Как играть гаммы на гитаре


Как играется мажорная гамма на гитаре: табы, аппликатура, боксы

Мажорная гамма состоит из 7 ступеней. Строится по формуле: тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
8 ступень на схеме – это первая ступень гаммы (тоника) на октаву выше. Расстояние между звуками легко запомнить: полутон только между 3 и 4, 7 и 8 ступенями.

Интервалы на грифе гитары: полутон – на соседнем ладу, тон – через лад. Например, интервал полутон от Ми на 4 струне 2 лад – это Фа на 4 струне 3 лад; если тон от До на 2 струне 1 лад – это Ре на 2 струне 3 лад.

Зная формулу, можно построить мажорную гамму от любого звука. Рассмотрим, как играется До мажорная гамма на гитаре.

По формуле получается:
До (1) – тон – Ре (2) – тон – Ми (3) – полутон – Фа (4) – тон – Соль (5) – тон – Ля (6) – тон – Си (7) – полутон – До (8)

Если вы делаете только первые шаги в изучении гамм на гитаре, рекомендуем ознакомиться с уроком «До мажор в открытой позиции».

Гамма в позициях

Построим и сыграем мажорную гамму на гитаре от звука C (до) в позициях с привязкой на грифе к 5 основным аппликатурам мажорного аккорда на гитаре.

В позициях проигрывание гаммы не всегда начинается с первой ступени из-за особенностей расположения звуков на грифе.

Разберём последовательно все боксы (позиции). В гитарных сетках, на струнах, отображено расположение звуков гаммы, цифрами обозначены ступени (от 1 до 7). Соответственно, используя их, можно найти на грифе и сыграть любую мажорную в любой позиции (как это делать – в следующем блоке статьи).

В аппликатуре аккордов цифрами обозначены звуки мажорного трезвучия (1 – тоника, 3 – терция, 5 – квинта).

В нотах и табах, аудиопримерах – как сыграть До мажор (для каждой позиции). В нотной записи: цифры возле каждого звука – это пальцы левой руки (т.е. аппликатура – каким пальцем какую ноту нажимать).

1 позиция

от 1 ступени – тоники аккорд на баррэ с тоникой на 6 струне

Играем До мажор, используя «шаблон», изображённый в гитарной сетке:

2 позиция

от 2 ступени аккорд с тоникой на 4 струне

3 позиция

от 3 ступени от терции на 6 струне (как С на первых ладах, только в аппликатуре на баррэ)

4 позиция

от 5 ступени аккорд с тоникой на пятой струне

5 позиция

от 6 ступени с тоникой на шестой струне, но в аппликатуре G (как в открытой позиции на 2 и 3 ладу)

Как играть мажорную гамму в разных тональностях

Мы изучили тональность До мажор на гитаре в 5 позициях. Давайте теперь научимся использовать эти боксы для построения мажорной гаммы от других звуков. То есть разберём, как играть её в других тональностях. Задача эта несложная. Даже и для начинающих.

Ознакомьтесь с таблицей. В ней представлены тональности от каждой ноты звукоряда – всего 12. F# и Gb – по составу звуков одинаковые, энгармонически равные: одна и та же гамма, но записывает по-разному, соответственно диезная и бемольная тональность.

В первой колонке указаны тональности. Далее по ступеням – ноты гамм: от тоники (1) до тоники на октаву выше (8). В последней колонке указаны ключевые знаки для каждой тональности. То есть знаки альтерации (диезы, бемоли), которые выписываются в нотной записи справа от ключа и указывают на тональность, имеют действие на все ноты по своей линейке. Например: Соль мажор – фа-диез, Ре мажор – фа-диез, до-диез, Фа мажор – си-бемоль и т.д.

Допустим, необходимо построить мажорную гамму от ноты соль. Делается это следующим образом:
1. Находим в таблице – соль мажор. Смотрим по ступеням – какие звуки входят в гамму. Можно себе выписать отдельно звукоряд от G.

2. Выбираем позицию, в которой хотим сыграть гамму. Например, первую позицию – от 1 ступени. В нашем случае (1) – это соль. В гитарной сетке бокса указано, что первая ступень на 6 струне. Находим ноту соль – 6 струна третий лад. Далее: в сетке на этой же струне вторая ступень – нота ля на пятом ладу шестой струны (если в соль мажоре). Играем. Переходим на следующую струну и смотрим по ступеням на грифе относительно гаммы от G. Разбираем полностью бокс (от шестой до первой струны).

Аналогично и в других позициях:

  • во второй позиции со 2 ступени – в соль мажоре это ля – 5 лад, шестая струна;
  • в четвёртой позиции с 5 ступени – в соль мажоре это ре – 10 лад, шестая струна и т.д.

На первоначальном этапе изучения, сначала рекомендуется играть в 1 позиции – от 1 ступени (тоники).

3. Играем гамму в боксе под метроном или гитарную минусовку.

Как сыграть аккордами

Стоит отметить, что проигрывание гамм аккордами – это отдельная большая тема, требующая детального рассмотрения. А в рамках этой статьи мы рассмотрим лишь отдельный пример в качестве ознакомления.

Аккорды мажорной гаммы по ступеням от C (До):

  • I – C (до мажор)
  • ii – Dm (ре минор)
  • iii – Em (ми минор)
  • IV – F (фа мажор)
  • V – G (соль мажор)
  • vi – Am (ля минор)
  • vii (dim) – Bdim (си уменьшённый)

В табах восходящая До мажор аккордами:

Советы по изучению

  1. Гаммы можно играть чистым звуком и с овердрайвом. Всё зависит от вашего исполнительского опыта и вкусовых предпочтений.
  2. Первым делом хорошо проработайте тональность До мажор во всех позициях. Проигрывая каждый бокс, анализируйте расположение ступеней. Затем приступайте к изучению других тональностей.
  3. Следите за аппликатурой левой руки: какими пальцами брать ноты на грифе. Сверяться можно по нотным примерам до мажора (цифры возле каждого звука – это пальцы левой руки: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец).
  4. Играть можно в связке с аккордами: сразу удар по аккорду в позиции – затем ноты звукоряда. Начинать с аккорда можно и нисходящее, и восходящее движение.
  5. Попробуйте придумать фразу, мелодию на основе мажорной гаммы.
  6. Запишите ритм-партию на один аккорд – тоническое трезвучие гаммы (если До мажор – С, в Соль мажоре – G и т.д.). Попробуйте поимпровизировать под аккомпанемент: сразу в одном, потом нескольких боксах мажорной гаммы. В дальнейшем ритм-партию для импровизации можно сделать на два, три аккорда (к примеру, I – IV – V – I, или в До: C – F – G – C).
  7. Играя соло, риффы других гитаристов, постарайтесь определить, используется ли в них мажорная гамма. Если да – то какая тональность, в какой позиции.

Успешного изучения мажорной гаммы на гитаре!

Тайны гитарного грифа: Гаммы – это просто

Все мы знаем, что уровень мастерства гитариста далеко не всегда (и даже весьма редко!) зависит от количества гамм, которые он может сыграть.

Думаю, любому из нас больше понравится слушать игру музыканта, использующего в своем творчестве всего пару гамм, но зато знающего их вдоль и поперек. Многие великие гитаристы не могли похвастаться энциклопедическими знаниями в области музыкальной теории, но это никоим образом не ограничивало их в развитии и не мешало им, как музыкантам.

Вполне вероятно, что Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и понятия не имел, что такое лидийская доминантная гамма, но разве это как-то умаляет его достоинства в наших глазах? Думаю, ответ на этот вопрос понятен всем. Просто блюзовая и пентатоническая гаммы стали его второй натурой. Каждая нота произведений Хендрикса сыграна со вкусом и тщательно продумана. Все его творчество наполнено энергией и искренними эмоциями.

Тем не менее, сегодня я хочу поговорить с вами о том, как можно легко разобраться в множестве гамм. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Важно осознать, что все понятия и концепции музыкальной теории взаимосвязаны. Чем больше связей и закономерностей вы открываете для себя, тем лучше вы понимаете, что ничто в музыке не существует само по себе, отдельно от всего остального. И именно эти взаимосвязи и облегчают нам процесс изучения гамм.

Начнем с понятия «лад«. Не буду углубляться в дебри теории и скажу просто: лады, по сути, и есть гаммы. Их можно играть на фоне соответствующей аккордовой прогрессии, и они «направляют» нас, когда мы импровизируем. Но что же делает каждый лад уникальным? Ответ таков: его связь с тем, что иногда называют «материнской гаммой».

Лучший пример этому — мажорная гамма. Возможно, вам уже доводилось слышать что-то вроде «Мажорная гамма — основа всех гамм». Это совсем не значит, что мажорная гамма — самая лучшая. Но на ней действительно базируется вся ладовая структура, да и музыкальная теория в целом. Поэтому мажорная гамма так важна.

Наверное, многие из вас знают, что все музыкальные интервалы были образованы на основе четкой нумерации мажорной гаммы. Она состоит из семи нот, которые нумеруются очень просто: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Восьмая нота называется октавой. Это та же самая нота, что и тоника, но выше. Любая существующая гамма строится на базе мажорной.

Например, мелодическая минорная гамма практически идентична мажорной. Единственное отличие между ними — третья нота. Раз эта третья нота отклоняется от нашей «точки отсчета» (мажорной гаммы), мы не можем так просто обозначить ее цифрой 3. Поэтому мы называем ее пониженной третьей ступенью (или минорной терцией). Так мы даем понять, что эта нота на полтона ниже, чем третья ступень мажорной гаммы. Именно так и работает вся интервальная система. В конечном итоге, все сводится к мажорной гамме. Этот пример хорошо проиллюстрирован на рисунках ниже.

Мажорная гамма (тоника — нота С)

Мелодическая минорная гамма (тоника — нота С)

Вернемся к ладам. Теперь мы знаем, что мажорная гамма играет роль основы для образования ладов. Предположим, что мы играем мажорную гамму в тональности С. Она состоит из следующих семи нот: C, D, E, F, G, A, B. Нота С при этом является тоникой (или тональным центром). Последнее особенно важно для нас. А что, если мы возьмем и сделаем тональным центром другую ноту этого ряда, оставив набор нот неизменным? Именно в этом и заключается смысл теории лада.

Допустим, мы решили считать тоникой ноту А. Что произойдет в этом случае? Наши семь нот, которые теперь вращаются вокруг тонального центра А, превратятся в минорную гамму (ее еще называют эолийским ладом или натуральным минором). И, как бы странно это ни звучало, минорная гамма не будет считаться материнской гаммой в данном случае.

Сегодня принято считать, что мажорная, минорная и пентатоническая гаммы являются центральными понятиями в музыке. Но на самом деле натуральный минор и пентатоническая гамма играют второстепенную роль по отношению к мажорной гамме, потому что сами происходят от нее. Взгляните на это с такой точки зрения: натуральный минор всегда можно получить из мажорной гаммы путем смещения тонального центра на шестую ноту мажорной гаммы. Следовательно, мажорная гамма содержит в себе минорную.

А минорная пентатоническая гамма — это всего лишь укороченный вариант натуральной минорной гаммы (пять нот вместо семи). Аналогично, мажорная пентатоника — это, по сути, мажорная гамма минус две ноты. Все это значительно облегчает нам работу и систематизирует наши знания — ведь теперь ясно, что запоминать четыре разных вида гамм не придется.

Рисунки ниже демонстрируют, как работает описанная мной система.

Мажорная гамма (тоника — нота С)

Мажорная пентатоническая гамма (тоника — нота С; гамма содержит пять из семи нот мажорной гаммы)

Минорная гамма (тоника — нота А; гамма содержит те же ноты, что и гамма С мажор)

Мажорная пентатоническая гамма (тоника — нота А; гамма содержит пять из семи нот минорной гаммы)

Крис Брин (Chris Breen) — гитарист из Нью-Джерси, США. Он играет на гитаре уже целых 14 лет. В 2011 году вместе со своим братом Джоном (барабаны) он основал музыкальный проект, известный под названием SCARSIC.

Их демо-запись (она также называется SCARSIC и включает в себя четыре композиции) можно найти на iTunes, Spotify и Rhapsody. Поскольку к тому времени в этой команде было всего два человека, Крис взял на себя роль гитариста, басиста и вокалиста. Но недавно к ним присоединился басист Билл Лукас (Bill Loucas), и ребята активно пишут новый материал. Кроме того, Крис играет в чисто акустическом проекте Eyes Turn Stone. И, конечно, он преподает игру на гитаре (в том числе и по Skype).

Оставить комментарий

интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

Аппликатура — расположение нот на грифе гитары, с указанием на правильное чередование пальцев левой руки при игре. Понимание грифа гитары, это уже половина успеха в освоении музыкального инструмента.

 

Аппликатура грифа

(без учета диезов и бемолей)

Гриф гитары разделен ладами на полутона (½ тона). Для лучшей ориентации, на гриф нанесена разметка «опорных» ладов (3, 5, 7, 9 и 12), при игре в высоких позициях на электрогитаре, 12-й лад можно представить «нулевым» и тогда 15, 17, 19, 21 и 24-й лады будут соответствовать 3, 5, 7, 9 и 12-му.

 

Интервалы на грифе гитары

Напомним, что интервалы бывают: мелодические (взятые последовательно) и гармонические (взятые одновременно).По звучанию гармонические интервалы разделяются на консонансы (звучат мягко, сливаясь друг с другом) и диссонансы (звучат резко).

Совершенные консонансы: унисон, октава, квинта, чистая кварта (не всегда). Звучат чисто при игре с перегрузом.Несовершенные консонансы: большие и малые терции и секстеты. Дают грязный, «рычащий» звук при перегрузе.Диссонансы: секунда, септима, уменьшенная кварта, увеличенная квинта. Звучат резко, неустойчиво, но при умелом использовании могут внести в аккорд красивую, специфическую «переливчатость».

Необязательно каждый раз строить интервалы на грифе, достаточно запомнить их аппликатуру.

1 — Малая секунда.  2 — Большая секунда.  3 — Малая терция.  4 — Большая терция.

1 — Большая терция.  2 — Чистая кварта.  3 — Чистая квинта.  4 — Большая секста.  5 — Малая септима.

Система октав

Октава — интервал образующий аппликатурный каркас (1), на основе которого строятся аккорды (2), арпеджио (3) и гаммы (4).

Система октав — основа виденья грифа гитары, позволяющая отслеживать аппликатуры аккордов, арпеджио, гаммы и их взаимосвязь.

Арпеджио

(пять вариантов, мажорных и минорных, аппликатур)

(A) — Ля мажор.

1, 2, 3, 4 — нумерация пальцев левой руки.

(Am) — Ля минор.

Гаммы

(пять форм аппликатур, мажора и минора)

(G) — Соль мажор.

1, 2, 3, 4 — нумерация пальцев левой руки.

(Gm) — Соль минор.

Аккорды

(аппликатура, мажорных и минорных, трезвучий)

(С) — До мажор.

«|» и «¦» — баррэ.

Используя баррэ вместо нулевого порожка, можно получать любую аккордовую форму, а так же переходить в другую тональность при наследовании аппликатурной позиции.

(Am) Ля минор.

Пентатоника

Пентатоника — мощное средство джаз-, блюз- и рок-музыкантов, её уникальность состоит в том, что она вписывается во многие музыкальные ситуации и стили, подходит практически под любую гармонию. В мелодике пентатоника занимает промежуточное место между арпеджио и гаммой. Также пентатоника удобна для написания партий двух гитар, играющих одновременно, так как из неё исключены ступени способные вызвать диссонанс.

Минорная пентатоника — минорный звукоряд без 2 и 6 ступеней.

Пентатоника Ля минор.

Мажорная пентатоника — мажорный лад без 4 и 7 ступеней.

Пентатоника До мажор.

Пентатоника заслуживает отдельного рассмотрения, как средство импровизации, читайте подробнее в одноименном разделе.

Определение знаков альтерации в тональности

Тональность — звуковысотное расположение лада, которое определяется положением тоники. Если тоника «До» — то тональность «До», если тоника «Ля» — тональность «Ля». Всего существует 12 мажорных и минорных тональностей (До — До# — Ре — Реb — Ми … Сиb — Си).

Определить количество знаков в мажорных и минорных тональностях можно с помощью грифа гитары.

Допустим, нужно определить, сколько диезов в А-мажоре: нота Ля на 3-й струне сверху — значит 3 диеза. Наоборот, имеется тональность с 6-ю диезами — это 6-я струна — тональность F#. Аналогично с бемолями, только отчет ведется в обратном порядке.

Для определения количества знаков альтерации в минорных тональностях, нужно определить ноты в аналогичных аппликатурах на 12 ладу для диезов и на 11 ладу для бемолей.

Для определения знаков альтерации, можно использовать квинтовый круг:

  • бемоли: фасими — ляресоль;
  • диезы: сольреля — мисифа.

Гаммы для гитары. Ноты продублированные табами

Прежде всего, определение. Гамма – последовательный ряд звуков, который понижается либо повышается в рамках одной или более октав.

Для чего нужны гаммы для гитары?

1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.

Для того, чтобы изучение гамм для гитары было наиболее эффективно, рекомендую:

1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками

Ниже представлены гаммы для гитары во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, и продублировал ноты для гитары табулатурами (табами).

Диезные

До-мажор / Ля-минор

Соль-мажор / Ми-минор

Ре-мажор / Си-минор

Ля-мажор / Фа-диез минор

Ми-мажор / До-диез минор

Си-мажор / Соль-диез минор

Фа-диез мажор / Ре-диез минор

Бемольные

Фа-мажор / Ре-минор

Си-бемоль / Соль-минор

Ми-бемоль мажор / До-минор

Ля-бемоль мажор / Фа-минор

Ре-бемоль мажор / Си-бемоль минор

Как играть гаммы на гитаре от любой ноты на одной струне

Здравствуйте друзья! Продолжим развитие горизонтального типа мышления, то есть игры на одной струне. Сегодня я в рамках небольшого урока расскажу вам, как играть гаммы на гитаре от любой ноты на одной струне. Секрет в том, что нужно научиться видеть необходимую гамму (лад) на одной струне в своем воображении, начинать представлять её.

Самой естественной для левой руки является игра в позиции. Существуют два основных аппликатурных варианта использования пальцев: 1-2-4 и 1-3-4. Давайте условимся, что мажорная структура будет обозначаться буквой “А”, а минорная – “Б”.

В итоге мы имеем пять позиционных шаблонов:


1.

Это шаблон, с которого начинается натуральный мажор.

Последовательность тон-тон.


2.

Шаблон натурального минора. Последовательность тон-полутон.


3.

Имеет “восточное” звучание, он характерен для фригийского-доминантового лада. Последовательность полутон-полтора тона.


4.

Мрачноватое “затемнённое” звучание фригийского лада. Последовательность полутон-тон.


5.

Имеет “восточное” звучание, он характерен для гармонических видов ладов. Последовательность полтора тона-полутон.

Можно увидеть, что в шаблонах с цифрой “1” просто средний звук перемещается ближе к первому.

Аппликатуру внутри каждого шаблона следует выучить сразу и использовать её, не задумываясь, автоматически.

Представьте себе некоего “зверя” c головой, туловищем и хвостом.

“Голова” всегда будет содержать в себе I - II - III ступени гаммы (лада). “Туловище” включает в себя IV ступень (субдоминанта), V (доминанта) и при необходимости, “блюзовую” пятую пониженную ступень. Просто заполняем хроматизмом две ступени, входящие в “туловище”, добавляя третью ноту между ними. Таким образом можно добавить блюзовую окраску в любой лад. “Хвост” всегда содержит VI – VII – I ступени.

Нужно отметить, что мажорная структура А или А1 “прикрепляется” к “туловищу” полутоном, а минорная Б или Б1 – целым тоном.


Рассмотрим две схемы:

Натуральный мажор:

Натуральный минор:

Из схемы видно, что у мажора в “голове” шаблон А, а в “хвосте” – шаблон Б. У минора все наоборот, в “голове” шаблон Б, а в “хвосте” – шаблон А. Причем, “туловище” остается на месте.

Попробуйте увидеть в своем воображении и поиграть на любой струне эти две гаммы от любого лада на грифе гитары. Старайтесь удерживать в уме “части тела” этого воображаемого “существа”. По сути, это будет являться материализованным образом гаммы (лада) на грифе гитары! Будет получаться не сразу, но поверьте, постепенно получится!


Теперь поговорим немного о диатонических и других видах ладов.

Например, у фригийского минора, относительно натурального, понижена II ступень. Правильно говорить: “ фригийский лад минорного наклонения”, да простят меня люди с консерваторским образованием, но для простоты изложения, я буду говорить упрощенно. Так вот, у фригийского минора в “голове” шаблон Б трансформируется в шаблон Б1.

В миксолидийском мажоре понижена VII ступень, значит “хвост” мажорной гаммы трансформируется из шаблона Б в Б1. Например, в гармоническом миноре повышена VII ступень, поэтому в “хвосте” минорной гаммы будет шаблон А2, а у мелодического (джазового) минора повышена VI и VII ступени – поэтому в “хвосте” шаблон Б. Только помните, что минорные структуры (Б) прикрепляются к “туловищу” целым тоном. Таким образом, зная, какие ступени изменяются в каком виде мажора или минора, можно построить и держать образ в своем воображении любого лада, да еще при желании, вставлять “блюзовую” V пониженную ступень! Не правда ли красивая методика!


Теперь о секвенцировании или игре шаблонов от каждой ступени гаммы. Посмотрев на схему, вы увидите, что например, в мажоре от первой ступени гаммы строится шаблон А, от второй – шаблон Б, от третьей – шаблон Б1 и так далее. Таким образом, мажорная гамма имеет схему: А – Б – Б1 – А – А – Б – Б1. Минорная гамма имеет свою схему: Б – Б1 – А – Б – Б1 – А – А. Такие схемы имеют все лады, можете попробовать записать их все самостоятельно.


Подводя итог, можно сказать, что любая гамма, это последовательность позиционных шаблонов в определенном порядке.

Напомню, что играя звуки на одной струне, мы используем горизонтальный тип мышления. Играя в позиции по всем струнам, мы используем вертикальный тип. И играя методом заполнения октав, отсылаю вас к своему “ Справочнику ладов для гитаристов ”, который вы можете найти на этом же сайте, мы используем диагональный тип мышления.

Играя гаммы на одной струне, мы видим, что шаблоны располагаются друг за другом в определенном порядке. Играя гаммы в позиции по всем струнам, мы видим, что шаблоны располагаются друг под другом на каждой струне по вертикали. А используя метод заполнения октав, вы обнаружите, что внутри октавы одинаковая последовательность этих же четырех шаблонов смещается по диагонали.

Таким образом, можно утверждать об универсальности этого способа запоминания и игры любых возможных ладов на гитаре.

Спасибо за внимание и до новых встреч!


Смотрите также