектр зависит от силы и типа удара, а, кроме того, от зоны мембраны, куда производится удар. Эти зоны плавно переходят одна в другую. Таким образом, комбинируя силу, тип и зону удара, мы можем получить необычайно богатую, практически неисчерпаемую звуковую палитру. Именно сильная насыщенность обертонами создает гипнотический, трансовый эффект (сходным воздействием на слушателя обладает варган, тоже активно используемый в ритуально-религиозных практиках многих народов). Кроме того, крупные рамочные барабаны, по сравнению с кубкообразными (такими как дарбука или джембе), имеют ярко выраженную тональную окраску, что делает их очень полезными для ритмического сопровождения музыки, требующей остинатного (постоянного) баса, или бурдона.
Бурное развитие техники игры на рамочных барабанах в настоящее время можно сравнить по пассионарности и стремительности с прогрессом фортепьянного и скрипичного исполнительства в конце XVIII - начале XIX века. Не прекращается поток инноваций как в технических приемах игры, так и в устройстве самих инструментов.
С июля 2017 г. в курс обучения введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы. В Египте такой состав оркестра очень популярен — когда базу держат множество рамочных и дарбук, а впереди выступают солисты.
Рамочные барабаны Востока и Европы
Рик (Riq)
Рик — маленький рамочный барабан, с пятью парами цымбал. Рик используется в классической, эстрадной и танцевальной музыке. В некотором смысле, техника игры на рике более сложная, чем на дарбуке, в связи с тем, что играть приходится не только на мембране, но и на цымбалах. При этом левая рука не только играет, но и поддерживает инструмент. Это позволяет развивать мышцы левой руки. Играющему на дарбуке желательно уметь играть также и на рике. Распространенные размеры рика — 22-25 см в диаметре и 5–7 см. по глубине. Существует также рик больших размеров, так называемый Мазар.
Самые лучшие мембраны для риков делаются с использованием влагоустойчивой рыбьей кожи. Традиционно в Египте рики делались с использованием кожи нильского ската, но сейчас найти их крайне сложно, так как скат занесен в красную книгу. Многие египетские рики сейчас делаются из пластика с довольно шумными цымбалами, которые в основном используются в танцевальной музыке, но для более камерной музыки использовать их сложно. Качественные цымбалы изготавливаются из бронзы или меди методом ручной ковки. Поверхность таких цымбал неровная, со множеством впадинок от ударов молоточка. В Израиле существует легенда, что в древности кольца для рика снимали со старых доспехов. Корпус качественного рика изготавливается из лимонного дерева и инкрустируются полудрагоценным перламутром. Очень хорошие профессиональные рики делает Kevorg. В Москве одним из лучших мастеров, владеющих техникой игры на рике является Андрей Танзю. В умелых руках рик способен заменить целую ударную установку.
Само название «Riq» появилось во время наполеоновского вторжения в Египет и означает буквально «каторжник» или «запасной». А закрепился этот термин в 1932 г во время всемирного конгресса арабской музыки в Каире. Более подробно об этимологии слова и использовании рика можно почитать в этой статье: Статья о рике на английском (PDF)
Послушать соло рика
Бендир (Bendir)
Бендир — барабан севера Африки (Магриба), особенно региона Восточных Берберов. Представляет собой рамочный барабан, изготовленный из дерева и обтянутый с одной стороны шкурой животного. На внутренней поверхности мембраны бендира обычно прикрепляются струны, которые создают дополнительную вибрацию звука при ударе. Самый лучший звук получается на бендире с очень тонкой мембраной и с довольно прочными струнами. Алжирские и марокканские оркестры, исполняющие как современные, так и традиционные музыкальные формы. В отличие от дафа, у бендира отсутствуют кольца с обратной стороны мембраны.
Еще один национальный инструмент, который можно встретить только в Магрибе, - это кракеб (krakeb) или по-другому какабу (kakabu), который представляет собой металлическую ложку с двумя концами. Эти, так называемые, ложки держатся по две в каждой руке и при ударе получаются быстрые, как бы пульсирующие, звуки, создающие колоритный орнамент для ритма.
Рассказывая о ритмах и инструментах Северной Африки, нельзя не упомянуть о еще одной любопытной традиции, а именно групповое хлопанье в ладоши. Для туристов эта традиция кажется, мягко говоря, необычной, а для самих жителей Магриба нет ничего привычней, чем собраться всем вместе и начать хлопать в ладоши, создавая определенный ритм. Секрет правильного звука при хлопке заключается в положении ладоней. Описать это довольно трудно, но сами местные жители говорят, что при ударе нужно почувствовать, как зажимаешь воздух обеими руками. Также важно и само движение рук - абсолютно свободное и расслабленное. Подобные традиции также можно встретить в Испании, Индии и на Кубе.
Послушать соло на марокканском бендире
Даф (Daf, Dap)
Даф — один из древнейших рамочных ударных инструментов, о котором существует много народных сказаний. Время его возникновения соответствует времени появления поэзии. Например, в Тоурате говорится, что это Тавил - сын Лямака изобрёл даф. А также, когда речь идет о свадьбе Соломона с Белкис, то упоминается, что даф звучал в их брачную ночь. Имам Мохамад Казали писал, что пророк Мохаммад сказал: "распространяйте барак и играйте громко на дафе". Эти свидетельства говорят о духовной ценности дафа.
Ахмед бен Мохаммад Альтавуси так пишет про отношения дафа с играющим на нём и манеру игры на дафе: "круг дафа - это круг Akvan (бытие, мир, всё сущее , вселенная) и кожа, которая натянута на нём - это абсолютное существование, и удар в него - это вступление божественного воодушевления, которое из сердца, внутреннего и сокровенного, переносится на абсолютное бытие. И дыхание играющего на дафе - это напоминание о степени Бога, когда его обращение к людям, их душу в плену любви расположит".
В Иране суфии использовали даф для ритуальных церемоний ("зикр"). В последние годы иранские музыканты с успехом стали использовать восточный барабан - даф в современной эстрадной персидской музыке. В настоящее время даф очень популярен среди иранских женщин - они играют и поют на нем. Иногда женщины курдистанских провинций Ирана собираются в огромные коллективы для совместной игры на дафе, что является аналогом коллективной молитвы при помощи музыки.
В нашей школе проводятся факультативные занятия по дафу и рику. Подробнее о музыке, в которой используется даф, читайте в статье Персидская музыка
Послушать звучание дафа
Дойра (Doira)
Дойра (в переводе круг) — бубен, распространенный на территории Узбекистана, Таджикистана, Казахстана. Состоит из круглой обечайки и туго натянутой с одной стороны мембраны диаметром 360-450 мм. К обечайке крепятся металлические кольца, количество которых сейчас составляет как правило 60 (раньше было 99). Раньше обечайку делали из плодовых растений - сухой виноградной лозы, орехового или букового дерева. Теперь ее делают в основном из акации. Мембрану раньше делали из кожи сома, козлиной кожи, иногда желудка животного, теперь мембрану делают из толстой телячьей кожи. Перед игрой дойру нагревают на солнце у огня или лампы для большего натяжения мембраны, что способствует чистоте и звонкости звучания. Металлическое обручи на обечайке способствуют повышению теплопроводности при нагревании. Мембрана настолько прочна, что способны выдержать прыжки по ней человека и удар ножа.
Изначально дойра был чисто женским инструментом, женщины собирались сидели пели и играли на дойрах, равно как иранские женщины собирались и играли на дафах. В настоящее время мастерство игры на дойре достигло небывалого уровня. В мире известны такие мастера дойры как Абос Касимов из Узбекистана, Хайруло Дадобоев из Таджикистана.
Звук извлекается ударами 4 пальцев обеих рук (большие пальцы служат для опоры инструмента) и ладоней по мембране. Удар в середину мембраны даёт низкий и глухой звук, удар около обечайки — более высокий и звонкий. К основному звуку присоединяется звон металлических подвесок. Различие в окраске звука достигается благодаря различным приёмам игры: удары пальцев и ладони разной силы, щелчки мизинцами (ноухун), скольжение пальцев по мембране, встряхивание инструмента и др. Возможны тремоло, форшлаги. Диапазон динамических оттенков — от нежного piano до мощного forte. Техника игры на дойре, разрабатывавшаяся веками, достигла высокой виртуозности. На дойре играют (любители и профессионалы) соло, аккомпанируя пению и танцам, а также в ансамблях. Репертуар дойры составляют разнообразные ритмические фигуры — усули. Дойра используется при исполнении макомов, мугамов. В современное время дойра часто входит в состав народных, а иногда и симфонических оркестров.
Послушать звучание дойры
Гавал (Gaval)
Гавал — азербайджанский бубен, да собственно в переводе название и обозначает "бубен". Обечайка гавала изготавливается из ореха, к ней с внутренней стороны по периметру прикрепляются 67 мелких медных колец и часто четыре медных бубенчика. Диаметр обечайки — 350–450мм, глубина — 60–75мм. В качестве мембраны используется натянутая кожа осетра или бычьего пузыря. Техника игры на гавале обладает широчайшими возможностями.
Гавал является обязательным инструментом для исполнителей традиционных жанров азербайджанской музыки, таких как тесниф и мугам. Мугам в Азербайджане обычно исполняется трио сазандарей: тарист, кеманчист и гавалист. Сам ханенде (певец) часто является одновременно и гавалистом. В настоящее время мастером, владеющим инструментом в полной мере является Махмуд Салах.
Послушать звучание гавала
Канджира (canjira)
Канджира — индийский бубен, используемый в южноиндийской музыке. Канжира — удивительный инструмент с очень приятным звуком и потрясающе широким спектром возможностей. Имеет сильный бас и протяжный высокий звук. Известен не так давно, в классической музыке используется с 1930х гг. На канджире обычно играют в ансамбле народных инструментов, с мридангой.
Мембрана инструмента изготовлена из шкуры ящерицы, отчего инструмент имеет удивительные музыкальные свойства. Она натянута с одной стороны на деревянную рамку из древесины джекфрута, 17-22 см. в диаметре и 5-10 см глубиной. Другая сторона остаётся открытой. На рамке имеется одна пара металлических тарелочек. Искусство игры может достигать высокого уровня, развитая техника правой руки позволяет использовать приемы игры на других рамочных барабанах.
Послушать звучание канджиры
Пандейро (Pandeiro)
Пандейро — южноамериканский бубен, используемый в Португалии и других странах.
В Бразилии пандейру считается народным музыкальным инструментом, душой самбы. Ритм пандейру дополняет звучание атабаке при его использовании в музыкальном сопровождении бразильской капоэйры.
Традиционно пандейру представляет собой деревянный обод, на который натянута кожная мембрана. По бокам обода встроены чашеобразные металлические бубенцы (по порт. platinelas). Сейчас часто мембрана пандейру или весь пандейру изготавливается из пластика. Звучание пандейру может модулироваться путем натягивания и ослабления мембраны.
Играют на пандейру следующим образом: исполняющий держит сам пандейру в одной руке (часто в ободе пандейру на одном из промежутков между бубенцами-платинелас делается отверстие для указательного пальца, чтобы удобнее было держать инструмент), а другой рукой бьет по мембране, что, собственно, и производит звук.
Создание различных ритмов на пандейру зависит от силы удара по мембране, от того, куда приходится удар и от того, какой частью ладони бьют – большим пальцем, кончиками пальцев, открытой ладонью, ладонью «лодочкой», ребром ладони или нижней частью ладони. Пандейру также можно встряхивать или проводить пальцем по ободу пандейру, производя немного скрипучий звук.
Чередуя различные удары по пандейру и, тем самым, извлекая различные звуки, получаются звонкие, четкие, как будто даже немного прозрачные ритмы пандейру. Пандейру вообще отличается тем, что может создавать звонкий и выраженный тон. Он дает чистоту звуку, хорошо расставляет акценты при исполнении быстрых и сложных ритмов.
«Ту-ту-па-тум» – один из самых простых ритмов, исполняемых на пандейру. Два удара большим пальцем по краю пандейру («ту-ту»), удар всей ладонью по центру пандейру («па») и опять удар большим пальцем по краю пандеру («тум»). При последнем ударе пандейру немного встряхивают, делая инструментом движение снизу вверх, как бы «навстречу» ладони, которая наносит удар.
Относительная простота этого инструмента, на котором, на первый взгляд, не так уж и сложно (особенно в сравнении с беримбау) научиться играть, обманчива. Техника игры на пандейру довольно непростая. Чтобы стать настоящим мастером игры на пандейру, нужно много тренироваться, как, в принципе, и в любом деле, в котором хочешь стать профессионалом.
Руководство по бразильскому пандейро (PDF)
Послушать соло пандейро
Таморра (Tamorra)
Таморра, которую называют также тамборра (этимологически связано со словом Tamburo или барабан по-итальянски), это рамочный барабан с легкими джинглами, типичный для народной музыкальной традиции итальянской провинции Кампанья, но распространен также и в Сицилии. Она напоминает баскский бубен, но гораздо более тяжелая и гораздо больших размеров. В технике игры используются чередующиеся удары большого и всех остальных пальцев. Используется также уникальная техника вращения кисти. Впервые изображение бубнов, похожих на таморру, появляются на древнеримских фресках, причем положение руки музыканта очень напоминает современную традиционную технику.
По-видимому, эти барабаны тесно связаны с древними мистериями. Пережитки этих дионисийских мистерий дошли практически до наших дней в виде музыкальных традиций, связанных с так называемым тарантизмом. Тарантизм, по мнению некоторых исследователей — одна из форм массовой истерии, связанная с древней верой в мифическое существо, так называемой Тарантой, которую иногда отождествляют с пауком тарантулом, хотя это не совсем корректно. Таранта — это скорее злой дух, демон, который вселяясь в жертв, обычно молодых женщин, вызывал судороги, помутнение сознания, вплоть до истерических припадков. Эпидемии тарантизма охватывали целые области. Этот феномен описан в хрониках, начиная с раннего Средневековья.
Для излечения от этого недуга приглашался исполнитель на таморре, который на протяжении длительного времени исполнял стремительный ритм (обычно на 6/8), в сопровождении пения или мелодического инструмента. Больной, над которым производился этот обряд, должен был ритмично и быстро двигаться на протяжении многих часов. Обряд мог длиться до суток и более, вызывая полное изнеможение. Для полного излечевания, процедура проводилась несколько раз в году. Последние случаи тарантизма были описаны в 70-х годах прошлого века. Народные танцы тарантелла и ее более древняя форма пиццикарелла происходят как раз из этого обряда. Судорожные движения жертвы, из которой уходил злой дух, со временем ритуализировались и трансформировались в разнообразные танцевальные движения этих зажигательных танцев.
В нашей студии вы можете услышать как звучит таморра в исполнении Антонио Грамши.
Послушать ритмы таморры
Бойран (bodhrán)
Бойран — ирландский ударный музыкальный инструмент, напоминает бубен диаметром примерно полметра (обычно 18 дюймов). Ирландское слово bodhran переводится как «гремящий», «оглушающий». Держат бойран вертикально, играя на нем специфическим образом деревянной палочкой, напоминающей кость. В наборе профессионального исполнителя на бойране имеются палочки самых разнообразных форм и размеров.
Уникальность бойрана заключается в использовании при игре палочки с двумя наконечниками, которая ударяется по мембране то одним, то другим концом, что позволяет значительно сократить интервал между ударами. Эта палочка имеет особое название — «кипин». Вторая рука (как правило, левая) используется для приглушения мембраны и изменения высоты звука. Иногда используется и одноконечная палочка, но тогда приходится делать больше движений кистью для исполнения аналогичных по скорости ритмов.
Диаметр бойрана обычно — от 35 до 45 см (14″-18″). Глубина его сторон — 9-20 см (3,5″-8″). На бубен с одной стороны натягивается козлиная кожа. Другая сторона сторона открыта для руки исполнителя, который может контролировать высоту и тембр звука. Внутри могут быть 1-2 перекладины, но в профессиональных инструментах их обычно не делают.
Сегодня бойран используется не только в ирландской народной музыке, он шагнул далеко за пределы этого небольшого острова, и на бойране играют музыку, которая, казалось бы, не имеет ничего общего с тем окружением, в котором мы привыкли его видеть и слышать, но где бы он не появлялся, вместе с ним там появляется частичка Ирландии.
Послушать соло бойрана
Адуфе (Adufe)
Адуфе — большой квадратный бубен в Португалии мавританского происхождения с двумя мембранами, внутрь которого часто насыпаны бобы или мелкие камушки, которые гремят во время игры. Мембрана изготавливается из козлиной кожи, размер от 12 до 22 дюймов (от 30 до 56 см). Традиционно на этом бубне играют женщины во время религиозных процессий и во время региональных музыкальных фестивалей.
В 1998 г. на выствке World Expo в Лиссабоне музыкантом José Salgueiro были представлены гигантские адуфе, которые имели большой успех.
В Испании похожий инструмент называется pandeiro cuadrado (квадратный пандейро). В отличие от Адуфе, по нему бъют не только рукой, но и палочкой. Еще совсем недавно этот почти исчез — на нем играли три деревенские женщины. В настоящее время на нем профессионально играет испанец Алеш Тобиас.
Интересно, что в музее Каира хранится настоящий прямоугольный двухсторонний рамочный барабан из 1400 годов до н.э., который нашли в гробнице женщины по имени Хатнофер.
Руководство по португальскому адуфе (PDF)
Послушать ритм для адуфе
Послушать оркестр с квадратными пандейро
Шаманский бубен
Бубен для шамана – это живое существо. Во время камлания шаман с помощью бубна может призывать духов-помощников, вводить себя и окружающих в транс, путешествовать в иные миры, а также с помощью шаманского бубна возвращаться оттуда. В древности бубен шамана связывали с его жизненной силой. Для шамана бубен – не просто обечайка, обтянутая кожей, а Крылатый Конь, верный друг, на котором он путешествует по трехмерному миру.
Все шаманские бубны делаются на определенных фазах Луны (смотря какие задачи бубен, будет решать). До создания бубна Шаман в течение трех дней не принимает животную пищу. Весь процесс рождения происходит с согласованием Духов-помощников, которые помогают в процессе. Немаловажным фактором является личное вдохновение Шамана.
Бубен представляет собой микрокосмос с тремя сферами: Небом, Землёй и Нижним миром. С его помощью можно увидеть средства, которые помогают шаману пройти сквозь все уровни и установить связь с нижним и верхним мирами. Наряду с Древом мира, на бубне изображается радуга, а иногда мост, по которому шаман переходит из одного мира в другой.
Согласно тувинскому шаманизму, существует четыре Мира – Верхний, Средний, Нижний и Тенгри – Создатель, из которого все Миры появились, и которые Тенгри в себе объединяет.
Верхний Мир – это небо, Средний Мир – наше тело, Нижний Мир – земля, связь этих Миров – Тенгри. Шаманские Миры – это Миры сновидений и свободные шаманы могут входить в эти Миры и быть проводниками для других людей.
Символика экстатического путешествия к Центру Мира господствует в изображениях на бубне. Удары бубна в начале сеанса, которыми шаман созывает духов, чтобы заточить их в бубне, прелюдия к этому путешествию. Поэтому бубен называют "шаманским конём".
Коня на бубне изображают алтайские шаманы. Они считают, что когда шаман ударяет в бубен, он на своём коне едет на Небо. У бурятов также можно встретить подобное явление. Их бубен сделан из лошадиной кожи и именно это животное символизирует. Бубен сойотского шамана называется хамын ат, что дословно переводится "конь шамана". В том случае, когда бубен изготавливается из кожи козла, его называют у карагасов и сойотов "козлом шамана". У монголов бубен шамана называют "чёрный олень".
Все эти представления и символы, олицетворяющие полёт, конную езду и скорость шаманов, являются образами шаманского транса, в котором совершается путешествие в недоступные простым смертным места.
В зависимости от того, в какую зону на бубне производится удар, Шаман может входить в контакт с соответствующим миром. У некоторых шаманов существует система ритмов, направленная на активацию различных энергетических центров человека. Шаманы насчитывают девять чокыров (энергетических центров) и располагают их на линии с началом в точке ниже ступней и концом в точке чуть выше головы.
Однако не все шаманы используют бубен. В Киргизии для вхождения в транс шаману необходим хомус (варган). Транс достигается благодаря танцу под мелодию, исполняемую на хомусе. Именно в танце воспроизводится экстатическое путешествие шамана на Небо.
Подробнее про шаманский бубен >
13-го августа 2016 наша школа вместе с Шочалай Ховенмей и Николаем Соболевым приняла участие в фестивале «Дыхание Севера».
20-го июня 2013 (четверг) в 19.30 в музыкальном магазине "Варган.рф" (Khomus.ru) состоялся семинар по ближневосточным рамочным барабанам (тар, даф, бендир, рик и др.) и шаманскому бубну: vk.com/event54957144
6-го апреля2013 (суббота) в 16 часов в чайной tea-kit.ru по соседству с музыкальным магазином khomus.ru состоялся семинар, на котором мы ознакомили с разными видами бубнов. Если у вас имеется варган, вы сможете подобрать подходящий для него бубен. Для каждого участника предоставляется настоящий шаманский бубен и изысканный китайский чай.
С древних времен бубны использовались в шаманизме. Его звук приносит выздоровление, очищает организм от негативных вторжений, даёт спокойствие и уверенность. На нашем семинаре мы изучим восемь традиционных ритмов, соответствующих восьми энергетическим центрам, отвечающих за распределение жизненной силы. Подробнее: vk.com/shaman_buben
17-го апреля 2013 в 18 30 в салоне музыкального магазина "Динатон" состоялся семинар по рамочным барабанам Европы и Ближнего Востока (ближневосточные бубны - даф, тар, бендир, рик; кельтский байран; южноитальянские тамбурелло и таморра и др.). Рамочные барабаны, или Framdrums - очень модное и актуальное в настоящее время направление в этнической перкуссии. Ведущие семинара - Антонио Грамши и Сергей Кузнецов, известные музыканты и преподаватели школы восточных барабанов Channeling - расскажут вам об истории рамочных барабанов Европы и Азии, научат основным приемам игры и покажут, в каком музыкальном контексте можно применять тот или иной инструмент. По возможности приносите свои барабаны, хотя некоторое их количество будет на семинаре. Ждем вас! Подробнее: http://vk.com/event51417491
20-го марта 2013 в 20:00 в музыкальном магазине Ta Musica состоялся открытый урок по рамочным барабанам (тар, бендир, даф, рик, южноитальянские бубны, байран и др.) и запись в группу по рамочным барабанам.
См. также Барабанный юмор.
Всвязи с введением выходных и фактического карантина в Москве, занятия в здании школы приостановлены. Для тех кто хочет позаниматься возможны онлайн-уроки через Watsapp, Skype или иные сервисы. В ближайшее время будем тестировать возможности групповой трансляции посредством сервиса Zoom. Для доступа в трансляцию нужно подать заявку на вступление в группу по дарбуке Watsapp, если вы там еще не состоите написав сообщение по телефону 8-910-426-93-48.
1 марта 2020 г. наша студия выступила на сцене театра ШДИ в спектакле 1001 ночь
На сайте студии появилась статья по хронологии этнической перкуссии в России.
17 января 2020 г. вышло седьмое издание по дарбуке для начинающих и пятое издание продвинутого уровня
C 19 января 2020 г. прошел мини-курс для начинающих. vk.com/darbuka2020
12 января 2020 состоялся открытый урок по дарбуке.
На сайте студии появилась статья по истории танца живота и его связи с дарбукой. Статья будет дополняться новыми сведениями.
На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis»
Видео нашего выступленя на 11-летнем юбилее студии смотрите в разделе выступлений: darbakesh.ru/drum_video.shtml
1 декабря состоялся 11-летний юбилей студии. Студия изменила название и логотип: 11 лет ВК, 11 лет FB
29 сентября 2019, состоялся открытый урок по ближневосточному барабану дарбука.
22 сентября 2019 состоялся концерт центра RootRoof в открытом мире.
12 мая 2019, в воскресенье, состоялся открытый урок, приглашаем присоединиться к группе!
28 апреля 2019 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.
C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00.
17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая.
12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок.
18 ноября 2018, мы отметили знаменательное событие - 10-летний юбилей студии. Отметили при свете камина в компании друзей и мастеров-перкуусионистов: 10 лет ВК, 10 лет FB
27 октября 2018 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.
29 сентября 2018 мы выступили на выставке Bohemian fashion show в Джаганате на Таганской.
23 сентября мы приняли участие в годовщине центра Рут Руф.
14-го февраля 2018 г., в помещении этно-центра RooTRooF состоялся открытый урок “Восточная перкуссия как она есть”. Ведущие - Антонио Граши и Сергей Кузнецов.
10 января 2018 г. на нашем сайте появился раздел, посвященный мифам и ритуалам, связанным с барабанами, также обновился раздел про барабаны мира.
С 13 января 2018 г. запускается курс «Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16. Стоимость курса: 7000р по предоплате 2500 до 12 января:, 8500 без предоплаты; 4000 за 5 занятий, если оплата в два этапа. Для записи пишите на почту darbu[email protected] или звоните по тел.: 8-(916)-244-05-48 (Наталья)
16 ноября 2017 г. вышло пятое издание учебника для начинающих на 52 страницах.
2 декабря мы выступили на фестивале этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.
26 ноября 2017 г. наша студия выступила на фестивале оркестров в Бородинской панораме
11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы. Группа мероприятия ВК Группа мероприятия ФБ
На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).
23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.
Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF.
Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы.
C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017.
17 июня 2017 г. наша студия приняла участие в фестивале Турции с участием Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене. http://turkey-fest.ru/shedule/hamdi-akataj-i-chenneling?tag=1
20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице.
16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)
19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах.
4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa.
22 ноября 2016 г. опубликовано интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF).
История появления и развития бубна с древних времен
Бубен относится к древним музыкальным инструментам и имеет богатую историю. История бубна берет свое начало с давних времен, когда шаманы совершая свои ритуальные обряды ударяли в бубен, тем самым давая понять про то или иное важное событие.
Бубен – это ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаного материала, натянутого на деревянный круг. Чтобы играть на бубне, важно обладать чувством ритма и музыкальным слухом.
Музыкальное исполнение на бубне производится 3 способами:
звуки создаются при ударе суставами крайних фаланг пальцев;
при встряхивании и судорожными постукиваниями;
создание звуков способом тремоло. Звук получается при быстром потряхивании.
Многие историки полагают, что первый бубен появился в Азии во 2-3 веке. Наибольшее распространение он получил на Ближнем Востоке и в странах Европы, дойдя до берегов Великобритании. Со временем «конкурентами» бубна станут барабаны и тамбурины. Чуть позже конструкцию поменяют. Из бубна будет убрана кожаная мембрана. Без изменения останутся звенящие вставки из металла и обод.
На Руси инструмент появился во времена правления князя Святослава Игоревича. На тот момент бубен назывался ратным и использовался в военном оркестре. Инструмент поднимал дух воинам. С виду он был похож на сосуд. Чтобы получить звуки применялись колотушки. Чуть позже бубен стал атрибутом праздников например масленицы. Инструментом пользовались скоморохи и шуты для зазыва гостей. На тот момент бубен уже имел привычный нам внешний вид.
Бубен часто используется шаманами во время проведения обрядов. Звучание инструмента в шаманизме может довести до гипнотического состояния. Классический шаманский бубен изготавливался из шкуры коровы и барана. Для натягивания мембраны применялись кожаные шнурки. Каждый шаман имел свой бубен.
В Средней Азии он носил название даф. Для изготовления применялась кожа осетра. Такой материал издавал звенящий звук. Для повышенного звона использовались маленькие металлические кольца около 70 штук. А индусы изготавливали мембрану из кожи ящерицы. Бубен из подобного материала имел удивительные музыкальные свойства.
В современных оркестрах используются специальные оркестровые модели. Такие инструменты имеют железный обод и пластиковую мембрану. Бубен известен среди всех народов мира. Его разновидности встречаются почти всюду. Каждый вид имеет свои отличия:
1. Гавал, даф, дойра известны в восточных странах. Они имеют диаметр до 46 см. Мембрана такого бубна изготавливается из осетровой кожи. Для подвесного компонента используются металлические кольца. 2. Канджира – это индийский вариант бубна и отличается высокими нотками звука. Диаметр канджиры доходит до 22 см при высоте 10 см. Мембрана изготавливается из кожи рептилий. 3. Бойран – ирландский вариант диаметром до 60 см. Для игры на инструменте используются палочки. 4. Бубен Пандейру обрел популярность в государствах Южной Америки и Португалии. В Бразилии пандейру используется для танцев самба. Отличительной чертой считается наличие подстройки. 5. Тюнгуром называется бубен шаманов, якутов и алтайцев. Подобный бубен имеет круглую или овальную форму. На внутренней стороне имеется вертикальная рукоятка. Для поддержания мембраны на внутренней части прикрепляются металлические прутья.
Настоящие профессионалы и виртуозы при помощи бубна устраивают целое представление. Они подбрасывают его в воздух и быстро перехватывают. Бубен издает звон при ударах ногами, коленями, подбородком, головой или локтями.
Как выбрать бубен. | TA-MUSICA
Заходишь в магазин или интернет, а там множество разных бубнов, иногда одинакового размера и сходного вида, а цена разная, и какой выбрать? В чём различия? Каждый мастер сам оценивает свой труд и поэтому цена ручной работы, а бубен это именно ручная работа, не всегда подчиняется законам рынка, но некоторые закономерности есть. Эта таблица поможет вам сориентироваться в нашем каталоге и выбрать бубен по цене, внешнему виду и звучанию. Для более подробного ознакомления с бубнами рекомендуем прочесть статью.
Назначение
Размер
Звук
Особенности
Цена
Сувенирные бубны
До 35 см
Высокий или средний, без глубины и без претензий
Бубны для подарков, без игровых или шаманских особенностей, часто с рисунками, "шишечками" на ободе, обычно с колотушками, красивые и яркие.
От 700 р.
Шаманские бубны
От 35 до 60-70 см. Основные "рабочие" размеры 40-50 см
Глубокий, низкий, громкий, с хорошим резонансом. В зависимости от размера и кожи меняется высота звучания.
Большие рабочие бубны. Сибирские с резонаторами по ободу, колотушками и часто в чехлах. Других мастеров – круглые, могут быть с мехом, обычно без колотушек. Мех делает звук ниже и басовитее при меньшем размере мембраны.
От 5700 р.
Рамочные барабаны
От 30 см
Яркий звук без гула, с обертонами по площади мембраны. Подходят для пальцевой игры и игры ладонью.
Круглые, без крестовины, бубны для танцев и искусной ритмической игры. Мембрана бывает как кожаная, так и пластиковая. Часто с возможностью настройки. Иногда с внутренней стороны располагаются кольца или бубенцы. Без колотушек.
От 4500 р.
Как выбрать бубен.
-по назначению
Подумайте, для чего вам нужен бубен. Как вы себя представляете с бубном. Если Вам нужен бубен для вхождения в транс и изменённые состояния сознания, то вам подойдёт бубен с низким, даже может глухим звуком. Если Вам нужен бубен для музыкального выступления, то вам будут важны богатые обертона у бубна. Для ритмической игры важно короткое послезвучие после удара и резкий звук (большая атака), для фоновой игры - хорошо большое долгое послезвуие. Если бубен нужен, как аккомпанемент для танцев, напимер, суфийские кружения, динамическая медитация, традиционные танцы - то вам хорош будет бубен с высоким звуком, возможно, с колокольцами-бубенцами. Для шаманских практик вас скорее устроит бубен на заказ или бубен выполненный в шаманской традиции.
-по звуку и тембру
Иногда бывает, что бубен с небольшим диаметром (35-40см) звучит богаче и насыщеннее бубна с бОльшим размером. Слушайте пример звуков и выбирайте по потребностям.
-по традиции
Название "шаманский бубен" означает принадлежность этого бубна к определённой традиции, "хакасский бубен сделан в Хакасии по традициям сибирского шаманизма и т.д. Сам бубен чист от духовных наслоений, это резонаторный ударный инструмент, выполненный в определенной традиции, истинно шаманским можете сделать его только вы сами! Бубны бывают в индейской традиции (традиция Америки), в смешанной традиции и т.д. По внешнему виду часто можно определить к какой традиции принадлежит этот бубен и понять какой нужен именно вам. если других предпочтений нет, всё определяется вашим личным удобством и эстетикой: нравится вам конкретно этот бубен или нет.
-по размеру
Размер бубна влияет на очень многие факторы. Это и высота тона: чем больше бубен, тем он звучит ниже, это и мощность бубна: бывает, что небольшой бубен специально понизили, он звучит низко, но мощности у него не хватает и в трёх метрах от него звук уже тихий. для индивидуальной игры это неважно, но для игры со слушателями это существенно. Размер также влияет на удобство транспортировки: будет ли у вас бубен стационарно жить дома или вы желаете его вывозить на природу. Или это собственно походный вариант. Размер часто влияет и на вес бубна: это естественно, чем больше, тем тяжелее, это и нагрузка на руку при игре и усилия при транспортировке.
-по росту и по руке
Маленькая девушка легко может спрятаться за большой бубен и никто не узнает о ней, но играть в такой большой бубен её будет не очень удобно. Наоборот, крупный мужчина может с трудом держать маленький бубен и ему будет неинтересно с ним. Для большого бубна нужна большая колотуша, подумайте, дотянетесь ли вы до всех зон бубна во время игры? Конечно, если сама судьба или сами духи привели вас к большому бубну (или нестандартному для вас), то флаг вам в руки, то есть бубен!
-кожа
Обычно в наших условиях средней полосы хорошо зарекомендовала себя кожа козы. Она достаточно качественная, не жирная, эластичная, легко передаёт высокие и низкие тембры. На Севере часто за неимением коз делают бубны из оленя, он его шкура более тонкая и жирная, легко рвётся. Шкура косули тоньше козы, но такая же эластичная. В Азии часто делают бубны из кожи рыбы, это небольшие танцевальные бубны, а в средней полосе иногда на большой бубен используют шкуру быка, телёнка, реже коровы или лошади. Они звучат низко и гулко, но почти не дают богатства обертонов. Это большие низкие бубны. Некоторые мастера делают бубны с сохранением волосяного покрова, проще говоря, с мехом. и тут всё зависит от мастерства: бубен музыкального мастера от меха только выиграет: бубен будет звучать более глубоко и низко, даже при скромном размере увеличатся низкие тембры. А бубен начинающего мастера может просто потерять часть звука. Но со временем, от частой игры мех вываливается и такой бубен начинает звучать лучше.
-по весу
Подумайте, что вы собираетесь делать с вашим бубном! будет ли он с вами в поездках или будет использоваться дома? Или будет висеть на стене? Помимо размеров на вес бубна влияет также и обод и ручка: обод, сделанный из толстого дерева будет весить больше, чем из тонкого, но прочного. Обод, сделанный из фанеры будет очень лёгким, но через полгода такой бубен свернётся в восьмёрку. Ручка бубна, сделанная из цельного дерева будет весить куда больше, чем плетёная ручка. Всё это также влияет на вес бубна.
-форма
Форма бубна бывает круглая, овальная, яйцевидная и экзотическая. Встречаются бубны восьмигранные, но напряжение кожи неравномерно в таких экзотических формах. Чаще всего сейчас встречаются бубны круглые, как совершенство формы. Бубен яйцевидный и овальный исторически более ранние, появились в результате несовершенства технологии: когда гнулся обод, дерево деформировалось неравномерно, и из задуманного круга получался овал или яйцо. Хотя иногда яйцевидность бубна носила сакральный характер. Подумайте, какой бубен вы желаете видеть у себя в руках, это поможет определиться с выбором. У яйцевидного бубна бывают дополнительные зоны звучания, но это необязательно. Так что на первом месте ваша личная эстетика!
-резонаторов бубна.
Для мембраны небольших размеров и скромного обода резонаторы-шишечки-рожки практически на звук не влияют, выполняя символическую или сакральную функцию - связь с определёнными тонкими сферами и планами. На качество бубна они также не влияют, но выглядят красиво. Поэтому смотрим на бубен и решаем: нравится или не нравится?
-рисунок
Рисунок бубна должен вам нравиться! Ведь это то, что будет всегда перед глазами. Хорошо, если он что-то означает для вас, и хорошо, если рисунок позитивный! Мы можем нанести рисунки по вашему заказу или подобрать рисунок для вас, но и без рисунка своей естественностью бубен также радует глаз!
Ну а если вам нужен всего навсего бубен для программиста и вы зашли сюда по неведомому стечению обстоятельств...
Выберите любой понравившийся, главное, что он был весёлым и радостным, рисунок можно сделать самому или заказать у нас. Или подарить, использовать без рисунка, так надёжнее. Главное, чтоб звучал! Напишите нам и мы поможем!