Как играть джаз на гитаре для начинающих


Знакомство с джазовой гитарой | Гитаршкола

Эту статью и видео к ней гитарист и преподаватель музыки Джон Хьюзенстамм (John Heussenstamm) посвятил джазовой гитаре. Хьюзенстамм — автор и соавтор большого количества популярных книг и видеокурсов, вышедших в рамках крупных музыкальных издательств. Его ролики на YouTube набирают более 10 миллионов просмотров. Джон также дает уроки в режиме онлайн через сайт Lessonface.

Как вы думаете, сколько на свете пианино? Миллионы, так ведь?

И у любого из них гамма С мажор (или А минор) — это белые клавиши.

Видимо, она играет очень важную роль, иначе такой инструмент не существовал бы. Джазовому гитаристу нельзя забывать об этом. Обязательно нужно хорошенько разобраться с диатонической гаммой С мажор во всех возможных позициях и понять наконец, насколько она важна.

Я уже давно преподаю игру на гитаре и часто сталкиваюсь с тем, что начинающие гитаристы не уделяют этому моменту должного внимания, потому что считают, что это скучно и совсем не похоже на тот экстремальный джаз, который они так хотят играть.

Но ведь практически вся музыка этого мира основана на этой гамме! Все, что мы узнаем, изучая ее, применимо также и к нестандартному, альтернативному звучанию. Вам будет гораздо легче разобраться с более сложными гаммами, если вы поймете, как работают основополагающие гармонии.

В трех примерах на рисунке ниже я привел разные аппликатуры, позиции и варианты мелодии для гаммы С мажор. Знать и уметь играть гаммы в нескольких позициях очень полезно. Почему? Да потому что все мы — люди и, к сожалению, время от времени нам приходится сталкиваться с некоторыми физическими ограничениями.

Есть мелодии, которые — для удобства исполнения — требуют определенной позиции. Я — преподаватель, и моя задача не в том, чтобы показать вам, что играть, а в том, чтобы показать вам, как играть то, что Вы могли бы сыграть, если бы хорошо знали разные позиции одной и той же гаммы. Сначала досконально изучите расположение нот и лишь потом принимайтесь за сочинение фраз и мелодий! А знаете лучший способ выучить ноты на грифе? Это наклейки на лады грифа с названиями нот. Купить можно в магазине guitarsticker.

Джазовые гитаристы часто играют октавами. Послушайте, например, как это делает Уэс Монтгомери (Wes Montgomery) или Джордж Бенсон (George Benson). Игра октавами — неотъемлемый атрибут их стиля и звучания.

К упражнению, приведенному ниже, я часто прибегаю, чтобы помочь своим ученикам научиться этой технике.

Расстояние между нотами с интервалом в октаву на пятой и шестой струнах составляет два лада. Расстояние между нотами с интервалом в октаву на третьей и четвертой струнах составляет три лада. В упражнении представлена восходящая последовательность нотных пар (октав) с интервалом в кварту. Например: A B C D = 1 2 3 4. Интервал от первой ноты (А) до четвертой ноты (D) — это и есть кварта.

Чтобы играть октавы на гитаре чисто, нужно глушить незадействованные струны пальцами. Для этого, когда вы зажимаете какую-либо ноту на грифе, одновременно слегка прикасайтесь тем же пальцем к следующей струне. Октавы часто играются большим и другими пальцами правой руки. Лучше, если преподаватель покажет наглядно, как это делается.

Играя октавами, вы дополнительно подчеркиваете звучание каждой ноты мелодии. Посмотрите на следующий пример. Это простая блюзовая мелодия басовыми нотами. Я добавил к каждой ноте октаву. Так можно поступить с любой мелодией, проблема лишь в скоростных джазовых фразах — играть их октавами практически невозможно. Ну, разве что кому-нибудь, вроде Скотти Андерсона (Scotty Anderson), может, и удастся.

Играя на трубе или саксофоне, мы можем извлекать только одну ноту за раз. А гитара позволяет нам играть интервалами и аккордами, состоящими из нескольких нот, звучащих одновременно. Я — большой поклонник джазовых аккордов на гитаре. Особенно мне нравится играть их пальцами правой руки. Именно пальцами, а не медиатором. Так мое звучание максимально приближается к звучанию клавишного инструмента или даже арфы. Наверное, поэтому Джордж Ван Эпс (George Van Eps) часто называл свою гитару lap piano («коленное пианино»).

* Обратите внимание: следующее упражнение нужно играть большим, указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.

Все, что нужно для такой игры, можно найти в блюзе и джазе. Я всегда говорю так: сначала разберитесь в музыкальной теории и основах гармонии с перспективы клавишного инструмента, ведь этот универсальный подход применим абсолютно ко всем инструментам. И только потом начинайте фантазировать, экспериментировать и искать новые решения. Чтобы нарушать закон, нужно его знать!

Нисходящий аккордовый каскад — это что-то потрясающее!

Большинство аккордов в примере выше построены только на нотах тональности С мажор. Но пару раз нам все же придется столкнуться с бемолем или диезом. В этих случаях можно сказать, что мы вышли за рамки тональности, либо это просто дополнительные ноты. Плавные переходы и смена тональностей — характерная черта джаза. Каждый музыкант, играющий джаз, просто обязан научиться реализовывать свои музыкальные идеи плавно, изящно и элегантно.

Последний пример нашего сегодняшнего урока касается аккордово-мелодической игры, то есть одновременной игры аккордов и мелодии. Вы можете аккомпанировать своим соло самостоятельно! Если вы научитесь это делать, вам больше не понадобятся другие музыканты — вы сможете все делать сами. Триумф для любого гитариста!

Пример гармонизованной мелодии.

На этом сегодня закончим, подписывайтесь на Гитаршколу, чтобы получать ежедневные уроки гитары. Только занимаясь каждый день, Вы научитесь играть на гитаре.

Оставить комментарий

Уроки джаза | Гитаршкола

В этой категории собраны гитарные уроки джаза и интересные публикации на тему джаза. Лучшие джазовые гитаристы поделятся с Вами советами, рекомендациями и гитарными уроками в стиле джаз. Если Вы действительно хотите научиться играть на гитаре в стиле джаз, подписывайтесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы и получайте уроки гитары каждый день.

Уроки джаза






    Джазовые трюки: Как играть «Honeysuckle Rose»
    Сегодня я покажу вам, как справиться с аккордовыми ходами композиции “Honeysuckle Rose”. Также мы разберем соло на прогрессию припева, повторяющуюся дважды.

    О джазовых «хендриксовских» аккордах
    Сегодня мы поговорим о том, как аккорд Хендрикса применить в джазовом контексте. При этом будем менять его форму, чтобы сделать его звучание более джазовым.


    Как внести разнообразие в джазово-блюзовые соло
    Сегодня мы разберемся, как можно играть и добавлять аккорды, построенные на квартах, в блюзовую прогрессию. Это станет для вас источником новых идей. Кроме того, вы научитесь слышать и различать подобные ходы в музыке.

    Как победить прогрессию ii-V с помощью гаммы из девяти нот
    Аккорды ii-V встречаются в джазе довольно часто, поэтому они очень важны. Неудивительно, что умение играть соло на ее фоне – обязательный навык. В качестве бонуса я прилагаю к этой статье видеоролик, где вы можете посмотреть и послушать, как все эти гаммы звучат в контексте импровизации.

    Знакомство с джазовой гитарой
    Урок джазовой гитары от Джона Хьюзенстамма. Он предлагает нам построение различных вариаций мелодий на основе С мажора.

    Уроки джаза: как играть аккорды 7#11
    Один из наиболее распространенных аккордов в джазе, который встречается новичкам – это аккорд 7#11. В этом уроке мы рассмотрим основные примеры его использования.

    Импровизация и соло
    Несколько важных моментов для тех, кто хочет научиться импровизировать при исполнении соло-партий.

    Тритоновая замена
    Тритоновая замена – одна из самых часто применяемых аккордовых замен в джазе. К этому приему джазовые гитаристы прибегают вновь и вновь, занимаясь изучением особенностей игры соло и аккомпанемента.

    Играем «Grace Under Pressure»
    "You Bet" - это первая композиция с альбома "Grace Under Pressure", который Джон Скофилд записал вместе с гитаристом Биллом Фризеллом, басистом Чарли Хейденом и барабанщиком Джои Бэроном. В Ех.1 представлена тема композиции.

    Хроматическое сумасшествие Скофилда
    Хочу познакомить Вас со Скофилдом. Скофилд сочинил эту тему на гиперфанковый ритм композиции "What It Is". Она повторяется 6 раз, причем в большинстве случаев дублируется флейтой.

    Урок Майка Стерна
    С Майком Стерном Вы наверняка могли познакомиться в одном из прошлых уроков, под названием "Блюз-роковый Бибоп". В сегодняшнем уроке мы с Вами разберем некоторые практические упражнения, которые предлагает Майк Стерн.

    Блюз-роковый бибоп
    Участие Майкла Стерна в триумфальном возвращении на сцену состава Майлса Дэвиса в начале 80-х вызвало восторг музыкантов и полное непонимание джазовых критиков.

    Боп-энд-ролл
    В сегодняшнем уроке хотелось бы поговорить о таком малоизвестном направлении как боп-энд-ролл. Основоположником этого стиля по праву можно считать Майка Стерна. Элементы фанка, рока и блюза свидетельствуют о том, что Хендрикс, Бек и Стиви Рэй Воэн оказали на Стерна не меньшее влияние, чем Колтрейн и Монтгомери.

    Уроки от Эла Ди Меолы
    Мы продолжаем изучение уроков Эла Ди Меолы. Чик Кориа дал старт карьере Ди Меолы, когда пригласил совсем молодого гитариста в свой состав "Return To Forever".

    Уроки Эла Ди Меолы
    Гитарист-виртуоз Эл Ди Меола и один из пионеров стиля фьюжн сквозь десятилетия пронес любовь к испанской и латиноамериканской музыке.

    Путешествие по струне
    Основные аспекты музыкальности. Развитие музыкального, а не сухого и пресного исполнения произведений. Советы и рекомендации.

    Импровизация Пэта Метини
    Сегодня Вы познакомитесь с не менее легендарным джазовым гитаристом Пэтом Метини. Импровизационный стиль Пэта Метини отличается удивительным мелодическим и ритмическим совершенством.

    Уроки Джона Маклафлина
    В сегодняшнем уроке я предлагаю пройти небольшие практические задания от Джона Маклафлина. Его игра как всегда отличается точностью и совершенством.

    Мир вдохновения Джона Маклафлина
    Уроки и упражнения Джона Маклафлина. Он одинаково уверенно чувствует себя как в акустической, так и в электрической музыкальной обстановке.

    Легенды Джаз-рока
    Мы продолжаем знакомиться с джазом и вспомним еще несколько легенд Джаз-рока. А именно такого гитариста, как Джефф Бек.

    Про джаз-рок
    Слияние джаза и рока произошло в конце 60-х в результате экспериментов ведущих популярных исполнителей. О появлении нового стиля в музыки мы и поговорим в данной статье.

    Музыка ночи
    Интересная статья на тему появления, становления и нынешнего состояния джаза.

    По ноткам джаза
    Джаз - это уникальное музыкальное направление. Если Вы только знакомитесь с джазом, почитайте эту статью.

    Электрогитара в джазе
    Вам интересно знать какое место электрогитара занимает в джазе? Тогда читаем специально подготовленную на статью.

    В ритме босанова
    Босанова – наиболее сложная и рафинированная интерпретация самбы, бальзам для ушей и ритм, который каждого заставить поднять свой зад с удобного кресла и выбежать на танцпол.

    Acid Jazz
    Впервые слышите про Acid Jazz? Тогда эта статья для Вас. Это особая разновидность джаза, более подробно читайте в этом уроке.

    Введение в джаз
    В этом разделе представлены уроки Джаза. Вступительный урок для тех, кто только начинает учиться играть на гитаре в стиле джаз.

Как играть джаз на гитаре, основы джаза

Привет. Меня зовут Александр. И сегодня мы говорим о гитаре в джазе.


Здесь важно понимать, что это очень объемная тема. И за одно видео я не смогу вам рассказать обо всех нюансах в джазовой гармонии, джазовой импровизации.

Поэтому, скорее всего, это будет, возможно, целый курс видео, посвященный гармонии, импровизации и каким-то элементам гитары именно в джазовой музыке.

Сегодня получится такое больше вводное занятие, где мы поговорим об основах. Если вы начинающий гитарист, какое-то время уже играете на гитаре и учились самостоятельно, то, скорее всего, вы учились по каким-то аппликатурам аккордов, смотрели их в интернете, пытались их повторить без какой-либо системы.

Если вы хотите научиться играть джаз приходите на наши курсы игры на гитаре для взрослых в Москве

Все гитаристы грешат так называемым аппликатурным мышлением.

То есть это мышление, когда мы, выучив аппликатуры формы аккордов, гамм, пентатоники, чего угодно, просто не знаем, что мы делаем и начинаем их повторять. Пианисты, например, мыслят немного иначе.

Мыслят, скажем, более музыкально. И нам, гитаристам, тоже важно научиться комбинировать аппликатурное мышление с мышлением, когда мы понимаем, что мы играем, когда мы подходим к тому, что мы играем, осознанно. И нам очень важно собрать весь этот непричесанный материал аккордов в единую систему, которой мы будем пользоваться, которую мы будем развивать. И первое, что нужно сделать – разобраться с понятием гармонизации гаммы.

Гармонизация гаммы – это процесс, когда мы строим аккорд от каждой ступени гаммы. К примеру, берем до-мажор, строим аккорд от ноты «до» из возможных нот этой гаммы. В до-мажоре у нас получается большой мажорный септокорд. От второй ступени маломинорный ДН7, от третьей ступени ДМ7, от четвертой ступени FMG7, от пятой ступени G7, от шестой ступени АМ7, маломинорный септокорд.

И на седьмой ступени мы строим полууменьшенный септокорд от ноты С. То есть мы сейчас сыграли гамму до-мажор аккордами. Сделаем это во всех пяти игровых зонах. Аппликатуры всех аккордов будут под видео. Очень важно разобраться со всеми пятью игровыми зонами, чувствовать себя на них комфортно.

Это расширяет видение грифа. И здесь очень важно также понимать, что аккорд — это фундамент, это точка опоры и отсчета, на которую мы всегда ориентируемся.

Обыгрывая что-то мелодически, мы держим в голове аккорд, и используем разные способы для обыгрывания. Арпеджио, хроматика, какие-то лады, пентатоника. То есть весь наш словарный запас, если можно так выразиться. На этом пока все. Меня зовут Александр, педагог школы музыки «Си-Ля». Подписывайтесь, оставляйте вопросы в комментариях, жмите кулачки, жмите на колокольчик, всем пока.

Как научиться играть на гитаре самостоятельно

Вопрос, как научиться играть на гитаре, волнует каждого, кто мечтает освоить этот струнный инструмент. В данной статье мы расскажем, с чего начать подготовку к обучению, как правильно построить процесс освоения игры на гитаре, и разберем самые часто задаваемые вопросы.

Как научиться играть на гитаре

Зачем учиться играть?

Строение гитары

Любой музыкант совершенствуется на протяжении всей жизни, сколько бы он не играл и каких высот уже не достиг. Даже профессиональный исполнитель будет непрерывно оттачивать свое мастерство.

Стоит заранее определиться, каких высот вы хотите достичь в освоении игры на гитаре. Если вашей целью будет простая игра нескольких любимых песен для себя или небольшой дружеской компании, то на это понадобится не так много времени как, к примеру, освоение инструмента до уровня относительно свободного прочтения нот.

Постановка цели:

1. Игра для себя.

2. Свободное владение инструментом

    и получение базовых музыкальных знаний.

3. Профессиональная концертная деятельность.

4. Достижение «наивысшего мастерства».

Первая цель относительно легко достижима для любого человека и после года постоянных занятий можно освоить инструмент до уровня, который позволит легко исполнять свои любимые популярные мелодии.

Вторая, третья и четвертая цели требуют другого подхода. Невозможно добиться профессионального уровня владения инструментом, не пройдя базовый уровень обучения и не получив все необходимые навыки.

Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона

Классическая или акустическая гитара?

Диапазон гитары

Важно правильно выбрать музыкальный инструмент, а значит, и последующий подход к обучению.

Как делать вибрато на гитаре Би Би Кинга

Если вас интересует классическая музыка или музыка бардов, тогда выбор должен остановиться на классической гитаре.

Если целью является исполнение популярных композиций, рок-н-ролла, блюза и других стилистических направлений, то вам больше подойдет акустическая (дредноут) гитара.

Но есть и другое мнение по поводу применимости гитар в процессе обучения. Считается, что начинать обучение игры на гитаре необходимо с классического инструмента. В начале необходимо освоить именно его, получая базовые знания игры, сопоставимые с учебным планом в музыкальной школе и, только лишь потом переходить к освоению акустической гитары.

Отвечая на вопрос, как научиться играть на гитаре, отметим, что необходимо:

  • освоить классические упражнения;
  • изучить приемы игры на классическом инструменте с нейлоновыми струнами;
  • научиться слушать гитару;
  • переходить к конкретизации обучения.

Организация учебного процесса

Прежде чем переходить к выбору обучающих материалов, важно учесть, что любой учебный процесс требует:

1. систематичности

2. скрупулезности

3. постоянных и упорных занятий

Среди преподавателей игры на гитаре бытует мнение, что ученик получает устойчивые навыки владения, инструментом проведя за занятиями 300-400 часов.

Такой результат может быть достигнут приблизительно за год, уделяя обучению минимум 1 час ежедневно.


Совет: не стоит переходить к изучению следующего приема, не отточив до автоматизма предыдущий элемент. Так, в не будете переносить ошибки исполнения на новые упражнения.

При освоении игры на гитаре в домашних условиях большинство людей сталкиваются с одной и той же проблемой:

В процессе изучения долгое время они не замечают своих ошибок в технике, способах комбинирования приемов исполнения, что приводит к появлению сложностей. Гораздо легче учиться играть сразу правильно, чем нарабатывать неправильные привычки.

Переучиваться всегда сложнее

По этой причине большинство людей, отвечая на вопрос: «Как научиться играть на гитаре?» ответит, что стоит некоторое время позаниматься с профессиональным преподавателем, получить от него базовые знания и ценные наставления.


Главное вовремя выявить те ошибки и трудности, возникающие у ученика в процессе обучения. Это позволит гораздо эффективнее и качественнее освоить гитару.

И, пожалуй, одно из важнейшего в процессе обучения:

не ленитесь выучить музыкальную грамоту

Навык читать ноты будет только помогать вам играть на гитаре. Такое умение крайне полезно с практической точки зрения, и его не сможет полноценно заменить табулатура и тем более простое заучивание расположения пальцев на грифе и вызубренный перебор!

5 мобильных приложений для музыкантов

Упражнения для игры на гитаре

Не стоит сразу же стремиться играть сложные аккорды или мелодии. В начале обучения первостепенная задача:

1. развить гибкость пальцев;

2. независимость их работы друг от друга;

3. синхронность работы двух рук.

Чтобы понять, как научиться играть на гитаре, рекомендуется регулярно выполнять приведенные ниже упражнения.

Упражнение 1. Игра с упором, или щипок с упором (Апояндо)

Это прием звукоизвлечения, правильная отработка которого тренирует пальцы правой руки.

  1. При игре апояндо пальцы с обозначением «I и M» поочередно извлекают звуки с одной струны и останавливаются после звукоизвлечения на следующей струне.

2. Возвратное движение пальца после упора начинается только после начала движения второго пальца к струне, из которой планируется извлечь звук.

3. Упражнение надо выполнять медленно.

4. Ежедневно этому упражнению надо уделять не менее 5-7 минут.


Упражнение 2. Отработка хроматического движения по полутонам (хроматизм)

Данное упражнение нацелено на независимость работы пальцев рук и одновременно синхронизацию рук.

  • Первым пальцем на первом ладу зажимаем струну «E» и играем эту ноту 4 раза, затем не отрывая первый палец зажимаем эту же струну вторым пальцем и также играем эту ноту 4 раза. То же самое проделываем с 3-м и 4-м пальцами на первой струне. Главное не отпускать уже зажатые пальцы.
  • После переходим на струну «B» и повторяем ход, и так поднимаемся по струнам вверх. Затем можно трансформировать движение по струнам вниз.
  • В начале исполняем это упражнение медленно. Позже можно ускорять темп. Важно уделять внимание чистоте звукоизвлечения.
  • Интервалы игры: каждый день и в начале каждого занятия по 10 минут.
  • Упражнение полезно, чтобы разогреть суставы и синхронизировать руки.
  • Данное упражнение можно модернизировать, например, в игру хроматических гамм.


Упражнение 3. Растяжка пальцев

Поначалу данное упражнение покажется чрезмерно сложным, однако его эффект невозможно недооценить.

  • Упражнение играется на струне G. Зажимаем струну первым пальцем на пятом ладу. Эту же струну зажимаем 2,3 и 4 пальцами на 6,7 и 8 ладах.
  • Затем первый палец переставляем на 4-ю струну D и извлекаем ноту щипком из 4-й струны.
  • Извлекаем ноту из зажатой первым пальцем 2-й струны B не отрывая от 3-й струны 2,3 и 4 пальцы.
  • Первым пальцем зажимаем 5-ю струну и 1-ю струну, после то же повторяем 2-м, 3-м и 4-м пальцами.
  • Играем медленно и аккуратно, следите за правильным расположением большого пальца.

Типичные ошибки новичков при игре на гитаре 

Начинающие музыканты часто допускают ошибки, особенно самоучки. Одна из важнейших задач – вовремя их выявить и избавиться от недочетов игры.

  1. Неправильная постановка рук и напряжение в руках.
  2. Перевод пальцев левой руки от аккорда к аккорду перетаскиванием по струнам, а не их переносом.
  3. Слишком сильное отведение пальцев от струн и грифа во время перестановки аккордов.
  4. Повышенное внимание чистоте работы левой руки по отношению к достижению ритмичности звукоизвлечения.
  5. Желание сразу играть сложные мелодии и упражнения.

Это только малая часть советов как научиться играть на гитаре самостоятельно. Успешного вам освоения гитары – играйте и получайте удовольствие!

Автор текста Николай Жуйков

Рекомендуем: Лучшие джазовые гитаристы мира


Смотрите также