Как играть на арфе


Курс арфы для "чайников"

Курс арфы для "чайников".

Данная статья посвящена тем людям, которые только-только купили арфу и ничего о ней не знают. Я опять же повторяю, что не являюсь преподавателем и что предоставленный мной материал всего лишь попытка помочь начинающему арфисту познакомиться с арфой.

Итак, вы приобрели арфу. Для начала настройте её. Настраивать арфу можно совершенно по-разному, в зависимости от того, что вы хотите играть. На видео, предоставленном ниже, арфа настроена в два бемоля – Ми и Си бемоль. Скажу честно, данная настройка удивила некоторых из наших преподавателей, но она вполне и вполне удобна, во всяком случае, лично мне. Так же можно настроить арфу в чистой ноте, а один из наших уважаемых преподавателей предложил настройку в три бемоля – Ми, Ля и Си бемоль.

Все леверсы во время настройки должны быть опущены вниз, ключ ни в коем случае не должен постоянно торчать в колке, если вы куда-то отлучаетесь от арфы. Правильная настройка арфы заключается в том, что вы настраиваете не всю октаву сразу, а по струне из каждой октавы. Это вроде как До второй и До третьей октавы и далее.

 

Этот метод тренировки был когда-то предложен мне одним юным арфистом, как передача знаний и опыта и в дальнейшем модернизирован мной. Начнём.

Ставим руки в положение «всё классно» - т. е, большие пальцы обеих рук должны смотреть вверх. Далее руки ставим на низкие струны До и Фа (До - красная, Фа – синяя или чёрная). И начинаем идти вверх, чередуя пальцы. Например, низкая До левой рукой, низкая Фа правой, До повыше левой, Фа выше правой. В итоге мы доходим до самых высоких струн и идём обратно точно так же, чередуя пальцы. Это упражнение не поможет вам правильно поставить руки, но поможет ориентироваться в «цветных» струнах. И повторять это упражнение каждый день по несколько раз.

Так же повторяем такое и с остальными пальцами. НО! Не забываем, что каждый палец (кроме больших пальцев) при игре отыгрывается в ладонь и что мизинец в игре не участвует.

Итак, это наше первое упражнение. А теперь второе.

У нас остаётся просто безумное количество нот, которые мы не затронули. А значит, надо исправляться. Для этого мы будем «дёргать» каждую струну, которая идёт до и после цветных струн. Например, Ре низкое Ми низкое, далее Соль низкое и Си низкое (Ля здесь, к сожалению, не участвует). В таком порядке. На видео это всё показано подробнее. Сначала будем всё это делать двумя большими пальцами, снова их чередуя, а потом и остальными, не забывая о том, что пальцы нужно отыгрывать в ладонь.

В итоге, каждый «чайник» получает возможность запомнить порядок струн и какая как идёт, что позволяет сориентироваться в «местности» и в дальнейшем поможет при обучении.

Возможно, через пару недель Вы сможете сыграть лёгкую импровизацию на тему группы Ария "Осколок Льда". Удачи!

Как играть на арфе 🚩 Музыка

Инструкция

Для начала стоит определиться, какой тип арфы подходит именно вам. Если вы причисляете себя к любителям теплых мягких классических мелодий, выбирайте рычажный или педальный инструмент, если же вам по душе кельтские или готические мотивы - стоит присмотреться к струнным арфам. Существуют двухрядные арфы, декоративные, бывают арфы покрупнее и помельче.

Теперь присмотритесь к струнам, нотный ряд которых образует классическую последовательность от «до» до «си». Красные струны соответствуют ноте до, синие - фа. Арфа должна быть установлена таким образом, чтобы музыкант мог свободно доставать до центра любой струны, возможно, для этого потребуется специальная скамейка или сидение. Короткие струны расположите непосредственно перед собой, длинные должны находить на удалении.

Арфу следует положить так, чтобы ее корпус поместился между ног музыканта и лег на правое плечо. При этом инструмент не должен быть сильно приближен к телу, это способствует плохой видимости. Расположите руки перпендикулярно к телу, так чтобы они были параллельны полу. Для игры на арфе используйте подушечки четырех основных пальцев, мизинец в процессе мелодирования не участвует. Ногти должны быть коротко подстрижены. Сядьте ровно, ноги расположите на полу.

Старайтесь собирать пальцы во время игры - это классическая техника игры на инструменте, которую преподают большинство профессиональных учителей. По возможности расслабляйте пальцы, это способствует облегчению игры и предотвращает возможные травмы.

Присмотритесь к педалям: среднее положение соответствует тональности до мажор, поднятая педаль выдаст вам бемольные ноты, опущенная - обозначает диез. У рычажной арфы каждое отклонение от первоначального положения повышает звучание арфы на полутон.

Вытяните правую руку как можно дальше от себя и медленно пройдите от струны к струне, теперь вы можете услышать пение инструмента, почувствовать его отзыв. Первый шаг уже сделан, теперь вам необходимо пройти видеоуроки на сайтах-самоучителях или обратиться к профессиональному преподавателю или музыканту, который преподаст азы общения с инструментом. Верьте в себя, и вскоре вы сможете стать, возможно, единственным среди своих знакомых арфистом.

Как считать октавы на арфе?

Самая распространенная проблема — лопнула струна, ее нужно заменить.

Вступайте в группу Whatsapp, чтобы не пропустить новые статьи. Никакой лишней информации, только анонсы статей. Myharp Whatsapp

Как рассказать в магазине, какая струна вам конкретно нужна?

Чего делать не стоит:
— Считать порядковый номер от края арфы без указания названия струны (особенно если у вас кельтская арфа, они бывают разные. Исключение составляют арфы фирмы «Camac»: у них свои струны со специальной нумерацией). Но это работает только в том случае, если вы покупаете струны у них.
— Смотреть в интернете «названия октав» (там описание для фортепиано, у арфы октавы считаются по другому).
— Приходить в магазин с фотографией порванной струны без опознавательных знаков (в магазине не работают арфисты, есть большой шанс ошибки).

А вот что сделать стоит:
— Сохраните порванную струну и возьмите ее с собой.
— Сфотографируйте арфу, возьмите с собой фото.
— Если на арфе играет ваш ребенок, спросите: «какая нота порвалась?» и обязательно запомните название ноты.
— После покупки арфы нарисуйте себе такую схему, как представленные ниже: вам не придется каждый раз к этому возвращаться.

И сразу ответ на самый популярный вопрос:
«Можно ли на кельтскую арфу натягивать струны от классической арфы?»
— Зависит от арфы. Нужно уточнить у продавца, у некоторых арф струны тоньше.
— Даже если нельзя, можно подобрать струну от классической арфы по толщине (они ничем кроме длины и толщины не отличаются, но для этого нужен специальный инструмент (штангельциркуль например).


Октавы на арфе считают сверху вниз (от самых тонких струн к самым толстым).
Это касается как кельтской арфы, так и классической.

Исторически так сложилось, что мы считаем не как все «от до», а от «ми». Да еще и не вверх, а вниз. 

«0 октава» — это первые две струны. Только они (соль, фа).

«1 октава» — начиная с ноты ми (ми, ре, до, си, ля, соль, фа).

«2 октава» — также начинается с ноты ми (ми, ре, до, си, ля, соль, фа).

И так далее.

Так как почти все классические арфы одинаковые (арфы отличаются наличием или отсутствием самой нижней толстой струны), я хочу привести «разбор октав». Возможно, что кому-то это поможет. Только учитывайте пожалуйста, октавы на классической и кельтской арфах совпадают по звучанию, но не по толщине струны (за исключением нескольких моделей).

2 струны — 0 октава, 1 октава, 2 октава, 3 октава, 4 октава, 5 октава, 6 октава, 7 октава (2 или 3 струны).

Могу также снять аудио и видео, как звучит «Ми» каждой октавы. Если это нужно, напишите мне на почту: [email protected] или Вконтакте


Пример 34-струнной арфы. Если у вас 34-струнная арфа, возможно, вам это поможет (октавы помеченные одним цветом на классической и кельтской арфах будут звучать одинаково).

На этой арфе самая высокая струна — «ля».

1 октава (ля, соль, фа), 2 октава (ми, ре, до, си, ля, соль, фа) и т. д.


Давайте посмотрим на 26-струнную арфу (они обычно одинаковые, это очень удобно).
Самая верхняя струна — «соль». Самая нижняя — «до».


Если вас все равно не поняли (например, струны продают по номерам), спросите, какая у них самая тонкая струна, сравните со своей арфой и посчитайте с учетом лишних или недостающих струн).  Из-за обилия вариантов кельтских арф в струнах путаются все.

Если у вас остались вопросы, пишите: [email protected] или Вконтакте

Автор статьи: Кореневская А. В. 
Все права защищены. Любое копирование текста запрещено. ©

Далее:

Арфа от А до Я — Навигатор по сайту

Как правильно заниматься дома на арфе.

Каталог арф в аренду.

Детский концерт — подготовка и выступление

«Научите меня играть на КЕЛЬТСКОЙ АРФЕ!» или поговорим о терминологии - 1


Перед тем, как начать писать этот пост, я провела некоторые изыскания в интернетах(с)
, и убедилась, что несмотря на вот уже более 10-и лет официального существования в России ( а неофициального – и того больше. Насколько мне известно, многие арфисты-педалисты привозили себе «игрушечку» с гастролей ) рычажной арфы , с названием этого инструмента до сих пор происходит какая-то путаница. С одной стороны, многие воспринимают арфу кельтскую, ирландскую, леверсную, и рычажную как 4 совершенно различных инструмента; с другой стороны, кто-то пытается включить в этот ряд средневековую и барочную арфу; есть люди, которым кажется, что lap harp является противоположностью celtic harp, а третьи выводят базовое различие из формы корпуса и называют «ирландской арфой» все, что имеет трапецевидный силуэт саундбокса, а «классической» - арфы со скругленным корпусом. Встречаются и более экзотические мнения, но я не думаю, что надо собрать в этом журнале полную энциклопедию заблуждений. Напротив, давайте, наконец, попытаемся расставить все на свои места :-)

Прежде всего, надо сказать, что путаница в арфовой терминологии – это не только российская проблема. Западные коллеги тоже часто путаются, но предлагают несколько выходов из терминологического тупика. Ими мы и воспользуемся.

Итак, пожалуй, первое понятие, которое мы разберем, т.н. «Кельтская арфа»
Чаще всего, когда используют этот термин, подразумевают «любую современную не-педальную арфу, скорее всего с дугообразной колонной и трапецевидным резонатором». Так же, чаще всего предполагается, что эта арфа как-то соотносится с фольклорной традицией кельтских народов (чаще всего речь идет о жителях Ирландии, Шотландии и Бретани). Пожалуй, само представление о такой арфе следует связывать с именами Дерека Белла (арфиста The Chieftains, Патрика Болла, Мэри О’Хара, ну и, разумеется, Алана Стивелла, чей альбом «Возрождение кельтской арфы (Renaissance De l'Harpe Celtique)» немало поспособствовал закреплению термина. Итак, сам феномен кельтской арфы можно связать с явлением второй волны популяризации кельтской культуры в конце 60-х начале 70-х годов 20-го века.

Сам термин, как таковой, фактически об арфе нам ничего не говорит – Стивелл, например, играл и на арфах с нейлоновыми и с бронзовыми струнами, разных по форме и диапазону, однако со временем термин закрепился и стал использоваться в популярной культуре для того, что бы описывать арфу небольшого размера с диатоническим строем и простой механикой (по типу рычагов – об этом мы поговорим ниже) или без механики вовсе, использующуюся для игры народной музыки.


Но такое размытое определение сразу же вызывает вопрос: что можно, а что нельзя называть «кельтской арфой»
Можно, ли, например, отнести к ним Camac-овскую арфу Mademoiselle (см. рисунок)

(рычажную, т.е. использующую для изменения высоты струн не педальный механизм, как на большой оркестровой педальной арфе, а специальные рычаги или «леверсы», которые чаще всего ставят на «кельтские арфы»)
Будут ли мои рычажные арфы считаться кельтскими, если в один прекрасный день я прокляну кельтскую музыку и стану играть исключительно нью-эйдж и ориентальщинку?
Относит ли к «кельтским» латиноамериканские «парагвайские» арфы, которые и размером невелики, и по строю – диатонические?

Гораздо проще анализировать арфы с т.з. того, какие именно механизмы используются для реализации хроматики (в нашем случае, дабы не вдаваться в теорию музыки, мы подразумеваем способы изменения высоты одной конкретной струны на пол-тона) . И вот здесь как раз легко разделить практически все существующие арфы на три типа: педальные , рычажные (они же – леверсные) и … остальные. Эти «остальные» могут как вовсе не иметь средств изменения высоты струны в процессе игры, либо реализовывать хроматику за счет струн, изначально натянутых в хроматический ряд (сразу же вспоминаются современная народная уэльская арфа, а так же барочные арфа доппиа и трипл).
Последних предметов мы касаться не будем (в предыдущих постах я ссылалась на чужие статьи, посвященные этим необыкновенным инструментам) а поговорим именно о педальных и о рычажных арфах.

Итак, что же такое «педальная арфа» ?

Если идти ad ovo, то это именно тот инструмент, который представляется подавляющему большинству людей при слове «арфа». Другие популярные наименования этого же инструмента – «классическая арфа», «оркестровая арфа», Это, чаще всего, инструмент высокий и крупный :-), до 185 сантиметров в высоту, и до 40 килограмм весом (хотя…думаю, это не предел), с мощной прямой колонной, внутри которой проходят тяги педального механизма, благодаря которому мы с помощью педалей поднимаем или опускаем высоту струн на пол-тона. Устроен этот механизм достаточно сложно, и я , например, даже после наглядной демонстрации разобранной арфы так и не могу сказать, что хорошо все понимаю. Если и вы хотите заглянуть внутрь педальной арфы, то вот замечательная серия постов на эту тему:
http://aily-aika.livejournal.com/11782.html
http://aily-aika.livejournal.com/12216.html

В отличии от педальной, леверсная арфа не ни имеет тягов внутри колонны, ни педалей. Вместо этого на струны (все или некоторые) можно постави

Инструмент, продлевающий жизнь

Арфа – столь редкая гостья на приморской музыкальной сцене (как уже сообщал «В», более 20 лет этот прекрасный инструмент не звучит в Тихоокеанском симфоническом оркестре), что концерт солистки «Новой России» Нины ГВАМИЧАВА не мог не вызвать пристального и

Арфа – столь редкая гостья на приморской музыкальной сцене (как уже сообщал «В», более 20 лет этот прекрасный инструмент не звучит в Тихоокеанском симфоническом оркестре), что концерт солистки «Новой России» Нины ГВАМИЧАВА не мог не вызвать пристального интереса публики. В Большом зале филармонии был аншлаг! Ни одного свободного места! Ведь звучала не только классическая, но и кельтская арфа, да ещё в сопровождении скрипки, флейты и виолончели…

Нина Гвамичава не просто выступила на приморской сцене. К её приезду из запасников филармонии была извлечена арфа, куплены новые струны. Вместе с Ниной настройщик привёл инструмент в надлежащее состояние. Есть надежда, что, возможно, вскоре в составе Тихоокеанского симфонического арфа займёт своё законное место!

- Когда в вашей жизни появилась музыка, Нина?

- Мои родители не музыканты, они инженеры, музыку любили, но никогда профессионально ею не занимались. Отдали меня в шесть лет в музыкальную школу, как многих девочек в этом возрасте. А когда мне исполнилось девять, на одном из концертов во Дворце пионеров я увидела женщину, которая играла на арфе. И сказала маме с папой: буду арфисткой! Они умоляли меня этого не делать, обещали купить любые игрушки, поездку на море, только чтобы я не играла на арфе (смеётся).

- Родители не сожалели о вашем выборе?

– Отговаривали до последнего.

- А вы довольны тем, что осуществили мечту детства?

- Быть арфисткой – тяжёлая профессия, но по-другому я просто не могу. Других профессий для меня нет.

- Вы окончили Мэрилендскую консерваторию…

- Когда мне было 13 лет, в Москве существовал советско-американский театр «Дитя мира». Я пришла туда буквально с улицы, что-то прочла, спела, рассказала про арфу – и меня взяли! Мы много ездили по Штатам, выступали. Так и получила приглашение поступить в эту знаменитую, старейшую в США консерваторию.

Уже пять лет работаю в оркестре Юрия БАШМЕТА. Вначале было непросто, особенно по-прежнему продолжать сольные выступления. Но разве часто выпадает шанс выступать с лучшими дирижёрами и исполнителями? А в оркестре это возможно! Очень ответственно, иногда очень нервно, но всегда очень творчески и приятно!

- Арфист – женская профессия?

- Это профессия для хорошего музыканта. Я знаю мужчин-арфистов, но да, чаще на ней играют женщины.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы играть на арфе?

- Арфа – щипковый инструмент, и чтобы она пела, нужно что-то, что объяснить словами невозможно. Здраво рассуждая, петь арфа не умеет, но вот поёт же!

- У вас есть ученики?

- Да, хотя я не преподаю. Видите ли, обучить игре на арфе очень легко. Чтобы на ней играть, не нужно обладать хорошими лёгкими и даже – хорошим слухом! Человек с неидеальным слухом будет дико фальшивить на скрипке или флейте, но на арфе изобразит что-то приличное. Кроме того, научиться играть на арфе довольно просто в отличие от скрипки или виолончели, на которых играть лет десять учиться надо, чтобы это можно было слушать. Два-три урока – и вы уже будете приятно звучать. На арфе легко играть лёгкие вещи и очень трудно – сложные.

Кстати, в Америке женщины в 50-60 лет разве что не массово начинают учиться играть на арфе, получают огромное удовольствие. Кроме того, считается, что это полезно для здоровья: выправляет осанку, а щипки – это своего рода массаж кончиков пальцев. Так что можно сказать, что арфа улучшает здоровье и продлевает жизнь.

Ну, конечно, чтобы достичь виртуозности, требуются уже талант и многие другие качества.

- И профессиональных заболеваний у арфистов нет?

- В американской школе – есть. Там многие исполнители страдают болезнями сухожилий. Но в европейской школе – нет. Так что, если не считать плохого характера, арфистки совершенно здоровы.

- Плохого характера?

- Да (смеётся). Поскольку это почти всегда женская профессия, другие музыканты распускают про нас слухи, что мы эдакие стервы. Но ко мне это не относится, уверяю! (хохочет)

- Современные композиторы пишут для арфы?

- Да, и немало. Так что с репертуаром сложностей нет. Очень разнообразная и очень красивая музыка.

- А есть у вас произведение, которое вы исполняете с особым чувством?

- Да, я его сыграла и во Владивостоке. Это концертная фантазия для арфы композитора Элиаса ПЕРЕША-АЛЬВАРЕСА – «Мандолина». Вообще для Владивостока я готовила особую программу, учитывая, сколько лет в вашем городе не звучала арфа. Хотела показать все её возможности, разные жанры, эпохи, направления.

- У вас своя арфа?

- Да, но мы, арфисты, больше похожи на пианистов – ездим выступать на тех инструментах, которые имеются в других залах. К нему не всегда легко привыкнуть, но это дело чести.

У меня три арфы – одну из них я привезла с собой, кельтскую, это барочный инструмент, я её очень люблю, у неё удивительно яркий, красочный звук, я много на ней играю – старинную музыку особенно. И даже записала альбом совместно с известными барочными музыкантами, регулярно играю в посольстве Ирландии, где особенно любят кельтскую арфу. Вот и 14 марта, в день святого Патрика, буду там. Можно сказать, официальная арфистка при посольстве.

Кроме того, у меня есть арфа ещё советского производства – фабрики имени Луначарского, её купили мои родители, когда я всё же твёрдо решила быть арфисткой. Она стоила колоссальных денег, ушли все родительские сбережения. Но это оказался удивительно удачный инструмент, на нём я играю всю жизнь, дорожу ею. И недавно в Саратове я купила арфу работы XIX века, сейчас ищу мастера, который бы взялся довести её до кондиции.

- Как вам показался инструмент, который предоставила Приморская филармония?

- Достойный инструмент. Главная проблема большинства арф на периферии – отсутствие настройщика. Настоящих специалистов практически нет, по сути – только в Москве…

- В Штатах и Европе профессия музыканта считается престижной, у нас же есть стойкое убеждение: денег этим не заработаешь. А вы как считаете?

- В ведущих оркестрах музыканты получают достойные деньги, даже в России. Но если вы хотите накопить состояние, музыка не то, чем следует заниматься.

- Ваш сын играет на виолончели. Пошёл по вашим стопам?

- Я вообще не большой поклонник династий. Мои дед и бабушка были ядерными физиками и детей своих отправили в эту профессию. Ничего хорошего не вышло. Мама и отец пытались сделать из меня инженера, но не активно. Сыну я дам возможность выбора. Но у него такой слух и способности! Куда там мне! Не учить музыке в данном случае – грех. Сейчас он занимается в Гнесинской десятилетке, в шесть лет играет концерт Вивальди! Да, мы готовим его в профессионалы, но…

Автор: Сергей Абарок Александрович

Может ли взрослый человек научиться играть на арфе?

Сразу коротко напишу — может.

Есть много мифов:

  • У арфистов с детства пальцы растут по-другому

Растут также, поверьте. Просто иногда возникает деформация. Но это скорее профессиональное заболевание.


  • Пальцы уже не те, не получиться добиться беглости.

Получится, если заниматься регулярно. Да, действительно, детям проще дается развитие. Но у взрослых есть свое преимущество — они способны следить за большим количеством факторов одновременно. Поэтому часто осваивают азы гораздо быстрее.


  • Взрослого человека не возьмут в музыкальную школу.

Как не удивительно — возьмут. Да, не на полное образования с дипломом, да, на платное отделение. Но сейчас почти во всех школах есть отделения для взрослых, просто мало кто об этом знает.


  • Невозможно научиться играть на арфе посещая лишь одного педагога, нужна система, как в музыкальной школе (сольфеджио и т.д.)

У всех арфистов-педагогов с высшим образованием, хватит квалификации научить вас тому, что проходят в музыкальной школе. Для нас это как научить складывать «2+2», даже если мы по профессии не математики.


  • Арфа — это очень дорогой инструмент, нет смысла учиться на том, что я никогда не смогу купить.

В наш век решили даже этот вопрос. Лет пятнадцать назад никто даже не слышал толком о кельтских арфах. Были классические. Многие педагоги «старой закалки» до сих пор не воспринимают «кельтушки» как инструмент. Для них это — игрушка, и играть на ней нельзя. Можно найти кельтскую арфу почти на любой кошелек. Если вы не уверены, что будете заниматься, просто возьмите арфу напрокат.

  • Хотелось бы зарабатывать своим хобби, но как я могу соревноваться с профессиональными арфистами?

Тут все совсем хорошо, не надо ни с кем соревноваться. Запишите пару хороших видео, предложите в каком-нибудь ресторане или кафе. Вам будут платить немного, зато у вас будет практика и, как минимум, отыграете арфу. Так многие даже не профессиональные арфисты занимаются концертной деятельностью. Прочитайте статью, если не знаете с чего начать: Как организовать свой первый сольный концерт

Если у вас остались вопросы, пишите: [email protected] или Вконтакте

Автор статьи: Кореневская А. В. 

Все права защищены. Любое копирование текста запрещено. ©

Вам могут помочь следующие статьи:

Полезные приложения на телефон для арфы

Посадка за кельтской арфой

Перевозка арфы

Каталог арф в аренду.

«Жесткие» и «мягкие» арфы

Или воспользуйтесь каталогом сайта:

Арфа от А до Я

Пишите ваши отзывы и комментарии. Это помогает работать, дает силы на следующую статью.  Вконтакте

Настройка арфы по тюнеру | MyHarp

Вступайте в группу Whatsapp, чтобы не пропустить новые статьи. Никакой лишней информации, только анонсы статей. Myharp Whatsapp

Эта инструкция подходит как для классической, так и для кельтской арфы.

Об особенностях настройки кельтской арфы можно почитать вот тут: Леверсы, как настроить арфу

  • Советуется настраивать арфу «На бемолях» (если вы не понимаете что это означает, то вам сюда: (ссылка появится, когда статья будет написана)), но по первости это может оказаться сложным.
  • Я расскажу как настраивать арфу «на бекарах», когда вы освоитесь, вы легко сможете при необходимости настроить арфу и на бемолях.
  • Перед выступлением стоит проверить строй арфы в той тон-ти, в какой вы собираетесь играть, так как некоторые арфы плохо «строят» ( об этом читайте тут:(ссылка появится, когда статья будет готова)
  • В этой статье будет рассказано именно о том, как настраивать арфу по тюнеру, о принципах самой настройки арфы читайте тут: (ссылка появится, когда статья будет готова)

P.S от автора: Сайт обещает быть очень информативным, но не все сразу. Новые статьи выходят почти каждый день, зайдите через неделю)

Какие бывают тюнеры

Портативные

Портативнй тюнер

К некоторым тюнерам прилагается выносной микрофон (такие тюнеры предпочтительнее)

Тюнер с выносным микрофоном
  • Картинки сделаны ради примера, не стоит обращать внимание на фирму.

Тюнер-прищепка

Тюнеры с прищепкой можно цеплять за отверстие в звуковой коробке ( что это и где, можно почитать вот тут: Строение арфы )

Тюнер с прищепкой

Тюнер на телефоне

Это по сути просто приложение в телефоне. Очень удобно, всегда с собой. Если не хватает чувствительности смартфона, можно купить к нему микрофон. В большинстве случаев его хватает.

Какой бы вы тюнер не выбрали, принцип работы будет одинаковый.

Я буду показывать пример настройки арфы на мобильном тюнере Cadenza (подробнее о программе читайте здесь: Полезные приложения на телефон для арфы

И так, для удобства будем настраивать арфу «на бекарах» ( для педальной арфы все педали должны быть в среднем положении, для кельтской читайте здесь: Леверсы, как настроить арфу

  • Каждая нота обозначается своей буквой.

A— ля 

B (H) — си

С — до

D -ре

E -ми

F — фа

G -соль

  • Если вы настраиваете арфу «на бекарах» — то никаких других знаков рядом с буквами быть не должно. 
  • Рядом с буквами могут появляться знаки:

# — диез 

b — бемоль

Если они появились когда арфа «на бекарах» — значит что-то пошло не так. 

Разберем пример для струны A (ля):

Если струна настроена верно, то верхний и нижний треугольничек совпадут (иногда на портативных тюнерах можно вместо нижнего треугольника встретить стрелку, но смысл останется прежним)

Итак: струна ля (A), никаких лишних знаков нет, значит все хорошо, можно переходить к следующей струне.

  • Цифра около буквы обозначает номер октавы, но на нее смотреть обычно нет смысла, на арфе считают октавы по «арфовому», а тюнеры универсальны, поэтому на цифру не стоит обращать внимание.

Если струна настроена слишком высоко, но нижний треугольник будет сдвинут вправо: 

 Если струна настроена низко, нижний треугольник будет смещен влево:

Что делать если рядом с буквой A появились другие знаки:

  • Ab — Вместо A , тюнер рисует  A со знаком b —  это значит что струна «ля» настроена очень низко, нужно ее натянуть выше. (Внимание, проверьте что это действительно  струна ля, а не например соль)
  • G# Вместо A, тюнер так же может нарисовать G# (предыдущую струну) — это тоже самое что Ab, разные тюнеры могут рисовать по разному. 

  • Вместо A, тюнер рисует A со знаком # — это значит что струна настроено очень высоко (на полтона), нужно ее спустить. (Обратите внимание, мы сначала смотрим на знак, а потом на стрелку)

Для других струн все тоже самое, только будут другие буквы.

Если остались вопросы, пишите [email protected], я отвечаю на все письма.

Автор статьи Кореневская А.В.  [email protected] ©

Как правильно заниматься дома на арфе.

Для любого дела нужен четкий план, это поможет повысить эффективность в несколько раз. Но очень часто люди, даже понимая насколько это важно, ленятся и не делают этого. Такова психология человека, если это можно не делать — мы не делаем. Оправдания найдутся всегда.

Данная статья написана исходя из личного опыта.

Основной принцип методики: нужно работать не 24 часа в сутки, а головой.

  • Приучайте детей с детства создавать четкие планы.
  • На составление плана для ребенка у вас уйдет 5 минут в день. Это не так много. Чем раньше вы ребенка научите составлять такие планы самостоятельно, тем лучше.
  • Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно хорошо играл, прислушайтесь к советам, всегда проще сказать: «у меня нет времени, все и так хорошо»
  • Результат маленького ребенка на 80% зависит от взрослых.

Попросите педагога помочь, если по началу будет трудно.

Перед началом самостоятельного занятия поставьте себе цель. Если вы родитель, то поставьте цель для ребенка.

  • С опытом вы сможете точнее рассчитывать свои силы.
  • Целью не может быть время, проведенное за арфой.
  • Целью может быть выученный кусочек пьесы.

Разберем условный пример (вместо тактов могут быть строчки, страницы, пассажи, что угодно), у нас есть домашнее задание:

4 такта наизусть, сегодня понедельник, следующий урок через неделю. День урока не считается. И того 6 дней на 4 такта.

  • День перед уроком оставляем как день «отработки выученного», остается 5 дней.
  • Скорее всего не все такты одинаково сложные, сыграйте все 4 такта, отметьте наиболее простые и наиболее сложные.
  • Подробнее о том, как правильно разбирать новое произведение, читайте в статье: (ссылка появится, когда статья будет готова).

Предположим, что у нас 3 такта простые, а один сложный. Этот пример приблизительный, не воспринимайте буквально.

  • На сложный такт закладываем в два раза больше времени. 
  • Итого: 1 простой такт = 1 день. 1 сложный такт = 2 дня.
  • 6 день на отработку куска целиком.

Как разбирать новое произведение, и как эффективнее и быстрее его выучить, читайте в статье: [ссылка появится, когда статья будет готова].

Итак, мы примерно рассчитали сколько нам нужно учить в день, чтобы успеть. 

План занятия должен выглядеть примерно так:

  • Настройка инструмента 
  • Упражнения (гамма, арпеджио): медленно, быстро.
  • Анализ, разбор нового произведения. 
  • Повторение старого произведения в голове
  • Повторение старого произведения на арфе (в соотношении «2 раза медленно, один раз быстро»)
  • Закрепление пройденного (сыграть все, что выучили)

У вас должно быть четкое ограничение по времени. Например: «я выучу этот такт за 15 минут». Поставьте таймер (или приложение «Forest»). Здесь можно узнать, какие есть полезные приложения на телефон для арфы

Дело в том, что наш мозг в условиях ограничения по времени лучше работает. Не позволяйте себе расслабляться. Иначе можно просидеть 2 часа и ничего не сделать.

С детьми все тоже самое, спросите у педагога: «сколько примерно может потребоваться времени, чтобы выучить этот такт?» — имейте ввиду, что все это приблизительно, не нужно ругать ребенка, если он не успел, важно, чтобы был азарт, чтобы он старался успеть, чтобы не сидел за арфой и не смотрел по сторонам, отсиживая положенное время.

Можете добавить дополнительную мотивацию, предложив что-то интересное, если ребенок справится вовремя.

Используйте этот прием и при занятиях с репетиторами. Ставьте себе задачу. У меня есть цель на каждом уроке, я регулярно подгоняю детей: «у нас мало времени, не успеем, давай дальше».

О том, что делать, если ребенок не хочется заниматься, читайте в статье: Ребенок не хочет заниматься: что делать?

Как распределить время занятия в течение дня.

  • Утром, перед работой или учебой, поиграйте упражнения, сыграйте свою программу в медленном темпе. Вы удивитесь, как сильно это повлияет на результат. В течение дня наш мозг работает непрерывно и устает, воспользуйтесь «свежей головой» для достижения результата, дополнительно это поможет настроиться на рабочий лад в начале дня. 

Я часто слышу «у меня нет времени утром». Это неправда. У вас совершенно точно хватает времени на чашку кофе, мультик или еще что-то. Встаньте на 10 минут раньше. 10 минут за арфой — это 70 минут в неделю. За 10 минут утром вы сделаете то, что не сделали бы за 30 минут днем или вечером. Если вы захотите — время найдется. Нет ничего невозможного, если есть цель.

Не занимайтесь сразу после еды. Лучше сесть лишний раз за инструмент, пока еда готовится. 

Мне часто родители детей говорят: «зачем мне ее сажать на 10 минут? Что она успеет?». Поверьте, когда вся пьеса длиною 1-2 минуты, успеть можно очень многое, если не сидеть и не смотреть в потолок. Поставьте ребенку простую цель на 10 минут. Варианты:

  • Сыграй медленно всю программу.
  • Возьми карандаш, выдели самые сложные по твоему мнению места, сыграй каждое по 2 раза.
  • Выучи новый такт.
  • Сыграй без ошибок первую строчку.
  • Сыграй всю программу, ни разу не опустив локоть.

Придумайте свою игру, попросите педагога помочь. Если у вас есть отговорки, почему ребенок сегодня может не заниматься, то у ребенка их всегда будет целая коллекция. Вы же каждый день ходите на работу, объясните ребенку, что это такая же работа. Ну, нельзя не ходить, не выйдет из этого ничего хорошего. У ребенка не должно быть ни одной мысли о том, что, возможно, сегодня заниматься не обязательно. Вся начинается с родителей. Почти все случаи, связанные с тем, что ребенок мало занимается (если ему вообще нравится арфа), связаны с неорганизованностью родителей. 

Представьте, вы занялись чем-то очень интересным, к вам приходит мама и говорит: «так, все, заканчивай и иди занимайся». Вряд ли это назовешь правильным подходом. 

«Будешь заниматься через час» — тоже не очень хорошо работает, ребенок не понимает, что такое «час, два».

Назначьте конкретное время занятия, как в школе. Очень важно, чтобы ребенок был готов к тому, что у него будет урок.

Занятия с перерывами.

Не нужно сидеть часами. Скорее всего, в работе вы будете от силы минут 20, остальное время будете что-то делать на автомате. Стоит делать небольшие перерывы после 15-20 минут игры, тем более если вы только начали учить программу. Как правило, готовая программа, занимая больше времени, поддается мозгу гораздо легче, поэтому перерывы можно делать реже. 

Я, занимаясь по 5-6 часов в день, использовала ту же систему. Пока разбирала, учила наизусть, ставила будильник на 10 минут. Когда программа была собрана, будильник был на 30 минут. Вся моя программа занимала 2,5 часа. Скорее всего, 30 минут вам хватит на всю программу, от начала до конца. Что делать с большими программами, которые длятся более 30 минут, поговорим отдельно.

10-15 минут игры — 3-4 минуты перерыв. Именно перерыв, я ложилась на диван и старалась ни о чем не думать. Это действительно работает. 10 минут — это не мало. 

 Дети не могут ничего не делать 3-4 минуты, они не будут просто лежать и смотреть в потолок, детям можно включить в программу перерывы физической активности. 

15 минут поиграл, 10 раз присел. Это должна быть именно физ. нагрузка, а не баловство, если ребенок будет баловаться и носиться, результат от этих перерывов будет отрицательный.

Все это требует от родителей вовлеченности в занятия. Тут вопрос в том, какие у вас цели. Если одного того, что ребенок ходит в музыкальную школу и что-то там делает достаточно, то можно забыть про эту статью. 

Эта система была придумана не мной, она основана на изучении человеческого мозга и его способности концентрироваться. Подробнее об этом методе работы можете прочитать в любом поисковике, набрав «Pomodoro». Эта техника была испытана множеством людей по всему миру. Ее эффективность доказана.

Занимайтесь каждый день! 

Даже не так:

Занимайтесь каждый день!

Один день пропуска — это два дня возвращения на прежний уровень. Не должно быть никаких отговорок. Не может не быть совсем времени, 10-15 минут в день вы найдете всегда, даже если очень устали. 

Сколько заниматься по времени в день?

Нет правильного ответа на этот вопрос. Забудьте о количестве часов, работайте на результат.  Вы удивитесь, как оказывается долго вы можете заниматься.

Что делать, если образовались мозоли на пальцах читайте в статье: «Мозоли — как бороться»

Я пишу очень много статей. И уже достаточно большое количество людей их читает. Но читать мало, нужно стараться выполнять. 

Принимая к сведению, но не пробуя, вы просто тратите время на чтение ненужной вам информации.

Обыгрывание дома

Если вы уже достаточно свободно играете и все выучили, пора переходить к стадии обыгрывания.  Дело в том, что, выходя на публику, мы, к сожалению, чаще всего играем сильно хуже, чем на занятии.

Обыгрывание нужно для того, чтобы быть уверенным в своих силах. Почти всегда при первом обыгрывании вы будете ошибаться в «слабых» местах. Часто эти места становятся полной неожиданностью. Вы можете забыть текст в том месте, которое, казалось бы, знали лучше всего (обычно это происходит при заигрывании программы, об этом читайте подробнее в статье: [ссылка появится, когда статья будет готова]).

Обязательно запомните место, где вы ошиблись. Даже если кажется, что это случайно — это не случайность. Проиграйте это место в голове, без арфы. Возможно, что вы его играете на автомате, не думая.

О том, как научиться играть в голове,  в статье: «Играем на арфе без арфы. Виртуальное исполнительство».

  • Попросите родственников вас послушать, объясните, зачем это нужно. Настройте себя как на серьезный концерт. 
  • Запишите себя на камеру (можно просто положить телефон на пюпитр, с включенной камерой). Попробуйте сыграть без ошибок. Это гораздо сложнее, чем кажется. Это хорошая подготовка к концерту. Как правильно готовиться к концерту, читайте в статье: «Детский концерт. подготовка и выступление». Правила для детей и взрослых примерно одинаковые. 

Автор статьи Кореневская А.В.  [email protected] 

Все права защищены. Любое копирование текста запрещено. ©

Играем на арфе без арфы. Виртуальное исполнительство

Статья в разработке.

Сразу возникает вопрос — зачем?

  • Все спортсмены перед прыжком или сложной связкой «проигрывают» ее в голове. Каждое движение, каждую деталь. Это позволяет быстрее освоить движение и избежать травм.
  • Всем музыкантам знакомо слово «заиграть» — это когда руки играют, а голова отключается, все происходит автоматически. Это очень опасно, любая ошибка и все, автомат сломается.
  • Текст выученный таким способом гораздо дольше хранится в памяти, он более продуман, более стабилен.
  • Эта методика позволяет учить новые пьесы без арфы — в дороге, на отдыхе, на даче.
  • Со временем вы научитесь не только «проигрывать» всю пьесу в голове нотами, а еще и представлять ее звук, вовремя ставить педали, правильно расставлять нюансы.
  • Время выучивания программы сокращается во много раз. (За неделю можно выучить пьесу, которую бы вы учили сидя за арфой месяца два-три)
  • Вы будете чувствовать себя спокойнее на концерте, вы всегда сможете начать с любого места. (Когда мы учим программу только за арфой, обычно мы можем сыграть только с контрольных точек)
  • Вы сможете больше уделять внимание деталям, не думая о тексте.
  • Вы сможете выучить гораздо более трудный текст, чем просто «заучивая руками»
  • У вас всегда будет с собой арфа, это очень интересно.
  • Вы сможете «держать в голове» гораздо больше произведений одновременно.
  • Развивается фотографическая и образная память, со временем вы сможете «фотографировать» взглядом текст.
  • С каждой новой пьесой выученной таким образом, вы заметите что стали замечать больше красок, больше оттенков. Ваша игра станет музыкальнее.
  • На профессиональном уровне программа может длиться более 6 часов звучания. Где найти лишние 6 часов, чтобы просто повторить программу?

Это не самый простой путь, но поверьте, оно того стоит, вы сможете заниматься сколько угодно, где угодно. Я учу программу днем в дороге, потом играю то, что выучила. А вечером засыпаю повторяю пройденное за день.

Сложность этой методики для педагога в том, что очень тяжело научить этому других, невозможно проверить — все ли правильно делает ученик.

Следующий вопрос: — Как?

Вряд ли взяв ваши ноты, если вы уже играете у вас сразу все получится. Возьмите ноты попроще.

Дальше следуйте инструкции:

Упражнение 1: Представляем арфу.

  • Представьте что вы сидите за арфой (буду рассказывать о классической арфе, у кельтской все тоже самое, только вместо педалей леверсы)
  • Мысленно представьте педали (леверсы)
  • Потом струны
  • Проверьте где у вас стоят ноги, «почувствуйте» арфу.
  • Поставьте руки на струны, «почувствуйте» струны

Упражнение 2: игра.

  • Представьте что вы дергаете каждую струну одним пальцем правой руки, представьте ее звук. (Не забудьте что у арфы струны разного цвета)
  • Теперь тоже самое левой рукой ( первое время можете это делать физически в воздухе, не забывайте о правильной постановке, не смотрите на руку, представляйте все в голове (для верности можно закрыть глаза, чтобы вас не отвлекал вид вашей руки в воздухе)

Вы должны «видеть» арфу перед собой, хотя ее и нет.

  • Теперь сделайте тоже самое двумя руками, старайтесь «смотреть» за обеими руками одновременно. Возможно потребуется время. Представьте звучание.
  • Теперь представьте ноты где написана гамма ( все ноты подряд, ее то и играем)
  • Теперь повторите упражнение, «смотря» в ноты, начните одной рукой, если сложно одновременно представить текст и струны)

Если совсем трудно, то представляем «первая нота, потом струна. Вторая нота, струна. и тд.

  • Усложните, поиграйте через одну струну одной рукой, представляйте нотами.
  • Сыграйте тоже самое другой рукой, или двумя руками сразу. Не забывайте «слышать».

P.S в статье будет много кавычек, ведь мы все представляем, а не делаем.

Усложняйте дальше задачу:

Например: правая рука играет гамму от ДО, а левая рука играет от Ля

  • поиграйте интервалы, аккорды.

Упражнение 3: работа с текстом

Возьмите не сложный текст. Не подходите к арфе.

  • Смотрим знаки, «ставим» педали или леверсы
  • Проставляем карандашом аппликатуру (каким пальцем что играть, где отыгрывать и тд.) Если совсем трудно, на первых порах можно это делать с арфой)
  • Так же проставляем педали или леверсы. Ставьте точно в том месте, где собираетесь поставить педаль. Не примерно, а именно в нужном месте.

Важно все сделать точно и аккуратно, эти ноты вы будете себе представлять при разучивании и настоящей игре.

Берем 1 такт, не более.

  • Смотря в ноты стараемся представить его звучание, как получится.
  • Одной рукой, смотря в ноты играем первую ноту (интервал или аккорд), называем нужные ноты вслух, представляем как это выглядит на струнах.
  • «Сыграли» каждой рукой
  • «Играем» двумя руками медленно, называя все ноты от нижней к верхней
  • «Играем» весь такт смотря в ноты, представляем струны
  • Убираем ноты, играем без них, представляя не только струны, но и ноты.
  • Оставляем ноты там, где они лежали и идем к инструменту.
  • С удивлением играем этот такт без каких либо проблем.

Таким образом учим всю пьесу. Чем больше всего за раз вы можете себе представить, тем выше мастерство. (Со временем вы сможете представить себе все, от нужной струны, до мельчайших красок)

Автор статьи Кореневская А.В. [email protected]

©

Арфа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

А́рфа — струнный щипковый музыкальный инструмент, состоит из двух расположенных под углом рам, между которыми натянуто множество струн. Один из древнейших инструментов, символ Ирландии. В XVIII столетии была изобретена педальная арфа, ставшая стандартом в классической музыке.

Арфа относится к древнейшим музыкальным инструментам. Ещё в изобразительном искусстве кикладской цивилизации был распространён сюжет сидячего арфиста. Такие мраморные статуэтки датируются 2800—2300 годами до н. э.[источник не указан 213 дней] Наиболее ранние древнеегипетские изображения арфы датируются примерно 2400 год до н. э.[источник не указан 213 дней]

Типологически различаются дуговая, угловая и рамная арфы[1]. Для Европы наиболее характерна рамная арфа. Древнейшее в Европе письменное упоминание арфы (лат. harpa) традиционно возводят к Венанцию Фортунату (VI в. н. э.)[2]:

Римлянин воздаст тебе хвалы на лире, варвар — на арфе, грек воспоёт тебя на Ахилловом инструменте, британец (или бретонец) — на ротте.

Оригинальный текст (лат.)

Romanusque lyra plaudat tibi, barbarus harpa,
Graecus achilliaca, chrotta Britanna canat.

К. Закс и другие исследователи полагают, что под «ахилловым инструментом» подразумевается ранняя (упомянутая ещё Гомером) разновидность лиры — хелиса.

Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой диапазон (пять октав), а места для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то на арфе натянуты струны только для извлечения звуков диатонической гаммы. На арфе без педалей можно сыграть только две гаммы — до мажор и ля минор (только натуральный звукоряд). Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючков, приводимых в движение рукой. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретённым Якобом Хохбрукером в 1720 году. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших как проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всём объёме инструмента хроматические повышения.

В 1810 году Себастьян Эрар усовершенствовал механизм Хохбрукера и запатентовал в Париже арфу с двойной педалью, которая и используется в настоящее время.

Существует разновидность арфы, предназначенная для игры вдвоём (в четыре руки).

Первое серийное производство арф в СССР было запущено в 1948 году в Ленинграде на Фабрике музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского[3].

Педальная арфа XIX века

Арфа имеет форму треугольника, составными частями которого являются:

  • Резонаторный корпус-ящик длиной приблизительно 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырёхугольная, нынешняя — закруглённая с одной стороны; он снабжён плоской декой (нижняя полукруглая часть изготовляется из клёна (на недорогих моделях — из фанеры твёрдых лиственных пород), а верхняя плоская — из ели, причём в середине её по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твёрдого дерева с пробитыми отверстиями для пронизывания струн).
  • Колонна (соединяет незакреплённые концы резонаторного корпуса и рамы; может отсутствовать).
  • Колковая рама, на которой закрепляются струны.
  • Основание — опора арфы.

Педальная арфа также имеет главный и педальный механизмы. Обычно имеет 46 струн: 35 синтетических и 11 металлических. Они крепятся к деке снизу арфы и к колкам вверху. Струны ноты До имеют красный цвет, Фа — синий или чёрный[4].

  • Арфистка с классической арфой

  • Педальный механизм

  • Педали на арфе

  • Андская (индейская, перуанская) арфа — крупный инструмент с большим объёмом резонаторной деки, что придаёт особую сочность звучанию басового регистра. Имеет распространение среди индейских народов Анд: кечуа, аймара (Перу, Боливия, Эквадор). Одним из наиболее известных исполнителей на андской арфе был Хуан Кайамбе (Эквадор, кантон Пимампиро, провинция Имбабура[5]).
  • Валлийская арфа — арфа с тремя рядами струн.
  • Ирландская арфа, также кельтская арфа — наколенная арфа, небольшой по размеру инструмент (исследованиями в этой области занимается Эндрю Лоуренс-Кинг).
  • Леверсная арфа — не имеет педалей, строй меняется при повороте рычажков на колковой раме. Количество струн — 20—38.
  • Педальная арфа — строй меняется при нажатии педалей. Является классической арфой, предназначенной для профессиональных исполнителей.
  • Саунг — бирманская и монская дуговая арфа.
  • Электроарфа — разновидность педальной арфы, оборудованная электронными звукоснимателями.

Арфа была политическим символом Ирландии на протяжении многих веков. Она впервые была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Якова VI (он же Король Англии Яков I), и с тех пор фигурировала во всех Королевских Флагах Англии, Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.

С 1922 года Ирландское Свободное государство продолжало использовать арфу как государственный символ, запечатлённый на Большой государственной печати Ирландии, на гербе, Президентском флаге и Президентской печати, а также в ряде других государственных символов и документов. Арфа также изображается на ирландских монетах, начиная со средневековых, и до современных ирландских монет евро.

  1. Шамеева Н. Х., Есипова М. В., Фраёнова О. В. Арфа // Большая российская энциклопедия. Т. 2. М., 2005, с. 297.
  2. Curt Sachs. The History of Musical Instruments. — Courier Corporation, 2006-01-01. — 562 с. — ISBN 9780486452654.
  3. Отюгова Т. А., Галембо А. С., Гурков И. М. Рождение музыкальных инструментов. Из истории Ленинградского производственного объединения по изготовлению музыкальных инструментов. — Л.: Музыка, 1986. — 187 с.
  4. Бандас Л. Л., Каплюк А. А. Арфа. Устройство и ремонт. — М.: Легпромбытиздат, 1985. — 64 с.
  5. ↑ Juan Cayambe (англ.). Discogs.
  • Бандас Л. Л., Каплюк А. А. Арфа. Устройство и ремонт. — М.: Легпромбытиздат, 1985. — 64 с.
  • Газарян С. С. В мире музыкальных инструментов. — М.: Просвещение, 1989. — С. 145—150. — 192 с.

Как учат играть на арфе в Ирландии

По сути, это попытка развернуто ответить на вопрос, заданный Олей в комментариях к предшествующему посту про школу. Насколько получилось – не знаю, но я старалась. Итак, как же учат играть на ирландской арфе в Ирландии? :-)


Да так же как и везде, отвечу я, где как.  На школе я специально обращала внимание на ребят с ирландским бэкграундом, и вот что я могу сказать: не меньше половины игроков-интермедиатов имели за плечами  +/- классическую постановку, что выражалось в умеренной высоте локтя (не слишком высоко, но и не провал), правой руке на резонаторе, пальцах в ладонь при полудовернутой руке, отыгрывающем большом (правда тут, как и в Великобритании чаще используется не отыгрывание большого от себя, а движение вниз, к кисти, но это вполне укладывается в педальную постановку).  Большинство педагогов на школе играли так – и Анна-Мари О’Фарелл, и Кормак (правда его руки я видела издалека, на концерте, могу давать не совсем точное мнение) и Мойра. У Ошина Моррисона в большей степени развернутая рука и менее активное движение к ладони, что понятно, но на руки Ошина я еще два года назад изумлялась с непониманием. Сейчас все гораздо понятнее, и отчасти это позволяет мне думать, что я начинаю понимать, как можно играть трад…ну да ладно.  Оставшаяся часть учеников играла: либо при полной развернутой руке и константных пальцах ( криво объясняю, но посмотрите, например, на видео Сесиль Корбел), либо по Сальседе (по словам Мойры, я не очень разбираюсь в этих вещах) – плечевой пояс поднят, обе руки над резонатором; плюс куча разных переходных вариантов. Из чего собственно и был сделан вывод о том, что проблема постановки не имеет никакого отношения к проблеме стиля и аутентичности игры*.

Ок, скажете вы, а что же тогда имеет?

опять же, не знаю, насколько нижесказанное относится ко всем арфошколам и преподам традиции в Ирландии. Многие мои данные говорят, что ко многим, но не буду утверждать голословно

  1. Обучение со слуха.  О да, тут, думаю, Мойре с нами было крайне тяжко – во всей нашей группе из 7 человек только у  Эшли был нормальный подробный опыт обучения со слуха, все мы остальные сиротливо шарились в поисках нот, и, благословенные небеса, нам их все-таки выдавали :-).  Тем не менее, каждый из тюнов, которые мы проучивали,  при первом представлении мы снимали именно со слуха и с рук, и только потом нам позволяли зарываться в ноты. Первое время мозг вскипал под волосами, но когда мелодия ложилась на уши, становилось действительно легче.
  2. Акцент на правильную ритмизацию С САМОГО НАЧАЛА. Как сказала Мойра, ирландская музыка завязана на ритм, одержима ритмом. Именно ритм создает воздушность и движение в тюне, верный, четкий и константный, несмотря на акценты и синкопирование. Гораздо лучше сыграть ритмично и просто, нежели укатиться в украшения и погубить ритм.
  3. Хотя при всех прочих равных, чем больше украшений вы навертите в быстрый тюн – тем лучше.
  4. Но вот парадокс – худшее преступление, которое можно совершить против медленного эйра – это переукрашать его. Вот он как раз должен быть достаточно логичным, простым и связанным, должен раскрывая красоту основной мелодии а не скрывать ее в завитушках
  5. Мы почти не занимались партиями левой руки – нам были даны общие указания, как ее достроить и на что обратить внимание, после чего имели право сами решать что и как делать.
  6. Так же как и у классиков, правильная пальцовка С САМОГО НАЧАЛА ВЫУЧИВАНИЯ ТЮНА  залог победы. Это значит, что ты должен продумать мелодию с тройкой вариаций, сразу разобраться с пальцами и заучить все это одномоментно. И под каждую новую вариацию ты должен эту схему иметь. Думать, особенно на быстрых тюнах,  у тебя уже не будет времени.
  7. Специфика игры cuts и прочих grace notes – но тут уже надо показывать, конечно. И, важная деталь, типы украшений для быстрых и медленных вещей разные.
  8. Так же есть определенные фигуры в украшениях, которые в традиции неприемлемы. Но это тоже проще либо показать, либо записать нотами и представить. Я для себя решила, что первое время буду тупо заниматься копированием – играть так, как написано у Мойры в нотах, благо я ими разжилась, и еще планирую. Когда пойму все правила – буду строить свои.
  1. Аккомпанементная левая рука напрямую зависит от скорости и стилистики правой. И да, глядя в аранжировки Кэролана. сделанные Мойрой я готова снять свой тезис о том, что левая рука у кельтистов неполноценна. В ее случае это неверно, как минимум.
  2. Все пальцы разные по силе и оттенку звука. Подобное говорил профессор Лоуренс-Кинг на классе по барочной арфе в прошлом году, так что концепция была вполне понятна, но из этого в нашем случае появлялся ряд специфических выходов на пальцовку – надо было соотносить ее не только с удобством, но и с местом ноты в мелодии. Например, я почти отучилась играть треблы 4-3-2, потому что они «звучат слишком ровно и нечетко»,, тут мы чаще играли 3-2-1, или 4-1-4, да и вообще не пользовались каким-то одним рецептом для украшения, хотя cut конечно чаще всего шел с первого, по объективным причинам…

На классах мы разобрали две джиги, два Кэролана (причем один из них в наипрекраснейшей ансамблевой аранжировке, чувствую, паре-тройки моих студентов не поздоровится, когда они вернутся с каникул), хорнпайп и рил в 5 частях такой степени ядовитости, что Rectory по сравнению с ним задачка для школьников.  Впрочем, свою аранжировку Rectory я сейчас буду ломать и собирать заново, там есть еще что попридумывать.

Если есть вопросы – задавайте, с удовольствием отвечу

* да, если говорить про старшую группу, то у нас было 4-ро американцев, с той самой сальседой, о которой Мойра высказалась неодобрительно, девушка из Ирландии с более народной открытой правой и сложностями в связывании нот в левой, и мы с девушкой из Франции с довольно академичной постановкой - она - в большей, я - в меньшей степени


Смотрите также