Как играть на африканском барабане


Как научиться играть на африканском барабане (джембе)

Джембе — вот как называется африканский барабан, чей глубокий, объемный бас покорил перкуссионистов всего мира. Этот музыкальный инструмент имеет форму кубка с широким верхом, на который натягивается кусок кожи. Его деревянная поверхность обычно украшается диковинными этническими узорами. В качестве мембраны чаще всего используют кожу козы, реже – шкуру зебры, коровы или оленя. Размер джембе может быть разным – чем больше инструмент, тем мощнее звук, который можно из него извлечь. Интересно, что в некоторых африканских регионах джембе до сих пор используют для передачи сообщений на большие расстояния и созыва деревенских собраний.

Немного истории

Впервые этот инструмент появился в государстве Мали, но быстро стал популярным во всей Западной Африке. В европейских странах о нем узнали в середине прошлого века благодаря ансамблю «Le Ballet Africains», чьи выступления всегда сопровождались игрой на джембе. Есть несколько версий происхождения названия барабана. Одна из них определяет «джембе» как сочетание двух слов, означающих материалы, из которых его изготавливают. Первая часть «djem» — это название породы дерева, а «be» означает кожу козы.

Как научиться играть на джембе

Играть на джембе может практически каждый, кому не чуждо чувство ритма. Все, что необходимо — это стремление, наличие инструмента и регулярная практика. Лучше всего осваивать технику при полноценной поддержке мастера, что возможно только во время индивидуальных или групповых занятий. Во многих городах уже имеются школы перкуссии, где джембе уделяется достаточно много внимания. Кроме того, на территории России организуются различные фестивали, на которых можно посетить мастер-классы с участием известных мастеров и напрямую соприкоснуться с культурой Африки: её песнями, танцами и, конечно же, барабанными ритмами. Ведь невозможно до конца понять, что такое джембе, не попробовав себя хоть раз в качестве участника настоящего джема.

Даже если нет возможности посещать фестивали и курсы, а овладеть искусством игры на африканском барабане очень хочется, можно найти массу способов, как научиться дома играть основные тона, а затем объединиться с единомышленниками для совместной практики. В интернете есть большое количество самоучителей и видео-курсов; для ознакомления с основами этого более чем достаточно.

Уход за джембе

Как любой музыкальный инструмент, джембе нуждается в регулярном уходе. Нельзя долго держать его на холоде или подвергать перепадам температур. Чтобы извлекать из джембе более, или менее качественные звуки, его необходимо время от времени настраивать: проверять, насколько хорошо натянута кожа. Чтобы настроить барабан, нужно ослаблять или подтягивать веревки, расположенные по бокам. Натяжение веревок должно быть достаточно сильным и равномерным по всей окружности обода. Главное при этом — не перетянуть барабан, иначе кожа может лопнуть. Есть важный нюанс, как настроить джембе, не содрав кожу рук: нужно обязательно надевать перед настройкой перчатки.

Основы игры на джембе

Играть можно стоя, закрепив джембе на ремне и повесив на шею, или сидя, поместив барабан между ног и немного отстранив от себя мембрану. Нижнее отверстие кубка всегда должно быть открыто. Предплечья следует располагать параллельно мембране. Руки при игре должны быть подвижными только в локтях. Не следует активно двигать пальцами, плечами и запястьями.

Как играть различные тона на африканском барабане

Ударяя по джембе, можно получить три основных звука: бас, тон и слэп.

  1. Рука расслабленно падает основанием ладони рядом с центром мембраны и резко отскакивает – так рождается бас. Нужно повторять эти движения много раз, пока не будет достигнуто плотное и объемное звучание
  1. Если резко ударять по мембране кончиками пальцев, попадая верхней частью ладони в край джембе, получается тон
  1. Слэп, более высокий и объемный, чем тон, достигается расслаблением руки и большей силой удара

Самый технически сложный удар – это шлепок (слэп). Начать следует с того, чтобы добиться различия по звучанию тона и слэпа. Тон воспроизводится ударом средними частями пальцев и вызывает плотное звучание мембраны, а слэп – это резкий удар самыми кончиками пальцев.

Несколько советов новичкам

У многих начинающих осваивать мастерство перкуссии возникает вопрос: как играть на барабанах, в том числе на джембе, если при этом сильно болят пальцы. Ответ прост: чтобы сделать руки менее восприимчивыми к ударам, нужно как можно больше играть. Как только пальцы привыкнут к постоянным нагрузкам, боль пройдет.

Очень важно контролировать свое дыхание при быстром ритме. Для этого нужно сочетать быстрый и медленный темпы и во время медленной игры делать глубокие вдохи животом.

Успех в освоении джембе во многом зависит от способности сконцентрироваться. Между барабанщиком и инструментом должен установиться полный контакт.

Хороший способ быстро освоить джембе — посещать всевозможные джемы с участием других африканских инструментов. Это поможет не только натренировать ритм, но и ощутить всеобщее единение, которое достигается посредством музыки.

comments powered by HyperComments

ekb.spbsht.ru

«По толпе проносится: «Ещё!». Как научиться игре на африканских барабанах | ОБЩЕСТВО:Люди | ОБЩЕСТВО

Древние ритмы, кружащиеся в ритуальном танце шаманы, отплясывающие среди песков Африки туземцы или задумчивый и медитативный Восток.

Всё это представляется под звуки барабанов. Эти удивительные мелодии жаркого континента звучат сегодня в одном из ростовских домов, где открыта школа игры на африканских барабанах.

Исцеляющий джембе

Барабанные ритмы обладают какой-то магической силой. Они способны воодушевлять людей, снимать стресс, возвращать веру в себя и даже излечивать болезни. Обо всём этом мы поговорили с основателем Ростовской школы игры на африканских барабанах Сергеем Махаевым.

«Десять лет назад я познакомился в Индии с Лораном Позье. Он француз, много лет провёл в Африке, где учился у представителей местных племён играть на джембе. Инструмент с потрясающей историей: жители западной части материка (Мали) ещё с 12-го столетия называли его «Исцеляющим барабаном».

Кстати, археологи нашли джембе, который был сделан ещё в 500-м году до нашей эры. Жизнь человека в Африке немыслима без барабанного ритма. Рождение человека, женитьба, смерть - всё проходит в сопровождении его звуков. Думаю, что барабан вообще первый музыкальный инструмент на Земле», - рассказывает Сергей Григорьевич.

Сергей Махаев: думаю, что барабан вообще первый музыкальный инструмент на Земле. Фото: Коллаж АиФ

Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Но ведь это национальный инструмент. Чем он вас привлёк?

Сергей Махаев: После поездки в Индию моя жизнь изменилась. До этого я по вечерам играл на барабанах в ростовских музыкальных группах, днём работал. По образованию я строитель, окончил технический университет.

Но вот я увидел, как Лоран касается джембе ладонями и пальцами. Он будто слегка поглаживал туго натянутую кожу барабана, а в результате - потрясающий ритм, который меня заворожил. Попросил: «Дай попробовать». Однако, когда я попытался извлечь из инструмента что-то похожее на звук, то понял, что мне, барабанщику с 30-летним стажем, это не удаётся. Всё время, пока я был в Индии, Лоран учил меня, и я уехал в Ростов уже со своим джембе.

- Но насколько я знаю, вы всё ещё продолжаете учиться в Индии.

- Так и есть. Жалею, что могу уделять этому всего пару месяцев в году, но по-другому не получается. Лет семь назад учитель посоветовал открыть свою школу джембе в Ростове. Сначала я не мог понять - зачем, ведь сам ещё учусь. Однако, послушался и школу открыл. Сначала приходили знакомые музыканты, которых манила экзотика африканских ритмов, но потом, узнав о школе по «сарафанному радио», стали приходить люди от музыки далёкие.

Со временем я понял, для чего мне нужна была школа. Я очень много занимался и сам, и со своими учениками, ведь на уроке надо было показать класс. Моя школа - это стимул к самосовершенствованию. А в Индию к своему учителю продолжаю ездить.

- Вы сказали, что африканский джембе изменил вашу жизнь. Каким  образом?

- Стал не так остро реагировать на какие-то жизненные неурядицы. Более того, стремлюсь извлечь из них позитив. И тут дело не только в джембе, но и в философии индийцев. Они с радостью встречают каждый новый день и со стоическим спокойствием принимают все трудности. В их жизни много музыки, медитации, они живут в необыкновенной гармонии с окружающим миром.

Обмен энергией

- Как можно объяснить растущую популярность джембе среди ростовчан? Казалось бы, сейчас люди озабочены материальными проблемами, а у вас на мастер-классах игры на барабане иногда не всем желающим места хватает.

- Думаю,  всё очень просто: в каждом человеке есть желание творить. Многие мечтают играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Но ведь весьма проблематично освоить, например, скрипку, если вы не начали играть на ней с детства. Непросто освоить рояль, если вы не ходили в музыкальную школу. К тому же, нужен слух, а он есть не у всех.

А вот барабан - уникальный инструмент! На нём может научиться играть каждый. Причём довольно быстро, и наличие музыкального слуха здесь роли не играет. Чувство ритма есть абсолютно у всех. Знаете, африканская пословица гласит: «Если у вас есть голова, вы можете думать. Если у вас есть ноги, вы можете ходить. Если у вас есть руки, вы можете играть на барабане». 

Меня спрашивают: «А зачем вам это надо?» Отвечаю: «Для удовольствия и отдыха». Ведь мы концентрируемся на ритме и отвлекаемся от ежедневных стрессов городской жизни, от повседневных дел. Как бы то ни было, но к нам в школу приходят люди любых возрастов - и маленькие дети, и дедушки. Люди ищут в ритмичной полифонии джембе раскрепощения и находят его.

- А что именно вы играете: импровизируете или исполняете какие-то национальные ритмы?

- Всё уже придумано до нас. Причём много веков назад. Мы берём древние африканские ритмы, которые могут ввести человека в транс, расслабить или наоборот наполнить жизненной силой. Наши занятия и выступления - это естественный процесс течения энергии от тех, кто ею наполнен в избытке, к тем, кому нужна поддержка. Вот такое шаманство получается.

Кстати, считается, что быст­рая игра - признак мастерства. На самом деле игра на бешеных скоростях редко получается хорошей. Мелодия превращается в сплошной шум. Игра на барабанах физически очень тяжёлое дело. Мышцы плеч и ладони у барабанщиков болят практически постоянно.

Сергей Махаев: Наши занятия и выступления - это естественный процесс течения энергии от тех, кто ею наполнен в избытке, к тем, кому нужна поддержка. Фото: Из личного архива/ Сергей Махаев

Драмминг, так ещё называют игру на барабанах - это три «М»: математика, музыка и медитация. Пока мы отрабатываем технологию удара, учим ритм, - это цифры и конкретика, потом появляется мелодия, а потом человек отрешается от реальности, впадает в свое­образный транс.

- Школа игры на барабане предполагает какую-то оплату?

- Да, есть небольшая цена за занятие. Но у нас так: в студии стоит большая шляпа из папье-маше. Можешь заплатить - клади туда деньги, нет возможности - садись в круг и бери джембе. Для меня эта школа не бизнес, а состояние души.

Квамманга

- Сергей Григорьевич, знаю,  вы уже несколько лет желанный гость на знаменитом музыкальном фестивале Квамманга. Но туда вы попали не сразу...

- Несколько лет назад я с моими учениками создали группу и подали заявку на участие в Квамманге. Фестиваль замечательный, всегда проходит в каких-нибудь живописных местах: недалеко от станицы Шапсугская, среди гор Адыгеи, в Долине Солнца, или под сенью реликтового можжевелового леса в окрестностях посёлка Дюрсо.

Всех приезжающих объединяют любовь к творчеству, хорошей музыке, здоровому образу жизни, семейным ценностям, стремление к самосовершенствованию. На нескольких музыкальных сценах всю неделю проходят концерты, люди водят огромные хороводы, невероятное изобилие мастер-классов и музыки.

Но организаторы не спешили принимать нашу заявку: мол, поздно обратились. В конце концов смогли договориться, что мы сыграем одну вещь в самом конце фестиваля, а потом будет дискотека. Как только подошло время нашего выступления, на всём побережье неожиданно выключили электричество.

- И ваше выступление состоялось?

- Так и есть. Представьте: абсолютная темнота, и над морем разносится только звук барабана, потом к нему присоединяются ещё и ещё. И им вторят волны. Вдруг вспыхнуло пламя. Это те, кто делал на фестивале огненное шоу, решили нас поддержать. Зрители не могут устоять на месте. Танцующих каждую минуту становится все больше, а музыканты все быстрее ударяют по натянутой барабанной коже, их руки, озарённые факелами, мелькают все чаще, и уже непонятно и не видно, как возникают эти звуки.

Когда достигнута невероятная скорость ритма, дробь вдруг обрывается, наступает тишина, и все замирают, по толпе проносится: «Ещё!». Так в зажигательных ритмах Африки прошли два часа.

С тех пор мы постоянные гости фестиваля. Несколько раз со мной ездила на Кваммангу жена, ей очень понравилась сама атмосфера праздника, дружелюбная, расслабляющая.

- Жена тоже музыкант?

- Нет, инженер. Но ей нравится то, чем я занимаюсь. Много лет назад мы купили дом и первым делом оборудовали в подвале настоящую студию. Там проходили все репетиции нашей группы, а позже - занятия школы барабанной игры. Сын постоянно крутился среди музыкантов, поэтому не удивительно, что он, также как и я, увлёкся джембе. Иногда выступает вместе с моей командой.

Но мой самый пламенный поклонник - это шестилетний внучок. Он обожает танцевать и делает это не хуже настоящих африканских аборигенов. С двух лет бывает на всех наших концертах и фестивалях.

rostov.aif.ru

Как играть на джембе. Популярные ритмы на джембе - советы для начинающих.

13-02-2013

Как играть на джембе?

Джембе – это традиционный африканский барабан, пожалуй, сейчас это один из самых популярных этнических инструментов. Он имеет форму кубка, на одной стороне которого закреплена мембрана. Корпус сделан из дерева, стекловолокна или пластика, а мембрана из натуральной кожи или специального синтетического волокна - фиберскина.

Игра на джембе развивает чувство ритма, координацию движений, а также имеет успокаивающее воздействие. Интереснее всего играть на джембе группами, но начать освоение этого инструмента можно и в одиночку, читая тематическую литературу и просматривая видео.

Как держать джембе?

Традиционно, в Африке на джембе играют стоя, но в европейских странах чаще всего играют сидя - это проще и требуется меньше энергозатрат.
Сядьте на край стула или табуретки, расслабьте плечи и слегка отведите их в стороны, не прижимайте и не оттопыривайте локти, а держите их слегка расслабленными.
Джембе разместите между ногами, так чтобы низ корпуса упирался в пол, а сам инструмент располагался слегка под углом, так чтобы звук свободно выходил из раструба. Зафиксируйте инструмент ногами, так чтобы джембе крепко держался.

Основные удары на джембе

Ба - открытый низкий удар. Наносится в центр мембраны ладонью со сведенными вместе пальцами.  Это открытый удар, он наносится так, чтобы ладонь отскакивала от мембраны.
Этот удар может производиться правой или левой рукой.

Кле - самый высокий удар. Наносится по краю мембраны серединой ладони, когда ладонь ударяет по барабану, то расслабленные и широко растопыренные пальцы по инерции добивают мембрану. Это открытый удар, то есть руки должны отскакивать от мембраны сразу после удара. Этот удар также производится как правой, так и левой рукой.

Со - средний удар. Промежуточный между Ба и Кле. Наносится ладонью со сведенными вместе пальцами, как при ударе Ба, но ближе к краю мембраны.

Слэп -  удар, заимствованный из латиноамериканской музыки. Левая рука чаще всего в центре перегораживает мембрану, а правая воспроизводит удар Кле. При этом левой рукой можно регулировать обертоны - чем ближе к краю мембраны левая рука, тем более высокие обертоны.

Советуем просмотреть видео урок, где более подробно и наглядно будет рассказано о том, как правильно держать джембе и какие основные удары используются при игре на нем.


 

После этого видео мы советуем переходить к просмотру уроков с объяснениями базовых ритмов.

Рекомендуем начать с простейших ритмов, исполняемых одной правой рукой. Для этого хорошо подойдет популярный рок-ритм.
Он поможет освоить основные удары Ба и Кле и прочувствовать разницу между ними: Ба - Кле - Ба - Ба - Кле - Ба - Кле - Ба - Ба - Кле.
После освоения базового ритма, переходите к его вариациям. Подключая левую руку: Ба  - Кле - Ба - Ба - Кле - Ба - Ба - Кле - Кле - Ба - Ба - Кле.

Затем переходите к изучению африканского ритма Ян-кади. В нем задействованы обе руки, но левая совсем немного, поэтому он легок для освоения новичками.
Ритм начинается с правой руки: Кле - Кле - Кле -- Кле - Кле - Ба.

Разобравшись с этими ритмами, осваивайте новые самостоятельно!

В этом вам помогут популярные африканские ритмы - Ян-кади, Юлей, Куку, Манэ, Комкоба.

Популярные ритмы на джембе - Рок, Регги, Самба, Босанова, Румба.

И Восточные ритмы на джембе - Максум, Аюб, Лезгинка, Муноджот.

Успехов вам в освоении этого прекрасного инструмента - джембе!

dynatone.ru

Африканские барабаны — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Джембе[править | править код]

Джембе — барабан в виде кубка (примерно 60 см высотой и диаметром мембраны около 30 см), выдолбленный из цельного куска дерева. На джембе натягивают кожу козы. Обычно для этого барабана используют плотную породу деревьев, например, красное дерево. Звук извлекаемый на джембе должен быть очень звонким. Кожу натягивают достаточно сильно.

Играют на джембе ладонями. Основные удары: Бас (в центр мембраны), Тон (основной удар по краю мембраны), Слэп (шлепок по краю мембраны).

Артикуляция (звуки):

Бас — Бим, Бам, Бум. Тон — Ту, Ти. Слэп — Та, Па.

В ансамбле используют три, четыре джембе настроенных на разную тональность. На самом высоко-настроенном джембе исполняют соло.

Басовые барабаны западной Африки[править | править код]

Дунумба — Большой барабан. Сангбан — Средний барабан. Кенкени — малый барабан.

На этих барабанах натянута кожа быка. Кожа натягивается с помощью специальных металлических колец и веревок. Настроены эти барабаны по уровню тона соответственно. Звук извлекается палкой.

Во время игры в ансамбле — басовые барабаны образуют базовый полиритм.

Есть два способа игры:

  1. балетный — когда на всех трех барабанах играет один человек.
  2. классический — на каждом барабане играет один человек. В этом случае второй рукой звук извлекается на колокольчике. На каждом басовом барабане свой тон колокольчика.

ru.wikipedia.org

Мастер-классы по игре на солнечных африканских барабанах – ФурПур

Окунуться в мир притягательной, завораживающей Африки, познакомиться с таинственными и пробуждающими струны души этническими барабанами, стать на время коренным жителем и научиться извлекать музыку из инструмента, - все это ждет каждого, кто отправится на мастер-класс.

О барабане:

Наиболее популярный этнический барабан - джембе. Внешне напоминает форму кубка. Традиционно изготавливается из древесины. Игра на этом инструменте не просто заставляет людей двигаться, а рассказывает слушателям настоящие истории!

На мастер-классах ждут всех, кому исполнилось 12 лет, а индивидуальный мастер-класс подходит детям от 6 лет. Настоящие инструменты из Африки выдают каждому.

Что ждет на мастер-классе:

На занятии обладателя сертификата ждет знакомство с историей джембе, его значением в истории Африки. После теоретической части обладатель сертификата научится правильно сидеть, познакомится с ритмами Африки, упражнениями, которые развивают скорость и улучшают качество игры. Необычность, завораживающие звуки и жаркая атмосфера Африки увлекут настолько, что захочется учиться снова и снова.

Кому дарить?

Если хотите удивить ребенка - дарите сертификат на занятие в группе (до 15 чел.). Занятие продлится 2 часа в веселой и дружной атмосфере. Хотите устроить необычный семейный уик-энд или свидание, приобретайте сертификат на индивидуальные мастер-классы. Очаруйте и перенесите своих близких на берега жаркой Африки!

Услугу предоставляет

Компания SunDrums

Главная цель школы - поделиться любовью к этническим барабанам, научить навыкам игры. Джембе или как их часто называют барабаны солнца объединяют людей, дарят радость, наполняют энергией, помогают вырваться из серой обыденности и выплеснуть эмоции. Мастер-классы откроют новые границы возможностей и подарят частичку солнечного света.

furpur.ru

Африканский барабан джембе один из самых известных — Мир Африки

Каждая музыкальная культура того или иного участка планеты ассоциируется с определёнными музыкальными инструментами, так, не возможно представить музыку Африки без зажигательных танцев и, конечно же, барабанов, которые и задают ей ритм и атмосферу.

Следует уточнить, что африканский барабан может быть различным. В различных субрегионах использовали определённые его виды, которые наиболее соответствовали местной культуре и условиям.

На западе чаще всего африканцы играли на барабане, который имеет название джембе, его же часто величают «Исцеляющим Барабаном», о чём известно с 12 столетия.

Африканский барабан джембе

Данный вид барабана представляет собою вытянутый национальный музыкальный инструмент Африки напоминающий своей формой кубок или песочные часы. Делается такой африканский барабан джембе из дерева, причём несимметрично:

  • нижняя часть узкая, она открытая;
  • верхняя часть широкая, закрытая кожаной мембраной.

Такая «голова» может иметь диаметр в пределах 15-40 сантиметров, высота обычно колеблется от 30 до 60 сантиметров. Корпус обязательно украшают доступным способом:

  • роспись;
  • резьба.

Конечно, раньше всегда этот африканский барабан изготовляли цельным, используя единый кусок дерева, однако современная африканская музыка может исполняться и на таких инструментах, которые склеены из нескольких частей.

От породы дерева зависят качества инструмента, наилучшим вариантом являются твёрдые породы, ведь тогда толщина его может быть наименьшей, при этом улучшается звучание. В качественном экземпляре иногда делают дополнительные желобки в виде спиралек или капель, которые придают африканским ритмам особые оттенки. Однако те образцы, которые продаются обычно туристам, обладают не лучшими характеристиками.

Мембрана традиционно делалась из кожи козы, однако для этих целей подходит кожа и иных молодых животных:

  • корова;
  • антилопа;
  • зебра;
  • и другие.

Лучше всего, когда коза выбрана из диких, так как кожа домашнего животного не настолько прочная, в связи с этим срок службы мембраны зависит прочности кожи и её происхождения.

Настраивается африканский барабан джембе регулировкой натяжения мембраны, для этого предусмотрены кольца из металла, через которые продеты верёвки. Для этих же целей могут использоваться специальные зажимы.

Так как в инструменте подобной формы легко возникает хороший резонанс, описанный эффектом резонанса Гельмгольца, то он выдаёт глубокий бас, который является насыщенным и гулким. На нём можно услышать шлепок и ещё два тона:

  • ударяя в центр – получается низкий звук;
  • ударяя по краю – получается высокий и звонкий звук.

По традициям Африки барабан держат вертикально, для удобства его удерживают коленями, можно повесить на шею, тогда удобно играть и стоя. Также применима и стойка, облегчающая удерживание барабана.

Некоторые музыканты могут играть, сидя на самом барабане, уложенном на земле. Однако данная техника очень сомнительна, ведь:

  • инструмент может повредиться или потрескаться под весом игрока;
  • настроечные верёвки трутся об землю, со временем истончаясь;
  • всевозможная грязь, попадающая внутрь, может повредить мембрану.

Игра на джембе предполагает различную работу кистей, следует научиться не только фокусировано наносить удар по центру, но и рассеивать данную силу, чтобы получался различный звук.

Если оба тона можно получить при напряжённой работе руки, то шлепок осуществляется на расслаблении.

Для традиционной музыки регги нужно использовать ладонь, однако умельцы задействуют и пальцы, щёлкая ими по мембране, потирая её или перекатываясь.

Родиной африканского барабана джембе является Мали, где имеются находки данного инструмента, сделанные ещё в 500 году до нашей эры и ранее.

Оттуда его применение получило распространение в следующие страны Западной Африки:

  • Сенегал;
  • Гвинея;
  • Гамбия;
  • Буркина Фасо;
  • Сьерра Лиона;
  • Кот-д'ивуар.

Название полностью соответствует применяемым материалам:

  • Djem (Джем) – твердейшее дерево на Мали, из которого делались изначально барабаны;
  • Be (Бе) – коза, кожу которой традиционно используют для мембран барабанов.

Ранее этот инструмент был очень важным, так как сопровождал каждого африканца западного субрегиона во всех важных жизненных событиях, ведь джембе задавал ритмы всем основным ритуалам:

  • народные танцы;
  • лечение;
  • родовые культы;
  • военные и другие ритуалы;
  • походы.

Мировое распространение этот традиционный инструмент народов Африки заполучил после 50-х годов прошлого века, когда западный мир увидел артистов Les Ballet Africans.

Теперь на джембе играют не только африканцы, но и любые другие музыканты, не зависимо от страны проживания. Такой барабан получает современное звучание с различными ударными установками, причём он хорош и в качестве солиста, и для колоритного аккомпанирования.

afrika-raj.ru

Мастер-класс игры на африканских барабанах

Как активировать сертификат?

Активация сертификата проводится на сайте на этой странице: http://www.ps-box.ru/activate. Если при активации у Вас возникли сложности, Вы можете обратиться к нам по телефону +7 (495) 120-06-48.

Сколько действует сертификат?

Срок действия сертификата – один год с момента его покупки.

Как узнать, где предоставляется та или иная услуга?

Каждую услугу оказывает определенный партнер в Вашем городе. Чтобы уточнить информацию, обратитесь к нам по телефону +7 (495) 120-06-48.

Если я активирую сертификат, в течение какого времени я должен записаться на услугу?

В любое удобное время в пределах срока действия сертификата. Запись возможна, как минимум, за 7 дней до даты получения. Активация не влияет на Вашу запись и окончательный срок сертификата.

Можно ли купить подарок в Москве, а воспользоваться им в Санкт-Петербурге?

Да, сертификаты нашей компании действуют практически по всей России, список городов предоставления всегда указан на странице услуги под ее названием.

Подобрать услугу в интересующем городе можно следующим образом: в верхней части любой страницы слева необходимо выбрать интересующий город, а в поиске - услугу.

На сколько человек рассчитано мое впечатление?

Вы можете ориентироваться по информации в карточке с описанием услуги. Например, если указано, что услуга для двоих, то на двоих человек она и рассчитана. Если количество человек не указано, то она рассчитана на одного.

Можно ли перенести услугу?

Нет, отмена и перенос невозможен.

Нужно ли будет получателю подарка что-то доплачивать?

Получатель подарка не должен ничего доплачивать, если только он сам не захочет воспользоваться какими-то дополнительными услугами. Если такое желание есть, в индивидуальном порядке возможно согласование доплат через нашу компанию.

Где можно посмотреть, какие у Вас сейчас проходят акции?

Вся актуальная информация всегда размещена в разделе «Акции» и по ссылке: http://www.ps-box.ru/promo

Можно ли поменять услугу?

Если Вы еще не записались на услугу, то да, в этом случае можно поменять услугу.

Как записаться на услугу?

Вам необходимо активировать сертификат, перейдя по ссылке: http://www.ps-box.ru/activate. После этого с Вами свяжется менеджер нашей компании и согласует с Вами все нюансы.

www.ps-box.ru

Барабанный телеграф Африки | Журнал Популярная Механика

В тот момент, когда мы заканчиваем произносить слово, его больше не существует. Чтобы продлить речь в пространстве и во времени, человечество сначала изобрело буквы, потом, с наступлением машинной и электрической эры, простые коды для букв — точка-тире, ноль-единица. Параллельно развивалась звукозапись. И наконец, быстрые компьютеры дали нам возможность в реальном времени превращать речь в коды и тут же коды в речь. Есть еще варианты?

Есть! Задолго до радиопередатчиков, усилителей мощности и громкоговорителей люди научились передавать на далекое расстояние звуки своего языка. Приблизительно, но вполне понятно. Эти люди жили в Африке. А белые европейцы — путешественники и миссионеры — не переставали удивляться: ну почему очередное затерянное в глубинах Африки племя, явно никогда не видевшее белых людей, вдруг откуда-то узнает об их грядущем визите?

Рассказывали, например, что, когда выдающийся английский путешественник, компаньон знаменитого Ливингстона, а заодно пионер британского колониализма Генри Мортон Стэнли путешествовал по Центральной Африке, известия о его продвижении бежали впереди самого первопроходца примерно на 1500 км. Быстрее телеграфа разносились по Черному континенту новости о крупнейших политических событиях в Европе, например о сражениях Первой мировой войны. Огромные территории в Африке связывала друг с другом сеть релейной связи, построенной на барабанном бое. От деревни к деревне просто молниеносно по тем временам перелетали сообщения, заключавшие в себе весьма сложную информацию.

В дуэте с барабаном

Проще всего было бы предположить, что африканцами была изобретена некая система кодов для тех или иных событий: ну, скажем, три удара с большими промежутками, три с маленькими — пожар; два громких, два тихих — приближается неприятель. И действительно, в сообщениях, которыми веками обменивались африканские барабанщики, такие звучащие «иероглифы» присутствовали. Однако поистине уникальной особенностью этого древнего телеграфа стала способность передавать не символы, а слова и фразы человеческого языка. Как это возможно?

Барабан относится к инструментам с неопределенной высотой, ибо удар палочки по натянутой коже производит шум, то есть хаотичный набор звуков разной частоты. У инструментов, подобных барабану, есть лишь такая характеристика, как относительная высота, то есть преобладание в шуме звуков высокой или низкой частот. В принципе, барабан можно подстраивать, меняя натяжение мембраны, и тогда инструмент будет звучать «в целом» звонче или басовитее. Но в европейской музыкальной традиции никто не додумался делать это в процессе игры. Зато додумались в Западной Африке. Там появился «говорящий барабан».

Как ныне считается, первыми, кто взял в руки эти необычные инструменты, стали гриоты — западноафриканские бродячие сказители и музыканты, трубадуры Черного континента. Культура гриотов развивалась среди народов хауса, йоруба, сонгаи, волоф и других: сегодня эти этносы проживают в таких странах, как Нигерия, Гана, Бенин, Нигер, Того. Искусство гриотов, составлявших особую касту в средневековых обществах Западной Африки, было синтетическим. Оно зачастую включало в себя пение, танец, игру на музыкальных инструментах. Звуки «говорящего барабана» были встроены в представление, становились дополнительным голосом, говорящим со слушателями.

«Говорящий барабан» Главная особенность «говорящего барабана» — наличие между мембранами шнуров натяжения, позволяющих изменять в процессе игры высоту звучания инструмента.

Поющие языки

Говорить барабан научился благодаря своей особой конструкции. По форме его корпус похож на песочные часы — из-за узкой «талии» посередине. С двух сторон барабан имеет по кожаной мембране, причем мембраны соединены друг с другом шнурами натяжения, которые идут вдоль всего корпуса-резонатора. Музыкант держит барабан под мышкой и, нажимая плечом и локтем на шнуры, изменяет натяжение мембраны. Игра производится с помощью одной изогнутой барабанной палочки, причем звуки, которые в результате получаются, имеют четкую тоновую доминанту: несмотря на шумовые примеси, их легко различать по высоте.

Барабанщик может не только играть на таком барабане несложные мелодии, но и делать нечто вроде «бендов», то есть плавно менять высоту «ноты» в процессе ее звучания. Этот эффект также достигается работой со шнурами натяжения.

Стоит сказать, что нечто похожее на западноафриканский «говорящий барабан» можно найти и в другом конце мира. Южноиндийский барабан идакка также имеет «талию» и шнуровку по бокам, с помощью которой меняется натяжение мембран, в результате чего барабан «поет». Но нигде в штате Керала (именно там распространен этот инструмент) ничего похожего на передачу слов и фраз с помощью ударных инструментов не отмечено.

Возможно, потому, что между языком малаялам, распространенным в Южной Индии, и языками Западной Африки есть принципиальная разница. Многие западноафриканские языки — тональные, то есть (подобно тому, как это происходит, например, в китайском языке) относительная высота звука, с которой произнесен слог, имеет смыслоразличительное значение. Чтобы запомнить слово, надо не просто усвоить последовательность гласных и согласных, но и слышать, а также уметь воспроизводить его тон.

Поэтому речь на западноафриканских языках являет собой последовательность слогов, «пропеваемых» с разной высотой. Ту же песню может повторить «говорящий барабан». Но что это даст? Барабан все равно не воспроизведет ни гласных, ни согласных, а тонов — сколько бы их ни было: два, три или четыре — слишком мало, чтобы указать на уникальное слово. Сочетаний гласных и согласных все равно намного больше.

Все это правильно, если речь идет только об одном слове. Но если взять достаточно продолжительное устоявшееся словосочетание, то его тональную структуру узнать будет легче, особенно если слушатель — носитель языка. И вот барабанщики придумали заменять одно слово целой фразой, в которой искомое слово, разумеется, присутствует. То есть слово «луна», например, будет заменено словосочетанием «луна, которая смотрит на землю».

Нетрудно заметить, что при таком способе передачи информации в ее содержании возникает избыточность, но лишь эта избыточность и дает возможность использовать барабан как средство коммуникации, не прибегая к специальному кодовому языку.

Уходящие секреты

Несмотря на то что барабанный телеграф создавал на обширных территориях Африки «единое информационное пространство», сам внешний вид «говорящих барабанов» и стиль игры на них сильно различался от местности к местности и от этноса к этносу. Да и функции инструмента не сводились к обеспечению дальней связи. Например, у народа эве, проживающего в Того и Гане, существует синтетическое искусство «адзогбе», в котором игра на барабанах встраивается в вокально-танцевальное представление. При этом мастер адзогбе должен не просто уметь «говорить» на барабане, но и вставлять понятные слушателям фразы и изречения в сложные полиритмические конструкции.

Со временем, по мере того как Африка все больше и больше подпадала под власть и влияние европейских держав, искусство общения с помощью барабанов деградировало. Появился телеграф, затем радио, да и сами барабанные разговоры становились для белых все меньшим и меньшим секретом. Английский миссионер Джон Кэррингтон, живший и работавший с конца 1930-х годов в Бельгийском Конго (где, как и в Западной Африке, были знакомы с барабанным телеграфом), не только выучил язык местного народа келе, но и освоил перевод этого двухтонального языка на язык ударов по натянутой коже. Вернувшись в Европу, он в 1949 году подробно описал свой опыт в книге, которая называлась, разумеется, «Говорящие барабаны Африки».

Статья «Говорящая кожа» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2013).

www.popmech.ru


Смотрите также