Как играть блэк метал
Блэк-метал для начинающих - Роккульт
О жанре
Блэк-метал (black metal) – жанр экстремального метала, возникший в холодной Норвегии. Он расплодился по всему миру и имеет кучу ответвлений. Пугающий внешний вид с гримом под трупов, фаршеподобное звучание, разрывающий сознание вокал, пронизывающий каждую клеточку, а также поклонение Сатане, саморазрушение и дань уважения языческой культуре – вот что такое блэк-метал… Однако обо всём по порядку.
Истоки
Основную роль в формировании жанра сыграли группы Venom (куда же без них) и Bathory. Название песни первых дало имя самому жанру, а вторых можно считать самой первой блэк-метал-группой (однако то, что называется блэком сегодня, звучит всё же несколько по-другому). Также некоторые команды говорят, что на них повлияло творчество Sodom и Destruction.
Пионеры жанра
Теперь настало время поговорить о чистейшем блэке. Пионеры блэка целиком и полностью располагались на территории Скандинавских стран, преимущественно в Норвегии. Существовало там, если можно так сказать, сообщество под зловещим названием «Черный круг» – так называемая норвежская блэк-метал-мафия, особенный клуб для особенных, «посвященных» людей. Называть все группы из него нет смысла, поскольку они похожи друг на друга, так что ознакомьтесь с теми, чьё имя до сих пор на слуху.
Вы спросите, а как же все жуткие истории, связанные с блэкарями? Типа той, где вокалист группы Mayhem стреляет себе в голову из ружья (было за три года до Курта Кобейна, если что), а потом его фоткают и помещают на обложку альбома? А ещё, конечно же, сожжение церквей, испражнения на могилы и прочее. Наша цель не рассказать вам полную историю жанра, а лишь дать направляющий пинок к его изучению.
Однако о том, кто заварил всю эту кашу, сказать просто необходимо. Это Варг Викернес – один из самых известных представителей метала. Он первым из музыкантов перешел от слов к делу и спокойненько устроил в одном из городов Норвегии файер-шоу с участием одной из церквей (поджег ее). А потом ещё и убил своего товарища по группе Mayhem, за что получил тюремный срок. Также прославился в народе сольным проектом Burzum и серией экстремистских книжек, запрещенных в том числе и в России.
И это лишь один из колоритных персонажей блэк-метал-сцены. Остальных вы узнаете по мере погружения в эту бездну.

Фото - Рисовач →
Значимые группы
Прежде чем мы перейдем к группам, скатившимся в коммерцию, к блэку на просторах России и к внешнему виду блэкаря, вам стоит послушать ещё несколько команд, которые гремели и гремят по сей день на сцене «чёрного метала». Это, конечно же, Darkthrone, Marduk, нашумевшие поляки Behemoth, и, пожалуй, стоит добавить сюда Dark Funeral и Gorgoroth.
Отдельно хочется упомянуть группу Immortal. Самая безобидная, добропорядочная и жизнерадостная группа в Норвегии. Просто веселые ребята, уважающие языческих богов и своих предков, собственно про это и поющие. Несмотря на доброту, они прославились наиболее экстремальным и тяжёлым альбомом в истории норвежского блэка («Battles in the North» 1995-го года).
Блэк-коммерция
И пара слов о том блэке, который «не труЪ». Это исключительно коммерческие и безыдейные проекты, которые хотят нажиться на скандальной репутации блэк-металлистов. Итак, поприветствуйте группы, которые продались, аки проститутки, и играют блэк не потому, что у них чёрное и злое сердце, а потому, что это по-чёрному и злому коммерчески выгодно.
Блэк-метал в России
Теперь пора рассказать о том, как же развивается блэк у нас на Руси. Как и многие жанры метала, блэк у нас сильно связан с язычеством и культурой славян, но есть и классические сатанинские команды. Иногда народ не парится и просто совмещает в творчестве и то, и другое. Знакомьтесь с теми, кто, не боясь ничего, творит такое богохульство на святой Рассеюшке!
Внешний вид
Теперь о том, как должны выглядеть труЪ блэкеры. Во-первых, лицо должно быть размалёвано в корпспейнт (см. картинку). И нет, это не попытка подражать Kiss, а попытка выглядеть как труп. Вся одежда исключительно чёрная, неплохо будет, если местами рваная и измазанная кровью. На шее отлично будет смотреться перевёрнутый крест или пентаграмма. Ну и конечно же, шипы… много шипов!
Для полноты картины вылейте на себя тазик свиной крови (другую вы вряд ли сможете достать) и идите слушать любимый жанр в глухой лес. Лучше всего ночью, зимой.

Фото - alt-sector.net →
Слушайте музыку и погружайтесь во тьму, попутно читая леденящие душу истории о том, что сотворили музыканты в своё время. Этот жанр не для всех, а лишь для тех, кто готов отбросить свои привычные взгляды.
Если вы дошли до этого абзаца и прослушали все плейлисты, то вы наверняка стали совершенно другим человеком. Добро пожаловать в «чёрный круг»!
Блэк-метал — Википедия
Блэ́к-ме́тал (англ. black metal; «чёрный метал»; норв. svartmetall), или просто — блэк, — музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.
Жанр зародился в 1980-х как ответвление трэш-метала. Пионерами блэка принято считать английскую группу Venom и шведскую Bathory[1][2][3][4].
Своё наименование стиль получил благодаря альбому Black Metal, выпущенному группой Venom в 1982 году. Окончательно жанр сформировался в начале 1990-х усилиями норвежских групп «чёрного круга», в состав которого входили некоторые участники Mayhem, Burzum, Darkthrone, Immortal , Emperor[1][2].
Звучание и инструменты[править | править код]
Блэк-метал, как правило, характеризуется скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит. Звучание гитар резкое и «сырое», создающее монотонную абразивную пелену дисторшна. Вокал — скриминг и его разновидности (шрайк, грим, кроук и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. raw — «сырой») и считается классическим. Бас-гитара и клавишные (крайне редко) играют вспомогательную роль в традиционном эталонном блэке, тогда как, например, в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание. Гитарные соло и «куплеты-припевы» редки для этого жанра.
Инструменты, применяемые для исполнения, те же, что и в хэви-метале, однако иногда могут использоваться и нетрадиционные (для метала) инструменты — например, классические (скрипки, виолончели) или старинные аутентичные (фольклорные).
Концерты и сценический образ[править | править код]
В отличие от музыкантов других жанров, многие блэк-метал-музыканты не дают концертов. Те же группы, которые всё-таки выступают на сцене, часто используют разнообразный реквизит и театральные приёмы. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создается мрачная атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами (чаще всего проявляется антихристианство). На сцену иногда выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния скандинавских воинов, викингов, либо в ритуальных одеждах. Mayhem и Gorgoroth известны в числе других групп своими концертами, во время которых сцена украшена отрубленными головами животных, фальшивыми распятиями, средневековым оружием, а сами музыканты измазаны в крови[5].
Гаал на концерте 2009 годаСценический образ блэк-исполнителей играет важную роль. В одежде широко используются атрибутика, свойственная субкультуре металлистов: чёрная кожа, шипы, напульсники, тяжёлая обувь на толстой подошве, берцы. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены, важной составляющей образа являются длинные волосы. Однако блэк преподносит всё это под своим углом зрения, напульсники могут превратиться в утыканные гвоздями наручи, а кожаный пояс — в патронную ленту (патронташ)[4]. Чтобы подчеркнуть антихристианскую или антирелигиозную позицию, часто используется сатанинская символика — перевёрнутые кресты и пентаграммы[1]. Однако наиболее запоминающейся чертой является особый чёрно-белый макияж — корпспэйнт, цель которого — придать исполнителю демонический вид или сделать его похожим на труп. Тем не менее, многие блэк-музыканты стараются абстрагироваться от подобных клише (например, группа Emperor в своё время отказалась от корпспэйнта, основываясь на том, что он потерял первоначальное значение). В основном всё вышеперечисленное характерно для музыкантов, исполняющих тру-блэк, в то время как музыканты симфо-блэка и других, более мягких направлений данную атрибутику, как правило, не используют, так как ориентированы на более широкую аудиторию слушателей.
Оформление альбомов[править | править код]

В начале 1990-х ведущие блэк-метал-музыканты использовали простые чёрно-белые фотографии, рисунки или надписи в оформлении обложек своих записей[6]. Некоторые полагают, что это было своеобразным протестом против групп дэт-метала, которые в то время начали использовать яркое разноцветное оформление альбомов[6]. Некоторые музыканты, в особенности исполняющие тру-блэк, используют такой стиль оформления до сих пор. Альбомы остальных групп обычно имеют атмосферные или провокационные обложки. На одних часто изображается лес, природные или фэнтезийные пейзажи (например, Filosofem Burzum и In the Nightside Eclipse Emperor), различные мифологические персонажи. Довольно часто на обложках можно увидеть работы норвежского художника начала XX века Теодора Киттельсена[4], особенно из его книги Svartedauen (Чёрная смерть). Другие обложки несут на себе разнообразные изображения Бафомета, пентаграмм, перевёрнутых крестов и кощунственные порочащие интерпретации на христианскую тематику (например, In Sorte Diaboli Dimmu Borgir и Fuck Me Jesus Marduk), реже встречается нацистская символика (например, Нехристь Nokturnal Mortum).
Для оформления надписей и текстов часто используется готический шрифт, скандинавские руны и орнаменты. Логотипы многих блэк-метал-команд представляют собой настоящие шедевры художественной графики — изображаются множеством сложных, изломанных, витиеватых линий (часто напоминающих изморозь или иней, намёк на ледяную северную природу) и переплетённых символов-букв, что зачастую делает собственно названия абсолютно нечитаемыми[источник не указан 833 дня].
Тематика песен и идеология[править | править код]
Существенно более важную роль, чем в других «металических» жанрах, играет идеология музыкантов и, как следствие, тематика песен. Изначально блэк-метал сформировался на почве антихристианской идеологии, поэтому многие группы эксплуатируют сатанистскую, антихристианскую и оккультную тематику[7]. Наиболее радикальное направление блэка — тру-блэк зачастую граничит с экстремизмом. В отличие от остальных направлений метала, идеология в блэке зачастую играет большую роль, чем музыка. Тематика подавляющего большинства традиционного блэка включает антитеизм, атеизм, язычество.
Другие блэк-метал-группы идеологически ближе к дэт-металу и эксплуатируют такую тематику, как война, смерть, нигилизм. Зачастую тематика указывается в поджанре блэка: например, «депрессивный блэк-метал» (DSBM)[8] или «национал-социалистический блэк-метал (NSBM)».
В настоящее время существуют и более мягкие направления блэка, например, симфо-блэк. Тематика этих групп сильно отличается от тематики традиционных групп и включает в себя описание природы, зимы, мифологии, фольклора, философии и даже фэнтэзи. Эксплуатируют элементы этих тем и другие блэк-метал-группы, придерживаясь при этом жёсткого звучания. В частности, это отражается на обложках альбомов и названиях песен[8].
Кроме того, в некоторых направлениях блэка присутствуют элементы нацизма, что порождает среди поклонников массу споров и в целом дискредитирует музыкальный жанр. Многие блэк-метал-исполнители (в том числе участники Dissection[9], Gorgoroth[10], Dark Funeral[11], Summoning[12] и Panopticon[13]) считают, что идеология нацизма неприемлема для блэка, так как нацизм является авторитарной и коллективистской идеологией, тогда как идеи блэк-метала основаны на индивидуализме.
Периодически среди исполнителей и сторонников блэк-метала возникает резкая полемика относительно того, кто из представителей стиля наиболее привержен «настоящему», правильному, «тру» блэк-металу (англ. true black metal). Отклонения от жёсткого блэк-звучания (эксперименты с электроникой, симфонические аранжировки, женский вокал и т. п.) очень негативно воспринимаются в блэк-металической среде, из-за чего некоторые направления блэка (например, симфо-блэк) заслужили у «ортодоксальных» последователей жанра репутацию «продажных», «предательских» и «попсовых». Также крайне негативно воспринимаются попытки исполнителей достичь популярности и коммерческого успеха (ротация на телевидении и радио, публикации в мейнстримовых журналах, контракты с крупными звукозаписывающими лейблами). По этой причине многие андерграундные исполнители сознательно уходят от всего, что могло бы ассоциировать группу с «коммерцией»: выпускают записи только на дешёвых носителях (кассетах), минимальными тиражами (иногда не более 2-3 десятков экземпляров, или, например, по «числу зверя» — 666 копий), со звуком крайне низкого качества, не дают концертов. Тем не менее, блэк-метал давно перестал быть исключительно «андерграундным» явлением[источник не указан 833 дня].
Прото-блэк-метал[править | править код]
Прото-блэк (англ. proto-black metal) или классический блэк (хотя классическим часто называют true- и raw-black-metal) — блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш-[1][8][14], или хеви-метала (как это было с группой Mercyful Fate). Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях. Вокал, за исключением группы Bathory, не слишком высокий. Последователи данного направления, к примеру, американские группы Acheron или Absu также помимо трэш-составляющей использовали более современные элементы дэт-метала. В настоящее время почти не встречается.
Тру-блэк-метал[править | править код]
Тру-блэк (англ. true black metal — «правильный», «истинный блэк-метал») — самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как антихристианство, нигилизм, сатанизм, дьяволопоклонничество, люциферианство, оккультизм, мизантропия. Главное в тру-блэке — тематика песен, и лишь потом — музыкальная составляющая, поэтому музыка, как правило, отличается простотой, порой — даже экстремальным примитивизмом, хотя встречаются и группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой, например, Deathspell Omega, Merrimack, Ondskapt. Условным подвидом тру-блэка является raw black metal (англ. raw — сырой), где композиции записаны одной дорожкой без потоков, в крайне низком качестве.
True и raw black metal — это блэк с «сырым», грязным звучанием, провокационный, в идеологическом смысле отличающийся предельным радикализмом и нетерпимым отношением ко всему, на грани экстремизма. Особым почитанием у поклонников жанра пользуются представители стиля с резко антиобщественной репутацией: погромы, осквернения религиозных святынь, поджоги церквей[15], тюремные заключения, а порой даже убийства.
Считается, что слово «true» («истинный», «верный», «настоящий») в среде поклонников блэк-метала используется как характеристика идеологической направленности группы, то есть группа, не придерживающаяся идеологии блэк-метала, считается «не истинной», отошедшей от канонов жанра — «не тру»[источник не указан 833 дня]. Словосочетание «не тру» (not true) довольно часто используется и в ироничном, насмешливом смысле в различных контекстах[значимость факта?].
Симфоник-блэк-метал[править | править код]
Симфоник-блэк-метал (англ. symphonic black metal) — разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных, эмбиентных пассажей, иногда оркестровых аранжировок и женского вокала, при сохранении достаточной агрессивности звучания. Часто у таких исполнителей наблюдается индифферентное отношение к традиционной блэк-идеологии. Группы, играющие в этом стиле, обычно коммерчески наиболее успешны. На сегодняшний день самая известная группа симфо-блэк-метала — это норвежская группа Dimmu Borgir. От блэка остались тремоло, частые бласт-биты, дисторшированные гитары, настроенные под монотонное «жужжание» (впрочем, далеко не всегда). В качестве вокала используется в основном скриминг или гроулинг, но может использоваться и чистый вокал (Dimmu Borgir, Shade Empire (третий альбом)). Основоположниками данного стиля принято считать группы Arcturus и Emperor[источник не указан 833 дня].
Фолк-блэк-метал[править | править код]
DSBM[править | править код]
Атмосферный блэк-метал[править | править код]
В атмосферном блэк-метале (англ. atmospheric black metal) часто применяются синтезаторы и классические инструменты для придания мелодии или фонового сопровождения электрогитар. Темп меняется от медленного до среднего, с редкими вставками бласт-битов, при этом нет резких переходов, музыка развивается плавно. Тематикой текстов в основном является северная природа (леса и горы), а также мифология, фольклор, личный самоанализ и фэнтези (например, Summoning, посвящённый творчеству Толкина и, в меньшей степени, Муркока).
Влиятельным альбомом жанра является Hvis lyset tar oss (Burzum), выделившийся своим особенным, отличным от стандартных блэк-металических альбомов звучанием за счёт преобладания атмосферных клавишных, создающих депрессивное настроение[источник не указан 833 дня].
Эмбиент-блэк-метал[править | править код]
Грань между атмосферик- и эмбиент-блэк-металом (англ. ambient black metal) размыта[16]. Считается, что эмбиент-блэк более зацикленный по своей структуре, а звучание сливается в единое звуковое полотно, либо же включает в себя ярко выраженный синтезаторный эмбиент. Тем не менее, эмбиент-блэк часто путают с блэк-эмбиентом (поджанром дарк-эмбиента), поскольку к этому направлению относят эмбиентные сайд-проекты блэк-метал-музыкантов, как например Moëvöt.
Индастриал-блэк-метал[править | править код]
С начала XXI века определённые представители блэк-метал-сцены начинают внедрять в свою музыку элементы индастриала. Группа Mysticum, сформированная в 1991 году[17], была первой из этих групп[18]. Норвежские Dødheimsgard, Thorns, а также французская группа Blut Aus Nord стали известны как индастриал-блэк-исполнители[19]. К другим представителям данного направления относят группы Samael[20], The Axis of Perdition[21], Aborym[22], …and Oceans[23]. Кроме них, группы The Kovenant[24], Mortiis и Ulver появились на норвежской блэк-метал-сцене, но позже стали экспериментировать с индастриал-музыкой[25][26].
Blackgaze[править | править код]
Поджанр Blackgaze появился в начале XXI века и в последнее время набирает популярность. Исполнители внедряют в эстетику атмосферного и депрессивного блэка большое количество элементов «неметалических» жанров: шугейзинг, депрессив-рок и пост-рок[27], что делает звучание похожим на традиционный шугейзинг.
Блэк-дэт-метал[править | править код]
Этот поджанр, также называемый blackened death metal, является пограничным между блэком и дэтом. В такой музыке сочетается атмосферное, мрачное звучание блэк-метала и тяжесть, техничность, скорость и агрессия дэт-метала. Как правило, имеет тематику, традиционную для основной массы блэк-метала. С середины 1990-х блэк/дэт стали исполнять и развивать такие группы, как Belphegor, Sacramentum, Behemoth и прочие.
Блэк-дум-метал[править | править код]
Этот поджанр также называется blackened doom metal. DSBM часто перекликается с блэк/думом (англ. Black/doom), комбинирующим дум-метал и блэк-метал[28][29]. Примерами блэк/дума являются группы Forgotten Tomb, Barathrum и Woods of Ypres[30].
NSBM[править | править код]
Национал-социалистический блэк-метал (от англ. National Socialist Black Metal) или НСБМ (от англ. NSBM) — условное направление блэк-метала, ориентированное на нацистскую тематику текстов и сопутствующую атрибутику. Согласно Маттиасу Гарделлу, NSBM — это «национал-социализм как логическое продолжение политического и духовного инакомыслия, присущего блэк-металу»[31].
Прежде всего принадлежность групп к жанру обуславливается текстами, сконцентрированными на белом национализме[32], антисемитизме[33], национал-социализме, гетеросексизме, расизме и расовой сегрегации, смешанными с эстетикой сатанизма и язычества[34]. Музыканты, которые придерживаются национал-социалистических убеждений, но не отображают их в творчестве, к NSBM не относятся, но причисляются к таковым в средствах массовой информации[35].
Христианский блэк-метал[править | править код]
Христианский блэк-метал (англ. christian black metal) — пожалуй, самый редкий и противоречивый подвид жанра, иногда называемый unblack metal, отличающийся от родоначальника противоположной идеологией, то есть — лояльностью к христианству[36]. Группы христианского блэк-метала являются по сути «протестом в протесте» — выступают против сатанинско-языческой тематики в традиционном блэке.
Анархистский блэк-метал[править | править код]
В августе 2001 года правительство Малайзии (где более 60 % жителей — мусульмане) объявило о запрете блэк-метала на территории страны. По словам исламских властей страны, подобная музыка дурно влияет на молодёжь и бросает её в объятия оккультизма. В рамках борьбы с блэк-металом правительство издало указ, предписывавший государственным радиостанциям и телеканалам уменьшить количество «метала», звучащего в эфире, и ввело правило, в соответствии с которым иностранные группы, намеренные выступить в Малайзии с концертами, должны сначала предоставить на одобрение специальной комиссии видеокассеты с записью своих выступлений. Кроме того, во многих школах по инициативе их руководителей были проведены проверки учеников на предмет татуировок, атрибутики и прочих тематических украшений[37].
Документальные фильмы[править | править код]
- Det Svarte Alvor (1994) показывался на норвежском телевидении NRK.
- Satan Rides the Media (норв. Satan rir media) (1998) фильм норвежского кинематографиста Торстейна Груде (Torstein Grude).
- Norsk Black Metal (2003), фильм NRK.
- Metal: A Headbanger's Journey (2005) затрагивает блэк-метал начала 1990-х.
- True Norwegian Black Metal (2007) был показан как фильм из пяти частей на онлайн-телеканале VBS.tv. Освещает некоторые аспекты стиля жизни, мировоззрение и споры вокруг Гаала, бывшего фронтмена Gorgoroth[38].
- Black Metal: A Documentary (2007), фильм Билла Зебуба (Bill Zebub (англ.)русск.), показывает мир блэк-метала глазами самих музыкантов. В фильме нет как такового повествователя, и ни в одном интервью или рассказе не принимают участия люди, не относящиеся к блэк-металу[6].
- Murder Music: A History of Black Metal (2007)[8].
- Once Upon a Time in Norway (2008).
- Black Metal Satanica (2008).
- Until the Light Takes Us (2009) исследует истоки и субкультуру блэк-метала, включает «эксклюзивные интервью» и «редкие материалы о первых днях Чёрного Круга»[39].
Художественные фильмы[править | править код]
- «Pop Redemption» (2013) / «Добро пожаловать в ПОП». Рокеров со стажем, играющих в стиле блэк-метал, приглашают принять участие в крупном рок-фестивале. Но в дороге с ним происходит казус — по нелепой случайности в аварии погибает человек.
- «Повелители хаоса» (2018) / «Lords of Chaos». Триллер режиссёра Юнаса Окерлунда, посвящённый трагическим событиям вокруг норвежской блэк-металлической сцены начала 1990-х. Сценарий фильма основан на одноимённой книге американского журналиста Майкла Мойнихена (англ.)русск. и норвежского публициста Дидрика Сёдерлинда.
Книги[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 Dunn, Sam (2005). Metal: A Headbanger’s Journey.
- ↑ 1 2 Kahn-Harris, Keith (2006). Extreme Metal: Music and Culture on the Edge, page 4 (англ.).
- ↑ Александр Гагинский, Александр Киселёв. «Звуки ночи. Темная музыка» (рус.) (неопр.) ?. Журнал «Мир Фантастики» (№61; сентябрь 2008). Дата обращения 30 сентября 0010. (рус.)
- ↑ 1 2 3 Зуева, Мария. Стили » Блэк-Метал (рус.) (недоступная ссылка). Metalrus.ru (19 июля 2006). Дата обращения 30 сентября 2010. Архивировано 28 февраля 2009 года.
- ↑ Tisdall, Jonathan. Norwegian black metal band shocks Poland (англ.). Aftenposten (4 February 2004). Дата обращения 30 сентября 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 3 Zebub, Bill (2007). Black Metal: A Documentary (англ.).
- ↑ Kalis, Quentin. Black Metal: A Brief Guide (неопр.). Chronicles of Chaos (31 августа 2004). Дата обращения 30 сентября 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 3 4 Dome, Michael (2007). Murder Music — Black Metal Архивировано 23 июля 2011 года.. Rockworld TV.
- ↑ Интервью с лидером Dissection
- ↑ Официальное заявление от группы Архивировано 22 апреля 2009 года.
- ↑ Zebub, Bill (2007). Black Metal: A Documentary.
- ↑ Официальное заявление от группы Архивировано 30 июня 2012 года.
- ↑ Интервью с лидером проекта
- ↑ Sharpe-Young, Garry. Metal: The Definitive Guide, page 208
- ↑ Martin Ledang, Pål Aasdal (2008). Once Upon a Time in Norway.
- ↑ Encyclopaedia Metallum: The Metal Archives • View topic — Ambient & atmospheric black metal
- ↑ Marty Rytkonen, Mysticum interview, Worm Gear #8, [1] Access date: January 11, 2009.
- ↑ Roel F., Interview with Treachery, Lords of Metal issue 87, December 2008. [2] Access date: December 3, 2008.
- ↑ Chris Dick, «Blut Aus Nord», Decibel, December 2006
- ↑ Samael, metal-archives.com, September 3, 2011. [3] Access date: September 10, 2011.
- ↑ Matt Mooring, Deleted Scenes from the Transition Hospital review, Metalreview.com, 3/28/2005. アーカイブされたコピー (неопр.). Дата обращения 25 января 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года. Access date: January 4, 2009.
- ↑ Gothtronic
- ↑ Globaldomination, September 26, 2007
- ↑ Antti J. Ravelin, Nexus Polaris review, Allmusic. [Блэк-метал (англ.) на сайте AllMusic] Access date: January 11, 2009.
- ↑ Stefanos Zachariadis, Blood Inside review, Metal Invader, May 3, 2005. [4] Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine Access date: January 9, 2009.
- ↑ Mark Hensch, Some Kind of Heroin review, Thrashpit. [5] Access date: January 9, 2009.
- ↑ Blackgaze — Music Genres — Rate Your Music
- ↑ Newshound, Terrorizer. ITALIAN BLACKENED DOOMSTERS FORGOTTEN TOMB PLAN RELEASE review (неопр.). Terrorizer Online. Дата обращения 29 января 2009. Архивировано 23 июня 2012 года.
- ↑ Marsicano, Dan. Ordo Obsidium - Orbis Tertius Review review (неопр.). About.com. Дата обращения 29 января 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
- ↑ Newshound, Terrorizer. WOODS OF YPRES RELEASE DISCUSS THE GREEN ALBUM review (неопр.). Terrorizer Online. Дата обращения 29 января 2009. Архивировано 24 июня 2012 года.
- ↑ Mattias Gardell, Gods of the Blood (2003), p.307
- ↑ Interview mit Varg Vikernes
- ↑ ak — analyse & kritik — zeitung für linke Debatte und Praxis / Nr. 428 / 8.7.1999
- ↑ Stormblast, Nr. 2-3, 1999, цит. по ak — analyse & kritik — zeitung für linke Debatte und Praxis / Nr. 428 / 8.7.1999
- ↑ Rechtes Neuheiden-Festival mit Nazi-Runen im «SO 36» (нем.)
- ↑ Kapelovitz, Dan. Heavy Metal Jesus Freaks - Headbanging for Christ (неопр.) // Mean Magazine. — 2001. — February. Архивировано 5 августа 2007 года. Архивная копия от 5 августа 2007 на Wayback Machine
- ↑ Малайзия «деметаллизируется» (рус.)
- ↑ Канал vbs.tv на YouTube
- ↑ «Until the Light Takes Us» (англ.) на сайте Internet Movie Database
<ref>
с именем «darkgrot», определённый в <references>
, не используется в предшествующем тексте. Блек-метал Википедия
Блэ́к-ме́тал (англ. black metal; «чёрный метал»; норв. svartmetall), или просто — блэк, — музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.
Жанр зародился в 1980-х как ответвление трэш-метала. Пионерами блэка принято считать английскую группу Venom и шведскую Bathory[1][2][3][4].
Своё наименование стиль получил благодаря альбому Black Metal, выпущенному группой Venom в 1982 году. Окончательно жанр сформировался в начале 1990-х усилиями норвежских групп «чёрного круга», в состав которого входили некоторые участники Mayhem, Burzum, Darkthrone, Immortal , Emperor[1][2].
Основные черты
Звучание и инструменты
Блэк-метал, как правило, характеризуется скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит. Звучание гитар резкое и «сырое», создающее монотонную абразивную пелену дисторшна. Вокал — скриминг и его разновидности (шрайк, грим, кроук и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. raw — «сырой») и считается классическим. Бас-гитара и клавишные (крайне редко) играют вспомогательную роль в традиционном эталонном блэке, тогда как, например, в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание. Гитарные соло и «куплеты-припевы» редки для этого жанра.
Инструменты, применяемые для исполнения, те же, что и в хэви-метале, однако иногда могут использоваться и нетрадиционные (для метала) инструменты — например, классические (скрипки, виолончели) или старинные аутентичные (фольклорные).
Концерты и сценический образ
В отличие от музыкантов других жанров, многие блэк-метал-музыканты не дают концертов. Те же группы, которые всё-таки выступают на сцене, часто используют разнообразный реквизит и театральные приёмы. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создается мрачная атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами (чаще всего проявляется антихристианство). На сцену иногда выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния скандинавских воинов, викингов, либо в ритуальных одеждах. Mayhem и Gorgoroth известны в числе других групп своими концертами, во время которых сцена украшена отрубленными головами животных, фальшивыми распятиями, средневековым оружием, а сами музыканты измазаны в крови[5].
Гаал на концерте 2009 годаСценический образ блэк-исполнителей играет важную роль. В одежде широко используются атрибутика, свойственная субкультуре металлистов: чёрная кожа, шипы, напульсники, тяжёлая обувь на толстой подошве, берцы. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены, важной составляющей образа являются длинные волосы. Однако блэк преподносит всё это под своим углом зрения, напульсники могут превратиться в утыканные гвоздями наручи, а кожаный пояс — в патронную ленту (патронташ)[4]. Чтобы подчеркнуть антихристианскую или антирелигиозную позицию, часто используется сатанинская символика — перевёрнутые кресты и пентаграммы[1]. Однако наиболее запоминающейся чертой является особый чёрно-белый макияж — корпспэйнт, цель которого — придать исполнителю демонический вид или сделать его похожим на труп. Тем не менее, многие блэк-музыканты стараются абстрагироваться от подобных клише (например, группа Emperor в своё время отказалась от корпспэйнта, основываясь на том, что он потерял первоначальное значение). В основном всё вышеперечисленное характерно для музыкантов, исполняющих тру-блэк, в то время как музыканты симфо-блэка и других, более мягких направлений данную атрибутику, как правило, не используют, так как ориентированы на более широкую аудиторию слушателей.
Оформление альбомов

В начале 1990-х ведущие блэк-метал-музыканты использовали простые чёрно-белые фотографии, рисунки или надписи в оформлении обложек своих записей[6]. Некоторые полагают, что это было своеобразным протестом против групп дэт-метала, которые в то время начали использовать яркое разноцветное оформление альбомов[6]. Некоторые музыканты, в особенности исполняющие тру-блэк, используют такой стиль оформления до сих пор. Альбомы остальных групп обычно имеют атмосферные или провокационные обложки. На одних часто изображается лес, природные или фэнтезийные пейзажи (например, Filosofem Burzum и In the Nightside Eclipse Emperor), различные мифологические персонажи. Довольно часто на обложках можно увидеть работы норвежского художника начала XX века Теодора Киттельсена[4], особенно из его книги Svartedauen (Чёрная смерть). Другие обложки несут на себе разнообразные изображения Бафомета, пентаграмм, перевёрнутых крестов и кощунственные порочащие интерпретации на христианскую тематику (например, In Sorte Diaboli Dimmu Borgir и Fuck Me Jesus Marduk), реже встречается нацистская символика (например, Нехристь Nokturnal Mortum).
Для оформления надписей и текстов часто используется готический шрифт, скандинавские руны и орнаменты. Логотипы многих блэк-метал-команд представляют собой настоящие шедевры художественной графики — изображаются множеством сложных, изломанных, витиеватых линий (часто напоминающих изморозь или иней, намёк на ледяную северную природу) и переплетённых символов-букв, что зачастую делает собственно названия абсолютно нечитаемыми[источник не указан 833 дня].
Тематика песен и идеология
Существенно более важную роль, чем в других «металических» жанрах, играет идеология музыкантов и, как следствие, тематика песен. Изначально блэк-метал сформировался на почве антихристианской идеологии, поэтому многие группы эксплуатируют сатанистскую, антихристианскую и оккультную тематику[7]. Наиболее радикальное направление блэка — тру-блэк зачастую граничит с экстремизмом. В отличие от остальных направлений метала, идеология в блэке зачастую играет большую роль, чем музыка. Тематика подавляющего большинства традиционного блэка включает антитеизм, атеизм, язычество.
Другие блэк-метал-группы идеологически ближе к дэт-металу и эксплуатируют такую тематику, как война, смерть, нигилизм. Зачастую тематика указывается в поджанре блэка: например, «депрессивный блэк-метал» (DSBM)[8] или «национал-социалистический блэк-метал (NSBM)».
В настоящее время существуют и более мягкие направления блэка, например, симфо-блэк. Тематика этих групп сильно отличается от тематики традиционных групп и включает в себя описание природы, зимы, мифологии, фольклора, философии и даже фэнтэзи. Эксплуатируют элементы этих тем и другие блэк-метал-группы, придерживаясь при этом жёсткого звучания. В частности, это отражается на обложках альбомов и названиях песен[8].
Кроме того, в некоторых направлениях блэка присутствуют элементы нацизма, что порождает среди поклонников массу споров и в целом дискредитирует музыкальный жанр. Многие блэк-метал-исполнители (в том числе участники Dissection[9], Gorgoroth[10], Dark Funeral[11], Summoning[12] и Panopticon[13]) считают, что идеология нацизма неприемлема для блэка, так как нацизм является авторитарной и коллективистской идеологией, тогда как идеи блэк-метала основаны на индивидуализме.
Периодически среди исполнителей и сторонников блэк-метала возникает резкая полемика относительно того, кто из представителей стиля наиболее привержен «настоящему», правильному, «тру» блэк-металу (англ. true black metal). Отклонения от жёсткого блэк-звучания (эксперименты с электроникой, симфонические аранжировки, женский вокал и т. п.) очень негативно воспринимаются в блэк-металической среде, из-за чего некоторые направления блэка (например, симфо-блэк) заслужили у «ортодоксальных» последователей жанра репутацию «продажных», «предательских» и «попсовых». Также крайне негативно воспринимаются попытки исполнителей достичь популярности и коммерческого успеха (ротация на телевидении и радио, публикации в мейнстримовых журналах, контракты с крупными звукозаписывающими лейблами). По этой причине многие андерграундные исполнители сознательно уходят от всего, что могло бы ассоциировать группу с «коммерцией»: выпускают записи только на дешёвых носителях (кассетах), минимальными тиражами (иногда не более 2-3 десятков экземпляров, или, например, по «числу зверя» — 666 копий), со звуком крайне низкого качества, не дают концертов. Тем не менее, блэк-метал давно перестал быть исключительно «андерграундным» явлением[источник не указан 833 дня].
Классификация блэк-метала
Прото-блэк-метал
Прото-блэк (англ. proto-black metal) или классический блэк (хотя классическим часто называют true- и raw-black-metal) — блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш-[1][8][14], или хеви-метала (как это было с группой Mercyful Fate). Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях. Вокал, за исключением группы Bathory, не слишком высокий. Последователи данного направления, к примеру, американские группы Acheron или Absu также помимо трэш-составляющей использовали более современные элементы дэт-метала. В настоящее время почти не встречается.
Тру-блэк-метал
Тру-блэк (англ. true black metal — «правильный», «истинный блэк-метал») — самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как антихристианство, нигилизм, сатанизм, дьяволопоклонничество, люциферианство, оккультизм, мизантропия. Главное в тру-блэке — тематика песен, и лишь потом — музыкальная составляющая, поэтому музыка, как правило, отличается простотой, порой — даже экстремальным примитивизмом, хотя встречаются и группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой, например, Deathspell Omega, Merrimack, Ondskapt. Условным подвидом тру-блэка является raw black metal (англ. raw — сырой), где композиции записаны одной дорожкой без потоков, в крайне низком качестве.
True и raw black metal — это блэк с «сырым», грязным звучанием, провокационный, в идеологическом смысле отличающийся предельным радикализмом и нетерпимым отношением ко всему, на грани экстремизма. Особым почитанием у поклонников жанра пользуются представители стиля с резко антиобщественной репутацией: погромы, осквернения религиозных святынь, поджоги церквей[15], тюремные заключения, а порой даже убийства.
Считается, что слово «true» («истинный», «верный», «настоящий») в среде поклонников блэк-метала используется как характеристика идеологической направленности группы, то есть группа, не придерживающаяся идеологии блэк-метала, считается «не истинной», отошедшей от канонов жанра — «не тру»[источник не указан 833 дня]. Словосочетание «не тру» (not true) довольно часто используется и в ироничном, насмешливом смысле в различных контекстах[значимость факта?].
Симфоник-блэк-метал
Симфоник-блэк-метал (англ. symphonic black metal) — разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных, эмбиентных пассажей, иногда оркестровых аранжировок и женского вокала, при сохранении достаточной агрессивности звучания. Часто у таких исполнителей наблюдается индифферентное отношение к традиционной блэк-идеологии. Группы, играющие в этом стиле, обычно коммерчески наиболее успешны. На сегодняшний день самая известная группа симфо-блэк-метала — это норвежская группа Dimmu Borgir. От блэка остались тремоло, частые бласт-биты, дисторшированные гитары, настроенные под монотонное «жужжание» (впрочем, далеко не всегда). В качестве вокала используется в основном скриминг или гроулинг, но может использоваться и чистый вокал (Dimmu Borgir, Shade Empire (третий альбом)). Основоположниками данного стиля принято считать группы Arcturus и Emperor[источник не указан 833 дня].
Фолк-блэк-метал
DSBM
Атмосферный блэк-метал
В атмосферном блэк-метале (англ. atmospheric black metal) часто применяются синтезаторы и классические инструменты для придания мелодии или фонового сопровождения электрогитар. Темп меняется от медленного до среднего, с редкими вставками бласт-битов, при этом нет резких переходов, музыка развивается плавно. Тематикой текстов в основном является северная природа (леса и горы), а также мифология, фольклор, личный самоанализ и фэнтези (например, Summoning, посвящённый творчеству Толкина и, в меньшей степени, Муркока).
Влиятельным альбомом жанра является Hvis lyset tar oss (Burzum), выделившийся своим особенным, отличным от стандартных блэк-металических альбомов звучанием за счёт преобладания атмосферных клавишных, создающих депрессивное настроение[источник не указан 833 дня].
Эмбиент-блэк-метал
Грань между атмосферик- и эмбиент-блэк-металом (англ. ambient black metal) размыта[16]. Считается, что эмбиент-блэк более зацикленный по своей структуре, а звучание сливается в единое звуковое полотно, либо же включает в себя ярко выраженный синтезаторный эмбиент. Тем не менее, эмбиент-блэк часто путают с блэк-эмбиентом (поджанром дарк-эмбиента), поскольку к этому направлению относят эмбиентные сайд-проекты блэк-метал-музыкантов, как например Moëvöt.
Индастриал-блэк-метал
С начала XXI века определённые представители блэк-метал-сцены начинают внедрять в свою музыку элементы индастриала. Группа Mysticum, сформированная в 1991 году[17], была первой из этих групп[18]. Норвежские Dødheimsgard, Thorns, а также французская группа Blut Aus Nord стали известны как индастриал-блэк-исполнители[19]. К другим представителям данного направления относят группы Samael[20], The Axis of Perdition[21], Aborym[22], …and Oceans[23]. Кроме них, группы The Kovenant[24], Mortiis и Ulver появились на норвежской блэк-метал-сцене, но позже стали экспериментировать с индастриал-музыкой[25][26].
Blackgaze
Поджанр Blackgaze появился в начале XXI века и в последнее время набирает популярность. Исполнители внедряют в эстетику атмосферного и депрессивного блэка большое количество элементов «неметалических» жанров: шугейзинг, депрессив-рок и пост-рок[27], что делает звучание похожим на традиционный шугейзинг.
Блэк-дэт-метал
Этот поджанр, также называемый blackened death metal, является пограничным между блэком и дэтом. В такой музыке сочетается атмосферное, мрачное звучание блэк-метала и тяжесть, техничность, скорость и агрессия дэт-метала. Как правило, имеет тематику, традиционную для основной массы блэк-метала. С середины 1990-х блэк/дэт стали исполнять и развивать такие группы, как Belphegor, Sacramentum, Behemoth и прочие.
Блэк-дум-метал
Этот поджанр также называется blackened doom metal. DSBM часто перекликается с блэк/думом (англ. Black/doom), комбинирующим дум-метал и блэк-метал[28][29]. Примерами блэк/дума являются группы Forgotten Tomb, Barathrum и Woods of Ypres[30].
Идеологические направления
NSBM
Национал-социалистический блэк-метал (от англ. National Socialist Black Metal) или НСБМ (от англ. NSBM) — условное направление блэк-метала, ориентированное на нацистскую тематику текстов и сопутствующую атрибутику. Согласно Маттиасу Гарделлу, NSBM — это «национал-социализм как логическое продолжение политического и духовного инакомыслия, присущего блэк-металу»[31].
Прежде всего принадлежность групп к жанру обуславливается текстами, сконцентрированными на белом национализме[32], антисемитизме[33], национал-социализме, гетеросексизме, расизме и расовой сегрегации, смешанными с эстетикой сатанизма и язычества[34]. Музыканты, которые придерживаются национал-социалистических убеждений, но не отображают их в творчестве, к NSBM не относятся, но причисляются к таковым в средствах массовой информации[35].
Христианский блэк-метал
Христианский блэк-метал (англ. christian black metal) — пожалуй, самый редкий и противоречивый подвид жанра, иногда называемый unblack metal, отличающийся от родоначальника противоположной идеологией, то есть — лояльностью к христианству[36]. Группы христианского блэк-метала являются по сути «протестом в протесте» — выступают против сатанинско-языческой тематики в традиционном блэке.
Анархистский блэк-метал
Запреты и ограничения
В августе 2001 года правительство Малайзии (где более 60 % жителей — мусульмане) объявило о запрете блэк-метала на территории страны. По словам исламских властей страны, подобная музыка дурно влияет на молодёжь и бросает её в объятия оккультизма. В рамках борьбы с блэк-металом правительство издало указ, предписывавший государственным радиостанциям и телеканалам уменьшить количество «метала», звучащего в эфире, и ввело правило, в соответствии с которым иностранные группы, намеренные выступить в Малайзии с концертами, должны сначала предоставить на одобрение специальной комиссии видеокассеты с записью своих выступлений. Кроме того, во многих школах по инициативе их руководителей были проведены проверки учеников на предмет татуировок, атрибутики и прочих тематических украшений[37].
Фильмы и книги
Документальные фильмы
- Det Svarte Alvor (1994) показывался на норвежском телевидении NRK.
- Satan Rides the Media (норв. Satan rir media) (1998) фильм норвежского кинематографиста Торстейна Груде (Torstein Grude).
- Norsk Black Metal (2003), фильм NRK.
- Metal: A Headbanger's Journey (2005) затрагивает блэк-метал начала 1990-х.
- True Norwegian Black Metal (2007) был показан как фильм из пяти частей на онлайн-телеканале VBS.tv. Освещает некоторые аспекты стиля жизни, мировоззрение и споры вокруг Гаала, бывшего фронтмена Gorgoroth[38].
- Black Metal: A Documentary (2007), фильм Билла Зебуба (Bill Zebub (англ.)русск.), показывает мир блэк-метала глазами самих музыкантов. В фильме нет как такового повествователя, и ни в одном интервью или рассказе не принимают участия люди, не относящиеся к блэк-металу[6].
- Murder Music: A History of Black Metal (2007)[8].
- Once Upon a Time in Norway (2008).
- Black Metal Satanica (2008).
- Until the Light Takes Us (2009) исследует истоки и субкультуру блэк-метала, включает «эксклюзивные интервью» и «редкие материалы о первых днях Чёрного Круга»[39].
Художественные фильмы
- «Pop Redemption» (2013) / «Добро пожаловать в ПОП». Рокеров со стажем, играющих в стиле блэк-метал, приглашают принять участие в крупном рок-фестивале. Но в дороге с ним происходит казус — по нелепой случайности в аварии погибает человек.
- «Повелители хаоса» (2018) / «Lords of Chaos». Триллер режиссёра Юнаса Окерлунда, посвящённый трагическим событиям вокруг норвежской блэк-металлической сцены начала 1990-х. Сценарий фильма основан на одноимённой книге американского журналиста Майкла Мойнихена (англ.)русск. и норвежского публициста Дидрика Сёдерлинда.
Книги
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Dunn, Sam (2005). Metal: A Headbanger’s Journey.
- ↑ 1 2 Kahn-Harris, Keith (2006). Extreme Metal: Music and Culture on the Edge, page 4 (англ.).
- ↑ Александр Гагинский, Александр Киселёв. «Звуки ночи. Темная музыка» (рус.) (неопр.) ?. Журнал «Мир Фантастики» (№61; сентябрь 2008). Дата обращения 30 сентября 0010. (рус.)
- ↑ 1 2 3 Зуева, Мария. Стили » Блэк-Метал (рус.) (недоступная ссылка). Metalrus.ru (19 июля 2006). Дата обращения 30 сентября 2010. Архивировано 28 февраля 2009 года.
- ↑ Tisdall, Jonathan. Norwegian black metal band shocks Poland (англ.). Aftenposten (4 February 2004). Дата обращения 30 сентября 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 3 Zebub, Bill (2007). Black Metal: A Documentary (англ.).
- ↑ Kalis, Quentin. Black Metal: A Brief Guide (неопр.). Chronicles of Chaos (31 августа 2004). Дата обращения 30 сентября 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 3 4 Dome, Michael (2007). Murder Music — Black Metal Архивировано 23 июля 2011 года.. Rockworld TV.
- ↑ Интервью с лидером Dissection
- ↑ Официальное заявление от группы Архивировано 22 апреля 2009 года.
- ↑ Zebub, Bill (2007). Black Metal: A Documentary.
- ↑ Официальное заявление от группы Архивировано 30 июня 2012 года.
- ↑ Интервью с лидером проекта
- ↑ Sharpe-Young, Garry. Metal: The Definitive Guide, page 208
- ↑ Martin Ledang, Pål Aasdal (2008). Once Upon a Time in Norway.
- ↑ Encyclopaedia Metallum: The Metal Archives • View topic — Ambient & atmospheric black metal
- ↑ Marty Rytkonen, Mysticum interview, Worm Gear #8, [1] Access date: January 11, 2009.
- ↑ Roel F., Interview with Treachery, Lords of Metal issue 87, December 2008. [2] Access date: December 3, 2008.
- ↑ Chris Dick, «Blut Aus Nord», Decibel, December 2006
- ↑ Samael, metal-archives.com, September 3, 2011. [3] Access date: September 10, 2011.
- ↑ Matt Mooring, Deleted Scenes from the Transition Hospital review, Metalreview.com, 3/28/2005. アーカイブされたコピー (неопр.). Дата обращения 25 января 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года. Access date: January 4, 2009.
- ↑ Gothtronic
- ↑ Globaldomination, September 26, 2007
- ↑ Antti J. Ravelin, Nexus Polaris review, Allmusic. [Блэк-метал (англ.) на сайте AllMusic] Access date: January 11, 2009.
- ↑ Stefanos Zachariadis, Blood Inside review, Metal Invader, May 3, 2005. [4] Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine Access date: January 9, 2009.
- ↑ Mark Hensch, Some Kind of Heroin review, Thrashpit. [5] Access date: January 9, 2009.
- ↑ Blackgaze — Music Genres — Rate Your Music
- ↑ Newshound, Terrorizer. ITALIAN BLACKENED DOOMSTERS FORGOTTEN TOMB PLAN RELEASE review (неопр.). Terrorizer Online. Дата обращения 29 января 2009. Архивировано 23 июня 2012 года.
- ↑ Marsicano, Dan. Ordo Obsidium - Orbis Tertius Review review (неопр.). About.com. Дата обращения 29 января 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
- ↑ Newshound, Terrorizer. WOODS OF YPRES RELEASE DISCUSS THE GREEN ALBUM review (неопр.). Terrorizer Online. Дата обращения 29 января 2009. Архивировано 24 июня 2012 года.
- ↑ Mattias Gardell, Gods of the Blood (2003), p.307
- ↑ Interview mit Varg Vikernes
- ↑ ak — analyse & kritik — zeitung für linke Debatte und Praxis / Nr. 428 / 8.7.1999
- ↑ Stormblast, Nr. 2-3, 1999, цит. по ak — analyse & kritik — zeitung für linke Debatte und Praxis / Nr. 428 / 8.7.1999
- ↑ Rechtes Neuheiden-Festival mit Nazi-Runen im «SO 36» (нем.)
- ↑ Kapelovitz, Dan. Heavy Metal Jesus Freaks - Headbanging for Christ (неопр.) // Mean Magazine. — 2001. — February. Архивировано 5 августа 2007 года. Архивная копия от 5 августа 2007 на Wayback Machine
- ↑ Малайзия «деметаллизируется» (рус.)
- ↑ Канал vbs.tv на YouTube
- ↑ «Until the Light Takes Us» (англ.) на сайте Internet Movie Database
<ref>
с именем «darkgrot», определённый в <references>
, не используется в предшествующем тексте. black metal Википедия
Эта статья — о музыкальном жанре. Об альбоме группы Venom см. Black Metal (альбом).Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. |
Блэк-метал | |
---|---|
Направление | Экстремальный метал |
Истоки | Трэш-метал, дэт-метал, хардкор-панк |
Место и время возникновения | 1-я волна: ранние-средние 80-е, европейская сцена экстремального метала 2-я волна: ранние 90-е, скандинавская сцена экстремального метала |
Годы расцвета | 90-е годы, в основном андеграунд |
Поджанры | |
Симфоник-блэк-метал Мелодик-блэк-метал Атмосферик-блэк-метал Эмбиент-блэк-метал Депрессивно-суицидальный блэк-метал Блэк-дэт-метал Блэк-дум-метал Фолк-блэк-метал Пейган-блэк-метал Прогрессив-блэк-метал Национал-социалистический блэк-метал Христианский блэк-метал | |
Родственные | |
Пейган-метал Викинг-метал Дарк-метал Дэт-метал | |
Производные | |
Блэкгейз | |
Медиафайлы на Викискладе |
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Примеры блэк-метала | |
Venom - Witching Hour (прото-блэк) | |
Immortal - All Shall Fall | |
Burzum - Dunkelheit |
Блэ́к-ме́тал (англ. black metal; «чёрный метал»; норв. svartmetall), или просто — блэк, — музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.
Жанр зародился в 19
Сатанинский блэк-метал — отзывы и рецензии — КиноПоиск
Темное искусство не могло увять со смертью одного из лидеров группы Mayhem, жанр развивается, набирая мощь, питая черные вены силой тысяч воплей изнеможённых грешников, оглушая ангелов и заставляя христианского бога плакать кровавыми слезами. Черный козел гордо восседает на троне пока приспешники его отвержено полируют гитары, и дерут глотки.
Теперь нас знакомят с уже более молодыми, в смысле десятилетия нулевых, последователями блэк-металлической идеологии. Современные исполнителя имеют куда больше адекватный взгляд на вещи чем отцы основатели стиля пару десятилетий назад. Их в большей степени интересует подход к изданию музыки и написанию интересных вещей. А не к ортодоксальному подростковому терроризму в духе поджогов церквей, или обстрела Макдональдса на норвежских землях. Музыканты углубляются в историю своего народа, поглощая моменты христианских преступлений против него. Чтобы затем излить накопившуюся злобу в творческое вдохновение, трансформирующееся в тексты и затем в музыку.
«Молодая поросль», относительно молодая, если сравнивать их с 84 годом, вдохновленные Гришнаком и теми же Mayhem, Hellhammer и прочими зачинщиками жанра, они между тем куда более трезво смотрят на вещи, предпочитая только рассуждать о природе христианского зла, которое воцарилось в мире. Предпочтения отдаются музыкальному террору сугубо сценическому имиджу, и сугубо человеческому времяпровождения, вроде пива в барах, а не закапыванию одежды в грязь. Изрыгнуть пену во славу козла можно и на мероприятии, а не из канистры на стену ближайшей церквушки. Война с религией идет на сцене и через социальные источники, меч былой войны давно обрел черты современного характера. Черпая вдохновение из музыки старших братьев по цеху и древних легенд, они снова разжигают черное пламя жанра. Подкрепляя им, собственные адекватные доводы против христианского Бога, который оставил кровавый след не только в норвежской, но и шведской, и финских мифологиях.
«И мы будем изрыгать эти доводы, осуждать его и вопить о его преступлениях. Это путь выбранный нами, музыкальный террор, музыкальная оппозиция, называйте как хотите.»
Путь сплоченных одиночек в музыкальном стиле. Его последователи четко дают зрителю понять, что с темной тропы они не сойдут. Что христианская вера не остановит, а лишь вдохновит на дальнейшую борьбу с ней. Вдохновляет в своих текстах выливать ушат помоев на иудейского Христа. Приветствовать хозяина свежим, утробным рыком. И не более, ведь на дворе цивилизованное общество, а все перфомансы являются лишь поэтической аллегорией и частью жизненной позиции. Все без вреда для окружающих и явно на коммерческой основе. Хех.
Разбор полетом по темам веры, и религии, смешанных с творческим вдохновением, все куда более лояльно и их действительно интересно слушать и созерцать. Все- таки новая волна.
Только вкрапление былых тем изрядно нагоняет скуку, ну вот зачем опять про Варга и Евронимуса? Уже слышали, спасибо. Лучше побольше дайте рассуждений и личных взглядов. Тут не уставший, Фенриз, а куда более трезвые усы, хоть и пафосные через, чур. Судят о мире, и его неполноценности.
Увеличен охват музыкального круга приверженцев по странам и под-жанрам черного металла, становится интереснее смотреть на разнящиеся ноне в корне точки зрения различных деятелей, различных стран. Позабавил момент обсуждения исполнителями термина unblack, христианский блэк-металл тобишь. Сплошной facepalm & angst с их стороны, сплошное удовольствие при просмотре, ведь реагируют они опять же, выдавая на публику игривые шутки, логичные рассуждения и черную иронию. И чем ближе финал ленты, тем более занимательной она становится, самое интересное опять оставляют на десерт. Благодарим фронт мена шведской группы Shining за это. Сразу ощущаются тонный пафоса. Но это чернушный и заведомо направленный на глумление над человеческими ценностями юмор. Доступный, однако, в понимании не каждому. Но мое почтение. Не иллюзорно доставили помыслы лидера коллектива и о сцене, и о мировоззрении. Они черны по определению и не лишены здорового юморного взгляда одновременно. Он как сладкая пилюля подсластил финал фильма.
Способность высмеивать общепринятые ценности. Идти по пути одиночки, с наслаждением лететь в пропасть. Блэк металлисты видят себя проповедниками в какой-то мере. Наслаждение вдохновение, в жанре, построенном не только на музыке как таковой. Но и на духовных догматах смерти, пути саморазрушения и сатанизме. Ум и логика при этом не отрицаются, а следуют рядом.
Фильм о осознанно падших и нашедших себя в этом музыкальном жанре.
Блэк-метал — Википедия
Блэ́к-ме́тал (англ. black metal; «чёрный метал»; норв. svartmetall), или просто — блэк, — музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.
Жанр зародился в 1980-х как ответвление трэш-метала. Пионерами блэка принято считать английскую группу Venom и шведскую Bathory[2][3][4][5].
Своё наименование стиль получил благодаря альбому Black Metal, выпущенному группой Venom в 1982 году. Окончательно жанр сформировался в начале 1990-х усилиями норвежских групп «чёрного круга», в состав которого входили некоторые участники Mayhem, Burzum, Darkthrone, Immortal , Emperor[2][3].
Основные черты
Звучание и инструменты
Блэк-метал, как правило, характеризуется скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит. Звучание гитар резкое и «сырое», создающее монотонную абразивную пелену дисторшна. Вокал — скриминг и его разновидности (шрайк, грим, кроук и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. raw — «сырой») и считается классическим. Бас-гитара и клавишные (крайне редко) играют вспомогательную роль в традиционном эталонном блэке, тогда как, например, в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание. Гитарные соло и «куплеты-припевы» редки для этого жанра.
Инструменты, применяемые для исполнения, те же, что и в хэви-метале, однако иногда могут использоваться и нетрадиционные (для метала) инструменты — например, классические (скрипки, виолончели) или старинные аутентичные (фольклорные).
Концерты и сценический образ
В отличие от музыкантов других жанров, многие блэк-метал-музыканты не дают концертов. Те же группы, которые всё-таки выступают на сцене, часто используют разнообразный реквизит и театральные приёмы. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создается мрачная атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами (чаще всего проявляется антихристианство). На сцену иногда выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния скандинавских воинов, викингов, либо в ритуальных одеждах. Mayhem и Gorgoroth известны в числе других групп своими концертами, во время которых сцена украшена отрубленными головами животных, фальшивыми распятиями, средневековым оружием, а сами музыканты измазаны в крови[6].
Гаал на концерте 2009 годаСценический образ блэк-исполнителей играет важную роль. В одежде широко используются атрибутика, свойственная субкультуре металлистов: чёрная кожа, шипы, напульсники, тяжёлая обувь на толстой подошве, берцы. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены, важной составляющей образа являются длинные волосы. Однако блэк преподносит всё это под своим углом зрения, напульсники могут превратиться в утыканные гвоздями наручи, а кожаный пояс — в патронную ленту (патронташ)[5]. Чтобы подчеркнуть антихристианскую или антирелигиозную позицию, часто используется сатанинская символика — перевёрнутые кресты и пентаграммы[2]. Однако наиболее запоминающейся чертой является особый чёрно-белый макияж — корпспэйнт, цель которого — придать исполнителю демонический вид или сделать его похожим на труп. Тем не менее, многие блэк-музыканты стараются абстрагироваться от подобных клише (например, группа Emperor в своё время отказалась от корпспэйнта, основываясь на том, что он потерял первоначальное значение). В основном всё вышеперечисленное характерно для музыкантов, исполняющих тру-блэк, в то время как музыканты симфо-блэка и других, более мягких направлений данную атрибутику, как правило, не используют, так как ориентированы на более широкую аудиторию слушателей.
Оформление альбомов

В начале 1990-х ведущие блэк-метал-музыканты использовали простые чёрно-белые фотографии, рисунки или надписи в оформлении обложек своих записей[7]. Некоторые полагают, что это было своеобразным протестом против групп дэт-метала, которые в то время начали использовать яркое разноцветное оформление альбомов[7]. Некоторые музыканты, в особенности исполняющие тру-блэк, используют такой стиль оформления до сих пор. Альбомы остальных групп обычно имеют атмосферные или провокационные обложки. На одних часто изображается лес, природные или фэнтезийные пейзажи (например, Filosofem Burzum и In the Nightside Eclipse Emperor), различные мифологические персонажи. Довольно часто на обложках можно увидеть работы норвежского художника начала XX века Теодора Киттельсена[5], особенно из его книги Svartedauen (Чёрная смерть). Другие обложки несут на себе разнообразные изображения Бафомета, пентаграмм, перевёрнутых крестов и кощунственные порочащие интерпретации на христианскую тематику (например, In Sorte Diaboli Dimmu Borgir и Fuck Me Jesus Marduk), реже встречается нацистская символика (например, Нехристь Nokturnal Mortum).
Для оформления надписей и текстов часто используется готический шрифт, скандинавские руны и орнаменты. Логотипы многих блэк-метал-команд представляют собой настоящие шедевры художественной графики — изображаются множеством сложных, изломанных, витиеватых линий (часто напоминающих изморозь или иней, намёк на ледяную северную природу) и переплетённых символов-букв, что зачастую делает собственно названия абсолютно нечитаемыми[источник не указан 285 дней].
Тематика песен и идеология
Существенно более важную роль, чем в других «металических» жанрах, играет идеология музыкантов и, как следствие, тематика песен. Изначально блэк-метал сформировался на почве антихристианской идеологии, поэтому многие группы эксплуатируют сатанистскую, антихристианскую и оккультную тематику[8]. Наиболее радикальное направление блэка — тру-блэк зачастую граничит с экстремизмом. В отличие от остальных направлений метала, идеология в блэке зачастую играет большую роль, чем музыка. Тематика подавляющего большинства традиционного блэка включает антитеизм, атеизм, язычество.
Другие блэк-метал-группы идеологически ближе к дэт-металу и эксплуатируют такую тематику, как война, смерть, нигилизм. Зачастую тематика указывается в поджанре блэка: например, «депрессивный блэк-метал» (DSBM)[9] или «национал-социалистический блэк-метал (NSBM)».
В настоящее время существуют и более мягкие направления блэка, например, симфо-блэк. Тематика этих групп сильно отличается от тематики традиционных групп и включает в себя описание природы, зимы, мифологии, фольклора, философии и даже фэнтэзи. Эксплуатируют элементы этих тем и другие блэк-метал-группы, придерживаясь при этом жёсткого звучания. В частности, это отражается на обложках альбомов и названиях песен[9].
Кроме того, в некоторых направлениях блэка присутствуют элементы нацизма, что порождает среди поклонников массу споров и в целом дискредитирует музыкальный жанр. Многие блэк-метал-исполнители (в том числе участники Dissection[10], Gorgoroth[11], Dark Funeral[12], Summoning[13] и Panopticon[14]) считают, что идеология нацизма неприемлема для блэка, так как нацизм является авторитарной и коллективистской идеологией, тогда как идеи блэк-метала основаны на индивидуализме.
Периодически среди исполнителей и сторонников блэк-метала возникает резкая полемика относительно того, кто из представителей стиля наиболее привержен «настоящему», правильному, «тру» блэк-металу (англ. true black metal). Отклонения от жёсткого блэк-звучания (эксперименты с электроникой, симфонические аранжировки, женский вокал и т. п.) очень негативно воспринимаются в блэк-металической среде, из-за чего некоторые направления блэка (например, симфо-блэк) заслужили у «ортодоксальных» последователей жанра репутацию «продажных», «предательских» и «попсовых». Также крайне негативно воспринимаются попытки исполнителей достичь популярности и коммерческого успеха (ротация на телевидении и радио, публикации в мейнстримовых журналах, контракты с крупными звукозаписывающими лейблами). По этой причине многие андерграундные исполнители сознательно уходят от всего, что могло бы ассоциировать группу с «коммерцией»: выпускают записи только на дешёвых носителях (кассетах), минимальными тиражами (иногда не более 2-3 десятков экземпляров, или, например, по «числу зверя» — 666 копий), со звуком крайне низкого качества, не дают концертов. Тем не менее, блэк-метал давно перестал быть исключительно «андерграундным» явлением[источник не указан 285 дней].
Классификация блэк-метала
Прото-блэк-метал
Прото-блэк (англ. proto-black metal) или классический блэк (хотя классическим часто называют true- и raw-black-metal) — блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш-[2][9][15], или хеви-метала (как это было с группой Mercyful Fate). Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях. Вокал, за исключением группы Bathory, не слишком высокий. Последователи данного направления, к примеру, американские группы Acheron или Absu также помимо трэш-составляющей использовали более современные элементы дэт-метала. В настоящее время почти не встречается.
Тру-блэк-метал
Тру-блэк (англ. true black metal — «правильный», «истинный блэк-метал») — самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как антихристианство, нигилизм, сатанизм, дьяволопоклонничество, люциферианство, оккультизм, мизантропия. Главное в тру-блэке — тематика песен, и лишь потом — музыкальная составляющая, поэтому музыка, как правило, отличается простотой, порой — даже экстремальным примитивизмом, хотя встречаются и группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой, например, Deathspell Omega, Merrimack, Ondskapt. Условным подвидом тру-блэка является raw black metal (англ. raw — сырой), где композиции записаны одной дорожкой без потоков, в крайне низком качестве.
True и raw black metal — это блэк с «сырым», грязным звучанием, провокационный, в идеологическом смысле отличающийся предельным радикализмом и нетерпимым отношением ко всему, на грани экстремизма. Особым почитанием у поклонников жанра пользуются представители стиля с резко антиобщественной репутацией: погромы, осквернения религиозных святынь, поджоги церквей[16], тюремные заключения, а порой даже убийства.
Считается, что слово «true» («истинный», «верный», «настоящий») в среде поклонников блэк-метала используется как характеристика идеологической направленности группы, то есть группа, не придерживающаяся идеологии блэк-метала, считается «не истинной», отошедшей от канонов жанра — «не тру»[источник не указан 285 дней]. Следует отметить, что словосочетание «не тру» (not true) довольно часто используется и в ироничном, насмешливом смысле в различных контекстах[значимость факта?].
Симфоник-блэк-метал
Симфоник-блэк-метал (англ. symphonic black metal) — разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных, эмбиентных пассажей, иногда оркестровых аранжировок и женского вокала, при сохранении достаточной агрессивности звучания. Часто у таких исполнителей наблюдается индифферентное отношение к традиционной блэк-идеологии. Группы, играющие в этом стиле, обычно коммерчески наиболее успешны. На сегодняшний день самая известная группа симфо-блэк-метала — это норвежская группа Dimmu Borgir. От блэка остались тремоло, частые бласт-биты, дисторшированные гитары, настроенные под монотонное «жужжание» (впрочем, далеко не всегда). В качестве вокала используется в основном скриминг или гроулинг, но может использоваться и чистый вокал (Dimmu Borgir, Shade Empire (третий альбом)). Основоположниками данного стиля принято считать группы Arcturus и Emperor[источник не указан 285 дней].
Фолк-блэк-метал
DSBM
Атмосферный блэк-метал
В атмосферном блэк-метале (англ. atmospheric black metal) часто применяются синтезаторы и классические инструменты для придания мелодии или фонового сопровождения электрогитар. Темп меняется от медленного до среднего, с редкими вставками бласт-битов, при этом нет резких переходов, музыка развивается плавно[17]. Тематикой текстов в основном является северная природа (леса и горы), а также мифология, фольклор, личный самоанализ и фэнтези (например, Summoning, посвящённый творчеству Толкина и, в меньшей степени, Муркока).
Влиятельным альбомом жанра является Hvis lyset tar oss (Burzum), выделившийся своим особенным, отличным от стандартных блэк-металических альбомов звучанием за счёт преобладания атмосферных клавишных, создающих депрессивное настроение[источник не указан 285 дней].
Эмбиент-блэк-метал
Грань между атмосферик- и эмбиент-блэк-металом (англ. ambient black metal) размыта[18]. Считается, что эмбиент-блэк более зацикленный по своей структуре, а звучание сливается в единое звуковое полотно, либо же включает в себя ярко выраженный синтезаторный эмбиент. Тем не менее, эмбиент-блэк часто путают с блэк-эмбиентом (поджанром дарк-эмбиента), поскольку к этому направлению относят эмбиентные сайд-проекты блэк-метал-музыкантов, как например Moëvöt[19].
Индастриал-блэк-метал
С начала XXI века определённые представители блэк-метал-сцены начинают внедрять в свою музыку элементы индастриала. Группа Mysticum, сформированная в 1991 году[20], была первой из этих групп[21]. Норвежские Dødheimsgard, Thorns, а также французская группа Blut Aus Nord стали известны как индастриал-блэк-исполнители[22]. К другим представителям данного направления относят группы Samael[23], The Axis of Perdition[24], Aborym[25], …and Oceans[26]. Кроме них, группы The Kovenant[27], Mortiis и Ulver появились на норвежской блэк-метал-сцене, но позже стали экспериментировать с индастриал-музыкой[28][29].
Blackgaze
Поджанр Blackgaze появился в начале XXI века и в последнее время набирает популярность. Исполнители внедряют в эстетику атмосферного и депрессивного блэка большое количество элементов «неметалических» жанров: шугейзинг, депрессив-рок и пост-рок[30], что делает звучание похожим на традиционный шугейзинг.
Блэк-дэт-метал
Этот поджанр, также называемый blackened death metal, является пограничным между блэком и дэтом. В такой музыке сочетается атмосферное, мрачное звучание блэк-метала и тяжесть, техничность, скорость и агрессия дэт-метала. Как правило, имеет тематику, традиционную для основной массы блэк-метала. С середины 1990-х блэк/дэт стали исполнять и развивать такие группы, как Belphegor, Sacramentum, Behemoth и прочие.
Блэк-дум-метал
Этот поджанр, также называется blackened doom metal. DSBM часто перекликается с блэк/думом (англ. Black/doom), комбинирующим дум-метал и блэк-метал[31][32]. Примерами блэк/дума являются группы Forgotten Tomb, Barathrum и Woods of Ypres[33].
Идеологические направления
NSBM
Национал-социалистический блэк-метал (от англ. National Socialist Black Metal) или НСБМ (от англ. NSBM) — условное направление блэк-метала, ориентированное на нацистскую тематику текстов и сопутствующую атрибутику. Согласно Маттиасу Гарделлу, NSBM — это «национал-социализм как логическое продолжение политического и духовного инакомыслия, присущего блэк-металу»[34].
Прежде всего принадлежность групп к жанру обуславливается текстами, сконцентрированными на белом национализме[35], антисемитизме[36], национал-социализме, гетеросексизме, расизме и расовой сегрегации, смешанными с эстетикой сатанизма и язычества[37]. Музыканты, которые придерживаются национал-социалистических убеждений, но не отображают их в творчестве, к NSBM не относятся, но причисляются к таковым в средствах массовой информации[38].
Христианский блэк-метал
Христианский блэк-метал (англ. christian black metal) — пожалуй, самый редкий и противоречивый подвид жанра, иногда называемый unblack metal, отличающийся от родоначальника противоположной идеологией, то есть — лояльностью к христианству[39]. Группы христианского блэк-метала являются по сути «протестом в протесте» — выступают против сатанинско-языческой тематики в традиционном блэке.
Анархистский блэк-метал
Запреты и ограничения
В августе 2001 года правительство Малайзии (где более 60 % жителей — мусульмане) объявило о запрете блэк-метала на территории страны. По словам исламских властей страны, подобная музыка дурно влияет на молодёжь и бросает её в объятия оккультизма. В рамках борьбы с блэк-металом правительство издало указ, предписывавший государственным радиостанциям и телеканалам уменьшить количество «метала», звучащего в эфире, и ввело правило, в соответствии с которым иностранные группы, намеренные выступить в Малайзии с концертами, должны сначала предоставить на одобрение специальной комиссии видеокассеты с записью своих выступлений. Кроме того, во многих школах по инициативе их руководителей были проведены проверки учеников на предмет татуировок, атрибутики и прочих тематических украшений[40].
Фильмы и книги
Документальные фильмы
- Det Svarte Alvor (1994) показывался на норвежском телевидении NRK.
- Satan Rides the Media (норв. Satan rir media) (1998) фильм норвежского кинематографиста Торстейна Груде (Torstein Grude).
- Norsk Black Metal (2003), фильм NRK.
- Metal: A Headbanger's Journey (2005) затрагивает блэк-метал начала 1990-х.
- True Norwegian Black Metal (2007) был показан как фильм из пяти частей на онлайн-телеканале VBS.tv. Освещает некоторые аспекты стиля жизни, мировоззрение и споры вокруг Гаала, бывшего фронтмена Gorgoroth[41].
- Black Metal: A Documentary (2007), фильм Билла Зебуба (Bill Zebub (англ.)русск.), показывает мир блэк-метала глазами самих музыкантов. В фильме нет как такового повествователя, и ни в одном интервью или рассказе не принимают участия люди, не относящиеся к блэк-металу[7].
- Murder Music: A History of Black Metal (2007)[9].
- Once Upon a Time in Norway (2008).
- Black Metal Satanica (2008).
- Until the Light Takes Us (2009) исследует истоки и субкультуру блэк-метала, включает «эксклюзивные интервью» и «редкие материалы о первых днях Чёрного Круга»[42].
Художественные фильмы
- «Pop Redemption» (2013) / «Добро пожаловать в ПОП». Рокеров со стажем, играющих в стиле блэк-метал, приглашают принять участие в крупном рок-фестивале. Но в дороге с ним происходит казус — по нелепой случайности в аварии погибает человек.
Книги
См. также
Примечания
- ↑ Энциклопедия стилей.Black metal (блэк-метал). darkgrot.ru. Проверено 30 сентября 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 3 4 Dunn, Sam (2005). Metal: A Headbanger’s Journey.
- ↑ 1 2 Kahn-Harris, Keith (2006). Extreme Metal: Music and Culture on the Edge, page 4 (англ.).
- ↑ Александр Гагинский, Александр Киселёв. «Звуки ночи. Темная музыка» (рус.). Журнал «Мир Фантастики» (№61; сентябрь 2008). Проверено 30 сентября 2000. Архивировано 24 августа 2011 года. (рус.)
- ↑ 1 2 3 Зуева, Мария. Стили » Блэк-Метал (рус.). Metalrus.ru (19 июля 2006). Проверено 30 сентября 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
- ↑ Tisdall, Jonathan. Norwegian black metal band shocks Poland (англ.). Aftenposten (4 февраля 2004). Проверено 30 сентября 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 3 Zebub, Bill (2007). Black Metal: A Documentary (англ.).
- ↑ Kalis, Quentin. Black Metal: A Brief Guide. Chronicles of Chaos (31 августа 2004). Проверено 30 сентября 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 3 4 Dome, Michael (2007). Murder Music — Black Metal Архивировано 23 июля 2011 года.. Rockworld TV.
- ↑ Интервью с лидером Dissection
- ↑ Официальное заявление от группы Архивировано 22 апреля 2009 года.
- ↑ Zebub, Bill (2007). Black Metal: A Documentary.
- ↑ Официальное заявление от группы Архивировано 30 июня 2012 года.
- ↑ Интервью с лидером проекта
- ↑ Sharpe-Young, Garry. Metal: The Definitive Guide, page 208
- ↑ Martin Ledang, Pål Aasdal (2008). Once Upon a Time in Norway.
- ↑ Atmospheric Black Metal — Music Genres — Rate Your Music
- ↑ Encyclopaedia Metallum: The Metal Archives • View topic — Ambient & atmospheric black metal
- ↑ Black Ambient — Music Genres — Rate Your Music
- ↑ Marty Rytkonen, Mysticum interview, Worm Gear #8, [1] Access date: January 11, 2009.
- ↑ Roel F., Interview with Treachery, Lords of Metal issue 87, December 2008. [2] Access date: December 3, 2008.
- ↑ Chris Dick, «Blut Aus Nord», Decibel, December 2006
- ↑ Samael, metal-archives.com, September 3, 2011. [3] Access date: September 10, 2011.
- ↑ Matt Mooring, Deleted Scenes from the Transition Hospital review, Metalreview.com, 3/28/2005. アーカイブされたコピー. Проверено 25 января 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года. Access date: January 4, 2009.
- ↑ Gothtronic
- ↑ Globaldomination, September 26, 2007
- ↑ Antti J. Ravelin, Nexus Polaris review, Allmusic. [Блэк-метал (англ.) на сайте AllMusic] Access date: January 11, 2009.
- ↑ Stefanos Zachariadis, Blood Inside review, Metal Invader, May 3, 2005. [4] Access date: January 9, 2009.
- ↑ Mark Hensch, Some Kind of Heroin review, Thrashpit. [5] Access date: January 9, 2009.
- ↑ Blackgaze — Music Genres — Rate Your Music
- ↑ Newshound, Terrorizer. ITALIAN BLACKENED DOOMSTERS FORGOTTEN TOMB PLAN RELEASE review. Terrorizer Online. Проверено 29 января 2009. Архивировано 23 июня 2012 года.
- ↑ Marsicano, Dan. Ordo Obsidium - Orbis Tertius Review review. About.com. Проверено 29 января 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
- ↑ Newshound, Terrorizer. WOODS OF YPRES RELEASE DISCUSS THE GREEN ALBUM review. Terrorizer Online. Проверено 29 января 2009. Архивировано 24 июня 2012 года.
- ↑ Mattias Gardell, Gods of the Blood (2003), p.307
- ↑ Interview mit Varg Vikernes
- ↑ ak — analyse & kritik — zeitung für linke Debatte und Praxis / Nr. 428 / 8.7.1999
- ↑ Stormblast, Nr. 2-3, 1999, цит. по ak — analyse & kritik — zeitung für linke Debatte und Praxis / Nr. 428 / 8.7.1999
- ↑ Rechtes Neuheiden-Festival mit Nazi-Runen im «SO 36» (нем.)
- ↑ Kapelovitz, Dan (February 2001). «Heavy Metal Jesus Freaks - Headbanging for Christ». Mean Magazine. Проверено 2007-09-06. “And where secular Black Metal thrived, so did its Christian counterpart, Unblack Metal, with names like Satanicide, Neversatan, and Satan's Doom.”
- ↑ Малайзия «деметаллизируется» (рус.)
- ↑ Канал vbs.tv на YouTube
- ↑ «Until the Light Takes Us» (англ.) на сайте Internet Movie Database