Как играть мелизмы на фортепиано


Конспект открытого урока на тему "Мелизмы; работа над мелкой техникой в классе специального фортепиано"

Методическая разработка открытого урока

учителя по классу фортепиано Хвостовой Марии Валерьевны

с учащейся 3 класса фортепианного отделения Анной Божовской

Тема: Мелизмы; работа над мелкой техникой в классе специального фортепиано с учащейся третьего года обучения

Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний, применение на практике, моделирование концертной ситуации).

Музыкальный материал: Подготовительное упражнение и гамма до-мажор в противоположном движении; Г. Гендель «Шалость»; Г. Горелова «Король с королевой», А. Лемуан «Этюд».

Цель урока: Освоить новые приемы работы над мелкой техникой и научиться применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

  • Образовательные

- Расширить багаж знаний и музыкальных впечатлений учащейся

- Научить грамотно читать обозначения в нотном тексте

- Освоить новые приемы игры на инструменте

- Продолжить изучение музыкальной терминологии

- Научить применять полученные знания на практике

- Развитие музыкально-образного мышления, расширение кругозора

- Стимулирование самостоятельного мышления

- Развитие мелодического слуха

- Развитие чувства ритма

- Активизация внимания, слухового контроля

  • Воспитательные

- Повышение уровня познавательной мотивации

- Воспитание навыков самоконтроля

-Воспитание интереса к изучаемому материалу

 - Воспитание усидчивости, силы воли, умения преодолевать трудности

Методы работы на уроке:

  • Словесные (беседа, диалог, объяснение)
  • Наглядные (показ, сравнение)
  • Практические (самостоятельное исполнение учащимся)

Структура урока:

  1. Организационная часть – 1 минута
  2. Подготовительное упражнение и гамма до-мажор в противоположном движении – 2 минуты
  3. Проверка домашнего задания – 10 минут
  4. Теоретическая часть – 7 минут
  5. Применение теории на практике – 7 минут
  6. Работа над мелкой техникой – 13 минут
  7. Заключительная часть – 5 минут

Организационная часть включает в себя приветствие, подготовку рабочего места, сообщение цели и хода урока.

Основной рабочий инструмент пианиста – пальцы – тоже нуждается в настройке, разогреве мышц с целью более активного включения в работу. Для этого мы используем придуманное нами упражнение: любая гамма (в данном случае, до мажор) исполняется отдельными руками на одну октаву с повторением каждого звука и объединением их по парам. Исполняется на крещендо при движении вверх, на димминуэндо – при движении вниз. Данное упражнение позволяет активизировать кончики пальцев, настроиться на применение различных видов прикосновения (движение «сели – встали» на слигованных нотах) и правильные игровые движения (комбинирование опоры и освобождения руки, что особенно пригодится при работе над мелизмами), активизиировать слуховой и умственный контроль, закрепить аппликатуру в гаммах. Исполнение гаммы до-мажор в противоположном движении способствует правильным игровым движениям в обеих руках, настройке на правильную координацию рук, разогреву рук.

Проверка домашнего задания состоит из двух этапов. Сначала педагог ведет себя как сторонний наблюдатель, позволяя учащейся самостоятельно сконцентрироваться на задаче и попробовать исполнить программу целиком без сбоев (Гендель «Шалость», Горелова «Король с королевой», Лемуан «Этюд»). Таким образом, происходит моделирование на уроке концертной ситуации. После прослушивания переходим ко второму этапу проверки домашнего задания: проверке самоконтроля учащейся. Педагог дает возможность учащейся самостоятельно выделить удавшиеся и неудавшиеся элементы собственного исполнения, выделить хорошее и плохое. Только после этого педагог подвергает своей критике игру учащейся и делает соответствующие выводы о формировании дальнейшего режима самостоятельной работы.

Затем следует теоретическая часть – объяснение нового материала:

«Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий различные виды музыкальных украшений. Само слово происходит от греческого «мелисмо» - украшение. Мелизмы различаются по длительности звучания, по фигурации и сложности исполнения. Основными мелизмами принято считать форшлаг (короткий и длинный), мордент, группетто, трель, арпеджиато.

Музыкальные обозначения вообще в некотором роде шифр, свод обозначений. И мелизмы в нотном тексте представляют собой некое подобие аббревиатур, требующих расшифровки. Как считаешь, зачем обозначать украшения знаками, почему не выписать все ноты полностью? (Предполагаемый ответ: для экономии времени).

Далее педагог демонстрирует каждый вид украшений в нотном тексте и на клавиатуре (Приложение 1):

  1. Форшлаг. Слово переводится как «удар перед нотой». Может состоять из одного звука, а может из нескольких. Короткий форшлаг (с перечеркнутой ноткой) употребляется значительно чаще, чем длинный. Короткий исполняется так (педагог демонстрирует на инструменте), а длинный – вот так (педагог демонстрирует на инструменте), занимает чаще всего половину длительности основной ноты. Длинный мы играем в основном в произведениях эпохи барокко. Из тех, с кем ты уже знакома, это Гендель и Бах.
  2. Мордент. Обозначается одним из четырех знаков. Морденты бывают одиночными или двойными, перечеркнутыми или неперечеркнутыми. Состоит из основной ноты и вспомогательной сверху или снизу (педагог демонстрирует четыре вида мордента на рисунке и на инструменте). Взгляни внимательно, в твоих произведениях нигде не встречается мордент? (учащаяся ищет в нотах, предполагаемый ответ: 1 и 3 части пьесы Гореловой «Король с королевой») Какой это мордент, одиночный или двойной, перечеркнутый или неперечеркнутый? (Предполагаемый ответ: двойной неперечеркнутый мордент).
  3. Группетто. Группа нот, тоже опевание основного звука, но в другом виде: верхний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный, основной (педагог демонстрирует на инструменте). Обозначается таким знаком (педагог демонстрирует рисунки), как перевернутая буква «S». Ты помнишь, что обозначал перечеркнутый мордент. Предположи, как будет исполняться перечеркнутое группетто? (Предполагаемый ответ: с нижнего вспомогательного звука).
  4. Трель. Это чередование двух соседних нот, напоминает трели соловья. Обозначается буквами «tr» над нотой (педагог демонстрирует на инструменте). Кстати, аппликатура, как ты любишь: рекомендуется играть трели не соседними пальцами, а через один: вторым и четвертым, например, или первым и третьим, если нужен более сильный звук.
  5. Арпеджиато – это разложенный аккорд, то есть каждый звук присоединяется друг к другу постепенно (педагог демонстрирует на инструменте), обозначается таким знаком (педагог демонстрирует рисунок). В любом аккорде какой звук должен быть самым сочным? (Предполагаемый ответ: верхний звук). Туда же стремится и арпеджированный аккорд, к верхнему звуку.

Как ты думаешь, зачем в музыке мелизмы? (Предполагаемый ответ: украсить основную мелодию, показать виртуозность исполнителя, добавить красок, сделать мелодию более проникновенной, разнообразить музыку). Я тебе это продемонстрирую на примере произведения П.И. Чайковского из Детского альбома «Песня жаворонка». Ты это произведение уже слышала, когда мы играли весь альбом, но я напомню (педагог демонстрирует первое предложение пьесы на инструменте, Приложение 2). Видишь, здесь практически вся мелодическая линия состоит из мордентов. Музыка соответствует названию, похоже на пение жаворонка? Иногда я слышу от учеников о том, что «выкинуть» бы эти мелизмы из пьес, все равно они большой роли не играют. Это я и сделаю! Сыграю ту же самую пьесу, но без мордентов (педагог демонстрирует видоизмененное произведение на инструменте). Теперь похоже на пение жаворонка? Самое главное, что тебе нужно запомнить: в музыке ничего не делается только ради того, чтобы показать, как быстро умеют бегать пальцы пианиста. Любой прием подчинен музыкальному смыслу, передаче образа.

А в вокальной музыке встречаются мелизмы? Песни каких народов напоминают эти мотивы? (Педагог демонстрирует голосом мелизмы; предполагаемый ответ: восточные и горские народы).»

После объяснения материала следует применение теории на практике. В произведении «Шалость» есть два составных мелизма (мордент + группетто и мордент + перечеркнутый мордент), а в пьесе «Король с королевой» – два двойных мордента. Работа над ними проводится следующими приемами:

  • Дробление на элементы
  • Исполнение на задержанном звуке
  • Детальное разучивание одной рукой
  • Исполнение с хлопками левой руки
  • Дирижирование
  • Игра «с конца»
  • Постепенное наращивание темпа
  • Игра с остановкой после основного звука
  • Игра с динамическими изменениями
  • Исполнение в готовом виде

Пианистический аппарат настроен на работу над мелкой техникой. Поэтому педагог переходит к работе над другими ее видами, которые встречаются в этюде.

Анализируя собственное исполнение, учащаяся пришла к выводу, что наибольшую сложность для нее представляют эпизоды, где встречаются собранные в пассаж фигурации, репетиции, исполнение мелких длительностей на пиано, гаммообразные пассажи, а также нарушается координация при различающейся динамике в левой и правой руках. Следует детальная отработка неудавшихся эпизодов, игра следующими приемами:

  • Исполнение в медленном темпе, плотным звуком
  • Игра «марширующими» пальцами
  • Исполнение пассажей с остановками
  • Исполнение пассажей «с конца»
  • Замедление и укрепление пальцев при подходе к трудным местам
  • Исполнение нон-легато
  • Искажение ритмического рисунка
  • Дробление более длинных длительностей

Заключительная часть урока включает в себя подведение итогов, оценку и отметку за проделанную дома и в классе работу, записывание в дневник и объяснение домашнего задания.

Приложение 1

nsportal.ru

Мордент — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Морде́нт (итал. mordente, букв. — кусающий, острый) — мелодическое украшение, означающее чередование основного звука со вспомогательным. Все морденты исполняются за счёт длительности основной ноты. Мордент, как и вибрато (а также и трель), обозначается на письме своеобразной волнистой линией.

Простой (одинарный) верхний мордент или просто мордент. Состоит из трёх звуков: основного, вспомогательного (секундой выше) и повторения основного. Если вспомогательный звук необходимо альтерировать, знак альтерации ставится над мордентом.

Перечёркнутый (одинарный) мордент или нижний мордент. Состоит из трёх звуков: основного, вспомогательного (секундой ниже) и повторения основного. Если вспомогательный звук необходимо альтерировать, знак альтерации ставится под перечёркнутым мордентом.

Двойной верхний мордент или просто двойной мордент. Состоит из двух простых (одинарных) мордентов.

Двойной нижний мордент или двойной перечёркнутый мордент. Состоит из двух перечёркнутых мордентов.

В современной нотной записи мордент используется редко.

ru.wikipedia.org

Таблица расшифровки украшений | solfamusictheory

Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание

Орнаментика (от лат. ornamentum — украшение) — способы украшения мелодии в музыке, а также учение об украшении мелодии. Импровизируя в орнаментике, исполнитель мог передавать свои чувства, эмоции, а также демонстрировать технику. С конца XVI до середины XVIII вв. в европейской музыке сложилась целая система приемов украшения мелодии. С конца XVII в. украшения также называли манерами. Большое значение орнаментике придавал И. С. Бах, о чем свидетельствует составленная им в 1720 г. таблица расшифровки украшений для В. Ф. Баха:

 

 

 

 

 

 

 

В отечественном музыкознании систему приемов украшения мелодии называют мелизмами (от др.-греч. μέλισμα — песнь, мелодия).

Основные мелизмы западноевропейской музыки

Форшлаг  (нем. Vorschlagvor — «перед» и Schlag — «удар») — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последующего звука (как правило). Форшлаг обозначается мелкой нотой, записанной перед основной. Различают короткий и длинный (appoggiatura) форшлаги:

 

 

 

Мордент (ит. mordente — кусающий, острый) — мелодическое украшение, состоящее из 3-х звуков: основного, вспомогательного (секундой выше или ниже) и повторения основного. Все морденты исполняются за счёт длительности основной ноты. Мордент обозначается на письме короткой волнистой линией. Различают верхний мордент или просто мордент и перечёркнутый (одинарный) мордент или нижний мордент:

 

 

 

 

 

Группетто (ит. gruppetto) — мелодическое украшение, состоящее из нескольких звуков: верхнего вспомогательного, основного, нижнего вспомогательного и основного. Исполняется за счёт длительности основной ноты:

 

 

 

Если группетто находится между нотами, то исполняется за счёт длительности предыдущей ноты:

 

 

Если в морденте или группетто необходимо альтерировать верхний вспомогательный звук, то знак альтерации ставится над знаком мелизма. Если  необходимо альтерировать нижний вспомогательный звук, то знак альтерации ставится под знаком мелизма.

Трель (ит. trillare — дребезжать) — одно из наиболее распространенных мелодических украшений, представляющее собой  быстрое чередование двух соседних нот, отстоящих на интервал большой или малой секунды:

 

 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мелизмы
http://www.pennuto.com/music/jsb_ornm.htm
https://en.wikipedia.org/wiki/Ornament_(music)
https://en.wikipedia.org/wiki/Grace_note
https://nl.wikipedia.org/wiki/Voorslag
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мордент
https://en.wikipedia.org/wiki/Mordent#
https://pl.wikipedia.org/wiki/Obiegnik
https://nl.wikipedia.org/wiki/Triller
https://ru.wikipedia.org/wiki/Трель

 

 

 

Like this:

Like Loading...

solfamusictheory.wordpress.com

Трель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июня 2016; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июня 2016; проверки требуют 6 правок. Обозначение трели

Трель (итал. trillare — дребезжать) — один из наиболее употребительных мелизмов; быстрое чередование двух соседних нот, отстоящих на секунду, большую или малую. Первая нота называется главной и по отношению к гармонии — гармонической, вторая — вспомогательной. Обычно вспомогательная нота стоит выше главной.

В современной музыкальной нотации трель обозначается либо только буквами tr, либо буквами tr~~~~ с волнистой линией после них (меньшей по размеру, чем при обозначении вибрато). Волнистая линия после tr ставится либо для длинных трелей, либо в тех случаях, когда трель применяется к нескольким (или слигованным) нотам. Эти обозначения ставятся над главной (гармонической) нотой.

Устаревший способ обозначения трели — только с помощью волнистой линии. В современной нотации одиночная волнистая линия без tr над нотой обозначает вибрато.

Общая длительность трели зависит от длительности главной выписанной ноты. В зависимости от стиля, трель может исполняться ритмично, четкими равными нотами, либо с ускорением, либо просто с максимально возможной скоростью, свободно.

Трель на ступень вверх. В такте слева — обозначение, справа — как исполняется
  • В противном случае, дополнительные обозначения определяют:
    • с какой ноты должна начаться трель (главной или вспомогательной). Трель должна начаться не с главной ноты, а с верхней или нижней вспомогательной, если перед главной нотой вписывается вспомогательная нота в виде форшлага.
    • в каком направлении (вверх или вниз). Трель должна играться, начиная с главной ноты, не вверх, а вниз, если около главной ноты вписана вспомогательная мелкая нота в круглых скобках.
    • на какой интервал (полутон или тон). В трели ноты главные и вспомогательные играются не с интервалом в тон, если ставятся знаки альтерации, относящиеся к вспомогательной нотам (располагаются около букв tr).

Трель исполняется с помощью:

  • пальцев (1, 2, 3 или 4-м пальцем или их комбинацией)
  • кисти

Виды:

  • Трель-вибрато
  • Мелодическая

Исполнение:

  • Необходимо думать только о скорости отскока после удара, а не о скорости самого удара (мысли о скорости удара вызывают хватательный рефлекс)
  • Фортепиано
    • Трель с помощью пальцев или кисти;
    • Трель-вибрато и мелодическая.
  • Смычковые
    • Трель с помощью кисти левой руки;
    • Трель-вибрато.
  • Деревянные духовые
    • Трель с помощью пальцев.
    • Трель-вибрато с помощью воздуха (от живота)
  • Медные духовые
    • Трель с помощью пальцев; исключением является тромбон (трель кулисой)
    • Трель-вибрато с помощью воздуха (от живота)
  • Вокал
    • Трель с помощью голосовых складок
  • Гитара и другие щипковые

ru.wikipedia.org

Как научиться петь мелизмы: методика МузШок

Мелизмы – вокальные и инструментальные приёмы для украшения мелодии. Они не влияют ни на темп, ни на ритмический рисунок произведения, но делают пение интереснее и сложнее. Петь можно и без использования мелизмов, но тогда исполнение окажется лишённым индивидуальности.

Разновидности мелизмов:

  • форшлаг;
  • мордент;
  • группетто;
  • трель;
  • вибрато;
  • акцент.

Каждый из перечисленных мелизмов имеет обозначение на нотном стане. Но даже если они в нотной записи не указаны, эстрадные и джазовые певцы могут импровизировать и украшать пение самостоятельно, в собственной манере.

Осваивать мелизмы, не имея ещё базовых вокальных умений, бессмысленно. Пение должно быть красивым само по себе. Всяческие украшательства не помогут фальшивящему или неправильно дышащему певцу - вместо этого они только подчеркнут ошибки голосоведения. Поэтому на начальном этапе обучения вокалу не стоит отвлекаться ни на мелизмы, ни на пассажи.

Форшлаг

Форшлаг – один или несколько звуков, исполняемых перед основным звуком. Записывается в виде маленьких перечёркнутых ноток. Форшлаг включается в длительность последующей ноты, поэтому на ритм не влияет.

Мордент

Одинарный мордент состоит из трёх звуков: основная нота, вспомогательная и повтор основной. Длина у них одинаковая, суммарно равная обозначенной длительности ноты с мордентом (выглядит как волнистая линия со знаком альтерации для вспомогательной ноты). В двойном морденте вспомогательных нот две, а звуков – пять.

Группетто

Если над нотой записан значок, похожий на математический знак «бесконечность», композитор в этом месте предполагал использование приёма группетто .Состоит он из четырёх звуков (второстепенный-основной-второстепенный-основной), исполняемых за счёт текущей ноты. Если написание значка начинается внизу, петь начинаем с ноты на полтона ниже основной, если вверху – выше. Вторая вспомогательная нота, наоборот, либо выше основной (1 вариант), либо ниже (2 вариант).

Трель

Трель – быстрое чередование двух нот: основной и вспомогательной, которая на полтона выше. Длится трель столько же, сколько и главная нота. Обозначается буквами tr и волнистой линией вверху нотного стана.

Вибрато

Вибрато – быстрое цикличное изменение высоты, силы или тембра звука, из-за чего он как бы вибрирует. Обозначается волнистой линией над нотой. Вызывается вибрато пульсацией воздушной струи и формируется в гортани за счёт колебаний мышц шеи. В хоровом пении не используется, поскольку специфика хоров требует полного слияния голосов.

Акцент

Каждое музыкальное произведение имеет ритмический рисунок, образованный чередованием сильных и слабых долей. Если композитор хочет усилить ноту, нарушая сложившийся порядок акцентов, он ставит на нею галочку. Это обозначение акцента. Акцентированная нота звучит сильнее, громче, чётче.

На занятиях по вокалу опытные преподаватели наглядно продемонстрируют вам технику исполнения каждого мелизма.

muzshok.by

Мелизмы для гитары | Гитаршкола

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Мы с Вами уже ни раз касались различных расширенных техник игры на гитаре и способов извлечения. Сегодня я расскажу о технических приемах — мелизмах, которые зачастую применяются при игре на гитаре профессиональными гитаристами, да и не только.

Мелизмы (орнаменты или форшлаги) — это, как следует из самого их названия, разнообразные украшения, добавляемые в музыкальное произведение композитором или исполнителем и соответствующие определенному стилю, историческому периоду и/или традициям.

Большинство орнаментов, возникших в эпоху барокко, продолжали развиваться и широко использоваться в классический и романтический периоды.
Наиболее распространенными мелизмами являются: аччакатура, мордент (верхний и нижний), апподжатура, поворот и трель.

Аччакатура (форшлаг) — мелизм для гитары

Аччакатура (что в буквальном переводе с итальянского означает «вмятина») — вид мелизмов для гитары,  это очень быстрая нота, исполняемая непосредственно перед основной нотой (и обозначаемая маленьким нотным знаком с перечеркнутой вертикальной линией).

Иногда таких нот может быть две или больше, и тогда они составляют двойную или тройную аччакатуру. Эти ноты играются как можно быстрее, чтобы основная нота зазвучала точно в момент, соответствующий ее положению на нотном стане. Если нота аччакатуры находится на одной струне с основной нотой, переход между ними должен быть осуществлен очень плавно.

Мордент — гитарный мелизм

Этот мелизм, название которого происходит от итальянского слова, означающего «кусать, жалить», представляет собой дополнительную ноту, расположенную выше (верхний мордент) или ниже (нижний мордент) основной ноты для ее усиления, придания ей дополнительной остроты.

Играется мордент как легато из трех нот. Оба типа мордента обозначаются особым зигзагообразным символом (изначально представлявшим собой стилизованную букву М), стоящим над нотой, которая должна исполняться таким образом; символ нижнего мордента отличается перечеркивающей его маленькой вертикальной линией.

Если украшенная мордентом нота должна исполняться с диезом или бемолем, отсутствующим при ключе, тогда вспомогательный соответствующий значок ставится над или под символом мордента (в зависимости от того, верхний это или нижний мордент).

Апподжатура — мелизм для гитары

Следующий мелизм для гитары — апподжатура. Еще один итальянский термин, означающий на этот раз «прислоненную» ноту, которая изображается крошечным нотным значком на стане перед основной нотой. В отличие от более мимолетной аччакатуры, апподжатура забирает ровно половину длительности основной ноты (к которой она «прислоняется») или две трети длительности, если основную ноту сопровождает точка. Как и все остальные мелизмы, апподжатура должна играться легато, если при этом не происходит смены струн.

Если апподжатура стоит при ноте с лигой, то она целиком забирает на себя длительность звучания первой из связанных нот. Когда апподжатура стоит перед аккордом, она влияет лишь на его верхнюю ноту, звуча вместе с аккордом, а затем заглушаясь его исходной верхней нотой.

Поворот (группето) — гитарный мелизм

Следующий мелизм для гитары, про который хотелось бы рассказать, это группетто — короткий пассаж из четырех нот, применяемый для создания витиеватого перехода от одной ноты к другой. Порядок исполнения нот при повороте следующий: нота выше первой основной ноты, сама основная нота, нота ниже первой основной ноты и опять сама основная нота.

Похожий на завиток символ, обозначающий группетто, может стоять в одном из двух мест: если он записан над первой нотой, поворот выполняется на этот счет; если же он записан после ноты, поворот играется между двумя нотами.

«Перевернутый поворот» (значок которого перечеркнут вертикальной линией) исполняется точно так же, но с одним исключением: начинается он с ноты, расположенной ниже основной.

Трель — следующий мелизм для гитары

Трель представляет собой относительно продолжительное чередование основной (записанной) ноты и ноты выше нее; обозначается она символом tr, часто сопровождаемым волнистой линией (которая обычно указывает длительность звучания трели). Исполняется трель левой рукой как длинные и непрерывные легато.

В музыкальных произведениях классического периода и предшествующих ему (например, Гайдн и Моцарт) трель начинается с верхней ноты. В музыке более поздних эпох трель традиционно начинается с нижней ноты. В большинстве современных произведений (начиная с XX столетия) обозначение трели сопровождает маленькая нота, подобная аччакатуре, указывающая, с какой ноты начинать трель.

Как и у мордента, если верхнюю ноту требуется исполнять с диезом или бемолем, на это указывает соответствующий вспомогательный значок, стоящий над символом трели. Иногда трель может заканчиваться поворотом — во избежание путаницы это обычно специально указывается на нотном стане.

Один из способов исполнения трели на гитаре состоит в том, чтобы играть две ноты на соседних струнах. В этом случае они могут играться пальцами m и р или а, m, i и р, когда а и i играют на верхней струне, а m и р — на нижней.

Надеюсь, материал доступно выложен. У кого остались вопросы или есть чем дополнить список мелизмов для гитары, пишите в комментарии ниже.

Оставить комментарий

gitarshkola.ru

"Способы и методы преодоления технических трудностей игры на фортепиано"

Способы и методы преодоления технических трудностей игры на фортепиано.

Существует масса технических трудностей, с которыми обучающийся сталкивается каждый день. Умение виртуозно исполнять упражнения, гаммы и арпеджио чрезвычайно облегчают преодоление трудностей в художественных произведениях и этюдах. Ведь качественное исполнение музыкальных сочинений – одна из главных целей каждого пианиста. Стремясь к этой цели и овладевая конкретными исполнительскими задачами, пианист отшлифовывает и свою технику.

Играя упражнения, особенно гаммы, аккорды и арпеджио, пианист приучает свои пальцы выполнять наиболее типичные для фортепианного изложения последования, из которых состоят эти технические формулы.

Г.Г. Нейгауз в книге «Об искусстве фортепианной игры» приводит свой вариант систематики видов техники:

  1. Взятие одной ноты.

  2. Две-три-четыре-пять нот в виде трелей.

  3. Гаммы.

  4. Арпеджио.

  5. Двойные ноты вплоть до октав.

  6. Аккорды.

  7. Переносы и скачки.

  8. Полифония.

Альфред Корто сводит всю фортепианную технику к пяти основным формам:

  1. Равномерность, независимость и подвижность пальцев.

  2. Подкладывание первого пальца (гаммы и арпеджио).

  3. Двойные ноты и полифоническая игра.

  4. Растяжения.

  5. Кистевая техника, аккордовая игра.

Что касается фактуры, то в современной фортепианной педагогике различают следующие ее разновидности:

  1. Гаммообразные последовательные мелодические фигурации.

  2. Арпеджио.

  3. Октавы.

  4. Аккорды.

  5. Трели, тремоло.

  6. Двойные ноты.

  7. Скачки.

  8. Мелизмы.

Существуют разнообразные методики позволяющие развить технические навыки у обучающихся игре на фортепиано. Как за инструментом так и без него. Разминка пальцев без инструмента полезна, но не самая эффективная, так как без непосредственной практики толку мало. Такой методикой можно воспользоваться непосредственно перед концертом или перед игрой, что бы немного разогреть аппарат. Для достижения виртуозности, она не подходит. Что касается упражнений на инструменте, то есть два расхожих мнения, как лучше добиваться технического совершенства. Одни считают, что отрабатывать технические трудности можно и нужно на произведениях, то есть на виртуозных эпизодах. А другие, что для развития техники лучше отключиться от художественной части произведений и сосредоточиться на гаммах и упражнениях.

Я считаю, что если развивать технику вне произведений как самостоятельную величину, то можно достичь больших результатов и быть готовым уже применить на практике большое разнообразие отработанных формул тех или иных пассажей. Тем более, что у не опытного исполнителя, во время отработки техники внутри произведений может сильно пострадать художественная сторона. Думаю, что нужно стремиться сделать из инструктивного этюда или из однообразных упражнений, какое то художественное произведение, а не наоборот.

Один из основных способов преодолеть трудный технический эпизод, это отработать его в медленном темпе, чувствуя при этом максимальный комфорт в руках, силу и гибкость. Добиваться стабильного исполнения сначала в медленном, затем в среднем и наконец в быстром темпах. Гаммообразные и арпеджированные пассажи очень полезно учить как в одну, так и в другую сторону. Некоторые педагоги, как вариант, предлагают учить такой пассаж разными ритмическими фигурациями. Но такое упражнение подходят далеко не всем, так как вместо облегчения старых трудностей, появляются новые, такие как неровность внутри пассажа.

Быстрые скачкообразные пассажи нужно также отрабатывать в медленном темпе. При этом перенос руки должен быть в оригинальном темпе, очень ловким и конкретным. Еще очень полезно быстро переносить руку, но не нажимать аккорд, а просто нацелиться на нужные клавиши беззвучно.

Например, у А. Корто, в его редакционном издании этюдов Ф. Шопена, к каждому из них есть приложение с упражнениями для преодоления поставленных трудностей с пояснениями, почему именно данное упражнение поможет преодолеть препятствия возникшие перед исполнителем. Это очень облегчает самостоятельный поиск подходящих технических формул для тренировки.

Большое внимание в развитии технической свободы уделяется изучению гамм и арпеджио. Они обычно подразделяется на два больших периода. В первый период обучающийся еще учится в школе и игра гамм в это время способствует овладению навыков первичной беглости, знанию аппликатуры и приспособлению к черно-белому рельефу. Второй период подразумевает художественную работу над техникой.

Обучающийся должен ставить перед собой звуковые, тембровые, динамические, артикуляционные задачи и стремиться их разрешать. Теперь целью работы является не просто исполнение гаммы правильными пальцами и без ошибок, теперь важен звук, темп, агогика.

Гаммы нужно учить по-разному: forte, marcato; piano, leggiero; crescendo вверх, diminuendo вниз и наоборот; в артикуляции применять приёмы legatissimo или pocolegato.

Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры. Чистота и ровность обеспечиваются не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиш. Как правило основная причина толчков, неровности игры - малая подвижность 1 пальца. Поэтому, так необходимо развить его ловкость и легкость, и подкладывать незаметно, не меняя уровня кисти.

Арпеджио: Так же основную роль играет ровность и ловкость первого пальца. Поэтому необходимо работать над его быстрым и ровным подкладыванием. Основа исполнения каждого мотива – расширение и моментальное вслед за этим «собирание» пальцев. Что бы добиться такого исполнения, надо в медленном темпе дотягиваться подкладывая первый палец и быстро переносить руку в следующую позицию. Эластичность кисти позволит избежать фиксирования пальцев мешающего их подвижности.

Октавы: В игре октавами всегда участвуют плечо, предплечье, кисть, особенно пальцы. Степень их участия может быть различной. Что и определяет разнообразие способов, которыми играются октавы в зависимости от музыкально-звуковых задач.

Основная опасность при игре октавами это зажатость и усталость, поэтому начинать работу надо с основного: участия всей руки (от плеча) во взятии октавы.

Чтобы в октавной игре не было «грязи» и зажима, Нейгауз советовал долго играть в медленном темпе и негромко, но очень точно и без всякого напряжения, а затем постепенно приближаться к написанному.

Аккорды: С первых же упражнений на извлечение аккордов, обучающийся должен добиваться взятия их пальцами без предварительного ощупывания клавиш. Главная цель в исполнении аккордов - полнейшая одновременность звучания, ровность всех звуков в одних случаях, и умение выделять любой звук аккорда в других случаях. Рука должна иметь форму свода, брать аккорд надо не прогибая пястные косточки и с высоким запястьем.

Во время быстрой смены аккордов очень важно успевать освобождать запястье. Отрабатывается это в медленном темпе и желательно на piano, когда пианист при переносе руки на следующий аккорд успевает почувствовать гибкое и свободное запястье.

Вопрос о правильной постановке рук, гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд. Обучающийся должен находить удобные, пластичные игровые движения, не только во время осваивания нового музыкального произведения, но и во время работы над техникой. Многие обучающиеся сталкиваются с зажатостью и с быстрой утомляемостью рук. Длительная игра уставшими руками может привести к их заболеванию, поэтому одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогом - научить юного музыканта продуктивно и правильно работать без вреда для здоровья.

Правильную постановку рук нужно искать, пробовать, экспериментировать, выбирая наиболее удобное положение. Часто руки музыканта сами приспосабливаются по ходу дела к различным фактурным рисункам и комбинациям, ищут подходящие позиции, стремясь трудное—облегчить, сложное—упростить, неудобное сделать по возможности естественным и удобным. Но эта часть работы должна проходить и осознанно, Я. Флиер писал: «Удобно играть тому, кто играет предусмотрительно». Так что, если каждое очередное проигрывание будет подчинено самонаблюдению и самоконтролю, успех в конце концов будет обеспечен.

Второй и немаловажный фактор успешной и удобной игры, это правильно подобранная аппликатура.

Аппликатуру нужно выбирать сознательно, что, как правило, вызывает затруднения у обучающихся. Во время разбора в медленном темпе, при множестве разных задач обучающимся «всё равно», какими пальцами играть. В следствии чего заучивается неверная аппликатура, неудобство которой обнаруживается при переходе к более быстрому, оригинальному темпу.

В практике пианиста существуют известные «аппликатурные формулы», по традиции дошедшие до наших дней. Осваивая такие формулы на гаммах и арпеджио, исполнители тем самым вырабатывают определенные навыки. Во время занятий формируются соответствующие двигательные стереотипы, которые способствуют автоматизации и закреплению движений. Они помогают в освоении встречающихся в музыкальных произведениях «аппликатурных формул».

Не мало важным фактором при выборе аппликатуры является характер и стиль произведения. Например у И.С. Баха очень гибкая аппликатура, часто встретишь чередование 4-3-4-3 пальцев, в то время как в музыке Моцарта важен подбор позиционной аппликатуры.

Роль аппликатуры сказывается на протяжении всей пьесы. Так например после быстрой фигурации при остановке на более длинной ноте важно выбрать опорную аппликатуру, удобную для перехода к следующему пассажу. Удачно найденная аппликатура помогает быстрому переносу руки при смене позиций, при скачках.

В своей статье я постаралась затронуть основные методики работы над техническими трудностями. Ведь каким бы ни был музыкальным и талантливым исполнитель, без определенных технических навыков ему не обойтись. Поэтому на определенном этапе обучения технические тренировки необходимы. Надо помнить, что все усилия, сопровождающие ежедневную работу пианиста над совершенствованием своего технического аппарата, требуют много времени и упорства.

infourok.ru

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Нотная грамота для начинающих музыкантов

 

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

 

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

 

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

 

 

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.

Пример большого нотного стана

 

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

 

 

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

 

Пример скрипичного ключа

           

 

Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа». 

Пример басового ключа

             

 

Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

 

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.

Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

 

 

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

 

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:

 

 

Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.

Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

 

 

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.

 

Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

 

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Например:

 

Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

 

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

 

  1. Фа
  2. До
  3. Соль
  4. Ре
  5. Ля
  6. Ми
  7. Си.

 

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Си
  2. Ми
  3. Ля
  4. Ре
  5. Соль
  6. До
  7. Фа

 

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

 

 

Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед. А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.

 

Диезные тональности


 

Бемольные тональности

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор

 

Фа мажор и ре минор

 

Си-бемоль мажор и соль минор

 

Ми-бемоль мажор и до минор

 

Ля-бемоль мажор и фа минор

 

Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор

 

Соль-бемоль мажор и ми-бемоль минор

 

До-бемоль мажор и ля-бемоль минор

 

 

 

 

Нотная грамота необходима, как для профессиональных музыкантов, так и для начинающих. Изучайте ее, стремитесь к совершенству. Надеемся, что вы открыли для себя что-то новое из статьи и смогли разобраться в основах нотной записи! Желаем успехов в творческих начинаниях!

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

soundtimes.ru


Смотрите также