Как играть на балалайке для начинающих


Постановка левой руки | Уроки игры на балалайке

Постановка левой руки.

При работе над постановкой левой руки очень важно обеспечить правильное положение инструмента, что создает наиболее благоприятные условия для движения левой руки и ее пальцев.

Прижмите 1-м пальцем I струну к грифу на втором ладу (си первой октавы). Палец следует расположить возле ладового порожка так, чтобы между ним и порожком был едва заметный просвет. И в дальнейшем нужно внимательно следить за тем, чтобы пальцы не прижимали струну ни на самом порожке, ни слишком далеко от него, иначе возникнет глухой, тусклый или дребезжащий, резкий звук. Большой палец левой руки располагается на верхней кромке грифа чуть впереди указательного пальца, прижимающего струну. Нельзя допускать, чтобы большой палец с силой давил на кромку грифа, он должен лишь слегка на нее опираться. Остальные пальцы нужно расположить над струной на минимальном от нее расстоянии.

Для того, чтобы выработать привычку к подготовке пальцев, полезно на первом этапе обучения при восходящем движении оставлять отыгравшие пальцы на струне на своих прежних местах, имея в виду последующее обратное движение мелодической линии. Развитием игровых движений 1-го, 2-го и 3-го пальцев левой руки необходимо заниматься до выработки устойчивого навыка положения их на грифе. Только после этого возможен переход к следующему этапу освоения инструмента.

После того, как 1-й, 2-й и 3-й пальцы левой руки приобретут правильное, устойчивое положение на грифе и их движения станут уверенными и свободными, можно приступить к постановке на гриф 4-го пальца. Расположив 1-й, 2-й и 3-й пальцы на втором, четвертом и пятом ладах I струны, следует поставить 4-й палец на седьмой лад (ми второй октавы) подушечкой ногтевой фаланги так, чтобы он стоял на струне наподобие молоточка, а не лежал на ней плашмя. При этом необходимо следить за тем, чтобы и остальные пальцы приняли на струне правильное положение, а мышцы кисти не были чрезмерно напряжены. Если не удается дотянуться от первого лада до седьмого или трудно удерживать пальцы в нужном положении без значительных усилий, можно слегка сдвинуть 1-й палец со второго лада. В дальнейшем необходимо добиться, чтобы все четыре пальца могли свободно находиться на грифе в указанном положении.

Развитие двигательных навыков большого пальца левой руки.

Большой палец выполняет в игре на балалайке ряд сложных функций: является одной из точек опоры (во взаимосвязи с указательным пальцем), служит своего рода шарниром при движении кисти и, наконец, сам участвует в прижатии струн. В силу особенностей строения большой палец ограничен в своей подвижности. Существенным тормозом в развитии его подвижности является также безусловный хватательный рефлекс. С первых же уроков игры на балалайке следует начать работу над постепенным ослаблением и преодолением хватательного рефлекса большого пальца. Если большой палец не прижимает струны, он должен свободно располагаться на верхней кромке грифа, не цепляясь за нее и не выдвигаясь слишком высоко по отношению к плоскости грифа. Местом соприкосновения большого пальца с верхней кромкой грифа является стык основной и ногтевой фаланг. Прижимать струны большим пальцем нужно плотно, но не с чрезмерной силой. При недостаточном прижатии страны будут дребезжать, издавать неприятные призвуки. Слишком сильный нажим вызовет напряжение кисти, всей руки и, как следствие, скованность всего исполнительского аппарата, включая и правую руку.

Работу над игровыми движениями большого пальца левой руки сначала целесообразно проводить на материале упражнений и легких пьес с эпизодическим использованием большого пальца.

Роль большого пальца левой руки в технике игры на балалайке настолько важна, что работой над развитием его двигательных навыков необходимо заниматься специально. Следует всячески активизировать работу большого пальца, разрабатывать его независимость и физическую выносливость во всех формах движения, имея в виду его многообразное применение в игре на балалайке.


Использованная литература:

1. П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»

2. А. Илюхин «Самоучитель игры на балалайке»

можно ли научиться играть на балалайке за неделю

Кажется, всего три струны – разберется даже ребенок. Но легко ли научиться играть на балалайке? Почему народные инструменты популярны и сегодня, и какую песню можно научиться играть за одно занятие, выяснила корреспондент «МИР 24» Екатерина Рогальская.

Без музыкального образования научиться играть на любом инструменте очень трудно. И русская народная балалайка – не исключение. Исполнительница русской народной музыки Антонина Синицина играет на ней с детства и говорит, что выучить пару простых мелодий может каждый.

Прежде чем начинать играть, нужно научиться правильно сидеть и держать инструмент. Антонина предложила сыграть всем известную «Катюшу». Для того, чтобы все было проще и понятнее, сначала лучше отбить ладошками ритм.

Когда инструмент находится в руках у профессионала, кажется, что все легко и просто. Но как только за него берется новичок, звучит он совершенно по-другому. Во-первых, надо запомнить, какую струну на каком ладу зажимать, и не забывать про движения правой рукой. С непривычки сразу начинают болеть пальцы – струны довольно жесткие. 

Солист Академического оркестра русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова Дмитрий Ибрагимов первым делом рассказывает о самой балалайке. 

«Балалайка в таком виде появилась сравнительно недавно, в концеXIX века. Балалайка состоит из деки, деку делают из елки. Сзади – клепки из клена. Гриф из черного дерева. Колки, струны, лады, панцирь… Балалайка – три струны: я хозяин всей страны», – говорит Дмитрий Ибрагимов. 

Он учит щипковому способу игры на инструменте. По его словам, каждый день нужно заниматься по несколько часов. Только так можно научиться мастерству. Высший пилотаж – играть на балалайке рок.

На репетиции оркестра от звучания десятков народных инструментов дух захватывает. Дирижер Андрей Шлячков рассказывает, что в оркестре без балалайки никак не обойтись, так как она добавляет уникальный тембр.

«Балалайка – это, можно сказать, душа России. Балалаечная группа состоит из разных разновидностей инструментов – это балалайки-примы, балалайки-секунды, альтовые балалайки и самое интересное – балалайки-констрабасы. Такие огромные», – сказал Шлячков.

За эту неделю учебы стало понятно, что играя на народном инструменте, надо помнить народную мудрость: терпение и труд все перетрут. Если тренироваться каждый день, то все получится. 

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.

А.Илюхин: Самоучитель игры на балалайке



А.Илюхин: Самоучитель игры на балалайке

Самоучитель состоит из 10 уроков, которые помогут Вам освоить азы игры на балалайке. Кроме того, в самоучитель включено репертуарное приложение — ноты для балалайки с аккомпанементом фортепиано, гитары и баяна.

Содержание
  • Предисловие
  • Урок 1-й Задание: усвоить, что такое ноты, как записывается высота и длительность звуков, а также длительность пауз, что такое такт, доля такта или единица счета, запомнить названия музыкальных звуков
  • Урок 2-й Задание: настроить инструмент, выработать правильную посадку, запомнить названия нот первых упражнений и их соответствие ладам балалайки, научаться извлекать звук на балалайке щипком и бряцая, научиться играть упражнения и песни «Перепелочка», «Во саду ли, в огороде»
  • Урок 3-й Задание: совершенствовать игру на балалайке щипком и бряцанием, играть заданные упражнения и песню «Как со горки, со горы»
  • Урок 4-й Задание: играть данные упражнения и песню «Как у наших у ворот»
  • Урок 5-й Задание: усвоить аппликатуру первой позиции, играть упражнения и песни «Вы послушайте, ребята», «Уж как по мосту, мосточку», «На зеленом лугу», пользуясь приемами: бряцание, одинарный и двойной щипок
  • Урок 6-й Задание: изучить звукоряд четвертой позиции, научиться соединять первую и четвертую позиции, играть заданные упражнения, песни «Полянка» и «Кучерява Катерина»
  • Урок 7-й Задание: получить представление о полном звукоряде балалайки, научиться играть мажорные гаммы во всех тональностях, вариации на белорусскую тему «Крыжачок» и Польку С.Рахманинова
  • Урок 8-й Задание: научиться играть минорные гаммы во всех тональностях
  • Урок 9-й Задание: научиться играть хроматические гаммы, упражнения, арпеджио и песню «Ах, Настасья»
  • Урок 10-й Задание: овладеть приемами игры тремоло (на одной, двух и трех струнах), арпеджиато, дробью, вибрато, пиццикато левой рукой и глиссандо, получить представление о мелизмах и их исполнении, научиться извлекать натуральные и искусственные флажолеты, играть песни «Степь да степь кругом», «Ох, я несчастный» и «Аннушка»
Репертуарное приложение
Для балалайки и фортепиано
  1. А. Илюхин. Вы послушайте, ребята, что струна-то говорит. Вариации на тему русской песни
  2. А. Илюхин. Iхав казак на вiйноныку. Вариации на украинскую тему
  3. А. Илюхин и М. Красев. Гопачок. Вариации на украинскую тему
  4. А. Илюхин и М. Красев. Ямка. Вариации на белорусскую тему
  5. Б. Трояновский. Цвели цветики. Вариации на тему песни вологодской области
  6. Б. Трояновский. У ворот, ворот. Вариации на тему русской песни
  7. М. Глинка. Славься. Заключительный хор из оперы «Иван Сусанин»
  8. А. Глазунов. Град. Вариация из балета «Времена года»
  9. М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка». Концертная обработка А. Илюхина
  10. Д. Кабалевский. Клоуны
  11. Д. Шостакович. Гавот
  12. А. Шалов. Сибирская полечка. Концертные вариации на тему Ю. Щекотова
  13. И. Дунаевский. Галоп из кинофильма «Моя любовь». Обработка Н. Щучко
  14. Д. Верди. Вступление к 3-му действию оперы «Травиата»
  15. И. Свендсен. Высоко в голубой дали светится золотая звезда. Норвежская песня. Обработка А. Илюхина
  16. М. Мошковский. Испанский танец. Соч.12, № 2
  17. В. Абаза. Пиццикато. Обработка А. Илюхина
  18. Н. Фомин. Овернский танец. Обработка Б. Трояновского
  19. В. Андреев. Полонез № 1 Редакция А. Илюхина
Для балалайки и шестиструнной гитары
  1. М. Рожков. Концертные вариации на тему старинного романса «Я встретил вас»
  2. А. Петров. Я шагаю по Москве. Обработка М. Рожкова
  3. В. Дитель. Фантазия на тему русской песни «Коробейники». Обработка М. Рожкова и Г. Миняева
Для балалайки и баяна
  1. В. Мотов. Хороводная
  2. Н. Поликарпов. Рябина. Обработка В. Азова и О. Глухова
  3. О. Глухов и В. Азов. Концертная фантазия на тему русской песни «Ой вы, плотнички»

Материал с сайта нотныйархив.рф

В соответствии с законодательством РФ, все материалы, представленные на этой странице сайта, предназначены исключительно для персонального использования в ознакомительных целях. Все права на них принадлежат их владельцам. После ознакомления с загруженным материалом Вы должны приобрести лицензионную копию или удалить этот материал, в противном случае Вы нарушите закон об интеллектуальной собственности.

Остались вопросы? — Задайте их на нашем форуме.

Постановка правой руки, прием бряцание

Постановка правой руки, прием бряцание.

Бряцание — это ритмизованные удары по всем струнам указательным пальцем правой руки поочередно вниз и вверх с участием предплечья и кисти. Для успешной игры бряцанием прежде всего нужно обеспечить рациональное исходное положение правой руки. Плечо должно удобно располагаться на верхнем углу балалайки. Локтевой сустав при этом отстает от бедра примерно на ширину ладони. Предплечье располагается таким образом, чтобы кисть в естественно согнутом положении находилась над струнами. Степень сгиба кисти не должна быть крайней. Указательный палец, который несет основную нагрузку, находится в естественном, слегка согнутом положении. Большой палец располагается рядом со второй фалангой указательного пальца. Остальные пальцы слегка подгибаются (не прижимаясь к ладони) так, чтобы во время игры не мешать указательному пальцу извлекать звук.

Ударять по струнам следует в том месте, где образуется наиболее яркий звук, т.е. в пределах 17—22 ладов. Удар вниз должен производиться с небольшим наклоном к первой мелодирующей струне, при этом указательный палец должен соприкасаться со струнами боковой частью ногтя. Захват струн при ударе снизу производится подушечкой указательного пальца. Не следует крепко прижимать большой и средний пальцы к указательному, это допустимо лишь при извлечении крайне сильного звука. Однако следует помнить, что такой звук в начале обучения использовать не рекомендуется.

При извлечении звука ударом вниз самая активная роль принадлежит предплечью. Легким движением оно поднимается вверх от исходного положения, доходит до верхнего положения, затем делает быстрый рывок вниз, увлекая за собой кисть, и осуществляет бросок кисти на струны. В нижнем положении предплечье резко останавливается, а кисть, продолжая двигаться по инерции, приходит к своему крайнему положению. Предплечье, изменив направление, начинает движение вверх, подхватывает кисть и рывкообразным движением посылает ее вверх, осуществляя удар по струнам снизу. В верхнем положении с помощью мышечных усилий снова происходит смена направления движения предплечья, и все повторяется сначала. Особое внимание следует обратить на то, что при ударе вниз, после небольшого мышечного усилия, предплечье и кисть движутся какое- то время под тяжестью собственного веса. В этом сложном процессе предплечью отводится основная, корригирующая функция в движении руки. Кисть должна быть относительно пассивной, в противном случае может возникнуть неоправданное напряжение мыши.

Рекомендуем отработать необходимые движения без инструмента, а затем перейти к игре по открытым струнам.

Освоение бряцания следует начинать с беспрерывных движений руки вниз и вверх попеременно без фиксированных ее остановок в верхнем и нижнем положениях. В начале изучения приема очень важен постоянный контакт пальца со струнами, т.к. он помогает найти нужную траекторию движения руки и точку соприкосновения пальца со струнами. При ударе сверху указательный палец не должен глубоко погружаться в струны и касаться панциря; плоскость его соприкосновения со струной должна быть минимальной. Захват струн при ударе снизу должен быть глубоким, с ощущением скольжения по панцирю.

В начальной стадии освоения приема, как правило, удары снизу бывают несколько слабее ударов сверху, и учащиеся стараются ликвидировать эту разницу, закрепляя лучезапястный сустав и суставы указательного пальца. Этого допускать нельзя. При начальном изучении приема достаточно лишь слегка задевать струны при движении снизу, а все внимание следует сосредоточить на освоении свободных движений предплечья и кисти. В дальнейшем необходимо выровнять чередующиеся удары увеличением упругости фаланги указательного пальца при ударе снизу, более активным и глубоким зацепом струн. Завершающий этап работы над бряцанием сводится к освоению непрерывных естественных движений предплечья и кисти в среднем темпе, не допускающем остановок между ударами, к выработке четких, равномерных ударов, одинаковых по силе и близких по тембровой окраске звучания.


Использованная литература:

П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»

Балалайка. Руководство пользователя


Разновидности балалаек

Существует два вида балалаек: академические и традиционные. Вид №1: академическая балалайка. Это инструмент для профессиональных музыкантов. На такой балалайке устанавливаются нейлоновые струны. Для этого инструмента существует фиксированная настройка. Для обучения нужен достаточно длительный срок, нотный самоучитель или музыкальная школа. Вид №2: традиционная балалайка. Это инструмент для самостоятельного любительского музицирования. На такой балалайке устанавливаются металлические струны. У неё множество разнообразных типов настройки. Обучится простейшей игре на такой балалайке можно в самые короткие сроки. Также встречается группа традиционных балалаек с количеством струн от 4 до 6. Их особенность состоит в удвоении первой, второй или всех трёх струн балалайки, что делает звучание более мягким и разливистым. 

_______________

Настройка балалайки

В разных областях России существуют различные способы народных настроек балалайки. Самые популярные разновидности - гитарный (русский), балалаечный и минорный строй. Помимо народных настроек есть стандартный академический строй для профессиональных музыкантов - квартовый (андреевский) E E A. Всего известно более десяти способов настройки балалайки. Особенность настройки традиционной балалайки состоит в следующем: высота настройки инструмента может быть разной, главное — соблюдать положенные интервалы.

Гитарный строй (русский, народный, деревенский)

Настройка. Первую струну нужно настроить на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.) и к ней подстроить остальные струны. Для этого следует зажать среднюю струну на третьем ладу и при помощи подтягивания добиться унисона с открытой первой струной. Затем третью струну, зажав на четвертом ладу, состроить с открытой средней. После настройки балалайка должна издавать стройный и бодрый мажорный аккорд. Одно из самых распространённых названий этого строя – гитарный. Скорее всего это произошло из-за совпадения настройки с первыми тремя струнами русской семиструнной гитары, распространённой в России. Это самый популярный на сегодняшний день народный способ настройки балалайки.  

Варианты гитарного строя: 

D F# A (высокий) 

C E G (низкий)

Балалаечный строй (старинный, двухтонный, простой)

Настройка. Наладив первую струну на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.), подстраиваем остальные струны. Для этого среднюю струну зажимаем на пятом ладу и при помощи подтягивания настраиваем в унисон с первой струной. То же самой делаем с третьей струной. Получается две одинаковые по звуку струны и одна, самая высокая, настроенная выше на 5 ладов. Это один из наиболее старинных способов настройки балалайки. Вплоть до начала XX века этот строй был самым распространённым в народной среде. Он до сих пор пользуется популярностью у деревенских музыкантов в ряде областей России.

Варианты балалаечного строя: 

E E A (высокий) 

D D G (низкий)

Редкие настройки (региональные, популярные в некоторых областях России)

Наряду с популярными балалаечными настройками существуют и редкие, используемые в некоторых областях России. Многие музыканты умело применяют в своей практике сразу несколько видов настройки. Это позволяет находить интересные мелодические ходы и добавлять яркости в музыкальный репертуар. 

 
Примеры редких настроек: 

1. Минорный - D F A / A C F
2. Разлад - D E G
3. Обратный - E G С

Настройка парных струн

Некоторые музыканты используют в своей практике многострунные модели балалаек: 4-, 5- и 6-струнные. Для таких балалаек с парными (двойными) струнами существуют два варианта настройки. Вариант 1 - парные струны настраиваются в унисон друг к другу. Вариант 2 - парные струн настраиваются в октаву между собой. Выбирая второй вариант следует установить одну из парных струн более крупного диаметра.

Кобылка - подставка под струны

Для достижения точного строя балалайки необходимо отрегулировать мензуру (длину рабочей части струны) инструмента. Для этого необходимо расположить кобылку (подставку) на расстоянии 435-450 мм от верхнего порожка в зависимости от размера мензуры инструмента. Для дополнительной устойчивости рекомендуется натереть основание кобылки скрипичной канифолью.

Особенности установки кобылки. Использование разных типов настройки балалайки требует разного расположения кобылки. Практика показывает, что при использовании металлических струн зачастую требуется небольшой сдвиг кобылки назад, в направлении к задинке (на 0,5-1 мм). При игре в гитарном строе (или другой настройке, налаженной в открытый аккорд) кобылку выставляют немного наискосок, так, чтобы часть кобылки с самой низкой струной была немного смещена назад (2-3 мм), в направлении задинки. Это позволяет компенсировать естественную погрешность мензуры. При игре в балалаечном строе это смещение не такое значительное.

Помощь в настройке

Для точной настройки балалайки можно использовать тюнер, мобильное приложение, синтезатор, гитару, гармонику, камертон или другой инструмент, способный сориентировать на удобную высоту звука. Если под рукой нет необходимого инструмента, используйте своё чутьё и немного терпения.

_______________

Струны для балалайки

Академическая балалайка: используются наборы из двух синтетических  струн (нейлон или карбон) и одной стальной струны. Допустимы отклонения в диаметрах струн в пределах 0,01-0,03 мм - это зависит от требований самого исполнителя и акустических особенностей балалайки. Некоторые исполнители производят специальную подшлифовку синтетических струн. Ориентир по диаметрам струн 1.0-1.0-0.3 мм.  

Традиционная балалайка: используются металлические струны. Выбор диаметра струн зависит от типа настройки инструмента. Для аккордовых настроек (гитарный, минорный, скрипочный и др.) требуются струны трёх разных диаметров. Для двухголосых настроек (балалаечный, цыганский и др.) требуются струны двух разных диаметров. Ориентир по диаметрам струн .014-.012-.010 дюймов.

Подробнее о струнах для традиционной балалайки

Различные способы настройки балалайки требуют разных наборов струн. Аккордовые настройки (мажорные, минорные) требуют трёх разных диаметров струн. Двухголосые настройки (квартовые, квинтовые и др.) требуют двух разных диаметров струн. Характерная закономерность такова: чем ниже строй балалайки, тем больше диаметры струн. Например, популярный вариант гитарного строя C E G (до-ми-соль) требует набора струн относительно большого диаметра (например .016-.013-.011 дюймов). И наоборот, чем выше строй балалайки, тем меньше диаметр. При несоблюдении этих простых правил, исполнитель может испытывать значительные неудобства при игре, а инструмент может терять яркость звучания. Отметим, что часть исполнителей используют все струны одного диаметра для всех типов настройки - это характерно для крестьянской музыки. Некоторые исполнители выбирают струны отталкиваясь от своей манеры игры, например, при мягком звукоизвлечении используют относительно тонкие диаметры струн. 

Уход за струнами для балалайки  

Струны балалайки, равно как и струны любого другого музыкального инструмента, требуют регулярного ухода. Перед началом использования новые струны рекомендуется протереть очищающей жидкостью (спиртосодержащим раствором). При частом использовании необходимо постоянно протирать струны, т.к. от этого напрямую зависит яркость звучания инструмента. Периодически необходимо менять струны на новые, т.к. при эксплуатации происходит неизбежная деформация струны (вытягивание, нарушение колибровки, окисление и т.д.), что в свою очередь приводит к эффекту "плавающего" неуверенного строя и тусклого звучания.

_______________

Устройство балалайки

Балалайка состоит более чем из 70 деталей. В разных производственных практиках и мастеровых традициях они имеют различные названия. В представленной схеме перечислены наиболее употребимые наименования частей и элементов конструкции традиционной балалайки.


Внутренние элементы конструкции балалайки обозначены в различных профессиональных изданиях, посвящённых изготовлению щипковых музыкальных инструментов - в справочниках, учебниках, методических пособиях и т.д.

______________

Особенности ухода за балалайкой


Несмотря на то, что балалайка инструмент крепкий и непритязательный, при игре так или иначе появляются признаки активной эксплуатации. Наиболее распространённым явлением является загрязнение мыска – места удара пальцами по струнам. Для устранения подобных следов рекомендуется пользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу за музыкальными инструментами. При сильных загрязнениях можно использовать народные средства – водку или бытовой бензин «калоша». Балалайка, как и всякая барышня, любит косметические процедуры и средства по уходу позволяют ей не только сохранять привлекательность, но и не терять правильное звучание. При длительном перерыве в использовании необходимо ослабить натяжение струн. Для предотвращения сбоев в работе колкового механизма рекомендуется регулярно проводить его смазку и производить протяжку всех винтовых соединений. Для хранения балалайки рекомендуется использовать чехол или кофр. Не следует хранить балалайку на подоконнике, на печке, в сенях, на чердаке, в гараже, в багажнике автомобиля и на балконе. Нельзя оставлять балалайку рядом с отопительными приборами. Подробнее с правилами ухода можно ознакомиться в общем разделе Эксплуатация.

________________

      

История балалайки

краткая историческая справка

Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово "балалайка" имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением "говорить, болтать" (в восточнославянских диалектах также – "шутить"), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках. 

Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства щипковых инструментов (в первую очередь – домерных традиций). Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века. 

В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки особой конструкции с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента.

Сергей Ключников©, Мануфактура БалалайкерЪ©, 2016


Тексты: Мануфактура БалалайкерЪ. Любое копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения владельца.


Смотрите также