Как играть гаммы на бас гитаре


Табы и гаммы для бас гитары для начинающих МузШок

Словосочетание «играть гаммы» для начинающих музыкантов (в т.ч. гитаристов и басистов) звучит ужасающе и удручающе. В голове сидит образ тяжелой для понимания нотной грамоты, скучной теории, а пугающие названия гамм добавляют страху. Но чаще всего эти мысли посещают людей, не знающих, что такое гаммы и с какой целью их играют. Стоит ли бояться на самом деле?

Что такое гамма?

Гамма - это последовательность нот в пределах октавы. Гаммы, как и аккорды, делятся на минорные и мажорные. Отличаются правилами построения и эмоциональной окраской звука. Минорные гаммы - с «грустинкой», на миноре строится блюз и джаз. Мажорные гаммы, как и аккорды, дают светлое открытое настроение;

Гаммы для бас гитары (табы)

Не секрет, что нотную грамоту учит не каждый начинающий гитарист. Но это не повод не играть гаммы! Ниже мы приведем табы для бас гитары для игры гаммами.

Это гамма До мажор, она начинается и заканчивается нотой До:

1стр: ---------------------------------------------------

2стр: -----------------------------------7----9----10--

3стр: -----------------7----8----10--------------------

4стр: ----8----10---------------------------------------

Играя гамму До мажор, вы играете До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До. Мажорные гаммы строятся по одному принципу: два тона, полутон, три тона, полутон. Поэтому, чтобы сыграть Ре мажор, нужно играть такую же аппликатуру, но начиная с ноты Ре - в данном случае с десятого лада. Выучив аппликатуру, вы сыграете любые мажорные гаммы, найдя первую ноту, просто смещая руку вдоль грифа. Тренируясь перемещать руку, вы почувствуете гриф и запомните расположение нот.

А это гамма Ля минор Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля:

G|--------------------------------------------

D|---------------------------------5---7-----

A|------------------5----7---8---------------

E|--5----7----8------------------------------

Играйте гаммы в обоих направлениях, проговаривайте ноты, которые играете, одним словом - развивайтесь! Одних уроков игры на бас-гитаре мало, нужно тренироваться дома каждый день, чтобы достичь результата.

Какую пользу приносят гаммы?

Гаммы - это упражнение для оттачивания техники игры на басу (а ещё на гитаре, фортепиано, скрипке и т.д.). Играйте медленно, вдумывайтесь в движения рук, зажимайте струны правильными пальцами, и следите за работой правой руки.

Гаммы развивают слух и чувство ритма. Повторяйте гаммы, тренируйтесь по 20 минут в день и они так засядут в голове, что не слышать будет невозможно. Придавайте гаммам ритмические рисунки, играйте под метроном - и вы разовьётесь и как басист, и как музыкант.

Играя гаммы, вы разовьёте растяжку пальцев левой руки и запомните расположение нот на грифе. Оттачивая технику игры гамм, вы «прокачиваете» мастерство игры на гитаре. Следите за пальцами:

  • Правой рукой играйте, чередуя указательный и средний пальцы;
  • Пальцы левой руки ставьте ближе к ладовым порожкам – так точнее ноты и развивается растяжка пальцев;
  • Координируйте руки - щипок правой рукой и зажатие лада левой делайте одновременно.

Выполняя нехитрые правила, вы вобьёте в мышечную память технику звукоизвлечения, натренируете растяжку и координацию.

Что еще делать начинающему бас-гитаристу?

Табулатура для бас гитары для начинающих (упражнения)

G ||-----2-------4--|-2-------4------|

D ||-1-------3------|-----3-------5--|

Это упражнение называется «шагающий паук» и повторяется до 12-го лада.

Записаться на уроки

muzshok.by

10. Бас гитара для новичков. Гаммы и практика

Летом 2001 года я встретился со своим учителем, которого не видел 20 лет. Он был лучшим басистом, которого я когда-либо слышал. На мой вопрос, играет ли он еще, он ответил, что не имеет достаточно времени для практики, чтобы делать это хорошо. Сидя рядом с ним и его замечательной женой и слушая игру, мне стало грустно, что мой учитель остановился.

Недавно я участвовал в споре на одном из басовых чатов, где обсуждались достоинства практики и джема. Я отстаивал точку зрения, что один час джема стоит 10 часов практики, поскольку вы учитесь играть живую музыку, чувствуете ритм и мелодию. Плавно спор перешел к теме гамм. Несколько человек яро отстаивали точку зрения, что для того чтобы стать лучше, надо учить все гаммы и лады и практиковать их по два часа ежедневно. Именно этот спор и подтолкнул меня к написанию урока о гаммах и практике.

До сих пор я не затрагивал тему гамм, а все внимание уделял приемам написания басовых линий и практике песен.

Если вы не можете найти 12 нот в двух местах на грифе, самое время устранить этот недостаток. Неплохим способом изучения грифа является игра песен и гамм. Старое доброе До-Ре-Ми-... отличный способ изучения мажорной гаммы.

Итак, ниже приведена мажорная гамма для тональности Ля мажор. Средний палец левой руки зажимает пятый лад струны E.

Гамма Ля-мажор

G|--------------|--------------|
D|--------------|-----4--6--7--|
A|--------4--5--|--7-----------|
E|--5--7--------|--------------|

До-Ре-Ми на A

G|--------------|--------------|
D|--------------|--------------|
A|--------4-----|--4-------4---|
E|--5---7----5--|------5-------|

Риф

G|---------------|----|
D|---------------|-4--|
A|--7------4-5-7-|----|
E|-----5-7-------|----|

Как я отмечал раньше, изучение аппликатурных шаблонов, не содержащих игры открытых струн очень важно, поскольку это дает вам независимость от тональности. Однако вы должны знать несколько гамм, включающих открытые струны. Вот, к примеру, Сол-мажор

Гамма G-мажор с открытыми струнами.

G|--------------|-----------0--|
D|--------------|--0--2--4-----|
A|-----0--2--3--|--------------|
E|--3-----------|--------------|

Не забывайте о том, что в рок музыке вместо седьмой ноты мажорной гаммы используется доминанта. Это делает гамму более простой в запоминании.


G|--------------|--------------|
D|--------------|-----4--5--7--|
A|--------4--5--|--7-----------|
E|--5--7--------|--------------|

Давайте также рассмотрим три формы минорной гаммы: натуральную, гармоническую и мелодическую. Натуральная Ля минор гамма содержит те же ноты, что и До-мажор, что означает наличие доминанты 7(G). Гармонический минор включает мажорную седьмую ноту (G#). В мелодическом миноре вместо ноты F используется F#, то есть эта гамма совпадает с Ля-мажор, за исключением третьей ноты, где вместо C# используется C.

Натуральная гамма Ля-минор. Указательный палец прижимает пятый лад струны E.


G|--------------|--------------|
D|--------------|--------5--7--|
A|-----------5--|--7--8--------|
E|--5--7--8-----|--------------|

Итак, к настоящему моменту вы должны научиться играть две гаммы в восходящем и нисходящем направлении равномерно с постоянной скоростью. Не стоит играть их быстро и зацикливаться, тратя на них часы. При игре гамм стоит обратить внимание на свою технику. Можно поработать над такими приемами, как hammer-on и pull-off. Потренировать чувство ритма. Идея заключается в том, что пока ваша механическая память работает над запоминанием аппликатуры, вы можете сосредоточить внимание на других аспектах своей игры.

Вы можете возразить, что я только что советовал вам не тратить много времени на гаммы, но теперь противоречу самому себе!

Позвольте спросить, вы чувствуете разницу между словами "учить" и "практиковаться". Вы можете выучить гамму без практики, а вот ваши пальцы - нет. Под изучением я понимаю, прежде всего, обучение пальцев.

Гаммы часто используются в песнях. Яркими примерами служат "Wild World" и "Lucky Man" где очень гармонично используется восходящая гамма.

Надо отметить и тот факт, что мелодии появляются, опираясь на гаммы (а не на аккорды). Рассмотрим, например, переход между аккордами Am7/Bm7 на стыке куплета и припева пени "Moondance". Обычно басисты не мудрят и играют прямой переход. Я решил последовать за мелодией. Определил на какой гамме построена песня, немного модифицировал ее и вот что получилось:


G|-----------7--|-9--7----7-------|--------------|-----|
D|--7--7--9-----|------10---10--9-|--7--9--7--5--|--0--|
A|--------------|-----------------|--------------|-----|
E|--------------|-----------------|--------------|-----|

Итак, теперь, когда гитарист будет хвастаться тем, что ночь напролет практиковал гаммы, вы сможете сказать, что тоже делали это, секунд 30. Изучение и практика похожи, но это не одно и то же. Вы должны знать, как играть гаммы, а практики должно быть ровно столько, чтобы пальцы были способны последовать за разумом. Однако это не значит, что вы должны по 20 минут в день уделять гаммам. Играйте песни, а в них используйте гаммы. В конце концов, это всего лишь еще один инструмент в ваших руках.

Еще раз повторю. Самое важное - уметь играть песни. Гаммы это лишь инструмент. Мне жаль тех людей, которые хвастаются, как хорошо они играют гаммы.

www.basslife.ru

бас-гитара: День 3: интервалы, гаммы на бас-гитаре

Расстояние между нотами C и G - интервал, и расстояние между нотами C и C# тоже интервал. Проиграйте эти сочетания нот, по меньшей мере в трёх местах грифа. Первый интервал является более подходящим для игры на бас-гитаре . В данном занятии мы рассмотрим наиболее важные интервалы для игры на басе.

Запомните: полутон - расстояние между двумя рядом стоящими нотами (в западной музыке), например расстояние между C и C# = 1 полутону. Между нотами E и F тоже 1 полутон. Проиграйте эти интервалы, по меньшей мере в трёх местах грифа. На вашей бас-гитаре нет E# или Fb!

Разумеется, тон - в два раза больше чем полутон и состоит из 2 полутонов. Например тонами являются интервалы C - D и E - F#. Играйте эти интервалы в трёх различных местах грифа (в дальнейшем я буду опускать эту фразу т.к. лень одно и то же писать, и вообще чем больше и разнообразнее будет ваша игра - тем лучше для вас - прим. пер.).

Определение: тональность - музыкальная структура включающая в себя ноты, связанные между собой каким-либо образом. Тональность песни обычно (но не всегда) определяется основной нотой, ключевой нотой, первой нотой в первой позиции гаммы. Ключевая нота часто называется тоникой.

Наиболее распостраненными являются мажорная и минорная гаммы.

Начиная с ноты C (До), мажорная гамма (тональности До) состоит из следующих нот: C, D, E, F, G, A, B, и C ('октава') просто, потому что пятнадцать сотен лет назад, во время темных веков так решило европейское музыкальное сообщество. Я пологаю, что это решение было основано на идеях и теории того времени. С тех пор так и повелось в западной музыке. Все музыканты использовали и используют эту устоявшуюся системы от Бетховена до Битлз или группы Сливки (если они вообще знают что такое ноты).

Замечание: В дальнейшем, когда я буду говорить о постановке пальцев на грифе, я буду называть пальца не по их названию, а по порядку: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мезинец.

Играйте гамму До мажор или C major на вашей бас-гитаре обращая пристальное внимание на расстановку пальцев (распальцовку). Также обратите внимание, что любая гамма заканчивается той же нотой, что и тоника, но на октаву выше. То есть начинаете с ноты C(До) на второй струне A(Ля) и заканчиваете той же нотой C(До), но на струне G(Соль). Помните! Гаммы играются в обе стороны (вверх-вниз)! Повторяем упражнение от забора и до обеда (шутка). Сыграйте гамму несколько раз и хватит, вы вернётесь к ней чуть позже.

 

На следующей диаграме всё представлено очень просто и наглядно.

Гамма До мажор / C major:

Палец~~~~~2~~~~~4~~~~~~1~~~~~2~~~~~4~~~~~1~~~~~3~~~~~4

Нота~~~~~~C~~~~~D~~~~~~E~~~~~F~~~~~G~~~~~A~~~~~B~~~~~C

Струна~~~~A~~~~~A~~~~~~D~~~~~D~~~~~D~~~~~G~~~~~G~~~~~G

Лад ~~~~~~3~~~~~5~~~~~~2~~~~~3~~~~~5~~~~~2~~~~~4~~~~~5

 

Другой способ представления подобной информации - таблатура или просто таб. Это очень простая и эффективная система представления струн и ладов. У табов самая большая популярность среди музыкантов. Табов в Сети великое множество и найти их несоставляет большого труда. В виде табов легко представить не только струны, ноты и зажимаемые лады, но так же и пальцевые техники (техники игры). Цифрами на струнах в табах обозначаются лады, которые нужно зажимать.

 

Таблатура гаммы До мажор:

~~~~~2~~~4~~~1~~~2~~~~4~~~1~~~~3~~~4~~~~Пальцы

G ________________________2____4___5___

D ___________2___3____5________________

A ___3___5_____________________________

E _____________________________________

 

Также, вы можете подписывать в табах ноты, которые звучат при зажатии того или иного лада, но в этом нет особой необходимости.

 

~~~C~~D~~E~~F~~G~~A~~B~~C~~~~~~~Ноты

~~~2~~4~~1~~2~~4~~1~~3~~4~~~~~~~Пальцы

G ________________2__4__5___

D _______2__3__5____________

A _3__5_____________________

E __________________________

 

Неплохо было бы вам попрактиковаться и написать несколько табов самостоятельно. Вы убедитесь, что табы поистине незаменимы, особенно если вы не владеете нотной записью.

С ноты E (Ми) начинается мажорная гамма тональности Ми. Эта гамма состоит из следующих звуков: E, F#, G#, A, B, C#, Eb, E ('октава').

Играйте эту гамму используя уже знакомую распальцовку, что и в случае с гаммой С мажор. Только начинаете вы с ноты E, на 4 полутона вышепо грифу на струне A, 7 лад, а не с ноты C. Играйте вперёд и обратно.

 

Гамма E (Ми) мажор:

Палец~~~~2~~~~~4~~~~1~~~~2~~~~4~~~~1~~~~3~~~~4

Нота~~~~~E~~~~~F#~~~G#~~~A~~~~B~~~~C#~~~Eb~~~E

Струна~~~A~~~~~A~~~~D~~~~D~~~~D~~~~G~~~~G~~~~G

Лад~~~~~~7~~~~~9~~~~6~~~~7~~~~9~~~~6~~~~8~~~~9

 

Таблатура гаммы E(Ми) мажор:

~~~~E~~~F#~~G#~~A~~~B~~~C#~~Eb~~~E~~~Нота

~~~~2~~~4~~~1~~~2~~~4~~~1~~~3~~~~4~~~Пальцы

G_______________________6___8____9__

D___________6__7___9________________

A___7___9___________________________

E___________________________________

 

Гаммы можно играть в различных местах (позициях) на грифе, при этом порядок нот не изменяется, изменяется высота звуков, зажимаемые лады и расстановка пальцев (распальцовка).

 

Например: 

Гамма E(Ми) мажор с открытыми струнами (О - означает не зажатую / открытую струну):

Пальцы~~~~O~~~~1~~~~3~~~~O~~~~1~~~~3~~~~1~~~~2

Нота~~~~~~E~~~~F#~~~G#~~~A~~~~B~~~~C#~~~Eb~~~E

Струна~~~~E~~~~E~~~~E~~~~A~~~~A~~~~A~~~~D~~~~D

Лад~~~~~~~0~~~~2~~~~4~~~~0~~~~2~~~~4~~~~1~~~~2

 

Таблатура гаммы E(Ми) мажор с открытыми струнами
(обратите ваше внимание на то, что в данном случае распальцовка - другая)

Пальцы~~0~~2~~~4~~~0~~2~~4~~~1~~2

G__________________________________________

D___________________________________1__2___

A__________________________0__2__4_________

E______________0__2____4___________________

 

Попробуйте сыграть эту гамму с обоими вариантами установки пальцев. Какой вариант на ваш взгляд легче? Я полагаю, что второй, потому что в этом случае вам не приходиться двигать кисть руки вниз на полтона для того, чтобы прижать нужный лад. Это приводит нас к основному правилу игры на бас-гитаре (у всех правил бывают исключения): вы должны расставлять свои пальцы на грифе так, чтобы в любой момент времени вы могли бы зажать любой нужный вам в ближайшее время лад без лишних вертикальных движений. Вот поэтому то у вас на бас-гитаре есть несколько струн.

 

Конец дня 3

bassguit.blogspot.com

минорные гаммы на бас-гитаре (часть 1)

И в мажорной и в минорной гамме расстояния (в полутонах) между их ступенями (шагами) всегда чётко определено и неизменно. Во всех минорных и мажорных гаммах! Подумайте над этим внимательно! Поймите это. Когда вы усвоите эту концепцию, вам не составит труда получить любую гамму на вашем басу.

Теперь переходим к еще одному важному понятию, понятию позиции ноты в гамме.

 

Позиция - уникальное место в структуре или последовательности. Позиции в гаммах нумеруются по порядку от 1 до 8.

 

Ниже представлены две часто используемых минорных гаммы:

 

A (Ля) (натуральный) минор:

Позиции~~1-ая~~2-ая~~3-я~~4-ая~~5-ая~~6-ая~~7-ая~~8-ая

Ноты~~~~~~~A~~~~B~~~~~C~~~~D~~~~~E~~~~~F~~~~~G~~~~~A

 

E (Ми) (натуральный) минор:

Позиции~~1-ая~~2-ая~~3-я~~4-ая~~5-ая~~6-ая~~7-ая~~8-ая

Ноты~~~~~~~E~~~~F#~~~~G~~~~~A~~~~~B~~~~~C~~~~~D~~~~E


Посчитайте количество полутонов между ступенями. Найдите разницу в количестве полутонов между одинаковыми позициями в мажорной и минорной гамме. За образец будем считать мажорную гамму. Так вот, минорную гамму из мажорной можно получить уменьшив третью,  шестую и седьмую ступени мажорной гаммы (поэтому и название - минор, вроде как меньше). Это очень важно запомнить! Этот подход позволит вам создавать любые другие виды гамм или ладов (лад - вид, разновидность гаммы).


Играйте E (Ми) натуральный минор и А (Ля) натуральный минор, обращая внимание на постановку ваших пальцев. Все гаммы играйте в восходящем и нисходящем порядке. Один палец - на один лад. Не спешите. Пусть каждая нота звучит отчётливо. 

 

E (Ми) (натуральный) минор:

Позиция~~1~~~2~~~3~~~4~~~5~~~6~~~7~~~8

Палец~~~~1~~~3~~~4~~~1~~~3~~~4~~~1~~~3

Нота~~~~~E~~~F#~~G~~~A~~~B~~~C~~~D~~~E

Струна~~~A~~~A~~~A~~~D~~~D~~~D~~~G~~~G

Лад~~~~~~7~~~9~~~10~~7~~~9~~~10~~~7~~9

 

Табулатура E (Ми) натуральной минорной гаммы:


G __________________________________7____9_____

D __________________7____9____10_______________

A ___7____9___10_______________________________

E _____________________________________________

 

A (Ля) натуральный минор:

Позиция~~~1~~~2~~~3~~~4~~~5~~~6~~~7~~~8

Палец ~~~~1~~~3~~~4~~~1~~~3~~~4~~~1~~~3

Нота ~~~~~A~~~B~~~C~~~D~~~E~~~F~~ G~~~A

Струна ~~~E~~~E~~~E~~~A~~~A~~~A~~~D~~~D

Лад~~~~~~~5~~~7~~~8~~~5~~~7~~~8~~~5~~~7

 

Табулатура A (Ля) гаммы натурального минора:


G _____________________________________________

D ___________________________________5____7____

A ___________________5____7_____8______________

E ___5____7____8_______________________________

 

Сравните положение пальцев гаммы Е нат. минора с положением пальцев гаммы Е мажор. Проиграйте обе гаммы несколько раз. Почувствуйте разницу в звучании и положением и порядком пальцев в этих гаммах. Обе гаммы начинаются с одной и той же ноты (тоники), далее они разнятся. Мажорная и минорная гаммы - это то, что вы будете использовать в своей игре постоянно на протяжении всё вашей музыкальной карьеры.

Гамму А нат. минор можно играть начиная с 5 лада на струне Е (Ми - самая толстая). Теперь проиграйте гамму G (Соль) нат. минор. А теперь играйте гамму F (Фа) нат. минор. Опа! Возникает один вопрос - где следует начинать играть ту или иную гамму и вообще какую именно гамму следует использовать в том или ином случае? При игре на басу, как и вообще в жизни, слово "следует" используют при ожидании какого-либо конкретного результата. Мой ответ на вопрос - "следует" играть там (имеется в виду место на грифе), где вам хочется играть. принимайте решение в зависимости от того, какой именно звук вам хотелось бы получить от инструмента. Что нужно играть зависит от того как звучание той или иной гаммы будет сочетаться с игрой других музыкантов. Вероятнее всего, сейчас вы не играете с другими музыкантами (это конечно временно), поэтому играйте гамму F нат. минор как с 1 лада струны E (Ми -самая толстая), так и с 8 лада струны А (Ля - следующая за струной Е).

Играйте как можно больше различных минорных гамм в разных частях грифа (за 12 лад пока не заходите), помните, что одну и ту же гамму можно играть в разных позициях на грифе (смотрите выше гамму F нат. минор в качестве примера).

Конец дня 5

bassguit.blogspot.com

бас-гитара: День 4: мажорные гаммы на бас-гитаре

Сравните две мажорные гаммы C мажор и E мажор:

---------------------------------------------- 

1   2   3   4   5   6   7   8 (Порядковые номера нот)

----------------------------------------------

C   D   E   F   G   A   B   C (гамма С мажор)

---------------------------------------------- 

E   F#  G#  A   B   C#  Eb  E (гамма Е мажор) 

Что вы можете сказать об интервалах (полутонах) в этих двух гаммах?

 

Проиграйте ноты каждой гаммы отдельно от других, начиная с нижней С (До), 3 лад на струне А (вторая сверху).

Тоже самое проделайте с гаммой Е мажор, начиная с ноты Е, 7 лад на струне А.

Посчитайте полутоны (1 полутон = 1 ладу на бас-гитаре). Вы легко можете обнаружить, что:

 

                         C мажор        E мажор

---------------------------------------------------------

2 полутона между нотами, C и D~~~~~~~~~ E и F#

2 полутона между нотами, D и E~~~~~~~~~~F# и G#

1 полутон между нотами,  E и F~~~~~~~~~~G# и A

2 полутона между нотами, F и G~~~~~~~~~~A и B

2 полутона между нотами, G и A~~~~~~~~~~B и C#

2 полутона между нотами, A и B~~~~~~~~~ C# и Eb

1 полутон между нотами,  B и C~~~~~~~~~~Eb и E

____

Всего: 12 полутонов в каждой мажорной гамме

Интервалы оказались одинаковыми!

Расстояния или количество полутонов (1 полутон = 1 ладу) во всех мажорных гаммах одинаковы. Это очень важная информация, которая позволяет басисту играть в любом положении и в любом ключе (делая транспонирование), всего лишь, перемещая пальца вдоль грифа баса. То же самое положение пальцев на другом ладу даст новую мажорную гамму. Ключ гаммы определяется 1ой нотой гаммы. Если первая нота гаммы G# (Соль диез) - значит это гамма Соль диез.

Транспонировать - означает менять ключ (тональность)

 

Играйте рассмотренные выше гаммы (играть гаммы нужно туда и обратно! Всегда!). Используйте одинаковые положения и очерёдность пальцев. По сути дела, вы должны лишь передвигать вашу левую руку с 3 на 7 лад и наоборот, всё остальное не должно меняться.

Игра гамм - самое скучное и нудное занятие. Но вы можете легко разнооразить процесс тренировки. Если у вас нет метронома - живо в магазин! Стоят они дёшего, обязательно купите! Включите метроном. Начните играть гаммы малыми группами нот. Например: примем ноты гаммы за последовательность 1 2 3 4 5 6 7 8 (порядковые номера). Вы можете играть гамму так: 1 2 3, 2 3 4, 3 4 5, 5 6 7, 6 7 8 - и обязательно, то же самое, только наоборот (это сложнее, но очень важно).

Когда освоете этот приём, можете придумать свои паттерны. Ноты можно играть по два раза, чередуя или прерывая повторы. Прислушайтесь к монотонному стуку метронома, у вас есть ритм - а добавьте-ка к нему своё звучание! То, что звучит хорошо - должно звучать! Определите какие группы нот (паттерны) звучат особенно хорошо, запоминайте их. В недалёком будущем они вам очень пригодятся. Гитаристы вовсю используют подобные восходящие и нисходящие последовательности нот. Саксофонисты, кстати тоже. Слушайте музыку. Пытайтесь на слух определить (сперва, хотя бы приблизительно) какие паттерны используют музыканты (не только басисты).

От переводчика 

Ваши пальцы должны научиться автоматически играть мажорную гамму. Играйте гаммы постоянно, чем бы вы не занимались (без фанатизма конечно). Например, я смотрел дома кино или ТВ программы стоя с гитарой на шее, наигрывая гаммы, причём гитару даже не нужно было подключать. Ваши пальцы должны привыкнуть к грифу и ладам, должны сами находить пути на грифе. Этого невозможно достичь без постоянных и упорных тренировок. Старайтесь играть ровно и не глядя на гриф и вашу левую руку, на ощупь запоминая положение струн и ладов.

 

Конец дня 4.

bassguit.blogspot.com

минорные гаммы на бас-гитаре (часть 2)

Проиграйте несколько мажорных и минорных гамм (разных тональностей). Просто начинайте играть с разных ладов. Играя гаммы продвигайтесь вдоль грифа баса. Обязательно отмечайте про себя какую именно гамму и в какой тональности вы играете. Это неплохое упражнение для тренировки пальцев, заодно вы выучите расположение нот на грифе.

Существует только 1 разновидность мажорной гаммы (её вы уже изучили). Зато у минорной гаммы есть целых 3 разновидности:

   1. Натуральный минор (рассмотрен в предыдущей главе)
   2. Гармонический минор
   3. Мелодический минор
  
Ступени минорной гаммы (b - означает уменьшение ноты на полтона)

Натуральный минор ~~~~1~~~2~~~b3~~~4~~~5~~~b6~~~b7~~8
Гармонический минор ~~1~~~2~~~b3~~~4~~~5~~~b6~~~7~~~8
Мелодический минор ~~~1~~~2~~~b3~~~4~~~5~~~6~~~~b7~~8

Мелодический минор называют еще "Рок" или "Роковым" минором, из-за того, что он очень часто используется в рок-музыке.

Эти гаммы кажутся простыми, но пожалуйста, сконцентрируйтесь на них еще некоторое время. Несмотря на то, что разница между ними всего в 1-2 нотах, эти небольшие изменения очень важны. Играйте эти 3 гаммы настолько быстро, насколько можете (самое главное - играйте правильно!). В процессе игры внимательно слушайте, как эти гаммы звучат. Замечайте отличия в звучании. Это хорошая тренировка для слуха.

Информация о мажорной и минорной гаммах - самое главное, что вы должны усвоить на данный момент. Эти 2 гаммы являются "строительным материалом" для 95-98% всех рок или поп песен современности.

Играйте следующие примеры гамм тональности А (Ля). Пропевайте вслух ноты, которые будете играть.


Гамма A (Ля) мажор

~~~~~A~~~B~~~~C#~~D~~~~E~~~~F#~~~~G#~~~A   ноты
~~~~~4~~~1~~~~3~~~4~~~~1~~~~3~~~~~1~~~~2   пальцы

G ________________________________1____2___
D _____________________2____4______________
A _______2____4___5________________________
E ___5_____________________________________

Гамма A (Ля) натуральный минор

~~~~~A~~~~B~~~~C~~~~D~~~~E~~~~F~~~~G~~~~A  ноты
~~~~~4~~~~1~~~~2~~~~4~~~~1~~~~2~~~~4~~~~1  пальцы

G ______________________________________2__
D _______________________2____3____5_______
A ________2____3____5______________________
E ___5_____________________________________


Гамма A (Ля) мелодический минор

~~~~A~~~~B~~~~C~~~~D~~~~E~~~~F#~~~G~~~~A   ноты
~~~~4~~~~1~~~~2~~~~4~~~~1~~~~3~~~~4~~~~1   пальцы

G _____________________________________2___
D ______________________2____4____5________
A _______2____3____5_______________________
E __5______________________________________
 
Единственная разница между натуральным и мелодическим минором заключается в том, что 6 ступень мелодического минора берётся на полтона выше (на 1 лад выше), чем у натурального минора. Но это маленькое изменение существенно меняет "ощущение" и всё звучение гаммы. В дальнейшем, вы узнаете, что эти две гаммы, хоть и различаются не сильно, но, при этом, формируют совершенно различные аккорды и гармонии.

Еще один способ игры гаммы А (Ля) минор

Положение пальцев при данном способе игры минорной гаммы является более универсальным, чем тот, который вы уже изучили.

Гамма A (Ля) мелодический минор

~~~~A~~~~B~~~~C~~~~D~~~~E~~~~F~~~~G~~~~A    ноты
~~~~1~~~~3~~~~4~~~~1~~~~3~~~~4~~~~1~~~~3    пальцы

G __________________________________________
D ________________________________5____7____
A _________________5____7____8______________
E __5____7____8_____________________________

 
Гамма A (Ля) мелодический минор

~~~~~A~~~~B~~~~C~~~D~~~~E~~~F#~~~G~~~~A    ноты
~~~~~1~~~~3~~~~4~~~1~~~~3~~~4~~~~1~~~~3    пальцы

G ________________________________________
D _______________________________5____7___
A _________________5____7___9_____________
E ___5____7____8_______\прыжок/___________

Когда вы будете играть ноту F#, вам потребуется сделать небольшой прыжок для того чтобы ваш мезинец опустился на 9 лад струны А (Ля). Потренируйтесь делать подобные прыжки, т.к. данное умение существенно пригодится вам в дальнейшем. Попробуйте использовать технику "слайд" вместо простого прыжка. Пусть ваш третий палец скользит с 7 лада до девятого (с ноты Е до ноты F#). При этом вы получите характерное для данного приёма игры звучание.

Задание: начертите на бумаге таб для оставшийся гаммы мелодического минора, не забудьте зарисовать расположение пальцев и ноты.

Конец дня 6

bassguit.blogspot.com


Смотрите также