Как играть блюз на акустической гитаре


особенности игры и советы новичкам

Не все музыканты могут обходиться без нот. Особенность джазовых исполнителей заключается в умении импровизировать на ходу, что равносильно написанию вариаций на тему заданной мелодии. При отсутствии музыкального образования достаточно сложно, но возможно играть блюз на гитаре при наличии абсолютного слуха и чувства гармонии. Аккорды, которые учат по цифровкам дворовые музыканты, только отчасти помогут в освоении этого стиля, ведь часть произведения, соревновательные его куски требуют воспроизведения мелодии. Это означает, что гитара будет использоваться как сольный, а не только аккомпанирующий инструмент.

Что такое блюз и особенности блюзового исполнения

До недавних пор в учебниках по музыкальной литературе можно было увидеть определение блюза, как ночная песня. По своему звучанию она является разновидностью джаза, о чем свидетельствуют: синкопированный ритм аккомпанемента, возможность импровизации во время исполнения, распевность верхней (вокальной партии).

В инструментальном исполнении используется прием диалога двух и более солирующих инструментов – саксофонов: альтового и сопрано, тенорового и баритонового строя. В этот диалог могут вклиниваться банджо, синтезатор, рояль. При сольном исполнении блюза на гитаре соревнуются в опеваниях нот, заданных тональностью, вокальная и аккомпанирующая партии. Получится исполнение пасадобля или джазового этюда, если не использовать при этом:

  • сольный инструмент для исполнения мелодической партии;
  • пропевание текста и вокализов;
  • при исполнении сольной (мелодической) партии потребуется аккомпанирующая синкопированная линия.

 

Обучаясь исполнять блюз на гитаре, следует освоить и умение играть в коллективе – дуэте, трио и даже оркестре. Чтобы научиться самому играть блюз на гитаре, необходимо освоить основные музыкальные азы – нотное изложение.

Изучить расположение нот на грифе помогут:

  • простые мелодии с первых страниц сборника В. Чунина для домры;
  • упражнения Шрадика, написанные для скрипки;
  • джазовый этюд Дворжака в переложении для скрипки или домры.
Внимание! Рекомендации использовать для освоения грифа ноты для домры 3-струнной (примы или альтовой) и скрипки основаны на схожести строя верхних 3-х струн всех трех инструментов. Разница в звуке выражается октавой, в которой они звучат. Альтовая домра и акустическая 6-струнная гитара являются транспонирующими инструментами, то есть звучат они на октаву ниже, чем записываются для них ноты на стане.

Кроме положения руки на грифе, позиционной игры, эти произведения помогут освоить умение играть с листа, отработать технику, освоить аппликатуру – порядок расположения пальцев на ладах. Джазовки исполняют при помощи плектора (медиатора), изготовленного из черепахового панциря или плотного пластика. Металлические пластинки и пальцевые переборы не используются при исполнении блюзовых произведений.

Начинаются блюзовые мелодии с затакта. В зависимости от того, на какую долю он приходится – на сильную или слабую, зависит положение плектора перед извлечением звука. При необходимости воспроизвести звук сильной (первой), относительно сильной (третьей) доли используется нажим на струну сверху, слабая (четвертая) или относительно слабая (вторая) доли играются с подцепа. Для отработки этого приема игры необходимо изучить упражнения и этюды.

 

Несмотря на то, что в джазовых стилях очень большая роль отводится импровизации в заданном ритме и тональности, обучение правильно начинать с изучения нот, их длительностей, средств музыкальной выразительности – громкости звуков, агогики (сдвига ритма), флажолет (пиццикато над порожком гитарного и балалаечного), акцентов (легато, нонлегато, стокатто, глиссандо, вибрато левой рукой).

Особенность игры на инструменте, задающем ритм в ансамблевом исполнении – бас всегда должен звучать сухо, что помогает остальным участникам джаз-банда не сбиться с ритма. Осваивать тонкости совместной игры с вариативным рядом лучше начать с пентатоники (музыкальной темы, в которой использованы только 5 нот выбранной тональности). Без диезов и бемолей играть можно в до-мажоре и ля-миноре.

Самый низкий бас на гитаре – это ми малой октавы, в ля-миноре самая известная русская народная песня, начинающаяся с этой ноты – «Во поле березка стояла». Основная мелодия состоит всего из 5 нот, она поможет освоить игру в первой позиции (в районе первых 5 ладов). Пентатоника использована и в песне «Как под горкой под горой», но ее лучше осваивать в до-мажоре, начиная с 5 струны – ля малой октавы, где 3 лад и является нотой До. С нее и следует начинать произведение, которое поможет освоить игру во второй позиции (в пределах 3-7 ладов).

Внимание! Чтобы максимально правильно освоить блюзовое воспроизведение, желательно избегать игры на открытых струнах при исполнении канителенных кусков. При исполнении техничных моментов на non legato и staccato это не столь критично, быстрые вариации исполняются как в позиции, так и на одной струне.

Начиная учиться блюзовой игре, можно использовать не только афроамериканские мелодии. Синкопирование простейших, знакомых с детства мелодий, поможет освоить ритм и мелодику экзотического блюзового стиля, имеющего с русской народной песней сходство в распевах на несколько тактов.

Что необходимо для игры блюза на гитаре

 

При исполнении произведений в смешанном ансамбле следует учесть, что строй духовых и струнных инструментов несколько отличается, придется подбирать тональность, одинаково подходящую для всех. При этом первые несколько ладов гитары не задействованы, для облегчения игры в этом случае используется зажим. Это приспособление снижает необходимость выставлять баррэ, которое людям с короткими пальцами и небольшой их растяжкой дается с трудом.

Для звукоизвлечения потребуются медиаторы, но не металлические, а упругие, чтобы призвуков металла не было слышно. Хорошо глушат вибрацию струны пластик и черепаховый панцирь. Черепаховый плектор – дорогой, его использование не всегда оправдано за счет большой жесткости. Пластик толщиной 2-3 мм – это достаточная толщина для извлечения бархатистого звука на всех струнах (с оплеткой и моно).

При использовании электрогитары потребуются звукосниматели, стерео-колонки с мощными динамиками, усилитель и микшерный пульт, благодаря которому можно выставить ревер, дающий объем и шлейф звуку. Добиться объемности звука на акустической 12-струнной гитаре можно без использования современной электрической аппаратуры. Особенность ее строя заключается в том, что каждая струна дублируется, верхняя настраивается в строжайшем соответствии с камертоном, а дублирующая на четверть тона ниже.

Выбор гитары

Иногда исполнители блюза используют прием удара по корпусу гитары для отбивания ритмических рисунков, усиления афроамериканского колорита музыки. Такого использования классическая гитара долго не выдержит. Есть выход: следует выбрать гитару, у которой резонансная дека защищена панцирем от конца грифа до голосника. Он закрепляется на несколько мм выше деки. Каждый щелчок ребром ладони или медиатором усиливается, как и звук струн. Эта же часть глушит металлические призвуки.

 

При выборе следует смотреть в первую очередь на отсутствие искривлений на грифе, равномерность возвышения струн над порожками (они не должны соприкасаться с порожками и находиться слишком высоко над грифом). Флажолет обязательно должен получиться над порожком 7 лада, звук быть чистым, звонким. Лучший инструмент даст сходный результат и над порожками других ладов. При ударе костяшками пальцев в параллельных, относительно грифа, участках деки звук должен совпасть по высоте.

Регулируемый гриф хорош для новичков, такие гитары преимущественно выпускаются как продукция широкого потребления. Они более дешевые, но качество звука для блюзовых исполнителей у них не самое подходящее. Для стабильного бархатистого звучания лучше подходят концертные или оркестровые инструменты с клееным грифом.

Отстройка гитары

Покупая гитару у именитого мастера или на фабрике, учтя все рекомендации по выбору, вряд ли потребуется дополнительно отстраивать гитару. Инструмент не любит чужих рук, покупать лучше новую, а не подержанную. Это убережет от разочарований, необходимости пользоваться услугами мастера для подтачивания порожков, регулировки грифа.

На начальном этапе подстраивать гитару придется регулярно, пока колки начнут удерживать натяжение струн на необходимом уровне на протяжении длительного периода игры. Через неделю интенсивного использования инструмента растяжение (качественных) струн заканчивается. Некачественные просто не выдерживают.

В настройке гитары помогут тюнеры или камертоны Ля или Ми. Если настраивать с ноты ля – то:

  1. Высота звука камертона должна слиться со звучанием 5 струны (второй сверху).
  2. Такой же звук должен быть и на верхней струне при зажатом 5 ладе.
  3. 4 струна (Ре) тоже на кварту выше по звучанию относительно ля, как ля к ми. Зажатый на 5 струне 5 лад соответствует по звучанию открытой четвертой струне.
  4. 3 струна (Соль) тоже настраивается по 5 ладу струны, находящейся над ней.
  5. Си – вторая струна соответствует по звуку 4 ладу на струне соль.
  6. Настраивать первую струну лучше по 6 струне. Несмотря на разницу высоты звука в октаву, они должны слиться.

 

Настройка инструмента по тюнеру не всегда дает лучший результат, что во многом зависит от особенностей инструмента. Люди, обладающие абсолютным музыкальным слухом, со временем учатся настраивать инструменты и без камертона, что практически не доступно мастерам. Мастерские по отстройке гитар – это хороший способ для новичков избежать ошибок, ведь настроить инструмент можно при помощи аппаратов, замеряющих количество колебаний струны, соответствующих звуку определенной высоты.

Толщина струн

Выбор длины и толщины струн во многом зависит от конструкции самой гитары, рекомендованный номер указывается производителем. Для блюза, звук которого должен быть завораживающим, необходимо брать металлические струны средней толщины. Широкая оплетка верхних серебряных струн уступает латунной в насыщенности звука. Слишком тонкие 1-3 струны дадут ненужный звон.

Звукосниматели

Super Distortion – двухкатушечный Humbucker, подавляющий фоны 50 и 60 Гц, усиливает звучание среднего тембра, снижает слияние звуков, глушит вибрации при тремолировании, глиссандо, чем и интересен этот популярный в 70-х, 80-х годах звукосниматель для исполнителей блюзовых аранжировок на электрогитарах. Он подходит для тех, кому необходимо усилить басовый спектр звуков. Предпочитающим играть в верхнем регистре больше понравится Super 2.

Dual Sound – при установке с Single Coil дает сходные характеристики по очистке мелодии от призвуков сети и вибраций. Удобен тем, что устанавливается вблизи окончания грифа, что упрощает его использование при высокотехничной игре.

PAF – основное действие рассчитано на средний регистр звуков, часто используется вкупе с Super Distortion. Органично сочетается с ламповыми усилителями старого образца, не оснащенных системой Mastervolume.

 

На рынке много качественных звукоснимателей, в том числе универсальных. Главный критерий их выбора исполнителями блюза – сочетаемость с остальными составляющими звуковоспроизводящей системы.

Усилители

Усилители звука можно разделить на 5 групп по принципу использования:

  1. Комбинированные – многофункциональные.
  2. Предварительные – они используются на больших пространствах, устанавливаются вдалеке от источников звука.
  3. Мощностные рассчитаны на усиление акустических гитар.
  4. Ламповые отличаются хорошими показателями усиления звука, возможностью подстройки, но очень капризны и сложны в управлении.
  5. Цифровой усилитель – прибор для домашнего, камерного использования. Для профессионального занятия музыкой не подходит.

Гитарные эффекты

Искать на территории России блюзовую гитару дело неблагодарное. При помощи специального устройства (блюздрайва) можно добавить характерное звучание классическому инструменту, что заключается в потрескивании, напоминающем то, что сопровождало воспроизведение музыки с виниловых пластинок. Есть и другие интересные устройства, изменяющие на дистанции от инструмента к усилителю звучание гитары:

  1. Дисторшн добавляет в звук агрессию, жесткость, тяжеловесность.
  2. Овердрайв или перегруз используется при исполнении тяжелого рока, это устройство заставит завизжать даже басовую гитару.
  3. Фуз – эффект ретро стиля в тяжелом роке.
  4. Вау-Вау придает звуку кваканье, напоминающее эффект, создаваемый саксофонистами при помощи открывания и закрывания раструба духового инструмента шляпой или специальным клапаном. Это устройство понравится джазменам и исполнителям блюза.
  5. Дилей задержит звучание сыгранного звука.
  6. Ревер – создает эффект эха и акустики большого концертного зала в малом помещении.
  7. Фланжеры дают звучание турбин самолета и перемещения звука за счет попеременного воспроизведения разными динамиками.
  8. Хорус преобразовывает звук одного инструмента в звучание дуэта или большого ансамбля.
  9. Тремоло.
  10. Эквалайзер выделяет при воспроизведении выбранные тембровые окраски, скрывает нежелательные.
  11. Октавер помогает без больших скачков по грифу повышать или понижать звук на несколько октав.

 

Выбор необходимых эффектов зависит только от личных предпочтений музыканта, выбранного стиля игры и репертуара.

Ритмы блюза

Кроме основного блюза, который попал в города с миграцией афроамериканцев, ритмы, входящие в понятие блюз – соул и фанк. Их исполняют музыканты на всех континентах.

Soul – направление музыки, возникшее в 50-е годы прошлого столетия, в основу которого лег жанр ритм-энд-блюз. Переводится термин с английского как «душа», что отражается в мелодике и текстах.

Фанк – танцевальная часть блюзовой музыки, которую подарили миру 60-е годы прошлого столетия. Интерпретировать перевод слова можно как танцы до упаду.

Аккорды для блюза

При желании освоить блюзовый ритм, не утруждаясь изучением музыкальной грамоты, можно воспользоваться следующим набором аккордов:

  • Am7 – ля-минорный септаккорд;
  • Dm7 – ре-минорный септаккорд;
  • Am7 – ля-минорный септаккорд;
  • Em7 – ми-минорный септаккорд;
  • Dm7 – ре-минорный септаккорд;
  • Am7 – ля-минорный септаккорд;
  • E7 – ми-мажорный септаккорд.

Так выглядит последовательность блюзового квадрата аккордов ля-минорной тональности.

Блюзовые риффы

Риффы – это циклическое повторение ритмического рисунка при периодической смене аккордов. Чем чаще меняются аккорды, тем интереснее, богаче, разнообразнее кажется мелодика произведения. Простой ритм восьмыми длительностями при смене аккордов из ля-минорного квадрата поможет освоить метроном.

Пошаговая инструкция как играть блюз

Кроме ритмичной игры аккордов, в блюзе необходимо использовать мелодию. В качестве примера для тональности ля-минор в восходящем и нисходящем движении по струнам и ладам грифа используются следующие ноты:

  1. Первая струна – 5 лад; 3 лад; открытая.
  2. Вторая струна – 3 лад; 1 лад.
  3. Третья струна – 2 лад, открытая.
  4. Четвертая струна – второй лад, открытая.
  5. Пятая струна – третий лад, открытая.
  6. Шестая струна – третий лад, открытая.

 

А теперь, начиная с первой струны, все ноты нужно играть в обратном порядке с открытой струны.

Чередуя аккордовое и мелодическое изложение, удастся освоить блюз в тональности ля-минор.

Рекомендации

Глушить звук можно, поставив указательный палец левой руки на струны или правой рукой. При быстрой игре обязательно используется чередование ударов по струнам снизу и подцепов. Использование спецэффектов, в том числе и компьютерных, сделают занятия более интересными и плодотворными.

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Блюз – очень разномастный и интересный жанр музыки. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга – и не подумаешь, что это одно и то же направление. Его исполняют и уличные музыканты, и всемирно известные звезды, вроде Гэри Мура. В этой статье мы рассмотрим, как играть блюз на гитаре.

Пальцы или слайд?

Слайд – специальная трубка или металла, стекла или керамики, которая надевается на палец и используется, чтобы зажимать струны. Когда струна соприкасается не с мягкой подушкой пальца, а с металлической поверхностью – звучание гитары меняется до неузнаваемости. С самого зарождения жанра блюз и слайд идут рука об руку.

Но никаких жестких канонов здесь нет. Нравится играть «руками» – пожалуйста. Хотите получать яркие вибратто и аутентичный звук – попробуйте слайд. Его даже необязательно покупать – возьмите стеклянную бутылку или, к примеру, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам такой звук или нет.

Звучание профессионального слайда не будет лучше, чем у бутылки. Отличие в том, что его не приходится держать всей рукой. Трубка надевается только на один палец, а остальные будут свободными. Таким образом, гитаристы могут комбинировать слайдовую технику игры с классической.

Насколько полным и объемным бывает звучание гитары можно понять, если купить двенадцатиструнную гитару.

Особенности 12-тиструнок:

  • усиленный корпус типа вестерн или джамбо;
  • широкий гриф;
  • металлические струны, размещенные парами – толстая с обмоткой и тонкая без обмотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настроена на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, хорошо владеющего игрой на шестиструнной гитаре, желание купить 12-струнную гитару в Москве или в другом регионе России вполне понятно.

Выбирая магазин, где купить гитару на 12 струн, присмотритесь к специализированным магазинам, предлагающим не только дешевые инструменты. Недорогая двенадцатиструнная гитара – великий соблазн, однако следует помнить, что 12 струн обусловливают мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому один из основных параметров двенадцатиструнки – ее прочность.

Подробнее…

Подготовка к игре

Данный раздел руководства – для тех, кто хочет учиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не надо – бери да играй. Но здесь есть возможность подкрутить эквалайзер или добавить в цепь пару педалей, получив нужный звук.

Первое и самое важное: забудьте о distortion. Блюзмены используют либо чистый, либо немного подгруженный звук, то есть легкий овердрайв. Большой уровень гейна даст много отвратительных шумов и многократно усилит скрежет по оплетке струн. А еще он компрессирует поток, срезая всю динамику блюзового звучания.

Существуют специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Не можете найти такую – используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переусердствовать. В некоторых композициях неплохо себя покажет Wah-Wah эффект. Но на стадии обучения его лучше не трогать.

Второй совет: не накручивайте много каких-то частот в эквалайзере. Вместо того чтобы поднять середину, лучше опустить уровень баса и «верха». Этот нехитрый прием даст вам более приятный и естественный звук.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе – это импровизация. Без нее ни свою мелодию не составишь, ни чужую не прикрасишь. А чтобы импровизировать, нужно узнать, какие ноты есть у вас в распоряжении.

За основу блюзовой гаммы берется минорная пентатоника. Между 3-й и 4-й ступенями добавляется еще одна нота. Именно она и помогает создать то самое характерное звучание. За десятилетия проб и ошибок блюзмены открыли для себя 5 наиболее удобных позиций (бокс) для игры.

Красная точка – это тоника, основная нота, от которой строится мелодия. Синяя – это тот самый добавочный звук. Выбирайте любой лад на гитаре и пробуйте поочередно проиграть все ноты в каждой из позиций. Даже без дополнительных приемов вы сразу почувствуете этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь разучить все боксы, чтобы ваши пальцы легко бегали по струнам «на автомате». Если вы будете постоянно думать, что зажать – ни о какой импровизации не может быть и речи.

Построение мелодии

Когда привыкнете к аппликатурам пентатоники, можно начинать импровизировать. Для начала попробуйте играть эту же гамму, но с разными ритмическими рисунками. Сочетайте восьмые и четверные ноты. Меняйте направление, «перескакивайте» через 1-2 ступени гаммы, делайте паузы. Через некоторое время ваши руки сами запомнят, какой прием звучит хорошо, а какой – так себе.

Не забывайте про метроном. Ритм в музыке очень важен. О нем нельзя забывать ни во время исполнения медленных, «тягучих» композиций, ни тем более, в качающих драйвовых риффах. Возможно, заниматься под метроном будет для вас непривычно и тяжело. Но без этого хорошее чувство ритма не разовьешь.

Пробуйте играть в разных позициях. Никто не запрещает менять их по ходу игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного различаться. Побольше экспериментируйте – и получите в свою копилку много интересных мелодий.

Бенд, слайд и вибратто

Без этих трех приемов не обходится ни одна блюзовая композиция. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и уникальной.

Слайд – самый простой прием. Особенно эффектно он звучит при игре слайдом (такая вот терминологическая тавтология). Собственно, вся техника игры сводится к тому, что вы никогда не отрываете трубку от струн, а ведете по их поверхности. Звук есть всегда, даже во время смены положения руки.

Если вы играете пальцами – суть остается та же. Например, зажимаете струну на 5-м ладу, извлекаете звук, а потом съезжаете на 7-й. Палец при этом отпускать не надо. Скорость зависит от контекста: иногда нужно съехать быстро, иногда – плавно.

Следующая важная в блюзе техника – бенд. Это изменение высоты звука без смены лада. Вы прижимаете струну, а затем ведете ее вдоль ладового порожка. Она натягивается и звучит выше. Обычно бенды тянут на тон или полтона. Сделать его несложно. Сложно – научиться подтягивать струны так, чтобы получившийся звук принадлежал к вашей гамме.

Это очень важный момент. Если вы сделаете бенд всего на четверть тона – он не впишется в мелодию и вызовет диссонанс. Если вы подтянете струну на полтона, но получите ноту, которая в вашу пентатонику не входит – снова диссонанс.

Например: между 3-й и 4-й ступенями вашей гаммы расстояние всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете зажать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее, пока звук не будет такой, как если бы вы зажали ее на 8-м ладу. Можете тянуть еще выше – до 9-го лада – и получить 5-ю ступень пентатоники.

Еще один универсальный прием – вибратто. Когда вы играете длинную ноту (например, 4-ю среди массива 8-х), ей можно придать особую окраску, привлечь внимание. Если вы умеете делать бенд, освоить вибратто будет легко. Просто увеличивайте и уменьшайте натяжение, чтобы получить характерное дрожание. Можно изменять высоту совсем чуть-чуть, а можно достичь амплитуды в 2 тона. Что и когда лучше звучит – можно понять только экспериментируя.

Этот небольшой материал поможет вам выйти на старт. А дальше – дело только за практикой. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, пробуйте составлять свои мелодии, добавляйте в композицию аккорды, активно используйте бенды и слайды. Лучший способ научиться играть блюз – это играть его.

Спонсор статьи.
Где и как приобрести качественные, 12 струнные гитары? Подробнее можно узнать здесь

Автор текста – Павел Молянов



Как играть блюз на гитаре

Автор Евгений На чтение 6 мин.

Это первая часть статьи "Как играть блюз на гитаре - уроки блюза для начинающих". В ней рассказывается об истории блюза, необходимом гитарном оборудовании и базовых технических приемах блюзовой музыки.

Блюз не входит в число самых технически сложных жанров современной музыки. Блюзовые гармонии просты, а техническими приемами начинающий гитарист может овладеть всего на несколько месяцев обучения.

Тем не менее, блюз является одним из самых востребованных жанров, как среди музыкантов, так и среди слушателей. Умение сыграть блюз не только расширит ваш технический арсенал, но и позволит улучшить свои навыки в импровизации и не затеряться на любом музыкальном джеме.

Что такое блюз? История блюза

Блюз – это народная афроамериканская музыка. Жанр сформировался на юго-востоке США, в дельте реки Миссисипи. По своей сути блюз – это сплав африканских ритмов, городской песни американского юга и фольклора каторжников.

Первые блюзовые записи были сделаны в первой четверти прошлого века. Одновременно с началом урбанизации и социализации черного населения Америки блюз распространился по всем Штатам.

Блюзмен на пороге бара на Юге США

К середине столетия блюз, а также его поджанр ритм-энд-блюз стали самой популярной коммерческой музыкой.

В середине 50-х годов Чак Берри и другие молодые музыканты стали исполнять блюзовые мелодии в ускоренном темпе. Так появился рок-н-ролл, из которого родились все современные жанры рок и поп-музыки.

Таким образом, блюз является основой современной западной музыкальной культуры.

Необходимое гитарное оборудование

Блюз можно исполнять в двух вариантах: акустическом и электрическом.

В первом случае вам хватит одной акустической гитары и слайдера. Если же вы поклонник Джо Бонамассы, Бадди Гая или Би Би Кинга, то все немного сложнее.

Во-первых, вам нужна электрогитара. Во-вторых, гитарный усилитель (комбик или голова+кабинет). Опционально вам могут понадобиться гитарные педали: перегруз, квакушка, дилей.

Ниже несколько советов по выбору гитарного оборудования.

Гитары

При покупке первой электрогитары не берите новую гитару и не гонитесь за брендами. Японский или корейский инструмент за 300 – 500 евро станет отличным решением.

Обратите внимание на бренды Fernandes, Greco, Westminster, Coolz, History, Edwards.

Гитара формы Stratocaster

При покупке гитары осмотрите ее. Голова должна быть целой, гриф ‑ прямым, лады ‑ без ямок. На сколы и царапины не обращайте внимания.

Усилители

Лучший вариант для дома – это маломощный (1 – 5 Вт) ламповый комбик. Среди транзисторных аппаратов уделите внимание моделям с чистым звуком. Ни в коем случае не берите себе домой 50-ваттных монстров. Вы никогда не сможете использовать их на полную мощность.

Для дома вам подойдут Vox AC4, VHT, Yerasov Gavrosh.

VHT VOX AC4 Yerasov Gavrosh

Педали

Педаль №1 для блюзового гитариста – это овердрайв. На первое время вам вполне хватит одной примочки. Среди недорогих и качественных вариантов – Boss SD-1, Boss BD-2 и продукция отечественных мастеров Shiftline, Yerasov, AMT Electronics.

AMT HR-1 Boss BD-2 Boss SD-1 Yerasov Screamer

Также вместо усилителя и педалей вы можете использовать компьютерные программы (VST). Среди лучших Guitar Rig, Amplitube, Bias Fx. Но в этом случае вам понадобится внешний аудиоинтерфейс или звуковая карта с поддержкой Asio. Кроме того, цена на эти программы сравнима со стоимостью аналогового оборудования.

Популярные приемы игры

Блюз не входит в число сложных для исполнения жанров. Здесь гитарист не должен уметь играть полифоническим тэппингом или владеть свипом секстолями в темпе 160.

Минимальный набор блюзового музыканта включает в себя стандартные приемы игры на гитаре:

  • бэнды;
  • вибрато;
  • игра слайдом и работа рычагом.

Бэнды

Бэнд на гитаре – это изменение высоты звучащей струны путем ее подтяжки.

Возьмите в руки гитару и зажмите средним пальцем 3 струну на 10 ладу. Это нота фа. Теперь ударьте по струне и потяните ее пальцем вверх к 4 струне. Звучащая нота становится выше. Это и есть бэнд.

Существует несколько видов бэндов:

  • простой бэнд – сначала вы бьете по струне медиатором, а потом делаете подятжку;
  • пребэнд – сначала делаете бэнд, а потом играете струну;
  • обратный бэнд – сначала делаете бэнд, потом бьете по струне, потом возвращаете струну;
  • легатный бэнд – сначала вы играете струну, потом делаете подтяжку, потом возвращаете струну на место;
  • бэндовый форшлаг – вы одновременно бьете по струну и делаете бэнд;
  • унисонный бэнд – вы бьете по двум струнам одновременно, потом нижнюю ноту подтягиваете до верхней.

ВНИМАНИЕ! О технике исполнения бэндов.

При игре бэндов на гитаре очень важно «дотянуть» струну до нужной ноты. В противном случае недотянутый бэнд испортит всю музыкальную фразу.

Для игры бэндов необходим хороший слух. Поэтому поначалу отрабатывать бэнды нужно с тюнером.

На табулатуре бэнд изображается следующим образом:

Бэнды

Cлайды

Слайды, или глиссандо – это типичная блюзовая «фишка».

Суть слайда заключается в извлечении нот, не отрывая пальцы от струн.

В блюзе слайды играются с помощью слайдера.

Слайдер

Слайдер – это маленькая трубка из стекла или стали, которую гитарист надевает на палец. Первыми слайдерами были горлышки бутылок из-под виски.

Если у вас нет слайдера, то его можно заменить зажигалкой или любым другим похожим предметом.

Слайды можно играть и одними пальцами. Зажмите 4 струну на 2 ладу. Ударьте по струне и, не отрывая палец от грифа гитары, переместите его на 7 лад. Звук отличается от игры с помощью слайдера.

На табулатуре слайд изображается следующим образом:

Слайд

Звук слайда вы наверняка слышали в песне Bad to the bone.

Вибрато

Вибрато на гитаре – это контролируемое периодическое раскачивание струны вверх-вниз. С помощью этого приема гитарист добавляет вибрации уже звучащей ноте. Таким образом он контролирует высоту и продолжительность звука.

Зажмите 3 струну на 7 ладу и сыграйте ноту Ре. Раскачивайте звучащую струну вверх-вниз. Получается, что вы делаете микробэнды, повышая и понижая звук струны.

Несмотря на кажущуюся простоту, вибрато является технически сложным приемом. Гитарист должен слышать мельчайшие нюансы звука и уметь пальцами полностью контролировать струну.

На табулатуре вибрато изображается следующим образом:

Вибрато

Настоящим мастером красивого вибрато считается Би Би Кинг. Великолепно исполняет этот прием Джо Бонамасса.

Работа рычагом

Некоторые гитары оснащены тремоло-системой.

Это приспособление позволяет добавлять к сыгранным нотам эффекты вибрато и тремоло без участия пальцев левой руки.

Нажимая на рычаг, гитарист изменяет высоту нот и частоту колебаний.

Среди наиболее известных поклонников тремоло-систем Джефф Бек, Стиви Рэй Вон, Сергей Табачников.

Джефф Бек

Как играть блюз на гитаре

Автор Евгений На чтение 6 мин.

Это вторая часть статьи "Как играть блюз на гитаре - уроки блюза для начинающих". В ней рассказывается о блюзовых ритмах, аккордах и риффах.

Классический блюз обладает несколькими отличительными признаками:

  • шаффл;
  • упрощенные аккордовые формы;
  • клише структуры песни.

Блюзовый ритм

Типичный блюзовый ритм называется шаффлом. Шаффл представляет собой триоли на 4/4.

На второй доле вместо ноты пауза. Считается так: «Раз – и – два, раз – и – два». Такой ритм является отличительной чертой чикагской школы.

На табулатуре шаффловый ритм выглядит следующим образом:

Шаффловый ритм на табулатуре

Ниже представлены примеры шаффла. Кстати, это минусовки, под которые вы можете развивать свой навык импровизации.

Классический блюз играется в размерах 4/4 и 12/8. Но современные блюз-роковые исполнители успешно адаптируют под блюз и 3/4 и 6/8. Например, Джек Уайт со своей версией песни «Love is Blindness».

Блюзовые аккорды

Большинство блюзовых стандартов строится на следующих ступенях:

I (Тоника) – IV (Субдоминанта) – V (Доминанта).

Примером практического применения этой схемы является последовательность аккордов в тональности Ми-минор:

Em – A – H.

Вам необходимо выучить эти три основные ступени для каждой тональности. Так вы решите массу проблем. Например, сможете без проблем играть импровизационные соло в любом ключе.

Но не весь блюз построен на 3 ступенях. Также популярны такие гармонии:

  • Em – G – A;
  • Hm – G – D – A;
  • E – A – E – H7.

Для украшения композиции и придания ей неустойчивого драматичного звучания блюзовые гитаристы используют вместо трезвучий септаккорды, нонаккорды и т.д.

СПРАВКА. О минорных и мажорных блюзовых аккордах

 Аккорды создают гармонию песни, которую гитарист обыгрывает на свой вкус. Если вы только начинаете знакомство с блюзом, начните с осмысления простых прогрессий. Например, Am – Dm – Em – E7. Это все та же последовательность тоника – субдоминанта – доминанта. Попробуйте разные позиции для этих аккордов и разный стиль игры.

Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды

От других жанров музыки блюз отличается активным применением аккордовых вариаций. В классических произведениях вы встретите септаккорды, нонаккорды и 11 и 13 аккорды. Применение этих созвучий позволяет создать то самое блюзовое настроение в песне.

Выполните небольшое упражнение. Сыграйте на гитаре 2 последовательности.

Сначала Am – Dm – Em – E.

Затем Am7 – Dm7 – Em7 – E7.

Вторая последовательность звучит намного более драматично, но одновременно незавершенно.

Используйте это знание в своем творчестве. Добавляйте септаккорды для нагнетания атмосферы, но не пытайтесь построить на них всю песню. Иначе будет создаваться впечатление недосказанности и незавершенности композиции.

Аккорды в виде баррэ. Система CAGED

Блюз – это музыка, в которой классические открытые позиции аккордов почти не используются. Блюзмены постоянно играют с приемом баррэ. Это позволяет им по-разному обыгрывать одни и те же аккорды, чередовать позиции для нужного звучания песни.

Существует 5 форм (для мажора и минора) для того, чтобы сыграть любой аккорд на гитаре:

Мажорная форма CМинорная форма CМажорная форма AМинорная форма AМажорная форма GМинорная форма GМажорная форма EМинорная форма EМажорная форма DМинорная форма D

Такая система называется CAGED – по латинским буквам, обозначающим созвучия.

Ниже представлены аппликатуры аккордов Ми-минор и Ми-мажор в каждой из 5 форм. Аналогично им строятся аппликатуры и для остальных аккордов.

Аккорд E в системе СAGEDАккорд Em в системе СAGED

Знание системы CAGED позволяет сыграть нужный аккорд в любой позиции и от любой ноты. Чтобы пользоваться этой системой, вы должны знать расположение всех нот на гитарном грифе.

СОВЕТ. О системе CAGED, пентатонике и соло

Вы почти никогда не будете играть аккорды во всех 5 формах. Вам вполне хватит знания открытой позиции и баррэ. Но система CAGED нужна для изучения пентатоники, которая, в свою очередь, является основой блюзового соло и импровизации.

Если вы хотите не только играть блюзовые квадраты, но и придумывать собственные соло, то добавьте в свои занятия на гитаре изучение этой системы.

 3 аккорда на всем грифе гитары

Еще одним способом обыграть аккорды в блюзе является применение трезвучий вместо полноценных аппликатур. Этот способ позволяет легко перемещаться между боксами пентатоники.

Трезвучия играются на 3 струнах. Чаще всего первых или последних.

Ниже в табулатуре изображены формы трезвучий для Ля-минора (Am). Сыграйте их под метроном. Сделайте вывод о различии в нюансах звучания.

Формы трезвучий Am

Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов

Рифф – это короткая музыкальная повторяющаяся фраза. Те фрагменты песен, которые вы играете в музыкальном магазине при покупке гитары, и есть рифы.

На риффах построена большая часть музыки. Среди самых знаменитых «Smoke on the water», «Back in Black», «Enter Sandman».

Не менее значимы риффы в блюзе. Традиционно они, как и аккорды, также строятся по схеме I – IV – V с обыгрыванием этой последовательности.

На видео ниже вы найдете 50 лучших риффов в истории блюза.

Скачать архив “Блюзовые риффы”

12 тактовая блюзовая прогрессия

Одним из главных блюзовых клише является использование 12 тактовой прогрессии при построении песен.

То есть вместо 8 в куплете блюзовой композиции 12 тактов. «Лишние» 4 такта образуются из-за повторения первой строчки. Причем повторяться могут отдельно как слова, так и музыкальная фраза.

Все 12 тактов строятся на обычной блюзовой последовательности

тоника – субдоминанта – доминанта.

Хотя иногда могут добавляться повышенные или пониженные ступени.

Примерами 12-тактового блюза могут служить песни JJ Cale – «Cocaine», BB King – «Thrill Is Gone», Чиж – «Перекресток», Зоопарк – «Blues de Moscou».

На рисунке ниже разбор 1 куплета песни «Перекресток». Обратите внимание на аккорд Bb7. Это повышенная V ступень. Это созвучие добавляет фразе резкости.

I, IV, V ступени в песне “Перекресток”


Смотрите также