Как играть гражданская оборона государства


Гражданская Оборона - Государство, аккорды для гитары

Em Am B Em Ржавый бункер — моя свобода Em Am B Em Сладкий пряник засох давно Em Am B Em Сапогом моего народа Em Am B Em Старшина тормозит говно Припев: Em Am B Запрятанный за углом Em Am B Убитый помойным ведром Em Am B Добровольно ушедший в подвал C D Заранее обреченный на полнейший провал G Em C D# D Я убил в себе государство. G Em C D# D Убил в себе государство. Em Am B Em Бессловесные в мире брани Em Am B Em Зрячие в мире пустых глазниц Em Am B Em Балансирующие на грани Em Am B Em Своих свобод и чужих границ. Припев: Em Am B Забытые за углом Em Am B Немые помойным ведром Em Am B Задроченные в подвал C D Заранее обреченные на полный провал G Em C D# D Мы убили в себе государство G Em C D# D Убили в себе государство Em Am B Em Ржавый бункер — твоя свобода Em Am B Em Заколочена дверь крестом Em Am B Em Полну яму врагов народа Em Am B Em Я укрою сухим листом. Припев: Em Am B Запрятанный за углом Em Am B Убитый помойным ведром Em Am B Добровольно забытый в подвал C D Заранее обреченный на полнейший провал G Em C D# D Убей в себе государство! G Em C D# D Убей в себе государство! G Em C D# D Убей в себе государство! G Em C D# D Убей в себе государство! Убей...

amdm.ru

Аккорды, бои песни Гражданская Оборона - Государство

Вступление: GECD#DGECD#DEAmHE Ржавый бункер - моя свобода EAmHE Сладкий пряник засох давно EAmHE Сапогом моего народа EAmHE Старшина тормозит говно EAmE Запрятанный за углом EAmE Убитый помойным ведром EAmE Добровольно ушедший в подвал CD Заранее обречённый на полнейший провал GECD#D Я убил в себе государство. GECD#D Убил в себе государство. Бессловесные в мире брани Зрячий в мире пустых глазниц Балансирующий на грани Меж параллелей густых ресниц. Забытые за углом Немые помойным ведром Задроченные в подвал Заранее обречённые на полный провал Мы убили в себе государство. Ржавый бункер - твоя свобода Заколочена дверь крестом Полну яму врагов народа Я укрою сухим листом. Запрятанный за углом Убитый помойным ведром Добровольно забытый в подвал Заранее обречённый на полнейший провал Убей в себе государство!

soldiez.com

Гражданская Оборона - Государство, аккорды для гитары

Em Am B Em Ржавый бункер — моя свобода Em Am B Em Сладкий пряник засох давно Em Am B Em Сапогом моего народа Em Am B Em Старшина тормозит говно Припев: Em Am B Запрятанный за углом Em Am B Убитый помойным ведром Em Am B Добровольно ушедший в подвал C(III) D(V) Заранее обреченный на полнейший провал G(III) Em C(III) D# D(V) Я убил в себе государство! G(III) Em C(III) D# D(V) Убил в себе государство. Em Am B Em Бессловесные в мире брани Em Am B Em Зрячие в мире пустых глазниц Em Am B Em Балансирующие на грани Em Am B Em Своих свобод и чужих границ. Припев: Em Am B Забытые за углом Em Am B Немые помойным ведром Em Am B Задроченные в подвал C(III) D(V) Заранее обреченные на полный провал G(III) Em C(III) D# D(V) Мы убили в себе государство G(III) Em C(III) D# D(V) Убили в себе государство Em Am B Em Ржавый бункер — твоя свобода Em Am B Em Заколочена дверь крестом Em Am B Em Полну яму врагов народа Em Am B Em Я укрою сухим листом. Припев: Em Am B Запрятанный за углом Em Am B Убитый помойным ведром Em Am B Добровольно забытый в подвал C(III) D(V) Заранее обреченный на полнейший провал G(III) Em C(III) D# D(V) Убей в себе государство! G(III) Em C(III) D# D(V) Убей в себе государство! G(III) Em C(III) D# D(V) Убей в себе государство! G(III) Em C(III) D# D(V) Убей в себе государство! Убей...

amdm.ru

Гражданская Оборона - Государство: аккорды для гитары, проверенные подборы

  • Аккорды песен
  • ТОП 100
  • Аппликатуры
  • Настройка гитары
Главная → Аккорды 🎸 → Гражданская Оборона → Государство

Исполнители

  • 25/17
  • 4 апреля
  • 5nizza
  • 7 раса
  • Alai Oli
  • Alekseev
  • Anacondaz
  • Animal ДжаZ
  • Asper X
  • Billy's Band
  • Brainstorm
  • BRUTTO
  • BY Effect
  • Elvis Presley
  • F.P.G.
  • Feduk
  • Flëur
  • IOWA
  • Louna
  • Lumen
  • Nirvana
  • Noize MC
  • Princesse Angine
  • Radio ЧАЧА
  • Rauf & Faik
  • ssshhhiiittt!
  • The Beatles
  • The Hatters
  • The Matrixx
  • The Retuses
  • The Rolling Stones
  • Агата Кристи
  • Адаптация
  • Аквариум
  • Александр Башлачёв
  • Александр Градский
  • Александр Иванов
  • Алексей Глызин
  • Алёна Швец
  • Алиса
  • АлоэВера
  • АнимациЯ
  • Ария
  • АукцЫон
  • Аффинаж
  • Баста
  • Белый орёл
  • Би-2
  • Браво
  • Бранимир
  • Братья Грим
  • Бригада С
  • Булат Окуджава
  • Бумбокс
  • Ва-банкъ
  • Валентин Стрыкало
  • Валерий Меладзе
  • Вася Обломов
  • Високосный Год
  • Владимир Высоцкий
  • Владимир Кузьмин
  • Владимир Туриянский
  • Вопли Видоплясова
  • Воскресение
  • Гарик Сукачев и Неприкасаемые
  • Год Змеи
  • Город 312
  • Градусы
  • Гражданская Оборона
  • Гречка
  • Грибы
  • Григорий Лепс
  • Дай Дарогу!
  • Дайте танк (!)
  • ДДТ
  • Детские песни
  • Евгений Бачурин
  • Егор Натс
  • Ёлка
  • Жуки
  • Звери
  • Земляне
  • Земфира
  • Зимовье Зверей
  • Зоопарк
  • Игорь Растеряев
  • Илья Чёрт
  • Йорш
  • Калинов мост
  • Кино
  • Кирпичи
  • Кис-кис
  • КняZz
  • Коля ROTOFF
  • Конец фильма
  • Константин Ступин
  • Король и Шут
  • Крематорий
  • Кукрыниксы
  • Ленинград
  • Леонид Агутин
  • Леприконсы
  • Лицей
  • ЛСП
  • Любэ
  • Ляпис Трубецкой
  • Маврин
  • МакSим
  • Макс Корж
  • Мара
  • Маша и Медведи
  • Машина Времени
  • Мельница
  • Мимо Вселенной
  • Михаил Боярский
  • Михаил Шуфутинский
  • Михей и Джуманджи
  • Монеточка
  • Моральный кодекс
  • МультFильмы
  • Мумий Тролль
  • Мураками
  • Мурат Насыров
  • Мурат Тхагалегов
  • Муслим Магомаев
  • Наив
  • Найк Борзов
  • Насморк
  • Наутилус Помпилиус
  • Нервы
  • Несчастный случай
  • Ногу Свело!
  • Ночные Снайперы
  • Обе-Рек
  • Океан Ельзи
  • Олег Митяев
  • Ольга Арефьева
  • Операция Пластилин
  • Папин Олимпос
  • Пикник
  • Пилот
  • Пионерлагерь Пыльная Радуга
  • Пицца
  • План Ломоносова
  • Последние танки в Париже
  • Пошлая Молли
  • Ранетки
  • Розенбаум Александр
  • Руки Вверх
  • Свидание
  • Северный флот
  • Секрет
  • Сектор Газа
  • Семён Слепаков
  • Сергей Бабкин
  • Сергей Бобунец
  • Сергей Трофимов
  • СерьГа
  • Скриптонит

www.5lad.ru

Гражданская Оборона - Государство - аккорды на укулеле

 
Em Am B Em Ржавый бункер — моя свобода Em Am B Em Спелый пряник засох давно Em Am B Em Сапогом моего народа Em Am B Em Старшина тормозит говно Припев: Em Am B Запрятанный за углом Em Am B Убитый помойным ведром Em Am B Добровольно ушедший в подвал C D Заранее обреченный на полнейший провал G Em C D# D Я убил в себе государство. G Em C D# D Убил в себе государство. Em Am B Em Бессловесные в мире брани Em Am B Em Зрячие в мире пустых глазниц Em Am B Em Балансирующие на грани Em Am B Em Своих свободы и чужих границ. Припев: Em Am B Забытые за углом Em Am B Немые помойным ведром Em Am B Задроченные в подвал C D Заранее обреченные на полный провал G Em C D# D Мы убили в себе государство G Em C D# D Убили в себе государство Em Am B Em Ржавый бункер — твоя свобода Em Am B Em Заколочена дверь крестом Em Am B Em Полну яму врагов народа Em Am B Em Я укрою сухим листом. Припев: Em Am B Запрятанный за углом Em Am B Убитый помойным ведром Em Am B Добровольно забытый в подвал C D Заранее обреченный на полнейший провал G Em C D# D Убей в себе государство! G Em C D# D Убей в себе государство! G Em C D# D Убей в себе государство! G Em C D# D Убей в себе государство! Убей...

ukula.ru

Гражданская оборона - Государство, аккорды, текст, mp3

Просмотров: 948 Загрузка...

Слушать онлайн: "Государство"

Бой: V_V^_^V^V^V^_^V^V_V^_^V^V^V^V_V^

Выбрать тональность


 Em Am H7 Em
 Ржавый бункер — моя свобода
 Em Am H7 Em
 Спелый пряник засох давно
 Em Am H7 Em
 Сапогом моего народа
 Em Am H7 Em 
 Старшина тормозит говно
 
 Em Am H 
 Запрятанный за углом
 Em Am H 
 Убитый помойным ведром
 Em Am H 
 Добровольно ушедший в подвал
 C D
 Заранее обреченный на полнейший провал
 
 G Em C D# D
 Я убил в себе государство.
 G Em C D# D
 Убил в себе государство.
 
 Бессловесные в мире брани
 Зрячие в мире пустых глазниц
 Балансирующие на грани
 Меж параллелей густых ресниц.
 
 Забытые за углом
 Немые помойным ведром
 Задроченные в подвал
 Заранее обреченные на полный провал 
 
 Мы убили в себе государство
 Убили в себе государство
 
 Ржавый бункер — твоя свобода
 Заколочена дверь крестом
 Полну яму врагов народа
 Я укрою сухим листом.
 
 Запрятанный за углом
 Убитый помойным ведром
 Добровольно забытый в подвал
 Заранее обреченный на полнейший провал
 
 Убей в себе государство!
 Убей в себе государство!
 Убей в себе государство!
 Убей в себе государство!
 Убей...
 
Если Вы обнаружили ошибку, просьба сообщить Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

muzykantam.net

Гражданская оборона — Википедия

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 171-ФЗ).

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики[править | править код]

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

  • своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
  • укрытие населения в защитных сооружениях;
  • использование средств индивидуальной защиты;
  • эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы;
  • защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
  • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
  • защита населения на всей территории страны;
  • дифференцированная защита населения с учётом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
  • заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
  • необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объёма и содержания мероприятий по защите населения.

Принципы организации и ведения Гражданской обороны[править | править код]

  • Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, техники, средств защиты населения;
  • Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.

Систему гражданской обороны составляют:

  • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
  • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

Система гражданской обороны в Союзе ССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации[2].

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[3][нет в источнике].

В России 4 октября отмечается День войск гражданской обороны.

Войска гражданской обороны[править | править код]

Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооружёнными Силами Российской Федерации и другими войсковыми формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, войсковых частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные войсковые формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные войсковые формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Начальники МПВО НКВД (МВД) СССР[править | править код]

Начальники ГО СССР[править | править код]

  • Федеральный Закон «О гражданской обороне»;
  • Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • Федеральный Закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

ru.wikipedia.org

Гражданская Оборона - Все идет по плану, аккорды для гитары

 Am F C E Границы ключ переломлен пополам, Am F C E А наш батюшка Ленин совсем усох. Am F C E Он разложился на плесень и на липовый мед, Am F C E А перестройка все идет, идет по плану. Am F C E А вся грязь превратилась в голый лед, Am F C E И все идет по плану. Am F C E А моей судьбе захотелось на покой, Am F C E Я обещал ей не участвовать в военной игре. Am F C E Но на фуражке на моей серп и молот и звезда. Am F C E Как это трогательно - серп и молот и звезда. Am F C E Лихой фонарь ожидания мотается, Am F C E И все идет по плану. Am F C E А моей женой накормили толпу, Am F C E Мировым кулаком растоптали ей грудь. Am F C E Всенародной свободой разорвали ей плоть. Am F C E Так закопайте ж ее во Христе, ведь Am F C E Все идет по плану Am F C E Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь, Am F C E А все другие остальные - такое дерьмо, Am F C E А все другие - враги и такие мудаки. Am F C E Над родною над отчизной бесноватый снег шел. Am F C E Я купил журнал "Корея" - там тоже хорошо. Am F C E Там товарищ Ким Ир Сен - там тоже, что у нас. Am F C E Я уверен, что у них тоже самое, Am F C E И все идет по плану. Am F C E А при коммунизме все будет за***сь, Am F C E Он наступит скоро, надо только ждать. Am F C E Там все будет бесплатно, там все будет в кайф. Am F C E Там наверное вообще не надо будет умирать. Am F C E Я проснулся среди ночи, и понял что Am F C E Все... Все идет по плану. Проигрыш: Am F C E Am F C E E||-0-5-5-5-0-1-1-3-3-3-7-8-7-8-0-5-5-7-8-8-12-12-12-11-12-11-12-|

amdm.ru

Го — Википедия

Го (яп. 碁; также кит. 围棋 вэйци, кор. 바둑 падук) — логическая настольная игра с глубоким стратегическим содержанием, возникшая в Древнем Китае, по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч лет назад[1]. До XIX века культивировалась исключительно в Восточной Азии, в XX веке распространилась по всему миру. По общему числу игроков — одна из самых распространённых настольных игр в мире. Входит в число пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр.

В Китае, на исторической родине, она носит название кит. трад. 圍棋, упр. 围棋, пиньинь: wéiqí, «вэйци» (досл. «облавные (окружающие) шашки»). Другое, более древнее китайское название — 弈 (пиньинь yì) «и». Ещё одно распространённое образное название го в Китае — «беседа рук» или «разговор руками» (кит. трад. 手談, упр. 手谈, пиньинь: shǒu tán, палл.: шоу тань) — отражает специфику игры как диалога, в котором общаются не люди, а их руки, опускающие на доску камни.

В Японии игра называется 囲碁 — «i-go», «и-го».

В Корее — 바둑, «падук».

В Европе и Америке игру называют «Go» — от японского 囲碁 — «и-го». В английском языке принято написание с заглавной буквы — «Go», чтобы отличать название игры от глагола «go» (идти). Существует ещё один вариант английского написания, «Goe», его ввёл и популяризировал Ин Чанци. Оно мало распространено, используется только в материалах, издаваемых фондом Инга, и на мероприятиях, проводимых под эгидой этого фонда.

В русском языке правильное написание — «го». Некоторые авторы, следуя английской традиции, пишут его с заглавной буквы: «Го», хотя языковых предпосылок к этому нет, поскольку другое слово «го» в русском языке отсутствует, а названия настольных игр традиционно пишутся со строчной буквы (шахматы, шашки, сёги, нарды, преферанс). Реже, преимущественно в переводах китайской и корейской литературы, используются транскрипции двух других названий: «вэйци» (встречается также искажённое «вейчи») и «бадук» (это произношение, строго говоря, неверно, но оно иногда используется на практике, в частности, ранее включалось в название Российской федерации го. По-корейски название игры произносится как «падук»). В художественной литературе и непрофильных изданиях можно также встретить название «облавные шашки». Русскоговорящими игроками в го это название обычно не используется, так как считается не отражающим сути игры.

Некоторые клубы и организации пишут название «Го», подчёркивая тем самым причастность к стратегической науке и искусству, транслируемому через го.

Легенды, отражённые в древних китайских летописях, относят появление го к третьему или началу второго тысячелетия до нашей эры, приписывая её создание одному из легендарных китайских императоров или их ближайшим придворным[2]. Объективные исторические свидетельства позволяют утверждать, что игра определённо существовала и была достаточно распространена 2500 лет назад — именно к этим временам относятся первые упоминания о го в документах[2]. Первые материальные свидетельства (найденные археологами доски и камни для го) и достоверные записи сыгранных партий относятся к первым векам нашей эры. В VII веке го попало в Японию, где, начиная с XV века, пережило сильнейший подъём[3]. В XX веке го, ранее культивировавшееся лишь в Азии, стало известно и постепенно распространилось в Европе и Америке[4][5]. К настоящему времени большинство европейских стран, в том числе и Россия, имеют собственные федерации го, хотя количество игроков и уровень игры на Западе пока не достигли показателей Кореи, Японии и Китая.

Любители играют в го на фестивале корейской культуры в Сиэтле, штат Вашингтон, США, 2007 год.

Го является одной из наиболее распространённых настольных игр на Земле. На 2000 год в мире играло в го около 27 миллионов человек, то есть в среднем на 222 жителя планеты приходится один игрок в го.

Распространена игра довольно неравномерно. Более 22 миллионов игроков (свыше 80 %) — это жители Восточной Азии[6][7]:

По среднему числу игроков на миллион человек населения безусловным лидером является Южная Корея (9 миллионов игроков при 49 миллионах населения, в го играет почти каждый пятый).

За пределами Азии го распространено значительно меньше, хотя количество игроков в Европе и Америке всё же достаточно заметное[8][9]:

Очень слабо го распространено на Ближнем Востоке и в Африке: всего в этих регионах не более нескольких сотен игроков.

Инвентарь[править | править код]

Инвентарь для игры в го — гобан, камни, чаши.
  • В го играют на прямоугольном поле, называемом доска или гобан, расчерченном вертикальными и горизонтальными линиями. Стандартная доска имеет разлиновку 19×19 линий, для обучения и коротких неофициальных игр могут применяться доски меньших размеров: обычно 13×13 или 9×9 линий, намного реже — 11×11, 15×15, 17×17 линий, но, теоретически, ничто не мешает использовать произвольную прямоугольную доску. На интернет-серверах иногда играют на досках нестандартного, в том числе намного большего размера (например, 37×37 линий). Обычно доска изготавливается из дерева. Физически доска для го имеет не квадратную форму; стороны соотносятся в пропорции 15:14, поскольку в такой пропорции под углом зрения игрока доска находится в идеальной перспективе. Удлинённая сторона компенсирует неизбежное искривление перспективы, мешающее игрокам отчётливо видеть позицию[10].
  • Также для игры необходимы камни — специальные фишки двух контрастных цветов, чаще всего — чёрные и белые. В японской традиции камни имеют линзообразную (двояковыпуклую, чечевичную) форму (наиболее распространённый вариант), в китайской — плоско-выпуклую[10]. Полный комплект для игры должен содержать 361 камень — 180 белых и 181 чёрный (реальные наборы чаще содержат по 180 камней каждого цвета, в продаже есть также наборы по 160 камней — для большинства партий этого достаточно). Камни могут быть изготовлены из пластмассы (в том числе с металлическим сердечником), стекла, керамики, раковин, обычных, полудрагоценных или драгоценных камней[10]. Также существуют дорожные наборы с «камнями» на магнитах.
  • Традиционно в комплект для игры входят чаши — сосуды с крышками, чаще всего изготовленные из дерева. Они служат для хранения камней, а в крышки, снятые с чаш, во время партии игроки складывают захваченные камни противника[10].
  • В официальных соревнованиях используются игровые часы, аналогичные или подобные шахматным, для контроля времени.

Основные правила[править | править код]

Играют два игрока, один из которых получает чёрные камни, другой — белые. Цель игры — отгородить на игровой доске камнями своего цвета бо́льшую территорию, чем противник.

Начальная позиция[править | править код]

Перед началом игры доска пуста. Первыми ходят чёрные. Затем белые. Далее ходы делаются по очереди.

При игре с форой слабейший всегда играет чёрными, и несколько чёрных камней выставляются на доску до начала партии. В этом случае в большинстве разновидностей правил первыми ходят белые, так как выставление форовых камней на доску формально считается первым (точнее, нулевым) ходом чёрных. Исключение составляют правила Инга, согласно которым получающий фору игрок сначала выставляет на доску форовые камни, а затем ещё и делает первый ход, то есть фактически фора в этом случае оказывается на один камень больше.

Порядок игры[править | править код]
Дамэ камня (степени свободы, дыхания) отмечены «X»

Делая ход, игрок выставляет один свой камень на доску в любую не занятую точку пересечения линий (пересечения называют пунктами). Камни, однажды размещённые на доске, не перемещаются, но могут быть захвачены противником и сняты с неё. Каждый камень должен иметь хотя бы одно дамэ (точку свободы, дыхательный пункт) — соседний по вертикали или горизонтали (но не по диагонали!) незанятый пункт. Соседние либо связанные непрерывной цепочкой соседей камни одного цвета образуют группу и делят дамэ между собой (то есть любое дамэ любого камня в группе относится одновременно ко всем камням этой группы). Когда камень или группа камней окружается камнями соперника так, что у неё не остаётся точек свободы, она считается захваченной и снимается с доски.

Игрок может отказаться от очередного хода, сказав «пас».

Запрещённые действия[править | править код]

В большинстве вариантов правил запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход). Исключение составляет случай, когда в результате этого хода лишается всех дамэ группа противника; в этом случае игрок захватывает группу противника, а его собственная остаётся на доске (легко видеть, что после снятия группы противника группа игрока уже будет иметь не менее одного дамэ).

Простейшая позиция ко

Правило ко: запрещается делать ход, который приводит к повторению позиции, которая уже была на доске в этой партии. Простейший пример приведён на диаграмме: чёрные только что сделали ход в пункт 1, взяв белый камень в пункте 2; теперь белым нельзя сразу отвечать в пункт 2, так как после этого хода восстановится та же позиция, которая была до хода чёрных. Белые вынуждены сделать любой другой ход, и только после ответа чёрных смогут ходить в 2, если, конечно, чёрные ещё не заняли этот пункт. Правило ко введено, чтобы избежать бесконечных партий. Его точная формулировка в разных вариантах правил может различаться, но это различие влияет только на оценку сложных и редко встречающихся в практике случаев (см. статью). Позиция ко, подобная представленной на диаграмме, в которой ответный ход восстановил бы позицию, которая была перед предыдущим ходом противника, трактуется однозначно — такой ход запрещён.

В го действует правило, аналогичное шахматному «тронул — ходи, отнял руку — ход сделан»: ход считается сделанным, если игрок поставил камень на доску и отпустил руку, удерживающую его. Переместить уже поставленный камень, от которого отнята рука, нельзя; игроку, сделавшему это, автоматически засчитывается поражение.

Также поражение автоматически засчитывается игроку, если он сделал два хода подряд, не дождавшись ответного хода противника (причина в данном случае не важна). Однако в некоторых турнирах, к примеру, проводимых под эгидой Европейской федерации го, подобные нарушения прощаются.

Завершение партии[править | править код]

Когда оба игрока пасуют подряд, игра заканчивается. Обычно это делается тогда, когда на доске не остаётся пунктов, ходы в которые могут принести игрокам очки. Группа камней противника, к концу партии не снятая с доски, но заведомо обречённая на гибель при правильном доигрывании, считается «пленной» (вариант: «мёртвой»). Она снимается с доски по окончании партии и присоединяется к захваченным игроком камням. Если игроки по завершении партии не согласны относительно статуса какой-либо из групп, то может быть назначено доигрывание до снятия группы с доски или до приведения её в очевидно «живое» состояние.

Если игрок считает, что его положение безнадёжно, он может в любой момент сдаться. Для этого достаточно сказать «сдаюсь», либо выложить на доску одновременно более одного камня.

Итог игры[править | править код]
Подсчёт очков на доске 9×9. Пункты и камни, помеченные белыми метками — принадлежат белым, чёрными — чёрным. Чёрные камни, помеченные белыми метками, и белые, помеченные чёрными — мертвы.

По завершении игры подсчитываются очки, набранные игроками. Игрок получает по одному очку за каждый из пунктов доски, окружённых камнями только его цвета, и по одному очку за каждый захваченный камень противника, либо за каждый собственный камень, который остался на доске к концу игры (см. Варианты правил го). Кроме того, играющему белыми может добавляться несколько очков в качестве компенсации за право первого хода чёрных (коми). Игрок, набравший больше очков, выигрывает.

Так, на иллюстрации справа 5 чёрных и 1 белый камень на доске — мёртвые, они снимаются с доски и занимаемые ими пункты территории достаются противникам. Таким образом, при подсчёте результата у белых по завершении партии на доске 19 живых камней и 20 пунктов территории, у чёрных — 19 живых камней и 23 пункта территории. В игре белые потеряли на 4 камня больше (это следует из общего числа камней каждого цвета на доске, если, конечно, игра велась без форы и обе стороны сделали равное число ходов), так что для подсчёта можно принять число захваченных камней 5 у белых и 5 (1 пленный в конечной позиции плюс 4 ранее взятых) у чёрных[11]. Примем наиболее употребительную сейчас величину коми — 6,5 очков. Тогда, если считать по живым камням и территории, у белых 19+20+6,5=45,5 очков, у чёрных — 19+23=42 очка. Если считать по территории и пленным камням, то у белых 20+5+6,5=31,5 очков, у чёрных — 23+5=28 очков. Итог: при любом способе подсчёта белые победили с перевесом в 3,5 очка.

Если партия завершилась сдачей одного из игроков, разница очков не подсчитывается, а в турнирную таблицу (если партия играется в рамках турнира) заносится запись о выигрыше по сдаче. В турнирах го действует принцип: «Ценность победы не зависит от разницы в очках». Независимо от того, выиграна партия с разницей в 0,5 очка или в несколько десятков очков, или один из игроков сдался, в турнире она приносит победившему 1 очко, а проигравшему — 0 очков. Разница очков ни при каких обстоятельствах не может учитываться в качестве фактора, влияющего на итоговое распределение мест (например, при равенстве числа выигранных партий у двух игроков распределение мест между ними не может учитывать разницу в очках, с которой завершились все или некоторые партии этих игроков).

Ничья по соглашению сторон в го в принципе не практикуется. Возможность ничьей по очкам зависит от принятых турнирных правил. Формально ничья может быть присуждена, если оба игрока набрали равное количество очков. В современных турнирах величина коми обычно выбирается нецелой, в результате чего равного количества очков у белых и чёрных оказаться не может (белым прибавляется нецелое число очков коми, у чёрных число очков всегда целое, так что равного количества очков у белых и чёрных не может получиться в принципе). В некоторых вариантах правил го даже при равенстве набранных очков победа всё равно присуждается одной из сторон. Так, в правилах Инга, используемых EGF, величина коми всегда целая (для равных игроков — 8 очков), но при итоговом равенстве очков чёрные признаются победителями. Так или иначе, ничья искусственно устраняется.

Также ничья в го может присуждаться при возникновении в партии «многократного ко» или ситуации «вечной жизни», то есть позиций, в которых формально правило ко не нарушается, но при оптимальных ходах противников расположение камней на доске каждые несколько ходов повторяется. Турнирные правила для таких случаев могут предусматривать присуждение ничьей. Альтернативой является отмена партии (требование переиграть партию с начала), что не всегда технически удобно, либо переход к одному из вариантов правила ко, запрещающему ходы, ведущие к возникновению длинного цикла («суперко» или правило ко в трактовке Инга, см. статью).

Дополнительные правила[править | править код]

Существует ряд необязательных правил, которые могут варьироваться от партии к партии и устанавливаются по договорённости игроков или в соответствии с правилами конкретного соревнования.

Коми[править | править код]

Компенсация белому игроку за то, что он ходит вторым, — «коми́». Право первого хода даёт чёрным преимущество, для компенсации которого в конце игры белым добавляется некоторое количество очков. В настоящее время, как правило, используется нецелая величина коми (обычно 6,5 очков), чтобы исключить возможность ничейного результата в партии. Сейчас в официальных турнирах партии без коми не практикуются.

Фора[править | править код]
Традиционное расположение форовых камней

При существенной разнице в силах игроков (см. ниже) возможна игра с форой (гандикапом). В этом случае слабейший игрок играет чёрными без коми или с «обратным коми» (несколько дополнительных очков даётся не белым, а чёрным). Если разница в силах велика, фора даётся в виде форовых камней — несколько чёрных камней выставляются на доску до первого хода белых. Коми в этом случае составляет 0,5 очка (то есть даётся просто для того, чтобы исключить ничью). Форовые камни дают чёрным серьёзное преимущество: один камень форы можно оценить приблизительно в 13 дополнительных очков.

Размещение форовых камней на доске может быть фиксированным или произвольным. Японские правила требуют фиксированного размещения форовых камней. Они помещаются в звёздных пунктах (отмеченных на гобане небольшими точками). Правила задают расположение от 2 до 9 форовых камней — для большего количества камней специальных правил нет, так как из-за слишком большой разницы в силе игроков турнирные партии с такой большой форой не проводятся. Камни размещаются по следующим правилам.

Количество камней Размещение
1 Чёрные ходят первыми в любой пункт, игра идёт без коми
2 Чёрные камни ставятся в хоси верхнего правого и нижнего левого угла
3 К двум камням добавляется камень в хоси нижнего правого угла
4 Чёрные камни занимают все угловые хоси на доске
5 К четырём камням добавляется камень в центре доски
6 Четыре камня по угловым хоси и по камню в хоси на левой и правой сторонах
7 К шести камням добавляется камень в центре доски
8 Чёрные занимают все точки хоси, кроме центра
9 Все точки хоси на доске

В сериях из нескольких партий может применяться так называемая «турнирная фора»: играют без коми и более слабый игрок играет чёрными больше партий, чем белыми. При форе «чёрные-белые-чёрные» слабейший играет чёрными две из каждых трёх партий, при форе «чёрные-чёрные-чёрные» — играет только чёрными.

Контроль времени[править | править код]

Ограничение по времени было введено в го в Японии в начале XX века[12]. К настоящему моменту все официальные соревнования по го проводятся с контролем времени. Обычная норма времени — от 45 мин. до 1,5 ч. в любительских турнирах невысокого уровня, не более 3—5 ч. — в профессиональных турнирах и любительских турнирах высокого уровня. В отдельных случаях (как правило — в матчах за высшие титулы) до сих пор используется контроль времени по 6—7 ч. каждому игроку — в этих случаях партия играется в течение двух дней с откладыванием. В середине XX века в матчах за высшие профессиональные титулы использовался контроль времени по 8-9 и даже больше часов каждому игроку, а сама партия игралась в течение 3-4 дней. Однако в настоящее время такой большой контроль времени не практикуется.

Особенность контроля времени в го (сейчас она заимствована в шахматах) — наличие добавочного времени (бёёми)[13]. После того, как основное время игрока истекает, он может играть дальше, расходуя на каждый ход некоторое заданное малое количество времени (30—60 сек. на ход). Существует несколько разновидностей бёёми.

Поскольку го — игра на очки, в ней может использоваться штраф за просрочку времени: в случае просрочки основного времени у игрока вычитается несколько очков, а затем за каждые истраченные несколько минут вычитаются ещё по нескольку очков (применяется только в правилах Инга).

Как и в шахматах, в го существует разновидность турниров с сильно ограниченным временем: «блиц-го» или «быстрое го». На партию даётся 15—30 минут, без добавочного времени. В Японии известный турнир по блиц-го — Кубок NHK.

Этикет[править | править код]

Общие принципы[править | править код]

В целом этикет го призван обеспечить надлежащую атмосферу игры, выражение партнёрами уважения друг к другу и к искусству го. Считаются недопустимыми любые действия, которые мешают партнёру играть, вызывают неудовольствие играющих и создают нервозную обстановку.

Азиатская традиция диктует бережное отношение к комплекту для игры в го. Доску, чаши и камни необходимо содержать в чистоте и порядке, беречь от загрязнений и, тем более, повреждений. Японский го-этикет считает, что на гобан, даже не во время игры, нельзя ставить или класть ничего, кроме камней го, чаш, книг и веера. Корейский этикет считает недопустимым ставить или класть на гобан вообще что-либо, кроме камней го. Не допускается заполнение бланка с результатом партии на игровой доске. Азиатский вариант правил Инга прямо указывает, что перед партией младший из игроков должен протереть гобан мягкой тканью.

За игрой не следует принимать пищу, но допустимо, особенно в длительных партиях, пить в процессе игры чай, воду или другой безалкогольный напиток.

Выбор цвета[править | править код]

Выбор цвета камней в равной партии производится с помощью традиционной процедуры нигири. Один из игроков (традиционно — старший по возрасту или по положению, в турнире может выбираться жребием) зажимает в кулаке несколько белых камней, второй — один чёрный камень, если считает, что противник взял нечётное число камней, или два чёрных камня в противном случае. Взятые камни одновременно выкладываются на гобан. Если второй игрок угадал чётность числа белых камней, он играет чёрными, если нет — белыми.

В официальных турнирах цвет камней может быть распределён для игроков заранее, при составлении графика турнира, таким образом, чтобы каждый сыграл по возможности равное число партий чёрными и белыми.

При игре заведомо более сильного соперника с заведомо более слабым традиция предписывает сильнейшему играть белыми. Если разница в силах велика, игра может идти без коми, с обратным коми или с форой, как описано выше.

В игре «команда на команду» (когда игроки команд играют попарно за разными досками) нигири делается только на первой доске; цвета второй и всех чётных досок обратны цветам первой доски, цвета третьей и всех нечётных — соответствуют им.

Начало партии[править | править код]

По японской традиции игроки непосредственно перед началом партии должны поклониться друг другу и пожелать удачной игры. В России поклон часто заменяется рукопожатием.

Обращение с камнями[править | править код]

Камень рекомендуется держать, зажав между указательным и средним пальцем (средний палец сверху) — это позволяет удобно ставить камни, не сдвигая те, что уже стоят на соседних пунктах. Так же следует брать камень с доски, снимая захваченные камни противника. Держать камень большим и указательным пальцем считается некрасивым. Камень следует брать из чаши только тогда, когда выбор следующего хода сделан. Не следует брать несколько камней, перебирать их в чаше, греметь камнями — это мешает партнёру и способствует непродуманным ходам.

Поведение во время игры[править | править код]

Во время партии игроки должны вести себя спокойно, сдержанно, избегая любых действий, которые отвлекают противника и мешают ему играть.

Крайне неэтичным считается просить вернуть сделанный ход назад, тем более — настаивать на такой просьбе. Исключением могут быть учебные партии или «лёгкие» партии близко знакомых людей, если оба партнёра согласны допустить такое нарушение этикета, а также партии сыгранные в интернете, где ошибка могла быть вызвана мискликом. Спортивные правила прямо запрещают изменение сделанного хода — за одну такую попытку игроку присуждается поражение.

Сдача партии[править | править код]

Уместность сдачи в той или иной ситуации зависит от квалификации игроков и характера партии. В профессиональной или квалифицированной любительской игре продолжение заведомо проигранной партии может считаться признаком неуважения к противнику, так как вынуждает того делать ходы, когда интерес к игре уже потерян, а также воспринимается как расчёт на ошибку противника или «игра на время». Поэтому в партиях сильных игроков, как правило, первая же использованная противником серьёзная оплошность или проведённая им успешная комбинация на захват большого количества камней приводит к сдаче. Оценивая свои шансы, игрок в таких случаях исходит из того, что высококвалифицированный противник едва ли упустит уже завоёванную победу из-за случайного «зевка». До подсчёта доигрываются только партии, где на протяжении всей игры разница в очках (которую профессионал может оценить довольно точно даже без подсчёта) колеблется в небольших пределах.

С другой стороны, в любительских играх, особенно при невысокой квалификации соперников, вполне нормально играть до подсчёта очков любую партию, так как в таких играх положение нередко кардинально меняется, а фатальная ошибка может быть допущена игроком в любой момент, даже на заключительной стадии.

В любом случае, если до завершения партии осталось буквально несколько ходов, то лучше доиграть её до конца, даже если поражение неминуемо, чтобы не лишать партнёра удовольствия увидеть окончательный итог своих усилий.

По окончании партии[править | править код]

По завершении партии (после сдачи одного из игроков, либо после подсчёта очков и выявления победителя) игроки должны ещё раз поклониться и поблагодарить друг друга за игру. После фиксации результата игроки совместно убирают камни с доски в чаши - каждый снимает камни своего цвета.

Считается уместным попросить у выигравшего противника показать ошибочные, с его точки зрения, ходы игрока, дать оценку его игре в целом или даже полностью разобрать сыгранную только что партию.

Варианты правил[править | править код]

Правила го, применяемые в разных странах и на разных турнирах, различаются некоторыми деталями[14]. В целом большинство наборов правил эквивалентны — отличия некоторых из них состоят лишь в степени детальности и в формулировках, другие отличаются трактовкой крайне редко встречающихся на практике игровых ситуаций. Для большинства реальных партий конкретный набор правил не имеет значения, так как любой из них приводит к одному и тому же результату, но в отдельных случаях тонкости могут быть существенны.

Традиционная доска для го не имеет обозначений горизонталей и вертикалей, подобных тем, что используются на досках для шахмат. Если требуется словесно обозначить определённый пункт на доске, могут указываться его координаты в виде пары чисел от 1 до 19. Например, пункт 2-4 находится на пересечении второй вертикали и четвёртой горизонтали, считая от верхнего левого угла.

В последнее время, в особенности при игре с помощью компьютера, используется система обозначения пунктов, аналогичная шахматной: вертикальные линии доски обозначаются латинскими буквами (от A до T, буква I пропускается из-за схожести с J), горизонтальные — числами от 1 до 19, нумерация начинается с левого нижнего угла.

Поскольку камни го не перемещаются по доске, одновременно и удобным, и наиболее наглядным способом фиксации хода партии является графический способ — на листе вычерчивается игровая доска, и в пункты, куда делались ходы, ставятся номера ходов. Отдельно в стороне записываются ходы в пункты, куда уже был сделан ход (ходы в территорию, с которой были сняты камни одного из игроков). Например, запись рядом с диаграммой вида 45 — 32 обозначает, что 45-й ход был сделан в пункт, который на диаграмме уже отмечен 32-м ходом. При ручном способе записи ходы игроков могут вписываться чернилами разного цвета. В типографских публикациях партий в местах, куда сделаны ходы, изображаются камни соответствующего цвета, и на камнях ставятся номера ходов. В книгах партии нередко изображаются на нескольких последовательных диаграммах: на первой показываются начальные ходы, на следующих — продолжение, при этом номерами отмечаются только те ходы, которые относятся к данной диаграмме (см., например, диаграммы, из раздела Жизнь и смерть). Такой способ изображения позволяет легче разобраться в ходе партии, не повторяя её на реальной доске. В партиях за высшие титулы запись ведут специально для этого присутствующие ассистенты, причём записываются не только сами ходы, но и отметки времени, по которым можно установить, сколько времени занял каждый ход.

Также могут использоваться различные модификации процесса игры.

Атари-го[править | править код]

Стал популярен благодаря Ясутоси Ясуде, известному детскому преподавателю го[15][16]. Играют на маленькой доске (9×9 линий), выигрывает тот, кто первым снимет с доски хотя бы один камень противника.

Так же может быть иронически названа игра новичков, которые вместо борьбы за территорию занимаются «убийством» камней (постоянно ставя камни противника в позицию атари).

Рэнго[править | править код]

Рэнго — командная игра за одной доской. За одной доской с каждой стороны играет несколько игроков, делающих ходы по очереди. Игроки одной команды не имеют права переговариваться во время игры. Самая распространенная разновидность рэнго — парное го, когда команды состоят из двух человек (мужчина и женщина). По парному Го регулярно проводятся чемпионаты России, Европы и мира.

Игра одним цветом[править | править код]

Оба игрока играют камнями одного цвета, удерживая в памяти, кому какие камни принадлежат.

Игра вслепую[править | править код]

Один или оба игрока играют, не глядя на доску (по памяти). В го играть вслепую значительно сложнее, чем в шахматы. Китайский мастер 7 любительского дана Бао Юн попал в книгу рекордов Гиннесса, сыграв сразу 5 партий одновременно, в том числе против Тимура Санкина, одного из сильнейших мастеров России.

Как игра с хорошо развитой теорией, го имеет достаточно объёмную собственную терминологию. Большинство терминов го имеют японское происхождение и в других языках не переводятся, а транслитерируются. В связи с этим у многих из них может быть по несколько вариантов произношения. Иногда кальки с японского используются наряду с транслитерациями.

Го Сэйгэн против Китани Минору, Токио, 1957 г. В этой позиции Китани (чёрные) сдался, так как не мог спасти центральную группу.

Хотя правила го немногочисленны и просты, стратегия игры невероятно сложна. Го — это детерминированная игра с полной информацией, как шахматы, шашки, сёги или реверси, но по количеству возможных позиций и различных партий она далеко превосходит все эти игры (уже хотя бы потому, что ходы могут делаться в любом месте доски, а сама доска по числу пунктов более чем впятеро превышает стандартную шахматную). При этом сложность игры не исключительно механическая, заключающаяся в большом количестве вариантов: го содержит огромное количество важных стратегических аспектов, некоторые из которых сложно даже понять, не говоря уже о том, чтобы анализировать.

Форма[править | править код]

Основой тактики игры является понятие «формы» — порядка расположения близко стоящих камней. «Хорошими» считаются формы, гарантирующие надёжное соединение камней при максимальном охвате территории, «плохими» — слишком разрежённые формы, оставляющие противнику возможность вторжения, либо, наоборот, чрезмерно плотные, при построении которых нерационально расходуются ходы. «Качество» формы не является постоянной величиной; в зависимости от положения одна и та же форма может быть в одних случаях хорошей, в других — плохой.

На иллюстрациях ниже приведены некоторые базовые формы го.

  • Косуми (диагональный ход)

Жизнь и смерть[править | править код]

«глаза» группы (отмечены треугольниками)

Базовым элементом позиции является группа. Именно жизнь и смерть групп камней определяет, в конечном итоге, выигрыш или проигрыш игрока. Группа камней, которая при любой атаке противника не потеряет все свои дыхательные пункты (при условии правильной защиты), называется живой, а группа, которая при правильной атаке неизбежно потеряет все дамэ и будет снята с доски, называется мёртвой. Вопрос жизни и смерти камней — основной вопрос тактики го. На построение живых групп и превращение групп противника в мёртвые ориентированы все прочие тактические элементы го.

Простейшим критерием жизнеспособности группы является наличие у неё глаз — нескольких соседних пустых пунктов, со всех сторон окружённых камнями группы. Наличие у группы двух или более глаз делает её безусловно живой, но строить группы с двумя глазами для игроков невыгодно — на оформление глаз тратятся лишние ходы. Поэтому обычно ограничиваются построением форм, которые в случае атаки всегда можно превратить в группы с двумя глазами.

ru.wikipedia.org


Смотрите также