Как играть искусственный флажолет на электрогитаре


Флажолеты на гитаре: обучение игре на инструменте

Гитарное искусство отличается множеством разных приемов извлечения звука. Один из них – флажолеты на гитаре. Новичкам бывает сложно понять, каким образом получается характерный звук флажолета. Требуется разъяснение, практика, усидчивость.

Что такое флажолет?

Название происходит от старого французского слова flageolet, что означает «маленькая флейта». Особенность приема флажолет заключается в извлечении звучания класса «обертон». Используется разными струнными, смычковыми инструментами, акустикой, гитарами и электрогитарами. Флажолет — это наименование способа извлечения звука.

Обертон – это остаточное звучание от колебания выше основной тональности, напоминает флейту.

На гитаре, других струнных немного прижимают струну в определенных местах – точках, которые делят длину на октавы. Например, ровно посередине – повышение на одну октаву, одной четвертой – две и так далее.

Прием флажолет дает высокий, слегка глуховатый, мягкий призвук. Особенность – можно извлечь более высокую ноту, чем позволяет гитара. Применяется флажолет для аранжировок мелодий, сольных партий. На электрогитаре сочетание флажолета с дисторшном (звуковой эффект в музыке) дает достаточно громкое звучание, напоминающее визг. Понять, что такое флажолет, лучше получается на слух.

Различают искусственный, натуральный, сложный флажолет, слэп и другие виды.

В каких стилях используют флажолеты?

Используется прием в абсолютно разных стилях игры на гитаре – от фолк-направления до разновидностей тяжелой музыки (металл в частности). При игре акустическим инструментом подстраивают под мелодичные переборы. Искусственный флажолет популярен среди металл-исполнителей, бас-гитаристов – во время сольного выступления флажолет позволяет выделить нужные моменты.

 

Нет неподходящих стилей для использования флажолета. Поставленный к месту, он позволит обратить внимание на необходимый момент песни, сыграть яркий акцент на гитаре, привлечь внимание слушателя.

Обозначение флажолетов

Чтение табулатур (нотных таблиц) для музыканта – необходимый навык. Табулатура (табы) – это запись мелодии символами. Линии – гитарные струны, обозначения аккордов, приемов – различны.

Обозначение флажолета зависит от его вида, используемой литературы. Натуральный в изданиях советского периода обозначается «Фл.», в иностранных – «Harm» (harmonic), «NH» (natural harmonic). Искусственный – «Иск. флажолет», «A.H.» (artificial harmonic). Иногда добавляется значение лада. Головка нотного символа может быть овальной или ромбовидной формы.

Иногда используются более сложные форматы символов из трех нот. Верхняя определяет натуральное звучание (значок малого размера), средняя – ромбик указывает место, где палец правой руки зажимает струну, нижняя – место грифа для левой руки (показывает длительность).

Подобный способ записи считается более приемлемым, подходит для проигрывания флажолета на музыкальных инструментах, а не только для гитары.

Внимание! Существуют и другие методы записи, описаны наиболее распространенные.

В каждом случае рекомендуют пробовать играть на гитаре и больше практиковаться.

Искусственный флажолет

Различают способы извлечения звука гитарой – открытыми струнами, прижатыми к грифу. Искусственный отличается тем, что выполняется вторым методом. Профессионалы считают его более трудным (в сравнении с натуральным) по техническому исполнению.

Левая рука отвечает за прижатие струн к грифу гитары, правая – извлекает звук. На слух все виды не отличаются, различны: способ проигрывания, метод касания, положение рук, пальцев.

 

Искусственный флажолет часто используют при исполнении соло на электрогитаре. Подключенная аппаратура увеличивает приглушенное звучание, делает его более ярким, громким.

Нотная запись искусственных флажолетов

Для нотной записи в гитарных табулатурах используют специальные обозначения. Литература советского периода использует буквы «Иск. Флажолет», иностранные издания – «A.H.» (artificial harmonic). Универсальные методы записи стали использовать в табулатурах последних лет.

Для определения необходимого звучания, способа игры требуется практический подход. Иные версии записи табов также могут обозначать флажолет, профессионалы советуют вдумчиво подходить к каждому варианту.

Натуральный флажолет

Натуральный вариант флажолета проигрывается открытыми, не зажатыми струнами гитары. Исполняется простым движением пальца правой руки, не следует нажимать – только слегка коснуться струн гитары и отпустить, одновременно отпуская пальцы левой руки. Получается звучание натурального флажолета первого обертона.

По сравнению с обычным звуком, изменяется тембр. Основная тональность отсутствует. Разница замечается на слух.

Нотная запись натуральных флажолетов

Запись приема в нотных табах отличается: «Фл.», «Harm» (harmonic), «NH». Также, как и для других видов флажолета, могут быть использованы универсальные или необычные способы записи. Требуется проигрывать символы, чтобы понять, какое именно звучание следует из записи.

Другие виды флажолетов

Флажолеты различают не только по закрытым или открытым струнам. Существует разделение по способам извлечения звука.

Например:

  1. Медиаторный – способ следует из названия. Музыкант, играя на гитаре, использует небольшое приспособление вместо пальцев – медиатор.
  2. Пальцевый – при игре на гитаре извлечение звука происходит без посторонних предметов при помощи пальцев.
  3. Половинный (полуфлажолет) – касаются максимально незаметно, но так, чтобы появился звук. Стараются не гасить основной тон гитары. Результат – два звука одной линии.

 

Обыгрывать флажолет можно с помощью техники слэп – фалангой большого пальца. Особо отмечают сложные флажолеты. Обычное звукоизвлечение дополняется аккомпанементом. Натуральный флажолет выполняется как искусственный, левая рука аккомпанирует.

Как правильно извлекать флажолет?

Существует определенный метод, как играть классический флажолет на гитаре. Начинают с двенадцатого лада (XII), чаще всего он обозначен двумя точками. Если специальной пометки нет – от первого отсчитывают двенадцать ладов. Одновременно выполняют движения пальцами обеих рук – левой слегка касаются над металлической линией (тяга минимальная), правой дергают саму струну гитары.

Внимание! Многие новички считают, что правильно исполнить флажолет можно только дорогой гитарой, а дешевыми вариантами не следует и пытаться. Мнение ошибочно. Профессиональный гитарист извлекает необходимый звук любым инструментом.

Важно не зажимать, не давить. Действия должны быть легкими. Потребуется время, практика, тренировки, чтобы руки легко, но точно выполняли флажолет на гитаре.

Рекомендации новичкам

Главный совет профессиональных музыкантов – постоянная практика. Даже несколько минут ежедневной игры позволят быстро научиться приему флажолет.

Извлечь звук возможно только двенадцатым, седьмым, пятым ладом – в тех местах, где возможно деление целым числом отрезков (октавные). Основная сложность – развить достаточную ловкость пальцев.

Общие техники флажолета описывают звукоизвлечение шестиструнными гитарами. Существует масса дополнительных нюансов, тонкостей для инструментов с другим числом струн. К примеру, можно поиграть не с правой стороны, а с левой. Получается тот же обертон.

 

Во время обучения приему флажолет могут возникнуть сложности. Предусмотреть и описать все невозможно. Работа с преподавателем может ускорить освоение флажолета и других тонкостей, сделать обучение проще, понятнее.

proguitaru.ru

Искусственный флажолет — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Искусственный флажолет (сокращённо ИФ) — приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука — обертона. Отличие искусственного флажолета от натурального флажолета (который исполняется путём частичного прижатия, касания, открытой струны в точке её деления на 2, 3, 4, 6 и так далее части) в том, что искусственный извлекается не на открытой струне, а уже на укороченной, прижатой пальцем струне.

Широко используется в игре на скрипке, гитаре, домре, балалайке и прочих струнных инструментах.

При умелом использовании как композитором, так и исполнителем он отлично украшает музыку[1]. Флажолетового стиля пока не существует, это всего лишь украшение.

Искусственный флажолет широко применяется музыкантами, исполняющими хард-рок и хэви-метал. Опознать звук ИФ несложно: во время сольной партии, исполняемой на электрогитаре (как правило, с применением эффекта дисторшн или овердрайв), можно услышать внезапное «взвизгивание» инструмента на очень высоких частотах с характерной для ИФ резкостью тембра. Также ИФ широко используется для придания ритмическому рисунку (гитарный рифф), исполняемому на ЭГ, характерной грубости и мрачности звучания (особенно характерно для стилей экстремального метала — блэк-, дэт- и готик-метала, а также достаточно распространен в альтернативном роке или ню-метале).

Стоит добавить, что ИФ, помимо эффекта резкого увеличения частоты и громкости звука, несёт в себе также эффект ограничения звуковой волны по амплитуде (как в эффектах «дисторшн» и «овердрайв»). Именно отсюда и берётся резкость его тембра.

Способы извлечения на различных струнных инструментах[править | править код]

При извлечении искусственного флажолета на гитаре касание в точке деления выполняется уже не левой рукой (как в случае с натуральным), а правой, которая одновременно ещё должна и извлекать звук, что требует дополнительного мастерства — если, играя натуральные флажолеты, исполнитель точно знает, что точка деления струны от порожка до подставки на две части находится на 12-м ладу, три части — на 7-м и 19-м, четыре части — на 5-м и 24-м, то, исполняя искусственные флажолеты, он должен считать расстояние уже от зажатого лада до подставки. То есть при зажатой, например, на втором ладу ноте флажолеты будут находиться на 2+(12,19,24){\displaystyle 2+(12,19,24)}.

На электрогитаре[править | править код]

  • Искусственный флажолет медиатором: медиатор берётся ближе к краю большого пальца, почти касаясь струны, после бьётся струна и почти одновременно надо касаться этой струны фалангой большого пальца.
  • Искусственный флажолет пальцем: с помощью левой руки фиксируем лад, с помощью правой используем большой и указательный палец щипком в месте, где требуется «укоротить» струну для смещения флажолета.

На акустической гитаре[править | править код]

Правой рукой — касание большим пальцем точки деления и одним из остальных пальцев делается щипок. Как вариант может использоваться касание указательным пальцем и щипок большим.

На балалайке[править | править код]

Касание боковой частью фаланги указательного пальца (со стороны большого пальца), щипок — большим пальцем. Как вариант — касание большим пальцем, щипок одним из остальных.

На домре[править | править код]

Касание — средним пальцем, щипок — медиатором.

ru.wikipedia.org

Флажолет (приём игры в музыке) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июля 2016; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июля 2016; проверки требуют 9 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Флажолет.

Флажоле́т (старофр. flageolet — маленькая флейта) — приём игры на струнных смычковых и щипковых инструментах, заключающийся в извлечении звука-обертона. Также флажолетом называется сам извлекаемый звук-обертон. На струнных инструментах исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (2 октавы) и т. д.

Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты.

Различают натуральные (естественные) и искусственные флажолеты. При исполнении натурального флажолета звучащий отрезок струны сверху ограничен верхним порожком, иначе говоря, используется вся длина открытой струны.

При искусственном флажолете струна зажимается на любом ладу, правой рукой защипывается струна и одновременно её касается один из пальцев той же руки (при игре на щипковом инструменте, например, гитаре). При игре медиатором на электрогитаре искусственный флажолет извлекается ударом медиатором таким образом, что струны слегка касается большой (при движении медиатора сверху вниз) или указательный (при движении снизу вверх) палец. Рука с медиатором находится при этом на определенном расстоянии от точки крепления струны (расстояние делит струну в определенной пропорции), в одном из нескольких положений, от которых зависит высота извлекаемого звука (фактически, интервал от ноты, соответствующей зажатому ладу грифа гитары).

При игре на смычковых инструментах искусственный флажолет извлекается так: указательный палец левой руки зажимает струну в нужном месте, а мизинец левой же руки касается струны в узловой точке колебания (там, где у обертона амплитуда равна нулю). На контрабасе при игре в позициях сольного грифа искусственный флажолет извлекается следующим образом: струна прижимается боковой частью большого пальца в нужном месте, а 1-й, 2-й, 3-й или 4-й пальцы касаются струны в нужном месте. На классической гитаре искусственный флажолет извлекается следующим образом: струна зажата на каком-то ладу, а правая рука находится над узловой точкой колебания. Двумя пальцами правой руки извлекается звук, а другой прикасается к узловой точке.

Настройка флажолетами (слушать) Извлечение флажолетов на скрипке (слушать)
  • Флажолет (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1351 день]) // по: Риман Г. Музыкальный словарь [Пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием]. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

ru.wikipedia.org

Искусственные флажолеты на акустической гитаре

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В прошлом уроке мы с Вами разбирались с натуральными флажолетами на акустической гитаре. Сегодня поговорим об искусственный флажолетах.

Флажолет называется искусственным по той причине, что он не может быть исполнен на открытой струне (струна зажимается на каком-либо ладу левой рукой), и получаемый флажолет не является для этой струны естественным.

Главный принцип разделения струны на отрезки остается незыблемым; просто общая длина струны становится меньше. Это позволяет получить гармонику, которой иначе невозможно было бы добиться, играя па открытых струнах.

Техника исполнения искусственных флажолетов, конечно, сложнее: тот факт, что левая рука зажимает струну на каком-либо ладу, подразумевает, что правая рука должна одновременно и удерживать гармонический узел, и затем непосредственно играть на струне (как это видно на снимках на слева).

На снимке 1 палец i касается узловой точки над верхней В (си) на первой струне (девятнадцатый лад). На снимке 2 палец а готовится взять первую струну. На снимке 3 палец а уже сыграл на первой струне, а палец i в этот момент отпускает ноту, давая зазвучать гармонии.

В приведенном ниже примере на искусственные флажолеты нотной записи палец i находится на четвертой струне точно над пятнадцатым ладом, третий палец левой руки удерживает ноту F (фа).

После того как эта нота сыграна (пальцем а), левая рука зажимает Е (ми), а палец i правой руки опускается на четырнадцатый лад. Наконец, здесь присутствует открытая D (ре) в естественной гармонии, которую, чтобы не совершать резких рывков левой рукой, также можно сыграть как искусственный флажолет, удерживая узловую точку на струне пальцем i.

Попробуйте сыграть нижеприведенное упражнение на правильность выполнения искусственных флажолетов. Если будут вопросы, пишите в комментарии ниже.

Оставить комментарий

gitarshkola.ru

Учимся играть на гитаре флажолеты

Рад вас видеть на уроке, на котором продолжаем изучать гитарные трюки. Сейчас я расскажу вам про еще несколько гитарных фишек, которые не успел осветить ранее. В особенности это будут флажолеты, а так же трели, тремоло и немного затронем игру рычагом. Прочитав и освоив этот урок, вы поймете, как делать флажолеты и все что вам останется, только совершенствовать свою игру.

Начнем, пожалуй, с трелей. Трели – это череда пулов и хаммеров. Довольно простой прием, попробуй сам.

Тремоло – это быстрая игра медиатором одной ноты. Я уверен, что ты уже много раз играл тремоло на гитаре, поэтому эту технику ты поймешь быстро.

Теперь немного о рычаге. Кстати, рычаг электрогитары тоже называют тремоло. Этот самый рычаг тремоло изменяет натяжение струн и благодаря этому, изменяется высота струны. На основе такой простой идеи, придумано множество приемов, но пока, рассмотрим только основу.

1) Начнем с неглубокого погружения. Для начала возьми аккорд, и затем не сильно надави на рычаг и сразу отпусти. Повтори это несколько раз подряд.

Рычаг 1

2) Теперь сделаем погружение поглубже. Для начала так же возьми аккорд и затем надави на рычаг. Теперь медленно покачивай этот аккорд, что бы нарастить амплитуду и затем потихоньку возвращай рычаг в исходное положение.

Рычаг 2

Закрепи выше сказанное и переходи к основной теме этого урока – флажолеты на гитаре.

Флажолеты — это звук издаваемый гитарой при легком прикосновении к вибрирующей струне в месте, в котором она делиться на определенные доли. С помощью флажолетов можно играть мелодии, которые сыграть, как то иначе не получиться, потому что некоторые ноты, которые обыгрываются флажолетами, выше, чем самые высокие ноты на грифе.

Есть два основных вида флажолетов – натуральный и искусственный.

Натуральный флажолет – флажолет, извлекаемый в определенных точках на грифе. Что бы извлечь такой флажолет нужно поставить палец над ладом, но не зажимать этот лад, а просто слегка прикоснуться к струне над металлическим порожком. После извлечь ноту и сразу убрать палец.

Натуральный флажолет

Искусственный флажолет – извлекается в любой точке грифа. Что бы извлечь такой флажолет вам нужно немного наклонить медиатор и одновременно с извлечением ноты слегка задеть струну большим пальцем, затем сразу убрать кисть руки, что бы ни заглушить ноту. Этот прием довольно сложен и сразу он вам может не даться. Оттачивайте этот трюк каждый день и вскоре, вы овладеете им в совершенстве, и тогда он сможет привнести в ваше соло разнообразие и красоту.

Искусственный флажолет

На флажолетах, пожалуй, и закончим. Осваивай этот довольно непростой трюк, ведь без него современному гитаристу никуда. Хорошо сыгранный флажолет сможет сделать твой риф потрясающим, а соло невероятно красивым. Поэтому советую не обделять вниманием этот удивительный трюк.

amazingguitar.ru


Смотрите также