Как играть джазовые стандарты на фортепиано


Джаз для фортепиано, который звучит классно. Что играют мои ученики

В годы моей учебы в музыкальной школе ученики-пианисты почти не играли джазовую музыку. К началу профессиональной деятельности никакого понятия об ином репертуаре кроме классического у меня не было. Лишь последние несколько лет я начала набирать джазовый репертуар по запросам взрослых учащихся.


Проверенный моим опытом репертуар делится на две категории.


- Быстрый джаз представлен пьесами, для исполнения которых нужны технические навыки и беглость (разбор при этом может быть простым).


- Медленный джаз хорош для новичков. В нем можно отлично проработать основную джазовую технику - игру свингом. О том, что такое свинг, я писала в посте, посвященном песне City of stars, которая самой последней пополнила мой репертуар медленного джаза.

Если в фортепианном анамнезе ваших учеников годы классики, чтобы джаз "пошел", у выбранных пьес должны быть близкие к классике характеристики:

1. Яркий мелодизм, возможность запомнить и спеть мелодию, желательнa известная музыка.

2. Репетитивность в пределах возможного. Чем больше повторяющихся структур, тем лучше.
3. Изложение транскрипций известных пьес не примитивное, но и не сверх-сложное.

Начну с пьесы-ванили:Милан Дворжак - Этюд N15 ля мажор. Его даже джазовым можно назвать с натяжкой. Выстроен он в высшей степени просто и грамотно, именно то, что нужно самым неопытным, чтобы начать играть не только джаз, а эстраду вообще.

Целевая аудитория:

- средним и старшим детям на быстро выучить что-то приятное без усилий.

- новичкам чтобы начать, со 2-го года регулярных занятий.

Навыки и задачи:
- знакомство с синкопой

- пение мелодии с аккомпанированием себе левой рукой арпеджиевыми цепочками.


Мои взрослые и подростки - в восторге, мотивация сильная; возможность сыграть такое перед публикой заставляет народ заниматься.
Подробно о Джазовом Этюде Дворжака - в блоге "Что играть?"

___________________________


Людмила Марченко — «Охота на моль» (Играй и хлопай в ладоши)

«Охота на моль» — уникальная джазовая пьеса для фортепиано детям на повеселиться и подурачиться, а на самом деле на быстроту реакции и координацию. Автор пьесы, как я поняла, композитор из Таганрога Людмила Марченко, но в сети сведений об этом мало.

Ноты для детей «Охота на моль» необычные. Фортепиано здесь чередуется с хлопками в ладони, как будто мы хотим прибить моль, отсюда и название пьесы. Причём сами хлопки хитросделанные: различной частоты, очерёдности, разнообразные по ритму, синкопированные.

___________________________
Джон Уильямс - Cantina Band из фильма "Звездные войны".

Пациенты: взрослые с уровнем advanced. Здесь главное - популярность. Люди моего поколения обожают этот безумный и новаторский эпизод кинематографа того времени: банда инопланетных чудищ феерично отжигает джаз на саксофонах и контрабасах. Я использую легкую аранжировку, разбор простейший, но для хорошей игры нужна беглость, фразировка и нюансы, то есть 7 классов музыкальной школы.

Разбор и скачать ноты — в блоге "Что играть?"


Оригинал:


____________________________
Манфред Шмитц - "Микки-маус".
Найден на российских сайтах месяц назад. Уровень - разный. Маленьким детям на вырост; взрослым от 3-го года добросовестных занятий; специалистам - блеснуть и зажечь. В зависимости от вашего уровня Микки-мауса можно играть (или давать играть) в двух вариантах.


1. Как написано. В быстром темпе, без свинга, выписанным ритмом.

2. Если уровень не позволяет и быстрый темп пока невыполним: играть медленно, добавив свинг. Свинг обязателен, чтобы пьеса хорошо прозвучала в медленном темпе. Без него прозвучит неестественно и заторможенно.


_____________________________

Джеральд Мартин - Honky Tonky.

Трехчастная пьеса с репризой Da Capo. В середине увлекательные басы буги с аккордами на слабую долю, на поиграть и погреметь в удовольствие. Для кого: дети после 3-го года, а взрослые после 5-6 лет добросовестных занятий. На видео играет мой ученик на концерте.

__________________________________

Когда быстрый темп - проблема, достаем из широких штанин немного медленного джаза. Здесь часто бывает наоборот: сложный разбор, но когда он осилен, есть возможность сыграть не сильно криминально и без технических усилий.

___________________________________
Владимир Косма - "Сентиментальные прогулки"

Полу-джазовая красивая медленная пьеса для фортепиано из французского фильма «Дива» (1981 год), лауреата нескольких Сезаров. На фоне этой романтической музыки главные герои фильма гуляют по дождливому Парижу. a «в дождь Париж расцветает, точно серая роза», как сказал в своем стихотворении Максимилиан Волошин.

_____________________________________________________________

Харри Уоррен - I know why из фильма "Серенада солнечной долины".


Для кого: взрослые учащиеся, ибо знают пьесу на слух. Задачи: три бемоля и сложные септаккорды в левой руке. Зато играется неторопливо, позволяет "распробовать" на слух всю красоту джазовых аккордов.

Оригинал (с 1:03)

_______________________
Скотт Джоплин - Solace.

На слух легко узнается скорее вторая часть пьесы (страница 2). Для кого: взрослые от 4-го года. Главные трудности:

- разбор тяжелый

- ритм второй части. Наложение синкопированной мелодии на несимметричный "латинский" аккомпанемент: у вас будет непреодолимое желание сыграть аккорд в левой руке на одну шестнадцатую раньше положенного. Даже мне пришлось из-за этого делать три дубля, неслыханное дело.

_______________________________

Джордж Шеринг - Lullaby of birdland.

Целевая аудитория примерно та же, что и у Джазового этюда Дворжака, с которого начинался пост.

- средним и старшим детям на быстро выучить что-то приятное без усилий.

- новичкам чтобы начать, со 2-го года регулярных занятий.

Навыки и задачи:

- знакомство с септаккордами и их обращениями

- пение известной мелодии с аккомпанированием себе левой рукой.

- тренировка в игре свингом, когда он не выписан.

_____________________________________
Джордж Гершвин - Summertime. Две версии.


- Более сложная версия с аккордами в правой руке вместе с мелодией и выписанным свингом. Форма: куплет (страница 1) и вариация на куплет импровизационного типа. Для кого: взрослые после 3-го года.

10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий

Аккордовая прогрессия – это последовательность аккордов, сыгранных друг за другом с определенной продолжительностью. На этой странице ты сможешь найти 10 самых популярных в джазе аккордовых прогрессий, список песен, использующих данную прогрессию, и список гитаристов, которые эти песни исполнили.

В этом уроке ты научишься распознавать эти прогрессии с точки зрения римских цифр, указывающих позиций, что позволит тебе быстро транспонировать их в другие тональности и исполнить эти прогрессии на гитаре.

Очень важно, чтобы ты научился распознавать эти классические прогрессии аккордов и практиковался в импровизации поверх них. Поэтому хватай свою гитару, отыщи свой усилитель и приступай к изучению 10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий!

 

 

1. Аккордовая прогрессия ii V I мажор

 

| iim7  | V7 | Imaj7   | % 

| Dm7 | G7 | Cmaj7 | %

 

Данная прогрессия без сомнений является самой популярной аккордовой прогрессией в джазе. Я не собираюсь давать тебе лист песен и исполнителей, которые использовали эту прогрессию, потому что джазовый стандарт без нее просто немыслим. Некоторые прогрессии аккордов (джазовые стандарты) являются чем-то большим, чем серия повторений ii V.

Можно найти несчетное количество мелодий во всех 12-ти тональностях, с множеством разных ритмических и гармонических изменений. Именно поэтому данная прогрессия – это лучшее место, чтобы начать работу над расширением и упрочнением своего репертуара джазовых прогрессий аккордов.

Ниже приведены два примера игры данной прогрессии в тональности C.

 

 

 

 

 

 

2. Аккордовая прогрессия «Rhythm Changes»

 

| Imaj7         vim7 | iim7          V7 | iiim7          VI7 | iim7        V7

| Cmaj7       Am7 | Dm7         G7 | Em7           A7 | Dm7       G7

 

Прогрессия «Rhythm Changes» является типом аккордовых прогрессий, которая использует те же замены аккордов, которые использовались в песне «I've Got Rhythm», написанной Gershwin в 1930 году. Люди начали использовать эту прогрессию на концертах, и множество разных мелодий появились благодаря этим аккордовым заменам.

 

Список стандартов, которые используют данную прогрессию.

Песня                               Исполнитель

Moose the Mooche            Pat Metheny 

Shaw Nuff                         Barney Kessel 

Cheek to Cheek                George Van Eps 

Mean to Me                      Barney Kessel 

Isn't It Romantic                Tal Farlow 

Long Ago and Far Away    Earl Klugh

  

Будучи построенной вокруг прогрессии I-vi-ii-V с незначительными различиями между первыми и вторыми двухтактовыми фрагментами, эта прогрессия аккордов может быть обманчиво простой, из-за чего многие гитаристы изучают ее поверхностно. Но те, кто погрузится и изучит эти изменения более детально, смогут выучить новые творческие пути построения аккордов и достигнут нового уровня в творчестве.

Ниже приведены два примера, которые помогут тебе начать.

 

 

 

 

 

 

3. Нисходящая ii V I аккордовая прогрессия

 

| Imaj7  | % |(iim7 | V7) | Imaj7   | % |(iim7    | V7) | Imaj7

| Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7

  

Данная прогрессия аккордов тоже очень распространена. В ней содержатся 2 модуляции: фрагмент начинается в тональности C мажор, затем переходит в тональность Bb мажор в 3 такте, а в 7 такте переходит в тональность Ab мажор.

 

Песня                        Исполнитель

How High the Moon     Joe Pass 

Tune Up                     Wes Montgomery 

Cherokee                   Tal Farlow 

Joy Spring                 Joe Pass 

One Note Sambe       Charlie Byrd 

Solar                         Pat Metheny

 

Нисходящая мажорная ii V I аккордовая прогрессия - это часто используемая гармоническая схема, которая может оказаться своего рода хитростью, когда впервые учишься ориентироваться в этих аккордах.

Когда сталкиваешься с нисходящими гармоническими примерами, многие просто повторяют одинаковые аккорды, спускаясь на два лада для перехода в новую тональность. Пока это происходит, опытные гитаристы найдут способы, чтобы подняться вверх по грифу, обеспечив хороший гармонический контраст.

Далее приведены два примера того, как ты можешь отрабатывать эту прогрессию.

 

 

 

 

 

4. Прогрессия с проходящими аккордами Dim7

 

| Imaj7           #I°7 | iim7           #II°7 | iiim7         VI7

| Cmaj7         C#°7 | Dm7        D#°7 | Em7           A7

  

Песня                                     Исполнитель

Cherokee                                Tal Farlow 

Have You Met Miss Jones        Kenny Burrell 

Joy Spring                              Joe Pass 

But Beautiful                           Lenny Breau 

Ain't Misbehavin'                     Django Reinhardt

 

Аккорд Dim7 используетсядлясоединенияаккордов Imaj7 и iim7, атакже iim7 и iiim7. Он часто используется джазовыми гитаристами как гармонический метод украшения композиции.

Не только аккорды Dim7, но и хроматическая линия баса помогает создать гармоническое напряжение в гармонии, которое разрешается аккордами iim7 и iiim7 в последующую сильную долю такта.

Ниже приведены два примера, которые ты можешь использовать для отработки данной прогрессии.

 

 

 

 

 

5. Прогрессия «Take the A Train»

 

| Imaj7  | % | II7  | % | iim7 | V7  | Imaj7  | % 

| Cmaj7 | % | D7 | % | Dm7 | G7 | Cmaj7 | %

  

Песня                              Исполнитель

Take the 'A' Train              George Benson 

The Girl from Ipanema       Charlie Byrd 

Desafinado                       Charlie Byrd 

Mood Indigo                     Kenny Burrell

 

Эта прогрессия, характерная черта которой заключается в «прохладном» звучании аккорда II7, чаще всего ассоциируется с классической композицией «Take the A Train» авторства Duke Ellington.

Движение от аккорда Imaj7 к II7 и, далее, к iim7 часто можно слышать во множестве разных мелодий на гитаре, включая классическую Bossa Nova композицию «Girl From Ipanema». Поэтому над ней стоит работать, как с точки зрения аккомпанемента, так и с точки зрения игры соло.

Ниже приведены два примера данной прогрессии.

 

 

 

 

 

6. Прогрессия от I к IV

 

| Imaj7  | (iim7         V7) | IVmaj7

| Cmaj7 | Gm7         C7 | Fmaj7

  

Песня                                            Исполнитель

Satin Doll                                        Tal Farlow 

Cherokee                                       Tal Farlow 

Joy Spring                                      Joe Pass 

Have You Met Miss Jones                Kenny Burrell 

There Will Never Be Another You      George Benson

  

Все, кто играл блюз, знают, что движение от аккорда I к аккорду IV является распространенным «джазовым» гитарным ходом. Несмотря на то, что ты можешь быть знакомым с этой прогрессией с точки зрения блюза, ты также можешь применить данную прогрессию в мажорной тональности, как в примерах ниже.

Работа над этими примерами в различных тональностях поможет тебе прочувствовать эту прогрессию своими ушами и пальцами, что позволит тебе уверенно использовать ее на выступлениях и репетициях.

 

 

 

 

 

7. Прогрессия от IV к iv

 

| Imaj7  | I7  | IVmaj7 | ivm7 | iiim7VI7 | iim7V7 | Imaj7 

| Cmaj7 | C7 | Fmaj7 | Fm7 | Em7A7  | Dm7G7 | Cmaj7

  

Песня                                              Исполнитель

Moose the Mooche                            Pat Metheny 

Shaw Nuff                                         Barney Kessel 

All of Me                                          George Benson 

All the Things You Are                       Pat Metheny 

There Will Never Be Another You        George Benson

  

Главное в изучении данной прогрессии – это понимание движения от аккорда IVmaj7 к аккорду ivm7.

Она использована множеством композиторов и импровизаторов, а также поп-музыкантами, такими как the Beatles. Гармоническое движение от IV к iv является одним из самых важных для джазового гитариста, как с точки зрения аккомпанемента, так и соло.

Данные примеры помогут тебе начать работать с данной прогрессией.

 

 

 

 

 

8. Прогрессия песни Rhythm Changes (фрагмент перед припевом)

 

Как мы видели ранее, «Rhythm Changes» - это мелодия с классическим звучанием и узнаваемой аккордовой прогрессией. Фрагмент песни перед припевом, характеризуется четырьмя септаккордами, которые двигаются вверх по 4-м ступеням при каждой смене аккордов. Хотя здесь всего лишь 4 аккорда, эта прогрессия является весьма хитрой, потому стоит ее изучить.

Следующие примеры помогут тебе приступить к ее изучению.

 

 

 

 

 

9. Минорная прогрессия ii V I

 

Как и ее мажорная родственница, минорная прогрессия ii V I является основой множества мелодий от множества композиторов и импровизаторов.

Благодаря интересному аккорду 7alt, данную прогрессию будет несколько сложнее освоить, чем мажорную версию, которую мы изучали ранее. Именно поэтому очень важно продолжать развивать свой багаж за счет данной прогрессии даже опытным музыкантам.

Как всегда, ниже приводятся два примера, чтобы помочь тебе начать.

 

 

 

 

 

10. Прогрессия из песни «Stray Cat Strut»

 

Данный минорный оборот, который ты можешь услышать в классической мелодии «Stray Cat Strut», должен знать каждый джазовый гитарист. С характерной линией баса, простым, но эффективным гармоническим движением и ощущением раскачки, эти четыре аккорда могут добавить остроты к любому простому минорному обороту.

Как обычно, два примера.

 

 

 

 

 

Для тех из вас, кто хочет знать больше о джазовых прогрессиях аккордов и музыкальной теории, я настоятельно рекомендую книгу «The Jazz Theory Book» авторства Mark Levine.

 

  

Источник: www.jazzguitar.be

Социальные кнопки для Joomla

Джазовая гармония. Основы джаза

Джазовая гармония выступает одним из основополагающих компонентов, помогающих исполнителю развиваться профессионально и содействующих его становлению в джазовой музыке. Она подразумевает под собой гармонизацию самой мелодии, басовой линии, расшифровку аккордовой «цифровки».

Цель джазовой гармонии сходна с классической. Это прежде всего базирующаяся на единых общелогических правилах жанра гармонизация мелодии. Вместе с этим джаз основывается и на импровизации, поэтому знание основ гармонии добавит стилю импровизатора новые оттенки и штрихи.

Она представляет собой композиторскую зарисовку, задумку, которая не предполагает дополнительных толкований и аккордовых обозначений. Для фортепианной партии в музыке Чика Кореа, Боба Джеймса, Джо Сэмпла подобное изложение материала весьма распространено.

Понятие гармонии в джазе

Гармонические структуры аккордики в ходе эволюционного развития джазовой гармонии поэтапно усложнялись. Сначала это были трезвучия, септаккорды, затем – 5-6 голосные аккорды.

Представление аккордов в виде цифровых и буквенных символов сильно похоже на игру исполнителей на клавесине так называемого цифрованного баса во времена венских классиков. Выписывая бас в партии инструмента, сверху указывали циферно-буквенное аккордовое обозначение. Остальная часть дополнялась музыкантами в джазовом оркестре, которые придерживаются определенного стиля, не противоречащего авторской идее. Такие партии в основном соответствуют инструментам аккомпанемента - клавесину, фортепиано. В эстрадно-джазовых пьесах та же гармоническая последовательность схожа.

Джазовая гармония - это теория и практика того, как аккорды используются в джазовой музыке. Джаз имеет определенное сходство с другими практиками в традициях западной гармонии, например, аккордовые последовательности и использование мажорной и минорной гаммы как основы для конструкции аккордов.

Музыкальные инструменты

Фортепиано и гитара - это два инструмента, которые обычно обеспечивают гармонию для джазового оркестра. Разумеется, исполнители имеют дело с гармонией в режиме реального времени, протекающим в импровизационном контексте. Это одна из самых больших проблем в джазе.

Импровизация - один из наиболее часто упоминаемых и основополагающих аспектов джазовой исполнительской практики в сфере музыке, и это небезосновательно. Джазовые музыканты делают большую часть своей работы спонтанно, позволяя окружающей обстановке влиять на то, что они играют. Подробная информация о тембре, ритме, даже о том, какие ноты играть и когда, оставляются на усмотрение отдельного исполнителя, и варьируются от выступления до выступления в гораздо большей степени, чем в классической музыке, роке и практически любых других западных традиций.

Ожидается, что во время джазовой импровизации солист будет иметь полное представление об основах гармонии, а также свой собственный уникальный подход к аккордам и их связи с гаммами. Личный стиль состоит из этих строительных блоков и ритмической концепции.

Гармония и мелодия образуют очень важное партнерство. В джазовой песне гармония работает на нескольких уровнях:

  1. Гитарист или пианист играет аккорды - комбинации нот, которые гармонируют друг с другом по-разному.
  2. Певец или саксофонист добавляет мелодию поверх аккордов. Так мелодия гармонирует с аккордами.
  3. Басист ведет свою линию музыки под аккорды и основную мелодию, добавляя еще один уровень гармонии.

Джазовая гармония на гитаре не имеет различий с другими инструментами, но на ней не удастся исполнить классические блюзовые аккорды, боксы гамм и пентатоник. Чтобы овладеть навыками гармонии на гитаре, музыканту требуется укрепить свои знания в джазовой теории, которая довольно своеобразна и в некотором смысле не согласовывается с общепринятой.

Джазовые музыканты

Джазовые исполнители также используют гармонию как основной стилистический элемент. Открытая ступенчатая гармония характерна для музыки Маккоя Тайнера, в то время как быстро сменяющиеся тональные центры стали главной отличительной чертой среднего периода работ Джона Колтрейна.

Хорас Сильвер, Клэр Фишер, Дэйвид Брубеки, Билл Эванс - это пианисты, чьи композиции наиболее типичны для насыщенного аккордами стиля, который ассоциируется с джазовой гармонией на фортепиано.

Джо Хендерсон, Вуди Шоу, Вэйн Шортер и Бенни Голсон не являются пианистами, однако они четко понимают роль гармонии в композиционной структуре и настроении мелодии. У этих композиторов (включая Диззи Гиллеспи и Чарльза Мингуса, которые нечасто записывались как пианисты) есть музыкальность, основанная на аккордах фортепиано, даже если они не используют клавишных инструментов в выступлении.

Джазовое пение

В джазовом вокале ключевую позицию занимают безупречное чувство ритма и гармонии, подвижность голоса. Джазовый вокалист должен ощущать конструкцию мелодии. Задача его состоит в том, чтобы не отходя от основной гармонии, показать свое видение мелодической темы, видоизменив ее по своему усмотрению. В настоящее время джазовый и эстрадный вокал довольно тесно связаны друг с другом, так как в популярной эстрадной музыке много элементов джаза. Мощный голос с широким рабочим диапазоном, высокоразвитый мелодический и гармонический слух отличают профессионального джазового вокалиста.

Практика игры на музыкальном инструменте - это отличный метод развития гармонического слуха и мышления. Музыканту необходимо проработать стандартные гармонические последовательности в различных тональностях и проанализировать весь гармонический материал.

Буквенные обозначения

Базой для джазовой гармонии служит мажорно-минорный лад и европейская функциональная система. Любому джазовому импровизатору необходимо разбираться и понимать обозначения, которые используются в гармонии. Для наименования аккордов используют буквы, цифры и знаки.

Заглавные латинские буквы указывают на:

  1. Мажорное трезвучие, которое построено от данного звука.
  2. В случае написания с цифрой или знаком - основной тон (приму) аккорда.

Малая буква m около заглавной указывает на то, что аккорд минорный.

Сокращения

Сокращение maj или буква М указывают на то, что большая септима добавляется к мажорному трезвучию.

Сокращение dim означает уменьшенный септаккорд.

Цифровые обозначения

  • 6 - большая секста, прибавленная к мажорному/минорному трезвучию;
  • 7 - малая септима, прибавленная к мажорному/минорному трезвучию;
  • 9 - прибавленная большая нона;
  • 9maj - большая нона, прибавленная к большому мажорному септаккорду;
  • 9/6 - прибавленные большие секса и нона;
  • 11 - прибавленные к мажорному или минорному трезвучию малая септима/ большая нона/чистая ундецима;
  • 13 - прибавленные к трезвучию малая септима/большая нона/чистая ундецима/большая тердцецима.

Знаки ♭ и # справа от буквы указывают на понижение/повышение аккорда на полтона и называются знаками альтерации. Они также могут указывать на пониженную/повышенную квинту, септиму, нону, ундециму или тердециму, когда расположены около цифры.

Аккорды

Как правило, аккорды в джазовой гармонии размещены вертикально большими и малыми терциями, хотя распространены и чистые кварты.

В классической гармонии названия аккордов, обычно рассматриваемых в контексте лада, исходят от ладовых функций и ступеней: доминантовый септаккорд (D7), квинтсекстаккорд второй ступени. Джаз оперирует термином основной ноты. Это значит, что аккорд получает название в зависимости от того звука, который был использован при его построении: ре-минорный септаккорд (Dm7), фа большой мажорный септаккорд ( Fmaj7). При этом название не зависит от ладовой функции.

Также джазовая музыка поддерживает определенные гармонические последовательности и включает в себя интервалы, такие как ноны, ундецимы и тердецимы.

Септаккорды

Джазовая гармония отличается тем, что использование септаккордов в качестве основной гармонической единицы здесь чаще, чем трезвучий в основном в классической музыке.

На практике в джазе обычно распространены четыре основные группы аккордов, к ним добавляется малый септаккорд. Септаккорд - это аккорд из 4 звуков, которые располагаются по терциям. У одного уменьшенная септима, у трех - малая септима, у трех - большая септима.

Основные септаккорды:

  • минорный;
  • мажорный;
  • большой минорный;
  • доминантный.

Общее эмпирическое правило состоит в том, что альтерированные аккорды включены тогда, когда альтерации появляются в мелодии или имеют решающее значение для сущности композиции.

Аккорды могут содержать более чем 4 ноты. Например, аккорд до-диез С#9 включает ноты до, ми-бемоль, соль, ля, ре.

Эти аккорды могут иметь альтерации, указанные в скобках после аккордного символа. Существует огромное разнообразие в аккордных символах, использующихся в джазовой нотации.

Система именования джазового аккорда детерминирована так, как этого пожелает композитор.

Таблица символьных обозначений аккордов

Символьное обозначение

аккорда

Ноты Название аккорда
CΔ, CM7, Cmaj7 C E G B Большой мажорный септаккорд
C7 C E G B♭ Доминантный септаккорд
C-7, Cm7 C E♭ G B♭ Малый минорныйсептаккорд
C-Δ7, CmM7, C⑦ C E♭ G B Большой минорный септаккорд
C∅, Cm7♭5, C-7♭5 C E♭ G♭ B♭ Полууменьшенный септаккорд
Co7, Cdim7 C E♭ G♭ B♭♭ Уменьшенный септаккорд

Тритон

Тритон, или тритоновая замена - прием, встречающийся в основном в джазовой гармонии. При этом один аккорд заменяется другим, расположенным на три тона выше или ниже, при том, что функциональное значение такого аккорда сохраняется.

Задержание в аккордах

Основы джаза включают понятие «задержание», которое пришло в джаз из классической гармонии, но в классике - это то, как формируется мелодическая линия, а в джазе - как строится аккорд. Он заключается в том, что кварта используется вместо терции аккорда, являясь как бы «задержанным», неразрешенным в терцию звуком. Итогом становится формирование нового аккорда, который имеет собственное цифро-буквенное обозначение. Примером может послужить аккорд С9sus, который можно записать и более просто - С/Gm7.

Отличия от классической гармонии

Существует множество отличительных черт джазовой гармонии для чайников, которые помогут новичкам разобраться с практикой джаза.

  1. Вместо трезвучий (как в классической гармонии) наиболее распространены септаккорды и нонаккорды, а вместо септаккордов - ундецимы и терцдецимы.
  2. Частое используются альтерации, в том числе и противоречивые альтерации в одном и том же аккорде.
  3. Большое количество диссонансов: тритонов, септим, нон, секунд. При этом диссонирующие интервалы не должны быть заглушены голосами. Можно расположить аккорды так, чтобы в партии левой руки пианиста звучали в преобладании септимы. Вместо ступеней тональности используются отклонения и модуляции.
  4. Можно играть ходы параллельными интервалами или целыми аккордами, так как в джазе довольно распространены параллельные кварты, квинты, септимы и децимы, особенно в басах. Хорошее звучание добавят параллельные секстаккорды, септаккорды и нонаккорды.
  5. Удваивание тонов аккордов при необходимости.
  6. В мелодии могут не присутствовать аккордовые звуки. Отвлеченные пассажи сделают композицию более смелой и интересной.
  7. В джазовой гармонии одну из важнейших ролей играет басовая партия, поэтому линия баса должна быть выразительной, мелодично-протяжной. Там можно добавлять свинг, форшлаги, различные исполнительские приемы, например стаккато, когда звуки исполняются отрывисто, или маркато. Свинг подчеркнет мелодию тем что тона сложного аккорда не берутся одновременно. Таким образом, аккорд воспринимается частично, что делает возможным услышать каждую его черту.
  8. Тремоло делает акцент на нужном аккорде.
  9. Аккорд рекомендуется дополнять тонами (секстами и квартами).

В классической гармонии музыкант концентрируется на том, чтобы передать нотный текст по традициям классической школы, не изменяя его. Однако джазовый исполнитель состоит в непрерывном творческом поиске в области гармонии. В этом и заключается кардинальное расхождение. В джазе каждое проигрывание музыкального материала в контексте гармонии имеет различия с исходным материалом, но в то же время изменяется не сама мелодия, а гармония. В этом случае не изменяется авторский посыл. Креативные замыслы и воображение музыканта обеспечивают широкий спектр альтернатив таких видоизменений.

Джазовое фортепиано — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Джазовое фортепиано — собирательный термин для техник, которые применяют пианисты играя джаз. В расширенном смысле слово может употребляться и для таких же техник игры на любом другом клавишном инструменте. Фортепиано было неотъемлемой частью джазового стиля с самого начала, и соло и в составе ансамбля. Его роль одна из самых многогранных, в значительной степени из-за объединённой мелодичной и гармонической природы инструмента. По этой причине фортепиано важный инструмент в понимании теории джаза и аранжировок для джазовых исполнителей и композиторов. Наряду с гитарой, а также вибрафоном и другими клавишными, фортепиано — один из немногих инструментов в инструментальном джазовом ансамбле, который может играть аккорды, а не только отдельные ноты, как саксофон или труба.

  • Metaphors For The Musician от Randy Halberstadt: ознакомление с практически всеми аспектами джазового фортепиано
  • Jazz on Piano — портал и блог посвящённый секретам джазового фортепиано
  • DailyImprov.net — примеры сольных джазовых импровизаций на фортепиано

Джаз для фортепиано — ЧТО ИГРАТЬ?

В годы моей учебы в музыкальной школе в России ученики-пианисты почти не играли джазовую музыку для фортепиано. Джазовые ноты для фортепиано были редкостью в школьных библиотеках. К началу профессиональной деятельности никакого понятия об ином репертуаре кроме классического у меня не было. Лишь последние несколько лет я начала набирать джазовый репертуар по запросам взрослых учащихся.

Проверенный моим опытом репертуар делится на две категории.

  • Быстрый джаз представлен пьесами, для исполнения которых нужны технические навыки и беглость (разбор при этом может быть простым).
  • Медленный джаз хорош для начинающих и среднего уровня фортепиано. В нем можно отлично проработать основную джазовую технику — игру свингом. О том, что такое свинг, я писала в рубрике, посвященной песне City of stars из фильма Ла Ла Ленд, которая самой последней пополнила мой репертуар медленного джаза.

Преподаватели! Из моего опыта скажу следующее. Если в фортепианном анамнезе ваших учеников годы классики, нужно время, чтобы джаз «пошел». У выбранных пьес должны быть близкие к классике характеристики:

  • Яркий мелодизм, возможность запомнить и спеть мелодию, желательна известная музыка.
  • Репетитивность в пределах возможного. Чем больше повторяющихся структур — чем меньше импровизационных элементов языка — тем лучше. При том, что я вас понимаю! — от импровизационного текста сложно отказаться, именно он сообщает пьесе ее «джазовый уровень» и красоту, если так можно выразиться.
  • Изложение транскрипций известных пьес не примитивное, но и не сверх-сложное.

Мой джазовый преподавательский репертуар пополняется регулярно с помощью поисковых мероприятий в интернете. Откопав во время моих рейдов очередную классную несложную музыку для учащихся, я с грустью думаю, что времени не хватит, чтобы это все классное моим пианинщикам сыграть.

В рубрике предложены :
— композиторские легкие джазовые пьесы или обработки известной джазовой музыки, которые уже играли мои ученики;
— новые пьесы, найденные во время рейдов в интернете, которые собираюсь дать.

NEW! Манфред Шмитц – Меланхолический романс

Арно Бабаджанян – Ноктюрн (транскрипция для фортепиано М.Шаровой)

Франсис Лей – “13 дней во Франции”

Рэнди Ньюман – Поезд (музыка к фильму “Рэгтайм”, 1981)

Джерри Херман – “Хеллоу, Долли!”, несложные ноты с пальцами

Жозеф Косма — “Осенние листья” (Autumn leaves / Les feuilles mortes)

Хенрик Кузняк — Рэгтайм («Ва-банк», 1981)

Людмила Марченко — “Охота на моль” / “Baby loves jazz”

Джордж Гершвин — Summertime. Две версии для фортепиано

Милан Дворжак – Джазовый этюд 15 ля-мажор

Джон Уильямс – Cantina Band для фортепиано, “Звездные войны”

I wonder as I wander – Джазовые обработки Марты Майр

Sing we now of Christmas – Джазовые обработки Марты Майр

Владимир Косма – Сентиментальные прогулки

Гато Барбьери – Последнее танго в Париже

Юрий Весняк – Очарование (джаз-вальс)

City of stars из фильма Ла Ла Ленд

Cсылка на мою статью с репертуаром на другом ресурсе.

Я в соцсетях :

  

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Как играть в джаз на фортепиано или клавиатуре - манекены

Если есть один особый музыкальный стиль, который охватывает все, что может сделать фортепиано, это джаз , Празднованный многими как величайшая форма искусства Америки, джаз является королем, когда речь идет о интересных гармониях аккордов, изменении ритмов и импровизации. Легендарные джазовые пианисты, такие как Билл Эванс, Арт Татум, Бад Пауэлл и многие другие, взяли эти элементы и добавили их в классические песни, чтобы сделать их немного более интересными.

Истинный дух джаза всегда был импровизацией, что делает определение фактического строительства джаза самым сложным. Цель в джазе - создать новую интерпретацию установленной пьесы (называемой стандартом ) или построить на основе установленного музыкального произведения, изменив мелодию, гармонию или даже подпись времени. Это почти похоже на джаз, чтобы сломать прочь из формы.

Ближайший способ определить, как устроен джаз, - взять основную идею за вокализацию блюза - вокалы вокала и ответа - и заменить голоса различными инструментами которые составляют джазовый звук: латунь, бас, перкуссия (в том числе фортепиано) и духовые инструменты, а также более недавнее включение электрогитары. Например, в джазовом исполнении Диксилэнд музыканты по очереди играют главную мелодию на своих инструментах, в то время как другие импровизируют

контрмелоды, или контрастные второстепенные мелодии, которые следуют на заднем плане.

Один предсказуемый элемент музыки в джазовом жанре - исключая

свободный джаз, , где нет реальных различимых правил, но используется джазовая аппаратура - это ритм. Вся джазовая музыка, за исключением бесплатного джаза, использует четкие, регулярные ритмы и сильно пульсирующие ритмы, которые можно услышать по всей музыке. Jazzing it up

Все легендарные джазовые пианисты время от времени используют проверенные музыкальные трюки, чтобы освежить вещи. Захватите эти трюки самостоятельно:

Подмены

Джазовый стандарт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Джазовый стандарт (англ. jazz standard), также эвергрин (англ. evergreen) — музыкальное сочинение как часть общеизвестного джазового репертуара. Джазовый стандарт — чаще всего популярная песня, реже инструментальная пьеса — используется джазменом как основа для индивидуальной или ансамблевой обработки, в условиях спонтанного музицирования либо в студии звукозаписи. Количество джазовых стандартов точно не установлено (несколько сот пьес).

Джазовый стандарт реализуется музыкантом-солистом или джазовым ансамблем (при спонтанном ансамблевом музицировании музыкальную пьесу-прототип должны знать все участники ансамбля). В ходе обработки джазмен варьирует (обычно в сторону усложнения) не только тему (мелодию), но и гармонию, ритм, фактуру и другие элементы пьесы-прототипа, которые он индивидуально выделяет как наиболее характерные. В некоторых случаях при обработке тема может вовсе не звучать, а джазовый стандарт опознаётся знатоками и ценителями джаза по характерным гармониям, фактурным оборотам (например, basso ostinato), ритмическому рисунку и т.п.

Некоторые джазовые стандарты написали джазмены, но большинство их — популярные песни 1920-х — 1940-х гг., выпущенные нью-йоркскими издательствами Tin Pan Alley, песни из бродвейских мюзиклов, из голливудских и европейских кинофильмов[1]. Позже стандарты стали приходить из академической музыки, латиноамериканской босса-новы, музыки популярных групп (например, «Битлз»). Знать наиболее ходовые стандарты считается в среде джазменов обязательным. Издаются специальные сборники стандартов, так называемые jazzbooks и realbooks.

Ниже следуют избранные джазовые стандарты в хронологическом порядке (указаны только композиторы, поскольку стихи не являются предметом джазовой обработки).

  • Friedwald W. Stardust melodies. New York: Pantheon Books, 2002. 416 pp. (подробный анализ и история интерпретаций 12 джазовых стандартов)
  • Gioia T. The Jazz Standards: A guide to the repertoire. New York: Oxford University Press, 2012. 528 p. ISBN 978-0-19-993739-4.


Смотрите также