Как играть дисторшн на гитаре


Эффект дисторшн для электрогитар

Про эффект овердрайв мы уже с Вами поговорили в одном из предыдущих постов, а теперь пришло время познакомиться с эффектом под названием дисторшн. С английского языка это слово переводится, как искажение. По сути своего воздействия этот эффект похож на действие овердрайва.

Теоретические основы эффекта дисторшн

Взглянем на картинку и проанализируем её. Нарисованная пунктиром синусоида — это ни что иное, как звуковая волна.

Действие нашего эффекта заключается в том, что сигнал ограничивается по амплитуде. Он как бы срезает верхние «гребни» сигнала. Получается достаточно угловатый график звуковой волны.

В целом действие дисторшна похоже на овердрайв, но сигнал ограничивается довольно резко. Я бы сказал, что он обрубается или режется.

Для тех, кто хорошо знаком с электроникой, ниже представлена схема эффекта дисторшн Boss DS-1.

Схема примочки дисторшн


Звук с применением эффекта дисторшн характеризуется плотностью и тяжестью звучания, у гитары увеличивается сустейн (продолжительность звучания извлечённых нот), увеличивается количество гармоник. Получается такой жужжащий металлический звук. И чем больше Вы выкручиваете ручку «Gain» на примочке, тем тяжелее и монолитнее получается звук. Пример того, как можно настроить педаль дисторшн, Вы можете посмотреть на изображении ниже и использовать данные настройки на своей примочке.

Настройки педали Distortion

Эффект дисторшн получается путём перегруза усилителя. Чаще всего конструктивно исполняется в виде напольной педали. На таких педалях всегда есть ручка увеличения перегруза (Gain), а также различные вариации ручек настройки звуковых частот, тона и громкости. Эти педали являются, наверное, самыми востребованными у большинства музыкантов.

Применение эффекта дисторшн

Гитарный дисторшн получил широкое распространение в тяжёлой рок музыке. Музыку групп различных экстремальных стилей металла невозможно представить без жёстко звучащих гитар. У каждого гитариста этих групп есть в арсенале педаль Distortion какой-либо известной фирмы, либо они используют процессор эффектов, где уже есть встроенный дисторшн. С распространением такого гитарного звучания изменилась и сама манера игры музыкантов, их звукоизвлечение. Развивалась скоростная медиаторная техника, тэппинг, различные варианты глушения и специальные приёмы игры на электрогитаре, которые мы будем изучать в дальнейшем.

Многие производители гитарного оборудования имеют в своей линейки продукции примочки дисторшн для гитары. Из наиболее известных можно выделить:

Boss DS-1

Boss DS-2

Boss MT-2


Marshall GV-2

Marshall JH-1

Dunlop M-104

Vox Cooltron Bulldog Distortion


Dunlop DD-11EU

и многие другие.

Надеюсь, что данная статья оказалась полезной для Вас. Напишите в комментариях, какие именно примочки дисторшн используете Вы.

Советуем также прочитать:

на Ваш сайт.

Когда дисторшн имеет смысл? | Гитаршкола

Дисторшн – это замечательно. Очень полезный эффект. Когда мне было 13 лет, у меня появился первый усилитель. Это был 10-ваттный басовый усилитель Epiphone. Басовый усилитель! Он выдавал сплошную кашу, и единственным его преимуществом была громкость. Не более того.

Но когда я впервые включил гитару в настоящий гитарный усилитель!… Вау!… У моей двоюродной сестры была розовая гитара Hello Kitty Squier Strat в комплекте с миниатюрным гитарным усилителем Squier. Мне было скучно, и я включил гитару в него. Ударил по струнам, и меня буквально отнесло на 10 футов силой звучания, сдобренного дисторшн. Это был отличный дисторшн!

Я целый час играл все фразы, которые только приходили мне на ум. Теперь-то они действительно звучали. Дабл-стопы из “Johnny B. Goode”, пауэр-аккорды из “The House Is Rockin’”, бенды из “Simple Man” – все это неожиданно обрело смысл. Все, что я делал до этого, можно было забыть. Наконец-то я понял, в чем дело.

К сожалению, это превратилось в зависимость.

Я дошел до того этапа, когда ручку гейна уже нельзя было выкрутить больше. Я не мог играть без искажения. Это был довольно печальный период моей жизни, о котором я не очень-то люблю вспоминать.

Но к счастью, однажды мне повстречался гитарист, прививший мне идею «вкуса», и я начал «слезать с иглы». Это было не так просто. Все, что я играл, казалось мне полным отстоем. Ни тон, ни грув не заводили. Мир рушился на глазах. Все казалось лишенным смысла. Но у меня был метроном, который я позаимствовал у старшего брата друга, когда он решил бросить игру на тромбоне, и этот прибор стал моим первым помощником. Я занимался часами, днями, месяцами. Метроном давно уже сломался, но я не забываю о нем. Теперь его место занимает приложение на моем смартфоне. Приложение, которое я открываю очень часто.

Дисторшн – это, конечно, неплохо, но страшно то, что это превращается в своего рода эпидемию.

Если вам тоже доводилось переживать нечто подобное, знайте: вы не одиноки. Вы не жертва, а борец за жизнь. Давайте поговорим о тех случаях, когда дисторшн действительно приносит пользу, а параллельно и о тех, когда он только вредит.

Пауэр-аккорды делают процесс игры на гитаре чем-то очень крутым. Вы включаете усилитель, играете две ноты, и все встает на свои места. Причины этого лежат в теории. Музыкальный интервал между двумя нотами пауэр-аккорда называется квинтой. Это очень простой интервал в гармоническом плане. Когда вы добавляете звучанию дисторшн, это усложняет ноту гармонически. Поэтому объединяя гармонически простые ноты с гармонически сложным звучанием, вы буквально становитесь гитарным богом (Пример 1).

А вот музыкально сложные аккорды не всегда хорошо звучат с дисторшн. Джазовые и акустические гитаристы могут играть сногсшибательные аккордовые расширения, при этом каждая нота будет звучать кристально чисто. Здесь дисторшн только мешает.

Конечно, если вам вполне достаточно пауэр-аккордов, дисторшн – ваш хороший друг.


Пауэр-аккорды наоборот

Если вы зажмете две струны на одном и том же ладу, вы получите кварту. Это тоже пауэр-аккорд, но перевернутый с ног на голову (C–G это квинта, а G–C это кварта). А раз он состоит из тех же нот, что и стандартный пауэр-аккорд, то он подчиняется той же логике: простые ноты + сложное звучание = хорошо. Именно поэтому у меня так хорошо звучали фразы в духе Чака Берри (Chuck Berry) (Пример 2). Там часто встречается кварта, и в сочетании с овердрайвом получается просто идеально.


Выравнивание высоких нот

Дисторшн влияет не только на взаимодействие нот между собой, но и на длительность звучания отдельных нот. Конечно, вы должны стремиться к тому, чтобы уметь играть соло Pantera через Fender Twin на отметке 3 и не получать при этом мертвых нот, но ведь если нота не мертва, это еще не значит, что она жива! Когда вы играете высокие ноты на гитаре, вы часто слишком сильно атакуете струну медиатором, и гитара выдает ощущение меньшего сустейна. С сустейном-то все в порядке, но вы его просто не замечаете, потому что при каждом ударе по струне на вас обрушивается бомба.

Здесь дисторшн может помочь.

Дисторшн – это тот звук, который мы слышим, когда аудиоволна обрезается, что означает, что усилитель не может справиться с уровнем, поступающим в него, и обрезает верхи и низы волны, чтобы вывести сигнал. После процедуры срезания баланс медиаторной атаки и сустейна восстанавливается, а звучание выравнивается. Особенно это актуально для игры в высоких позициях на грифе.

Поэтому многие кантри-гитаристы используют компрессор. Это то же самое выравнивание, но без нежелательного (в их случае) эффекта искаженного тона (Пример 3).


Глушение струн

Когда усилитель и педали проводят звук через себя и возникает дисторшн, возникает эффект «освобождения». Это когда цепь освобождается от перегрузки. Слишком громкий сигнал понижается, а затем – когда уровень снижается до приемлемой точки – наступает фаза освобождения. Даже если поступающий от гитары сигнал становится тише, цепь сдерживает звук все меньше и меньше. В результате возникают странные призвуки, напоминающие работу насоса.

Возможно, это покажется вам сложным, но с этим эффектом можно легко экспериментировать, играя приемом палм-мьютинга (Пример 4).

Глуша струны ладонью, мы заставляем звук быстро затихать. Сигнал, проходящий через усилитель или педаль, представляет собой волну с большой амплитудой, за которой следует резко затихающее звучание ноты. Каждый раз, когда мы играем так, мы вызываем срезание волны, после чего идет тихий, но не полностью затухший звук, что и дает нам то самое чаг-чаг-чаг, так часто встречающееся во многих композициях.

Для этого нужен дисторшн. Без него медиаторные атаки не будут срезаться, и в итоге получится нечто очень странное. Думаю, вам больше нравится то, что дает дисторшн.


Искусственные флажолеты

Вам наверняка знаком тот пронзительный свист, который ваши любимые гитаристы время от времени высекают из струн? Один из способов получить это звучание – извлечь искусственный флажолет. По сути, это то же самое, что и флажолет на 12 ладу. Вы атакуете струну, а затем прикасаетесь к ней в том месте, где вибрация самая низкая. Разница лишь в том, что в случае искусственного флажолета вы делаете это одновременно: атакуете струну медиатором и прикасаетесь к ней большим пальцем, которым этот медиатор держите (Пример 5).

Здесь вам тоже понадобится дисторшн, потому что только так вы сможете получить более сложный в гармоническом плане тон, Я уже упоминал об этом в Примере 1, но думаю, тут стоит немного углубиться в детали. Каждая нота, которую вы играете, имеет серию обертонов, которые затихают с ростом высоты. Когда вы используете дисторшн, сигнал срезается, что ведет к выравниванию обертонов. Поэтому флажолет на седьмом ладу акустической гитары практически не слышен, а вот на электрогитаре он буквально кричит. Это дает вам больше возможностей по извлечению искусственных флажолетов.

Сыграйте ноту, расположив медиатор так, чтобы кончик большого пальца прикоснулся к струне сразу после атаки медиатором. В зависимости от ноты, которую вы играете, флажолеты располагаются на разных точках струны, поэтому поэкспериментируйте с местом атаки и выберите то, что вам нравится.




Если вы считаете себя зависимым от дисторшн, имейте в виду: все не так плохо! Вам никто не запрещает пользоваться этим замечательным эффектом, но постарайтесь делать это с умом. Ведь далеко не каждая композиция так уж нуждается в нем.

Оставить комментарий

Как добиться идеального тона дисторшн гитар | Soundmain

Сегодня я хотел бы пролить немного света на такую интересную и сложную тему, как алхимия звука дисторшн гитар. На первый взгляд все довольно просто - достаточно подключить электро гитару к усилителю, накрутить гейна по вкусу, и дело готово! Но если вы уже прошли стадию новичка, довольствующегося такой простейшей процедурой, и ваш натренированный слух желает большего - тогда давайте разбираться в деталях, как работает кухня гитарного звука.

Начнем с очевидных вещей. Кроме собственно инструмента, нужны усилитель (так называемая голова) и гитарный кабинет - говоря простым языком акустически спроектированный ящик с динамиками. Эти же два компонента являются основополагающими в формировании окончательного тона дисторшн гитар.

Итак, поехали!..

  1. Усилитель - "голова"
Именно он задает основной характер, тон звучания перегруженной гитары. Агрессивность перегруза, размер "зерна", фокусировка на том или ином частотном диапазоне и скажем так степень компрессии этих частот - все это решает гитарный усилитель. Эти параметры можно немного подправить под конкретную задачу или желаемый оттенок звучания - но глобально изменить характер дисторшна - никак! Поэтому цепочку построения гитарного звука стоит начинать именно с усилителя. Четко определитесь с вашей задачей и подберите наиболее подходящий.

2. Кабинет

Следующим, таким же важным, компонентом идет гитарный кабинет. Акустическое строение его самого и встроенных динамиков в сумме играют роль эквалайзера с очень сложной формой огибающей. Проходя через этот "живой" эквалайзер, звучание дисторшна приобретает характерный узнаваемый тон, которого не достичь от кабинета другой конструкции никакими обработками. Рекомендация та же - постарайтесь подобрать кабинет, звучание которого наиболее отвечает вашим представлениям о желаемом звуке. Дальше сможете подправить его, усилив или ослабив некоторые частоты. Но общий характер звучания останется прежним.

А вот дальше начинается самая настоящая алхимия! Все возможные варианты описать в принципе невозможно, но я постараюсь осветить базовые моменты, влияющие на окончательное звучание гитары. Имейте их ввиду для собственных поисков идеального тона.

3. Микрофоны

Известная и используемая десятилетиями технология записи электро гитар, это когда звук на выходе кабинета снимается микрофоном (или двумя и больше), установленным возле динамиков определенным образом. Так вот тип и расположение микрофона играют огромное значение на то, как будет звучать запись. Совершенно стандартная техника получения жирного и насыщенного звучания дисторшн гитар - разместить один микрофон строго напротив центра динамика кабинета (здесь "живет" самый яркий звук), а второй на периферии, где динамик выдает преимущественно низкие частоты. Именно комбинация этих сигналов в пропорции примерно 50% на 50% и есть секрет богатого звучания - жирного, но при этом ясного и легко читаемого в миксе.

Пока все понятно, не правда ли? Но представьте, что:

- микрофоны можно использовать с малой диафрагмой или большой

- конденсаторные, динамические, ленточные

- располагать максимально близко к динамику, используя максимум их чувствительности. Или отодвигать на несколько сантиметров, используя ограниченный радиус чувствительности микрофона как дополнительный инструмент окраски звука

- располагать микрофон под углом до 45 градусов к динамику, также выбирая, на какие частоты сделать акцент

Вариантов уже, как видите - масса!

Движемся дальше...

4. Ручка Тона

Это простейший инструмент формирования звука, имеющийся буквально у каждого гитариста. При этом часто о нем попросту забывают. Ручка тона, встроенная в каждую электро гитару, представляет собой полочный эквалайзер. В среднем положении (положение ручки 5 - если имеется шкала) никакой эквализации не происходит, и на выходе гитара дает свой, скажем так, основной тон. По мере поворота ручки в сторону увеличения (до крайнего положения 10) этот простейший эквалайзер усиливает верхнюю часть диапазона. При вращении в противоположную сторону звучание гитары становится более тусклым. А ведь оттенок звука на выходе усилителя напрямую зависит от того, какой сигнал был подан на вход! Поэтому, начиная настройку, убедитесь, что ручка тона в среднем положении. Дальше, если почувствуете, что чего-то не хватает, можно покрутить ее в ту или иную сторону.

Пример: поворот ручки в сторону "затемнения" - отличный и простой способ сделать звучание гитары менее визгливым. На высоко звучащем соло возможно и вовсе стоит выкрутить тон в нулевое положение для более благородного и теплого звучания!

5. Обработка DI трека

Развивая тему подготовки звука к тому, чтобы превратиться в модный агрессивный дисторшн тон, хочу еще более углубленно рассмотреть обработки, предшествующих "голове" усилителя. Не важно, происходит ли обработка "железными" приборами или с помощью плагинов - суть ее остается прежней.

Эквализация

Это способ еще более тонко настроить тональный баланс перегруженных гитар и по сути является развитием предыдущего пункта статьи. Усиливая или ослабляя определенный частотный диапазон, доступно усилить акценты в финальном звуке.

Пример: ослабление частот в районе 4кГц на 1-3дБ на DI треке позволит уменьшить резкость ритм партий и придать им больше благородства и глубины. Дополнить (или заменить) этот прием можно, сделав небольшое усиление в диапазоне 80-120Гц.

Как всегда в работе со звуком, разница До-После будет весьма тонкой, но именно набор вот таких мелких шажков - верный путь к идеальному звучанию.

Компрессия

Современные модные дисторшн гитары - это как правило очень характерное компрессированное звучание. Добиться его, казалось бы, просто - накрутить гейна на усилителе побольше и "дожать" все это компрессором. В результате - слишком вялый безжизненный звук. Однако решение есть - компрессия не после, а ДО усилителя. Хорошо при этом использовать ламповый компрессор или его эмуляции - их собственная сатурация, кроме всего прочего, исполнит роль "разогрева" и добавит дисторшна без разрушения звука гитар чрезмерным уровнем гейна.

Грелки

Здесь думаю нет необходимости слишком подробно объяснять - использование легкого перегруза с помощью педали Ibanez Tube Screamer (или ее программных эмуляций) перед усилителем стало общеизвестной техникой.

Сюда же можно отнести использование бустеров. В обоих случаях цель - подготовить звук к основной обработке усилителем, заранее добавив легкий дисторшн.

И наконец самое простое, но очень действенное!

Громкость

Управляя уровнем входного сигнала, возможно весьма значительно управлять характером перегруза, не меняя при этом значения гейна. И получать более агрессивный дисторшн, при этом не лишая гитары живости и напора!

6. Обработка после усилителя

На этом, как правило завершающем, этапе речь идет о подрезании ненужных резонансов эквалайзером и формировании окончательного тона.

Дальнейшая обработка компрессией (в том числе многополосной) уже относится к задаче усадить гитару в конкретный микс.

Как видите, формирование звука перегруженных гитар - настоящая алхимия звука, и на первый взгляд слишком большое число вариантов сбивает столку. Но не стоит пугаться! С опытом вы разберетесь с ролью каждой из описанных обработок и научитесь чувствовать, нужна ли она в данном случае или нет. А для начала экспериментируйте - со всеми необходимыми инструментами вы теперь знакомы!

Приручить фидбэк: краткая история гитарного дисторшна

Открытие гитарного дисторшна может претендовать на звание главной случайности в истории музыки. Внебрачный сын сломанного комбоусилителя, его нечеткий визг определил многочисленные карьеры (и целые жанры). От мрачного дума до антагонистического панк-рока, гитарный дисторшн – топливо для некоторых примеров самой влиятельной музыки в мире.

Начнем с самого начала: гитарное усиление стало поступать в массовую продажу с 1931 года. Маленькая деревянная коробка с динамиком, безобидный 10-ваттный усилитель Electro String продавался как аксессуар к Frying Pan, первой серийной электрогитаре. Последующие 16 лет усилители звучали не громче 10 ватт, но он подготовил почву для того, чтобы полностью перевернуть представление о гитаре.

И затем Лео Фендер создал бомбу: усилитель Super.

Фендеровский усилитель 1947 года был уже на 18 ватт, что явно было заметным увеличением громкости. Гитаристы по всей стране мечтали прибрать его к рукам: они сразу поняли, что перед ними было что-то прекрасное. Когда ручка громкости выкручивалась до конца, усилитель переходил на овердрайв, превращая ноты, взятые на гитаре, в жужжащий дисторшн. Как и все гениальные изобретения, гитарный дисторшн был открыт случайно.

За два года до этого король западного свинга Джуниор Барнард создал прототип хамбакера для своей гитары, соединив два звукоснимателя, чтобы убрать неприятный фоновый звук сингла и получить более плотный звук. Барнард очень сильно бил по струнам и постоянно их рвал, поэтому высокий сигнал его протохамбакера в сочетании с агрессивной техникой игры заставлял его комбоусилитель переходить на овердрайв. Толпы кантри-, свинг- и блюз-гитаристов искали более грязный саунд, саунд, который бы показал смелость их музыки, и приземленный тон гитары Барнарда стал для них музыкальной библией.

Bob Wills & Lester Junior Barnard – Barnard Blues

Когда в 1947 году пополз слух, что можно получить тон, похожий на Барнардовский, лишь вывернув ручку громкости у Fender Super, он стал главным атрибутом каждого гитариста, а даже если у кого то его и не было, то он на него копил. Овердрайв охватил страну как чума. Лео Фендер вскоре улучшил усилитель Super, увеличив его громкость до 50 ватт, а его конкуренты сразу же последовали за Лео Фендером. 50-ваттный усилитель был просто убийственным, изменив музыку точно так же, как изобретение огнестрельного оружия — военное дело, и те, у кого технология была хуже, сразу становились целью. Но технология – лишь инструмент, поэтому 50-ваттным усилителям нужен был известный музыкант, чтобы популяризировать его по всему миру.

Этим музыкантом стал Гори Картер, чей залп рок-н-ролла был слышен по всему миру. Музыка у Картера была в крови: он родился в бедном бандитском районе Хьюзтона под названием Fifth Ward [Палата №5], также известная как кровавая, и начал играть блюз в 12 лет. Он хотел запечатлеть своей музыкой тяжесть взросления в расистском городе и такой же стране. С 50-ваттным усилителем он мог передать свое разочарование, свою боль и радость таким образом, который отрефлексировал эти чувства в сырой, необузданной форме. Что он любил еще больше в своем усилителе, так это его громкость: если он удваивал звук, усилитель переходил на фузз.

Работая как проклятый на мельнице днем, Картер сформировал группу The Hepcats и быстро стал известным на музыкальной сцене Хьюстона, знаменитой своей огромной конкуренцией. Главное влияние на него оказал T-Bone Walker, поэтому блюз The Hepcats был быстрым и агрессивным, почти как развивающаяся автомобильная индустрия в Америке в то время. В 1949-м Картер и его группа записали песню Rock Awhile, первую песню на носителе с перегруженной гитарой. Песня была как гром среди ясного неба Америки, Картер свел всех с ума своим вступительным риффом. Он играет со смертельной точностью, утапливая звук гитарных нот в дисторшне. Вся инструментальная часть песни звучит просто прекрасно, но именно гитарная партия Картера проходит через песню красной нитью. К черту Элвиса, вот кто должен быть королем рок-н-ролла.

Дисторшн Картера был инновационным, но тот фуззовый тон, под которым мы сейчас подразумеваем овердрайв и дисторшн появился лишь в 1951 году, когда Джеки Бренстон и его Дельта Коты – псевдоним группы Айка Тернера Kings of Rhythm – выпустили песню Rocket 88. У Kings была ядерная бомба в виде гитариста Вилли Кизарда. И хотя репутация Айка Тернера с легкостью затмевает других членов группы, именно имя Кизарда должно проноситься сквозь века.

Никто точно не знает, как сломался его усилитель перед записью Rocket 88. Возможно, он упал на асфальт из машины группы при транспортировке в студию. Как говорит Айк, в машине протекла крыша и дождевая вода попала на провода усилителя, испортив их. Но, в конце концов, это не так важно, как тот звук, который стал издавать испорченный усилитель. Кизард обнаружил, что его усилитель был сломан лишь тогда, когда включил его в студии, и сразу же влюбился в его грязный саунд. Rocket 88 – обычное буги в более быстром темпе, а вот гитара Кизарда оказалась революционной.

Прежде чем вы послушаете Rocket 88, попробуйте представить себе, что вы никогда не слышали фуззовый дисторшн до этого. Вы выпиваете в баре в 1951 году где-нибудь на юге Штатов, скажем, в Нешвилле, Канзасе или Хьюстоне. На радио преобладают мелодичные, вокальные песни Кинг Коула и Тони Беннета. В таких хитах, как Too Young и Because of You, инструменты играют второстепенную роль, главный здесь вокал. Вы этого полностью не осознаете, но вы устали от этих песен, вы хотите чего-нибудь нового. Вдруг вы чувствуете, будто вам положили бальзам на душу. Вы подходите к музыкальному автомату, и вам кажется, будто колонки взрываются и гитарный саунд Кизарда полностью пожирает ваш мозг.

А через 10 лет Грейди Мартин использовал дешевый предусилитель для создания еще большего дисторшна при записи песни Марти Робинса Don’t Worry. С одной стороны, эта песня – обычный кантри, но на отметке 1:26 небеса низвергаются с дисторшном Мартина — жирным, тягучим и волшебным саундом, который используют многие современные дум- и сладж-группы.

В попытках воссоздать грязный саунд Мартина гений техники Орвилл Род создал самую примитивную фузз-педаль для своих друзей из The Ventures. Компания Гибсон капитализировала эту идею, выпустив педаль Fuzz-Tone в 1962 году – педаль, с помощью которой песня (I Can’t Get No) Satisfaction The Rolling Stones приобрела свою главную характеристику. В 1964-м, за год до того, как Кит Ричардс свел с ума всю Англию своим гитарным звуком, Дейв Дейвис из группы The Kinks расковырял бритвенным лезвием колонки своего усилителя, чтобы получить более грубый саунд. В итоге получился безбашенный дисторшн в You Really Got Me. Услышать эту запись в 1964 году было все равно что застать тот момент, когда Black Sabbath изобрели хэви-метал.

В 60-х и 70-х годах компании, производящие усилители и дисторшн-педали, постоянно соревновались и пытались друг друга обойти, открывая новые горизонты возможностей для музыкантов. Гений своего дела Джими Хендрикс сделал эффекты фузз и реверб частью своего хаотичного шоу и использовал эти технологии как отдельные инструменты. А в 1972-м Deep Purple возвели их в ранг тяжелой артиллерии, сбив всех с ног своими 117 децибелами классического рока в лондонском Rainbow Theatre. Спустя три года Книга рекордов Гиннесса создала номинацию «Самая громкая группа мира», сразу же наградив Deep Purple званием королей шума.

Deep Purple - Made In DK (Live 1972)

Motörhead тоже прониклись идеей атаки зрителей звуком. Группа была первой, кто стал использовать тяжелый дисторшн на басу, а на концерте в Кливленде в 1984 году их арсенал усилителей и кабинетов выдал звук аж в 130 децибел. Для сравнения: авиасирена звучит на уровне около 120 децибел и находится рядом с гранью, когда звук причиняет физическую боль.

Звуковая стена Motörhead заставляла куски штукатурки падать с потолка Variety Theatre в Кливленде. Представьте, что она делала с барабанными перепонками зрителей. Но эта огроменная стена усилителей заставляла зрителей любить группу еще больше. Фанаты приходили на концерты Motörhead, чтобы по ним проехались музыкой, как катком.

Почти каждый, кто находился на концерте, хотел и надеялся уйти с концерта, испытывая боль.

На концертах группы My Bloody Valentine в течение конца 80-х и начала 90-х Билинда Бутчер, Кевин Шилдс и Дебби Гуж постоянно превращали последние аккорды песни You Made Me Realize в пятнадцатиминутный шум для пыток. Как писал Том Эвинг: «Почти каждый, кто находился на концерте группы, хотел и надеялся уйти с концерта, испытывая боль». My Bloody Valentine одновременно ублажает своих зрителей и причиняет им боль, используя усилители и выражая тем самым свою любовь.

Крестные отцы электроники Leftfield достигли 137 дб в 1996 году в Brixton Academy, поставив новый мировой рекорд по громкости – это единственная хаус/танцевальная группа, получившая этот титул. Музыка британского дуэта поглощала слушателей своими пульсирующими ритмами и атмосферой многослойного, пронзительно громкого саунда. Как и на небезызвестном концерте Motörhead в Кливленде, интенсивность саунда Leftfield заставляла штукатурку падать с потолка. С Leftfield вам не надо было принимать экстази – такая громкость уносила вас намного дальше.

С тех пор музыканты продолжают исследовать и выжимать максимум из дисторшна и гитарного усиления. Как для потребителей, так и для поставщиков громкости просто слышать музыку уже недостаточно. Мы должны чувствовать, как она сокрушает наши кости. Расширяя границы таких звуковых антагонистов, как Whitehouse, SPK, и Merzbow, классик электронной музыки Тим Хеккер в интервью Resident Advisor описывает свой процесс сочинительства как «очень брутальный, кровавый и сокрушающий опыт».

В адовой смеси усилителей и кабинетов он каждый раз удостоверяется в том, что его выступления так же мучительны и для слушателей. Dälek, человек, который принес экстрим-усиление в мир хип-хопа, заставляет своих слушателей тонуть в оглушительных битах и угнетающих волнах синтетического звука. Это трио из Нью-Джерси выступало бок о бок с такими гигантами, как Godflesh и Isis. Они недавно выпустили новый альбом, доказав метал-фанатам, что хип-хоп может быть таким же акустически разрушительным, как любой другой жанр.

Легенда дроун-метала Sunn O))) приводит гитарное усиление к своему логическому завершению, оглушая своих слушателей дисторшном последние 19 лет. Через беспощадное гудение инструментов гитарист Стивен О’Мелли и басист Грег Андерсон вводят сознание в первобытный транс. Каждый альбом группы великолепен, но прослушивание дома музыки Sunn O))) не имеет ничего общего с походом на их выступление. Я видел, как после их концерта в 2010 году девушку вырвало на асфальт, то есть ей стало плохо от постоянного напряжения, созданного усилением группы.

Sunn 0))) - Live in Berlin, 2006

Газель Амбер Валентайн, гитаристка Jucifer, использует 30 кабинетов, чтобы создать, как она сама ее называет, «белую стену смерти», и делает ее все 24 года существования группы. Она и ее муж, барабанщик Эдгар Ливенгуд, вдохновляются игрой друг друга в течение своих совместных сетов, физической составляющей их кинетической энергии, отдающейся эхом сквозь смесь наслаждения и боли, которая заставляет музыкантов и слушателей искать новые уровни мощности звука.

Арт-директора клубов постоянно жалуются на громкость выступлений Jucifer (обычно их концерты достигают 140 децибел), а вот фанаты — совсем нет. Отвечая на эти претензии в интервью WV Rockscene, Валентайн сказала: «Мы — Jucifer. Мы чисто физически не можем быть тихими… Мы просто хотим чувствовать и слышать ее, эту стену звука. И я хочу придать ей форму, приручить фидбэк».

В начале карьеры сладж-дуэта мизантропов The Body гитарист и вокалист Чип Кинг часто пел без микрофона, несмотря на то, что он использовал стену кабинетов, сравнимую с количеством Jucifer. Под пеленой дисторшна его разрушительный вокал создавал ощущение, что от тонет в своем собственном усилении. Пока технологии диктуют нам наш образ жизни, такие артисты, как The Body, будут все больше исследовать грани звукового усиления и дисторшна, которые многие из нас не понимают.

Экстремально громкий звук запечатлевает бессилие человека перед технологией, но он также показывает способ дать ей отпор. К ужасу наших ушей, технологии гитарных усилителей, колонок и дисторшна будут лишь улучшаться, пока музыканты ищут способ выйти на новый уровень громкости. Во времена политической и социальной неопределенности явно лишь одно: будущее музыки будет сокрушительно громким.




Как добиться идеально звучащего тона дисторшн гитар

Сегодня я хотел бы пролить немного света на такую интересную и сложную тему, как  алхимия звука дисторшн гитар. На первый взгляд все довольно просто - достаточно подключить электро гитару к усилителю, накрутить гейна по вкусу, и дело готово! Но если вы уже прошли стадию новичка, довольствующегося такой простейшей процедурой, и ваш натренированный слух желает большего - тогда давайте разбираться в деталях, как работает кухня гитарного звука.

Начнем с очевидных вещей. Кроме собственно инструмента, нужны усилитель (так называемая голова) и гитарный кабинет - говоря простым языком акустически спроектированный ящик с динамиками. Эти же два компонента являются основополагающими в формировании окончательного тона дисторшн гитар.

Итак, поехали!..

1. Усилитель - "голова"

Именно он задает основной характер, тон звучания дисторшн гитары. Агрессивность перегруза, размер "зерна", фокусировка на том или ином частотном диапазоне и скажем так степень компрессии этих частот - все это решает гитарный усилитель. Эти параметры можно немного подправить под конкретную задачу или желаемый оттенок звучания - но глобально изменить характер дисторшна - никак! Поэтому цепочку построения гитарного звука стоит начинать именно с усилителя. Четко определитесь с вашей задачей и подберите наиболее подходящий.

2. Кабинет

Следующим, таким же важным, компонентом идет гитарный кабинет. Акустическое строение его самого и встроенных динамиков в сумме играют роль эквалайзера с очень сложной формой огибающей. Проходя через этот "живой" эквалайзер, звучание дисторшна приобретает характерный узнаваемый тон, которого не достичь от кабинета другой конструкции никакими обработками. Рекомендация та же - постарайтесь подобрать кабинет, звучание которого наиболее отвечает вашим представлениям о желаемом звуке. Дальше сможете подправить его, усилив или ослабив некоторые частоты. Но общий характер звучания останется прежним.

А вот дальше начинается самая настоящая алхимия! Все возможные варианты описать в принципе невозможно, но я постараюсь осветить базовые моменты, влияющие на окончательное звучание дисторшн гитары. Имейте их ввиду для собственных поисков идеального тона.

3. Микрофоны

Известная и используемая десятилетиями технология записи электро гитар, это когда звук на выходе кабинета снимается микрофоном (или двумя и больше), установленным возле динамиков определенным образом. Так вот тип и расположение микрофона играют огромное значение на то, как будет звучать запись. Совершенно стандартная техника получения жирного и насыщенного звучания дисторшн гитар - разместить один микрофон строго напротив центра динамика кабинета (здесь "живет" самый яркий звук), а второй на периферии, где динамик выдает преимущественно низкие частоты. Именно комбинация этих сигналов в пропорции примерно 50% на 50% и есть секрет богатого звучания - жирного, но при этом ясного и легко читаемого в миксе.

Пока все понятно, не правда ли? Но представьте, что:

- микрофоны можно использовать с малой диафрагмой или большой

- конденсаторные, динамические, ленточные

- располагать максимально близко к динамику, используя максимум их чувствительности. Или отодвигать на несколько сантиметров, используя ограниченный радиус чувствительности микрофона как дополнительный инструмент окраски звука

- располагать микрофон под углом до 45 градусов к динамику, также выбирая, на какие частоты сделать акцент

Вариантов уже, как видите - масса!

Движемся дальше...

4. Ручка Тона

Это простейший инструмент формирования звука, имеющийся буквально у каждого гитариста. При этом часто о нем попросту забывают. Ручка тона, встроенная в каждую электро гитару, представляет собой полочный эквалайзер. В среднем положении (положение ручки 5 - если имеется шкала) никакой эквализации не происходит, и на выходе гитара дает свой, скажем так, основной тон. По мере поворота ручки в сторону увеличения (до крайнего положения 10) этот простейший эквалайзер усиливает верхнюю часть диапазона. При вращении в противоположную сторону звучание гитары становится более тусклым. А ведь оттенок звука на выходе усилителя напрямую зависит от того, какой сигнал был подан на вход! Поэтому, начиная настройку, убедитесь, что ручка тона в среднем положении. Дальше, если почувствуете, что чего-то не хватает, можно покрутить ее в ту или иную сторону.

Пример: поворот ручки в сторону "затемнения" - отличный и простой способ сделать звучание гитары менее визгливым. На высоко звучащем соло возможно и вовсе стоит выкрутить тон в нулевое положение для более благородного и теплого звучания!

5. Обработка DI трека

Развивая тему подготовки звука к тому, чтобы превратиться в модный агрессивный дисторшн тон, хочу еще более углубленно рассмотреть обработки, предшествующих "голове" усилителя. Не важно, происходит ли обработка "железными" приборами или с помощью плагинов - суть ее остается прежней.

Эквализация

Это способ еще более тонко настроить тональный баланс перегруженных гитар и по сути является развитием предыдущего пункта статьи. Усиливая или ослабляя определенный частотный диапазон, доступно усилить акценты в финальном звуке.

Пример: ослабление частот в районе 4кГц на 1-3дБ на DI треке позволит уменьшить резкость ритм партий и придать им больше благородства и глубины. Дополнить (или заменить) этот прием можно, сделав небольшое усиление в диапазоне 80-120Гц.

Как всегда в работе со звуком, разница До-После будет весьма тонкой, но именно набор вот таких мелких шажков - верный путь к идеальному звучанию.

Компрессия

Современные модные дисторшн гитары - это как правило очень характерное компрессированное звучание. Добиться его, казалось бы, просто - накрутить гейна на усилителе побольше и "дожать" все это компрессором. В результате - слишком вялый безжизненный звук. Однако решение есть - компрессия не после, а ДО усилителя. Хорошо при этом использовать ламповый компрессор или его эмуляции - их собственная сатурация, кроме всего прочего, исполнит роль "разогрева" и добавит дисторшна без разрушения звука гитар чрезмерным уровнем гейна.

Грелки

Здесь думаю нет необходимости слишком подробно объяснять - использование легкого перегруза с помощью педали Ibanez Tube Screamer (или ее программных эмуляций) перед усилителем стало общеизвестной техникой.

Сюда же можно отнести использование бустеров. В обоих случаях цель - подготовить звук к основной обработке усилителем, заранее добавив легкий дисторшн.

И наконец самое простое, но очень действенное!

Громкость

Управляя уровнем входного сигнала, возможно весьма значительно управлять характером перегруза, не меняя при этом значения гейна. И получать более агрессивный дисторшн, при этом не лишая гитары живости и напора!

6. Обработка после усилителя

На этом, как правило завершающем, этапе речь идет о подрезании ненужных резонансов эквалайзером и формировании окончательного тона.

Подробнее об этом читайте в статье Как эквализировать перегруженные гитары.

Дальнейшая обработка компрессией (в том числе многополосной) уже относится к задаче усадить гитару в конкретный микс.

Как видите, формирование дисторшн гитар - настоящая алхимия звука, и на первый взгляд слишком большое число вариантов сбивает столку. Но не стоит пугаться! С опытом вы разберетесь с ролью каждой из описанных обработок и научитесь чувствовать, нужна ли она в данном случае или нет. А для начала экспериментируйте - со всеми необходимыми инструментами вы теперь знакомы!

Guitar Hero против настоящей гитары

Что Guitar Hero, что настоящая гитара требуют кучу времени. Давай посмотрим, в чем же разница между ними.

Игровой жанр игр на пластмассовых музыкальных инструментах существует уже много времени, а выход Rock Band 4 и Guitar Hero Live вдохнул в него новую жизнь. Классический аргумент против игр такого типа вся эта «игра» на «музыкальных инструментах» пустая трата времени, научиться играть на обычной гитаре куда как полезнее.

Мы изучили и то, и другое и можем сделать выводы (для каждой из сторон свои). Ведь в RockSmith или BandFuse можно обучаться игре на гитаре прямо во время комьютерной игры.

Цена вопроса

Цена вопроса

Игра и контроллер для нее стоит 80 долларов, в то время как обычная гитара обойдется куда дороже, особенно, если брать новую. Гитара сама по себе стоит недешево, а к ней нужно докупить еще много всего: усилитель, педали эффектов, струны, шнуры, ремень, чехол и т.д. 500 баксов вынь да положь, а ведь это только самый минимум для начинающего

Заядлые гитаристы хорошо поймут, о чем тут идет речь. Со временем покупка гитар превращается в разновидность зависимости. Каждая гитара лежит в руках по-разному, звучит по-разному, и даже если ты уже собрал волю в кулак, выбрал и купил, глаз всегда зацепится за что-нибудь еще.

Каждая следующая гитара будет стоить все больше и больше, всегда ведь хочется инструмент получше. Со временем понимаешь, что крутой усилок, который ты купил – просто дрянь (дрянь стоимостью несколько сотен баксов, ага), и начинаешь пускать слюни на ламповые усилки, цена которых начинается от 1500 долларов. Смотришь на цену, плачешь кровавыми слезами и начинаешь копить.

И на это все придется потратиться (даже на самое простое оборудование), чтобы хотя бы просто понять, хочешь ли ты научиться играть или не хочешь, нравится это тебе или нет. С покупкой оборудования для начинающего ты только-только приоткроешь дверь в мир игры на гитаре. Рано или поздно (скорее, рано) ты поймешь, что к чему и будешь тратить на свое увлечение все больше и больше денег. Добро пожаловать в замкнутый круг.

В Guitar Hero and Rock Band даже близко нет ничего подобного. Пластмассовые гитары стоят копейки, и даже если вдруг ты будешь их менять, потратишь ты долларов 50 от силы раз в год. Можно забыть о звучании: вся пластмасска звучит абсолютно одинаково. Конечно, можно потратить несколько сотен долларов на DLC с песнями для Rock Band, но по сравнению с покупкой новой гитары раз в полгода это ни о чем.

Звук

Иногда хочется взять гитару и сыграть какую-нибудь необычную песню с необычным звучанием. Если нет цифрового процессора, придется убить кучу времени, чтобы нарулить на педалях и усилителе такой звук, какой хочется. А в Guitar Hero или Rock Band выбрал песню и вперед, больше ничего делать не надо. Лень – двигатель прогресса. А еще в игре всегда все в порядке с «инструментом».

Обычную гитару надо настроить, электроника может накрыться, струны порваться, усилитель сгореть, кабели надо паять… Даже погода может повлиять на звук. Бывает напряжно отстроить все как следует.

Guitar Hero не так уж и нереалистична, как можно подумать

Иногда люди удивляются, когда берут в руки гитару после Guitar Hero и узнают, что у игры в тот же Guitar Hero или Rock Band и игрой на гитаре есть много общего. Сразу бросается в глаза сходство в аккордах. Двухкнопочные павер-аккорды такие же, как павер-аккорды на настоящей гитаре. Трехкнопочные аккорды удивительно похожи на классические гитарные, особенно когда перекидываешь руку между ними. Конечно, разница между зажиманием шести струн и нажатием пяти кнопок огромна, но сам принцип один и тот же. Мышечная память рук одинакова как для пластмассовых, так и для настоящих гитар.

Расположение нот на кнопках похоже на расположение ладов на гитаре. Высокие ноты лежат на синей и оранжевой дорожках, а низкие на зеленой. В процессе игры постепенно учишься следить за песней и перекидывать руку на нужные ноты еще до того, как они вообще появятся. Это абсолютно точно совпадает с игрой на обычной гитаре, когда на слух подбираешь следующие ноты в мелодии, которую слышишь. Ребята из Harmonix не с бухты-барахты придумали игровую механику, все продумано.

Доступность

Обучение игре на гитаре занимает много времени. Многие людиустают, разочаровываются и бросают. Естественно, если бы все было просто, каждый бы умел играть! Музыка одна из возможностей приятно провести время, а чтобы веселиться надо веселиться, а не заморачиваться. Как ты думаешь, почему караоке так популярно? Rock Band и Guitar Hero из этой же оперы.

С их помощью можно почувствовать себя великим музыкантом, вообще ничего не умея. К тому же вряд ли у тебя есть куча офигитильно талантливых друзей и близких, с которыми можно собраться и сбацать что-нибудь этакое. А в Rock Band можно играть с кем угодно.

Удовольствие

Уметь играть на гитаре очень круто. Сначала, конечно, будет страшновато, но затем начинаешь осваивать разные приемы и техники игры, и вот ты уже можешь сыграть несколько песен. Почти каждый раз, когда берешь в руки гитару, ты узнаешь что-то новенькое, будь то новая песня или же какие-нибудь фишки, которые ты можешь ввернуть в уже известную песню, чтобы она зазвучала еще лучше.

Ты всегда учишься, и осознание этого факта приносит массу удовольствия. А вот Guitar Hero, конечно, многому не научит. Прогресс вроде бы есть, но по факту нет. На обычной гитаре можно переиграть кучу песен и посочинять свои, а в Guitar Hero / Rock Band будешь есть, что дают: не очень большой выбор вшитых в игру песен. Чуешь разницу, чуешь?

Guitar Hero и Rock Band учат чему-то не тому

Выросло целое поколение детей, которые пытаются активировать «режим звезды» на обычной гитаре и думают, что надо дергать за рычаг тремоло на каждой долго звучащей ноте. Ребята, притормозите: подтяжка на каждой ноте звучит УЖАСНО в нашем реальном мире. Детишки впадают в ступор, когда узнают, что существуют гитары вообще без рычага. Guitar Hero и Rock Band слишком сурово относятся к ошибкам.

В Rock Band стоит взять не ту ОДНУ ноту, и она заваливает несколько следующих, все бонусы исчезают, а толпа начинает свистеть. Это ни разу не весело, должен вам сказать. На мелкие лажи на обычной гитаре никто даже внимания не обращает мало кто может сыграть всю песню целиком ну вот прям идеально. Лажанул и спокойно играешь дальше.

Треки в Guitar Hero и Rock Band могут быть даже сложнее, чем сама песня в оригинале

Большой минус игры в Rock Band Guitar Hero заключается в том, что песню на гитаре бывает сыграть гораздо проще, нежели выбивать «партии» в игре. По сути, тебе нужно играть сразу за соло и ритм-гитары, периодически подключаются еще всякие инструменты (саксофон, синтезатор, труба, фортепиано и т.д.). В итоге надо сыграть куда как больше нот, чем если бы ты просто играл на гитаре. Почему, например, песню «Through the Fire and Flames» группы Dragonforce почти нереально сыграть на компьютере?

Да потому, что там надо играть сразу на двух гитарах и клавишах, сведенных в один трек, и это все в бешеном темпе. Нет, мы не утверждаем, что играть на обычной гитаре легко. Это очень сложно, но выглядит это не так шизофренически, как в играх. Когда оригинал песни проще, чем ее переложение, это, конечно, проблема для игры, но с этой проблемой Guitar Hero and Rock Band сталкиваются чуть ли не в каждой песне.

Нет, сама идея понятна: разработчикам кажется, что игроку играть только ритм или соло партию будет скучно, но можно было бы сделать это все как-то поаккуратнее. Мы все-таки не умственно отсталые, дайте нам самим выбрать, что именно играть, а не мешайте все в одну кучу.

Ты король рок’н’ролла в компьютерной игре? У меня для тебя плохие новости

Печальный факт для любителей компьютерных игр состоит в том, что на фоне даже самого зачуханного, но настоящего гитариста «гитарист» с пластмассовой гитарой будет выглядеть полным обсосом. Пластмассовые музыканты с пластмассовыми инструментами никому не интересны. Примитивная игра боем на обычной гитаре вызовет реальное одобрение окружающих, чего никогда не добиться исполнением даже сложнейшего соло в Rock Band.

Паршивая пластмасска

Мы поиграли во все новые игры с пластмассовыми инструментами, опробовав тонну гитар и барабанных установок. Они все выглядят просто отвратительно (за исключением пары-тройки) и занимают кучу места. А самое плохое, что их так много в продаже, что их уже никто не берет. Продать это все хоть кому-нибудь нереально даже за копейки, поэтому люди просто выкидывают все это барахло на помойку.

Кроме игры оно вообще ни на что не пригодно, а игровой жанр мертв. Их даже не поставишь в комнате в качестве украшения – в этом плане шкаф с настоящими гитарами куда как лучше.

Что в итоге?

Мы любим поиграть как в Guitar Hero, так и на настоящей гитаре. У каждого своя область применения, свои достоинства и недостатки. Нет нужды выбирать что-то одно и «правильное», как бы ни орали полоумные поклонники классической гитары. Главное, чтобы ты занимался музыкой и получал от этого удовольствие!


Смотрите также