Как играть флажолеты на гитаре


это что за музыкальный прием? Определение, техника игры флажолета на гитаре

Флажолет – это крайне важный технический элемент для любого музыканта. Как появился данный прием? На каких инструментах можно его исполнять и как научиться брать на гитаре все виды флажолетов? Какие способы для этого существуют? Давайте разберемся с этими вопросами и научимся данному приему!

Флажолет – что это в музыке?

Каждый музыкант с чего-то начинает и постепенно осваивает все новые и новые техники, которые повышают уровень его игры и качество исполнения.

Флажолет – это музыкальный прием, который выполняется на струнных инструментах. С помощью него можно получить мягкое и воздушное звучание. Такой прием позволит добавить новые краски в игру на музыкальных инструментах, звук при этом тембрально отличается от звука при полном нажатии на струну, а с точки зрения физики возникают разные колебания. Прием используется в различных музыкальных жанрах, особое внимание ему уделяется в тяжелом роке, где его исполняют на электрогитаре. Флажолеты – это излюбленный прием соло метал-гитаристов.

Инструмент, как оказалось, прекрасно подходит для исполнения этого технического элемента, поскольку позволяет усилить слабый звук флажолета, и часто используется вместе с эффектом “дисторшн”. На струнно-смычковых инструментах тембр звука при исполнении флажолета напоминает свист, на щипковых – звон.

Далее более подробно остановимся на различиях между видами флажолетов как в техническом исполнении, так и в звучании. Например, на духовых инструментах флажолеты соответствуют определенному способу игры, заключающемуся в передувании на нестандартные обертоны, что достигается сильным напряжением губ.

Из истории появления

Первым известным произведением, в котором применялась данная техника, является четвертый опус Lessonsharmonique французского музыканта Жана-Жозефа Мондонвиля.

В нем встречаются только натуральные флажолеты. С тех пор техника исполнения их совершенствовалась, появлялись новые виды, много почерпнуть можно из произведений итальянского композитора Сальваторе Шиаррино. Позже появились мультифлажолеты и даже флажолетные аккорды, которые, несмотря на название, образуются и берутся на одной струне. А в XX веке было популярно использовать флажолеты в технике игры на фортепиано, их можно услышать во многих произведениях Джоржда Крама.

Виды флажолетов

Выделяют два основных вида флажолетов – это натуральные и искусственные. Натуральные соответствуют открытым струнам, а искусственные возникают на прижатых к ладу. Если разбираться в физике процесса появления флажолета, то различий в колебаниях в зависимости от вида флажолета нет, а вот в сложности их исполнения они есть. Легче научиться выполнять натуральные флажолеты.

Помимо данного подразделения можно также классифицировать флажолеты по способу извлечения. Здесь выделяют следующие виды:

  1. Пальцевой (им может являться как натуральный, так и искусственный флажолет).
  2. Медиаторный (берется при помощи медиатора)
  3. Полуфлажолет – получаются два звука на одной струне посредством слабого касания струны, от которого остается звучать как основной тон, так и флажолет.

Кроме того, можно выделить еще один вид – это сложные флажолеты. Они представляют собой искусственные флажолеты, дополненные аккомпанементом. При их исполнении правая рука оказывается задействованной как в игре самих флажолетов, так и музыкального сопровождения к ним.

Как играть флажолеты на гитаре?

Дернув открытую или плотно зажатую струну на инструменте, можно заметить появление колебаний. Такой звук представляет собой основной тон, а звук флажолета на гитаре – это обертон, остаточный призвук, который не входит в основной тон. Колебания при этом отличны от колебаний на открытой струне. Обертон всегда выше основного тона.

Принцип флажолетов в том, что палец исполнителя, неплотно прижатый к струне, заглушает все обертоны кроме одного. Для этого важно прикоснуться пальцем именно в месте наименьшего колебания струны. Заметим, что таких мест может быть несколько.

Натуральные флажолеты на гитаре берутся при легком касании струны в местах деления, а искусственные – на плотно прижатой струне, при этом другой палец легко касается струны в интервале кварты или квинты от плотно прижатого первого пальца.

Техника натурального флажолета

Натуральные флажолеты на гитаре получится исполнить, если еле дотронуться подушечкой пальца на струне на двенадцатом, девятом, седьмом, пятом, четвертом, третьем ладах, а правой рукой при этом дернуть струну. Однако наиболее распространен этот вид флажолета на пятом, седьмом и двенадцатом ладах, поскольку именно они делят гитарную струну на равные части. Чтобы его извлечь, нужно пальцем левой руки коснуться над ладовой чертой между ладами (к примеру, пятым и шестым и далее по аналогии), при этом лад зажимать не нужно. Это сможет сделать без дополнительной подготовки любой начинающий гитарист, главное при этом не давить на струну, звук должен быть легким и мягким.

В нотах он записывается с помощью специального обозначения Fl (в советских изданиях – ФЛ), а головка ноты имеет форму ромба (для пальцевого способа) и треугольника (для медиаторного). Выглядит это так: Fl.VII (то есть здесь записан флажолет на седьмом ладу). В зарубежных изданиях используется обозначение harm (arm). Высота ноты при этом соответствует высоте звучания флажолета.

Техника искусственного флажолета

Технически данный прием осуществить сложнее, поскольку при игре натурального флажолета левая рука помогает правой, в нужный момент прекращая звучание касанием. Здесь это невозможно, поскольку она прижата к грифу. Для исполнения этого приема нужно указательным пальцем правой руки едва коснуться двенадцатого лада, а средним пальцем при этом дернуть струну, после чего нужно сразу же отпустить указательный палец и освободить струну. При исполнении нужно заглушить основной тон и слышать только обертон. В таком случае можно услышать искусственный флажолет.

Искусственные флажолеты также отображаются в нотах в форме ромба, при этом указано, на каком ладу необходимо исполнить флажолет. Особенно удобно исполнять данный прием на электрогитаре. Обозначается в табулатуре такой флажолет тремя нотами: нижняя показывает, где должна быть левая рука гитариста, также она определяет длительность звучания, средняя нота показывает, где должен прикоснуться к струне указательный палец правой руки (ромбовидная), а верхняя показывает собственно сам флажолет (ее мы слышим). В нотах написание сложных флажолетов аналогично написанию искусственных.

Медиаторный способ извлечения

Задача здесь похожая, как была и раньше. Нужно зажать лад на струне, затем дернуть ее и сразу дотронуться до нее, чтобы как бы заглушить звук. Это нужно делать либо указательным, либо большим пальцем, любой его частью. При таком способе важно не только знать и уметь исполнять технику искусственного флажолета, но и правильно держать медиатор, то есть должна быть правильная постановка рук. Как правило, именно этим способом исполняют флажолеты музыканты, играющие на электрогитаре.

Пальцевой способ извлечения

При игре перебором предыдущий метод не подойдет. Эта техника более сложная, здесь важно найти удобное положение пальцев и довести механизм выполнения флажолета до автоматизма.

Заключение

Прием флажолетов весьма непрост и, как любой музыкальный прием, требует много времени, внимания со стороны исполнителя и тренировок. Помимо гитары флажолеты активно применяют на струнно-смычковых элементах, где их можно брать также смычком, и звучание у них совсем другое. Если есть возможность, рекомендуется осваивать данный прием под руководством педагога по специальности, так процесс пойдет куда быстрее и продуктивнее.

Умение исполнять этот прием добавит всем музыкантам уверенности в себе, а применять его можно практически в любом стиле. Это позволит акцентировать внимание на своем исполнении в самых разных местах любой аранжировки.

labuda.blog

Флажолет, на гитаре

Флажолет  (ф) – звук с тембровой и своеобразной окраской.

Бывает натуральный и искусственный .
Для извлечения натурального флажолета, например на первой струне, нужно очень точно над порожком 12-го лада слегка прикоснуться  к этой же струне подногтевой частью мизинца левой руки. Далее извлечь звук  правой  рукой и одновременно плавно приподнять (снять) мизинец левой руки со струны.

Причины слабого или отсутствия звучания флажолета у новичков:

— Палец находится не точно над порожком лада;
— Слишком сильно надавливают  пальцем на струну;
— Снятие пальца происходит или слишком рано или очень поздно.

Добившись яркого и стабильного флажолета на 12 ладу,  следует все вышесказанное проделать на седьмом (7) ладу.  Добившись отличного звука и здесь , затем перейти к флажолету на пятом (5) ладу.

Перед тем как учиться извлекать искусственный флажолет, для начала сделаем себе заметку, что флажолет появляется от своеобразного деления струны пальцем левой руки на две равные  половины (12 лад), а также  различные части (7 и 5 лады).

Повторюсь, что точно над 12 ладом находится середина струны ( это натуральный октавный флажолет).  Но прижав струну на 1-ом ладу, мы тем самым середину струны сдвинем на 13-ый лад, (включаем воображение 🙂 ).

Так вот, чтобы  получить флажолет на 13 -м ладу, нужно прижать струну на первом ладу указательным пальцем левой руки , а точно над порожком 13-го лада слегка прикоснуться к  той же струне  подногтевой частью указательного (первого) пальца правой руки . При этом звук надо извлечь безымянным пальцем уже левой руки (как на фото), слегка дернув ее. Можно и мизинцем, если удобнее.

Это и был описан искусственный флажолет.
Успешных вам тренировок! 🙂

Видео: песня в которой первый куплет играется с помощью флажолета:

СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ АККОМПАНЕМЕНТА.

nagitaru.ru

Приключения натурального флажолета в мире акустической гитары

Любой музыкант постоянно должен стремиться выйти за рамки привычного и искать новые возможности своего инструмента. Нам, гитаристам, очень повезло, ведь гитара — поистине многогранный инструмент. На ней можно играть медиатором, пальцами, боем, а можно даже на мгновение отвлечься от струн и представить себе, что корпус гитары — это барабан (или даже целая барабанная установка)! Свою игру можно также разнообразить мелодическими ходами из натуральных флажолетов. Этим приемом пользуются многие гитаристы, но особенно популярен в этом плане Ленни Бро (Lenny Breau). Он играл целые каскады из флажолетов вверх и вниз по грифу, делая это без видимых усилий. Благодаря интернету, сегодня мы можем посмотреть видео, в котором Ленни рассказывает об этой технике.

Есть два типа флажолетов — натуральные и искусственные. (В области искусственных Бро достиг больших высот.) Сегодня мы поговорим о натуральных флажолетах — отправной точке для изучения этой техники.

Натуральный флажолет извлекается путем легкого касания струны пальцем левой руки над определенным ладом. При этом нота слега приглушается и звучит особым образом — это и есть натуральный флажолет. Натуральные флажолеты расположены на третьем, четвертом, пятом и девятом ладах, но сегодня мы сконцентрируемся на седьмом и двенадцатом ладах, ведь извлекать флажолеты на них легче всего, да и звучат они наиболее насыщенно. Расположите указательный палец на седьмом ладу, а мизинец на двенадцатом ладу (см. Фото 1).

Помните о том, что не нужно прижимать струну к ладу — просто прикоснитесь к струне пальцем прямо над ладом и дерните ее другой рукой. Большой палец должен находиться посередине грифа. Представьте себе, что у вас в руке свежий и еще горячий чизбургер!

Упражнения для гитары с натуральными флажолетами

Упр. 1 основано на нотах мажорной пентатонической гаммы G (G-A-B-D-E). Оно поможет вам овладеть основами этой техники.


Из нот пентатонической гаммы можно создавать прекрасные мелодии. Попробуйте, например, сыграть «Amazing Grace» с использованием флажолетов на этих нотах. Подберите мелодию на слух, начиная с флажолетов на четвертой, третьей и второй струнах на двенадцатом ладу. Возможно, вам потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть, потому что флажолет на двенадцатом ладу ниже флажолета на седьмом ладу, но постепенно вы запомните их расположение и звучание.


Упр. 2 — это мелодия композиции “Saje”.



Мы разобрались с тем, как использовать флажолеты для игры мелодий. Но ведь хочется, чтобы то, что мы играем, звучало не как простая мелодия, а как целая композиция, поэтому нам нужно добавить несколько нот, соответствующих тоникам аккордовой прогрессии, на фоне которой играется мелодия (Упр. 3). Играем ноту С на восьмом ладу шестой струны, а затем открытую шестую струну, чтобы подчеркнуть таким образом прогрессию С-Еm. Это обеспечивает мелодии определенный контекст. Послушайте аудиотрек. Когда будете играть сами, следите, чтобы каждая нота звучала как можно дольше. Примечание: я играю медиатором, используя технику переменного штриха.



А теперь давайте немного поэкспериментируем с нашей мелодией. Например, можно применить технику кросспикинга. Это придаст мелодии интересное звучание. На схеме к Упр. 4 вы увидите, как это сделать. В данном случае мы чаще играем тонику аккорда, что делает звучание живее. Четвертый палец мы располагаем на обеих струнах на двенадцатом ладу.



Теперь попробуем поиграть пальцами. Игра флажолетов пальцами дает более мягкий звук и позволяет извлекать несколько нот одновременно. Упр. 5 — это часть композиции “Pamlico Sound” с альбома Lost at Last группы Jon Stickley Trio. Здесь большим пальцем мы играем тоники аккордов G, D, C и E, а указательным, средним и безымянным пальцем — мелодию флажолетами.



Также интересно комбинировать традиционное пальцевое звукоизвлечение с флажолетами на седьмом и двенадцатом ладах и басовыми нотами. Упр. 6 написано в стиле фолк. Оно очень похоже на “Make Me a Pallet on Your Floor” Миссисипи Джона Херта (Mississippi John Hurt). Большим пальцем мы играем по шестой и четвертой струнам.


Конечно, то, о чем мы говорили в этой статье, это только начало. Надеюсь, вам понравится играть и экспериментировать с натуральными флажолетами. Это отличный и очень интересный прием, который может значительно разнообразить ваше творчество.

Оставить комментарий

gitarshkola.ru

что это такое, виды, флажолет на гитаре

Привет друзья-музыканты! Рад Вас приветствовать на нашем сайте! Недавно у нас был разговор про мензуру на гитаре и там был использован термин флажолет. И сегодня я хотел бы поговорить о нём более подробно.

Флажолет – это особый музыкальный звук, который по своей сути является обертоном для какой-то определённой ноты. Обертон всегда по звучанию выше основного звука. Также обертон можно охарактеризовать, как призвук основной ноты очень похожий на звук флейты. Само слово флажолет как раз и произошло от старого названия флейты.

Теперь рассмотрим флажолеты на гитаре. Они бывают натуральные и искусственные.

При получении натурального флажолета используется открытая струна. Для извлечения натурального флажолета нужно пальцем левой руки прикоснуться к струне, например, на 12 ладу, дернуть струну пальцами правой руки. 12 лад делит струну ровно пополам. При звучании флажолета струна колеблется «вокруг» виртуальной точки, так как мы не зажимали струну, а лишь прикоснулись. Кстати, виртуальная точка находится на струне не там, где мы зажимаем ноты (между металлическими ладами), а как раз над металлической пластиной соответствующего лада.

Флажолет на гитаре на 12 ладу

Как же делать флажолеты на гитаре? На струне есть несколько точек (или узлов), которые делят её на равные отрезки. Как раз в этих узлах и можно извлекать флажолеты. На первом рисунке изображено колебание открытой струны, далее деление струны на равные части на 12 ладу. Следующие изображения показывает, как отрезок от 1 до 7 лада делит струну на три равные части, а от 1 до 5 лада – на 4 равные части.

Несколько точек извлечения флажолетов

При искусственном флажолете мы можем применять баррэ или каподастр. Зажимаем все струны, например, на первом ладу (при этом верхний порожек у нас как бы сместился на один лад) и теперь струна пополам делится на 13 ладу, поэтому там и извлекаем флажолет. Для остальных ладов все действия аналогичны.

Если эта статья была Вам полезна, то делитесь ссылкой в социальных сетях и пишите комментарии.

Советуем также прочитать:

на Ваш сайт.

guitarprofi.ru


Смотрите также